Меню Рубрики

Анализ условий жизни детей в группе

Возможно, придет день, когда мы убедимся, что самое большое преступление – это искалеченная детская душа. (Э.Эриксон)

Очень бы хотелось написать о новом и очень актуальном направлении в педагогике — реабилитационной педагогике. В наше время очень много социальных сирот при живых родителях, и в нормальных семьях очень мало уделяется внимания детям, в результате они предоставлены сами себе, у них формируется большое количество комплексов, проблем. Реабилитационная педагогика призвана помочь этим детям приобрести уверенность в жизни, стать полноценными членами общества.

Для решения этой проблемы созданы и создаются социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Задача такого типа учреждений помочь детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, достойно выйти из нее. Трудная жизненная ситуация — это проблемы экономического, правового, социального, психологического характера: умер близкий человек, произошло изнасилование, сложный “переходный” возраст не нашел должного понимания со стороны взрослых, пьют родители, сгорел дом и т.д.

Анализ условий жизни детей “группы риска” показывает, что невозможно выделить одну главную причину, послужившую фактором риска. Специалисты чаще всего фиксируют сочетание неблагоприятных условий, которые делают невозможным проживание ребенка в семье, где создается прямая угроза его здоровью и жизни. Но достаточно длительное воздействие неблагоприятных условий вызывает негативные психические и физические изменения в организме ребенка, которые приводят к значительным отклонениям, как в его поведении, так и в личностном развитии. Таким детям присущи слабая адаптивная способность, гиперсексуальность, нарушение полоролевой ориентации, склонность к воровству и лживости, жестокость, агрессивность, отсутствие норм морали и нравственности, бездуховность, утрата интереса к жизни, к знаниям, к труду, употребление алкоголя, курение и многое другое.

Несформировавшаяся личность очень ранима и очень важно в трудный момент жизни ребенка профессионально помочь ему.

Основная задача социально-реабилитационных центров выпускать в жизнь не иждивенцев, а социально-активную личность, способную принести пользу государству и реально решать свои жизненные проблемы.

В социально-реабилитационных центрах работают педагоги-психологи, педагоги-дефектологи, воспитатели, социальные педагоги, юристы, медики, которые призваны решать эти задачи.

Для решения этих задач создаются социально-реабилитационные программы по разным направлениям реабилитации, но в силу того, что учреждения данного типа достаточно “молоды” и не имеется большого опыта работы в этой сфере, программы часто не совершенны, в процессе работы, что-то идет хорошо, а что-то не очень. Для методико-статистического контроля реализации социально-реабилитационных программ, наш центр решил вести мониторинг отслеживания результатов реализации этих программ. Была разработана “Карта методического контроля реализации социально-реабилитационных программ”, которая выявляет уровень эффективности, успешности или не успешности их реализации, конкретные положительные и отрицательные стороны (карта прилагается). Вследствие работы этой карты нашему методическому отделению центра было легче выявить недостатки программ и внести соответствующие корректировки.

Хочется поделиться с вами рядом проблем, возникших у нас в ходе работы и высказать свое мнение по поводу их разрешения.

Педагоги реабилитационных центров работают согласно “Закону об образовании”, но в силу того, что эти учреждения относятся к социальной сфере, а не образовательной (по моему мнению должно бы быть наоборот), очень многое со стороны нормативно-правовой базы и методико-педагогической не определено и несовершенно, очень хотелось бы, чтобы этой проблеме государство уделило бы должное внимание.

Если говорить о том, чего не хватает, то в первую очередь речь должна идти о системе подготовки, переподготовки повышения квалификации педагогов. Существующая система в социальной структуре несовершенна, так как, не отрегулирована аттестационная система, в должной мере не распространяется опыт других реабилитационных центров. Во-вторых, хотелось бы, чтобы поощрительная система труда, которая в последнее время нашла распространение в образовании (“надтарифный фонд”) имела место и в социальной структуре (для педагогов). В-третьих — самое главное, чтобы работа ориентировалась на благо ребенка, а не на осуществление государственной политики “ребенка в семью”. Семья – это главное, но нельзя возвращать ребенка в семью, где будет продолжение пьянства, насилия, асоциального поведения со стороны родителей.

Ребенок, попавший в “рай” после “ада” опять попадает в “ад”, он получает еще большую психологическую травму. В ходе этой политики обнаруживается бессмысленность работы из-за того, что дети, уйдя из центра, чувствуют себя опять никому ненужными, возвратившись в кровную семью. Стремление к тому, чтобы было меньше детских домов прекрасно, но всех пристроить в семьи – не реально, а менталитет нашего народа таков, что мы в “лепешку расшибемся” и буквально его исполним, а что из этого может получиться? Можно провести аналогию с законом об уничтожении воробьев в Китае, а к чему привело? Устоявшуюся систему нельзя разом уничтожать, необходимо большее внимание уделить этой проблеме.

В-четвертых – родители, дети которых помещены в реабилитационный центр, ведущие асоциальный образ жизни (пьющие, не желающие работать и т.п.), должны зарабатывать на содержание детей в принудительном порядке (и не смешные суммы по существующему законодательству). Еще провожу аналогию, за границей мало детских домов, потому что люди, родившие ребенка, но отказавшиеся его воспитывать, содержат его материально, отчисляя не малые суммы. В-пятых – следует создать систему психологической поддержки педагогов, в силу повышенной эмоциональной напряженности на работе, для профилактики профессионального и эмоционального выгорания педагогов.

Политика государства правильна, но не продумана в полном объеме, надо прилагать большие усилия и экономические и юридические для того, чтобы по-настоящему исправить сложившуюся ситуацию в положительную сторону.

Проблемы ребенка и его семьи настолько глубоки, что только педагогическими методами они не решаются. Для осуществления реабилитации этих несовершеннолетних и их семей необходим межведомственный подход, помощь специалистов различных ведомств.

Мы должны стремиться к тому, чтобы наша деятельность была бы значима для того учреждения, в котором мы работаем, для того места, в котором мы живем, а значит и для всей страны в целом!

Коллеги, работающие в подобных центрах и нашедшие (или не нашедшие) выход из затронутых выше проблем, хотелось бы найти отклик на сложившиеся проблемы с вашей стороны.

источник

УДО______________ Группа _____________________ Педагоги_____________________________________________________

Дата ______________________________ Кто проводил обследование ____________________________________

№ п/п Критерии и показатели Баллы Примечание
1. Закреплены ли мебель, оборудование, их исправность.
2. Состояние полов.
3. Состояние потолков.
4. Исправность окон и фрамуг.
5. Исправность электропроводки, выключателей и т.д.
6. Освещенность помещения, соответствие плафонов ТБ.
7. Безопасность пособий для занятий с детьми (ножницы с тупыми концами, отсутствие предметов из стекла и т.д.).
8. Наличие, а также хранение в недоступном для детей месте лекарственных препаратов, колющих и режущих предметов.
9. Состояние игрового материала, отсутствие травмоопасных игрушек.
10. Подбор и расстановка комнатных растений.
11. Исправность и безопасность оборудования для труда.
12. Отсутствие гвоздей, металлических скрепок, кнопок на стенах и т.д.
13. Соблюдение правил влажной уборки.
14. Выполнение температурного режима.
15. Поведение детей в группах, умение передвигаться, не наталкиваясь друг на друга, взаимодействовать без конфликтов.
16. Соблюдение правил по использованию горячей воды, которую приносят, в групповых помещениях.
17. Выполнение инструкции по охране жизни и здоровья детей п. № 20 (передача ребенка в руки родителей. ), № 36 (оставление детей без присмотра. )

Предложения по совершенствованию работы _____________________________________________________________________________

Приложение7

КАРТОЧКА АНАЛИЗА УСЛОВИЙ ДЛЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

УДО ________________ Группа ____________________ Педагоги______________________________________________

Дата ______________________________ Кто проводил обследование ____________________________________

№ п/п Критерии и показатели Баллы Примечание
1. Беседа с детьми о предстоящей деятельности.
2. Исправность и безопасность инвентаря.
3. Одежда детей по сезону, погоде, ее удобство.
4. Работа детей под наблюдением взрослого.
5. Соответствие содержания труда возрастным особенностям детей, программным требованиям. Наличие здоровьесберегающих моментов.
6. Соблюдение максимально допустимой длительности труда.
7. Соблюдение максимально допустимой нагрузки.
8. Чередование видов деятельности с различной степенью трудности (изменение позы, мышечная нагрузка).

