Меню Рубрики

Анализ заболеваемости детей в доме ребенка

Заболеваемость детей раннего возраста в зависимости от условий их воспитания. Влияние здоровья родителей на здоровье детей в семье

И. И. Пуртов, В. С. Горбунов ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УСЛОВИЙ ИХ ВОСПИТАНИЯ

Заболеваемость наряду с другими показателями, характеризующими состояние здоровья детского населения в России, является одним из важнейших критериев оценки организации оказываемой детям лечебно-профилактической помощи и качества ухода за ребенком в разных условиях его воспитания.

С целью изучения связи заболеваемости детей с условиями их воспитания и развития мы провели сравнительный анализ ее показателей у воспитанников домов ребенка, детей, посещающих дошкольные учреждения (ДУ), и детей, воспитывающихся в семье (неорганизованные дети). Материалами для работы послужили результаты специальных исследований, проведенных в 1992—1995 гг. в Нижнем Новгороде [1—3].

Анализ заболеваемости по обращаемости сравниваемых групп детей показал, что в целом максимальные ее показатели зарегистрированы у воспитанников домов ребенка — 4015,8 на 1000 детей (табл. 1), далее следуют дети, посещающие ДУ, — 3832,4%». Самая низкая заболеваемость у детей, воспитывающихся в семье (3092,9%о).

Выявленная разница в заболеваемости по обращаемости указанных групп детей объясняется прежде всего сравнительно неблагоприятными условиями пребывания детей в коллективе. Из-за существующих трудностей в соблюдении и поддержании в учреждениях санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов имеется повышенная вероятность заноса и распространения инфекционных заболеваний и острых респираторно-вирус-ных инфекций (ОРВИ) в детском коллективе. Об этом убедительно свидетельствуют данные изучения структуры заболеваемости по обращаемости обследованных детей. Так, если доля ОРВИ среди всей острой патологии, выявленной у воспитанников домов ребенка, составила 72,4%, у детей, посещающих ДУ — 60,8%, то у детей, воспитывающихся в семье, она составила лишь 52,1%. Аналогичное соотношение отмечается и по детским инфекциям — 6,5, 7,7 и 3,9%. Кроме того, этому может способствовать весьма выраженный среди вновь поступающих в коллектив детей процесс перекрестного их инфицирования (обмена микробной флорой). Отсюда представляется очевидной необходимость усиления санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов в указанных детских коллективах. Особенно это актуально для учреждений закрытого типа при их комплектовании.

Сравнительно высокий уровень острой заболеваемости у воспитанников домов ребенка и детей, посещающих ДУ, на 2—3-м году жизни, к 4-му году значительно снижается. Особенно это выражено среди воспитанников домов ребенка (темп снижения 294,4%, т. е. почти в 3 раза). Вероятно, это связано с тем, что спустя определенный период времени (6—12 мес) частота перекрестного инфицирования детей в организованном коллективе сокращается до минимума и формируется свой, групповой эпидемиологический микроклимат. Кроме того, с завершением комплектования учреждения детьми (например, дома ребенка) и установления группового микроклимата практически исчезает угроза заноса инфекции в коллектив по варианту ребенок—ребенок.

Совершенно иную динамику имеют показатели заболеваемости по данным обращаемости детей, воспитывающихся в семье. Имея минимальный уровень ее на 1—2-м году жизни (2571,4—2925,4 на 1000 детей), к 4-му году жизни частота обращений этих детей в поликлинику по поводу острых заболеваний заметно возрастает — 3780,8 (темп роста 147,1%). На наш взгляд, это связано с тем, что среди детей, воспитывающихся в семье в течение первых 3 лет жизни, из-за постепенного расширения контактов с внешней средой значительно возрастает заболеваемость ОРВИ и детскими инфекциями, а также увеличивается обращаемость по поводу заболеваний мочевыделительной системы и отитов как наиболее частых осложнений перенесенных ОРВИ (табл. 2).

Сравнительный анализ распространенности патологических отклонений со стороны отдельных органов и систем организма обследованных детей показал, что наиболее часто выявлялись морфо-функциональные отклонения и хроническая патология у воспитанников домов ребенка — 289,3 на 100 осмотренных против 118,7 у детей, посещающих ДУ, и 76,2 у воспитывающихся в семье. При этом, как было отмечено, если среди воспитанников домов ребенка и детей, воспитывающихся в семье, выявляемость патологии по результатам комплексных медицинских осмотров после повышения на 2-м году жизни снижалась, то среди детей, посещающих ДУ, отмечался неуклонный ее рост (см. рисунок).

1. Уровень и структура заболеваемости по обращаемости детей раннего возраста во многом зависят от условий их воспитания. Это необходимо учитывать при планировании и реализации комплексных профилактических мероприятий в коллективе и семье.

2. При планировании комплекса профилактических мероприятий в дошкольном учреждении важно учесть вопросы усиления санитарно-гигиенического и особенно противоэпидемического режимов в детском коллективе, так как их роль в формировании заболеваемости этого контингента детского населения весьма значима.

источник

В детском саду «Улыбка» функционирует пять групп дошкольного возраста. Общее санитарное состояние учреждения соответствует требованиям Госсанэпиднадзора: питьевой, световой, воздушный режим соответствует нормам.

Ежемесячно старшей медицинской сестрой проводится анализ посещаемости и заболеваемости детей. Результаты анализа и возможные причины заболевания детей заслушались на медико-педагогическом совещании и обсуждаются на педсовете.

В период с 1.08.16 по 31.12.2016года детский сад должны были посетить 12642 ребенка. Посетили 7277 детей. Не посетили 5363 ребенка. Пропустили по болезни 2225 детей. По другим причинам 3110 детей не посетили.

Дети болели в основном ОРЗ, ОРВИ, осложненными трахеитами, бронхитами. Четыре ребенка находятся в детском саду с диагнозом бронхиальная астма, обострение болезни происходит в период эпидемии.

Анализ заболеваемости воспитанников МКДОУ «Детский сад «Улыбка»

В детском саду «Улыбка» функционирует пять групп дошкольного возраста. Общее санитарное состояние учреждения соответствует требованиям Госсанэпиднадзора: питьевой, световой, воздушный режим соответствует нормам.

Ежемесячно старшей медицинской сестрой проводится анализ посещаемости и заболеваемости детей. Результаты анализа и возможные причины заболевания детей заслушались на медико-педагогическом совещании и обсуждаются на педсовете.

В период с 1.08.16 по 31.12.2016года детский сад должны были посетить 12642 ребенка. Посетили 7277 детей. Не посетили 5363 ребенка. Пропустили по болезни 2225 детей. По другим причинам 3110 детей не посетили.

Дети болели в основном ОРЗ, ОРВИ, осложненными трахеитами, бронхитами. Четыре ребенка находятся в детском саду с диагнозом бронхиальная астма, обострение болезни происходит в период эпидемии.

1.Всплеск заболеваемости связан с началом посещаемости ребенком детского учреждения , когда он вступает в контакт с большим числом потенциальных разносчиков инфекции.

2.Малоподвижный образ жизни в семье. Чаще всего родители занимают детей просмотром мультфильмов и компьютерными играми, не ограничивая их по времени.

3.Слабый иммунитет. Дети попросту не готовы эффективно противостоять инфекциям. Здоровый образ жизни и правильное питание – вот первые доступные шаги по укреплению иммунитета.

4.Эпидемии. Повышение заболеваемости в декабре месяце было связано с вспышкой ОРВИ в нашем городе.

