Меню Рубрики

Анализ воспитанности детей в семье

Степень проявления нравственных качеств в поведении детей оценивается по следующей шкале: от 1 до 1, 5 – указанные качества не проявляются; от 1,5

до 2,5 проявляются слабо; от 2,5 до 3,5 – проявляются; от 3,5 до 4 – проявляются ярко. Чтобы получить эти цифры, номера ответов суммируются, а полученную сумму делят на 10.

I. Исполнителен и послушен ли ребенок в семье? Охотно ли выполняет поручения родителей?

1. Постоянно проявляет неисполнительность и непослушаение.

2. Часто непослушен и неисполнителен.

3. Не всегда исполнителен и послушен.

4. Всегда исполнителен и послушен.

II. Каково поведение ребенка дома?

1. Постоянно ведет себя плохо, дерзит, пререкается и т.д.

2. Часто ведет себя плохо, на замечание не реагирует.

3. Позволяет шалости, но на замечания реагирует положительно.

III. Отношение к родителям и близким.

1. Постоянно грубит, дерзит, раздражается по поводу замечаний.

2. Часто грубит, эгоистичен.

3. Не всегда отзывчивый и заботливый.

IV. Насколько ребенок трудолюбив?

1. Постоянно уклоняется от труда, очень ленив.

2. Часто уклоняется от труда, трудится только под контролем.

3. Не всегда помогает, делает лишь то, что поручают.

4. Любит труд, постоянно помогает старшим.

V. Насколько прост и скромен в отношениях с родными и близкими?

1. Очень заносчив, хвастлив, высокомерен.

2. Часто проявляет высокомерие, зазнайство, заносчивость.

3. Иногда проявляет хвастовство, высокомерие, зазнайство.

VI. Критичен ли по отношению к другим людям?

1. Некритичен, подстраивается к мнению других членов семьи.

2. Очень редко высказывает свои мнения, критические суждения.

3. Критикует, но при этом не всегда правильно и тактично.

4. Критикует взгляды и поведение близких разумно и тактично.

VII. Проявляет ли самокритичность?

1. Озлобленно воспринимает критику членов семьи.

2. Не воспринимает критику других, не реагирует на замечание членов семьи.

3. Не всегда исправляется после критических замечаний.

4. Самокритичен, уважает критику членов семьи, стремится учесть критические замечания.

VIII. Как относится к учению дома?

1. Уроки дома не учит, школу посещать не хочет.

2. Ленится выполнять домашнее задание, требует постоянного контроля.

3. Не всегда добросовестно готовит домашнее задание.

4. Ответственно готовит домашнее задание.

IX. Как относится к общественным поручениям?

1. Не любит общественную работу, не выполняет ее.

2. Общественную работу выполняет безответственно.

3. Не всегда проявляет желание выполнить поручение.

4. Охотно выполняет общественные поручения.

X. Каково отношение ребенка к своему классу, школе?

1. Не любит свой класс и школу, открыто выражает отрицательное отношение.

2. Равнодушен к делам класса, школы.

3. Любит класс и школу, но не всегда подкрепляет это делами.

4. Любит свой класс и школу и всегда подкрепляет это делами.

Абросимова Зинаида Филипповна

Методические указания к семинарским занятиям для студентов педагогического факультета

Подписано к печати Печать трафаретная Заказ

Редакционно-издательский центр КГУ

640669, г. Курган, ул. Гоголя, 25

Курганский государственный университет.

Материал взят из книги Семейная педагогика (Абросимова З.Ф.)

источник

Анализ воспитанности детей в семье.

1. Послушен ли, и исполнителен ребенок в семье? Охотно выполняет поручения родителей?
Всегда исполнителен и послушен.
Не всегда исполнителен и послушен.
Часто непослушен и неисполнителен.
Постоянно проявляет неисполнительность и непослушание.

2. Насколько бережлив ребенок дома? Как относится к своим личным вещам? Книгам?
Всегда бережлив. Сам чинит свои вещи, приводит в порядок свои вещи, книги.
Не всегда бережлив. Часто проявляет расточительность и небрежность по отношению к вещам.
Всегда небережлив.

3. Аккуратен ли дома?
Аккуратен всегда и во всем.
Аккуратен, но не всегда.
Часто бывает неряшлив.
Постоянно неряшлив.

4. Каково поведение ребенка дома?
Всегда хорошее.
Не всегда. Позволяет шалости, но на замечания реагирует положительно.
Часто ведет себя плохо. На замечания не реагирует.
Постоянно ведет себя плохо, дерзит, пререкается и т.д.

5. Насколько ребенок чутко и отзывчиво относится к родителям и близким?
Отзывчивый, заботливый, добрый.
Не всегда отзывчивый и заботливый.
Часто проявляет грубость, черствость, эгоизм.
Постоянно грубит, дерзит, раздражается по поводу замечаний.

6. Насколько ребенок трудолюбив?
Любит труд, постоянно сам помогает старшим.
Не всегда помогает, делает то, что поручают.
Часто уклоняется от труда, трудится только под контролем.
Постоянно уклоняется от труда, очень ленивый.

7. Насколько воспитаны простота и скромность в отношении к родным и близким?
Всегда прост и скромен.
Не всегда, иногда проявляет хвастовство, высокомерие, зазнайство.
Часто проявляет высокомерие, зазнайство, заносчивость.
Очень заносчив, хвастлив, высокомерен.

8. Проявляется ли критичность?
Критикует взгляды и поведение близких разумно и тактично.
Критикует, но при этом не всегда правильно и тактично.
Очень редко высказывает свое мнение и критические суждения.
Не критичен, подстраивается к мнению других.

9. Проявляет ли самокритичность?
Самокритичен, уважает критику членов семьи, стремится учесть критические замечания.
Не всегда самокритичен, не всегда исправляется после критических замечаний.
Не воспринимает критику других, не реагирует на замечания.
Озлобленно воспринимает критику членов семьи, в ответ на замечания грубит.

10. Как относится к учению дома?
Ответственно, добросовестно готовит домашние задания.
Не всегда добросовестно готовит домашние задания.
Проявляет безответственное отношение к домашним заданиям, требует постоянного контроля.
Проявляет безответственность в учении, уроки дома не учит, школу посещать не хочет.

11. Как относится к общественным поручениям?
Охотно выполняет общественные поручения, рассказывает о них дома.
Не всегда проявляет ответственность и желание выполнить общественное поручение.
Чаще всего относится безответственно к общественным поручениям, требует постоянного контроля родителей.
Не любит общественную работу, не выполняет ее.

12. Каково отношение к своему классу, к школе?
Любит свой класс и школу, защищает их честь делами, рассказывает об этом дома.
Любит школу и класс, но не всегда подкрепляет это хорошими делами.
Равнодушен к делам класса, школы.
Не любит свой класс и школу, открыто выражает свое отрицательное отношение к ним.

Шкала оценки и самооценки:
3 балла – максимально выражено качество;
2 балла – средне;
1 балл – слабо выражено;
0 баллов – отсутствует данное качество.

источник

С помощью этих простых вопросов вы можете оценить, насколько воспитвн ваш ребенок.

1. Послушен ли, и исполнителен ребенок в семье? Охотно выполняет поручения родителей?

  • Всегда исполнителен и послушен.
  • Не всегда исполнителен и послушен.
  • Часто непослушен и неисполнителен.
  • Постоянно проявляет неисполнительность и непослушание.

2. Насколько бережлив ребенок дома? Как относится к своим личным вещам? Книгам?

  • Всегда бережлив. Сам чинит свои вещи, приводит в порядок свои вещи, книги.
  • Не всегда бережлив. Часто проявляет расточительность и небрежность по отношению к вещам.
  • Всегда небережлив.
  • Аккуратен всегда и во всем.
  • Аккуратен, но не всегда.
  • Часто бывает неряшлив.
  • Постоянно неряшлив.

4. Каково поведение ребенка дома?

  • Всегда хорошее.
  • Не всегда. Позволяет шалости, но на замечания реагирует положительно.
  • Часто ведет себя плохо. На замечания не реагирует.
  • Постоянно ведет себя плохо, дерзит, пререкается и т.д.