Предложения по совершенствованию работы ________________________________________________________________________

* Карточки, составлены Лобынько Л. В. Современное дошкольное учреждение: контроль и анализ деятельности. / Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Мн.: Зорны верасень. 2005.

Приложение8

ОБЩАЯ СХЕМА ТЕМАТИЧЕСКОЙ ПРОВЕРКИ

УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа в каких возрастных группах подвергалась данной тематической проверке.

ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ СПРАВКИ ТЕМАТИЧЕСКОЙ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8165 — | 7155 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Д/у _______________ Группа _________________

Кто проводил обследование ____________________________________

№ п/п Критерии и показатели Баллы Примечание
Закреплены ли мебель, оборудование, их исправность.
Состояние полов.
Состояние потолков.
Исправность окон и фрамуг.
Исправность электропроводки, выключателей и т.д.
Освещенность помещения, соответствие плафонов ТБ.
Безопасность пособий для занятий с детьми (ножницы с тупыми концами, отсутствие предметов из стекла и т.д.).
Наличие, а также хранение в недоступном для детей месте лекарственных препаратов, колющих и режущих предметов.
Состояние игрового материала, отсутствие травмоопасных игрушек.
Подбор и расстановка комнатных растений.
Исправность и безопасность оборудования для труда.
Отсутствие гвоздей, металлических скрепок, кнопок на стенах и т.д.
Соблюдение правил влажной уборки.
Выполнение температурного режима.
Поведение детей в группах, умение передвигаться, не наталкиваясь друг на друга, взаимодействовать без конфликтов.
Соблюдение правил по использованию горячей воды, которую приносят, в групповых помещениях.
Выполнение инструкции по охране жизни и здоровья детей п. № 20 (передача ребенка в руки родителей. ), № 36 (оставление детей без присмотра. )

Предложения по совершенствованию работы __________________________

· Лобынько, Л. В. Современное дошкольное учреждение: контроль и анализ деятельности / Л. В. Лобынько. – Мн.: Зорны верасень, 2005.

Общая схема тематической проверки дошкольного учреждения

· Наименование и тип дошкольного учреждения, в чьем ведении находится.

· Работа в каких возрастных группах подвергалась данному тематическому обследованию. Например:

по итогам тематической проверки «Состояние трудового воспитания в старшей группе дошкольного учреждения» д/у №. (сведения о дошкольном учреждении).

Проверка проводилась (дата проведения, кем проводилась проверка, указать фамилию, имя, отчество и статусное положение личности).

I. Указывается состав детей в дошкольном учреждении: общее количество, число возрастных групп, распределение детей по возрастным группам. Посещаемость, причины непосещаемости.

II. Кадры детского сада (можно выполнить в форме таблицы). Указываются фамилии заведующего и заместителя заведующего по основной деятельности, а сведения о воспитателях даются в цифрах.

Образование Стаж работы Аттестационная категория Примечание
Высшее Среднее Без образования До 5 лет Свыше 10 лет Свыше 15 лет Высшая I категория II категория Общая категория

III. Повышение теоретического уровня и деловой квалификации педагогического коллектива (по исследуемой теме).

IV. Объем сведений, даваемых детям, соответствие их образовательной программе «Пралеска».

V. Наличие в дошкольном учреждении условий, необходимых для анализируемого вида деятельности.

VI. Анализ методов и приемов, используемых воспитателем.

VII. Осуществление воспитательных задач.

IX. Анализ руководства заведующим и заместителем заведующего по основной деятельности: содержание и формы, отражение их в годовом плане, создание условий, обобщение опыта.

X. Работа с родителями по вопросам тематической проверки.

XI. Наличие литературы, наглядных пособий и других материалов по теме проверки.

XII. Выводы, оценка работы дошкольного учреждения. Предложения по распространению передового опыта и устранению имеющихся недостатков.

Акт подписывается заведующим дошкольным учреждением и проверяющими лицами, заверяется печатью дошкольного учреждения.

Примерный план проведения тематической проверки по физическому воспитанию дошкольников

1. Сроки проведения проверки, кем она осуществлялась (Ф.И.О. студента).

2. Общие сведения о дошкольном учреждении, номер, тип, ведомственная принадлежность, количество групп.

3. Педагогические кадры дошкольного учреждения: Ф.И.О. заведующей, заместителя заведующей по основной деятельности, воспитателей, специалистов, их образование, педагогический стаж, категория (оформить в виде таблицы).

4. Материальная база дошкольного учреждения: состояние и характеристика здания, участка, наличие и оборудование физкультурного зала, бассейна, физкультурной площадки.

5. Санитарно-гигиеническое состояние помещения и оборудования: уборка, проветривание; соблюдение теплового, светового и воздушного режимов, состояние жесткого и мягкого инвентаря (мебель, белье, посуда), его учет и проведение инвентаризации, порядок списания инвентаря с балансового учета.

6. Медицинское обслуживание дошкольного учреждения. Медицинский персонал (Ф.И.О., стаж работы, график работы). Профилактика заболеваний и ее результативность; врачебный контроль за состоянием здоровья и физическим развитием детей. Контакт медицинского и педагогического персонала; участие медицинских работников в санитарно-просветительской работе с сотрудниками дошкольного учреждения и родителями. Оценка медицинского обслуживания детей.

7. Питание детей. Организация питания, оценка качества получаемых продуктов питания, калорийности, разнообразия и вкусовых качеств приготовляемой пищи. Осуществление контроля за питанием детей. Соблюдение режима питания детей. Забота персонала о культуре обслуживания детей за столом.

8. Работа воспитателей по физическому воспитанию детей (проверяется по возрастным группам); в справке указываются № группы и Ф.И.О. воспитателей, работа которых анализировалась с ними при проведении режимных процессов. Гигиенический уход за детьми. Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей в соответствии с программой.

Организация прогулок. Фактическое пребывание детей на воздухе.

Условия прогулки: наличие физкультурного инвентаря, атрибутов, игрушек для проведения игр и занятий на воздухе. Содержание воспитательной работы на прогулке. Соблюдение режима двигательной активности детей.

Мероприятия по закаливанию детского организма в повседневной жизни. Систематичность, последовательность закаливания, учет индивидуальных особенностей детей.

Проведение утренней гимнастики с детьми. Наличие комплекса утренней гимнастики в плане работы. Условия для проведения утренней гимнастики: влажная уборка помещения, проветривание, форма детей, инвентарь, музыкальное сопровождение. Подготовка воспитателя. Соблюдение методики проведения утренней гимнастики в соответствии с возрастом детей. Контроль за качеством выполнения упражнений. Эффективность.

9. Работа организатора физического воспитания. Программа, по которой осуществляется работа, наличие плана. Содержание физкультурных занятий, соответствие требованиям программы. Условия и методика проведения физкультурных занятий, их эффективность. Организация и проведение спортивных игр.

10. Выводы и предложения, направленные на улучшение работы по физическому воспитанию детей.

Примерный план проведения тематической проверки по организации обучения детей в дошкольном учреждении

1. Сроки проведения проверки, кем она осуществлялась (Ф.И.О. студента).

2. Общие сведения о дошкольном учреждении: номер, тип, ведомственная принадлежность, количество возрастных групп.

3. Педагогические кадры дошкольного учреждения: Ф.И.О. заведующей, заместителя заведующей по основной деятельности, воспитателей, специалистов, их образование, педагогический стаж, категория (оформить в виде таблицы

4. Возрастные группы, где осуществлялась проверка, их номера, Ф.И.О. воспитателей. Количество присутствовавших детей на момент проверки. Программа, по которой работает дошкольное учреждение. Анализ планирования обучения детей на занятиях.

Читайте также:  Анализ эффективности кружковой работы для детей

5. Виды наблюдаемых занятий, их продолжительность, программное содержание. Методика обучения детей. Соблюдение гигиенических условий; проветривание помещения, освещения, размещение детей. Обеспечение занятий наглядными пособиями, их качество, расположение для демонстрации детям, раздаточный материал.

6. Роль воспитателя в организации обучения детей. Переключение детей с игры на занятие, деление на подгруппы. Объяснение и указание детям в начале занятия, их характер: четкость, ясность, доступность, опора на предыдущий опыт, использование игровых и наглядных методов обучения, создание проблемных ситуаций и др. Осуществление обучающих, развивающих и воспитательных задач. Работа с коллективом и отдельными детьми. Формы активизации мыслительной деятельности детей. Физкультминутки, целесообразность их проведения.

