Меню Рубрики

Анализ заболеваний органов дыхания у детей

Заболевания органов дыхания у детей раннего и дошкольного возраста занимают одно из ведущих мест в структуре общей заболеваемости, что во многом обусловлено анатомо-физиологическими особенностями органов дыхания у детей, функциональной незрелостью их защитных механизмов.

У ребенка раннего возраста нос, носовые ходы, носоглоточное пространство малы и узкие. Слизистая оболочка носа нежная, богата сосудами, вследствие чего даже незначительные раздражения (изменение температуры воздуха, попадание пыли) вызывают ее набухание и гиперемию, приводят к закупорке носовых ходов, затрудняют сосание у детей грудного возраста, вызывают одышку.

При прохождении струи воздуха через преддверие носа крупные частицы пыли задерживаются достаточно густыми волосками слизистой преддверия. Более мелкая пыль, которая прошла через первый фильтр, вместе с микроорганизмами осаждается на слизистой оболочке, покрытой слизистым секретом. Осаждению пыли способствуют узость и изогнутость носовых ходов.

Около 40— 50 % пылевых частиц и микроорганизмов вдыхаемого воздуха задерживается и удаляется вместе со слизью. Эту функцию выполняет мерцательный эпителий, колебательные движения ресничек которого продвигают слизь в сторону носоглотки. У детей большое влияние на скорость движения эпителия оказывает температура окружающей среды. Как при низкой, так и при высокой температуре воздуха значительно снижается скорость движения реснитчатого эпителия, при этом снижается самоочищение слизистой оболочки дыхательных путей от микроорганизмов и возникает опасность развития воспалительных изменений. Именно этим обстоятельством можно объяснить наличие «простудных» заболеваний у детей в жаркое время года.

Следует учитывать, что любое введение капель в нос, особенно длительное, наряду с лечебным эффектом может оказать отрицательное влияние на дренажную функцию мерцательного эпителия. Именно поэтому необходимо избегать продолжительного введения в нос масляных, содовых, сосудосуживающих и других капель. Выраженным обеззараживающим эффектом обладает также лизоцим, который содержится в секрете слезных желез и носовой слизи.

Добавочные полости носа (пазухи) — верхнечелюстная (гайморова) и решетчатая — малоразвиты, а основная и лобная пазухи у детей грудного возраста отсутствуют, начало их формирования относится к 3 — 4-му году жизни. Вместе с тем слуховая (евстахиева) труба, соединяющая ухо с носом, короткая и широкая, что способствует проникновению инфекции в область среднего уха. Гортань ребенка в раннем возрасте относительно длиннее и уже, чем у детей старшего возраста, и в сочетании с узкой голосовой щелью вызывает частое развитие стеноза (сужения) гортани.

Близкое прилежание кровеносных сосудов к слизистой оболочке, относительная ее сухость из-за небольшого количества слизистых желез, влияние неблагоприятных изменений в экологической обстановке, несоблюдение гигиенических требований к воздушному и температурному режиму, игнорирование эффективных методов закаливания и др. — все это способствует развитию воспалительных явлений верхних дыхательных путей. В связи с этим работники дошкольных учреждений должны иметь представление об основных причинах возникновения тех или иных заболеваний органов дыхания, чтобы уметь предупреждать и своевременно выявлять их. Следует учитывать, что некоторые заболевания органов дыхания относятся к числу первых проявлений ряда детских инфекционных заболеваний (грипп, ОРВИ, корь, краснуха, дифтерия).

Все заболевания органов дыхания подразделяются на болезни верхних дыхательных путей (ринит, синусит, аденоидит, тонзиллит, фарингит) и нижележащих отделов органов дыхания (трахеит, бронхит, пневмония).

Острые и хронические заболевания полости носа у детей

Насморк, или ринит, относится к числу наиболее частых форм поражения верхних дыхательных путей и характеризуется воспалением (острым или хроническим) слизистых оболочек полостей носа. В патологический процесс вовлекается также слизистая оболочка носоглотки, а иногда гортани и бронхов.

Различают ринит инфекционной и неинфекционной природы. В первом случае он возникает как самостоятельное заболевание в результате влияния болезнетворных (патогенных) микроорганизмов и является симптомом таких заболеваний, как грипп, ОРЗ, ОРВИ, корь, дифтерия и др. Причиной ринита неинфекционной природы могут быть различные термические (переохлаждение), химические или аллергические факторы.

К числу веществ, которые могут вызвать аллергический насморк, относятся аллергены ингаляционного типа (пыльца растений, домашняя пыль, шерсть домашних животных и др.), а также пищевые продукты, к которым наблюдается повышенная чувствительность (ягоды, фрукты, овощи, имеющие оранжевую, желтую или красную окраску, шоколад, кофе и др.).

Риниты подразделяются на острые и хронические. Максимальная продолжительность острых ринитов составляет в среднем 7— 10 дней, а хронические длятся значительно дольше и могут наблюдаться годами.

Острый насморк в I стадии заболевания сопровождается чувством напряжения, сухостью и зудом в полости носа, рефлекторным чиханьем, иногда на фоне незначительного повышения температуры тела. Во II стадии болезни появляются жидкие прозрачные выделения из носа, затруднение дыхания, гнусавость, снижается обоняние. Слизистая оболочка носа становится гиперемированной и отечной. В III стадии выделения из носа принимают слизисто-гнойный характер, их количество уменьшается.

Вследствие набухания слизистых оболочек ребенок не может дышать через нос, при этом нарушается процесс приема пищи: ребенок недоедает, плохо спит, снижается масса тела.

К числу осложнений острого ринита относятся катаральный или гнойный отит, фарингит, ларингит, синусит, бронхит. Возможен переход в хроническую форму заболевания. Хроническийринит может развиться при аденоидах, частых воспалениях слизистых оболочек носа, воздействиях неблагоприятных факторов внешней среды. Очень часто он является одной из причин заболеваний слезных путей и конъюнктивы, что сопровождается головной болью. Вследствие нарушения функции дыхания у детей может наблюдаться нарушение памяти, процессов концентрации внимания.При остром рините ребенка изолируют от окружающих детей и проводят лечение: сухое тепло на область носаПри лечении хронического насморка прежде всего необходимо устранить причины, вызывающие его (хронические очаги инфекции, аденоиды, синуситы, аллергены).

Острый ларингит чаще встречается у детей старшего дошкольного возраста. Как правило, острое воспаление гортани сочетается с поражением выше- и нижележащих дыхательных путей, нередко является следствием острого ринофарингита и возникает при инфекционных заболеваниях: кори, гриппе, а также при респираторных вирусных инфекциях. Способствуют развитию заболевания перенапряжение голоса, вдыхание холодного, пыльного воздуха через рот, холодное питье во время подвижных игр. Основным симптомом болезни является охриплость голоса, иногда афония (отсутствие голосаЛожный круп — одна из форм острого ларингита, характеризующаяся периодически наступающими спазмами в области гортани, отеком слизистой оболочки и подслизистой основы, подсвязочного пространства. Наиболее часто возникает в первые 5 лет жизни, как правило, у детей, страдающих атопическим дерматитом, а также на фоне ОРЗ различной этиологии, гриппа, кори. Провоцирующими круп факторами являются сухой воздух, табачный дым, загрязненный воздух, резкие колебания погоды.

Ложный круп начинается чаще всего ночью, внезапно, в виде приступа удушья (асфиксии). Ребенка беспокоит першение, а затем наступает нарушение дыхания: оно становится поверхностным, учащенным (30—40 вдохов и выдохов в мин). На фоне этих явлений усиливается беспокойство ребенка, появляется бледность, испарина на кожных покровах, цвет губ и кончиков пальцев становится синюшным. Приступ сопровождается напряжением мышц шеи, груди, живота. Голос при ложном крупе в отличие от истинного при дифтерии не пропадает. Нередко отмечается повышение температуры тела на фоне возбуждения ребенка. При оказании первой доврачебной помощи следует обеспечить приток свежего воздуха с его увлажнением (развешивание мокрых простынь), провести отвлекающие процедуры (теплые ванны)использовать ножные горячие ванны.

