Меню Рубрики

Анализ заболеваний детей по возрасту

Нормальные анализы крови свидетельствуют про отсутствие изменений картины крови, то есть о полном здоровье ребенка или о наличии состояний при которых показатели анализа не изменяются. К таким состояниям относят, например, вульвовагинит у девочек, гайморит, начальные стадии заболевания корью. краснухой. ветрянкой. при глистах.

Норма анализа крови у детей зависит от возраста и физиологических состояний (прививки, прием большого количества воды, переживание). Особенно изменяется лейкоцитарная формула. в которой наблюдается 2 перекреста — с повышением уровня лимфоцитов и нейтрофилов.

Только после 7-ми лет лейкоцитарная формула становится такой же как у взрослых.

Ребенок рождается с повышенным уровнем эритроцитов и гемоглобина. который также отличается по своим характеристикам. Фетальный или детский гемоглобин с временем замещается взрослым (подробнее см. Функции и структура гемоглобина ). Поэтому, показатель гемоглобина 225г/л у новорожденных является нормальным.

Норма анализа крови у детей может варьировать, зависимо от наличия некоторых хронических заболеваний. У детей с системной красной волчанкой будут повышены уровни лимфоцитов, при врожденных пороках сердца — более высокие уровни гемоглобина и эритроцитов. А такой показатель как гематокрит сильно зависит от количества выпитой жидкости. Перед анализом ребенок выпил воды — вот гематокрит и понизился. А если кровь сдается при пищевой токсикоинфекции, поносе, рвоте, повышенной температуре тела — гематокрит повышается, ведь теряется часть воды из крови.

Расшифровывать результаты исследования крови нужно индивидуально и сразу же соотносить их с симптомами. Если все показатели анализа крови у ребенка в пределах нормы, но есть какие-либо жалобы, то анализ нужно пересдать через несколько дней и дополнить более целевыми исследованиями, например, на антитела при вирусной инфекции (гриппе. кори. краснухе. вирусном гепатите. парагриппе. паротите. коклюше. аденовирусной инфекции ).

Выявление больших сдвигов в анализе крови ребенка требует незамедлительного обращения к врачу для выяснения причины. Также необходимо помнить, что картина крови динамична и изменяется в среднем каждые 5-7 дней, а под влияние факторов среды или заболевания – ёще быстрее, в считанные часы. Так что если ребенок сдавал анализ крови неделю назад, а врач рекомендует сдать анализ, лучше – сдайте. Будет спокойнее Вам и малышу.

Каждая лаборатория имеет свои нормы анализа крови для каждого периода жизни ребенка. Так что результаты, полученные в разных лабораториях, могут незначительно, но все же, отличаться.

Номы анализа крови могут также отличатся в различных лабораториях, поскольку каждая использует определенную аппаратуру для исследования крови. К таким «индивидуальным» показателям относят эритроцитарные, лейкоцитарные и тромбоцитарные индексы определяемые на автоматических геманализаторах.

медицинский редактор сайта Мама.ру

Неонатальный скрининг – это государственная программа обследования всех новорожденных младенцев.
Ее цель — как можно раньше обнаружить некоторые серьезные генетические заболевания.

Скрининг новорожденных включает группу достаточно распространенных среди малышей проблем. При условии, что они обнаружены рано и их лечение начато вовремя, эти болезни или не развиваются вовсе, или не дают тяжелых осложнений. Диагностировать их без помощи специального лабораторного исследования практически невозможно, так как их признаки могут не проявляться до определенного возраста. Лечить же болезнь, которая уже развилась, бывает слишком поздно.

Анализ берется в роддоме на 4-е сутки у доношенных и на 7-е сутки у недоношенных младенцев. Несколько капель крови из пяточки малыша наносятся на специальную тест-полоску, которая высушивается и отправляется в лабораторию. В том случае, если роды проходили дома, анализ, как правило, проводится в детской поликлинике по месту жительства.

В России проводится скрининг на 5 заболеваний: муковисцидоз, фенилкетонурию, врожденный гипотиреоз, галактоземию и адреногенитальный синдром.

Муковисцидоз – это одно из самых распространенных наследственных заболеваний, при котором страдает дыхательная и пищеварительная система ребенка, нарушается его рост. Вовремя назначенное лечение препаратами в специализированном центре позволяет избежать тяжелых осложнений.

Фенилкетонурия – серьезное нарушение, при котором прежде всего страдает головной мозг – у ребенка развиваются серьезные неврологические нарушения, умственная отсталость. Обнаружив эту проблему у малыша, специалисты назначают ему длительную диету, соблюдение которой позволяет ребенку развиваться нормально.

Врожденный гипотиреоз – заболевание, при котором, из-за врожденной недостаточности гормонов щитовидной железы, задерживается физическое и психическое развитие ребенка. Вовремя начатое лечение гормонами щитовидной железы приводит к полному восстановлению роста и интеллектуального развития малыша.

Галактоземия – проблема, из-за которой при употреблении молока и молочных продуктов у ребенка может развиться тяжелое поражение внутренних органов (печени, нервной системы и других). Соблюдение безмолочной диеты (и, возможно, вовремя начатое лечение специальными препаратами) поможет избежать этих проблем.

Адреногенитальный синдром – связан с повышенной выработкой гормонов андрогенов корой надпочечников.
Если болезнь не лечить, у малышей начинается слишком быстрое половое развитие, рост замедляется, а в будущем развивается бесплодие. Прием необходимых гормонов налаживает нормальный ритм развития и снимает другие проявления болезни.

В том случае, если результаты скрининга показывают, что ребенок здоров, мама не получает никаких извещений. Если же выясняется, что ребенок относится к группе риска по какому-то из пяти перечисленных заболеваний, анализ проводят снова. После лабораторного подтверждения диагноза, мама с малышом приходит на прием к врачу-генетику, который рассказывает, как можно предупредить развитие болезни и, при необходимости, назначает лечение.

Не могу найти себе место(( нам 11й день. В перинатальном центре Алмазова где я рожала брали кровь на этот скрининг. И вчера позвонили из поликлиники сказали пересдать на Тобольской в медико генетическом центре кровь сухое пятно на галактозу. Что это значит. Ни у кого в роду не было неусвояемости лактозы и молоко! Все эти заболевания наследственные. У ребенка никаких симптомов нет. Почитав про галактозимию я в ужасе((( может быть ошибка лаборатории? У ребенка вес при рождении 3090. Прибавили 250 гр почти за неделю дома.

вы пока сильно не паникуйте. этот анализ — скрининговое исследование. он выявляет группу детей, которых стоит обследовать на эти заболевания. на самом деле, даже у тех, у кого этот анализ плохой — еще очень далеко не факт, что есть эта болезнь. тем более, если никаких симптомов нет — это хороший признак.
кроме того, если бы результат был реально плохой, я думаю, просили бы не повторить этот скрининговый анализ, а уже назначили бы обследование. скорее всего, там незначительное отклонение или даже анализ не получился — такое тоже бывает.
главное — хорошая прибавка в весе как бы намекает на то, что сомнительно, чтобы у ребенка была галактоземия

Для того, чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

Для того, чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

Через минуту после рождения состояние ребенка оценивается по пяти параметрам, входящим в шкалу Апгар: пульс, дыхание, мышечный тонус, рефлекторная возбудимость и цвет кожи. Через пять минут проводится повторная оценка.

Чрезвычайно опасное состояние новорожденного: отсутствие самостоятельного дыхания при наличии всех остальных признаков жизни. Асфиксия может быть вызвана сдавливанием груди, живота и дыхательных путей, попаданием в них слизи, околоплодных вод или крови.

Гипофизарный нанизм (карликовость) — это задержка роста и физического развития, вызванная недостаточным количеством соматотропного гормона (СТГ. гормон роста) в организме. Это чрезвычайно редкое заболевание: по разным данным, оно встречается у 1-4 человек из 10000. Причем мальчики болеют в два раза чаще, чем девочки. Карликовым считается рост ниже 130 см у мужчин и ниже 120 см у женщин.

Виновниками данного заболевания считаются:

  • наследственная предрасположенность;
  • врожденные дефекты (нарушение формирования гипофиза во внутриутробном периоде);
  • травмы головы, в том числе во время родов ;
  • опухоли гипофиза и окружающих его структур;
  • такие заболевания, как: туберкулез. сифилис. саркоидоз ;
  • перенесенная лучевая или химиотерапия .

Однако в более чем 60% случаев причина карликовости остается невыясненной.

Сахарный диабет: как предупредить и как бороться

Новое лекарственное лечение диабета

Сахарный диабет — «сладкая» эпидемия XXI века

Как улучшить лечение диабета и защитить сердце?

