Меню Рубрики

Анализ заболеваемости детей первого года жизни

Здоровье населения является показателем внешнего и внутреннего социального благополучия, а также косвенным показателем национальной безопасности [2]. Состояние здоровья детей отражает уровень реализации биологического потенциала нации и является «зеркалом» происходящих в обществе процессов [10]. По мнению академика А. А. Баранова с соавт., режим воспроизводства населения во многих регионах Российской Федерации близок к критическому состоянию. Снижение уровня жизни, ухудшение общедоступности медицинской помощи проявилось в низких показателях рождаемости, стабилизации высоких показателей младенческой и детской смертности, отрицательном естественном приросте населения на большинстве территорий России, ухудшении качественных показателей здоровья детского населения [10]. На протяжении более чем 25-летнего периода сохраняются стойкие неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья детей и подростков в России. По данным Росстата, за 12 лет (2000–2011 гг.) первичная заболеваемость детей в возрасте 0–15 лет увеличилась на 32 % (с 146235,6 до 193 189,9 на 100 тыс. детского населения) [3,5,7]. Анализ детской заболеваемости позволяет объективно оценивать ситуацию в регионе, что способствует разработке современных подходов к их профилактике. Исходя из этого, целью настоящего исследования явилось изучение динамики показателей физического развития и распространенности заболеваний по данным обращаемости детей первого года жизни в амбулаторно-поликлиническом звене.

Материал и методы. Проведено изучение состояния здоровья детей первого года жизни, находившихся под наблюдением на базе ГБУЗ СО «Самарская городская поликлиника №3» (г. Самара) за период 2012–2014 гг. Заболеваемость детей изучали по обращаемости в детскую поликлинику и путем клинического наблюдения в ходе исследования. Комплексная оценка состояния здоровья базировалась на заключениях специалистов по амбулаторной документации, на выписках из историй болезни стационаров, данных лабораторного и инструментального обследования. Для оценки основных тенденций в состоянии здоровья детей первого года использовали данные о распределении по группам здоровья на начало и конец учетного года, охвате грудным вскармливанием, заболеваемости.

Сравнительный анализ возрастной структуры детского населения на педиатрическом участке показал устойчивую тенденцию к повышению количества детей за период 2012–2014 гг. (с 815 до 835 человек). Обращают на себя внимание существенные различия динамики показателей: в 2014 г. в сравнении с 2012 и 2013 гг. количество детей первого года жизни увеличилось на 15 % (Рисунок 1).

Рис. 1. Возрастная структура детского населения на педиатрическом участке за период 2012–2014 гг.

Сравнительная оценка распределения новорожденных детей по группам риска выявила значительный рост количества новорожденных с риском развития патологии ЦНС и с риском внутриутробного инфицирования за период 2012–2014 гг., что связано с увеличением распространённости инфекционно-воспалительных заболеваний у женщин репродуктивного возраста, в том числе урогенитальной сферы. Согласно литературным источникам, заболеваемость новорожденных в раннем неонатальном периоде при наличии у матерей урогенитальной инфекции колеблется в пределах 50–100 % [4, 6]; в нашем исследовании – 85–95 %. Выявлен незначительный рост новорожденных с риском развития врожденных пороков органов и систем и наследственно обусловленных заболеваний с 40 % до 45 % (Таблица 1).

Распределение новорожденных детей по группам риска за период 2012–2014 гг.

источник

Проведено исследование по формам 112у детей , рождённых в 2013 и 2014 году. Проведена оценка физического развития по центельным таблицам в возрасте первого года и заболеваемость этих детей по листу диспансеризации на первом году в зависимости от видов вскармливания. Полученные данные приведены ниже.

Заб-ия органов пищеварения

Заб-ия мочеполовой системы

Из таблицы видно, что в структуре заболеваемости преобладают болезни органов дыхания (ОРВИ). В число других заболеваний входит железодефицитная анемия. Железодефицитной анемией чаще всего болеют дети после 6 месяцев, здесь соотношение детей находящихся на грудном и искусственном вскармливании 1:1, так как после 6 месяцев материнское молоко полностью не удовлетворяет потребность организма в железе.

После выхода «Национальной программы оптимизации вскармливания детей первого года жизни» в Российской Федерации 2011год, в поликлинике и на участке активизировалась работа по поощрению грудного вскармливания, регулярно проводятся конференции со средними медицинскими работниками, выпускаются санбюллетени, проводятся беседы в КЗР (кабинете здорового ребёнка) для родителей. Я решила выяснить, насколько эффективно и активно внедряется национальная программа в практику здравоохранения на примере педиатрического участка.

Я провела анализ Историй развития ребенка (Форма112-у) детей участка, родившихся в 20013 – 2014 г.г.

Цель исследования историй развития ребенка (по форме 112у): установить зависимость показателей физического развития и заболеваемости от вида вскармливания.

За 2 года на участке родилось 180 детей, из них:

Из приведенных данных видно, что ежегодно наблюдается снижение рождаемости.

Все дети были распределены по видам вскармливания.

Структура распределения детей первого года жизни по видам вскармливания в процентах

Анализируя данные, представленные на диаграммах, можно сказать, что не отмечено значительного роста числа детей, получающих грудь матери не менее 6 месяцев по сравнению с 2013 годом, однако снизился показатель детей, не получавших грудное молоко до 3 месяцев.

Отмечен рост после выхода приказа числа детей, получающих грудное молоко не менее 3 месяцев, что может свидетельствовать о целенаправленной работе, проводимой в родильных домах и в период новорожденности на педиатрическом участке по поддержке грудного вскармливания.

Сравнительная характеристика видов грудного вскармливания в 2014 году в процентах

Изучив динамику видов вскармливания на участке, я попыталась проанализировать зависимость между характером вскармливания на первом году жизни и показателями физического развития.

Мною были оценены показатели физического развития:

По центильным таблицам, данным, которые были зафиксированы в Историях развития ребенка (Форма 112-у) в возрасте 12 месяцев жизни.

Анализируя данные центильных таблиц, я распределила всех детей в 3 группы:

— среднее развитие (4 коридор)

— выше среднего (5,6,7 коридор)

— ниже среднего (1,2,3 коридор)

Полученные данные представлены в диаграммах:

Распределение детей по уровню развития (масса тела) в зависимости от вида вскармливания

Полученные данные свидетельствуют о высоком проценте детей, находящихся на грудном вскармливании, имеющих средние показатели нарастания массы тела, а на искусственном вскармливании больше детей имеют показатели ниже среднего (50%).

Распределение детей по уровню развития (длина тела) в зависимости от вида вскармливания

Распределение детей по уровню развития (окружность груди) в зависимости от вида вскармливания

Полученные данные свидетельствуют о том, что на грудном вскармливании показатели роста имеют среднее развитие (68,4%), 33% детей на искусственном вскармливании имеют показатели роста выше среднего, что соответствует литературным данным.

Нарастание показателей окружности груди менее всего зависит от характера вскармливания. Определение уровня физического развития по отдельным показателям антропометрии оказалось более информативным, чем определение соматотипа, поскольку при определении соматотипа суммируются три показателя и в итоге у меня более 80% детей имели мезосоматотип на разных видах вскармливания. Поэтому я решила провести анализ по отдельным показателям антропометрии.

Анализируя гармоничность развития, мне удалось установить, что дети на искусственном вскармливании в 62% имеют дисгармоничное развитие, на грудном вскармливании дисгармоничное развитие наблюдается у 28% детей.

Распределение детей по гармоничности развития на разных видах вскармливания

Следующим этапом анализа Историй развития ребенка, стало выявление уровня заболеваемости детей первого года жизни на участке в зависимости от вида вскармливания.

Индекс здоровья составил 24%. Средний показатель по городу Омску за 2014 год составляет 20%. У детей на искусственном вскармливании он составил 22,5%, а у детей на грудном вскармливании составил в среднем 24,5 %. Анализ полученных данных показал, что 42% детей, находящихся на грудном вскармливании страдают аллергическими заболеваниями (чаще всего атопический дерматит).

Считаю, что этот показатель можно снизить, если при проведении дородовых патронажей к беременным, новорожденным и детям грудного возраста более тщательно собирать анамнез, научить маму вести пищевой дневник, ознакомить с продуктами — облигатными аллергенами. У 16% детей на участке выявлен дисбактериоз, четкой зависимости от характера грудного вскармливания не прослеживается.

А вот кишечные инфекции и острые расстройства пищеварения у детей, которые находились на грудном вскармливании не менее 6 месяцев, встречаются в 2 раза реже, чем на искусственном вскармливании и у детей, получающих грудь матери только до 3 месяцев. Считаю, что в данных семьях необходимо больше внимания уделять при беседах вопросам:

— санитарного эпидемического режима

— правилам приготовления и хранения смесей

— правилам кормления продуктами детского консервированного питания

— правилам обработки бутылочек и сосок

Заболеваемость ОРВИ и отитом практически одинаково часто встречается у детей на грудном и искусственном вскармливании. При анализе заболеваемости железодефицитной анемией прослеживается четкая зависимость от характера вскармливания. Как видно из рисунка № 8, железодефицитная анемия (ЖДА) встречается почти в 2 раза чаще у детей на искусственном вскармливании и при раннем переводе на искусственное вскармливание.

