Меню Рубрики

Анализ теста кактус для детей

Цель: методика предназначена для исследования эмоционально-личностной сферы детей младшего школьного возраста и подростков.

Процедура проведения. При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А 4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием восьми «люшеровских» цветов, тогда при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус — таким, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:
• пространственное положение
• размер рисунка
• характеристики линий
• сила нажима на карандаш
Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для
данной методики:
• характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, женственный и т.д.)
• характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.)
• характеристика иголок (размер, расположение, количество)

Интерпретация результатов: по результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка :
• Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.
• Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим.
• Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа.
• Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа.
• Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.
• Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.
• Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.
• Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами
• Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.
• Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.
• Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус.
• Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.
• Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса.

После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые помогут уточнить интерпретацию:
1. Этот кактус домашний или дикий?
2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?
3. Кактусу нравиться, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?
4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?
5. Какие у кактуса есть соседи?
6. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)?

Ф.И. ребёнка____________, возраст____, группа____ дата провед.

Краткая обработка графической информации.

1. Пространственное положение, размер рисунка

нормальный уровень самооценки, отсутствие неудовлетворенности своим положением и каких-либо особенных притязаний

крупный рисунок (чем крупнее — тем более выражено)

эгоцентризм, стремление к лидерству, настаивание на своем мнении как единственно верном

маленький рисунок, расположенный внизу листа (чем ниже – тем менее выражено)

неуверенность в себе, зависимость

рисунок расположен вверху (чем сильнее — тем более выражено)

высокий уровень самооценки

сдвиг влево (чем сильнее -тем более выражено)

сдвиг вправо (чем сильнее -тем более выражено)

2. Характеристики линий и силы нажима на карандаш

сильный нажим на карандаш, прерывистость линий, использование внутренней штриховки (чем больше – тем сильнее выражено)

склонность к импульсивности, тревожности, подавленности настроения

нет ярко выраженных отклонений в ту или иную сторону

форма кактуса замысловатая, причудливая и витиеватая (чем больше – тем сильнее выражено)

Демонстративность и наигранность характера

расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса

скрытность, осторожность, замкнутость, малообщительность, уклончивость, предосторожность

использование темных цветов в варианте с цветными карандашами

изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами

наличие мягких линий и форм

тонкие линии, определенная «легкость» нажима, свободность линий в рисунке, присутствие элементов, придающих кактусу привлекательность

покладистый, мягкий характер личности, чувство юмора, положительный настрой, открытость

3. Характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, женственный и т.д.)

изображение дикорастущего, пустынного, и окультуренного кактуса

отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества осознанно выбранное или вынужденное

наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.

стремление к домашней защите, домашнему уюту, чувство семейной общности

кактус «растет» на рисунке «из ниоткуда», то есть отсутствует даже малейшая основа

в реальности нет опоры в виде домашнего уюта, имеет проблемы с близкими людьми и подсознательно чувствует неприятие, отторжение, нехватку домашней защищенности.

наличие на рисунке других кактусов или цветов

на рисунке изображен только один кактус

4. Характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.)

отрывистые линии, сильный нажим.

наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

5. Характеристика иголок (размер, расположение, количество)

наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу (чем сильнее и больше — тем более выражено)

высокая степень агрессивности, враждебности

Умеренное количество и длина иголок

определенного рода защита от окружающей среды, необходимая для сохранения целостности личности

6. Наличие «деток» на кактусе

«детки» на кактусе (чаще всего «детки» встречаются на «одомашненных» кактусах)

внутрисемейные отношения эмоционально благоприятные, стремление к созданию семьи

интерес к заданию, воодушевление, отдельные радостные реплики ребёнка

благоприятное психоэмоциональное состояние ребёнка на момент обследования

наличие мягких линий и форм, украшений, цветов

8. Присутствие дополнительных элементов
надписи, подписи под рисунками, пояснения, а также другие животные, растения и т.д.

источник

Изначально эта методика диагностики личности была предложена М. А. Панфиловой для детей 3-7 лет. Однако и взрослым будет не лишним узнать о себе немного больше. Вы можете провести этот тест со своим ребенком, другом, близким человеком. Если Вы захотите проверить себя и сделать тест самостоятельно, то рекомендуется сначала выполнить указания в инструкции, а потом прочитать эту статью дальше.

Для выполнения теста Вам понадобится чистый лист А4 формата, простой карандаш средней твердости, также можно использовать и цветные карандаши.

«Нарисуй на листе бумаги кактус, какой ты себе представляешь». Дальнейшие вопросы и пояснения излишни – дайте волю своей фантазии!

Далее приводятся варианты интерпретации для детей и взрослых.

Интерпретация детских рисунков

При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

  • пространственное положение
  • размер рисунка
  • характеристики линий
  • сила нажима на карандаш

Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:

  • характеристика «образа кактуса» ( дикий, домашний, женственный и т.д.)
  • характеристика манеры рисования ( прорисованный, схематичный и пр.)
  • характеристика иголок ( размер, расположение, количество)

По результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка :

Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.

Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим.

Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа.

Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа.

Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.

Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.

Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.

Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.

Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус.

Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.

Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса.

Толкование цветовой гаммы

Цвет растения говорит о том, насколько подвижной психикой обладает ребёнок:

  • зелёный символизирует постоянство и уверенность;
  • жёлтый — страх быть отвергнутым обществом;
  • синий — малышу комфортно в тех условиях, в которых он находится в конкретный период времени;
  • красный — испытуемый переживает сильное эмоциональное возбуждение;
  • серый — у ребёнка нейтральное отношение ко всему происходящему;
  • белый цвет иногда свидетельствует о том, что у тестируемого проблемы со зрением, и он не замечает, что в цветовом отношении теряет сюжет;
  • чёрный — тестируемый привык во всём противоречить близким, возможно, слишком избалован.

