Меню Рубрики

Анализ воспитанности детей дошкольного возраста

Рассматривая нравственное воспитание как один из важнейших компонентов развития личности ребенка, нельзя не задуматься о формировании детского характера. Как уже не раз отмечалось, цель нравственного воспитания — формирование нравственного поведения, причем не от случая к случаю, а в повседневной жизни. Известный педагог В.А. Сухомлинский справедливо считал: «Доброта должна стать таким же обычным состоянием человека, как мышление. Она должна войти в привычку» [55; 216].

Важным в процессе нравственного воспитания является ориентированность на цели, задачи воспитательно-образовательного процесса, выбор эффективных средств.

К методам, обеспечивающим создание у детей практического опыта нравственного поведения, относятся [56]:

  • 1. Воспитание нравственных привычек;
  • 2. Пример взрослого или других детей;
  • 3. Целенаправленные наблюдения за трудом взрослых или игрой детей;
  • 4. Организация совместной деятельности;
  • 5. Совместная игра.

Нравственное воспитание детей предлагается осуществлять в самых разных условиях: в бытовой и повседневной деятельности, в игре и на специально организованных занятиях. Во вторую группу методов, направленных на формирование нравственных качеств, входят:

  • 1. беседа воспитателя на этические темы;
  • 2. чтение художественной литературы;
  • 3. рассматривание и обсуждение картин;
  • 4. метод убеждения;
  • 5. метод поощрений и наказаний.

Главный акцент в «Программе обучения и воспитания в детском саду» под ред. М.А. Васильевой делается на формирование коллективистской направленности детей. Задача заключается не в воспитании сопереживания и сочувствия другому, а в формировании чувства своей связи с группой и осознания себя частью коллектива. При таком подходе человеческая личность (как своя, так и другого) не выделяется, а, наоборот, стирается и растворяется в коллективе.

Хотя в задачах и провозглашается развитие гуманных чувств и положительных взаимоотношений, предлагаемые методы направлены либо на формирование правильного поведения (воспроизведение положительных образцов, формирование положительных привычек), либо на формирование представлений, оценок и суждений.

Настоящее время характеризуется чрезвычайной вариативностью и разнообразием программ дошкольного образования — «Развитие», «Радуга», «Золотой ключик», «Детство», «Дружные ребята», «Истоки».

В настоящее время достаточно широкое распространение получила программа «Развитие», разработанная Л.А. Венгером и его учениками. В ее основу легли два теоретических положения: теория А.В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития и концепция самого Л.А. Венгера о развитии способностей [43]. Соответственно, целями данной программы является развитие умственных и художественных способностей, а также специфически дошкольных видов деятельности.

Авторы программы не ставят перед собой специальной задачи нравственного воспитания детей, считая, что оно достигается «общей организацией жизни группы, эмоционально привлекательными для детей видами деятельности, вниманием со стороны взрослых к каждому ребенку и к взаимоотношениям детей между собой».

Несмотря на отсутствие интереса авторов к сфере развития эмоционально-личностных отношений между детьми, в программе заложены предпосылки развития этих отношений через игру, изобразительную деятельность и ознакомление с художественной литературой. Однако вопрос о том, действительно ли нравственное развитие достигается данными средствами, остается открытым. Поэтому судить о степени эффективности данной программы для нравственного развития достаточно сложно. Можно полагать, что она, скорее, определяется личностью воспитателя, чем содержанием самой программы.

Достаточно большой популярностью пользуется в настоящее время программа «Радуга». Это — комплексная программа воспитания, образования и развития детей. Она направлена на решение трех основных задач: укрепление здоровья, полноценное психическое развитие каждого ребенка и обеспечение радостной и содержательной жизни в детском саду. Среди целей воспитания выделяются, в частности, развитие дружелюбия и терпимости по отношению к сверстникам. Это достигается путем формирования моральных норм: ритуалов приветствия и прощания, ритуалов празднования дней рождений, помощи детям в конфликтных ситуациях, нейтрализации агрессивных проявлений, а также демонстрации детям норм справедливости и их равных прав.

Другой важной целью воспитания является формирование эмоциональной отзывчивости к переживаниям и проблемам других детей. Решать эту задачу предлагается путем побуждения детей откликаться на боль и переживания взрослых и сверстников, демонстрации примеров чуткого отношения к живым существам, а также акцентом на сходство чувств всех людей (боль, страх) [45].

Вместе с тем следует отметить, что программа страдает недостаточной разработанностью практических средств для решения тех благородных целей и задач, которые в ней поставлены. За развернутой и обоснованной постановкой целей и общих путей их решения не стоит описание конкретных педагогических методов и приемов их достижения.

Достаточной популярностью пользуется сейчас программа «Золотой ключик», разработанная Е.Е. и Г.Г. Кравцовыми. Научную основу данной программы составляет выдвинутый Л.С. Выготским «принцип единства аффекта и интеллекта» [27].

Цель программы: «достижение органического единства условий, обеспечивающих детям максимально полное, соответствующее возрасту развитие и одновременно эмоциональное благополучие и счастливую, радостную жизнь каждого ребенка» [27; 43].

Суть этого положения заключается в том, что эмоционально-волевое и когнитивное развитие ребенка нельзя осуществлять изолированно, эти две линии детского развития взаимообусловлены и должны составлять органическое единство. Авторы справедливо подчеркивают, что в дошкольном возрасте интеллектуальное развитие подчинено развитию эмоциональной сферы; именно эмоциональная привлекательность и насыщенность материала обеспечивает его усвоение и познавательное развитие детей. Исходя из этого, задача воспитания заключается в максимальной насыщенности жизни детей разнообразными волнующими событиями.

Основной упор делается на развитие знаний, умений и навыков. В «Критериях оценки развития детей к концу года» результаты развития эмоциональной сферы упоминаются лишь вскользь, да и то только в первом и последнем годах. Главным методом эмоционального развития выступает создание специальных условий жизни детей в одной группе, а также организация ярких впечатлений и событий.

В последнее время широкое распространение получила комплексная образовательная программа «Детство», разработанная коллективом кафедры дошкольной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена [12].

В отличие от других программ в ней нравственное развитие ребенка и формирование гуманных отношений с другими детьми является одной из центральных задач. Девиз программы: «Чувствовать-Познавать-Творить». Соответственно, проблема эмоционального развития дошкольника, обеспечение эмоционально-комфортного состояния ребенка в общении со взрослым и сверстниками и гармонии ребенка с предметным миром решается в разделе «Чувства», в задачи которого входит развитие «эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении и поступках».

Основным средством решения поставленных задач авторы считают «усвоение детьми идеи единства всего живого». Воспитатель посредством бесед и обсуждений проблемных ситуаций знакомит детей с эмоциональными переживаниями, состояниями, проблемами и поступками людей, доступными для понимания в данном возрасте. Благодаря этому, по мнению авторов, дети сами начинают понимать, какие действия и поступки приводят к одним и тем же переживаниям, у детей формируется понятие о гуманном и негуманном поведении.

Еще одним важным средством развития эмоциональной отзывчивости дошкольников в программе «Детство», как и во многих других, является приобщение к искусству: музыке, литературе, народной культуре [12].

