Меню Рубрики

Анализ творческой деятельности детей дошкольного возраста

Описание и анализ опыта работы педагогов МДОУ № 21 г. Саяногорска по развитию творческого потенциала дошкольников

В настоящие время появилось немало альтернативных программ воспитания и обучение дошкольников. Тем не менее, вопрос о развитии творческого потенциала ребенка остается актуальным. Дело в том, что большинство новых программ концентрируется прежде всего на познавательных аспектах развития. Поэтому, на наш взгляд, и существует противоречие между теоретическими подходами к природе творческих способностей детей, с одной стороны, и практикой их развития — с другой. Анализ занятий с детьми, их совместной деятельности с взрослыми показывает: среда, в которой эффективно может развиваться творческий потенциал ребенка, требует создания специальных педагогических условий. Обоснование и апробация этих условий явились целью работы экспериментальной площадки на базе МДОУ «Аленький цветочек» города Саяногорска (Республика Хакасия) по теме «Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста средствами интеграции художественно — творческой деятельности», которые мы и хотим проанализировать.

В качестве основных задач были определены следующие.

  • 1 Апробировать парциальные программы развития творчества в различных видах деятельности («Красота — Радость — Творчества Т.С. Комаровой, А.В. Антоновой, М.Б. Зацепиной; «Радость творчества» О.А. Соломенниковой; «Театр — Творчество -Дети» Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович).
  • 2 Использовать технологии, способствующие самоактуализации ребенка в рамках художественно — творческой деятельности.
  • 3 Развивать индивидуальные личностные качества, а такие как положительная мотивация и устойчивый интерес к творческой деятельности, развитие творческого воображения, сотрудничества в совместной творческой работе (умение слушать и слышать партнера, вырабатывать общую точку зрения, обосновывать свою, оказывать взаимопомощь и т .д.), образного мышления, овладение первоначальными навыками образной импровизации, эвристическими приемами.
  • 4 Создать условия для развития творческих возможностей детей, К которым относятся развивающая предметно — пространственная среда Д О У; индивидуально личностный подход к ребенку, стимулирующий его творческую деятельность; удовлетворение потребности ребенка в эмоционально — насыщенных и разнообразных переживаниях, обеспечение свободы выражения своих чувств в разных видах деятельности.

Для реализации этих задач участники эксперимента разработали и внедрили в педагогический процесс ДОУ систему работы с детьми, предполагающую диагностику уровня их творческого потенциала и мониторинг педагогических условий его развития;

  • — составили и реализовали перспективные планы ознакомления детей с русским и хакасским декоративно — прикладным искусством (См. приложение);
  • — отследили эффективность технологий, направленных на развитие творческого потенциала дошкольников в различных видах деятельности.

Опытно — экспериментальная деятельность осуществлялась по следующим направлениям.

  • 1. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе приобщение их к русскому и хакасскому декоративно — прикладному искусству.
  • 2. Развитие речевой активности детей в процессе освоения средств языковой выразительности.
  • 3. Использование различных видов игровой и театрализованной деятельности в развитии воображения детей.

Работа строилась на базе основных принципов дидактики — взаимосвязь обучения и воспитания, развивающий характер обучения, активность ребенка в деятельности и др. Следует отметить, что в качестве ведущего принципа был выделен принцип интеграции, основанный на взаимосвязи и взаимопроникновении разных видов искусства и разных видов художественно — творческой деятельности — игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной, художественно — речевой.

Не все они были включены в процесс творчества на равных основаниях: что- то всегда выступает в роли стержня, вокруг которого объединяются другие виды деятельности. Например, приобщение детей к декоративно- прикладному искусству предполагает создание в детском саду среды, насыщенной реалиями народного быта и духовной жизни, ознакомление с декоративно- прикладным искусством на различных занятиях, а также в процессе игровой и театрализованной деятельности.

Так, например, на познавательном занятии старших дошкольников знакомили с промыслом «Волшебная дымка»; в совместной деятельности показывали настольный кукольный театр «Дымковские игрушки»; в изостудии предлагали украсить ткань на платье для дымковской барышни, создать узор на круге или розетте, расписать дымковского коня; в студии ручного труда дети лепили дымковскую игрушку «Конь» из глины, совместно с воспитателем составляли аппликативные узоры из элементов дымковской росписи; на музыкальном занятии участвовали в инсценировке «Вдоль по улице метелица метет».

Участники эксперимента стремились создать условия, при которых ребенок, владеющий навыками той или иной деятельности, имел возможность самостоятельно проявить свои творческие возможности. Индивидуальный подход к каждому ребенку, создание на занятиях климата доверия, предоставление самостоятельности в решение творческих задач — важные условия творческой атмосферы.

Приобщение к декоративно- прикладному искусству выстраивалось на основе следующего алгоритма.

  • — сначала детей знакомили с видом искусства (рассматривались предметы, отмечались их особенности), обогащали их представления о взаимосвязи народного промысла и природы.
  • — следующий шаг предполагал проведение познавательного занятия о конкретных предметах данного промысла. Детям эмоционально, в доступной для них форме рассказывали об истории возникновения промысла, особенностях изделий, специфике цвета и формы.
  • — затем ряд занятий и совместная деятельность были посвящены ознакомлению со средствами выразительности, основными элементами художественного языка (линии, формы, композиция, цветовая гамма и др.); при этом особое внимание обращалось на развитие воображения и восприятия.
  • — следующим шагом стало обучение детей созданию обобщенного декоративного образа, освоению ими элементов узора данного промысла сначала на репродуктивных, затем на исполнительско — творческих занятиях и — позднее — на поисково — творческих.

На этих занятиях особое место занимали дидактические игры, способствующие развитию творческого воображения, прежде всего игры, направленные на усвоение детьми таких операций, как замещение, моделирование и экспериментирование. Игры проводились в три этапа. Основные акценты на первом этапе были сделаны на формировании операции замещения, т.е. установлении связи между символами и предметами: детей учили ориентироваться в разных знакомых системах, видеть в предмете обобщенный символ класса вещей. Например, в дидактической игре «Посади огород» ставилась задача научить использовать абстрактные геометрические фигуры в качестве заместителей реальных предметов. В дидактической игре «Угадай игрушку» детей учили представлять предмет по его схематическому изображению.

Второй этап включал игры, упражнения, задания, направленные на формирование операции моделирования, совершенствование операций замещения и ознакомление с азами экспериментирования. Например, в дидактической игре «Угадайка» детям предлагалось смоделировать целостный образ по его схематическому изображению, по одному признаку (символу). В дидактической игре «Подбери формы» ставилась задача научить детей выделять в предметах признаки формы и ориентироваться на них как на символы.

На третьем этапе решались задачи, направленные на развитие у старших дошкольников операций моделирования и элементов простейшего экспериментирования. По утверждению Л.С. Выготского, все образы воображения основаны на тех представлениях и впечатлениях, которые дети получают в реальной жизни. Они во многом определяют творческую активность ребенка в игре, суть которой — не следовать готовым штампам и образам, а искать собственные оригинальные решения, направлять свое воображение на поиск нового. Эти положения и легли в основу работы с детьми на данном этапе. Например, дидактическая игра «Незаконченный сюжет» помогала учить детей конкретизировать («оживлять») схематическое изображение. На данном этапе наибольшую сложность представляли игры «Предмет и план».

На наш взгляд, это связано с невысоким уровнем развития у детей наглядно — схематического мышления. Экспериментаторы отмечают, что сравнительный анализ уровня развития воображения детей до использования дидактических игр и после, показал эффективность проводимой ими работы. Участники эксперимента отмечают, что для обеспечения подлинно творческого развития ребенка необходимо единство развивающей предметной среды и содержательного общения с взрослыми.