При рождении вес и рост больных с недостаточностью гормона роста не отличаются от здоровых детей. Как правило, первые признаки заболевания появляются у детей в возрасте 2-3 лет, когда они начинают отставать в росте от своих сверстников. Скорость роста резко снижена и не превышает 3-4 см в год (в норме 7-8 см в год). Задержка роста сопровождается нормальными пропорциями тела ребенка. Также отмечаются:

  • замедление окостенения скелета, нарушение развития и смены зубов;
  • слабое развитие мышечной системы ;
  • недоразвитие половых органов;
  • склонность к артериальной гипотонии ;
  • при наличии опухоли гипофиза или окружающих участков мозга наряду с перечисленными симптомами отмечается нарушение зрения.

Умственное развитие, как правило, нормальное, у больных обычно хорошая память .

Для подтверждения диагноза необходимо:

1. Сдать анализы крови и мочи на гормон роста и др. Выбор необходимых анализов определит врач. он же назначит гормональные пробы. Проба проводится следующим образом: определяют исходный уровень гормонов в крови, затем пациент принимает лекарство и через некоторое время анализ повторяют.

2. Выполнить рентгенографию черепа и области турецкого седла для определения размеров гипофиза. Дополнительно могут быть назначены следующие исследования:

  • магнитно-резонансная (МРТ ) или компьютерная томография (КТ) головного мозга — безболезненные процедуры, с помощью которых можно детально рассмотреть область гипофиза и окружающие участки мозга.
  • консультация окулиста .

Лечение назначает врач-эндокринолог. Основной способ восстановления нормального уровня гормона роста в организме — постоянный прием искусственного гормона роста. Для облегчения дозировки и введения гормона роста в последнее время разработаны специальные инъекционные шприц-ручки (подобные шприц-ручкам для введения инсулина ).

На фоне лечения скорость роста у больных увеличивается до 8-12 см в год по сравнению с 3, 5-4 см, которые, как правило, наблюдаются до начала лечения. В период полового созревания в схему лечения включают половые гормоны. В 10-20 % случаев дефицит гормона роста сопровождается дефицитом гормонов гипофиза, влияющих на функцию щитовидной железы. В таких случаях в схему лечения включают гормоны щитовидной железы.

Эффективность лечения зависит от конкретной причины заболевания. В большинстве случаев больным удается достигнуть нормального роста и адаптироваться к условиям окружающей жизни.

источник

Состояние здоровья детского населения в настоящее время является одним из главных направлений социальной политики в нашей стране.

Состояние здоровья детского населения в настоящее время является одним из главных направлений социальной политики в нашей стране. В современных условиях, характеризующихся кризисом в области социальной сферы и экономики, в России особая роль отводится вопросам совершенствования здоровья населения и, в первую очередь, сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения.

Значимость реализации данного положения определяется тем, что здоровье детей, удельный вес которых в структуре населения России в настоящее время составляет 21,9 % (Государственный доклад «Здоровье населения России и деятельность учреждений здравоохранения в 2011 году»), в значительной мере определяет интегральный показатель качества здоровья и составляет фундаментальную основу для формирования потенциала здоровья взрослых членов общества, являющегося важнейшим фактором и главным условием успешного реформирования общества.

Одной из приоритетных задач профилактической медицины является сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста [1, 2].

Актуальность разработки методов и принципов медико-социального обеспечения детей с хронической патологией обусловлена значительным снижением численности трудоспособного населения и негативными сдвигами в состоянии здоровья детей и подростков в России на протяжении последних десятилетий, вследствие чего сохранение здоровья становится первоочередной, крайне важной задачей профилактической медицины.

Целью исследования явилось установление уровня и структуры заболеваемости детского населения с целью разработки оздоровительных мероприятий.

Методом описательной статистики проведен анализ заболеваемости детского населения по данным официальной статистики за 2006–2010 гг.

В связи с этим возрастает необходимость укрепления здоровья детского населения и, прежде всего, за счёт улучшения состояния здоровья длительно и часто болеющих детей, относящихся к группе повышенного медико-социального риска.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ заболеваемости детского населения по данным официальной статистики за 2006–2010 гг. свидетельствует о продолжающемся ухудшении здоровья детей (рис. 1) [2].

Общая заболеваемость детей от 0 до 7 лет составила в 2010 году 194,4 тыс. на 100 тыс. соответствующего населения, прирост за последние десять лет достиг 33 % [3].

Структура патологической поражённости выявила наибольшую распространённость (по МКБ-X) следующих классов: заболеваемость органов дыхания (649,9 ‰), органов пищеварения (42,3 ‰), некоторых инфекционных и паразитарных заболеваний (17,8 ‰), болезней костно-мышечной системы (39,7 ‰), болезней органов зрения (80,7 ‰), болезни мочеполовой системы (33,8 ‰).

Рисунок 1. Общая заболеваемость детей от 0 до 7 лет в динамике 2006–2010 гг. (тыс. на 100 тыс. соответствующего населения)

Как показало исследование, лидирующую позицию занимают болезни органов дыхания (62,3 %). Однако в ходе исследования было выявлено резкое увеличение заболеваемости у детей дошкольного возраста по таким классам болезней как: болезни органов зрения и придаточного аппарата (с 67,3 ‰ в 2007 г. до 80,3 ‰ в 2010 г.), болезней органов пищеварения (с 38,7 ‰ в 2007 г. 42,3 ‰ в 2010 г.), болезней нервной системы (с 26,9 ‰ в 2007 г. до 28,5 ‰ в 2010 г.). В связи с этим был проведён анализ внутренней структуры указанных классов заболеваний, методов лечения, оздоровления и профилактики у детей дошкольного возраста.

При изучении внутренней структуры класса болезней органов зрения и придаточного аппарата наибольшее распространение было выявлено по следующим заболеваниям: аккомодации и рефракции (52,2 %), миопии (25,7 %), астигматизма (3,2 %), прочее (18,9 %) (рис. 2).

При рассмотрении внутренней структуры класса болезней органов пищеварения наиболее значимыми заболеваниями можно отметить: язвенную болезнь (0,1 %), гастриты и дуодениты (27,5 %), болезни желчного пузыря и желчевыводящих путей (0,1 %),болезни полости рта, слюнных желез и челюстей (6,5 %), грыжи (13,5 %), другие болезни кишечника (14,1 %), прочие (41,7 %) (рис. 3).

Рисунок 2. Структура заболеваемости органов зрения (в % к итогу по классу)

Рисунок 3. Структура заболеваний органов пищеварения (в % к итогу по классу)

Со стороны класса болезней нервной системы были выделены: нарушения вегетативной нервной системы (13,4 %), экстрапирамидные и другие двигательные нарушения (65,2 %), эпизодический и пароксизмальные расстройства (1,8 %), церебральный паралич и другие паралитические синдромы (5,8 %), эпилепсия (13,6 %) (рис. 4)

Рисунок 4. Структура заболеваемости болезнями нервной системы (в % к итогу)

При анализе заболеваемости по полу отмечено, что если в 3 года уровень заболеваемости мальчиков выше по сравнению с девочками, то после 3-х лет во всех возрастных группах уровень заболеваемости выше у девочек (3580,3 против 2883,3 на 100 детей соответствующего возраста).

Анализ структуры заболеваемости детей по полу не выявил различий между мальчиками и девочками. Выявлено, что у детей сравниваемых групп структура заболеваемости представлена одними и теми же классами болезней, имеющими лишь разный ранговый уровень.

Так, на первые пять классов в ранговой структуре заболеваний приходится 85,5 % всей патологии – в группе длительно и часто болеющих девочек и 78,8 % – в группе длительно и часто болеющих девочек.

Индивидуальная характеристика заболеваемости оценивается по кратности обращения ребёнка к врачу и общей длительности заболеваний в течение года. В зависимости от частоты перенесённых заболеваний в течение года все дети были распределены на следующие группы:

– «мало болеющие» дети (МБД) – те, кто перенёс не более 1-го заболевания в год;

– «эпизодически болеющие» дети (ЭБД) – те, кто перенёс от 1-го до 3-х заболеваний в год;

– «часто болеющие» дети (ЧБД) – те, кто перенёс 4 и более заболеваний в год.

Последняя группа детей является наиболее неблагоприятной в плане формирования хронической патологии.

Наибольшее число часто болеющих детей приходится на возрастную группу – 6–7 лет, т.е. на тот период, когда ребёнок поступает в первый класс и у него увеличиваются нагрузки как в физическом, так и в психоэмоциональном планах.

В ходе анализа были разработаны оздоровительные мероприятия среди длительно и часто болеющих детей дошкольного возраста в детской поликлинике, в ходе которых были задействованы следующие структуры:

Читайте также:  Зрительный анализ и синтез у детей

– средства массовой информации;

– лечебно-профилактические детские учреждения и структурные подразделения;

– специалисты ЛПУ (врачи-педиатры, врачи-специалисты);

– специалисты образовательных учреждений.

В проведении системы лечебно-профилактических мероприятий, направленных на оздоровление детей с заболеваниями органов зрения и придаточного аппарата, органов пищеварения и нервной системы, ведущая роль принадлежит медикаментозному лечению [2, 3].