Во многих детских садах широко используется программа «Дружные ребята», разработанная авторским коллективом под руководством Р.С. Буре. Данная программа в отличие от многих других направлена непосредственно на воспитание гуманистической направленности, а именно на формирование гуманных чувств и дружеских отношений дошкольников. Формирование гуманных чувств, по замыслу авторов, достигается путем осознания ценности доброжелательного отношения к другим и через обучение эмоциональному предвосхищению последствий своих поступков [37].

Гуманистическая направленность поведения понимается как обобщенная характеристика поведения ребенка, которая отражает его умение ориентироваться в возникшей социальной ситуации, осознавать суть происходящего, проявлять эмоциональную чувствительность к состоянию сверстников. Авторы предлагают следующие методы и средства воспитания гуманных чувств и дружеских отношений дошкольников [37]:

  • · рассматривание картин, отражающих знакомые для ребенка жизненные ситуации и переживания;
  • · чтение художественных произведений с описанием типичных моральных ситуаций и последующее обсуждение поступков героев;
  • · игры-упражнения, в которых детям предлагается решить знакомые им моральные проблемы;
  • · положительная оценка реальных проявлений гуманистической направленности поведения, пояснение смысла собственного поступка и поступка сверстника.

Отзывчивость характеризуется в программе как умение замечать ситуации, в которых его сверстник испытывает неблагополучие, и находить действенные способы, помогающие сверстнику восстановить эмоциональный комфорт. В качестве основных методов воспитания отзывчивости авторы предлагают учить детей обращать внимание на эмоциональное неблагополучие сверстников и преодолевать свое и чужое эмоциональное неблагополучие.

Так накапливается опыт практических действий, направленных на оказание помощи другому; дети побуждаются к проявлению отзывчивости и доброжелательности. Воспитатель разъясняет причины, вызывающие эмоциональное неблагополучие сверстника, и непосредственно включается во взаимодействие детей, демонстрируя способы проявления отзывчивости.

Таким образом, несмотря на новизну заявленных целей программы, их реализация подразумевает старые средства и методы.

В настоящее время в детские сады активно внедрена базисная программа «Истоки». Целью программы является разностороннее и полноценное развитие ребенка, формирование у него универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества [17].

Одна из четырех линий развития дошкольника (наряду с физическим, познавательным и эстетическим) является социально-личностное развитие. В качестве основы такого развития выступает общение ребенка со взрослыми и сверстниками, которое является «главным условием усвоения ребенком нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственности, любви к своей семье и Родине, как основа формирования его самосознания».

Для каждого возраста в программе выделены соответствующие задачи социального развития, а также варианты реализации этих задач на практике.

Задачи социального развития заключаются, с одной стороны, в развитии морального сознания (различать эмоциональные состояния взрослых и детей, формировать представления о том, что хорошо и что плохо, что можно, что нельзя), а с другой стороны — в формировании коммуникативных навыков (доброжелательно здороваться и прощаться, вежливо обращаться с просьбами и пр.).

Следует отметить, что авторы программы «Истоки» многократно подчеркивают важность воспитания доброжелательных отношений ребенка со взрослыми и сверстниками. Основным методом формирования доброжелательных отношений является поощрение взрослого, его положительная оценка. Механизм социального научения является тут первостепенным.

Сегодня все педагоги ДОУ озадачены новой ситуацией в системе дошкольного образования — организацией образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с федеральными государственными требованиями (ФГТ).

Перед ними стоит вполне конкретная задача: смоделировать образовательный процесс в соответствии с новыми требованиями, сохранив при этом положительные моменты теории и практики дошкольного образования, и внести изменения в образовательные программы ДОУ [42].

Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования описывают интегративные качества ребенка в области нравственного воспитания, которые он может приобрести в результате освоения общеобразовательной программы — это эмоционально отзывчивый ребенок, который откликается на эмоции близких людей и друзей, сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.

Таким образом, можно отметить, что в большинстве рассмотренных программ наблюдается существенное расхождение между целями нравственного воспитания и методами их практической реализации.

При сравнении задач и методов их решения обнаруживается, что, несмотря на многообразие и новизну целей инновационных программ, многие из них привлекают старые средства, которые использовались еще в типовой программе.

Несмотря на то, что главной задачей воспитания в большинстве программ является развитие нравственных чувств и гуманных отношений между детьми, основными методами во всех программах остаются, с одной стороны, формирование коммуникативных навыков, с другой — правильных оценок и моральных суждений.

Предполагается, что и формирование навыков поведения и знание нравственных норм является залогом нравственного развития.

Несмотря на то, что главной задачей нравственного воспитания является развитие чувств ребенка, в качестве основных методов воспитания предлагается, с одной стороны, развитие коммуникативных навыков и умений, а с другой — моральных суждений ребенка. Считается, что нравственные чувства являются результатом или суммой навыков поведения и моральных суждений.

источник

Краткое выступление по теме на педсовете, презентация, к сожалению, не загрузилась. Актуальная тема. Для дошкольников мало материала по этой теме, в теме говорится о важности уровня воспитанности и методики диагностики.

Тема: «Диагностика уровня воспитанности дошкольников»

Проблема диагностики воспитанности всегда была одной из самых актуальных в педагогике. В последнее время она приобрела еще большую остроту.

В настоящее время в нашем обществе царит равнодушие и бездуховность, отсутствие бережного и чуткого отношения людей друг к другу. В связи с таким положением особо актуальным является не только развитие и воспитание у детей с раннего детства гуманного отношения к «другому», но одновременно и выявление их уровня становления и проявления на каждой возрастной стадии развития ребенка. Следовательно, поднимается вопрос диагностики уровня воспитанности детей дошкольного возраста.

Проблема диагностики заявлена достаточно давно и решается как в психологических, так и педагогических исследованиях.

Однако, что применительно к детям дошкольного возраста педагогическая диагностика практически не разработана.

Критериями оценки воспитанности являются наивысшие ценности жизни, они же определяют содержание воспитательного процесса.

Можно выделить конкретные критерии воспитанности, такие как честность, бескорыстие, вежливость, деликатность, чуткость, чувство такта, скромность, дисциплинированность, трудолюбие, предупредительность, ответственность, любознательность, самостоятельность, дружелюбие, отзывчивость, дружелюбие, аккуратность, общительность и другие.

В дошкольном возрасте дети начинают руководствоваться в своем поведении нравственными нормами. Знакомство с нравственными нормами и понимание их ценности у ребенка формируется в общении со взрослыми, которые дают оценку противоположных действий (говорить правду — хорошо, обманывать — плохо) и предъявляют требования (надо говорить правду). Примерно с 4 лет малыши уже знают , что следует говорить правду, а обманывать плохо.

Но знания, имеющиеся практически у всех детей этого возраста, не обеспечивают сами по себе соблюдения нравственных норм.

1-й тип – «дисциплинированный» (выполнить правило, чего бы это не стоило) встречается с 3-4 лет. На протяжении всего дошкольного возраста идет изменение мотивации нравственного поведения: сначала ребенок старается избегать наказания или порицания, но постепенно происходит осознание необходимости выполнения правил поведения.

2-й тип – «недисциплинированный неправдивый тип поведения» (нарушить правило, удовлетворив своё желание, но утаить нарушение от взрослого) характеризуется преобладанием импульсивного поведения при знании моральной нормы и последствий её нарушения. Этот тип поведения порождает ложь.

