Меню Рубрики

Анализ заболеваемости детей на педиатрическом участке

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ НА ПЕДИАТРИЧЕСКОМ УЧАСТКЕ №20 ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ №4 Г. ВОРОНЕЖА

Состояние здоровья детского населения в настоящее время является важнейшим показателем качества работы здравоохранения и критерием оценки благополучия общества в целом. Несмотря на внедрение новых перинатальных технологий, которые способствовали снижению перинатальной и младенческой смертности, распространенность хронической патологии у детей, а также уровень детской инвалидности остаются практически неизменными.

Мной была изучена заболеваемость детей первого года жизни в г. Воронеже на педиатрическом участке №20 детской поликлиники №4. В настоящей работе представлено состояние здоровья детей первого года жизни,а также влияние протекания беременности на НПР и влияние грудного или искусственного вскармливания на заболеваемость детей первого года жизни

1 .Мониторинг уровня здоровья детей первого года жизни на участке детской поликлиники, по данным медицинской документации 20 детей.

2 .Влияние течения и осложнений беременности на НПР детей первого года жизни на участке детской поликлиники.

3. Определить структуру заболеваемости детей первого года жизни на участке .

Что же касается роли и значения основных факторов, которые принимают участие в формировании здоровья, то многолетние исследования научной школы специалистов по общественному здравоохранению, возглавляемой академиком Ю.П.Лисицыным, позволили распределить их следующим образом:

1.Образ жизни человека – он на 50-55% определяет состояние его здоровья 2.Экологические факторы – на 20-25% влияют на здоровье человека 3.Биологические факторы – на 15-20% определяют состояние здоровья 4.Медицинские факторы – на 8-10% оказывают влияние на здоровье человека. 1.Формирование здоровья детей первого года жизни.

Здоровье населения является показателем внешнего и внутреннего социального благополучия, а также косвенным показателем национальной безопасности. По мнению академика А. А. Баранова с соавт., режим воспроизводства населения во многих регионах Российской Федерации близок к критическому состоянию. Снижение уровня жизни, ухудшение общедоступности медицинской помощи проявилось в низких показателях рождаемости, стабилизации высоких показателей младенческой и детской смертности, отрицательном естественном приросте населения на большинстве территорий России, ухудшении качественных показателей здоровья детского населения. Исходя из этого, целью настоящего исследования явилось изучение динамики показателей физического развития и распространенности заболеваний по данным обращаемости детей первого года жизни в амбулаторно-поликлиническом звене.

Исследования на базе детской поликлиники №4 показали, что 90% детей первого года жизни ( в основе исследования лежит мониторинг 20 детей с 18участка детской поликлиники)имеют врожденные или приобретенные заболевания. Это свидетельствует о снижении уровня здоровья детей первого года жизни.

Первый год жизни ребенка характеризуется особенно высокими темпами физического, нервно- психического развития, функционального созревания органов и систем. Физическое развитие является одним из важнейших характеристик здоровья детей. В настоящее время установлено, что здоровье детей определяется не только наличием или отсутствием заболеваний, но и гармоничным и соответствующим возрасту развитием, нормальным уровнем основных функциональных показателей.

На основании исследований детей первого года жизни было выявлено,что из 20 исследуемых у 9 женщин ХФПН 7-ХВГП,у 9 женщин отеки и у 10 анемия в период беременности и лишь 2 беременности протекали без особенностей

Анализируя статистические данные физического и нервно-психического развития детей первого года жизни (на основании амбулаторных карт и паспорта новорожденного) было выявлено,что на участке 18 детской поликлиники №4 из 20 исследуемых детей у 100% встречается «Перинатальная патология ЦНС». Этот факт подтверждается наличием у 90% .

На второй позиции в структуре заболеваемости детей первого года находятся дети с аллергическими заболеваниями 20%(атопический дерматит,аллергии),которые в большей мере проявились при искусственном вскармливании.

Показатели здоровья детей первого года жизни связаны с течением периода новорожденности, состояния здоровья матери,социально-экономической и экологической обстановкой, характером вскармливания ребенка, навыками семья в профилактике и лечении болезни. Данные факты подтверждают актуальность изучения состояния здоровья детей первого года жизни.

1.Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии/под ред.А.А Баранова-Москва

источник

Проведено исследование по формам 112у детей , рождённых в 2013 и 2014 году. Проведена оценка физического развития по центельным таблицам в возрасте первого года и заболеваемость этих детей по листу диспансеризации на первом году в зависимости от видов вскармливания. Полученные данные приведены ниже.

Заб-ия органов пищеварения

Заб-ия мочеполовой системы

Из таблицы видно, что в структуре заболеваемости преобладают болезни органов дыхания (ОРВИ). В число других заболеваний входит железодефицитная анемия. Железодефицитной анемией чаще всего болеют дети после 6 месяцев, здесь соотношение детей находящихся на грудном и искусственном вскармливании 1:1, так как после 6 месяцев материнское молоко полностью не удовлетворяет потребность организма в железе.

После выхода «Национальной программы оптимизации вскармливания детей первого года жизни» в Российской Федерации 2011год, в поликлинике и на участке активизировалась работа по поощрению грудного вскармливания, регулярно проводятся конференции со средними медицинскими работниками, выпускаются санбюллетени, проводятся беседы в КЗР (кабинете здорового ребёнка) для родителей. Я решила выяснить, насколько эффективно и активно внедряется национальная программа в практику здравоохранения на примере педиатрического участка.

Я провела анализ Историй развития ребенка (Форма112-у) детей участка, родившихся в 20013 – 2014 г.г.

Цель исследования историй развития ребенка (по форме 112у): установить зависимость показателей физического развития и заболеваемости от вида вскармливания.

За 2 года на участке родилось 180 детей, из них:

Из приведенных данных видно, что ежегодно наблюдается снижение рождаемости.

Все дети были распределены по видам вскармливания.

Структура распределения детей первого года жизни по видам вскармливания в процентах

Анализируя данные, представленные на диаграммах, можно сказать, что не отмечено значительного роста числа детей, получающих грудь матери не менее 6 месяцев по сравнению с 2013 годом, однако снизился показатель детей, не получавших грудное молоко до 3 месяцев.

Отмечен рост после выхода приказа числа детей, получающих грудное молоко не менее 3 месяцев, что может свидетельствовать о целенаправленной работе, проводимой в родильных домах и в период новорожденности на педиатрическом участке по поддержке грудного вскармливания.

Сравнительная характеристика видов грудного вскармливания в 2014 году в процентах

Изучив динамику видов вскармливания на участке, я попыталась проанализировать зависимость между характером вскармливания на первом году жизни и показателями физического развития.

Мною были оценены показатели физического развития:

По центильным таблицам, данным, которые были зафиксированы в Историях развития ребенка (Форма 112-у) в возрасте 12 месяцев жизни.

Анализируя данные центильных таблиц, я распределила всех детей в 3 группы:

— среднее развитие (4 коридор)

— выше среднего (5,6,7 коридор)

— ниже среднего (1,2,3 коридор)

Полученные данные представлены в диаграммах:

Распределение детей по уровню развития (масса тела) в зависимости от вида вскармливания

Полученные данные свидетельствуют о высоком проценте детей, находящихся на грудном вскармливании, имеющих средние показатели нарастания массы тела, а на искусственном вскармливании больше детей имеют показатели ниже среднего (50%).