7. Деятельность детей на занятиях: внимание, интерес, понимание задания, самостоятельность, доведение дела до конца. Речь детей на занятии.

8. Результаты занятия, усвоение детьми программного материала. Подведение итогов занятия, обсуждение результатов работы, оценка педагога и самих детей.

9. Положительный опыт, недостатки в организации обучения дошкольников. Выводы и предложения по совершенствованию обучения в детском саду.

Примерный план проведения тематической проверки игровой деятельности дошкольников

1. Сроки проведения проверки, кем она осуществлялась (Ф. И. О. студента).

2. Общие сведения о дошкольном учреждении: номер, тип, ведомственная принадлежность, количество групп.

3. Педагогические кадры дошкольного учреждения: Ф. И. О. заведующей, заместителя заведующей по основной деятельности, воспитателей, специалистов, их образование, педагогический стаж, категория (оформить в виде таблицы).

4. Условия для игр в помещении и на участке дошкольного учреждения. Наличие игрушек всех видов, их количество, состояние, условия хранения и использования. Создание игровых зон. Наличие игровых пособий и материалов.

5. Возрастные группы, где осуществлялась проверка, их номера, Ф. И. О. воспитателей. Количество присутствовавших детей на момент проверки. Планирование игровой деятельности детей, ее анализ.

Игры в утреннее время (до завтрака). Виды, характер, содержание игр в этот период. Инициаторы игры. Количество детей, включающихся в игры каждого вида, устойчивость состава детей в игровых подгруппах. Длительность игр. Особенности руководства играми со стороны воспитателя: учет интересов и индивидуальных особенностей детей, помощь в выборе игры или игрушки, созданные спокойного радостного настроения, условий для игр небольшими группами, для индивидуальных игр, внимание к вновь поступившим детям.

6. Игры после завтрака и между занятиями. Условия для игр: место, игрушки, материалы. Содержание и длительность игр. Количество детей, участвующих в играх; занятость остальных. Направление игровой деятельности воспитателем, учет предстоящих занятий, призыв к завершению игры и подготовка к занятиям.

7. Игры на прогулке. Условия: оборудование на участке, выносной игровой материал, учет сезонных и местных условий. Виды и содержание игр на прогулке. Количество играющих детей. Группировки детей в играх разного характера. Устойчивость состава детей в этих группировках. Руководство воспитателя. Содержание организации подвижны игр.

8. Игры после дневного сна. Наличие благоприятных условий для сюжетно-ролевых, театрализованных игр, игр со строительным материалом. Характер и содержание игр, их длительность. Особенности руководства воспитателя. Внимание к развитию инициативы, смекалки, сообразительности детей в дидактических играх. Сформированность у детей умения убирать за собой игрушки.

Место и роль игр с техническими и компьютерными игрушками в педагогическом процессе детского сада. Использование игрушек-самоделок для развития творчества детей. Наличие бросового и природного материала.

Использование народных игр в работе с детьми.

9. Оценка выявленного положительного опыта. Анализ недостатков по этому разделу работы, их причины.

10. Выводы и предложения по совершенствованию руководства игрой детей.

Примерный план проведения тематической проверки по изобразительной деятельности дошкольников

1. Срок проведения проверки, кем она осуществлялась (Ф. И. О. студента).

2. Общие сведения о дошкольном учреждении: номер, тип, ведомственная принадлежность, количество групп.

3. Педагогические кадры дошкольного учреждения: Ф. И. О. заведующей, заместителя заведующей по основной деятельности, воспитателей, специалистов, их образование, педагогические стаж, категория, (оформить в виде таблице).

4. Возрастные группы, где осуществлялась проверка, их номера, Ф. И. О. воспитателей. Количество присутствующих детей на момент проверки. Программа, по которой работает дошкольное учреждение. Анализ планирования изобразительной деятельности детей.

5. Оборудование педагогического процесса. Наличие изостудии. Материалы для изобразительной деятельности детей (карандаши, краски, кисти, гуашь, ножницы, наборы цветной бумаги и др.), мольберт для показа образцов.

6. Просмотр и анализ занятий по изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация). Программные задачи занятий. Начало занятий. Объяснение воспитателя, активизация внимания, мышления, воображения детей. Технические умения и навыки детей, самостоятельность, проявление творчества. Индивидуальная работа с детьми. Анализ детских работ, проведенный воспитателем.

7. Анализ детских работ по изодеятельности. Соответствие работ предложенной теме. Самостоятельность детей. Композиционное решение работы. Качество технических умений и навыков детей (правильность изображения контура предметов, аккуратность штриховки рисунка, правильность наложения краски, тщательность прикрепления частей предметов у изделия из глины и т. д.). Все ли работы равнозначны по качеству: сколько тщательно, сколько небрежно выполненных работ, в чем причина неодинакового развития детей в группе?

8. Изобразительная деятельность детей вне занятий. Условия развития детского творчества. Содержание работ детей по изодеятельности в вечернее время. Руководство воспитателя деятельностью детей вне занятий. Сохранение работ детей, их анализ. Использование воспитателем детских работ в целях развития личности ребенка (удовлетворение потребности в самоуважении, признании окружающими, для оптимизации межличностных отношений в группе детского сада и т. д.).

9. Работа с семьей по совершенствованию изобразительной деятельности детей: организация выставок детских работ, консультации, рекомендация литературы и др.

10. Выводы, предложения по распространению передового опыта.

Дата добавления: 2016-07-29 ; просмотров: 1309 | Нарушение авторских прав

источник

Муниципальное дошкольное образовательное

учреждение общеразвивающего вида

заведующий МОУДО «Центр развития ребенка — детский сад № 000» г. Омска

Одна из основных задач современного дошкольного образовательного учреж­дения — создание и поддержание здоровьесберегающей среды. Старший воспитатель должен регулярно проводить мониторинг и анализ созданных в учреждении условий с целью оценки их соответствия поставленным задачам. Важной состав­ляющей этой работы является формирование у воспитанников сознательной установки на здоровый образ жизни. Данный аспект лег в основу разработки тематического контроля.

Цель контроля заключается в оценке работы учреждения по формирова­нию у воспитанников установки на здоровый образ жизни. Для ее достиже­ния необходимо решение следующих задач:

■ оценить условия (среду, режим, учебную нагрузку, двигательный режим)
пребывания детей в ДОУ по критерию «здоровьесбережение»;

■ определить эффективность работы педагогов по созданию ценности здоровья как основы дальнейших успехов в формировании личности ребенка;

■ проанализировать уровень знаний и представлений детей о здоровом образе жизни;

■ включить работу с детьми по воспитанию сознательных установок на ве­дение здорового образа жизни в планы воспитательно-образовательной
деятельности;

■ определить перспекти­вы работы по формиро­ванию здоровьесберегающих навыков и привычек у дошкольников в условиях детского сада.

Для создания среды, способствую­щей формированию здорового образа жизни вос­питанников ДОУ, следует в первую очередь прове­рить соответствие режима дня и двигательного ре­жима возрасту детей и требованиям СанПиН, а так­же недельной нагрузки — санитарно-гигиеническим требованиям.

Еще одним предметом контроля являются пла­ны воспитательно-образовательной работы. Следу­ет проверить, предусмотрено ли должное время

для соблюдения двигательного режима, насколько раз­нообразны планируемые формы работы по созданию установок на здоровый образ жизни, осуществляет ли воспитатель взаимодействие с родителями поданной тематике (индивидуальные и групповые консульта­ции, родительские собрания, беседы, информацион­ные материалы).

На следующем этапе оценивается педагогическая компетентность воспитателей и методическая подго­товленность к работе. В его рамках контролируется владение специальными опосредованными методами формирования у воспитанников установки на здоро­вый образ жизни, проверяются знания программных задач по разделу «Охрана здоровья и физическое раз­витие» и требований СанПиН, выясняется, ведется ли учет индивидуальных особенностей детей.

Также обращается внимание на степень знаний и представлений воспитанников о здоровом образе жизни и успешность работы педагога с родителями по проблеме формирования у дошкольников созна­тельной установки.