3-й тип – «недисциплинированный правдивый тип» (нарушать правила, следуя своим желаниям, и не скрывать этого): младшие дошкольники проявляют его силу недостаточности произвольности контроля, поэтому они и не переживают «свой позор»; а старшие дети бывают смущены и стыдятся совершенного даже наедине с собой.

В дошкольном возрасте формируется и чувство ответственности за совершаемые поступки,поэтому в этом возрасте впервые появляются «ябеды».

Большинство дошкольников от 4 до 7 лет уже знают, что бескорыстно жертвовать своим достоянием ради общего блага – хорошо, а быть эгоистом – плохо.

Читайте также:  Сдать анализы на рождение детей

Но показателями воспитанности являются не только честность и бескорыстие. Какие же качества, определяющие воспитанность, необходимо прививать ребенку с раннего детства. Вежливость. Важно добиваться, чтобы вежливость детей, ocновывалась на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим, иначе она перестает быть признаком нравственного поведения.

В настоящее время разработано большое количество методов диагностики, но не все они применимы к детям дошкольного возраста. Наиболее приемлемыми являются: наблюдение, беседа, эксперимент, опрос .

Педагог наблюдает отношение к ценностям окружающего мира. Например, дети, увидев малыша, проявили жалость и активное желание оказать помощь; в другом случае они откликнулись на затруднения молодой дамы; потом педагог увидел, как дети плакали в театре, проживая горе героя спектакля; и на уроке когда обнаружилось, что нет цветной бумаги у одного из учеников, они протянули ему со всех сторон свою бумагу. У педагога появились основания характеризовать детей как отзывчивых и умеющих сочувствовать другому человеку. Но при условии свободного проявления воли детей, без воспитательного давления педагога.

Наблюдение предполагает так же создание искусственным образом ситуаций естественного плана. Производить наблюдение в таких ситуациях профессионально интересно, потому что дети в этот момент свободны в выборе поведения.

Беседу также можно проводить с группой, когда воспитатель задает вопросы всей группе и следит, чтобы в ответах присутствовало мнение всех членов группы, а не только самых активных.

Опросник принадлежит к самым проверенным, практикуемым и освоенным методикам. Но у этой диагностики есть одна распространенная отрицательная черта. Ее эксплуатируют, когда педагог не дает себе труда творчески отбирать методики для конкретной педагогической цели, и при помощи опросника пытаются узнать у самих детей, какова мера их воспитанности. Поэтому педагоги часто прибегают к одновременному опросу родителей и детей, а также учитывают собственную оценку.

Анкетирование – опросник, составленный как система вопросов. Очень часто каждый вопрос требует четкого ответа «да» либо «нет». Анкету легко общитывать и выводить общие количественные результаты именно по тому что ответы лаконичны и единообразны по форме. педагогу легче понять ситуацию воспитания, но и проще прослеживать содержательные изменения в личности ребенка Сегодня невозможно представить воспитательно-образовательную деятельность без целенаправленного анализа и конкретной оценки ее результатов, выражающихся в развитии ребенка.

Все диагностические методы , разработанные для дошкольников, должны предъявляться индивидуально или небольшим группам детей, посещающим детский сад и имеющим опыт коллективной работы. Как правило, тесты для дошкольников предъявляются устно или в виде тестов на практические действия. Иногда для выполнения заданий могут использоваться карандаш и бумага (при условии простых действий с ними).

Н.Е. Щуркова предлагает следующие методики диагностики воспитанности:

Опросник «Что люблю- -что ненавижу»

Содержание опросника самое разнообразное, оно определяется обстоятельствами развития детей, психологическим климатом в группе, особыми условиями семейной жизни, спецификой интересов детей. Например:

· Что ты любишь больше всего на свете? Что ты ненавидишь?

· Что тебе нравится, когда ты попадаешь в лес? Что тебе неприятно в лесу?

· Что ты любишь в садике? Что не любишь?

· Что тебе нравится во взрослых людях? Что тебя удивляет?

Тематический апперцептивный тест

Экспонируются сюжетные рисунки из палочных человечков (пиктограммы): их движения многозначны и могут быть прочитаны по разному. Испытуемые сообщают, что происходит между героями картинки: дерутся, танцуют, дарят друг другу подарки, кричат, плачу, успокаивают другого, приветствуют. Общий вопрос такой: «Что ты видишь и что слышишь глядя на картинку?»

выявление этических отношений к другому человеку.

Тест «Фантастический выбор»

Метод фантастического выбора – один из самых любимых детьми. Друзья сказок и знатоки волшебных героев, дети с удовольствием уходят в мир мечты и легко создают проекцию собственных предпочтений и даже ценностных иерархических пирамид. Например:

· Приплыла к тебе Золотая рыбка, спросила: «Чего тебе надобно?» Чего попросишь у рыбки? Подумай, всего три желания она выполнит, не больше.

· У тебя в руках цветик-семицветик. Отрывай лепестки – чего просишь для себя?

· Ты отправляешься на необитаемый остров, и будешь жить там всю жизнь. С собой можешь взять все, что обозначишь пятью словами. Назови эти пять слов.

Индивидуальная беседа с ребенком

Индивидуальная беседа с ребенком позволяет выявить отношение воспитанника к моральным ценностям, нормам поведения и присутствие этих норм и ценностей в его жизни.

Любую беседу с ребенком рекомендуется начинать с общих и понятных ребенку вопросов ( Нравится ли тебе в детском саду? Много ли у тебя друзей? И т. д.) Например:

· Если тебе предлагают принести игрушку, чтобы подарить ребятам из младшей группы, что ты сделаешь? Почему ты так поступишь? Хотел бы ты подарить другу самую лучшую свою игрушку? Попросил бы что-нибудь взамен?

· Если во дворе ты увидишь плачущего малыша, как ты поступишь? Часто ли ты помогаешь младшим ребятам? Почему? Как ты думаешь, почему нужно помогать другим людям? Что такое Добро?

· Кто наводит порядок в твоих игрушках? Как ты думаешь, должен ли человек быть аккуратным? Почему? И др.

Как производятся анализ и дальнейшая обработка исследовательского материала? Исходным принципом служит ориентация на духовные ценности, которые диктовали избранную диагностику. Так как механизм предлагаемых диагностик строится на свободном выборе (умозрительном, эмоциональном, поведенческо-действенном), а выбор есть ни что иное, как выявленное предпочтение определенной ценности, то обсчет материала производится через группирование высказанных и выявленных разных предпочтений.

Например можно выделить группы противоположных предпочтений: ориентация на духовные ценности (…% — ?) и на материальные(…% — ?), на потребление (…% — ?) и на созидание (…% — ?), на индивидуальные блага (…% — ?) и на общественные (…% — ?). Процентное соотношение этих групп становится характеристикой, то есть результатом данной диагностики.

Результаты диагностик можно фиксировать в виде сводн

источник

Автор: Кружкова Дарья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ № 20
Населённый пункт: х. Кирова, Новокубанский район
Наименование материала: статья
Тема: Анализ современных исследований проблемы воспитания нравственных качеств у дошкольников
Дата публикации: 03.03.2017
Раздел: дошкольное образование

1.1 Анализ современных исследований проблемы воспитания

нравственных качеств у дошкольников

Основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности

является нравственное воспитание. Нравственное воспитание — процесс,

направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и

предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к

труду, своим обязанностям и к самому себе. Нравственное воспитание – это

целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения

высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с

идеалами и принципами морали.

Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы

сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание,

устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства,

соответствующие современному образу жизни, сформировать активную

жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих

поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга. Дети

проходят большой путь от усвоения нравственных понятий сначала на уровне

представления до полного овладения его содержанием.

Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально

необходимые требования общества, педагоги превратили во внутренние

стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть,

Нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как

именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению

нравственных норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса

формирования личности ребенка.

Цели нравственного воспитания дошкольников можно сформулировать

следующим образом — формирование определенного набора нравственных

Идеальная цель нравственного воспитания — воспитание счастливого

Процесс нравственного воспитания – это совокупность последовательных

взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение

эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня

нравственной воспитанности личности ребенка.

Нравственность является составной частью комплексного подхода к

воспитанию личности «Формирование нравственности есть не что иное, как

перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки

поведения личности и их неуклонное соблюдение», — пишет Харламов И.Ф.

Нравственность образуется от слова “нравы”. По – латыни нравы звучат как

Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс

формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных

чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали.

Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы

сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание,

устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства,

соответствующие современному образу жизни, сформировать активную

жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих

поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга.

Педагогика, в области нравственного воспитания, выделяет такие

педагогические понятия, как нравственное сознание и нравственное

поведение. Система исторически сложившихся и непрерывно пополняемых

знаний, преломленных через личный опыт человека, составляет содержание

сознания человека. Одна из характеристик сознания дана в самом его

названии как совокупности знаний об окружающем мире (сознание). Вне

знания нет сознания. «Способ, каким существует сознание и каким нечто

существует для него, это – знание».

В дошкольном возрасте закладываются основы всех базовых понятий и

навыков, необходимых для дальнейшей жизни. В это время происходит

интенсивная ориентировка дошкольников в отношениях людей,

накапливается первый опыт самостоятельных, нравственно направленных

поступков, развивается способность действовать в соответствии с

доступными пониманию детей этическими нормами и правилами.

Социокультурная ситуация в современной России характеризуется

исследователями как глобальный духовно-нравственный кризис. У детей все

чаще наблюдается повышенная агрессивность, эмоциональная глухота,

замкнутость на себе и собственных интересах. В этих условиях нравственное

воспитание подрастающего поколения становится важнейшей задачей

общества и требует разработки новых форм организации процесса

нравственного воспитания старших дошкольников. Появление в дошкольной

педагогике понятия «образовательная ситуация» обусловлено стремлением

ученых найти термин, максимально отчетливо характеризующий

современное понимание своеобразия воспитания и обучения детей

Образовательная ситуация- это специальное проектирование и

использование педагогом спонтанно возникающих в педагогическом

процессе ситуаций с целью решения образовательных задач в разных видах

образовательной (непосредственно организованной образовательной

деятельности, режимных моментах, самостоятельной деятельности детей) и

детской деятельности (познавательной, игровой, музыкальной,

изобразительной, коммуникативной, театрализованной, чтении

В настоящее время, когда начинается процесс духовного возрождения

России, с 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, который закрепляет

приоритет нравственного воспитания дошкольников.

Так в Общих положениях отмечено, что одним из основных принципов

ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям

семьи, общества и государства.

Из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение

следующей задачи: объединения обучения и воспитания в целостный

образовательный процесс на основе духовно-нравственных и

социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм

поведения в интересах человека, семьи, общества.

ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований

к дошкольному образованию. Рассмотрим положения, касающиеся духовно-

нравственного воспитания дошкольников.

Конкретное содержание образовательных областей в сфере духовно-

нравственного воспитания детей дошкольного возраста (от 3 до 8 лет)

зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей и

реализовывается в различных видах деятельности: игровой,

коммуникативной, восприятии художественной литературы и фольклора,

конструировании из различного материала, изобразительной, музыкальной,

музыкально-ритмической. В требованиях к условиям реализации основной

образовательной программы ДО говорится о том, что условия, необходимые

для создания социальной ситуации развития детей, предполагают:

обеспечение эмоционального благополучия через уважительное

отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между

детьми, в том числе принадлежащим к разным национально-культурным,

религиозным общностям и социальным слоям;

взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка,

непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том

числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей.

В соответствии с целевыми ориентирами духовно-нравственная

культура дошкольников складывается из установки положительного

отношения к миру; способности оценивать поступки людей и следовать

социальным нормам и правилам; адекватного проявления своих чувств во

взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

Таким образом, ФГОС ДО дает нам возможность более углубленно и

целенаправленно заниматься проблемой духовно-нравственного воспитания

Дети проходят большой путь от усвоения нравственных понятий сначала

на уровне представления до полного овладения его содержанием.

Расширение опыта, накопление знаний приводит, с одной стороны, к

дальнейшему углублению и дифференцировке нравственных представлений

старших дошкольников, с другой – к большей обобщенности, приближающей

их к элементарным нравственным понятиям (о дружбе, об уважении к

старшим и т.п.). Формирующиеся нравственные представления начинают

играть регулирующую роль в поведении детей, их отношении к

В сознании ребенка образ какого-либо явления нравственной жизни может

возникнуть не только в тот период, когда это событие происходит. Ребенок

может воссоздать, вновь “увидеть” тот или иной поступок своего друга,

который когда-то наблюдал. И более того, он может представить его поступок

в определенных ситуациях. В этом случае действуют представления. По

мнению Спиркина, в представлениях “сознание впервые отрывается от

своего непосредственного источника и начинает существовать как

относительно самостоятельное субъективное явление”.

Отечественные психологи считают, что нравственное развитие

осуществляется в рамках общего процесса социализации. Общий подход к

изучению процесса нравственного развития личности в онтогенезе

основывается на учете смены последовательных стадий нравственного

развития ребенка. На каждом возрастном этапе представлены различные

уровни сформированности представлений о нравственных нормах и способах

поведения, социальных взаимоотношений и нравственных качествах людей.

Вопросам нравственного воспитания большое внимание уделяют

современные педагоги и психологи. Как показали исследования О.С.

Богдановой, Л.Р. Болотиной, М.А. Бесовой, В.В. Поповой, Л.И. Романовой

эффективность нравственного воспитания во многом зависит от правильной

организации коллективной деятельности детей, от умелого сочетания ее с

методами убеждения, накопления положительного морального опыта. В

своих трудах ученые подчеркивают важность воспитания нравственных

чувств ребенка, развития нравственных отношений.

Л.С. Выготский, Р.И. Жуковская, И.Г. Яновская в своих исследованиях

отметили позитивное влияние игровой деятельности детей (в частности

ролевых, творческих игр) на развитие нравственности воспитанников. Задача

нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие

моральные ценности (долг, честь, достоинство и т.п.) должны стать

внутренними стимулами развития формирующейся личности.

В настоящее время, люди стремятся создать правовое общество с высокой

культурой отношений между людьми, которые будут определяться

Читайте также:  Сдать анализы на возможность иметь детей мужчине

социальной справедливостью, совестью и дисциплинированностью. Такое

общество обуславливает необходимость нравственной воспитанности

каждого. Нравственность в обществе поддерживается силой общественного

мнения, выражением общественной оценки моральных и аморальных

поступков личности. Большое значение в нравственном развитии личности

имеет ее собственное отношение к совершаемым действиям и поступкам, к

соблюдению установленных в обществе моральных требований. Надо, чтобы

сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она соблюдала

моральные нормы и правила в силу собственного внутреннего влечения и

источник

На базе МБДОУ «Детского сада № 1» г. Ирбита мной была проведена диагностика уровня воспитанности воспитанников подготовительной группы. Для диагностики использовалась методика анкетирования родителей и самих детей, представленная в виде сводной диагностической карты воспитанности, а так же была проведена индивидуальная беседа с детьми, приведённая в параграфе 2.1.

