Меню Рубрики

Анализ уголков для самостоятельной деятельности детей

Алена Чумак
Аналитическая справка по организации совместной деятельности с детьми в ДОУ

Аналитическая справка по итогам оперативного контроля

«Анализ организации совместной деятельности педагогов и детей во второй половине дня во всех возрастных группах ДОУ»

В соответствии с годовым планом контроля в ДОУ на 2018-2019 учебный год с 04.02.2019 года по 15.02.2019 года в МБДОУ «Д/с «Настенька» был проведен контроль.

«Анализ организации совместной деятельности педагогов и детей во второй половине дня во всех возрастных группах ДОУ».

Форма контроля: оперативный контроль

Цель проверки: изучение состояния воспитательно-образовательной работы воспитателя с детьми в процессе совместной игровой деятельности в разных возрастных группах.

Оперативный контроль был проведен во всех группах.

В ходе проверки показало, что во всех группах детского сада созданы определенные условия для организации игровой деятельности детей.

Воспитатели применяют в совместной деятельности такие формы работы с воспитанниками, как индивидуальная, подгрупповая, фронтальная. Во второй половине дня во всех группах осуществляли игровую, коммуникативную, двигательную, трудовую, продуктивную, театрализованную совместную деятельность, а также чтение художественной литературы.

В первой младшей группе «Носики Курносики» во вторую половину дня с детьми воспитатели проводили сюжетно – ролевые игры: «Сварим компот для зайки», «Накроем на стол». Чтение художественной литературы: «Теремок».

Во 2 младших группах во вторую половину дня педагоги играли с воспитанниками в подвижные игры: «Птички и кошка» группа «Солнышко», «Ловишки» группа «Топотушки», сюжетно – ролевые игры: «Магазин» группа «Солнышко»; дидактические игры: «Назови ласково», проводилось конструирование «Продукты для магазина» группа Гномики»; Так же во всех группах дети лепили и рисовали по замыслу.

В средних группах «Харачхай», «Чулычах», «Лесовичок», Цветики семицветики» во вторую половину дня воспитатели проводили сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Парикмахерская», «Детский сад»; Во всех группах проводилось чтение художественной литературы. Дети дежурили по столовой, поливали и мыли цветы, играли с мячом в игры: «Прокати мяч в ворота», «Съедобное – не съедобное», «Лови мяч», Дошкольники самостоятельно играли в сюжетно – ролевую игру «Больница», рисовали по трафарету, конструировали из кубиков «Детский сад».

В старших группах «Непоседы», «Лукоморье» во второй половине дня воспитателями читали художественную литературу, были организованы сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Семья»; подвижные игры: «Снежки», «Добеги до мяча», проводили индивидуальную работу с детьми по закреплению предметов в пространстве, разучивали песни, танцы и стихи к 23 февраля. Конструировали из кубиков «Кормушка для птиц». Было организовано дежурство по столовой, в уголке природы, на занятиях. Дети самостоятельно играли в уголках в сюжетно–ролевые игры, настольно-печатные игры, рисовали, лепили по замыслу, раскашивали раскраски.

В подготовительных к школе группах «Пчелки», «Умка» во второй половине дня воспитатели читали детям рассказы, проводили сюжетно-ролевые игры: «Доброе животное», дидактическая игра «Посчитай», так же педагогами проводились беседы, ситуативный разговор «Почему жираф не живет на Севере», индивидуальная работа по закреплению знаний профессий. Было организовано дежурство по столовой, в уголке природы, на занятиях. Дети мыли игрушки, поливали и мыли цветы, расставляли и убирали посуду, готовили раздаточный материал к НОД, активно участвовали в подвижных играх: «Карусель», «Караси и щука», «Третий лишний». Дошкольники самостоятельно рисовали рисунки по замыслу, раскрашивали раскраски, играли в сюжетно – ролевые и настольно – печатные игры по своему выбору.

На основании проведенного контроля можно сделать следующие выводы:

1. Во всех группах созданы необходимые условия для развития игровой деятельности детей и самостоятельной инициативы детей.

2. У воспитанников ДОО обнаруживаются достаточные знания и навыки для организации игровой деятельности в соответствии с возрастом детей.

3. Имеются определенные недостатки в руководстве педагогами самостоятельной игровой деятельностью детей во второй половине дня.

4. Планирование осуществляется целенаправленно, систематически, в соответствии с требованиями реализуемой программы и с учётом возрастных особенностей детей. Недостаточно уделяется внимание планированию предшествующей и индивидуальной работы с детьми в ходе совместной игровой деятельности.

5. Мало планируется музыкальных дидактических игр. Воспитатели почти не планируют организацию театрализованной игры.

Конкретные результаты проверки, рекомендации:

Организация совместной и самостоятельной деятельности во второй половине дня во всех группах соответствует ООПДО ДОУ. Сюжетно – ролевая игра в ДОУ является наиболее привлекательной, востребованной и свободной деятельностью.

Работу по развитию игровой деятельности дошкольников планировать в соответствии с программными требованиями, возрастными особенностями детей. Особое внимание уделять предшествующей и индивидуальной работе с детьми в процессе игровой деятельности: проводить предварительную работу перед обучением игровым действиям: беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, беседы о труде взрослых, о взаимоотношениях людей в быту и на работе.

Аналитическая справка по результатам обследования образовательной деятельности МБДОУ Аналитическая справка по результатам обследования образовательной деятельности МБДОУ д/с № 10 «Мишутка» г. Карачева за 2016-2017 у/г. На.

Аналитическая справка о конкурсе чтецов «Детство — прекрасная пора» среди воспитанников ДОУ АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА Пятого октября 2018 состоялся конкурс чтецов среди воспитанников МБДОУ «Детский сад №10 «Умка» (далее — ДОУ, посвященного.

Аналитическая справка о результатах мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы Аналитическая справка о результатах мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы ООПДО «Развитие речи» МАДОУ.

Аналитическая справка об организации развивающей предметно — пространственной среды Аналитическая справка воспитателя Гришкевич Т. П. об организации развивающей предметно – пространственной среды в старшей группе МБДОУ д/с.

Аналитическая справка по итогам анализа календарных планов педагогов ДОУ Аналитическая справка по итогам анализа календарных планов педагогов ДОУ Цели: уровень соответствия оформляемых педагогами учреждения документов.

Аналитическая справка по «Неделе безопасности в ДОУ» Аналитическая справка о проделанной работе в рамках «Недели безопасности» в МБДОУ «Буревестниковский детский сад» (24-28 сентября 2018.

источник

Методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему:
Организация зоны продуктивной деятельности детей дошкольного возраста в разных возрастных группах

Создание условий для художественно – творческого развития дошкольников.

Целью уголка изобразительной деятельности является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.

Уголок изобразительной деятельности мы рассматриваем как своеобразно-художественно-творческий комплекс. Создание предметной среды дошкольного образовательного учреждения предполагает организацию художественно-творческого комплекса уголка изобразительной деятельности, который включает взаимодействие искусств и разных видов художественной деятельности, активизирующих самостоятельную деятельность дошкольников.

Организация зоны продуктивной деятельности детей дошкольного возраста в разных возрастных группах

Создание условий для художественно – творческого развития дошкольников.

Целью уголка изобразительной деятельности является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.

Уголок изобразительной деятельности мы рассматриваем как своеобразно-художественно-творческий комплекс. Создание предметной среды дошкольного образовательного учреждения предполагает организацию художественно-творческого комплекса уголка изобразительной деятельности, который включает взаимодействие искусств и разных видов художественной деятельности, активизирующих самостоятельную деятельность дошкольников.

Г.Г. Григорьева на основе положения «Концепции построения развивающей среды в ДОУ» В.А. Петровского, раскрыла основные принципы построения предметно-развивающей среды для самостоятельной изобразительной деятельности.

1 . Принцип дистанции и сближения позиции в общении взрослого и ребенка, детей между собой с целью установления контакта. То есть предметная среда должна сближать взрослого и детей, способствовать доверительному общению.

В то же время размещение, оформление предметной среды должно удовлетворять возможные желания детей уединиться в творчестве.

2 . Принцип стимулирования активности, самостоятельности, творчества.

В размещении оборудования необходима вариативность. В младших группах необходимо организовать рисование на длинной полосе бумаги (типа обоев), размещенной на вертикальной плоскости. В старшей группе столы нужно разместить так, чтобы одним делом (рисованием), объединялось несколько детей.

3. Принцип стабильности — динамичности развивающей среды. Применительно к изобразительной деятельности данный принцип реализуется в разумной смене и обогащении предметного содержания, его рациональном расположении, позволяющем реализовать замыслы в любое время и по возможности в различной обстановке. Для самостоятельных занятий изобразительной деятельностью. Г.Г. Григорьева предлагала выделять хорошо освещенное место. Для размещения изобразительного материала необходимы шкафы или полки, к которым дети имеют свободный доступ. В распоряжении ребят должна быть бумага разного цвета и формата, цветные карандаши, фломастеры, цветные восковые мелки, уголь, сангина, мел, краски, природный и «бросовый» материал, глина, пластилин. Качество и количество материалов меняются в зависимости от возрастной группы. В группе должно быть место для демонстрации детских работ.