При заболеваниях органов пищеварения используются антисекретолитические препараты (ингибиторы протонной помпы, Н2-гистаминоблокаторы, М-холиноблокаторы), прокинетики, антациды, ферментативные препараты, пре- и пробиотики, общеукрепляющие, противопаразитарные, иммуномодуляторы.

Для лечения болезней нервной системы применяются болеутоляющие, сосудистые препараты, ноотропные, седативные, антиспастические, антиэпилептические, средства, влияющие на вегетативную систему, витаминотерапия.

Нарушения со стороны органов зрения коррегируются витаминотерапией, антибиотикотерапией, сосудистыми препаратами, общеукрепляющими, увлажняющими и вяжущими глазными средствами, также используют стимуляторы регенерации роговицы, антиоксиданты, аппаратное лечение.

Поскольку, как было отмечено ранее, почти каждый 5 ребёнок дошкольного возраста имеет в анамнезе аллергические заболевания, то эффективность лечения при использовании только стандартных медикаментозных методик резко снижается, поэтому возникает потребность в сочетанном лечении данной категории детей с применением немедикаментозного или нетрадиционного подхода, например, иглорефлексотерапии.

Таким образом, показатели заболеваемости детского населения дошкольного возраста говорят о необходимости проведения целенаправленных оздоровительных и медико-реабилитационных мероприятий среди длительно и часто болеющих детей. При этом только чёткое взаимодействие и преемственность среди образовательных и лечебно-профилактических учреждений сможет обеспечить улучшение показателей здоровья детей.

Иванова Маиса Афанасьевна, доктор медицинских наук, профессор, главный научный сотрудник отделения организации лечебно-профилактической помощи ФГБУ «ЦНИИОИЗ Минздрава России», г. Москва.

Гончарова Ольга Викторовна, доктор медицинских наук, заведующая отделением охраны здоровья матери и ребенка ФГБУ «ЦНИИОИЗ Минздрава России», г. Москва.

источник

АНАЛИЗ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОМ ЗВЕНЕ В.А. Жирнов, М.В. Дмитриева

1 УДК АНАЛИЗ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОМ ЗВЕНЕ 2015 В.А. Жирнов, М.В. Дмитриева Самарский государственный медицинский университет Статья поступила в редакцию В научной статье уделено внимание особенностям состояния здоровья детей дошкольного возраста. Проведен анализ структуры детского населения, распространенности заболеваемости детей на участке. Даны оценка физического развития неорганизованных детей и детей, поступающих в начальную школу, распределение их по группам здоровья при медицинских осмотрах. Показана динамика морфофункциональных отклонений (нарушение зрения, дефекты речи, нарушение осанки) у детей дошкольного возраста. Ключевые слова: дети, дошкольный возраст, заболеваемость, физическое развитие, амбулаторнополиклиническое звено. ВВЕДЕНИЕ Состояние здоровья детей является одним из достоверных и показательных критериев качества жизни населения в целом [, 5]. В течение последних лет отмечаются неблагоприятные сдвиги в состоянии здоровья детей дошкольного возраста, характеризующиеся ростом распространенности функциональных расстройств и хронических болезней, изменением структуры выявляемых нарушений здоровья, ухудшением показателей физического развития. Объективно отразить степень утраты здоровья детского населения позволяют показатели заболеваемости, а ее структура дает возможность определить приоритеты профилактики при организации обслуживания в лечебно-профилактических учреждениях []. Цель исследования: изучить распространенность заболеваний по данным обращаемости детей дошкольного возраста в амбулаторно-поликлиническом звене. Материал и методы. Проведено изучение состояния здоровья детей дошкольного возраста, находившихся под наблюдением на базе ГБУЗ СО «Самарская городская поликлиника 10 Советского района» (г. Самара) в 201 гг. Заболеваемость детей изучали по обращаемости в детскую поликлинику и путем клинического наблюдения в ходе исследования. Комплексная оценка состояния здоровья базировалась на заключениях специалистов по амбулаторной документации, на выписках из историй болезни стационаров, данных лабораторного и инструментального обследования. Жирнов Виталий Александрович, доктор медицинских наук, профессор кафедры госпитальной педиатрии. Дмитриева Марина Владимировна, очный аспирант кафедры госпитальной педиатрии. Е-mail: РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ При анализе возрастной структуры детского населения на педиатрическом участке количество детей дошкольного возраста составило 359 ребенка, из них: дети до 1 года 59 (7,28%), от 1 до 3 лет 136 (16,8%), от до 7 лет 16 (20,2%) (рис. 1). Общий уровень распространенности заболеваний прикрепленного детского населения в нашем исследовании составил 610,1 за 201 г. (табл. 1). При этом общая инфекционная заболеваемость составила 57,8 за счет лидирующей позиции в структуре острых респираторных вирусных инфекций (Таблица 2). В 201 г. случаев заражения краснухой не было, что говорит о своевременной и всеохватывающей вакцинопрофилактике на педиатрическом участке. В структуре заболеваемости детей первого года жизни был выявлен широкий нозологический спектр. Наиболее распространенной была бронхолегочная патология в виде частых эпизодов острых респираторных заболеваний (ОРЗ), обнаруженная у 29 детей (6,%). У 2 детей (3,8%) на фоне ОРЗ отмечались рецидивы обструктивного бронхита. Случаев острой пневмонии как осложнение ОРЗ не отмечалось. На втором месте по частоте встречаемости атопический дерматит, выявленный у 10 детей (19,2%). Железодефицитной анемии принадлежало третье место, ее признаки имелись у детей (7,6%). На четвертом месте находились инфекционные болезни глаз, диагностированные в 7% случаев, в основном за счет конъюнктивита. Кроме того, на первом году жизни у детей исследуемой группы были выявлены отиты (5,7%). Особый интерес представляет анализ сведений о верификации диагноза у детей, достигших 18 месяцев, рожденных от ВИЧ-инфицированных женщин. Число детей, которым был снят диагноз перинатальный контакт по ВИЧ-инфекции, 762

2 Клиническая медицина 0,00% 37,0% 35,00% 30,00% 25,00% 20,00% 16,80% 20,2% 18,27% 15,00% 10,00% 7,28% (n=810) 5,00% 0,00% Рис. 1. Возрастная структура детского населения на педиатрическом участке Таблица 1. Общий уровень распространенности заболеваний у детей на участке в 201 г , , ,8 Таблица 2. Распределение детей по инфекционной заболеваемости на участке в 201 г , , , ,0 уменьшилось в сравнении с предыдущими годами: в 2013 г 5 детей, в 201 г 1 ребенок, что говорит о росте инфицированности данной инфекции среди детей раннего возраста. Актуальным на сегодняшний день является вопрос состояния здоровья так называемых «неорганизованных» детей это дети, по тем или иным причинам не посещающие детский сад. Их количество на участке детей до 1 года составило 7 (79,66%) из 59 детей, тогда как к -7 годам 3 (20,73%) из 16 (рис. 2). В структуре соматической патологии у неорганизованных детей болезни лор-органов составили высокий удельный вес во всех возрастных группах детей; в основном, за счет хронического тонзиллита (10 детей) и аденоидита (8 детей). Среди болезней опорно-двигательного аппарата выявлены нарушения осанки, плоскостопие, неблагоприятно воздействующие на кости скелета, мышцы, приводящие к смещению внутренних органов, и как следствие заболеванию всего организма [2]. Также встречались заболевания: бронхиальная астма, дисметаболическая нефропатия, интерстициальный нефрит (Рисунок 3). Комплексная оценка состояния здоровья детей по годам жизни позволила установить, что в неорганизованных группах детей доля практически здоровых (1 группа здоровья) составила 5,3%. Лидирующую позицию заняла вторая группа здоровья (дети с морфофункциональными отклонениями, группа часто болеющих детей) и составила 8,6%. Третья группа была выявлена в,6% случаев, четвертая в 1,3%. Проведена комплексная оценка развития и состояния здоровья детей, поступающих в школу. Как показал анализ полученных данных, количество детей в возрасте 7 лет, поступающих в начальную школу, составило 16% от общего 763

