В младшей группе при организации труда в природе прежде всего необходимо вызвать у детей интерес к животным, к действиям по уходу за растениями и животными, желание выполнять доступные трудовые поручения.
Воспитатель знакомит детей с растениями своего участка, со свойствами природных материалов, обращает внимание на изменения погоды, организует наблюдение за животными.
Проводится также наблюдение за трудом в природе взрослых, старших дошкольников. При этом важно привлекать внимание детей к результатам труда. Во время наблюдений воспитатель дает простые поручения малышам: с помощью взрослых покормить птичек, рыбок, полить комнатные растения, растения на грядках, собрать овощи. Если в уголке природы есть питомцы, то ежедневный уход за ними осуществляется в присутствии детей, чтобы они видели заботливое отношение взрослого к питомцам. Это будет способствовать возникновению у детей желания самим поухаживать за животными.
В средней группе, заботясь о животных и растениях, дети выполняют трудовые поручения с помощью взрослых и самостоятельно.
Педагог постепенно готовит детей к пониманию того, что для жизни и роста растений необходимо создавать благоприятные условия (солнечный свет, тепло, влага, определенная почва). Важно позаботиться о том, чтобы дети испытали радость от труда в природе.
При этом обращает внимание на то, насколько старательно работают дети, какое отношение к труду они проявляют. Это позволяет воспитанникам представить значимость постоянных усилий, необходимых для получения урожая.
Важно, чтобы каждый ребенок принял участие в труде в природе, ощутил затрату сил. В процессе выполнения трудовых заданий воспитателю важно сформировать у детей умение видеть и понимать своевременность проведения того или иного трудового действия (полива растений, рыхления земли, кормления животных и др.). Не стоит забывать, что в этом труде детей в первую очередь интересует не результат, а сам процесс трудовых действий. Педагог объясняет детям, что их деятельность на участке связана с погодными условиями, состоянием растений (летом жарко, земля высыхает, нужно поливать каждый день; после дождя растения поливать не нужно).
Дети 4-5 лет еще не способны к продолжительному ожиданию, поэтому следует чаще напоминать им о конечной цели всех приложенных усилий. Чтобы сделать период ожидания менее утомительным для детей, можно поставить на грядке фанерную табличку с красочным рисунком будущего урожая.
Когда дети носят воду, делают лунки в земле, посыпают между грядок песком, то должны следить, чтобы одежда не стала мокрой, грязной. Перед началом работы взрослый проверяет, закатали ли они рукава, надели ли фартуки, помогает подготовить все необходимое оборудование. Следует учить детей работать аккуратно, спокойно, не отвлекаясь. Тогда вместе с трудовыми навыками будут формироваться привычка к опрятности, поддерживать порядок во внешнем виде.
Педагог постоянно подчеркивает необходимость заботы о животных, хвалит тех детей, которые проявляют интерес к ним, обращаются с просьбой позволить им покормить животных.
Дети уже имеют некоторый запас знаний, владеют навыками ухода за животными и растениями, сознательно относятся к своим обязанностям. Перед педагогом стоит задача закрепить у детей положительное отношение к труду в природе, выработать у них понимание ответственности за рост и развитие животных и растений, сформировать мотивы общественной пользы.
В работе воспитателя в этом направлении может быть примерно следующая последовательность:
создание положительного эмоционального отношения к труду в природе;
стимулирование интереса к росту и развитию растений и животных; поддержка трудовых усилий детей;
помощь в доведении начатого дела до конца;
формирование самостоятельности в действиях, инициативы, стремления по собственному желанию включаться в труд;
объяснение значимости полученного или будущего результата;
формирование старательности, ответственности, трудолюбия, общественно значимых мотивов деятельности.
При этом воспитателем могут быть использованы разные методы (в том числе практический, чтение художественной литературы, загадывание загадок, дидактические игры, пословицы, поговорки и др. Особо важное значение в формировании личности ребенка в процессе труда в природе имеет отношение самого педагога к ней, его любовь, эмпатия по отношению к природе, трудолюбие.
Поскольку труд в огороде, цветнике, в уголке природы чаще носит коллективный характер, необходимо формировать у детей психологическую готовность к совместному труду: умение справедливо распределять обязанности, согласовывать действия, оказывать поддержку, помощь совместными усилиями достигать цели и др. Важно учить детей замечать затруднения сверстников в процессе коллективного труда и оказывать им помощь.
Значение дежурства по уголку природы воспитателю целесообразно раскрывать на специальном занятии, где закрепляются знания детей о правилах ухода за растениями и животными, уточняются последовательность работы, обязанности дежурных, знания инвентаря и места его хранения, воспитывает ответственность за порученное дело и умение доводить его до конца. Педагог обращает внимание на то, чтобы все дети по очереди дежурили в уголке природы, регулярно периодически проводит осмотр уголка природы со всеми детьми, отмечает результат их труда.
Следует периодически привлекать детей и к коллективной уборке уголка природы. Создание педагогом при этом атмосферы сотрудничества, увлеченности общей деятельностью, его мажорность, юмор, шутка, способствуют успеху совместной трудовой деятельности.
источник
3. Содержание труда детей в природе в каждой возрастной группе детского сада
Для определения содержания труда детей в природе я использовала действующую Программу воспитания и обучения детей в детском саду под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.
Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений. Ставится задача постепенного развития у детей ( с учетом возрастных возможностей) интереса к труду взрослых, желания трудиться, воспитания навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.
Эти задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и через непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома. При этом особо подчеркивается роль ознакомления с общественной направленностью труда, его социальной значимостью, формируется уважительное отношение к людям труда.
В каждой возрастной группе определены виды и содержание трудовой деятельности детей, задачи, которые решаются в процессе детского труда.
Организуя трудовую деятельность, воспитатель обеспечивает всестороннее развитие детей, помогает им обрести уверенность в своих силах, сформировать жизненно необходимые умения и навыки, воспитывает ответственность и самостоятельность. Необходимо так организовать труд детей, чтобы он активизировал физические силы и умственную деятельность детей, доставляя им радость, позволял ощущать себя значимым и компетентным.
Воспитывать трудолюбие, наблюдательность, бережное отношение к окружающей природе. Продолжать учить самостоятельно и ответственно выполнять обязанности дежурного в уголке природы.
Продолжать усовершенствовать свой опыт по труду в природе, полученный из предыдущих групп.
Приучать детей делиться своими впечатлениями, оценивать результаты своего труда.
Учить выполнять различные поручения, связанные с уходом за животными и растениями уголка природы. Приучать выполнять обязанности дежурного в уголке природы. Приучать выполнять обязанности дежурного в уголке природы: поливать комнатные растения, рыхлить почву и т.д.
Осенью привлекать детей к уборке овощей на огороде.
Зимой учить детей сгребать снег к стволам деревьев и кустарников, выращивать зеленый корм для птиц и животных. Весной привлекать детей к посеву семян овощей, цветов, высадке рассады. Летом – к рыхлению почвы, поливке грядок и клумб.
4. Формы организации труда детей в природе.
применяются во всех возрастных группах детского сада. Они дают возможность воспитателю более тщательно руководить действиями детей- оказать прямую помощь тем, кто нуждается в ней, дать дополнительные разъяснения, советы, проконтролировать выполнение трудовых операций. Все это помогает прочному формированию навыков и умений, а также воспитанию ответственности за порученное дело, привычки к трудовому усилию.
По уголку природы дети начинают дежурить в старшей группе. Эта форма организации труда позволяет совершенствовать трудовые навыки, формировать общественные мотивы труда.
дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Эти формы труда необходимы для установления отношений в коллективе. Здесь формируются умения принимать общую цель труда, договориться, согласовывать свои действия, сообща планировать работу, помочь товарищу, оценить его труд; воспитывается коллективная ответственности за выполнение задания.
При фронтальной организации коллективного труда, когда в труде участвуют все дети возрастной группы, они сообща могут выполнять одно какое-либо задание, например прополку огорода. При уборке уголка природы одни моют растения, другие чистят клетки для животных, третьи моют поддоны и протирают подоконники. В этом случае детей делят на подгруппы. Коллективный труд может быть организован для одной небольшой подгруппы (Нп, 5-6 детей поливают цветник или собирают плоды).
5. Руководство воспитателя трудом детей
Младшие группы. Дети помогают воспитателю в уходе за животными и растениями в уголке природы и на участке. Они получают индивидуальные поручения, состоящие из 1-2 трудовых операций (взять готовый корм для птиц и положить в кормушку, полить растение заранее приготовленной водой и др.) Труд этот кратковременный, но воспитатель поочередно привлекает к нему всех детей.