Аденоиды — патологическое увеличение глоточной миндалины, которая располагается на своде глотки, позади носовых отверстий. Она развивается раньше остальных образований, входящих в состав лимфоденоидного глоточного кольца (рис. 14). Наиболее часто ее разрастание (гиперплазия) наблюдается у детей дошкольного возраста начиная с первых лет жизни. Аденоиды обычно располагаются в своде носоглотки на широком основании, распространяясь до устья слуховых труб.

К числу причин аденоидов относятся частые и длительные воспалительные процессы верхних дыхательных путей, однообразное питание. Аденоиды в зависимости от размеров подразделяются на 3 степени. При I степени они закрывают 1/3 задненосовых отверстий, при II — 2/3, при III степени — выход из полости носа почти полностью закрыт разрастаниями лимфоидной ткани.

Наиболее ранним симптомом заболевания является затруднение носового дыхания, преимущественно в ночные часы. Дети обычно спят с открытым ртом. При значительном увеличении размеров аденоидов носовое дыхание затрудняется и в дневные часы, часто сопровождается выделениями из носа, которые приводят к раздражению кожных покровов преддверия носа и верхней губы. Постоянное проглатывание детьми отделяемого из носа может привести к неблагоприятным изменениям в работе желудочно-кишечного тракта.

Длительное нарушение носового дыхания ведет к изменению формирования лицевого черепа. У детей наблюдается аденоидное лицо, при котором нижняя челюсть как бы отвисает, рот постоянно полуоткрыт, носогубные складки сглажены. Верхняя челюсть удлинена, клинообразва, твердое небо становится высоким и узким, У детей затрудняется формирование правильного прикуса, наблюдается беспорядочное расположение верхних резцов.

Аденоиды, закрывая устья слуховых труб, способствуют развитию воспаления среднего уха (отита). Инфицирование аденоидного разрастания вызывает в ряде случаев частые респираторные заболевания, конъюнктивиты, болезни почек и других органов (рис. 15). Иногда аденоиды являются одной из причин, вызывающих ночное недержание мочи.

Лечение аденоидов консервативное и хирургическое, Оперативное вмешательство в большинстве случаев проводится у детей в возрасте от 3 до 5 лет.

Острые и хронические воспаления миндалин у детей

Миндалины представляют собой скопление лимфоидной ткани. Они участвуют в запщтной реакции организма в глотке.

Различают небные миндалины, которые расположены между двумя складками слизистой оболочки (передняя и задняя небные дужки). Они обычно бледно-розовые, а по форме напоминают миндальный орех. Видимая часть миндалины имеет обычно неровную, как бы складчатую или изрытую поверхность, что также придает им сходство со скорлупой миндального ореха. Кроме небных миндалин, у человека есть другие аналогичные образования. Одно из таких образований находится в верхнем отделе глотки — носоглотке. Это носоглоточная миндалина. У корня языка расположена язычная миндалина. Вместе с лимфатическими фолликулами, находящимися в гортани, они образуют барьер, называемый глоточным кольцом. Все, что поступает в организм: воздух, пища, микроорганизмы — в той или иной степени входит в контакт с миндалинами.

При возникновении неблагоприятных условий, ослабляющих защитные свойства организма ребенка, микроорганизмы и вирусы, попавшие в небные миндалины, могут вызвать болезненную реакцию с воспалительными изменениями в них, т. е. разовьется острый тонзиллит [33] , или ангина. Наиболее распространены следующие формы острого тонзиллита: катаральная, фолликулярная, лакунарная и флегмонозная. Катаральная форма развивается обычно внезапно. Человек чувствует некоторое недомогание, ощущает небольшую боль при глотании, чаще с обеих сторон горла, тяжесть в голове (рис. 16). Температура тела повышается до 37,5°С, реже до 38°С. По сравнению с другими видами тонзиллитов общее состояние больного при этой форме изменяется меньше.

При осмотре полости рта видно, что миндалины и окружающие части мягкого неба гипермированы. Проявления катарального тонзиллита, как общие, так и местные, обычно проходят на 4—5-й день от начала заболевания. Если не проводить назначенного врачом лечения, то болезнь может перейти в другую, более тяжелую форму.

Фолликулярная форма по своим симптомам, как правило, не отличается от катарального тонзиллита, однако общие проявления болезни: высокая температура тела, головная боль, общая слабость, разбитость, тянущие или болевые ощущения в пояснице и ногах — бывают более выраженными (рис. 17).

Часто уже на 2-й день болезни на покрасневшей поверхности небных миндалин появляются многочисленные беловато-желтые налеты величиной с просяное зерно При правильном лечении все болезненные явления, в том числе и налеты, обычно проходят к 5—6-му дню.

Лакунарная форма проявляется недомоганием, головной болью, болями в суставах. Эти общие явления бывают весьма выраженными. Температура тела часто повышается до 39—40 ºC. На небных миндалинах, в устьях щелей (лакун), имеются беловато-желтые налеты в виде точек или пятен, отсюда название формы «лакунарная». В таких случаях обязательно исследуют под микроскопом мазок, взятый с налетов (рис. 18).

Флегмонозная форма часто возникает в случаях, если болеющий ангиной не выполнял указаний врача, преждевременно прекратил прием лекарственных средств, вышел на улицу и вновь подвергся общему или местному переохлаждению Флегмонозный тонзиллит — это не только воспалительное поражение ткани самой миндалины, но главным образом воспаление окружающих миндалину тканей вследствие проникновения в них инфекции из миндалин (рис. 19). Возникающий около миндалины воспалительный процесс часто приводит к образованию гнойника — околоминдаликового абсцесса (нарыва). Для флегмонозной формы тонзиллита, кроме быстро нарастающей боли в горле при глотании на стороне поражения, высокой температуры тела и общего плохого самочувствия (плохой сон, отсутствие аппетита, общая слабость), характерны более или менее резкое затруднение при открывании рта и особая болезненность увеличенных шейных лимфатических узлов.

Необходимо помнить, что тонзиллит может сопровождать ряд детских инфекционных заболеваний (скарлатина, дифтерия и др.). Во всех случаях при подозрении на ангину заболевшего ребенка необходимо изолировать и направить к врачу для назначения своевременного и правильного лечения.

Для профилактики осложнений и рецидивов заболевания ребенок в среднем в течение месяца после заболевания — период реконвалесценции — должен находиться в дошкольном учреждении на индивидуальном режиме, о чем врач или старшая медицинская сестра информирует воспитателя группы. В период реконвалесценции при уменьшенной физической нагрузке дети могут заниматься в обычной одежде и обуви, а не в спортивной форме, так как у них нарушена функция терморегуляции и понижен иммунитет. Это будет способствовать предупреждению рецидива болезни. Вопрос о переходе на спортивную форму одежды решает врач в каждом конкретном случае.

У детей дошкольного возраста в период выздоровления может наблюдаться повышенная утомляемость на занятиях, связанных с обучением чтению, грамматике, счету и др. Важно вовремя заметить ухудшение состояния ребенка и переключить его внимание на другой вид деятельности или дать ребенку поиграть; нельзя настаивать на продолжении обязательных занятий в этот период.

Хронический тонзиллит чаще диагностируется у детей, проживающих в семьях, в которых есть носители стрептококковой инфекции. Появляется хронический тонзиллит у часто болеющих детей, с хроническим воспалением носоглотки, наличием кариозных зубов и т.д. Течение болезни может сопровождаться увеличением миндалин (гипертрофия) различной степени.

Различают две формы хронического тонзиллита — компенсированную и декомпенсированную [34] . При первой наблюдаются лишь местные признаки хронического воспаления миндалин, барьерная функция которых и реактивность организма таковы, что уравновешивают, выравнивают состояние местного воспаления, т. е. компенсируют его, и поэтому выраженной общей реакции не возникает.

Декомпенсированная форма характеризуется не только местными признаками хронического воспаления, но и проявлениями декомпенсации в виде рецидивирующих острых тонзиллитов (ангин), паратонзиллитов, заболеваний отдаленных органов и систем. Дети, страдающие хроническим тонзиллитом, вялые, быстро утомляются, у них периодически повышается температура тела. К наиболее достоверным визуальным признакам хронического тонзиллита относятся гиперемия и валикообразное утолщение краев небных дужек, рубцовые спайки между миндалинами и небными дужками, разрыхленные или рубцово-измененные и уплотненные миндалины. На поверхности миндалин можно увидеть гнойные пробки, а в расширение щелей (лакун) в толще миндалин — жидкий гной. В лакунах, как правило, обнаруживается большое количество микроорганизмов.