5.Неправильное питание. Даже посещая детские дошкольные учреждения, в которых все продукты строго нормируются и их сбалансированность просчитывается, малыши всё равно попадают в группу риска. Причина – неправильное питание детей дома.

Причины пропусков без причины:

1.Отдаленность детского сада от места проживания детей.

2.При низкой температуре родители оставляют детей дома.

Проводимая работа по снижению заболеваемости и пропусков без причин:

1.Беседы с родителями. Консультации в уголок.

2. Проведение профилактических мероприятий во время эпидемиологического режима согласно плану учреждения.

4.Решена проблема по устранению температурного нарушения в группах учреждения (декабрь)

5.Ведение мониторинга теплового режима и утреннего приема детей.

6.Витаминизация (соки, фрукты, третье блюдо- аскорбинка)

8.Выполнение режимных моментов (закаливание, прогулка, утренняя гимнастика….

Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в детском саду созданы определённые условия.

В группах созданы уголки физической культуры, где располагаются различные физические пособия, в том числе и для профилактики плоскостопия. В детском саду оборудована группа для физкультурных занятий с разнообразным физкультурным оборудованием. Всё это повышает интерес малышей к физкультуре, увеличивает эффективность занятий, позволяет детям упражняться во всех видах основных движений в помещении.

В целях оздоровительной и лечебно-профилактической работы с детьми нами была разработана система профилактической и коррекционной работы.

и коррекционной работы по оздоровлению дошкольников

  1. Комплексы упражнений по профилактике нарушений зрения во время занятий
  2. Комплексы по профилактике плоскостопия
  3. Комплексы по профилактике нарушений осанки + сон без маек и подушек
  4. Дыхательная гимнастика
  5. Снятие умственной усталости во время занятий (релаксационные паузы, физкультминутки, массаж ушных раковин)
  6. Прогулки + динамический час
  7. Закаливание:
  • Сон без маек
  • Ходьба босиком
  • Обширное умывание

8. Оптимальный двигательный режим

Упражнения на коррекцию плоскостопия

Упражнения на коррекцию сколиоза

Мероприятия на период повышенной заболеваемости гриппа и ОРЗ

Особое внимание в режиме дня мы уделяем проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости.

Закаливание будет эффективным только тогда, когда оно обеспечивается в течение всего времени пребывания ребёнка в детском саду. Поэтому мы соблюдаем:

  • Чёткую организацию теплового и воздушного режима помещения
  • Рациональную неперегревающую одежду детей
  • Соблюдение режима прогулок во все времена года
  • Занятия утренней гимнастикой и физкультурой

Обеспечение реализации основных направлений работы ДОУ

Модель стратегии и тактики работы инструктора по физической культуре с родителями

Сбор информации (собеседование, анкетирование, наблюдение)

Выделения групп риска (по результатам исследования)

Наглядная агитация (стенды, памятки)

3 этап-работа с группой риска

Выявление проблемы (беседы, наблюдения, тесты, опросы)

Коррекция родительских установок (тренинги, беседы)

4этап — индивидуальная работа

Выявление, знакомство с опытом семейного воспитания

Консультативная индивидуальная помощь

Выявление изменений родительских установок в группе риска (беседы, наблюдения)

Совместные мероприятия, проекты

Дискуссии (совместное обсуждение проблем)

Совместное обсуждение планов на будущее

Для снижения заболеваемости и пропусков в детском саду мною были проведены консультации с родителями в группах, где часто болеют дети: «Здоровые дети- в здоровой семье », «Чтоб здоровье сохранить, научись его ценить», «Закаливание в домашних условиях» , «Зимние прогулки с детьми» и т.д. Родителям были предоставлены комплексы упражнений для закаливания, были показаны презентация «Ритмическая гимнастика в детском саду» и мастер-класс по ритмической гимнастике; презентация «Физкультура в детском саду» и показано занятие по физической культуре детей старшего дошкольного возраста. Разработала долгосрочный проект «Здоровая семья – здоровый ребенок» в котором родители принимали активное участие, совместно с родителями мастерили тропинку здоровья и многое другое.

Содержание:Анализ эффективности управления и руководстваАнализ кадрового обеспеченияАнализ программно-методического обеспеченияАнализ качества методической работы за 2013-2014 учебный годВведение ФГОС.

Анализ удовлетворенности родителей МКДОУ детский сад «Березка» в 2013-2014 учебном году.

Анализ анкет удовлетворенности родителей МКДОУ детский сад «Березка» в 2012-2014 учебный год.

Приоритетное направление работы в МКДОУ Девицком детском саду «Улыбка» в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования.Презентация и текст к презентации.

Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования в МКДОУ Детский сад 4 Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нр.

Основная образовательная программа Семилукского муниципального района разработана на основе программы «Детство» под редакцией Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. Она основы.

laquo;Дошкольное детство» — уникальный период в жизни человека, и в этот период ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов.Поэтому это сотрудниче.

источник

Анализ состояния здоровья, физического развития воспитанников и медицинского сопровождения образовательного процесса

Сравнительный анализ заболеваемости детей

Заболеваемость детей в случаях

Пропущено дней по болезни

Пропуски на 1 ребенка по болезни

Посещаемость детей (детодни)

Сравнительная таблица групп здоровья детей по учебным годам

Представленные цифры свидетельствуют, что не все дети являются абсолютно здоровыми, почти каждый ребенок имеет соматические заболевания. Несмотря на понятные всем причины роста заболеваемости

детей (экология, питание, снижение жизненного тонуса, иммунитета и др.), которые носят объективный характер, необходимо:

  • укреплять здоровье наших воспитанников комплексными средствами оздоровления;
  • повышать уровень физической подготовленности детей;
  • снижать количество детей с отклонениями в психофизическом развитии и соматическими заболеваниями.

Сравнительный анализ степени тяжести адаптации вновь поступивших детей к условиям детского сада

В дошкольном учреждении создана система социальной адаптации вновь прибывших детей к условиям дошкольного образовательного учреж­дения, которая направлена на создание благоприятных психолого-педагоги­ческих условий, способствующих успешной адаптации детей к детскому саду.

Адаптационный период можно условно разделить на несколько этапов:

I этап – подготовительный. (до прихода ребенка в ДОУ) На данном этапе, главная задача — помочь родителям посредством консультаций, информации на сайте ДОУ создать условия ребенку дома, которые помогут безболез­ненно адаптироваться ему в детскому саду.

II этап – основной. Главная задача – создание положительного образа вос­питателя. На данном этапе происходит становление доверительных отноше­ний (родитель – ребенок – педагог). Родители должны понимать важность этого этапа и стараться установить с воспитателем доброжелательные отно­шения.

III этап – заключительный. Ребёнок начинает посещать детский сад.

Для того чтобы адаптация ребенка к детскому саду прошла легко, педагоги делают следующее:

  • создают эмоционально благоприятную атмосферу в группе;
  • работают с родителями еще до поступления ребенка в детский сад;
  • правильно организуют в адаптационный период игровую деятельность, направленную на формирование эмоциональных контактов «ребенок — взрослый» и «ребенок — ребенок» и обязательно включают игры и уп­ражнения.

На каждого ребенка заполняется адаптационный лист. Результатом на­блюдения становится:

  • заключение о степени адаптации ребенка к МАДОУ Д/С «СКАЗКА» (легкая, средняя, тя­желая); даются рекомендации по организации помощи детям;
  • разработка индивидуального режима в период адаптации;
  • создание условий для благоприятного течения периода адаптации.