Во второй младшей группе возможно организация труда всего коллектива детей. Работу организуют как «труд рядом» — дети не испытывают никакой зависимости друг от друга. Это дает возможность каждому ребенку действовать в индивидуальном темпе, что очень важно когда он только овладевает навыками. И в то же время в коллективном труде воспитывается интерес к совместному труду.
Во второй младшей группе возможно организация труда небольшими подгруппами. Каждая подгруппа выполняет одну трудовою операцию: обтирает растения, или сажает горох на грядке, или поливает клумбу.
При обучении навыкам труда в природе детям младшей группы показывают каждый этап трудовой операции, одновременно организуя выполнение её всеми детьми. Воспитатель сочетает показ с объяснением, и дети поэтапно выполняют трудовые операции.
Труд детей младшего возраста проходит при участии воспитателя или под его наблюдением. Воспитатель помогает малышам, если они в чем-либо затрудняются, показывает приемы выполнения задания, поощряет тех, кто хорошо справился с порученной работой.
Средняя группа. Формы организации детей этого возраста в процессе труда те же, что и в младшей группе. Большое место занимают индивидуальные поручения, но они носят теперь более длительный характер. Дети выполняют одно и то же поручение в течение 2-3 дней. Труд подгруппами имеет свои особенности: одновременно могут работать 2 подгруппы и выполнять разные трудовые операции ( но не более двух). Навыки детей средней группы ещё несовершенны, поэтому необходимо постоянное внимание воспитателя к способам их работы, чтобы не нанести ущерба растениям и животным.
Коллективные формы труда воспитатель использует тогда, когда необходимо познакомить детей с новыми трудовыми операциями.
Дети средней группы в труде более самостоятельны. Обучая их новой трудовой операции, воспитатель показывает и объясняет все задания, а затем делит его на последовательные этапы (провести бороздку, положить семена, засыпать землей, полить).Следя за выполнением каждого этапа, напоминает о последовательности действий, способах использования оборудования, используя показ, объяснения.
Характер оценки меняется: воспитатель дает оценку по ходу труда детей и тут же при необходимости предлагает исправить ошибку. Он учить ребят понимать необходимость труда, показывает, почему надо выполнить ту или иную трудовую операцию. Осматривает вместе с детьми растения, проводит рукой по крупным листьям, выявляет, что они запылились, нужно вымыть; указывает растение, которое необходимо помыть.
Т.о., в средней группе усложняются формы организации детей в процессе труда и методика руководства труда в природе.
Старшие группы. У детей старшего дошкольного возраста необходимо формировать умение не только принять, но и поставить трудовую задачу, представить результат её выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно вести трудовой процесс ( при небольшой помощи воспитателя). Индивидуальные поручения по уходу за растениями и животными становятся длительными. Ребенку поручают вырастить растение в подарок малышам, маме. 2-3 детям дают длительные поручения – ухаживать за грядкой на огороде, за клумбой и т.д.
В старшей группе вводятся дежурства детей в уголке природы. Организуя дежурства, воспитатель проводит занятие на котором знакомит детей с обязанностями дежурных, напоминает способы ухода за обитателями уголка природы, знакомит с новыми. Одновременно дежурят 2-3 детей. Дежурных подбирают таким образом, чтобы вместе с детьми умеющими хорошо работать, дежурили дети с недостаточно сформированными навыками. Длительность дежурств должна быть не более 3 дней. Дежурства воспитывают в детях чувство ответственности, деловитость.
Руководство воспитателя работой дежурных направлено на формирование необходимых навыков и умений ухода за животными и растениями, а также на развитие коллективных взаимоотношений детей и правильного отношения к труду. При передаче дежурств дети рассказывают всей группе, как они ухаживали за животными и растениями, что нового и интересного заметили в развитии растений, в поведении животных. Ребята оценивают работу, выполненную дежурными, высказывают суждения о её качестве.
По равнению с предшествующим возрастом значительно усложняется организация коллективного труда старших дошкольников. Для общего труда дети подразделяются на подгруппы. Каждая подгруппа выполняет то или иное поручение, а результат получается общий, например коллективная работа в уголке природы и т.д.
Имеет место наиболее сложный вид коллективного труда – труд совместный. По этому типу может быть организован труд в огороде и цветнике. Одна подгруппа вскапывает грядки, другая рыхлит землю, третья делает на них бороздки и сеет семена. При организации коллективного труда воспитатель помогает детям разбиться на звенья, распределить обязанности между звеньями и внутри них. Наблюдая труд детей, воспитатель оказывает помощь, дает советы, указания.
Ведущий прием обучения старших дошкольников новому виду труда – объяснение. Показ способов применяется в основном при ознакомлении с новой рудовой операцией.
Особенность руководства трудом старших дошкольников состоит в том, что воспитатель обсуждает с детьми, что нужно сделать и как выполнить работу. Детей приучают не только видеть, но и планировать последовательность выполнения отдельных трудовых операций, заранее распределять обязанности, самостоятельно готовить весь необходимый инвентарь.
1. Вересов Н.Н. Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников // Дошкольное воспитание – 1993. – № 7. – С. 39- 43.
2. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на- Дону: Изд-во «Феникс», 1996. – 480 с.
3. Зацепина В. Планета Земля – наш общий Дом (из опыта работы) // Дошкольное воспитание. – 1996. – № 7. – С. 29-36.
4. Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников) / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – СПб.: «Детство — пресс», 2000. – 319 с.
5. «МЫ». Программа экологического образования детей /Н.Н. Кондратьева и др. – 2-е изд., испр. и доп.– СПб: «Детство-пресс», 2001. – 240 с.
6. Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. – М.: Новая школа. — 1996. – 48 с.
7. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 184 с.
8. Смирнова В.В., Балуева Н.И., Парфенова Г.М. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду: Программа и конспекты занятий. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «Союз», 2001. – 208 с.
9. Саморукова П.Г.. Как знакомить дошкольников с природой. М. «Просвещение», 1983 – 208с.
10. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Прграмма воспитания и обучения в детском саду- М., Мозаика-Синтез, 2007-230с.
Взрослый загадывает детям загадку о стрекозе и показывает изготовленную им игрушку — стрекозу. Затем предлагает внимательно рассмотреть ее и сказать, из чего она сделана. Обращает внимание детей на то, что у стрекозы продолговатое брюшко, тонкие прозрачные крылья, большие выпуклые глаза.
После рассмотрения игрушки-образца воспитатель показывает, как создается игрушка, вместе с детьми уточняет последовательность работы. Из пластилина (или глины) нужно вылепить продолговатое брюшко и округлую голову, из семян яблока сделать глаза и расположить их в верхней час-ти головы. Хвост стрекозы сделать из сухой веточки и прикрепить к брюшку сзади. Крылья стрекозы — крылатки ясеня (или клена) вставить попарно в боковые части брюшка; усы и лапки сделать из тонкой проволоки.
Затем, ребята сами выполняют поделку. Взрослый подсказывает им.
В итоге проводятся анализ выполненной работы.
Материал: желудь (желательно небольшого размера, овальной формы), листья деревьев, ягоды шиповника, веточки или проволока, пластилин или клей.
Ход работы. Все детали бабочки
делают из определенного природного материала: для туловища используют желудь, отсоединенный от шляпки; в качестве крыльев — листья, но при этом следует соизмерять величину желудя (туловища) и крыльев (листьев).
Уложив листья в виде крыльев бабочки, их плотно сжимают у основания и присоединяют к туловищу, для чего на боковые края желудя (места соединения крыльев с туловищем) накладывают тонкий слой пластилина или клея. Головку бабочки делают из свежей ягоды шиповника. В нее вставляют усики из веток или проволочки и соединяют с туловищем.
В заключение надо обязательно рассмотреть бабочку, поговорить с ней и поставить на полочку, чтобы сделать маленькую выставку.
Цель. Учить детей использовать различный природный материал (желуди, шишки, мох, веточки и др.) для изготовления оленя; познакомить с новым типом образца — моделью игрушки и способом наглядной фиксации этапов работы над поделкой в виде схемы последовательности действий; развивать умение соединять части игрушек при помощи заостренных веточек (или спичек); продолжать закреплять навыки работы с шилом; воспитывать внимательность и старание в работе.
Материал и инструменты: желудь, еловые шишки, спички, веточки, сосновая хвоя, мох, клей, краски, картон, деревянная дощечка, шило, нож (для воспитателя), кисти, листы бумаги, карандаши.
