Меню Рубрики

Анализ уровня физического развития детей

Представляется, что наиболее объективными и интегральными показателями уровня развития физической подготовленности детей являются количественные и качественные результаты выполнения определенных двигательных заданий:

  • — прыжок в длину с места с приземлением на обе ноги одновременно. Это самый популярный тест для исследования скоростносиловых способностей мышц ног. Результаты выполнения прыжка обладают высокой информативностью, что делает его приемлемым для проведения массового обследования физической подготовленности детей дошкольного возраста;
  • — бросок мяча весом 1 кг (медбола) вдаль двумя руками из положения стоя. Выполнение этого движения из положения стоя связано с активным включением в работу группы крупных мышц туловища. Как показывает практика, выполнение теста вызывает затруднения у детей 4-5 лет, хотя 6-7летние дети в основном справляются с этим заданием без посторонней помощи;
  • — бег по прямой с высокого старта на 30 м (для оценки быстроты);
  • — бег змейкой между предметами, расположенными на расстоянии между собой в 1 м, общая дистанция бега — 10 м (для оценки ловкости);
  • — сохранение статического равновесия, стоя на линии — пятка одной ноги примыкает к носку другой ноги (от 15-20 с);
  • — подбрасывание и ловля мяча двумя руками (15 раз, диаметр мяча 15-20 см);
  • — метание вдаль мешочков с песком весом 150-200 г удобной рукой (5-8 м);
  • — наклон вперед из положения сидя (5-7 см за линию пяток).

В качестве дополнительных тестов можно рекомендовать:

  • — исследование мышечной силы правой и левой кисти;
  • — непрерывный бег в медленном темпе в течение 3 мин;
  • — подъем туловища в сед за 30 с (8-10 раз).

Данные тесты прошли широкую апробацию в ДОУ различного вида; утверждены Министерством образования РФ; полностью соответствуют анатомофизиологическим особенностям дошкольников; имеют минимум медицинских противопоказаний; не требуют больших временных затрат; позволяют прослеживать динамику показателей, дают возможность сравнительного анализа результатов тестирования современных детей с данными прошлых лет.

Для обеспечения объективности результатов обследования необходимо знать определенную последовательность выполняемых действий по организации и проведению тестирования. Строгая регламентации процесса оптимизирует достижение основных задач диагностики, а именно:

  • — определение исходного уровня двигательных умений и физических качеств каждого ребенка и группы в целом (“зоны ближайшего развития”);
  • — изучение динамики состояния развития двигательных навыков и качеств детей;
  • — разработка программы физкультурно-оздоровительных и коррекционных мероприятий.

В соответствии с новыми санитарными правилами для детского сада тестирование физической подготовленности детей проводит инструктор по физической культуре. Методист или старший воспитатель должен контролировать его проведение. Воспитатели групп оказывают необходимую помощь в организации этой работы. Как правило, медицинская сестра осуществляет наблюдение за состоянием детей, их реакцией на выполнение двигательного задания.

Для проведения в одной возрастной группе необходимо присутствие не менее двух человек (один педагог регистрирует результаты, другой — объясняет двигательные задания). Очень важно четко и правильно заполнить протокол тестирования. Организация и проведение программы тестирования невозможны без ряда согласований, в частности, с руководителем образовательного учреждения. Целью данного взаимодействия является составление расписания обследования дошкольников по группам, уточнение списков, распределение обязанностей педагогического коллектива и медицинского персонала (сопровождение детей, регистрация результатов и пр.).

Необходимо учитывать, что инструктор по физической культуре должен в совершенстве овладеть методикой тестирования до начала основного обследования. Старшему воспитателю целесообразно проверить степень готовности педагога и в случае необходимости провести консультации на эту тему. Для определения исходного уровня физической подготовленности детей оптимальным считается период с 15 сентября по 15 октября. Для обследования динамики развития двигательных навыков тестирование следует проводить два раза в год: в начале учебного года — в сентябре, когда группа уже укомплектована полностью, и в конце года — в апреле-мае.

Тестирование можно осуществлять как в рамках занятий по физической культуре, так и в процессе физкультурно-оздоровительных мероприятий. Всем выполняемым упражнениям должна предшествовать разминка, которая включает ходьбу, бег, дыхательные подготавливающие упражнения. Ребенку следует давать одну-две пробные попытки с настройкой на максимальный результат во время последней. В протоколы вносится лучший результат. Необходимые условия при выборе тестов для оценки физических качеств:

  • — доступность двигательных заданий для детей различного уровня физического развития;
  • — соответствие тестов возрастным особенностям физического развития детей;
  • — использование тех движений, которые не требуют предварительного обучения и которыми дети достаточно свободно владеют, например основные движения (бег, прыжки, метание, поскоки и др.);
  • — простота методики проведения обследования (не требует больших затрат времени на освоение упражнений), отсутствие необходимости в сложной измерительной аппаратуре и специальном помещении для проведения тестирования;
  • — соответствие двигательных заданий основополагающим критериям — надежности, объективности, информативности;
  • — возможность использования приемов, позволяющих стимулировать проявление положительных эмоций и наглядно оценивать достигнутый результат;
  • — повторяемость двигательных заданий для воспитанников разных возрастных групп, что позволяет проводить “сквозное” тестирование, отслеживая динамику показателей физической подготовленности каждого ребенка и детей от 4 до 7 лет;
  • — использование тестовых упражнений в игровой форме, чтобы процедура диагностики была для детей интересной и увлекательной.

Целесообразно разделить показатели физической подготовленности по половозрастным группам с указанием возраста (месяц, год) и пола детей (мальчики и девочки). Для получения объективных данных первичное и повторное обследования должны осуществляться в одинаковых условиях. Если скорость бега в первый раз измерялась на участке, то вторичное обследование бега проходит там же. Обследование происходит в утреннее время во время занятий по физической культуре и на прогулке.

Необходимо остановиться на требованиях по безопасности тестирования. Все тесты должны соответствовать возрастным особенностям детей с учетом их состояния здоровья и развития. В дошкольном образовательном учреждении можно использовать тесты, официально утвержденные не только органами образования, но и здравоохранения. Нельзя допускать автоматического переноса школьных методик в дошкольном образовательном учреждении. В полной мере должен действовать принцип “не навреди”.

Тестирование физической подготовленности детей проводится по достижении ими 3 лет 6 месяцев. К обследованию допускаются дети, не имеющие противопоказаний к выполнению контрольных тестов по состоянию здоровья (в соответствии с заключением врача дошкольного образовательного учреждения). Дошкольники 2й медицинской группы освобождаются от тестов, которые им противопоказаны. При нарушенной функции зрения или при выраженной форме плоскостопия они могут быть освобождены, например, от бега на 30 м. Тест “прыжок в длину” для них допускается только на мягком покрытии (гимнастический мат, ковер). При пупочной грыже и грыже белой линии живота дети освобождаются от теста “подъем в сед” и т. п. Дошкольники 3й и 4-й медицинских групп и дети, имеющие врожденные пороки развития органов или систем, от тестирования по обязательной программе освобождаются полностью, в протоколе фиксируется только их медицинская группа или делается отметка “ЛФК”, если они занимаются по программе лечебной физической культуры.

Тестирование не проводится в течение месяца с детьми, перенесшими острое заболевание, обострение хронического заболевания. Всю необходимую информацию о состоянии здоровья детей медицинская сестра предоставляет воспитателю по физической культуре в начале учебного года.

В связи с тем, что у большинства детей отмечается слабость связочномышечного аппарата и возникает риск получения серьезной травмы, не рекомендуются использовать в качестве тестов “висы”, элементы акробатики (“мостик”, кувырки), перебрасывание друг другу утяжеленного мяча. Необходимо строго дозировать упражнения на силовую выносливость — подъем туловища в сед из положения лежа. Анализ состояния здоровья современных детей выявил, что многим детям не показан бег в максимальном темпе на длинные дистанции (на 90 м — до 5 лет, на 300 м — с 5 лет).