После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые помогут уточнить интерпретацию:

  • Этот кактус домашний или дикий? Где он растет (у кого-то дома или в пустыне)?
  • Можно ли этот кактус потрогать? Колется ли он?
  • О нем кто-нибудь заботится? Ему это нравится?
  • Этот кактус растет один или с каким-то растением по соседству?
  • Когда кактус вырастет, как он изменится? (объем, иголки, отростки)

Интерпретация взрослых рисунков

Общие характеристики рисунка:

1. Положение рисунка на листе бумаги. Положение кактуса относительно горизонтальной середины листа говорит об уровне самооценки рисовавшего. Адекватная самооценка – кактус расположен примерно посередине листа. Люди с заниженной самооценкой, подверженные комплексам неполноценности, склонны рисовать внизу страницы. Рисунки тех, у кого самооценка завышена, стремятся к верху. Если кактус занимает больше левую половину листа, то это человек, скорее всего, любит сосредотачиваться на своем прошлом, предается воспоминаниям. Люди, устремленные в будущее, с большей вероятностью нарисуют кактус на правой половине листа. Те, кто сосредоточен на настоящем изобразят кактус примерно по центру.

2. Размер рисунка тоже может рассказать об уровне самооценки. Если кактус занимает менее 1/3 страницы, то этот человек, возможно, испытывает комплексы по отношению к себе. Более 2/3 страницы кактус занимает, наоборот, у тех, кто стремиться выделиться, подчеркнуть свое превосходство, лидерство.

3. Характер линий. Четкая, практически непрерывная линия свойственная людям с «твердой рукой» — уверенным, решительным. Если на кактусе Вы видите штриховку, то этот человек может быть подвержен состоянию тревожности и беспокойства. Об импульсивности может свидетельствовать нечеткая, прерывистая линия.

4. Сила нажима. Обратите внимание и на яркость линий, которыми прорисован кактус. Именно поэтому тест лучше проводить, используя простой карандаш. Жирная, «с нажимом» линия говорит о напряжении, которое испытывает рисующий. Обратите внимание, какая именно деталь кактуса особенно выделена? Слабые линии – индикатор низкого жизненного тонуса, упадка сил, усталости.

5. Иголки, их количество, форма и направление говорят об уровне агрессии. Большие (по отношению к общим пропорциям кактуса), толстые, длинные, ядовитые, особенно подчеркнутые — такие иголки с большей долей вероятности нарисует человек, испытывающий злость, агрессию, раздражение. Она может быть выражена в его обычном поведении, а может быть и скрыта как неприемлемая форма взаимодействия. О направленности агрессии Вы можете узнать по направлению роста иголок. Иголки растут вверх – агрессия направлена к людям, стоящим выше человека по статусу (родители, начальство), социальному и материальному положению; в стороны – на ровесников, коллег, «равных»; вниз – на более слабых, зависимых, нижестоящих по социальной иерархии (подчиненных, детей, животных).

6. Форма кактуса. Кактус необычной формы, «креативный» — это значит, что человеку свойственна некая демонстративность, желание проявить и показать себя. Если отростки кактуса выступают за пределы основного «тела» — то этот человек довольно открыт к другим людям, общителен. Если дополнительные отростки сосредоточены внутри, не выступают за контур кактуса – Вы имеете дело с довольно замкнутым и осторожным человеком.

7. Где растет кактус. Домашний кактус, растущий в горшочке обычно рисуют люди, стремящиеся к защите, обретению домашнего тепла и уюта, семьи и близкого окружения. Если кактус растет в диких условиях (в пустыне) – для таких людей характерно переживание одиночества, сосредоточенность на себе, замкнутость. Впрочем, если по соседству с «диким» кактусом растут другие кактусы, растения, есть еще живые объекты (животные, люди), это может означать, что человек стремиться к обретению личной свободы, независимости, стремиться стать сильным и самостоятельным.

8. Дополнительные детали кактуса. Украшения, цветы, необычная окраска кактуса проявляется у тех, кто склонен к нарциссизму, проявлению женственности и кокетства.

9. Цвета и «настроение» кактуса проявляют текущее состояние человека. Темные цвета, мелкая штриховка, общий наклон кактуса вниз (как будто он увядает, или ему не хватает воды) могут сигналить о преобладании негативных состояний, симптомов депрессии. Радостный, светлый, крепкий кактус, тянущийся к солнцу, скорее всего, нарисует человек позитивный, легкий на подъем, открытый миру.

10. Наличие «деток» на кактусе. Есть мнение, что «детки» на кактусе обозначают в действительности детей, либо уже имеющихся, либо планируемых в будущем. Чаще всего «детки» встречаются на «одомашненных» кактусах, что уже означает стремление к созданию семьи.

Пример интерпретации рисуночного теста «Кактус»

Кактус расположен середине листа, занимает примерно 2/3 по высоте — это указывает на адекватную самооценку.

Читайте также:  Анализ на ротавирус у детей

Колючки маленькие, но их достаточно много. Со слов девушки, «дотронуться можно, кактус мягкий, но если уколет, будет щипать». То есть девушка дружелюбная, но если обидят — проявит агрессию (будет защищаться).

Кактус округлый, есть выступающие отростки, цветок — это женственность и демонстративность (обратите на меня внимание!).

Кактус домашний (в горшке, на салфетке, на подоконнике, рядом занавеска) — высокая ценность семейных отношений. Рядом грустный кот — в данном случае это не сбывшееся пока желание иметь кота. Однако других живых существ на рисунке нет — это может указывать на некоторую одинокость, неразделенность интересов.

По словам девушки, именно такой кактус был у нее в 14 лет и он очень ей нравился. А на рисунке кактус слегка наклонен влево — в прошлое. Таким образом, тот период в жизни является ресурсным для нее: приятным воспоминанием, из которого можно черпать силы.

Доминирующий цвет в рисунке — синий (хотя в наборе было 24 карандаша) — это спокойное и удовлетворенное состояние в настоящий момент.

«Больше кактус уже не вырастет, он уже взрослый» — ощущение себя взрослой, сформировавшейся личностью. «У него только будут появляться отростки» — это может быть реализация планов, идей или желание завести детей.

источник

Попадая в новый коллектив, ребёнок испытывает стресс. И совершенно неважно, с каким настроением малыш начинает ходить в школу или детский сад: желание или нежелание посещать эти учреждения напрямую связаны с тем, как он воспринимает окружающих и как они относятся к нему. Именно в исследовании эмоциональной сферы дошкольников и младших школьников и помогает методика «Кактус».