4 . Принцип комплексного и гибкого зонирования, то есть определенность места и расположение материала по изобразительной деятельности.

Таким образом, уголок изобразительной деятельности — это зона, максимальной свободы и выражения детей дошкольного возраста.

Организация уголка изобразительной деятельности моделируется на принципах предметно — развивающей среды.

1 . Принцип дистанции и сближения позиции в общении взрослого и ребенка, детей между собой с целью установления контакта.

2 . Принцип стимулирования активности, самостоятельности, творчества.

3 . Принцип стабильности и динамичности развивающей среды.

4 . Принцип комплексного и гибкого зонирования.

Организация уголка изобразительной деятельности должна соответствовать требованиям предметно — развивающей среды: гибкость, непрерывность, вариативность, открытость, интегрированность, эстетичность .

Психологические требования к предметно-развивающий организации уголка изобразительной деятельности рекомендовала С.Л. Новоселова .

— должна быть современной, отвечающей основным положениям эргономики, удобной для детской деятельности;

— должна обеспечивать достижение нового, перспективного уровня в развитии детской деятельности;

— базисные компоненты среды должны быть сомасштабны и соотносимы с макро- и микропространством деятельности детей и взрослых;

— должна удовлетворять потребностям актуального, ближайшего и перспективного развития ребенка, развития творческих способностей на основе амплификации предметной основы конкретных видов деятельности;

— должна учитывать возрастные особенности детей детского сада.

Следующее психологическое требование к предметно-развивающей среде организации уголка изобразительной деятельности предлагала Н.А. Ветлугина. Красивый внешний вид : это значит, что все предметы должны быть сделаны из красивых, ярких, современных материалов, в отделке их возможно использование национального колорита.

Несколько другое психологическое требование к предметно-развивающей среде организации уголка изобразительной деятельности рекомендовала Н.А. Рыжова. Среда должна быть целесообразна и информативна, настраивать на эмоциональный лад, обеспечивать гармоничное отношение между ребенком и окружающим миром.

Последующие психологические требования к предметно-развивающей среде организации уголка изобразительной деятельности предлагала Т.С. Комарова. Среда должна выступать не только условием творческого саморазвития личности ребенка, но и показателем профессионального творчества педагога.

Другое психологическое требование к предметно-развивающей среде организации уголка изобразительной деятельности рекомендовала Т.М. Бабунова. Среда должна быть неисчерпаема, информативна, удовлетворять потребность ребенка в новизне, преобразовании, экспериментировании .

Последующие психологические требования к организации пространства уголка изобразительной деятельности предлагали М.Н. Поляков .

Работая по программе «Детство» М.Н. Поляков утверждал, что стремление к самостоятельной деятельности формируется у младшего дошкольного возраста в сотрудничестве с взрослыми, в совместной деятельности с ними. С учетом этого пространство организуется так, чтобы одновременно могли действовать двое-трое детей и взрослый.

В среднем дошкольном возрасте предметно — пространственная среда организуется по принципу полузамкнутых микропространств, для того, чтобы избежать скученности детей (небольшие подгруппы 2-4 ребенка).

В старшем дошкольном возрасте важно развивать любые проявления «самости» дошкольников: самостоятельность, самоорганизацию, самооценку, самоконтроль, самопознание, самовыражение. Поэтому уголок изобразительной деятельности организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любым делом. Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет детям объединиться в подгруппы по интересам.

В последующие работе необходимо рассмотреть гигиенические требования к предметно-развивающей среде организации уголка изобразительной деятельности.

Н.А. Ветлугина предлагала следующие гигиенические требования:

— соответствие оборудования возрастным особенностям детей (учет требований антропометрии, психо-физиология восприятия цвета, формы, величины);

— отсутствие острых и режущих углов и граней, вращающихся деталей и зажимов, учет климатических условий, в которых используется оборудование.

Организация уголка изобразительной деятельности детей должна быть оборудована в специальном месте, утверждала Т.Н. Доронова . Оно должно быть хорошо освещено и быть относительно спокойным.

В организации уголка изобразительной деятельности, утверждала М. Степанова, высота столов и стульев должна соответствовать росту детей и размещены так, чтобы при работе за ними было левостороннее освещение или, в крайнем случае, свет падал спереди.

Рабочие поверхности столов должны иметь матовое покрытие светлого тона. Материалы, используемые для облицовки столов и стульев, должны обладать низкой теплопроводностью, быть стойкими к воздействию теплой воды.

В.Н. Касаткин предлагал, что для детей 2-4 лет высота стола должна быть 43 см, высота стула 24 см, с 4 до 6 лет высота стола 48 см, высота стула 28 см, с 6 до 7 лет высота стола 54 см, высота стула 32 см. М. Степанова утверждала, что расстояние от столов до светонесущей стены должно быть один метр.

Размер настенной доски составляет 0,75-1,5 метра, высота нижнего края настенной доски над полом 0,7-0,8 метра.

Учебные доски, не обладающие собственным свечением, должны быть обеспечены равномерным искусственным освещением.

Меловые доски должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адизию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь темно-зеленый или коричневый цвет, иметь антибликовое или матовое покрытие.

Т.Н. Доронова рекомендовала размещать полки на стене, на уровне глаз ребенка.

Педагогические требования к предметно-развивающей среде организации уголка изобразительной деятельности рекомендовала организации уголка изобразительной деятельности рекомендовали Г.Г. Григорьева, Е.И. Булкова, З.А. Боброва :

— наличие уголка изобразительной деятельности, его правильное расположение;

— оформление уголка, его привлекательность для детей;

— оборудование, его соответствие виду деятельности, возрасту детей;

— наличие разнообразных художественных материалов, их сменяемость, дополнение, качество, внешний вид;

— доступность материала для детей, удобное расположение.

Следующие педагогические требования к предметно-развивающей среде организации уголка изобразительной деятельности предлагал М. Поляков :

— комфортность и безопасность обстановки, выполнение санитарно-гигиенических норм;

— соответствие развивающей среды образовательной программе, реализующейся в детском саду;

— учет всех направлений развития ребенка;

— обеспечение богатства сенсорных впечатлений;

— обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности;

— обеспечение возможности для исследования, поисковой деятельности, экспериментирования;

— доступное расположение предметов и пособий в соответствии с возрастом детей;

— создание условий для изменения среды.

Несколько другие педагогические требования к предметно-развивающей среде организации уголка изобразительной деятельности рекомендовала Е. Смирнова — единый стиль в оформлении;

— наличие соответствующих декоративных моментов.

— обеспечивать ребенку ощущения постоянства, устойчивости;

— создавать эмоциональное благополучие ребенка и взрослого; учитывать возрастные и половые особенности детей, как в содержательном характере материалов, так и организации пространства.

— количественный состав предметов и материалов (наличие и число соответствующих предметов сопоставляется с нормативом);

— соответствие данного материала возрасту детей в группе.

Последующее педагогическое требование к предметно-развивающей среде организации уголка изобразительной деятельности предлагала Н.А. Ветлугина :

— педагогическая целесообразность (соответствие назначению и задачам эстетического воспитания);

— комплектность в решении архитектурно-художественных и конструктивных задач, то есть единство стиля, цвета, формы, конструкции, материала в комплектах оборудования.

Другие педагогические требования к предметно-развивающей среде организации уголка изобразительной деятельности рекомендовали Г.Г. Григорьева, Т.С. Комарова, М.Г. Смирнова.

Г.Г. Григорьева предлагала в группе иметь удобные, стационарные рабочие места для рисования и лепки; все пособия и оборудования должны храниться в удобном для детей месте, так как каждый ребенок должен сам осуществлять их подготовку для свободной самостоятельной деятельности; постоянно следить за состоянием пособий и своевременно затачивает карандаши, подготавливает краску и так далее.

Все материалы, используемые в уголке изобразительной деятельности, рекомендовала М.Г. Смирнова вносить в уголок по мере прохождения программы, постоянно обновляются, варьируются.

Т.С. Комарова дополнила, что материалы и оборудование в уголке изобразительной деятельности педагог время от времени должен менять, дополнять, пересматривать.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста М.Н. Поляков предлагал материал и оборудование в уголке изобразительной деятельности размещать на открытых полках. Для детей старшего дошкольного возраста М.Н. Поляков рекомендовал большую часть оборудования и изобразительных материалов хранить в коробках с картинками и надписью.

Материально — технические особенности педагогических требований в каждой возрастной группе имеют специфические особенности, обусловленные возрастом детей, программными требованиями.

Читайте также:  Анализы на определение аллергена у детей

Н.А. Ветлугина рекомендовала организовывать уголок изобразительной деятельности специальной мебелью и оборудованием, пособием и материалами. Прежде всего это различные столы общего и функционального назначения (четырех — или двух местные, трапецевидные, подоконно-ленточные), шкафы для хранения пособий и материалов, витрины, полочки и стенды для выставок детских работ; доски и планшеты, мольберты и подставки, ширмы, и экспозиционные стойки, фланеграфы и магнитные доски, ванночки для красок и другой раздаточный материала. Кроме того, к оборудованию занятий по изобразительной деятельности относятся и специальные пособия, активизирующие восприятие произведений изобразительного искусства: картины и таблицы, натуральные предметы, модели и макеты.