Заболеваемость на разных видах вскармливания (на сто детей)

Действительно, у детей, которые находились на грудном вскармливании, значительно реже встречаются аллергические заболевания.

источник

Автореферат и диссертация по медицине (14.00.09) на тему: Состояние здоровья детей первого года жизни и профилактика болезней на амбулаторном этапе

Автореферат диссертации по медицине на тему Состояние здоровья детей первого года жизни и профилактика болезней на амбулаторном этапе

Райкова Наталья Михайловна

ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ И ПРОФИЛАКТИКА БОЛЕЗНЕЙ НА АМБУЛАТОРНОМ ЭТАПЕ

диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

Научный руководитель: доктор медицинских наук, профессор

Официальные оппоненты: доктор медицинских наук, профессор

кандидат медицинских наук Сапункова Ю.А.

Ведущая организация: ГУ Научный центр здоровья детей РАМН, г. Москва

Защита диссертации состоится 2 0,05.

Оценка нервно-психического развития пациентов показала, что задержки формирования двигательных навыков в основной группе было меньше (4±2,9%), чем в контрольной группе II (20±5,9%), различие значимо при р=0,049 (критерий Фишера).

У детей основной группы лучше развивалась речь: различие в отставании формирования речевых навыков в основной (11±4,7%) и контрольной группе П (30±6,7%) значимо при р=0,038 (критерий Фишера). В основной группе было меньше детей с отставанием и больше с опережением речевого развития, чем в контрольной П, мы отметили достоверное различие в опережении речевого развития детей основной (22±6,2%) и контрольной группы II (7±3,4%) критерий Пирсона=4,22 при р1^ 3 Райкова, Наталья Михайловна :: 2005 :: Самара

ГЛАВА 1. ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА НА АМБУЛАТОРНОМ ЭТАПЕ. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ).

здоровья в антенатальный период и в первый год жизни ребенка .9

1.2 Представление о здоровье и здоровом ребенке. Группы здоровья, группы направленного риска детей первого года. Факторы, влияющие на здоровье детей.14

1.3 Организация лечебно-профилактической помощи детям раннего возраста в системе амбулаторной практики.25

1.4 Пренатальное образование будущих родителей — новая ступень развития профилактической медицины в условиях детской поликлиники.35

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.39

2.1 Методы, используемые в ходе исследования.39

2.2 Клиническая характеристика групп, вошедших в исследование 45

2.3 Программа и методика пренатального образования в школе позитивного материнства «Современные родители».57

2.4 Статистическая обработка полученных результатов.61

ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ, В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СПОСОБА МЕДИЦИНСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДИАДЫ «МАТЬ И РЕБЕНОК» В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ (СОБСТВЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ).65

3.1 Сравнение показателей здоровья детей в возрасте одного года в трех группах исследования, имевших различно организованное профилактическое наблюдение.65

3.2 Анализ грудного вскармливания в исследовании.75

3.3 Анализ заболеваемости и госпитализации детей в течение первого года жизни.81

3.4 Анализ формирования отношений врач-мать — пациент в зависимости от способа медицинского сопровождения диады

Глава 4. ЭФФЕКТИВНОСТЬ НОВОЙ МОДЕЛИ МЕДИЦИНСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДИАДЫ «МАТЬ И РЕБЕНОК»

ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКЕ. ФОРМИРОВАНИЕ НЕОНАТОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ НА

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.Ошибка! Закладка не определена.

Во все времена’здоровье нации определялось здоровьем подрастающего поколения. Улучшение показателей здоровья детского населения всегда оставалось одной из актуальных проблем медицины (Вельтищев Ю.Е., 1998). Охрана здоровья матери и ребенка, предупреждение и снижение материнской, младенческой и детской заболеваемости, инвалидности и смертности являются важнейшими медико-социальными проблемами общества и государства (Шабалов Н.П., 2002, Савельева Г.М., 2003). В то же время, очевидно, что одной из ведущих причин прогрессирующего ухудшения здоровья является неэффективность многих профилактических и коррекционных мероприятий по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья детей. Кроме того, в последние годы крайне недостаточен уровень финансирования профилактических направлений системы охраны материнства и детства. Этим определяется необходимость внедрения имеющихся и разработки новых эффективных комплексных медицинских, психолого-педагогических и социальных технологий профилактики оздоровления, лечения и реабилитации детей (Баранов А.А., 2003). Необходимость разработки профилактической программы наблюдения за ребенком первого года жизни на амбулаторном этапе в условиях ограниченного финансирования делает настоящую работу актуальной.

Целью настоящей работы является улучшение показателей здоровья детей раннего возраста, формирование правильных детско-родительских отношений.

1. Изучить влияние социальных, биологических факторов риска беременной, а также ее психологической готовности к материнству на показатели здоровья ребенка первого года жизни.

2. Изучить и обосновать значение пренатального образования беременных для формирования здоровья ребенка на амбулаторном этапе детской поликлиники.

3. Разработать и внедрить новые организационные методы профилактического направления в работе с беременными и детьми первого года жизни в условиях детской поликлиники.

4. Разработать и внедрить профилактическую программу наблюдения и развития детей на первом году жизни на амбулаторном этапе.

5. Дать оценку эффективности предложенной профилактической программы наблюдения за ребенком раннего возраста в условиях детской поликлиники.

Впервые предложено усовершенствование оказания неонатологической помощи в условиях педиатрического отделения городской поликлиники путем усиления преемственности медицинского наблюдения за беременными и новорожденными, усовершенствования пакета документов по дородовому патронажу беременных женщин, расширения обязанностей неонатолога.

Впервые представлена эффективная модель взаимодействия врача с ребенком первого года жизни и его матерью, в которой пассивная позиция родителей в формировании здоровья ребенка переведена в активную.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

1. Основными факторами, положительно влиявшими на показатели здоровья новорожденных II группы здоровья при достижении ими годовалого возраста, являлись благополучные отношения родителей в семье, высокий образовательный уровень матерей, эффективная образовательная программа родителей до и после рождения ребенка и усиление профилактического раздела работы с детьми раннего возраста.

2. Улучшение неонатологической помощи в условиях педиатрического отделения поликлиники включало усовершенствование пакета документов по дородовому наблюдению за беременными, мониторингу наблюдения за беременными и новорожденными, расширению функциональных обязанностей неонатолога, внедрение образовательной программы для будущих родителей.

Полученные результаты, подтверждающие основные факторы формирования здоровья детей раннего возраста, позволяют направить основные усилия педиатрической службы на углубление профилактического раздела работы, а социальным службам на укрепление семьи.

Разработанная образовательная программа для родителей до и после рождения ребенка позволяет результативно влиять на показатели здоровья ребенка первого года жизни, так как повышает уровень знаний родителей по вопросам ухода, питания и развития ребенка, способствует формированию правильных детско-родительских отношений и может быть внедрена в практику педиатрического отделения поликлиники.

Предложенное улучшение неонатологической помощи на амбулаторном этапе повышает эффективность работы педиатрического отделения поликлиники с детьми раннего возраста и может быть использовано в деятельности амбулаторного звена лечебно-профилактического учреждения.

ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Проведено улучшение и оптимизация неонатологической помощи в условиях педиатрического отделения ММУ городской поликлиники № 1 Промышленного района города Самары (главный врач, кандидат медицинских наук Бальзамова Лидия Алексеевна).

Внедрена программа пренатального образования «Современные родители» для беременных женщин педиатрическим отделением ММУ городской поликлиники № 1.

Внедрены новые формы медицинской документации: дородовый патронаж № 1, дородовый патронаж № 2, первичный осмотр неонатологом новорожденного (оформлены рационализаторские предложения № 397, № 398, №399 от 5 апреля 2004 года).

Материалы диссертации используются в учебном процессе при проведении семинаров и чтении лекций на кафедре педиатрии ИПО СамГМУ.

Материалы диссертации обсуждались и докладывались на VIII Международном Всероссийском конгрессе «Актуальные проблемы экологии человека» (Самара, 2002г), межкафедральном заседании кафедр детской стоматологии и педиатрии ИПО СГМУ «Ранняя профилактика кариеса среди детей и новые направления организации профилактической медицины в амбулаторных условиях детей раннего возраста» (май 2004г), на конференциях Городского Центра Профилактики г. Самары «Поддержка грудного вскармливания» (февраль 2004г), «Современные представления о питании детей первого года жизни» (апрель 2005г), на тренинге специалистов, работающих в школах позитивного материнства (сентябрь 2004г), на V международной научно-практической конференции, посвященной 35-летию со дня открытия Детской городской клинической больницы №1 города Самары «Партнерство во имя здоровья детей» (июнь 2005).