Подготовка к работе. Воспитатель ножом заостряет с обоих концов спички для ног и хвоста игрушки, для соединения ее частей, мелко режет сосновую хвою. Затем все это раскладывает на столах вместе с другими природными материалами.
Ход работы. Работа над поделкой начинается с анализа рисунка игрушки, выделения отдельных ее частей. Затем воспитатель рисует на доске модель игрушки и предлагает детям нарисовать такую же модель у себя на листках бумаги.
Дети рассматривают модель и выделяют части игрушки. Педагог предлагает им рассказать о последовательности работы. Сообщает, что теперь он не будет показывать, каким образом изготавливается игрушка, а чтобы запомнить порядок действий, они будут рисовать схему поэтапного изготовления игрушки; объясняет и показывает, как создается на бумаге такая схема: для обозначения частей поделки используют геометрические формы, каждый этап работы обозначают рамкой, а стрелками указывают, с какого этапа надо начинать и каким заканчивать работу. По ходу обсуждения последовательности работы над игрушкой на доске вычерчивают наглядное изображение процесса работы, дети у себя на листках бумаги рисуют такую же схему, которую впоследствии используют как план (см. схему к рис. 20), затем приступают к созданию игрушки.
Для головы оленя берут желудь, делают в нем шилом три отверстия: два сверху, в них вставляют разветвленные веточки — это рога, и одно снизу, в которое вставляют спичку, заостренную с обоих концов для соединения головы с шеей. Затем выбирают две еловые шишки: одну большую для туловища, другую меньшего размера и короче для шеи. Сделав в них шилом по отверстию, вставляют в Отверстие большой шишки спичку, на нее плотно насаживают маленькую шишку, соединяя таким образом туловище с шеей. После этого в шишке-туловище делают еще пять таких же отверстий — четыре для ног и одно для хвоста — и вставляют в них спички. В верхней части шишки-шеи также делают одно отверстие и соединяют спичкой с головой оленя. Мордочку можно нарисовать красками или цветными карандашами.
источник
Екатерина Купрейчик Анализ трудовой деятельности
Анализ трудовой деятельности.
Дата проведения: 08.11.2018г.
Материал, наглядное пособие, оборудование для трудовой деятельности было подобрано на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленной цели и поставленных задач. Их внешний вид – красочный, яркий, оформлен эстетически, отвечает общим требованиям.
Цель: систематизировать знания детей о приемах и последовательности ухода за растениями.
Вводной части решалась задача:
-Воспитывать у детей интерес к растениям.
В основной части решались задачи:
— Уточнять и закрепить знания детей о способах ухода за растениями и о последовательности работы.
-Упражнять детей в умении определять растения нуждающиеся в уходе, делать выводы о нехватке тех или иных условий.
Воспитывать у детей интерес к растениям, вызвать желание наблюдать и ухаживать за ними.
Закреплять умение планировать свою деятельность и распределять обязанности между участниками.
— Закреплять знания о действиях с инвентарем.
Развивать культуру трудовой деятельности, любознательность.
-Развивать диалогическую речь.
В заключительной части решалась задача:
— Развивать диалогическую речь.
Цель, задачи трудовой деятельности соответствует программным требованиям возрастной группы.
Вводной части трудовой деятельности педагог заинтересовал детей предстоящей деятельностью звонком от Карлсона.
В основной части для создания положительной мотивации использовала приёмы – беседа, показ способов действия, использование образцов, объяснение.
В заключительной части — анализ детских работ проходил с помощью рассматривания, вопросов.
Все части были взаимосвязаны, подчинены заданной теме, цели и задачам. Правильно организованная смена деятельности позволила предотвратить утомляемость и перенасыщенность детей.
— словесный (для вопросов детям, поощрения);
— практический (в выполнении задания);
— метод контроля (в анализе выполненных работ – одобрение и похвалы).
Все методы и приемы обучения соответствовали программному содержанию и возрастным особенностям детей.
Речь была выразительная, спокойная, рассудительная.
Использовала здоровье сберегающие компоненты: смена поз детей; чтобы поддерживать интерес детей.
Анализируя деятельность детей, хочется отметить, что они проявили познавательную активность по экологическому воспитанию, использовали грамотно имеющие знания и умения в познании, в трудовой деятельности в природе. Они были заинтересованы, внимательны, организованны. Привлекала нерешительных и стеснительных детей к ответам на заданные вопросы, помогала словесным указанием в работе. Дети стремились самостоятельно проанализировать свою работу и работу товарищей.
Анализируя, проведённую деятельность, можно сказать, что поставленные цель и задачи были успешно выполнены.
Дети работали в своём темпе, задание выполнили в силу своих индивидуальных возможностей. Их любознательность, интерес к окружающему, чувствовалось на протяжении всей деятельности.
«Раннее приобщение детей к полезной трудовой деятельности». УХАЖИВАЕМ ЗА ЦВЕТОЧКАМИ. ПОЛИВАЕМ РАСТЕНИЯ. Трудовое воспитание детей раннего возраста-это деятельность,направленная на развитие.
Развитие речи во время трудовой деятельности В ходе выполнения детьми трудовых поручений и наблюдения за трудовой деятельностью решаются коррекционные задачи: развиваются и совершенствуются.
Фотоотчет о трудовой деятельности на участке Ни для кого не секрет, что труд — важнейшее средство воспитания, начиная с раннего возраста. В процессе труда формируется личность ребенка,.
Итоговое занятие по трудовой деятельности «Черенкование растений» Закрепляется представление о том, что растение можно вырастить из черенка, дается представление о способах ухода за черенками. Решаются.
Конспект занятия по трудовой деятельности «Трудовой десант» Задачи:обучать навыкам трудовой деятельности (уметь поливать, рыхлить землю);воспитывать ценностное отношение к труду:формировать бережное.
Контрольная работа по трудовой деятельности Министерство образования Саратовской области ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж» по предмету: МДК02.02. Теоретические.
Материалы и оборудование для трудовой деятельности МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 3 г. ЛИПЕЦКА МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ.
источник
«Организация труда в природе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения»
Организация труда в природе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения
Глава 1. Теоретические основы организации труда детей 6-7 лет в природе в условиях дошкольного образовательного учреждения
1.1. Значение трудового воспитания в развитии личности и деятельности ребенка дошкольника………………………………………..10
1.2. Педагогические возможности организации труда старших дошкольников в природе на территории ДОУ…………………………….13
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по совершенствованию организации трудовой деятельности детей 6-7 лет в природе в ДОУ
2.1. Анализ организации труда в природе со старшими дошкольниками в условиях образовательного учреждения…………………………………18
2.2. Формы организации труда в природе детей старшего дошкольного возраста на территории ДОУ………………………………………………..20
2.3 Методические рекомендации по трудовому воспитанию детей 6-7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения………24
Труд в природе имеет особое образовательное значение. Он расширяет кругозор, создает благоприятные условия для решения основных и общих задач воспитания. Труд в природе способствует развитию наблюдательности, любознательности, воспитанию интереса к сельскохозяйственному труду, уважения к людям, которые им занимаются. В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, орудиями, овладевают навыками работы с ними, учатся бережному отношению к природе. Это позволяет поддерживать у детей интерес к трудовой деятельности и осуществляет их всестороннее развитие.
Продуктивная профессиональная деятельность, направленная на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника, выбора возможностей свободного и творческого самовыражения в процессе труда помогает сформировать разностороннюю личность ребенка.
Овладение навыками трудовой деятельности надо рассматривать как одно из основных условий воспитания у детей желания и умения трудиться. Как бы ни был ребенок заинтересован целью труда, не владея трудовыми навыками, он никогда не достигнет результата. Сформированные трудовые умения и навыки служат основой для воспитания у детей серьезного отношения к труду, привычки к трудовому усилию, желания трудиться, включаться в труд по собственному побуждению, успешно его завершать. От педагога требуется четкое знание того, какими навыками должны овладеть воспитанники его группы. Это даст ему возможность определить характер руководства трудовым обучением: в период овладения действием — терпеливо показывать, объяснять, помогать, по мере овладения — побуждать проявление самостоятельности и хорошего качества выполнения.
Трудовые умения и навыки, которыми овладевает ребенок дошкольного возраста, различны. Их характер и объем обусловлены спецификой того или иного вида труда, его конкретного содержания.