5. Насколько ребенок чутко и отзывчиво относится к родителям и близким?

  • Отзывчивый, заботливый, добрый.
  • Не всегда отзывчивый и заботливый.
  • Часто проявляет грубость, черствость, эгоизм.
  • Постоянно грубит, дерзит, раздражается по поводу замечаний.

6. Насколько ребенок трудолюбив?

  • Любит труд, постоянно сам помогает старшим.
  • Не всегда помогает, делает то, что поручают.
  • Часто уклоняется от труда, трудится только под контролем.
  • Постоянно уклоняется от труда, очень ленивый.

7. Насколько воспитаны простота и скромность в отношении к родным и близким?

  • Всегда прост и скромен.
  • Не всегда, иногда проявляет хвастовство, высокомерие, зазнайство.
  • Часто проявляет высокомерие, зазнайство, заносчивость.
  • Очень заносчив, хвастлив, высокомерен.

8. Проявляется ли критичность?

  • Критикует взгляды и поведение близких разумно и тактично.
  • Критикует, но при этом не всегда правильно и тактично.
  • Очень редко высказывает свое мнение и критические суждения.
  • Не критичен, подстраивается к мнению других.

9. Проявляет ли самокритичность?

  • Самокритичен, уважает критику членов семьи, стремится учесть критические замечания.
  • Не всегда самокритичен, не всегда исправляется после критических замечаний.
  • Не воспринимает критику других, не реагирует на замечания.
  • Озлобленно воспринимает критику членов семьи, в ответ на замечания грубит.

10. Как относится к учению дома?

  • Ответственно, добросовестно готовит домашние задания.
  • Не всегда добросовестно готовит домашние задания.
  • Проявляет безответственное отношение к домашним заданиям, требует постоянного контроля.
  • Проявляет безответственность в учении, уроки дома не учит, школу посещать не хочет.

11. Как относится к общественным поручениям?

  • Охотно выполняет общественные поручения, рассказывает о них дома.
  • Не всегда проявляет ответственность и желание выполнить общественное поручение.
  • Чаще всего относится безответственно к общественным поручениям, требует постоянного контроля родителей.
  • Не любит общественную работу, не выполняет ее.

12. Каково отношение к своему классу, к школе?

  • Любит свой класс и школу, защищает их честь делами, рассказывает об этом дома.
  • Любит школу и класс, но не всегда подкрепляет это хорошими делами.
  • Равнодушен к делам класса, школы.
  • Не любит свой класс и школу, открыто выражает свое отрицательное отношение к ним.

Шкала оценки и самооценки:

  • 3 балла – максимально выражено качество;
  • 2 балла – средне;
  • 1 балл – слабо выражено;
  • 0 баллов – отсутствует данное качество.

Чем больше количество баллов, тем выше уровень воспитанности. Максимальное число показателя воспитанности – 36.

источник

I. Исполнителен и послушен ли ребенок в семье? Охотно ли выполняет поручения родителей?

1. Постоянно проявляет неисполнительность и непо­слушание.

2. Часто непослушен и неисполнителен.

3. Не всегда исполнителен и послушен.

4. Всегда исполнителен и послушен.

II. Каково поведение ребенка дома?

1. Постоянно ведет себя плохо, дерзит, пререкается

2. Часто ведет себя плохо, на замечания не реагирует.

1 Степень проявления нравственных качеств в поведении детей оценивается по следующей шкале: от 1 до 1,5 — указанные качества не проявляются; от 1,5 — до 2,5 — проявляются слабо; от 2,5 до 3,5 — проявляются;от 3,5 до 4 — проявляются ярко. Чтобы получить эти цифры, номера ответов суммируют, а полу­ченную сумму делят на 10.

3. Позволяет шалости, по на замечания реагирует положительно.

III. Отношение к родителям и близким.

1. Постоянно грубит, дерзит, раздражается по поводу замечаний.

2. Часто грубит, эгоистичен.

3. Не всегда отзывчивый и заботливый.

4. Отзывчивый, заботливый, добрый.

IV. Насколько ребенок трудолюбив?

1. Постоянно уклоняется от труда, очень ленив.

2. Часто уклоняется от труда, трудится только под контролем.

3. Не всегда помогает, делает лишь то, что поручают.

4. Любит труд, постоянно помогает старшим.

V. Насколько прост и скромен в отношениях с род­ными и близкими?

1. Очень заносчив, хвастлив, высокомерен.

2. Часто проявляет высокомерие, зазнайство, занос­чивость.

3. Иногда проявляет хвастовство, высокомерие, зазнайство.

VI. Критичен ли по отношению к другим людям?

1. Некритичен, подстраивается к мнению других членов семьи или товарищей.

2. Очень редко высказывает свои мнения, критиче­ские суждения.

3. Критикует, но при этом не всегда правильно и так­тично.

4. Критикует взгляды и поведение близких разумно и тактично.

VII. Проявляет ли самокритичность? 1. Озлобленно воспринимает критику членов семьи, на замечания грубит.

2. Не воспринимает критику других, не реагирует на замечания членов семьи.

3. Не всегда исправляется после критических заме­чаний.

4. Самокритичен, уважает критику членов семьи, стремится учесть критические замечания.

VIII. Как относится к учению дома?

1. Уроки дома не учит, школу посещать не хочет.

2. Ленится выполнять домашние задания, требует постоянного контроля.

З. Не всегда добросовестно готовит домашние зада­ния.

4. Ответственно и добросовестно готовит домашние

IX. Как относится к общественным поручениям?

1. Не любит общественную работу, не выполняет ее.

2. Чаще всего общественную работу выполняет бе­зответственно, требует постоянного контроля.

3. Не всегда проявляет желание выполнять поруче­ния.

4. Охотно выполняет общественные поручения.

X. Каково отношение ребенка к своему классу, шко­ле?

1. Не любит свой класс и школу, открыто выражает

свое отрицательное отношение к ним.

2. Равнодушен к делам класса, школы.

3. Любит класс и школу, но не всегда подкрепляет

4. Любит свой класс и школу и всегда подкрепляет

Если между классным руководителем и родителями существуют доверительные отношения, педагог может попросить родителей поделиться результатами своих наблюдений. Таким образом обеспечивается единство требований школы, классного коллектива и семьи.

Подключение родителей к анализу воспитанности школьников является не только)способом более глубоко­го познания ими детей, но и стимулом самообразования самих родителей. У них появляется потребность обогатить свои знания, овладеть неизвестными им- методами семейного воспитания.

Для родителей проводились лекции по педагогике и психологии, встречи с учителями за «круглым столом», вечера вопросов и ответов и др. В школах работали лек­тории педагогических знаний, где велись практические занятия с родителями, университет здоровья. Признан­ной формой пропаганды педагогических знаний стали школьные и районные конференции родителей, проводи­мые, например, по таким темам, как «Высокое звание — отец», «Роль школы и семьи в нравственном воспитании учащихся», «Место семьи в подготовке учащихся к труду и выбору профессии» и т. д..

Использовались самые разнообразные средства: кра­сочно оформленные приглашения с подробной програм­мой собрания или вечера, объявления на предприятиях,

посещение классными руководителями семей. Вошли в практику работы отчеты школы перед родительской общественностью. К ним, приурочиваются выставки детского творчества, выступления агитбригад, художест­венной самодеятельности. Такая форма работы с роди­телями при хорошей ее организации поднимает авторитет школы, сплачивает родителей, учителей и детей. Школа стала ориентироваться на индивидуальную работу с ро­дителями, учитывать их образовательный уровень, со­став семьи, степень ее влияния на школьника.