Приём, разработанный в 90-е годы ХХ века преподавателем кафедры клинической психологии МГМСУ Мариной Алекандровной Панфиловой, считается одним из самых простых, тем не менее он очень информативен. Его суть проста: ребёнку предлагается нарисовать кактус таким, каким он его себе представляет. При составлении теста автор руководствовался тем, что именно проективные методики, рисуночные в частности, являются наиболее полезными для диагностики детей. Это связано с тем, что через рисунок малыш неосознанно демонстрирует:

  • отношение к миру;
  • своё место среди окружающих его людей;
  • сформированное мировоззрение;
  • уровень умственного развития;
  • психофизическое состояние.

Методика «Кактус» помогает выявить особенности психоэмоционального состояния испытуемого, определить его устойчивость к стрессу и подверженность агрессии (а также её интенсивность) и понять причины, вызывающие негативные чувства у ребёнка. Проанализировав результаты диагностики, экспериментатор легко сможет сделать вывод, является ли малыш целеустремлённым, импульсивным, эгоцентричным, скрытным или демонстративным.

Английская писательница Айрис Мёрдок говорила: «Искусство — вещь неудобная, с ним шутки плохи. Рисунок выражает единственную правду, которая, в конечном счёте, имеет значение. Только при свете искусства могут быть исправлены дела человеческие».

Допускается проведение тестирования в малых группах

Приём можно использовать в работе с детками старше 3 лет, то есть с теми, кто достаточно уверенно держит в руке карандаш. При этом неважно, насколько хорошо ребёнок владеет пишущим предметом — все штрихи и линии, которые затем будут исследоваться, не требуют художественных навыков. Желательно проводить тестирование в индивидуальной форме, но в случае необходимости несколько детей можно объединить в небольшую группу. Для испытуемого нужно подготовить лист бумаги формата А4, простые и цветные карандаши.

Инструкция для ребёнка:

  1. Представь, что ты увидел красивый кактус.
  2. Запомни все детали этого образа и по сигналу начинай рисовать цветок.
  3. Отвлекаться и задавать вопросы нельзя.

Если малыш до этого момента не видел растение — не беда: взрослому просто необходимо рассказать о существовании цветка с колючками.

На тест выделяется столько времени, сколько нужно ребёнку для создания рисунка, однако период работы над заданием не должен длиться более 30 минут. Методика допускает создание как чёрно-белого изображения, так и цветного. Трактовку раскрашенного рисунка рекомендуется проводить с профессиональным детским психологом, так как только он сможет правильно сделать выводы из такого многоуровневого теста.

Для создания более полной картины взрослому после завершения ребёнком рисунка необходимо задать несколько наводящих вопросов:

  • Ты нарисовал домашний кактус или дикий?
  • Можно ли к нему прикасаться? Он сильно колючий?
  • Приятно ли этому кактусу, когда за ним ухаживают? Поливают, удобряют?
  • Каким станет твой «питомец», когда подрастёт? Опиши размер, иголки, отростки.

Чтобы оценить первый параметр, следует рассматривать изображение с обратной стороны листа. Если нажим сильный, то это говорит о растущем напряжении ребёнка. Когда твёрдостью подчёркивается какая-то одна деталь — это свидетельство импульсивности испытуемого. А вот слабый, еле заметный нажим говорит об угнетённом состоянии духа, общефизической и душевной слабости.

Отрывистые линии в рисунке говорят о порывистости в характере ребёнка. Такие дети быстро загораются каким-то делом, но редко доводят начатое до конца. Если кактус изображён штрихами, то это говорит о том, что маленький художник чем-то очень обеспокоен, неуверен в себе. Когда все линии пролегают чётко и равномерно, можно утверждать: испытуемый способен адекватно оценивать ситуацию и не сомневается в своих силах.

Если малыш нарисовал растение внизу листа, это явный признак заниженной самооценки. Расположение вверху, наоборот, говорит о слишком высоком мнении о себе.

Также стоит обратить внимание на сторону, в которую тяготеет изображённый кактус: вправо — ребёнок ориентирован на будущее, влево — испытуемый склонен к постоянному анализу прошлого. Нормой считается рисунок, разместившийся посередине, такое положение сигнализирует о том, что тестируемый сосредоточен на тех событиях, которые происходят с ним в настоящем.

Важной характеристикой является и размер изображения. Если кактус занимает меньше трети листа, значит, у ребёнка самооценка занижена. Рисунок, размер которого составляет более 2/3 листа, свидетельствует о завышенном самомнении. Кактус получился крупным — можно говорить о том, что малыш стремится к лидерству, а в его характере присутствует зацикленность на самом себе. Маленькое растение выдаёт неуверенность, слабость и зависимость испытуемого от мнения окружающих — такой малыш не принимает решения без одобрения взрослого.

Имеют значение все детали рисунка: размер, цвет кактуса, иголки или их отсутствие и даже то, «помещено» растение в горшок или нет

К этой части анализа относится рассмотрение самого кактуса, фона и других возможных персонажей.

При исследовании образа растения принимается во внимание такой момент: похоже ли оно на реально существующий цветок или же изображено в виде мультипликационного героя. В первом случае можно говорить о том, что у ребёнка очень реалистичный подход к жизни, он знает, где нужно вести себя «по-взрослому», а когда можно остаться малышом. Например, испытуемый понимает, что если выполнит задание не так, как от него ожидают, то не только расстроит этим родителей, но и может не поступить в школу (или не перейти в следующий класс). Когда кактус нарисован в виде анимационного персонажа, это свидетельствует об инфантильности тестируемого, богатой фантазии.

Условия теста не подразумевают изображение дополнительных персонажей, но они могут присутствовать на рисунке ребёнка. Любые существа, которых малыш добавил к кактусу, а также отростки, цветы или какие-либо предметы свидетельствуют о том, что у испытуемого хорошие отношения с другими людьми, ему комфортно в социуме и тяжело работать в одиночку.

Специалисты пришли к выводу, что в детских рисунках можно выделить ряд общих черт, которые дают чёткие представления о характере ребёнка:

  • злобность выражается в изображении большого количества иголок, при этом они длинные и торчащие;
  • о демонстративности испытуемого можно говорить, когда цветок простой формы и нарисован жирными линиями с редкими иголками;
  • свидетельство оптимизма тестируемого — крупный кактус с улыбкой до ушей;
  • тревожность проявляется созданием изображения в тёмных оттенках с густыми колючками;
  • незамысловатый и одинокий кактус означает интравертность ребёнка;
  • тестируемый нуждается в домашней защите, если рисует растение в горшке;
  • об одиночестве малыша говорит изображение цветка в пустыне.

