Меню Рубрики

Анализ задач воспитания детей раннего возраста

Специфика развития, задачи и содержание воспитания детей. Потенциальные возможности ребенка, влияние раннего развития на дальнейший образ мыслей. Факторы, оказывающие благоприятное воздействие на личность. Принципы воспитания ребенка раннего возраста.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

По данным, которыми в настоящее время располагает наука, ранний возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее. Особое значение этого возраста объясняется тем, что он непосредственно связан с тремя фундаментальными жизненными: прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью. В этом возрасте ребенок овладевает умениями, которые существенным образом влияют на его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие, а именно способность понимать и пользоваться языком в общении с людьми.[3;3]

Маленького ребёнка, и особенно до трёх лет, необходимо развивать. Нужно заниматься ребёнком, а не предоставлять ему целыми днями играть в игрушки с самим собой. Даже если у родителей мало времени, даже если финансы скромны, нужно находить возможности показать ребёнку мир, предложить ему различные занятия, стараться раскрыть его талант, найти то, что он любит и помочь ему раскрыть себя. Такую основную мысль мы можем проследить в широко известной книге «После трех уже поздно» Масару Ибука, японского инженера и предпринимателя, одного из основателей корпорации Sony, создателя новаторских концепций по воспитанию и обучению детей раннего возраста.[3;9]

Рассмотрим особенности развития и задачи воспитания детей раннего возраста.

1. Особенности развития, задачи и содержание воспитания детей раннего возраста

Ранее детство (1 — 3 лет) — возраст бурного развития движений ребенка, овладения многими новыми действиями, зарождения и совершенствования новых видов деятельности.[3;2]

Предметная деятельность ребенка, возникающая на рубеже младенчества и раннего детства, состоит в усвоении и выполнении предметных действий. Оно имеет ведущее значение для развития ребенка второго — третьего года жизни. В ходе овладения предметными действиями ребенок овладевает и теми психическими действиями и качествами, которые для этого необходимы. Усваивая употребление простейших орудий, ребенок вместе с тем постепенно начинает усваивать и общий принцип, состоящий в том, что воздействовать на вещи можно не только руками, ногами, зубами, но и вещами, специально для этого созданными.[4;16]

Этот принцип называется принципом опосредованного действия; орудие — средство выполнения действия. За орудиями жестко закреплен способ употребления: не только что ими следует делать, но и как это делается. Взрослые хорошо это знают и, как правило, стараются передать детям. Обучая ребенка предметным действиям, родители обязательно должны показывать не только их результат, но и способ выполнения, доступный детям. В ранний период дети усваивают назначения предметов, способы действий с ними и (в доступных пределах) технику выполнения этих действий.

В возрасте от 1г. до 3-х лет зарождается сюжетно-ролевая игра. Первоначально игра возникает в предметной деятельности ребенка, когда некоторые предметные действия начинают выполняться с предметами для этого не предназначенными (или вовсе без предметов), теряют свой практический смысл и превращаются в изображение настоящих действий. Но это еще не сюжетно-ролевая игра. В ней нет ни сюжета, ни ролей, и она называется изобразительной игрой. Переход от изобразительной игры к сюжетно-ролевой включает связывание отдельных игровых действий в более или менее целостный сюжет (т.е. изображение определенного события) и принятие ребенком на себя той или иной роли (мамы, воспитательницы и т.д.). [9;30]

Перенос действия на новые предметы приводит к тому, что ребенок начинает действовать и с такими предметами, которые вообще не могут быть использованы для получения реального результата: «моет» руки кубиком, «измеряет температуру» палочкой. Это — игровые заместители реальных вещей. Постепенно ребенок начинает в изобразительной игре ставить себя на место другого человека, принимает на себя роль. Сначала ребенок выполняет действия другого человека, но называет себя своим именем. Потом возникает словесное обозначение роли, но только после того, как ребенок уже изобразил действия другого человека. Ребенок сначала играет, а затем как бы узнает в своих действиях действия взрослого и называет себя его именем. Переход изобразительной игры в сюжетно-ролевую полностью завершается в дошкольном возрасте. возраст личность ранний воспитание