Распределение детей по уровню развития (длина тела) в зависимости от вида вскармливания

Распределение детей по уровню развития (окружность груди) в зависимости от вида вскармливания

Полученные данные свидетельствуют о том, что на грудном вскармливании показатели роста имеют среднее развитие (68,4%), 33% детей на искусственном вскармливании имеют показатели роста выше среднего, что соответствует литературным данным.

Нарастание показателей окружности груди менее всего зависит от характера вскармливания. Определение уровня физического развития по отдельным показателям антропометрии оказалось более информативным, чем определение соматотипа, поскольку при определении соматотипа суммируются три показателя и в итоге у меня более 80% детей имели мезосоматотип на разных видах вскармливания. Поэтому я решила провести анализ по отдельным показателям антропометрии.

Анализируя гармоничность развития, мне удалось установить, что дети на искусственном вскармливании в 62% имеют дисгармоничное развитие, на грудном вскармливании дисгармоничное развитие наблюдается у 28% детей.

Распределение детей по гармоничности развития на разных видах вскармливания

Следующим этапом анализа Историй развития ребенка, стало выявление уровня заболеваемости детей первого года жизни на участке в зависимости от вида вскармливания.

Индекс здоровья составил 24%. Средний показатель по городу Омску за 2014 год составляет 20%. У детей на искусственном вскармливании он составил 22,5%, а у детей на грудном вскармливании составил в среднем 24,5 %. Анализ полученных данных показал, что 42% детей, находящихся на грудном вскармливании страдают аллергическими заболеваниями (чаще всего атопический дерматит).

Считаю, что этот показатель можно снизить, если при проведении дородовых патронажей к беременным, новорожденным и детям грудного возраста более тщательно собирать анамнез, научить маму вести пищевой дневник, ознакомить с продуктами — облигатными аллергенами. У 16% детей на участке выявлен дисбактериоз, четкой зависимости от характера грудного вскармливания не прослеживается.

А вот кишечные инфекции и острые расстройства пищеварения у детей, которые находились на грудном вскармливании не менее 6 месяцев, встречаются в 2 раза реже, чем на искусственном вскармливании и у детей, получающих грудь матери только до 3 месяцев. Считаю, что в данных семьях необходимо больше внимания уделять при беседах вопросам:

— санитарного эпидемического режима

— правилам приготовления и хранения смесей

— правилам кормления продуктами детского консервированного питания

— правилам обработки бутылочек и сосок

Заболеваемость ОРВИ и отитом практически одинаково часто встречается у детей на грудном и искусственном вскармливании. При анализе заболеваемости железодефицитной анемией прослеживается четкая зависимость от характера вскармливания. Как видно из рисунка № 8, железодефицитная анемия (ЖДА) встречается почти в 2 раза чаще у детей на искусственном вскармливании и при раннем переводе на искусственное вскармливание.

Заболеваемость на разных видах вскармливания (на сто детей)

Действительно, у детей, которые находились на грудном вскармливании, значительно реже встречаются аллергические заболевания.

источник

АНАЛИЗ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОМ ЗВЕНЕ В.А. Жирнов, М.В. Дмитриева

1 УДК АНАЛИЗ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОМ ЗВЕНЕ 2015 В.А. Жирнов, М.В. Дмитриева Самарский государственный медицинский университет Статья поступила в редакцию В научной статье уделено внимание особенностям состояния здоровья детей дошкольного возраста. Проведен анализ структуры детского населения, распространенности заболеваемости детей на участке. Даны оценка физического развития неорганизованных детей и детей, поступающих в начальную школу, распределение их по группам здоровья при медицинских осмотрах. Показана динамика морфофункциональных отклонений (нарушение зрения, дефекты речи, нарушение осанки) у детей дошкольного возраста. Ключевые слова: дети, дошкольный возраст, заболеваемость, физическое развитие, амбулаторнополиклиническое звено. ВВЕДЕНИЕ Состояние здоровья детей является одним из достоверных и показательных критериев качества жизни населения в целом [, 5]. В течение последних лет отмечаются неблагоприятные сдвиги в состоянии здоровья детей дошкольного возраста, характеризующиеся ростом распространенности функциональных расстройств и хронических болезней, изменением структуры выявляемых нарушений здоровья, ухудшением показателей физического развития. Объективно отразить степень утраты здоровья детского населения позволяют показатели заболеваемости, а ее структура дает возможность определить приоритеты профилактики при организации обслуживания в лечебно-профилактических учреждениях []. Цель исследования: изучить распространенность заболеваний по данным обращаемости детей дошкольного возраста в амбулаторно-поликлиническом звене. Материал и методы. Проведено изучение состояния здоровья детей дошкольного возраста, находившихся под наблюдением на базе ГБУЗ СО «Самарская городская поликлиника 10 Советского района» (г. Самара) в 201 гг. Заболеваемость детей изучали по обращаемости в детскую поликлинику и путем клинического наблюдения в ходе исследования. Комплексная оценка состояния здоровья базировалась на заключениях специалистов по амбулаторной документации, на выписках из историй болезни стационаров, данных лабораторного и инструментального обследования. Жирнов Виталий Александрович, доктор медицинских наук, профессор кафедры госпитальной педиатрии. Дмитриева Марина Владимировна, очный аспирант кафедры госпитальной педиатрии. Е-mail: РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ При анализе возрастной структуры детского населения на педиатрическом участке количество детей дошкольного возраста составило 359 ребенка, из них: дети до 1 года 59 (7,28%), от 1 до 3 лет 136 (16,8%), от до 7 лет 16 (20,2%) (рис. 1). Общий уровень распространенности заболеваний прикрепленного детского населения в нашем исследовании составил 610,1 за 201 г. (табл. 1). При этом общая инфекционная заболеваемость составила 57,8 за счет лидирующей позиции в структуре острых респираторных вирусных инфекций (Таблица 2). В 201 г. случаев заражения краснухой не было, что говорит о своевременной и всеохватывающей вакцинопрофилактике на педиатрическом участке. В структуре заболеваемости детей первого года жизни был выявлен широкий нозологический спектр. Наиболее распространенной была бронхолегочная патология в виде частых эпизодов острых респираторных заболеваний (ОРЗ), обнаруженная у 29 детей (6,%). У 2 детей (3,8%) на фоне ОРЗ отмечались рецидивы обструктивного бронхита. Случаев острой пневмонии как осложнение ОРЗ не отмечалось. На втором месте по частоте встречаемости атопический дерматит, выявленный у 10 детей (19,2%). Железодефицитной анемии принадлежало третье место, ее признаки имелись у детей (7,6%). На четвертом месте находились инфекционные болезни глаз, диагностированные в 7% случаев, в основном за счет конъюнктивита. Кроме того, на первом году жизни у детей исследуемой группы были выявлены отиты (5,7%). Особый интерес представляет анализ сведений о верификации диагноза у детей, достигших 18 месяцев, рожденных от ВИЧ-инфицированных женщин. Число детей, которым был снят диагноз перинатальный контакт по ВИЧ-инфекции, 762

