Меню Рубрики

Анализ влияния телевидение на детей

Воздействие телевидения на психику посредством задействования различных форм передачи информации. Манипуляция массами. Сравнительный анализ зарубежных и отечественных исследований по влиянию телевидения на воспитание духовно-нравственных ценностей.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Роль телевидения в воспитании дошкольника

Сравнительный анализ зарубежных и отечественных исследований по влиянию телевидения на воспитание духовно-нравственных ценностей

В настоящее время телевидение, видеотехника, кино, радио, компьютеры, пресса оказывают мощное воздействие на дух и психику человека. Они во многом определяют поведение, личность и мышление людей.

Это воздействие так велико, что средства массовой информации всерьёз называют его четвёртой властью.

У взрослых в результате длительного просмотра телевизора и гиподинамии наступает раннее старение, происходит постепенный распад человеческой души, ранние инфаркты, инсульты, депрессия.

Если в прошлые десятилетия по ТВ демонстрировались учебные, познавательные фильмы, уроки по науке, искусству, технике, классическая музыка, оперы, балеты, отечественные фильмы — экранизации прекрасных классических произведений, то в последнее десятилетие с экранов кино, теле и видео хлынул мутный поток американских, западных фильмов, несущий с собой насилие, убийства, секс, пошлость, ложь, агрессию.

Средства массовой информации произвели в мире сексуальную революцию, навязали детям и молодёжи ложные понятия о вседозволенности. В результате резко возросла детская преступность, наркомания, свободные сексуальные связи подростков и молодёжи, которым подменили святое понятие любви и целомудрия лёгкой доступностью секса.

В результате такого образа жизни у молодых наступает глубокое разочарование в жизни, неверие в настоящую любовь, когда очень трудно создать дружную семью, где муж и жена с уважением, бережностью и любовью относились бы друг к другу, воспитывали своих детей сердечными, здоровыми, жизнерадостными, творческими людьми.

Средства массовой информации могут и должны формировать подрастающее поколение патриотами своей Родины, вежливыми, сердечными, справедливыми людьми. Мы не должны равнодушно взирать на пошлые, развращающие передачи, калечащие наших детей, молодёжь.

При проведении телетрансляции происходит воздействие на психику посредством задействования различных форм передачи информации; одновременное участие органов зрения и слуха активно задействуют пласты подсознания, за счет чего достигается максимальный манипулятивный эффект. Менее чем за полчаса просмотра телевизионной передачи мозг начинает впитывать любую информацию, которая поступает посредством телетрансляции. Вспомним, один из принципов манипуляции массами — внушение. На этом принципе основано действие телерекламы. Например, человеку показывается какой-нибудь рекламный ролик. Предположим, поначалу у такого человека происходит явное отторжение демонстрируемого материала (т.е. представление человека об этом товаре иное). Такой человек смотрит, слушает, оправдывая себя тем, что ничего подобного покупать не будет. Этим как бы успокаивает себя. На самом деле, если на протяжении длительного времени в информационное поле попадает какой-нибудь сигнал, то информация неизбежно откладывается в подсознании. А значит, если в последующем станет выбор между тем, какой товар купить, такой человек бессознательно отдаст предпочтение тому товару, о котором уже «что-то слышал». Более того, именно этот товар в последующем будет вызывать в его памяти положительный ассоциативный ряд. Как чего-то знакомого. В итоге, когда такой человек оказывается перед выбором товара, о котором ему ничего не известно, и товара, о котором он уже «что-то слышал» — то инстинктивно (т.е. подсознательно) потянется к знакомому товару. (С.А.Зелинский, 2007). манипуляция телевидение воспитание ценность

Выделяют пять стадий взаимодействия социума и телевидения. Первая стадия — интерес к источнику информации (т.е. к телевизору). Вторая стадия — оценка информации. Кроме того, обладание телевизором на этой стадии отмечается человеком как повышение собственного социального статуса. Третья стадия характеризует собой развитие массового телевидения. Телеприемник могут себе позволить приобрести многие семьи. На четвертой стадии — взрослые уже не только проводят значительное количество времени перед телевизором, но и телевизор уже начинает строить их жизнь посредством полученной когда-то информации посредством телепросмотра. Пятая стадия характеризует собой появление кабельного телевидения, а значит, растет избирательность в получении той или иной информации.

Мы должны напомнить, что манипулирование психическим сознанием масс происходит при показе любых передач по ТВ. В специфике телевизионной информации заложена необходимость восприниматься некритично, соответствовать ожиданиям аудитории, ее стереотипам и устойчивым представлениям о реальности. Телепрограмма с первых же секунд должна сигнализировать зрителю о том, что она адресована именно ему, отвечает его потребностям. После этого такие импульсы должны повторяться с достаточной периодичностью, чтобы у сидящего перед экраном человека не появилось мотивов переключить канал. Зритель выступает своеобразным «резонатором» между собственными представлениями о мире и тем, что он видит по телевизору, получая посредством просмотра подтверждение правильности своего выбора. (А.Н. Фортунатов, 2007).

Итак, с помощью ТВ можно извлекать известную пользу. Для этого необходимо владеть технологиями правильного просмотра телепередач. Передачи по ТВ несут в себе функция вызывания невротической зависимости и последующего снятия его. Каждый, кто смотрит телевизор, находится в зоне действия развития подобного рода зависимостей, поэтому отказаться от просмотра очень трудно. Необходимо иметь сильную волю, такую же когда человек избавляется от алкогольной или наркотической зависимости полным отказом от употребления затуманивающего сознание яда. Телесигнал кодирует психику человека. Основано кодирование на том факте, что любая информация из внешнего мира поступает в подсознание человека, а после начинает оказывать влияние на сознание, а значит и на появление у такого человека мыслей, желаний, поступков, фактически программируя его на выполнение заданных целей.

Роль телевидения в воспитании дошкольника

Семья — первичный агент социализации ребенка, институт, который осуществляет глубочайшее воздействие на формирование личности растущего человека. И особенно актуальным остается вопрос о том, какую роль играет современное телевидение в семейном воспитании и какими ресурсами обладает для оказания позитивного влияния на развитие личности ребенка.

Одним из главных достижений современных исследований в педагогической науке является осознание того, что функции телевидения в семье не ограничиваются развлекательной и информационной. Они могут быть разделены на две группы с точки зрения их места и роли в семейном воспитании: структурные и родственные (Д. Лемиш).

Структурные функции связаны с непосредственным использованием телевизора.

Например, когда телевизор является фоном для обычных домашних дел. Телевидение может регулировать распорядок дня семьи, что также является одним из явных способов воздействия на личность ребенка в структуре семейного воспитания. К примеру, мать может уговорить ребенка поспать днем обещанием, что когда он проснется, начнется его любимая передача.

Родственные функции связаны с ролью телевидения во взаимоотношениях всех членов семьи, в частности в общении между ними.

Например, телевидение может давать пример действий, чувств, идей, моделей коммуникации, которые можно использовать на практике в общении с другими членами семьи. Применение на практике образцов социального поведения и знаний, заимствованных из телепрограмм, подтверждает статус телевидения как социально-ролевой модели, которую копируют в реальности, решая с помощью нее свои жизненные проблемы или наоборот, отгораживаясь от них. Это, несомненно, также является значительным средством, оказывающим влияние не только на развитие личности ребенка, но и на личности всех членов семьи в целом, модели коммуникаций и отношений.

Просмотр телевизора всей семьей также является одним из способов воспитательного воздействия. Просматривая те или иные программы с родителями, ребенок слышит их комментарии по поводу увиденного, оценку демонстрируемых сцен, что не может не повлиять на формирование ценностной сферы и его нравственных качеств в дальнейшем.

Ситуация совместного просмотра телевизора дает семье общий опыт переживаний, который сплачивает ее — в смехе, подозрении, заинтересованности,- и даже дает физическое чувство единения, когда родители обнимают своего ребенка.

С другой стороны, телевизор в семье — это еще и способ избежать взаимодействия. Внимание, которого требует просмотр передач, позволяет зрителям наслаждаться своей уединенностью и уходить от гнетущей обязанности общаться на неприятные темы. Например, ребенок, который хочет отгородиться от взрослых, может достичь этой цели, включив музыкальный канал, используя телевизор для обозначения границ своего личного пространства.

Значительную роль в воспитании и общении в семье занимают и правила просмотра телепередач в семье. Это соглашения и договоренности, поведенческие установки, основанные на общей системе ценностей и норм в семье, например, в семье может существовать правило «никакого телевизора после девяти вечера».

Вмешательство родителей в зрительскую активность детей является немаловажным условием для формирования у детей избирательного отношения к содержанию телепередач и непосредственно связано с различными методами семейного воспитания [М.М. Назаров]. Оно может осуществляться на трех уровнях.