В раннем детстве у ребенка впервые складываются действия, которые с полным основанием можно назвать произвольными. При передвижении в пространстве, в предмет деятельности, игре, рисовании ребенок начинает действовать намеренно: ставить цель и выполнять действия для ее достижения. Однако степень управления действиями у ребенка раннего возраста еще очень ограничена. Это видно на примере рисования: ребенок, высказав намерение нарисовать определенный предмет, несколько раз меняет его под влиянием впечатления от собственного рисунка. Таким образом, произвольное управление действиями пока состоит больше в постановке целей, чем в их достижении.

В раннем детстве внимание у детей еще полностью непроизвольно. Сознательный контроль за выполнением действий отсутствует. Поэтому их успешность целиком определяется их привлекательностью для ребенка.[6;22]

Потребность в речевом общении развивается у ребенка через общение со взрослым по поводу предметной деятельности. Именно в предметной деятельности создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений окружающего мира.

Развитие речи идет по 2-м линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь ребенка. В общении со взрослым ребенок правильно реагирует на его слова, если они многократно повторяются в сочетании с жестами. При этом дети реагируют не только на слова, но и на всю ситуацию в целом. Лишь на 3-ем году жизни речевые указания взрослых начинают по-настоящему регулировать его действия, оказывать не только непосредственное, но и отсроченное влияние. Слушание и понимание сообщений, выходящих за пределы непосредственной ситуации общения, является важным приобретением. Оно дает возможность использовать речь как основное средство познания действительности.[6;14]

Процесс овладения речью зависит от развития деятельности ребенка, от его восприятия и мышления. На протяжении раннего детства происходит изменение значения слов, что является одной из важнейших сторон умственного развития ребенка.

К началу раннего возраста у ребенка складывается предметное восприятие. Его точность и осмысленность очень невелики. Ребенок второго года жизни не может определить точно форму, величину, цвет предмета, узнает сами предметы по отдельным бросающимся в глаза признакам.

Восприятие становится более точным и осмысленным, по мере того, как он овладевает новыми действиями предметов и учится узнавать предметы по сочетанию этих свойств.

Основным видом мышления ребенка служит наглядно-действенное мышление — выполняя пробы, направленные на достижение цели, и замечая результаты своих действий, ребенок приходит к решению стоящей перед ним практической задачи. Возникают и основные свойства всякого мышления (в простейших формах) — отвлеченность и обобщенность. Дети начинают называть одним и тем же словом предметы, которые используются для одной и той же цели. По мере накопления ребенком опыта практических действий, ведущих к разным целям, мышление ребенка начинает осуществляться при помощи образов. Ребенок проделывает пробы в уме, представляя себе их результаты. Так возникает наглядно-образное мышление.

Воображение в раннем детстве носит воссоздающий характер. Но его нельзя назвать активным: оно возникает непроизвольно, без специального намерения, под влиянием интереса к окружающим предметам и вызываемых ими чувств. Воображение выводит ребенка за узкие рамки личного опыта, дает возможность знакомиться с предметами и явлениями, которых он сам никогда не воспринимал.

Память ребенка еще полностью непроизвольна. Для запоминания имеет решающее значение частота повторения действий. Быстрое запоминание — результат пластичности нервной системы мозга, свойственной всем детям этого возраста.

1.2 Потенциальные возможности ребенка

Проблемы раннего развития ребенка исследовали: Лупан, Мухина, Эльконин, Венгер, Миллер, Выготский, Масару Ибука и др.

М. Масару Ибука японский инженер и предприниматель, один из основателей корпорации Sony, создатель новаторских концепций по воспитанию и обучению детей раннего возраста, автор широко известной книги по раннему развитию детей «После трёх уже поздно».[3;12]

Ибука пришел к выводу, что способности и характер человека не предопределены от рождения, а большей частью формируются в определенный период его жизни. Исследования физиологии мозга, с одной стороны, и детской психологии — с другой, показали, что ключ к развитию умственных способностей ребенка — это его личный опыт познания в первые 3 года жизни, т.е. в период развития мозговых клеток. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка. Это годы с рождения до трехлетнего возраста.