Классные руководители, внимательно изучив вос­питательные возможности каждой семьи, пришли к вы­воду, что всем родителям понятны общие конечные цели воспитания, но конкретные задачи по воспитанию своих детей на определенный отрезок времени осознают очень немногие» Знание воспитанности детей помогло им кон­кретизировать для родителей цели, задачи и методы воспитания. Формы обучения детей, проведение семей­ных праздников, контроль, поощрение и наказание— все это являлось предметом обсуждения на родитель­ских собраниях, в личных беседах с родителями. О не­дисциплинированности отдельных ребят, об их проступ­ках учителя предпочитали разговаривать наедине с роди­телями. На собраниях родителей знакомили с творче­скими работами учащихся, выставляли лучшие/тетради, дневники, альбомы, рисунки, а также различные подел­ки ребят. Вошло в традицию анализировать с родителями результаты выполнения воспитательного плана, обсуж­датьмероприятия, проводимые в классе и школе. Роди­тели узнавали, как их дети участвуют в тех или иных делах школы, что полезного они сделали,, каково их общественное лицо. Все это заставляло родителей инте­ресоваться общественными поручениями своих детей, их позицией в классных и общешкольных делах.

Большую роль в просвещении родителей, осмысле­нии ими правовых норм, требований и правил морали Играли лекции и беседы, на которых поднимались этиче­ские вопросы. Классные руководители предварительно обдумывали, как они построят беседу, какие вопросы за­дадут, какие цели поставят и т. д. Одной из главных задач было создание непринужденной обстановки, кото­рая помогла бы родителям «раскрыться», довериться учителю. Умелое использование в ходе бесед и лекций моральных коллизий, фактов из жизни класса, школы, требующих этического анализа, помогало родителям

Читайте также:  Коклюш анализы у детей инвитро

лучше понять жизнь коллектива, в котором обучались и развивались их дети. Получая информацию по вопросам воспитания, родители одновременно устанавливали и более тесные контакты с учителями и другими родителя­ми.

Проблемы воспитания, требующие освещения специа­листами, раскрывались на вечерах вопросов и ответов. В вечерах принимали участие не только физиологи, психологи, педагоги, врачи, но и родители хорошо вос­питанных детей. К каждому вечеру готовились выставки литературы по педагогике и психологии, делался крат­кий письменный обзор наиболее интересных книг, статей. В результате такой работы у родителей выросла потреб­ность в нравственном самообразовании, повысился ин­терес к дискуссионным вопросам воспитания. Сложный мир детства, острые проблемы воспитания высоконравст­венного человека поднимаются в книге В. А. Сухомливского «Рождение гражданина». По этой книге была проведена родительская конференция. Родители пригото­вили фотовыставку, посвященную В. А. Сухомлинскому, подобрали книги самого автора и литературу о нем, выступили по конкретным вопросам. Обсуждение постав­ленных проблем никого не оставило равнодушным, за­ставило родителей задуматься о воспитании своего ре­бенка. Некоторые родители привели интересные аналогии с поступками и поведением своих детей, вскрыли объек­тивные и субъективные факторы проявления у них тех или иных качеств.

Вместе с тем общение с родителями показало, что большинство из них не умеют применять знания в кон­кретных случаях, видеть истинные причины поступков, а следовательно, и принимать правильные решения. В связи с этим стала практиковаться групповая работа с родителями в форме родительских совещаний-консилиу­мов, на которых решались конкретные вопросы воспита­ния. Их целью не являлось обсуждение или осуждение поведения детей. Родители постигали методику воспита­ния, учились не только проникать в суть того или иного поступка, но и предвосхищать его, анализировать кон­кретные ситуации. Важно было преодолеть пассивность родителей, их боязнь говорить, обсуждать вслух набо­левшие вопросы. Доверительность отношений невозмож­на при большой аудитории, поэтому собирались по мере необходимости группами не более десяти человек. Эта работа- требовала от классного руководителя терпения

и педагогического такта, умения вести беседу, знаний в области педагогики, психологии. Не допускалось ника­кой морализации. В дружеской атмосфере понимания и соучастия родители овладевали искусством проникнове­ния в нравственный мир своих детей, осваивали приемы семейного воспитания.

На консилиумах обсуждались различные ситуации из жизни класса, конкретные поступки подростков и ответ­ные действия родителей, влияние внутрисемейных от­ношений на нравственное становление детей, проблемы педагогического такта и авторитета родителей, возраст­ные особенности детей и т. д. Особое внимание обраща­лось на необходимость развития самоорганизации дея­тельности и поведения, моральной ответственности под­ростков.

Консилиумы учили родителей анализировать разви­тие личностных качеств детей, добывать знания и приме­нять их на практике.

Необходимость вовлекать родителей в разносторон­нюю деятельность, связанную с овладением методикой анализа и самоанализа воспитанности, потребовала дру­гого типа консилиумов — действенно-практических. Здесь родители включались в специально разработанные классными руководителями ситуации нравственного ха­рактера. Они рассматривали конкретную ситуацию и, применяя ранее полученные знания, выбирали соответст­вующее воспитательное действие, решение. При органи­зации этой работы учитывались уровень воспитанности учащихся и самих родителей, особенности общения де­тей, взаимоотношения классного руководителя с роди­телями. Поскольку сама нравственная ситуация и ее решение родителями требовали определенного времени, проведение таких консилиумов не ограничивалось сро­ками. Содержание консилиума зависело от конкретных ситуаций, которые складывались в классе и школе.

. Такой подход позволил классному руководителю наи­более целесообразно использовать особенности и воспи­тательные возможности родителей. Они стали реально оценивать воспитанность детей, аргументировать свои оценки. Таким образом, консилиумы как одна из группо­вых форм работы с родителями обеспечили единство и со­гласованность педагогических воздействий семьи и шко­лы в воспитании детей, позволили добиться лучших ре­зультатов в развитии их нравственных качеств. Немало­важное значение имело и педагогическое руководство

чтением художественной литературы и периодической печати в семье. Особую тревогу вызывало отсутствие у учащихся интереса к чтению периодической печати.

Большинство из них получали «Пионерскую правду», по два и более детских журнала, однако систематически их читали не многие. Этот факт можно объяснить как спецификой возраста, так и несформированностью инте­реса к общественно-политическим событиям. На форми­рование потребности читать периодику и была направ­лена общая работа семьи и школы.

Обдумывание родителями реально наблюдаемых дей­ствий и поступков своих детей, знание, как они могут поступить в будущем, являлись способами регуляции жизни и деятельности детей в семье. Они учили детей осмысливать содеянное с учетом общепринятых норм

Перед родителями была поставлена задача воплотить воспитательные цели в конкретную деятельность детей в школе и дома, создать доброжелательные отношения в семье, подавать личный пример активности и ответствен­ности, больше общаться с детьми, участвовать в жизни класса. Для этого использовались родительские собра­ния с участием детей, тематические вечера, пионерские сборы, классные часы, экскурсии,’спортивные игры, соревнования, субботники, выезды за город. Например, в V А классе школы № 98 (классный руководитель Т. В. Карпенко) в праздниках, играх, трудовых опера­циях вместе с детьми участвуют их родители. Учиты­вая возрастные особенности детей, классный руководи­тель организует соревнования так, чтобы вызвать пере­живание общего успеха, радость общения, гордость за коллектив. Критериями эффективности становятся не только объективные результаты деятельности, но и су­бъективные — нравственный рост коллектива и лично­сти школьника, усиление воспитательного влияния родителей.

Радость общения со сверстниками и родителями при­носят подросткам пионерские игры-путешествия, игра «Зарница». Игра-путешествие «В мир удивительных про­фессий» построена на интересе школьников к той или иной профессии. Все пионеры объединены в группы, каждую из которых возглавляют родители. У каждой группы есть маршрутный лист, где указываются продви­жение группы к профессии, нравственные качества,- не­обходимые для определенной профессии, и формирую­

щиеся у подростков трудовые навыки. Оказалось, что несколько учениц интересуются профессией воспитателя детского сада. Возглавила эту группу родительница, ра­ботающая методистом в детском саду. Под ее руководст­вом девочки разучивают с малышами игры для закрытого помещения и прогулок, готовятся к утренникам, помо­гают одевать и кормить малышей, т. е. практически знакомятся с работой воспитателя. Кроме того, они каж­дую субботу посещают при Дворце пионеров кружок мас­совиков-затейников. -Свою первую школьную практику эта группа учащихся проходила в пришкольном пионер­ском лагере в качестве пионеров-инструкторов. А на майском празднике девочки вместе со своим руководите­лем и родителями доказывали ребятам и жюри, что профессия воспитателя самая необходимая.