Первый: «уровень осведомленности и совместного просмотра»: степень включенности родителей в просмотр, которая может быть простым знакомством с содержанием программ, демонстрацией детям ролевых моделей просмотра. На этом уровне взрослые могут эффективно использовать такие методы воспитательных воздействий как демонстрация образца положительного или отрицательного поведения на телеэкране, формирование необходимого отношения к определенным формам поведения, демонстрация преимуществ конкретной формы поведения.

Второй-уровень «контроля», связанный со степенью ограничений родителями объема просмотра, его времени и содержания передач. Он также связан с использованием телевидения как способа поощрения или наказания в воспитании или со степенью контроля над деятельностью, сопутствующей просмотру.

Третий-уровень «поучительного посредничества», характеризующийся степенью и видами активности родителей в разъяснении телевизионного контента — посредством суждений, объяснения, эмоционального отношения, дополнительной информации, критики, то есть прослеживается связь с такими методами воспитания как анализ ситуаций из жизни, использование примера поступков героев телепередач и т.д.

Данные уровни родительского вмешательства в просмотр телепрограмм детьми: осведомленность, контроль и поясняющее посредничество — тесно связаны с собственным отношением родителей к телевидению. Некоторые родители ограждают детей от телевидения, считая, что оно оказывает разрушительное воздействие на жизнь детей и даже способно вызвать определенную форму зависимости и привыкания. Другие видят в нем позитивные стороны, предоставляющие возможности для развлечения, отдыха и получения информации. Поэтому для педагогической науки важен вопрос о поиске способов использования телевидения как ресурса для развития личности ребенка и стратегиях защиты детей от негативной информации, способной отрицательно повлиять на это развитие в дальнейшем, а также разработки рекомендаций для родителей, помогающих наиболее эффективно дополнять методы семейного воспитания возможностями телевидения.

Сравнительный анализ зарубежных и отечественных исследований по влиянию телевидения на воспитание духовно-нравственных ценностей

За последние 40 лет в мире было проведено более 1000 исследований, посвященных влиянию телевидения и кинематографа на детей. Исследования проводились во многих странах мира, среди мальчиков и девочек, принадлежащих к различным расам, национальностям и социальным группам. Тем не менее, результаты исследований были практически идентичны: агрессия на экране делает детей более агрессивными по отношению к людям, животным и к неодушевленным предметам.

Американская Академия Педиатрии опубликовала четыре фундаментальных вывода из этих исследований Смирнов И. Субкультурная революция: о современной молодежной культуре // Знамя. 2000,№7. С.65..

Во-первых, дети, которые смотрят много передач, содержащих сцены насилия, воспринимают насилие, как легитимный способ разрешения конфликтов.

Во-вторых, просмотр сцен насилия делает человека более беззащитным к насилию в реальной жизни.

В-третьих, чем больше ребенок видит сцен насилия на экране, тем больше шансов, что он станет жертвой насилия.

В-четвертых, если ребенок отдает предпочтение просмотру телепрограмм, содержащих сцены насилия, существует значительно большая вероятность, что он вырастет агрессивным человеком и даже может совершить преступление.

Американский ребенок проводит 28 часов в неделю перед телевизором — это больше, чем школьник тратит на занятия в школе. Как минимум, час в день подросток играет в видеоигры или путешествует по Интернету.

Несколько часов в неделю он посвящает просмотру фильмов и прослушиванию музыки.

По данным Медицинского факультета Гарвардского Университета, к 18-летнему возрасту американский ребенок видит насилие на экране телевизора более 180 тыс. раз, Из них примерно 80 тыс. убийств. По данным Mediascope, 66% детских телепередач, транслируемых в США, содержат сцены насилия, причем в трех четвертях случаев телевидение демонстрирует программы, в которых насилие никак не наказывается. По данным Национального Института Психического Здоровья лишь 4% программ, в которых присутствуют сцены насилия, содержат ярко выраженный призыв к ненасилию Шариков А. Телеуроки насилия // Культура. № 28 (7139). 30 июля — 5 авг. 1998. С. 6.

Несовершеннолетние дети склонны верить всему, что говорится с экрана. К примеру, в 2001 году Kaiser Family Foundation выяснил, что 60% подростков больше доверяют медицинской информации, передаваемой по ТВ, чем мнению их лечащих врачей Тарасов К. А. От насилия в кино к насилию «как в кино»? // Социс. 1996, №2. С.45.. Телевизионное насилие особенно опасно для маленьких детей, в возрасте до 8 лет, потому что они не могут точно различить — где начинается реальная жизнь, а где кончается фантазия. Ужасы кино подростки воспринимают как реальность. Известны случаи, когда дети, после просмотра фильмов про Супермена, пытались летать, выпрыгивая из окон второго этажа.

85% наиболее популярных в США видеоигр также содержат акты насилия. Исследование, проведенное в 1996 году среди четырехлетних мальчиков и девочек показало, что большинство из них (59% девочек и 73% мальчиков) назвали своими любимыми видеоиграми те, которые содержат акты насилия Там же.. В 1999 году двое школьников, живущих в городе Литлтон, штат Колорадо, убили 12 своих одноклассников и ранили 23-х, после чего застрелились. Расследование показало, что одним из факторов, подвинувших их на совершение убийства, вероятно, стала популярная компьютерная игра Doom. Оба подростка постоянно играли в нее. Одноклассников, с которыми у них не сложились отношения, будущие убийцы называли монстрами (по сюжету Doom герой воюет с человекоподобными монстрами).

Телевидение оказало большое влияние на уровень преступности: существует четкая зависимость — уровень преступности в той или иной стране возрастал через 10-15 лет после появления в ней телевидения. В 2001 году в США был опубликован доклад главного хирурга страны, посвященный проблеме молодежного насилия. В этом докладе подчеркивалось, что просмотр фильмов и телепрограмм, содержащих акты насилия, является фактором риска для подростка. По уровню воздействия на сознание ребенка он находится на том же уровне, что и иные факторы риска — бедность, плохое социальное окружение, низкий уровень интеллекта и т.д.

Опросы общественного мнения показывают, что примерно три четверти жителей США убеждены в том, что телевизионные передачи перегружены насилием. Опрос, проведенный телекомпанией Fox News после очередных случаев убийств, совершенных школьниками, показал, что 29% американцев считают создателей кинофильмов, телепередач и музыки виновными в этих преступлениях (58% возложили вину на родителей). Аналогичный опрос службы Gallup показал, что жители США считают телевидение второй главной причиной роста детского насилия: 40% возложили главную вину на родителей, 8% — на телевидение, 7% — на недостатки работы учителей, 6% — на психологические проблемы детей, 5% — на утрату обществом строгих моральных императивов Зазнобина Л. С. Медиаобразование в школе. Как выжить в мире СМИ. М.,2001. С.90..

Широко известен случай, когда два грабителя попытались повторить ограбление поезда, перевозящего деньги. Причем образцом для подражания послужило не реальное ограбление, совершенное в Англии в 1950-е годы, а фильм, снятый об этом — «Поезд с деньгами». В начале 2003 года два молодых американца убили свою мать и расчленили ее тело, чтобы избавиться от улик. В одном из эпизодов популярного телесериала «Семья Сопрано», который любили смотреть убийцы, мафиози действовали аналогичным образом Рондели Л. Д. Киноменю школьников // Социс. 1995. № 3. С.94..

В 1998 году маркетинговой фирмой Mediascope было проанализировано более 8 тыс. часов телепередач, транслировавшихся по различным каналам американского телевидения. Как было установлено, 60% программ содержали сцены насилия. Ученые из Университета штата Айова Брэд Бушман и Крэйг Андерсон сравнили статистику реально совершенных преступлений (для этого были использованы данные ФБР) и преступления, показанные в наиболее популярных телевизионных шоу, описывающих работу полиции и спецслужб Там же.. Как показало исследование, убийства составляют 0.2% всех преступлений, совершаемых в США — однако убийства составляют половину всех преступлений, показанных по ТВ.

Как уже говорилось, особенно чувствительны к влиянию телевидения дети и подростки. Во время полового созревания подростки обращают все больше внимания на свой внешний вид. Они наблюдают за изменением своего тела и колебаниями в своих переживаниях со смешанным чувством любопытства, интереса, а порою и страха.

Среди самых некоммерческих областей отечественного телевещания детское телевидение занимает, пожалуй, почётное первое место. Размещение рекламы в детских передачах запрещено законом, но это не единственная причина их вытеснения из телепоказа. Невыносимая для рекламодателей нулевая покупательная способность маленьких зрителей делает их аудиторией неприбыльной, а значит, и ненужной крупным телеканалам с их многомиллионными рекламными оборотами.