По теме диссертации опубликовано 7 печатных работ (из них четыре в центральной печати), разработаны и оформлены 3 рационализаторских предложения, подана заявка на патент изобретения «Способ проведения лечебно-профилактической работы с беременной и ребенком первого года жизни» № 2003123196 от 22 июля 2003 года.

ОБЬЕМ И СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ

Диссертация изложена на 165 страницах машинописного текста, иллюстрирована 31 таблицей, 10 рисунками, 3 схемами. Работа состоит из введения, обзора литературы, собственных исследований, включающих три главы, заключения, выводов, практических рекомендаций. Указатель литературы включает 322 источника, из которых 228 работ отечественных авторов и 94 иностранных.

Читайте также:  Лейкемия симптомы у детей по анализу

Заключение диссертационного исследования на тему «Состояние здоровья детей первого года жизни и профилактика болезней на амбулаторном этапе»

1. Основными факторами, положительно влиявшими на формирование здоровья детей раннего возраста, являлись благополучные внутрисемейные отношения, высокий образовательный уровень и психологическая готовность матери, специальная образовательная подготовка родителей и отсутствие выраженной экстрагенитальной патологии матери (ОШ 3,1; 72,3% р=0,025).

2. Установлено, что показатели здоровья детей первого года жизни выше, если мать прошла дородовую образовательную подготовку в условиях педиатрического отделения поликлиники (положительная динамика в показателях здоровья детей в течение года в основной группе отмечалась в 25% случаев, в контрольной группе II в 7%, при р по медицине, диссертация 2005 года, Райкова, Наталья Михайловна

1. Абрамченко В.В. Клиническая перинатология. СПб.: Наука, 1996.240 с.

2. Абросимова М.Ю. Медико-социальная характеристика семьи современного подростка // Современные проблемы профилактической педиатрии. Материалы VIII Конгресса педиатров России. — М., 2003. С. 3.

3. Адо А. Д. Вопросы общей нозологии. -М.: Медицина, 1985. 240 с.

4. Айвазян Е.Б., Павлова А.В. Психологическая помощь женщине в период беременности. Теоретический аспект // Медико-психологические аспекты современной перинатологии. IV Всероссийский конгресс по пренатальной и перинатальной психологии. -М., 2003. С. 76-79.

5. Альбицкий В.Ю., Баранов А.А. Часто болеющие дети. Клинико-социальные аспекты. Пути оздоровления. Саратов: Знание, 1986. — 164 с.

6. Андреева Н.Г., Соколова Л.В. Этот удивительный младенец (о развитии и воспитании ребенка первого года жизни). СПб.: Лань, 1999. — 224 с.

7. Андреева Н.Н. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве //Вопросы психологии. 1997. — № 4. — С. 3-12.

8. Анохин П. К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. М.: Медицина, 1971.-61 с.

9. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем.- М.: Медицина, 1975. 324 с.

10. Ахмерова Ф.Г., Зотов А.Н. Роль медико-психологической службы в сохранении репродуктивного потенциала детей и подростков // Современныепроблемы профилактической педиатрии. Материалы VIII Конгресса педиатров России. -М., 2003. С. 16.

11. Ахмерова Ф.Г., Путина Ф.Г. Дородовая педагогика в условиях работ детских поликлиник // Сборник материалов 1 Всероссийской научно-практической конференции по пренатальному воспитанию. — М., 1999. С. 8788.

12. Ахмина Н.И. Программа первичной профилактики заболеваемости детей раннего возраста // Педиатрия 1998. — № 5. — С. 104-110.

13. Балашов А.Д., Орел В.И. Роль социальных факторов в проблеме железодефицитной анемии у детей // Материалы VIII Конгресса педиатров России.-М., 2003. С. 23.

14. Балыкина Т.Д. Пути укрепления здоровья детей раннего возраста, рожденных от матерей разной степени риска перинатальной патологии: Автореф. дис. . канд. мед. наук. Москва, 1990. -21с.

15. Баль Л. В. Новый подход к формированию здорового образа жизни — совместное творчество детей родителей и педагогов // Материалы VIII Конгресса педиатров России. М., 2003. — С. 24-25.

16. Баль Л.В., Михайлов А.Н. «Обучающее исследование» новый подход к изучению реальных знаний детей о здоровом образе жизни и его формированию // Материалы VIII Конгресса педиатров России. — М., 2003. — С. 25.

17. Баль Л.В., Михайлов А.Н. Образ жизни семей, имеющих детей в возрасте до 9 лет // Материалы VIII Конгресса педиатров России. М., 2003. -С. 25.

18. Балыгин М.М. Факторы риска в формировании здоровья детей раннего возраста // Здравоохранение Российской Федерации. 1990.- № 12. — С. 23-27.

19. Баранов А.А., Щеплягига Л.А., Ильин.А.Г. Подпрограмма «Здоровый ребенок» Федеральной программы «Дети России». Права ребенка //

20. Междисциплинарный научно-практический журнал.- 2003. № 1. — С. 5-9.

21. Баранов А.А., Лапин Ю.Е. Принципы государственной политики по охране здоровья детей // Материалы VIII Конгресса педиатров России. М., 2003.-С. 27.

22. Баранов А.А. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях. Проблемы и пути решения // Российский педиатрический журнал. -1998.-№ 1.-С. 5-8.

23. Баранов А.А., Цыбульская И.С., Альбицкая В.Ю. Здоровье детей России. М.: Медицинская книга, 1999. — 273 с.

24. Барашнев Ю.И. Принципы реабилитационной терапии перинатальных поражений нервной системы у новорожденных и детей первого года жизни // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 1999 — № 1 С. 7-13.

25. Баринова Г.В., Нагорнова Н.М. Создание модели работы с семьей и детьми раннего возраста. Медико-психологические аспекты современной перинатологии // IV Всероссийский конгресс по пренатальной и перинатальной психологии. — Москва, 2003. С. 162.

26. Батуев А.С., Кощавцев А.Г., Сафронова Н.М., Бирюкова С.О. Психофизиологическое развитие годовалых младенцев различных групп пренатального риска // Педиатрия. 1998. — № 5. — С. 35-37.

27. Беверли Стоукс. Удивительные малыши. Минск: «Белорусский дом печати», 2004. — 288 с.

28. Белоусова Е.Д., Никанорова. М.Ю., Николаева Е.А. Наследственные болезни обмена веществ, проявляющиеся в период новорожденности // Российский вестник перинатологии и педиатрии,- 2000. № 6 — С. 13-19.

29. Белоусова Е.Д., Пивоварова A.M., Горчханова З.Х. Синдром повышенного внутричерепного давления у детей // Российский вестник перитнатологии и педиатрии. — 2003. № 4. — С. 22-27.

30. Бертин А. Воспитание в утробе матери или рассказ об упущенныхвозможностях. СПб: МНПО «Жизнь», 1992. — 32 с.

31. Бойко А.А., Грибанова Т.И., Телешева Т.Ю. Актуальные вопросы статистики здравоохранения. Екатеринбург: Феникс, 2000. — 283 с.

32. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют (развитие тонкой моторики). СПб: Паритет, 2003. — 140 с.

33. Брехман Г.И. Перинатальная психология и новая парадигма в эмбриологии и акушерстве // IV Всероссийский Конгресс по пренатальной и перинатальной психологии психотерапии и перинатологии. Москва, 2003. -С. 27.

34. Брусиловский А. И. Жизнь до рождения. М.: Знание, 1991. — 224 с.

35. Брутман В.И., Радионова М.С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопросы психологии. 1997. — №6. — С.38-48.

36. Бубнова Н. И., Сорокина 3. X. Значение морфологического исследования последа в диагностике врожденных инфекций у новорожденных детей // Материалы 3 Российского форума «Мать и дитя». Тезисы докладов. — Москва, 2001. С. 546-547.

37. Бычков В.И., Образцова Е.Е., Шамарин С.В. Диагностика и лечение хронической фетоплацентарной недостаточности // Акушерство и гинекология.- 1999.-№6.-С. 3-5.

38. Вахлова И.В., Санникова Н.Е., Долматова Ю.В. Железодефицитные состояния у детей первого года жизни и кормящих матерей // Материалы VIII Конгресса педиатров России. Москва, 2003. — С. 58.

39. Вартапетова Н. В., Инна Саччи, Рашад Массуд Проект «Мать и дитя». Руководство по внедрению эффективной помощи в области охраны здоровья женщин и детей 1-го года жизни. — Москва: Медицинское информационное агентство, 2003. 54 с.

40. Васильева В.В. Психопрофилактическая работа с беременными в системе акушерского мониторинга // IV Всероссийский Конгресс по пренатальной и перинатальной психологии психотерапии и перинатологии. — Москва, 2003. С. 52.

41. Вейцман В.В. Детский массаж. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, Университетская книга, 2001. — 128 с.

42. Вельтищев Ю. Е., Дементьева Г.Н. Профилактика нарушений адаптации и болезней новорожденных // Российский Вестник перинатологии и педиатрии. 1998. — №4. — С. 74.