Единственная цель раннего развития — дать ребенку такое

образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым.

По мнению Ибуки, основная цель раннего развития — это предотвратить появление несчастных детей. Мозг новорожденного ребенка — чистый лист бумаги. И от того, что будет записано на этом листе, зависит, насколько одаренным будет ребенок.[3;35]

Период, когда связи между клетками формируются наиболее активно, это период от 0 до 3 лет, к 3-м годам мозг достигает 80% взрослого потенциала, к 4-м годам в этот сложный процесс включаются «фронтальные доли» мозга. Такие зрелые способности, как мышление, потребности, творчество, чувства, развиваются после 3-х лет, но они используют базу, сформированную к этому возрасту.

Ибука считает, что именно в первые годы жизни ребенка необходимо быть с ним и строгим и ласковым. А когда он начинает развиваться сам, нужно постепенно научиться уважать его волю, его «я». Родительское влияние должно прекратиться до детского сада. Невмешательство в раннем возрасте, а затем давление на ребенка в более позднем может погубить в нем талант и вызвать сопротивление.[3;20]

Ибука предполагает, что способность впитывать информацию гораздо выше у детского мозга, чем у взрослого. Не надо бояться «перекормить» или перевозбудить его: детский мозг, как губка, быстро впитывает знание, но, когда, чувствует, что переполнен отключается и перестает воспринимать новую информацию. Зачастую информации слишком мало, чтобы полноценно развивать ребенка.

Вскоре приходит время, когда ребенок обретает способность

принимать самостоятельные решения, это происходит где-то в возрасте 3-х лет. Малыш с жадностью воспринимает все, что ему интересно. Начинают развиваться и другие способности — он уже может желать что-то создавать, хотеть сделать; все они важны для развития интеллекта и формирования характера.

Ребенок запоминает детские истории и сказки очень точно, но эта точность скорее основана на ассоциативной памяти, чем на понимании. Ребенку в возрасте до 3 лет не трудно выучить то, что его интересует, и родителей не должно беспокоить количество энергии и сил, затраченных при этом. Детский мозг до 3 лет способен усвоить систему мышления не только своего родного языка, но и любого другого, причем этот процесс может идти одновременно. Если родители пропустят этот период, им будет гораздо труднее обучить ребенка тому, чему он так легко научится в раннем детстве.

Музыкальный слух, физические способности формируются как раз в этом возрасте. Примерно в это же время развивается и основа эстетического восприятия — сенсорная реакция.[4;15]

1.3 Влияние раннего развития на дальнейший образ мыслей

Ибука считает, что в развитии ребенка образование и среда играют большую роль, чем наследственность.

Окружающая среда, которую создали родители, становится средой ребенка. Она развивает его способности к профессии родителей, пробуждая интерес к ней.

Жан Плаже создал теорию фаз роста, наблюдая над развитием своих троих детей. Ребенок, по его наблюдениям, развивается с потрясающей скоростью и физически и умственно. Поэтому так важно, чтобы его развитие правильно стимулировалось на каждой стадии. Родители должны внимательно наблюдать за ребенком, знать, что и когда необходимо малышу, что ему интересно.[7;5]

Научить ребенка кататься на роликах уже после того, как он научился ходить, чрезвычайно сложно, а примерно в то же время, когда он учится ходить, можно с легкостью. Сделать из него прекрасного фигуриста.

Влияние, оказываемое на ребенка в раннем возрасте, оставляет неизгладимое впечатление на всю жизнь. Именно родители должны заботиться о том, чтобы это влияние было благотворным. «Комната, лишенная стимуляторов, вредна для малыша», — считает М. Ибука. Профессор Уайт, занимающийся исследованиями раннего развития, согласен с ним: если для роста ребенка с самого рождения создать разнообразные условия, то это дает значительный эффект в формировании интеллекта.