Встречи с папами или мамами на праздниках — это открытие детьми своих родителей. На таких встречах обязательно проводятся соревнования между родителя­ми и детьми. В IV классе — «Веселые старты» и сорев­нования в стрельбе, в V — КВН по правилам дорожного движения. Жюри, состоявшее из мам и пионеров, вру­чило 3 медали победителям: капитану команды пап, лучшему знатоку дорожного движения и самому весе­лому и остроумному участнику. Все согласились, что за улыбку, веселое и остроумное слово тоже нужно поощрять. Чувство юмора необходимо в общении с деть­ми, оно гасит ссоры, разряжает напряженную обстанов­ку, заставляет улыбнуться, а значит, стать добрее.

Празднику как форме воспитательной работы была обеспечена высокая функциональная нагрузка за счет использования разнообразных методов воспитания, учета возрастных интересов и возможностей подростков,

В итоге многогранной деятельности в этом коллективе такие его признаки, как движение к цели, общественные связи, самоуправление, поднялись на ступеньку выше. Ярко проявляются сотрудничество и согласованность подростков в работе, стремление к общению в свободное время, реализуется возможность творческого самовыра­жения каждого школьника. Родители увидели своих де­тей в коллективе, в конкретных делах. Общение вызвало и у учащихся и у родителей чувство сопереживания, сопричастности.

Можно сделать вывод, что взаимодействие школы и семьи в воспитании подростков выразилось в повышении педагогической культуры родителей; в приобретении ими

умений анализировать и адекватно оценивать поведение и деятельность своих детей; в включении их в специаль­но организованное общение с детьми и совместную с ни­ми деятельность. Внимание родителей акцентировалось на необходимости постепенно развивать самостоятель­ность и личную ответственность подростков, предупреж­дать излишнюю опеку, не регламентировать действия и поведение детей. Анализ родителями воспитанности сво­их детей позволил им определить меру своего руковод­ства и саморегуляции поведения и деятельности подро­стков. Взаимодействие школьников, родителей и классных руководителей в воспитательном процессе изменило вза­имоотношения в классе и дома, что позволило, в свою очередь, скорректировать самооценки нравственной воспитанности учащихся и оценки их родителей и класс­ного руководителя.

Родители предъявляли к подросткам единые с класс­ным руководителем требования высоконравственного поведения в классе и школе. Подростки принимали эти требования, поскольку адекватная самооценка направ­ляла их стремление к самовоспитанию, самоконтролю действий и поступков. Утверждались единые требования как к простейшим актам поведения, так и к более слож­ным формам деятельности. На основе дифференцирован­ного подхода к учащимся и их родителям возможна компенсация различий в уровне сформированности нрав­ственных качеств учащихся и их развитие.

Таким образом, один из важнейших аспектов страте­гии и тактики управления процессом воспитания нравственных качеств школьников состоит в том, чтобы обеспечить взаимодействие школы и семьи в повседневной воспитательной работе с детьми.

Чтобы выявить отношение родителей к перестройке школы, был проведен анализ их суждений по ряду важ­ных вопросов воспитания. Родители отвечали на анкету, разработанную нами вместе с родительским активом, администрацией школы и учащимися (см. приложение 1). К анализу результатов также были привлечены родите­ли и социологическая группа школьников. Обсуждение проблем перестройки на общешкольном собрании с ана­лизом результатов изучения привело к выработке по многим позициям единого подхода относительно правил поведения, свободного времени, школьной формы, ис­пользования девочками косметики и т. д.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

ПРОГРАММА АНАЛИЗА ВОСПИТАННОСТИ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

1. Исполнителен и послушен ли в семье, охотно ли выполняет поручения родителей.

а) всегда исполняет и послушен;

б) не всегда исполнителен и послушен;

в) часто непослушен и неисполнителен;

г) постоянно проявляется неисполнительность и непослушание.

2. Насколько бережлив дома и как относится к своим личным вещам, книгам?

а) всегда бережлив. Сам чинит свои вещи, приводит в порядок книги, личное имущество;

в) часто проявляет расточительность и небережливость;

г) всегда небережлив и расточителен.

а) аккуратен всегда и во всем;

4. Каково поведение ребенка дома?

б) не всегда хорошее. Позволяет шалости, но на замечания реа­гирует положительно;

в) часто ведет себя плохо. На замечания не реагирует;

г) постоянно ведет себя плохо, дерзит, пререкается и т. д.

5. Насколько чутко и отзывчиво относится к родителям и близким?

б) не всегда отзывчив, заботлив и добр;

в) часто проявляет грубость, черствость, эгоизм;

г) постоянно грубит, дерзит, раздражается по любому поводу.

6. Насколько ребенок трудолюбив?

а) любит труд, постоянно сам помогает старшим;

б) не всегда помогает, делает то, что поручают;

в) часто уклоняется от труда, трудится только под контролем;

г) постоянно уклоняется от труда, очень ленив.

7. Насколько воспитаны простота и скромность в отношении к родным и близким?

б) не всегда, иногда проявляет хамство, высокомерие, зазнайство;

в) часто проявляет высокомерие, хамство, заносчивость.

г) очень заносчив, хвастлив, высокомерен.

8. Проявляется ли критичность ребенка в семье?

а) критикует взгляды и поведение близких разумно и тактично;

б) критикует, но при этом не всегда правильно и тактично;

в) очень редко высказывает свое мнение и критические сужде­ния;

г) не критичен, подстраивается к мнению других членов семьи или товарищей.

9. Проявляется ли при этом самокритичность?

а) самокритичен, уважает критику членов семьи, стремится учесть критические замечания;

б) не всегда самокритичен, не всегда исправляется после кри­тических замечаний;

в) не воспринимает критику других, не реагирует на замечания членов семьи;

г) озлобленно воспринимает критику членов семьи, в ответ на замечания грубит.

10. Как относится к учению дома?

а) ответственно и добросовестно готовит домашние задания;

б) не всегда добросовестно готовит домашние задания;

в) проявляет безответственность к выполнению домашнего за­дания;

г) проявляет безответственность в учении, уроки дома не учит, школу посещать не хочет.

11. Как относится к общественным поручениям?

а) охотно выполняет общественные поручения, рассказывает об их выполнении дома.

б) не всегда проявляет ответственность и желание выполнять общественные поручения;

в) чаще всего безответственно относится к общественным по­ручениям, требует постоянного контроля со стороны родителей.

г) не любит общественную работу, не выполняет ее.

12. Каково отношение ребенка к своему классу, школе?

а) любит свой класс, свою школу, защищает их честь делами, рассказывает об этом дома;

б) любит класс и школу, но не всегда подкрепляет это хороши­ми делами;

в) равнодушен к делам класса и школы, открыто выражает свое отрицание;

г) не любит свой класс, свою школу, открыто выражает свое отрицательное отношение к ним.

источник

Часто неправильное воспитание ребенка в семье приводит к очень тяжелым последствиям, ребенок может замкнуться в себе, плохо учиться, не выполнять пожелания взрослых, мало того, у него могут появиться невротические отклонения, вплоть до заболевания неврозом.

Отношения детей и родителей, анализ семейного воспитания

Повышенная эмоциональность ребенка, склонность к беспокойству, беззащитность, ранимость и уязвимость при противоречивых, не всегда обоснованных требованиях родителей, легко может травмировать ребенка и привести как к нервным срывам или полному непослушанию.

Для полноценного психического развития детей нужно понимание и эмоциональная поддержка взрослых, признание в семье и в среде сверстников. В общении с другими многим детям не хватает непосредственности, уверенности в себе, непринужденности в отношениях, бодрости и настроения — многое из перечисленного воспитывается в семье.

Отклонение черт характера и поведение детей формируется в результате отклонений в семейных отношениях и воспитании. Изменения личности родителей, или одного из родителей приводит к развитию конфликтных ситуаций в семье, и создают проблемы в воспитании детей.