Цель беседы заключалась в выявлении у ребёнка отношения к такой ценности как Добро, которое проявляется в отзывчивости, доброжелательности, дружелюбии. А так же выявление наличия у воспитанника таких качеств как аккуратность, щедрость и бескорыстие.

Результаты показали, что на 40 % детей осознают значимость такой ценности как Добро, достаточно часто совершают добрые, на их взгляд поступки, помогают взрослым, малышам. Соответственно 60% детей понимают значимость Доброты, но сами совершают добрые поступки не часто. 40% детей активно рассуждают на тему аккуратности человека, считают себя очень аккуратным и прилежным, понимают значимость этого качества личности. 40% детей не выделяют значимость этого качества, и 20% отказываются рассуждать на данную тему. Все дети высказывают мнение о том, что человек должен быть щедрым и бескорыстным, готовы отдать уже ненужные им игрушки малышам, но только 20% согласились пожертвовать любимой игрушкой ради друга.

Таким образом, большинство детей понимают значимость ценностей, раскрываемых в ходе беседы, но далеко все ведут себя согласно этим ценностям.

Сводная диагностическая карта воспитанности (приложение 1) была разработана педагогическим коллективом МБДОУ «Детский сад № 1» г. Ирбита Свердловской области.

Цель сводной диагностической карты воспитанности – это определение уровня воспитанности каждого ребёнка для выявления проблем в воспитании и нахождения пути их решения.

Карта состоит из двух таблиц: «Внутренняя культура личности» и «Внешняя культура личности». Каждая таблица разделена на колонки, содержащие определённые интегрированные качества личности и раскрывающие их содержание.

Внешняя культура личности:

— Культура общения (общительность) – умение ребёнка общаться со сверстниками и взрослыми, коммуникативность;

— Культура поведения (дисциплинированность) – способность ребёнка соблюдать общепринятые правила поведения;

-Культура внешнего виду (аккуратность) – соблюдение ребёнком гигиенических навыков, опрятности своего внешнего вида, поддержание в порядке своего рабочего места, книг, игрушек, одежды.

Внутренняя культура личности:

— Отзывчивость (доброта) – хорошее отношение к окружающим, сострадание;

— Дружелюбие – стремление к общению со сверстниками, наличие друзей и позитивных взаимоотношений;

— Самостоятельность – самообслуживание, принятие самостоятельных решений, совершение действий собственными силами, без посторонней помощи;

— Любознательность – устойчивый интерес к знаниям;

— Честность – искренность, умение всегда говорить только правду;

— Эмпатия – сопереживание, постижение эмоционального состояния другого человека, проникновение, вчувствование в его переживания.

При определении количества интегративных качеств внутренней культуры личности обязательно были учтены возрастные особенности возраста: в подготовительной группе – 6 качеств (в младшей 3 качества, в средней – 4 качества, в старшей – 5 качеств).

Интегративные качества внешней культуры личности одни и те же для всех возрастов, различно только их содержание. В процессе заполнения карты воспитанности участвуют все субъекты воспитательного процесса:

— предлагается оценить каждое качество личности своего ребёнка родителю;

— ставит самооценку сам ребёнок;

Оценивает качества личности педагог (последним).

Детям дошкольного возраста в игровой форме предлагается нарисовать себя на одной из трёх ступенек лесенки определённого качества, вспомнить литературного героя, обладающим данным качеством и ответить на вопрос педагога: «Хотел бы ты быть ещё добрее (вежливее, самостоятельнее и т.д.)». Положительный его ответ предлагает наличие у ребёнка мотивации, отрицательный – её отсутствие.

Критерии оценивания интегративных качеств личности:

— 1 балл – данное качество присутствует у ребёнка, всегда является устойчивой чертой его личности;

— 0,5 балла – поведение ребёнка соответствует данному качеству чаще всего, есть потребность у ребёнка вести себя именно так, но оно неустойчиво.

— 0 баллов – иногда поведение ребёнка может соответствовать данному качеству, но редко.

По итогам заполнения сводной диагностической карты воспитанности всеми субъектами педагог подсчитывает средний балл и определяет уровень воспитанности ребёнка:

— от 1 до 0,8 -1 уровень воспитанности;

— от 0,8 до 0,6 -2 уровень воспитанности;

— от 0,6 до 0,4 – 3 уровень воспитанности.

Проанализировав полученные данные, можно сделать следующие выводы. У 20% детей подготовительной группы хорошо развиты интегративные качества личности, как общительность, дисциплинированность, аккуратность (1 уровень воспитанности). У 40% детей данные качества неустойчивы (2 уровень воспитанности). У 40% развиты слабо (3 уровень воспитанности).

У 40% детей отзывчивость, дружелюбие, самостоятельность, любознательность и честность являются устойчивыми качествами личности (1 уровень). У 20% данные качества присутствуют, но ещё не устойчивы (2 уровень). У 40% детей развиты слабо.

У 100 % детей присутствует мотивация к повышению внутренней культуры личности. У 60% детей присутствует мотивация к повышению внешней культуры личности, у 40% — отсутствует.

В среднем группу можно охарактеризовать 3 уровень воспитанности.

Для систематического отслеживания состояния воспитанности группы, рекомендуется проводить данную диагностику 2 раза в год:

— декабрь – промежуточная диагностика,

— май – итоговая диагностика.

Проведение данной диагностики позволяет педагогу построить индивидуальные направления воспитанности ребёнка, наметить перспективы развития качеств личности. Участие самого ребёнка в процессе диагностики позволяет провести сравнение между его самооценкой и оценкой взрослого (возможно несовпадение).

Привлечение родителей к данной диагностике помогает сделать его активным участником воспитательной системы, а процесс заполнения им диагностической карты может быть использован опытным педагогам в индивидуальных встречах с родителями для обсуждения проблем и перспектив развития ребёнка.

Анализируя диагностическую карту по вертикали, педагог сможет выявить проблемы воспитания детского коллектива и спланировать целенаправленную работу по устранению проблем воспитательного процесса.

Диагностика воспитательного процесса является самым трудным компонентом воспитательной системы. Но без этой работы невозможно организовать обоснованный и эффективный процесс развития личности ребёнка и проанализировать качество воспитательной системы.

При написании контрольной работы, я изучила и проанализировала психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, определила сущность ключевых понятий. Выявила критерии воспитанности детей дошкольного возраста, выявила основные методы диагностики воспитанности дошкольников и дала им теоретическое обоснование, применила на практике одну из методик диагностики воспитанности детей дошкольного возраста.

Обобщая изученный материал, можно сделать следующие выводы. Диагностика уровня воспитанности детей в наше время очень актуальна. При диагностике воспитанников, педагог должен опираться на следующие показатели воспитанности:

Показателем воспитанности является направленность внимания ребёнка «на объект», «на других людей», «на себя»;

А так же выделение положительной направленности – на добро, созидание – и отрицательной – на зло, разрушение;

Показателем воспитанности является наличие социально значимых качеств личности. Набор этих качеств может быть различным в зависимости от модели выпускника конкретного учебного заведения. В качестве ведущих ориентиров можно выделить отношение к высшим ценностям: к человеку, труду, школе, прекрасному, к самому себе.