Например, знакомя детей с декоративно — прикладным искусством, педагоги рассказывают о географии, климате, растительном и животном мире России, ее истории, древних городах, их архитектуре, приводят исторические примеры, характеризующие русского человека — его трудолюбие, смелость, справедливость и т.д.

Развивающая среда обогащается предметами народных промыслов. Развивая воображение и творческие способности у детей, важно так организовать предметно — познавательную среду, чтобы она служила «пусковым механизмом», С этой точки зрения интересным представляется опыт организации предметно — пространственной среды группового помещения с целью развития у детей старшего дошкольного возраста театрализованной деятельности.

Театрализованные игры можно разделить на две основные группы (режиссерские игры и игры- драматизации), отсюда необходимость в создании условий, дающих детям возможность удовлетворить свои потребности и желания быть актерами и режиссерами. В основу создания были взяты концепция развивающей среды С.Л. Новоселовой и принципы В.А. Петровского, Л.М. Клариной и др. Исходным требованием к предметной среде стал следующей подход: она должна обеспечивать и условия для творческой деятельности каждого ребенка, и зону ближайшего развития. Театрализованная деятельность предполагает наличие сцены, поэтому в группе установили многофункциональный подиум, состоящий из модулей, которые можно использовать как для игр — драматизаций, так и для сюжетно — ролевых игр («Корабль», «Самолет» и др). Дети использовали пространство сцены не только для театрализованной деятельности, но и для общения, строительно — конструктивной деятельности. Подиум позволил визуально расширить пространство, увеличить дистанцию между теми, кто играет на нем, и теми, кто находится рядом. Яркий купол — занавес над сценой выполняет сразу несколько функций: придает необычность эстетическому оформлению группы, рождает чувство уединения, защищенности и, наоборот чувство единения, когда все дети собираются под ним. Гибкому зонированию группы способствуют многофункциональные ширмы, которые позволяют детям играть в театр на магнитной доске, двигать фигурки на фланелеграфе, использовать перчаточные куклы. Обогащению театрализованной деятельности способствует и изготовление совместно с родителями и детьми кукол разных видов театра: бибабо, конусного, настольного, теневого и др.

Особое внимание мы уделяем режиссерским играм: именно в них наиболее ярко развивается воображаемая ситуация и происходит зарождение сюжетно — ролевой игры. В режиссерских играх используются сюжетные игрушки, а действие разыгрывается на мини — сцене импровизированного театра с занавесом, задником, набором декораций. Атмосфера театра присутствует во всем пространстве детского сада (групповая комната, приемная, умывальная, спальня); при этом другие виды деятельности имеют все необходимые условия для своего развития. Предметная среда учитывает возрастные особенности и интересы детей, что очень важно для их полноценного психического развития. Основную свою роль педагоги видят в развитии творческих способностей дошкольников при воплощении сценического образа, их представлений о невербальных и вербальных средствах его воплощения. Детей знакомили с разными видами театра. В беседах им предлагали обсудить вопросы: «Что такое театр? Что делают в театре зрители? Кто участвует в спектаклях? Кто шьет для артистов костюмы?». И т.д. Детям предлагали этюды на развитие выразительности движений («Иди ко мне», «Уходи», «Не покажу», «Игра с камушками» и др.); на расслабление мышц («Штанга», «Шалтай — Болтай», «Качели», «Спать хочется»); на выражение внимания, интереса, удивления, радости и т.д. («Лисичка подслушивает», «Круглые глаза», «Цветок», «Северный полюс», «Золушка»). Проводили игры «Испорченный телефон», «День рождения», Угадай, что я делаю». В течение недели на познавательных и музыкальных занятиях детям предлагали такие виды деятельности, как сочинение сказок, их моделирование и разыгрывание, рисование ее персонажей. Например, сочиняя сказку «В чудесном лесу», дошкольники должны были использовать настольный театр. В разных местах большого листа бумаги были нарисованы деревья, небольшие фигурки неопределенной формы и отдельные линии. Воспитатель предлагал детям создать «чудесный лес», дорисовывая все незаконченные изображения, превращая их кто во что хочет: в деревья, цветы, бабочек, птиц, даже в то, чего на самом деле не бывает: в невиданные растения, сказочных животных, пришельцев. Нарисованный детьми «Чудесный лес» — декорация к настольному театру, с помощью которого дети разыгрывали придуманную ими сказку об обитателях «Чудесного леса».

Таким образом, на основе анализа опыта работы педагогов МДОУ № 21 г. Саяногорска по развитию творческого потенциала дошкольников можно выделить несколько обязательных условий для развития творческих способностей в процессе театрализованной деятельности.

  • 1 Обогащение среды атрибутами театрализованной деятельности и свободное освоение детьми этой среды.
  • 2 Содержательное общение педагога и детей.
  • 3 Обучение детей выразительным средствам театрализованной деятельности.
  • 4 Заинтересованное отношение педагогов к данной деятельности. И сделать вывод, что творческие игры и игры с правилами, театрализованная деятельность, ознакомление со средствами речевой выразительности, с различными видами искусства и их интеграция, создание атмосферы доверия, свободы способствуют развитию творчества.

источник

Развитие творческой активности у детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности

творческий личность дошкольник активность

Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективным средством достижения этого является изобразительная деятельность детей.

В Федеральных государственных требованиях к образовательным программам ДОУ выделена образовательная область «Художественное творчество», содержание которой направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через развитие продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд).

В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.

Поэтому так важно широко включать в педагогический процесс разнообразные занятия художественной, изобразительной деятельности. Здесь каждый ребенок может наиболее полно проявить себя без какого бы то ни было давления со стороны взрослого.

Цель курсовой работы — выявить приемы и средства изобразительной деятельности, наиболее эффективные для развития творческой активности у детей дошкольного возраста.

Объект исследования — процесс формирования творческой активности у детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности.

Предмет — приемы и средства изобразительной деятельности.

) изучить психолого-педагогические аспекты развития творческой активности у детей дошкольного возраста;

) раскрыть основные понятия по теме исследования;

) рассмотреть роль изобразительной деятельности в общем психическом развитии ребенка;

) рассмотреть приемы и средства развития творческой активности дошкольников в изобразительной деятельности;

) проанализировать особенности развития творческой активности детей на примере программы дополнительного образования.

Методы исследования: теоретический анализ специальной литературы; анализ программы дополнительного образования.

Практическая значимость: выявленные приемы и средства изобразительной деятельности могут быть использованы воспитателями в их практической деятельности по развитию творческой активности у детей дошкольного возраста.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

1. Психолого-педагогические аспекты развития творческой активности у детей дошкольного возраста

.1 Педагоги и психологи о детском художественном творчестве и творческой активности

Дошкольный возраст — это тот период, когда художественное творчество может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей, т.е. увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у него воображение и способности.

В отечественной психологии рассмотрение воображения как самостоятельного психического процесса было предложено Л.С. Выготским. Выготский показал, что воображение получает наибольшее развитие в дошкольном возрасте, начиная складываться в игровой деятельности и получая свое дальнейшее развитие в самых различных видах деятельности (изобразительной, музыкальной) [4].

Что представляют собой творчество? Многие психологи давали свои определения творчества, но все определения к тому, что они сводились к творчество есть деятельность человека, которая создает нечто новое оригинальное. Еще в конце XIX века в детское творчество начало привлекать к себе внимание ученых всех направлений: психологов, педагогов, искусствоведов. Это было обусловлено развитием науки и культуры, возникновением нового направления психологии — детской психологии. За рубежом стали появляться труды по психологии детства. В которых особое место отводилось анализу детского рисунка (Д. Сели, Н. Браунинг, Р. Лампрехт). К. Ричи был первым автором, который посвятил свой труд «Дети — художники» психологическому анализу детских рисунков. В начале 1900-х гг. в Москве стали появляться статьи, читаться лекции о художественном воспитании. Выходят в свет труды ученых, посвященных детскому изобразительному творчеству (Л.Т. Оршанского, А.А. Рыбникова, К.М. Летилова, Ф.Т. Шмидта).