Читайте также:  Берут ли анализ на вич у детей

Детская аудитория многочисленна и более других категорий зрителей подвержена влиянию телевидения — особенно в свете того, что ТВ сейчас часто замещает детям общение с родителями или сверстниками, а уж тем более чтение книг. Кружкам и секциям родители предпочитают именно этот вид досуга — не требует дополнительных затрат на обучение и нет опасности позднего возвращения домой с занятий. В условиях, когда критерием успешности вещательной деятельности является рейтинг передач (и, соответственно, их прибыльность), развитие детского телевещания становится для коммерчески ориентированных каналов «неразрешимой» задачей.

Это действие рекламы, как уже говорилось, резко усиливается, когда она увязывается с, казалось бы, достоверными объективными сообщениями информационных выпусков. Возникает синергизм двух типов сообщений, и сознание людей расщепляется. Воображаемые образы рекламы по контрасту убеждают зрителя в правдоподобности известий, а теперь уже «заведомо истинные» известия усиливают очаровывающий эффект рекламы: бесстрастный репортаж создает инерцию «доверия», которое распространяется на идущую вслед за ним рекламу, а реклама, возбуждающая эмоции, готовит почву для восприятия идей, заложенных в «бесстрастном» репортаже. Поэтому увязка рекламы и последних известий на телевидении — вопрос большой политики. С другой стороны, реклама, разрывающая ткань целостного художественного произведения (например, кинофильма), резко снижает его благотворное воздействие на сознание человека.

Особо выгодным товаром оказываются для ТВ именно образы, запрещенные для созерцания культурными запретами. Перечень таких образов все время расширяется, и они становятся все более разрушительными. Простая порнография и насилие уже приелись, поиском оставшихся в культуре табу и художественных образов, которые бы их нарушали, занята огромная масса талантливых людей.

Прежде всего, ТВ интенсивно применяет показ того, что люди видеть не должны, что им запрещено видеть глубинными, неосознанными запретами. Когда человеку это показывают (а запретный плод сладок), он приходит в возбуждение, с мобилизацией всего низменного, что есть в душе. Набор таких объектов велик, обычно упирают на порнографию.

Полученные результаты нашей опытно-экспериментальной работы позволяют говорить о том, что в процессе обучения в младшем школьном возрасте происходит формирование нравственных качеств личности детей.

Телевидение не только дает определенную информацию, но и показывает варианты действий. Ребенок может их либо отвергать, основываясь на своих моральных убеждениях, а может и принимать как легитимные с точки зрения морали. Представляется широкий выбор действий, нужно только научиться выбирать правильный.

Телевидение такое, какое оно есть и не в педагогической компетенции его изменить, но зная все особенности восприятия, возрастные особенности формирования духовно-нравственных ценностей и дидактические приемы воздействия на детей, учитель должен использовать возможности масс-медиа в своих педагогических целях.

Сегодняшнее телевидение умеет, в основном, информировать и развлекать. Анализ выполнения телевидением одной из своих главных общественных функций — усиления социально-интеграционного единства страны — свидетельствует о том, что эта функция им, по сути, не выполняется. И, прежде всего, это обусловлено «уходом» из этой сферы государства. Во всех развитых странах мира именно государство озабочено проблемой усиления единства страны, просвещения населения, обеспечения доступа детей и взрослых к ценностям мировой культуры, включая культуру для детей и юношества.

Именно телевидение сегодня является основным медиа, усиливающим процессы дегуманизации сознания юных граждан. Особенно острой в отношении детства является проблема отображения насилия и эротики на телеэкране. Эта проблема является главной нерешенной проблемой в сфере информационной безопасности детства и носит комплексный, междисциплинарный характер.

Сегодняшний телеэкран усиливает процессы аномии, размывает общепринятые ценности. Прежде всего, мы имеем дело с проявлением конфликта социально-культурного плана. Он имеет по крайней мере два ясно выраженных уровня. Это, во-первых, нормативный конфликт, который проявляется в несоответствии норм поведения и речи, транслируемых с экрана, с нормами, характерными для традиционного российского общества. Во-вторых, это ценностный конфликт, проявляющийся в трансляции ценностей, чуждых для значительной (если не большей) части россиян. Второй из перечисленных уровней порожден тем, что проблема экранного насилия в значительной степени связана с экспансией американской продукции, транслирующей ценности и идеалы американской культуры, для которой, в первую очередь, характерны ценность материального богатства и идеал индивидуальной силы как инструмент его обретения. При этом характерные для России ценности духовного уровня и идеалы коллективного бытия, взаимопомощи, альтруизма отходят на задний план либо оказываются и вовсе исключенными из экранного представления.

Вклад сегодняшнего телевидения в социализацию личности можно оценить в целом скорее как негативный. В связи с этим обозначим сегодняшние информационные и культурные потребности детства:

потребность в многообразной информации для получения образования и самообразования;

потребность в культурных ценностях;

потребность в получении школьниками медиаобразования и развитие у них критического мышления (направления, которые широко развиваются во многих странах мира).

Комплексный характер проблемы приводит к необходимости совместного ее решения и кооперации усилий различных сфер и ведомств в направлениях:

активизации воспроизводства и производства отечественной культуры, продукции мультимедиа, основанной на идеях мира и ненасилия, толерантности;

усиления механизмов социального контроля над экранными средствами массовой коммуникации (ТВ, видео, кино, компьютерная продукция, Интернет);

решения проблемы разработки критериев и механизмов проведения экспертизы продукции для детей (телевизионных программ, кино — и видеопродукции, а также других видов продукции для детей).

Действия в первом направлении связаны со сферами различных видов медиа (печатного, аудиовизуального, в том числе компьютерного, производства, хранения и распространения информации), а также со сферой просвещения (образования и воспитания), обеспечивающей преемственность культуры.

Понятие «социализация» и её сущность. Средства массовой информации как предмет современных исследований. Последствия воздействия телевидения на старшеклассников. Программа исследования и анализ результатов. Практические рекомендации социальному педагогу.

курсовая работа [94,6 K], добавлен 04.11.2009

Специфика влияния телевидения на индивида. Принадлежность к молодежной субкультуре как фактор девиантного поведения личности. Формирование негативного отношения к наркокультуре в студенческой среде. Анализ поведения потребителей инъекционных наркотиков.

реферат [16,1 K], добавлен 07.11.2009

Виды и функции средств массовой информации. Основные тенденции негативного влияния телевидения на социализацию учащихся начальной школы. Эмпирическое исследование влияния современных средств массовой информации на социальное становление личности.

курсовая работа [50,6 K], добавлен 17.06.2014

Факторы, влияющие на формирование культуры повседневности студенческой молодёжи, уровень активности участия телевидения в повседневности студенчества. Логический анализ и операциональное определение основных понятий. Определение выборочной совокупности.

курсовая работа [383,1 K], добавлен 25.12.2009

Определение социального настроения молодежи г. Иваново. Факторы, способствующие воздействию средств массовой информации на сознание и поведение людей. Механизмы и характер манипуляции общественным сознанием через средства массовой информации на сегодня.

курсовая работа [333,0 K], добавлен 30.04.2011

СМИ как социальный институт: понятие, виды. Процесс формирования системы ценностных ориентаций в условиях современных тенденций развития средств массовой информации. Степень влияния телевидения на молодежь и его роль в формировании ценностных ориентиров.

курсовая работа [740,3 K], добавлен 26.10.2014

История возникновения и развитие социологии СМИ. Характер влияния средств массовой информации на молодежное поведение и анализ воздействия телевидения. Меры социальной государственной политики по решению проблемы негативного влияния СМИ на молодежь.

дипломная работа [86,4 K], добавлен 25.10.2011

Сущность понятия «личность». Содержательная характеристика факторов, влияющих на развитие человека: наследственность, среда и воспитание. Мотивация поведения личности, ее ценностные ориентации, интересы, идеалы. Воздействие развода на психику ребенка.

курсовая работа [56,5 K], добавлен 10.02.2011

Процесс демографического старения населения. Причины снижения рождаемости. Сексуализация литературы, театра, музыки, телевидения, печати, рекламы. Сущность понятия «чайлдфри». Духовно-культурные и морально-этические последствия старения населения.

реферат [26,1 K], добавлен 13.08.2014

Понятие семейной политики. Важнейшие постулаты создания семьи — рождение и воспитание детей, передача им материальных и духовных ценностей. Реализация семейной политики на различных уровнях управления. Проблемы молодой семьи и причины их возникновения.

курсовая работа [52,7 K], добавлен 20.01.2011

источник

Вот уже не один год на просторах рунета идут бои между сторонниками телевизионного и бестелевизионного детства. Так случилось, что и мою семью этот вопрос стороной не обошел. Главным вопросом «телевизионной эпопеи» являлось: Можно ли нужно ли показывать ребенку телевизионные передачи, мультики (развлекающие и развивающие), и телевидение фоном? Когда это можно делать?