Цвет растения говорит о том, насколько подвижной психикой обладает ребёнок:

  • зелёный символизирует постоянство и уверенность;
  • жёлтый — страх быть отвергнутым обществом;
  • синий — малышу комфортно в тех условиях, в которых он находится в конкретный период времени;
  • красный — испытуемый переживает сильное эмоциональное возбуждение;
  • серый — у ребёнка нейтральное отношение ко всему происходящему;
  • белый цвет иногда свидетельствует о том, что у тестируемого проблемы со зрением, и он не замечает, что в цветовом отношении теряет сюжет;
  • чёрный — тестируемый привык во всём противоречить близким, возможно, слишком избалован.

Особенности психики можно определить по тому, какие цвета ребёнок использует для раскрашивания рисунка

Ответы на вопросы не имеют самостоятельных толкований как таковых, потому что беседа проводится с ребёнком только лишь для того, чтобы подтвердить выводы, которые будут сделаны при анализе рисунка. Например, если ребёнок говорит, что нарисовал дикий кактус, можно с более высокой долей вероятности утверждать: он стремится к одиночеству, самостоятельности, свободе. Описание домашнего растения — показатель того, что малышу комфортно в тех эмоционально-психологических условиях, в которых проходит его жизнь. Если, по словам испытуемого, кактус «лысый», то ребёнок полностью открыт для окружающих, а вот повествование о колючем цветке говорит об агрессивности тестируемого. Осознание того, что за «питомцем» нужно ухаживать, показывает, наоборот, отсутствие злобы и дружелюбность в характере.

Многие педагогические работники дают достаточно высокую оценку методике «Кактус»:

О, знаю эту методику, на практике с детьми проводила. Из всех моих «подопытных кроликов» столько агрессивных оказалось. Кстати, были дети, которые рисовали без иголок и цветочки на кактусе изображали. Так что не все видели кактусы только с иголками, некоторые дети рисовали вообще без них.

http://www.baby.ru/blogs/post/54471590–29856992/

А ряд учителей считает принятую систему интерпретации недостаточной, утверждая, что она содержит мало толкований версий рисунка.

Попробуйте ради интереса предложить разным людям нарисовать кактус, не объясняя, зачем это нужно, и сами увидите, что бывают кактусы с острыми колючками, мягкими, кудряшками и даже лысые. У меня так дети рисовали, что колючки были внутри.

http://www.child-psy.ru/tests/318.html

По одному тесту уровень агрессии у детей определять нельзя. Для этого надо провести комплексную диагностику. Так хочется крикнуть психологам: «Господа, будьте грамотными, тогда и общество у нас будет психологически грамотным!».

http://www.child-psy.ru/tests/318.html

Методика «Кактус» позволяет сделать вывод об уровне психоэмоционального состояния детей и выявить агрессию. По итогам исследования психолог может рекомендовать ребёнку дополнительные тесты для выявления природы диагностированных проблем и разработать вместе с родителями оптимальный коррекционный план.

источник

Изначально эта методика диагностики личности была предложена для детей 3-7 лет, но тест подходит и для работы со взрослыми.

Изначально эта методика диагностики личности была предложена М. А. Панфиловой для детей 3-7 лет, но тест подходит и для работы со взрослыми

Для выполнения теста вам понадобится:

  • чистый лист А4 формата,
  • простой карандаш средней твердости, также можно использовать и цветные карандаши.

«Нарисуй на листе бумаги кактус, какой ты себе представляешь».

Дальнейшие вопросы и пояснения излишни – дайте волю своей фантазии!

Далее приводятся варианты интерпретации для детей и взрослых.

Интерпретация детских рисунков

При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

  • пространственное положение
  • размер рисунка
  • характеристики линий
  • сила нажима на карандаш

Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:

  • характеристика «образа кактуса» ( дикий, домашний, женственный и т.д.)
  • характеристика манеры рисования ( прорисованный, схематичный и пр.)
  • характеристика иголок ( размер, расположение, количество)

По результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка:

Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.

Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим.

Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа.

Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа.

Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.

Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.

Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.

Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.

Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус.

Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.

Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса.

Толкование цветовой гаммы

Цвет растения говорит о том, насколько подвижной психикой обладает ребёнок:

  • зелёный символизирует постоянство и уверенность;
  • жёлтый — страх быть отвергнутым обществом;
  • синий— малышу комфортно в тех условиях, в которых он находится в конкретный период времени;
  • красный— испытуемый переживает сильное эмоциональное возбуждение;
  • серый— у ребёнка нейтральное отношение ко всему происходящему;
  • белый цвет иногда свидетельствует о том, что у тестируемого проблемы со зрением, и он не замечает, что в цветовом отношении теряет сюжет;
  • чёрный— тестируемый привык во всём противоречить близким, возможно, слишком избалован.
Читайте также:  Анализ на редкие инфекции у детей

После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые помогут уточнить интерпретацию:

  • Этот кактус домашний или дикий? Где он растет (у кого-то дома или в пустыне)?
  • Можно ли этот кактус потрогать? Колется ли он?
  • О нем кто-нибудь заботится? Ему это нравится?
  • Этот кактус растет один или с каким-то растением по соседству?
  • Когда кактус вырастет, как он изменится? (объем, иголки, отростки).

Интерпретация взрослых рисунков


Общие характеристики рисунка:

1. Положение рисунка на листе бумаги. Положение кактуса относительно горизонтальной середины листа говорит об уровне самооценки рисовавшего.

Адекватная самооценка – кактус расположен примерно посередине листа.

Люди с заниженной самооценкой, подверженные комплексам неполноценности, склонны рисовать внизу страницы.

Рисунки тех, у кого самооценка завышена, стремятся к верху.

Если кактус занимает больше левую половину листа, то это человек, скорее всего, любит сосредотачиваться на своем прошлом, предается воспоминаниям.

Люди, устремленные в будущее, с большей вероятностью нарисуют кактус на правой половине листа.