2 Клиническая медицина 0,00% 37,0% 35,00% 30,00% 25,00% 20,00% 16,80% 20,2% 18,27% 15,00% 10,00% 7,28% (n=810) 5,00% 0,00% Рис. 1. Возрастная структура детского населения на педиатрическом участке Таблица 1. Общий уровень распространенности заболеваний у детей на участке в 201 г , , ,8 Таблица 2. Распределение детей по инфекционной заболеваемости на участке в 201 г , , , ,0 уменьшилось в сравнении с предыдущими годами: в 2013 г 5 детей, в 201 г 1 ребенок, что говорит о росте инфицированности данной инфекции среди детей раннего возраста. Актуальным на сегодняшний день является вопрос состояния здоровья так называемых «неорганизованных» детей это дети, по тем или иным причинам не посещающие детский сад. Их количество на участке детей до 1 года составило 7 (79,66%) из 59 детей, тогда как к -7 годам 3 (20,73%) из 16 (рис. 2). В структуре соматической патологии у неорганизованных детей болезни лор-органов составили высокий удельный вес во всех возрастных группах детей; в основном, за счет хронического тонзиллита (10 детей) и аденоидита (8 детей). Среди болезней опорно-двигательного аппарата выявлены нарушения осанки, плоскостопие, неблагоприятно воздействующие на кости скелета, мышцы, приводящие к смещению внутренних органов, и как следствие заболеванию всего организма [2]. Также встречались заболевания: бронхиальная астма, дисметаболическая нефропатия, интерстициальный нефрит (Рисунок 3). Комплексная оценка состояния здоровья детей по годам жизни позволила установить, что в неорганизованных группах детей доля практически здоровых (1 группа здоровья) составила 5,3%. Лидирующую позицию заняла вторая группа здоровья (дети с морфофункциональными отклонениями, группа часто болеющих детей) и составила 8,6%. Третья группа была выявлена в,6% случаев, четвертая в 1,3%. Проведена комплексная оценка развития и состояния здоровья детей, поступающих в школу. Как показал анализ полученных данных, количество детей в возрасте 7 лет, поступающих в начальную школу, составило 16% от общего 763

Читайте также:  Показатель соя в анализе у детей

3 90,00% 80,00% 79,66% 79,26% 70,00% 60,00% 50,00% 50,73% 9,26% 0,00% 30,00% 20,00% 20,33% 20,73% 10,00% 0,00% 1 (n=59) 1-3 (n=136) -7 (n=16) Рис. 2. Распределение организованных и неорганизованных детей в зависимости от возраста на педиатрическом участке за 201 г Рис. 3. Структура психосоматической патологии у неорганизованных детей на участке за 201 г. количества детей в возрасте 0-7 лет (57 человек). Гармоничность физического развития определялась по разности между максимальным и минимальным номерами коридоров центильной шкалы, полученных для массы, роста и окружности груди [1]. Изучение соматотипа (темпа физического развития) при гармоничном развитии проводили по схеме Р.Н. Дорохова И.И. Бахраха. Исследование уровня развития показало, что все дети имели гармоничное развитие. При оценке соматотипа детей, имевших гармоничное развитие, были получены следующие результаты: мезосоматический тип (нормальный тип физического развития) встречался у 51 ребенка (89,5%); гиперсоматический (ускоренный тип физического развития) был выявлен у (7%), гипосоматический (замедленный тип физического развития) у 2 (3,5%) детей соответственно. 76 В структуре заболеваемости при поступлении детей в первый класс доминирующее место заняли болезни центральной нервной системы (17,5%) [6]. Исследования последних лет свидетельствуют о росте пограничных нервно-психических расстройств в детском и подростковом возрасте. В нашем исследовании среди детской пограничной патологии выявлены гиперкинетические расстройства, специфические задержки в моторном и речевом развитии. Изучение структуры ведущих классов заболеваний показало, что болезни органов желудочно-кишечного тракта встречались в 8,77% случаев и сформировались преимущественно за счет запоров, хронического гастрита, заболевания желчевыводящих путей. Среди болезней глаза и его придаточного аппарата преобладали отклонения с различными нарушениями остроты зрения: нарушение акко-

4 Клиническая медицина, (n=57) ( ) 3,50% 5,26% 8,77% 17,5% Рис.. Структура заболеваемости детей, поступающих в начальную школу модации и рефракции (7,017%). Начиная с двухлетнего возраста у детей () стала формироваться хроническая лор-патология (хронические болезни миндалин и аденоидов), которая резко возросла к 5 годам, что отчасти было связано с возрастным формированием носоглотки. Число заболеваний болезнями органов дыхания составило всего 5,26% случаев, что свидетельствует о повышении двигательной активности детей, сопротивляемости и укреплении адаптационных механизмов детского организма к воздействию различных факторов (рис. ). Данные классы болезней практически исчерпывают всю обращаемость родителей в поликлинику по поводу заболеваний всех детей. Следовательно, усилия медицинских работников детских лечебно-профилактических учреждений должны быть направлены на профилактику названных выше классов патологии. По итогам диспансеризации и в зависимости от состояния здоровья, проанализировано распределение детей по группам здоровья [2]. Доля практически здоровых детей I группа, составила 23 %. Наибольший удельный вес приходился на II группу (70%), то есть почти каждый второй ребенок имел некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения (в данном исследовании нарушение осанки, зрения, речи, плоскостопие), а также дети часто и/или длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями. При этом доля детей в III группе здоровья составила всего 7% это дети, страдающие хроническими болезнями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсацией функциональных возможностей. ВЫВОДЫ Таким образом, анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показал, что наиболее значимым является увеличение распространенности хронических болезней органов дыхания, костно-мышечной, нервной систем, глаз, болезней органов пищеварения. Для снижения данной заболеваемости и предупреждения развития хронизации требуется совершенствование системы медицинского обслуживания в амбулаторно-поликлиническом звене. Необходима своевременная организация профилактической работы, в первую очередь, направленная на снижение уровня заболеваний, проведение углубленных осмотров, а в последующем оздоровления; консультативное обеспечение по вопросам охраны здоровья детей и подростков в семье, половому и физическому воспитанию, медицинской профессиональной ориентации. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Байкова Л. Ф., Амирова В.Р. Физическое развитие и психологическая готовность к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста, родившихся недоношенными // Медицинский вестник Башкортостана , Т.5. С Корельская И.Е., Белецкая Е.В. Физическое развитие детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в условиях циркумполярного региона // Современные проблемы науки и образования С.107. (дата обращения ). 3. Петрова Е.И. Состояние здоровья детей-сирот, находящихся в трудной жизненной ситуации (по материалам Рязанской области) // Российский медико-биологический вестник им. академика И.П. Павлова С Попова Т.В., Жуковская Е.В., Киреева Г.Н. Некоторые аспекты состояния здоровья детей Челя- 765

источник

Исследовательская работа Роль медицинской сестры в организации профилактики заболеваемости детей первого года жизни на примере детской поликлиники города Сатка

Исследовательская работа

Роль медицинской сестры в организации профилактики заболеваемости детей первого года жизни на примере детской поликлиники города Сатка

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа Роль медицинской сестры в организации профилактики заболеваемости детей первого года жизни на примере детской поликлиники города Сатка»

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

«САТКИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Роль медицинской сестры в организации профилактики заболеваемости детей первого года жизни на примере детской поликлиники города Сатка

Специальность: 34. 02. 01 Сестринское дело

Студентка: Ахметьянов Руслан Данисович

Руководитель: Васильева Ася Тоировна

Допущена к защите: Выпускная квалификационная работа

«__»________20__г защищена с оценкой «____________»

Зам. директора по УР «_____»____________________20__г.