Читайте также:  Анализ воспитанности детей в семье

Л.С. Выготский считает, что деятельность человека может быть разделена на два вида:

Репродуктивная деятельность связана с нашей памятью, она воспроизводит, а творческая — эта такая деятельность, когда человек представляет. Творческая деятельность называется воображением или фантазией [4].

Виднейший психолог Б.М. Теплов, характеризуя творчество детей, писал, что одна из важных особенностей и больших трудностей педагогической работы по художественному воспитанию связана с тем, что творческая деятельность ребенка не может мотивироваться как деятельность учебная, необходимо чтобы какая — то часть художественной деятельности ребенка была направлена на создание продукта деятельности, который на кого-то должен оказать воздействие [23].

Без этого развитие творчества ребенка неизбежно подменится развитием некоторого формального умения. А.В. Запорожец утверждает, что «детское творчество существует», но обращает внимание на то, что необходимо научиться управлять особенностями его проявления, разрабатывать методы, побуждающие и развивающие детское творчество. Он отводил большую роль занятиям художественной деятельностью, а также всей воспитательной работе с детьми по развитию у них восприятия красоты в окружающей жизни и в произведениях искусства, которое играет большую роль в общем и творческом развитии ребенка.

Итак, одной из главных задач детской педагогики и психологии является воспитание ребенка творческой и активной личностью. В дошкольном возрасте дети проходят социализацию, обучение, подготовку в дошкольных учреждениях, где педагоги и воспитатели используют разные техники и приемы для развития ребенка.

В данном возрасте начинает формироваться познавательная и творческая активность. Что же такое активность? Активность — это практическая предметно-чувственная деятельность, направленная не только на преобразование окружающего мира, но и на преобразование самой личности — важнейшее условие и фактор ее психического развития.

В основу изучения познавательной активности дошкольников входит познавательная потребность самого ребенка, его интерес к новому объекту и выступает как свободное экспериментирование, а так же решение ребенком практической задачи, поставленной взрослым. В этом случае познавательная активность подчинена практической цели. Выделяются три уровня познавательной активности у дошкольников:

1. Уровень интереса к внешним свойствам предмета определяется самим предметом.

2. Уровень интереса к функциональным качествам предмета и регуляция поиска определяется с помощью взрослого.

. Активность направляется целью — достичь желаемого результата.

Рассмотрим особенности творческой активности. В настоящее время вопрос о формировании и развитии творческой активности дошкольника вновь ставится на повестку дня. Это связано с тем, что творческая активность представляется одним из ключевых качеств личности.

Источником активности личности являются различные потребности . Это потребности в обучении, деятельности, игре, общении, отдыхе, творческая потребность, потребность в самореализации.

Потребность — это не что иное, как путь или средство ее решения.
Это очень важный вывод для нашего исследования проблемы развития творческой активности дошкольника в процессе изобразительной деятельности. Ребенок, реализуя определенную группу потребностей, развивает в себе те или иные свойства и качества, в том числе и творческую активность. Постоянно совершенствуясь и обособляясь, эти свойства и качества создают целостную личность, что и позволяет определить активность как системообразующий фактор, основополагающее свойство развития личности дошкольника , которое определяет направленность человека. А направленность ориентирует внутренние силы организма, его энергию на равновесие с внешней средой [8]. На основе анализа понятий и определений активности личности в психологии на самом общем межпредметном уровне можно выделить следующие существенные родовые признаки активности: качество, деятельность (процесс и результат), готовность. Тогда определение общей активности может быть следующим: общая активность личности — это качество личности, выражающее степень интенсивности ее деятельности, содержание и устойчивость которой определяются внутренней и внешней готовностью к этой деятельности. Готовность к какой-либо деятельности — это непременное условие ее продуктивности. Потребности являются источником творческой активности личности, определяющими ее направленность на творческий процесс. Потребность в творчестве — показатель высокого уровня развития личности. Стремясь удовлетворить свои творческие потребности, человек в практической деятельности на основе внутренней готовности к ней реализует определенные цели. Внутренняя готовность к творческой деятельности проявляется также в особенностях и уровне развития высших психических процессов, связанных с мышлением. Внешняя готовность выражается в самостоятельной реализации собственных возможностей в деятельности; в активном применении знаний, умений, навыков по созданию новых и совершенствованию существующих идеальных и реальных (материальных) продуктов.

Для развития творческой активности детей необходимо наличие как объективных, так и субъективных условий.

Объективные условия следующие:

а) источники различной художественной информации, обогащающие переживания детей, занятия, развлечения, праздники в детском саду, многочисленные жизненные ситуации, окружающие ребенка;

б) условия материальной среды, позволяющие детям развернуть свою деятельность и придать ей тот или иной характер, выбрать какой-либо вид художественной практики;

в) характер и тактика руководства педагога, его косвенные действия, его соучастие, проявляющееся в выражении своего отношения к художественной деятельности, в поощрительных замечаниях, создающих благоприятную атмосферу.

К субъективным условиям относятся:

а) художественные интересы детей, их избирательность, устойчивость;

б) побуждения детей, вызывающие их самостоятельную деятельность на основе стремления выразить свои художественные впечатления, применить имеющийся художественный опыт или усовершенствовать его, включиться во взаимоотношения с детьми [16].

Таким образом, творческая активность — сложное интегративное понятие, соединяющее в себе и приводящее во взаимодействие активность и творчество.

1.2 Роль изобразительной деятельности в общем психическом развитии ребенка

По мнению В.Штерна, рисунок ребенка — отнюдь не изображение конкретного воспринимаемого предмета, а изображение того, что он знает о нем. Детское искусство, считают психологи Лейпцигской школы комплексных переживаний, носит экспрессивный характер — ребенок изображает не то, что он видит, а то, что он чувствует. Поэтому рисунок ребенка субъективен и часто непонятен постороннему человеку.

Для понимания детского рисунка очень важно исследовать не только продукт, результат рисования, но и сам процесс создания рисунка. Н.М. Рыбников отмечал, что для ребенка продукт изобразительной деятельности играет второстепенную роль. На первый план для него выступает сам процесс создания рисунка. Поэтому дети рисуют с большим увлечением. Маленькие дети изображают на бумаге мало, но при этом говорят, жестикулируют. Только к концу дошкольного возраста ребенок начинает обращать внимание на рисунок как на продукт изобразительной деятельности [10].

Н.П. Саккулина считает, что к 4-5 годам выделяются два типа рисовальщиков: предпочитающие рисовать отдельные предметы (у них преимущественно развивается способность изображения) и склонные к развертыванию сюжета, повествование (у них изображение дополняется речью и приобретает игровой характер) [21]. Г.Гарднер называет их «коммуникаторами» и «визуализаторами». Для первых процесс рисования всегда включен в игру, драматическое действие, общение; вторые сосредотачиваются на самом рисунке, рисуют самозабвенно, не обращая внимание на окружающее. Это противопоставление можно проследить на конкретных детях, занимающихся в изостудии. Дети, склонные к сюжетно — игровому типу рисования, отличаются живым воображением, активностью речевых проявлений. Их творческое выражение в речи настолько велико, что рисунок становится лишь опорой для развертывания рассказа. Изобразительная сторона развивается у этих детей хуже. Дети, сосредоточенные на изображении, активно воспринимают предметы и создаваемые ими рисунки, заботятся об их качестве.

Зная эти особенности, мы можем целенаправленно руководить творческими проявлениями детей.