Те, кто сосредоточен на настоящем, изобразят кактус примерно по центру.

2. Размер рисунка тоже может рассказать об уровне самооценки.

Если кактус занимает менее 1/3 страницы, то этот человек, возможно, испытывает комплексы по отношению к себе.

Более 2/3 страницы кактус занимает, наоборот, у тех, кто стремиться выделиться, подчеркнуть свое превосходство, лидерство.

3. Характер линий.

Четкая, практически непрерывная линия свойствена людям с «твердой рукой» — уверенным, решительным.

Если на кактусе Вы видите штриховку, то этот человек может быть подвержен состоянию тревожности и беспокойства.

Об импульсивности может свидетельствовать нечеткая, прерывистая линия.

4. Сила нажима. Обратите внимание и на яркость линий, которыми прорисован кактус. Именно поэтому тест лучше проводить, используя простой карандаш.

Жирная, «с нажимом» линия говорит о напряжении, которое испытывает рисующий.

Обратите внимание, какая именно деталь кактуса особенно выделена? Слабые линии – индикатор низкого жизненного тонуса, упадка сил, усталости.

5. Иголки, их количество, форма и направление говорят об уровне агрессии.

Большие (по отношению к общим пропорциям кактуса), толстые, длинные, ядовитые, особенно подчеркнутые — такие иголки с большей долей вероятности нарисует человек, испытывающий злость, агрессию, раздражение. Она может быть выражена в его обычном поведении, а может быть и скрыта как неприемлемая форма взаимодействия.

О направленности агрессии вы можете узнать по направлению роста иголок.

  • Иголки растут вверх – агрессия направлена к людям, стоящим выше человека по статусу (родители, начальство), социальному и материальному положению;
  • в стороны – на ровесников, коллег, «равных»;
  • вниз – на более слабых, зависимых, нижестоящих по социальной иерархии (подчиненных, детей, животных).

6. Форма кактуса.

Кактус необычной формы, «креативный» — это значит, что человеку свойственна некая демонстративность, желание проявить и показать себя.

Если отростки кактуса выступают за пределы основного «тела» — то этот человек довольно открыт к другим людям, общителен.

Если дополнительные отростки сосредоточены внутри, не выступают за контур кактуса – вы имеете дело с довольно замкнутым и осторожным человеком.

7. Где растет кактус.

Домашний кактус, растущий в горшочке обычно рисуют люди, стремящиеся к защите, обретению домашнего тепла и уюта, семьи и близкого окружения.

Если кактус растет в диких условиях (в пустыне) – для таких людей характерно переживание одиночества, сосредоточенность на себе, замкнутость.

Впрочем, если по соседству с «диким» кактусом растут другие кактусы, растения, есть еще живые объекты (животные, люди), это может означать, что человек стремиться к обретению личной свободы, независимости, стремиться стать сильным и самостоятельным.

8. Дополнительные детали кактуса. Украшения, цветы, необычная окраска кактуса проявляется у тех, кто склонен к нарциссизму, проявлению женственности и кокетства.

9. Цвета и «настроение» кактуса проявляют текущее состояние человека.

Темные цвета, мелкая штриховка, общий наклон кактуса вниз (как будто он увядает, или ему не хватает воды) могут сигналить о преобладании негативных состояний, симптомов депрессии.

Радостный, светлый, крепкий кактус, тянущийся к солнцу, скорее всего, нарисует человек позитивный, легкий на подъем, открытый миру.

10. Наличие «деток» на кактусе. Есть мнение, что «детки» на кактусе обозначают в действительности детей, либо уже имеющихся, либо планируемых в будущем. Чаще всего «детки» встречаются на «одомашненных» кактусах, что уже означает стремление к созданию семьи. опубликовано econet.ru. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

источник

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Рисунки давно применяются в психологии как способ выявить особенности характера человека или его эмоциональное состояние в текущий момент. Обычно требуется изобразить людей, дома или деревья, а вот мы предлагаем вам нарисовать кактус. Удивительно, но интерпретация того, как вы изобразите это растение, может сказать о вашей личности не меньше, чем другие, более замысловатые методики психологического тестирования.

AdMe.ru всей редакцией прошел этот тест и предлагает вам и вашим близким последовать нашему примеру. Для этого возьмите лист бумаги, вооружитесь карандашом (подойдут ручки, фломастеры, краски) и нарисуйте кактус, как вы его себе представляете. А затем оцените трактовку получившегося рисунка.

Эта характеристика рисунка говорит о самооценке и лидерских качествах:

  • Чем крупнее кактус, тем увереннее в себе человек и тем более ярко выражены его лидерские качества.
  • Об объективной самооценке свидетельствует рисунок, на котором кактус занимает примерно 2/3 листа.
  • Рисунок размером 1/3 листа и меньше может указывать на робость и скромность автора.
  • Необычно большие рисунки на весь лист характерны для людей в состоянии сильного эмоционального возбуждения.
  • Рисунок, выходящий за край листа, — признак острой тревоги и стресса.

Положение кактуса на странице расскажет о том, насколько человек находится в ладу с собой и с окружающей действительностью:

  • Внизу страницы склонны рисовать неуверенные в себе, робкие и застенчивые люди, вверху — люди с завышенной самооценкой.
  • Рисунок по центру указывает на то, что его автор чувствует себя безопасно и вполне благополучно, особенно если при этом на листе изображено еще несколько элементов и все они выглядят гармонично и пропорционально друг другу.
  • Расположение кактуса в правой части листа говорит о том, что человек — реалист и привык жить «здесь и сейчас». Сдвиг к правому краю также может быть признаком того, что автор пытается сдерживать свои чувства и эмоции.
  • Рисунок в левой части листа выдает импульсивность и нетерпеливость, а также может говорить о фиксированности на прошлом или переживании окончания определенного жизненного этапа.

Штрихи и линии рисунка могут многое рассказать о характере человека:

  • Хорошо выраженный рисунок кактуса с четкими линиями и умеренным по силе нажимом выдает прямой и решительный характер, а также гибкость и адаптивность личности.
  • Наоборот, слабые и бледные линии говорят о пассивности и уступчивости, а также могут быть признаком пониженного жизненного тонуса и переутомления.
  • Плавные линии свидетельствуют о спокойствии и уравновешенности автора рисунка.
  • Отрывистые штрихи и неточные линии, которые не попадают в нужную точку, напротив, говорят об импульсивности.
  • Выраженная внутренняя штриховка, особенно в сочетании с сильным нажимом, указывает на беспокойство, тревожность и даже состояние сильного стресса.