43. Вельтищев Ю. Е. Рост ребенка: закономерности, нормальные вариации, соматотипы, нарушения и их коррекция. М.: Медицина, 1998. — 78 с

44. Вельтищев Ю.Е., Казанцева Л.З., Семячкина А.Н. Наследственные болезни обмена. Наследственная патология человека. Под общей редакцией Вельтищева Ю.Е. М.: Медицина, 1992. — С. 41-101.

45. Вельтищев Ю.Е. Состояние здоровья детей и общая стратегия профилактики болезней // Российский вестник перинатологии и педиатрии

источник

Первого года жизни

Грудное вскармливание детей

Состояние здоровья новорожденных

Состояние здоровья детей

Использование средств контрацепции

Численность женщин, применявших внутриматочные спирали
всего, человек
на 1000 женщин 15-49 лет 94,8 91,3 89,4 82,7 85,2
Численность женщин, применявших гормональную контрацепцию
всего, человек
на 1000 женщин 15-49 лет 78,5 89,0 90,8 94,8 102,7
Родилось детей больными или заболели (массой тела 1000 г и более):
всего, человек
в процентах от числа родившихся живыми 26,0 25,3 25,4 23,7 23,4
в том числе с заболеваниями:
врожденные аномалии
всего, человек
в процентах от числа родившихся живыми 2,2 1,9 1,8 1,7 1,8
отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде
всего, человек
в процентах от числа родившихся живыми 28,5 29,4 35,9 33,8 33,1
Из общего числа детей, родившихся живыми – недоношенные:
всего, человек
в процентах от числа родившихся живыми 3,9 3,5 4,1 4,2 3,8

(численность детей, находившихся на грудном вскармливании)

От 3 до 6 месяцев От 6 месяцев до 1 года
Всего, человек в % к числу детей, достигших в отчетном году возраста 1 год Всего, человек в % к числу детей, достигших в отчетном году возраста 1 год
39,7 22,7
39,3 23,4
42,2 22,9
28,4 18,1
41,0 22,4

по основным классам и группам болезней

Всего, человек
Зарегистрировано больных с диагнозом, установленным впервые в жизни
в том числе:
инфекционные и паразитарные болезни
в том числе кишечные инфекции
болезни эндокринной системы расстройства питания, нарушения обмена веществ
в том числе рахит
болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм
в том числе анемия
болезни нервной системы
в том числе детский церебральный паралич
болезни глаза и его придаточного аппарата
болезни уха и сосцевидного отростка
болезни органов дыхания
болезни органов пищеварения
болезни мочеполовой системы
врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения
отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде
травмы, отравления и другие последствия воздействия внешних причин

Дата добавления: 2015-06-26 ; Просмотров: 379 ; Нарушение авторских прав? ;

источник

Состояние здоровья детского населения в настоящее время является важнейшим показателем качества работы здравоохранения и критерием оценки благополучия общества в целом [3, 5]. Несмотря на внедрение новых перинатальных технологий, которые способствовали снижению перинатальной и младенческой смертности, распространенность хронической патологии у детей, а также уровень детской инвалидности остаются практически неизменными [1, 2, 4, 6].
Совершенствование форм и методов охраны здоровья детского населения невозможно без углубленного и постоянного анализа информации о закономерностях формирования здоровья детей, оценки медико- демографических показателей, связанных с воспроизводством населения и качеством его здоровья в настоящем и будущем [7]. При этом учет региональных особенностей является необходимым условием рациональной организации деятельности системы здравоохранения на конкретной территории [8].
Целью настоящей работы стало изучение структуры заболеваемости детей первого года жизни в Кабардино-Балкарской республике (КБР).
Для реализации поставленной цели были изучены показатели заболеваемости детей первого года жизни по данным годовой отчетности формы №31 «Сведения о медицинской помощи детям и подросткам-школьникам» государственного учреждения здравоохранения «Медицинский информационно-аналитический центр» Министерства здравоохранения КБР за период 2002-2012 гг. Проведен статистический анализ изученных показателей.
Результаты и их обсуждение.
Анализ структуры заболеваемости детей первого года жизни за десятилетний период выявил стабильное преобладание болезней органов дыхания над остальной патологией. На этот класс болезней приходится 31,7- 39,2% от всех заболеваний. Удельный вес болезней органов дыхания в нозологической структуре за исследуемый период увеличился на 7,5% (Табл.1).
Таблица 1

Структура заболеваемости детей первого года жизни в КБР за 2002-2012 гг.

Некоторые инфекционные и паразитарные болезни

Болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм

Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ

Болезни глаза и его придаточного аппарата

Болезни уха и сосцевидного отростка

Болезни органов пищеварения

Болезни мочеполовой системы

Отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде

Врожденные аномалии (пороки развития)

Травмы, отравления и некоторые другие последствия внешних причин

Одной из характерных особенностей данного класса является то, что в его структуре основную долю занимают острые инфекции верхних дыхательных путей, грипп, пневмония, концентрация которых в течение исследуемого периода постепенно уменьшалась (98,7% в 2002 г. и 64,5% в 2012 г.).
На второй позиции в структуре заболеваемости детей первого года жизни находятся отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде. Их вклад за 10 лет уменьшился в 1,5 раза, составив в 2012 г. 17,6%, что является индикатором, отражающим совершенствование перинатальной и педиатрической помощи в республике.
Третье ранговое место в структуре заболеваемости детей первого года жизни занимают болезни нервной системы, составляя 9,8-11,3%.
Таким образом, доля трех рейтинговых классов болезней в нозологической структуре детей первого года жизни составляла 2/3 всей патологии.
Следует отметить, что в структуре болезней крови, кроветворных органов и отдельных нарушений, вовлекающих иммунный механизм, частота которых за 10 лет имела тенденцию к снижению, анемии занимают основную долю (97,6% в 2002г., 95,1% в 2007 г., 99,4% в 2012 г.).
Среди болезней эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ лидирующие позиции занимает рахит. Вклад данной патологии за 10 лет увеличился на 10,6%, составив в 2012 г. 62,6%.
Выводы.
• В структуре заболеваемости детей первого года жизни за период 2002-2012 гг. первые ранговые места занимали болезни органов дыхания, отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде, болезни нервной системы, составив суммарно в 2012 г. 66,6% всей патологии.
• Частота болезней органов дыхания как ведущего класса за 10 лет увеличилась на 7,5%, что свидетельствует о необходимости совершенствования лечебно-профилактической работы у детей с данной патологией.
• В течение анализируемого периода увеличилась доля анемии в структуре болезней крови, кроветворных органов и отдельных нарушений, вовлекающих иммунный механизм, достигнув в 2012 году 99,4%.
• Рахит занимает лидирующие позиции среди болезней эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ, увеличив свой вклад за десятилетний период на 10,6%. Это диктует необходимость улучшения мер направленных на борьбу с анемией и рахитом у детей первого года жизни.

1. Анаева Л.А., Жетишев Р.А. Медико-социальный анализ демографических показателей Кабардино- Балкарии в XXI веке // Врач-аспирант. – 2012. – № 4.3 (53). – С. 411-416.
2. Анаева Л.А., Архестова Д.Р. Показатель общей инвалидности детей Кабардино-Балкарии // Перспектива – 2014: материалы международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. – Т.II. – Нальчик: Каб-Балк. ун-т, 2014. – С. 249-252.
3. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю. Основные тенденции здоровья детского населения России. – М.: Союз педиатров России, 2011. – 116 с.
4. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Модестов А.А. Заболеваемость детского населения России. – М.: ПедиатрЪ, 2013. – 280 с.
5. Валиулина С.А., Винярская И.В. Состояние здоровья детей с позиции качества жизни // Вопросы современной педиатрии. – 2006. –Т.5. –С. 18-21.
6. Ермолаев Д.О. Медико-демографические проблемы формирования здоровья детского населения: дис. … докт. мед наук. – СПб. – 2004. – 446 с.
7. Михайлова Ю.В., Шестаков М.Г., Мирошникова Ю.В. и др. Предотвратимые потери здоровья населения как объект анализа // Экономика здравоохранения. – 2008. – №2. – С. 37-42.
8. Сеченева Л.В. Современные тенденции состояния здоровья детей и пути его улучшения на региональном уровне (на примере Новгородской области): Автореф. дис. … канд мед наук. – СПб. – 2007. – 18 с.

источник

Исследовательская работа Роль медицинской сестры в организации профилактики заболеваемости детей первого года жизни на примере детской поликлиники города Сатка

Исследовательская работа

Роль медицинской сестры в организации профилактики заболеваемости детей первого года жизни на примере детской поликлиники города Сатка

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа Роль медицинской сестры в организации профилактики заболеваемости детей первого года жизни на примере детской поликлиники города Сатка»

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

«САТКИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Роль медицинской сестры в организации профилактики заболеваемости детей первого года жизни на примере детской поликлиники города Сатка

Специальность: 34. 02. 01 Сестринское дело

Студентка: Ахметьянов Руслан Данисович

Руководитель: Васильева Ася Тоировна

Допущена к защите: Выпускная квалификационная работа

«__»________20__г защищена с оценкой «____________»

Зам. директора по УР «_____»____________________20__г.