По мнению А.В.Запорожца, изобразительная деятельность, подобно игре, позволяет более глубоко осмыслить интересующие ребенка сюжеты. Однако еще более важно то, что по мере овладения изобразительной деятельностью у него создается внутренний идеальный план, который в раннем детстве отсутствует. В дошкольном возрасте внутренний план деятельности еще не полностью сформирован, он нуждается в материальных опорах, и рисунок — одна из таких опор.

Американские авторы В.Ловенфельд и В. Ломберт Бриттен считают, что художественное воспитание оказывает огромное влияние на развитие ребенка. Ребенок может найти себя в рисовании, и при этом растормозится его развитие. У ребенка может произойти самоидентификация, возможно, впервые. При этом его творческая работа сама по себе может не иметь эстетического значения. Гораздо важнее изменение в его развитии. По мнению Л.С. Выготского, мы должны рассматривать рисунок с психологической точки зрения, как своеобразную детскую речь и предварительную стадию письменной речи.

Особо важно отметить экспрессивную функцию. рисунка: в нем ребенок не только выражает свое отношение к действительности, но и указывает, что для него является главным, а что второстепенным. В рисунке всегда присутствует эмоциональный и смысловой центры, благодаря чему можно управлять эмоционально-смысловым восприятием ребенка [12].

Одним из основных условий и показателей физического и нервно-психического здоровья ребенка является своевременное и разностороннее овладение им небольшим арсеналом движений, которые совершенствуют функции центральной нервной системы. Если говорить о пластике, то мы считаем, что нужно делать упор на развитие движений рук у ребенка, а именно пальцев кисти (во время рисования, лепки, упражнений).

В связи необходимостью развития у детей способностей выполнять тонкие манипуляции нужно отметить одно интересное обстоятельство — существование тесной взаимосвязи между координацией тонких, легких движений и речью. Исследования профессора М.Кольцевой показали, что речевая деятельность у детей частично развивается и под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. То же подтверждают многочисленные исследования других специалистов: уровень развития у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития движений пальцев рук.

Таким образом, в современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста, а также для развития творческой активности детей. Дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе рисовании, выделять существенные свойства предметов и явлений, установить связи между отдельными явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал.

Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфическими видами художественного творчества, в том числе и рисованием.

2. Изобразительная деятельность как средство формирования творческой активности дошкольников

.1 Приемы и средства развития творческой активности дошкольников в изобразительной деятельности

Каждый из видов изобразительной деятельности имеет свои возможности и средства для изображения предметов и явлений, в совокупности давая возможность отображать действительность многообразно и разносторонне.

Рисование более сложное средство изображения, чем лепка и аппликация. Графическая деятельность, нанесение штрихов на бумагу привлекает внимание ребенка еще в преддошкольном возрасте. Дети около полутора лет уже охотно занимаются этим, однако такие занятия вначале имеют характер забавы, игры с карандашом. В младшем дошкольном возрасте рисование приобретает характер изображения. Дети рисуют в детском саду карандашами и красками. Рисуя красками, ребенок имеет возможность более целостно, пусть на первых порах нерасчлененно, передавать форму предмета, его цвет. Линейный рисунок карандашом позволяет более четко передать части и детали предмета. В этом процессе большое значение имеет зрительный контроль за движением рисующей руки, за линией, образующей контур предмета. Рисование цветным материалом (карандашами или красками) позволяет передавать окраску предметов. Дети, рисуя узоры, украшают квадраты, круги, полосы, а также игрушки, вылепленные ими из глины, сделанные из бумаги [18].

Выражение в рисунке связного содержания требует овладения передачей пространства, в котором располагаются предметы, их сравнительной величины, положения относительно друг другу,

Своеобразием каждого вида изобразительной деятельности определяются задачами воспитания и развития.

Рисованием дети занимаются главным образом сидя за столом, поэтому большое значение имеет воспитание правильных навыков сидения, положения рук на столе, ног под столом. Это очень важно для физического развития детей.

Каждое занятие изобразительной деятельностью начинается с обращения воспитателя к детям, разговора с ними, а часто применяется также показ какого-либо наглядного материала. Поэтому необходимо с самого начала воспитывать внимание детей к словам и наглядному показу. Наглядность имеет большое значение на занятиях изобразительной деятельностью. Это содействует развитию наблюдательности, у детей развивается способность дольше рассматривать то, что им показывается, повторно обращаться к наглядному материалу в процессе выполнения работы.

Наряду с этим у детей воспитывается все более устойчивое внимание к словесным указаниям, не подкрепляемым показом наглядного материала.

Чрезвычайно важно с первых шагов воспитывать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, что способствует воспитанию усидчивости, трудоспособности, настойчивости в достижении результата. Этот интерес вначале непроизволен и направлен на процесс самого действия. Воспитатель постепенно осуществляет задачу развития интереса к результату, к продукту деятельности. Этот продукт — рисунок, нагляден и тем самым влечет ребенка к себе, приковывает его внимание.

Постепенно дети все больше начинают интересоваться результатами своей работы, качеством ее выполнения, а не только испытывают удовольствие от самого процесса рисования [4].

У детей шести-семи лет, находящихся на пороге школы, возникают новые мотивы их интереса к занятиям-осознанное желание научиться хорошо рисовать. Возрастает интерес к процессу выполнения работы по указаниям воспитателя, чтобы получить хороший результат. Возникает стремление исправлять и улучшать свою работу.

Аккуратность и тщательность выполнения работы зависит не только от дисциплинированности, но и от усвоения навыков пользования карандашом, кистью. Навыки по технике рисования связаны с развитием рук ребенка — координированностью, точностью, плавностью, свободой движений. Развитие движений в разных видах изобразительной деятельности объединяется целевой установкой, направляющей это развитие на изображение и передачу формы предметов или на построение узора, на украшение. Овладевают этими навыками все дети очень различно, однако при правильной методике обучения все они овладевают ими в объеме, предусмотренном программой детского сада [10].

Дети получают удовольствие от рисования, в большой степени благодаря тому, что в эти занятия включен процесс придумывания содержания, развертывания действий, близких игре. Необходимо поддерживать это стремление, не ограничивая детей только задачей изображения отдельных предметов. Выдумывание сюжета своего рисунка не только доставляет детям удовольствие, что тоже очень важно, но и развивает воображение, выдумку, уточняет представления. Воспитателю необходимо учитывать это, намечая содержание занятий, и не лишать детей радости создания персонажей, изображения места их действия и самого действия доступными им средствами, включая сюда и словесный рассказ.

Имеющийся отечественный опыт по развитию творческой активности детей в изобразительной деятельности показывает, что для развития самостоятельной деятельности необходимо методическое руководство. Следует планировать примерную тематику детских занятий, намечать приемы руководства. Все это способствует подержанию устойчивого интереса детей к изобразительной деятельности.

Педагог может использовать целую группу методов с целью развития самостоятельных действий с художественным содержанием. Это — организация целенаправленного наблюдения, беседы, вопросы.

При помощи указанных методов педагог способствует формированию замысла (выбор объекта, содержание будущей композиции), отборе материала (бумага, краски, цветные мелки), реализации замысла (нахождение выразительных средств для наилучшего воплощения содержания рисунка, лепки), оценке продукта деятельности.

Читайте также:  Анализ воспитания детей в детских домах

Изучение влияния изобразительного искусства, например, на развитие творчества в рисунках детей старшего дошкольного возраста показало, что в замыслах детей под влиянием показа иллюстративного материала происходит конкретизация образов, обогащение их путем использования и комбинирования увиденных деталей, свойств предмета; проявляется ярко выраженное эмоциональное отношение к герою и сюжету; внимание направляется на выбор средств для передачи образа, изображаемого события.