Особое внимание следует уделять детям с повышенной возбудимостью и двигательной расторможенностью. Такие дошкольники нуждаются в постоянном контроле со стороны воспитателя и медицинской сестры.

Перед тестированием воспитателю желательно провести сбор дополнительной информации:

  • — характер последнего заболевания (диагноз, продолжительность в днях, наличие выраженных осложнений);
  • — параметры сна накануне (продолжительность, спокойный или тревожный);
  • — настроение (хорошее, нормальное, бодрое, вялое, подавленное, раздражительное);
  • — наличие у ребенка жалоб на плохое самочувствие.

Обследование следует выполнять не ранее 30 мин после принятия пищи. Целесообразно проводить тестирование в часы наибольшей биологической активности — с 9 до 13 ч, перед тестированием необходимо организовать небольшую разминку для подготовки организма дошкольников к предстоящей мышечной нагрузке. Участок или физкультурный зал, где проводится тестирование детей, должен быть подготовлен (не иметь посторонних предметов; быть хорошо проветриваемым; стандартное, апробированное оборудование должно быть прочно закреплено, не иметь острых краев и т. д.).

Обязательна страховка детей при выполнении двигательных заданий, особенно это важно для беговых упражнений, прыжков, упражнений на выносливость. К выполнению двигательных тестов дети допускаются в соответствующей спортивной форме, подобранной по сезону и удобной для занятий.

Оценка полученных результатов — сложная задача. Старший воспитатель обязан владеть основными способами правильного анализа исследуемых показателей. При оценке двигательных умений и физических качеств используются количественные и качественные показатели. Первый, наиболее распространенный способ оценки физической подготовленности — это сопоставление средних показателей по группе с данными оценочных таблиц по возрастно-половым показателям физической подготовленности детей, разработанных на основе стандартов, как правило, для определенного географического региона.

В результате анализа принято выделять детей со средним, высоким и низким уровнем физической подготовленности. Уровень определяется по большинству показателей, которые подпадают под соответствующую градацию. Например, высокая физическая подготовленность предполагает большинство показателей выше средних и отсутствие низкого результата; наличие большинства показателей ниже среднего свидетельствует о низкой подготовленности.

Необходимо также выделить и качественные показатели, которые дают представление об уровне овладения техникой движений у детей. Критерии оценки качества подлежат переводу в определенную систему баллов, например 3 или 5балльную шкалу.

Не следует рассматривать данные оценочных таблиц в качестве строгих нормативов (эталонов) и подгонять к ним результаты анализа тестирования дошкольников. Сопоставительная норма характеризует лишь место испытуемого среди обследованных детей. Важнее проследить динамику индивидуальных показателей развития каждого ребенка. В этой связи наиболее эффективным методом оценки служит прирост показателей двигательных навыков и физических качеств. Например, двигательное развитие ребенка оценивается по таблицам как высокое, однако существенных изменений в результатах выполнения заданий в течение года не произошло. И наоборот, у ребенка могут быть низкие показатели тестирования в сравнении со средними значениями при высоких темах личного роста результатов.

Для оценки темпов прироста индивидуальных показателей физических качеств в течение года можно использовать следующую шкалу:

до 8% — неудовлетворительно;

  • 8-10% — удовлетворительно;
  • 10-15% — хорошо;

Анализ и оценка динамики норм индивидуального продвижения очень важны для своевременного внесения коррекций в образовательный процесс с целью осуществления индивидуально-дифференцированного подхода.

Оценка групповых показателей прироста включает средний результат по группе и коэффициент вариации. Если коэффициент вариации уменьшается, то это положительная тенденция в осуществлении индивидуального подхода к каждому ребенку.

источник

Оценка физического развития ребенка. Таблица Кисляковской, центильныая, сигмальная оценка. Нарушения физического развития.

Развитие ребёнка предопределено генетической программой онтогенеза, реализуемой в конкретных условиях окружающей среды. Рост обеспечивает генная регуляция, контролирующая синтез гормонов, регуляторов роста, рецепторов к ним. Внутриутробное развитие практически полностью контролируется человеческим геномом, хотя различные факторы внешней среды, действующие через материнский организм, могут внести изменения в программу индивидуального развитии эмбриона и плода. Факторы внешней среды могут оказывать как позитивные, так и негативные воздействия на растущий организм. К факторам, регулирующим рост плода, относится плацента. Гормоном роста считается хорионический соматомаммотропин. Со 2 половины беременности в регуляции роста и развития принимают участие гормоны плода (инсулин).

В постнатальном периоде гормонами, способствующими росту, является соматотропный гормон гипофиза (СТГ), гормоны щитовидной железы и инсулин. Гормон роста стимулирует хондрогенез, а тиреоидные гормоны больше влияют на остеогенез.

Наиболее активно ребенок растет в первые 3 года. За 1 год в его рост увеличивается на 25 см, за 2 – на 12-13 см, за 3 год – 7-8 см, за первые 3 года – около 40-45 см.

Удвоение длины тела ребенка происходит к 4 годам.

Периоды «вытяжения» наблюдаются в возрасте 5-7 лет и 12-15 лет (есть отличия у мальчиков и девочек).

Масса тела удваивается к 4,5-5 мес., а к 9-10 мес. – утраивается.

Периоды «округления» наблюдаются в возрасте 9 мес. – 3 лет и в пубертатный период. Параллельно с возрастом изменяются и пропорции тела, при этом наиболее интенсивно растут ноги, их длина увеличивается в 5 раз, туловища – в 3 раза, а голова – в 2 раза (рис. 1).

В результате нарушений нейро-гуморальной регуляции может развиться общая задержка роста и развития – нанизм (церебральный, гипофизарный, тиреогенный). В некоторых случаях наблюдаются наследственно-конституцитнальные отклонения роста и развития. К внешним факторам, оказывающим влияние на рост и развитие, относятся питание, воспитание, экология, наличие или отсутствие болезней. Неблагоприятное действие внешних факторов может проявиться соматогенным или психосоциальным нанизмом.

Оценка физического развития возможна разными методами. Наиболее современным из них является оценка по центильным таблицам. Центильные распределения наиболее строго и объективно отражают распределение признаков среди здоровых детей. Практическое использование этих таблиц исключительно просто и удобно. Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли или процента (центиля) детей данного возраста и пола. При этом за средние или условно нормальные величины принимаются значения в интервале от 25 до 75 центиля.

Каждый измерительный признак (рост, масса тела, окружность груди, окружност головы) может соответственно быть помещен в «свою» область или «свой» коридор центильной шкалы в соответствующей таблице. Никаких расчетов при этом не производится. В зависимости от того, где расположен этот «коридор», можно формулировать оценочное суждение и принимать врачебное решение. При этом возможны следующие варианты (табл. 2)

Характеристика коридоров центильной шкалы

источник

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Г.ИРКУТСКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНДЕКСОВ В ДИНАМИКЕ