3 90,00% 80,00% 79,66% 79,26% 70,00% 60,00% 50,00% 50,73% 9,26% 0,00% 30,00% 20,00% 20,33% 20,73% 10,00% 0,00% 1 (n=59) 1-3 (n=136) -7 (n=16) Рис. 2. Распределение организованных и неорганизованных детей в зависимости от возраста на педиатрическом участке за 201 г Рис. 3. Структура психосоматической патологии у неорганизованных детей на участке за 201 г. количества детей в возрасте 0-7 лет (57 человек). Гармоничность физического развития определялась по разности между максимальным и минимальным номерами коридоров центильной шкалы, полученных для массы, роста и окружности груди [1]. Изучение соматотипа (темпа физического развития) при гармоничном развитии проводили по схеме Р.Н. Дорохова И.И. Бахраха. Исследование уровня развития показало, что все дети имели гармоничное развитие. При оценке соматотипа детей, имевших гармоничное развитие, были получены следующие результаты: мезосоматический тип (нормальный тип физического развития) встречался у 51 ребенка (89,5%); гиперсоматический (ускоренный тип физического развития) был выявлен у (7%), гипосоматический (замедленный тип физического развития) у 2 (3,5%) детей соответственно. 76 В структуре заболеваемости при поступлении детей в первый класс доминирующее место заняли болезни центральной нервной системы (17,5%) [6]. Исследования последних лет свидетельствуют о росте пограничных нервно-психических расстройств в детском и подростковом возрасте. В нашем исследовании среди детской пограничной патологии выявлены гиперкинетические расстройства, специфические задержки в моторном и речевом развитии. Изучение структуры ведущих классов заболеваний показало, что болезни органов желудочно-кишечного тракта встречались в 8,77% случаев и сформировались преимущественно за счет запоров, хронического гастрита, заболевания желчевыводящих путей. Среди болезней глаза и его придаточного аппарата преобладали отклонения с различными нарушениями остроты зрения: нарушение акко-

4 Клиническая медицина, (n=57) ( ) 3,50% 5,26% 8,77% 17,5% Рис.. Структура заболеваемости детей, поступающих в начальную школу модации и рефракции (7,017%). Начиная с двухлетнего возраста у детей () стала формироваться хроническая лор-патология (хронические болезни миндалин и аденоидов), которая резко возросла к 5 годам, что отчасти было связано с возрастным формированием носоглотки. Число заболеваний болезнями органов дыхания составило всего 5,26% случаев, что свидетельствует о повышении двигательной активности детей, сопротивляемости и укреплении адаптационных механизмов детского организма к воздействию различных факторов (рис. ). Данные классы болезней практически исчерпывают всю обращаемость родителей в поликлинику по поводу заболеваний всех детей. Следовательно, усилия медицинских работников детских лечебно-профилактических учреждений должны быть направлены на профилактику названных выше классов патологии. По итогам диспансеризации и в зависимости от состояния здоровья, проанализировано распределение детей по группам здоровья [2]. Доля практически здоровых детей I группа, составила 23 %. Наибольший удельный вес приходился на II группу (70%), то есть почти каждый второй ребенок имел некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения (в данном исследовании нарушение осанки, зрения, речи, плоскостопие), а также дети часто и/или длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями. При этом доля детей в III группе здоровья составила всего 7% это дети, страдающие хроническими болезнями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсацией функциональных возможностей. ВЫВОДЫ Таким образом, анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показал, что наиболее значимым является увеличение распространенности хронических болезней органов дыхания, костно-мышечной, нервной систем, глаз, болезней органов пищеварения. Для снижения данной заболеваемости и предупреждения развития хронизации требуется совершенствование системы медицинского обслуживания в амбулаторно-поликлиническом звене. Необходима своевременная организация профилактической работы, в первую очередь, направленная на снижение уровня заболеваний, проведение углубленных осмотров, а в последующем оздоровления; консультативное обеспечение по вопросам охраны здоровья детей и подростков в семье, половому и физическому воспитанию, медицинской профессиональной ориентации. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Байкова Л. Ф., Амирова В.Р. Физическое развитие и психологическая готовность к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста, родившихся недоношенными // Медицинский вестник Башкортостана , Т.5. С Корельская И.Е., Белецкая Е.В. Физическое развитие детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в условиях циркумполярного региона // Современные проблемы науки и образования С.107. (дата обращения ). 3. Петрова Е.И. Состояние здоровья детей-сирот, находящихся в трудной жизненной ситуации (по материалам Рязанской области) // Российский медико-биологический вестник им. академика И.П. Павлова С Попова Т.В., Жуковская Е.В., Киреева Г.Н. Некоторые аспекты состояния здоровья детей Челя- 765

источник

ирина кормакова
Анализ заболеваемости за 2015 год

Состояние здоровья детей оценивалось согласно приказу Министерства образования Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.06.92 № 186 / 272.

За счет эффективных методов физкультурно-оздоровительной работы с детьми и оздоровительных мероприятий, замены бактерицидных ламп в групповых помещениях с 2010 года часто болеющих детей в Детском саду не стало.

Сравнительная таблица групп здоровья

Из данной таблицы видно, что уровень состояния здоровья детей стало улучшаться в сравнении с прошлым годом. Уменьшилось количество детей с 1 группой здоровья (на 1,17%). Количество детей с 2 группой здоровья увеличилось на 3,75%, а с 3 и 4 группой здоровья нет.

Анализ данных по посещаемости

Год Посещаемость (на 1 ребенка) Общие пропуски (на 1 ребенка) Пропуски по болезни (в случаях, в днях)

Таким образом, за последнее время наблюдается уменьшение процента посещаемости детьми детского сада и уменьшается число пропусков по болезни, но остается по-прежнему много пропусков по прочим причинам

Сравнительная таблица групп для занятий физической культурой

Диаграмма «Группы для занятий физической культурой»

Из данной таблицы видно, что количество детей с основной группой увеличилось (на 3,1%, с подготовительной и специальной группой здоровья нет

Перечень имеющихся патологий у детей.

тубинфицированные 21 12 10

Заболевания крови — — —

онкозаболевания — — —

Анализ таблицы позволил выявить тенденцию уменьшения количества детей с заболеваниями органов зрения, нервная система, виражные, тубинфицированные.

Таблица соматической заболеваемости

ясли сад ясли сад всего всего ясли сад всего

Количество детей 97 95 102

Общая 21 127 83 147 230 148 78 142 220

1 ОРЗ 11 66 64 90 154 77 42 85 137

5 Отит, коньюктивит 2 8 2 6 8 10 2 5 7

6 бронхит 1 11 4 9 13 12 4 1 5

7 прочее 7 36 12 37 49 43 15 32 47

10 ветрянка 3 — — — 3 5 19 24

В результате анализа заболеваемости в сравнении с прошлым годом уменьшилось количество заболеваний ОРЗ (на 17 случаев, бронхит (на 7 случаев). А на 1000 человек показатель общей заболеваемости уменьшился –2156, по сравнению с прошлым годом – 2371; и показатель острой заболеваемости уменьшился -1343, по сравнению с прошлым годом – 1587.

Физическое развитие детей

Количество детей 96 97 102

Гармоничное развитие 96 97 —

В т. ч. с недостаточ. массой — — —

Низкое физическое развитие — — —

Анализ физического развития детей показал, что количество детей с гармоничным физическим развитием выросло на протяжении 3 последних лет. Случаев травматизма в детском саду за последние 3 года не было.

Вывод: повышению роста физического развития детей Детского сада способствуют:

1. Использование разнообразных форм (активных, интерактивных) по взаимодействию с семьей по вопросам физического развития детей.

2. Систематическое проведение физкультурных и оздоровительных мероприятий.

3. Улучшение материальной базы Детского сада.

Анализ деятельности МАДОУ за 2015–2016 учебный год I. Общая характеристика учреждения Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 «Буратино» г. Гая Оренбургской.

Анализ коррекционно-развивающей работы за 2015–2016 годы Анализ коррекционно-развивающей работы за 2015-2016гг. Учитель-логопед Старосельцева Л. В. ЦЕЛЬ: Своевременное оказание коррекционной помощи.

Анализ работы детского сада за 2015–2016 учебный год 1.1. Анализ работы по годовым задачам. В 2015-2016учебном году детский сад работал по основной образовательной программе дошкольного образования.

Анализ работы МКДОУ за 2015–2016 учебный год В 2015-2016 учебном году МКДОУ «Куртамышский детский сад №8» продолжал работать в режиме создания условий для перехода на новую образовательную.

Анализ работы МО воспитателей за 2015–2016 учебный год (начало) Продолжение Стратегия ОУ Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в общество. Успешная работа воспитателя – это комплексный.

Анализ работы МО воспитателей за 2015–2016 учебный год (продолжение) Начало Большое значение в работе педагога имеет их участие в различных конкурсах. Про-шедший год показал положительную динамику в данном.

Анализ работы педагога-психолога за 2015 2016 учебный год Работа велась по намеченному рабочему плану на 2015 /2016 учебный год. МБДОУ ДС «Алёнка» Баяшкина Оксана Николаевна В текущем учебном.

Анализ работы подготовительной группы за 2014–2015 год Общая характеристика группы «Рябинка В группе 23 человека, из них 9 мальчиков и 14 девочек. Возраст детей от 5 до 7 лет. 11 детей нашей.

Анализ работы за 2015–2016 учебный год Анализ работы МБДОУ «Детский сад №___» за 2015-2016 учебный годОсновными направлениями деятельности коллектива МБДОУ в 2015/16уч. г. были:.

Анализ воспитательно-образовательной работы за 2015–2016 г. УНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 12 «АЛЕНУШКА» ПОСЕЛКА ПСЕБАЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСТОВСКИЙ РАЙОН.