Анализ рисунков подтверждает, что иллюстративный материал помогает ребенку найти различные способы для передачи своего замысла: в образах рисунков появляется выразительность; использован колорит как средство выражения содержания; даны разные композиционные решения.

Опытная работа специалистов показала, что именно в процессе педагогического руководства развитием самостоятельной изобразительной деятельности детей возрастает их инициатива, активность, умение применить в новых условиях полученные в обучении навыки, раскрываются творческие возможности [6].

Работа воспитателя по развитию творческой активности дошкольников не должна ограничиваться лишь педагогическим воздействием непосредственно на детей. В активизации творческой активности и развитии инициативы, в обогащении их образными художественными впечатлениями важную роль играют и условия в семье. Для ознакомления родителей с задачами художественного воспитания детей специалисты советуют проводить родительские собрания. На них необходимо давать развернутую характеристику детского творчества, той работы по изобразительной деятельности, которая проводится на занятиях. Следует обратить особое внимание на необходимость тесной связи детского дошкольного учреждения и семьи в целях художественного развития детей. Не только в детском саду, но и дома ребенок должен иметь благоприятные условия для развития своей творческой инициативы.

Таким образом, роль педагога в управлении изобразительной деятельностью детей довольно велика и требует от него особых качеств и навыков.

Личность ребенка многогранна и наиболее яркие качества личности, ее оттенки могут проявляться и развиваться лучше всего в разнообразных видах деятельности. Однако формирование у каждого ребенка творческой инициативности — процесс длительный и в значительной мере все-таки зависит от уровня познавательных и художественных интересов.

Задача педагога — своевременно оценить и правильно направить творческие способности ребенка.

Несомненно, вопрос развития творческой активности дошкольников, и развития его личности в целом, в изобразительной деятельности нуждается в дальнейшем глубоком изучении.

.2 Особенности развития творческой активности детей на примере программы дополнительного образования

Особенности развития творческой активности детей мы рассмотрим в данной курсовой работе на примере программы дополнительного образования «Мастерская Карандаша», разработанной коллективом воспитателей детского сада №22 города Читы. Это программа художественно-эстетической направленности, которая является адаптированной к особенностям образовательного процесса для детей дошкольного возраста.

Новизна программы в том, что «Мастерская Карандаша» является интегрированным курсом, который включает в себя следующие виды изобразительного творчества: рисование, аппликация, лепка из пластилина (плоскостная и объемная), осуществляемые в нетрадиционной технике, что способствует развитию творческого начала в детях с раннего возраста. Перечисленные виды изобразительной деятельности тесно связаны между собой и дополняют друг друга в течение всего учебного года.

Разнообразие изобразительных материалов, овладение способами работы с ними, дополнение рисунка жестами, словами, звуками, создание условий для детского экспериментирования, свободного выбора сюжетов, средств, чувство сопереживания, осознание собственных возможностей творчество дошкольников и воспитателей создают радость открытий и взаимопонимания в общении.

Цель программы: создание благоприятных условий для развития творческих способностей воспитанников, развитие художественно-творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности.

Формировать основы художественной культуры. Развивать интерес к искусству;

Формировать устойчивый интерес к изодеятельности. Обогащать сенсорный опыт детей, включать в процесс ознакомления с предметами, обследование их при помощи движений рук по предмету.

Учить активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в изодеятельности, используя выразительные средства;

Совершенствовать технику изображения. Продолжать развивать свободу и, одновременно, точность движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность;

Учить новым способам работы с уже знакомым материалом: рисование по сырому слою, свечой, по шелку, «ниткография» и т.д., разным способам создания фона для изображаемой картины.

Отличительной особенностью программы является разработка занятий на четыре года обучения, начиная с младшего дошкольного возраста, для дополнительных занятий в ИЗО-студии с детьми дошкольного возраста. Но заниматься можно начинать с любого года обучения, т. е. ребенок может придти в студию и в 3 и в 4 и в 6 лет и развивать творческие и технические навыки в изодеятельности, т. к. занятия в студии являются дополнительными и развивают уже имеющиеся у ребенка навыки и способности. Принцип тематизма в программе является основным. В течение года последовательно рассматривается каждая тема как ведущая. Изображение природы, животного мира, сказочных сюжетов связано с обучением детей умению самостоятельно выбирать различные выразительные средства, уметь передавать радостное настроение праздника, используя разные способы (графический, пластический, декоративно-силуэтный, нетрадиционный). Обучение техническим навыкам и умениям направлено на использование различных приемов с учетом выразительных свойств материалов, особенностей изображаемого образа.

Предполагаемый возраст детей:

Срок реализации программы: 4 года.

Реализация программного материала предполагает 1 час занятий 2 раза в неделю по 15 минут (3-4 года), 20 минут (4-5 лет), 25 минут (5-6 лет), 30 минут (6-7 лет).

Занятия проводятся во вторую половину дня, в ИЗО-студии.

Программа предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала. Выполнение поочередности тем и указанных в них задач занятий обеспечивает поступательное художественное развитие ребенка.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

Ребенок дошкольного возраста имеет очень маленький опыт в освоении образного языка искусства. Его нужно очень многому научить: умению наблюдать, пользоваться различными художественными материалами, выражать свои мысли через изображение и т.п. Овладеть и развить творческие способности маленького художника помогает программа по изобразительной деятельности «Мастерская Карандаша». На занятиях дошкольник активно развивает творческое воображение, фантазию, цветовосприятие, образное мышление, получает навыки полноценного общения.

Уже к концу 2-го года обучения дошкольник умеет проявлять инициативу: самостоятельно на занятиях выполняет задания на пройденные темы по представлению и памяти; дает оценку продуктам своей и чужой деятельности, в суждениях стремиться выражать свою точку зрения.

На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией дошкольники научаются бережно относиться к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущей работы, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Стремление достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудности. При выполнении коллективных работ дети обучаются способам сотрудничества: договариваются об этапах работы над общей композицией рисунка, лепки, аппликации.

Результативность образовательной программы определяется по результатам диагностики знаний, умений, навыков детей к концу учебного года, участию воспитанников в городских и краевых конкурсах детского творчества.

В детском саду организуются выставки работ, вернисажи к памятным и праздничным датам, а также персональные выставки воспитанников ИЗО-студии.

В области рисования к концу учебного года обучающиеся должны знать:

· названия основных цветов (красный, желтый, синий) и элементарные правила их смешивания;

· применение орнамента в жизни, его значение в образе художественной вещи;

· основные жанры изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт);

· название материалов и инструментов и их назначение;

· правила безопасности и личной гигиены.

· правильно держать кисточку, карандаш, выполнять ими формообразующие движения; пользоваться изобразительными материалами (гуашевые и акварельные краски, восковые мелки, фломастеры, цветные карандаши и т. д.);

· определять теплые и холодные, темные и светлые цвета и их оттенки;

· получать простые оттенки (от основного к более светлому);

· рисовать от руки простые фигуры (круги, квадраты, треугольники, овалы и т. д.);

· рисование предметы с натуры и по представлению, передавая характерные особенности (форму, строение, цвет);

· изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги.

Создание изостудий в ДОУ позволяет строить занятия с детьми индивидуально, учитывая интересы и потребности ребенка, его способности в той или иной художественной деятельности

Методическое обеспечение программы дополнительного образования. Программа сопровождается:

· разработанными методиками для диагностики:

— уровня развития художественных способностей детей старшего дошкольного возраста;

· образцами выполненных работ.

В приложении к курсовой работе представлен учебно-тематический план первого года обучения по программе «Мастерская Карандаша» для детей в возрасте 3-4 года (см. приложение).