Поэтому на родителей накладывается двойная ответственность за себя и за своих детей. Взрослые должны скорректировать свое собственное поведение, свои нравственные качества и отношения. Требовательность родителей к себе должна быть выше требований к ребенку — это основа родительского авторитета.

В трудные моменты своей жизни дети должны быть уверены в поддержке и понимании своих родителей. Родители должны быть для своих детей самыми близкими друзьями, понимающими всю сложность и противоречивость их внутреннего мира и на основании этого понимания строить свои отношения с детьми.

Читайте также:  Коклюш симптомы у детей анализы

Для того чтобы лучше понять причины плохой успеваемости и недисциплинированности учащихся, необходимо узнать мнение родителей о поведении своего ребенка в семье, поэтому родителям и предлагается заполнить Анкету родителей из пакета психологических тестов «Отношения».

Анкета, заполняемая родителями, дает возможность охарактеризовать поведение ребенка в семье:

  • исполнительность и послушность,
  • выполнение поручений родителей,
  • поведение,
  • чуткость и отзывчивость к родителям и близким,
  • трудолюбие,
  • простота и скромность в отношениях к родным и близким,
  • критичность к другим людям,
  • самокритичность,
  • отношение к выполнению домашних заданий,
  • отношение к выполнению общественных поручений,
  • отношение ребенка к своему классу, школе.

Результаты анкетирования помогут анализировать поведение ребенка в семье, его отношение к учебе, причины его недисциплинированности и плохой успеваемости и даст возможность преподавателю и школьному психологу и родителям скорректировать у ребенка поведение и отношение к учебе.

Важным условием нормальных взаимоотношений в семье между родителями и детьми является взаимная информированность родителей и детей, в этом случае будет и формироваться хорошее отношение к учебе. Взаимная информированность родителей и детей дает возможность прийти к взаимопониманию и уважению мнения друг друга.

В совместных делах не только родители открывают характер детей, но и дети познают сложный мир взрослых, их образ мыслей и переживаний, лучше узнают своих родителей. Родители могут больше спрашивать с детей, отдавая им свое время, чувства, обеспечивая им достойную жизнь.

Если атмосфера в семье доброжелательная и чуткая, то ребенок, воспитанный на положительных примерах своих родителей в обстановке взаимной любви, заботы и помощи, вырастет таким же чутким и отзывчивым.

Родители, которые боятся перегрузки детей в школе, избавляют их от домашних обязанностей, совершают большую ошибку, т.к. в этом случае ребенок может стать эгоистом и пренебрегать трудом вообще.

Для того чтобы правильно оценить мотивы поведения своих детей, нужно понимать их, знать направленность их личностей, интересы, уровень их знаний, умений. Если в семье нет подобной информации о детях, в таком случае появятся взаимные трудности в общении.

Весьма полезно обсуждать с детьми семейные и общественные проблемы, прислушиваться к их мнению, уважать, поправлять и направлять их в нужное русло, формируя чувство ответственности, самоуважение личности, при необходимости признавать свои ошибки.

Слабая взаимная заинтересованность родителей и детей создает у обеих сторон негативное отношение друг к другу, дети вообще разочаровываются в общении и переносят свое отношение к родителям на весь мир взрослых людей.

Родители тоже, в свою очередь, испытывают горечь разочарование в своих детях, обиду и досаду, не верят в них, не уважают.

Взаимоотношения родителей и детей, специфика их общения между собой, во время которого эти взаимоотношения проявляются, влияют на формирование личности детей. У родителей, удовлетворяющих лишь потребности детей, и не имеющих с ними душевного контакта, как правило, возникают проблемы в воспитании и общении с детьми.

Опросник Родительское отношение из пакета «Отношения» предназначен для выявления отношения родителей, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и проблем общения с ними.

Результаты тестирования показывают интегральное эмоциональное отношение к ребенку со стороны родителей, как они его воспринимают (принимают или отвергают). Наилучшее отношение родителей к ребенку при кооперации с ребенком, в случае полного симбиоза с родителями, ребенку грозит судьба человека несамостоятельного и неуверенного в себе, авторитаризм родителя — это постоянный контроль за ребенком. Неудачник, по мнению родителей, инфантилен и несостоятелен.

Воспитание детей можно охарактеризовать определенными сторонами отношения родителей к детям:

  • В общении с детьми родители зачастую компенсируют свои чувства, свои нервные состояния, нередко переходя на крик и физические воздействия, подавляя детей свои авторитаризмом и педантизмом.
  • Родители, не замечая своих недостатков, требуют искоренения подобных недостатков у детей, которые, слепо подражая родителям, не понимают своей вины.
  • Родители говорят одно, а делают другое, ставя при этом детей в тупик.
  • Родители не могут стать детям друзьями и наладить с ними доверительные, теплые отношения.

В этом случае можно перечислить основные параметры нарушения воспитания:

  • Непонимание своеобразия внутреннего мира детей.
  • Непринятие детей, их индивидуальности и особенностей.
  • Несоответствие требований и ожиданий родителей.
  • Негибкость родителей.
  • Неравномерность отношений с детьми в разные периоды их жизни.
  • Непоследовательность в обращении с детьми.
  • Несогласованность отношений между родителями.
  • Аффективность — раздражение, недовольство, тревога, беспокойство, страх.
  • Тревожность.
  • Доминантность — безоговорочность, категоричность, полное подчинение детей.
  • Гиперсоциальность — воспитание без учета индивидуальностей ребенка.
  • Недоверие к возможностям детей.
  • Нечуткость.
  • Противоречивость.

Если родителям удается справиться со своими личными проблемами, не вовлекая в них своих детей, при этом создавая для них теплую дружественную обстановку поддержки и любви, то у родителей и детей складываются очень хорошие взаимоотношения и понимание.

Опросник Семейное воспитание из пакета психологических тестов «Отношения» позволяет детально диагностировать основные формы нарушения семейного воспитания и их характер.

источник

Психология воспитания является той областью, которая занимает центральное место как в психологии, так и в педагогике. Такие выдающиеся личности, как Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, А.П. Пинкевич, П.П. Блонский и другие, сделали много для оформления теории педагогики в 19-20 веках.

На сегодняшний день воспитание и воспитанность – это феномены, имеющие большую значимость. Конечно, современное общество требует новых взглядов и идей. Не следует утверждать, что принципы, на которых зиждется психология воспитания, устарели. Они просто требуют изменения и трансформации в связи с общественным развитием. Эта проблема становится все более актуальной в научном мире и требует переосмысления.

Исследование такого вопроса, как воспитанность человека, обосновано методами и подходами педагогической науки, которые характеризуются надежностью и валидностью. Несмотря на то что педагогика – самостоятельная наука, она использует методы смежных наук – философии, политологии, психологии, этики, социологии и истории и других.

Воспитанность – это один из самых важных аксиологических компонентов, который входит в состав общественной структуры личности. Но на этом определение не заканчивается. Также воспитанность – это система общественных понятий, которые определяют жизнь человека (например, отношения, желания, ценности, поступки).

Воспитание личности сочетает в себе общий и индивидуальный аспекты, которые имеют выражение в потребностях, ценностях, желаниях, мотивах и ориентациях. Они имеют поведенческую форму, проявляющуюся в следующем:

  • Отношениях человека с внешним миром и своей жизнью.
  • Отношении к достижениям цивилизации и культурным ценностям.
  • Стремлении к реализации своих целей и потенциальных возможностей.
  • Чувстве общности с окружающими людьми.
  • Уважении прав и свобод ближнего.
  • Активной жизненной и социальной позиции.
  • Отношении к себе как к носителю индивидуальности.

Определение уровня воспитанности должно касаться не только отдельно взятого человека, но и целых групп людей и народов. Чтобы достичь этой черты характера, используют системную деятельность государственных и общественных институтов, отличающуюся целенаправленностью, для создания специальных условий, культивирующих воспитанность. Этот процесс называется воспитанием.

Воспитанность – это та характеристика, которая дает человеку больше возможностей сделать много хорошего для других людей, для себя. Социализация индивида включает в себя процесс воспитания, и ему отводится немаловажное значение.