Показателями являются мотивы поведения воспитанника;

Знание воспитанниками в соответствии с их возрастом норм и правил поведения;

Сформированность умений и навыков поведения в соответствии с возрастом воспитанника;

В целом, поведении воспитанников.

Для диагностики воспитанности педагог должен использовать комплекс методов изучения личностных качеств. Желательно, чтобы применяемая система методов охватывала мотивы, знания и умения воспитанника. Спектр этих методов достаточно широк: опросные методы (анкетирование, тестирование, беседы и др.), наблюдение, проективное тестирование, изучение продуктов деятельности ребёнка, шкалирование, метод независимых оценок и др..

Многие из методов не только позволяют педагогу выявить особенности проявления того или иного качества, но и оказывают воспитательный эффект. Тем более, что результаты ряда методик можно обсудить вместе с детьми. Регистрация результатов диагностики осуществляется в различных формах. Очень осторожно и корректно могут использоваться цифровые индексы, шкалы, различные условные обозначения.

Диагностические методики должны подбираться педагогом с учётом возрастных особенностей детей. Таки образом, для определения уровня воспитанности дошкольников целесообразно будет использоваться такие методы диагностики как наблюдение, беседа, эксперимент, совместное с родителями заполнение диагностических таблиц.

Диагностики фиксируют наличие определённых характеристик личности, помогая педагогу расширить представление о ходе становления и развития личности ребёнка.

Диагностирование позволяет педагогу корректировать воспитательный процесс, совершенствовать способы работать с детьми и обогащать содержание воспитательного процесса. Педагогическая диагностика вмонтирована в контекст жизнедеятельности детей. Проведение диагностик само по себе является воспитательным актом. Они, помимо своей основной функции, служат также средством формирования ценностных ориентаций и самооценок.

источник

Глава 2. Изучение уровня развития духовно-нравственных качеств у старших дошкольников с нарушениями зрения

Диагностика уровня духовно-нравственной воспитанности старших дошкольников

Экспериментальная работа проводилась в МДОУ «Детский сад № 39 д. Березовка» Челябинская область, Аргаяшский муниципальный район, в подготовительной группе возраст 6–7 лет. В исследовании принимали участие 7 детей (3 детей из татарской и башкирской семьи, 2 детей из неполной семьи, 2 детей из религиозно-практичной семьи).

Задачи экспериментальной работы:

1. Провести диагностику для определения уровня духовно-нравственных качеств у старших дошкольников с нарушениями зрения.

3. Проанализировать результаты диагностики.

4. Разработать рекомендации по воспитанию духовно – нравственных качеств у старших дошкольников с нарушениями зрения.

Для определения уровня духовно-нравственных качеств старших дошкольников с нарушениями зрения мы подобрали «Диагностику состояния духовно-нравственных качеств личности дошкольника» Н.С. Маляковой.

Исследование проводилось по следующим методикам:

1) «Методика изучения нравственной воспитанности» (М.И. Шилова)

2) «Методика оценки терпимого отношения детей» (В.Г. Маралов)

3) «Незаконченный рассказ» (Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.)

Рассмотрим данные методики с диагностирующим инструментарием

подробнее, с описанием каждой:

«Методика изучения нравственной воспитанности» (М.И. Шилова). Методы – наблюдение, беседа.

В мониторинге воспитанности основу составляют наблюдение за поступками и действиями, отношениями и предпочтениями детей, выявление и анализ мотивации.

Определение уровня воспитанности старших дошкольников с нарушениями зрения позволяет выявить меру соответствия личности ребенка запланированному воспитательному результату и степень реализации цели и задач воспитательной работы в ДОУ. Из методики М.И. Шиловой мы использовали критерий «Уважение старших» и адаптировали к теме нашего исследования.

С целью изучения уровня воспитанности старших дошкольников с нарушениями зрения мы использовали критерий оценивания «Уважение старших» из методики М.И. Шиловой и адаптировали к теме нашего исследования. Для этого детям был прочитан рассказ Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек», заданы и обсуждены вопросы.

Изучение уровня воспитанности старших дошкольников

а) Чтение рассказа Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек»

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли раз ему обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все дома портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз сын с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощечками играет – что-то слаживает. Отец и спросил. «Я, батюшка, корытце делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этого корытца кормить».

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

После чтения рассказа, старшим дошкольникам было предложено ответить на следующие вопросы:

— О чем заставляет задуматься этот рассказ? Чему он учит?

— Назовите и охарактеризуйте главных героев

— Согласны ли вы с поступком мальчика?

— Как бы вы поступили на его месте?

в) Наблюдение за поведением старших дошкольников

Во время чтения и после разбора произведения мы наблюдали за реакцией и ответами детей.

● Уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников – 3 балла;

● К сверстникам не всегда уважителен, нуждается в руководстве – 1 балл;

● Не уважает старших, допускает грубость – 0 баллов.

«Методика оценки терпимого отношения детей» (В.Г. Маралов). Методы – наблюдение, беседа.

Мы попросили старших дошкольников описать свои действия в каждой из этих ситуаций. Результаты бесед со старшими дошкольниками дают возможность достаточно уверенно говорить о проявлениях у них терпимого, толерантного или нетерпимого отношения.

Детям были предложены следующие ситуации:

1. «Твой друг сломал твою любимую игрушку».

4. «Тебя ругают взрослые, а ты не виноват».

5. «Ты убрал игрушки, подмёл пол, но похвалили другого».

6. «Твой друг обидел кого-то из детей, а наказали тебя».

Если дошкольник хотя бы на 3 ситуации реагирует с позиций терпимости, его можно отнести к категории терпимых. Если, наоборот, на 3 и более ситуации у него реакция, которую можно отнести к нетерпимой, импульсивной, агрессивной, то он относится к противоположной категории. Но в целом лучше ориентироваться на ответы во время беседы.

С целью изучения стремления дошкольников к проявлению гуманных поступков таких, как умение прощать, сопереживать, сочувствоватьмы провели методику «Незаконченный рассказ».

Методика «Незаконченный рассказ».(Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.)

Изучение стремления старших дошкольников к проявлению гуманных отношений. Мы попросили старших дошкольников придумать свой конец каждого из рассказов.

1. Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку. Воспитатель ей сказал: «Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, иди играй, или помоги Свете закончить уборку». Маша ответила… Что ответила Маша? Почему?

2. Петя принес в детский сад свою новую игрушку – самосвал. Всем детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Петя… Что сделал Петя? Почему?

3. Катя и Вера играли в пятнашки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала. Тогда Вера… Что сделала Вера? Почему?

Читайте также:  Сдать анализы на имение детей

4. Таня и Оля играли в «дочки-матери». К ним подошел маленький мальчик и попросил: «Я тоже хочу играть». «Мы тебя не возьмем, ты еще маленький», — ответила Оля. А Таня сказала… Что сказала Таня? Почему?

5. Коля играл в «лошадки». Он бегал и кричал: «Но, но, но!» В другой комнате мама укладывала спать его маленькую сестренку Свету. Девочка никак не могла заснуть и плакала. Тогда мама подошла к Коле и сказала: «Не шуми, пожалуйста. Света никак не может заснуть». Коля ей ответил… Что ответил Коля? Почему?