Т.С. Комарова предлагала несколько советов, как организовать уголок изобразительной деятельности. Для этого необходимо выделить место для его развертывания (особенно удобен ленточный стол), шкаф для хранения материалов.

Необходимо иметь произведения изобразительного искусства, а также изделия декоративно-прикладного искусства: городецкая роспись, хохлома, дымковские игрушки. Эти произведения могут оформить уголок изобразительной деятельности.

В уголке изобразительной деятельности должны быть коробки с природным материалом и наглядные пособия, которые дети творчески используют в своих работах.

Т.С. Комарова в проекте организации уголка изобразительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении рекомендовала воспитателю организовать выставки в комнате или зале. Все репродукции с картин, вставляются под стекло или картинные паспарту и красиво размещаются на стенах.

Другая выставка может быть посвящена декоративно-прикладному искусству: размещается на столах городецкая роспись, хохлома, дымковская игрушка. Возможно выставка, составленная из работ детей. На некоторое время подобные выставки могут оставаться в групповой комнате.

Г.Н. Пантелеев утверждал, что для детей среднего дошкольного возраста нужно внести конструкцию — «домик художника»: напольный односторонний мольберт с линолеумом для рисования цветными мелками. С противоположной стороны мольберта устроены полки различной ширины, где располагается необходимый материал, а также нужно поместить низкий ленточный стол, за которым дети могут самостоятельно заниматься различными видами работ. Дополнить уголок по изобразительной деятельности можно экспозиционным стендом для демонстрации демонстративных, иллюстративных пособий, изделий народных мастеров и работ детей — рисунков, лепки, аппликации.

В старшей группе уголок изобразительной деятельности может быть организован в виде приставного ленточного стола с полками хохломской росписи для изделий народного искусства, художественно-дидактических пособий к демонстрационным стендам для иллюстративных пособий и рисунков детей. В ассортимент доступно размещенных материалов входит бумага различного формата, размера и цвета, краски (гуашь), карандаши, пластилин, а также керамическая глина и цветные фломастеры.

Г.Н Пантелеев рекомендовал уголок изобразительной деятельности для детей младшего дошкольного возраста оборудовать самостирающимися или восковыми досками с полочками для рисования. Уголок для детей старшего дошкольного возраста необходимо оборудовать наклонным мольбертом.

Г.Г. Григорьева считала, что для размещения изобразительного материала в каждой возрастной группе нужны шкафы и полки, к которым дети имеют свободный доступ, а также должно быть место для демонстрации детских работ. Нужно иметь рамки, в которые оформляются детские работы и используются для украшения интерьеров, спален, прихожих. Целесообразно иметь тематические и индивидуальные папки с рисунками одного ребенка. В каждой возрастной группе можно использовать дидактический материал (альбомы, папки с репродукциями картин известных художников: предметных и малосюжетных рисунков.

В программе «Детство» Т.Н. Доронова рекомендовала, что для самостоятельной изобразительной деятельности детей в группе должно быть отведено и оборудовано специальное место. Оно должно быть хорошо освещено и быть относительно спокойным. Рабочих мест должно быть столько, сколько детей в группе. Для этой цели предлагала использовать столы для приема пищи, создавая в группе обстановку «мастерской». Столы нужно составить полукругом, или в виде буквы «П», в этой обстановке ребенок сам выбирает себе рабочее место и вправе расположиться рядом со своим другом. По ее мнению, после полдника, или ужина столы нужно покрывать клеенкой, на них необходимо расположить все изобразительные материалы, имеющиеся в группе, а также коробки с природным материалом (средняя, старшая и подготовительная группа).

Т.Н. Доронова утверждала, что изобразительные материалы должны храниться в удобном и безопасном месте. Это может быть нижняя полка шкафа для пособий или двух-трех-ярусные полочки на колесиках. Необходимо поместить произведения народного изобразительного творчества.

Р.С. Буре, Л.Ф. Островская предлагали в специальном шкафу на полках хранить материалы для рисования, лепки, аппликации. На верхней полке необходимо расставить работы детей.

Несколько другие педагогические требования к эстетике оформления уголка изобразительной деятельности рекомендовали М.Н. Поляков . Он утверждал, что в группе необходимо отвести место для демонстрации детских работ (их можно крепить на стенах, подвешивать к потолку).

Для систематической работы пол знакомству детей с произведениями изобразительного искусства, считала Т.Н. Доронова , целесообразно отвести в группе специальное место. Для этого подойдет хорошо освещенное и относительно спокойное место. На стене необходимо разместить деревянную полочку «Красоты». Под ней расставляются стол и стулья.

Для рисования идеальным рабочим местом является мольберт и специальный пюпитр. В сложенном виде пюпитр занимает очень мало места. Для индивидуальной работы с детьми достаточно иметь в группе 2-3 мольберта или пюпитра. Хороший эффект дают обычные школьные доски, на которых дети рисуют мелом. Для лепки самым удобным приспособлением является станок с поворным кругом. Станки должны храниться в доступном для детей месте, чтобы по мере возникновения желания что-то вылепить малыши могли самостоятельно пользоваться ими.

Следующая особенность педагогических требований — эстетическое оформление уголка изобразительной деятельности. Эстетическое оформление уголка изобразительной деятельности в разных возрастных группах имеет специфические особенности, обусловленные возрастом детей, программными требованиями и эстетическими представлениями педагога.

Эстетическая насыщенность уголка изобразительной деятельности, утверждала Т.С. Комарова заключается в хорошо продуманном содержании, подлежащим усвоению. Оно должно быть интересным, доступным детям, логически построенным, вызывать положительные эмоции, творческую активность.

В эстетическую оформления уголка изобразительной деятельности входят и изобразительные материалы. Все это должно быть красивым, вызывать у детей не только эстетические чувства, но и воспитывать эстетический вкус, желание заниматься, бережно относиться к тому, что их окружает, создавать красивые изображения. Выставки произведений изобразительной деятельности детей могут быть расположены в групповом помещении детского сада. Они должны быть эстетически оформлены.

Уголок изобразительной деятельности рекомендуется оформлять произведениями изобразительного искусства включая и народное искусство во всех его видах. Произведения искусства: живопись, графика, скульптура, народное декоративно-прикладное искусство.

Организация зоны продуктивной деятельности детей дошкольного возраста.

— изобразительные материалы : гуашь, цветные карандаши, краски, фломастеры, кисти, бумага;

— народные игрушки (дымковская, филимоновская, матрешки);

— произведения, иллюстрации с фольклорными произведениями (Ю.Васнецова);

— шаблоны, трафареты, силуэты народных игрушек и разных предметов;

— глина, пластилин, тесто, ватные полочки, дощечки для лепки.

— изобразительные материалы и оборудование : гуашь, цветные карандаши, акварель, цветные мелки, фломастеры, кисти (мягкие круглые, плоские клеевые), сангина, угольный и простой (графитный) карандаш, баночки для воды, салфетки, бумага белая и тонированная; цветная бумага разного вида (гофрированная, бархатная и др.)

— ножницы, баночки –непроливайки, баночки для клея, клеёнки.

б) народно-прикладное искусство (дымковские, филимоновские игрушки, городецкая роспись),

в) репродукции произведений живописи,

— шаблоны, трафареты, силуэты, штампы ;

— пластилин, глина, тесто, стеки, дощечки для лепки .

— сыпучий и природный материал

-ящик для творчества с бросовым материалом.

-схемы для изготовления поделок.

-полочка красоты, стенд и полочка для детских работ.

— изобразительные материалы и оборудование : цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, пастель, фломастеры, сангина, угольный карандаш, фломастеры, простой (графитный) карандаш, разнообразные кисти, баночки для воды, бумага белая и тонированная, салфетки; цветная бумага разного вида(гофрированная, бархатная и др.)

— дидактические игры «Волшебный лоскуток», «Расколдуй картинку» и др.

— произведения изобразительного искусства :

б) народное декоративно-прикладное искусство (Городец, Полхов-Майдан, Гжель; матрешки, бирюльки, богородская игрушка; фарфоровые и керамические изделия),

в) репродукции произведений живописи,

— шаблоны, трафареты, силуэты, штампы, линейки;

— пластилин, глина,тесто, дощечки для лепки, стеки, станок .

— сыпучий и природный материал

-ящик для творчества с бросовым материалом.

-схемы для изготовления поделок.

-полочка красоты , стенд и полочка для детских работ.

— изобразительные материалы и оборудование: гуашь, акварель, сухая и жирная пастель, гелевая ручка, угольный карандаш, сангина, цветные мелки, фломастеры,цветные карандаши, простой (графитный) карандаш, разнообразные кисти, баночки для воды, салфетки, белая и тонированная бумага; цветная бумага разного вида(гофрированная, бархатная и др.)