__________________ Председатель ГЭК ________________

Глава 1.Теоретические аспекты в изучение профилактики

заболеваемости детей первого года жизни

1.1. Диспансерное наблюдения за здоровыми детьми первого

1.2. Профилактический приём здорового ребенка…………………..……

1.3. Наблюдения за новорожденными из групп риска в течение

1.4. Роль медицинской сестры в патронаже новорожденных

1.5. Вакцинопрофилактика детей первого года жизни………….

Глава 2. Эмпирическое изучение роли медицинской сестры в

Организации профилактики заболеваемости детей первого года жизни на примере детской поликлиники г. Сатка

2.1. Анализ работы детской поликлиники г. Сатка……………………….. 2.2. Диспансеризация детей первого года жизни в поликлинике

2.3. Работа медсестры прививочного кабинета…………..……………….

2.4. Роль медицинской сестры в патронаже новорожденных

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………

Первый год жизни ребенка – важный и сложный период. Именно в это время закладывается фундамент, основа физического развития малыша, а значит, и его будущего здоровья [1, с. 7].

Актуальность данной темы в том, что ранний детский возраст является определяющим как в общем развитии ребенка, так и для формирования его здоровья. Поэтому от эффективности проводимых в данном возрастном периоде профилактических мероприятий во многом зависит здоровье детей в дальнейшем.

Роль медицинской сестры в организации профилактических мероприятий заболеваемости детей первого года жизни заключается в обследования детей: проведении антропометрии; психометрии, заблаговременном направлении ребенка к специалистам, на лабораторные и инструментальные исследования, определенные приказом № 307 Минздравсоцразвития России от 28.04.2007 «О стандарте диспансерного (профилактического) наблюдения ребенка в течение первого года жизни».

Медицинская сестра дает рекомендации по вскармливанию, физическому и нервно-психическому воспитанию ребенка, проведению массажа, закаливанию, выработке гигиенических навыков, профилактике рахита.

При патронажном посещении на дому контролирует правильность выполнения процедур. Все данные, полученные во время подобных посещений, фиксируются в истории развития ребенка. Важно, чтобы гимнастика и массаж проводились систематически с постепенным усложнением упражнений и приемов массажа [10, с. 112].

Целью работы. Проанализировать роль медицинской сестры в профилактике заболеваемости детей первого года жизни на примере детской поликлинике города Сатка.

Изучение теоретического материала по данной теме.

2 Проведение анализа основных показателей медицинской деятельности детской поликлиники за период с 2013 по 2015 года.

3 Изучение роли медицинской сестры в организации профилактики заболеваемости детей первого года жизни на примере детской поликлиники города Сатка.

Объект исследования. Дети первого года жизни.

Предмет исследования. Роль медицинской сестры в организации профилактических мероприятий по заболеваемости детей первого года жизни.

Гипотеза: Медицинская сестра играет огромную роль в организации профилактических мероприятий по заболеваемости детей первого года жизни.

Практическая значимость исследования. Материалы исследования могут быть использованы при изучении ПМ. 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах. МДК 02.01.5 Сестринское дело в педиатрии.

Структура работы. Работа выполнена из 46 страниц печатного текста, состоит из введения, 2 глав, заключения, 26 источников, 2 таблиц и 6 диаграмм.

1 Теоретические аспекты в изучение профилактики заболеваемости детей первого года жизни

Профилактика – (prophylaktikos – предохранительный) комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска.

Диспансерное наблюдения за здоровыми детьми первого года жизни

Диспансерное наблюдение участковой медсестры: 1 раз в месяц посещение на дому, с обязательным контролем посещения после проведения профилактических прививок.

Частота осмотров специалистами: педиатр на первом месяце жизни не менее 3-х раз, в последующем не реже 1 раза в месяц.

Осмотр узкими специалистами:

– в 1 год невропатолог, офтальмолог, ортопед;

– двукратно (1 триместр и 12 месяцев);

– осмотр ЛОР, стоматологом в 12 месяцев.

Лабораторно диагностическое обследование:

– клинический анализ крови, общий анализ мочи в 3 месяца (перед прививкой) и в 12 месяцев.

Показатели эффективности наблюдения:

– хорошая ежемесячная прибавка массы тела;

– хорошая адаптация ребенка к новым условиям жизни;

– нормальное физическое и нервно-психическое развитие и снижение уровня заболеваемости.

При проведении профилактических осмотров осуществляется контроль:

– выполнением рекомендаций по воспитанию, профилактике рахита, анемии, хронических расстройств питания, инфекционных заболеваний.

При объективном осмотре особое внимание обращается на:

– окружность головы и груди;

– оценку нервно-психического и физического развития;

– состояние кожных покровов, костно-мышечной системы, внутренних органов;

– следовую реакцию от вакцинации БЦЖ;

– наличие врожденных заболеваний, аномалии развития.

Дополнительные методы обследования: антропометрия 1 раз в месяц, клинический анализ крови и мочи к 3-м месяцам жизни и в 1 год.

На основании данных объективных и дополнительных методов исследования врач дает комплексную оценку состояния здоровья, включающую оценку физического и нервно-психического развития, поведения, наличие или отсутствие функциональных или органических отклонений от нормы, определяет группу здоровья, при необходимости группу риска развития заболевания и назначает комплекс профилактических и оздоровительных мероприятий [11,с. 123].

Основные профилактические и оздоровительные мероприятия:

– организация рационального вскармливания;

– достаточное пребывание на свежем воздухе;

– гимнастики закаливающие процедуры;

– специфическая профилактика рахита;

– лечение выявленной патологии.

Критерии эффективности диспансеризации: показатели нервно-психического и физического развития, поведение, данные клинического обследования, частота заболеваний.

В зависимости от состояния здоровья дети могут быть отнесены к следующим группам:

– к 1-й группе здоровья – здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, без анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений;

– ко 2-й группе здоровья – дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения. Так же в данную группу входят реконвалесценты, особенно перенесшие тяжелые и средней тяжести инфекционные заболевания, дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), дети с дефицитом веса тела или избыточной массой тела, дети часто и длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями, дети с последствиями травм или операций при сохранности соответствующих функций;

– к 3-й группе здоровья – дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями, при отсутствии осложнений основного заболевания. Кроме того, в эту группу входят дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций, при условии компенсации соответствующих функций. Степень компенсации не должна ограничивать возможность обучения или труда ребенка;

– к 4-й группе здоровья – дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсацией функциональных возможностей; с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но с ограничением функциональных возможностей. Также в группу входят дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что в определенной мере ограничивает возможность обучения или труда ребенка;

– к 5-й группе здоровья – дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями, с частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличием осложнений основного заболевания, требующим постоянной терапии. Также в эту группу входят дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.

Читайте также:  Показатели анализа щитовидной железы для детей

В процессе наблюдения за ребенком группа здоровья у него может изменяться в зависимости от динамики состояния здоровья [10,с. 112].