Основные формы трудовой деятельности детей дошкольного возраста в детском саду: поручения, дежурства и коллективная трудовая деятельность. Руководство детской трудовой деятельностью требует от педагога знания специфики развития и воспитания ребёнка, а также умения активно способствовать приобретению необходимых навыков, ориентироваться на свойства объектов природы для выполнения трудового действия. В результате у детей складывается эталонное представление о свойствах, качествах, состояниях объектов природы.
Формы организации труда позволяют совершенствовать трудовые навыки, формировать общественные мотивы трудовой деятельности.
Дошкольные учреждения выполняют задачу большой значимости — подготовку детей к обучению в школе, на их базе должны быть заложены истоки потенциальных возможностей, последующее развитие которых на разных ступенях воспитательно-образовательного процесса обеспечит желаемую платформу — формирование трудолюбивого человека.
Для успешного решения задач, предусмотренных программой по трудовому воспитанию дошкольников, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. А. С. Макаренко говорил, что только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда.
Великий педагог В.А. Сухомлинский писал. Трудолюбие – прежде всего сфера эмоциональной жизни детей. Ребенок стремится работать тогда, когда труд дает ему радость. Чем глубже радость труда, тем больше дети дорожат собственной честью, тем нагляднее видят в деятельности самих себя – свои усилия, свое имя. Радость труда – это могучая воспитательная сила, благодаря которой ребенок осознает себя как члена коллектива. Это не значит, что труд превращается в развлечение. Он требует напряжения и упорства. Но мы не должны забывать, что имеем дело с детьми, перед которыми только открывается мир [34] .
Трудовая деятельность (труд в природе) является важным средством развития личности ребенка — дошкольника, становления его самостоятельности, осознания ценности труда в жизни современного человека и определения своих возможностей в интересном, посильном виде деятельности [7].
Труд является не только жизненной необходимостью, без которой немыслимо человеческое существование, но и сферой многогранных проявлений духовного богатства личности. В труде распространяется богатство человеческих отношений. Важная воспитательная задача в том, чтобы чувство личного достоинства, личной гордости каждого воспитанника основывалось на трудовом успехе.
Решение связано с организацией труда в природе с детьми 6-7 лет в условиях дошкольного учреждения.
В дошкольном возрасте происходит становление основных видов деятельности, поэтому трудовое воспитание детей дошкольного возраста — немаловажное направление в системе образовательных учреждений.
Труд в природе является основой всестороннего развития личности детей старшего дошкольного возраста. Различные виды трудовой деятельности развивают у них трудовые умения и навыки, волевые качества, убеждения, положительное отношение к труду. В процессе труда происходит выявление интересов, наклонностей и развитие способностей.
Эта проблема в обществе существенна и потому является важной в рассмотрении полноценного вопроса о трудовом воспитании в условиях дошкольного учреждения.
Трудовая деятельность целиком и полностью зависит от правильного педагогического руководства, тесного сотрудничества с педагогическим коллективом дошкольного учреждения и родителями.
Проблема нашего исследования заключается в том, чтобы сформировать навык трудового воспитания (труда в природе) детей 6-7 лет. Исследовать особенности процесса формирования навыков трудовой деятельности в ДОУ. Рассмотреть осуществляется ли этот процесс в дошкольном образовательном учреждении.
Трудовая деятельность в виде отдельных простейших процессов труда в природе возникает и активно развивается в старшем дошкольном возрасте
Объект исследования труд в природе как вид трудового воспитания детей 6-7 лет в условиях ДОУ.
Предмет исследования – процесс организации труда в природе у детей 6-7 лет в режиме дня дошкольного учреждения.
Цель исследования – определить формы, методы и средства повышения эффективности процесса, формирования навыков трудового воспитания (труда в природе) у детей 6-7 лет в ДОУ.
Гипотеза исследования: организация труда в природе с детьми 6-7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения будет протекать эффективнее, если педагогический процесс:
— имеет целенаправленный, системный, последовательно усложняющийся характер;
— отражает четко определенное содержание в соответствии с основной образовательной программой ДОУ;
— содержит многообразие форм организации труда в природе (индивидуальные поручения, дежурства, коллективный труд);
— осуществляется в организованной образовательной деятельности, в свободное время, в индивидуальной работе с детьми, в самостоятельной деятельности детей по собственному выбору или инициативе взрослого;
— имеет специфические методы работы воспитателя — правильную организацию труда (специально организованные занятия, совместный труд, педагог ставит детям конкретную задачу, намечает, какой они получат результат, показывает нужные приемы, сообщает знания, и делает это по ходу выполнения работы );
— осуществляет индивидуальный подход в обучении детей труду в природе с учетом особенностей деятельности, мотивации и обучаемости ( руководить процессом труда, — прилагать усилия, преодолевать трудности, работать в бодром равномерном темпе);
Если обучающая деятельность воспитателя строится на основе принципов уважения к личности ребёнка, индивидуальной способности и возможности каждого воспитанника, п ри этих условиях нагрузка в труде становится для детей наиболее соответствующей их силам и особенностям.
Цель и гипотеза исследования обусловили постановку следующих исследовательских задач:
1. Теоретический анализ педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Изучение особенностей организации труда в природе как вида трудовой деятельности детей 6-7 лет.
3. Определение значения организации труда в природе как предпосылок трудовой деятельности, практических умений и навыков в старшем дошкольном возрасте.
4. Определение наиболее эффективных форм, методов, средств видов и приёмов эффективной организации труда в природе как трудовой деятельности детей 6-7 лет в условиях ДОУ.
Методические рекомендации по трудовому воспитанию у детей 6-7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Методологическую основу исследования составили труды педагогов — психологов (Е.И. Радина, ТА. Маркова, В.Г. Нечаева, В.И. Логинова, Т. Н. Година, P.C. Буре, Я.3. Неверович, Д.В. Сергеева, П. Г. Саморуковой и других). Создана система трудового воспитания дошкольников, включающая в себя задачи, содержание, средства и методы работы.
Структура курсовой работы обусловлена логикой изложения материала и включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.
Во введении описан методологический аппарат исследования, сформулированы цель, задачи, гипотеза исследования, методологическая основа и методы исследования, применявшиеся в исследовании, охарактеризована структура и содержание курсовой работы.
В первой главе раскрыты теоретические основы организации труда в природе детей 6-7 лет в условиях ДОУ.
Во второй главе представлены содержание, методика и результаты опытно-экспериментальной работы по оптимизации процесса организации труда в природе детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
В заключении изложены основные выводы по итогам проделанной работы.
Список литературы содержит 34 литературных источника.
В приложении представлены материалы вспомогательного характера, раскрывающие ход и результаты проектной деятельности, участие в деятельности, обучение навыкам, ознакомление с деятельностью взрослых. Заключительным этапом работы над исследуемой проблемой стала разработка и внедрение на территории «МБДОУ Детский сад № 176» зкологического проекта «Новые истории об овощах» с целью формирования представлений о роли труда в жизни человека, воспитания чувства радости и удовлетворения от труда.
Объект курсовой работы воспитательный процесс в дошкольном образовательном учреждении (труд в природе).
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Цель курсовой работы определить организацию трудового воспитания детей 6-7 лет в природе на территории ДОУ.
В соответствии с объектом и целью курсовой работы были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ проблемы организации трудового воспитания в ДОУ;
2. Выделить особенности и условия для трудового воспитания в ДОУ;
3. Рассмотреть систему работы по трудовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Рассмотреть общие и специальные умения и навыки, позволяющие ребенку включаться в разные виды трудовой деятельности.
Выделить способности дошкольников организовывать свою познавательную деятельность (планировать последовательность действий, оценивать ход и результаты деятельности, работать совместно и индивидуально).
Глава 1. Теоретические основы организации труда детей 6-7 лет в природе в условиях дошкольного образовательного учреждения
Значение трудового воспитания в развитии личности и деятельности ребенка дошкольника
На основе классификации Ю.К.Бабанского, В.И.Логиновой, В.Г. Нечаевой можно выделить две группы задач: помощь ребенку в овладении трудовой деятельностью (в освоении структуры деятельности, приобретении трудовых навыков, умений); развитие личности ребенка в труде (развитие свойств, качеств личности, формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия).
Эти задачи решает педагог-практик.