Поэтому в детской обязательно должны быть цветастые обои, цветной потолок, пестрые одеяла, хороший вид из окна.

По мнению Ибуки, впечатления раннего детства определяют дальнейший образ мыслей и действий ребенка. Родители должны стараться, чтобы все эмоции и воспоминания об этом периоде были положительными.

1.4 Факторы, оказывающие благоприятное влияние на развитие личности ребенка

Развитие характера и музыкальное восприятие формируется в большей степени под влиянием привычек родителей. Поэтому Ибука считает, что ребенок, воспитанный мамой, у которой нет музыкального слуха, тоже вырастет без слуха. Родители должны давать малышу слушать правильную музыку, ведь он может запомнить и точно воспроизвести неправильную мелодию.

Раннее развитие часто сводят к тому, чтобы наполнить мозг ребенка информацией или научить читать и писать в раннем возрасте. «Но что гораздо важнее, — говорит Ибука, — это развивать умение рассуждать, оценивать, воспринимать». Для этого нет специальных программ, и только то, как ведут себя родители, что они делают и чувствуют, как разговаривают с малышом, может сформировать его личность. Так, ребенок, воспитанный неразговорчивым угрюмым человеком, будет всегда не в духе, а воспитанный небрежным человеком будет небрежным. Хотя ведущая роль в воспитании, по мнению Ибуки, принадлежит матери, отцы должны быть друзьями и помощниками жене. Гармоничной атмосферы в доме нельзя достичь только усилиями матери.

Читайте также:  Результаты анализа золотистого стафилококка у детей

Талантливые люди, рожденные в многодетных семьях, добивались выдающихся успехов, в частности, потому, что ребенку легче развить неординарные способности и характер, если он растет, окруженный детьми, и благодаря этому стимулируется развитие каждого. Человек должен всегда искать гармонию между общественным и индивидуальным. Достижение этого баланса во многом зависит от раннего развития. Ибука считает, что можно достичь его только на базе рано сформированного стереотипа мышления, который включает право на уважение к себе и чувство ответственности к обществу. Такой стереотип можно создать на основе детского общения. Вмешиваться в ссоры детей — значит помешать развитию интеллекта жить в коллективе. У детей своя логика. Здесь нет места взрослой логике. Ссоры — первый урок жизни в социуме.

Ибука считает, что «злоба и зависть и ребенка — это выражение бессилия». Не имея возможности выразить свои чувства словами, ребенок выражает чувства эмоционально. Профессор Тошио Ямамит, специалист по детской психологии, выделил следующие причины детской раздражительности:

1) физическое состояние, вызванное болезнью;

3) сильное возбуждение после неприятного инцидента или испуга;

4) недостаток физических упражнений и накопившаяся

5) желание настоять на своем;

6) подражание раздражительным родителям.

Из этого списка видно, что причины раздражительности ребенка нужно искать в его окружении и воспитании. Если вместо того, чтобы выяснить причину гнева, вы будете его ругать или просто не обращать внимания, это только сделает ребенка более эгоистичным и упрямым.[8;44]

Родителям необходима твердость характера, чтобы отличить обоснованное требование от каприза, а недостаток такой разумной твердости калечит личность ребенка. Т.е. любое проявление характера у ребенка обязательно имеет свои причины, цель родителей — устранить причину расстройства малыша, а не подавлять ее.

1.5 Принципы воспитания ребенка раннего возраста

Ибука считает, что главное правило, которого необходимо придерживаться при воспитании двух- и трехгодовалых детей, — это стимулирование и стремление к порядку. Интерес — лучшее побуждение к действию. Принуждение — худший способ обучения. Например, если у ребенка возникает интерес к стирке, он делает большие успехи в короткое время, иногда превосходя всякие ожидания учителей.

Главная задача родителей, если они хотят обучить чему-то ребенка — пробудить интерес. Вместо того, чтобы учить ребенка считать, лучше заинтересовать его цифрами. Вместо того, чтобы учить его писать, разожгите интерес к процессу письма.