Читайте также:  Анализы на аллергию у детей могилев

Наличие хронического тонзиллита является своего рода «пороховой бочкой», которая подлежит удалению Вопрос об оперативном вмешательстве (тонзиллэктомия) при хроническом тонзиллите решается строго индивидуально, только при неэффективности консервативного лечения, с учетом возраста ребенка и частоты рецидивов заболевания в течение года.

Дети с хроническим тонзиллитом находятся на диспансерном учете у отоларинголога, вне обострения болезни могут посещать дошкольное учреждениеТаким детям 2 раза в год назначают курсы противорецидивного лечения, которые можно проводить в детской поликлинике или в дошкольном учреждении.

Острый бронхит представляет собой острое воспаление слизистой оболочки бронхов. Чаще всего он развивается одновременно с острым ринофарингитом, трахеитом, ларингитом или как осложнение одного из них, является одним из симптомов острой респираторной вирусной инфекции. Бронхиты могут иметь астматический характер и быть одним из проявлений бронхиальной астмы.

По происхождению различают бронхиты: 1) инфекционные а) вирусные, б) бактериальные, в) вируснобактериальные 2) обусловленные воздействием физических и химических вредных факторов; 3) смешанные (сочетание

Острый бронхит может развиться в течение нескольких часов или нескольких дней, что обычно наблюдают воспитатели у детей ясельного и дошкольного возраста. Чаще всего этому предшествуют симптомы ОРЗ. При бронхите самочувствие ребенка ухудшается, развивается слабость, появляются озноб и лихорадочное состояние Основной симптом, определяющий развитие острого бронхита, — стойкий сухой кашель, который появляется в начале и держится в течение всей болезни, исчезает последним при выздоровлении ребенка. . Дети раннего возраста не могут откашливать мокроту и заглатывают ее, а обилие мокроты вызывает у них рвоту. Через несколько дней с начала заболевания сухой кашель сменяется более мягким и влажным вследствие отделения мокроты слизистого или слизисто-гнойного характера. Приступы кашля, как правило, становятся болезненными из-за напряжения мышц верхней части брюшной стенки, нижних отделов грудной клетки и диафрагмы.

При тяжелой интоксикации и угрозе осложнения острой пневмонией больного целесообразно госпитализировать. В зависимости от происхождения заболевания назначают медикаментозные средства: жаропонижающие, противовоспалительные, болеутоляющие, антибактериальные и пр . Очень важно обеспечить обильное питье: горячий чай с лимоном, медом, малиновым вареньем, чай из липового цвета, сухой малины, теплые щелочные минеральные воды.

В период восстановления проводятся общеукрепляющие, оздоровительные, закаливающие процедуры, дыхательная гимнастика и общее облучение ультрафиолетовыми лучами.

У детей острая пневмония развивается, как правило, на фоне острых респираторных вирусных инфекций и в большинстве случаев имеет вирусно-бактериальное происхождение, что позволяет рассматривать это заболевание как инфекционное.

Острую пневмонию разделяют по типу, тяжести и течению.

По типу различают очаговые, сегментарные (сегмент как анатомо-физиологическая единица легкого), интерстициальные. По тяжести выделяют три формы: легкую, средней тяжести и тяжелую. Течение болезни бывает острым, затяжным, рецидивирующим, с осложнениями или без них. Тяжесть заболевания определяется выраженностью токсикоза, дыхательной, сердечно-сосудистой недостаточностью, нарушением обменных процессов, функциональными расстройствами нервной системы (возможны судороги вследствие токсикоза нервной системы). Возникают иногда расстройства эндокринной и пищеварительной систем. Тяжесть болезни определяется распространенностью воспалительного процесса в легких.

Особое внимание необходимо уделять детям, которые входят в группу повышенного риска по развитию инфекционно-воспалительных заболеваний.

Как правило, детей с острой пневмонией госпитализируют. Очень важно начать лечение в ранние сроки, так как от этого зависят эффективность последующего лечения и дальнейшее течение болезни.

Задача воспитателей состоит в том, чтобы вовремя заметить первые признаки заболевания у ребенка и как можно скорее организовать врачебную помощь. Запоздалое и неполноценное лечение больных даже с легкой степенью течения болезни может привести к затяжному течению и развитию хронической формы. Важно правильно выбрать лечебный режим, рациональное питание, лекарственную терапию, физиотерапию и в период восстановления — санаторно-курортное лечение.

Восстановление нарушенных функций после болезни длится от 4 до 8 недель. У детей в этот период остаются симптомы астении, раздражительность, повышенная утомляемость. Часто нарушается сон, снижается аппетит, наблюдается кашель.

Профилактика заболеваний органов дыхания

Для профилактики заболеваний органов дыхания необходим комплекс организационных, эпидемиологических, санитарно-гигиенических и медицинских мероприятий. Прежде всего — стимуляция неспецифических защитиых свойств организма, сезонное воздействие ультрафиолетовым излучением, витаминизация организма, систематическое закаливание, повышающее сопротивляемость организма детей как к низким температурам, так и к инфекционным заболеваниям. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: солнце, воздух и вода. Закаливающие процедуры важно проводить комплексно, сочетая воздействие природных факторов с физическими упражнениями, подвижными играми и физической работой.

В помещениях дошкольных учреждений важно следить за чистотой воздуха, строго соблюдать режим проветривания. Детям необходимо правильно подбирать одежду, которая не вызывала бы ни перегревания, ни охлаждения тела как в помещении, так и на прогулках в разное время года. Рекомендуется регулярно проводить гигиеническую и лечебную гимнастику в зависимости от состояния здоровья ребенка. Очень важно для предупреждения острых заболеваний органов дыхания своевременно устранять аденоидные разрастания, так как в них скапливаются попавшие в организм возбудители инфекции, лечить скрыто протекающие заболевания придаточных пазух носа, верхних дыхательных путей, кариозные зубы, холециститы и другие очаги инфекции в организме ребенка. Необходимо строго выполнять противоэпидемические мероприятия (своевременное правильное лечение острых респираторных заболеваний, трахеитов, бронхитов, изоляция больных с острыми респираторно-вирусными заболеваниями).

источник

Анамнез. Исследование органов дыхания обычно начинают с расспроса ма­тери или ребенка, который проводят в определенной последовательности. Стараются выяснить, имеется ли насморк и его характер. Серозные или слизисто-серозные выделения наблюдаются при острых респираторных вирусных инфекциях, а иногда и при аллергических ринитах. Слизистые или слизисто­-гнойные выделения характерны для кори и наблюдаются в более поздние сро­ки заболевания гриппом или аденовирусными заболеваниями, а также при гайморите. Примесь крови (сукровичное отделяемое) отмечается при дифте­рии носа. Носовые кровотечения характерны для геморрагических диатезов, лейкозов, гипопластических анемий, полипов носа, ревматизма, а также отмечаются при особенностях строения сосудистого сплетения носа (locus Kisselbachi). Сухой насморк с храпящим дыханием у грудных детей подозрите­лен на хроническое поражение слизистой оболочки носа при врожденном сифилисе.

Кашель — один из самых характерных признаков поражения органов ды­хания. Наиболее типичен кашель при коклюше. Он протекает пароксизма­ми (приступообразно) с репризами (протяженным, высоким вдохом) и со­провождается покраснением лица и рвотой. Пароксизмы кашля чаще на­блюдаются ночью. Кашель при поражении гортани обычно сухой, грубый и лающий. Он настолько характерен, что дает возможность на расстоянии за­подозрить поражение гортани (ларингит или круп). Кашель при трахеите грубый (как в бочку). При бронхитах кашель может быть как сухим (в начале болезни), так и влажным, с отделением мокроты. При бронхиальной астме обычно отделяется тягучая мокрота. При воспалении легких в первые дни бо­лезни кашель чаще сухой, в последующие дни он становится влажным. При вовлечении в процесс плевры кашель становится болезненным (крупозная пневмония, плеврит).