источник

Пребывание ребенка в дошкольной образовательной организации, особенно на этапе адаптации, связано с повышенными рисками для здоровья, что обусловлено высокой контактностью дошкольников на фоне несовершенства иммунных реакций. Дети обмениваются бактериями и вирусами, и это является закономерным процессом, но при наслоении психологических проблем (эмоциональных переживаний, стресса от временного расставания с родными) или в периоды эпидемии высока вероятность возникновения карантинной опасности для всего коллектива. Систематический анализ детской заболеваемости в детском саду позволяет выявить эффективные варианты работы по направлению и улучшить показатели здоровья воспитанников.

Читайте также:  Золотистый стафилококк у детей анализ

В условиях нового времени, когда возрастное развитие ребенка затруднено множественными негативными факторами (пагубное воздействие окружающей среды, несоблюдение двигательного режима, несбалансированное питание, высокие эмоциональные риски), необходимость осуществления анализа заболеваемости и посещаемости детей в ДОУ за год и разработка соответствующих мер является острой необходимостью, способствующей повышению роли медицинского персонала и улучшение общего самочувствия воспитанников. Аналитическая работа по направлению предусматривает необходимость реализации нескольких организационных этапов:

  1. Воспитатели детских групп ежедневно фиксируют количество отсутствующих малышей, в том числе по болезни.
  2. Ежемесячно старшей медицинской сестрой (или ответственным сотрудником) ведется сбор учетно-отчетных данных по группам с обязательным выделением множественных показателей заболеваемости (количество заболевших, тип патологии, длительность диспансерного наблюдения).
  3. Результаты анализа и возможные причины недугов воспитанников систематически заслушиваются на медико-педагогическом совещании и обсуждаются на педсовете.

В журнале «Справочник руководителя дошкольного учреждения» вы найдете образец приказа и памятку для родителей вы найдете образец приказа и памятку для родителей

При анализе заболеваемости воспитанников детского сада следует принимать во внимание медицинские карты детей, контрольные карты диспансерного наблюдения, паспорт здравпункта и другие отчетные документы, составляемые на основании осуществляемого мониторинга. При определении цифровых показателей целесообразно применение сравнительного метода и корреляционного анализа, при этом при оценивании уровня детской заболеваемости учитываются:

  • общие показатели посещаемости в детском саду;
  • группы для занятий физкультурой;
  • перечень имеющихся патологий у воспитанников (анализ хронических заболеваний детей);
  • соматические заболевания;
  • заболеваемость по возрастам;
  • целевая деятельность профилактического характера по снижению заболеваемости детей ДОУ (и пропусков без причин);
  • система коррекционной работы по оздоровлению дошкольников.

При составлении аналитической справки посещаемости детей в детском саду, чтобы отследить эффективность реализуемых мер, стоит в обязательном порядке принимать во внимание аналогичные показатели за предыдущий отчетный период, что удобнее всего сделать на основании простой сравнительной таблицы, доступной для просмотра.

Не менее важно выделить список наиболее распространенных заболеваний дошкольников и перечень реализуемых профилактических мер — это поможет определить эффективность деятельности по направлению и возможности снижения рисков для здоровья воспитанников в период пребывания в детском саду и дома.

В рамках проведения комплексного анализа дополнительно необходимо акцентировать внимание на формулах расчета заболеваемости в детском саду, использование которых позволяет получить данные для целевых отчетов.

  1. План посещаемости (ПП) рассчитывается посредством умножения количества детей в детском саду по плану (КДП) на количество рабочих дней в месяце (РД). Таким образом, ПП = КДП*РД, например: при КПД 300 детей и 19 рабочим дням план посещаемости ДОУ на рассчитываемый месяц равен 5700 (300*19).
  2. Фактическая посещаемость детского сада (ФП) рассчитывается путем умножения количества детей, посещающих ДОУ (КДп), на количество рабочих дней (РД). Таким образом, ФП = КДп*РД, например: при условии посещения учреждение 270 детьми и 19 рабочих днях фактическая посещаемость составляет 5130 (270*19).
  3. Количество пропусков (КП) является разницей между показателям плана посещаемости и фактической посещаемости, а именно КП=ПП-ФП. В нашем примере количество пропусков составляет 570 (5700-5130).
  4. Число дней по заболеваемости (ЧДЗ) рассчитывается на основании справок о заболеваемости детей в ДОУ посредством простого исчисления пропущенных дней.
  5. Показатель заболеваемости на одного ребенка (ЗР) исчисляется посредством деления числа дней, пропущенных по заболеваемости (ЧДЗ), на количество детей в детском саду по плану (КДП), а именно: ЗР=ЧДЗ/КДП. Так, при 150 днях, пропущенных воспитанниками по болезни (что подтверждено справками), показатель заболеваемости составит 0,5 (150/300).
  6. Посещаемость детского сада ребенком (ПР) рассчитывается посредством деления показателя фактической посещаемости (ФП) на количество количества детей в детском саду по плану (КДП), а именно: ПР=ФП/КДП. Основываясь на ранее представленных расчетах, получаем посещаемость 17,1 (5130/300).
  7. Средний показатель посещаемости детьми ДОУ (СПД) рассчитывается посредством деления фактической посещаемости (ФП) на количество рабочих дней (РД). Таким образом, СПД =ФП/РД, в нашем случае — 270 (5130/19).

Данные формулы помогут не только в подготовке данных для тематического выступления на педсовете, но и при подготовке отчета о заболеваемости в детском саду за год, который должен быть дополнен данными о самых распространенных болезнях и комплексом соответствующих профилактических мер.

Одной из ключевых особенностей деятельности, осуществляемой в рамках анализа заболеваемости детей в детском саду, является составление сводной таблицы распространенных патологий, с которыми наиболее часто сталкиваются воспитанники и поиск возможностей для улучшения динамики. К числу часто фиксируемых детских патологий относятся следующие:

  1. ОРВИ и ОРЗ, первыми признаками проявления которых является озноб, ринит, кашель, повышение температуры тела, головная боль, слабость. Главной особенностью респираторных инфекций является высокая скорость передачи возбудителей, поэтому при появлении первых симптомов заболевшим малышам после оказания симптоматической помощи необходимо обеспечить диспансеризацию в медпункте до прихода родителей.
  2. Ветрянка, корь, краснуха, паротит. Для этих болезней (всех, кроме ветрянки) разработаны и успешно применяются вакцины. Прививки детям делают в поликлиниках, начиная с самого раннего возраста. Такие меры помогают не только снизить заболеваемость детей в ДОУ, но и свести к минимуму последствия, если ребенок все же заболевает. От ветрянки, самого часто встречающегося заболевания, до сих пор вакцины нет. Дети переносят этот недуг относительно легко, в редких случаях ребенка может беспокоить повышение температуры тела и слабость.
  3. Заболевания желудочно-кишечного тракта, занимающие особо значимое место в диаграмме заболеваемости детей в детском саду ввиду высоких рисков распространения и необходимости оперативного введения карантинного режима. Дошкольники преимущественно подвержены колитам и кишечным инфекциям. Последние очень опасны и переносятся детьми тяжело, требуют госпитализации в лечебное учреждение.
  4. Скарлатина, которая провоцируется стрептококковой инфекцией. Проводя анализ заболеваемости в детском саду, медики отмечают, что скарлатина также широко распространена. Болезнь проявляет себя остро: у ребенка поднимается температура до 40 градусов, появляется слабость, вялость, тошнота. На следующий день на теле дошкольника выступает сыпь характерного ярко-красного оттенка. Выздоровление наступает через 8-10 дней при должном уходе и соблюдении всех рекомендаций врача.
  5. Конъюнктивит — часто встречающееся заболевание среди воспитанников детского сада. Причина его банальна — грязные руки, пользование чужим полотенцем. Сопровождается покраснением глаз, жжением, гнойными выделениями.

Мониторинг посещаемости детей в ДОУ с последующим анализом медицинской документации позволяет выдвинуть эти болезни на первый план, однако педагогическому составу и руководителям не стоит забывать и про другие патологии, риски развития которых остаются особо актуальными на этапах раннего возрастного развития. Для большинства дошкольников сохраняются высокие риски развития плоскостопия, нарушения осанки, отита, ангины, гайморита, ларингита, а также комплексных костно-мышечных поражений, связанных с бытовым травматизмом и неаккуратностью, что обуславливает необходимость реализации обширного комплекса профилактической работы.

Проведение аналитической работы по выявлению уровня заболеваемости воспитанников призвано помочь педагогическому коллективу принять решение, как снизить заболеваемость в детском саду, реализуя комплекс мероприятий профилактического характера. Ключевая задача — выявить факторы, повышающие риски инфицирования детей, к числу которых первоочередно относятся следующие:

  1. Начало посещения детского сада (первичный адаптационный период или после длительного перерыва), когда в связи с множественными внешними возбудителями иммунные силы детского организма частично ослабевают, что в свою очередь на фоне физической или эмоциональной усталости может привести к заражению болезнями инфекционной этиологии или обострению хронических патологий.
  2. Ведение малоподвижного образа жизни в семье — у дошкольников, которые бесконтрольно используют гаджеты, наблюдается ухудшение зрения, первичные признаки сколиоза, низкие показатели физического развития.
  3. Слабый иммунитет, что обусловлено несбалансированным питанием, несоблюдением рекомендуемого режима активности и отдыха, отсутствием в ежедневном графике простейших элементов закаливания.
  4. Сезонные или ситуативные риски эпидемии.
  5. Несбалансированное питание в связи несоответствием содержания домашнего рациона меню детского сада.