Стоит также обратить внимание на то, часто ли автор предпринимает попытки исправить свой рисунок по ходу выполнения:

  • Многочисленные стирания и перерисовка линий — характерный признак повышенной тревожности, неуверенности в себе и беспокойства. Потребность в правках также часто проявляется при высоком уровне запросов и не соответствующей ему (снижен­ной) самооценке, при склонности к перфекционизму.
  • Если автор стирает лишь некоторые линии с целью улучшить изображение кактуса, это может указывать на его гибкость, стремление к порядку, а так­же на потребность в достижении успеха.

Вообще же стирание — явление нередкое, оно встречается в ри­сунках даже хорошо адаптирующихся людей, хотя и им может быть свойственно некото­рое беспокойство.

При интерпретации рисунка кактуса важно отметить, насколько подробно автор изобразил растение:

  • Богатство разнообразных деталей характерно для людей с творческим подходом к миру и часто свидетельствует о мечтательности и склонности к фантазированию.
  • Низкая детализированность и схематичность рисунков типична для состоя­ния сниженной активности и может указывать на депрессивное состояние, тенденции к уходу от действительности.
  • Отростки и цветы, выступающие за контур стебля, говорят об общительном характере, а «спрятанные» в границах контура — о замкнутости и застенчивости.

Необычная форма кактуса, украшения в виде цветов и наличие непривычных для растения, например, человекоподобных деталей (глаза, брови, рот и т. д.), а также оригинальная подача рисунка говорят о демонстративности и стремлении обратить на себя внимание.

Психологи считают, что «детки» на кактусе обозначают детей: либо уже имеющихся, либо планируемых в будущем. Чаще всего «детки» встречаются на «одомашненных» кактусах, что означает готовность и стремление к созданию семьи, которое проявляется уже в раннем возрасте.

Размер, количество и направление иголок говорят об уровне агрессии:

  • Множество длинных, крупных, отчетливых, густо расположенных иголок с большой долей вероятности нарисует человек, испытывающий раздражение и даже злость. При этом агрессия может быть заметна в его обычном поведении, а может присутствовать скрыто.
  • Если иголки растут вверх, значит, агрессия направлена на людей, стоящих выше автора рисунка по статусу, социальному и материальному положению (родители, руководство).
  • Иголки торчат в стороны — негативные чувства вызваны «равными»: ровесниками или коллегами.
  • Иголки растут вниз — объект агрессии более слаб и зависим (подчиненные, дети, животные).

Бывает и так, что колючки маленькие и короткие, но их достаточно много. Такой рисунок можно интерпретировать как признак мягкого и дружелюбного характера, сочетающегося со способностью в ситуации опасности проявить агрессию в качестве защитной реакции (умение постоять за себя).

Если кактус был нарисован цветными карандашами, фломастерами или красками, многое о его авторе могут рассказать выбранные оттенки. В целом темные цвета указывают на преобладание негативных эмоций и склонность к депрессивным настроениям, яркие, напротив, на позитивность, оптимизм и открытость миру.

Также в психологии давно устоялись базовые значения основных оттенков, которые можно использовать для интерпретации и в этом тесте:

  • зеленый — уверенность;
  • желтый — страх быть отвергнутым;
  • синий — ощущение комфорта, спокойное и удовлетворенное состояние в текущий момент;
  • красный — сильное эмоциональное возбуждение;
  • серый — нейтральная позиция;
  • черный — противоречивость или избалованность.

Обычно автор рисунка невольно помещает кактус в какое-то окружение. Впрочем, и отсутствие контекста может быть говорящим:

  • Если кактус нарисован один — это признак интроверсии тестируемого.
  • Кактус, окруженный другими кактусами, иными растениями, животными и даже людьми, — признак экстраверсии.
  • Изображение кактуса в горшке говорит о потребности автора рисунка в семейной защите, причем чем больше вокруг него «домашних» элементов (скатерть, окно и подоконник, занавеска, чашка и т. п.), тем выше для испытуемого ценность семейных отношений.
  • Изображение кактуса в природной среде свидетельствует о независимости характера и осторожном отношении к семейным узам.

Перед написанием статьи ее автор и сама провела «следственный эксперимент», нарисовав кактус. Получилось, что она:

  • чувствующий себя в безопасности человек (рисунок расположен по центру), с объективной самооценкой (размер примерно 2/3 листа), но склонный к интроверсии (на рисунке одно растение);
  • общительна (все детали находятся вне контура) и неагрессивна (мало иголок);
  • оптимистична (спокойные и жизнерадостные цвета);
  • имеет прямой и решительный характер (отчетливый нажим и четкость линий) со склонностью к перфекционизму и потребностью в достижении успеха (повторение линий для большей четкости);
  • большое значение придает семье (кактус в горшке, есть схематичное изображение скатерти), особенно детям.

Впрочем, как и при любом тестировании, к выводам не стоит относиться категорично. Автор данной методики Марина Панфилова и сама предупреждает о том, что на рисунок могут влиять сторонние обстоятельства (например наличие дома кактуса определенной формы). И все же эффективность теста доказана многими практикующими психологами, и мы надеемся, что и вам эксперимент помог открыть что-то новое о себе или своих близких.

Понравился ли вам тест? Считаете ли вы его результаты достоверными?

Читайте также:  Анализ на ревмопробы у детей

источник

В работе с детьми дошкольного возраста психологи применяют разные методики. В основном все исследования проводятся в игровой форме. Но иногда для определения тех или иных характеристик личности достаточно что-то нарисовать. Именно этот прием подразумевает методика «Кактус». М. А. Панфилова – детский психолог, который является автором данного исследования.

При проведении данной методики исследуется эмоционально-личностная сфера ребенка. С ее помощью можно определить, подвержен ли малыш агрессии, насколько она интенсивна и на что направлена. Методика «Кактус» применяется психологами в работе с детьми старше трех лет, потому что необходимо, чтобы малыш умел хорошо держать в руках карандаш и рисовать.