Оздоровительно-профилактическая cистема оздоровительной работы включает в себя 5 блоков:

  1. Соблюдение санитарно-гигиенических требований к организации жизнедеятельности детей в детском саду.
  2. Реализация системы оздоровительно-профилактической работы.
  3. Организация сбалансированного питания.
  4. Реализация системы физкультурно-оздоровительной работы.
  5. Пропаганда основ здорового образа жизни для всех участников образовательного процесса.
Читайте также:  Экг и анализы для детей

В детском саду разработан и реализуется комплекс оздоровительных мероприятий, позволяющих решать проблемы здоровья детей с учетом их возраста, состояния здоровья, пола, индивидуальных особенностей личности ребенка. В составе комплекса мероприятий:

  • оценка состояния здоровья детей при постоянном и ежедневном контроле;
  • проведение фильтров;
  • совместные обходы групп руководителями всех служб дошкольного образовательного учреждения;
  • обеспечение сбалансированного питания.

При организации образовательного процесса в детском саду соблюдается режим дня воспитанников, 2 раза в день проводятся прогулки, игры различной степени подвижности на свежем воздухе, выполняются требования к учебной нагрузке и организации двигательной активности с учетом группы здоровья ребенка.

Учитывая принцип здоровьесбережения образовательного процесса в условиях нашего детского сада, в течение дня предусматривается оздоровительные мероприятия: физкультминутки, дыхательные упражнения, пальчиковые игры, гимнастика для глаз, закаливающие процедуры.

В летне-оздоровительный период проводится ежедневный утренний приём детей и зарядка на улице, увеличение времени пребывания детей на свежем воздухе с соблюдением питьевого режима, принятие солнечных и воздушных ванн, хождение босиком и использование детских бассейнов, гигиеническое умывание и мытьё ног, дневной сон в режиме проветривания в соответствии с требованиями СанПин 2.4.1.3049-13.

МАДОУ д/с «Сказка» обеспечивает гарантированное сбалансированное питание детей в соответствии с их возрастом и временем пребывания в дошкольном образовательном учреждении по нормам, установленным действующим законодательством.

В детском саду установлено 4-разовое питание детей по 10-дневному цикличному меню с учетом сезонного наличия и качества овощей и фруктов, разработанному технологом по питанию МКУ «Управление образования» в соответствии с натуральными нормами, рекомендованными СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013г. и согласованным специалистами Роспотребнадзора.

В учреждении проводится систематическая работа по укреплению иммунитета и оздоровлению детей:

Профилактические мероприятия

Паратитно-коревая – 36 детей

Витаминизация третьего блюда — весь год

Санация очагов инфекции в носоглотке (оксолиновая мазь) –февраль

Ревит, аскорбиновая кислота- ежедневно

Кислородный коктейль — октябрь, ноябрь, декабрь, февраль, март, апрель

Чеснок на столах в период повышения заболеваниями ОРВИ и гриппа

Полоскание полости рта морской солью, отваром трав – октябрь-ноябрь

Облучение групп бактерицидными лампами «Ариед»

Ежедневное использование массажных ковриков в группах

Ежедневное проведение профилактических осмотров на педикулёз в группах

Выводы: Уровень медицинского сопровождения образовательного процесса и оздоровительной деятельности на данном этапе можно оценить как достаточный, но необходимо совершенствовать систему профилактических мероприятий в ДОУ, активизировать работу с семьей по пропаганде здорового образа жизни.

источник

Вместе с в желанием усыновить или принять под опеку в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, у приемных родителей и будущих опекунов чаще всего рождаются и опасения другого характера: не выявится или не возникнет ли у ребенка некой неизлечимой болезни, которая или погубит его, или превратит его жизнь и жизнь приемных родителей в суровое испытание. Конечно, всем родителям хочется жить и радоваться вместе с ребенком, а не мучиться и проклинать судьбу. Но, как показывает практика, не всегда эти опасения бывают оправданы и, порой, родители отказываются от усыновления вполне здоровых детей, отклонения в состоянии здоровья которых поддаются коррекции при условии воспитания в полноценной семье.

Состояние здоровья детей, усыновленных гражданами РФ в Ивановской области в 2004 году было следующим: у 75% детей диагностировались перинатальные поражения ЦНС (из них синдром двигательных нарушений и гипертензионно-гидроцефальный синдромы определялись у 66,7% детей. У 25% детей в каждом отдельном случае выявлялись такие заболевания, как: задержка психомоторного развития, постгипоксическая кардиопатия, малые аномалии развития сердца)

Состояние же здоровья детей, усыновленных иностранными гражданами несколько отличалось: у 81,9% наблюдались перинатальные поражения ЦНС (из них гипертензионно-гидроцефальный синдром выявлялся у 43,1% детей, вегето-висцеральных нарушений – у 14,3 % детей, двигательных нарушений – у 64,3%, судорожный синдром – у 7,1% детей); задержку психомоторного развития регистрировали у 48,1% детей; атопический дерматит встречался у 18,5% детей; у 11,1% детей наблюдались малые аномалии развития сердца и анемия; в 7,4% случаях в отдельности определялись: тимомегалия, пахово-мошоночная грыжа; у 3,7% детей диагностировались — врожденные пороки сердца, астигматизм, косоглазие, рахит, гипоспадия, аденоиды, тугоухость гиперметропия, водянка яичника, гидроцефалия, функциональный шум сердца.

Как видно из приведенных выше цифр, иностранные граждане не боятся усыновлять больных детей. Возможностей помочь тяжело больным детям в их странах больше. Но бывает так, что не усыновляются дети, состояние здоровья которых вызвало необоснованные опасения у российских граждан.

В этом пособии мы постараемся наиболее полно и достоверно донести информацию об особенностях состояния здоровья, физического и нервно-психического развития воспитанников домов ребенка и других детских государственных учреждений, охарактеризовать основные нарушения в состоянии здоровья детей, воспитывающихся в подобных учреждениях, их лечение и прогноз на будущее.

ФАКТОРЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ

Факторы риска, в медицинском понимании, означают сочетание неблагоприятных условий, которые значительно повышают вероятность утраты здоровья, возникновения, рецидивирования и прогрессирования болезней, а также угрозу задержки умственного и физического развития. Они определяют предрасположенность к заболеванию, а при наличии причины способствуют развитию заболевания.

По природе действия выделяют физические, химические, биологические, радиационные, психологические, социальные и т.д. факторы риска. Особую значимость для прогнозирования нарушений здоровья ребенка имеет оценка биологических, социальных, психологических факторов риска.

К биологическим факторам риска относятся особенности антенатального периода (гестозы беременности, угроза выкидыша, неправильное положение плода, многоплодие, многоводие, переношенная беременность, хирургические вмешательства во время беременности, острые заболевания и обострение хронических заболеваний во время беременности, профессиональные вредности у родителей, необоснованный прием лекарств, употребление алкоголя и наркотиков и т.д.), особенности течения интранатального периода (длительный безводный период, преждевременные роды, длительные или стремительные роды, пособия в родах, оперативное родоразрешение, патология пуповины (выпадение, обвитие), асфиксия новорожденного и т.д.), особенности постнатального периода (гемолитическая болезнь новорожденного, острые инфекционные и неинфекционные заболевания, ранний перевод на искусственное вскармливание и т.д.), отягощенность генеалогического анамнеза.

К социальным факторам риска относятся такие, как неполная семья, плохие жилищно-бытовые условия, низкая материальная обеспеченность, низкий образовательный уровень членов семьи и т.д.

К психологическим факторам риска относятся неблагоприятный психологический микроклимат в семье, характерологические особенности матери (повышенная тревожность, напряженность), наличие у родителей вредных привычек и т.д.