Е.И. Радина писала: «Естественность, жизненная целесообразность труда это одно из важнейших условий успешной организации совместного труда детей и взрослых. Дети очень чувствительны к фальши, быстро улавливают надуманность предлагаемой им работы. При выполнении ее у детей могут формироваться умения, но не вырабатывается ответственного отношения к труду, наоборот, может возникнуть формальное отношение» Поэтому при отборе содержания труда для совместной деятельности необходимо наличие необходимых условий: труд должен быть интересен для детей и в то же время жизненно значим; объем труда должен быть допустимым с общепедагогической точки зрения; в нем должна целесообразно выступать необходимость совместной деятельности с разделением функций между детьми и взрослыми. Кроме того, значение имеет организация и оформление рабочего места, соответствующий подбор оборудования: наличие необходимого материала и инструментов, удобное их расположение, достаточное их количество. [28]
Решение связано с организацией труда в природе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения .
Различные исследователи предлагают свои формулировки задач трудового воспитания. Приведем некоторые из них.
В.И. Логинова выделяет следующие задачи: формирование отношения к труду; воспитание потребности трудиться; усвоение трудовых знаний, умений, навыков в основных видах труда. В.Г. Нечаева в задачи трудового воспитания включает: формирование трудовых навыков и умений; воспитание отношения к труду, стремление оказывать помощь взрослому; воспитание нравственно-волевых качеств личности; овладение навыками трудовой деятельности; воспитание отношения к труду взрослых. Трудолюбие проявляется в потребности ребенка включаться в трудовую деятельность, способность испытывать радость в ее процессе, достигать цели. Дошкольная педагогика подчеркивает своеобразие трудовой деятельности дошкольников, поскольку существуют некоторые отличия детского труда от труда взрослого человека. Только в старшем дошкольном возрасте уже может появляться удовлетворение от самостоятельно достигнутого результата в труде [4] . Трудовое воспитание, отмечает Гогоберидзе А.Г. , — воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности, а также таких черт характера, обеспечивающих успех в труде, как трудолюбие, старательность, добросовестность. [7]
Трудовое воспитание — это целенаправленный процесс формирования у детей дошкольного возраста сознательного отношения и склонности к труду как основной жизненной потребности, а также формирование привычки к труду путем включения ребенка в активную трудовую деятельность. Цель трудового воспитания дошкольников — формирование у детей представлений о трудовой деятельности взрослых, формирование трудовых навыков и умений, воспитание трудолюбия как качества личности. [7]
В связи с этим, перед системой дошкольного образования стоит задача подготовки сознательных трудолюбивых, старательных, добросовестных граждан. По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида: самообслуживание; хозяйственно-бытовой труд; труд в природе; ручной и художественный труд. Самообслуживание — труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя: одевание-раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры. Содержание труда по самообслуживанию изменяется на разных возрастных этапах и по мере овладения детьми трудовыми навыками. Хозяйственно-бытовой труд предполагает умение поддерживать порядок в групповой комнате, дома, на участке, участие в организации бытовых процессов. Характерной особенностью этого вида труда является его общественная направленность. Данный вид труда предполагает формирование навыков хозяйственно-бытового труда, приобретаемых детьми в дошкольном учреждении и в семье.
Ручной и художественный труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека, в его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. В особый вид труда выделяется труд в природе .
Содержанием труда являются уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др. Труд в природе благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы личности дошкольников. Данный вид труда имеет свои особенности: результатом может быть материальный продукт (выращенные ребенком овощи, посаженное им деревце и др.), это сближает детский труд с производительным трудом взрослых; труд в природе чаще всего имеет отсроченный результат; он дает возможность одновременно развивать познавательные интересы дошкольников (дети наблюдают за ростом и развитием живых объектов, узнают об особенностях некоторых растений и животных, экспериментируют, познавая неживую природу); этот вид труда дает детям возможность доставлять радость другим людям [34] .
Процесс развития деятельности, ее расширения и усложнения наиболее интенсивно протекает у растущего человека, определяя становление его как личности. Причем это закономерное развитие, процесс которого обеспечивает освоение дошкольником как действий и операций, так и мотивов, целей, социальных норм, приводя к овладению миром вещей и выработке позиции в мире людей. Таким образом, деятельность выступает как условие и способ развития личности [24] .
1.2. Педагогические возможности организации труда старших дошкольников в природе на территории ДОУ
Изучение педагогической литературы показало, что на формирование положительного отношения к труду у дошкольников влияют различные факторы: формирование знаний и представлений о труде взрослых и его общественной значимости, развитие мотивов труда, усвоение умений и навыков, создание высоко эмоциональной атмосферы, методов и приемов педагогического воздействия.
Организация труда — серьезное дело для педагога, правильно организованный труд привлекает дошкольников, позволяет им осознать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов. Первое, о чем должен позаботиться педагог, организуя любой вид деятельности, в том числе и труд детей, это о безопасность их жизнедеятельности: растения следует располагать так, чтобы дети могли ухаживать за ними на огороде;
— нельзя позволять детям старшего дошкольного возраста переносить массу большую чем: 2 — 2,5 кг;
— общее время, отводимое на выполнение работы, не должна превышать 30 мин.
При этом каждые 7-10 мин. следует менять деятельность детей или устраивать перерывы.
Организация работы детей в природе должно отвечать определенным педагогическим требованиям, в частности труд должен быть:
— направлен на решение задач, обозначенных в программах развития ребенка дошкольного возраста, в частности всестороннего (познавательного, социально-нравственного, эмоционально-ценностного, речевого, физического, творческого развития детей); формирование знаний; воспитание любознательности, ценностного отношения к природных объектов и др.;
— мотивированным — чтобы выполнять задачи с интересом, охотно, ребенок должен понимать, что и для чего он делает.
— посильным для детей — привлекая детей к труду, поручая им определенный участок работы, надо учитывать возрастные особенности и возможности детей с тем, чтобы они имели возможность успешно выполнить порученное дело.
— систематическим — проводиться как на занятиях, так и в повседневной жизни, ведь только при условии систематической, повседневной работы можно сформировать у детей крепкие трудовые навыки, научить выполнять свои обязанности;
— хорошо организованным — во время коллективного труда все дети должны работать одновременно. Весь необходимый инвентарь надо подготовить заранее. Объяснять и показывать приемы работы следует многократно и интересно. Важно создать в группе положительное эмоциональное отношение к выполнению трудового задания, чтобы работа вызвала у детей радость от совместных усилий, ведь эмоциональный подъем способствует созданию интереса, положительного отношения к труду.
Организуя труд детей в природе, следует обязательно позаботиться о выполнении гигиенических требований. Организуя труд детей в природе на территории дошкольного учреждения, педагоги используют такие формы трудовой деятельности, как поручение и коллективный труд.
Поручения являются самой доступной и распространенной формой привлечения детей к ежедневной трудовой деятельности в детском саду.
— сложности задач — простые и сложные;
— длительности выполнения — кратковременные и долговременные;
— способам организации детей — индивидуальные и групповые.
В старшей группе под влиянием требований воспитателей и родителей и с их непосредственной помощью дошкольник постепенно учится выполнять отдельные поручения, а впоследствии — и более сложные трудовые поручения, результаты которых нужны не только ему лично, но и имеют значение для близких взрослых, товарищей по группе. Хотя объективная ценность этой деятельности еще не достаточно велика, однако для самого ребенка она очень важна, в частности для формирования нравственных качеств и подготовки к будущей основе общественно-полезного труда. Выполнение групповых поручений позволяет приучить детей к согласованию своих действий, обогатить их опытом сотрудничества, привить гуманистические чувства, воспитать умение быть внимательными друг к другу, помогать друг другу.
Выполняя поручение, дошкольники становятся более обязательными, ответственными, приучаются проявлять волевые усилия по самоорганизации деятельности для достижения результата, Для этого важно, чтобы дети осознавали целесообразность, значимость для них общего дела и конкретных поручений.
Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умение одновременно у всей группы детей. Эта форма труда необходима для установления позитивных отношений и сплочения детского коллектива. Во время коллективного труда у детей формируются умения принимать общую цель труда, договариваться, согласовывать свои действия, совместно планировать их, помогать товарищу, оценивать его труд. У детей формируется коллективная ответственность за выполнение задач. Детей старшего дошкольного возраста учат перекапывать и рыхлить почву, планировать грядки, пропалывать от сорняков и т.д.