Для проведения тематического контроля исполь­зуются следующие формы и методы (оценочный ин­струментарий):

карта анализа условий пребы­вания детей в ДОУ по критерию «здоро-вьесбережение» (прило­жение 1);

карта проверки планирования воспитательно-образовательной работы (приложение 2);

■ карта проверки наглядной информации для роди­телей по теме «Здоровый образ жизни» (приложе­ние 3);

■ карта анализа беседы педагога с детьми по теме «Быть здоровыми хотим» (приложение 4);

■ вопросы для проведения диагностической бесе­ды с детьми (приложение5);

■ опросник для педагогов (приложение б).

По результатам контроля можно наметить направ­ления оптимизации работы по формированию у детей сознательной установки на здоровый образ жизни в условиях ДОУ. Первое, на что стоит обратить внима­ние, повышение квалификации педагогов поданной тематике. Для этого можно организовать практикумы, семинары для обмена опытом. Затем следует создать теоретическую и методическую базы ДОУ для прове­дения работы с детьми по данному направлению. Пе­дагогу стоит собрать практические и наглядные мате­риалы, разработки тематических планов и т. д. Сфор­мировать у детей установку на здоровый образ жиз­ни невозможно без помощи родителей. Для этого сле­дует запланировать работу с семьями воспитанников, организацию информационного и методического об­мена между воспитателями и родителями, сбор дан­ных о семьях.

Карта анализа условий пребывания детей в ДОУ по критерию «здоровьесбережение»

Соответствие режима дня требованиям СанПиН

Соответствие требованиям СанПиН сетки занятий и кружковой деятельности (недельная учебная нагрузка)

Оптимальность двигательного режима детей в течение дня во время пребывания в детском саду

Организация питания в ДОУ

Состояние оборудования для проведения физкультурных занятий, закаливания и оздоровительных процедур, оснащение физкультурных уголков в группах

Соблюдение теплового режима в группах (организация проветриваний), гигиенические и водные процедуры

Соответствие одежды детей времени года и погодным условиям в группе и на прогулках

Организация активного отдыха воспитанников

Карта проверки планирования воспитательно-образовательной работы

Первоначальное сообщение доступных ребенку знаний и представлений о способах укрепления и сохранения здоровья

Обогащение знаний детей через беседу, чтение познавательной литературы

Уточнение знаний детей в дидактической игре, опытно-экспериментальной деятельности

Закрепление знаний в организованной сюжетно-ролевой игре, на интегрированных занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности

Диагностика усвоенных знаний, умений, навыков в свободной игре и самостоятельной оздоровительной деятельности

Индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми

Организация досугов, развлечений

Карта проверки наглядной информации для родителей по теме «Здоровый образ жизни»

Доступность предлагаемого материала

Информационные письма, памятки

Выставки продуктов детской деятельности

Востребованность предлагаемого материала родителями

Карта анализа беседы с детьми по теме «Быть здоровыми хотим»

Группа________________ ФИО педагога _________________________

Тема беседы (вид)______________________________________________

Предварительная подготовка педагога к беседе

Подбор необходимого оборудования, наглядных материалов

Организация детей во время беседы

Предварительная работа с детьми по теме беседы

Методика проведения беседы

Обращение внимания на существенное

Учит ли педагог детей рассуждать?

Четкая и доходчивая формулировка стоящей перед детьми задачи

Оценка деятельности детей (высказываний) в ходе беседы

Подведение итогов беседы, формулировка выводов

1. Что включается в понятие «здоровье» в его современной трактовке?

2. Назовите компоненты здорового образа жизни

3. Выделите в программных задачах разделов «Физкультурно — здоровительная работа», «Охрана и укрепление здоровья дошкольника» (Школа 2100) те, которые направлены на формирование установки на здоровый образ жизни.

4. Какие еще задачи решаются в ходе работы по созданию ценности здоровья как основы дальнейших успе­хов в формировании личности ребенка?

5. Перечислите основные требования СанПиН к организации режима дня с детьми возрастной группы, в кото­рой вы работаете (длительность дневного сна, прогулки)

6. Перечислите основные требования СанПиН к организации занятий с детьми возрастной группы, в которой вы работаете (недельная учебная нагрузка — в часах, количество занятий в неделю и их длительность, проме­жуток между занятиями)

7. Как вы учитываете индивидуальные особенности здоровья ребенка в воспитательно-образовательной работе?

Вопросы для проведения диагностической беседы с детьми

■ Как ты думаешь, какого человека можно назвать здоровым?

■ Что нужно делать, чтобы быть здоровым?

■ Почему нужно мыть руки после посещения туалета, прогулки и всегда перед едой?

■ Зачем нужно чистить зубы два раза в день?

■ Какая еда полезна для человека, а какая нет?

■ Как нужно вести себя на улице, чтобы не случилась беда?

■ Что такое вредные привычки? Почему их называют «вредными»?

■ Какие полезные для здоровья привычки ты знаешь? Соблюдаешь ли ты их?

Примечание. Вопросы для воспитанников младшего, среднего и старшего возраста одинаковы, но во время беседы с младшими детьми допускаются дополнительные уточняющие вопросы. Ответы воспитанников могут быть односложны­ми, тогда как дети старшего дошкольного возраста должны отвечать на предложенные вопросы самостоятельно, распро­страненными предложениями, которые включают обобщенные понятия о здоровье.

Алгоритм деятельности педагога по развитию

двигательных способностей детей

и воспитания Коми республиканского института

развития образования г. Сыктывкара

Для эффективного развития двигательных спо­собностей и физических качеств детей старшего до­школьного возраста педагогам важно уметь грамот­но планировать свою деятельность. В помощь им автором статьи разработан следующий алгоритм.

Так, первым шагом является изучение двигатель­ных способностей детей. Педагогу необходимо оце­нивать не только физические качества воспитанни­ков, но и качественные показатели освоения основ­ных движений.

Шаг второйсоставление карты программных тре­бований по разделу, раскрывающему особенности де­ятельности с детьми по формированию у них культу­ры движений. Данная карта необходима для обеспе­чения целостного видения содержания двигательной деятельности детей.

В приложении 7 представлен об­разец карты программных требований.

Ее содержание включает в себя основные виды движений (ходьбу, бег, прыжки, лазание, метание), элементы спортивных игр и упражнений. Они отбираются в зависимости от условий конкретного дошкольного учреждения и уровня развития двигательных способ­ностей воспитанни­ков. Такая форма представле­ния дает воз­можность объединить содержа­ние, являющееся общим для двух возрастных групп, и содержание, характерное для каждой из них в отдель­ности. Это позволяет обеспечить дифференцированный подход при обучении детей основным движе­ниям (особенно в разно­возрастных группах).

Третьим шагом является распределение программ­ного материала по блокам, что дает возможность осу­ ществлять концентрированное обучение детей стар­ шего дошкольного возраста основным движениям и развивать у них двигательные способности. Реализа­ ция программного материала обеспечивается в про­ цессе физкультурных занятий в зале и на улице.

В физкультурном зале блоки распределяются следующим образом. В октябре и марте реализу­ ется содержание блока «Школа мяча». В этот пери­ од дошкольники обучаются основным действиям с мячом и овладевают элементами спортивных игр. В ноябре, феврале при реализации содержания бло­ ка «Ползание, лазание, равновесие» у дошкольников совершенствуются навыки в ползании, лазании и равновесии. Для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата в этот блок рекомендуется включать фитбол-гимнастику. Блок «Прыжки» дети осваивают в декабре и апреле. В январе можно про­ водить физкультурные занятия в виде ритмической гимнастики под музыку, которая способствует эмо­циональной разгрузке детей.

Читайте также:  Анализ эпилога романа отцы и дети

Содержание физкультурных занятий на улице пред­ полагает следующее распределение программного ма­ териала. В сентябре дошкольники овладевают навы­ ками игры в бадминтон (блок «Бадминтон»). В октябре и мае дети овладевают элементарными навыками игры в футбол (блок «Футбол»). С ноября (в зависимо­ сти от климатических особенностей) дети катаются на санках и осваивают навыки ходьбы на лыжах (блоки «Катание на санках» и «Ходьба на лыжах»). С декабря по март дошкольники продолжают осваивать содер­ жание блока «Ходьба на лыжах», а в апреле овладева­ют навыками игры в городки (блок «Городки»). Распре­ деление содержания двигательной деятельности де­ тей старшего дошкольного возраста в течение года представлено в приложении 8.