6. Таня и Миша рисовали. К ним подошел воспитатель и сказал: «Молодец, Таня! Твой рисунок получился очень хорошим». Миша тоже посмотрел на Танин рисунок и сказал… Что сказал Миша? Почему?

7. Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котенка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша… Что сделал Саша? Почему?

Оценка воспитанности детей производится по следующим критериям: ситуативность поведения, его мотивация, круг распространения.

1. Высокий.Помощь оказывают во вех случаях по собственному желанию. Мотивируют свое поведение добрым отношением к своим сверстникам, чувством товарищества.Доброжелательное отношение к сверстникам. Пытаются объяснить, в чем прав или не прав товарищ. Вежливо обращаются друг к другу; всегда готовы уступить товарищу. Мотивируют свое поведение.Проявляют заботу и чуткость во всех случаях по собственному желанию. Мотивируют свое поведение.Признают удачу других, радуются за товарищей. В случае неудачи поддерживают друг друга, проявляют сочувствие. Могут мотивировать свое поведение.Умеют определять эмоциональное состояние своих сверстников, знакомых, родственников, сопереживают или сорадуются. Мотивируют свое поведение.

2. Выше среднего.Помощь оказывают во всех случаях по собственному желанию, но не мотивируют свое поведение.Доброжелательное отношение к сверстникам. Пытаются объяснить, в чем прав или не прав товарищ. Вежливо обращаются друг к другу.Проявляют заботу и чуткость, но не всегда мотивируют свое поведение.Признают удачу других, радуются за товарищей, в случае неудачи поддерживают друг друга, проявляют сочувствие, но не мотивируют свое поведение.Умеют определять эмоциональное состояние своих сверстников, знакомых, родственников, сопереживают или сорадуются в зависимости от ситуации, но не мотивируют свое поведение.

3. Средний.Помощь оказывают во всех случаях, иногда прибегают к помощи взрослых.К сверстникам относятся неоднозначно, в зависимости от ситуации. Проявляют чувство жадности.Проявляют заботу о животных во всех случаях, но иногда стараются возложить ответственность за животных на других (родителей, друзей, ветеринаров).Проявляют заботу без особой радости, потому, что «так надо».Различают эмоциональное состояние других людей в зависимости от ситуации, если это выгодно для субъекта. Иногда переживают за товарищей.

4. Низкий.Не осознает необходимости оказания помощи, все делает ради себя.Недоброжелательное, злое отношение к сверстникам.Отсутствует проявление заботы. Проявляют чувство жадности.Не могут смириться с тем, что кто-то лучше них; ставят себя на первое место.Не обращают внимания на эмоциональное состояние окружающих. Не способны радоваться и переживать за других.

Проведем анализ изучения состояния уровня духовно-нравственных качеств старших дошкольников с нарушениями зрения.

1. «Методика изучения нравственной воспитанности» (М.И. Шилова)

В процессе изучения уровня нравственной воспитанности были получены следующие результаты:

Дети с интересом прослушали, выбранный нами рассказ. При проведении обсуждения произведения Рамиль К. и Алсу Ф. активнее отвечали на заданные нами вопросы, при наблюдении и беседе было выявлено, что эти дети уважают старших и не терпят неуважительного отношения к ним со стороны сверстников (высокий уровень). Так как они из религиозно-практичной семьи и в их семьях отводится большое внимание духовно-нравственному воспитанию. Тимур Н., Дания М. и Алина Т. из молодой семьи (татарской и башкирской). Тимур Н. и Дания М. не смогли дать ответы, на заданные вопросы, по прочитанному рассказу. В их семьях не уделяется должного внимания воспитанию духовно-нравственных качеств, родители этих детей не смогли привить детям уважение к старшим по причине отсутствия у самих примерного отношения к старшему поколению, поэтому эти дети к старшим и сверстникам не всегда уважительны, нуждаются в руководстве (средний уровень). Алина Т. живет в семье с бабушкой и дедушкой, она ответила не на все вопросы по произведению, также при наблюдении и беседе было выявлено, что Алина Т. уважает старших (выше среднего уровень). Нажия Г. из неполной семьи, слабовидящая, со слов воспитателя, в этой семье присутствует гиперопека. Она не дала ответы на вопросы и исходя из наблюдения и беседы, можно сделать вывод, что Нажия Г. не всегда уважает старших, допускают грубость (низкий уровень). Диньяс С. из неполной семьи, но его мама придает достаточно большое значение воспитанию высоконравственной личности. Он принял участие в обсуждении данного рассказа, но ответил не на все вопросы. При наблюдении и беседе мы определили, что Диньяс С. уважает старших (выше среднего уровень).

Представим полученные результаты на рисунке.

Рис. 1. Результаты уровня нравственной воспитанности

2. «Методика оценки терпимого отношения детей» (В.Г. Маралов)

В процессе изучения проявления у детей терпимого, толерантного или нетерпимого отношения по методике В.Г. Маралова детям дали возможность самим рассказать о своих, ответных действиях. Рамиль К., Алсу Ф. и Диньяс С. ответили на более 3 ситуации позитивно и их можно отнести к категории терпимых (высокий уровень). У Алины Т. и Дании М. 3 ситуации вызвало негодование, а у Тимура Н. и Нажии Г. более 3 ситуаций вызвало агрессию, что относится к категории нетерпимости (низкий уровень).

Взрослый: «Твой друг сломал твою любимую игрушку. Что ты будешь делать?»

Рамиль К.: «Спросил, почему сломал».

Алсу Ф.: «Я думаю, что у него это нечаянно получилось».

Диньяс С.: «У меня тоже был такой случай, когда я случайно сломал чужую игрушку».

Алина Т.: «Сказала бы, чтобы купил такую же».

Дания М.: «Не буду ему больше давать свои игрушки».

Тимур Н.: «Я не буду с ним больше играть, сломаю и его игрушку».

Нажия Г.: «Скажу друзьям, чтобы не играли с ним и не давали ему свои игрушки».

Взрослый: «Тебя ругают взрослые, а ты не виноват. Как поступишь?»

Рамиль К.: «Объясню, что я не виноват».

Алсу Ф.: «Постараюсь рассказать, как было на самом деле».

Диньяс С.: «Промолчу, но дам понять, что я не виноват был».

Алина Т.: «У меня так было не раз».

Дания М.: «Надо разобраться в ситуации, чтобы больше не повторилось».

Тимур Н.: «Я расскажу, кто виноват, пусть его и ругают».

Нажия Г.: «Тогда не буду разговаривать с ними».

Взрослый: «Тебя сильно толкнули. Что будешь делать?»

Рамиль К.: «Спрошу, почему толкнули».

Алсу Ф.: «Скажу, чтобы были внимательнее».

Диньяс С. «Возможно, что вышло случайно».

Алина Т.: «Надо сказать, чтобы по сторонам смотрели».

Дания М.: «Скажу, что невоспитанные».

Нажия Г.: «Подойду и толкну сильнее».

Рассмотрим полученные данные на рисунке.

Рис. 2. Результаты оценки терпимого отношения детей

3. «Незаконченный рассказ» (Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.)