Трудовая деятельность детей требует руководства со стороны воспитателя. Основными приемами руководства является показ, объяснение, напоминания, поощрения. Поручая ребенку отдельное дело, педагог должен учитывать отсутствие социального, трудового, коммуникативного опыта ребенка. Если дело незнакомое, обязательно следует показать и объяснить рациональный способ ее выполнения. А если, скажем, способ ухода за определенным растением уже известен детям, воспитателю следует ограничиться напоминанием. Коллективный труд в природе организовывают со старшими дошкольниками 1 -2 раза в неделю. Объединение детей для коллективного труда является эффективным при наличии у них опыта сотрудничества, надлежащего овладения навыками в конкретных видах труда. Для коллективной работы детей можно организовывать как фронтально — всей группой, так и подгруппами.
Знание индивидуальных особенностей дошкольников позволяет объединять их в подгруппы не только по уровням сформированности навыков сотрудничества, но и за взаимными симпатиями и уровнем сформированности коммуникативных навыков: — объединение детей с высоким уровнем сформированности навыков сотрудничества со сверстниками с низким уровнем сформированности этих навыков при условии, что дети симпатизируют друг другу;
— дети с низким уровнем сформированности навыков сотрудничества симпатизируют детям с высоким уровнем сформированности этих навыков;
— включение детей с низким уровнем сформированности навыков сотрудничества в группу детей с высоким уровнем сформированности навыков сотрудничества со сверстниками, при условии наличия в ней активных детей с высоким уровнем сформированности коммуникативных навыков.
Правильно организованная коллективная работа способствует становление доброжелательных отношений между ее участниками. Во время проведения коллективных форм труда дошкольникам часто приходится выполнять задания, которые организуются впервые, а потому нуждаются в обучении детей, формирования у них определенных знаний и умений. Скажем, до того, как давать детям индивидуальные и групповые поручения пропалывать грядки, рыхлить и окучивать почву, следует организовать коллективную работу для обучения детей этой деятельности.
Организуя коллективный труд с целью обучения определенной деятельности, следует соблюдать педагогических требований к структуре, которая обязательно должна содержать:
— показ и объяснение способов действия; собственно труд;
— анализ полученных результатов.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по совершенствованию организации трудовой деятельности детей 6-7 лет в природе в ДОУ
2.1. Анализ организации труда в природе со старшими дошкольниками в условиях образовательного учреждения
Существуют некоторые закономерности становления трудовой деятельности. Старшие дошкольники способны самостоятельно поставить цель в привычных ситуациях. Это ярко проявляется в тех случаях, когда дети получают видимый и значимый результат. Могут ставить и отдаленные во времени цели (выращивание урожая). Затрудняются дети в новых условиях самостоятельной постановки целей.
Мотивы: Получение положительной оценки своих действий от взрослых. Самоутверждение. Вступление в общение со взрослыми. Появление общественного мотива (принести пользу другим).
Планирование: Относительная самостоятельность планирования. Планируют лишь процесс исполнения, не включая организацию. Намечают лишь основные этапы, но не способы исполнять. Не предусматривают контроль и оценку работы. Словесное планирование отстает от практического — ребёнок не может составить план работы, но действует последовательно.
Процесс деятельности: У детей не только сформирован определенный трудовой опыт, но и развиваются обобщенные трудовые умения. Проявляются настойчивость, потребность все делать красиво, аккуратно, правильно.
Отношение к результату: Результат становится значимым. Уже до начала работы интересуются тем, зачем нужна работа, кому предназначен ее результат. Формируются критерии оценки, преодолеваются категоричность, немотивированность, хотя объективно оценить свою работу труднее, чем работу сверстника. Появляются удовлетворение от самостоятельно достигнутого результата в труде.
Основой для планирования раздела «Трудовое воспитание» является комплексная образовательная программа В.И.Логиновой «Детство».
Организация процесса по созданию условий для трудового воспитания дошкольников регламентируется нормативными документами: Уставом ДОУ, Должностными инструкциями воспитателей и специалистов, Договором с родителями, приказами по основной деятельности.
В ходе работы поставлены основные вопросы для наблюдения и анализа трудовой деятельности детей:
Организация коллективного труда по уходу за посевами и посадками участка, на огороде и цветнике и т.д.
Организация труда с небольшими группами детей: работа в природе, организация посевов и посадок, уход за растениями; работа в огороде и цветнике и др.
Организация трудовых поручений и работы с дежурными: обучение их выполнению обязанностей, оказание помощи и оценка результата.
Наблюдение и анализ организации трудовой деятельности детей: трудовые поручения, дежурства, коллективный труд.
Наблюдение за выполнением трудовых обязанностей или поручений некоторыми детьми, анализ уровня сформированности трудовых умений и навыков, отношения к труду.
Трудовое воспитание в ДОУ является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений.
Перед нами была поставлена задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей) интереса к труду взрослых, воспитания желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия. Особенности труда детей старшего дошкольного возраста.
При организации труда руководствуясь «Программой воспитания в детском саду», которая определяет содержание трудовой деятельности детей 6-7 лет как самостоятельный вид труда.
Простой анализ общественных ситуаций, ролевой игры, посредством которой дошкольники, реализуют потребность трудиться, показывает, что основное место в них занимают именно трудовые и профессиональные действия взрослых, бытовые и производственные сюжеты, социальные профессиональные роли.
2.2. Формы организации труда в природе детей старшего дошкольного возраста на территории ДОУ
Существуют различные формы организации детской деятельности. В практике распространенной формой являются занятия. Занятия проводят в уголке природы, на огороде и в цветнике по перекопке земли, рыхлению, устройству гряд и клумб, посеву, уходу за огородом и цветником, сбору урожая. В процессе этих занятий дети получают первоначальные сведения о жизни растений, узнают, какие условия нужны для их выращивания, приобретают необходимые трудовые навыки и умения, которые затем закрепляются в повседневной жизни. Усвоение знаний и формирование трудовых умений и навыков должно происходить не только на специально организованных занятиях, но преимущественно в повседневном труде. Воспитатель, работая вместе с детьми, ставит им конкретную задачу, намечает, какой они получат результат, по мере надобности показывает нужные приемы, сообщает знания, но делает это по ходу выполнения работы. Например, приучая детей к уходу за растениями, воспитывая трудолюбие, педагог постепенно объясняет детям и значение ухода для роста растений, сообщает сведения, но не ставит это главной задачей. В процессе приучения детей к уходу за растениями и животными большое место должен занимать совместный труд ребенка и взрослого. Эта работа помогает воспитанникам усвоить направление движения (движение корпуса, повороты рук и ног во время перекопки, рыхления), силу движения (например, сочетание движения рук и ног при перекопке, рыхлении, переноске земли на носилках, поливке).
Формирование начал трудового воспитания, изучение проблемных вопросов о росте и развитии, происхождении и многообразии растений осуществляется в процессе трудовой, познавательной деятельности детей дошкольного возраста в условиях непосредственного общения на территории ДОУ.
Профессиональная деятельность, была направлена на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для трудового воспитания, развития и саморазвития личности воспитанников, предоставлен выбор возможностей свободного и творческого самовыражения трудовой деятельности (труд в природе)
Нами разработаны организационные моменты, которые обеспечивают всестороннее развитие детей, помогают им обрести уверенность в своих силах, формируют жизненно необходимые умения и навыки, воспитывают ответственность и самостоятельность, учитывают основные аспекты руководства трудовой деятельностью детей, а именно:
—подчеркивают общественную значимость труда;
—соблюдают нормы нагрузки работы выполняемой детьми, не допуская их перегрузки и переутомления, так чтобы все виды труда и их содержание соответствовали возрастным возможностям детей;
—создают благоприятную психологическую атмосферу, формируют у детей доброжелательное отношение ко всем участникам трудовой деятельности, стремление помочь друг другу, направляя внимание детей на качественное выполнение трудовых действий, побуждая самостоятельность.
Дети 6-7 лет могут выполнять следующие виды работ, объединяемых понятием труд в природе, и форм его организации — поручения, дежурства и коллективный труд.
Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию. На территории ДОУ в огороде высаживаются различные виды овощей с разным сроком вегетации, что позволяет сделать труд более систематическим. Увеличивается объем детского труда. Дошкольники сеют семена растений, выращивают рассаду, опрыскивают растения из пульверизатора, рыхлят землю, собирают урожай. С помощью воспитателя дети подкармливают растения, вскапывают землю на огороде и в цветнике, высаживают рассаду, собирают семена растений.
В процессе труда в природе дети учатся устанавливать связи между отдельными явлениями, обнаруживать закономерности. Формируются начала материалистического понимания природных явлений. Расширяются сведения о растениях и животных, о приемах ухода за растениями цветника и огорода. Повышается самостоятельность детей в трудовых делах: они без напоминания определяют необходимость полива и рыхления почвы, пересадки растений, посева семян на огороде, в цветнике, а зимой — в уголке природы, постоянно выращиваются лук и другая зелень. Дети узнают приемы размножения растений путем черенкования, выращивания рассады с последующей пересадкой в грунт.