Битональный кашель — спастический кашель, имеющий грубый основ­ной тон и музыкальный высокий второй тон, возникает от раздражения кашлевой зоны бифуркации трахеи увеличенными лимфатическими узлами или опухолями средостения и наблюдается при туберкулезном бронхоадени­те, лимфогранулематозе, лимфосаркоме, лейкозе, опухолях средостения (тимома, саркома и др.). Мучительный сухой кашель встречается при фарин­гитах и назофарингитах.

Чтобы определить, имеется сухой или влажный кашель, необходимо на­блюдать за ребенком, не заглатывает ли он мокроту. Обильное выделение мок­роты (гнойной) полным ртом у маленьких детей наблюдается при опорож­нении абсцесса или нагноившейся кисты легких в бронхи. У старших детей много мокроты бывает при хронической пневмонии, когда уже имеются бронхоэктазы.

Иногда большое значение имеет изменение кашля в течение болезни. Так, редкий кашель в начале заболевания наблюдается при острых респира­торных инфекциях. Если затем он становится все более частым и влажным, то это может быть признаком развития бронхиолита и пневмонии. При рас­спросе важно выяснить, была ли повышенной температура тела, не было ли озноба (у маленьких детей эквивалентом озноба является рвота).

Иногда при пневмониях отмечаются боли в животе (абдоминальный син­дром), что заставляет заподозрить аппендицит и направить ребенка на кон­сультацию к хирургу. Только тщательное обследование и наблюдение дают возможность отвергнуть диагноз аппендицита и избежать операции.

Из анамнеза нужно выяснить, имелись ли легочные заболевания, кото­рые предшествовали настоящему, и если имелись — то степень выздоровле­ния от них. Это имеет значение в диагностике бронхиальной астмы, хрони­ческой пневмонии.

Целесообразно выяснить, болел ли ребенок корью и коклюшем, которые нередко осложняются пневмониями, особенностью которых является тота­льное поражение стенок бронхов (панбронхит) и значительное участие в процессе интерстициальной ткани легкого.

Большое, а иногда и решающее значение в диагностике поражений лег­ких приобретает выяснение контакта с туберкулезными больными в семье и квартире.

Осмотр. При наружном осмотре следует отметить цианоз, который может быть постоянным, локальным или общим. Чем больше дыхательная недо­статочность и меньше напряжение кислорода, тем выраженнее и распро­страненнее цианоз. Цианоз кожи, слизистой оболочки губ и языка появ­ляется, когда насыщение артериальной крови кислородом падает (95% по оксигемоглобину). Это соответствует 30 г/л или более восстановленного ге­моглобина в артериальной крови, что свидетельствует о выраженном сниже­нии в ней парциального давления кислорода (РО2). Цианоз при поражениях легких во время плача обычно усиливается, так как при задержке дыхания на выдохе происходит еще большее снижение РО2. Кроме того, легочному цианозу свойственна определенная локализация (вокруг рта, глаз). У мале­ньких детей (до 2—3-месячного возраста) в углах рта, под языком при бронхиолите и пневмонии можно заметить пенистые выделения. Возникновение этого симптома объясняется проникновением воспалительного экссудата из дыхательных путей в полость рта (полость рта у здорового ребенка в первые 2-3 мес относительно сухая, так как у него еще нет слюноотделения).

При осмотре носа можно отметить отделяемое (серозное, слизистое, сли­зисто-гнойное, сукровичное, кровянистое) и затруднение дыхания через нос.

Техника осмотра носа. Медсестра или мать берет завернутого с руками ре­бенка. Исследующий, откинув голову ребенка, поднимает кончик носа и осматривает вход в носовую полость. Если вход в носовую полость заложен корками, то их удаляют ватным тампоном, смоченным вазелиновым мас­лом. При таком тщательном осмотре определяют характер отделяемого из носа, кроме того, можно увидеть инородное тело или дифтерийный налет в передней части носа, а также оценить состояние сосудистого сплетения носа. В зависимости от характера выделений различают риниты серозные, слизистые, слизисто-гнойные и геморрагические. Риниты наиболее часто явля­ются одним из симптомов острой респираторной вирусной инфекции (аде­новирусной, парагриппа и гриппа), наблюдаются при кори. Сукровичные выделения из носа свойственны дифтерии носа или инородному телу. Для врожденного сифилиса характерно так называемое храпящее дыхание.

При осмотре обращают внимание на голос ребенка, который изменяется нередко при поражении гортани и голосовых складок. Ларингит клинически проявляется грубым лающим кашлем и изменением голоса. В отличие от взрослых, у детей ларингит часто сопровождается затруднением дыхания — крупом. Круп может быть истинным и ложным (подскладочный ларингит). Истинный круп наблюдается при дифтерии гортани, когда возникает крупоз­ное воспаление голосовых складок с образованием пленки. Ложный круп (подскладочный ларингит) наиболее часто возникает при острых респира­торных вирусных инфекциях (чаще всего при парагриппе) и обусловлен оте­ком слизистой оболочки ниже голосовых складок.

Имеются как общие симптомы крупа (лающий кашель, инспираторная одышка), так и некоторые различия. Ложный круп возникает, как правило, внезапно и обычно в вечернее и ночное время. До этого как будто здоровый ребенок внезапно просыпается и начинает задыхаться. Истинный круп чаще развивается постепенно (в течение 1—3 дней). В отличие отложного крупа, при истинном крупе голос постепенно исчезает (афония). При крупе требу­ется немедленная медицинская помощь. Грубый низкий голос является одним из признаков микседемы. Гнусавый оттенок голоса бывает при хроническом насморке, аденоидах, заглоточном абсцессе и т. д. Появление гнусавости при дифтерии зева и энцефалопатиях указывает на парез небной занавески. У детей дошкольного и школьного возраста при аденоидных вегетациях ли­цо приобретает характерный вид. Оно бледное, одутловатое, с приоткрытым ртом, приподнятой верхней губой и вздернутым носом; нередко отмечается неправильный прикус.

Характерен внешний вид часто кашляющего ребенка (при коклюше и хрони­ческих неспецифических поражениях легких). У таких детей — бледное, пас­тозное лицо и веки (вследствие нарушения оттока лимфы — лимфостаза), цианотичная слизистая оболочка губ, кожные вены набухшие, могут наблю­даться кровоизлияния в конъюнктиву и подкожную клетчатку.

При осмотре полости рта необходимо обратить внимание на состояние зева и миндалин. У детей первого года жизни миндалины обычно не выходят за передние дужки. У детей дошкольного возраста обычно наблюдается ги­перплазия лимфоидной ткани и миндалины при осмотре выходят за перед­ние дужки. Они плотные и по цвету не отличаются от слизистой оболочки зева.

У детей часто наблюдаются различные воспалительные процессы — ан­гины. Ангины подразделяются на катаральные, фолликулярные, лакунарные, а также специфические инфекционные. Катаральная ангина при осмотре зе­ва проявляется его гиперемией, отечностью дужек, набуханием и разрыхлением миндалин. Она, как правило, сопутствует острой респираторной ви­русной инфекции.

При фолликулярной ангине на фоне гиперемии, разрыхленности и увели­чения миндалин на их поверхности видны точечные или небольших разме­ров наложения, обычно белого цвета. При лакунарной ангине степень воспа­ления более выражена, а наложения захватывают лакуны. Фолликулярная и лакунарная ангина обычно бактериальной этиологии (стрептококковой, стафилококковой). Ангина при скарлатине отличается от банальной ангины резко отграниченной гиперемией, а при среднетяжелой и тяжелой форме — некрозом слизистой оболочки (некротическая ангина). При дифтерии зева на миндалинах обычно имеется налет грязно-серого цвета при умеренно вы­раженной гиперемии. При снятии налета отмечается кровоточивость слизи­стой оболочки.

Форма грудной клетки у детей, как правило, изменяется при рахите, а так­же при легочных заболеваниях. У новорожденных вздутая грудь отмечается при пневмотораксе, пневмомедиастинуме. При бронхиальной астме, эмфи­зематозном вздутии легких грудная клетка находится в фазе максимального вдоха (бочкообразная). При экссудативном плеврите на стороне поражения отмечается выбухание грудной клетки, а при хронической пневмонии — западение. Для установления асимметрии грудной клетки измеряют каждую полуокружность груди сантиметровой лентой.