В попытках составить объективное мнение о данном вопросе, я столкнулась с неожиданной проблемой: дискуссии в рунете есть, а исследований — нет. Нет общедоступных публикации российских исследований физиологов, нейропсихологов, психиатров о том, каким образом влияет просмотр масс-медиа-фильмовпередачмультфильмов на детский мозг. Меня как раз интересовал физиологический аспект детского восприятия телевизионной картинки (а именно: конкретные эксперименты). Рунет пестрит в основном морализаторскими постами, причем с обеих сторон баррикад.

Материала нашлось не много. В основном – из зарубежных источников. По структуре статья представляет собой выдержки из источников с конкретными экспериментами или официальными авторитетными заявлениями, разбитыми по категориям.

Категории: Влияние на развитие познавательных функций: восприятие, мышление, речь и память, внимание. Влияние на глаза. А так же возрастные ограничения к показу теле-продукции.

В статье использованы материалы:

  • Интервью со Смирновой О.Е.. Профессор, доктор психологических наук, заведующая лабораторией психического развития дошкольников Психологического института Российской Академии Образования, научный руководитель УМЦ «Игры и игрушки» факультета «Психологии образования» МГППУ, сотрудник Психологической консультации МГППУ. Пожалуй, единственный российский источник.
  • Он-лайн журнал «Педиатрия» (перевод автора). http://pediatrics.aappublications.org/content/128/5/1040.full
  • Книга Райнера Пацлафа «Застывший взгляд».
  • Официальный сайт Американской академии педиатрии (перевод автора). http://www.healthychildren.org/English/family-life/Media/Pages/Why-to-Avoid-TV-Before-Age-2.aspx.

Только за первые 12 месяцев жизни детский мозг увеличивается в 3 раза по весу. Самый интенсивный период развития мозга происходит с рождения до 3 лет. Стимулы, которые дети испытывают в этот период, оказывают глубокое влияние на развитие мозга (Американская Академия Педиатрии, далее ААП).

Рассматривая настоящее яблоко, глаз младенца совершает множество движений (саккад), которые строят визуальный образ данного предмета. Взгляд на предмет на экране сокращает количество саккад в десятки раз, что компенсируется растущей работой головного мозга, который вынужден синтезировать непрерывное изображение из отрывочных кадров. Однако смотреть на предмет и строить образ предмета это большая разница. Мозг взрослого способен к такой синтезации на основе огромного опыта. Опыт младенца минимален, синтезировать там еще пока что нечего. Т.е. получается, что младенец видит набор непрерывно сменяющихся пятен. Сомнительное развивающее занятие.

Для построения полноценного образа маленькому ребёнку нужна работа самых различных сенсорных систем, что невозможно при телепросмотре. Для ребенка 3-12 месяцев демонстрируемый видеоряд остаётся набором расплывчатых картинок непонятного содержания, что, конечно же, не только не способствует, но и препятствует его развитию восприятия (Смирнова Е.О.)

ААП приводят наглядный пример с искажением процесса восприятия:

Представьте себе мяч в реальной жизни и мяч по телевизору. Младенцы развивают 3-мерное представление. Мир кино существует в 2-х измерениях, так что мяч просто плоский, закрашенный кружок. Если вы бросили мяч, то он, замедляясь, постепенно останавливается. То же действие по телевизору разбивается — вы видите мяч, который кидают, и следующая картинка – мяч уже в состоянии покоя. Если ваш ребенок хочет схватить мяч в реальной жизни, он наклоняется к нему, держит его, или ползает возле. Материал, на экране просто исчезает. Вы никогда не сможете прикоснуться к нему. Младенцы могут смотреть на яркие цвета и движения на экране, но их мозг не в состоянии понимать смысла и значения всех этих странных картин. Потребуется 2 полных года, чтобы детский мозг развился до того момента, когда символы (точки) на экране станут ассоциироваться с реальными предметами в мире.

ААП утверждает, что согласно их исследованиям, дети, которые много смотрят телевизор, в большинстве случаев имеют проблемы с концентрацией внимания к 7 годам, поскольку все то, что показывают по телевизору, всегда интересно и нет необходимости делать что-то утомительное.

В 1970 г. Герберт Э. Кругмен исследовал, какие изменения происходят в ЭЭГ, когда испытуемый от чтения переходит к телепросмотру. Выяснилось, что при телепросмотре наступает так называемое «альфа-состояние». Преобладание альфа-частот исследователи единодушно расценивают как признак снижения визуального внимания ( альфа-частоты – это частоты сна). При гипнозе ЭЭГ обнаруживает совершенно те же симптомы, что и при телепросмотре (Райнер Пацлаф «Застывший взгляд»).

Сотрудники Виргинского университета (США) под руководством профессора психологии Анджелины Лиллард разделили 60 детей в возрасте четырех лет на три группы. В первой группе дети смотрели мультфильм с быстро двигающимися картинками, во второй – образовательные мультфильмы для дошкольников, а в третьей рисовали маркерами и мелками.

Сразу после этого они выполняли разнообразные тесты для оценки внимания, способности решения задач, памяти и других навыков. Хуже всего с заданиями справились малыши из первой группы: всего 15% детей выполнили тесты правильно, тогда как в группе рисования – 70%.

Исследование имеет определенные ограничения, в первую очередь – небольшое количество участников. Однако, по словам профессора Лиллард, полученные результаты говорят сами за себя. Быстрая смена событий на экране стимулирует ощущения, в то время как зоны мозга, отвечающие за память и внимание, угнетены. Когда ребенок видит героя, который переключается от одного занятия к другому намного быстрее, чем это происходит в реальной жизни, возникает неврологическое истощение, а способность к концентрации подавляется (там же).

Известные американские исследователи Дороти и Джером Сингер десятилетиями изучали воздействие телевидения на детей, и каждый раз, за редкими исключениями, были вынуждены констатировать, что телевидение негативно сказывается на способности к игре, на школьной успеваемости, чтении и развитии речи. Они пишут: «Фактически наши исследования четко показали, что дети, часто пользующиеся телевизором, подвержены серьезному риску остаться без глубоких знаний о мире; они хуже умеют читать, хуже отличают реальное от вымысла; у них хуже развито воображение; они с большим страхом воспринимают мир; им свойственна повышенная тревожность сознания в сочетании с большей агрессивностью. Все это приводит к тому, что, когда ребенок идет в школу, он меньше приспособлен к жизни» (из книги «Застывший взгляд).

Достаточное количество данных свидетельствует о том, что просмотр телевизора до 2-х лет оказывает негативное воздействие на развитие детской речи, навыки чтения и кратковременную память. В 2005 году ААП сделала предположение о влиянии просмотра телевидения на нерегулярность графиков сна у детей до 3 лет. Связи были обнаружены, однако ААП заявила о необходимости дальнейшего изучения проблемы (ААП).

О телевизоре «фоном»: Исследования, которые изучали 12-, 24- и 36-месячных обнаружили, что фон-телевидение не только сократило срок времени, которое ребенок играл, но также, что он сократил концентрацию внимания ребенка во время игры. Хотя большинство исследований было выполнено на подростках, результаты исследований показывают, что фоновые СМИ могут помешать когнитивным процессам, памяти, и пониманию прочитанного.

Довольно популярная тема в последние года: телевидение, гаджеты отрицательно влияют на глаза ребенка. Мышцы глаза ребенка перенапрягаются, поскольку долгое время сфокусированы в одной плоскости.

Вот что говорит об это Смирнова О.Е.

В норме фокусировка глаза постоянно спонтанно меняется с близкого на дальний взгляд и обратно, и, соответственно, изменяется кривизна хрусталика. При просмотре телевизора глаза лишены такой возможности и неподвижны, поскольку они постоянно сфокусированы на одной плоскости. В результате этого мышцы перенапрягаются. Аккомодация хрусталика теряет возможность быстро изменяться, что может привести к его искривлению». Изображение на экране нестабильно, оно постоянно мигает и мерцает. Это приводит к перенапряжению как глаза, так и нервной системы, и как итог, к ухудшению зрения. Изображение на экране состоит из точек, и поэтому взгляд не может нормально сфокусироваться. Поскольку глаз может различать гораздо более мелкие детали, а на телеэкране предъявляется нерезкое изображение, далекое от разрешающей способности глаза, то происходит деградация сетчатки. В естественных условиях изменение яркости объектов составляет до 60 дБ. На экране телевизора, из-за особенностей возбуждения люминофора, диапазон изменения яркостей не более 60 дБ, что приводит к утомлению глаза. При формировании непрерывного изображения используется не столько инерционное свойство глаза, сколько инерционное свойство сознания — мозг синтезирует непрерывное изображение из отрывочных кадров. Это приводит к перегрузке нервой системы, которая, благодаря обратным связям между мозгом и глазом, негативно сказывается на зрении.