У детей повышается ответственность за состояние огорода и цветника. Сбор урожая, цветов доставляет им большую радость. Они дарят цветы родителям, угощают малышей выращенными овощами, готовят овощи для винегрета (моют их, чистят, относят на кухню), украшают цветами групповую комнату.
Через основные формы организации труда детей — поручения, дежурства, коллективный труд решаются вопросы воспитания трудолюбия у детей.
Поручения — это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручение является первой формой организации трудовой деятельности. Поручения становятся средством формирования у детей привычки к трудовому усилию, готовят их к дежурствам.
Дежурства — это форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы коллективной направленности. В 6-7 лет индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребенок невнимателен, часто отвлекается), т. е. при необходимости индивидуализируются методы воздействия.
Большинство поручений, становятся групповыми, объединяющими от 2 до 5-6 участников, т.е. принимают коллективный характер. Систематически сменяются дежурные, участвуя во всех видах дежурств ежедневно. Как правило, дети дежурят вдвоем. Эти же задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и через непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома. При этом особенно подчеркивается роль ознакомления с общественной направленностью труда, его социальной значимостью, формируется уважительное отношение к труду взрослых. Все это можно осуществить тогда, когда взрослый с самого начала работает с небольшой группой детей, за которой закрепляется определенный участок работы. Имея постоянное задание, ребенок прилагает известные усилия, учится преодолевать трудности. Наиболее приемлемыми формами для решения воспитательных задач считают организацию труда в форме различного рода поручений: индивидуальных, групповых, длительных, систематических.
2.3 Методические рекомендации по трудовому воспитанию у детей 6-7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения
Дошкольник всегда стремится к активным действиям, общению, самовыражению, ярким впечатлениям. Реализовать принцип оптимального соотношения между развитием, действиями взрослого, и саморазвитием, обусловленным собственной активностью ребенка, позволяет технология проектирования, когда соотношение «ребёнок-взрослый» строится на соучастии.
Наша работа осуществлялась следующим образом, вводилась проектная деятельность, предназначенная для обогащения культурного опыта ребенка; с ее помощью отслеживаются способности ребенка преодолевать препятствия в решении проблем.
Человеческие качества у ребенка складываются в условиях, когда ребенок чувствует себя комфортно в эмоциональном плане, когда реализуются его потребности быть признанным, способность сопереживать и радоваться другим. Проект «Новые истории об овощах» разработанный и апробированный на базе учреждения «МБДОУ Детский сад№176» полностью решает ряд задач поставленных перед нами.
Проектирование — не самоцель, а только способ вхождения в мир, в котором детям предстоит жить. Тем самым решение найдено и все, что было задумано, удалось сделать, использование ближайшего окружения с естественной средой обитания (огород на территории ДОУ) решил проблемы трудового воспитания детей 6-7 лет.
В результате проектной деятельности, дети исследовали и изучали мир овощных культур, наблюдали и выясняли условия жизни растений, знакомились с трудом взрослых и самостоятельно выращивали овощи, передавали свои чувства, отношения к труду работников сельского хозяйства.
Дети самостоятельно предлагали пути решения проблем и вопросов, проживая эти ситуации.
С желанием и интересом участвовали в познавательных занятиях на территории ДОУ, и в ближайшем окружении ОПХ; на полях, в теплицах, в лабораториях, общались с учеными, научными руководителями, механизаторами, овощеводами, совершали «путешествия» на родину овощей.
Трудовая деятельность детей (труд в природе) на территории детского сада позволила применить знания об уходе за растениями, способах выращивания на практике, осуществить индивидуальный подход в обучении детей труду в природе с учетом особенностей деятельности, руководить процессом труда, — прилагать усилия, преодолевать трудности, работать в равномерном темпе.
Все описанные в проекте ситуации просты в исполнении, не требуют сложного оборудования и практически безопасны, поэтому они могут проводиться в ДОУ.
Считаем способы нашей деятельности согласованными с особенностями и интересами детей по мере расширения ориентировки в трудовой деятельности. Поставленная цель трудового воспитания дошкольников— формирование у детей представлений о трудовой деятельности взрослых, формирование трудовых навыков и умений, воспитание трудолюбия как качества личности решена.
На сегодняшний день одной из основных целей реформы дошкольного образования является замена традиционных ценностей обучения детей на ценности развития его личности. Качество трудового воспитания детей в детском саду на современном этапе обсуждается с особой остротой, так как в дошкольных учреждениях этому вопросу уделяется слишком мало внимания. Трудовая деятельность детей становится, более эпизодической, не организуется педагогами на требуемом уровне, а поэтому не приносит детям должного удовлетворения, актуальность — проблемы содержания процесса приобщения ребенка к трудовой деятельности рассматривается не как самоцель, а прежде всего, как средство развития личностных качеств и формирования общих умений дошкольников.
Работа нашего учреждения соответствует с понятием, что трудовое воспитание — это целенаправленный процесс формирования у детей дошкольного возраста сознательного отношения и склонности к труду как основной жизненной потребности, а также формирование привычки к труду путем включения ребенка в активную трудовую деятельность.
Цель трудового воспитания дошкольников — формирование у детей представлений о трудовой деятельности взрослых, формирование трудовых навыков и умений, воспитание трудолюбия как качества личности.
[1] Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы./ К.Ю. Белая. – М,: ТЦ Сфера, 2005. – 101 с.
[2] Буре, Р.С., Костелова Л.Д. Развитие теории и методики воспитания у детей нравственных качеств и взаимоотношений в Российской дошкольной педагогике 50-60 годов // Ярославский Педагогический Вестник. — [Электронный источник]. — Режим доступа: http://www.yspu.yar.ru/vestnik/index.html
[3] Бороздин Ю.А. Трудовое воспитание в педагогической системе К. Д. Ушинского: Дис. . канд. пед. наук : 13.00.01 : Курск, 2001 — 134 c
[5] Вераксы, Н. Е. От рождения до школы [Текст]: примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.
[6] Виноградова, А.М. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду/ А.М. Виноградова, Г.Н. Година, С.А.Козлова и др.; Под. Ред. Р.С.Буре.- М.: Просвещение, 1987
[7] Гогоберидзе, А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. [Текст] А.Г. Гогоберидзе. Учебник для вузов.– Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 286 с.
[8] Каменева Л.А. Как знакомить дошкольников с природой. — М., 1983.
[9] Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. – М., 1989.
[10] Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М.А. Васильевой – М., 2005.
[11] Сухомлинский В. А. Избр. пед. соч. В 3-х т. М., 1979, т. 1. — с. 131
[12] Комарова Т. Трудовое воспитание в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 48с.
[13] Логинова В.И., Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. М.: Детско-Пресс, 2008
[14] Трудовое воспитание детей дошкольного возраста из опыта работы Под ред. М.А. Васильевой. М.: Просвещение, 1984.- 204с.
[15] Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде.- М., 1990.
[16] Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. М.: Айресс-Пресс, 2009. – 128с.
[17] Нравственно-трудовое воспитание дошкольников / Под ред. С.А.Козловой. М., 2002.
[18] Саморукова, П.Г. Методика ознакомления детей с природой в детском саду [Текст]/ П.Г. Саморукова. Под ред. — М.: Просвещение, 1992.
[19] Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. Дошкольная педагогика. Теория воспитания. – М.: Академия, 2012. – 208 с.
[20] С.А. Козлова, Т.А. Куликова. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2012. – 416 с.
[21] Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика / Т.М.Бабунова. — М.: Сфера, 2007. — 204 с.
[22] Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие / С.А.Козлова, Н.К.Дедовских, В.Д.Калишенко и др.; Под ред. С.А.Козловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 144 с.
[23] Куликова, Т. Учите детей трудиться! / Т.Куликова // Дошкольное воспитание. – 2000. №7. – С.101-105. [24] Логинова, В.И. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. / Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А. — М.: Детство-Пресс, 2008. — 224 с.
[29] http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00262117_0.html Цели и задачи трудового воспитания. Формы организации труда. Особенности физического развития детей. Федеральные государственные образовательные.
[30] http://www.detskiysad.ru/trud/doshkolnik21.html Обучение детей дошкольного возраста труду, советы и рекомендации.
[31] http://www.studfiles.ru/preview/1765368/ Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой.