— произведения изобразительного искусства:

б) народное декоративно-прикладное искусство (хохломская, жостовская, мезенская, гжельская, городецкая росписи),

в) репродукции произведений живописи,

— таблицы со схематическим изображением предметов;

— слайды, художественные фотографии ;

— шаблоны, линейки, трафареты, силуэты ;

— дидактические игры («Дорисуй», «Найди такой же», «Какого цвета?», «Радуга»); «Волшебный лоскуток», «Расколдуй картинку» и др.

— пластилин, глина, тесто, стеки, дощечки для лепки, станок .

-сыпучий и природный материал

— ящик для творчества с бросовым материалом.

— схемы для изготовления поделок .

— полочка красоты , стенд и полочка для детских работ.

источник

ПЛАН РАБОТЫ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРАКТИКУ

МДК 02.04 .«Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству» 6 часов

Преподаватель – Игнатенко Е.Е.. Сорока Н.П., Артёмова Т.А.

Сроки прохождения практики с…….2013 по …….. 2013

Студентка (ФИО)____________________________________

Проходила практику в ГДОУ №____района______________

Цель практики:формирование профессиональной компетентности будущих воспитателей детей дошкольного возраста в организации совместной художественно – продуктивной деятельности детей.

Задачи практики:

  1. Формировать навыки планирования совместной художественно — продуктивной деятельностью детей;
  2. Расширять имеющиеся представления об организации различных видов художественно — продуктивной деятельности дошкольников;
  3. Формировать навыки наблюдения и анализа художественно — продуктивной деятельности детей;
  4. Формировать навыки оценки продуктов детской деятельности; навыки работы по коррекции организации художественно — продуктивной деятельности детей;
  5. Развивать способность руководить продуктивными видами деятельности с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей группы; рисовать, лепить;
  6. Развивать способность анализировать приемы организации и руководства художественно — продуктивными видами деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование) с учетом возраста и психофизического развития детей.

ПЛАН РАБОТЫ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРАКТИКУ

МДК 02.04 .«Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству» 12 часов

Преподаватели – Игнатенко Е.Е., Сорока Н.П., Артёмова Т.А.

Учебная практика (6 часов) –

МДК 02.04 .«Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству» 6 часов Анализ художественно –эстетической среды ДОУ.
Анализ материальной базы и оформления уголка для самостоятельной художественной деятельности по различным видам продуктивной деятельности в группе ДОУ.
Анализ планирования педагогической работы по художественному развитию дошкольников (календарно-тематическое планирование воспитателя и беседа с ним).
Наблюдение и анализ за руководством художественной деятельности детей в НОД и вне ее. Анализ процесса деятельности в НОД и вне (воспитателя и детей):
Диагностика результатов художественной деятельности детей в ДОУ.

Производственная практика (12 часов) —

МДК 02.04 .«Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству» — 12 часов

МДК 02.04 .«Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству» 12 часа Планирование, проведение и анализ результатов НОД по художественно-продуктивной деятельности с дошкольниками.
Организация и проведение вне НОД художественно-творческой деятельности «Что нам осень принесла». Организация выставки детских работ.
Анализ продуктов деятельности.
Анализ процесса деятельности (наблюдение за детьми).

Методическое сопровождение

Программ практики МДК 02.04. и МДК 02.03

Учебная практика

Задание 1. Выбрать один из вариантов анализа предметно-развивающей среды группы детского сада

Вариант 1. Анализ предметно-развивающей среды группы детского сада

Цель: выявление ориентированности предметно-развивающей среды на активизацию процесса художественно-эстетического развития и освоения дизайн-деятельности детьми.

Фиксируется:

количество, содержание, соответствие психолого-педагогическим требованиям материалов, способствующих художественно-эстетическому развитию дошкольников;

1) эстетических объектов: продуктов художественного творчества (репродукций произведений, предметов декоративно-прикладного искусства, станковой скульптуры), детской иллюстрированной книги, дизайнерских предметов;

2) объекты быта (предметного мира), природы, игрушки;

3) изобразительные материалы и инструменты, в том числе материалы для организации дизайна (плоскостного, объемного и пространственного – в соответствии с возрастными требованиями);

4) материалы, активизирующие интерес детей к освоению искусства и детской изобразительной деятельности: каталоги различных музеев и выставок, фотографии зданий, детские художественные иллюстрированные энциклопедии, видео и аудио материалы (видео (слайд — и аудио-) экскурсии);

4) материалы, «сопутствующие» дизайн-деятельности (каталоги, заготовки, художественные материалы и т.п.);

5) материалы, обеспечивающие отражение «детских успехов» (персональные альбомы, файлы для хранения работ; стена–стенд для выставки детских работ);

6) при наличии мини-музея в группе детского сада — материалы, способствующие организации коллекционирования);

— организация данных материалов (наличие и особенности расположения материалов в центре творчества и других центрах, наличие мини-музей (художественно-эстетической направленности) в группе детского сада); способы систематизации и организации материалов);

привлекательность материалов (эстетическая и познавательная привлекательность, соответствие интересам современных дошкольников и детей группы);

— временная сменяемость «наполненности» центра творчества и возможность пространственной его динамики;

— «необычность» среды группы (уникальность, оригинальность в оформлении).

Вариант 2. Анализ художественно творческой среды ДОУ

А) Оформление интерьера дошкольного учреждения (групповые помещения, зал, холлы, коридоры, площадки для прогулок):

— Способствует эстетическому воспитанию дошкольников;

— Является элементом художественно-творческой среды.

В) Представлены ли в оформлении детские работы, как оформлены работы.

Г) Имеется ли в группе уголок художественного творчества

Д) Какие материалы представлены в уголке:

Соответствует ли перечень представленных материалов возрастным и программным требованиям.

Е) Как хранятся ножницы и клей.

Ж) Как воспитатель организует работу детей в уголке художественного творчества.

Анализ оформления уголка самостоятельной художественной деятельности

— удобство размещения (столы, полки, стеллажи), рациональность размещения, освещенность, доступность, эстетика материалов.

— перечень материалов, соответствие его возрастным и программным требованиям (перечислить материалы для конструирования, рисования, лепки, аппликации).

— перечислить инструменты и приспособления, дополнительное оборудование для организации продуктивных видов деятельности.

— отметить особенности хранения инструментов для обеспечения безопасной работы детей.

— наличие в уголке образцов работ народных мастеров, образцов детских работ, иллюстраций, схем, моделей.

— приемы и методы работы воспитателя, направленные на формирование интереса детей к продуктивным видам деятельности в разных формах работы с дошкольникам (совместная образовательная деятельность, самостоятельная деятельность – создание мотивации к самостоятельной деятельности, творческие задания в зоне художественного творчества).

Особенности овладения

Дата добавления: 2016-11-12 ; просмотров: 2542 | Нарушение авторских прав

источник

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Лилия Ивановна Резник, зам. заведующей по ВМР,

Наталья Евгеньевна Андрияхина, старший воспитатель

МДОУ д/с № 000 «Гномик» г. о. Тольятти.

Целью заключительного этапа самостоятельной деятельности является результат, его анализ и оценка. Рассмотрим эти понятия.

Обязательным условием развития самостоятельности является получение результата, с точки зрения самостоятельной деятельности, она должна завершаться таким результатом, который бы «устроил» всех – и ребёнка и взрослого. Но с точки зрения содержательного компонента, итог работы для каждого будет существенно различаться.

Для ребенка результат обычно имеет второстепенное значение, и на первый план для него выступает сам процесс. Поэтому результатами детской деятельности можно считать: материальные и нематериальные продукты деятельности.

К материальным можно отнести результаты:

· В продуктивной деятельности – рисунки, аппликацию, подделки из пластилина и глины, постройки из конструктора и бросового материала и. т.п.

· В предметной деятельности — сложенные пазлы, пирамидки, вкладыши, связанные шнуровки и. т.п.

· В познавательно-исследовательской деятельности – результаты экспериментов, проектов, «секретики», «сундучки сокровищ» и т. д.

· В игровой деятельности – созданные игровая среда, игрушки-заместители, атрибуты и т. п.

К нематериальным относятся результаты, которые можно охарактеризовать с точки зрения формирования личности ребёнка:

· Развития познавательной сферы – полученные знания, умения, практические и умственные действия, опыт, интерес и т. д.

· Развития эмоциональной сферы – радость, удовлетворение от выполненной работы, любование результатами своего труда, похвала и т. п.

· Развития социальных взаимоотношений – взаимодействие с соучастниками деятельности, чувство сопричастности, самоутверждение, чувство симпатии, дружбы и т. д.

Для воспитателя результат, который получился в итоге самостоятельной деятельности ребёнка, является обобщающим диагностическим показателем

Читайте также:  Анализы на определение кандидоза у детей

во-первых, уровня усвоения программного материала, уровня развития физических, интеллектуальных и личностных качеств детей в ходе освоения образовательных областей,

во-вторых, уровня сформированности самостоятельности, как интегративного качества ребёнка и навыков организации самостоятельной деятельности.

Показатели усвоения программного материала и развития физических, интеллектуальных, личностных качеств детей в ходе освоения образовательных областей педагог оценивает в соответствии с диагностическими методиками образовательной программы, по которой работает дошкольное учреждение.