Совокупность методов и методик, направленных на изучение уровня воспитанности, сформированности тех черт и личностных свойств человека, которые проявляются во взаимоотношениях между людьми, называется диагностикой воспитанности. Рассмотрим более детально это понятие.

Диагностировать уровень воспитанности учащегося довольно сложно, ведь на саму процедуру могут воздействовать различные факторы внешней и внутренней среды. Например, отсутствие или ненадежность методик исследования, окружение и многое другое.

Чтобы можно было определить уровень воспитанности учащегося или взрослого человека, проводится сравнение данных, полученных в результате диагностики, с установленными нормами. Разница между исходным и финальным показателем говорит нам об эффективности воспитательного процесса.

Как уже упоминалось выше, эталонными характеристиками являются критерии воспитанности, которые на данный момент делятся на разные подвиды. Наиболее популярные типы будут представлены в этой статье.

Первая классификация подразделяет критерии на 2 группы:

1. Те, которые имеют связь с явлениями, не заметными для воспитателя, – планы, мотивационная сфера и убеждения человека.

2. Те, которые связаны с выяснением внешней формы продуктов воспитания – суждения, оценки и поступки.

Вторая классификация делит критерии на следующие:

  • Содержательные. Они определяют то, насколько была усвоена содержательная сторона воспитания (знания, общественное поведение, положительные черты характера и полезные привычки).
  • Оценочные. Они направлены на четкую диагностику отдельного качества, то есть определяется уровень его сформированности.

Третья классификация выделяет такие критерии воспитанности:

  1. Частные. Они применяются для получения промежуточных результатов в процессе воспитания.
  2. Общие. Они выражают уровень воспитанности, которого достиг коллектив или личность.

В процессе исследования такого качества, как воспитанность, ученые советуют соблюдать технологию, которая включает в себя ряд этапов.

Во-первых, экспериментатор организовывает классное собрание, на котором можно обсудить каждого школьника, или собрание коллектива. Только высказывания должны иметь вежливую форму и не нести большого негатива.

Во-вторых, испытуемым предлагается дать самостоятельную оценку и характеристику себя по всей шкале.

В-третьих, организовывается собрание учителей, где они обсуждают результаты исследования и сравнивают их с исходниками и критериями воспитанности.

В-четвертых, каждый ученик получает общую оценку по шкале воспитанности.

В-пятых, полученные результаты оформляются в таблицах и диаграммах.

Школа и учителя имеют немаловажное значение в формировании воспитанности ученика, но роль семьи в воспитании ребенка еще больше.

Рассмотрим некоторые диагностические методы:

  • Наблюдение. Этот метод позволяет получить информацию о свойствах личности благодаря поведенческим проявлениям в разных жизненных ситуациях.
  • Беседа. В процессе диагностической беседы экспериментатор уже может определить относительный уровень воспитанности учащегося.
  • Анкетирование. Ученные разработали специальный тест под названием «Анкета воспитанности». Испытуемый заполняет бланк с вопросами, а экспериментатор анализирует содержание ответов.
  • Метод анализа и статистические методы обработки данных.

Изучая рассматриваемый феномен, нельзя забывать о том, что, определяя уровень воспитанности, экспериментатор также диагностирует нравственную сущность человека. В связи с этим фактом отдельные выводы по поводу воспитанности могут включать данные, отражающие все особенности личности, ведь эти качества тесно взаимосвязаны.

Диагностика воспитанности также включает биографический метод, анализ продуктов деятельности и т.д. Стоит отметить, что ни один прием не обладает полной универсальностью, ведь существуют некоторые требования к их применению. Поэтому если экспериментатор хочет получить объемные достоверные данные, он должен использовать ряд методов и весь комплекс диагностического инструментария.

Использование нескольких методов предоставляет следующие возможности:

  1. Четкий и полный анализ качеств личности.
  2. Снижение субъективности в оценке воспитанности, ведь полученные факты получены от различных методов диагностики.
  3. Определение минусов и недостатков в воспитательном процессе учащихся.

Благодаря компьютеризации диагностической технологии получать и обрабатывать информацию по уровням воспитанности стало намного проще, и общие выводы говорят о достоверности и надежности имеющихся данных. Но любая педагогическая технология, в том числе и диагностическая, имеет как преимущества, так и недостатки.

Во-первых, диагностика воспитанности – сфера недостаточно изученная, и поэтому ее методологическая база разработана недостаточно. Педагог, планирующий диагностику, столкнется с ненадежностью тех или иных методик, и результаты, которые он получит, будут недостаточно точными и надежными.

Во-вторых, множество методов, используемых в диагностике, характеризуются трудоемкостью и требуют достаточно большого количества времени. Например, точность результатов наблюдения будет зависеть от его длительности.

В-третьих, определенные средства, такие как анкетирование и беседа, вряд ли дадут точные и достоверные данные.

Использование различных методов и методик диагностирования воспитанности позволяет педагогу целостно рассмотреть это явление. Конечно, есть некоторые недостатки и погрешности в представленной технологии, но ее успешно применяют специалисты в своей практической деятельности.

Наверное, не следует еще раз напоминать, что роль семьи в воспитании ребенка просто огромна, и то, что заложено в детстве, имеет сильное воздействие на личность и жизнь человека в будущем. В дошкольном возрасте главным авторитетом являются родители, и именно они формируют многие качества личности. В школьном возрасте проявляются заложенные отцом и матерью задатки.

Если в семье ребенок получает достаточное количество любви, заботы, внимания и позитивных эмоций, то он будет расти воспитанным. Негативная атмосфера, конфликты и ссоры отражаются даже на самом маленьком человечке. Роль семьи в воспитании ребенка не преувеличена, ведь в таких условиях формируется жизненная позиция малыша.

Также стоит отметить, что сами родители являются образцом для подражания. Если воспитанность является чертой матери и отца, то она будет и у ребенка. Например, тревожность мамы легко передается ребенку по невидимым эмоциональным нитям, как и остальные аспекты. Хорошие манеры и вежливость в общении дети впитают как губка из семейной среды. Агрессивное и несдержанное поведение отца выразится в том, что ребенок будет драться с другими ребятами.

Мать и отец не должны упускать из вида разные аспекты воспитания. Нужно все объяснять малышу на понятном ему языке. Повзрослев, дитя уже не будет нуждаться в родительских нравоучениях и станет протестовать. Не оставляйте малыша наедине с проблемой, будьте рядом, помогите, но не делайте все за него, ведь ребенок должен приобретать свой собственный опыт.

Семья – это безопасная территория, где можно научить и подготовить маленького человека к разным ситуациям, сформировать разные модели поведения. Родители показывают малышу, что хорошо, а что плохо, что можно делать, а чего нельзя. Помните, что вы – идеал, пример для вашего ребенка. Если вы учите ребенка, что лгать плохо, то не обманывайте его сами.

Бывает, что родители не могут найти общее решение по поводу воспитания, и возникают конфликты. Ребенку совсем не обязательно этого видеть и слышать. Помните, что это новая личность со своими возможностями, ресурсами, желаниями, а не только родительское продолжение, которое может реализовать ваши несбывшиеся надежды. Воспитание личности – непростой процесс, но зато очень интересный!

источник

I. Исполнителен и послушен ли ребенок в семье? Охотно ли выполняет поручения родителей?

1. Постоянно проявляет неисполнительность и непо­слушание.

2. Часто непослушен и неисполнителен.

3. Не всегда исполнителен и послушен.

4. Всегда исполнителен и послушен.

II. Каково поведение ребенка дома?

1. Постоянно ведет себя плохо, дерзит, пререкается

2. Часто ведет себя плохо, на замечания не реагирует.

1 Степень проявления нравственных качеств в поведении детей оценивается по следующей шкале: от 1 до 1,5 — указанные качества не проявляются; от 1,5 — до 2,5 — проявляются слабо; от 2,5 до 3,5 — проявляются;от 3,5 до 4 — проявляются ярко. Чтобы получить эти цифры, номера ответов суммируют, а полу­ченную сумму делят на 10.