Факторов, несущих риски для здоровья воспитанников, гораздо больше, поэтому анализ заболеваемости в детском саду с последующей разработкой комплекса мер для снижения тревожных показателей является обязательным направлением организационной работы. Деятельность по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста предусматривает выявление причин ухудшения здоровья воспитанников и разработки мер по их предупреждению, соблюдение санитарно-гигиенических требований, реализацию профилактических мероприятий, формирование у малышей навыков ведения здорового образа жизни и углублении знаний о состоянии здоровья.

Улучшению динамики состояния здоровья воспитанников способствует реализация следующих мероприятий:

  1. Обеспечение медико-педагогической поддержки воспитательного процесса (организация тематических бесед с родителями, оформление уголков здоровья, реализация эпидемиологических мер при возрастании карантинной угрозы).
  2. Поддержание оптимального микроклимата помещений (контроль температурного режима, кварцевание групп).
  3. Витаминизация блюд.
  4. Соблюдение режимных моментов (закаливание, прогулка, утренняя гимнастика).

Важным мероприятием по снижению заболеваемости в детском саду является повышение двигательной активности. От полноты реализации физиологической потребности дошкольника в движении зависит многое — развитие эмоций, мышление, восприятие, развитие памяти. Занимаясь оздоровительной работой, педагогам важно организовать режим дня детей. Следует избегать торопливости. Одно занятие в средней группе может длится 25 минут, а другое — 15 минут. Продолжительность зависит от сложности усвоения материала. Ориентироваться необходимо на работоспособность дошкольников, их заинтересованность в занятии.

С целью укрепления здоровья и активизации защитных сил детского организма в детских садах рекомендовано проведение:

  1. Физкультурных занятий в режимных моментах (утренняя гимнастика, гимнастика после сна, физкультминутки).
  2. Целевых занятий физической культурой, включающих оздоровительный бег, корректирующие упражнения для профилактики сколиоза и плоскостопия.
  3. Закаливающих мероприятий (полоскание горла, мытье рук до локтя, хождение босиком по «дорожкам здоровья», контрастные воздушные ванны).
  4. Дней здоровья, спортивных праздников.

В ДОУ всегда присутствуют дети, болеющие чаще других. Для них с целью снижения заболеваемости организуется щадящий оздоровительный режим. Создается благоприятный психологический микроклимат, увеличивается продолжительность дневного сна, строго соблюдается режим чередования подвижных и спокойных игр, меняются сферы деятельности, в летнее время года максимальное пребывание на улице, на свежем воздухе.

Важное звено в системе физического воспитания дошкольников принадлежит закаливанию. Закаливание также способствует снижению заболеваемости детей в ДОУ и служит мерой профилактики. Хорошо приучать детей не просто к низким температурам, а к перепадам температурного режима, поочередно воздействуя то теплом, то холодом. Особенно полезен для дошкольников контрастный душ. Также закаливанию способствуют упражнения на свежем воздухе, ходьба босиком, одежда, соответствующая погодным условиям. Можно приучать воспитанников ходить босиком по дорожке до кровати перед дневным сном. Физкультурные занятия, утреннюю гимнастику лучше проводить босиком (сначала в носочках, потом снимать). Благодаря воздушным и водным процедурам можно снизить заболеваемость детей детского сада более чем на 40-45 %.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Организация и контроль качества в ДОО» — это эффективная реализация основной образовательной программы ДОО, создание развивающей предметно-пространственной среды, адаптированные программы без нарушений законодательства и излишних затрат.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

источник

Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО «ЛитРес» (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Текущая страница: 10 (всего у книги 15 страниц) [доступный отрывок для чтения: 10 страниц]

Исследование показало, что исчерпанная заболеваемость сельских детей – понятие неоднородное, прежде всего с точки зрения возрастно-половых различий (табл. 5.4). Так, интенсивность заболеваемости у детей раннего возраста в 1,4 раза выше, чем ее суммарный показатель (0-17 лет). В группе детей раннего возраста у трехлетних заболеваемость достигает максимума (6039,8‰). В дальнейшем уровень исчерпанной заболеваемости стремительно снижается, и у детей дошкольного возраста в сравнении с предыдущей возрастной категорией он сокращается на 15,2 %.

Таблица 5.4. Возрастно-половые особенности исчерпанной заболеваемости у детей, проживающих в сельской местности (на 1000 соответствующего возраста и пола)

Еще одно проявление неоднородности связано с изменением возрастно-половой специфики исчерпанной заболеваемости. У младенцев и детей до 10-летнего возраста прослеживается закономерность, при которой показатели заболеваемости у мальчиков несколько выше, чем у девочек, хотя имеются некоторые исключения: заболеваемость у 8-летних мальчиков оказалась на 14,7 % выше, нежели у девочек.

Начиная с 12 лет и до 14-летнего возраста, половые различия меняются в сторону увеличения исчерпанной заболеваемости у девочек. В группе 14-17-летних подростков эти различия нарастают более чем на 20 %.

5.1.5. Сравнительная оценка исчерпанной заболеваемости в территориальных образованиях

Сравнительная оценка суммарной исчерпанной заболеваемости у детей базовых территориальных образований в разрезе возраста и пола выявила максимальные различия в детских возрастах (0-17 лет), которые фиксируются в целом между большими городами и сельскими поселениями (табл. 5.5). Несколько меньшая интенсивность данного явления имела место между большими и малыми городами. Характерно, что суммарный уровень различия заболеваемости между малыми городами и сельскими районами был минимален, и его интерпретация может быть правомерной

лишь с учетом гендерной составляющей. При этом младенческий возраст – единственный, в котором заболеваемость доминирует среди сельских районов, причем различие между показателями у мальчиков и девочек составляет 17,0 %. Однако, к раннему детству (1–3 года) показатели исчерпанной заболеваемости выравниваются в целом у обоих полов. В других возрастно-половых категориях разница между мальчиками и девочками остается малозначимой.

Разброс показателей исчерпанной заболеваемости среди различных возрастных групп между большими и малыми городами составляет 23,5-26,0 %, что позволяет утверждать о существовании значительных вариаций.

Анализ вариации исчерпанной заболеваемости у детей по уровню, возрастно-половым критериям и отдельным группам территориальных образований представляет собой первичное звено классификации: большие города, как правило, представляют региональные центры, а их периферию – малые города и сельские районы. Такой подход обеспечивает статистическую устойчивость и надежность результатов не только по классам болезней, но и отдельным нозологиям. Анализ проведен с учетом основных (ведущих) классов болезней и возрастно-половым группам. Нами проанализированы семь классов болезней, занимающих ведущее место (до 70 %) в структуре заболеваемости: болезни органов дыхания, нервной системы, органов пищеварения, глаза и его придаточного аппарата, кожи и подкожной клетчатки, костно-мышечной и мочеполовой систем.

5.2.1. Распространенность болезней органовдыхания

Класс X «Болезни органов дыхания» в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ-10), включает 10 блоков (всего 192 нозологических единицы):

J00-J06 Острые респираторные инфекции верхних дыхательных путей.

J20-J22 Другие острые респираторные инфекции нижних дыхательных путей.

J30-J39 Другие болезни верхних дыхательных путей.

J40-J47 Хронические болезни нижних дыхательных путей.

J60-J70 Болезни легкого, вызванные внешними агентами.

J80-J84 Другие респираторные болезни, поражающие главным образом интерстициальную ткань.

J85-J86 Гнойные и некротические состояния нижних дыхательных путей.

J90-J94 Другие болезни плевры.

J95-J99 Другие болезни органов дыхания.

Таблица 5.5. Сравнительная оценка исчерпанной заболеваемости у детей различных территориальных образований (на 1000 детей соответствующего возраста и пола)

Болезни органов дыхания – наиболее широко распространенный класс болезней. По данным литературы, их удельный вес в структуре общей заболеваемости детей составляет около 60 %, у подростков – до 50 %. Они составляю наибольшую долю среди заболеваний, лечение которых проводится в амбулаторно-поликлинических условиях.

Ежегодно в Российской Федерации среди детей и подростков регистрируется около 25,4 млн случаев заболеваний органов дыхания, из них около 3 тыс. детей признаются инвалидами, около 2 тыс. детей погибает.

По данным официальной статистики, БОД стабильно находятся на первом месте в структуре общей заболеваемости детей. Среди легочной патологии до 2 /3 приходится на острые вирусные заболевания верхних дыхательных путей и менее 1 /3 – на заболевания нижних дыхательных путей, включая бронхиты, бронхиолиты, пневмонии.

По данным ВОЗ, острые респираторные инфекции остаются ведущей патологией у детей – в год по всему миру фиксируется более 1 млрд случаев острых респираторных инфекций. Острые респираторные инфекции относятся к плохо контролируемым инфекциям и, несмотря на широко проводимые меры по профилактике, заболеваемость ими продолжает расти.

Из-за широкой распространенности острые респираторные заболевания в нашей стране являются серьезной проблемой здравоохранения. Они составляют около 90 % всей инфекционной патологии детского возраста; это самые частые заболевания в амбулаторной практике, обусловливающие более 80 % всех вызовов врачей на дом.

Читайте также:  Значение результатов анализов у детей

Значительную долю в структуре заболеваний органов дыхания у детей и подростков занимают пневмонии. Ими ежегодно болеют около 1 /4 млн детского населения. По данным опроса матерей, в 2000 году в разных регионах России около 4–5% детей перенесли пневмонию в течение года. Однако, А.Г. Чучалин (2000) предполагает, что истинная распространенность пневмоний у детей выше официальных цифр и составляет 1000 и более на 100 000 детей соответствующего возраста.

Вопросы заболеваемости детей пневмонией, смертности и летальности от нее вызывают постоянный интерес у научных исследователей. По материалам научных комплексных исследований здоровья населения, в том числе приуроченных к Всесоюзным переписям населения, динамику распространенности пневмоний можно проследить с 1955 года.

Заболеваемость и смертность у детей от пневмоний в РСФСР изучалась в 70-е годы. Тогда заболеваемость пневмонией у детей первого года жизни составляла 200,3-130,8 (на 1000), а среди детей всех возрастов – 53,5-25,4 (на 1000). Позже Д.И. Зелинской (2000) был проведен специальный анализ заболеваемости детей пневмонией и смертности от нее в различных регионах России. Было показано, что уровень заболеваемости и смертности детей от пневмонии зависит от внедрения научных разработок в практическую деятельность врачей педиатров, четкой организации всей работы по медицинскому обслуживанию детей, улучшения материально-технической базы медицинских учреждений.

В последние десятилетия внимание исследователей обращено на рост распространенности у детей хронической бронхолегочной патологии, среди которой лидирует бронхиальная астма. По данным литературы, ее распространенность среди детского населения весьма значительна – 6-12 %. Нарастает и тяжесть течения заболевания. Отмечается значительное его омоложение: в последние годы бронхиальная астма встречается у детей первых лет и даже первых месяцев жизни.

Наиболее надежные и сравнимые данные по распространенности симптомов болезни во многих странах мира были получены за последние годы в связи с внедрением и распространением программы ISAAC (International Study of Asthma and Allergy in Childhood).

В нашей стране первое исследование, выполненное по опросникам ISAAC, было проведено в г. Новосибирске в 1999–2000 гг. по инициативе академика РАМН А.Г. Чучалина и под патронажем проф. Д. Шарпена (Франция). Было анкетировано 7168 детей, отобранных согласно протоколу программы методом случайной выборки. Оказалось, что на симптомы бронхиальной астмы жаловались 23,4 % детей в возрасте 13–14 лет, подобные симптомы отмечали родители 27,8 % первоклассников. При этом диагноз бронхиальной астмы учреждениями практического здравоохранения был зафиксирован только у 2,4 % детей, что свидетельствует о регистрации в основном тяжелых форм заболевания.

Данные, полученные с использованием опросника ISAAC, на порядок отличались от официальной статистики не только в Новосибирске, но и в других городах и районах области, и приближались как в отношении распространенности симптомов астмы, так и в оценке структуры болезни по тяжести к полученным данным в других странах.

В структуре хронической бронхолегочной патологии заболеваемость хроническим бронхитом занимает небольшой удельный вес, однако по тяжести течения и риску развития инвалидизации детей и неблагоприятных исходов является весьма значимой. Следует отметить, что при эпидемиологических исследованиях была выявлена гипердиагностика данного заболевания. Так, при верификации диагнозов в 23 % случаев этот диагноз был снят. В 19 % случаев это были часто болеющие дети с хроническим очагом инфекции в носоглотке, в 3 % случаев – с аллергическими заболеваниями легких: астматический бронхит, аллергический бронхит.

Частота хронической пневмонии составляет 0,6–1,8 на 1000 детского населения, в ее основе чаще всего лежат врожденные аномалии легких, «скрытые пороки» развития, недостаточность местного иммунитета бронхов и цилиарная дискинезия. По данным литературы, на долю наследственной и врожденной патологии приходится от 4,6 до 20 % всех случаев.

Болезни органов дыхания вносят основной вклад в формирование так называемой группы часто болеющих детей. На их долю приходится от 25 до 50 % всех заболеваний детей школьного возраста.

Частота инвалидности, возникшей в результате БОД, в России, по данным 2009 года, составляет 5,6 на 10 000 детей в возрасте 0-17 лет. В структуре инвалидности по обусловившему заболеванию среди соматической и инфекционной патологии она занимает третье место. По мере взросления у детей распространенность инвалидности вследствие БОД увеличивается и достигает максимального уровня в возрасте 15–17 лет. Наиболее значимыми в ее развитии являются астма и астматические состояния, которые в РФ занимают 87,4 % в структуре всех БОД, приведших к инвалидности. Максимальный уровень инвалидности в связи с астмой и астматическими состояниями отмечается в возрасте от 10 до 17 лет.

Как свидетельствуют данные литературы, бронхиальная астма составляет 90 % общего числа детей с инвалидностью вследствие хронической бронхолегочной патологии. По мнению многих авторов, реальное число детей-инвалидов вследствие бронхиальной астмы значительно превышает данные официальной статистики и ежегодно увеличивается.

Распространенность БОД не только определяет показатели общей заболеваемости, но и влияет на уровень смертности детей, особенно раннего возраста. Основную часть в структуре причин смертности детей от БОД занимает острая пневмония. В отдельных регионах (особенно Восточной Сибири) показатели младенческой смертности от пневмонии достигали значительных показателей (в 2008 г. 1,9 на 1000 родившихся живыми). Ни в одной европейской стране не зарегистрированы столь высокие уровни.

БОД являются наиболее предотвратимой причиной потерь здоровья детского населения. В этой связи чрезвычайно актуален анализ данных о динамике заболеваемости детей БОД, особенностей формирования инвалидности, летальности и смертности от них, что позволяет определить степень предотвратимости неблагоприятных исходов и пути совершенствования медицинской помощи детям с даной патологией.

5.2.2. Исчерпанная заболеваемость болезнями органов дыхания

Суммарная исчерпанная заболеваемость по классу БОД у детей различного возраста и пола в 20 территориальных образованиях различного уровня представлена в табл. 5.6. Из нее видно, что минимальные значения заболеваемости приходятся на первый год жизни. Своего пика легочная патология достигает на четвертом году жизни ребенка. Затем происходит достоверное снижение ее уровня, и в раннем дошкольном возрасте показатель становиться в 1,7 раза ниже по сравнению с ранним детским возрастом (1792,0 против 3061,1‰). Своих минимальных значений распространенность БОД достигает в когорте старших подростков (1521,1-1347,7‰).

Необходимо отметить отсутствие четких половых различий в подавляющем большинстве возрастных категорий, не превышающих 5–7%. Возрастно-половое распределение исчерпанной заболеваемости по классу БОД у детей различного возраста и пола в 20 территориальных образованиях различного уровня представлено в табл. 5.7.

Таблица 5.6. Исчерпанная заболеваемость по классу болезней органов дыхания в территориальных образованиях различного уровня (на 1000 детей соответствующего возраста и пола)

Выше указывалось, что заболеваемость в настоящее время рассматривается не только как показатель состояния здоровья, но и как показатель качества и уровня жизни в том или ином территориальном образовании, а также как индикатор деятельности служб здравоохранения. Если исходить из этих утверждений, то в представленных группах территорий должен иметь место существенный разброс показателей. Фактически эти предположения оправдываются. Из табл. 5.7 видно, что в целом у детей 0-17 лет больших городов исчерпанная заболеваемость превышает таковую в малых городах и сельских районах, соответственно, на 28,1 и 38,6 %. Примерно такие же различия фиксируются среди мальчиков (30,6 и 39,3 %) и девочек (29,2 и 37,8 %). Наибольший разброс фиксировался между большими и малыми городами и сельскими районами среди 15-17-летних подростков, наименьший – среди детей младшего возраста.

Таблица 5.7. Возрастно-половое распределение исчерпанной заболеваемости по классу болезней органов дыхания в территориальных образованиях (на 1000 детей соответствующего возраста и пола)

Особое место занимали показатели БОД у детей младенческого возраста, где полюс высоких значений доминировал в малых городах. Заболеваемость в других территориях была практически одинаковой. Не располагая специальными материалами, но судя по нашим данным, более высокие уровни БОД в больших городах следует связывать с факторами внешней среды. Есть основания предполагать, что более высокие значения БОД в сельских районах связаны с диагностированием скрытой заболеваемости, выявляемой при медицинских осмотрах.