А показатели сформированности самостоятельности, как интегративного качества ребёнка и навыков организации самостоятельной деятельности, педагог может оценить с разных позиций:

2) развития психических процессов и формирования готовности ребёнка к школе,

3) этапов в становлении самостоятельности.

Основной задачей этого этапа является оценить полученный результат самостоятельной деятельности – ребёнком и воспитателем.

В структуре деятельности одним из основных компонентов является контроль и оценка над действиями и результатами деятельности, с точки зрения развития личности ребёнка необходимо говорить о формировании самоконтроля и самооценки, как качеств, на основе которых возникает саморегуляция собственной деятельности.

В дошкольном возрасте самоконтроль формируется в связи с осознанием правил, результата и способа действия, если ребенок сталкивается с необходимостью подробно объяснить свои действия, самостоятельно находить и исправлять ошибки. В развитии самоконтроля у дошкольника выделяются две линии. К ним относятся освоение способов самопроверки и развитие потребности проверять и корректировать свою работу.

Однако ребенок не обладает достаточным опытом, чтобы самостоятельно определить, достигнут ли устраивающий всех результат. Носитель этого знания – взрослый, он должен владеть методами и приёмами, которые помогут ребёнку проанализировать, оценить каждое самостоятельно задуманное и осуществленное действие. Такого рода сформированная способность — функция самоконтроля – является завершающим этапом формирования самостоятельности.

источник

Полное наименование учреждения, его тип: МАДОУ «Детский сад №233 — Школа рыцарей и принцесс»

Адрес учреждения: г. Пермь ул. Подлесная, 21/2

Учредитель и ведомственная принадлежность: Департамент образования администрации г. Перми.

Контингент детей в ДОУ: 102 ребенка.

Комплектование групп: 5 групп.

Состав работников ДОУ: 20 работников.

Образовательный уровень педагогического состава:

Квалификация педагогического состава:

Режим работы ДОУ: 8:00 — 20:00

Функции ДОУ: образование детей дошкольного возраста

Цель ДОУ: Быть Вдохновителями и Помощниками для наших детей, родителей и партнеров в самовыражении своих Талантов и Индивидуальностей.

Задачи ДОУ: Помочь ребятам разобраться во всех особенностях гендера («социального пола»), научиться ценить и использовать разные черты характера (и в себе, и в других), организовать подходящие сюжетные игры и, конечно же, сохранять индивидуальный подход к каждому воспитаннику.

2. Фуршет для рыцарей и принцесс;

3. Пирожки для рыцарей и принцесс;

6. Тьюторская программа «Особый ребенок»;

7. Монтессори-школа для детей 1-3 лет.

Основная программная документация (перечень): «Из детства в отрочество».

Основная нормативная документация (перечень):

· Свидетельство об аккредитации с приложениями;

· Свидетельство о гос. регистрации;

· Постановление об утверждении нового устава;

· План финансово хозяйственной деятельности — 2011-2013;

Название группы раннего возраста: группа «Солнечная», группа кратковременного пребывания.

Фамилия, имя, отчество воспитателей-наставников: Домнина Марина Николаевна.

Образование наставника: Высшее.

Квалификация наставника: Первая категория.

Стаж работы с детьми раннего возраста: 3 года

Количество детей в группе: 20

Возраст детей на момент поступления в ДОУ: от 1,5 лет до 2,5 лет.

Возраст детей на момент практики: от 2-3 лет.

Посещаемость группы в текущем году: 100%

Уровень заболеваемости в группе: 70%

Комплексная программа: «Из детства в отрочество» 2007 год.

Парциальные программы: «Здоровье» В.Г. Алямовской, Музыкальный руководитель использует программу «Малыш» В.А. Петровой.

Перечень ведущейся в группе педагогической документации: перспективный план работы, календарный план работы, адаптационные карты, утренний, вечерний фильтр, журнал прогулок, журнал наблюдений(за индивидуальной работой.

Часть 1. Анализ «Условия для организации самостоятельной деятельности детей в групповой комнате»

В группе представлены следующие игровые центры:

1. Столы и рядом с ними открытые полки с книгами — предназначены для спокойных настольно-дидактических игр. Это такие игры, которые способствуют умственному развитию детей и развитию мелкой моторики, как: выкладывание мозаики, пирамидки, матрешки, настольные игры. Например, настольная игра: «Каких деток потеряла мама?», «Поможем девочке стать опрятной». Для игры «Каких деток потеряла мама?» предлагаются большие картинки с изображением коровы, курицы, собаки и маленькие — с изображением телят, цыплят, щенят. и другие настольные игры: «Кому что нужно?». На больших картинках изображены люди знакомых детям профессий: дворник, почтальон, парикмахер, продавец, врач и др. К ним прилагаются маленькие картинки с изображением тех или иных характерных для каждого вида работы предметов, орудий труда. Надо определить, что для дворника нужна метла, лопата, для врача — термометр, белый халат и т. д. В другой игре для девочки, у которой надет один ботинок, ищут второй; для непричесанной — расческу и т. д.; складные кубики (из 4 частей) с изображением простых, отличающихся по форме и окраске предметов. Например, разные овощи и фрукты: апельсин, груша, морковь, свекла; домино с картинками.

2. Здесь же оформлен ИЗО-уголок, для развития изобразительных способностей, творчества, воображения детей, для организации совместной и самостоятельной деятельности детей. Он оснащен следующими пособиями и материалами:

— доска деревянная и к ней цветные мелки;

— цветные карандаши в баночках по цвету и бумага;

— дидактическое пособие «Посели в свой домик» — по цвету.

3. Уголок со строительным материалом, включающий разнообразные объёмные формы: кубы, цилиндры, бруски и т.д., пластмассовые конструкторы из разных строительных деталей.

4. Шкаф с открытыми полками, на которых представлены различные сюжетно-образные игрушки: куклы, мягкие игрушки, большие пластмассовые игрушки, изображающие животных, машины.

5. Игровая зона «машинный парк», которая представлена следующими игрушками: грузовые и легковые автомобили, подъемный кран, трактор, пожарную машину.

6. Игровая зона «дом», которая представлена «комнатой» — это кровать, стол, стул, гладильная доска, утюг, одеяло, кукла, шкаф с кукольной одеждой, телефон, часы и «кухней» — это плита, набор посуды, набор продуктов, стиральная машина.

7. Игровая зона «Магазин», панель с изображением овощей и фруктов, кассовый аппарат, сумки.

8. Игровая зона «Больница» — халат доктора, принадлежности для доктора.

9. Игровая зона «Парикмахерская» — зеркало, игрушечный фен, различные тюбики и другие принадлежности.

10. Спортивный уголок — набор мячей, обручи, игрушки-каталки, кегли. Крупногабаритные игрушки, такие как автомобили, лошадки-каталки, прыгалки.

11. Музыкальный уголок представлен следующими атрибутами: магнитофон с набором кассет детских песен, металлофоны, балалайки, бубны, нарисованная на картоне клавиатура, погремушки, гармошка.

12. Театральный уголок представлен выпиленными раскрашенными фигурками, которые изображают героев народных сказок: «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок», «Репка»; театральными костюмами: лётчика, моряка, или шапочками животных: барашек, зайчик и др.

Игровые центры в группе, на мой взгляд, расположены рационально. Например, книжный уголок и уголок с настольными играми находится рядом со столами и стульями, где дети могут сесть и позаниматься.

Строительный материал находится в зоне, где постелен ковёр и много места для построек, рядом находится машинный парк, где можно взять машину для перевозки груза или чтобы построить для неё гараж или дорогу, а также различные образные игрушки.

Зона «кухня» расположена рядом с зоной «комната» и «больница». Доступ детей к игровому оборудованию свободный.

Размещение материалов игровых центров на протяжении двух недель не менялись. Обеденные столы используются для временного размещения материалов уголка изобразительной деятельности.

Часть 2. Анализ «Условия для организации самостоятельной деятельности детей на групповом прогулочном участке и состав выносного материала»

На групповой площадке имеется:

— домик (3 окна; есть скамейка и стол);

— песочница (большая, вместительная, есть бордюр для того, чтобы дети сидели, либо делали «куличики»);

Таблица «Условия для организации самостоятельной деятельности детей на прогулочном участке»

Наименование оборудования, выносного материала

Расположение, его целесообразность

Соответствие гигиеническим и эстетическим требованиям

Ведерки, совочки, формочки, грабли, венички, лейки,

В отдельной коробке, рядом с песочницей. Приобщение у труду.

Мячики разных размеров, машины-каталки, кегли.

Физическое развитие, умение ориентироваться в пространстве

Баночки, коробочки, флакончики, палочки, природный материал

Развитие символической функции мышления.

Мелки, пластилин, карандаши

Стремление к самовыражению

Коляски, куколки, техника, посуда, тележка, животные.