Формирование начал трудового воспитания, изучение проблемных вопросов о росте и развитии, происхождении и многообразии растений осуществляется в процессе трудовой, познавательной деятельности детей дошкольного возраста в условиях непосредственного общения на территории ДОУ.
Расположение здания дошкольного учреждения в сельской местности, колорит местной природы, созданный на территории дошкольного учреждения огород, позволяют не только расширить знания у детей дошкольного возраста о растительном мире, воспитать осознанно-правильное отношение к природе родного края, но и познакомить детей с ближайшим социумом, трудом жителей сельской местности. Тем самым использование ближайшего окружения с естественной и искусственной экосистемой способствует решению проблемы трудового воспитания, и социального развития дошкольника.
Организация трудовой деятельности детей 6-7 лет старшего дошкольного возраста на основе чувственного восприятия, эмоционального отношения и трудовых действий в природе.
1. Расширить знания детей об овощных культурах, о происхождении и многообразии, об основных жизненных функциях растений, об истории появления растений в крае.
2. Дать представление о труде овощеводов, ученых-селекционерах, механизаторах, работающих на овощной опытной станции и занимающих выращиванием овощных культур.
3. Формировать позитивный опыт взаимодействия детей с окружающей средой, умения и навыки по поддержанию хороших условий для растений.
4. Развивать познавательный интерес, самостоятельно наблюдать, строить предположения и делать умозаключения.
5. Привлечь родителей в совместную деятельность по изучению растений, социального окружения и становлению осознанно-правильного отношения к труду в природе.
Дети старшего дошкольного возраста. Воспитатель. Родители.
март 2015 — февраль 2016 года.
1. Повышение уровня знаний детей об овощных культурах.
2. Освоение детьми трудовых навыков по уходу за растениями.
3. Обогащение эколого-развивающей среду на территории дошкольного учреждения (огород) и в группе («огород и рассадный комплекс на окне», опытно-экспериментальная лаборатория).
4. Разработка конспектов игровой и занятийной деятельности, экскурсий акций, праздников экологического содержания.
5. Составление паспортов на растения огорода дошкольного учреждения и опытной станции.
6. Создание дидактических игр и пособий по ознакомлению детей дошкольного возраста с овощными культурами родного края.
7. Активность родителей в совместной деятельности, формирующая познавательный интерес и доброжелательное отношение детей к природе родного края.
Технология реализации проекта:
Появление в группе подарка Матушки Природы: (овощей) — способствовало возникновению у детей познавательной проблемы «Откуда берутся овощи?». С этого момента началась самостоятельная и совместная деятельность детей и взрослых: воспитателя, работников коллектива дошкольного учреждения и родителей.
В течение года дети исследовали и изучали мир овощных культур, наблюдали и выясняли условия жизни растений, знакомились с трудом взрослых и самостоятельно выращивали овощи, передавали свои чувства, отношения к природе и к сельскохозяйственной работе человека в трудовой деятельности.
Дети 6-7 лет самостоятельно предлагали пути и способы решения проблем и вопросов, проживая ситуации необходимой помощи растениям, животным, человеку, с интересом и желанием участвовали в познавательных экскурсиях на поля, в теплицу, на опытную станцию, общались с учеными, механизаторами, овощеводами.
Трудовая деятельность детей в группе и на огороде детского сада позволила применить знания об уходе за растениями, способах выращивания растений на практике, развить инициативу у дошкольников в познании, воспитать отношение к растениям как к живым существам.
Трудовое воспитание, формирование у детей представлений о трудовой деятельности взрослых, приобретение трудовых навыков и умений, воспитание трудолюбия как качества личности, имело успешный результат.
Дошкольники самостоятельно предлагали пути и способы решения проблемного вопроса: вырастить овощи на огороде, рассаду на окне, написать письмо Матушке Природе, создать выставку поделок «Друзья Чиполино».
Под руководством воспитателя дети с интересом и желанием участвовали в познавательных экскурсиях на территории ДОУ, совершали «путешествия» на родину овощей, фруктов, цветов.
Трудовая деятельность детей в группе и на огороде детского сада позволила применить знания об уходе за растениями, способах выращивания на практике, развить инициативу у дошкольников в познании растений, воспитать отношение к растениям как к живым существам. В течение года дети исследовали и изучали мир овощных культур, наблюдали и выясняли условия жизни растений, знакомились с трудом взрослых и самостоятельно выращивали овощи, передавали свои чувства, отношения к природе и к сельскохозяйственной работе человека в трудовой деятельности.
Дети 6-7 лет самостоятельно предлагали пути и способы решения проблем и вопросов, проживая эти ситуации.
Дети с интересом и желанием совершали «путешествия» на родину овощей.
Трудовая деятельность детей в группе и на огороде детского сада позволила применить знания об уходе за растениями, способах выращивания на практике, развить инициативу у дошкольников в познании растений, воспитать отношение к растениям как к живым существам.
Трудовое воспитание формирование у детей представлений о трудовой деятельности взрослых, приобретение трудовых навыков и умений, воспитание трудолюбия как качества личности, имело успешный результат.
Ребёнок всегда стремиться к активным действиям, общению, самовыражению, ярким впечатлениям. Реализовать принцип оптимального соотношения между развитием, действиями взрослого, и саморазвитием, обусловленным собственной активностью ребёнка, позволяет технология проектирования, когда соотношение «ребёнок – взрослый» строится на соучастии.
Наша работа с группой детей 6-7лет — формирование и развитие способности ребёнка самостоятельно рассматривать и решать возникающие проблемы в трудовом воспитании и социальной действительности.
Как пишет Д.И. Фельдштейн: «Осваивая в процессе деятельности окружающий мир, его предметы и отношения, исторически выработанные способы обращения с природой и «нормы» человеческих взаимоотношений, ребёнок поэтапно, в зависимости от уровня своего возрастного развития, овладевает общественным опытом, присваивая его, делает своим достоянием. Это и обеспечивает возможность воспроизведения ребёнком общественных способностей. Именно здесь происходит его социализация».
Так, В.И. Логинова выделяет следующие задачи: формирование отношения к труду; воспитание потребности трудиться; усвоение трудовых знаний, умений, навыков в основных видах труда.
В.Г. Нечаева в задачи трудового воспитания включает: формирование трудовых навыков и умений; воспитание отношения к труду, стремление оказывать помощь взрослому; воспитание нравственно-волевых качеств личности; овладение навыками трудовой деятельности; воспитание отношения к труду взрослых. Трудолюбие проявляется в потребности ребенка включаться в трудовую деятельность, способность испытывать радость в ее процессе, достигать цели.
В старшем возрасте ребёнок переходит из обычного наблюдательного взаимодействия к сотрудничеству.
Так устроен человек, что появившись на свет, он вступает в разнообразные отношения с окружающим миром вещей и людей. Без общения не может формироваться психика человека; не научиться, ребёнок воспринимать и осознавать окружающую действительность, если не приобретёт опыт общения в совместной и самостоятельной деятельности.
Человеческие качества формируются в условиях, когда ребёнок чувствует себя комфортно в эмоциональном плане, когда реализуются его потребность быть признанным, способность сопереживать и радоваться другим.
Наша работа с дошкольниками старшей группы ДОУ, проходит следующим образом. Дети назначают, совместно с воспитателем цели проектирования учатся, проявлять инициативу, переживать ошибки и достижения, демонстрировать способности трудового воспитания. Специальный проект — выполняется автономно и предназначен для обогащения трудового опыта ребёнка; с его помощью отслеживаются способности преодолевать препятствия в решении проблемы.
Главное общение детей происходит с воспитателями, а мы в силу возможностей привлекаем родителей к совместной занятийной и трудовой деятельности. И можем сказать, что нам это удалось.
Наш проект «Новые истории об овощах» – практический материал в решении вопроса о трудовом воспитании дошкольников.
Наши критерии: смелый творческий подход, энтузиазм и немного озорства.
Дети воспитатели и родители изучили овощные культуры родного края и познакомились с работой овощеводов, и готовы рассказать о самых последних достижениях в плане проекта, прочитав разработки, вы узнаете, откуда к нам пришли овощи, узнаете о полезности овощей, многообразии их сортов, некоторых профессиях связанных непосредственно с овощными культурами — «типличницы», «механизаторы». Осуществление проекта происходило с использованием различных методов и приёмов.
целевые прогулки и экскурсии;
чтение художественной литературы;
рассматривание иллюстраций и объектов, их обсуждение;