Четвертым шагом в деятельности педагога по реа­ лизации содержания раздела по физической культуре является планирование физкультурных занятий в те­ чение учебного года, которое можно разделить на три части. Сначала педагог распределяет виды физкуль­ турных занятий по месяцам в течение года (в физкуль­ турном зале и на воздухе), потом — количество видов занятий в течение года, а затем составляет учебно- тематический план.

Первая составная часть планирования позволяет распределить виды физкультурных занятий в соот­ ветствии с содержанием блоков.

Для целенаправленного развития двигательных способностей старших дошкольников, кроме стан­ дартных видов физкультурных занятий (традицион­ного, сюжетно-игрового), рекомендуется ежемесяч­ но проводить занятия по интересам детей, построен­ ные на свободном выборе движений, игровые физ­ культурные занятия, основанные на подвижных играх и играх-эстафетах, и тренировочные занятия. Их со­ держание проектируется с учетом блочного распре­ деления программного материала. Например, в бло­ ке «Школа мяча» предусмотрены игровые физкуль­ турные занятия, которые могут содержать подвиж­ ные игры, игры-эстафеты с мячом. Занятия по инте­ресам построены на свободном выборе детьми дви­ жений с мячом и т. п.

В учебно-тематическом плане фиксируется по­часовое распределение видов физкультурных за­ нятий в течение учебного года (приложение б). Для развития двигательных способностей детей стар­ шего дошкольного возраста целесообразно уве­личить количество определенных видов занятий, а именно игровых, тренировочных и занятий по интересам.

Следующим шагом в реализации алгоритма дея­ тельности является проектирование педагогом со­держания физкультурных занятий на основе лич ностно ориентированного подхода к взаимодей­ ствию с детьми . Его сущность заключается в содей­ ствии становлению ребенка старшего дошкольно­ го возраста как субъекта собственной двигательной деятельности.

Заключительным шагом в алгоритме является реа­лизация деятельности с возможной корректировкой ее содержания в процессе специально организован­ного обучения (разных видов физкультурных занятий) и совместной деятельности с детьми (утренней гимна­стики, гимнастики после дневного сна, динамических пауз и др.). Запланированное содержание может быть изменено в зависимости от возможностей, потребно­стей детей, их интересов и склонностей, от погодных условий или жизненных реалий.

Требования к содержанию физкультурного занятия

При конструировании содержания физкультур­ных занятий необходимо учитывать следующее. Физкультурное занятие является одной из форм двигательной деятельно­сти детей, следовательно, все ее структурные ком­поненты могут быть пред­ставлены на занятии: по­становка цели двигатель­ной деятельности, плани­рование деятельности, собственно деятельность, анализ полученного резуль­тата. Структура физкультурных занятий предусматри­вает следующие компоненты:

■ мотивация детей на освоение предстоящей дея­тельности;

■ совместное определение ее цели; и совместное планирование деятельности, выбор оборудования, партнера по деятельности, спосо­бов достижения цели деятельности; и самостоятельная деятельность детей по выполне­нию дифференцированных двигательных заданий; в обсуждение полученного результата: хода занятия, действий каждого ребенка, обсуждение успехов, выяснение причин затруднений. Данная структура характерна для всех видов за­нятий — от традиционного, сюжетно-игрового до занятия-тренировки. Она обуславливает использова­ние технологий, способству­ющих формированию субъ­ектной позиции у детей в процессе двигательной де­ятельности. Так, например, во время занятий, постро­енных на свободном выбо­ре движений детьми, можно использовать модель, раз­работанную , и усовершен­ствованную автором данной статьи. Ее суть заключается в постановке перед до­школьником следующих вопросов:

■ в чем он хотел бы поупражняться (формулирова­ние замысла);

■ что из физкультурного оборудования для этого по­надобится (подбор оборудования);

■ в каком порядке следует выполнять упражнения (система действий);

■ получилось ли то, что хотелось сделать (анализ действий, их соответствия замыслу).

Для осмысления и достижения ребенком цели дея­тельности и возникновения у него направленности на преобразование самого себя предлагается связывать содержание физкультурных занятий с действующими в старшем дошкольном возрасте мотивами и исполь­зовать разные виды мотивации на физкультурных занятиях: личностно-ситуативную, познавательно-ситуативную, познавательно-личностную, учебную.

Так, в процессе физкультурных занятий педагог созда­ет и использует различные ситуации, положительно вли­яющие на личностное развитие детей и их двигательные способности. Создаваемая ситуация выбора — это спро­ектированная педагогом деятельность, когда воспи­танникам предоставляется возможность отдать пред­почтение одному из вариантов заданий и способов их выполнения (т. е. проявить свою активность, самостоя­тельность и индивидуальность стиля поведения). При правильном построении она позволяет поставить ре­бенка в позицию субъекта деятельности.

Содержание разных видов физкультурных заня­тий целесообразно конструировать на основе диф­ференцированных двигательных заданий с уче­том состояния здоровья детей, уровня их физиче­ской подготовленности. Такое содержание включа­ет в себя, кроме традиционного, игры и упражнения для развития двигательных способностей детей, за­дания для развития двигательного воображения и двигательного творчества дошкольников и др. В содержание вводной части физкультурного занятия целесообразно включать циклические движения, корригирующие упражнения для профилактики нарушений опорно-двигательной и дыхательной систем организма. В содержании основной части занятия используются общеразвивающие упраж­нения, дифференцированные двигательные зада­ния, подобранные с учетом пола детей и уровня их физической подготовленности, и подвижные игры с усложнением правил (при повторе). В заключитель­ной части занятия проводятся игровые упражнения для психоэмоциональной разгрузки, релаксацион­ные и корригирующие упражнения.

На физкультурном занятии наряду с репродуктив­ными методами и приемами разучивания физических упражнений (описание, пояснение, демон­страция двигательного дей­ствия, использование карточек-схем с изображением упраж­нений) необходи­мо использование и поисковых методов и приемов (стимулирование выполнения упражнений посредством звукового и зрительного воздействия (музыкального сопровождения, зрительного сигна­ла), раскрытие двигательной задачи (осмысление ее ребенком, придумывание разных вариантов упраж­нений), побуждение к реализации заданий по карточ­кам и др.).

В процессе физкультурных занятий дети старшего дошкольного возраста общаются со взрослыми, свер­стниками, познают образ движения, способ его выпол­нения, играют. При этом формируется и реализуется потребность ребенка в самосохранении и развитии себя как индивидуальности. Выполнение деятельно­сти при одномоментном функционировании игры, по­знания и общения обеспечивает успех, что вызывает у детей положительные эмоции, выражающие ощуще­ние большого душевного удовлетворения, удоволь­ствия. Таким образом, физкультурные занятия способ­ствуют эмоциональному благополучию воспитанни­ков. Правильно подобранная для физкультурных за­нятий музыка также благоприятно воздействует на эмоциональное состояние детей.

В содержание физкультурных занятий необходимо включать упражнения на развитие двигательного во­ображения и творчества. Они способствуют построе­нию нового образа, передаче с его помощью опреде­ленного смыслового содержания, которое адресует­ся другому человеку.

Для анализа физкультурного занятия, сконструи­рованного на основе личностно ориентированного взаимодействия, способствующего развитию ребен­ка как субъекта собственной двигательной деятельно­сти, предлагается схема, которая позволяет педагогу проектировать содержание занятия, направленного на развитие двигательных способностей детей и их личностных качеств (приложение 9). Таким образом, реализация педаго­гом предлагаемого алгоритма деятельности будет содей­ствовать более успешному развитию дви­гательных способно­стей детей старшего дошкольного возрас­та в условиях ДОУ

Карта программных требований по разделу «Физическая культура»

для старшей и подготовительной групп

Разновидность основных движении, спортивных упражнений, спортивных игр

источник

Отчетная документация по учебной практике

Студента заочной формы обучения

ФИО Кочуевой Елены Николаевны

База практики: филиал МБОУ «Кишкинская средняя школа» детский сад «Светлячок» Нижегородской обл., Большемурашкинского р-а с.Холязино, ул. Пакина. д.77

Руководитель практики: заведующий Т.А. Подоляк

Тема: Анализ условий работы в группе раннего возраста.

Задание 1. Филиал МБОУ «Кишкинская средняя школа» детский сад «Светлячок». В детском саду воспитываются дети следующих групп: – группа раннего возраста — от 1 до 3 лет (10 человек), разновозрастные группы — от 3 – до 5 лет, от 5 до 7 лет.