Таким образом, предметно-пространственная среда соответствует возрасту детей. Дети спокойно находят необходимые для игр предметы, игрушки. Не мешая другим детям, что обеспечивает ровное, спокойное общение детей и взрослых. Возникающие конфликты между детьми, из-за игрушки, быстро «устраняются». Воспитатели учат детей делиться, не отнимать, договариваться. Все это делается в ровном, уравновешенном тоне. Тем самым, не подавляя психику ребенка и создавая комфортный климат в группе.

Для более развивающей среды в группе можно больше внести такие игрушки как: «шуршалочки», «вкладыши», «шнуровки», чтобы развивать мелкую моторику рук детей. Так же необходимы игры и игрушки для развития цвета и формы.

источник

Дети дошкольного возраста необычайно любознательны и активны. С первых лет жизни малыши стихийно исследуют вещественные объекты окружающего мира: проверяют на ломкость, мягкость, температуру, звучность. Ведущей деятельностью в период дошкольного детства является игра: ребята с увлечением изучают различные инструменты, предметы, взаимоотношения между ними. Самостоятельная деятельность важна для формирования личностных качеств ребёнка и его успешности во взрослой жизни.

В Федеральном образовательном стандарте самостоятельная деятельность детей не выделяется в отдельную область обучения, большее внимание уделяется совместной работе педагога и воспитанников. Однако целевым ориентиром для каждой развивающей области (познавательной, физической, социально-коммуникативной, речевой, художественно-эстетической) является поощрение инициативности в детской деятельности (умственной или практической), стимулирование самостоятельности в выборе методов деятельности и их реализации. Современному обществу нужны люди с исследовательским типом мышления, умеющие обозначать проблемные вопросы и выстраивать алгоритм их решения/устранения, но и с творческими чертами — умение думать вне границ общественных стандартов и стереотипов приводит к важным открытиям. Развитие самостоятельности является одним из условий образовательного процесса в ДОУ, направленного на воспитание всесторонне развитой личности.

Самостоятельность — личностное качество, подразумевающее инициативность, независимость, адекватную самооценку и принятие на себя ответственности за свои действия и поступки.

В самостоятельной игровой деятельности ребята учатся взаимодействовать друг с другом и проявлять фантазию

При планировании занятий по развитию самостоятельной деятельности учитываются возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, их интересы и пристрастия, согласованность с тематическим планированием по НОД и творческой деятельности, материальная база для игры и детского экспериментирования. Предметно-пространственная среда в помещении группы должна быть развивающей. Ребята получают положительные эмоции от самостоятельной деятельности и приобретают новые знания о свойствах предметов и связях между ними. Эту среду организует педагог, а дети свободны выбирать способы действия в её условиях.

Подробнее об организации развивающей предметно-пространственной среды можно узнать из нашей статьи — Как организовать предметно-развивающую среду в детском саду.

Играя, дошкольники приобретают полезные навыки, которые пригодятся им в будущем

  • Формирование волевых качеств: психологической устойчивости к влиянию внешних факторов (шум улицы, голоса других детей) и чужого мнения, стремление доводить задуманное до конечного результата.
  • Развитие процессов саморегулирования: умение рассчитывать затраты энергии на выполнение запланированных действий, чувствовать необходимость смены вида деятельности или потребность в отдыхе.
  • Формирование способности самостоятельного построения плана игры, наблюдения, исследования, трудовой занятости; стремление к выполнению задумок без помощи взрослых.

Дошкольники сами придумывают план игры и придерживаются его

Чтобы у ребят получалось при помощи фантазии и набора умений занять себя в свободное время в центрах активности, педагогом должна быть достигнута определённая самостоятельность дошкольников во время образовательных занятий. Взаимодействуя с воспитанниками, педагог методом прямого показа (в младших и средней группах) и словесных инструкций (в работе со старшими дошкольниками) формирует и развивает у подопечных способность выделять главное — вопрос или проблему. Наиболее интересной и продуктивной будет деятельность, направленная на достижение конкретного результата (изготовление поделки, экспериментирование, составление завершённого рассказа по картинкам, выполнение трудового поручения, проведение спортивной игры). Усвоив алгоритм действий и способы реализации, дети переносят отработанные с воспитателем формы деятельности в активность индивидуальную.

Согласно психологической концепции Л. С. Выготского, схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется совместно со взрослыми, затем — в совместной деятельности со сверстниками, а позже становится самостоятельной деятельностью ребёнка.

Самостоятельная деятельность детей может быть построена на основе наблюдений за проезжей частью

Таким образом, на занятиях НОД дети овладевают принципами построения плана работы, развивают умение проводить опыты с различными предметами. На занятиях с музыкальным руководителем учатся владеть голосом, пропевать мелодии, извлекать звук из инструментов (барабан, бубен, погремушка, трещотка, колокольчик, дудочка). Руководитель ФИЗО проводит с ребятами много подвижных игр, в том числе с использованием спортивного инвентаря (мячи, скакалки, обручи, кегли), дошкольники запоминают движения и последовательность зарядки. Занятия по развитию речи и коммуникации формируют в детях желание общаться внутри коллектива: задавать вопросы, обдумывать ответ, проговаривать этапы выполнения каких-либо действий, выстраивать логические цепочки рассуждений, к старшему дошкольному возрасту формируется способность к монологической речи.

Во время прогулок ребята проводят целевые наблюдения совместно с педагогом за объектами природного мира (животными, птицами, насекомыми) и процессами общественной жизни (наблюдение за поведением пешеходов, движением на проезжей части, за работой людей различных профессий). На занятиях по продуктивной творческой деятельности воспитанники развивают умение создавать поделки по собственному замыслу в различных техниках (лепка, конструирование, рисование).

Инсценировка сказки дошкольниками может включать элементы импровизации

Самостоятельная деятельность воспитанников проявляется в течение дня во время разных режимных моментов:

  • Во время приёма детей в детский сад утром: общение по интересам, спокойные игры.
  • Игры в первой половине дня.
  • Самообслуживание при подготовке и возвращении с прогулки.
  • Проведение наблюдений за природными объектами, самостоятельная игровая деятельность во время утренней и вечерней прогулок.
  • Гигиенические процедуры перед приёмом пищи, до и после тихого часа.
  • Игры подвижные и дидактические, самостоятельная деятельность в центрах познавательной активности, общение по интересам, создание рисунков и поделок, проведение досугов во второй половине дня.

В свободное время дошкольники с удовольствием разыгрывают сценки с пальчиковыми куклами

Вид самостоятельной деятельности Варианты реализации
Двигательная активность и подвижные игры
  • Дети дошкольного возраста подвижны. В младших группах они любят просто бегать вприпрыжку, скакать, выполнять махи руками и ногами, играть в салки и догонялки.
  • У старших дошкольников двигательная активность совершается в сюжетно-ролевых играх:
    • «Белые медведи на льдине»,
    • «Мышеловка»,
    • «Зайцы и охотники»,
    • «Не оставайся на полу»,
    • «Казаки-разбойники»,
    • «Море волнуется — раз!» и др.
Спокойные игры Ребята самостоятельно разыгрывают простые сюжеты из сказок или бытовые ситуации при помощи игрушек. К старшему дошкольному возрасту наблюдается разграничение в тематике игр у мальчиков и у девочек: мальчики играют в машинки, солдатиков, роботов, строят из конструктора крепости и корабли; девочки предпочитают играть с куклами, посудкой, плюшевыми игрушками.
Игровая деятельность детей часто носит подражательный характер профессиям людей и общественно-бытовым мероприятиям:
  • «В магазине»,
  • «Мама с малышом на прогулке в парке»,
  • «Кукольное чаепитие»,
  • «В кабинете доктора/стоматолога»,
  • «Регулировщик на проезжей части»,
  • «Игра в детский сад/школу».
Художественная деятельность Накопленный на занятиях художественно-эстетической направленности опыт проявляется в разыгрывании ребятами театрализованных сценок, диалогах. Дети с удовольствием примеряют костюмы сказочных персонажей и пробуют исполнить роль. Самостоятельно воспитанники играют в кукольный и пальчиковый театр. С совершенствованием музыкального слуха и развитием памяти дети воспроизводят мелодии, услышанные на занятиях и дома, напевают песни. Дети-фантазёры сопровождают игровую деятельность песенками собственного сочинения. По мере овладения навыками построения устной речи ребята пересказывают друг другу полюбившиеся литературные и сказочные истории, содержание мультфильмов. У некоторых дошкольников проявляется желание имитировать речь персонажей (не только интонационно, но и стилистически), рифмовать строки.
Продуктивная художественная деятельность Создание зрительных образов при помощи красок, бумаги, пластилина, природных материалов. Первые творческие работы малышей отражают первоначальные представления о предметах. Овладевая техникой рисования карандашами и красками, лепки и аппликации, ребёнок начинает ощущать желание не просто показать, а сделать красиво. Дошкольники очень любят рисовать в свободное время. Их рисунки — это видение объектов и отношение к ним одновременно. То, что вызвало яркие, положительные эмоции, ребёнок старается передать красочно, позитивно.
В уголках развивающей деятельности непременно должны содержаться разнообразные материалы для детских поделок, украшения готовых работ:
  • нитки,
  • бусины,
  • пайетки,
  • наклейки,
  • природный и бросовый материал,
  • пуговицы,
  • камешки,
  • ракушки,
  • ленточки,
  • открытки,
  • блёстки.
Исследовательская деятельность В условиях современного мира важно научить ребёнка не только усваивать и накапливать получаемую в готовом виде информацию, но и развить способность и желание самостоятельного познания. При помощи зрительного наблюдения, тактильного контакта и звукового восприятия дети могут узнавать новое о предметах. Маленькое, но сделанное самостоятельно открытие вызывает восторг у ребёнка и желание добывать новые знания. У младших дошкольников желание исследовать какой-нибудь объект возникает стихийно, поэтому задача воспитателя — подмечать возникновение интереса и подсказывать способ изучения предмета. Средние и старшие дошкольники участвуют в исследованиях осознанно. Они проводят наблюдения в уголке природы, центре науки, во время прогулки и ставят опыты в мини-лаборатории. Присутствие воспитателя во время самостоятельного экспериментирования детьми с веществами и приборами обязательно, он следит за соблюдением правил техники безопасности и отвечает на возникающие вопросы ребят.
Самообслуживание Самообслуживание заключается в освоении ребёнком норм гигиены и способов их соблюдения (умывание, мытьё рук после прогулки и перед приёмом пищи, чистка зубов, принятие душа), овладении навыка одевания и раздевания, культуре приёма пищи и правил поведения за обеденным столом. Формирование навыков самообслуживания в раннем возрасте готовит ребёнка к адаптации в мире взрослых. Педагогу не нужно делать за ребёнка то, что в состоянии сделать сам. Воспитатель может давать устные указания, что детям нужно сделать, чтобы собраться на прогулку, например. Использовать показ, если у малышей возникают трудности (с завязыванием шнурков, надеванием перчаток). Воспитатель должен быть терпелив, учитывать и относится с пониманием к индивидуальному ритму, в котором ребята действуют. Самообслуживание считается основным видом трудовой деятельности дошкольников, позволяет детям почувствовать независимость от взрослого.
Читайте также:  Анализы на наличие паразитов у детей