1.2 Профилактический приём здорового ребенка

1 Организация санитарно-гигиенического ухода за ребенком (микроклимат помещения, количество и качество проветривания, освещенность, организация места сна и бодрствования, прогулки, одежда, соблюдение правил личной гигиены).

Матери необходимо объяснить, что несоблюдение санитарно-гигиенического ухода за ребенком может отрицательно сказаться на состоянии здоровья ребенка, на его физическом и умственном развитии. В истории развития врач фиксирует имеющиеся в уходе за ребенком недостатки, дает соответствующие назначения для их исправления.

2 Организация режима жизни и питания соответственно возрасту. Часто жалобы матери на плохой аппетит у ребенка, на повышенную или пониженную возбудимость, на безучастность, плаксивость связаны не с какими-то органическими изменениями, а являются результатом неправильной организации режима сна и бодрствования, режима кормления.

Необходимо знать, что до 9 месяцев должна быть следующая последовательность: сон, кормление, бодрствование, что соответствует анатомо-физиологическим потребностям ребенка. После 9 месяцев эта последовательность изменяется в связи с удлинением отрезков бодрствования, а именно – бодрствование, кормление, сон. На протяжении первого года жизни время активного бодрствования увеличивается от нескольких минут до 3 ч, продолжительность сна за сутки уменьшается с 18 до 14 ч. Произвольное увеличение периода бодрствования может вызвать у ребенка отрицательные эмоции, капризность, повышенную возбудимость.

3 Организация рационального вскармливания и питания является одной из основных задач врача – педиатра общей практики. На каждом приеме или визите на дом врач осуществляет строгий контроль за соответствием получаемого ребенком кормления, его физиологическим потребностям в основных пищевых ингредиентах. Особенно это касается детей, родившихся с весом до 2500 и более 4000 г. Они нуждаются в более частых расчетах питания по ингредиентам и калоражу, так как у них легко могут возникнуть нарушения питания.

Правила организации рационального вскармливания и питания:

– поддерживать, поощрять и максимально длительно сохранять грудное вскармливание;

– своевременно переводить ребенка на смешанное или искусственное вскармливание при недостатке грудного молока и невозможности получать донорское молоко;

–.своевременно, с учетом возраста, вида вскармливания, индивидуальных особенностей ребенка, вводить в рацион соки, фруктовые пюре, докорм, прикорм;

Докорм следует давать после кормления грудью и не из ложечки, а из рожка с соской. Объясняется это тем, что у ребенка первых 3-4 месяца физиологичным является акт сосания, который поддерживает возбудимость пищевого центра. Кормление с ложечки вызывает снижение возбудимости этого центра, рассогласование ритма сосания и глотания, что влечет за собой быструю утомляемость ребенка, а возможно, и отказ от еды.

Прикорм обычно дается с 4-5 месяцев вначале кормления при высокой возбудимости пищевого центра. Его целесообразно давать с ложки, чтобы научить ребенка снимать пищу губами и постепенно овладевать навыками жевания.

– периодически (до 3 месяцев ежемесячно, а затем 1 раз в 3 месяца) проводить расчеты химического состава пищи, фактически получаемой ребенком, чтобы при необходимости внести соответствующую коррекцию;

– правильно организовать методику кормления.

При введении докорма ребенка надо держать на руках, как и при кормлении грудью. При введении прикорма ребенка надо держать на руках, сидя в вертикальном положении.

Несоблюдение методики кормления часто приводит к нарушениям питания у детей. Если ребенок грудного возраста при ежемесячном осмотре по темпам нарастания массы тела и длины соответствует нормальным показателям, а также является здоровым, то питание, получаемое ребенком, надо считать рациональным. Следовательно, он находится в оптимальных условиях вскармливания.

4 Организация физического воспитания ребенка. Оно оказывает положительное воздействие на организм в целом:

– повышает активность неспецифических факторов защиты организма (лизоцим, компоненты комплемента и др.) и тем самым повышает сопротивляемость к вирусно-бактериальной инфекции;

– улучшает кровоснабжение, особенно периферии;

– улучшает обмен веществ и тем самым утилизацию пищевых продуктов;

– регулирует процессы возбуждения и торможения;

– повышает активность надпочечников (усиливается выработка кортикостероидов);

– регулируется деятельность эндокринной системы;

– улучшается работа мозга и всех внутренних органов.

Физическое воспитание детей до 1-го года жизни включает: массаж, гимнастику и кинезиотерапию (выкладывание ребенка на живот в каждый период бодрствования для развития самостоятельных движений).

Очень важно, чтобы занятия гимнастикой, массаж проводились систематически, с постепенным усложнением упражнений и приемов массажа. Если контроль за проведением массажа и гимнастики недостаточен со стороны врача и медсестры, если на приемах не фиксируется внимание родителей на огромной важности физического воспитания, то, естественно, эффективность их значительно снижается.

Для организации кинезиотерапии необходимо иметь деревянный трек на полу и поддерживать комфортную температуру воздуха в комнате.

Медицинской сестре необходимо обучить маму проведению закаливающих процедур с использованием воздушных ванн, организации сна на улице, на балконе, купанию 2 раза в день с обтиранием тела влажным полотенцем, а затем и обливанием с постепенным снижением температуры.

5 Организация нервно-психического развития ребенка. Оно идет в теснейшем контакте с физическим развитием и является одной из составных частей здоровья. Нарушение или отставание в физическом развитии нередко приводит к задержке нервно-психического развития. У ребенка, часто болеющего, физически ослабленного, задерживается формирование условных рефлексов, различных умений, трудно вызывается радость.

Врачу – педиатру необходимо учитывать взаимовлияние физического и нервно-психического развития и создавать благоприятные условия для их развития. Необходимо помнить, что тема развития и последовательность в формировании различных движений, умений, а также речи у детей 1-го года жизни зависят не только от их индивидуальных особенностей, но и от воздействия на ребенка взрослых людей, ухаживающих за детьми, а также от окружающей обстановки. Контроль за динамикой нервно – психического развития детей раннего возраста. Оценка нервно-психического развития (НПР) у детей раннего возраста проводится по специально разработанным стандартам развития в установленные сроки: на первом году жизни – ежемесячно, на втором году – 1 раз в квартал, на третьем году – 1 раз в полугодие, в дни, близкие ко дню рождения ребенка. Медицинские работники: участковый педиатр или медицинская сестра, или сестра (фельдшер) кабинета здорового ребенка проводят диагностику НПР в соответствии с рекомендациями, по определенным показателям – линиям развития. Если развитие ребенка не соответствует возрасту, то его проверяют по показателям предыдущего или последующего возрастных периодов

Методика определения уровня нервно-психического развития детей первого года жизни.

На 1-м году жизни контролируются следующие линии нервно-психического развития:

– развитие зрительных ориентировочных реакций;

– развитие слуховых ориентировочных реакций;

– развитие положительных эмоций;

– развитие общих ориентировочных реакций;

– развитие подготовительных этапов активной речи;

– развитие действий с предметами;

– развитие подготовительных этапов активной речи;

– развитие подготовительных этапов понимания речи;

Развитие всех умений и навыков на 1-м году жизни тесно связано с уровнем развития анализаторов. Наиболее значимые среди них – зрительный, слуховой, тактильный и проприоцептивный анализаторы [12, с.134].