__________________ Председатель ГЭК ________________

Глава 1.Теоретические аспекты в изучение профилактики

заболеваемости детей первого года жизни

1.1. Диспансерное наблюдения за здоровыми детьми первого

1.2. Профилактический приём здорового ребенка…………………..……

1.3. Наблюдения за новорожденными из групп риска в течение

1.4. Роль медицинской сестры в патронаже новорожденных

1.5. Вакцинопрофилактика детей первого года жизни………….

Глава 2. Эмпирическое изучение роли медицинской сестры в

Организации профилактики заболеваемости детей первого года жизни на примере детской поликлиники г. Сатка

2.1. Анализ работы детской поликлиники г. Сатка……………………….. 2.2. Диспансеризация детей первого года жизни в поликлинике

Читайте также:  Лакунарная ангина у детей анализы

2.3. Работа медсестры прививочного кабинета…………..……………….

2.4. Роль медицинской сестры в патронаже новорожденных

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………

Первый год жизни ребенка – важный и сложный период. Именно в это время закладывается фундамент, основа физического развития малыша, а значит, и его будущего здоровья [1, с. 7].

Актуальность данной темы в том, что ранний детский возраст является определяющим как в общем развитии ребенка, так и для формирования его здоровья. Поэтому от эффективности проводимых в данном возрастном периоде профилактических мероприятий во многом зависит здоровье детей в дальнейшем.

Роль медицинской сестры в организации профилактических мероприятий заболеваемости детей первого года жизни заключается в обследования детей: проведении антропометрии; психометрии, заблаговременном направлении ребенка к специалистам, на лабораторные и инструментальные исследования, определенные приказом № 307 Минздравсоцразвития России от 28.04.2007 «О стандарте диспансерного (профилактического) наблюдения ребенка в течение первого года жизни».

Медицинская сестра дает рекомендации по вскармливанию, физическому и нервно-психическому воспитанию ребенка, проведению массажа, закаливанию, выработке гигиенических навыков, профилактике рахита.

При патронажном посещении на дому контролирует правильность выполнения процедур. Все данные, полученные во время подобных посещений, фиксируются в истории развития ребенка. Важно, чтобы гимнастика и массаж проводились систематически с постепенным усложнением упражнений и приемов массажа [10, с. 112].

Целью работы. Проанализировать роль медицинской сестры в профилактике заболеваемости детей первого года жизни на примере детской поликлинике города Сатка.

Изучение теоретического материала по данной теме.

2 Проведение анализа основных показателей медицинской деятельности детской поликлиники за период с 2013 по 2015 года.

3 Изучение роли медицинской сестры в организации профилактики заболеваемости детей первого года жизни на примере детской поликлиники города Сатка.

Объект исследования. Дети первого года жизни.

Предмет исследования. Роль медицинской сестры в организации профилактических мероприятий по заболеваемости детей первого года жизни.

Гипотеза: Медицинская сестра играет огромную роль в организации профилактических мероприятий по заболеваемости детей первого года жизни.

Практическая значимость исследования. Материалы исследования могут быть использованы при изучении ПМ. 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах. МДК 02.01.5 Сестринское дело в педиатрии.

Структура работы. Работа выполнена из 46 страниц печатного текста, состоит из введения, 2 глав, заключения, 26 источников, 2 таблиц и 6 диаграмм.

1 Теоретические аспекты в изучение профилактики заболеваемости детей первого года жизни

Профилактика – (prophylaktikos – предохранительный) комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска.

Диспансерное наблюдения за здоровыми детьми первого года жизни

Диспансерное наблюдение участковой медсестры: 1 раз в месяц посещение на дому, с обязательным контролем посещения после проведения профилактических прививок.

Частота осмотров специалистами: педиатр на первом месяце жизни не менее 3-х раз, в последующем не реже 1 раза в месяц.

Осмотр узкими специалистами:

– в 1 год невропатолог, офтальмолог, ортопед;

– двукратно (1 триместр и 12 месяцев);

– осмотр ЛОР, стоматологом в 12 месяцев.

Лабораторно диагностическое обследование:

– клинический анализ крови, общий анализ мочи в 3 месяца (перед прививкой) и в 12 месяцев.

Показатели эффективности наблюдения:

– хорошая ежемесячная прибавка массы тела;

– хорошая адаптация ребенка к новым условиям жизни;

– нормальное физическое и нервно-психическое развитие и снижение уровня заболеваемости.

При проведении профилактических осмотров осуществляется контроль:

– выполнением рекомендаций по воспитанию, профилактике рахита, анемии, хронических расстройств питания, инфекционных заболеваний.

При объективном осмотре особое внимание обращается на:

– окружность головы и груди;

– оценку нервно-психического и физического развития;

– состояние кожных покровов, костно-мышечной системы, внутренних органов;

– следовую реакцию от вакцинации БЦЖ;

– наличие врожденных заболеваний, аномалии развития.

Дополнительные методы обследования: антропометрия 1 раз в месяц, клинический анализ крови и мочи к 3-м месяцам жизни и в 1 год.

На основании данных объективных и дополнительных методов исследования врач дает комплексную оценку состояния здоровья, включающую оценку физического и нервно-психического развития, поведения, наличие или отсутствие функциональных или органических отклонений от нормы, определяет группу здоровья, при необходимости группу риска развития заболевания и назначает комплекс профилактических и оздоровительных мероприятий [11,с. 123].

Основные профилактические и оздоровительные мероприятия:

– организация рационального вскармливания;

– достаточное пребывание на свежем воздухе;

– гимнастики закаливающие процедуры;

– специфическая профилактика рахита;

– лечение выявленной патологии.

Критерии эффективности диспансеризации: показатели нервно-психического и физического развития, поведение, данные клинического обследования, частота заболеваний.

В зависимости от состояния здоровья дети могут быть отнесены к следующим группам:

– к 1-й группе здоровья – здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, без анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений;

– ко 2-й группе здоровья – дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения. Так же в данную группу входят реконвалесценты, особенно перенесшие тяжелые и средней тяжести инфекционные заболевания, дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), дети с дефицитом веса тела или избыточной массой тела, дети часто и длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями, дети с последствиями травм или операций при сохранности соответствующих функций;

– к 3-й группе здоровья – дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями, при отсутствии осложнений основного заболевания. Кроме того, в эту группу входят дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций, при условии компенсации соответствующих функций. Степень компенсации не должна ограничивать возможность обучения или труда ребенка;

– к 4-й группе здоровья – дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсацией функциональных возможностей; с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но с ограничением функциональных возможностей. Также в группу входят дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что в определенной мере ограничивает возможность обучения или труда ребенка;

– к 5-й группе здоровья – дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями, с частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличием осложнений основного заболевания, требующим постоянной терапии. Также в эту группу входят дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.

В процессе наблюдения за ребенком группа здоровья у него может изменяться в зависимости от динамики состояния здоровья [10,с. 112].

1.2 Профилактический приём здорового ребенка

1 Организация санитарно-гигиенического ухода за ребенком (микроклимат помещения, количество и качество проветривания, освещенность, организация места сна и бодрствования, прогулки, одежда, соблюдение правил личной гигиены).

Матери необходимо объяснить, что несоблюдение санитарно-гигиенического ухода за ребенком может отрицательно сказаться на состоянии здоровья ребенка, на его физическом и умственном развитии. В истории развития врач фиксирует имеющиеся в уходе за ребенком недостатки, дает соответствующие назначения для их исправления.

2 Организация режима жизни и питания соответственно возрасту. Часто жалобы матери на плохой аппетит у ребенка, на повышенную или пониженную возбудимость, на безучастность, плаксивость связаны не с какими-то органическими изменениями, а являются результатом неправильной организации режима сна и бодрствования, режима кормления.

Необходимо знать, что до 9 месяцев должна быть следующая последовательность: сон, кормление, бодрствование, что соответствует анатомо-физиологическим потребностям ребенка. После 9 месяцев эта последовательность изменяется в связи с удлинением отрезков бодрствования, а именно – бодрствование, кормление, сон. На протяжении первого года жизни время активного бодрствования увеличивается от нескольких минут до 3 ч, продолжительность сна за сутки уменьшается с 18 до 14 ч. Произвольное увеличение периода бодрствования может вызвать у ребенка отрицательные эмоции, капризность, повышенную возбудимость.

3 Организация рационального вскармливания и питания является одной из основных задач врача – педиатра общей практики. На каждом приеме или визите на дом врач осуществляет строгий контроль за соответствием получаемого ребенком кормления, его физиологическим потребностям в основных пищевых ингредиентах. Особенно это касается детей, родившихся с весом до 2500 и более 4000 г. Они нуждаются в более частых расчетах питания по ингредиентам и калоражу, так как у них легко могут возникнуть нарушения питания.