Если обратиться к официальным источникам, аккуратно спрятавшимися за ширмой бизнес-индустрии детского развития, то окажется, что:

  • ВОЗ ограничила любой просмотр телевидения детям до 3-х лет.
  • ААП более лояльна в этом вопросе, но, все же, констатирует вредность телепросмотра до 2-х летнего возраста. Аргументирует это тем фактом, что к концу второго года жизни у ребенка точки с экрана начинают ассоциироваться с предметами реального мира.
  • Райнер Пацлаф предлагает запретить теле-продукцию до 4-х летнего возраста. Однако его предполжения, основаны на личных выводах в результате анализа большого количества литературы и не подкреплены экспериментальными данными. Посему, остаются частным мнением.
Читайте также:  Берггольц пусть голосуют дети анализ

Просмотр мультиков для маленьких детей (после трех лет) должен быть строго дозирован. При этом родители должны помогать малышам осмыслять происходящие на экране события и сопереживать героям фильма.

Предоставлять свободный доступ к информационной технике можно только за пределами дошкольного возраста (после 6-7-лет), когда дети уже готовы к её использованию по назначению, когда экран будет для них именно средством получения нужной информации, а не властным хозяином над их душами(Смирнова О.Е.).

источник

«Убедительно просим увести ваших детей от наших голубых экранов» – говорит диктор телевидения в знаменитом мультфильме про Карлсона. А между тем, жизнь современных детей почти невозможно представить без телевизора. Признаемся честно, нам, дорогие родители, так просто удобно – дети вроде бы чем-то заняты, они не мешают нам делать домашние дела и вообще просто не мешают отдохнуть после тяжелого рабочего дня. Порою мы практически не разговариваем со своими детьми. При общении с ними используем односложные слова типа: «Поставь!», «Отойди!», «Молодец», «Быстрее!», «Не трогай!» и т.д. Но при этом от своих детей мы ждем, чтобы они были вежливыми, успешными в учебе, чтобы их было видно, но не слышно! Чтобы понять, стоит ли «ящик» делать собеседником и воспитателем наших детей, важно посмотреть, как же влияет телевизор на наших любимых чад. Оставляя в стороне вопрос о качестве современной кинопродукции и ее влиянии на ценности и модели поведения детей (это тема отдельного разговора), посмотрим, как регулярный просмотр телевизора, в том числе в режиме видео, влияет на физическое состояние, умственное и психическое развитие детей.

Воздействие ТВ на здоровье ребенка

Мозговые способности ребенка наиболее активно формируются в период от рождения до трех лет. В первые 6 месяцев после рождения мозг достигает 50% своего взрослого потенциала, а к трем годам – 80%. Таким образом, видно, что у малышей огромный объем памяти, и только от взрослых, которые их окружают, зависит, чем заполнится этот объем. Посиделки перед телевизором – это первый шаг к нарушению функции зрения вашего малыша. Причем, угнетаются не только глазки ребенка, но и его нервная система. Врачи давно бьют тревогу и пытаются донести до родителей чреватость длительного пребывания у телевизора. Малоподвижный образ жизни – это прямой путь к гиподинамии, а, следовательно, и к развитию многочисленных сердечно-сосудистых, нервных, эндокринных, а также костно-мышечных заболеваний.

Влияние телевизора на речь и психическое развитие

Западные ученые установили, что дети, которых в раннем детстве «воспитывал » телевизор страдают недоразвитием речи, эмоций и заторможенностью психического развития в целом. Одна моя знакомая жаловалась на то, что ее ребенку уже четвертый год, а речь все еще отсутствует. Выяснилось, что телевизор дома был включен, как правило, в течение всего времени бодрствования ребенка. Эксперт по речи доктор Салли Ворд (Британия) говорит о том, что за последние 20 лет резко увеличилось количество детей, которые умеют воспринимать только зрительную информацию. Слова проходят мимо них. «Телевоспитанники» не могут в школе усваивать на слух информацию и испытывают большие затруднения со сменой привычного визуального восприятия на вербальное, ведь обучает их не телевизор, а живой учитель, которого они не способны услышать. Общение с другими детьми также может вызвать у них сложности. Примеров, подтверждающих справедливость этого утверждения, масса. Подруга недавно поделилась своими наблюдениями за своими двумя детьми 5 и 8 лет. Свободное от занятий и соответственно учебы время они, как правило, проводили перед телевизором. По причине ремонта телевизор в течение 2 дней не включался. И каково же было ее удивление, когда ее дети, которые не всегда могли находить общий язык друг с другом, начали больше общаться, вместе играть, рисовать. Телевизор просто крал это время общения, поэтому и общение складывалось не всегда продуктивно и правильно.

Известно также, что экран телевизора производит на ребенка гипнотический эффект. Ведь экран светится. Его мерцание, которое человек воспринимает помимо своей воли, имеет определенный ритм. А мерцающий свет, ритм и определенным образом подобранные шумы гипнотически воздействуют на психику. В результате маленький человечек впадает в транс и уже совершенно некритично воспринимает все, что льется с экрана, притягивается к нему. Жизнь маленького ребенка, от природы любознательного и непоседливого, проходит в постоянном исследовании окружающего мира. Он стремится все потрогать, повертеть, попробовать, изучить. Большинство детей быстро учатся включать и выключать телевизор или видеомагнитофон, тем более, что пульт дистанционного управления со множеством разноцветных кнопок обладает для них сверхпритягательной силой. Постоянно меняющиеся картинки на экране телевизора настолько притягивают малыша, что ему становится неинтересным и скучным то, что происходит вокруг него в реальной жизни. Даже не углубляясь в медицинские аспекты раннего приобщения ребенка к телевидению (неподвижность, вялость мышц, угроза нарушения зрения), нельзя не сказать о перегрузке органов чувств, в результате чего у ребенка могут появляться различные страхи, неоправданные агрессии, проблемы со сном. Поток информации, идущий с экрана, во много раз превышает возможность ребенка воспринимать его и самостоятельно переработать. Он выхватывает то одно, то другое и не может установить связь между изображением и услышанным текстом, из-за чего его мозг начинает мыслить отрывочно. Именно поэтому можно с уверенностью сказать, что раннее приобщение малыша к просмотру телевизионных передач отрицательно влияет на развитие ребенка, значительно понижает его любознательность и делает его пассивным. Тем более, что в фильмах, мультфильмах и особенно в рекламе так много агрессивных цветов, резких, пугающих звуков! Все это действует на психику ребенка крайне негативно.

Воздействие СМИ на мышление

Изучая характер воздействия на маленьких зрителей различных средств массовой информации, руководитель Центра коммуникативных исследований Института социально-экономических проблем народонаселения РАН Н.Е Маркова пришла к следующим выводам.

§ У детей, рано начавших смотреть телевизор и проводящих у него более часа в день, снижается уровень наглядно-образного мышления и уменьшается объем памяти. Интерес детей к предметам, фактам и событиям неглубок, речь примитивна, читать они начинают позже, неохотно и плохо пересказывают.

§ Развитие воли, стремление добиться поставленной задачи нарушено, потому что, сидя перед экраном, ребенок не совершает активных действий. Любые творческие позывы не стимулируются, а подавляются.

Есть ли безопасный минимум?

По рекомендациям специалистов, ребенок в возрасте до семи лет должен проводить у телевизора не более 30-40 минут в день! В старшем возрасте это время можно увеличить до 1,5-3 часов, разбив его на интервалы по 30-40 минут. В возрасте до двух лет ребенку вообще нельзя сидеть перед телевизором!Фредерик Циммерманиз Университета Вашингтона в Сиэтле, говоря о том, сколько времени маленький ребенок в возрасте одного-трех лет может проводить перед телевизором, отметил: «Каждый час – дополнительный риск, можно сказать, что нет безопасного минимума».

Пути решения проблемы

Вариантов масса, просто надо их пытаться найти, приложив немного фантазии и желания.

§ Поставьте простую и реалистичную цель, например, ограничьте время просмотра двумя мультфильмами в день.

§ Приучите детей обходиться без телевизора. Возможно, вначале вы встретите некоторое сопротивление, однако в таком раннем возрасте дети легко примут новые правила игры.

§ Предлагайте ему регулярно те интересные занятия, которые оказывают наибольшее влияние на развитие структур головного мозга, а именно: 1) разнообразные виды речи (устная, письменная), например, читайте с ребенком книги, рассказывайте сказки, учите скороговорки; 2) упражнения по координации движения кисти (лепка, рисование, конструкторы и т.д.). Европейская академия педиатрии считает эти занятия наиболее важными.