Для ребенка до 3 месяцев очень важно своевременное возникновение зрительного и звукового сосредоточения, а также развитие следующих положительных эмоций: улыбка и комплекс оживления.

В возрасте от 3 до 6 месяцев важно развитие зрительных и слуховых дифференцировок с уменьем отыскивать источник звука, формирование хватательных движений руки (брать игрушку из рук взрослого и из разных положений), гуление, лепет (начало речевого развития).

В возрасте от 6 до 9 месяцев ведущим является развитие ползания, подражания в произношении звуков и слогов, образование простых связей между предметами и обозначающими их словами.

В возрасте 9-12 месяцев самыми значительными являются развитие понимания речи взрослого, образование первых простых слов, развитие первичных действий с предметами и самостоятельной ходьбы. Не менее важным, чем сенсорное развитие, является развитие движений.

Мать должна быть информирована, каким движениям и в каком возрасте учить ребенка. С первых дней и недель жизни в периоды бодрствования ручки и ножки ребенка должны быть свободными, перед каждым кормлением его необходимо выкладывать на живот, развивая умение поднимать и удерживать головку. Такие свободные движения головой укрепляют мышцы шеи и спины, формируется правильный изгиб позвоночника, улучшается кровообращение мозга. Если в семье имеются условия поддержания комфортной температуры для раздетого ребенка, желательно в период бодрствования выкладывать его на деревянный трек на полу для развития ползания и ощущения тела в пространстве. В дальнейшем все эти движения надо продолжать развивать, выкладывания на трек игрушки, чтобы ребенок мог их захватывать и/или целенаправленно двигаться к ним. Время от времени (но не слишком часто) ребенка обязательно надо брать на руки, придавая ему вертикальное положение. Этим стимулируется удержание головы, фиксация взора на лицах матери, отца и других родных и знакомых.

С 3 месяцев особое внимание уделяется развитию движений рук, с 4 месяцев надо учить ребенка захватывать свободную игрушку, к 6 месяцам – переворачиваться с живота на спину.

Во втором полугодии необходимо учить ползать, а к 8 месяцам – садиться и сидеть, подниматься на ножки и переступать в кроватке или манеже. При такой последовательности развития движений ребенок к 12 месяцев овладевает умением самостоятельной ходьбы [12, с.134].

1.3 Наблюдения за новорожденными из групп риска в

течение первого года жизни

Группы риска детей раннего возраста:

– дети, имеющие риск по развитию патологии ЦНС (перенесшие перинатальное поражение ЦНС);

– дети, имеющие риск по анемии, ЖДС, реконвалесценты анемии;

– дети, имеющие риск по развитию хронических расстройств питания;

– дети с аномалиями конституции;

– дети, страдающие рахитом 1, 2 степени;

– дети, рожденные с крупной массой тела («крупный плод»);

– дети, перенесшие гнойно-воспалительные заболевания, внутриутробную инфекцию;

– часто и длительно болеющие дети;

– дети из приоритетных семей.

Принципы наблюдения детей из групп риска:

– выделение ведущих факторов риска. Определение задач наблюдения (предупреждение развития патологических состояний и заболеваний);

– профилактические осмотры врача – педиатра и врачей других специальностей (сроки и кратность);

– лабораторно-диагностические, инструментальные исследования;

– особенности проведения профилактических осмотров, профилактические и лечебно-оздоровительные мероприятия (питание, режим, массаж, гимнастика, немедикаментозная и медикаментозная реабилитация);

– критерии эффективности наблюдения;

– план наблюдения отражается в форме 112-у.

– осмотр педиатром на 1 месяце жизни не менее 5 раз, в дальнейшем

– осмотр невропатологом на 2 месяце (не позднее), в дальнейшем поквартально;

– осмотр зав отделением поликлиники на 3 месяце, обязательно при каждом заболевании ребенка на 1м году;

– строгий контроль педиатра за размерами головы, неврологическим статусом, уровнем психического и физического развития;

– профилактические прививки строго по индивидуальному плану и только с разрешения невропатолога;

– по достижении 1 года, при отсутствии патологии со стороны ЦНС, ребенок может быть снят с диспансерного учета (ф.30).

– осмотр ежедневно в течение 10 дней после выписки из родильного дома, затем на 20-й день и в 1 месяц, до года ежемесячно;

– строгий контроль за состоянием кожи и пупочной ранки;

– ранние лабораторные исследования (анализ крови, мочи) в 1 месяц и 3 месяца, после каждого заболевания;

– осмотр зав поликлиникой не позже 3 месяцев;

– мероприятия по профилактике, раннему выявлению и лечению дисбактериоза;

– при отсутствии симптомов внутриутробного инфицирования снимают с учета (ф.30) в возрасте 3 месяцев.

– осмотр педиатром на 1 месяце жизни не менее 4 раз, в дальнейшем ежемесячно;

– осмотр зав поликлиникой не позже 3 месяцев;

– борьба за естественное вскармливание, строгий контроль за прибавкой массы, борьба с гипогалактией. Рацион сбалансированного питания с учетом массы ребенка;

– осмотр эндокринологом не менее 2 раз на 1м году жизни (в 1 квартале и в 12 месяцев). Перед следованием у эндокринолога анализ крови

– диспансерное наблюдение 1 год, при отсутствии патологии снимают сучета (ф.30) в возрасте 12 месяцев.

– осмотр педиатром 4 раза на 1 месяце жизни, в дальнейшем ежемесячно;

– анализ мочи в 1 месяц, затем 1 раз в квартал и после каждого заболевания;

– консультация специалистов в ранние сроки при малейшем возникновении подозрения на патологию (кардиолог, хирург);

– диспансерное наблюдение 1 год, при отсутствии патологии снимают с учета (ф.30) в возрасте 12 месяцев.

– рекомендуются более частые патронажи: в 1 месяц 4-6 раз, далее 1-2 раза в месяц;

– строгий контроль за качеством ухода за ребенком, за питанием, за прибавкой массы тела, за нервно-психическим развитием;

– обязательная госпитализация при любом заболевании;

– участие зав поликлиники в профилактическом наблюдении этой группы детей;

– более раннее оформление в ДДУ (на втором году) желательно с круглосуточным пребыванием;

– контроль участковой медсестры за фактическим местом проживания ребенка.

Для ребенка 1-го года жизни характерен ряд особенностей, которые не встречаются в старшем возрасте:

– быстрый темп физического и нервно-психического развития;

– потребность в сенсорных впечатлениях и двигательной активности;

– обездвиженность ребенка, «сенсорный голод» приводят к задержке в развитии;

– взаимозависимость физического и нервно-психического развития;

– эмоциональная обедненность, отсутствие впечатлений, недостаточная двигательная активность ведут к задержке нервно-психического и физического развития;

– низкая сопротивляемость к метео- и экологическим воздействиям и различным заболеваниям;

– очень большая зависимость развития ребенка от матери (родителей, опекунов). Характерной особенностью этого периода жизни ребенка является превращение ребенка из беспомощного существа в человека с характером и определенными чертами личности.

Нет такого периода в жизни более старшего возраста, чтобы за 12 месяцев здоровый ребенок утроил свой вес и вырос на 25-30 см, т.е. именно за 1-й год жизни рост и развитие ребенка идет очень бурными темпами.