Так в чем же заключается графическая методика «Кактус»? Для ее проведения необходимо подготовить на каждого ребенка по одному листу бумаги и карандашу. В идеале исследование проводится наедине с психологом, но при отсутствии такой возможности занятие может быть и групповым.

Итак, всем юным участникам исследования раздают «инструменты». Поскольку называется методика «Кактус», то и нарисовать каждый ребенок должен именно это растение. Причем никаких вопросов взрослому человеку задавать нельзя, подсказок и объяснений быть не должно. Малыш должен изобразить кактус таким, каким он его представляет. Возможно, он и не совсем знает, как тот выглядит, однако именно в этом и заключается суть такого исследования, как методика «Кактус».

После того как рисунок будет готов, психолог задает ребенку дополнительные вопросы, чтобы суметь правильно интерпретировать полученные результаты. Это поможет более ясно увидеть всю картину. Итак, какие же вопросы предлагает методика «Кактус»? М. А. Панфилова считает, что лучше понять состояние ребенка можно, если спросить у него следующее:

— Домашний кактус у него на картинке или дикий?

— Можно ли его потрогать? Сильно ли он колючий?

— Нравится ли этому кактусу, когда его поливают и удобряют, ухаживают за ним?

— Живет ли какое-то другое растение по соседству с кактусом? Если да, то какое?

— Каким он будет, когда подрастет? Как изменятся его иголки, отростки, объем?

Выводы делают и на основе рисунка, и на основе ответов маленького испытуемого. При этом, рассматривая изображение, принимают во внимание и такие детали, как:

— расположение кактуса на листе;

Методика «Кактус» позволяет выявить следующие качества личности ребенка:

1. Импульсивность. О ее наличии говорят сильный нажим на пишущий инструмент и отрывистые линии.

2. Агрессивность. О ней в первую очередь, как можно догадаться, говорят иголки, особенно если их много. Высокая степень агрессивности имеет место быть, если они длинные, сильно торчат в разные стороны и расположены близко друг к другу.

3. Эгоцентризм (иначе – стремление быть лидером во всем). О наличии данного качества у ребенка свидетельствует большой размер рисунка и расположение его в самом центре листа.

4. Открытость, демонстративность. Об этом позволяет судить некоторая вычурность форм на рисунке и выступающие отростки на кактусе.

5. Осторожность и скрытность. На рисунке ребенка, который обладает такими качествами, можно будет заметить зигзаги непосредственно внутри растения или по его контуру.

6. Оптимизм. О нем нам расскажут яркие цвета, если в работе были использованы цветные карандаши, или просто «счастливый» кактус с жизнерадостной улыбкой.

7. Тревожность. Это качество отражается на картинке в виде прерывистых линий, внутренней штриховки. Если применялись цветные карандаши, то здесь будут преобладать темные цвета.

8. Женственность. О ней можно говорить, если на рисунке имеются мягкие формы и линии, цветы и всевозможные украшения – все, что так нравится истинным леди.

9. Экстравертированность. Люди, имеющие это качество, весьма общительны. Так и кактус у ребенка-экстраверта будет окружен другими растениями.

10. Интровертированность. Это качество имеет совершенно противоположную характеристику. Соответственно, кактус на листе будет только один.

11. Тяга к домашней защите. При наличии у ребенка чувства семейной общности на рисунке может быть изображен кактус в цветочном горшке, т. е. домашнее растение.

12. Чувство одиночества. О его наличии говорит пустынный, дикорастущий кактус.

Как видим, методика «Кактус» позволяет на основе всего-навсего одного рисунка сделать конкретные выводы об эмоциональном состоянии ребенка дошкольного возраста. Иногда это очень важно, ведь не все дети открыто идут на контакт со взрослыми. Если были получены не слишком радующие результаты, нужно тщательно продумать стратегию дальнейших действий, чтобы не спугнуть маленького человека, а расположить его к себе и постараться ему помочь.

источник

Психологический тест «Нарисуй кактус»

Одна из сотрудниц привела как-то на работу свое чадо. Чадо рисовало нечто абстрактное и авангардное в силу маленького еще возраста. Конечно, наступил момент разглядывания детских рисунков, и в связи с этим между нами зашел разговор о различных психологических тестах, позволяющих по рисунку определить черты характера, эмоциональное состояние, возникшие трудности, проблемы.

Вспомнили разные психологические тесты для детей и взрослых. Например тест, в котором надо нарисовать свою семью – по расположению фигур, их количеству, наличию дополнительных персонажей (других родственников, животных, выдуманных существ), тщательности прорисовки, силы нажима на карандаш, размеров фигур, наличию дистанции между ними можно определить отношение ребенка к членам семьи, кто ближе ему по его ощущениям, какими он их видит, их значимость для себя, взаимоотношения между ними.

Или психологический тест «Несуществующее животное». Он подходит не только для детей, но и для взрослых. Нарисованное животное представляет собой внутреннее «Я», олицетворяет самого автора рисунка, неосознанно, рисующий идентифицирует себя с «несуществующим животным». Анализ данного теста открывает много интересного о психологическом состоянии на данный момент, существующих проблемах с окружающими, самим собой, волнениях, тревогах, переживаниях. В целом по рисунку можно определить самые разные черты личности, например, склонность к действию или фантазированию, инфантильность, целеустремленность, приспособленность в коллективе, уверенность в себе, рациональное или легкомысленное отношение к действительности и другие.

Важным для расшифровки результатов теста являются: расположение на листе, наличие и положение головы (профиль, анфас), глаза, уши, рот, дополнительные элементы (рога, крылья, грива и т.д.), сила нажима на карандаш. Это только часть тех элементов, которые анализируются в рисунке. В таких тестах важно все, любая мелочь играет свою роль, только рассмотрение рисунка как единое целое и его анализ именно с такой позиции может дать эффективный результат.

В процессе обсуждения вспомнили психологический тест «кактус». Как выяснилось, это тест преимущественно для детей. Но нам, взрослым, ведь тоже интересно!

Одна из коллег, получив задание «нарисовать кактус», нарисовала два рисунка с разницей в минуту.

После чего стала интересоваться «как же это можно расшифровать?».

Давайте вместе рассмотрим оба рисунка и попробуем расшифровать их.