Правила организации рационального вскармливания и питания:

– поддерживать, поощрять и максимально длительно сохранять грудное вскармливание;

– своевременно переводить ребенка на смешанное или искусственное вскармливание при недостатке грудного молока и невозможности получать донорское молоко;

–.своевременно, с учетом возраста, вида вскармливания, индивидуальных особенностей ребенка, вводить в рацион соки, фруктовые пюре, докорм, прикорм;

Докорм следует давать после кормления грудью и не из ложечки, а из рожка с соской. Объясняется это тем, что у ребенка первых 3-4 месяца физиологичным является акт сосания, который поддерживает возбудимость пищевого центра. Кормление с ложечки вызывает снижение возбудимости этого центра, рассогласование ритма сосания и глотания, что влечет за собой быструю утомляемость ребенка, а возможно, и отказ от еды.

Прикорм обычно дается с 4-5 месяцев вначале кормления при высокой возбудимости пищевого центра. Его целесообразно давать с ложки, чтобы научить ребенка снимать пищу губами и постепенно овладевать навыками жевания.

– периодически (до 3 месяцев ежемесячно, а затем 1 раз в 3 месяца) проводить расчеты химического состава пищи, фактически получаемой ребенком, чтобы при необходимости внести соответствующую коррекцию;

– правильно организовать методику кормления.

При введении докорма ребенка надо держать на руках, как и при кормлении грудью. При введении прикорма ребенка надо держать на руках, сидя в вертикальном положении.

Несоблюдение методики кормления часто приводит к нарушениям питания у детей. Если ребенок грудного возраста при ежемесячном осмотре по темпам нарастания массы тела и длины соответствует нормальным показателям, а также является здоровым, то питание, получаемое ребенком, надо считать рациональным. Следовательно, он находится в оптимальных условиях вскармливания.

4 Организация физического воспитания ребенка. Оно оказывает положительное воздействие на организм в целом:

– повышает активность неспецифических факторов защиты организма (лизоцим, компоненты комплемента и др.) и тем самым повышает сопротивляемость к вирусно-бактериальной инфекции;

– улучшает кровоснабжение, особенно периферии;

– улучшает обмен веществ и тем самым утилизацию пищевых продуктов;

– регулирует процессы возбуждения и торможения;

– повышает активность надпочечников (усиливается выработка кортикостероидов);

– регулируется деятельность эндокринной системы;

– улучшается работа мозга и всех внутренних органов.

Физическое воспитание детей до 1-го года жизни включает: массаж, гимнастику и кинезиотерапию (выкладывание ребенка на живот в каждый период бодрствования для развития самостоятельных движений).

Очень важно, чтобы занятия гимнастикой, массаж проводились систематически, с постепенным усложнением упражнений и приемов массажа. Если контроль за проведением массажа и гимнастики недостаточен со стороны врача и медсестры, если на приемах не фиксируется внимание родителей на огромной важности физического воспитания, то, естественно, эффективность их значительно снижается.

Для организации кинезиотерапии необходимо иметь деревянный трек на полу и поддерживать комфортную температуру воздуха в комнате.

Медицинской сестре необходимо обучить маму проведению закаливающих процедур с использованием воздушных ванн, организации сна на улице, на балконе, купанию 2 раза в день с обтиранием тела влажным полотенцем, а затем и обливанием с постепенным снижением температуры.

5 Организация нервно-психического развития ребенка. Оно идет в теснейшем контакте с физическим развитием и является одной из составных частей здоровья. Нарушение или отставание в физическом развитии нередко приводит к задержке нервно-психического развития. У ребенка, часто болеющего, физически ослабленного, задерживается формирование условных рефлексов, различных умений, трудно вызывается радость.

Врачу – педиатру необходимо учитывать взаимовлияние физического и нервно-психического развития и создавать благоприятные условия для их развития. Необходимо помнить, что тема развития и последовательность в формировании различных движений, умений, а также речи у детей 1-го года жизни зависят не только от их индивидуальных особенностей, но и от воздействия на ребенка взрослых людей, ухаживающих за детьми, а также от окружающей обстановки. Контроль за динамикой нервно – психического развития детей раннего возраста. Оценка нервно-психического развития (НПР) у детей раннего возраста проводится по специально разработанным стандартам развития в установленные сроки: на первом году жизни – ежемесячно, на втором году – 1 раз в квартал, на третьем году – 1 раз в полугодие, в дни, близкие ко дню рождения ребенка. Медицинские работники: участковый педиатр или медицинская сестра, или сестра (фельдшер) кабинета здорового ребенка проводят диагностику НПР в соответствии с рекомендациями, по определенным показателям – линиям развития. Если развитие ребенка не соответствует возрасту, то его проверяют по показателям предыдущего или последующего возрастных периодов

Методика определения уровня нервно-психического развития детей первого года жизни.

На 1-м году жизни контролируются следующие линии нервно-психического развития:

– развитие зрительных ориентировочных реакций;

– развитие слуховых ориентировочных реакций;

– развитие положительных эмоций;

– развитие общих ориентировочных реакций;

– развитие подготовительных этапов активной речи;

– развитие действий с предметами;

– развитие подготовительных этапов активной речи;

– развитие подготовительных этапов понимания речи;

Развитие всех умений и навыков на 1-м году жизни тесно связано с уровнем развития анализаторов. Наиболее значимые среди них – зрительный, слуховой, тактильный и проприоцептивный анализаторы [12, с.134].

Для ребенка до 3 месяцев очень важно своевременное возникновение зрительного и звукового сосредоточения, а также развитие следующих положительных эмоций: улыбка и комплекс оживления.

В возрасте от 3 до 6 месяцев важно развитие зрительных и слуховых дифференцировок с уменьем отыскивать источник звука, формирование хватательных движений руки (брать игрушку из рук взрослого и из разных положений), гуление, лепет (начало речевого развития).

В возрасте от 6 до 9 месяцев ведущим является развитие ползания, подражания в произношении звуков и слогов, образование простых связей между предметами и обозначающими их словами.

В возрасте 9-12 месяцев самыми значительными являются развитие понимания речи взрослого, образование первых простых слов, развитие первичных действий с предметами и самостоятельной ходьбы. Не менее важным, чем сенсорное развитие, является развитие движений.

Мать должна быть информирована, каким движениям и в каком возрасте учить ребенка. С первых дней и недель жизни в периоды бодрствования ручки и ножки ребенка должны быть свободными, перед каждым кормлением его необходимо выкладывать на живот, развивая умение поднимать и удерживать головку. Такие свободные движения головой укрепляют мышцы шеи и спины, формируется правильный изгиб позвоночника, улучшается кровообращение мозга. Если в семье имеются условия поддержания комфортной температуры для раздетого ребенка, желательно в период бодрствования выкладывать его на деревянный трек на полу для развития ползания и ощущения тела в пространстве. В дальнейшем все эти движения надо продолжать развивать, выкладывания на трек игрушки, чтобы ребенок мог их захватывать и/или целенаправленно двигаться к ним. Время от времени (но не слишком часто) ребенка обязательно надо брать на руки, придавая ему вертикальное положение. Этим стимулируется удержание головы, фиксация взора на лицах матери, отца и других родных и знакомых.

С 3 месяцев особое внимание уделяется развитию движений рук, с 4 месяцев надо учить ребенка захватывать свободную игрушку, к 6 месяцам – переворачиваться с живота на спину.

Во втором полугодии необходимо учить ползать, а к 8 месяцам – садиться и сидеть, подниматься на ножки и переступать в кроватке или манеже. При такой последовательности развития движений ребенок к 12 месяцев овладевает умением самостоятельной ходьбы [12, с.134].

1.3 Наблюдения за новорожденными из групп риска в

течение первого года жизни

Группы риска детей раннего возраста:

– дети, имеющие риск по развитию патологии ЦНС (перенесшие перинатальное поражение ЦНС);

– дети, имеющие риск по анемии, ЖДС, реконвалесценты анемии;

– дети, имеющие риск по развитию хронических расстройств питания;

– дети с аномалиями конституции;

– дети, страдающие рахитом 1, 2 степени;

– дети, рожденные с крупной массой тела («крупный плод»);

– дети, перенесшие гнойно-воспалительные заболевания, внутриутробную инфекцию;

– часто и длительно болеющие дети;

– дети из приоритетных семей.

Принципы наблюдения детей из групп риска:

– выделение ведущих факторов риска. Определение задач наблюдения (предупреждение развития патологических состояний и заболеваний);

– профилактические осмотры врача – педиатра и врачей других специальностей (сроки и кратность);

– лабораторно-диагностические, инструментальные исследования;

– особенности проведения профилактических осмотров, профилактические и лечебно-оздоровительные мероприятия (питание, режим, массаж, гимнастика, немедикаментозная и медикаментозная реабилитация);

– критерии эффективности наблюдения;

– план наблюдения отражается в форме 112-у.