В процессе изобразительной деятельности детей создаются благоприятные условия для развития тех ощущений и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействуют формированию эстетического отношения к действительности и творческой активности дошкольников. Уже в младшем дошкольном возрасте передача таких качеств предметов, как форма, окраска, строение, величина, положение в пространстве, содействуют развитию чувства цвета, ритма, формы — компонентов эстетического чувства, эстетического восприятия и представлений, а следовательно, способствуют развитию творческой активности детей.

Использование различных приемов на занятиях по изобразительной деятельности детей способствует выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Дети могут осваивать художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

Итак, цель курсовой работы — выявить приемы и средства изобразительной деятельности, наиболее эффективные для развития творческой активности у детей дошкольного возраста, была достигнута.

Мы установили, что развитие творческого потенциала, эмоций и чувств, а также способностей детей, создание максимально комфортных условий для их общения друг с другом и с педагогом — актуальнейшие проблемы современной педагогики. Известно: дошкольный возраст является наиболее благоприятным для овладения различными видами деятельности, в том числе творческими.

Творчество — не новый предмет исследований, оно всегда привлекало внимание ученых и практиков. Вместе с тем проблема творчества (особенно ее педагогические аспекты) остается одной из самых неразработанных. Анализ современной практики дошкольного образования позволяет говорить о том, что потенциальные возможности дошкольного детства для развития творчества не всегда используются полностью.

Рассматривая вопросы развития творческой активности дошкольников, мы выявили, что в настоящее время появилось немало альтернативных программ воспитания и обучения дошкольников. Тем не мнение, вопрос о развитии творческого потенциала ребенка остается актуальным. Дело в том, что большинство новых программ концентрируется, прежде всего, на познавательных аспектах развития. Поэтому и существует противоречие между теоретическими подходами к природе творческих способностей детей, с одной стороны, и практикой их развития — с другой.

Формирование творческой личности, личности эстетически развитой и нравственной — одна из важнейших проблем современной дошкольной педагогики. Решать эти сложные задачи помогает искусство. Любовь к прекрасному, которую педагог привьет своим подопечным в детстве, лейтмотивом пройдет через всю жизнь, поможет понять истинные ценности, обогатит яркими эмоциями.

Теоретическое обоснование программ творческого развития, внедрение в практику лучших образцов литературы, музыки, изобразительного искусства, театра, их взаимодействия имеют неоценимое значение в развитии творческой активности детей дошкольного возраста.

Значение искусства в жизни человека, в особенности в детские годы, невозможно переоценить: оно готовит его к вступлению в жизнь с учетом самой ценности детства. В эти годы закладываются основы интеллекта человека, формируются разнообразные потребности, взгляды и идеалы.

При этом следует учитывать возрастное развитие дошкольников: физиологическое (физический статус, резистентность, здоровье); когнитивное (устойчивые навыки, данные при рождении); аффективные (эмоциональные); психологические (восприятие, речь, мышление, память, воображение, представление). Это требует от педагогической практики разработки таких условий, которые могли бы обеспечить художественное образование как системное.

.Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами: Кн. Для педагогов дошк. Учреждений, учителей нач. кл., родителей / под науч. ред. Комаровой Т.С. — М.: Пед. Общество России, 2002. — 147с.

.Венок фантазий: развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе изобразительной деятельности и ознакомления с искусством: пособие для педагогов/ сост. Кривоногова Л.Д. — 2-е изд. — Мозырь: Белый ветер, 2006. — 46 с.

.Виленчик С.И. Изобразительное искусство в развитии творческой активности детей // Дошкольное воспитание. — № 3. — 2005. — с.41-43.

.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. — М.: Педагогика, 1991. — 276с.

.Гаврина С. и др. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать. — Ярославль, 2010.

.Гмошинская М.В. Работа младенцев красками — начало творческой деятельности // Дошкольное воспитание. — № 2. — 2009. — С.30-33.

.Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. — М., 2004. — 193с.

.Доронова Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности // Ребенок в детском саду. — № 4. — 2008. — 21-29; № 5. — 2008. — 3-13.

.Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошк. педагогика и психология», «Педагогика и методика дошк. образования». — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. — 255с.

.Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. — М.: Сфера, 2010.

.Карпенко, Л.А. Словарь: психология. — М., 1990.

.Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: ВЛАДОС, 2001.

.Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. «Красота. Радость. Творчество»: Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. — М.: Педагогическое общество России, 2009.-128 с.

.Комарова Т., Савенко А. Коллективное творчество детей. — М., 2008.

.Котляр В. Изобразительная деятельность дошкольников. — Киев, 1986.

.Лилов А. Природа художественного творчества. — М., 2003. — 184с.

.Мелик-Пашаев А., Новлянская 3. Ступени творчества. — М., 1987.

.Петровский, А.В. Психология словарь, 2-е изд. — М., 1990.

.Поддъяков, Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников. — М., 2011. — 187с.

.Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 128с.

.Саккулина Н., Комарова Т. Изобразительная деятельность в детском саду. — М., 2007. — 202 с.

Учебно-тематический план программы «Мастерская Карандаша»

Первый год обучения (возраст детей — 3-4 года)

№ п/пТемаВсего часовТеоретические занятияПрактические занятия1.«Чем мы будем рисовать» знакомство с материалами и оборудованием1012.«Мы будем лепить» знакомство с материалами и оборудованием1013.«Как гуляют карандаши» знакомство с техникой работы с карандашами1014.«Как гуляют краски» знакомство с техникой работы с красками и кистью1015.«Разноцветные дорожки красок» закрепление знаний цветов и техники владения кистью1016.«Карандаши танцуют» закрепление знаний цветов и техники владения карандашами1017.«Когда дружат краски» знакомство с техникой смешивания красок1018.«Я гуляю» Рисование в технике «примакивание»1019.«Первые снежинки» рисование пальчиками20210.«Мы играем со снежками» бумажная пластика (мятая бумага)10111.«Теплая ладошка» печать ладошкой10112.«Что умеют лепить наши ручки» закрепление техники лепки из пластилина10113.«Дерево в снегу» рисование красками (дорисовывание веточек)10114.«К детям елочка пришла» рисование пальчиками10115.«Снеговички» бумажная пластика (мятая бумага)10116.«Красивые свечи» рисование по сырому10117.«Зажигаем новогодние огоньки»10118.«К нам пришел на праздник Дед Мороз»10119.«Краски новогоднего праздника»20220.«Мы ждем праздник»21121.«Озорные котята»21122.«Котята играют»10123.«Бяка-закаляка»10124.«Кто живет в сказочном лесу?»20225.«Стоит в поле теремок»20226.«Кто в тереме живет?»10127.«День и ночь»20228.«Моя мамочка»20229.«Цветы для мамочки»20230.«Широкая масленица»10131.«Филимоновские игрушки»21132.«Мы милашки-куклы неваляшки»20233.«Мы матрешки-вот какие крошки»20234.«Великая пасха»21135.«Светит солнышко в окошко»20236.«Первые листочки»20237.«Разноцветный луг»20238.«На лужайку выполз жук»20239.«Лето красное пришло»10141.Оформление вернисажей909Итого:68464

Теги: Развитие творческой активности у детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности Курсовая работа (теория) Педагогика

Читайте также:  Анализ волос на микроэлементы детей

источник

Наблюдение и анализ за творческим процессом детей старшего дошкольного возраста в самостоятельной деятельности

Работа по развитию у детей творческих способностей в рисовании проводилась с группой детей из 6 человек старшего дошкольного возраста. Дети самостоятельно выбирали средства для рисования и материал. Результаты анализа содержания детских рисунков занесены в таблицу 1.

Таблица 1 — Анализ содержания детских рисунков. Апрель 2014 года.