Читайте также:  Анализы на антитела у детей

Втяжение межреберий в области прикрепления диафрагмы, слегка замет­ное при спокойном дыхании у детей до 3 мес, — явление нормальное. У ре­бенка старше 4 мес оно не должно быть заметно при спокойном дыхании. Такое втяжение уступчивых мест грудной клетки указывает либо на слиш­ком мягкие ребра (рахит), либо на поражение дыхательных путей, сопро­вождающееся инспираторной одышкой. Значительное втяжение межребе­рий, яремной ямки в фазе вдоха характерно для стенотического дыхания при крупе.

У здорового ребенка отмечается синхронное участие в дыхании обеих по­ловин грудной клетки. При плеврите, в меньшей степени при туберкулезных бронхоаденитах, ателектазе легкого, хронической пневмонии, при ее преи­мущественно односторонней локализации, можно заметить, что одна из по­ловин груди (на стороне поражения) отстает при дыхании.

Для определения подвижности (экскурсии) грудной клетки окружность гру­ди измеряют сантиметровой лентой, которую накладывают спереди на уров­не сосков, сзади — под углами лопаток. Измерение производят при спокой­ном положении в фазе максимального вдоха и выдоха. Разница в размерах показывает экскурсию грудной клетки.

При осмотре обращают внимание на тип дыхания. У детей раннего возраста наблюдается брюшной тип дыхания. У мальчиков он остается без изменений, у девочек с 5 – 6 летнего возраста появляется грудной тип дыхания. Ограничение экскурсии грудной клетки наблюдается при остром вздутии легких, бронхиальной астме, фиброзе легких, поддиафрагмальном абсцессе, межреберной невралгии.

Подсчет числа дыханий лучше проводить в течение 1 минуты, когда ребенок спит. У новорожденных и маленьких детей для подсчета числа дыханий можно пользоваться мягким стетоскопом, раструб которого держат около носа ребенка. Этот способ дает возможность, не раздевая ребенка, подсчитать число дыханий. Иногда этим способом удается выслушать хрипы при бронхите, бронхиолите и пневмонии.

Частота дыхания у детей даже в состоянии полного здоровья варьирует до­вольно широко, поэтому констатация учащения дыхания (тахипноэ) или его урежения (брадипноэ) может быть надежной только при отклонениях, дости­гающих 30—40% и более от средних величин. Центильные или сигмальные шкалы в оценке частоты дыхания применяют крайне редко. В табл. 8 при­ведена характеристика средних величин частоты дыхания и границы двух сигмальных отклонений.

источник

Начинают исследование с выявления жалоб.

Жалобы могут быть связанные с поражением органов дыхания ( кашель, насморк, одышка и т.д.) и общие ( повышение температуры, слабость, вялость). Более детально жалобы мы будем рассматривать при изучении патологии органов дыхания.

Собирая анамнез заболеваниянеобходимо установить давность, возможные причины, взаимозависимость с поражением других органов и систем, динамику заболевания и эффективность проведённого лечения .

Исследуя анамнез жизни, необходимо обратить внимание на выявление факиоров, способствующих поражению органов дыхания ( нарушение режима и образа жизни ребёнка, заболевания во время беременности, недоношенность, недостаточное физическое развитие, плохой уход, питание, несоблюдение эпидрежима, охлаждение и перегревание ребёнка, выявляют наличие фоновых заболеваний ( рахит, анемии, гипотрофии, атопии).

При осмотре оценивают положение больного (вынужденное сидячее при бронхиальной астме, при плеврите – на поражённом боку, при бронхоэктазах и т.д.), цвет кожных покровов, проводят осмотр верхних дыхательных путей (носа, зева, лица, шеи) При этом отмечают необычную синюшность или бледность, дыхательные движения крыльев носа( при одышке) , пенку в углах рта ( при пневмониях у новорождённых).При тяжёлых поражениях органов дыхания у детей можно заметить участие в дыхании шейных мышц втяжение над- и подключичной ямки. В норме у детей может быть любой тип дыхания. Но дыхательные движения всегда равномерны. Ритмичны и соответствуют возрастной частоте (у новорождённых – 40 – 60 в мин., до 6 мес -35-45 в мин., до года – 35-40, 2-6 лет -25-30, 7-12 лет- 18, у старших – 26-20 в мин. Так же проводят осмотр формы грудной клетки ( широкая « бочкообразная», воронкообразная, рахитическая, ассиметричная ).

Пальпация, перкуссия и аускультация у детей проводится той же методикой, как и у взрослых, но при этом надо учитывать некоторые особенности:

— у детей раннего возраста голосовое дрожание определяют в момент плача, крика или кашля, выражено оно слабее, чем у старших детей и диагностическая ценность невелика;

— перкуссию у маленьких детей лучше проводить на руках у мамы;

— палец плессиметр левой руки лучше прикладывать к поверхности грудной клетки не плашмя, а под углом 45 градусов;

— у маленьких детей при сравнительной перкуссии можно обнаружить притупление лёгочного перкуторного звука в нижних отделах правого лёгкого при метеоризме. Этот признак наблюдается в положении лёжа и исчезает при перкуссии в положении стоя. Связано это со смещением печени вверх при метеоризме.

— при сравнительной перкуссии у детей перкуторный звук над правой верхушкой несколько короче, чем над левой (более короткий бронх справа и более низкое расположение верхушки с этой стороны , плюс большее развитие мышц правого плеча); перкуторный звук во 2-3 межреберьях слева несколько укорочен из-за близости сердца; при перкуссии по средней подмышечной линии внизу справа перкуторный звук имеет притупленный оттенок ( печень), а слева – тимпанический оттенок ( желудок);

-нижние границы лёгких определяют по тем же топографическим линиям, что и у взрослых и в норме в возрасте до 10 лет они находятся:

по среднеключичной линии справа – на VI ребре, слева соответствуют границе сердца, по средней подмышечной справа – VI –VII справа, слева – на IX ребре, по лопаточной линии справа – на IX ребре, слева – на XI ребре.

У детей от 10 до 12 лет и старше перкуторные границы приближаются к границам взрослых: по окологрудинной линии справа – VI ребро, слева границу не определяют; по передней подмышечной линии справа и слева – VII ребро; по средней подмышечной справа и слева – VIII ребро; по задней подмышечной справа и слева – IX ребро; по лопаточной справа и слева – X ребро; по околопозвоночной справа и слева – XI грудной позвонок.

— верхние границы у детей следующие (с обеих сторон) : спереди – линия, соединяющая середину верхнего края трапециевидной мышцы с грудинно- ключичным соединением, сзади – уровень остистого отростка VII шейного позвонка;

— подвижность нижних краёв лёгких у детей составляет 2-6 см;

— у детей раннего и дошкольного возраста выслушивается при аускультации громкое везикулярное дыхание, которое называется пуэрильным. Часто такое дыхание путают с жёстким. Объясняется эта особенность узкими бронхами, короткой трахеей и усиленной проводимостью стенок грудной клетки у детей.

Особенности инструментальных методов исследования органов дыхания:

Спирография:используется для регистрации лёгочных объёмов и вентиляционных показателей . Проба ТИФФНО- даёт представление о состоянии проходимости воздухоносных путей. Определяется объём воздуха, который выдыхает больной за единицу времени в момент максимального выдоха после предельно глубокого вдоха. Дети 6-16 лет выдыхают следующее количество воздуха от объёма ЖЁЛ: за 0,25 с -30-35%, за 0,5с-70-75%, за 1 с – 75-100%.При патологических состояниях эти показатели снижаются.

Спирометрия:проводится по методике взрослых, детям после 5-6 лет, определяется объём дыхания, минутный объём дыхания, жизненная ёмкость лёгких. Показатели ОД : при рождении – 21 мл, до 4 мес – 47-53 мл, до года – 54-79 мл, до 3 лет – 97 мл, в 4 года – 110 мл. Мод: при рождении – 1.13л/мин, до 4 мес – 12.2-2.37 л/мин, до года – 2.38-2.75 л/мин, в 4 года – 3,08 л/мин

Пикфлоуметрия:измерение пиковой скорости выдоха. Методика аналогична взрослым, выполняется соответственно алгоритму.