3. Позволяет шалости, по на замечания реагирует положительно.

Читайте также:  Коклюш симптомы у детей анализ

III. Отношение к родителям и близким.

1. Постоянно грубит, дерзит, раздражается по поводу замечаний.

2. Часто грубит, эгоистичен.

3. Не всегда отзывчивый и заботливый.

4. Отзывчивый, заботливый, добрый.

IV. Насколько ребенок трудолюбив?

1. Постоянно уклоняется от труда, очень ленив.

2. Часто уклоняется от труда, трудится только под контролем.

3. Не всегда помогает, делает лишь то, что поручают.

4. Любит труд, постоянно помогает старшим.

V. Насколько прост и скромен в отношениях с род­ными и близкими?

1. Очень заносчив, хвастлив, высокомерен.

2. Часто проявляет высокомерие, зазнайство, занос­чивость.

3. Иногда проявляет хвастовство, высокомерие, зазнайство.

VI. Критичен ли по отношению к другим людям?

1. Некритичен, подстраивается к мнению других членов семьи или товарищей.

2. Очень редко высказывает свои мнения, критиче­ские суждения.

3. Критикует, но при этом не всегда правильно и так­тично.

4. Критикует взгляды и поведение близких разумно и тактично.

VII. Проявляет ли самокритичность? 1. Озлобленно воспринимает критику членов семьи, на замечания грубит.

2. Не воспринимает критику других, не реагирует на замечания членов семьи.

3. Не всегда исправляется после критических заме­чаний.

4. Самокритичен, уважает критику членов семьи, стремится учесть критические замечания.

VIII. Как относится к учению дома?

1. Уроки дома не учит, школу посещать не хочет.

2. Ленится выполнять домашние задания, требует постоянного контроля.

З. Не всегда добросовестно готовит домашние зада­ния.

4. Ответственно и добросовестно готовит домашние

IX. Как относится к общественным поручениям?

1. Не любит общественную работу, не выполняет ее.

2. Чаще всего общественную работу выполняет бе­зответственно, требует постоянного контроля.

3. Не всегда проявляет желание выполнять поруче­ния.

4. Охотно выполняет общественные поручения.

X. Каково отношение ребенка к своему классу, шко­ле?

1. Не любит свой класс и школу, открыто выражает

свое отрицательное отношение к ним.

2. Равнодушен к делам класса, школы.

3. Любит класс и школу, но не всегда подкрепляет

4. Любит свой класс и школу и всегда подкрепляет

Если между классным руководителем и родителями существуют доверительные отношения, педагог может попросить родителей поделиться результатами своих наблюдений. Таким образом обеспечивается единство требований школы, классного коллектива и семьи.

Подключение родителей к анализу воспитанности школьников является не только)способом более глубоко­го познания ими детей, но и стимулом самообразования самих родителей. У них появляется потребность обогатить свои знания, овладеть неизвестными им- методами семейного воспитания.

Для родителей проводились лекции по педагогике и психологии, встречи с учителями за «круглым столом», вечера вопросов и ответов и др. В школах работали лек­тории педагогических знаний, где велись практические занятия с родителями, университет здоровья. Признан­ной формой пропаганды педагогических знаний стали школьные и районные конференции родителей, проводи­мые, например, по таким темам, как «Высокое звание — отец», «Роль школы и семьи в нравственном воспитании учащихся», «Место семьи в подготовке учащихся к труду и выбору профессии» и т. д..

Использовались самые разнообразные средства: кра­сочно оформленные приглашения с подробной програм­мой собрания или вечера, объявления на предприятиях,

посещение классными руководителями семей. Вошли в практику работы отчеты школы перед родительской общественностью. К ним, приурочиваются выставки детского творчества, выступления агитбригад, художест­венной самодеятельности. Такая форма работы с роди­телями при хорошей ее организации поднимает авторитет школы, сплачивает родителей, учителей и детей. Школа стала ориентироваться на индивидуальную работу с ро­дителями, учитывать их образовательный уровень, со­став семьи, степень ее влияния на школьника.

Классные руководители, внимательно изучив вос­питательные возможности каждой семьи, пришли к вы­воду, что всем родителям понятны общие конечные цели воспитания, но конкретные задачи по воспитанию своих детей на определенный отрезок времени осознают очень немногие» Знание воспитанности детей помогло им кон­кретизировать для родителей цели, задачи и методы воспитания. Формы обучения детей, проведение семей­ных праздников, контроль, поощрение и наказание— все это являлось предметом обсуждения на родитель­ских собраниях, в личных беседах с родителями. О не­дисциплинированности отдельных ребят, об их проступ­ках учителя предпочитали разговаривать наедине с роди­телями. На собраниях родителей знакомили с творче­скими работами учащихся, выставляли лучшие/тетради, дневники, альбомы, рисунки, а также различные подел­ки ребят. Вошло в традицию анализировать с родителями результаты выполнения воспитательного плана, обсуж­датьмероприятия, проводимые в классе и школе. Роди­тели узнавали, как их дети участвуют в тех или иных делах школы, что полезного они сделали,, каково их общественное лицо. Все это заставляло родителей инте­ресоваться общественными поручениями своих детей, их позицией в классных и общешкольных делах.

Большую роль в просвещении родителей, осмысле­нии ими правовых норм, требований и правил морали Играли лекции и беседы, на которых поднимались этиче­ские вопросы. Классные руководители предварительно обдумывали, как они построят беседу, какие вопросы за­дадут, какие цели поставят и т. д. Одной из главных задач было создание непринужденной обстановки, кото­рая помогла бы родителям «раскрыться», довериться учителю. Умелое использование в ходе бесед и лекций моральных коллизий, фактов из жизни класса, школы, требующих этического анализа, помогало родителям

лучше понять жизнь коллектива, в котором обучались и развивались их дети. Получая информацию по вопросам воспитания, родители одновременно устанавливали и более тесные контакты с учителями и другими родителя­ми.

Проблемы воспитания, требующие освещения специа­листами, раскрывались на вечерах вопросов и ответов. В вечерах принимали участие не только физиологи, психологи, педагоги, врачи, но и родители хорошо вос­питанных детей. К каждому вечеру готовились выставки литературы по педагогике и психологии, делался крат­кий письменный обзор наиболее интересных книг, статей. В результате такой работы у родителей выросла потреб­ность в нравственном самообразовании, повысился ин­терес к дискуссионным вопросам воспитания. Сложный мир детства, острые проблемы воспитания высоконравст­венного человека поднимаются в книге В. А. Сухомливского «Рождение гражданина». По этой книге была проведена родительская конференция. Родители пригото­вили фотовыставку, посвященную В. А. Сухомлинскому, подобрали книги самого автора и литературу о нем, выступили по конкретным вопросам. Обсуждение постав­ленных проблем никого не оставило равнодушным, за­ставило родителей задуматься о воспитании своего ре­бенка. Некоторые родители привели интересные аналогии с поступками и поведением своих детей, вскрыли объек­тивные и субъективные факторы проявления у них тех или иных качеств.

Вместе с тем общение с родителями показало, что большинство из них не умеют применять знания в кон­кретных случаях, видеть истинные причины поступков, а следовательно, и принимать правильные решения. В связи с этим стала практиковаться групповая работа с родителями в форме родительских совещаний-консилиу­мов, на которых решались конкретные вопросы воспита­ния. Их целью не являлось обсуждение или осуждение поведения детей. Родители постигали методику воспита­ния, учились не только проникать в суть того или иного поступка, но и предвосхищать его, анализировать кон­кретные ситуации. Важно было преодолеть пассивность родителей, их боязнь говорить, обсуждать вслух набо­левшие вопросы. Доверительность отношений невозмож­на при большой аудитории, поэтому собирались по мере необходимости группами не более десяти человек. Эта работа- требовала от классного руководителя терпения

и педагогического такта, умения вести беседу, знаний в области педагогики, психологии. Не допускалось ника­кой морализации. В дружеской атмосфере понимания и соучастия родители овладевали искусством проникнове­ния в нравственный мир своих детей, осваивали приемы семейного воспитания.