Как было сказано выше, предметно-пространственная среда играет важную роль в становлении самостоятельности детей на разных уровнях. Это то, что окружает ребёнка, к чему он имеет постоянный доступ, где он может отдохнуть за игрой, удовлетворить познавательные потребности в наблюдении или экспериментировании, общаться с одногруппниками. Предметно-пространственная среда состоит из центров активности детей с различной направленностью:

  • познавательно-исследовательской: центр науки, мини-лаборатория, опытная мастерская, тематические уголки («Космическая станция», «Окно в эпоху динозавров»);

Оформление уголка исследовательской деятельности включает различные материалы для проведения экспериментов

Игровые центры привлекают дошкольников яркими и разнообразными составляющими

Физическое развитие важно для детей любого возраста

В экологическом уголке ребята учатся ухаживать за растениями

В центре творчества малыши рисуют, изготавливают поделки и разыгрывают сценки

Для поддержания душевного здоровья важно, чтобы у ребёнка в группе была возможность уединиться, расслабиться, восстановить силы, помечтать.

Формирование навыков самообслуживания начинается с первой младшей (ясельной) группы детского сада. Пока мелкая моторика и общая координация движений у малышей недостаточно развиты, воспитатель во многом помогает им, но всегда сначала предоставляет возможность попробовать сделать что-либо самому. Воспитание культуры приёма пищи, соблюдения гигиенических норм осуществляется непосредственно в режимных моментах: завтрак, обед, полдник, одевание на прогулку, раздевание, мытьё рук, правила поведения за столом, забота о своём внешнем виде (умывание, причёсывание).

Во время приёма пищи малыши овладевают навыками самообслуживания

Формирование способности самостоятельного одевания/раздевания, причёсывания, обращения со столовыми приборами зависит от степени развития мелкой моторики у детей. Дошкольникам 2–4 лет (первая и вторая младшие группы) необходимо давать игровые задания на выполнение действий пальчиками. Это игры с куклами («Одень Машеньку на прогулку», «Приготовь Буратино ко сну»), сюжетно-ролевые игры с посудкой («Готовим обед», «Накрываем праздничный стол», «Мама кормит малыша кашкой»). В центре игровой деятельности в ясельной группе можно разместить бизиборды (специальные доски с закреплённым функциональными объектами) с пуговицами, молниями, бельевыми крючками, завязками, шнурками, курточными кнопками.

Игровая деятельность с куклами помогает развивать мелкую моторику малышей и повторить правила сбора на прогулку

Обучение культурному приёму пиши, одеванию, гигиеническим процедурам осуществляется приёмами прямого показа воспитателем правильных действий, просмотра познавательных мультфильмов по этой тематике. Во время досуга воспитатель читает стихотворения, рассказы и педагогические сказки:

  • К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе»,
  • А. Барто «Девочка чумазая»,
  • А. Якимов «Неумейка»,
  • «Сказка про страну нерях»,
  • «Ваня и новые ботинки»,
  • «Сказка про Юлю-грязнулю».

На основе прослушанных текстов выстраивается беседа, обсуждаются иллюстрации к произведениям: «Зачем нужно умываться по утрам?», «Почему от Федоры ушла вся посуда?», «Для чего на одежде застёжки, а на обуви — шнурки?».

Воспитатель показывает ребятам на кукле последовательность надевания предметов одежды

Наряду с прямым показом в младших группах результативно применяется игровой метод. Воспитатель предлагает устроить игру, в которой куклы/игрушки должны будут вести себя как сообразительные, воспитанные дети. Повторение в игровой форме правил одновременно выполняется развлекательную задачу, предупреждает переутомляемость детей, и развивает способность произвольного запоминания. Примеры игр для закрепления навыков самообслуживания:

  • «На обеде у Мальвины»,
  • «Чаепитие с матрёшками»,
  • «Собираемся на прогулку в парк» (ребята выполняют роль родителей, куклы — их деток),
  • «Спокойной ночи, малыши!» (чтобы кукла могла лечь в кровать, она должна выполнить все необходимые гигиенические процедуры перед сном),
  • «Доброе утро!» (повторение с игрушкой порядка действий после пробуждения: совершить утренний туалет, причесаться, заправить и застелить кровать, одеться, позавтракать).

В игре дошкольники повторяют правила поведения за столом и приёма пищи

В среднем и старшем дошкольном возрасте дети понимают указания воспитателя и следуют словесным инструкциям. Самообслуживание признаётся методическими исследованиями простейшим и вместе с тем одним из основных элементов трудовой деятельности ребёнка. Примеры трудовых поручений по самообслуживанию: «Убери за собой посуду и приведи в порядок столик», «Пожалуйста, выверни налицо водолазку и повесь её сушиться», «Вова, у тебя развязался шнурок, присядь на скамейку и завяжи бантик», «Катя, перед танцевальным занятием надо собрать волосы резинкой/заплести косичку». Первые инструкции по самообслуживанию должны быть представлены наглядно, например, в виде мнемокарт — последовательности картинок по конкретной теме.

У каждого ребёнка — индивидуальный темп деятельности

В старшей и подготовительной группе можно составить график дежурств с целью формирования у ребят умения накрывать на стол, следить за соблюдением чистоты в обеденной зоне и спальне.

Организация системы дежурств является одним из приёмов развития самостоятельности у дошкольников

Формирование и развитие навыков самообслуживания включается в цели образовательных занятий. Организация видов деятельности и выбор обучающих приёмов осуществляется с учётом возрастных особенностей дошкольников и их познавательных интересов.

Формирование умения самостоятельно чинить одежду пригодится каждому ребёнку, независимо от пола

Тема по самообслуживанию Воспитательные и обучающие задачи
«Приём пищи»
  • Формирование умения правильно держать вилку и ложку, брать чашку, стакан.
  • Развитие умения есть разные виды пищи (твёрдые, жидкие).
  • Формирование умения правильного обращения с ножом: намазывание масла на хлеб, отрезание кусочка продукта.
  • Закрепление умения пользоваться салфеткой во время приёма пищи.
  • Развитие умения есть второе блюдо при помощи вилки и ножа.
  • Привитие культуры приёма пищи: не разговаривать за столом, есть с закрытым ртом, пережёвывать и глотать пищу бесшумно, держать приборы над тарелкой, класть их по окончании трапезы на край тарелки, а не на скатерть, убирать за собой со стола.
«Одевание и раздевание»
  • Формирование умения раздеваться и одеваться в правильной последовательности, расправлять снятую одежду и аккуратно вешать на стул или в шкафчик.
  • Развитие и закрепление умения шнуровать ботинки, застёгивать сандалии, босоножки.
  • Знакомство с различными видами застёжек (пуговицы, кнопки, молнии, крючки, липучки).
  • Формирование умения самостоятельно поддерживать порядок и чистоту в бельевом шкафу.
  • Развитие умения одеваться в ускоренном темпе (например, во время учебной эвакуации).
«Соблюдение правил гигиены»
  • Формирование, развитие и закрепление навыка умывания: намылить с образованием пены, тщательно смыть, насухо вытереть.
  • Обучение своевременному пользованию носовым платком, бумажными салфетками.
  • Обучение соблюдению порядка в туалетной комнате.
  • Формирование и закрепление умения следить за чистотой лица, рук и тела.
  • Развитие умения аккуратно причёсываться щёткой, расчёской, для девочек — убирать волосы с лица при помощи ободка или заколки, завязывать резинкой хвостик, плетение косы.
«Содержание в порядке предметов одежды и обуви, спального места»
  • Обучение чистке и просушиванию одежды и обуви.
  • Обучение починке одежды: починка шва, простая штопка, пришивание пуговиц.
  • Формирование и закрепление умения аккуратно заправлять кровать.
  • Формирование и закрепление умения застилать кровать покрывалом или пледом.
  • Развитие умения менять постельное бельё.
  • Развитие и совершенствование умения следить за своим внешним видом: поправлять воротничок, надевать капюшон, одёргивать брюки, подтягивать колготки, расправлять замявшуюся юбку.