Пневмотахиметрия:позволяет определить нарушения бронхиальной проходимости при патологии органов дыхания. Применяется после 5 лет, показатели объёмных скоростей форсированного вдоха и выдоха с возрастом увеличиваются в норме.

Бронхоскопия, рентгеновское исследование, томография , бронхография:как у взрослых. Бронхография проводится под общим или местным обезболиванием, детям до 6-7 лет применяется лишь общая анестезия.

Из лабораторных методов имеет значение общий анализ крови, исследование мокроты ( у детей собрать трудно), исследование крови на иммуноглобулины , белковые фракции.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8165 — | 7155 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Описание презентации по отдельным слайдам:

Лекция Диагностика заболеваний дыхательной системы у детей. Преподаватель Соломаха Е. В.

Заболевания дыхательной системы у детей Актуальность темы В статистике общей заболеваемости заболевания органов дыхания у детей занимают ведущее место. На структуру заболеваний дыхательной системы существенное влияние оказывают возрастные анатомо-физиологические особенности, тесно связанные с морфологической и функциональной незрелостью органов дыхания. Они проявляются в своеобразии реакций детского организма на инфекцию и другие повреждающие факторы. Наличие у ребёнка аллергических заболеваний, иммунных нарушений, пороков развития дыхательной системы, а также неблагоприятные экологические факторы могут повышать риск развития заболеваний органов дыхания

Основные клинические проявления заболеваний органов дыхания 1. Местные ( кашель, одышка, боль в грудной клетке, выделение мокроты, кровохарканье) 2. Общие (повышение температуры тела, недомогание, понижение аппетита и пр.)

Острые респираторные заболевания(ОРЗ) Этиология 90% случаев – вирусная ( ОРВИ) – вирусы гриппа, парагриппа, РС-вирусы, риновирусы, аденовирусы и пр. Эпидемиология ИИ – больной или вирусоноситель Пути распространения – воздушно-капельный, контактный, «третьих лиц» Восприимчивость высокая, дети первых 6 мес. заболевают реже Повышение заболеваемости в холодное время года Иммунитет нестойкий типоспецифический

Клиническая картина ОРВИ Инкубационный период в среднем составляет от нескольких часов до 5 суток Отличительные клинические признаки ОРВИ различной этиологии: ГРИПП – преобладание симптомов интоксикации (повышение температуры до 39-40, озноб, головокружение, головная боль, мышечные и суставные боли, бред, галлюцинации, тошнота, судороги, менингеальные симптомы. Незначительные катаральные явления. Типичная локализация вируса – слизистые гортани и трахеи. Типичные осложнения: о. стенозирующий ларингит, пневмония, отёк мозга, геморрагический синдром (геморрагическая пневмония)

ПАРАГРИПП – преимущественно поражает слизистые гортани и трахеи слабо выраженная интоксикация, осиплость, грубый голос. Осложнение – о. стенозирующий ларингит АДЕНОВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ – поражение слизистых носа и глотки. Клиника – выражены катаральные явления, «зернистость задней стенки глотки, конъюктивит (катарально-фолликулярный, плёнчатый), шейный лимфаденит, абдоминальный и кишечный синдромы, температурная реакция более 5 дней

Респираторно-синцитиальная инфекция (РС –инфекция) – невыраженная интоксикация, развитие обструктивного бронхита, бронхиолита, пневмонии Риновирусная инфекция – ярко выраженный ринит, незначительная (отсутствие) интоксикация.

Лабораторная диагностика Выделение вирусов из смывов носоглотки Серологический метод ОАК : лейкопения, лимфоцитоз, умеренное повышение или нормальное СОЭ

ПРИ ПОСТАНОВКИ ДИАГНОЗА ОРЗ/ ОРВИ ДОЛЖНО БЫТЬ УКАЗАНО ОРГАННОЕ ПОРАЖЕНИЕ Например: ОРЗ, о. ринофарингит или ОРВИ, о. ларинготрахеит

Заболевания верхних дыхательный путей Анатомия верхних дыхательных путей

Острый ринит – воспалительный процесс слизистой оболочки носа, который может распространяться на носовую часть глотки, ( у детей 1-го года ринит рассматривается как ринофарингит)

Этиология Вирусы в 90% случаев Бактерии Смешанная микрофлора

Способствующие факторы Сезонные колебания температуры и влажности Непроветриваемые помещения Перегревание и переохлаждение Неблагоприятные бытовые условия

Клинические проявления Нарушение дыхания Кашель при стекании слизи по задней стенки глотки Снижение обоняния, чихание, гнусавость голоса, головная боль Отделяемое из носа сначала серозно-водянистое, затем густое слизисто-гнойное Раздражение кожи предверия носа Интоксикация, как правило, умеренная Длительность заболевания 5-10 дней Практически всегда вовлекается глотка (ринофарингит)

Фарингит Жалобы на «першение в горле», чувство инородного тела, сухой, навязчивый кашель («дерёт горло») Гиперемия и «зернистость» задней стенки глотки Воспалительный процесс в носоглотке у маленьких детей часто приводит к развитию острого среднего отита

О. стенозирующий ларинготрахеит (ложный круп) – воспаление слизистой оболочки гортани и трахеи с нарушением проходимости дыхательных путей в области гортани и острым нарушением дыхания

Этиология Вирусы парагриппа, гриппа, кори. Способствует сенсибилизация организма Чаще у детей с 6 мес. до 3-х лет

АФО, способствующие развития ложного крупа Воронкообразная гортань Хорошая васкуляризация слизистой Рыхлый подслизистый слой Несовершенная дренажная функция гортани

Механизм развития Отёк подсвязочного пространства Скопление мокроты в просвете гортани Рефлекторный спазм в области голосовой щели

Клинические проявления ОЛСТ Возникает ночью внезапно. Беспокойство, грубый лающий кашель, осиплый голос, шумное дыхание с затруднённым вдохом (инспираторная одышка), бледность, цианоз, участие вспомогательной мускулатуры в акте дыхания

Стадии ОСЛТ 1 стадия –компенсированная (лающий кашель, осиплость голоса, инспираторная одышка при физической нагрузке и беспокойстве) 2 стадия – субкомпенсированная (инспираторная одышка постоянно, участие вспомогательной мускулатуры в акте дыхания, тахикардия, акроцианоз, беспокойство, потливость) 3 стадия – декомпенсированная ( периоды беспокойства сменяются вялостью, адинамией, бледность с акроцианозом, АД снижено, затруднены как вдох, так и выдох) 4 стадия – асфиксия (кожа бледно-цианотичная, аритмичное или парадоксальное дыхание, брадикардия, АД резко снижено, остановка сердечной деятельности и дыхания)

Бронхит – воспалительное поражение слизистой оболочки бронхов

Классификация бронхитов По происхождению: первичный, вторичный По течению: острый (простой, обструктивный, брохиолит), рецидивирующий, хронический

Этиология бронхитов Вирусная Вирусно-бактериальная, микоплазменная Провоцирующие факторы – аллергии, переохлаждение, перегревание, плохое проветривание, курение ,снижение иммунитета

Клинические проявления Признаки ОРВИ ( повышение температуры, насморк, слабость, вялость) Основной симптом – кашель, сначала сухой, потом влажный Аусультация : сухие, средне-, крупнопузырчатые хрипы с обеих сторон. Выздоровление через 2-3 недели

Острый обструктивный бронхит протекает с обструкцией бронхов вследствие отёка, гиперсекреции слизи и бронхоспазма Чаще у детей раннего возраста

Преобладают проявления дыхательной недостаточности: Цианоз Экспираторная одышка и «свистящее дыхание», слышное на расстоянии, дистанционные хрипы Участие вспомогательной мускулатуры в акте дыхания

Бронхоскопия Норма Обструктивный бронхит

Бронхиолит характеризуется обструктивным поражением бронхиол Чаще болеют дети до 2-х лет Проявления ОРВИ (кашель, повышение температуры, признаки интоксикации) Появляются признаки ДН (бледность с периоральным цианозом или генерализованный цианоз, экспираторная одышка, участие вспомогательной мускулатуры в акте дыхания) . Могут быть приступы апноэ, обезвоживание при выраженной одышке Грудная клетка вздута.