На консилиумах обсуждались различные ситуации из жизни класса, конкретные поступки подростков и ответ­ные действия родителей, влияние внутрисемейных от­ношений на нравственное становление детей, проблемы педагогического такта и авторитета родителей, возраст­ные особенности детей и т. д. Особое внимание обраща­лось на необходимость развития самоорганизации дея­тельности и поведения, моральной ответственности под­ростков.

Консилиумы учили родителей анализировать разви­тие личностных качеств детей, добывать знания и приме­нять их на практике.

Необходимость вовлекать родителей в разносторон­нюю деятельность, связанную с овладением методикой анализа и самоанализа воспитанности, потребовала дру­гого типа консилиумов — действенно-практических. Здесь родители включались в специально разработанные классными руководителями ситуации нравственного ха­рактера. Они рассматривали конкретную ситуацию и, применяя ранее полученные знания, выбирали соответст­вующее воспитательное действие, решение. При органи­зации этой работы учитывались уровень воспитанности учащихся и самих родителей, особенности общения де­тей, взаимоотношения классного руководителя с роди­телями. Поскольку сама нравственная ситуация и ее решение родителями требовали определенного времени, проведение таких консилиумов не ограничивалось сро­ками. Содержание консилиума зависело от конкретных ситуаций, которые складывались в классе и школе.

. Такой подход позволил классному руководителю наи­более целесообразно использовать особенности и воспи­тательные возможности родителей. Они стали реально оценивать воспитанность детей, аргументировать свои оценки. Таким образом, консилиумы как одна из группо­вых форм работы с родителями обеспечили единство и со­гласованность педагогических воздействий семьи и шко­лы в воспитании детей, позволили добиться лучших ре­зультатов в развитии их нравственных качеств. Немало­важное значение имело и педагогическое руководство

чтением художественной литературы и периодической печати в семье. Особую тревогу вызывало отсутствие у учащихся интереса к чтению периодической печати.

Большинство из них получали «Пионерскую правду», по два и более детских журнала, однако систематически их читали не многие. Этот факт можно объяснить как спецификой возраста, так и несформированностью инте­реса к общественно-политическим событиям. На форми­рование потребности читать периодику и была направ­лена общая работа семьи и школы.

Обдумывание родителями реально наблюдаемых дей­ствий и поступков своих детей, знание, как они могут поступить в будущем, являлись способами регуляции жизни и деятельности детей в семье. Они учили детей осмысливать содеянное с учетом общепринятых норм

Перед родителями была поставлена задача воплотить воспитательные цели в конкретную деятельность детей в школе и дома, создать доброжелательные отношения в семье, подавать личный пример активности и ответствен­ности, больше общаться с детьми, участвовать в жизни класса. Для этого использовались родительские собра­ния с участием детей, тематические вечера, пионерские сборы, классные часы, экскурсии,’спортивные игры, соревнования, субботники, выезды за город. Например, в V А классе школы № 98 (классный руководитель Т. В. Карпенко) в праздниках, играх, трудовых опера­циях вместе с детьми участвуют их родители. Учиты­вая возрастные особенности детей, классный руководи­тель организует соревнования так, чтобы вызвать пере­живание общего успеха, радость общения, гордость за коллектив. Критериями эффективности становятся не только объективные результаты деятельности, но и су­бъективные — нравственный рост коллектива и лично­сти школьника, усиление воспитательного влияния родителей.

Радость общения со сверстниками и родителями при­носят подросткам пионерские игры-путешествия, игра «Зарница». Игра-путешествие «В мир удивительных про­фессий» построена на интересе школьников к той или иной профессии. Все пионеры объединены в группы, каждую из которых возглавляют родители. У каждой группы есть маршрутный лист, где указываются продви­жение группы к профессии, нравственные качества,- не­обходимые для определенной профессии, и формирую­

щиеся у подростков трудовые навыки. Оказалось, что несколько учениц интересуются профессией воспитателя детского сада. Возглавила эту группу родительница, ра­ботающая методистом в детском саду. Под ее руководст­вом девочки разучивают с малышами игры для закрытого помещения и прогулок, готовятся к утренникам, помо­гают одевать и кормить малышей, т. е. практически знакомятся с работой воспитателя. Кроме того, они каж­дую субботу посещают при Дворце пионеров кружок мас­совиков-затейников. -Свою первую школьную практику эта группа учащихся проходила в пришкольном пионер­ском лагере в качестве пионеров-инструкторов. А на майском празднике девочки вместе со своим руководите­лем и родителями доказывали ребятам и жюри, что профессия воспитателя самая необходимая.

Встречи с папами или мамами на праздниках — это открытие детьми своих родителей. На таких встречах обязательно проводятся соревнования между родителя­ми и детьми. В IV классе — «Веселые старты» и сорев­нования в стрельбе, в V — КВН по правилам дорожного движения. Жюри, состоявшее из мам и пионеров, вру­чило 3 медали победителям: капитану команды пап, лучшему знатоку дорожного движения и самому весе­лому и остроумному участнику. Все согласились, что за улыбку, веселое и остроумное слово тоже нужно поощрять. Чувство юмора необходимо в общении с деть­ми, оно гасит ссоры, разряжает напряженную обстанов­ку, заставляет улыбнуться, а значит, стать добрее.

Празднику как форме воспитательной работы была обеспечена высокая функциональная нагрузка за счет использования разнообразных методов воспитания, учета возрастных интересов и возможностей подростков,

В итоге многогранной деятельности в этом коллективе такие его признаки, как движение к цели, общественные связи, самоуправление, поднялись на ступеньку выше. Ярко проявляются сотрудничество и согласованность подростков в работе, стремление к общению в свободное время, реализуется возможность творческого самовыра­жения каждого школьника. Родители увидели своих де­тей в коллективе, в конкретных делах. Общение вызвало и у учащихся и у родителей чувство сопереживания, сопричастности.

Можно сделать вывод, что взаимодействие школы и семьи в воспитании подростков выразилось в повышении педагогической культуры родителей; в приобретении ими

умений анализировать и адекватно оценивать поведение и деятельность своих детей; в включении их в специаль­но организованное общение с детьми и совместную с ни­ми деятельность. Внимание родителей акцентировалось на необходимости постепенно развивать самостоятель­ность и личную ответственность подростков, предупреж­дать излишнюю опеку, не регламентировать действия и поведение детей. Анализ родителями воспитанности сво­их детей позволил им определить меру своего руковод­ства и саморегуляции поведения и деятельности подро­стков. Взаимодействие школьников, родителей и классных руководителей в воспитательном процессе изменило вза­имоотношения в классе и дома, что позволило, в свою очередь, скорректировать самооценки нравственной воспитанности учащихся и оценки их родителей и класс­ного руководителя.

Родители предъявляли к подросткам единые с класс­ным руководителем требования высоконравственного поведения в классе и школе. Подростки принимали эти требования, поскольку адекватная самооценка направ­ляла их стремление к самовоспитанию, самоконтролю действий и поступков. Утверждались единые требования как к простейшим актам поведения, так и к более слож­ным формам деятельности. На основе дифференцирован­ного подхода к учащимся и их родителям возможна компенсация различий в уровне сформированности нрав­ственных качеств учащихся и их развитие.

Таким образом, один из важнейших аспектов страте­гии и тактики управления процессом воспитания нравственных качеств школьников состоит в том, чтобы обеспечить взаимодействие школы и семьи в повседневной воспитательной работе с детьми.

Чтобы выявить отношение родителей к перестройке школы, был проведен анализ их суждений по ряду важ­ных вопросов воспитания. Родители отвечали на анкету, разработанную нами вместе с родительским активом, администрацией школы и учащимися (см. приложение 1). К анализу результатов также были привлечены родите­ли и социологическая группа школьников. Обсуждение проблем перестройки на общешкольном собрании с ана­лизом результатов изучения привело к выработке по многим позициям единого подхода относительно правил поведения, свободного времени, школьной формы, ис­пользования девочками косметики и т. д.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник