Меню Рубрики

Анализ заболеваемости детей за 2013 год

Данные о динамике и структуре заболеваемости позволяют обосновать управленческие решения на различных уровнях системы охраны здоровья детского населения, определить приоритеты деятельности первичного звена, специализированных и лечебно-профилактических учреждений, планировать первичную профилактику заболеваемости и вторичную профилактику хронических и инвалидизирующих форм болезней [1-5]. При этом учет региональных особенностей является необходимым условием рациональной организации деятельности системы здравоохранения на конкретной территории [6; 7].

Целью настоящей работы стало изучение динамики и структуры первичной и общей заболеваемости у детей 0-14 лет Кабардино-Балкарской Республики (КБР) за период 2004-2013 гг.

Методика исследования. Для анализа данных о заболеваемости детей по обращаемости, в том числе выявленной впервые, использована отчетная статистическая форма № 12 «Сведения о числе заболеваний, зарегистрированных у больных, проживающих в районе обслуживания лечебного учреждения» государственного учреждения здравоохранения «Медицинский информационно-аналитический центр» Министерства здравоохранения КБР за 2004-2013 гг. Проведен статистический анализ изученных показателей.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ статистических данных показал, что за последние десять лет в КБР численность детского населения в возрасте 0-14 лет снизилась на 4,4%, составив в 2013 году 170 767 человек. Исследуемый период времени условно можно разделить на два интервала. До 2007 г. численность детского населения КБР стабильно уменьшалась, что явилось следствием глубокого демографического провала девяностых. Введение с 1 января 2007 г. дополнительной государственной поддержки семьи (материнский капитал) способствовало росту рождаемости с этого периода и постепенному увеличению численности детей в республике.

Однако проблемы начала XXI века связаны не только с численностью, но и с состоянием здоровья детей. Данные по КБР за период 2004-2013 гг., представленные в таблице 1, свидетельствуют о негативных тенденциях нарастания числа детей 0-14 лет с диагнозом, установленным впервые в жизни. За 10 лет первичная заболеваемость детей выросла на 37,4%, достигнув в 2013 году 856,1‰.

Ведущим классом впервые выявленной заболеваемости в течение всего анализируемого периода были болезни органов дыхания, частота которых за 10 лет увеличивалась на 48,8%, достигнув в 2013 году 488,8‰. На второй и третьей позиции со значительным отставанием по частоте находились травмы и отравления (57,9-74,5‰) и болезни кожи и подкожной клетчатки (52,6-89,5‰). В 2013 году вклад первых трех рейтинговых классов болезней в структуру заболеваний, выявленных впервые в жизни у детей 0-14 лет, составил 74,6%.

Динамика и структура заболеваемости детей 0-14 лет с диагнозом, установленным впервые в жизни (на 1000 данного возраста)

Некоторые инфекционные и паразитарные болезни

Болезни крови и кроветворных органов

Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ

Психические расстройства и расстройства поведения

Болезни глаза и его придаточного аппарата

Болезни уха и сосцевидного отростка

Болезни системы кровообращения

Болезни органов пищеварения

Болезни кожи и подкожной клетчатки

Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани

Болезни мочеполовой системы

Отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде

Врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения

Симптомы, признаки и отклонения от нормы, не классифицированные в других рубриках

За период 2004-2013 гг. выраженный (более 50%) темп прироста первичной заболеваемости детей 0-14 лет наблюдался среди таких классов болезней, как новообразования (на 153,4%), болезни глаза и его придаточного аппарата (на 102,3%), болезни уха и сосцевидного отростка (на 143,7%), болезни органов пищеварения (на 70,1%), болезни кожи и подкожной клетчатки (70,2%), а также симптомы, признаки и отклонения от нормы, не классифицируемые в других рубриках (на 150,3%). Это обусловило рост показателя первичной заболеваемости детей 0-14 лет в целом.

Снижение уровня первичной заболеваемости было выявлено среди восьми классов болезней: болезни крови и кроветворных органов (на 13,9%), психические расстройства и расстройства поведения (на 70,0%), болезни системы кровообращения (на 54,1%), болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (на 24,7%), болезни мочеполовой системы (на 29,1%), отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде (на 0,9%), врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения (на 16,0%), травмы и отравления (на 18,1%). Однако отмеченная положительная динамика не смогла компенсировать негативные тенденции повышения показателя первичной заболеваемости за исследуемый период в целом.

В таблице 2 представлена динамика и структура общей заболеваемости детей 0-14 лет КБР за период 2004-2013 гг.

Ретроспективный анализ общей заболеваемости детей до 15 лет за период 2004-2013 гг. позволил выявить ее выраженный рост в целом и по большинству классов болезней. Показатель общей заболеваемости детей за исследуемый период увеличился на 39,2%, достигнув в 2013 году 1298,6‰. Одновременный рост общей заболеваемости подростков при тенденции увеличения первичной заболеваемости отражает ухудшение их состояния здоровья, обусловленное увеличением вновь выявленных заболеваний и ростом числа обострений (рецидивов) ранее зарегистрированных хронических болезней.

В течение анализируемого периода из представленных 18 классов болезней 14 имели тенденцию к росту. Исключение составили болезни крови и кроветворных органов, болезни системы кровообращения, отдельные заболевания, возникающие в перинатальном периоде, травмы и отравления. В данных нозологических группах за 10 лет показатели снизились как в структуре общей, так и в структуре первичной заболеваемости.

В течение всего анализируемого периода в структуре общей заболеваемости детей 0-14 лет ведущее место принадлежало болезням органов дыхания, составляя от 39,4 до 45,0%. За 10 лет темп прироста данного класса болезней составил 35,5%. В этой группе болезней накопление «контингента» идет за счет роста первичной заболеваемости, что свидетельствует об обращении подавляющего большинства детей к врачам в случаях острых воспалительных заболеваний органов дыхания. Рост преимущественно острых заболеваний обусловлен усилением влияния факторов риска этих болезней, так как их диагностика не так сложна, как хронических болезней, и свидетельствует о неиспользованных резервах первичной профилактики на уровне амбулаторного звена здравоохранения, семьи и образовательного учреждения.

Динамика и структура общей заболеваемости детей 0-14 лет (на 1000 данного возраста)

источник

—>

« Июнь 2019 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

—>

В ДОУ в течение 2012-2013 года поступило в группы раннего возраста и первые младшие 44 ребенка. Из них 25% — дети с выявленной диагностированной патологией до поступления в ДОУ

Новые воспитанники начинают поступать в детский сад в летний период, когда меньше распространены простудные и инфекционные заболевания. Педагоги создают все необходимые условия для успешного прохождения каждым ребенком периода адаптации: создают благоприятную, доброжелательную атмосферу, основанную на личностно-ориентированном подходе. В следствие чего, отметим, что у большинства детей адаптация проходила в средний степени тяжести. -30 детей, 14 детей — с легкой степенью адаптации, с тяжелой — не одного.

Основная задача взрослых — сохранить и улучшить здоровье. В дошкольном возрасте работа по сохранению здоровья осуществляется совместно с родителями и воспитателями. Она включает в себя профилактику заболеваемости, травматизма, закаливания детей, соблюдение правил Сан Пина. В начале 2012-2013 учебного года медсестрой и врачом воспитанники были распределены по группам здоровья:

Распределение воспитанников ДОУ по группам здоровья:

Сравнение групп здоровья по годам показывает, что количество здоровых детей увеличилось.

В 2010 году было выявлено 7 часто болеющих детей, в 2011году — 5 часто болеющих детей, а в 2012 — 8 , в связи с тем, что в 2011 году 3 человека были вновь поставлены на учет, как часто болеющие дети.

В течение года ежемесячно проводится анализ заболеваемости и посещаемости по всем группам и общей по детскому саду.

Количество случаев заболеваемости в 2010 году-142, в 2011 году -161, в 2012 году -197 случаев, в связи с открытием новой группы раннего возраста и увеличения количества детей.

Случаи травматизма отсутствуют.

Сравнительный анализ пропусков по болезни одним ребенком выявил, что уровень состояния здоровья стабильно оптимальный, что говорит об удовлетворительной работе коллектива по сохранению здоровья детей. Небольшое увеличение количество пропусков в связи с тем, что увеличилось количество детей.

пропуск по болезни одним ребенком

Проводилась оценка физического развития детей. На основе антропометрических данных было сделано заключение о состоянии физического развития. В среднем за учебный год дети выросли на 3-4 см и прибавили в весе на 2,5-3,0 кг.

С целью решения годовой задачи в течении года в ДОУ велась физкультурно-оздоровительная работа: проводились закаливание, утренняя гимнастика, корригирующая гимнастика, физкультурные занятия, На физкультурных занятиях подсчитывалась моторная плотность. В начале года моторная плотность составила 72-75%, в конце учебного года – 80-87%. Физиологическая нагрузка до 140-150 ударов в минуту.

Так же использовались физкультминутки во время занятий, организовывалась двигательная активность детей на свежем воздухе, но мало проводилось физкультурных развлечений, в связи с отсутствием специалиста по физической культуре.

Проводилась индивидуальная работа с детьми, имеющими отклонения в здоровье: уменьшается физическая нагрузка, корректируются двигательные упражнения, дозируется двигательная активность в течение дня. Дети с аллергопатологией находятся под постоянным наблюдением. Для них из рациона питания исключаются или заменяются продукты противопоказанные им.

Для понижения случаев заболевания сезонно проводилась профилактика гриппа и простудных заболеваний: вакцинация детей против гриппа, оксалиновая мазь, лук, чеснок, аромотерапия, кварцевание групп.

В целях санитарно просветительской работы методической службой и старшей медсестрой для педагогов ДОУ были проведены консультации, помогающие закрепить знания педагогов об особенностях физического и психического развития детей, профилактике простудных заболеваний, оказание первой необходимой медицинской помощи. Воспитатели были ознакомлены с новыми формами работы по физической культуре, инновационными разработками и технологиями способствующими укрепить и сохранить здоровье воспитанников.

Необходимой частью по сохранению и укреплению здоровья детей является работа с родителями. В течение года проводились различные консультации, родительские собрания, комитеты, где вопросы о здоровье детей были приоритетными. В группах ежемесячно обновлялись материалы в уголках здоровья. Проводимая работа положительно отразилась на заинтересованности и активности родителей в организации совместных мероприятий, проводимых в ДОУ.

Вывод: Педагогами и медицинской службой ДОУ ведется дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников, который предусматривает повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщение их к здоровому образу жизни. Медицинской службой ДОУ планируется усиление профилактической работы среди родителей воспитанников и педагогического коллектива

Исходя из анализа состояния здоровья детей, намечены задача на следующий учебный год:

— продолжать работу по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через оптимизацию двигательного режима детей.

источник

Кол-во детей по списку – 54 ребёнка.

Кол-во пропущенных дней : по болезни – 1968

без уважительной причины — 3696

Кол-во детей в 1-й группе здоровья – 37 детей.

во 2-й группе здоровья – 16 дет.

в 3-й группе здоровья – 1 реб.

За отчётный период проведена санитарно-просветительская работа в виде лекций, бесед с родителями воспитанников и педагогическим персоналом на темы:

организация и методика проведения закаливающих мероприятий, их рациональное сочетание;

организация и проведение прогулок;

безопасное поведение на детской площадке, дома, на море, в лесной местности;

авитаминоз, укрепление детского организма в весенний период не медикаментозные средства, их безопасное применение;

первая элементарная скорая помощь при порезах, ссадинах, ушибах, переломах.

Основной задачей за отчётный период была задача сохранения и укрепления физического здоровья детей, путём повышения двигательной активности на физкультурных занятиях, используя разнообразные эстафеты и спортивный инвентарь. Учитывался индивидуальный подход к детям и их группа здоровья. Большой интерес у родителей вызывает рекомендации по организации здорового образа жизни семьи и детей, поэтому целесообразно включать аналогичные темы в план работы на следующий год.

Рекомендации на следующий год: продолжать работу по снижению детской заболеваемости, а также укреплять здоровье путём физических упражнений и закаливающих мероприятий и проводить просветительную работу с родителями.

Медицинская сестра систематически ведет учет заболеваемости детей ( см.табл.№1).

В течение учебного года физкультурно – оздоровительная работа с детьми велась в трудных условиях в связи с тем, что в ДОУ так и не отремонтирован музыкально-спортивный зал. Зарядка и физкультурные занятия проводятся в группах и на игровых площадках. Медико – педагогический контроль за проведением физкультурных занятий осуществляется регулярно.

Старшей медицинской сестрой была разработана сезонная система закаливающих мероприятий в условиях дошкольного заведения, в основном использовались традиционные методы закаливания. Воспитателями ежемесячно велась схема закаливания по группам.

Случаи травматизма на предприятии – отсутствует. Среди воспитанников травм нет.

Результаты повышение квалификации аттестация.

В 2014/2015 году в ДОУ никто из воспитателей не подлежал аттестации

Методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса Содержание образовательного процесса в общеобразовательных группах выстроено в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования « От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Методическая работа в 2014-2015г. проводилась в соответствии с основной целью – создание организационно-методических условий для реализации федеральных государственных образовательных стандартов, посредством наработки планирующей и регламентирующей документации лежащей в основе осуществления воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Задачи, которые решали в ходе деятельности:

1.совершенствование методической работы в ДОУ, направленной на профессиональный рост педагогов в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

2.приобщение детей к культурным ценностям, благочестию и традициям;

3.объединение усилий родителей и педагогов в нравственном воспитании детей.

Одной из самых эффективных форм работы в ДОУ был и остается педсовет. Для решения задач годового плана были намечены и проведены 4 педагогических совета:

Анализ методической работы.

В 2014- 2015 учебном году педагогическим коллективом была запланировано пять педсоветов: ( перечислить все педсоветы)

Один проблемный семинар на тему: «Формирование личности дошкольника средствами физической культуры».

Два семинара – практикума по теме:

1. «Психолого – педагогические основы общения воспитателя с детьми».

2. «Стиль семейного воспитания и его развитие на личность ребенка»

Один мастер – класс по теме « Роль продуктивной деятельности в развитии творческой личности дошкольника».

Запланировано и проведено четыре консультации по теме : 1.Планирование учебно –воспитательной работы по Базовому компоненту дошкольного воспитания.

2.Развитие личности детей дошкольного возраста.

3.Речевая деятельность детей. Языковая и речевая компетентность.

4. «Развивающая экологическая среда в ДОУ как метод воспитания»

Также были запланировано и проведены открытые занятия из опыта работы воспитателей по углубленным темам.

1.Занятие по развитию речи. Использование мнемотехники и дидактических игр в развитии речевого творчества. – воспитатель группы «Солнышко» — Аблямитова А.И.

2. Физкультурное развлечение ( на выбор воспитателя) – Хуторная В.В.

Наиболее интересны: мастер – класс — «Роль продуктивной деятельности в развитии творческой личности дошкольника» — провели совместно пратический психолог ДУЗ Пугач Р.М. и воспитатель Хуторная В.В.

Практическим психологом ДУЗ – Пугач Р.М.- была проведена деловая игра с сотрудниками ДУЗ « Конфликты и пути ее приодоления»

В течении всего ученого года была продолжена работа творческой группы по проблеме: «Внедрение региогальной программы «Крымский веночек» » . Работу считать удовлетворительной , так как она была несистемной и непоследовательной и носила хоатичный характер, этот было обусловлено загруженностью пед..коллектива.

Планирование учебно – воспитательной работы по програмне Базового компонента осуществлялось в полном объеме. Разработали план мероприятий по внедрению новой программы. Расширили детскую деятельность в соответствии индивидуальных интересов и потребностей детей.

В течении года педколектив принимал активное участие в конкурсах и выставках в ДУЗ и вне ДУЗа ( УВК школа – гимназия, муз. школа)

Также были запланировано и проведены открытые занятия из опыта работы воспитателей по углубленным темам.

1.Использование нетрадиционных технологий по ИЗО для развития духовно – богатой личности ребенка.

Воспитатель – Волкова Н.Ю. провела мастер – класс с пед.коллективом.

Развитие познавательных процессов с элементами сказкотерапии.

Читайте также:  Что такое анализ на копрологию у детей

Психолог ДУЗ – Пугач Р.М. – группа «Зернышко».

«Взаємозв’язок ігрової діяльності і комунікативного спілкування на етапі дошкільного дитинства»- воспитатель – Хуторная В.В. – группа «Зернышко»

Наиболее интересны: мастер – класс — «Общение с природой по средствам искуства» -воспитатель Волкова Н Ю.

Тренинг «Личностный и профессиональный рост педагогов» психологом ДУЗ – Пугач Р.М.- был проведен с сотрудниками ДУЗ.

В течении всего ученого года была продолжена работа творческой группы по проблеме: «Предметно – развивающая середа и ее возможности» . Работу считать удовлетворительной , однако она была несистемной и непоследовательной и носила хоатичный характер, этот было обусловлено загруженностью пед.коллектива.

Реализация Базового компонента.

Планирование учебно – воспитательной работы по новой программе Базового компонента осуществлялось поетапно. Разработали план мероприятий по внедрению новой программы . Расширили детскую деятельность в соответствии индивидуальных интересов и потребностей детей. В течение года педколектив принимал активное участие в конкурсах и выставках В ДУЗ и вне ДУЗа ( УВК школа – гимназия, муз. школа) – (св.Николай, «Здравствуй ,зимушка –зима»).

По подготовке групп к началу ученого года – все воспитатели.

1.На лучший уголок по народоведения.

3.В конкурсе по ИЗО нетрадиционные методы,

4.На лучшую театральную студию.

Передовой опыт (изучение и внедрение).

В этом учебном году педагогический колектив продолжаем внедрять опыт работы практического психолога по сказкотерапии – в методической работе педагога и музыкального руководителя . Использовались элементы сказкотерапии в игровой, учебной и трудовой деятельности (как на занятиях так и вне занятий).

В учебном году было запланированно и проведено ряд контролей, а именно: фронтальный на определения уровня пед..мастерства педагогов и состояние учебно – воспитательного процесса, два выборочных контроля. 1 комплексный контроль, 1 предупредительный, три тематических контроля. В ходе проверки первого тематического контроля :

Тема: «Изучить состояние работы по ознакомлению детей с природой (экологическое воспитание)» наблюдение за педагогами показало, что они используют разнообразные формы организации активности детей (проводят игры, занятия, подвижные игры и физкультминутки с соответствующей тематикой, развлечения и праздники, а так же индивидуальные занятия с детьми. Проверка групповой документации также подтвердила использование разнообразных форм работы по экологическому воспитанию. Педагоги обладают компетентностью в организации предметно-развивающей среды по данной тематике: уголок природы, календарь погоды, оформление стен. Большое количество растений и их расположение в группе позволяют организовать уход за ними. Имеется достаточное количество материала для проведения непосредственно образовательной деятельности. Однако необходимо его разнообразить.

Педагоги в работе с родителями по экологическому воспитанию используют разнообразные формы:

привлечение к участию в семейных праздниках, совместных занятиях.

Наглядная информация для родителей в группе представлена.

Выводы и рекомендации: Контроль показал, что работа по экологическому воспитанию в детском саду в целом ведется удовлетворительно. Педагоги соблюдают требования программы воспитания и обучения детей в детском саду по данному разделу. Они планируют работу по экологическому воспитанию, используют разнообразные формы организации работы, грамотно строят образовательное пространство, привлекают к работе в данном направлении родителей. Однако, необходимо пополнить и разнообразить дидактические игры в группе.

В ходе второго тематического контроля по теме: «Изучить эффективность физкультурно – оздоровительной работы во всех группах» . По результатам проверки установлено следующее : развитие двигательной активности детей в детском саду выполняется в соответствии с задачей годового плана для каждой возрастной группы.

По третьому тематическому контролю тема «Изучить состояние учебно – воспитательной работы по развитию речи». В ходе проверки виявлено, что во всех возрастных группах имеется в наличии необходимая документація: планы учебно – воспитательной работы соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей, разработаны перспективне планы и календарные. В этих планах отражены занятия, индивидуальная работа, дидактические и словесне игры

«Развития двигательной активности дошкольников в режиме дня» было виявлено, что в работе педагогов не отводится должное место физическому воспитанию. По результатам проверки установлено следующее : развитие двигательной активности детей в детском саду выполняется в соответствии с задачей годового плана для каждой возрастной группы. Позитивное проявыление двигательной активности отслеживалось в подвижных играх , спортивных играх и на музыкальных занятиях. Для организации работы по развитию двигательной активности детей в течении всего пребывания в ДУЗ имеются спортивные уголки, информационный блок для родителей по закаливанию, профилактике простудных заболеваний, правильное питание , правильная осанка и прочее; атрибуты , спортивный инвентарь для проведения подвижных игр, спортивных игр, сюжетно ролевых игр ; оборудование для проведение закаливающих процедур, гимнастики пробуждения, пеших переходов. Было выявлено, что воспитатели в полной мере не владеют методикой проведения физкультурных занятий, не используют нетрадиционные формы проведения занятий.

Таким образом, в связи с не полноценной подготовкой воспитателей по физическому воспитанию в следующем учебном году в ДУЗ реализовать его как основную годовую задачу.

С целью решения поставленных задач в течении года проводилась систематическая планомерная работа: постоянное наблюдение за состоянием здоровья детей, выполнением санитарно – гигиенических норм проведения занятий, режимных моментов, прогулок, а так же работа с родителями, направленная на повышение качества и уровня их знаний по воспитанию навыков культурно – гигиенического характера и формированию представлений об охране жизнедеятельности.

Для решения первостепенной задачи в ДУЗ проводится систематическая планомерная работа, тематический контроль за развитием двигательной активности в течении всего пребывания детей в ДУЗ. Для успешного решения этих задач мы использовали различные средства физического воспитания в комплексе: рациональный режим, питание, закаливание (в повседневной жизни; специальные меры закаливания, зарядка пробуждения ) и движение (утренняя гимнастика, развивающие упражнения, спортивные игры, досуги, спортивные занятия). Большое внимание уделяется профилактике плоскостопия: с детьми проводятся специальные упражнения, используется такое физическое оборудование, как массажные коврики, дорожки здоровья, шипованные коврики.

По первой задаче был проведен круглый стол « Здоровье – гармония физического, психологического, духовного « Я » — человека», и проведен тематический контроль.

Анализ групп здоровья детей показал, что с 1 группой здоровья 15% , со 2 группой здоровья 75%, с 3 группой здоровья 10% детей.

Анализ работы педагогического коллектива ДУЗ по второй задаче выявил , что в процессе регулярного систематического наблюдения, проводились индивидуальные и фронтальные занятия, использовались разнообразные методы и способы расширения и углубления знаний об окружающем; усвоение нравственных норм осуществлялось через развитие связной, диалогической, монологической речи. В целом уровень духовного развития детей стабилен. По этой задаче был проведен педсовет, проблемный семинар, тематический .контроль, открытый просмотр занятия психолога.

По третей задачи в ДУЗ внедрялось несколько авторских программ по различным вопросам дошкольного образования. Воспитателем Волковой Н.Ю. «Нетрадиционные методы по ИЗО для развития сенсорного, эстетического воспитания дошкольников ».

Воспитатель Хуторная В.В. работает по направлению « Взаємозв’язок ігрової діяльності і комунікативного спілкування на етапі дошкільного дитинства» опираясь на программу К.Л.Крутий , и методики обучения украинского языка — Гавриш Н.В.

В ДУЗ в течение 2012-2013 гг. проведены педсоветы по темам:

О задачах деятельности педагогического коллектива.

Духовность – главная составляющая гармоничного развития личности.

Здоровье – гармония физического, психического, духовного «Я» — человека.

Итоги работы педагогического коллектива.

Анализ научно – методического обеспечения.

Для обеспечения учебно – воспитательного процесса и реализации годовых задач администрация приобрела: развивающие игры, настольные игры, пособия для занятий, методическую литературу. Осуществила подписку журналов: «Дошкільне виховання», «Дошкільний навчальний заклад», «Дошкольный психолог».

Подготовили и обновили пособия с учетом образовательных линий Базового компонента и по всем видам театральной деятельности.

В течении года пополнялась база ДУЗ пособиями и дидактическим материалом для организации сюжетно –ролевых игр, спортивных игр, по сказкотерапии.

источник

МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Анализ состояния здоровья воспитанников.

Заболеваемость детей в течение 2013-2014 уч. года составила:

  • количество случаев 48 , что на 62 меньше, чем в 2012-2013 уч.году;
  • количество детодней 301, что на 351 меньше, чем в 2012-2013 уч.году;
  • количество дней, пропущенных одним ребенком на 33,2 меньше, чем в 2012-2013 уч.году

В течение года была организована физкультурно-оздоровительная работа:

физкультурные занятия и развлечения в зале и на воздухе, утренняя гимнастика с элементами корригирующей ходьбы, дыхательная гимнастика, комплексы упражнений для профилактики плоскостопия и сколиоза, «дорожки здоровья», организовано сбалансированное питание детей в течении дня, фитосборы. Данные о понижении заболеваемости детей в МКДОУ Д/С № 31 в 2013-2014 уч.году показали, что работа по здоровьесбережению детей ведется организованно, введены в работу дополнительные профилактические мероприятия.

В каждой группе разработан и внедрен в работу перспективные планы закаливания, где в комплексе используются как классические, так и инновационные методы закаливания и оздоровления, точечный массаж БАТК, комплексы оздорительных упражнений.

Результат выполнения программы «Детство»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 31 общеразвивающего типа обеспечивает воспитание, обучение, уход и оздоровление детей в возрасте от 1 до 7 лет.

Деятельность МКДОУ Д/С № 31 регламентирована на основании Устава № 000 от 01.01.2001 г. и лицензии А № 000 регистр. г.

В детском саду № 31 работают 4 возрастные группы, общая численность детей составляет 88 детей.

  • группа раннего развития — 20детей;
  • младшая группа — 25детей;
  • средне-старшая группа — 25 детей;
  • подготовительная – 18 детей.

Группы в детском саду комплектуются по одновозрастному и разновозрастному принципам.

В 2013 -2014 учебном году педагогический коллектив детского сада № 31 работал по программе «Детство» под редакцией .

С целью осуществеления развития воспитанников использовались следующие парциальные программы и технологии:

  • программа «Наш дом – Южный Урал»;
  • программа «СА-ФИ-дансе», авторы ,;
  • программа по экологическому воспитанию «Юный эколог», автор ;
  • программа по обучению математике «Игралочка», автор , ;
  • «Раз-ступенька, два-ступенька», автор ,
  • программа художественно-творческого развития «Росток».
  • «Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду» под редакцией

Приоритетными направлениями деятельности нашего учреждения в 2013-2014уч.году были:

— создать условия для освоения детьми образовательной области;

— Приобщение дошкольников к художественной литературе в целях овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

Для решения этих задач были намечены и проведены пять педагогических советов:

-первый – установочный «Организационно-педагогические условия функционирования МКДОУ Д/С №31 в 2014-15 уч.году.»;

— второй – посвященный выполнению программы за I квартал

— третий –пути оптимизации здоровья дошкольников. Здоровьесберегающие технологии в практике.

— четвертый – сотрудничество с детьми и родителями в процессе ознакомления с художественной литературой.

— пятый – выполнение программы воспитания в обучения за 2013-2014уч. год.

На каждом педагогическом совете были приняты решения к выполнению намеченных задач.

В 2013 – 2014уч.году также было проведено :

  • три семинара – практикума: 1. «Педагогическое проектирование на тему « Если хочешь быть здоров»», 2.«Разработкеа технологической карты к разделу «здоровья» по своей возрастной гр.», 3. «Обучение детей пересказываю».
  • три консультации по темам задач годового плана: «Формирование здоровьесберегающих среды в детском саду», «Социальное партнерство детского сада и семьи при формировании у детей основ культуры здоровья», «Сотрудничество с родителями по приобщению дошкольников к чтению. Взаимодействие детского сада и семьи»,
  • три открытых просмотра «Мастер-класс» для активизации образовательного процесса,
  • организованы несколько смотров-выставок.

По итогам, проведенного в январе, тематического контроля эффективности работ по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых, были запланированы мероприятия с воспитанниками, педагогами и родителями. Проанализировав трудовую компетентность дошкольников, был дан анализ профессионального мастерства педагогов.

Оформлены информационные стенды по работе кружка здоровьесбережения «Здоровей-ка»(средняя группа), кружка работы с природным материалом «Мастерилка» (вторая младшая группа), фольклорного кружка «Петушок – золотой гребешок» (группа раннего развития), кружка нетрадиционной техники рисования «Веселый карандашик» (первая младшая группа). Даны консультации для родителей: «Условия воспитания нравственности в процессе детского труда», «Почему важно дышать носом», «Зрение» и другие консультации по здоровьесбережению, общее родительское собрание «Роль семьи в трудовом воспитании дошкольника», Проведены родительские собрания в группах «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников», «Чтобы ребенок рос здоровым», тренинги для родителей : «Ситуации, использующиеся для нравственного развития и воспитания ребенка в семье», «Что и как мы говорим нашим детям».

Анализ выполнения программы по направлениям показал, что Программа «Детство» выполнена на 92 %.

Уровень усвоения программы в группе раннего развития –

в старшей ясельной группе –В – 4 чел., С – 9 чел., Н – 6 чел.,

в средней группе –В -8 чел, С –17 чел, н – 1

в старшей группе – В – 8 чел., С – 5 чел., 3 непродиагностированы.

в подготовительной группе – В – 3 чел., с – 6 чел.

Много внимания уделялось речевому развитию детей, развитию общения со взрослыми и сверстниками, мелкой моторики рук, индивидуальной работе с воспитанниками.

Анализ выполнения программы

Развитие речи и ознакомление с окружающим

Формирование элементарных математических представлений

Формирование нравственных представлений

Навыки культурного поведения и социализации детей

источник

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Анализ заболеваемости детей в сравнительных показателях

Пик заболеваний ОРЗ пришелся на осенний период – период адаптации детей к ДОУ (в основном болели дети 1, 2 младших групп) и переходный период февраль – март – большая заболеваемость была вновь в 1 младшей группе, во 2 младшей № 2 и средней группе. По анализу, проведенному сотрудниками ДОУ совместно с врачом д/поликлиники, причинами высокой заболеваемости в ДОУ стали: большой процент воспитанников с ослабленным иммунитетом, ЧБД, состоящих на «Д» учете, большая наполняемость групп, выписка с больничных недолеченных детей, что способствовало распространению инфекции.

К сожалению, в ДОУ нет постоянной медсестры. Поэтому возникают сложности с организацией оздоровительной и профилактической работы. Дополнительная нагрузка по ведению данной работы ложится на физинструктора ДОУ и воспитателей. Это привело к тому, что не все ф-о мероприятия, запланированные на год, были выполнены – не были проведены некоторые консультации с помощниками воспитателей. Медико-педагогический контроль, осуществляемый без помощи медицинского работника, становится менее эффективным и недостаточно полным.

Для повышения эффективности работы в данном направлении, мы старались, как можно больше, опираться на сотрудничество с родителями воспитанников, заостряя их внимание на важности вопросов здоровья и физ. развития детей-дошкольников.

Динамика изменения физического развития воспитанников ДОУ

Анализируя данные, хочется сказать, что показатели выросли по сравнению с предыдущем годом вследствие открытия дополнительной группы. Но хочется так же отметить, что в течение учебного года растет количество детей со средним физическим развитием, т.е. детей имеющих нормальный рост и вес (по возрасту), уменьшается количество детей с физическим развитием ниже среднего. Значит, можно говорить о рациональном сбалансированном питании (осуществляется на основе «Сборника технико-технологических карт для организации питания в дошкольных общеобразовательных учреждениях», электронного меню по программе «Барс») и достаточной двигательной нагрузке воспитанников.

Особое внимание в последние годы мы уделяем работе по профилактике плоскостопия и нарушения осанки у дошкольников. Пройдя обучение по организации лечебной физкультуры (2008г.), Пушкарева Н.В. составила комплексы упражнений для проведения гимнастики после сна для детей разного дошкольного возраста, для организации профилактической работы в домашних условиях и в ДОУ. Она провела ряд консультаций для воспитателей и родителей по данной теме, составила памятки и буклеты. Воспитатели групп стали включать упражнения на профилактику нарушений осанки не только в гимнастику после сна, но и в различные режимные моменты. Инструктор по физической культуре – Осокина Е.В. старается перенять этот опыт и продолжает работу по данному направлению. Ежегодная конференция ДОУ для родителей «О здоровье – всерьез» в этом году тоже была направлена на рассмотрение вопросов, связанных с профилактикой нарушений осанки. Родителям был представлен опыт работы специалистов ДОУ по данной теме, организован просмотр физкультурного занятия с использованием профилактических упражнений, с последующим анализом условий эффективности данной работы, организован осмотр всех детей ортопедом и консультации ортопеда (общая и индивидуальные).

Читайте также:  Что такое rw анализ у детей

Для детей средней, старшей и подготовительной групп уже не первый год в ДОУ организуются занятия хореографией, что так же способствует укреплению и формированию правильной осанки. А так же с целью укрепления здоровья и мышечного корсета мы организуем сотрудничество с плавательным бассейном, где ребята старшего дошкольного возраста с увлечением учатся плавать.

Результаты адаптации в 1 младшей группе. В МБДОУ функционирует одна первая младшая группа. Списочный состав группы – 28 человек. 3 детей (Борзов Владислав, Турин Дима, Шиляев Рома) остались в группе с прошлого года (т.е. адаптированы к д/с). Вновь поступили 25 детей. 2 детей до сих пор неадаптированны к детскому саду, т.к. по медицинским показаниям находились весь год на домашнем режиме и посещали ДОУ всего 3 дня.

Степень адаптации детей (количество человек, в % отношении)

Степень адаптации детей (количество человек, в % отношении)

Прогноз адаптации показывал, что к поступлению в д/с готовы — 30% (7) детей, условно готовы – 50% (11), не готовы – 20% (5).

Анализ адаптационного периода показывает, что с каждым годом приходит все большее количество детей, не подготовленных к посещению дошкольного учреждения. В основном это дети, так называемых, «тревожных» родителей. Эти малыши не готовы к разлуке с близкими, не отучены от груди, от пустышки, не самостоятельны в режимных моментах и др. Тем не менее, воспитатели Шутова Л.А. и Коновалова А.А. сумели создать условия, способствующие успешному протеканию адаптационного периода малышей: это и эмоционально благоприятная атмосфера в группе, особая ПРС, просветительская работа с родителями воспитанников. Большую помощь в организации адаптационного периода малышей оказала психолог д/сада Коротаева М.Н. Рекомендации, данные ею на родительском собрании в начале года, памятка «Подготовка и успешная адаптация к ДОУ», персональные консультации для родителей, индивидуальные адаптационные мероприятия с детьми помогли сократить затруднения и облегчить процесс адаптации.

Организация физкультурной работы в течение года осуществлялась в соответствии с составленной моделью двигательного режима. Физ. занятия в ДОУ проводит инструктор Осокина Е.В. на основе программы М.Д. Маханевой «Воспитание здорового ребенка» и с использованием технологий «Развивающей педагогики оздоровления» В. Кудрявцева, Б. Егорова. В феврале 2012 года Осокина Е.В. прошла обучение на курсах повышения квалификации « Современный взгляд на проблему физического воспитания детей дошкольного возраста». На каждого ребенка заведен «Паспорт здоровья», который позволяет видеть динамику развития и физической подготовленности каждого конкретного ребенка, учитывать его особенности, группу здоровья.

Для ребенка дошкольного возраста цель не может быть далеко отсрочена по времени, он должен продемонстрировать, применить свои умения и навыки «здесь и сейчас», показать другим свою значимость и сам утвердиться в пользе занятий физкультурой. Поэтому мы широко используем такую форму работы, как проведение физкультурных досугов и праздников в ДОУ («Веселый стадион», «Путешествие в страну Спортландию», «Зима для ловких, сильных, смелых» и др.)

Ребята старшего дошкольного возраста с удовольствием участвуют в районных спортивных соревнованиях : «Веселые старты», «Лыжный серпантин», «Шашки-малютки», где показывают хорошие результаты и волю к победе.

По итогам года отмечается достаточно высокий уровень физ. подготовленности детей по сравнению с началом учебного года:

В течение года в детском саду традиционно были организованы мероприятия с сотрудниками и родителями воспитанников, на которых была представлена информация о современных технологиях оздоровления, практические рекомендации по проведению профилактических мероприятий простудных заболеваний, нарушения осанки, зрения, созданию условий для физ. развития детей. В этом году в данном направлении приоритетной стала тема «Безопасность и здоровье детей». Под таким заголовком были организованы «Месячник безопасности детей» (сентябрь), педсовет «Безопасность и здоровье детей» (ноябрь), взаимопросмотры занятий по ОБЖ, смотр «Уголков безопасности» в группах, «День здоровья» (апрель), «День защиты детей» (апрель). На данных мероприятиях был представлен опыт работы педагогов по ОБЖ, рассматривались вопросы формирования у дошкольников осознанного отношения к здоровью и личной безопасности. Психолог ДОУ Коротаева М.Н. сделала акценты на охрану нервно-психического здоровья детей и организацию их психологической безопасности пребывания в ДОУ и семье.

В этом году решением педсовета мы нацелили воспитателей на выбор дополнительных методик и технологий воспитания у детей потребностей в ЗОЖ . Используя методические пособия и журналы «Здоровье дошкольника» «Дошкольная педагогика» создали папку с практическим материалом для проведения бесед, занятий, игр по ЗОЖ и ОБЖ с дошкольниками. Пополнили библиотеку методического кабинета литературой и пособиями по данному направлению.

Для работы с родителями мы ежегодно составляем план мероприятий, направленных на приобщение семей и воспитанников ДОУ к физической культуре и здоровому образу жизни.

В этом году для родителей были организованы:

конференция «О здоровье – всерьез!»

родительские собрания на темы здоровья («Здоровый малыш», «Организация физического воспитания детей в семье»),

выходы специалистов на родительские собрания, индивидуальные консультации,

папка с консультативным материалом и советами специалистов «Здоровье ребенка в ваших руках» (на основе материалов, предлагаемых в современных методических изданиях, журналах)

выставка литературы и пособий по ЗОЖ и ОБЖ.

По традиции в апреле мы провели «День здоровья» и «День защиты детей» . Четыре года назад была разработана идея и концепция данного мероприятия в нашем ДОУ: это интересные, необычные мероприятия для детей, которые проходят совместно с родителями и специалистами в течение всего дня и направлены на воспитание у детей привычки к ЗОЖ. В рамках этого дня в ДОУ был проведен конкурс макетов и плакатов «Безопасность и здоровье», в котором приняли участие дети разных групп, родители и специалисты ДОУ. В этот день ребята путешествовали по станциям «Здоровей-ка», «Размышляй-ка», «Витаминка», «Поиграй-ка», «Потанцуй-ка» и др., где получали информацию в интересной форме: становились помощниками доктора Айболита, искали практические рецепты здоровья, участвовали в спортивных и танцевальных конкурсах, составляли «витаминное меню», на некоторых станциях их ждали встречи с медицинскими работниками и спортсменами (родители воспитанников). На память об этом дне и взрослые, и дети получили памятки и буклеты с полезными советами.

В течение года с помощью фоторепортажей мы демонстрировали родителям различные ф-о мероприятия: «Безопасность – прежде всего!» (сентябрь), «Зимние забавы» (январь), «Наши чемпионы» (участие команд ДОУ в спортивных состязаниях района), «День здоровья» (апрель) и др.

Приятно отметить, что традиционными в д/саду стали семейные спортивные праздники: в ноябре – в подготовительной, в мае – в старшей группах, в феврале — «Богатырские забавы» с папами, дедушками и братьями. Радует, что эти праздники являются массовыми и очень позитивными. И дети, и родители получают массу удовольствия от совместных подвижных игр, веселых эстафет и конкурсов.

В результате консультативной, просветительской работы и практических встреч с родителями постоянно повышается их интерес к физкультурно-оздоровительным мероприятиям, они становятся их активными участниками, помогают воспитателям в организации и проведении физкультурных мероприятий, поддерживают требования и предложения специалистов по оздоровлению и физическому развитию детей.

Заострить внимание на важных моментах безопасного образа жизни помогают тематические экскурсии (на пожарно-техническую выставку, по ПДД), спектакли театральных коллективов («Уроки безопасности для детей», «Осторожно, «зебра» и др.). Старшие наши воспитанники сами готовят театрализованные постановки на темы ОБЖ: «Пожар в лесу», (по правильному питанию), которые показывают малышам.

Т.о. работа по физическому направлению в ДОУ ведется на достаточно высоком уровне, виден серьезный подход коллектива к данной работе в соответствии с ФГТ. Укрепление и сохранение здоровья детей – это основная наша задача, поэтому в будущем мы также намерены совершенствовать систему деятельности в этом направлении: усилить профилактическую работу, создать рациональные условия для физкультурной деятельности, пополнить материально-техническую базу, т.к. в этом году это не удалось.

Анализируя объем выполненных мероприятий, мы сделали вывод, что первая годовая задача выполнена на 88%. Более качественному выполнению задачи помешало отсутствие постоянной медсестры и отсутствие достаточных средств для пополнения материально-технической базы.

2. Активизировать деятельность педагогов по развитию игры детей дошкольного возраста:

обеспечить условия для реализации игрового замысла детей с учетом ФГТ;

повышать квалификацию педагогов по методике организации сюжетно-ролевой игры.

Задача развития игровой деятельности воспитанников – одна из значимых для дошкольного учреждения. Игра, как ведущий вид деятельности дошкольника, является базой для своевременного развития психических процессов малыша и его личностных качеств. Поэтому, мы стремимся обеспечить комплексный подход к вопросам содействия развитию игры ребенка. В модели дня выделено время для разных видов игр: сюжетно-ролевых, развивающих, речевых, конструктивных и др. В 2012 – 2013 учебном году коллектив ДОУ начал углублённую работу по развитию творческих игр детей в рамках сетевого взаимодействия «Творческие игры как основная форма работы с детьми в образовательном процессе, организованном в соответствии с ФГТ». До этого года углубленно организацией творческих игр занимались лишь 2 воспитателя и музыкальный руководитель. Поэтому на 1 этапе основную задачу мы поставили для себя – изучение литературы по данной теме, обучение педагогов на авторских курсах и посещение всех проводимых семинаров с созданием видеотеки. Одновременно была создана рабочая (творческая) группа по разработке планов деятельности. Изучив возможности ДОУ, коллектив принял решение — сделать упор на такой вид творческих игр, как игры-драматизации. Контроль планирования и организации игровой деятельности, показал, что многие воспитатели испытывают трудности именно в данном направлении (особенно, начинающие). Были проведены консультации по планированию и методике организации с/р игр в каждой возрастной группе, организован видеопросмотр разных видов игр (с/р на бытовые темы, режиссерская, игра-драматизация), разбор практических ситуаций. На обогащение игрового опыта дошкольников были направлены беседы воспитателей (из личного опыта, о профессиях), составление тематических альбомов, традиции «Гость группы» (родители разных профессий и увлечений), «День рождения», организация экскурсий (в пожарную часть, в библиотеку, в музеи: «Каменный век», планетарий и др.). Работа специалистов и воспитателей по театрализованной деятельности так же способствовала развитию игрового опыта воспитанников (в сюжетно-ролевых, режиссерских играх, играх-драматизациях и др.). На обогащение арсенала игр влияло приглашение артистов театральных и музыкальных коллективов («Италмас», «Жар-птица», муз. колледжа и др.) с игровыми программами «Масленица», «Рождественские колядки», «Музыкально-игровая программа ко Дню республики» и др.

Смотр игровых центров показал, что очень разнообразная насыщенная игровая среда создана в ясельной, 2 младшей № 2 и в средней группах. В старшей и подготовительной – выделяются игровые центры для девочек. В этом году во всех группах значительно пополнилось оборудование для с-р игр: появились игровые наборы-стойки «мастерская», «кухня», «бистро», «няня», «магазин», новые наборы для игр «парикмахерская», «доктор», «продукты», «инструменты» и др., сшиты игровые костюмы и атрибуты для игр, сшиты накидки на игровое оборудование по 4 основным цветам (в младшей группе № 2 и средней группе). К сотрудничеству по насыщению игровой среды привлекались родители воспитанников. Н-р, в ясельной группе прошел конкурс «Игрушка для моего ребенка» (пособия для сенсорных и творческих игр), в средней группе конкурс макетов для пап и сыновей «Улицы моего города», для мам и дочерей – «Кукольный домик». Таким образом родители учатся способам организации игровой среды для своего ребенка в домашних условиях, а так же методам и техникам игровой деятельности.

Воспитатели совместно со специалистами и руководителями ДОУ, изучив список произведений по возрастам и возможности воспитанников, определились со сказками для игр-драматизаций. Зам. зав по ВМР и воспитатель Волобуева Л.И. начали работу по написанию сценариев к выбранным сказкам (старшая и подготовительная группы), а все педагоги начали работу по подготовке к играм-драматизациям. Одновременно встал вопрос по изготовлению декораций и костюмов к сказкам. Кастелянша ДОУ, совместно с родителями воспитанников подошли творчески к этому вопросу: были сшиты костюмы для двух сказок (ст. и подг. группы), изготовлены декорации и нарисовано панно с изображением цветочного сказочного города, установлен занавес.

Параллельно педагоги ДОУ занимались самообразованием по данному вопросу и активно посещали городские и районные семинары, организованные в рамках сетевого взаимодействия. Анализируя посещаемость педагогов ДОУ районных и городских семинаров, хочется отметить, что из всех проводимых семинаров, только 1 семинар мы не смогли посетить, ввиду эпидемии гриппа. Каждый педагог ДОУ посетил хотя бы один семинар, а многие посетили 2-3. 3 педагога посетили авторские семинары М.П Яковлевой «Интеграция образовательных областей основной общеобразовательной программы в деятельности по развитию сюжетно-ролевой игры и игры-драматизации».

Активно велось сотрудничество со специалистами ДОУ по организации игр-драматизаций. Хореограф ДОУ поставила танцы и танцевальные композиции к сказкам, музыкальный руководитель подобрала музыкальное сопровождение и индивидуально работала с детьми по развитию у них выразительных движений, эмоциональности и артистичности. Результатом работы стало проведение в марте 2013 года районного семинара «Роль игры драматизации в развитии интегративных качеств ребенка», на котором присутствовало 25 педагогов Первомайского района и методист-преподаватель ЦПК «Альтернатива» М.П.Яковлева. В ходе семинара были показаны игры-драматизации: «Сказка о глупом мышонке» (младшая группа), «Лиса и заяц» (средняя группа), театрализованные игры-драматизации: «Муха-цокотуха» (старшая группа), «Цветик-семицветик» (подготовительная группа). Была создана презентация «Организация игры-драматизации в детском саду и ее роль в развитии интегративных качеств у детей» (составители зам. зав. по ВМР Н.В.Пушкарева и воспитатель Е.В.Осокина). Данная презентация является отличным учебным материалом для воспитателей, особенно начинающих. К сожалению, в ходе семинара не все удалось провести так, как было намечено. Отпечаток оставил карантин и высокая заболеваемость детей средней группы. Трудности возникли с подбором музыкального сопровождения. Но в целом, коллектив справился с поставленной задачей.

По итогам тематической проверки «Развитие игровых умений детей» (март) к концу года заметно улучшились навыки игровой деятельности детей младшей и средней групп, игры детей старшей группы стали намного разнообразнее по тематике и содержанию и качественнее по организации.

И, тем не менее, организация игровой деятельности остается одним из наиболее сложных моментов для воспитателей ДОУ. На педсовете «Игровая деятельность дошкольника» были озвучены такие проблемы, как:

трудности организации игр при большом количестве детей в группе,

трудности развития игровой деятельности современных детей (однообразие интересов, неумение самостоятельно преодолевать проблемы, невысокие коммуникативные навыки и др.),

непонимание многими родителями значения игр дошкольников (в результате, игровой опыт приобретается практически только в детском саду).

В ходе дискуссии было принято решение в следующем учебном году продолжить углублённую работу по развитию творческих игр детей, начинающим воспитателям посетить авторские курсы по развитию творческих игр, пополнить игровую среду, продолжать работу в рамках сетевого взаимодействия, привлекать к данной проблеме родителей воспитанников.

Помимо творческих игр, некоторые педагоги ДОУ ведут углубленную работу по использованию развивающих игр : воспитатель Тюлькина Г.В. – игры Воскобовича, Никитина; воспитатели Никитина Е.В., Корнева Л.А. – логоритмические игры, Шутова Л.А.– сенсорные.

В настоящее время стали популярны различные интеллектуальные игры . Для детей они представляют особый интерес. Эти игры вызывают умственное напряжение, требуют определенных знаний и умений, но форма их проведения необычна и оригинальна для дошкольников, вызывает у них ассоциации с известными взрослыми или телевизионными играми и конкурсами. Старшим дошкольникам нравится объединяться в команды, принимать необычные роли («лидеры команды», «знатоки», «историки» и т.п.), достигать результат, «зарабатывая» при этом баллы, фишки, награды и т.д. При систематическом проведении таких игр дети накапливают запас знаний, а так же обогащают игровой опыт, применяя новые сюжеты и роли в самостоятельной игровой деятельности. В «День открытых дверей» (апрель) мы решили продемонстрировать родителям именно данную форму работы с детьми. В средней группе прошла игра – путешествие «В поисках клада», в старшей и подготовительной – КВН. Воспитатели подготовительной группы Тюлькина Г.В. и Волобуева Л.И. продемонстрировали достижения детей в данном виде игр, итоговое занятие в этой группе тоже прошло в виде КВН, в котором приняли участие не только дети, но и взрослые: родители и администрация ДОУ выступили в роли спонсоров и жюри. В ДОУ уже не первый год существует традиция проведения шахматно-шашечного турнира. Задача воспитателей не просто научить, а заинтересовать воспитанников и их родителей, увлечь их данной игрой. Проходит этот турнир для малышей «по-взрослому»: есть команды от разных групп, жюри и «именитые» участники (выпускники ДОУ, шахматисты-разрядники, родители, педагоги), победители и награды (грамоты и поощрительные призы). Благодаря этой традиции большинство старших воспитанников нашего ДОУ умеют играть в шашки и любят эту игру. Ежегодно команда подготовительной группы участвует в районных соревнованиях между детскими садами «Шашки-малютки».

Читайте также:  Что такое сенсорный анализ у детей

Т.о., выстраивая предметную среду и организуя деятельность с детьми в группах, воспитатели учитывают, что основной и любимый вид деятельности дошкольников – это игра Они создают условия для разнообразных игр, способствующих полноценному и разностороннему развитию детей, привлекая к сотрудничеству семьи воспитанников и используя возможности социума. В дальнейшем необходимо продолжать работу с педагогами в данном направлении, особенно с начинающими, повышать их компетенцию и профессионализм, постоянно расширять и улучшать игровую среду в ДОУ.

3 . Осуществлять комплексный подход в развитии речевой активности детей. Способствовать формированию речевой культуры дошкольников через приобщение к искусству и развитие творческих способностей.

Углубленная работа по познавательному, речевому и интеллектуальному развитию детей ведется в ДОУ уже не первый год. При этом большое внимание воспитатели уделяют развитию познавательных способностей, интересов и активности детей во всех видах деятельности: непосредственно образовательной, самостоятельной, совместной.

На своем опыте педагоги убедились, что успешное решение этой задачи напрямую зависит от предметно – пространственной среды, окружающей ребенка. Педагогический коллектив серьезно подошел к организации ПРС в каждой возрастной группе. Смотр готовности групп, проведенный в сентябре, показал, что педагогами продумано рациональное размещение центров, учтены общепринятые требования, рекомендации программы «Радуга». Особое внимание воспитатели всех групп уделили тому, чтобы в любой возрастной группе был дидактический материал, который использовался бы не только на занятиях, но и был доступен и полезен ребенку в повседневной жизни. Воспитатели Шутова Л.А., Погорелова М.Б., Никитина Е.В., Адельшина И.Л, Тюлькина Г.В.. в тесном сотрудничестве с родителями обеспечили наличие достаточного количества качественного, эстетичного материала (интересная подборка развивающих игр, карты, плакаты, мозаики, конструкторы, модели, и т.п.), который пополняли в течение года (математические фризы, дидактические игры и др.). Созданная в группах развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по интересам и способностям.

Важнейшим условием полноценного психического развития является своевременное овладение ребенком речью. В программе «Радуга», по которой работает наш детский сад, большое внимание уделяется развитию речи детей и общению. Мы должны помочь ребенку не просто овладеть различными средствами языка, но и научить использовать их в разных ситуациях: в играх, в совместных видах деятельности, в словесном творчестве, в разговоре со сверстниками и взрослыми.

Диагностика речевого развития дошкольников в последние годы, к сожалению, показывает не очень высокие результаты: растет число детей с проблемами звукопроизношения, с ЗРР (начиная уже с 2-3 лет), многие испытывают затруднения в умении связно и красиво выражать свои мысли, рассказывать. Учителя начальных классов на встречах с родителями и специалистами ДОУ (сентябрь) говорят о тех же проблемах школьников: у многих детей небольшой словарный запас, не развито фонематическое восприятие, они не умеют последовательно излагать свои мысли, им сложно вступать в общение со сверстниками и взрослыми. Поэтому особое внимание мы уделили работе по познавательно-речевому развитию дошкольников.

Многие специалисты ДОУ углубленно занимаются темами познавательно-речевого развития дошкольников, имеют большой опыт и свои наработки. Поэтому, работа в течение года в данном направлении строилась, как распространение и обмен опытом по использованию различных технологий и вариативных форм развития речи, творческих способностей и познавательной активности. Во время семинара «Развитие на кончиках пальцев» (октябрь) свой практический опыт представили:

воспитатель подготовительной группы Волобуева Л.И. – комплексный подход к развитию ручной умелости и речи дошкольников («Центр развития ручной умелости и речи», проект «Развитие на кончиках пальцев», разработки занятий, пособий в помощь родителям и воспитателям). Кроме того, Любовь Ивановна провела консультацию по организации артикуляционной и пальчиковой гимнастики, составила памятки и буклеты по данной теме.

воспитатели младшей группы Адельшина И.Л. и подготовительной Тюлькина Г.В. представили опыт развития мелкой моторики руки и речи через творческие виды изобразительной деятельности (работа с различными изо материалами)

воспитатели младшей – средней групп поделились опытом использования в работе приемов «Логоритмики для малышей» (М.Ю. Картушиной)

Воспитатели подготовительной группы Тюлькина Г.В., Волобуева Л.И. комплексно ведут работу по познавательно-речевому и патриотическому воспитанию. Дети этой группы отличаются разнообразными познавательными интересами, проявляют познавательную и речевую активность. К данной работе активно привлекаются семьи воспитанников. Воспитатель Тюлькина Г.В. ведет углубленную работу по развитию логического мышления детей, опираясь на принципы развивающего обучения и субъектно-ориентированной дидактики. Для этого она активно использует систему развивающих и логических игр и упражнений Никитина, элементы ТРИЗ, головоломки. Тюлькина Г.В. ведет работу по внедрению технологии интенсивного интеллектуального развития детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» (В.В. Воскобович). Родителей воспитанников заинтересовал вопрос интеллектуального развития ребенка, и Галина Васильевна провела ряд открытых занятий, организовала игротеку для детей и родителей, сейчас ведет кружок «Развивающие игры и математика» с активным использованием игры «Геоконт». Воспитанники этого кружка демонстрируют высокую познавательную активность, достаточно высокий уровень умственных, конструктивных и творческих способностей.

В течение года были организованы открытые просмотры образовательной деятельности для воспитателей и родителей: воспитатель Волобуева Л.И. – использование элементов ТРИЗ на познавательно-речевых занятиях, Тюлькина Г.В. – использование игры «Геоконт» в образовательной деятельности, КВН; воспитатели Никитина Е.В., Лебедева М.М. – познавательно-речевые («В поисках клада», «Увлекательные путешествия»); воспитатель Адельшина И.Л. –занятие с использованием речевых и пальчиковых упражнений, артикуляционной гимнастики, воспитатели Шутова Л.А., Коновалова А.А. – развитие речи в группе раннего возраста.

Во время педсовета «Ребенок в мире слов» (январь) педагоги с уверенностью говорили о необходимости пересмотра подходов к организации работы по познавательно-речевому развитию дошкольников в современных условиях. Требования социума (родителей, педагогов дошкольного и дополнительного образования, учителей) к детям все время повышаются. Значит, и требования к процессам обучения и воспитания должны соответствовать современному уровню. Активными должны быть не только педагоги, но и родители. В образовательной деятельности необходимо шире использовать приемы и методы развивающего обучения, ТРИЗ, создание проблемных ситуаций, вариативные технологии речевого развития. Кроме этого, мы должны использовать интересные

формы организации речевой активности.

Поэтому, для полноценного развития детей мы вводим ряд традиций по данному направлению:

семейные конкурсы творческих работ (рассказы, фоторепортажи, стихи и т.п.): «Мой любимый уголок Удмуртии», «Мой город — Ижевск», «Защитники Отечества», «Никто не забыт, ничто не забыто…» и др..

представление родителям опросов, интервью детей, фоторепортажей на разные темы («права ребенка», «моя семья», «мой герб», «кем быть?» и др.), наиболее интересные печатаются в СМИ

ежегодный конкурс чтецов. В этом году он был приурочен к празднованию 68-летия Победы и посвящен весне. Жюри конкурса (специалисты и родители воспитанников) отметили результативность работы в данном направлении воспитателей средней, старшей и подготовительной групп. Воспитанники их были наиболее эмоциональны и убедительны, подбор стихов соответствовал возрасту, интересам и особенностям каждого конкретного ребенка

«Гость группы» и «Встречи с интересными людьми», в этом году особенно интересно данные традиции проходили во второй младшей группе № 1. В гостях у малышей побывали гости множества профессий и увлечений: врачи, спортсмены, учителя, парикмахеры, дизайнеры и др. Люди разных поколений (старшие братья, родители, бабушки) не только рассказывали о своем любимом деле, но и демонстрировали умения на практике: вязали, шили на миниатюрной машинке, играли на муз. инструментах, играли с детьми, учили ходить в поход и т.п.

обязательный показ познавательно-речевых занятий родителям в каждой возрастной группе (начиная с 1 младшей), с составлением рекомендаций, памяток

«игротеки» для детей и родителей

театрализованные представления с участием детей и родителей.

То, что все эти мероприятия проходят в ДОУ ежегодно, усиливает систему работы воспитателей и заинтересованность родителей.

Углубленная работа специалистов ДОУ по художественно-эстетическому развитию детей (театральная и изобразительная деятельность, знакомство с произведениями искусства и художественной литературы) в определенной степени способствует развитию речевой активности и культуры дошкольников.

Воспитатели организуют «творческие мастерские» в группах, где дети создают работы из разного изобразительного материала. Увлекательно проходят занятия по лепке и ручному труду в старшей и подготовительной группах, воспитатели заинтересовывают ребят с помощью занимательных сюжетов, используют нетрадиционные техники изображения, организуют выставки на интересные для детей темы.

Музыкальный руководитель Гонтаренко Т.В. организует кружки «Театральная студия», «Веселые нотки» и дополнительную платную услугу «Развитие творческих способностей дошкольников». Данные услуги в последние годы стали особо актуальны и востребованы. Проблемы многих современных детей – неумение общаться, раскрепоститься, быть активным и креативным (по итогам наблюдений и данным опроса родителей). Результаты диагностики и наблюдений показывают, что ребенок, посещающий творческие кружки, учится преодолевать эти проблемы, овладевая музыкальными и танцевальными навыками, ребенок становится более успешным и в других видах деятельности. Богатый опыт работы, творческая активность педагогов позволяют организовывать кружки и в нашем ДОУ. В 2012 – 2013 учебном году продолжили работу кружки «Развитие мелкой моторики» (рук. Погорелова М.Б.), «Развивающие игры и математика» (рук. Тюлькина Г.В..), «Веселые нотки» (рук. Гонтаренко Т.В.) «Логоритмика» (рук. Никитина Е.В.). Надо отметить, что дети, занимающиеся в этих кружках, демонстрируют достаточно высокий уровень в различных видах деятельности, творческий подход и настойчивость в достижении цели.

Воспитатель Волобуева Л.И. и музыкальный руководитель Гонтаренко Т. В. ведут углубленную работу по развитию творческих и речевых способностей детей в театрализованной деятельности. В этом учебном году к ним присоединились и другие воспитатели, ввиду участия в сетевом взаимодействии по развитию творческих игр. В течение года были поставлены музыкальные и театрализованные постановки:

— Старшая, подготовительная группы – театрализованное представление «Пожар в лесу», «Муха-Цокотуха», «Цветик-семицветик» и др.;

— средняя и младшая группа – театрализованное представление «Волк и семеро козлят», открытые занятия для родителей по ритмопластике и музицированию («Необычный оркестр»), детские инсценировки во время праздников;

— дети, занимающиеся в кружке «Веселые нотки» показали концерты для пенсионеров и ветеранов ДОУ (октябрь 2012г., май 2013г.), для матерей в Центре занятости Первомайского района (ноябрь 2012г.).

Учитывая возможности интеграции театрализованной и других видов деятельности, педагоги ДОУ используют элементы театрализации в самых различных ситуациях. Понимая, что для полноценного развития театрализованной деятельности необходима соответствующая развивающая среда, мы постарались продумать организацию театральных центров в каждой группе. В помощь воспитателям были составлены таблицы-рекомендации, позволяющие рационально подойти к подбору материала. Во всех группах были пополнены различные виды театров (настольный, перчаточный и др.), в некоторых группах обновлены костюмерные, музыкальные центры.

Т.о., с помощью театрализованной деятельности мы можем решать такие задачи речевого развития, как: воспитание интереса и любви к искусству и худ. литературе, расширение словарного запаса, развитие связной речи детей, интонационной выразительности, драматических способностей и др.

Развитию творческой активности и речи детей способствуют мероприятия по знакомству с различными видами искусства . В детском саду проходят тематические занятия по ознакомлению детей с произведениями искусства, народными промыслами, композиторами, художниками, писателями, в группах организуются «полочки красоты» для любования, детям предоставляются альбомы, репродукции для рассматривания, организуется прослушивание музыкальных произведений, сказок и др.

Знакомство дошкольников с искусством проходит в тесном сотрудничестве с культурными и образовательными учреждениями города .

Дети посещают выставки в Музее искусств, краеведческом музее

Для знакомства детей с разными видами театров (кукольный, музыкальный, драматический), мы организовывали выходы старших дошкольников в театры города, а так же приглашали артистов в детский сад

Дети старшей и подготовительной групп каждую неделю посещают занятия в библиотеке им. Горького, где получают информацию по разным темам (уроки экологии, урок доброты, о детских писателях, о родном крае и т.д.) и учатся быть «талантливыми читателями».

Проблемы познавательного и, особенно, речевого развития ребенка стоят не только перед коллективом ДОУ, но, в первую очередь, перед родителями воспитанников. Поэтому необходимо, чтобы родители владели информацией, были грамотны в этих вопросах. С этой целью мы провели для родителей консультативную персонированную помощь, встречи с разными специалистами, «День открытых дверей» («Все начинается со слова», «Какие мы стали»), показ образовательной деятельности, информационные стенды, «Игротеки» для занятий с детьми в домашних условиях. В свою очередь, родители помогли нам в создании развивающей среды в группах, проведении досугов на познавательные темы, конкурсов чтецов, тематических занятий, организации традиций.

Активное участие психолога ДОУ Коротаевой М.Н. в работе по познавательно – речевому развитию детей помогло грамотно организовать деятельность в этом направлении и достичь хороших результатов. Уровень развития познавательной сферы детей: высокий – 41%, средний – 55%, низкий – 4%. Психологическое сопровождение, организованное Мариной Николаевной, дало возможность воспитателям и родителям учитывать особенности и творческие способности детей на занятиях и в других видах деятельности. Родители обращаются к ней по поводу результатов психодиагностики познавательного развития, индивидуальных особенностей и отклонений в познавательной сфере, по организации занятий в домашних условиях, по подбору психолого-педагогической литературы.

Т.о. работа в данном направлении была организована достаточно хорошо, педагоги понимают ее значение и актуальность, проявляют активность и творчество. В будущем году мы продолжим деятельность по развитию познавательных интересов и речи дошкольников в соответствии с ФГТ, делая акценты на развитие связной речи, воспитание звуковой культуры и интонационной выразительности в сотрудничестве с родителями и социумом.

Из всего выше сказанного можно сделать выводы по решению годовых задач:

Коллектив ДОУ направил свое внимание на углубленную работу по физическому, познавательно-речевому и социально-личностному развитию дошкольников.

Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ осуществлялась по определенной системе в сотрудничестве с детской поликлиникой № 1 и семьями воспитанников.

Коллектив ДОУ начал углубленную деятельность по организации творческих игр в рамках сетевого взаимодействия «Творческие игры как основная форма работы с детьми в образовательном процессе, организованном в соответствии с ФГТ».

Была организована разнообразная деятельность для обеспечения качественного развития творческих способностей воспитанников и реализации потребностей детей в занятиях по интересам:

— Создавались условия для гармоничного развития воспитанников, пополнена развивающая среда в каждой группе, пересмотрена и дополнена игровая среда,

— Продолжили работу кружки «Веселые нотки», «Логоритмика», «Развитие мелкой моторики», «Развивающие игры и математика»; Хореография, «Развитие творческих способностей» (дополнительные платные услуги),

— Действовали традиции по проведению мероприятий с детьми (конкурс чтецов, шашечный турнир, спортивные праздники, выставки и конкурсы детских работ и др.)

— Продолжено сотрудничество с образовательными и культурными учреждениями города: библиотека им. Горького, Музыкальное училище, Музей им. К. Герда, школы № 66, № 68, театральные коллективы города.

Велась работа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, привитию любви к родному краю, городу.

Постоянно ведется стратегия сотрудничества педагогов с семьями воспитанников по разным направлениям. Действует система информирования и просвещения родителей, поддерживаются традиции совместных мероприятий в ДОУ и группах. Создан и функционирует Попечительский Совет.

источник