В состав групповой комнаты детей раннего возраста входят: раздевальная (приёмная) (для приёма детей и хранения верхней одежды), групповая (для проведения игр, занятий и приёма пищи), спальня, буфетная (для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды), туалетная (совмещённая с умывальной). В туалете предусматривается место для приготовления дезинфицирующих растворов. Конструкция окон предусматривает возможность организации проветривания помещений. В группе предусмотрено отдельное спальное помещение, оборудованное кроватками, соответствующими возрасту детей. Раздевальная оборудуются шкафами для верхней одежды детей и персонала. В раздевальных предусмотрены условия для сушки верхней одежды и обуви детей.

— Предметы мебели, их расположение, назначение, использование, соответствие санитарно – гигиеническим нормам и эстетическим требованиям.

Оборудование основных помещений соответствует росту и возрасту детей. Функциональные размеры используемой детской мебели для сидения и столов соответствуют обязательным требованиям, установленным техническими регламентами. Детская мебель и оборудование изготовлены из материалов без вредных для здоровья детей. Шкафы для одежды и обуви оборудуются ячейками-полками для головных уборов и крючками для верхней одежды. Туалетная для детей раннего возраста оборудована в одном помещении, где установлены 2 умывальные раковины с подводкой горячей и холодной воды для детей, стеллаж с ячейками для хранения индивидуальных горшков и слив для их обработки, хозяйственный шкаф. Горшки промаркированы.

— Пособия для проведения физических упражнений и оздоровительных мероприятий, их расположение и использование. Пособия для проведения физических упражнений расположены в отдельном помещении для проведения физкультурного занятия и используются только под руководством воспитателя.

— Пособия для проведения игр – занятий, соответствие их гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям. Данные пособия расположены в шкафу, распределены по ячейкам (рисование, лепка, чтение и др.) и используются только под руководством воспитателя.

— Игрушки для детей, их виды, количество и размещение. В группе используются игрушки, безвредные для здоровья детей, отвечающие санитарно-эпидемиологическим требованиям, которые могут быть подвергнуты влажной обработке (стирке) и дезинфекции. Все игрушки среднего размера, позволяющие более разнообразно использовать окружающее малыша пространство, создавать развёрнутые и содержательные сюжеты. В группе имеется игровое оборудование для сюжетно-ролевых игр. В зоне двигательной активности расположено оборудование для проведения подвижных игр, а также для самостоятельных игр детей.

— Соответствие расположения, назначения комнат санитарно-гигиеническим и педагогическим требованиям.