§ Попросите ребенка помочь вам по дому: маленькие дети любят помогать маме в мытье посуды, уборке комнаты и других домашних делах. Ваше доверие им только польстит.

§ Почаще пойте вместе с ребенком – это развивает его речевые навыки и слух.

§ Играйте с ребенком в подвижные игры.

Итак, дорогие читатели, подведем некоторые итоги. Оставляя своих детей у телевизора, мы не только доверяем их воспитание чужим дядям и тетям, не только наносим урон их здоровью, провоцируя задержку моторного развития, гиподинамию и ухудшение зрения; у голубого экрана мы рискуем навсегда похоронить их яркую уникальную личность с ее способностью познавать мир через собственный опыт, с ее умением полноценно общаться и строить взаимоотношения со сверстниками, с ее творческим потенциалом и умением ставить жизненные цели и достигать их. Телевизор «помогает» нам сформировать у детей пассивность и инертность характера, посредственность мышления. День за днем, незаметно методом накопительного эффекта наш уникальный ребенок становится частью толпы, серой и посредственной. Не случайно ведущие научные коллективы университетов мира бьют тревогу: умственная деградация целого поколения неизбежна при таком объеме воздействия кинопродукции на детей. И при этом главная ответственность лежит на нас, родителях. Кто-то однажды сказал: «Родился оригиналом, не стань копией». Пусть наши дети будут завтра среди тех, кто будет проектировать оригинальные здания, делать уникальные операции, делать яркие репортажи и ставить новые мировые рекорды. Но сегодня для начала нужно просто выключить телевизор и помочь своим детям сохранить свою неповторимую уникальность.

Что важно знать о телевизоре и телепередачах!

10 часов телесеансов в неделю снижают творческий потенциал человека на 25%.

Воздействие сказки (часто одной и той же любимой), рассказанной мамой или папой ребенку перед сном значительно сильнее, чем сказки, просмотренной по телевизору.

Результаты исследований английской ученой Салли Ворд показали:

— Если родители надеялись на электронные средства (телевизор, компьютер), как на нянь, то в 20% случаев уже 9-месячные дети отставали в развитии!

– Если дети продолжали смотреть телевизор, слушать приемники и пластинки, то в трехлетнем возрасте наблюдались задержки в развитии на целый год.

– Если родители отставших в своем развитии 9-месячных детей изымали из их поля зрения электронную технику и начинали непосредственно общаться с ребенком, то через 4 месяца ребенок догонял детей с нормальным развитием.

источник

Сегодня телевидение проникло в каждый дом и стало неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Оно заменило многим детям отца и мать, даже когда они присутствуют рядом и находятся дома. Этот факт заставил многих психоаналитиков признать, что в современном мире ни отец, ни мать уже не воспитывают детей. Их заменил телевизор.

Согласно статистике ЮНЕСКО, в среднем, каждый житель арабских стран к восемнадцати годам проводит двадцать две тысячи часов перед телевизором и четырнадцать тысяч часов в учебной аудитории. Согласно же другой статистике количество минут, которые родители проводят с детьми в полезной дискуссии или продуктивном диалоге равно трем-четырем минутам в неделю, в то время как дети проводят перед телевизором приблизительно 1680 минут в неделю.

Исследования и наблюдения говорят, что просмотр телепередач препятствует естественному и здоровому развитию мозга детей младше двух лет. И исключением здесь не стали даже познавательные передачи. Так в результате исследования более чем тысячи семей с детьми в возрасте от восьми месяцев до полутора года было обнаружено, что дети, которые просматривают познавательные передачи один час в день, узнают на шесть-восемь слов меньше, чем дети, которые час в день занимаются различными занятиями и играми. Данные выводы полностью противоречат ожиданиям родителей и обещаниям тех, кто пропагандируют эти познавательные фильмы.

Исследование, опубликованное в самом известном медицинском журнале в мире «The Journal of Pediatrics», дает нам ответ на вопрос, как это происходит. Дело в том, что головной мозг ребенка в таком возрасте развивается и получает пользу от движений игр и творческих занятий со взрослыми больше, чем от информационных передач, какого бы направления они ни были. Обучение по телевизору не имеет взаимодействия и обратной связи, что равносильно неправильному получению информации, и не оказывает положительного воздействия на ребенка.

В ходе исследования активности головного мозга с помощью электроэнцефалографа было выявлено, что импульсы головного мозга детей во время просмотра телевизора ослабевают и замедляются, а в процессе чтения и разных творческих занятий, напротив, увеличиваются.

Результат данного исследования показывает, что просмотр телевизора негативно влияет на умственное развитие и творческие способности ребенка. Также в ходе исследования, проведенного в Университете Глазго, в Великобритании, в котором приняло участие 11 тысяч детей, было установлено, что у детей, которые в возрасте 5 лет смотрят телевизор три часа и более в день, к 7 годам усиливается нервозность, они больше склонны к дракам, лжи, краже и обманам, нежели их сверстники.

Это полностью совпадает с выводами десятков других наблюдений за тысячами детей, которые были проведены в течение тридцати лет и которые подтвердили, что наблюдающие за сценами насилия по телевизору дети на 10% больше подвержены агрессивной модели поведения, вне зависимости от того, в какой социальной среде они находятся.

К тому же было установлено, что детские передачи содержат больше сцен насилия, чем передача для взрослых. Даже безобидные на первый взгляд мультфильмы за один час показывают 80 сцен насилия. В Университете Хартфордшир, в Британии, в ходе наблюдения за детьми младше 7 лет было установлено, что просмотр коммерческих реклам приводит к 5-кратному усилению отрицательных качеств характера детей, таких как алчность и настойчивое требование потребительских товаров. Это в сравнении с детьми, которые не смотрят подобную рекламу.

Также не следует забывать, что согласно статистике ребенок успевает увидеть за год почти 20 тысяч рекламных роликов, которые в среднем длятся 30 секунд. Этому воздействию человек подвержен и в юношеском возрасте. Профессор Джордан Графман из Национального Института Здравоохранения США установил, что к 18 годам юноша успевает просмотреть в среднем 20 тысяч сцен насилия и 40 тысяч убийств. Согласно исследованиям это притупляет чувствительность и реакцию молодых людей, когда они сталкиваются с насилием в реальности. Более того провоцируют их на агрессию.

Подобные исследования, проводимые на протяжении уже 25 лет, установили также прямую связь между просмотром телевизора и такой болезнью, как ожирение. Так, в ходе одного из известных исследований в этой области, в котором в течение шести лет под наблюдением врачей находились 50 тысяч женщин, было установлено, что каждые два часа, проводимые женщиной перед экраном каждый день, повышают вероятность ожирения на 23% и повышают риск возникновения сахарного диабета на 14%. Тем самым образуется замкнутый круг вредных привычек, состоящий из просмотра телевизора, нездоровой пищи, напитков и малоподвижного образа жизни.

Так в чём же проблема? Почему люди не перестают долгими часами сидеть у телевизора? Ученые, изучавшие на протяжении нескольких десятилетий вопрос чрезмерного увлечения просмотром телевизора и его влияние на поведение и характер человека, единогласно заявили, что телевизор превратился в один из видов зависимости. Поистине, количество времени, проводимое человеком перед телевизором, просто поражает. В развитых странах к 70 годам человек проводит перед экраном полных 9 лет. Согласно статистике, в арабских странах этот показатель еще выше.

Да, в телепередачах есть много пользы – одни помогают получить воспитание и образование, знакомят нас с культурным наследием, историческими фактами и так далее. Есть также познавательные и развлекательные передачи, однако, вместе с этим вред телевизора также огромен и пользу от него могут извлечь лишь сознательные люди, которые умеют выбирать между пользой и вредом, которые способны установить для себя временные рамки для просмотра передач.

Одна сцена, которую юноша и девушка прокручивают в своей голове сотни раз, больше влияет на их сознание и оказывает больше воздействия на их поведение и нрав, чем сотни уроков и лекций.

Каждая сцена из телевизора – это вредный или полезный росток, который обязательно вырастет и окрепнет, чтобы изменить человека. Поэтому давайте выбирать для наших глаз только полезное. Оберегать наши уши от всего вредного и выбирать для нашего разума только здоровую пищу.

Чтобы быть в курсе последних новостей и помочь в продвижении этой информации:
Вступайте в группу Вконтакте
Подписывайтесь на канал YouTube
Посетите нашу группу на Одноклассниках
Жмите «Нравится!» в группе Facebook
И делайте регулярные перепосты. Благодарим Вас!

источник

Ежедневно на ребенка обрушивается лавина информации разнообразного характера.