Влияние биологических факторов риска на развитие детей особенно велико первые два года жизни. В последующие годы возрастает доля влияния социальных и психологических факторов. Важным является своевременное выявление максимального числа факторов риска у каждого ребенка и их нивелирование.

Особую значимость имеет оценка устранимости фактора риска, т.к. если факторы устранимы, то они относятся к категории управляемых факторов. Одним из наиболее негативных факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на развитие воспитанников государственных учреждений, является эмоциональная депривация, которая приводит в первые годы жизни к нарушению формирования ассоциативных связей, составляющих основу последующего развития и обучения. С одной стороны, у таких детей повышена потребность во внимании, человеческом тепле, ласке, положительных эмоциональных контактах. С другой стороны, имеет место полная неудовлетворенность этой потребности: эмоциональная бедность и однообразность содержания; частая сменяемость взрослых, взаимодействующих с детьми. Эти особенности общения с взрослыми лишают детей важного для их психологического благополучия переживания своей нужности и ценности для других, уверенности в себе, лежащих в основе формирования полноценной личности.

Устранение эмоциональной депривации при усыновлении ребенка, способствует в дальнейшем нормальному его развитию. Таким образом, воздействие на ребенка неблагоприятных биологических факторов риска смягчается благоприятными психологическими и социальными условиями жизни в семье.

Отличная статья. Спасибо. Искала ответы на некоторые вопросы и только тут нашла.

очень полезная статья, спасибо

Спасибо за полезную статью!)

IV. ПРИНЦИПЫ НАСЛЕДОВАНИЯ И ПРОЯВЛЕНИЯ ГЕНЕТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ДЕТЕЙ .

Наследственными называют болезни, единственная причина которых -возникновение нарушений в хромосомном наборе (хромосомные болезни) или в каком-либо гене (генные болезни). Эти болезни есть во всех областях медицины — болезней нервной системы, психических, эндокринных, костно-мышечных заболеваний, кожи, болезней крови и т. д. Большое значение имеет наследственность в развитии глухоты, слепоты, умственной отсталости. При многих генных болезнях одновременно страдает несколько органов, а при хромосомных такое происходит в большинстве случаев.

Наследственные болезни неодинаковы по тяжести и течению: как известно, среди них много тяжелых, плохо поддающихся лечению заболеваний, но бытующее мнение, что все наследственные болезни неизлечимы — заблуждение.

В отношении большинства болезней, связанных с генетикой, приемные дети «не хуже» всех прочих. Консультация врача-генетика для приемного ребенка — часть комплексного медицинского обследования. Исследование хромосом, особенно маленькому ребенку, способствует раннему выявлению наследственной патологии. Другие генетические исследования проводятся по индивидуальным обстоятельствам, если есть клинические проявления болезни.

Все дети, предлагаемые для удочерения/усыновления, должны быть детальнейшим образом осмотрены всеми медицинскими специалистами в целях исключения соответствующей профильной патологии, в том числе осмотрены и обследованы генетиком. При этом должны быть учтены все известные данные о ребенке и его родителях

Многих приемных родителей особенно волнует наследование умственных способностей, черт характера, наклонностей (в том числе дурных). Наследственность при этом играет большую роль, но не менее сильное влияние, чем генетические факторы, на развитие заболевания оказывает среда, в которой растет ребенок, — уровень образования, социальное окружение ребёнка, школа, и, в особенности, влияние родителей и общесемейный климат.

В ходе развития ребёнка есть этапы, когда влияние на него окружающей среды имеет первостепенное значение. Для интеллекта это возраст 3-4 года, а для формирования личности — предподростковый возраст 8-11 лет.

Ученые считают, что основные психологические черты человек наследует у своих родителей на 40-60%, а интеллектуальные способности наследуются на 60-80%. Известно, что дети, усыновленные в благополучные семьи, по уровню интеллектуального развития оказываются близки к своим приемным родителям и могут значительно превосходить биологических.

Различные психические и поведенческие отклонения у детей возникают именно в детских домах и домах ребенка, что связано с недостатком внимания к детям в этих учреждениях. Сам факт проживания в семье, а не в условиях учреждения, оказывает решающее воздействие на психическое здоровье ребенка.

Детей алкоголиков часто называют группой множественного риска. Примерно у 1/5 из них обнаруживаются различные проблемы, которые требуют особого внимания родителей, педагогов, а иногда и врачей. Преимущественно это неусидчивость и невротические расстройства (тики, страх темноты, навязчивые движения и пр.). Реже наблюдаются трудности в усвоении школьной программы, еще реже другие — более серьезные — расстройства, например, судорожные состояния. Эти нарушения не являются проявлениями каких-либо дефектов генетического аппарата и вызваны неблагоприятными условиями, в которых матери вынашивают беременность и растят малышей. Исследования приемных детей показали, что алкоголизм кровных родителей не увеличивает вероятность того, что в будущем ребенок заболеет каким-либо серьезным психическим расстройством. Благоприятная семейная среда может нейтрализовать врожденные особенности, связанные с повышением риска криминального поведения, а неблагоприятная — усилить их.

Таким образом, если вы, решив усыновить ребенка, обнаружили, что в его биологической семье были случаи наследственных заболеваний, не стоит сразу пугаться этой информации — целесообразнее получить консультацию у врача-генетика о степени риска развития этого заболевания у данного ребенка и помнить, что благоприятные условия воспитания ребенка — мощный фактор в формировании его здоровья.

Решение принять в свою семью ребенка, оставшегося без родительского попечения, является очень ответственным и, в случае усыновления, принимается на всю оставшуюся жизнь. Поэтому так важно подойти к нему взвешенно, учитывая, не в последнюю очередь, состояние здоровья ребенка, оценивая свои возможности его реабилитации в семье. К сожалению, зачастую в этой области у потенциальных родителей имеется много предрассудков и неверных суждений, таких как «плохая наследственность» приемных детей и неизлечимость ряда заболеваний. Этим суждениям мы и попытались дать научные опровержения в этом пособии.

Специалисты выяснили, что априори состояние здоровья детей, от которых при рождении отказались родители, не отличается от состояния здоровья тех, кто попадает под родительское попечение, и может различаться в зависимости от факторов риска, оказываемых влияние на здоровье детей во время беременности, родов и в более позднее время. В случае помещения ребенка в детское государственное учреждение в условиях отсутствия родительской заботы и должного внимания взрослых, его психическое и физическое развитие сильно отстает в сравнении со сверстниками, воспитывающимися в семье, даже при условии хорошего питания и медицинского обслуживания.

Большинство из диагностируемых у ребенка в детских государственных учреждениях заболеваний лечатся. В результате своевременного проведения лечения и правильного ухода, и особенно в условиях, когда ребенок передается на воспитание в семью, его нервно-психическое развитие быстро восстанавливается в пределах возрастной нормы.

Бытующее мнение, что все наследственные болезни неизлечимы — заблуждение. Даже когда вероятность наследования определенных заболеваний имеет очень высокий процент, реальный риск его развития намного ниже и зависит от числа болеющих данным заболеванием в роду, степенью их родства и от других социальных факторах, оказываемых влияние на ребенка.

Читайте также:  Должны ли дети сдавать платные анализы

Мы искренне надеемся, что данное пособие найдет широкое применение у специалистов по охране прав детства и потенциальных родителей с целью пропаганды семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, наиболее полно отвечающих их интересам, позволяющих им расти и развиваться в соответствии с возрастом и максимально нивелировать действие биологических факторов риска их здоровью.