– осмотр педиатром на 1 месяце жизни не менее 5 раз, в дальнейшем

– осмотр невропатологом на 2 месяце (не позднее), в дальнейшем поквартально;

Читайте также:  Летний лагерь детей анализ работы

– осмотр зав отделением поликлиники на 3 месяце, обязательно при каждом заболевании ребенка на 1м году;

– строгий контроль педиатра за размерами головы, неврологическим статусом, уровнем психического и физического развития;

– профилактические прививки строго по индивидуальному плану и только с разрешения невропатолога;

– по достижении 1 года, при отсутствии патологии со стороны ЦНС, ребенок может быть снят с диспансерного учета (ф.30).

– осмотр ежедневно в течение 10 дней после выписки из родильного дома, затем на 20-й день и в 1 месяц, до года ежемесячно;

– строгий контроль за состоянием кожи и пупочной ранки;

– ранние лабораторные исследования (анализ крови, мочи) в 1 месяц и 3 месяца, после каждого заболевания;

– осмотр зав поликлиникой не позже 3 месяцев;

– мероприятия по профилактике, раннему выявлению и лечению дисбактериоза;

– при отсутствии симптомов внутриутробного инфицирования снимают с учета (ф.30) в возрасте 3 месяцев.

– осмотр педиатром на 1 месяце жизни не менее 4 раз, в дальнейшем ежемесячно;

– осмотр зав поликлиникой не позже 3 месяцев;

– борьба за естественное вскармливание, строгий контроль за прибавкой массы, борьба с гипогалактией. Рацион сбалансированного питания с учетом массы ребенка;

– осмотр эндокринологом не менее 2 раз на 1м году жизни (в 1 квартале и в 12 месяцев). Перед следованием у эндокринолога анализ крови

– диспансерное наблюдение 1 год, при отсутствии патологии снимают сучета (ф.30) в возрасте 12 месяцев.

– осмотр педиатром 4 раза на 1 месяце жизни, в дальнейшем ежемесячно;

– анализ мочи в 1 месяц, затем 1 раз в квартал и после каждого заболевания;

– консультация специалистов в ранние сроки при малейшем возникновении подозрения на патологию (кардиолог, хирург);

– диспансерное наблюдение 1 год, при отсутствии патологии снимают с учета (ф.30) в возрасте 12 месяцев.

– рекомендуются более частые патронажи: в 1 месяц 4-6 раз, далее 1-2 раза в месяц;

– строгий контроль за качеством ухода за ребенком, за питанием, за прибавкой массы тела, за нервно-психическим развитием;

– обязательная госпитализация при любом заболевании;

– участие зав поликлиники в профилактическом наблюдении этой группы детей;

– более раннее оформление в ДДУ (на втором году) желательно с круглосуточным пребыванием;

– контроль участковой медсестры за фактическим местом проживания ребенка.

Для ребенка 1-го года жизни характерен ряд особенностей, которые не встречаются в старшем возрасте:

– быстрый темп физического и нервно-психического развития;

– потребность в сенсорных впечатлениях и двигательной активности;

– обездвиженность ребенка, «сенсорный голод» приводят к задержке в развитии;

– взаимозависимость физического и нервно-психического развития;

– эмоциональная обедненность, отсутствие впечатлений, недостаточная двигательная активность ведут к задержке нервно-психического и физического развития;

– низкая сопротивляемость к метео- и экологическим воздействиям и различным заболеваниям;

– очень большая зависимость развития ребенка от матери (родителей, опекунов). Характерной особенностью этого периода жизни ребенка является превращение ребенка из беспомощного существа в человека с характером и определенными чертами личности.

Нет такого периода в жизни более старшего возраста, чтобы за 12 месяцев здоровый ребенок утроил свой вес и вырос на 25-30 см, т.е. именно за 1-й год жизни рост и развитие ребенка идет очень бурными темпами.

Бурно развивается и функциональная речевая система. Ребенок овладевает интонацией того языка, на котором с ним говорят; появляются гуление, лепет, первые слоги, слова. Он начинает понимать речь взрослых, общающихся с ним.

У ребенка постепенно вырабатываются навыки и умения: умение пить из кружки, чашки, есть пищу с ложки, есть хлеб или сухарик; первые элементы навыка чистоплотность.

Значительно расширяется эмоциональная сфера ребенка, и он адекватно реагирует на изменение обстоятельств: плачем, смехом, улыбкой, хныканьем, интересом к окружающим предметам и действиям и т.д. В связи с этим необходимо правильно организовать контроль над развитием ребенка и за состоянием его здоровья, чтобы как можно раньше заметить отклонения в психическом и моторном развитии и планировать оздоровительные мероприятия, обеспечивающие профилактику различных заболеваний

1.4 Роль медицинской сестры в патронаже новорожденных детей

Патронаж новорожденного ребенка в течение первого месяца жизни проводится врачом-педиатром и медицинской сестрой педиатрического участка [10, с.112].

Общая цель патронажей: создать программу реабилитации ребенка.
Конкретные цели:

– оценить состояние здоровья ребенка;

– оценить состояние здоровья матери;

– оценить социально-экономические условия семьи;

Разработать программу обучения матери, направленную на удовлетворение жизненных потребностей ребенка. Во время первого патронажа медицинская сестра проводит беседу с матерью, уточняет течение беременности и родов, изучает выписной эпикриз, выясняет тревоги и проблемы семьи, связанные с рождением ребенка.

Медсестра уделяет внимание условиям пребывания младенца, дает рекомендации по уходу за малюткой.

Медицинская сестра проводит обследование ребенка, осмотр кожи и слизистых, оценивает рефлексы. Смотрит активность сосания и характер вскармливания. Так же обращает внимание на плач ребенка, дыхание. Пальпирует животик и осматривает большой родничок, пупочную ранку.

Медсестра узнает о самочувствии матери, соматическом и психическом здоровье и состоянии лактации, характере питания, осматривает молочные железы. При проведении первичного патронажа матери даются рекомендации по охране своего здоровья: дневной отдых, разнообразная пища, усиленный питьевой режим, соблюдение личной гигиены (ежедневно принимать душ или мыть тело до пояса, ежедневно менять бюстгальтер, мыть руки после прихода с улицы, перед пеленанием и кормлением ребенка и т. д.).

Медицинская сестра обучает маму режиму дня и питанию для улучшения лактации, правильному вскармливанию ребенка, уходу за ним, методом вскармливания, убеждает родителей в необходимости регулярно наблюдаться у врача и выполнения всех его рекомендаций. Обучает маму и всех членов семьи технологии психо-эмоционального общения с ребенком. Для успешного общения с ребенком необходимо знать уровень его возрастных потребностей и возможностей общения.

Новорожденным до 1 месяца нравится:

– прислушиваться к повторяющимся негромким звукам;

– сосредотачивать внимание на движении и свете;

– находиться на руках, особенно когда его убаюкивают [12, с.134].

Задача родителей предоставить ребенку возможность слушать их разговоры и пение, негромкую музыку, чувствовать их руки, ощущать телесное общение, особенно во время кормления. Совет матери: даже если ребенок находится на искусственном вскармливании, во время кормления необходимо брать его на руки.

Основные показатели правильного психо-эмоционального развития новорожденного после выписки из роддома:

– положительно реагирует на поглаживание;

– улыбается в ответ на улыбку, голос и прикосновение;

– успокаивается, когда берут на руки;

– задерживает свой взгляд на короткий промежуток времени во время кормления.

Медицинская сестра должна обучить правильному выполнению ежедневных для малыша манипуляций:

– обработка носика, ушей, глаз;

Обработку пупочной ранки достаточно проводить один раз в день, после вечернего купания. Не стремитесь делать это при каждом удобном случае: так вы будете слишком часто сдирать образующиеся на ранке корочки, что не ускорит, а лишь осложнит и затянет заживление.

Цель такого патронажа состоит в оказании помощи матери при организации и проведении ухода за новорожденным. Важно научить ее правильно выполнять манипуляции по уходу за ребенком. Во время проведения первичного патронажа новорожденного медицинская сестра получает от врача ряд конкретных указаний по особенностям наблюдения за данным ребенком.

Купание должно стать для вашего малыша ежедневной процедурой. Во-первых, кожа малыша тонкая, и в ней гораздо активнее протекают обменные и выделительные процессы и кожное дыхание. Поэтому она должна регулярно очищаться. Во-вторых, купание чрезвычайно полезно как метод закаливания.

Подмывать ребенка следует после каждого стула и при смене подгузника. Удобнее всего подмывать малыша под струей проточной воды, так чтобы вода стекала спереди назад. Если по какой-либо причине вода недоступна (на прогулке, в поликлинике), можно воспользоваться влажными детскими салфетками.

Утром младенца можно умыть прямо на пеленальном столике. Личико и глазки малыша протирать ватным тампоном, смоченным в кипяченой воде. Для каждого глаза обязательно должен быть отдельный тампон. Движения направляйте от наружного угла глаза к внутреннему.

Если дыхание ребёнка затруднено. Для этого удобнее воспользоваться ватной турундочкой (фитильком). Осторожно, подкручивающими движениями, вводим ее в ноздрю. Если в носу много сухих корочек, турунду можно смочить в масле (вазелиновом или растительном). От этих манипуляций малыш может чихнуть, что упростит выполнение задачи.