Чтобы вызвать этот интерес, важно создать и необходимые условия. Чтобы у ребенка появилось желание рисовать, вокруг него должно быть достаточно карандашей и бумаги.

Многие взрослые, равнодушные к музыке или живописи, могут подтвердить, что причиной их нелюбви было принуждение в раннем детстве или отсутствие условий для возникновения интереса.

Детский психолог Сеймиро Аоки специально исследовал образование таких понятий у ребенка, как «хорошо» и «плохо», и пришел к выводу, что «хорошо» для ребенка — это то, что интересно и завлекательно. Это соединение понятий «хорошо» и «приятно» характерно только для раннего возраста. Постепенно ребенок приобретает опыт, и теперь уже он считает, что «хорошо» — это то, за что хвалят. Если он выполняет поручение и его за это хвалят, он думает, что поступил правильно, хорошо. И наоборот, если его ругают или наказывают, значит, он поступил плохо. Неприятные ощущения ассоциируются с понятием «плохо».[9;17]

Поэтому вместо того, чтобы навязывать ребенку свое понимание, что такое «хорошо» и что такое «плохо», гораздо результативней было бы обеспечить ему приятные эмоции, когда он делает что-то правильно, и не приятные, когда плохо. Способности ребенка будут развиваться настолько эффективно, насколько успешно родители будут пользоваться методами похвалы и порицания.

Интерес — лучший стимулятор. Но интерес ребенка к чему-то одному быстро пропадает, поскольку любопытство его безгранично. Среди множества интересных вещей в окружающем мире ребенок все время находит увлечения, где ему никто не нужен. Но обычно ему все-таки необходима помощь взрослого. Часто от того, насколько быстро взрослый заметит и отреагирует на возникший у ребенка интерес, зависит, сохранится он или нет, разовьется во что-то серьезное или быстро угаснет. Поэтому очень важно не упустить его. Мы не знаем, какие интересы ребенка могут развиться в способности, но у него должен быть шанс развить их.

Важным условием любого значительного достижения является интуиция. Она перекрывает все пять чувств и таким образом является самым древним и фундаментальным чувством. Ребенок до 3 лет очень близок к животному: он еще не способен логически мыслить и полагаться на свои инстинкты. Очень важно помнить об этом и поощрять развитие его инстинктов, не подавлять их, прививая ему навыки и пытаясь действовать на него логикой и доводами разума. Более того, поскольку интуиция — это совокупность всех пяти чувств, развитие ее обостряет и все чувства.

Ибука считает, что необходимо как можно раньше дать ребенку карандаши. В возрасте около 1 года ребенок начинает рвать книжки, раздирать на части игрушки, доводя мать до отчаяния. Т.е., ребенок входит в стадию самоутверждения. Важно разумно направлять поступки ребенка, поскольку от этого зависит его будущая способность к творчеству. Все, что ребенок делает руками — рисует, разбрасывает игрушки, рвет бумагу, — развивает его интеллект и творческие задачи. Если родители будут поминутно останавливать свое дитя, то все равно тем самым помешают развитию его творческих склонностей. Когда детям для рисования предлагают листы бумаги только стандартного размера, они подсознательно усваивают мысль, что все картинки должны быть только такого размера и что родители хотят от них именно этого.

Ребенок видит огромный мир, когда он впервые берет в руки карандаши и обнаруживает, что он может оставлять следы на чистой бумаге. Этот огромный мир гораздо больше, чем стандартный лист бумаги. Ибука предлагает давать ребенку огромный лист бумаги, чтобы он ползал по нему, рисуя. Стандартный лист способствует воспитанию стандартного человека, лишенного творчества и достаточной жизнестойкости.[3;34]

Специалисты по дошкольному воспитанию считают, что отказываясь удовлетворить любое желание своего ребенка, родители проявляют не недостаток любви к нему, а, наоборот, действуют в его же интересах. Когда вокруг ребенка слишком много игрушек, это его подавляет и ему трудно сосредоточиться на чем-то одном. Ребенок лучше всего играет с одной игрушкой, придумывая разнообразные игры с ней. Т.о., если родители хотят развить у ребенка нестандартное мышление и изобретательность, они не должны покупать все, что он просит. Этим можно достигнуть прямо противоположного эффекта. Готовые игрушки редко нравятся детям, поскольку они имеют мало общего с окружающим их миром. Им недостаточно, чтобы игрушка была красивая или забавная.