Потоки информации дают ребенку знания, развлекают его, самым непосредственным образом влияют на его поведение. Во многих случаях те звуковые и зрительные образы, которые появляются в средствах массовой информации, носят ярко выраженный рекламный характер — они призывают зрителя или слушателя стать потребителем того или иного товара или-услуги. Некоторые информационные продукты (фильмы, компьютерные игры, музыка) сами по себе являются товаром, имеющим спрос на рынке. Дети школьного возраста — наиболее активные потребители таких продуктов, поэтому подавляющее большинство рекламных роликов адресовано именно детям школьного возраста. Родителям приходится прилагать немало усилий, чтобы хотя бы отчасти управлять этими информационными потоками и удерживать ситуацию под контролем.
Телевидение — это самое мощное средство массовой информации: оно занимает одно из главных мест в жизни миллионов детей. Практически телевидение стало для ребенка закадычным другом, который ежедневно развлекает его и снабжает самой разной информацией.
Почти в каждой американской семье имеется хотя бы один телевизор, а примерно половина американских семей имеют два и более телевизора. Установлено, что ребенок школьного возраста проводит перед телевизором от двух до четырех часов ежедневно. Для многих детей просмотр телепрограмм стал главным развлечением, которому они уделяют почти все свое свободное время. Ребенок уделяет телевизору гораздо больше времени, чем своим друзьям, семье, школе.
Как показали социологические исследования, за годы обучения в школе ребенок провел перед телевизором от 15000 до 18000 часов, а за партой — всего лишь 11000 часов. Таким образом, нет ничего удивительного в том, что телевидение оказывает огромное влияние на образ жизнь ребенка, формирует шкалу его духовных ценностей. Оно в значительной степени влияет на умственное и физическое здоровье школьника, на характер взаимоотношений в семье. Очень часто ребенок выбирает свою социальную роль в обществе именно под влиянием увиденного на телеэкране. Педагоги и психологи ведут горячие дебаты по вопросу о том, является ли телевидение общественно вредным явлением, но так и не пришли к единому мнению. Тем не менее налицо бесспорный факт: часы, проведенные перед экраном телевизора, ребенок мог бы посвятить другим, гораздо более полезным занятиям.

Читайте также:  Быль для детей михалков анализ

Если члены семьи проводят все свое свободное время перед экраном телевизора, духовные связи между ними значительно ослабевают, общение между детьми и родителями сводится к минимуму. Ребенок многое теряет в своем духовном развитии, ему некогда пообщаться с друзьями, поиграть на свежем воздухе, помочь родителям по хозяйствуй это время украдено у него телевизором.
С появлением телевидения жизненный уклад многих семей коренным образом изменился. Просмотр телепрограмм нарушил привычный распорядок дня в семье: в современных семьях постепенно упраздняется даже священный ритуал вечернего чаепития, который складывался на протяжении многих поколений. Такое понятие, как семейный совет, почти полностью исчезло из нашего обихода — мы разучились сообща обсуждать возникшие проблемы, а ведь в процессе такого коллективного обсуждения формируется личность ребенка, его мировоззрение.
Зачастую телевизор становится в семье главным центром притяжения. Вспомните, как часто вы слышали из уст вашего ребенка примерно такую фразу: «Пап, я обязательно сделаю домашнее задание, вот только досмотрю телевикторину на первом канале» или: «Я пообедаю чуть позже, по телевизору начинаются мои любимые мультфильмы, я не могу их пропустить».
Сфера интересов ребенка школьного возраста достаточно разнообразна (футбол, клубы бойскаутов, музыка), в результате у него остается не так уж много свободного времени, но даже те немногие часы ребенок проводит не с семьей, а с телевизором. Телевизор отвлекает ребенка от выполнения уроков — на этой почве в семье часто вспыхивают ссоры и конфликты, возникает неблагоприятный психологический климат. Ни в коем случае не позволяйте ребенку готовить уроки с включенным телевизором. «Делу — время, потехе — час» — эта пословица, должна стать девизом вашей семьи.

Не следует недооценивать тот вред, который телевидение наносит физическому здоровью ребенка. Поддавшись очарованию виртуального мира, ребенок проводит все меньше времени на свежем воздухе, мало двигается, и в результате ухудшается его физическое состояние.
Проведенные исследования свидетельствуют: дети, которые проводят много времени у экрана телевизора, страдают избыточным весом гораздо чаще своих сверстников. Во время просмотра телепрограмм дети часто перекусывают высококалорийными готовыми закусками, в которых содержится много соли и сахара. Как следствие у детей снижается аппетит, они плохо едят за общим семейным столом.

Смотреть телевизор всей семьей, обмениваться мнениями по повод/ той или иной телепрограммы — вот что необходимо вашем/ ребенку.

Эту проблему можно решить следующим образом: заранее приготовьте детям полезные низкокалорийные перекусы (например сушеную морковь) и поставьте их рядом с телевизором. Или, что еще лучше, пригласите детей на прогулку — пусть они оторвутся от телевизора и побудут на свежем воздухе.

Проблема влияния телевидения на физическое и духовное здоровье ребенка уже давно находится в центре внимания врачей-педиатров. Во время просмотра телепрограмм ребенок пассивно воспринимает поступающую с экрана информацию, его физическая и интеллектуальная активность при этом сведена к нулю. Когда вы в очередной раз усаживаетесь перед телевизором, на минуту оторвитесь от экрана и задайте себе вопрос: «Чем сейчас занят мой ребенок?» или точнее «Чем он не занят?» Когда ребенок сидит, уставившись в экран телевизора, он упускает бесценные возможности для своего интеллектуального, эмоционального, эстетического и физического развития. Ребенок мог бы поиграть на свежем воздухе, почитать хорошую книгу, заняться спортом, приготовить домашние задания, но вместо этого он часами сидит неподвижно, усваивая сомнительную информацию.
Детям необходимо общение с близкими людьми, с членами своей семьи -в процессе такого общения ребенок приобретает столь необходимые ему социальные навыки. Просмотр телепрограмм (даже если ребенок смотрит телевизор вместе с родителями) — это занятие пассивное, оно по природе своей лишено коммуникации, общения.
Для некоторых детей телевидение может стать окном в мир, источником новых знаний (но лишь при условии, если родители выбирают для семейного просмотра познавательные, качественные программы). Случается и так, что телевидение становится для школьников источником ненормативной лексики (особенно это касается детей младшего школьного возраста).
Таким образом, когда ваш ребенок сидит перед телевизором, он не может выполнять ни одного из указанных ниже действий:

  • Задавать вопросы.
  • Решать проблемы.
  • Творчески мыслить.
  • Проявлять инициативу.
  • Развивать координацию движений.
  • Анализировать прочитанный текст, выделяя в нем основные положения.
  • Развивать моторные навыки.
  • Мыслить логически, критически, аналитически.
  • Развивать коммуникативные навыки.
  • Играть со сверстниками или взрослыми в развивающие игры, требующие навыков общения (такие игры очень полезны — они развивают у ребенка терпение, самоконтроль, умение сотрудничать с другими людьми, работать в команде).

Современные родители всерьез обеспокоены тем негативным влиянием, которое оказывает на детей телевидение. Но оно может сыграть и положительную роль. Если родители тщательно выбирают программы для семейного просмотра, телевидение становится для ребенка не просто развлечением, но способом познания другой культуры, моделью подлинных социальных ценностей. Выпуски новостей расскажут ребенку о происходящих в мире событиях. Когда ребенок смотрит познавательные программы, из них он узнает о чудесах природы, загадках истории. Если вы смотрите телевизор всей семьей, у детей появляется возможность провести время со своими родителями, обменяться мнениями по поводу той иной телепрограммы.
Современное телевидение предлагает нам множество по-настоящему интересных, качественных программ, однако родителям необходимо тщательно анализировать и отбирать тот поток информации, который обрушивается на их ребенка. В вечерних программах зачастую царят насилие и агрессия, а иногда даже очень популярные программы пропагандируют такие социальные нормы и ценности, которые не совпадают с моральными критериями вашей семьи. Во многих телешоу яркими красками расписываются криминал, сексуальная распущенность, а опасные последствия такого рода поведения остаются «за кадром». Некоторые мультфильмы поставлены так, что у ребенка стирается грань между виртуальным миром и реальностью. В СМИ активно пропагандируется употребление алкоголя, табака и наркотиков.
В видеоклипах часто демонстрируются такие темы, как наркотики, алкоголь, секс, самоубийство. В рекламных роликах предлагаются такие товары, которые родители по тем или иным соображениям (финансовым, психологическим) не могут купить своему ребенку. Подобная реклама воспитывает в детях и подростках навыки асоциального поведения.
Жестокость на телеэкране и то влияние, которое она оказывает на ребенка, -вот что особенно беспокоит многих родителей. Проведенные исследования свидетельствуют: фильмы и видеоклипы, наполненные сценами жестокости и насилия, воспитывают в ребенке асоциальное поведение: он становится агрессивным (может толкнуть, ударить другого ребенка, например на детской площадке), грубым, бессердечным, не проявляет никакого сочувствия к окружающим. Родителям необходимо строго контролировать «информационные каналы» своего ребенка — сцены насилия и жестокости должны быть полностью исключены из детского просмотра.