Ушки ребенка следует чистить только тогда, когда ушная сера видна в устье слухового прохода. Не нужно делать это слишком часто: чем чаще сера удаляется, тем быстрее начинает вырабатываться. При чистке ушей ни в коем случае нельзя проникать в слуховой проход глубже, чем на 5 мм. Для этого даже существуют специальные ватные палочки с ограничителями.

Ногти по мере роста нужно подстригать, чтобы малыш не поцарапал ни себя, ни вас. Воспользуйтесь младенческими маникюрными ножницами, у которых есть расширения на кончиках. Ноготки следует срезать прямо, не закругляя уголков, чтобы не стимулировать их рост и врастание в кожу. На этом заканчивается первичный патронаж к новорожденному.

На втором патронаже медсестра проверяет правильность выполнения процедур [12, с.134].

1.5 Вакцинопрофилактика детей первого года жизни

Инфекционные болезни встречаются у детей очень часто, иногда они могут протекать в тяжелой форме, давать осложнения.

Целью иммунизации является формирование специфического иммунитета к инфекционному заболеванию посредством искусственного создания инфекционного процесса, который в большинстве случаев протекает без проявлений или в легкой форме. Каждый ребенок может и должен быть привит, родителям надо лишь своевременно обращаться к врачу – педиатру. При выявлении каких-либо индивидуальных особенностей детского организма доктор составляет индивидуальный план обследования ребенка, его медицинской подготовки к последующей вакцинации [24, с. 11].

В соответствии с приказом Минздрава России № 125н от 21.03.2014 «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям»:

Выполнение этого приказа может существенно модернизировать вакцинопрофилактику в России, поскольку:

1 Введена обязательная вакцинация детей, начиная с 2 месяцев жизни, против пневмококковой инфекции.

2 Расширен список контингентов, подлежащих вакцинации против различных инфекций.

3 Расширен список инфекций и список контингентов, подлежащих вакцинации согласно Календарю профилактических прививок по эпидемическим показаниям. Согласно Федеральному закону от 17 сентября 1998 г.

N 157 – ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» регионы могут финансировать программы вакцинопрофилактики гемофильной, пневмококковой, ротавирусной инфекций, ветряной оспы.

Для организации и проведения прививок лечебно-профилактическое учреждение должно иметь лицензию на соответствующий вид деятельности, выданную территориальным (городским, областным, краевым) органом здравоохранения и помещение (прививочный кабинет), отвечающее требованиям СПиН 2.08.02-89.

Вакцинопрофилактика – обязательное государственное мероприятие для предупреждения инфекционных заболеваний. Структурные изменения в современной экономической и демографической обстановке в стране, растущая международная консолидация по реализации программ элиминации и ликвидации инфекций приводят к повышению требований, предъявляемых к иммунопрофилактике [26, с. 7].

Таким образом, роль медицинской сестры в организации профилактических мероприятий, заболеваемости детей первого года жизни заключается в обследования детей: проведении антропометрии; психометрии, заблаговременном направлении ребенка к специалистам, на лабораторные и инструментальные исследования, определенные приказом № 307 Минздравсоцразвития России от 28.04.2007 «О стандарте диспансерного (профилактического) наблюдения ребенка в течение первого года жизни».

Медицинская сестра обучает маму режиму дня и питанию для улучшения лактации, правильному вскармливанию ребенка, уходу за ним, методом вскармливания, убеждает родителей в необходимости регулярно наблюдаться у врача и выполнения всех его рекомендаций. Дает рекомендации по физическому и нервно-психическому воспитанию ребенка, проведению массажа, закаливанию, выработке гигиенических навыков, профилактике рахита. Обучает маму и всех членов семьи технологии психо-эмоционального общения с ребенком.

Медсестра проводит психологическую подготовку ребёнка к прививке.

2. Роль медицинской сестры в организации профилактики заболеваемости детей первого года жизни на примере

детской поликлиники города Сатка

2.1 Диспансеризация детей первого года жизни в детской поликлинике города Сатка

Статистические данные по диспансеризации детей первого года жизни были получены с Центральной детской поликлинике №1 г. Сатка.

За три года прошло диспансеризацию 2331 ребенок (дети первого года жизни), из которых в 2013 году прошло 792 ребенка, что составило 34% от общего числа прошедших диспансеризацию за год.

В 2014 году прошли диспансеризацию 764 ребенка, что составило 32,8% от общего числа прошедших диспансеризацию за год.

В 2015 году прошли диспансеризацию 775 ребенка, что составило 33,2% от общего числа прошедших диспансеризацию за год. Количество осмотренных детей в 2015 году снизилось на 0,8% по сравнению с 2013 г.

Диспансеризация детей первого года жизни

Количество осмотренных человек

Распределение по группам здоровья

В 2013 году количество осмотренных детей было выше на 1,2%, чем в 2014 и на 0,8% чем 2015 году (Рис.1).

Рисунок 1 – Долевое соотношение количество осмотренных

детей первого года жизни за 2013 – 2015 года

Из общего количества детей осмотренных в 2013 году (792 ребёнка) с первой группой здоровья составили 369 детей первого года жизни, что составило 46,6%. Со второй группой 256 детей первого года жизни, что составило 32,4%. С третьей 117 детей первого года жизни, что составило 14,7%, с четвертой 29 детей первого года жизни, что составило 3,8% и с пятой группой 21 ребенок, что составило 2,5% (Рис.2).

Рисунок 2 – Долевое соотношение по группам здоровья

за 2013 год среди детей первого года жизни

Из осмотренных детей первого года жизни в 2013 году с первой группой детей было больше на 14,2%, чем со второй группой, на 31,9%, чем с третьей группой, на 42,8%, чем с четвертой группой и на 43,8% чем с пятой.

Рисунок 3 – Долевое соотношение по группам здоровья

за 2014 год среди детей первого года жизни

Из общего количества детей осмотренных в 2014 году (764 ребёнка) с первой группой здоровья составили 233 ребенка первого года жизни, что составило 30,4%. Со второй группой 383 ребенка первого года жизни, что составило 50,3%. С третьей 99 детей первого года жизни, что составило 12,9%, с четвертой 22 ребенка первого года жизни, что составило 2,8% и с пятой группой 27 детей, что составило 3,6%.

Из осмотренных детей первого года жизни в 2014 году со второй группой детей было больше на 19,9%, чем с первой группой, на 37,4%, чем с третьей группой, на 47,5%, чем с четвертой группой и на 46,7% чем с пятой (Рис.3).

Из общего количества детей осмотренных в 2015 году (775 детей) с первой группой здоровья составило 294 ребенка первого года жизни, что составило 37,9%. Со второй группой 359 ребенка первого года жизни, что составило 46,3%. С третьей группой 74 детей первого года жизни, что составило 9,5%, с четвертой 16 детей первого года жизни, что составило 2% и с пятой группой 32 ребёнка, что составило 4,1%.

Рисунок 4 – Долевое соотношение по группам здоровья

за 2015 год среди детей первого года жизни

Из осмотренных детей первого года жизни в 2015 году со второй группой детей было больше на 8,4%, чем с первой группой, на 36,8%, чем с третьей группой, на 44,3%, чем с четвертой группой и на 42,2% чем с пятой группой (Рис.4).

Рисунок – 5 Долевое соотношение по группам здоровья

С 2013 по 2015 год среди детей первого года жизни

За три года детей первого года жизни:

– с 1 группой здоровья было 38,4%;

С 2013 по 2015 год увеличилось количество детей с 5-й группой на 13,7 по сравнению с 2013 годом (Рис.5).

Роль медицинской сестры в организации диспансеризации детей первого года жизни заключается в обследования детей:

– заблаговременном направление ребенка к специалистам;

– направление на лабораторные и инструментальные исследования.

2.3. Работа медсестры прививочного кабинета

Одним из основных направлений в деятельности поликлиники в профилактики является повышения грамотности населения в вопросах иммунопрофилактики и формирование понимания значения вакцин для здоровья.

Профилактические прививки являются основным мероприятием в борьбе со многими инфекционными болезнями у детей, радикально воздействующими на эпидемический процесс.

Кабинет иммунопрофилактики обслуживает в настоящее время:

– детское население в возрасте 0-15 лет;
– подростковое население 15-18 лет.

Основные принципы иммунопрофилактики:

– массовость, доступность, своевременность, эффективность;

– обязательность проведения вакцинации против управляемых инфекций;

– индивидуальный подход при проведении вакцинации детей;

– безопасность при проведении профилактических прививок;

– бесплатность проведения профилактических прививок.

Профилактические прививки планируются в кабинете «Вакцинопрофилактика» – ежемесячно, здесь же принимаются отчеты о выполнении плана профилактических прививок и заносятся в компьютерную базу данных. Вакцины хранятся в холодильнике, сроки реализации и холодовая цепь соблюдается.

Выполнение плана иммунизации детей первого года жизни

источник