Таблица 1. Предметно-развивающая, игровая среда в группе раннего возраста

Направления развития детей раннего возраста Содержание предметно-развивающей, игровой среды
Развитие двигательной активности Пространство в группе для свободного перемещения, удовлетворяющее двигательную потребность ребенка. Физкультурный уголок: шведская стенка с матрасиком (только под контролем взрослого). Легкие пособия: мягкие легкие модули, разноцветные флажки, ленточки-султанчики, легкие поролоновые шарики для метания вдаль, мячи большие и теннисные, разноцветные шары для прокатывания, мешочки с песком для равновесия, кегли, обруч. Напольные конструкторыиз строительных материалов (мягкие, пластиковые)
Развитие мелкой и крупной моторики Дидактические игрушки, формирующие мелкую моторику: ящик Сегена, цилиндрики-вкладыши, рамки и вкладыши, пирамидки. Дидактические игры: «Лото», парные картинки, крупная пластиковая мозаика, например: «Цветы», пазл из 3-12 частей, наборы разрезных картинок на кубиках, картинки-трафареты: «Сложи цветок», «Сложи елочку», «Сложи домик с окошком (для петушка)» или «Теремок». Дидактические игры и игрушки со шнуровками, молниями, пуговицами, кнопками, формирующие навыки самообслуживания и мелкую моторику: «Черепаха», «Осьминожка», «Краб», «Крокодил» и т. д.; шнуровки, застежки, молнии на панно, на туфельке, на игрушке. Уголок изодеятельности: доска, мел; специальное самостирающееся устройство или восковые доски с палочкой для рисования; рулон простых раскатывающихся белых обоев, восковые мелки; светлая магнитная доска для рисунков детей (выставка), магнитные кнопки Напольный конструктор (крупный строительный материал из дерева), к нему для обыгрывания крупные транспортные игрушки (со шнуром с наконечником): автомобили грузовые, легковые (деревянные, пластмассовые, заводные, инерционные, простые), автобусы, паровозы, электровозы, самолеты, пароходы, лодки и т. д.; крупные игрушки-двигатели; сюжетные фигурки: наборы диких и домашних животных и их детеныши, птицы (зоопарк, птичий двор), рыбки, игрушечные насекомые, люди и т. д. Настольный конструктор (мелкий строительный материал из дерева), к нему для обыгрывания – мелкие транспортные игрушки, сюжетные фигурки для обыгрывания. Детям раннего возраста для самостоятельных игр надо компоновать в коробку геометрические формы вместе с материалами для обыгрывания, например: в коробке –2 кирпичика, 3 кубика, 1 призма и т. д. и тут же сюжетные фигурки, например: наборы диких, домашних животных, то есть создаем игровые ситуации. Конструкторы лего; крупные пластмассовые конструкторы «Элтик» и т. д.
Социально-коммуникативное развитие Сюжетное конструирование (важно рациональное расположение материала): конструктор Поликарпова, строительный материал № 12 Флериной. Сюжетно-образные игрушки -кукольный уголок; уголок «ряжения», спальня, ванная комната, гараж, кухня, парикмахерская, игровое оборудование для сюжетно-ролевых игр. Уголок природы:картины-пейзажи по времени года; цветы с крупными листьями: фикус, бегония; цветы с мелкими листьями: аспарагус, «Огонек»; аквариум (имитация) Книжный уголок:3-4 экземпляра одинаковых по содержанию книг (по программе, любимые) в толстом переплете, к ним по содержанию сюжета-игрушки для обыгрывания, например: читаем про мишку, к книжкам ставим игрушку – мишку; иллюстрации (ламинированные); сюжетные картинки. Рядом с книжным уголком рационально расположить театр;театр игрушки, настольный театр, плоскостной, бибабо, театр на фланелеграфе, пальчиковый, театр «на кеглях», «на палочках», «на перчатке», «заводных игрушек»
Развитие процессуальных и сюжетных игр Предметы-заместители, неоформленный материал: кубики, коробочки, крышки цветные, пузырьки, банки с завертывающейся крышкой (не стекло) разных размеров, форм; картонные, клеенчатые полоски различной длины, ширины. Кукольный уголок: гостиная комната (для игровых действий, игры с куклами): стол, стулья, сервант, мягкая мебель, можно средних размеров модули для детей. Атрибутика для создания интерьера: полный сервиз столовой и чайной посуды, соразмерной по величине кукол, пластмассовые вазочки, телефон, часы, картины с героями из сказок, (1-2) на уровне роста детей, торшер, фотоальбомы и т. п. Куклы: мягконабивные, пластмассовые; имитирующие ребенка 2-3 лет (40-50 см), с подвижными частями тела – мальчик, девочка; имитирующие ребенка-младенца (голыш); куклы, сделанные из ткани, с какойлибо характерной для одежды человека деталью (бант, кепи, фартук). Животные из пушистых тканей. Коляски для кукол. Гостиную можно совместить или расположить рядом с уголком «Ряжения» (для одевания на себя) – используется стойка, одежда на плечиках, можно сундучок, расписанный в народном стиле, зеркало (в рост или в полроста ребенка). Аксессуары сказочных персонажей, шапочки, рисунки-эмблемы на ободочках, узорчатые цветные воротники, различные юбки, платья, фартучки, кофточки, бусы из различных (но не опасных для жизни и здоровья ребенка) материалов, ленты, косынки т. д. С уголком «Ряжения» рационально расположить парикмахерскую. Парикмахерская (для игровых действий, игры с куклами): трюмо с зеркалом, расчески, щетки (из картона, фанеры, линолеума), игрушечные наборы для парикмахерских. Спальня(для игровых действий, игры с куклами): кроватки разных размеров (3-4), с постельными принадлежностями по размеру кровати (матрац, простыня, одеяло, пододеяльник, подушка, наволочка, покрывало – 3-4 набора), люлька-качалка с по- стельными принадлежностями для нее. Куклы-младенцы в конвертах. Шкаф для одежды с комплектами постельного белья, пеленки для кукол-младенцев, одежда для кукол мальчиков, девочек, наборы зимней и летней одежды. Кухня(для игровых действий, игры с куклами): кухонный стол, стулья, кран, плита, полка или шкаф для посуды, холодильник, набор кухонной посуды, элементы домашней посуды: настоящая маленькая кастрюлька, ковшик и т. д., набор овощей и фруктов (из папье-маше). Ванная комната (для игровых действий, игры с куклами):ванна с душем или ванночка для купания кукол, тазик, ведро, ковшик, полотенце, заместитель мыла (деревянный кубик, кирпичик), пеленальный столик, пеленки, веревка (не леска) для белья, прищепки, веничек, щеточка, совок для уборки помещения, игрушечный пылесос и т.д. Прачечная: гладильная доска, утюжки. Магазин: весы; баночки, бутылочки маленьких размеров из пластика, картона, таблички с наборами продуктов, овощей, фруктов для блюд: суп, борщ, каша, компот; наборы овощей, фруктов из пластмассы, картона, фанеры, объемные из клеенки, набитой внутри поролоном; муляжи – продукты (булочки, пирожки): сумочки, корзиночки из разных материалов (пластмассовые, плетеные, матерчатые, плоскостные из картона, клеенчатые и т. д.). Больница: кукла-доктор в профессиональной одежде с символом (медицина – красный крест), фонендоскоп, градусник (тематический набор). Гараж: различные машины, набор инструментов — гаечный ключ, молоточек, отвертки, насос, шланг.
Развитие предметной деятельности Уголок изодеятельности: доска, мел; специальное самостирающееся устройство или восковые доски с палочкой для рисования; рулон простых раскатывающихся белых обоев, восковые мелки; светлая магнитная доска для рисунков детей (выставка), магнитные кнопки. Напольные, настольные, конструкторыиз строительных материалов (мягкие, деревянные, пластиковые). Сюжетно-образные игрушки -кукольный уголок; уголок «ряжения», спальня, ванная комната, гараж, кухня, парикмахерская, игровое оборудование для сюжетно-ролевых игр.
Развитие познавательной активности и экспериментирования Сюжетное конструирование (важно рациональное расположение материала): конструктор Поликарпова, строительный материал № 12 Флериной. Напольный конструктор (крупный строительный материал из дерева), к нему для обыгрывания крупные транспортные игрушки (со шнуром с наконечником): автомобили грузовые, легковые (деревянные, пластмассовые, заводные, инерционные, простые), автобусы, паровозы, электровозы, самолеты, пароходы, лодки и т. д.; крупные игрушки-двигатели; сюжетные фигурки: наборы диких и домашних животных и их детеныши, птицы (зоопарк, птичий двор), рыбки, игрушечные насекомые, люди и т. д. Настольный конструктор (мелкий строительный материал из дерева), к нему для обыгрывания – мелкие транспортные игрушки, сюжетные фигурки для обыгрывания. Детям раннего возраста для самостоятельных игр надо компоновать в коробку геометрические формы вместе с материалами для обыгрывания, например: в коробке –2 кирпичика, 3 кубика, 1 призма и т. д. и тут же сюжетные фигурки, например: наборы диких, домашних животных, то есть создаем игровые ситуации. Конструкторы лего; крупные пластмассовые конструкторы «Элтик» и т. д. Центр воды и песка (можно полые емкости «Черепаха», «Краб» и т. д.) располагается рядом с уголком природы: ведерки, лопатки, совочки, грабли, различные формочки; рыбки, черепашки, дельфинчики, лягушки – мелкие и средних размеров (надувные, пластмассовые, резиновые, простые, заводные). Для экспериментирования: сачки, формочки (замораживание), различные емкости (наливание, переливание), лодочки, камешки (тяжелый – тонет, легкий – не тонет) и т. д. Уголок природы:картины-пейзажи по времени года; цветы с крупными листьями: фикус, бегония; цветы с мелкими листьями: аспарагус, «Огонек»; аквариум (имитация)
Развитие речи Сюжетно-образные игрушки -кукольный уголок; уголок «ряжения», спальня, ванная комната, гараж, кухня, парикмахерская, игровое оборудование для сюжетно-ролевых игр. Книжный уголок:3-4 экземпляра одинаковых по содержанию книг (по программе, любимые) в толстом переплете, к ним по содержанию сюжета-игрушки для обыгрывания, например: читаем про мишку, к книжкам ставим игрушку – мишку; иллюстрации (ламинированные); сюжетные картинки. \ Театральный уголок:театр игрушки, настольный театр, плоскостной, бибабо, театр на фланелеграфе, пальчиковый, театр «на кеглях», «на палочках», «на перчатке», «заводных игрушек» Дидактические игрушки, формирующие интеллект и мелкую моторику: ящик Сегена, цилиндрики-вкладыши, рамки и вкладыши, пирамидки. Дидактические игры: «Лото», парные картинки, крупная пластиковая мозаика, например: «Цветы», пазлы из 3-12 частей, наборы разрезных картинок на кубиках, картинки-трафареты: «Сложи цветок», «Сложи елочку», «Сложи домик с окошком (для петушка)» или «Теремок». Дидактические игры и игрушки со шнуровками, молниями, пуговицами, кнопками, формирующие навыки самообслуживания и мелкую моторику: «Черепаха», «Осьминожка», «Краб», «Крокодил» и т. д.; шнуровки, застежки, молнии на панно, на туфельке, на игрушке
Художественно-эстетическое развитие Уголок изодеятельности: доска, мел; специальное самостирающееся устройство или восковые доски с палочкой для рисования; рулон простых раскатывающихся белых обоев, восковые мелки; светлая магнитная доска для рисунков детей (выставка), магнитные кнопки. Музыкальный уголок:музыкальные игрушки (озвученные – музыкальная книжка, молоточек, волчок, погремушка, шкатулка; не озвученные игрушки-самоделки – плоскостные балалайка, пианино и т. д.); народные игрушки; музыкальные инструменты: металлофон, бубны, барабанчик, колокольчики. Уголок природы:картины-пейзажи по времени года; цветы с крупными листьями: фикус, бегония; цветы с мелкими листьями: аспарагус, «Огонек»; аквариум (имитация). Сюжетно-образные игрушки -кукольный уголок; уголок «ряжения», парикмахерская, игровое оборудование для сюжетно-ролевых игр. Сюжетное конструирование (важно рациональное расположение материала): конструктор Поликарпова, строительный материал № 12 Флериной.
Развитие изобразительной деятельности Уголок изодеятельности: доска, мел; специальное самостирающееся устройство или восковые доски с палочкой для рисования; рулон простых раскатывающихся белых обоев, восковые мелки; светлая магнитная доска для рисунков детей (выставка), магнитные кнопки
Развитие музыкальной деятельности Музыкальный уголок:музыкальные игрушки (озвученные – музыкальная книжка, молоточек, волчок, погремушка, шкатулка; не озвученные игрушки-самоделки – плоскостные балалайка, пианино и т. д.); народные игрушки; музыкальные инструменты: металлофон, бубны, барабанчик, колокольчики
Развитие театрализованной деятельности Театральный уголок: театр игрушки, настольный театр, плоскостной, бибабо, театр на фланелеграфе, пальчиковый, театр «на кеглях», «на палочках», «на перчатке», «заводных игрушек» Музыкальный уголок:музыкальные игрушки (озвученные – музыкальная книжка, молоточек, волчок, погремушка, шкатулка; не озвученные игрушки-самоделки – плоскостные балалайка, пианино и т. д.); народные игрушки; музыкальные инструменты: металлофон, бубны, барабанчик, колокольчики. Уголок «ряжения»: (для одевания на себя) – используется стойка, одежда на плечиках, можно сундучок, расписанный в народном стиле, зеркало (в рост или в полроста ребенка). Аксессуары сказочных персонажей, шапочки, рисунки-эмблемы на ободочках, узорчатые цветные воротники, различные юбки, платья, фартучки, кофточки, бусы из различных (но не опасных для жизни и здоровья ребенка) материалов, ленты, косынки т. д.
Читайте также:  Анализ эпилог роман отцы и дети

Особенность предметно-развивающей и игровой среды в группе раннего возраста в одновременном присутствии не одного ребенка, а целой группы, где каждый малыш должен чувствовать себя не только защищенно, но и комфортно. Важную роль в жизни малыша играет правильное зонирование групповых помещений. Жизненное пространство в группе должно давать детям возможность одновременно свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая, друг другу. Этому способствует зонирование групповой комнаты. Некоторые зоны могут быть отделены одна от другой перегородками с ячейками, нишами.