Физическое развитие (ФР) растущего организма является основным показателем состояния здоровья ребенка. Чем большие отклонения в физическом развитии, тем выше вероятность появления заболеваний [6]. Простота методов изучения ФР в использовании и высокая информативность полученных данных придают показателям ФР значение объективного критерия благополучия детского населения и находят свое место при характеристике региональной эколого- гигиенической ситуации [9].
Уровень и гармоничность физического развития детского населения являются важными социально- гигиеническими показателями. Среди разных социальных групп детского населения, наибольший интерес представляют дети, посещающие детские дошкольные учреждения. В этот период развития ребенка происходит бурный рост, развитие и совершенствование всех систем организма, который играет важную роль в формировании здоровья взрослого человека [7].
Для характеристики ФР обычно используют три основных антропометрических показателя: масса тела (кг), длина тела (см), окружность грудной клетки (см) [4,8,9,10].
В последнее время в качестве дополнительной оценки используют метод индексов. Индексы представляют собой соотношения отдельных антропометрических признаков, выраженных в математических формулах.
Разные индексы включают разное число признаков. Наиболее простые включают два признака: весо – ростовые и грудно – ростовые индексы [1]. К весо- ростовым относятся индекс массы тела (ИМТ) и индекс Рорера. К грудо- весовым- индекс Пинье, Бругша и Вервека [1, 2,3,5,6,8].
Цель исследования — сравнительный анализ оценки физического развития детей дошкольного возраста 3-6 лет при использовании метода индексов и центильных таблиц в динамике.
Материалы и методы
Нами было обследовано189 детей в период первого обследования и 160 дошкольников спустя год в возрасте от 3 до 6 лет, посещающих МБ ДОУ детский сад № 148 «Ручеек» г. Иркутска. У обследованных дошкольников были измерены основные антропометрические показатели: масса тела (МТ), длина тела (ДТ), окружность грудной клетки (ОГК). Оценку гармоничности физического развития проводили с использованием «Межрегиональных нормативов для оценки длины и массы тела детей от 0 до 14 лет» [4]. В зависимости от соотношения длины и массы тела дети поделены на три группы: 1-я группа- дети с гармоничным ФР , 2-ая группа- дисгармоничные за счет дефицита массы тела; 3-я группа- дисгармоничные за счет избытка массы тела.
Далее по группам гармоничности рассчитывали уровень физического развития дошкольников с помощью весо- ростовых (индекс массы тела (ИМТ), Рорера) и грудо-ростовых ( Пинье, Бругша, Вервека) индексов.
Для статистического анализа использовали программу Statistica 6.1 Statsoft (США). Применяли различные методы параметрической статистики (вычисление М-взвешенной средней арифметической, средней ошибки (m), средне-квадратичного отклонения (σ), достоверности различий средних величин по t-критерию Стьюдента и F- критерию Фишера).
Результаты исследования
Количественный анализ детей по уровням гармоничности ФР в динамике показал, что 81% обследуемых дошкольников имели гармоничное ФР, 5%- дисгармоничное за счет дефицита массы тела, 14%- дисгармоничное за счет избытка массы тела.
Сравнительный анализ морфометрических характеристик дошкольников при первом и спустя год обследовании (Табл.1) выявил достоверно значимые отличия (Р≤0,05) по массе тела во всех трех группах гармоничности ФР. Дети 2-ой группы (16,11±3,65 кг) при первом обследовании имели массу тела на 2,69 кг меньше, чем дошкольники 1-ой группы (18,80±2,98 кг), а дети 3-ей группы (23,46±3,87 кг) были крупнее, чем 1- ой группы на 4,66 кг. Спустя год дети 2-ой группы (15,00±2,88 кг) отставали от обследуемых 1-ой группы гармоничности ФР (19,71±3,28 кг) в среднем на 4,71 кг. А дошкольники 3-ей группы (24,39±3,38 кг) стали крупнее детей 1-ой группы на 4,68 кг.
Достоверность при первом обследовании детей по длине тела статистически не подтвердилась. При измерении детей спустя год выявлены различия (Р≤0,05) по длине тела между группой гармоничных (112,92±0,08 см) и дисгармоничных за счет дефицита массы тела (107,19±0,09 см) дошкольников. Где последние были ниже в среднем на 5,73 см.
Показатели окружности грудной клетки у группы гармоничных детей (55,94±2,81 см) меньше практически на 5 см, чем у дисгармоничных с избыточной массой тела дошкольников (60,81±4,28 см). Спустя год достоверные различия между этими двумя группами сохранились. Дети из группы с дефицитом массы тела в первое обследование не отличались (Р ≥0,05), а через год объем их грудной клетки (53,00±3,32 см) достоверно значимо был меньше, чем у гармоничных детей (57,78±3,17 см) в среднем на 4,78 см.
Таблица 1

Читайте также:  Анализ месячника безопасности детей в школе

Распределение детей 3-6 лет по группам физического развития в динамике согласно антропометрическим показателям

Окружность грудной клетки, см 1

Окружность грудной клетки, см 2

Примечание: 1- первое обследование; 2- обследование спустя год;
*- коэффициент Стьюдента (Р≤0,05); #- коэффициент Фишера (Р≤0,05).

В Табл. 2 представлены результаты оценки ФР дошкольников, рассчитанные методом весо- ростовых (индекс массы тела (ИМТ) или Кетле, Рорера) и грудо-ростовых ( Пинье, Бругша, Вервека) индексов в динамике.
Соотношение длины и массы тела обследованных детей оценивали с помощью индекса массы тела (ИМТ) или индекса Кетле, который определяется путем деления массы тела (МТ) на квадрат длины тела (ДТ):

Достоверное отличие по индексу Кетле наблюдали среди детей всех групп гармоничности ФР (Р

источник

Физическое развитиеребёнка — это совокупность морфологических и функциональ­ных признаков в их взаимосвязи и зависимости от окружающих условий, харак­теризующих процесс созревания в данный момент времени.

В клинической педиатрии термин «физическое развитие» трактуется как динамический процесс роста (увеличение длины, массы и развитие отдель­ных частей тела) и биологического созревания ребенка в различные пе­риоды детства.

Алгоритм оценки физического развития

Определение паспортного возраста

Измерение окружности головы

Измерение окружности груди

Оценка результатов измерения

Оценка гармоничности физического развития

Заключение по физическому развитию

Определение паспортного возраста ребёнка:

Дата измерения — Дата рождения = Паспортный возраст ребенка

Вес детей до 18 мес должен измерять на весах с возможностью «обнуления шкалы», калибровки и возможностью оценить прибавку веса до 10 г.

Детей следует взвешивать либо голыми, либо в чистом подгузнике.

Взвешивание лучше проводить в утренние часы.

Для этого следует положить ребёнка на весы, зафиксировать на шкале его массу тела, записать показатели.

Вес детей старше 18 месяцев следует взвешивать на весах со шкалой деления 100 г.

Взвешивание лучше проводить в утренние часы, с минимальным количеством одежды.

Для взвешивания следует поставить ребёнка на весы, зафиксировать на шкале его массу тела, записать показатели.

Измерение длины тела и роста:

Ребёнка до 2 лет следует измерять в лежачем положении (дина тела), ноги должны упираться в фиксированную перегородку измерительного стола.

Ребёнка следует положить так, чтобы:

-голова упиралась в стационарную перегородку

— пятки «смотрели» на ножную перегородку, пальцы ног – вверх.

При правильном положении ребёнка зафиксировать его длину, записать показатели.

Рост ребёнка с 2 до 18 лет следует измерять с использованием стадиометров (ростомеров), когда он стоит спиной к шкале, сверху подвижный ограничитель. Измерения лучше проводить в утренние часы, на выдохе, положение головы – верхний край уха и глаз располагаются на одной горизонтальной прямой

Ребёнка поставить без обуви и головного убора прямо, спиной к шкале, стопы полностью на полу, ноги разогнут. Пятки, ягодицы, лопатки прижаты к шкале.

При правильном положении ребёнка зафиксировать его длину, записать показатели.

Измерение окружности головы:

Этот параметр необходимо определять только у детей до 36 мес.

Измерение окружности головы производят по «окципитально-фронтальной» окружности — наибольшей окружности головы с точностью до 1 см.

Следует использовать гибкую не растягивающуюся градуированную ленту.

Накладывают ленту по линии над бровями, затем — над ушами, сзади- по самой широкой части головы.

При правильном положении ленты зафиксировать показатели, записать результаты.

Следует использовать гибкую не растягивающуюся градуированную ленту.

Измерения следует проводить у раздетого ребёнка, на выдохе, с опущенными руками.

В положении стоя или сидя расположить ленту спереди на уровне сосковой линии, сзади — подлопаточной.