Пособие подготовлено на основе материалов, предоставленных ФГУ «Ивановский НИИ материнства и детства им. В.Н. Городкова», ОГУЗ «Дом ребенка в г. Шуе», методических материалов Проекта «К новой семье» и «специализированного дома ребенка № 7 для ВИЧ-инфицированных детей-сирот г. Москвы».

Гипотрофия — это хроническое расстройство питания и пищеварения, характеризующееся различной степенью дефицита массы тела.В основе формирования гипотрофии лежит нарушение процессов переваривания, всасывания и усвоения питательных веществ под воздействием следующих факторов: нарушения режима питания, количественного дефицита или качественной несбалансированности суточного рациона питания, наличии у ребенка перинатальных поражений ЦНС, анемии, рахита, заболеваний ЖКТ, врожденных пороках развития, инфекционных заболеваний и т.п.

Гипотрофия характеризуется снижением массы тела, при этом наблюдается истончение подкожно-жирового слоя, изменение эластичности кожи, снижение мышечного тонуса, нарушается сон, терморегуляция, могут развиться диспепсические расстройства (срыгивание, рвота, неустойчивый стул). В более тяжелых случаях отмечается задержка темпов физического и нервно-психического развития.

Прогноз течения гипотрофии у детей с легкой ее степенью при своевременной диагностике, правильном лечении и кормлении заканчивается выздоровлением в сравнительно короткий срок.

Рахит — заболевание растущего организма, характеризующееся нарушением обмена веществ, в первую очередь минерального, процессов формирования костной ткани, с изменением функций различных органов и систем. Предрасполагающими факторами к развитию рахита являются: дефицит солнечного облучения; несбалансированное питание, фоновые заболевания (перинатальные поражения ЦНС, гипотрофия, анемия, заболевания ЖКТ, почек, инфекционные заболевания и т.п.), что требует дополнительной коррекции витамина Д3.

Начальный период рахита проявляется симптомами вегетативных нарушений (повышенная потливость, выраженный красный дермографизм, вазомоторная возбудимость), повышенной нервной возбудимостью (беспокойство, пугливость, нарушение сна). В результате трения потной головкой о подушку появляется облысение затылка. Далее нарастают симптомы со стороны костной ткани появляются признаки размягчения костей (уплощение затылка, сплющенная с боков голова, сдавленная в боковых отделах грудная клетка, гаррисонова борозда, искривление костей голеней), в последующем наблюдается избыточное образование остеоидной ткани (выступание лобных и теменных бугров, квадратная форма черепа, «реберные четки», «рахитические браслеты» и «нити жемчуга» на конечностях), появляется мышечная гипотония и слабость связочного аппарата суставов, симптомы нарушения деятельности внутренних органов, системы кроветворения, запаздывает прорезывание зубов, может определяться задержка темпов физического и нервно-психического развития.

В случаях тяжелого течения рахита у детей после 2-3 лет могут наблюдаться остаточные явления рахита: деформации костей — «квадратная» голова, вдавление или выступание грудины, сдавление грудной клетки с боков, плоский таз, О- и Х-образное искривление голеней, неправильный прикус, дефекты зубочелюстной системы.

Прогноз течения рахита у детей при своевременном лечении и проведении профилактических мероприятий – благоприятный и заканчивается выздоровлением.

Под анемией понимают патологическое состояние, характеризующееся уменьшением содержания гемоглобина и/или количества эритроцитов в единице объема крови и приводящее, в связи с этим к развитию кислородного голодания тканей. Недостаточность железа более всего угрожает детям 6—18 месяцев, когда возрастает потребность использования железа. Развитию анемии у воспитанников домов ребенка способствуют такие заболеваний, как: гипотрофия, рахит, атопический дерматит, перинатальные поражения ЦНС, стрессовые ситуации и т.п. Любое инфекционное заболевание резко повышает расходование железа, которое при этом преимущественно поступает не в костный мозг, а в очаг воспаления и другие ткани.

Железодефицитная анемия у детей проявляется бледностью кожных покровов, снижением аппетита, появлением вялости. Далее отмечаются симптомы со стороны центральной нервной системы: сонливость, вялость, быстрая утомляемость. Понижаются сократительная способность мышц (появляется мышечная гипотония), основной обмен, и появляются такие симптомы, как зябкость, апатичность, снижается масса тела. Могут наблюдаться — сухость кожи, выпадение, ломкость и сухость волос; нарушается функция желудочно-кишечного тракта — появляются диспепсические расстройства (срыгивание, рвота). За счет симптомов компенсации кислородной недостаточности учащаются дыхание и пульс. Может определяться увеличение печени и селезенки.

Прогноз при своевременно начатом лечении и правильном уходе за ребенком благоприятный и заканчивается выздоровлением через 1-3 месяца в зависимости от тяжести заболевания.

Тимомегалия – увеличение вилочковой железы (тимуса). Вилочковая железа – парный дольчатый орган, который находится в верхнем отделе средостенья, и составляет 4% от массы тела. В тимусе происходит выработка гормонов, которые принимают участие в становлении иммунной системы, обмене веществ организма человека. Причинами увеличения тимуса, могут быть: неблагоприятное течение беременности и родов; со стороны ребенка — недоношенность, перенесенные острые заболевания и обострения хронической патологии, эндокринные нарушения, поражения ЦНС, наследственная предрасположенность и т.д.

Внешне дети с увеличением вилочковой железы выглядят бледными, пастозными, масса тела у них часто превышает средние возрастные показатели. Подкожно-жировая клетчатка рыхлая, мышечная система выражена слабо. Миндалины большие, рыхлые, часто обнаруживаются значительные аденоидные разрастания, в связи с чем затрудняется носовое дыхание и формируется своеобразный аденоидный тип лица. Дети с увеличением тимуса склонны к вялотекущим воспалительным заболеваниям слизистых оболочек (ринитам, ринофарингитам, отитам, конъюнктивитам), проявлениям аллергических реакций.

8. МАЛЫЕ АНОМАЛИИ РАЗВИТИЯ СЕРДЦА . (в ООП часто преподносятся как порок сердца).

МАРС — малые аномалии развития сердца (пролапс митрального клапана, ложные хорды, дистонии паппилярных мышц и т.д.). В основе данных нарушении лежат аномалии соединительнотканного каркаса сердца, в результате воздействия на плод различных факторов: вредные привычки (курение, алкоголь), плохое питание, стрессы во время беременности у матери, экологическая обстановка и т.д. МАРС часто клинически не выявляются, диагностируются только при более глубоком обследовании ребенка и не приводят к ограничению его жизни и работоспособности. Как вариант нормы рассматривается открытое овальное окно (ООО).

9. ИНФЕКЦИИ МОЧЕВЫВОДЯЩИХ ПУТЕЙ .

В настоящее время выделяют инфекцию верхних мочевых путей (пиелонефрит), инфекцию нижних мочевых путей (цистит, цистоуретрит) и асимптоматическую бактериурию. У 67% детей преимущественно встречается асимптоматическая бактериурия, причинами которой могут служить перенесенные острые заболевания, патология желудочно-кишечного тракта, наличие аллергических заболеваний, нарушение обмена веществ и т.д. Диагноз ставится на основании изменений в анализе мочи (повышенное содержание лейкоцитов, эритроцитов), при этом клинические проявление болезни могут отсутствовать.

Прогноз при отсутствии нарушения функции почек – благоприятный и заканчивается выздоровлением, при имеющемся нарушении функции почек – зависит от степени поражения почечной ткани.