Развивающая предметно-пространственная, игровая среда создает благоприятные условия для развития малыша. Он осваивает свойства и признаки предметов (цвет, форма, фактура); овладевает пространственными отношениями; постигает социальные отношения между людьми; узнает о человеке, животном и растительном мире, временах года и т. д.; овладевает миром звуков, приобщается к музыкальной культуре; развивается физически, познает особенности устройства собственного организма; экспериментирует с цветом, формой, создает продукты собственного творчества; приобретает полезные социальные навыки и т. д. Иными словами, среда развития ребенка, обеспечивающая разные виды его активности (умственной, игровой, физической и др.), становится основой для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования маленького ребенка. При этом развиваются любознательность и творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки (навыки общения). Происходит развитие личности.

Рекомендации по улучшению материальных условий для выполнения плана воспитательной работы в группе.

Предметная развивающая среда подобрана с учетом принципа интеграции

образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной

области могут использоваться и в ходе реализации других областей. Оснащение уголков

меняется в соответствии с планированием образовательного процесса. Дети принимают

участие в проектировании и изменении среды. Для развития активности,

самостоятельности и творчества детей необходимо наличие в центрах двигательной

активности — нестандартное оборудование; в центрах природы — инструменты для труда и

наблюдений за ростом растений; в центрах изобразительной деятельности — раскраски и

другие материалы для детского творчества; в познавательных центрах – дидактические и

В групповых комнатах должны быть материалы для обследования с помощью

различных анализаторов: зрительного, тактильного, слухового и пр.: наборы пуговиц,

бусин, шнуровки, бросовый и природный материал.

Развивающая среда не может быть построена окончательно. Она должна постоянно меняться, дополняться, обновляться, быть безопасной и доступной детям и соответствовать их возрастными и индивидуальным особенностям.

План воспитательно-образовательной работы с детьми – документ, по которому работают два сменных воспитателя (планирование должно быть совместным). Цель планирования : организация целостного, непрерывного, содержательного педагогического процесса. Основой планирования работы ДОО является ООП «От рождения до школы» под ред. Вераксы, Комаровой, Васильевой. Содержание этой программы конкретизируется в планах воспитательно-образовательной работы на определенный период. План может корректироваться и уточняться в процессе его реализации. В ДОУ используются две основные формы планирования: перспективный и календарный план. В основе планирования лежат следующие принципы: учет конкретных педагогических условий, возрастного состава группы, уровня развития детей; взаимосвязь процесса воспитания и обучения; регулярность, последовательность, цикличность воспитательных воздействий.

Перспективное планирование составляется воспитателями для группы с учетом комплексно-тематического планирования на квартал или на год (допустима коррекция в ходе работы в плане данного вида).В перспективном плане планируются:

1. Цели и задачи (на квартал);

2. Виды детской деятельности: игровая деятельность; социальное развитие; физкультурно-оздоровительная работа (закаливание, спорт. упражнения, подвижные игры); познавательно-практическая деятельность (наблюдения, ознакомление, опыты, эксперименты); художественная деятельность (речевая, театральная, музыкальная, игровая, изобразительная); элементы трудовой деятельности.

Календарный план составляется на основе годового и перспективного и дорабатывается с учетом наблюдений за детьми в группе и их оценки, а также обсуждений с другими воспитателями и бесед с родителями. Он пишется на каждый день или на неделю и включает различные виды деятельности на этапах ознакомления, освоения и закрепления, практического применения знаний.

Основные разделы календарного плана воспитателя:

3. План работы с родителями

4. Расписание сетки занятий (образ. ситуаций) на неделю (согласно количеству занятий по программе и требованию Сан-Пин и нормативам 2.4.1.1249-03 – в группе детей раннего возраста — не более 10 занятий, продолжительностью 8-10 минут. Допускается 1 занятие в первой половине дня, 1 занятие — во второй половине дня. Занятия проводятся в подгруппах по 5-6 человек.)

5. Планирование специально организованных занятий (с указанием дня и даты)

6. Планирование совместной деятельности воспитателя с детьми

7. Планирование самостоятельной деятельности детей

9. Режим двигательной и интеллектуальной нагрузки + мероприятия по безопасности (методическое пособие «Здоровье детей – забота общая»)

Планирование воспитательно-образовательной работы в детском саду с детьми дошкольного возраста осуществляется в дошкольном образовании через интеграцию всего образовательного процесса, объединяющую образовательные области, разные виды детской деятельности, приёмы и методы в единую систему. Следовательно, педагог планирует свою деятельность, следуя за ребенком, наблюдая за его развитием, за его интересами,ориентируясь на возрастные и индивидуальные особенности детей.

Содержание и организацию физического воспитания в , плане-перечне игр-занятий, сетке занятийуказывается: мотивация (например. «Пойдем в гости в кукле…»), виды движений – ходьба и цель (например, учить детей ходить за воспитателем,не наталкиваясь), метание и цель (например, продолжить учить бросать мячик), лазание и цель(например, продолжать учить ползать и подлезать под препятствия), подвижная игра и цель (например, «Беги ко мне», «Доползи до погремушки»).

В планировании организации и содержания деятельности детей во время бодрствованияуказываются образовательная деятельность в режимных моментах– утро, организационно-образовательная деятельность (указ. источник, тема, цель и задачи, материалы и оборудование), подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки, обед, подготовка ко сну, сон, вечер, вечерняя прогулка. Совместная (детей и взрослых) и самостоятельная и деятельность детей. Индивидуальная деятельность с детьми.

Степень повторности и дифференцированности планируемых игр-занятий для детей разных возрастных подгрупп. Одна игра планируется несколько раз, но изменяются и усложняются задачи – познакомить с игрой, выучить правила игры, выполнять правила, воспитывать доброжелательно отношение к детям, усложнить правила, закрепить знание правил игры и пр.). Дидактические, подвижные, малоподвижные игры упражнения систематически повторяются. Это способствует усвоению и совершенствованию, что ведет к развитию у детей хорошей ориентации в игровой, образовательной ситуации, формированию быстрой и осмысленной реакции. Повторение игр и упражнений содействует также развитию мыслительных способностей ребенка, воспитанию организованности, умения подчинять свои действия общим для коллектива правилам. Подвижные игры проводятся с малышами ежедневно. Нецелесообразна активная двигательная деятельность и сразу после завтрака. Перед занятиями уместны игры средней подвижности, для малышей это игры чаще всего индивидуального порядка

Учет в планах индивидуальных особенностей детей. Индивидуальный подход к каждому ребенку во время занятий, игр и упражнений является непременным условием правильного руководства деятельностью детей в группе. Планирование ведется на основе программы и, хотя не отрицает ведущей роли взрослого, во многом определяется интересами и потребностями детей, вытекает из ежедневных наблюдений всего персонала, текущего контроля, рождается в диалоге с родителями. Благодаря такому характеру планирования реализуется дифференцированный и индивидуальный подход к каждому ребенку.

Рекомендации по улучшению планирования оздоровительно-воспитательной работы в группе:

1.Календарное планирование должно учитывать содержание перспективного плана и сетки непосредственно образовательной деятельности, учитывающей требования к максимальной нагрузке на детей в образовательной деятельности.

2.Календарный план составляется на две недели. (Можно уточнить: Воспитатели высшей и первой категории пишут план работы на месяц, воспитатели без категории и молодые специалисты – на 2 недели.)

3. Календарное планирование осуществляется на основе циклограмм. Календарный план предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый день.

4. Индивидуальная работа с детьми планируется, учитывая результаты педагогических наблюдений, мониторинга индивидуального развития детей, индивидуальных программ развития (для детей-инвалидов и детей с ОВЗ).

5. При планировании приветствуется использование картотек прогулок, утренней гимнастики, наблюдений, пальчиковой гимнастики, артикуляционной, бодрящих гимнастик и т.п., составленных педагогами групп, специалистами ДОУ.

источник