Это важно
Средства массовой информации (кино, телевидение, журналы, реклама, Интернет и компьютеры, видеоигры и музыка) оказывают огромное влияние на формирование личности ребенка. СМИ в значительной степени определяют, чему ребенок учится, какими глазами он смотрит на мир, как он строит свои взаимоотношения с окружающими людьми. Проведенные исследования показали, что некоторые средства массовой информации создают реальную угрозу здоровью детей и подростков. В этих СМИ пропагандируются социально опасное поведение, агрессия, негативное отношение к здоровому образу жизни. Родители должны четко представлять себе, какое мощное влияние оказывают СМИ на мировоззрение ребенка. Количество и качество рекомендованных для детского просмотра телепрограмм должно строго соответствовать возрастным особенностям ребенка.
Врачи-педиатры, учителя и родители должны помочь ребенку выработать навыки критического мышления: ребенок должен понимать, что в средствах массовой информации многие события и явления предстают перед зрителем вовсе не такими, какими они являются на самом деле. К о где ребенок поймет, что СМИ существуют для того, чтобы вызвать у зрителя определенную «обратную связь», он станет более критично относиться к тому информационному потоку, который обрушивается на него ежедневно. Дети, обладающие навыками критического анализа поступающей информации, не подвержены пагубному влиянию телевидения, они способны успешно противостоять этой информационной атаке.
Наши дети ежедневно становятся свидетелями сцен насилия и жестокости — ими наполнены кино, телевидение, видеоигры, музыкальные клипы. Средства массовой информации формируют положительный образ человека с оружием в руках, и в детях укрепляется представление, что все проблемы можно решить лишь при помощи силы. Что же предпринять родителям в такой ситуации? Прежде всего ребенок должен понять, что «виртуальная» жестокость (та, которую он видит на экране телевизора) не имеет ничего общего с реальностью, с тем миром, который его окружает. Просмотр телепрограмм может стать для всей семьи своего рода дискуссионной площадкой. Если вы смотрите телевизор вместе с детьми, а затем обмениваетесь мнениями по поводу той или иной программы, ваши дети быстро научатся критически анализировать увиденное на экране.
По-настоящему качественные программы не только развлекают ребенка, но и дают ему новые знания об окружающем мире. Следует, однако, иметь в виду, что если ребенок проводит слишком много времени у экрана телевизора, у него не остается времени для других, не менее важных занятий (чтения, общения со сверстниками). Ребенок, охваченный телеманией, мало двигается, у него развивается ожирение. Американская академия педиатрии рекомендует родителям придерживаться следующего правила: ребенок школьного возраста может уделять просмотру телепрограмм не более 1 -2 часов в день.

Родители не должны опускать руки перед лицом информационной атаки. Вот несколько полезных советов для тех родителей, которые хотят разумно контролировать программу телепередач для своего ребенка.

  • Строго ограничивайте время, которое ваш ребенок посвящает просмотру телепрограмм. Ребенок должен проводить перед телевизором не более 1-2 часов в день. Выполнение домашних заданий и обязанностей по дому должно стать для ребенка безусловным приоритетом; недопустимо, чтобы ребенок сидел перед телевизором, не приготовив при этом уроков. Не следует, однако, использовать телевизор как своего рода награду за выполненную работу — в вашем распоряжении есть куда более эффективные методы: предложите ребенку другие, не менее увлекательные занятия (спорт, хобби, работа по дому и множество других занятий, которыми вы занимаетесь всей семьей). Когда ребенок занят полезным, увлекательным делом, он не будет рваться к телевизору.
  • Помогите ребенку заранее выбрать те передачи, которые ему хотелось бы посмотреть в течение недели. В начале каждой недели ребенок будет под вашим руководством просматривать программу телепередач и выбирать для себя самое интересное. Повесьте где-нибудь на видном месте (на холодильнике или рядом с телевизором) ваш «семейный телегид» — расписание тех передач, которые вы смотрите всей семьей.
  • Родители должны точно знать, какие программы смотрит их ребенок. Если он смотрит телешоу, присядьте рядом с ним и посмотрите, что происходит на экране. Если в передаче пропагандируются алкоголь, наркотики, секс, появляются сцены насилия; жестокости, вам следует серьезно поговорить с ребенком, объяснить ему, что все увиденное на экране не следует переносить в реальную жизнь. В данной ситуации телепередача может стать предметом для семейной дискуссии, во время которой родители смогут рассказать ребенку об истинных семейных ценностях. Помогите вашему ребенку стать критичным, разборчивым зрителем. Обсуждайте с детьми поведение персонажей фильмов и сериалов. Особо следует поговорить о рекламе — дети зачастую просят родителей купить им те игрушки или сладости, которые активно рекламируются с экранов телевизоров. Родители должны объяснить ребенку, что не следует полностью доверять рекламе, что очень часто под воздействием рекламы люди покупают совершенно бесполезные для них товары.
  • Если полезные для ребенка познавательные передачи идут в неудобное для него время (например, ваш ребенок в это время находится в школе или занят выполнением своих обязанностей по дому), запишите их на видеомагнитофон. Ребенок сможет посмотреть видеозапись в любое удобное для него время. Таким образом, ваш ребенок сможет убедиться, что вы действительно уважаете его права и готовы полностью соблюдать то соглашение, которое вы с ним заключили относительно телевидения.
  • В комнате, где вы смотрите телевизор, обязательно держите книги и настольные игры. Регулярно посещайте библиотеку вместе с ребенком, помогите ему выбирать книги для семейного чтения.
  • Вы должны стать для своих детей образцом для подражания — дети почти всегда копируют поведение своих родителей. Таким образом, если вы хотите, чтобы ваш ребенок больше читал, он должен как можно чаще видеть вас с книгой в руках. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок чаще бывал на свежем воздухе, занимался спортом, покажите ему пример — организуйте семейный спортивный праздник.
  • Не позволяйте ребенку смотреть телевизор во время обеда или ужина, поскольку зачастую вечернее чаепитие — единственная возможность для всей семьи собраться за общим столом. Телевизор может свести на нет общение между членами семьи, и вы потеряете драгоценные минуты совместного семейного досуга.
  • Не позволяйте ребенку переносить телевизор в свою комнату. Если телевизор установлен непосредственно в комнате ребенка, родителям становится гораздо сложнее контролировать его. Ребенок начнет «путешествовать» по всем существующим каналам, включая и такие, которые совершенно не соответствуют его возрасту. Кроме того, если телевизор установлен непосредственно в комнате ребенка, он гораздо больше времени проводит в одиночестве, в изоляции от остальных членов семьи. Существует также опасность, что ребенок будет допоздна засиживаться перед телевизором в ущерб сну. Конечно же, не следует допускать, чтобы ребенок приходил в школу вялым и невыспавшимся.
  • Требуйте от ваших местных телевизионных станций, чтобы они включали в программу как можно больше передач для детей. Информируйте менеджеров о тех передачах, которые не нравятся вам и вашему ребенку. Если у вас есть любимые передачи, которые вы всегда смотрите с удовольствием, пусть об этом также узнают на телевизионной станции. Хорошие, качественные программы очень часто имеют низкие рейтинги, поэтому не поленитесь написать на телевизионную станцию письмо с теплыми словами в адрес создателей любимой программы. Может быть, именно ваше письмо поможет программе удержаться в эфире.
  • Если телевизор становится источником конфликтов в семье, просто отключите его на какое-то время. .Некоторые семьи практикуют такие акции, как «дни без телевидения» и даже «недели без телевидения». Отключив телевизор на день-два, вы заметите, что ваш ребенок стал более общительным, подвижным, стал чаще обращаться к родителям за советом. Причина таких перемен проста и очевидна: ваш ребенок освободился от власти голубого экрана.

Это важно
Основная цель коммерческого детского телевидения заключается в том, чтобы продавать детям самые разные товары (начиная от игрушек и заканчивая продуктами питания). Дети, особенно младшего школьного возраста, не понимают, что рекламные ролики снимаются с одной-единственной целью — продать детям (или их родителям) определенный товар.
Очень часто под влиянием телевидения у детей складывается неправильное представление о таких реалиях окружающего мира, как наркотики, табак, алкоголь, взаимоотношения в семье, сексуальный аспект отношений мужчин и женщин.
Американская академия педиатрии целиком и полностью поддерживает законодательные инициативы, призванные коренным образом улучшить качество детского телевидения. ААП, в частности, одобрила инициативу по внедрению современных высокотехнологичных систем, помогающих определять истинный рейтинг той или иной программы.

источник