Острая пневмония – острое полиэтиологическое инфекционное воспалительное заболевание лёгких, характеризуется признаками интоксикации, ДН, физикальными локальными изменениями и характерными рентген изменениями

Этиология Бактерии (пневмококк, гемофильная палочка, стафилококк и др.) Вирусы Патогенные грибы, хламидии, микоплазмы, паразиты.

Классификация Виды: внебольничная, внутрибольничная, аспирационная, застойная, у лиц с иммунодефицитом По распространённости: очаговая, сегментарная, крупозная, интерстициальная, односторонняя, двусторонняя По степени тяжести: Л.,Ср.т.,Т. По течению : острая, затяжная, рецидивирующая

Клинические проявления Проявления чаще развивается на 5-7 день ОРВИ Фебрильная, стойкая лихорадка Интоксикация ( повышение температуры, беспокойство, вялость, снижение аппетита, срыгивания у грудных детей, головная боль) Кашель (малопродуктивный) Признаки ДН Перкуторно: укорочение звука, ослабление или бронхиальный оттенок дахания, локально мелкопузырчатые или крепитирующие хрипы над местом поражения

Читайте также:  Анализы на аминокислоты у детей

Диагностика ОАК – повышение СОЭ, лейкоцитоз, сдвиг лейкоцитарной формулы влево Rg – инфильтративные тени

Особенности пневмонии новорожденных Внутриутробные (инфицирование плода во время беременности или родов) и приобретённые ( в т.ч. аспирационные) В клинике преобладают симптомы интоксикации и угнетения ЦНС (адинамия, гипотония, гипорефлексия) Быстро развивается ДН. Рано появляется цианоз, апноэ Температурная реакция слабо выражена Кашель редкий или отсутствует Данные аускультации и перкуссии скудные Серьёзный прогноз, часто критические ситуации

Пневмония и фоновые заболевания На фоне ЭКД часто присоединяется обструктивный синдром, часто затяжное течение На фоне рахита пневмония развивается чаще, чем у здоровых. Часто затяжное течение На фоне гипотрофии пневмонии появляются часто, течение затяжное, симптоматика не яркая

Аллергические заболевания – это заболевания,в основе патологическая иммунная реакция на повторное введение аллергена Частые аллергические заболевания у детей: -аллергический ринит -поллиноз -бронхиальная астма -атопический дерматит -пищевая аллергия -крапивница

Бронхиальная астма – хр. заболевание инфекционной или неинфекционной этиологии, в основе которого лежит изменение реактивности бронхов, основным признаком которого является приступ удушья вследствие бронхоспазма, гиперсекреции и отёка слизистой

Актуальность Бронхиальная астма является одним из самых распространенных заболеваний детского возраста. Эпидемиологические исследования последних лет свидетельствуют о том, что от 5 до 10% детей страдают этим заболеванием, и с каждым годом этот показатель увеличивается. Серьезную тревогу вызывает также рост смертности от бронхиальной астмы.

Изменение просвета бронхиальной трубки при бронхиальной астме

Этиология . Неинфекционные аллергены Инфекционные аллергены Химические вещества Медикаменты Метеорологические причины Интенсивные физические нагрузки Нервно-психический стресс Причины реализуются на фоне наследственной предрасположенности

Выделяют периоды: Период предвестников – беспокойство, чихание, зуд кожи и глаз, заложенность и серозные выделения из носа, сухой кашель, головная боль Приступ удушья – ощущение нехватки воздуха, экспираторная одышка, свистящее дыхание, вынужденное положение (сидят, наклонившись вперёд, опираясь руками о колени), бледность, цианоз, участие вспомогательной мускулатуры, отделяется густая прозрачная мокрота. Грудная клетка в положении максимального вдоха. Послеприступный период – улучшение состояния, сохраняется влажный кашель несколько дней Межприступный период

Диагностика ОАК : эозинофилия Анализ мокроты :кристаллы Шарко-Лейдена Повышен уровень IgЕ, выявление специфического аллергена Спирометрия Пикфлоуметрия ..\Пикфлоуметрия проведение при бронхиальной астме.mp4

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник

Особенности диагностики заболеваний органов дыхания у детей

Дыхательная система состоит из:

    • верхних воздухоносных путей (нос, околоносовые синусы, глотка);
    • нижних воздухоносных путей (гортань, трахея, бронхи);
    • легких.

Любой патологический процесс в каждой из этих структур относят к болезням органов дыхания. Самые распространенные: ринит, синуситы, фарингит, ларингит, трахеит, бронхит, пневмония, бронхиальная астма. Их основными причинами у ребенка являются инфекционные агенты (вирусы и бактерии), а также аллергическая реакция.

В сравнении с взрослыми, у детей данные заболевания возникают чаще, переносятся труднее и грозят серьезными осложнениями. Объяснение тому – возрастные особенности дыхательной системы малышей.

    1. Воздухоносные органы на всем протяжении узкие и короткие. Вследствие этого нарушение дыхания возникает даже при невыраженных отечных явлениях. Кроме того, инфекция быстро распространяется на соседние структуры.
    2. Слизистая оболочка рыхлая и богато снабжена кровеносными сосудами, что способствует прогрессированию отека при минимальном воспалении.
    3. Грудная клетка имеет ограниченный дыхательный объем и слабую мускулатуру, в результате чего быстрее появляются застойные явления в легких и бронхах.

Каждая из особенностей больше всего выражена у ребенка до года, поэтому респираторные заболевания самые опасные именно для грудничков.

Клиническая картина

Несмотря на разнообразие нозологических единиц, патология дыхательных органов проявляется несколькими основными симптомами. Именно по ним можно сориентироваться в возможной причине болезненного состояния малыша.

Синдром интоксикации

Это один из самых первых «звоночков», указывающий, что дите не здорово. Интоксикация сопровождает почти все респираторные заболевания, вот только степень ее выраженности может значительно колебаться, в зависимости от патологии. Насторожить родителей должно следующее:

    • всегда бодрый ребенок становится апатичным и вялым; маленькие дети (от года до трех) могут заснуть прямо во время игры;
    • беспричинный плач, раздражительность;
    • снижение аппетита (отказывается кушать даже любимые блюда), нарастающая жажда;
    • тошнота, иногда – рвота (для малышей первых месяцев жизни более характерны срыгивания);
    • жалобы на головную боль;
    • бледность кожных покровов;
    • повышение температуры тела от субфебрильных цифр (37 градусов) к высоким показателям (38,5 и выше).

Наиболее ярко интоксикационный синдром выражен при пневмонии, бронхите, ангине, гнойном синусите. Кроме того, тяжелее протекают заболевания, вызванные бактериальными возбудителями. Риниты, фарингиты, трахеиты вирусного происхождения (составляющие ОРЗ) не вызывают столь выраженного нарушения состояния больного.

Cамый узнаваемый «спутник» респираторных заболеваний. Он свидетельствует о раздражении кашлевых рецепторов (они расположены в горле, трахее, бронхах). Кашлевой толчок исполняет защитную функцию – очищает респираторный тракт от инфекционных агентов, мокроты, пыли и других посторонних тел. Но длительный кашель изнуряет ребенка, нарушает сон, вызывает болезненные ощущения в грудной клетке и животе (вследствие сокращения мышц).

Заболевания, проявляющиеся кашлем:

    1. Ларингит (воспаление гортани) . Кашель сухой, надсадный и громкий (напоминает лай собаки). Ему сопутствует охриплость голоса (вплоть до полного исчезновения). Важным признаком является нарушение дыхания при выраженном стенозе гортани (ложный круп).
    2. Трахеит. Первые несколько дней кашель сухой, интенсивный и приступообразный. Он сопровождается саднящей болью в горле и за грудиной. У грудничков и детей от года до трех лет приступы возникают на фоне крика, плача или смеха. Они часто заканчиваются рвотой. Постепенно кашель становится влажным, мокрота слизисто-гнойная, вязкая, желто-зеленого цвета. При трахеите повышается температура тела (38-39 градусов), выражены симптомы интоксикации.
    3. Бронхит. Непродуктивный кашель – один из первых признаков болезни. Уже через несколько дней появляется мокрота. Кашлевые приступы изнуряют детей, они часто жалуются на боли в животе (вследствие напряжения мышц чревного пресса). При бронхите, как правило, наблюдают проявления интоксикации и высокую температуру.
    4. Воспаление легких. Кашлевой синдром имеет схожие характеристики с бронхитом, хотя возможны и другие его варианты (в зависимости от клинической формы пневмонии).
    5. Бронхиальная астма. Приступу кашля предшествуют признаки аллергической реакции: слезотечение, водянистые выделения из носа, чиханье. Возможно обильное мочеиспускание, чешутся кожа и глаза. Характерный симптом – удушье (чувство нехватки воздуха, затрудненное дыхание). Дыхательные движения сопровождаются свистом.