1 вариант («в неволе»): небольшой кактус в центре листа в горшочке со множеством иголок.

2 вариант («на свободе»): большая опунция с двумя «лапами» или «ушами», почти во весь лист, иголок меньше, но они длиннее. Она нарисована в пустыне, солнце вверху, плавящееся от жары.

Подписи под рисунками («на свободе» и «в неволе») сделаны автором и также как и непосредственно рисунок несут в себе информационную нагрузку.

Внимание при расшифровке данного теста уделяется таким факторам, как:

1. Размещение на листе.

Рисунок в центре (а оба рисунка располагаются примерно в центре листа) означает нормальный уровень самооценки, отсутствие неудовлетворенности своим положением и каких-либо особенных притязаний.

Чем сильнее рисунок сдвинут вверх, тем выше самооценка, и соответственно, чем ниже рисунок – тем меньше уверенности в себе. Сдвиг влево означает – присутствие в характере черт интроверта, вправо – склонность к экстраверсии.

Размер кактуса также имеет значение, чем крупнее рисунок, тем более выражено стремление к лидерству, настаивание на своем мнении как единственно верном.

2. Характеристика линий и силы нажима на карандаш.

Здесь следует отметить, что чем сильнее нажим на карандаш, прерывистость линий, использование внутренней штриховки, тем больше автор рисунка склонен к импульсивности, тревожности, подавленности настроения.

Более тонкие линии, определенная «легкость» нажима, свободность линий в рисунке, присутствие элементов, придающих кактусу привлекательность, позитив, вызывающих симпатию говорят о более покладистом, мягком характере личности, чувстве юмора, положительном настрое, открытости.

Наличие зигзагов, резких выступов рассматривается как замкнутость, малообщительность, уклончивость, предосторожность. Необходимо обратить внимание непосредственно на форму кактуса. Замысловатая, причудливая и витиеватая форма говорит о демонстративности и наигранности характера.

В нашем случае кактусы имеют довольно простую форму без ярко выраженных отклонений в ту или иную сторону. На первом рисунке присутствует штриховка, что можно рассмотреть как склонность к тревожности, излишней нервности.

3. Домашний или дикорастущий?

Посмотрите как растет кактус. Если он нарисован в цветочном горшке (в данном случае рисунок 1), то это интерпретируется как желание домашнего уюта, стремление к созданию семьи, ориентирование на дом, семейный очаг.

Соответственно дикий, неокультуренный, нарисованный в пустыне кактус олицетворяет собой одиночество осознанно выбранное или вынужденное (рисунок 2).

Если кактус «растет» на рисунке «из ниоткуда», то есть отсутствует даже малейшая основа – значит и в реальности нет опоры в виде домашнего уюта, человек, возможно, не планирует создание семьи или имеет какие-либо трудности, проблемы с близкими людьми и подсознательно чувствует неприятие, отторжение, нехватку домашней защищенности.

4. Наличие иголок (один из самых важных элементов).

Самый отличительный элемент кактуса – это, конечно, иголки. В реальности кактусы в зависимости от видов могут иметь длинные, острые и редкие иголки; более короткие и частые; и очень короткие, практически не колющиеся иголки, покрывающие все растение как белым пушистым облаком.

На этом и строится трактовка рисунка. Чем длиннее, больше по количеству и острее иголки, тем враждебнее, агрессивнее в общении характер автора «кактуса». Но в тоже время иголки могут рассматриваться как определенного рода защиту от окружающей среды, необходимую для сохранения целостности личности. Все зависит от того насколько иголкам уделено внимание, сделан ли акцент на них с помощью штриховки, сильного нажима или других элементов.

На рисунке 1 иголки маленькие, но острые и в большом количестве. Кактус «в пустыне» также нарисован с иголками, их меньше, но они значительно длиннее. Несомненно, автор обладает «колючим» характером, разная длина говорит о варьировании агрессивности в зависимости от обстоятельств.

5. Наличие «деток» на кактусе.

Есть мнение, что «детки» на кактусе обозначают в действительности детей, либо уже имеющихся, либо планируемых в будущем. Чаще всего «детки» встречаются на «одомашненных» кактусах, что уже означает стремление к созданию семьи.

6. Присутствие дополнительных элементов.

Это могут быть надписи, подписи под рисунками, пояснения, а также другие животные, растения и т.д. Эти дополнительные элементы имеют важное значение для характеристики рисунка в целом, они дают возможность истолковать его более полно и точно. В нашем примере это подписи «на свободе» и «в неволе». Подпись «в неволе» относится к «домашнему» кактусу, который обозначает стремление к семье, но подпись дает понять, что автор даже дома чувствует себя не до конца уютно, возможно присутствуют напряженность отношений, нехватка того самого уюта, либо семья не так идеальна, как автору хотелось бы.

Подпись «на свободе» рядом с пустынным кактусом сама по себе не бросается в глаза и выглядит достаточно естественно, но в связке со вторым рисунком подтверждает наличие желания чувствовать себя более свободным в личностном плане.

Рассматривая рисунки, можно сделать некоторые выводы:

— они определенно взаимосвязаны, хотя на первый взгляд и представляют собой противоположности;

— эта взаимосвязь состоит в надписях «на свободе» и «в неволе», вместе обозначающие недостаток свободы, но и желание создать семью. (В случае если семья уже имеется, это может означать, желание улучшить отношения в семье). Также это можно трактовать как неопределенность желаний. Автор олицетворяет сам кактус, а значит рисовавший даже в семье «в неволе», то есть ощущает себя в некотором смысле в клетке;

— на обоих рисунках нет «деток», что означает отсутствие детей (так оно и есть в действительности);

— два рисунка в целом из-за их противоречивости можно трактовать как неопределенность целей, поиск себя, своего жизненного идеала;

— к рисунку были даны небольшие пояснения, позволяющие предположить в наличие чувства юмора, иронию над собой, попытку смягчить «колкость», агрессивность, выраженную иголками.

При работе с детьми можно задать еще несколько дополнительных вопросов. Например, попросить малыша рассказать про кактус: Как его зовут? Что он любит? Есть ли у него семья?

Ответы на эти и подобные вопросы дадут поясняющую информацию к рисунку и позволят лучше понять ребенка.

источник