Содержание детских рисунков

Излюбленные сюжеты без изменений (указать какие)

Окружающая действительность (конкретизировать)

Оригинальные темы, ранее не изображавшиеся

Машины (грузовые и легковые)

Золушка потеряла туфельку, баба-яга и гуси-лебеди

Правила дорожного движения

Герои мультфильмов в разных сюжетах

Машины едут по улице, разные дома

Выходной с семьёй, прогулка по городу

Герои сказок (по подсказке воспитателя)

Данные, приведённые в таблице, свидетельствуют о том, что темы рисунков, в основном, у детей однообразные, очень редко дети используют сюжеты из литературных произведений. Изображая окружающую действительность, дети пользуются штампами, полученными на занятиях по изобразительной деятельности. Оригинальность темы прослеживается лишь у одного ребёнка — Миша Ю. выбирает каждый раз новую тему, воплощая в рисунке свои впечатления из собственного опыта (просмотренных мультфильмах, проведённых выходных и др.), но использует в рисунке лишь карандаши неярких одинаковых цветов.

Анализ полученных данных позволил составить план мероприятий по развитию у детей творческих способностей, формированию детских замыслов.

Прежде всего, совместно с детьми было организовано дополнительное место, где дети могли заниматься творчеством в любое время. Содержание было дополнено различными материалами, которые дети могли использовать для дополнения своих рисунков.

Кроме этого были оформлены альбомы, в которых были помещены различные варианты изображений отдельных предметов, явлений. Например, «Каким бывает солнце», «Такие разные деревья», «Эмоции» и другие.

С детьми проводилась следующая работа:

— экскурсии: «Вот оно какое, наше лето», «Водоёмы нашего города», «Осенний лес»;

— наблюдения из окна: «Чем отличаются деревья», «Здания и дома, которые мы видим из окна»;

— этюды: «Дует-дует ветер», «Лист, лист кружится»;

— рассматривание иллюстраций, фотографий;

— чтение художественных произведений;

— игры и игровые упражнения: «Дорисуй», «На что похоже», «Дорисуй окончание сказки»;

— рисование с помощью нетрадиционных материалов, разными способами.

Так же детям предлагалось выполнить рисунок на определённую тему: «Мой питомец», «Золотая осень». Дети уже стремятся в рисование на предложенную тему вносить свои элементы творчества, добавлять персонажей, сюжет.

После проведённой работы был проведён повторный анализ детских рисунков тех же детей. Дети чаще проявляют заинтересованность в свободном рисовании, рисунки стали более интересны по замыслу и содержанию. Дети используют в своих рисунках различные материалы, способы. Все дети активно рассказывают о содержании своего рисунка, используя распространённые предложения.

Содержания детских рисунков отражены в таблице 2.

Таблица 2 — Анализ содержания детских рисунков. Ноябрь 2014 года.

Содержание детских рисунков

Излюбленные сюжеты без изменений (указать какие)

Окружающая действительность (конкретизировать)

источник

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Статья просмотрена: 1519 раз

Аникина А. П. Творческая деятельность как основа формирования способностей у детей дошкольного возраста [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 23-26. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/205/10892/ (дата обращения: 03.06.2019).

Emotions, creativity, aesthetic thinking, emotional sphere, emotional distress, personal development, education, education of emotionally expressive image, emotions, feelings, classes, senior preschool age.

In his article author gives concrete recommendations and identify conditions for teachers who have contributed to the development of abilities, emotional sphere of preschool children, the formation of the ability to choose and use the art materials in painting that would provide a holistic approach to this issue.

Article author demonstrates a serious approach to the problem, because this study helps the teacher understand what the child is in the process of developing creative activities not only thinking, imagination, creativity, but also recognizes the emotions of another person, and that the formation of «emotional intelligence». Understanding your emotional state, and the other person’s emotions contributes to the harmonious building emotional bonds with others, improve the quality of communication.

Keywords: emotions, creativity, aesthetic thinking, emotional sphere, emotional distress, personal development, education, education of emotionally expressive image, emotions, feelings, classes, senior preschool age.

Проблема формирования способностей у детей дошкольного возраста актуальна для педагогов и психологов не только непосредственно работающих с детьми, но и занимающихся теоретическим изучением особенностей развития детей дошкольного возраста и путей их коррекции. Творчество и ребёнок — две неотъемлемых составляющих процесса развития. Любой ребёнок с удовольствием занимается рисованием, лепит, делает поделки и творчество — это то, что приносит радость ребёнку. Но это не только радость, положительные эмоции, эмоциональные переживания по поводу процесса деятельности его результата [Кэрролл, 1980, с. 21, с. 201–206]. Творчество способствует развитию всех психических процессов, а именно, мышления, внимания, памяти, воображения, восприятия. Творчество развивает эмоциональную сферу ребёнка, укрепляет и развивает мелкую моторику руки, способствует воспитанию таких качеств, как усидчивость, умение доводить начатое дело до конца, целеустремлённость. Поэтому так важно уделять больше внимания творческим занятиям с детьми, поощрять их, развивать фантазию и воображение дошкольников.

Изучением индивидуальных различий, особенностей формирования способностей детей занимались такие психологи, как Б. Г. Ананьев, Э. А. Голубева, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов. О связи творческой деятельности детей и их потребностей говорили В. С. Кузин, С. Л. Рубинштейн.

Творческая деятельность — это такая форма деятельности человека, при которой создаётся что-то новое, ранее не существовавшее. Проблемная ситуация является стимулом к творческой деятельности. Здесь раскрывается и гибкость мышления человека, и цельность восприятия, и умение самостоятельно поставить задачу, найти пути её решения нетрадиционным способом. Творческая деятельность тесно связана с развитием художественных способностей. Это способности к художественному творчеству в какой-либо сфере искусства. При оценке способностей к художественному творчеству мы обращаем внимание как на мировоззренческий план (как воплощается идея в работе), так и на технический аспект (как ребёнок выбирает адекватные средства выразительности). Художественные способности тесно связаны с творческой деятельностью. Умение ребёнка воплотить свой замысел в произведении зависит от степени развития у него художественных способностей. Итак, что же важно для развития данных способностей у дошкольника? Очень важным является создание среды, которая бы стимулировала разнообразную творческую активность. Также у ребёнка должна быть свобода в выборе деятельности. Если дошкольник может выбрать, чем им заниматься, то это позволит избежать усталости, переутомления, позволит долго сохранять интерес к творчеству [Блащук, Диссертация, 1985]. Роль взрослого в творческом процессе — помощь, подсказка, которая не вредит процессу творчества. В процессе развития творческих способностей ребёнка важна доброжелательная, комфортная обстановка, умение понять и принять даже самые необычные идеи ребёнка и помочь ему воплотить их в своих работах.

По мнению Рубинштейна, И. Я. Лернера, В. С. Кузина, если деятельность детей соотносится с их потребностями, происходит переживание ребёнком разной гаммы эмоций. Творческая практика удовлетворяет нужды малыша продуктивно заниматься и отражать приобретенные впечатления, познавать мир и овладевать новыми навыками и умениями. Результатом творческого процесса является не только продукт деятельности, но и эмоции, которые он вызывает у автора и зрителей. Во время, когда ребёнок «творит», он испытывает разный спектр эмоций. В выражении всего спектра эмоциональной полярности важную роль играют различные символы, широко используемые детьми всех возрастных групп (например: в картине «Портрет мамы», её плохое эмоциональное состояние, переживание, настроение было отражено не только в слезинках на лице, но и изображения на заднем фоне. Ребёнок сказал, что у мамы океан слёз.) Иногда явления окружающего мира, будь то ситуация, образ, связанное с ними переживание, находят отражение в деталях рисунка, аппликации, скульптуры на первый взгляд никак не связанных с реальностью, гипертрофируются до неузнаваемости. Например, может использоваться диспропорция (например: солдаты одной величины, а командир в два раза больше) [Денисова, 1974, с. 140].