В процессе изучения стремления дошкольников к проявлению гуманных поступков по методике «Незаконченный рассказ», детям предлагалось продолжить незаконченные рассказы, описывающие нравственную проблемную ситуацию. Были получены следующие результаты:

В ситуации оказания помощи у 28% дошкольников высокий уровень проявления социальных эмоций. Это означает, что они оказывают помощь во всех случаях по собственному желанию. Мотивируют свое поведение добрым отношением к своим сверстникам, чувством товарищества. 32% дошкольников имеют средний уровень проявления социальных эмоций, они оказывают помощь во всех случаях, иногда прибегают к помощи взрослых. Также у 14% дошкольников низкий уровень проявления социальных эмоций. Они не осознают необходимости оказания помощи, все делают ради себя.

Рис.3 Уровни проявления социальных эмоций дошкольников (в ситуации оказания помощи)

В ситуации отношения к сверстникам 28% дошкольников имеют высокий уровень проявления социальных эмоций. Это означает, что у них доброжелательное отношение к сверстникам. Они пытаются объяснить, в чем прав или не прав товарищ. Вежливо обращаются друг к другу; всегда готовы уступить товарищу. Мотивируют свое поведение. Также у 42% дошкольников средний уровень проявления социальных эмоций. Они к сверстникам относятся неоднозначно, в зависимости от ситуации. Пытаются объяснить, в чем прав или не прав товарищ. Проявляют чувство жадности. Также у 28% дошкольников низкий уровень проявления социальных эмоций. Это означает, что у них недоброжелательное, злое отношение к сверстникам.

Рис. 4.Уровни проявления социальных эмоций дошкольников (в ситуации отношения к сверстникам)

В ситуации заботы о животных у большей части детей (72%) высокий уровень проявления социальных эмоций. Это означает, что они проявляют заботу и чуткость во всех случаях по собственному желанию. Мотивируют свое поведение. Также у 28% дошкольников средний уровень проявления социальных эмоций. Они проявляют заботу и чуткость, но не всегда мотивируют свое поведение. Иногда стараются возложить ответственность за животных на других (родителей, друзей, ветеринаров).

Рис.5. Уровни проявления социальных эмоций дошкольников (в ситуации заботы о животных)

В ситуации реакции на неудачу других у большей части детей (42%) высокий уровень проявления социальных эмоций. Это означает, что они в случае неудачи поддерживают друг друга, проявляют сочувствие. Могут мотивировать свое поведение. Также у 28% дошкольников средний уровень проявления социальных эмоций. Они не мотивируют свое поведение. Проявляют заботу без особой радости, потому, что «так надо». Также у 28% детей низкий уровень проявления социальных эмоций. Они не могут смириться с тем, что кто-то лучше них; ставят себя на первое место.

Рис.6 Уровни проявления социальных эмоций дошкольников (в ситуации реакции на неудачу других)

В ситуации реакции на эмоциональное состояние других у 42% дошкольников высокий уровень проявления социальных эмоций. Это означает, что они умеют определять эмоциональное состояние своих сверстников, знакомых, родственников, сопереживают или сорадуются. Мотивируют свое поведение. Также у 42% детей средний уровень проявления социальных эмоций. Это составляет большую часть. Они различают эмоциональное состояние других людей в зависимости от ситуации, если это выгодно для субъекта. Иногда переживают за товарищей. Также у 14% детей низкий уровень проявления социальных эмоций. Они не обращают внимания на эмоциональное состояние окружающих. Не способны радоваться и переживать за других.

Рис.7 Уровни проявления социальных эмоций дошкольников (в ситуации реакции на эмоциональное состояние других)

Таким образом, можно сделать вывод, что в большинстве случаев, а именно, в ситуации оказания помощи, в ситуации заботы о животных и в ситуации реакции на неудачу других у старших дошкольников преобладает высокий уровень проявления социальных эмоций. А в ситуации отношения к сверстникам и в ситуации реакции на эмоциональное состояние других преобладают средний и низкий уровни проявления социальных эмоций у детей.

Содержание работы по духовно-нравственному воспитанию в дошкольном учреждении для детей с нарушениями зрения

В связи с данными исследования мы пришли к выводу, что необходимо создать программу, направленную на воспитание духовно – нравственных качеств старших дошкольников с нарушениями зрения.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой рассматривает духовно-нравственное воспитание как «воспитание у ребёнка гуманного отношения к окружающему миру, любви к своей семье, родному дому, краю, селу, Родине, уважение к людям разных национальностей, знание государственной символики (гимна, флага, герба Российской Федерации).

К дополнению основной «Программы воспитания и обучения в детском саду» М. А. Васильевой мы предлагаем рекомендации

Цель: Повышение уровня духовно-нравственных качеств у старших дошкольников с нарушениями зрения.

Формы работы по духовно-нравственному воспитанию:

— чтение поучительных рассказов, историй;

— цикл занятий под названием «Вера в Аллаха», «Столпы Ислама», «Нравственность мусульманина», «Пример пророков», «Уроки доброты, вежливости, терпения», целью которых является воспитание духовно-нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей.

— знакомство с мусульманскими праздниками и обычаями;

— тематические выставки детского творчества;

— знакомство детей с жизнью мусульманских народов и истории ислама, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма в виде рассказа с использованием видеофильмов, презентаций;

— экскурсии в мечеть с целью ознакомления с особенностями архитектуры, внутренним убранством;

— экскурсии на природу (красота Божьего мира);

— слушание чтения Корана (разными чтецами);

— постановки сценок на нравственные темы (почитание родителей, о прощении, о трудолюбии, об уважении старших, терпение).

Разделы программы представлены в таблицах:

Таблица 1. Тематический план по акыде (вероучению)

Тема занятий
1. Аллах – Создатель всего сущего. Он дарует нам все.
2. Аллах нас любит, и мы всем сердцем любим Его.
3. Аллах – един. Он не нуждается ни в матери, ни в отце, ни в дочери, ни в сыне.
4. Прекрасные имена Аллаха.
5. Аллах – Всевидящий и Всеслышащий.
6. Коран – Слово Аллаха.
7. Мухаммад (мир ему) – любимый пророк Аллаха.
8. Повторение пройденного материала.

Таблица 2. Тематический план по ахляку (нравственности)

Тема занятия
1. Мусульмане дружные и любят друг друга. Этика приветствия.
2. Мечеть – Дом Аллаха.
3. Этикет отношений с родителями, учителем и со старшими.
4. Этикет за столом.
5. Мусульмане помогают друг другу.
6. Мусульмане любят чистоту и порядок.
7. Повторение пройденного материала.

Таблица 3. Тематический план по сире

(жизнеописанию пророка Мухаммада (мир ему))

Тема занятий
1. Родители и родословная Пророка (мир ему).
2. Рождение Пророка (мир ему).
3. Детство Пророка (мир ему).
4. Путешествие в Сирию, встреча с монахом Бахирой.
5. Мухаммад «аль-Амин». Реконструкция Каабы.
6. Женитьба Мухаммада (мир ему).
7. Начало откровения. Первые мусульмане.
8. Внешность Пророка (мир ему).
9. Нрав Пророка (мир ему).
10. Дети Пророка (мир ему).
11. Внуки Пророка (мир ему).
12. Истории про Пророка (мир ему) и детей.

4. 365 дней с нашим любимым пророком (мир ему)

11. «Пророк Мухаммад и дети»

Краткое содержание занятий по акыде (Приложение1)

Дата добавления: 2015-04-20 ; просмотров: 113 | Нарушение авторских прав

источник