Обучающие задачи формирования и закрепления навыков самообслуживания реализуются на занятиях НОД, длительность которых определяется нормами СанПиН для возрастных групп:

  • младшая группа — 15 минут;
  • средняя группа — 20 минут;
  • старшая группа — 25 минут;
  • подготовительная группа — 30 минут.

Занятия обучающей направленности имеют структуру, состоящую из различных форм работы для привлечения интереса воспитанников и профилактики переутомляемости.

Формирование навыков соблюдения гигиенических норм осуществляется в игровой форме с персонажем произведения К. Чуковского

Тема занятия по самообслуживанию, возрастная группа Организационный момент Мотивирующее начало Развитие мыслительных способностей Двигательная активность Практическая работа Подведение итогов
«Зайка хочет быть чистюлей», средняя группа 1 минута. Создание игровой ситуации.
Воспитатель говорит от лица игрушки-зайки о том, что над ним смеются другие зайцы: у него уши грязные, лицо неумытое, лапки липкие. Зайка просит научить его правилам личной гигиены. В корзинке сидят друзья персонажа — зайчата, дети становятся их наставниками.
2 минуты.
Познавательная беседа о правилах гигиены и важности их соблюдения.
2–3 минуты.
Подвижная игра «Зайка беленький сидит».
3–4 минуты.
Воспитанники закрепляют навык соблюдать правила гигиены в играх с игрушками.
9 минут.
1 минута.
«Алгоритм одевания на прогулку», старшая группа 1 минута. Создание проблемного момента.
В группу прибегает плачущий Буратино (в роли персонажа
воспитанник подготовительной группы). Он жалуется, что Мальвина, Пьеро и Артемон ушли гулять, а его с собой не взяли. Буратино не знал, как правильно одеться на прогулку. Ребята решают помочь Буратино.
2 минуты.
Отгадывание загадок и решение дидактических заданий от Мальвины.
4 минуты.
Физкультминутка «Буратино потянулся».
3 минуты.
Закрепление навыков самостоятельного одевания в правильной последовательности в форме игры «Зеркало»: дети показывают без помощи вспомогательных предметов каждый этап одевания, Буратино должен угадать, что они надевают.
13 минут.
1–2 минуты.
«Каждой вещи — своё место», подготовительная группа 1 минута. Проведение беседы по предварительно прочитанному произведению Л. Воронковой «Маша-растеряша».
4 минуты.
Дидактические игры:
  • «Назови, чего не хватает» (воспитатель заранее прячет 2–3 вещи из каждого центра активности);
  • «Бюро находок» (из коробки каждый по очереди достаёт пропавший предмет и возвращает его на место).

Подвижная игра «Поиск клада».
4 минуты. Совершенствование навыка приводить в порядок комнату и вещи в игровой форме: каждому воспитаннику отводится зона, где он должен навести порядок (кукольная кроватка, игрушечная кухня, шкафчики, комоды, столовая).
13–15 минут. 2 минуты.
Автор Фёдорова Н., воспитатель ГБСУ СО МО Сергиево-Посадский ДДИ для умственно отсталых детей «Берёзка»
Тема «Застёгивание пуговиц»
Цели и задачи
  • Развивать мышление, усидчивость и внимательность.
  • Развивать восприятие детей и их познавательную деятельность.
  • Развивать мелкую моторику пальцев.
  • Формировать аккуратность и терпеливость.
  • Формировать мотивы более высокого уровня творческой деятельности.
  • Постоянно закреплять и совершенствовать навыки самообслуживания.
  • Развивать эмоциональность.
  • Снять мышечное напряжение, развивать умение переключать внимание.
  • Учить точно выполнять инструкции воспитателя.
Демонстрационный материал
  • Заготовки с пуговицами и петельками.
  • Панно поляны с пришитыми пуговицами.
  • Картинки с изображениями тучи, солнца и бабочек.
  • Заготовки ярких цветов с дырочками посередине.
  • Рубашки с пуговицами.
Ход занятия Организационный момент.
В.: Дети, сегодня у нас много гостей. Все пришли посмотреть, что мы умеем, оценить нашу работу. Поэтому давайте сядем правильно, ножки вместе, спинка прямая, ручки положили на стол. Молодцы. Все внимательно меня слушаем. Я вам прочитаю загадку, а вы мне ответите, какое это время года.
  • Кто, угадай-ка, белая хозяйка,
    Тряхнёт перинки, с неба снежинки.
    Запорошила дорожки, разукрасила окошки,
    Радость детям подарила, и на санках прокатила. (Зима).

Правильно, дети, зима. Зимой на улице лежит снег, холодно. И когда мы идём на прогулку, мы надеваем тёплую одежду. А на курточках мы должны застегнуть пуговицы.
Основная часть.
В.: Итак, дети, тема нашего занятия застёгивание пуговиц. Мы будем учиться застёгивать пуговицы. На прошлом уроке я вас познакомила с некоторыми видами застёжек. Сегодня мы выбрали пуговицы. Чтобы застегнуть на одежде пуговицы, надо соединить две половинки одежды. На одной половинке у нас пришиты пуговицы, а на другой половинке одежды у нас расположены петельки. Петельки — это такие дырочки, в которые заходят пуговицы. При этом работают пальчики двух рук.
Воспитатель на наглядном материале демонстрирует детям технику протаскивания пуговицы через петельку-дырочку. Дети самостоятельно выполняют это задание.
В.: Мы сегодня осваиваем застёжку пуговицы, но у нас ещё есть и другие варианты застёгивания одежды.
Все смотрят на наглядный стенд, где собраны несколько видов застёжек.
В.: Дети, а на что похож наш стенд? (На цветок). А где растут цветы? (На полянке). Правильно, на полянке. И у нас есть такая полянка, где растут цветы. Но вот беда, на нашей полянке идёт дождь. Вы видите эту тучу, которая нависла над полянкой? А во время дождя все цветочки закрываются. Но вот взошло солнышко, и наши цветочки стали раскрываться и тянуть свои лепестки к солнцу. Давайте мы им поможем. У меня есть красивые цветочки с дырочкой посередине — это петельки. Наша задача состоит в том, чтобы каждый из вас взял свой цветочек и прикрепил его к пуговице, пришитой на полянке.
Дети самостоятельно пристёгивают цветочки на панно полянки.
В.: Дети, посмотрите, какая у нас получилось яркая солнечная полянка. Над нашими цветами закружились бабочки. Сейчас вы все выходите на нашу полянку, где мы будем веселиться и прыгать.
Физкультминутка.

  • Раз, два, три, четыре, раздвигайте круг пошире.
    Будем с солнышком играть, на полянке танцевать.
    Наши алые цветы распустили лепестки,
    Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
    На зелёной на полянке, бабочки летают
    И с цветочка на цветок весело порхают.
    Хлопать ручками умеем, вот так, вот так,
    Своих ручек не жалеем, вот так, вот так.
    Ножки громче застучали, вот так, вот так.
    Чтобы все нас услыхали, вот так, вот так.
    А теперь мы в пляс пойдём, вот так, вот так,
    Дружно приседать начнём, вот так, вот так.

Самостоятельная деятельность воспитанников,
В.: А сейчас все садятся на свои места. Вы видите, что на ваших столах лежат рубашки с застёгнутой верхней пуговицей. Ваше задание — это самостоятельно застегнуть все остальные пуговицы на рубашке, используя свои навыки, умения, усидчивость, старание.
Итог занятия.
Пуговицы на рубашках застёгнуты. Дети справились с заданием. Подводя итог занятия, воспитатель благодарит каждого ребёнка за усердие, выдержку, мастерство, внимательность, усидчивость.
В.: Я очень вами довольна. Вы хорошо потрудились, порадовали своими успехами всех гостей. Молодцы! Наш урок окончен. Всем спасибо!

Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/otkrytoe-zanjatie-po-formirovaniyu-navykov-samobsluzhivanija-zastegivanie-pugovic.html

Практическое задание по формированию навыка застёгивания пуговиц проводится в игровой форме: ребята должны украсить поляну цветами

Предлагаем ознакомиться с вариантами самостоятельной деятельности дошкольников в различных режимных моментах.

источник