Эмоционально реагируют дети и на изображение женских и мужских персонажей. При правильной половой идентификации процесс изображения женских персонажей у девочек и мужских у мальчиков проходит легче и имеет более успешные результаты, чем в обратном случае, когда мальчики рисуют женщин, а девочки мужчин. При изображении женских персонажей девочки любят использовать яркие цвета, украшения, красивую одежду, изображать аксессуары. Мальчики рисуют мужественных, сильных персонажей мужского пола. Их рисунки более лаконичны, содержат меньше дополнительных деталей.

В работе с дошкольниками важное значение имеет и уровень подготовки воспитателей, и создание оптимальных условий для творческих занятий. Педагог-воспитатель должен понимать специфику работы с каждым изобразительным материалом, «язык» этого материала, по средствам которого ребёнку будет легче выразить те или иные эмоции. В развитии техники изображений, например, в арт-терапии, где широко используются всевозможные материалы, акцент ставится именно на связь их свойств с внутренними ощущениями человека. Работа с каждым отдельным материалом (бумага различного качества и размера, краски (акварельные, акриловые, гуашевые), пастель (масляная и сухая), карандаши различной твердости, фломастеры и маркеры, художественный уголь, материалы для коллажей (различные старые журналы с цветными иллюстрациями, куски текстиля, фольга, мотки шерстяных и хлопчатобумажных ниток и т. п.), имеет свои нюансы, которые педагогу следует учитывать. Именно процессы восприятия (зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, тактильное) формируют у ребёнка субъективную картину мира. Ребёнок не рождается с готовым умением воспринимать окружающий мир, а учится этому. И творческая деятельность помогает ему в этом. В младшем дошкольном возрасте образы воспринимаемых предметов отличаются большой смутностью и нечёткостью, также на качество процесса восприятия оказывает влияние сенсорный опыт ребёнка, в большинстве случаев скудный и фрагментарный. Постепенно ребёнок набирается опыта, формируется умение воспринимать объект, узнавать его, выделять его свойства и воспринимать художественные детали. [Беликова, Дошкольное воспитание № 4, с. 27]. В этом ему помогает и педагог, работающий в данном направлении. Большую роль в ознакомлении с предметами окружающего мира играет и мышление. В психологии выделяются следующие его стадии: наглядно- действенное, наглядно-образное и словесно-логическое, причём вступление ребёнка в новую стадию не устраняет новообразования предыдущей. Наглядно-образное мышление необходимо для творческой деятельности ребёнка. Особо важными видами деятельности для развития наглядных впечатлений являются изобразительная деятельность и конструирование. В процессе данной деятельности ребёнок знакомится с цветом, формой предметов, познаёт особенности сочетания цветов, знакомится с умением изображать предметы, подбирать цветовую гамму. Творческое мышление ребёнка начинается с проблемной ситуации, попадая в которую, он начинает предвосхищать конец и связывает уже известное с условием задачи. По Бушминскому, творческое мышление-это результативная деятельность, связанная с непрерывным процессом развития. Касаясь творческого мышления, Выготский вводит понятие «зоны ближайшего развития» (ЗБР). ЗБР — это задачи, которые ребёнок может решить с помощью взрослого, но без образца взрослого [Выготский, 1991, с. 9–11, с. 13–14]. Для детей выполнение творческих заданий интересно, но в то же время создаёт определённые трудности. Процесс, играющий одну из главных ролей при формировании художественных способностей — воображение. Прошлые впечатления ребёнка, его знания, опыт, всё это модифицируется в соответствии с замыслом юного автора. Воображение — создание новых образов на материале прошлых восприятий. Значит, для его развития необходимо постоянное обогащение сенсорного опыта ребёнка. Это можно делать с помощью создания развивающей среды, обогащённой различными предметами и материалами, также полезными для дошкольника будут игры-эксперименты, дидактические игры, продуктивная деятельность. Виды искусства — это исторически сложившиеся формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам её материального воплощения. Под изобразительным искусством понимается группа видов художественного творчества, воспроизводящих воспринимаемую действительность. Произведения искусства имеют предметную форму, не изменяющуюся во времени, пространстве. Пластилинография (от слова «графо» — писать, создавать, изображать и слова «пластос» — лепной) сравнительно новый вид декоративно-прикладного искусства. Пластилинография выгодно сочетает в себе элементы рисования и лепки. Например, в лепке детьми быстрее осваивается передача строения предметов, а рисование, пластилинография позволяет ребёнку придумывать гармоничные эскизы через призму индивидуального восприятия. При правильно построенном процессе обучения дети, изображая конкретный предмет, начинают понимать закономерности изображения сходных групп предметов. Психологические основы интеграции видов художественной деятельности с воспитательно-образовательной работой следует определять из того, что требуется малышу для собственной реализации в любом виде художественного творчества. Основа интеграции — совокупность психологических процессов, совершенствование которых необходимо для эстетического созерцания, образного представления. Интегрирование разного содержания в воспитательно-образовательной работе происходит в соответствии с личными особенностями детей дошкольного возраста. В детском рисунке механизмом интегрирования является: рисунок (форма, величина, цвет, композиция, ритм) лепка (форма, объем, пропорция, поза, соотношение предметов в общей композиции по величине) аппликация (форма, цвет, композиция, ритм и др.) Объединение различных видов творчества одним и тем же замыслом даёт ребёнку возможность творчески осмыслить и наиболее полно отразить тему с использованием средств выразительности, что оказывает положительное влияние на развитие художественных способностей. [Езикеева, 1985, с.21–22]. Формирование художественных способностей ребёнка — сложный процесс, исследования которого ведутся в таких сферах научного знания как педагогика, психология, нейрофизиология, дефектология и др. Способности ребёнка в целом — это всестороннее развитие индивидуальности ребёнка, связанное с такими факторами, как наследственность, окружающая среда, индивидуальные психические характеристики детей (психические процессы), благоприятные условия, обеспеченные совокупностью всех методик воспитания в воспитательно-образовательном процессе всего периода детства, так как многое закладывается с момента рождения, развивается по мере роста ребёнка. Немаловажную роль в формировании способностей играет творческая деятельность. Творчество даёт ребёнку целую гамму эмоциональных переживаний, развивает процессы восприятия, мышления, воображения, творческие способности, формирует интерес к изобразительной деятельности. Но не возможно развивать творческие способности ребёнка без помощи и поддержки ближайшего окружения: семьи, педагога-воспитателя, социальной среды. В человеке много задатков заложенных генетически и цель педагогов и родителей как можно раньше выявить положительные предпосылки к тем или иным способностям и развить их для пользы самого индивида и общества. Важно отметить, что помимо педагогов и семьи, жизнь зачастую может вносить свои коррективы и это также необходимо учитывать. При определённом уровне интеллектуального развития и эмоционально-волевой сферы ребёнок уже сам может развивать свои способности.

  1. Беликова М. Эстетическое восприятие детей на занятиях изобразительной деятельностью. Дошкольное воспитание. 1981 № 4, с. 27
  2. Блащук Л. А. Формирование интереса к изобразительной деятельности у детей 5–7 лет на занятиях в детском саду. Диссертация М., 1985.
  3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте М., Просвещение, 1991, с 9–11, с. 13–14.
  4. Денисова З. В. Детский рисунок в физиологической интерпретации. Л., Наука. 1974, с. 140
  5. Езикеева В. А. Содержание и методика обучения изобразительной деятельности детей 4–7 лет. Эстетическое воспитание в детском саду. М., Просвещение. 1985.
  6. Изард Кэрролл Е., Эмоции человека (перевод с англ.) М., Изд. Московский Университет, 1980, с. 21. С. 201–206.

источник