10. ПЕРИНАТАЛЬНЫЙ КОНТАКТ С ВИЧ-ИНФЕКЦИЕЙ

В наши дни всё больше детей рождается от ВИЧ-инфицированных родителей. Обнаружение у новорожденного антител к ВИЧ-инфекции еще не означает, что ребёнок болеет или перенёс данное инфекционное заболевание. Важно знать, что ряд выработанных антител может быть передан матерью своему ребёнку пассивно, и эти антитела не являются защитной реакцией организма ребёнка.

На сегодняшний день вероятность рождения инфицированного ребёнка от ВИЧ-инфицированной женщины составляет около 30%. Однако, при условии проведения беременной назначенных врачом профилактических мероприятий, риск рождения у нее ВИЧ-инфицированного ребёнка снижается до 5-10%. Известны случаи рождения здоровых детей от обоих ВИЧ-инфицированных родителей.

В большинстве случаев практически невозможно сразу после рождения ребёнка от ВИЧ-инфицированной матери достоверно оценить вероятность его заражения. Для окончательного подтверждения или опровержения диагноза необходимо определённое время. Считается, что если положительные серологические реакции на ВИЧ-инфекцию выявляются более 18 месяцев, то это указывает на наличие ВИЧ-инфекции у ребёнка. Если же у ребёнка старше 18 месяцев они отсутствуют и нет положительных лабораторных анализов на ВИЧ, то такой ребёнок считается неинфицированным.

Дети, ВИЧ — инфицированные матери которых пассивно передали им антитела к ВИЧ, считаются условно больными. Такое состояние, согласно Международному классификатору болезней (МКБ-10), обозначается как неокончательный тест на ВИЧ. Эти дети составляют большинство от числа детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями. С ростом ребёнка происходит разрушение материнских антител и, обычно после 2-х летнего возраста, практически все лабораторные тесты на ВИЧ-инфекцию у них отрицательные.

ОСНОВНЫЕ НАРУШЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДЕТСКИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И СЕМЬЕ

Недоношенность диагностируют у новорожденных, родившихся между 22 и 37 неделями внутриутробного развития. В настоящее время выделяют 2 основные группы факторов, оказывающих влияние на рождение недоношенного ребенка.

К биологическим факторам риска относятся: гестозы беременности, угроза выкидыша, экстрагенитальные заболевания матери, длительный безводный период, со стороны ребенка — асфиксия, острые инфекционные и неинфекционные заболевания и т.д.

К социальным факторам риска такие, как неполная семья, плохие жилищно-бытовые условия, низкая материальная обеспеченность, низкий образовательный уровень членов семьи, вредные привычки у родителей и др.

Причины, вызвавшие рождение недоношенного ребенка в значительной мере определяют степень его функциональной зрелости и темпы развития в постнатальном периоде. Степень недоношенности зависит от срока беременности, при котором произошли преждевременные роды.

Все недоношенные дети являются незрелыми, т.к. рождены раньше срока, но незрелыми могут быть и доношенные дети. В родильном доме по специальным методикам определяют степень морфо-функциональной зрелости новорожденного и если ребёнок родился в срок, но имеет признаки незрелости, то ставится диагноз: морфо-функциональная незрелость. Недоношенные дети при рождении имеют меньший вес и рост, чем доношенные, они вялы, плохо сосут, срыгивают, чаще и тяжелее болеют простудными заболеваниями, склонны к развитию фоновых заболеваний (анемии, рахита, гипотрофии).

Атопический дерматит – это хроническое рецидивирующее воспалительное заболевание кожи. Развитию атопического дерматита способствует отягощенная наследственность как по материнской, так и по отцовской линиям аллергическими заболеваниями; указания на антигенную стимуляцию плода, обусловленную нарушением питания и медикаментозной терапией во время беременности, токсикозами беременной; после рождения ребенка — ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание и/или неправильное введение пищевых добавок и прикормов ребенку; злоупотребление продуктами, обладающими высокой сенсебилизирующей активностью, частые простудные заболевания, дисбактериоз кишечника и т.д.

Начальная стадия атопического дерматита сопровождается — гиперемией и отечностью кожи щек, легким шелушением. У ребенка могут наблюдаться упорные срыгивания, опрелости. В более тяжелых случаях на коже определяются пузырьки с серозным содержимым с последующим развитием эрозий, корок, чешуек, зудом кожных покровов. В более старшем возрасте (после 3 лет) типичными местами кожных поражений становятся разгибательные поверхности предплечий и голеней, локтевые и подколенные ямки, запястья, поясничная и воротниковая зона. Экссудативные процессы уменьшаются. Кожа становится сухой. Наличие кожных проявлений может сопровождаться патологией со стороны органов пищеварения (гастродуоденит, колит, дискинезия желчных путей); нервной системы (невротические реакции, эмоциональная лабильность, повышенная возбудимость).

Прогноз : К 3 — 4 годам при правильной организации ухода, режима дня, питания и воспитания проявления атопического дерматита у большинства детей полностью проходят.

3. ПЕРИНАТАЛЬНЫЕ ПОРАЖЕНИЯ ЦНС

Среди воспитанников домов ребенка, как и у их сверстников из семьи распространен диагноз – перинатальное поражение ЦНС. Количество таких детей в семье составляет 47%, практически все дети дома ребенка имеют данный диагноз.

Перинатальные поражения ЦНС (перинатальная энцефалопатия (ПЭП) по классификации Ю.А. Якунина с соавт.) – это повреждения головного мозга, возникающие с 28–ой недели беременности и до 8-ого дня жизни ребенка. В это время отмечается повышенная ранимость головного мозга и любое неблагоприятное воздействие ведет к его повреждению. Восстановительный период перинатального поражения ЦНС (ПЭП) продолжается до 1 года жизни у доношенного ребенка и до 2-х лет у недоношенного ребенка.

По своему происхождению и течению перинатальные поражения ЦНС делятся на: гипоксические, возникающие вследствие недостатка поступления кислорода в организм плода или его утилизации во время беременности (хроническая внутриутробная гипоксия плода) или родов матери (острая гипоксия плода, асфиксия); травматические, чаще всего обусловленные травматическим повреждением плода в момент родов; токсико-метаболические, в результате токсического воздействия на плод (алкоголь, наркотики, радиация и т.д.); инфекционные, где повреждающими факторами могут служить вирусы, бактерии, грибы и т.д.

В восстановительном периоде перинатальных поражений ЦНС одним из частых синдромов поражения ЦНС является синдром вегетативно-висцеральных нарушений.Гипертензивно-гидроцефальный синдром наиболее часто встречается у недоношенных детей. Этот синдром клинически проявляется беспокойством, головной болью, тошнотой, рвотой, плохим сном и т.д. Отражением гидроцефальных проявлений являются следующие признаки:

· увеличение окружности головы по сравнению с окружностью грудной клетки на 3-4 см;

· долихоцефалическая форма головы с резко нависающим кзади затылочным бугром;

· увеличение размеров большого родничка.

Исходы гипертензивно-гидроцефального синдрома могут быть следующими:

· быстрое исчезновение признаков внутричерепной гипертензии и нормализация роста головы с исходом в синдром двигательных нарушений или (реже) полная клиническая компенсация в течение 5-6 месяцев жизни;

· постепенное исчезновение признаков внутричерепной гипертензии с исходом в компенсированный гидроцефальный синдром к середине или к концу второго полугодия жизни;

· нарастание симптомов внутричерепной гипертензии с дальнейшим ростом головы, раскрытием черепных швов и формирование декомпенсированной гидроцефалии.