Для более полной характеристики БОД у детей больших городов были представлены две наиболее часто встречающиеся нозологические формы: острый ларингит и бронхиальная астма (табл. 5.8–5.10).

Как видно из табл. 5.8, уровень острого ларингита у младенцев начинает интенсивно проявляться на 1–2 году, достигая максимума у дошкольников. В дальнейшем наблюдается тенденция к снижению и некоторая стабилизация показателя у подростков 15-17-летнего возраста, что связано у них с повышением адаптационных возможностей.

Таблица 5.8. Исчерпанная заболеваемость острым ларингитом и бронхиальной астмой у детей больших городов (на 1000 соответствующих возрастных групп)

Таблица 5.9. Исчерпанная заболеваемость острым ларингитом и бронхиальной астмой у детей малых городов (на 1000 соответствующих возрастных групп)

Таблица 5.10. Исчерпанная заболеваемость острым ларингитом и бронхиальной астмой у детей сельской местности (на 1000 соответствующих возрастных групп)

Следует отметить, что пик острого ларингита во всех территориальных образованиях отмечен у детей в возрасте 3–6 лет. Причем максимум сохраняется в малых городах – 132,9‰ против 92,6‰ – в больших городах и 114,7 – в сельской местности.

Эволюция показателей острого ларингита в малых городах (см. табл. 5.9) в целом и по отдельным возрастным группам по форме имеет сходство с детьми больших городов, однако на более высоком уровне. Разница показателей по различным возрастным категориям находится в интервале 25,7-43,2 %. Кривая возрастных изменений острого ларингита у детей, проживающих в сельской местности, характеризуется последовательным подъемом от самой младшей возрастной группы (до года жизни), где она имеет самый низкий уровень (см. табл. 5.10).

Одной из гипотез сложившегося статуса является регистрация повторных визитов с данным заболеванием как первичных. В результате повышается уровень острого ларингита, в то же время повозрастная структура остается неизменной.

Вектор распространенности бронхиальной астмы характеризуется повышением от младших к старшим возрастным группам. Разница полярных показателей при этом у детей до 1 года и у 15-17-летних подростков составляет более чем 11 раз.

Общий уровень бронхиальной астмы в малых городах мало чем отличается от такового у детей больших городов. Однако внутренняя картина несколько иная. Пик бронхиальной астмы фиксируется в возрастной группе 7-10– и 11-14-летних и некоторым снижением уровня у подростков 15–17 лет.

Далее с переходом к более старшим группам показатель достигает максимума у детей дошкольного возраста и является водоразделом, ведущим к снижению исчерпанной заболеваемости у детей 7-10и 1 -14 лет. Самое низкое значение острого ларингита среди 15-17-летних подростков указывает на постепенное стирание граней между возрастом и заболеванием верхних дыхательных путей.

В табл. 5.10 наглядно прослеживаются основные тенденции изменения уровня бронхиальной астмы в зависимости от возраста: по мере его увеличения происходит неуклонный рост данного заболевания вплоть до младшей подростковой группы (11–14 лет), показатель которой выше, чем у подростков 15-17-летнего возраста почти в 2 раза. В то же время суммарный уровень бронхиальной астмы у детей младшей возрастной группы (0-14 лет) и итоговое значение данного заболевания у детей в целом (0-17 лет) идентичны, но все же повозрастные показатели более четко характеризуют рассматриваемую проблему.

5.2.3. Распространенность болезней нервной системы

VI класс «Болезни нервной системы» согласно Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ-10), включает в себя И групп, объединяющих 343 нозологических единицы:

G00-G09 Воспалительные болезни центральной нервной системы;

G10-G13 Системные атрофии, поражающие преимущественно центральную нервную систему;

G20-G26 Экстрапирамидные и другие двигательные нарушения;

G30-G32 Другие дегенеративные болезни нервной системы;

G35-G37 Демиелинизирующие болезни центральной нервной системы;

G40-G47 Эпизодические и пароксизмальные расстройства;

G50-G59 Поражения отдельных нервов, нервных корешков и сплетений;

G60-G64 Полиневропатии и другие поражения периферической нервной системы;

G70-G73 Болезни нервно-мышечного синапса и мышц;

G80-G83 Церебральный паралич и другие паралитические синдромы;

G90-G99 Другие нарушения нервной системы.

По данным ВОЗ, в мире от патологии нервной системы страдают сотни миллионов людей. Так, только случаев эпилепсии в мире зафиксировано 50 млн, с болезнями сосудов мозга – 62 млн пациентов, 326 млн страдают мигренью, 24 млн – болезнью Альцгеймера и другими видами деменции. Такая распространенность данного класса болезней, а также высокий удельный вес инвалидизирующих состояний определяют его высокое медикосоциальное значение.

По имеющимся сведениям, в мире у 10 % детей фиксируются нервно-психические заболевания. Поступательный рост числа детей с патологией нервной системы выдвигает данную проблему в число глобальных, общественных.

Уровень первичной заболеваемости болезнями нервной системы у детей 0-14 лет в нашей стране в течение 20 лет неуклонно растет (рис. 5.1).

Только за один 2008 год в стационарах государственных и муниципальных медицинских учреждений страны была оказана помощь 309,9 тыс. детям с заболеваниями нервной системы. В 2010 г. число детей с впервые установленным заболеванием нервной системы достигло 928,5 тыс., превысив уровень предыдущего года более чем на 100 тыс.

Спектр неврологической патологии меняется от периода новорожденное™ к подростковому. Учитывая первично хронический характер неврологических нарушений, приобретенных в перинатальный период, их четкую связь со здоровьем будущей матери и характером протекания беременности и родов, можно предполагать, что отмечаемый многими авторами рост заболеваемости по данному классу болезней у новорожденных и, следовательно, во всей детской популяции будет сохранять свой положительный тренд.

Рис. 5.1. Первичная заболеваемость по классу «Болезни нервной системы» у детей 0-14 лет в 2000 – 2010 гг., РФ (на 100 тыс. населения соответствующего возраста)

По мере роста и развития ребенка растет удельный вес болезней нервной системы, развивающихся в результате таких внешних воздействий, как травмы, стрессы, нейроинфекции.

Среди инфекций, оставляющих серьезные нарушения в неврологическом статусе детей, выделяется менингит. Уровень заболеваемости менингококковой инфекцией в России сегодня расценивается как эпидемический. Особенно опасен менингит, обусловленный гемофильной палочкой. В различных странах частота менингитов, вызванных этим возбудителем, у детей составляет в среднем 21 случай на 100 тыс. в год. В России на него падает 39 % всех менингитов у детей до 5 лет.

В последнее время по классу болезней нервной системы существенные изменения претерпела структура заболеваемости у детей школьного возраста. Так, у младших школьников возрос удельный вес невротических и вегетативных расстройств, отмечаются жалобы на головные боли различного характера, быструю утомляемость, снижение работоспособности, нарушение сна и аппетита. Частота выявления церебрастенического синдрома составила 36,2 %, среди наиболее частых его причин – последствия ушибов головы, сотрясений мозга, менингоэнцефалитов. Отмечается высокая распространенность нарушений вегетативной реактивности: гиперсим-патикотонии (28,6 %), асимпатикотонии (30,4 %).

У старшеклассников одной из распространенных форм неврологичекой патологии является синдром вегетативной дисфункции, проявляющийся самыми различными неврологическими симптомами, с сопутствующим снижением качества жизни и успеваемости, риском развития хронических заболеваний. Школьники с синдромом вегетативной дисфункции расцениваются педиатрами как пациенты с отягощенным соматическим статусом.

Результаты научных исследований последних лет свидетельствуют, что транзиторные ишемические атаки, цефалгии, цервикалгии и другие серьезные неврологические нарушения, обнаруживаемые в подростковом возрасте, недооцениваются и неверно трактуются детскими неврологами, необоснованно переадресуются к психиатрам, а в последствии, чаше всего, приводят к необратимым осложнениям.

У детей раннего возраста поражения центральной нервной системы-ведущая причина инвалидности, среди них на первом месте находится детский церебральный паралич.

Дети с инвалидностью по классу болезней нервной системы в нашей стране занимают по частоте стабильно второе место после психических расстройств и расстройств поведения. Их численность в интервале с 2000 по 2010 гг. снизилась весьма незначительно (со 118,3 до 111,0 тыс.), однако удельный вес среди детей-инвалидов даже вырос (с 21,3 до 22,4 %).

Изложенное выше свидетельствует о высоком медико-социальном значении болезней нервной системы даже при низкой роли данного класса в структуре младенческой и детской смертности.

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра — распространителя легального контента ООО «ЛитРес».

Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО «ЛитРес» (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

источник