Самостоятельно определить, какой именно причиной вызван кашель – дело не из легких. Советую предоставить эту задачу врачу. Чтобы установить диагноз, иногда достаточно лишь прослушать легкие фонендоскопом, но в большинстве случаев необходимы дополнительные методы диагностики.

Дыхательная недостаточность

Этот симптом более характерен для поражения нижнего отдела воздухоносных путей (стенозирующий ларингит, бронхит, бронхиальная астма) и легких (пневмония). Отек слизистой оболочки, бронхоспазм и повышенная выработка слизи – главные «виновники», приводящие к дыхательной недостаточности. Тяжелые нарушения дыхания опасны для жизни ребенка, поэтому рекомендую быть очень бдительными, если вы заметили у него следующие признаки:

    • учащенное дыхание: более 50 за минуту у ребенка до года; более 40 (от года до трех); более 30 (от 3 до 7 лет);
    • ускоренное сердцебиение;
    • синюшность вокруг рта, кончика носа, пальцев, бледность кожи на других участках тела;
    • напряжение крыл носа;
    • втягивание межреберных промежутков и грудины при дыхании;
    • вялость, заторможенность (или возбужденность) – в тяжелых случаях.

Если дыхательная недостаточность проявляется лишь при физическом напряжении – речь идет о легкой ее форме. Когда же нарушение дыхания возникает и в покое – медлить нельзя, ребенок нуждается в срочной госпитализации.

Заложенность носа

Нарушение носового дыхания (отек носовых ходов) и патологические выделения из носа – одно из самих «безобидных» проявлений респираторных заболеваний. Этот симптом свидетельствует о воспалительном процессе верхних дыхательных путей. Как правило, речь идет о рините и гайморите.

Насморк – неизменный представитель острых респираторных вирусных инфекций. Воспаление слизистой оболочки проявляется чувством жжения, чиханием, заложенностью носа. Выделения сначала жидкие, слизистые и прозрачные, но если присоединяется бактериальная инфекция, они трансформируются в гнойные (зелено-желтые и вязкие).

Воспаление гайморовой носовой пазухи (гайморит) сопровождается головной болью, температурой, общей слабостью. Беспокоит чувство тяжести в области переносицы, щек, возле носа.

Обе патологии могут осложниться в детском возрасте более серьезными болезнями: воспалением уха (отит), фарингитом, бронхитом, поражением мозговых оболочек (менингит).

Боль в горле

Першение, боль и чувство сухости в горле, болезненное глотание возникают чаще всего при следующих состояниях:

    • фарингит (воспаление слизистой оболочки глотки);
    • ларингит (воспаление слизистой гортани);
    • тонзиллит (воспаление глоточных миндалин).

Эти заболевания, в основном, проявляются при различных видах ОРВИ. У ребенка редко наблюдают ограниченное поражение верхних дыхательных путей. У малышей до года, а также у детей от года до 3 лет патологический процесс распространяется сразу на несколько соседних органов. У них диагностируют ринофарингит, тонзилофарингит, фаринголарингит, ларинготрахеит и т.п.

Как видим, в клинической картине большинства респираторных заболеваний превалируют несколько общих симптомов, поэтому самостоятельно диагноз установить непросто. Самый оптимальный вариант для родителей – доверить больного опытному доктору.

Необходимый диагностический минимум в домашних условиях – вовремя увидеть опасные состояния:

    • выраженная сонливость, вялость реакции на внешние раздражители, слабый крик (у ребенка до года) ;
    • гипервозбудимость, тремор конечностей (всего тела);
    • температура выше 39, которую невозможно сбить в течение нескольких часов;
    • аритмическое дыхание;
    • участие вспомогательных мышц в дыхательном акте (высокое вздымание грудной клетки, втягивание межреберных промежутков, мышц живота);
    • отставание одной половины грудной клетки при дыхании;
    • бледность кожных покровов, синева носогубной зоны, кончиков пальцев.

Даже при наличии лишь одного из этих признаков надо немедленно обратиться за профессиональной помощью.

В первую очередь врач собирает анамнез (историю заболевания) и расспрашивает жалобы. Потом он проводит объективный осмотр.

    1. Оценивает состояние кожных покровов, измеряет частоту дыхания и сердцебиения, наличие (или отсутствие патологических типов дыхания).
    2. Осматривает ротовую полость, миндалины, зев (выявляет обложенный язык, покраснение и увеличение гланд, сыпь или гнойнички).
    3. Проводит перкуссию (специальное постукивание) области проекции легких.
    4. Основной метод – аускультация (прослушивание) легких с помощью фонендоскопа. С ее помощью можно выслушать хрипы, определить их характер (влажные или сухие), количество, локализацию. Хрипы свидетельствуют о бронхите, пневмонии, бронхиальной астме. При других патологиях респираторной системы они не прослушиваются.

Крайне важна и лабораторная диагностика:

    • общий анализ крови: «сдвиг формулы влево», ускоренная СОЭ, лейкоцитоз, указывают на воспалительный процесс бактериального происхождения; уменьшенное количество лейкоцитов свидетельствует о вирусном заболевании; превышение нормы эозинофилов указывает на аллергическую реакцию (бронхиальная астма);
    • общий анализ мочи: белок, ацетон, лейкоциты свидетельствуют о выраженной интоксикации организма);
    • мазок из зева, бактериологические исследования выделений из носа, кашлевой мокроты (помогают определить возбудителя и его чувствительность к антибиотикам);
    • при подозрении на бронхиальную астму проводят исследование мокроты на присутствие эозинофилов и характерных тканей (спиралей Куршмана, кристаллов Шарко-Лейдена);
    • чтобы определить степень дыхательной недостаточности делают газовый анализ крови и определяют насыщение крови кислородом.

В большинстве случаев для установления диагноза требуются инструментальные методы. Самым распространенным является рентгенография органов грудной клетки. С ее помощью можно подтвердить (или отвергнуть) воспаление легких, бронхит, бронхиальную астму. Она дает возможность определить площадь поражения и наличие осложнений (плеврит, пневмоторакс).

При подозрении на синусит проводят рентгенологическое исследование околоносовых пазух. К сожалению, не всегда удается верифицировать болезнь, опираясь на результаты этих методов. Поэтому маленьким пациентам требуется пристальное наблюдение и анализ динамики симптомов.

Современная медицина имеет в своем арсенале новые диагностические методики, которые помогают более точно определить патологию. Речь идет, прежде всего, о компьютерной и магниторезонансной томографии. Они дают возможность визуализировать орган не только в целом, но и на разных уровнях.

В зависимости от ситуации проводят КТ (МРТ) легких, органов средостения, трахеи, околоносовых синусов. Эти обследования используют лишь в сложных диагностических случаях, когда обычные методы неинформативны.

У маленьких детей (примерно до 5 лет) магнитно-резонансную и компьютерную томографию делают лишь под наркозом.

Одни из последних разработок в диагностике респираторных заболеваний – определение вида возбудителя (вирус или бактерия). Это очень важно для подбора эффективного лечения.

В крови определяют уровень прокальцитонина: если он существенно возрастает – болезнь вызвана бактериальным посредником. Чтобы подтвердить вирусное заражение обследуют кровь на присутствие противовирусных антител, а также ищут его антигены в смыве из носоглотки (реакция иммуноферментного анализа).

К сожалению, современные методы диагностики дорогостоящие, и доступны не в каждом медицинском учреждении. Но здравый смысл родителей и профессионализм врачей помогут ребенку справится с любым заболеванием.

источник