При правильном положении ленты зафиксировать показатели, записать результаты.

Оценка результатов измерения.

По лученные показатели могут быть переведены в процентили или Z-показатели.

Найти положение полученных измерений в центильных интервалах по

таблицам стандартов для каждого показателя в зависимости от возраста и пола ребенка.

Центильные распределения наиболее строго и объективно отражают распределение признаков среди здоровых.

Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли или процента (центиля) детей данного возраста и пола. При этом за средние или условно нормальные величины принимаются значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста в интервале от 25 до 75 центиля

Каждый измеряемый признак (рост, масса тела, окружность груди)

может соответственно быть помещен в свою область, или свой

≪коридор≫, центильной шкалы в соответствующей таблице. Никаких

расчетов при этом не производится. В зависимости от того, где

расположен этот ≪коридор≫, можно формулировать оценочное

суждение и принимать врачебное решение.

В одномоментной оценке принято относить к вариантам нормы

измерения, отнесенные к 3-5 интервалам, т.е. в зону от 10 до 90 центиля.

Следует считать, что положение показателей в зонах 2 и 6 интервалов

(кроме длины тела) является основанием для включения ребенка в

группу ≪наблюдения≫ участкового педиатра и отнесения ко 2-й группе здоровья.

Положение показателей в зонах 1 и 7 интервалов свидетельствует о

необходимости углубленного исследования для дифференцировки

Найти положение полученных измерений в центильных интервалах по

таблицам стандартов для каждого показателя в зависимости от возраста

Z-показатель или стандартное отклонение является более точным прогностическим фактором, особенно у детей, которые оказываются ниже 5-го или выше 95-го центиля.

Современные графики Z-показателя (номограммы) массы тела, роста имеют ось Х (для возраста) и ось У (для веса, длины/роста, окружности головы).

Полученные значения массы тела, длины/роста, окружности головы нужно нанести на графики Z-показателя. По горизонтали (ось Х) найти возраст ребёнка, используя линейку начертить вертикальную линию из данной точки. По вертикали (ось У) найти измеренное значение веса, длины/роста, окружности головы. Используя линейку начертить горизонтальную линию до её пересечения с осью Х. Место пересечения обозначить точкой.

При интерпретации результатов Z-критерия за средние значения принимается интервал -1+1. По рекомендациям ВОЗ значения Z= -2и -3 для роста являются показателями задержки роста, для веса -недостаточного веса и исхудания. Значения Z=+2 и +3 для массы могут расцениваться как проблемы с ростом, по графикам соотношения веса к росту — как избыток массы тела и ожирение.

Оценка гармоничности физического развития:

Находят разность между максимальным и минимальным номерами

коридоров центильной шкалы, полученных для массы, роста и

окружности груди относительно возраста. Если разность равна 0 либо 1

– физическое развитие гармоничное, если разность равна 2 – физическое

развитие дисгармоничное, если разность равна 3 и более –физическое

развитие считают резко дисгармоничным.

Заключение по физическому развитию.

Даётся заключение о соответствии фактических антропометрических данных долженствующим по сравнению с таблицами перцентелей или графиков Z- показателей.

Формулируется общая оценка антропометрических данных и степень гармоничности физического развития.

источник

Методика оценки физического развития детей

В настоящее время наиболее распространенным способом оценки физического развития является метод взаимосвязи антропометрических признаков (по шкалам регрессии), которые обеспечивают гармоничность, пропорциональность их сочетаний, определяют понятие «физическая красота».

Наиболее важным признаком физического развития является длина тела. Вес и окружность грудной клетки рассматриваются как производные длины тела. Другими словами, не важно, какой рост у ребенка (кроме пограничных значений – низкого и очень высокого), важно, чтобы с этим ростом гармонично сочетались показатели веса и окружности грудной клетки. Именно этим будет достигнута та физическая красота, которая генетически заложена и присутствует у здорового человека.

Сегодня сложилась парадоксальная ситуация, когда, с одной стороны, стандарты 80-90-? годов XX в. стали непригодными в силу изменившейся биогенной ситуации: на смену акселерации молодого поколения пришла стабилизация и даже возврат к более низким показателям физического развития современных детей; с другой стороны, разработка новых региональных возрастно-половых стандартов требует выделения абсолютно здоровых (социально благополучных) детей. На фоне переживаемых Россией экономических трудностей осуществить это весьма проблематично. В этих условиях вновь появился интерес к генетическим стандартам роста, идея которых принадлежит Е.А. Шапошникову.

Исследования, проведенные автором, позволили ему установить ряд ранее неизвестных статистических закономерностей физического развития детей и подростков. В основе их лежит закон повторяемости равных средних значений массы и средних параметров пропорций при равной средней длине тела. У детей различных национальностей, различных социальных групп, проживающих на разных территориях нашей страны и других стран, средняя масса тела и средние параметры длины туловища, ноги, руки, диаметра плеч, таза, грудной клетки и других соматометрических признаков, приведенные к одной и той же длине тела, приблизительно одинаковы и остаются практически неизменными при смене поколений.

Объективные нормы физического развития, общие для всего детского населения, существуют в виде постоянных зон. Средние пределы средних показателей массы тела (М) и окружности грудной клетки (ОГК) для каждого значения роста практически одинаковы и находятся в пределах М ± ?R (или М ± 10 %).

Точку зрения Е.А. Шапошникова разделяют многие отечественные исследователи физического развития детей, правда, с небольшими изменениями. Несмотря на различие методических подходов, все авторы едины в главном – оценку физического развития детей и подростков можно проводить на основе единого (генотипического) стандарта. Отклонения от него свидетельствуют о нарушении взаимоотношений с окружающей средой, снижении адаптационных возможностей детского организма.

Предлагаем следующую оценку физического развития детей и подростков.

1. Комплексная оценка физического развития детей и подростков должна содержать не менее трех антропометрических признаков: рост, вес и окружность грудной клетки в паузе. Нельзя ограничиваться исследованием лишь роста и веса ребенка, это существенно снизит качество оценки его физического развития.

2. Значение роста (длины тела) ограничивается лишь выделением его крайних вариантов: «низкого» и «очень низкого» (1-й и ниже классы роста) и «очень высокого» (выше 5-го класса роста). Их определение должно проводиться на первом этапе оценки физического развития по региональным ростовым стандартам (табл. 1), разработка которых не представляет больших трудностей.

Примеры границ классов роста детей дошкольного возраста г. Великого Новгорода

Крайние варианты роста, отражают патологические отклонения и часто связаны с эндокринными нарушениями в организме. Такие дети требуют консультации или наблюдения эндокринолога.

3. Варианты роста от «ниже среднего» до «высокого» (1-5-й классы роста) являются вариантами нормы. Определение степени физического развития связывается в этом случае с оценкой гармоничности массы тела и окружности грудной клетки и пропорциональности исследуемых признаков по единым генетическим росто-половым стандартам, разработанным Е.А. Шапошниковым. В оценочный цикл мы включили показатели окружности грудной клетки. Данные стандарты пригодны для использования на всей территории Российской Федерации (табл. 2, 3).

Оценочная таблица физического развития мальчиков дошкольного возраста

Оценочная таблица физического развития девочек дошкольного возраста

Примечание. Отставание или опережение веса обозначаются символами «-» или «+» перед цифрой степени (±II), а отставание или опережение размера окружности грудной клетки – после цифры степени (II±).