Читайте также:  Поэма крестьянские дети анализ поэмы

Бурно развивается и функциональная речевая система. Ребенок овладевает интонацией того языка, на котором с ним говорят; появляются гуление, лепет, первые слоги, слова. Он начинает понимать речь взрослых, общающихся с ним.

У ребенка постепенно вырабатываются навыки и умения: умение пить из кружки, чашки, есть пищу с ложки, есть хлеб или сухарик; первые элементы навыка чистоплотность.

Значительно расширяется эмоциональная сфера ребенка, и он адекватно реагирует на изменение обстоятельств: плачем, смехом, улыбкой, хныканьем, интересом к окружающим предметам и действиям и т.д. В связи с этим необходимо правильно организовать контроль над развитием ребенка и за состоянием его здоровья, чтобы как можно раньше заметить отклонения в психическом и моторном развитии и планировать оздоровительные мероприятия, обеспечивающие профилактику различных заболеваний

1.4 Роль медицинской сестры в патронаже новорожденных детей

Патронаж новорожденного ребенка в течение первого месяца жизни проводится врачом-педиатром и медицинской сестрой педиатрического участка [10, с.112].

Общая цель патронажей: создать программу реабилитации ребенка.
Конкретные цели:

– оценить состояние здоровья ребенка;

– оценить состояние здоровья матери;

– оценить социально-экономические условия семьи;

Разработать программу обучения матери, направленную на удовлетворение жизненных потребностей ребенка. Во время первого патронажа медицинская сестра проводит беседу с матерью, уточняет течение беременности и родов, изучает выписной эпикриз, выясняет тревоги и проблемы семьи, связанные с рождением ребенка.

Медсестра уделяет внимание условиям пребывания младенца, дает рекомендации по уходу за малюткой.

Медицинская сестра проводит обследование ребенка, осмотр кожи и слизистых, оценивает рефлексы. Смотрит активность сосания и характер вскармливания. Так же обращает внимание на плач ребенка, дыхание. Пальпирует животик и осматривает большой родничок, пупочную ранку.

Медсестра узнает о самочувствии матери, соматическом и психическом здоровье и состоянии лактации, характере питания, осматривает молочные железы. При проведении первичного патронажа матери даются рекомендации по охране своего здоровья: дневной отдых, разнообразная пища, усиленный питьевой режим, соблюдение личной гигиены (ежедневно принимать душ или мыть тело до пояса, ежедневно менять бюстгальтер, мыть руки после прихода с улицы, перед пеленанием и кормлением ребенка и т. д.).

Медицинская сестра обучает маму режиму дня и питанию для улучшения лактации, правильному вскармливанию ребенка, уходу за ним, методом вскармливания, убеждает родителей в необходимости регулярно наблюдаться у врача и выполнения всех его рекомендаций. Обучает маму и всех членов семьи технологии психо-эмоционального общения с ребенком. Для успешного общения с ребенком необходимо знать уровень его возрастных потребностей и возможностей общения.

Новорожденным до 1 месяца нравится:

– прислушиваться к повторяющимся негромким звукам;

– сосредотачивать внимание на движении и свете;

– находиться на руках, особенно когда его убаюкивают [12, с.134].

Задача родителей предоставить ребенку возможность слушать их разговоры и пение, негромкую музыку, чувствовать их руки, ощущать телесное общение, особенно во время кормления. Совет матери: даже если ребенок находится на искусственном вскармливании, во время кормления необходимо брать его на руки.

Основные показатели правильного психо-эмоционального развития новорожденного после выписки из роддома:

– положительно реагирует на поглаживание;

– улыбается в ответ на улыбку, голос и прикосновение;

– успокаивается, когда берут на руки;

– задерживает свой взгляд на короткий промежуток времени во время кормления.

Медицинская сестра должна обучить правильному выполнению ежедневных для малыша манипуляций:

– обработка носика, ушей, глаз;

Обработку пупочной ранки достаточно проводить один раз в день, после вечернего купания. Не стремитесь делать это при каждом удобном случае: так вы будете слишком часто сдирать образующиеся на ранке корочки, что не ускорит, а лишь осложнит и затянет заживление.

Цель такого патронажа состоит в оказании помощи матери при организации и проведении ухода за новорожденным. Важно научить ее правильно выполнять манипуляции по уходу за ребенком. Во время проведения первичного патронажа новорожденного медицинская сестра получает от врача ряд конкретных указаний по особенностям наблюдения за данным ребенком.

Купание должно стать для вашего малыша ежедневной процедурой. Во-первых, кожа малыша тонкая, и в ней гораздо активнее протекают обменные и выделительные процессы и кожное дыхание. Поэтому она должна регулярно очищаться. Во-вторых, купание чрезвычайно полезно как метод закаливания.

Подмывать ребенка следует после каждого стула и при смене подгузника. Удобнее всего подмывать малыша под струей проточной воды, так чтобы вода стекала спереди назад. Если по какой-либо причине вода недоступна (на прогулке, в поликлинике), можно воспользоваться влажными детскими салфетками.

Утром младенца можно умыть прямо на пеленальном столике. Личико и глазки малыша протирать ватным тампоном, смоченным в кипяченой воде. Для каждого глаза обязательно должен быть отдельный тампон. Движения направляйте от наружного угла глаза к внутреннему.

Если дыхание ребёнка затруднено. Для этого удобнее воспользоваться ватной турундочкой (фитильком). Осторожно, подкручивающими движениями, вводим ее в ноздрю. Если в носу много сухих корочек, турунду можно смочить в масле (вазелиновом или растительном). От этих манипуляций малыш может чихнуть, что упростит выполнение задачи.

Ушки ребенка следует чистить только тогда, когда ушная сера видна в устье слухового прохода. Не нужно делать это слишком часто: чем чаще сера удаляется, тем быстрее начинает вырабатываться. При чистке ушей ни в коем случае нельзя проникать в слуховой проход глубже, чем на 5 мм. Для этого даже существуют специальные ватные палочки с ограничителями.

Ногти по мере роста нужно подстригать, чтобы малыш не поцарапал ни себя, ни вас. Воспользуйтесь младенческими маникюрными ножницами, у которых есть расширения на кончиках. Ноготки следует срезать прямо, не закругляя уголков, чтобы не стимулировать их рост и врастание в кожу. На этом заканчивается первичный патронаж к новорожденному.

На втором патронаже медсестра проверяет правильность выполнения процедур [12, с.134].

1.5 Вакцинопрофилактика детей первого года жизни

Инфекционные болезни встречаются у детей очень часто, иногда они могут протекать в тяжелой форме, давать осложнения.

Целью иммунизации является формирование специфического иммунитета к инфекционному заболеванию посредством искусственного создания инфекционного процесса, который в большинстве случаев протекает без проявлений или в легкой форме. Каждый ребенок может и должен быть привит, родителям надо лишь своевременно обращаться к врачу – педиатру. При выявлении каких-либо индивидуальных особенностей детского организма доктор составляет индивидуальный план обследования ребенка, его медицинской подготовки к последующей вакцинации [24, с. 11].

В соответствии с приказом Минздрава России № 125н от 21.03.2014 «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям»:

Выполнение этого приказа может существенно модернизировать вакцинопрофилактику в России, поскольку:

1 Введена обязательная вакцинация детей, начиная с 2 месяцев жизни, против пневмококковой инфекции.