Синдром двигательных нарушений может протекать с мышечной гипотонией, мышечной гипертонией и дистонией. При синдроме двигательных нарушений с мышечной гипотонией отмечается снижение двигательной активности, врожденных безусловных рефлексов новорожденных. Мышечная гипотония клинически наблюдается длительно, на ее фоне могут быть снижены рефлексы сосания и глотания.

В тяжелых случаях при перинатальных поражениях ЦНС могут наблюдаться судороги.

Структура синдромов восстановительного периода перинатальных поражений ЦНС легкой и средней степени тяжести у детей в различных условиях воспитания достоверно не различается. Независимо от условий воспитания, наиболее часто выявляется гипертензивный синдром – у 42,2% воспитанников домов ребенка и 51,3% детей, воспитывающихся в семье. Второе место по частоте встречаемости занимает гипертензивный синдром в сочетании с синдромом двигательных нарушений (у 22,2% воспитанников домов ребенка и 17,9% детей, воспитывающихся в семье). На третьем месте – синдром двигательных нарушений (у 16,7% и 12,8% соответственно). Гипертензивно-гидроцефальный синдром диагностируется у 8,9% воспитанников домов ребенка и 7,7% детей, воспитывающихся в семье. Гипертензивный синдром в сочетании с синдромом вегето-висцеральных дисфункций и данный синдром в сочетании с синдромом двигательных нарушений выявляется менее чем у 5% детей.

Читайте также:  Драгунский рассказы для детей анализ

Прогноз : Исходами перинатальных поражений центральной нервной системы у детей раннего возраста могут быть: полное выздоровление, задержка психического, моторного развития ребенка; синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ); синдром вегетативно-висцеральной дисфункции; при тяжелых поражениях ЦНС — эпилепсия, гидроцефалия, детский церебральный паралич и т.д.

В более старшем возрасте у таких детей часто отмечаются нарушения адаптации к условиям внешней среды, проявляющиеся различными нарушениями поведения, невротическими проявлениями, синдромом гиперактивности, астеническим синдромом, школьной дезадаптацией, нарушением вегетативно-висцеральных функций и пр.

Тяжесть исходов перинатальных поражений ЦНС у детей зависит от условий воспитания. Среди детей, воспитывающихся в семье, к одному году выздоровление отмечается у 1/3 детей, у 50% диагностируются последствия перинатальных поражений ЦНС легкой степени, у 21,5% — последствия перинатальных поражений ЦНС средней степени тяжести. Отличительной особенностью воспитанников домов ребенка являлось преимущественное формирование у них исходов перинатальных поражений ЦНС средней степени тяжести (у 98%).

ОСОБЕННОСТИ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ, ФИЗИЧЕСКОГО И НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ДЕТЕЙ ИЗ СЕМЬИ

При рождении показатели здоровья детей, которые в последующем поступают в дома ребенка, достоверно не отличаются от показателей здоровья детей, которые будут воспитываться в семье. У них практически с одинаковой частотой встречаются перинатальные поражения центральной нервной системы (у 84,3% и 81,7% детей соответственно), врожденные аномалии развитии (у 10,2% и 13,1% детей соответственно), анемии новорожденного (у 5,3% и 4,4% соответственно), задержка внутриутробного развития (у 19,8% и 16,4% соответственно.

Анализ заболеваемости детей раннего возраста в домах ребенка и семье показал различия.

· У 14,2% детей дома ребенка выявлялась гипотрофия, что в 4,7 раза чаще, чем у детей из семьи. Кроме того, у детей, воспитывающихся в семье, диагностировалась гипотрофия 1 степени, тогда как у 2,7% воспитанников домов ребенка выявлялась гипотрофия 2 степени.

· У них более часто, чем у их сверстников из семьи, диагностировался рахит (15,9% и 6,0% соответственно). При этом, у детей дома ребенка чаще регистрировался рахит средней степени тяжести, тогда как у детей, воспитывающихся в семье, рахит легкой и средней степеней тяжести встречались с одинаковой частотой. У детей дома ребенка железодефицитная анемия наблюдалась в 2,3 раза чаще, чем в группе сверстников из семьи, и диагностировалась у 7,1% детей.

· Более высокий уровень патологии ЛОР-органов у воспитанников домов ребенка был обусловлен более частым развитием у них гипертрофии небных миндалин и аденоидных вегетаций (8,2% и 6,1% соответственно), а также формированием у них хронической патологии в виде хронического отита у 1,6%; хронического ринита – у 0,5%; хронического тонзиллита и аденоидита – у 0,5%. У детей из семьи в раннем возрасте перехода заболеваний в хроническую форму не наблюдалось.

· Дисплазия тазобедренных суставов диагностировалась примерно с одинаковой частотой, как в доме ребенка, так и у детей из семьи (2,7% и 3,0% соответственно).

· Практически с одинаковой частотой у детей, воспитывающихся в доме ребенка и в семье, диагностировалась патология органа зрения (4,9% и 6,1% соответственно). Однако если у детей, воспитывающихся в семье, патология органа зрения была представлена только астигматизмом, то у воспитанников домов ребенка практически с одинаковой частотой диагностировались астигматизм и гиперметропия (2,7% и 2,2% соответственно).

· Некоторые заболевания в группе воспитанников домов ребенка диагностировались реже, чем в группе сверстников из семьи, в частности — атопический дерматит (10,4% и 36,4% соответственно). Кроме того, у 15,2% детей из семьи диагностировалась активная фаза процесса, что чаще, чем среди воспитанников домов ребенка. Более редкое развитие у воспитанников домов ребенка атопического дерматита, вероятно, связано с меньшим поступлением с пищей облигатных аллергенов у этого контингента детей по сравнению с домашними детьми. Более частое развитие кариеса у домашних детей так же обусловлено особенностями питания (большим потреблением сладкого).

· Кариес зубов не был выявлен ни у одного воспитанника домов ребенка, тогда как такие дети, воспитывающиеся в семье, составили 6,1% от числа обследованных.

· Под физическим развитием понимают динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие отдельных частей тела) и биологического созревания в том или ином периоде детства. Особенности физического развития воспитанников домов ребенка, в отличие от детей из семьи, заключаются в высокой частоте встречаемости среди них детей, имеющих физическое развитие с отклонениями. Отклонения физического развития у воспитанников домов ребенка встречаются в 2,2 раза чаще, чем у сверстников, воспитывающихся в семье (88,8% и 39,5%). Наиболее частыми отклонениями физического развития у воспитанников домов ребенка являются низкий рост, дефицит массы тела и их сочетание; у детей, воспитывающихся в семье — дефицит и избыток массы тела.

· Анализ показателей нервно-психического развития выявил, что практически все воспитанники домов ребенка (98%) имеют отставание в нервно-психическом развитии хотя бы по одному показателю. У подавляющего большинства детей (74,1%) наблюдается отставание по нескольким показателям. Это может быть связано со специфическими условиями интернатного учреждения: бедность впечатлений, дефицит общения с взрослыми, постоянное нахождение в коллективе. Чаще всего страдает активная речь, сенсорное развитие, действие с предметами, игра, изобразительная деятельность, мышление, внимание и память

Анализ нервно-психического развития по отдельным линиям развития показывает, что у детей, воспитывающихся как в домах ребенка, так и в семье, глубина задержки чаще всего обусловлена отставанием развития активной речи. Кроме того, у 1/3 детей домов ребенка отмечается глубокая задержка понимаемой речи, у 15% воспитанников – развития общих движений, у 6,9% — навыков самообслуживания, у 3,6% — игровой деятельности. У большинства воспитанников домов ребенка диагностируется комплексная задержка НПР, т.е. по большинству линий оценки.