4. В соответствии с классической схемой, предложенной еще в 1959 г. А.Б. Ставицкой и Д.И. Арон, комплексную оценку физического развития принято выражать через понятия «среднее», «ниже среднего», «выше среднего», «высокое» и «низкое». Расплывчатость рассматриваемых понятий как выразителей степени физического развития связана с тем, что они не являются ни количественными, ни абстрактными критериями, отражающими отношение к стандарту. «Среднее» может быть, например, между высоким и низким, горячим и холодным, мягким и жестким и т. д., а может и усредненным значением в ряду каких-либо показателей (стандарт роста, веса, окружности грудной клетки). В приложении к оценке степени физического развития это понятие несет информацию, которая трудно поддается расшифровке. «Среднее» физическое развитие может рассматриваться здесь как занимающее среднее положение между «хорошим» и «плохим», но оно не соответствует понятию «хорошее». «Высокая» степень физического развития по выраженности роста созвучна понятию «хорошее», но это не всегда так. Если высокому росту не соответствует вес и (или) окружность грудной клетки по стандарту, физическое развитие ребенка выходит из ряда «хорошего» и может быть отнесено к «ухудшенному» или «плохому» по стандарту.

Читайте также:  Анализ мероприятий ко дню защиты детей

Оценка степени физического развития отражает отношение исследуемого показателя к стандарту и может быть выражена существующими в русском языке определениями: «хорошее» (I степень), «ухудшенное» (II степень) и «плохое» (III степень). Их предложил в 1965 г. Н.Г. Властовский.

Ориентируясь на оценочную схему НИИ гигиены детей и подростков МЗ СССР, рекомендуем модифицированную схему оценки физического развития (табл. 4). Она позволяет в упрощенной форме определить как степень отклонения антропометрических показателей от стандарта [хорошее (гармоничное), ухудшенное (дисгармоничное), плохое (резко дисгармоничное) физическое развитие], так и степень пропорциональности сравниваемых показателей между собой (пропорциональное, диспропорциональное физическое развитие).

Оценочная шкала физического развития дошкольников по шкалам регрессии

В процессе оценки физического развития устанавливается выраженность роста ребенка в сравнении с региональными стандартами (см. табл. 1). При выявлении крайних значений роста (1-й и выше 5-го классы роста), значения степени физического развития выставляются только по данным роста (IV–V степени) в зависимости от показателей массы тела и окружности грудной клетки. Но, при необходимости, может быть определена и степень пропорциональности физического развития.

Если же значения длины тела попадают в пределы 2-5-го классов роста, то у этих детей поочередно определяются степени (I–II–III) соотношения веса с ростом и грудного периметра с ростом (табл. 2, 3), а затем выводится итоговая оценка степени физического развития по худшему оценочному показателю.

Учитывая, что II и III степени физического развития могут быть обусловлены либо опережением, либо отставанием веса и окружности грудной клетки по отношению к данным стандарта, при подведении итога степени физического развития (отставание или опережение веса) обозначаются знаками «-» или «+» перед цифрой степени (±II; ±III), а отставание или опережение грудного периметра – такими же знаками после цифры степени (II±; III±).

Если вес и окружность груди находятся в одинаковых по знаку и степени оценочных группах – физическое развитие оценивается как пропорциональное, если в разных по степени (один показатель опережает или отстает от стандарта больше, чем другой) – как диспропорциональное. Если же диспропорция веса и окружности груди оценивается разными по знаку степенями (один показатель отстает, другой – опережает), то физическое развитие оценивается как атипичное или резко диспропорциональное.

Примеры оценки физического развития детей

1. Иванов Саша. Дата рождения – 18 октября 1998 г., дата обследования – 28 ноября 2001 г. Антропометрические показатели: рост 100 см, вес – 13,5 кг, окружность грудной клетки – 53 см.

Характеристика физического развития. Возрастная группа ребенка определяется по графику (рис. 1): 2001 – 1998 = 3 года, так как точка пересечения линий лежит в незаштрихованном поле. По табл. 1 находим, что его рост относится ко 2-5-му классам роста (исключается возможность оценки его физического развития IV и V степенью). Дальнейшее определение степени физического развития проводится по ростовому стандарту мальчиков (табл. 2), поочередным сопоставлением роста с весом и роста с окружностью груди. Степень развития – по соотношению роста с весом (– II), так как значения веса лежат между границами хорошего и ухудшенного физического развития, а по соотношению роста с окружностью грудной клетки – (I). Итоговая оценка – худший оценочный показатель, с сохранением знаков отклонения – (– II, что в расшифровке означает: «Ухудшенное (дисгармоничное), диспропорциональное физическое развитие, с отставанием по весу».

2. Петрова Вера. Дата рождения – 26 сентября 1996 г., дата обследования – 25 марта 2001 г. Антропометрические показатели: рост – 112 см, вес – 23,6 кг, окружность грудной клетки – 62 см.

Характеристика физического развития. Возрастная группа ребенка: 2001 – 1996 = 5 лет – 6 мес. = 4 г. 6 мес. По табл. 1 находим, что ее рост относится ко 2-5-му классам роста. По табл. 3 находим степень физического развития для соотношения роста с весом – (+ III), для соотношения роста с окружностью грудной клетки – (III +). Итоговая оценка – (+ III +): «Плохое (резко дисгармоничное), пропорциональное физическое развитие, с опережением по весу и окружности грудной клетки».

3. Сергеева Люба. Дата рождения – 2 марта 1998 г., дата обследования – 20 ноября 2001 г. Антропометрические показатели: рост – 115 см, вес – 20 кг, окружность грудной клетки – 58 см.

Характеристика физического развития. Возрастная группа ребенка: 2001 – 1998 = 3 г. + 6 мес. = 3 г. 6 мес. По табл. 1 находим, что у ребенка рост выше 5-го класса, что позволяет отнести его к V степени физического развития: «Опережение в физическом развитии», не оценивая соответствие роста с весом и окружностью груди. Ребенок нуждается в консультации эндокринолога. При этом ребенок отличается пропорциональным физическим развитием, о чем свидетельствует отнесение соотношения роста с весом и роста с окружностью груди к I степени физического развития.

Оценка роста и развития, даже по самым простым и доступным медработнику методикам важна как в физиологической педиатрии, так и при определении патологических состояний. При этом значение отдельных антропометрических признаков может быть различным.

При анализе уровня физического развития за основу принято брать величину длины тела. Эта величина является доминирующим признаком. С ее изменением связано отклонение таких показателей, как масса тела и окружность грудной клетки.

Масса тела зависит, прежде всего, от питания ребенка. Это быстро меняющийся показатель, требующий постоянного контроля.

При оценке гармоничности физического развития важное значение имеют показатели окружности грудной клетки. В них проявляются общие закономерности, свойственные другим параметрам физического развития детей.

Изменения размеров тела ребенка по мере его развития связаны с увеличением размеров и массы большинства внутренних органов.

Отставание процессов роста, если оно не связано с патологией костно-хрящевых структур, означает торможение развития и дифференцировки внутренних органов. Чем значительнее отставание в физическом развитии ребенка, тем более выражены у него неблагоприятные изменения в иммунограмме. Поэтому есть только одна возможность – постоянная защита и обеспечение условий для нормального развития ребенка, предупреждение его нарушений.

Движение какого-либо антропометрического показателя в сторону отставания или опережения уже на ранних стадиях позволяет врачу заподозрить развитие патологии: формирующуюся задержку роста (гипостатура, нанизм); опережение роста (синдромы Марфана, Клайнфельдера); развитие дистрофий различного происхождения, ожирения, узкогрудости, нередко сопровождающейся различными аномалиями развития легкого, широкогрудости, как проявления увеличения объема легких, микро– и макроцефалии, обусловленных частично гидроцефалией.

Физическое развитие ребенка в детском коллективе зависит от конкретных факторов окружающей среды и, прежде всего, условий и образа жизни.

Для оценки физического развития коллектива необходимо провести его индивидуальную оценку использующимся методом и дать итоговую оценку по удельному весу детей с хорошим физическим развитием. Физическое развитие коллектива считается удовлетворительным, если не менее 68 % детей имеют нормальное (или хорошее) гармоничное физическое развитие (I степень) .

источник

Влияние тренировки на сердечнососудистую и дыхательную системы. Воздействие образа жизни на антропометрические данные. Необходимость физической активности для формирования опорно-двигательной системы. Расчет весоростового индекса, проба по Бутейко.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки, молодежи и спорта Ар Крым

Крымское территориальное отделение МАН Украины

Отделение: химии и биологии

Тезисы научно-исследовательской работы

Анализ уровня физического развития учащихся

Аблаев Нариман Рустемович

ученик 10 класса Кировской ОШ № 1

Захарян Галина Александровна,

I-III ступеней Кировского района

Цель исследования: определить уровень физического развития учащихся 10 класса, с помощью экспериментов: оценить состояние сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, дыхательной системы учеников Кировской ОШ № 1, 10-А класса. Дать учащимся некоторые рекомендации по сохранению и улучшению здоровья.

Актуальность работы: Проблема физического развития подрастающего поколения сегодня справедливо рассматривается в качестве одной из приоритетных социальных задач.

Задачи работы: провести эксперименты и оценить уровень физического развития учеников 10 класса; изучить антропометрические данные учащихся 10 класса; ознакомить учеников 10 класса с теоритическим материалом о значении физического развития учащихся; дать некоторые рекомендации по сохранению и улучшению здоровья подростков.

Методы исследований: проведение эксперимента, работа с различными источниками информации; анализ полученных данных.

Научная новизна работы заключается в применении новых способов привлечения внимания учащихся 10-го класса к проблеме уровня физического развития.

Результаты исследований дают возможность изучить уровень физической активности учеников 10 класса, благодаря теоритическим знаниям школьников установить взаимосвязь между образом их жизни и состоянием здоровья.

тренировка дыхательный антропогенный физический

1.1 Влияние тренировки на сердечно-сосудистую и дыхательную системы

1.2 Влияние образа жизни на антропометрические данные подростков

1.3 Влияние образа жизни на состояние сердечно-сосудистой системы

1.4 Влияние физической активности на состояние дыхательной системы

1.5 Влияние физической активности на формирование опорно-двигательной системы

2. Практическая часть. Определение гармоничности физического развития по антропометрическим данным

2.1 Измерение роста с помощью ростомера

2.2 Измерение массы тела с помощью медицинских весов

2.3 Измерение окружности грудной клетки

2.4 Определение пропорциональности телосложения

2.5 Весо-ростовой индекс (ВРИ)

2.7 Оценка состояния опорно-двигательного аппарата

2.8 Определение состояния сердечно-сосудистой системы

Список использованной литературы

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы — это здоровье. Какой бы ни была современная медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек сам творец своего здоровья! Вместо того чтобы грезить о «живой воде» и прочих чудотворных эликсирах, лучше с раннего возраста вести активный и здоровый образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом.

На формирование здоровья человека оказывают влияние различные факторы, знание и управление которыми дает возможность уменьшить их негативное влияние. На 50-52% здоровье определяется образом жизни, на 20-25% — генетическими факторами, на 10-15% зависит от здравоохранения. При всей приблизительности этих цифр бесспорно одно: социальные факторы имеют ведущее значение в здоровья. Это положение, как нам представляется, очень важно для понимания того, что в первую очередь является решающим в укреплении здоровья ребенка и что требует первоочередного решения.

Ведущими формирующими факторами для детей и подростков считаются режим дня, экология, внутренняя среда помещений, организация физического воспитания, медико-санитарная помощь.

Важнейшими параметрами здоровья и индикаторами социального благополучия общества, по мнению многих авторов, являются показатели физического развития человека. Показатели физического развития — это антропометрические данные, темпы их изменения в процессе роста, гармоничность развития, соотношение календарного и биологического возраста, конституционные особенности. Эти знания позволяют использовать показатели физического развития для измерения, сравнения с нормативными показателями.

Если физическое развитие детей — непрерывный биологический процесс морфологического и функционального совершенствования организма, то уровень физического развития — понятие разовое, определенное для каждого возрастного периода, оно учитывается в сопоставлении с нормативными возрастными и территориальными уровнями, с аналогичными данными в разных экономических и экологических условиях и в разные календарные периоды.

На каждом этапе индивидуального развития организм детей и подростков представляет собой гармоничное целое с присущими для данного возраста особенностями строения сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата и определенными антропометрическими данными.[1]

Состояние современного человека зависит не только от внешних условий, но и от его собственного отношения к здоровью.

1.1 Влияние тренировки на сердечно-сосудистую и дыхательную системы

Физические упражнения предъявляют большие требования к деятельности этих систем. Во врачебном контроле оценке изменений со стороны органов кровообращения и дыхания уделяют большое внимание, что прежде всего определяется значимостью указанных систем в общей деятельности организма. Из всех органов наибольшее значение имеет оценка работоспособности такого вечно движущегося механизма, как сердечно-сосудистая система.

Изменения в процессе тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной систем, представляющих собой две стороны единого физиологического процесса, всегда представляли для исследователей большой интерес. Эти изменения носят функциональный и морфологический характер, подтверждая известное положение марксистской диалектики, что форма и функция обусловливают взаимно друг друга. Изучение реакции сердечно-сосудистой системы и органов дыхания на физические нагрузки значительно расширяет наше представление о состоянии этих органов и в то же время, как в зеркале, отражает функциональное состояние различных других систем и органов (нервной, особенно вегетативной, обмена веществ и др.). По состоянию реакции сердечно-сосудистой и дыхательной систем можно в значительной степени судить об общей реактивности организма и его тренированности.

Сейчас хорошо известно, что работа сложного аппарата кровообращения и дыхания обусловлена взаимодействием большого количества факторов. Такое слаженное взаимоотношение объясняют интегральной ролью центральной нервной системы. В этом плане все так называемые функциональные методы исследований сердечно-сосудистой и дыхательной систем, в том числе и сердечные пробы, следует понимать как названия, имеющие сугубо условный характер, так как их показатели выходят за пределы сердечно-сосудистой системы.[2]

Под влиянием длительной и систематической тренировки заметные изменения происходят в функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы. Своеобразные, неповторимые при других состояниях изменения касаются пульса, дыхания, артериального давления. Ряд признаков имеет существенное значение для оценки состояния тренированности.

1.2 Влияние образа жизни на антропометрические данные подростков

Все мы хотим быть здоровыми. Но многие не знают, как этого добиться. Эксперты считают образ жизни самым главным фактором, влияющим на здоровье. Действительно, специалисты говорят, что семь из десяти смертей можно было бы предотвратить простым изменением образа жизни.

Непрерывно протекающие процессы обмена веществ и энергии в организме человека, определяют особенности его развития. Темпы изменений массы, роста, окружностей тела в различные периоды жизни не одинаковы. Отличительные особенности имеются у юношей и девушек, людей в зрелом возрасте и пожилом.

Рост, масса, последовательность в увеличении различных частей тела, его пропорции запрограммированы наследственными механизмами и при оптимальных условиях жизнедеятельности идут в определенной последовательности. Однако, некоторые факторы могут не только нарушить последовательность развития, но и вызвать необратимые изменения.[3]

1.3 Влияние образа жизни на состояние сердечно-сосудистой системы

Сердечно-сосудистая система человека, которая сформировалась в процессе его биологической эволюции, на всем протяжении истории человечества ни в чем существенно не изменилась. А ведь наш образ жизни очень сильно отличается от образа жизни наших далеких, и даже не очень далеких, предков. Тогда передвижение, добывание пищи, создание жилья и все остальные виды деятельности требовали от человека постоянных и крупных затрат мышечной силы. И система кровообращения человека изначально ориентирована именно на такой интенсивно-подвижный образ жизни. Для нормального ее функционирования, например, человек должен проходить не менее 6 км в день, и это ежедневно! По нашим сегодняшним городским меркам пройти даже одну-две автобусных остановки до ближайшей станции метро многим бывает не под силу. Еще чаще на это нет времени.[4]

Читайте также:  Анализ мазка у детей на

Может показаться удивительным, что огромная часть заболеваний сердечно-сосудистой системы происходит не из-за излишних нагрузок на нее, а из-за хронической, постоянной ее недозагруженности. Впрочем, удивительно это только на первый взгляд. Каждый, конечно, прекрасно знает, как слабеют мышцы, если их не тренировать. А в сердце тоже есть мышца, и ей точно так же полезны высокие нагрузки, как и всем остальным мышцам в организме. Разумеется, сейчас мы говорим о здоровом сердце. Более того, мышечная ткань есть и в кровеносных сосудах, тренировки нужны и им.

1.4 Влияние физической активности на состояние дыхательной системы

Дыхание — жизненно необходимый процесс постоянного обмена газами между организмом и окружающей его внешней средой.

Чаще всего люди не задумываются над тем, как они дышат, и какое огромное значение для их здоровья имеет правильное дыхание. От дыхания зависит нормальное снабжение крови кислородом, а также ритм работы сердца и циркуляция крови в организме. Даже незначительный недостаток кислорода снижает работоспособность мозга, нередко вызывает головную боль.

Первое и важное условие правильного дыхания — дышать нужно через нос.

При дыхании через нос холодный воздух согревается, освобождается от пыли. Кроме того, сухой воздух в носу увлажняется, а выделения слизистой оболочки носа губительно влияют на микробы, находящиеся в воздухе. Таким образом, в глубокие дыхательные пути воздух поступает очищенным от пыли и микробов, согретым и влажным. Дыхание же через рот в холодную погоду, во время занятий лыжной подготовкой может вызвать охлаждение дыхательных путей и повлечь за собой простудные заболевания.

Кроме того, дыхание через рот является поверхностным, поэтому организм получает меньше кислорода.

В целях сохранения и укрепления здоровья необходимо настойчиво вырабатывать привычку к правильному дыханию — дышать через нос, глубоко, ровно, ритмично. [5]

Реакция дыхательной системы на регулярные физические упражнения заключается в:

Повышении эластичности межреберных хрящей, благодаря чему увеличивается подвижность диафрагмы;

Укреплении дыхательных мышц (диафрагмы, межреберных мышц);

Повышении жизненной емкости легких;

Формировании правильного дыхания (замедленный углубленный выдох с вовлечением мышц брюшного пресса);

Улучшении легочной вентиляции;

Экономизации внешнего дыхания;

Улучшении процесса газообмена в легких (улучшение насыщения артериальной крови кислородом и удаления углекислого газа).

При мышечной работе наиболее полно раскрываются функциональные возможности дыхательной системы. Под действием специальных дыхательных упражнений раскрывается дополнительная капиллярная сеть альвеол, которые находились в спавшемся состоянии.

1.5 Влияние физической активности на формирование опорно-двигательной системы

Мощность и величина мышц находиться в прямой зависимости от упражнения и тренировки. В процессе работы усиливается кровоснабжение мышц, улучшается регуляция их деятельности нервной системы, происходит рост мышечных волокон, т. е. увеличивается маса мускулатуры.

Способность к физической работе, выносливость являються результатом тренировки мышечной системы.

Увеличение двигательной активности детей и подростков приводит к изменениям в костной системе и болем интенсивному росту их тела. Под влиянием тренировки кости становятся болем крепкими и устойчивыми к нагрузкам и травмам. Физические упражнения и спортивная тренировка, организованные с учётом возрастных особенностей детей и подростков, способствуют устранению нарушений осанки.

Сейчас уже все знают, что малоподвижный образ жизни — гипокинезия — вреден здоровью. Избыточная масса, развивающийся склероз и связанные с ним сердечно-сосудисты нарушения — следствие гипокинезии.[6]

Влияние тренировки на опорно-двигательный аппарат проявляется характерными изменениями со стороны мышечной и костной ткани. Под влиянием систематической длительной тренировки появляются характерные изменения в мышечной системе. Быстро становится заметным увеличение объема мышц, что объясняют увеличением массы саркоплазмы мышечных волокон вследствие усиления пластических процессов в мышце, а также развитием соединительной ткани. Это явление называется рабочей гипертрофией. У хорошо физически развитого спортсмена мускулатура достигает 50% веса, в то время как у нетренированного плохо физически развитого человека она составляет 35—40% веса. Увеличивается и поперечное сечение мышц. Общее количество волокон в мышце взрослого человека остается без изменений.

Повышение питания мышц связано с улучшенными условиями кровообращения в связи с раскрытием в работающих мышцах большого количества резервных капилляров. Происходят изменения химического состава мышечной ткани: повышается содержание энергетических веществ — гликогена и фосфогена. Химические процессы в мышцах тренированного человека совершаются более интенсивно, более экономно расходуются энергетические вещества. Коэффициент утилизации кислорода мышцами у тренированных лиц выше, чем у нетренированных.

У тренированных лиц наблюдают повышенную возбудимость мышц — хронаксия укорачивается. Все отмеченные изменения находятся в зависимости от воздействия центральной нервной системы. В результате тренировок увеличивается сила и общая работоспособность мышечной системы.[7]

Под влиянием тренировки значительно укрепляется весь опорно-двигательный аппарат; кости делаются более массивными, поперечник трубчатых костей спортсменов в процессе приспособления к функциональным требованиям, связанным с данным видом спорта, увеличивается. У метателя под влиянием тренировки происходит утолщение костей упражняемой им руки. Так, поперечный размер диафиза плечевой кости у метателя со спортивным стажем в один год увеличен на 1,5—2 мм, с 3-летним стажем— на 2,5—3 мм, с 10-летним стажем — на 8 мм.

Имеются указания на то, что упражнения типа прыжков и поскоков способствуют увеличению длины тела. Это объясняют тем, что такого рода упражнения действуют раздражающим образом на процесс роста трубчатых костей, которые в связи с этим удлиняются. Увеличивается прочность связочного аппарата, сухожилий, хрящей. Следует указать на значение физических упражнений для развития костной системы (грудная клетка, кости таза, позвоночник и т. д.) у детей и подростков. Занятия физкультурой и спортом благоприятствуют физическому развитию организма детей.

Если человек малоподвижен по роду своей работы, не занимается спортом и физической культурой, то в среднем и пожилом воздасте эластичность и сократительная способность его мышц снижается. Мышцы стыновятся дряблими. В результате слабости мышц брюшного пресса происходит опущение внутренних органов и нарушается функция желудочно-кишечного тракта. Слабость мышц спины вызывает изменение осанки. Постепенно развивается сутулость. Нарушается координация движений. Одно из ведущих мест в структуре отклонений, выявляемых у учащихся при профилактических осмотрах, заняли нарушения опорно-двигательного аппарата . Среди функциональных отклонений — это нарушения осанки, среди хронических болезней — плоскостопие, сколиоз, кифоз, лордоз, остеохондроз. На формирование костно-мышечной системы учащихся негативно влияют несоответствие размеров школьной мебели росту учащихся, чрезмерный вес портфелей и ранцев с учебниками, низкая физическая активность, нерациональное питание, избыточный вес, а также несформированные двигательные навыки, такие как осанка, походка, посадка за столом (партой), положение тела во время сна, которые способствуют развитию не только заболеваний костно-мышечной системы, но и внутренних органов и систем. [8]

2. Практическая часть. Определение гармоничности физического развития по антропометрическим данным

2.1 Измерение роста с помощью ростомера

Для определения роста надо встать на платформу ростомера, касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком.

Вывод: У меня в классе 13 мальчиков. Из них семь человек имеют средний рост, у пятерых рост выше среднего, и у одного рост очень высокий- >181,6 см.

У меня в классе 7 девочек. Из них трое имеют средний рост, трое рост выше среднего, и одна ученица имеет высокий рост.

Для увеличения на 5-10 см роста обязательно:

Правильное питание — это основа увеличения роста. Какое питание способствует увеличению роста, какая еда стимулирует увеличение роста?

Завтрак — главная еда за день. После сна твой организм имеет наиболее растянутую и расслабленную форму и лучше всего принимает полезные вещества. Это то, что нам нужно.

Итак, на завтрак ешь только зерновые продукты (крупы). Это:

-КАША (гречневая; овсянка и «геркулес»; перловка; кукурузная; пшенка; рисовая.) Лучше на молоке. Ешь как можно больше.

К сожалению, сухие хрустящие хлопья, звездочки, колечки, которые нужно заливать молоком, не имеют питательных, для увеличения роста, веществ. Они никак не стимулируют рост и их можно вносить в свой рацион питания только для разнообразия.

В дневном рационе должно быть как можно больше растительной и белковой пищи.

Овощи и фрукты (морковь; горох; бобы; фасоль; орехи; укроп; эстрагон; чабер; базилик; майоран; салат; шпинат; петрушка; сельдерей; лук; ревень; кукуруза; бананы; апельсины; земляника; клюква; черника).

В день, нужно съедать, минимум килограмм свежих овощей и фруктов.

Супы и бульоны (Сами по себе супы и бульоны не стимулируют твой рост, но они активизируют обмен веществ в организме, что немаловажно. Не добавляй в суп «бульонные кубики», т.к. они содержат вредные вещества.)

-Мясо (Свинина, говядина и т.д., лучше варенная. 1 раз в 2 дня)

-Молочные продукты (кефир; творог; сливки; молоко; сметана; сыр)

-Рыба (лучше варенная. 1 раз в 2 дня)

-Птица (Курица. Белое куриное мясо. Кожу лучше не есть.)

-Сок (морковный; апельсиновый. 1 литр в день.)

-Спать голодным нельзя! — Запомни это. Если хочешь увеличить рост, то за час-два до сна нужно хорошо поесть. Вот что нужно есть вечером:

-Молочные продукты (кефир; творог с медом; сливки; молоко; сметана; сыр)

-Яйца (вареные). Каждый день перед сном.

Чтобы продукты сохраняли больше активных и полезных, для увеличения роста, веществ, их нужно меньше варить и парить! Если у тебя аллергия и т.п. на некоторые продукты, то поищи альтернативы.

2.2 Измерение массы тела с помощью медицинских весов

Среднюю массу тела подростков рассчитаю по формуле:

А= рост (см) х окружность грудной клетки (см) / 240

Сравнил полученные теоретические данные со своими измерениями.

Вывод: В моём классе 12 человек имеют все ниже нормы(N) , четверо имеют вес больше нормы и шестеро имеют нормальный вес.

2.3 Измерение окружности грудной клетки

Испытуемый поднимает руки, экспериментатор накладывает сантиметровую ленту так, чтобы она проходила по нижним углам лопаток сзади и по средне-грудинной точке спереди. Окружность я измерял в двух фазах: при максимальном вдохе и максимальном выдохе. Экскурсия грудной клетки — это разница между величинами окружностей на вдохе и выдохе. У здоровых молодых людей экскурсия должна быть 6—9 см. Вывод: В моём классе все учащиеся имеют экскурсию грудной клетки от 6 до 9 см — это нормально.

2.4 Определение пропорциональности телосложения

Оценка полученных результатов, при нормальном телосложении величина А составляет 50—55%. При А 55% — сильное. Вывод: В моём классе у десяти учеников непропорциональное телосложение, у остальных десяти телосложение нормальное.

2.5 Весо-ростовой индекс (ВРИ)

Это соотношение между ростом человека (Р) и его весом (М). Он рассчитывается по формуле:

Норма упитанности составляет 280 — 350 г/см. Рассчитал весо-ростовой индекс моих одноклассников, сравнил с нормой.

Вывод: В моём классе у троих учеников весо-ростовой индекс больше нормы, у одной ученицы меньше нормы, у шестнадцати нормальный.

Мои одноклассник сели удобно, расслабились, сделали спокойный вдох и неполный выдох, зажали нос пальцами и засекли время, сколько секунд смог не дышать каждый ученик. Если после задержки дыхания возникает глубокий вдох, значит, проба проведена неточно.

Оценка состояния: задержка дыхания более 40 с — здоров, 20—40 с — здоровье ослаблено, менее 20 с — человек болен.

Вывод: Мои одноклассники здоровы, дыхание задерживают более 40 сек., кроме одной девочки, которая задерживает дыхание на 40 сек. — у неё ослаблено здоровье.

2.7 Оценка состояния опорно-двигательного аппарата

1) Оценка гибкости позвоночника.

Ученик становится на стул и руками старается дотянуться до сиденья, которое принимают за нулевую отметку. Ноги сгибать нельзя. Расстояние от нулевой отметки до кончиков пальцев рук измеряется линейкой и служит мерой гибкости. Если человек не может дотянуться до нулевой отметки, то гибкость имеет отрицательное значение. Благоприятным считается результат с положительным значением.

Вывод: Девять мальчиков и три девочки дотягиваются до нулевой отметки, одному мальчику не хватает трёх сантиметров до нулевой отметки, одному мальчику не хватает пяти сантиметров и двум не хватает семи сантиметров. Двум девочкам не хватает двух сантиметров до нулевой отметки и ещё двум не хватает шести сантиметров.

Длина прыжка должна быть не менее 90 см.

Вывод: В моём классе все ученики прыгают не менее 117 см

2.8 Определение состояния сердечно-сосудистой системы

1) Подсчет пульса в разных условиях

Подсчитать пульс в разных условиях: сидя, после 20 приседаний.

2) Измерение артериального давления.

Артериальное давление (АД) измеряется с помощью тонометра.

Я добился своей главной цели — определил уровень физического развития учащихся 10 класса. Оценил состояние сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, дыхательной системы учеников Кировской ОШ № 1, 10-А класса.

Результаты, занесённые в таблицу, очень хорошие, так как все мои одноклассники занимаются спортом. Мальчики посещают секцию борьбы, каратэ, хортинга, также посещают спортзал. Почти все девочки из моего класс занимаются танцами.

Экологическая и социальная среда в нашей стране не имеет тенденции к улучшению, и поэтому нашим детям, скорее всего, предстоит жить в худших условиях, чем нам самим. В связи с этим, придерживаясь здорового образа жизни, Вы подадите своим детям пример, гораздо более ценный для их будущей жизни, чем для Вас — их родителей.

Итак, выделим несколько правил для соблюдения здорового образа жизни:

Спать нужно на кровати с ровной поверхностью.

Ежедневно заниматься спортом.

Не перезагружать свой организм.

Соблюдая вот эти, вроде бы, простые правила, вы и будете вести Здоровый Образ Жизни (ЗОЖ). Проживёте долго и счастливо.

Список использованной литературы

Абзалов, P.A. Оценка уровня физической подготовленности школьников / Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1999. — № 3 — С. 50-55.

10. Афанасьева, H.A. Физическое развитие и адаптационные возможности школьников / / Вестн. АМН-1993-№5.-С. 19-24.

Беляев, A.A. Определение и анализ уровня физической подготовленности школьников / Физкультурное образование и спорт техн. физ. культ., 2001-№ 1 С.33-37.

Физиология сердечно-сосудистой системы Морман Д., Хеллер Л.:Кардиология, 2000- с.256

Михайлова, Л.А. Экология и внешнее дыхание у здоровых детей / 2005. — №5. -С. 62-66.

Хрипкова А.Г.: Анатомия, физиология и гигиена человека. М., «Просвещение», 1975. 400 с.

Хрипкова А.Г., Колесов Д.В.: Гигиена и здоровье школьника.- М.: Просвещение, 1988.-191 с.

Докучаева Г.В.: Здоровье опорно-двигательной системы.-: Просвещение, 2001.- 235 с.

источник