2 Расширен список контингентов, подлежащих вакцинации против различных инфекций.

3 Расширен список инфекций и список контингентов, подлежащих вакцинации согласно Календарю профилактических прививок по эпидемическим показаниям. Согласно Федеральному закону от 17 сентября 1998 г.

N 157 – ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» регионы могут финансировать программы вакцинопрофилактики гемофильной, пневмококковой, ротавирусной инфекций, ветряной оспы.

Для организации и проведения прививок лечебно-профилактическое учреждение должно иметь лицензию на соответствующий вид деятельности, выданную территориальным (городским, областным, краевым) органом здравоохранения и помещение (прививочный кабинет), отвечающее требованиям СПиН 2.08.02-89.

Вакцинопрофилактика – обязательное государственное мероприятие для предупреждения инфекционных заболеваний. Структурные изменения в современной экономической и демографической обстановке в стране, растущая международная консолидация по реализации программ элиминации и ликвидации инфекций приводят к повышению требований, предъявляемых к иммунопрофилактике [26, с. 7].

Таким образом, роль медицинской сестры в организации профилактических мероприятий, заболеваемости детей первого года жизни заключается в обследования детей: проведении антропометрии; психометрии, заблаговременном направлении ребенка к специалистам, на лабораторные и инструментальные исследования, определенные приказом № 307 Минздравсоцразвития России от 28.04.2007 «О стандарте диспансерного (профилактического) наблюдения ребенка в течение первого года жизни».

Медицинская сестра обучает маму режиму дня и питанию для улучшения лактации, правильному вскармливанию ребенка, уходу за ним, методом вскармливания, убеждает родителей в необходимости регулярно наблюдаться у врача и выполнения всех его рекомендаций. Дает рекомендации по физическому и нервно-психическому воспитанию ребенка, проведению массажа, закаливанию, выработке гигиенических навыков, профилактике рахита. Обучает маму и всех членов семьи технологии психо-эмоционального общения с ребенком.

Медсестра проводит психологическую подготовку ребёнка к прививке.

2. Роль медицинской сестры в организации профилактики заболеваемости детей первого года жизни на примере

детской поликлиники города Сатка

2.1 Диспансеризация детей первого года жизни в детской поликлинике города Сатка

Статистические данные по диспансеризации детей первого года жизни были получены с Центральной детской поликлинике №1 г. Сатка.

За три года прошло диспансеризацию 2331 ребенок (дети первого года жизни), из которых в 2013 году прошло 792 ребенка, что составило 34% от общего числа прошедших диспансеризацию за год.

В 2014 году прошли диспансеризацию 764 ребенка, что составило 32,8% от общего числа прошедших диспансеризацию за год.

В 2015 году прошли диспансеризацию 775 ребенка, что составило 33,2% от общего числа прошедших диспансеризацию за год. Количество осмотренных детей в 2015 году снизилось на 0,8% по сравнению с 2013 г.

Диспансеризация детей первого года жизни

Количество осмотренных человек

Распределение по группам здоровья

В 2013 году количество осмотренных детей было выше на 1,2%, чем в 2014 и на 0,8% чем 2015 году (Рис.1).

Рисунок 1 – Долевое соотношение количество осмотренных

детей первого года жизни за 2013 – 2015 года

Из общего количества детей осмотренных в 2013 году (792 ребёнка) с первой группой здоровья составили 369 детей первого года жизни, что составило 46,6%. Со второй группой 256 детей первого года жизни, что составило 32,4%. С третьей 117 детей первого года жизни, что составило 14,7%, с четвертой 29 детей первого года жизни, что составило 3,8% и с пятой группой 21 ребенок, что составило 2,5% (Рис.2).

Рисунок 2 – Долевое соотношение по группам здоровья

за 2013 год среди детей первого года жизни

Из осмотренных детей первого года жизни в 2013 году с первой группой детей было больше на 14,2%, чем со второй группой, на 31,9%, чем с третьей группой, на 42,8%, чем с четвертой группой и на 43,8% чем с пятой.

Рисунок 3 – Долевое соотношение по группам здоровья

за 2014 год среди детей первого года жизни

Из общего количества детей осмотренных в 2014 году (764 ребёнка) с первой группой здоровья составили 233 ребенка первого года жизни, что составило 30,4%. Со второй группой 383 ребенка первого года жизни, что составило 50,3%. С третьей 99 детей первого года жизни, что составило 12,9%, с четвертой 22 ребенка первого года жизни, что составило 2,8% и с пятой группой 27 детей, что составило 3,6%.

Из осмотренных детей первого года жизни в 2014 году со второй группой детей было больше на 19,9%, чем с первой группой, на 37,4%, чем с третьей группой, на 47,5%, чем с четвертой группой и на 46,7% чем с пятой (Рис.3).

Из общего количества детей осмотренных в 2015 году (775 детей) с первой группой здоровья составило 294 ребенка первого года жизни, что составило 37,9%. Со второй группой 359 ребенка первого года жизни, что составило 46,3%. С третьей группой 74 детей первого года жизни, что составило 9,5%, с четвертой 16 детей первого года жизни, что составило 2% и с пятой группой 32 ребёнка, что составило 4,1%.

Рисунок 4 – Долевое соотношение по группам здоровья

за 2015 год среди детей первого года жизни

Из осмотренных детей первого года жизни в 2015 году со второй группой детей было больше на 8,4%, чем с первой группой, на 36,8%, чем с третьей группой, на 44,3%, чем с четвертой группой и на 42,2% чем с пятой группой (Рис.4).

Рисунок – 5 Долевое соотношение по группам здоровья

С 2013 по 2015 год среди детей первого года жизни

За три года детей первого года жизни:

– с 1 группой здоровья было 38,4%;

С 2013 по 2015 год увеличилось количество детей с 5-й группой на 13,7 по сравнению с 2013 годом (Рис.5).

Роль медицинской сестры в организации диспансеризации детей первого года жизни заключается в обследования детей:

– заблаговременном направление ребенка к специалистам;

– направление на лабораторные и инструментальные исследования.

2.3. Работа медсестры прививочного кабинета

Одним из основных направлений в деятельности поликлиники в профилактики является повышения грамотности населения в вопросах иммунопрофилактики и формирование понимания значения вакцин для здоровья.

Профилактические прививки являются основным мероприятием в борьбе со многими инфекционными болезнями у детей, радикально воздействующими на эпидемический процесс.

Кабинет иммунопрофилактики обслуживает в настоящее время:

– детское население в возрасте 0-15 лет;
– подростковое население 15-18 лет.

Основные принципы иммунопрофилактики:

– массовость, доступность, своевременность, эффективность;

– обязательность проведения вакцинации против управляемых инфекций;

– индивидуальный подход при проведении вакцинации детей;

– безопасность при проведении профилактических прививок;

– бесплатность проведения профилактических прививок.

Профилактические прививки планируются в кабинете «Вакцинопрофилактика» – ежемесячно, здесь же принимаются отчеты о выполнении плана профилактических прививок и заносятся в компьютерную базу данных. Вакцины хранятся в холодильнике, сроки реализации и холодовая цепь соблюдается.

Выполнение плана иммунизации детей первого года жизни

источник