Недостаточность педагогического воздействия для детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, в большей мере сказывается на нервно-психическое развитие детей в возрасте 12-24 месяцев, так как в этот период дети нуждаются не только в эмоциональном общении, но и в обучении. Таким образом, социальное сиротство оказывает прямой вред здоровью, психическому и социальному развитию ребенка, наносит вред психике ребенка. Даже при хорошем питании и медицинском обслуживании дети, растущие в условиях депривации, резко отстают в своем психическом и физическом развитии от сверстников.

При задержке нервно-психического развития ребенку проводится комплекс медико-психолого-педагогических мероприятий, занятия с логопедом. Своевременное проведение данных мероприятий, и особенно в условиях, когда ребенок передается на воспитание в семью, способствует быстрому восстановлению нервно-психического и физического развития в пределах возрастной нормы.

Таким образом, по мере пребывания в доме ребенка состояние здоровья детей ухудшается, и его отклонения диагностируются чаще, чем у детей из семьи, хотя при рождении показатели здоровья детей практически не отличаются. Это связано, прежде всего, с хроническим стрессом, который испытывают дети дома ребенка, влиянием на них эмоциональной, сенсорной, материнской депривации. Изменение условий жизни ребенка, устройство его в семью, способствуют нормализации эмоционального фона, устранению стрессовой ситуации и оптимизации показателей здоровья этих детей.

источник

В Доме ребенка находятся дети от 0 до 4 — 5 летнего возраста, но обычно дети поступают не из родильных домов, а из больниц в возрасте 2 — 3 месяцев жизни. По частоте случаев заболевания распределяются следующим образом.

  1. Наиболее часто встречающиеся диагнозы у детей младенческого возраста в домах ребенка.
  2. Особенности состояния здоровья детей, изъятых из неблагополучных семей.
  3. Корректируемые и некорректируемые заболевания.

В Доме ребенка находятся дети от 0 до 4 — 5 летнего возраста, но обычно дети поступают не из родильных домов, а из больниц в возрасте 2 — 3 месяцев жизни. По частоте случаев заболевания распределяются следующим образом:

  1. Патология центральной нервной системы — 95-100%, из них ПЭП — 75-80 %.
  2. Болезни органов чувств 25-30 %.
  3. Кардиопатология 65-70%, из них ВПС -12%.
  4. Заболевания кожи, костно-мышечной системы 45-50.
  5. Болезни мочевыводящих путей — 20-25%.
  6. Болезни органов дыхания- 1%.
  7. Болезни желудочно-кишечного тракта — 0.5 %.

Наиболее часто встречающимся диагнозом в Домах ребенка является диагноз — перинатальная энцефалопатия (ПЭП).

ПЭП — это сосудистые повреждения головного мозга возникающие с 28-ой недели беременности и до 8-ого дня жизни ребенка. В это время отмечается повышенная ранимость головного мозга и любое неблагоприятное воздействие ведет к его повреждению. Основной причиной возникновения ПЭП является кислородная недостаточность (гипоксия) плода. Она возникает вследствие острых вирусных заболеваний матери во время беременности, вредных привычек, профессиональных вредностей, токсикоза беременности, тяжелых родов, недоношенности, переношенности и в ряде других причин.

ПЭП требует расшифровки по степени тяжести, симптомам, периодам, т.е. диагноз может звучать так: Перинатальное поражение ЦНС гипоксического генеза, восстановительный период, синдром задержки психомоторного развития, синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости.

ПЭП действует до 1 года жизни доношенного ребенка и до 2-х лет у недоношенного ребенка, Затем диагноз ПЭП снимается по выздоровлению или трансформируется в другие диагнозы. Это может быть минимальная мозговая дисфункция, задержка психоречевого развития, в более тяжелых случаях — олигофрения, декомпенсированная гидроцефалия и другие.

Из болезней органов чувств наиболее часто встречается патология глазная. Это ретинопатия недоношенных, косоглазие, нистагм, птоз, частичная атрофия дисков зрительных нервов. Но большинство этих диагнозов сопровождают тяжелые повреждения головного мозга.

Кардиопатология встречается довольно часто. Это могут быть как функциональные изменения сердечно-сосудистой системы (их большинство), так и врожденные пороки сердца (ВПС). Врожденные пороки сердца могут быть без нарушения кровообращения (это благоприятный вариант) и с нарушениями кровообращения.

Благоприятным считается открытое овальное окно (ООО)- вариант N.

Многие дети имеют проявления атопического дерматита. Единицы из них в более старшем возрасте страдают детской экземой. Особенно неблагоприятно сочетание дерматита с частыми обструктивными бронхитами, это должно настораживать; у такого ребенка в дальнейшем может развиться бронхиальная астма.

При диспансеризации выявляются у некоторых детей дисплазия тазобедренных суставов, кривошеи, врожденные вывихи тазобедренных суставов. При раннем выявлении и рано начатом лечении здоровье детей восстанавливается без заметных последствий.

Довольно часто встречаются у наших детей грыжи — пупочные, паховые, пахово — мошоночные. Такие дети наблюдаются хирургом, большинство диагнозов снимается после первого года жизни, некоторые дети оперируются.

Часто звучит диагноз — инфекция мочевых путей. Это предварительный диагноз, он требует уточнения в специализированном отделении стационара. Особенно важно знать нет ли там врожденных аномалий развития мочевыводящих путей.

Болезни органов дыхания представлены острой пневмонией, различными респираторными вирусными Заболеваниями, аномалии развития встречаются очень редко.

То же можно сказать и о болезнях желудочно — кишечного тракта. В основном это функциональные изменения, которые проявляются такими симптомами как срыгивания и рвоты, а также неустойчивый стул при дисбактериозах.

Необходимо также остановиться на так называемых фоновых состояниях, которые в Домах ребенка встречаются очень часто. Это: недоношенность, морфо — функциональная незрелость, анемии, гипотрофии и рахит. Все эти состояния усугубляют течение вирусных и бактериальных инфекций, тормозят развитие детей.

Большинство из вышеназванных заболеваний являются корректируемыми. Так многие дети с ПЭП восстанавливаются в результате проводимого лечения к 6-12 месяцам жизни. Все зависит от тяжести заболевания множественности и сочетания поражений.

Все дети, изъятые из неблагополучных семей, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья и физическом развитии. Как правило, это недоношенные или незрелые дети, они плохо растут, имеют расстройства питания, развиваются с задержкой, часто болеют. У более старших детей, отмечаются расторможенность, плохая память, задержка психоречевого развития.

В Дом ребенка поступают дети не только от родителей — алкоголиков, но и от матерей, перенесших сифилис, гепатиты, страдающих наркоманией. При обследованиях таких детей выявляется носительство антител к гепатиту «С» или «В», положительная реакция Вассермана. Такие дети в зависимости от выявленных результатов лечатся по схеме раннего врожденного сифилиса, наблюдаются в КВД.

Если выявлено носительство антител к гепатиту, то ребенок обследуется в специализированном отделении и, чаще всего, диагноз снимается после 6 месяцев (такие дети являются носителями материнских антител, проникших через плаценту), реже ребенок заболевает гепатитом.

Не корректируются генетические заболевания. Наиболее частым из них в Домах ребенка является Синдром Дауна.

Прогностически неблагоприятными являются инфекции мочевых путей на фоне врожденной патологии.

Длительного лечения потребуют такие заболевания как бронхиальная астма, большинство врожденных пороков сердца.

Эпилептический синдром также является неблагоприятным.

источник