У взрослых часто бывают искаженные представления о ценности той или иной игрушки, основанные на их собственных детских впечатлениях. Малыш с любопытством изучает окружающие его предметы и особенно реагирует на те, которые удовлетворяют его потребность в творчестве. Для ребенка игровой материал — все, что он трогает и видит. Нет особой нужды, по мнению М. Ибуки, вообще покупать ему игрушки и настаивать, чтобы он обязательно играл, как «положено».

Глина, бумага для вырезания, цветная бумага для складывания фигур лучшие игрушки для развития творческих способностей ребенка. Эти материалы имеют одну общую характеристику — они не имеют определенной формы или назначения. Именно поэтому они являются идеальными игрушками для ребенка раннего возраста, когда интеллект развивается быстрее всего. Он может делать с этими материалами все, что ему заблагорассудится.

Ребенок, начавший лепить в раннем возрасте, существенно опережает своих собратьев в освоении различных навыков: лепка рано разбудила его интеллектуальные и творческие задатки. Ловкость рук и самовыражение — первые, но далеко не единственные качества, приобретаемые ребенком благодаря лепке.

В раннем возрасте мозг ребенка не развивается отдельно от тела. Умственное развитие происходит параллельно с физическим и сенсорным. Профессор Куньо Ацуку утверждает: «Физические упражения улучшают работу всех органов и повышает сопротивляемость ребенка внешним стрессам». Было подмечено, что ребенок, который начинает рано ходить, бывает очень смышленым.[6;15]

Ибука дает такой совет родителям: «Пусть ваш ребенок трудится столько, сколько может, только при одном условии, что для вас не важен результат его работы».

Для ребенка важен не результат, а сам процесс его деятельности. Как бы нипроста была работа, ребенку следует показать, как ее делать. Работа часто требует осторожности и концентрации внимания, не нужны в игре. Поэтому участие ребенка в простом труде по дому очень полезно для развития его интеллекта и двигательных способностей. Те родители, чтобы облегчить себе жизнь, полагают, что «жестоко заставлять работать маленьких детей», обделяют своего ребенка.

Период раннего развития ребенка — время развития мозговых клеток

ребенка, именно в возрасте от 1 года до 3 лет происходит формирование

способностей, характера человека. Талантливый ли будет ребенок, появятся ли у него творческие способности, вырастет ли он гармоничной личностью это зависит от воспитания и образования, которое ребенок получит в раннем детстве.

Поэтому необходимо учитывать волю ребенка, уважать его «я». Детский мозг имеет способность впитывать информацию в больших количествах, но при этом особое предпочтение отдается той, которая интересна ребенку. Очень важно развить интерес ребенка к получению новых знаний, который в дальнейшем превратится в пытливость и гибкость ума взрослого человека.

В раннем детстве развиваются и другие способности ребенка: желание что-то создавать, стремление к познанию и преобразованию окружающего мира. Это важно для развития интеллекта и формирования характера ребенка. Мозг ребенка в раннем детстве очень пластичен, способен усвоить

одновременно системы мышления 2-х языков. Поэтому возраст от 1 года до 3 лет сензетивен для обучения ребенка иностранным языкам.

Музыкальный слух, физические навыки формируются как раз в этот период. Необходимо заниматься с ребенком спортом, начинать водить его в художественную или музыкальную школу.

Чтобы развитие личности ребенка было гармоничным, важно обеспечить ему благоприятную среду, которая играет первостепенную роль в ранний период. Она развивает способности к определенной профессии, пробуждает интерес к занятиям родителей.

Впечатления и воспоминания раннего детства формируют образ мыслей, мировоззрение взрослого человека. Задачи родителей — обеспечить самые благоприятные эмоции об этом периоде. Ведь большинство комплексов и страхов человека свое начало берут именно из раннего детства.

Ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет необходимо учить рассуждать, оценивать, воспринимать. Родители — эталон для малыша, их поведение должно быть образцовым, чтобы ребенок впитывал и усваивал только хорошие качества.

Все отрицательные эмоции ребенка всегда имеют причину: голод, усталость, боль. Родители должны выяснить ее и предотвратить последующие вспышки детской раздражительности.

В раннем детстве нельзя принуждать ребенка к чему-либо. Иначе можно добиться обратного эффекта: ребенок возненавидит это занятие. Лучше пробудить заинтересованность, желание самому заняться этим делом.

Цель раннего развития — не сделать из ребенка гения, а дать ему такое образование, чтобы он имел пытливый ум, здоровое тело, сделать ребенка сообразительным и добрым.[11;32]

Общая характеристика психологического развития детей раннего возраста. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста. Понятие, содержание и методика сенсорного воспитания детей раннего возраста в процессе предметно–игровой деятельности.

курсовая работа [44,5 K], добавлен 16.07.2011

Анализ теоретических основ сенсорного воспитания детей раннего возраста посредством дидактических игр. Основные особенности разработки программы по формированию представлений о цвете у детей третьего года жизни. Понятие сенсорного воспитания ребенка.

дипломная работа [361,6 K], добавлен 15.11.2012

Теоретические аспекты воспитания, обучения детей раннего возраста в дошкольных учреждениях. Педагогические условия развития и воспитания детей раннего возраста. Педагогическо-воспитательная деятельность. Взаимодействие персонала в период адаптации детей.

дипломная работа [116,9 K], добавлен 27.02.2009

Понятие и теоретические основы раннего возраста в психолого-педагогической литературе. Диагностика уровня развития детей раннего возраста. Реализация педагогических условий развития детей раннего возраста. Анализ эффективности реализованных мероприятий.

курсовая работа [76,2 K], добавлен 15.03.2010

Воспитание и развитие детей раннего возраста, их игровая деятельность как основа музыкального воспитания. Организация и методика выявления эмоциональной отзывчивости и уровня ее формирования. Педагогические условия музыкального воспитания детей.

курсовая работа [121,0 K], добавлен 21.04.2016

Особенности развития морфо-функциональных систем организма дошкольников. Задачи и содержание физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста. Подвижные игры, оздоровительные силы природы. Методические особенности уроков физической культуры.

презентация [25,1 M], добавлен 31.03.2016

Формирование инициативной личности ребенка. Развитие познавательной активности в игровой деятельности. Психолого-педагогический анализ развития сюжетно-ролевой игры детей раннего возраста. Связь ребенка с предметным и социальным миром через деятельность.

Читайте также:  Результаты анализа копрограммы у детей

дипломная работа [305,8 K], добавлен 21.11.2010

Особенности развития детей раннего возраста, педагогические условия их развития и опытно-экспериментальное исследование. Реализация педагогических условий развития и анализ эффективности проведенных мероприятий по воспитанию детей раннего возраста.

курсовая работа [48,3 K], добавлен 25.11.2013

Значение сенсорного воспитания в умственном развитии дошкольников, его особенности, понятие, задачи, этапы. Анализ зарубежной и отечественной систем сенсорного воспитания. Изучение процесса формирования сенсорных представлений у детей раннего возраста.

курсовая работа [49,3 K], добавлен 24.12.2013

Сущность понятий воспитания и образования. Возрастная периодизация и особенности развития детей раннего и дошкольного возраста. Факторы формирования личности, биологические и культурные особенности воспитания в младенчестве и дошкольном периоде.

контрольная работа [26,4 K], добавлен 17.08.2009

источник

Задачи воспитания и обучения

1.Продолжать укреплять и сохранять здоровья детей

2.Воспитывать культурно-гигиенические навыки и навыки

3.Развивать основные движения ,предупреждать переутомление

4.Расширять опыт ориентировки в окружающем ,обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениями

5.Формировать представления о предметах ближайшего окружения

6.Воспитывать интерес к явлениям природы ,бережное отношение к растениям

7.Продолжать развивать речь . Расширять их словарный запас .

Учить понимать речь взрослых без наглядного сопровождения .

8.Формировать предпосылки сюжетно-ролевой игры,развивать умение играть рядом

9.Развивать художественное восприятие.

10.Совершенствовать восприятие детей ,умение активно использовать осязание ,зрение ,слух

1.Предлагать для рассматривания картинки ,книжки ,игрушки

2.Приучать слушать и слышать рассказ воспитателя

3.Расширять словарный запас (существительными ,глаголами,

4.Учить по словесному указанию находить предмет .

Формирование элементарных математических

1.Знакомство со значением: один -много,больше — меньше .

2.Учить различать предметы по форме:кубик ,кирпичик ,шар

3.Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова,руки ,ноги ,спина ,живот ,лицо)

1.Формировать умение сохранять устойчивое положение тела , правильную осанку

2.Учить ходить и бегать не наталкиваясь друг на друга.

3.Приучать придерживаться определенного направления .

4.Учить ползать ,лазать ,разнообразно действовать с мячом (брать ,

держать ,приносить,бросать ,катать )

5.Учить прыжкам на двух ногах ,с продвижением вперед.

Культурно- гигиенические навыки

1.Учить детей под контролем взрослого мыть руки ,насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем .

2.Формировать навык пользования индивидуальными предметами

(носовым платком ,салфеткой ,полотенцем ,расческой ,горшком)

3.Во время еды побуждать к самостоятельности ,учить держать ложку в правой руке .

4.Обучать детей порядку одевания и раздевания. При небольшой помощи взрослого, учить снимать одежду,обувь (расстегивать, пуговицы спереди ,липучки)

1.Учить доброжелательно общаться со сверстниками .

2.Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности.

3.Учить здороваться и прощаться ,употреблять слова

4.Учить уметь играть ,не ссорясь ,помогать друг другу .

5.Учить спокойно вести себя в помещении, на улицу.

1.Учить детей обследовать предметы ,выделяя их по цвету ,по величине,форме

2.Упражнять в установлении сходства и различия между предметами

1.Продолжать знакомить с названиями предметов ближайшего

окружения (игрушки ,одежда ,посуда ,обувь ,мебель ,транспорт )

2.Общественная жизнь :учить находить свой шкафчик ,свой стол

(место за столом), свой горшок ,свою кровать ,свою одежду

3.Природное окружение :уточнять представления о растениях

(трава ,деревья )выделять листья ,цветы .Наблюдения за животными,

4.Учить различать (называть) животных (собака ,кошка,заяц,лиса,

5.Воспитывать интерес к труду взрослых (учить узнавать трудовые

6.Учить различать по внешнему виду фрукты и овощи.

7.Наблюдения заявлениями природы (идет дождь ,снег,листопад,

источник

Задачи воспитания и развития детей раннего возраста:
  • Способствовать благоприятной адаптации детей в детском саду, установлению добрых отношений с воспитателями и сверстниками, эмоционально-положительному благополучию и активности каждого ребёнка.
  • Обеспечить физическое развитие детей, своевременное овладение основными движениями и элементарными культурно-гигиеническими навыками.
  • Содействовать развитию речи и познавательной активности детей, учить выделять особенности предметов и объектов природы на основе приёмов сенсорного обследования, сравнения, элементарного анализа и обобщения.
  • Способствовать развитию самостоятельности, владению разнообразными действиями с предметами, приобретению умений самообслуживания, игры и общения с близкими людьми – взрослыми и сверстниками.
  • Воспитывать доброжелательные отношения к окружающему, эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, добрые чувства к растениям и животным.
  • Способствовать развитию интереса к участию в игровой и художественной деятельности: развивать игровой опыт каждого ребёнка, способствовать отражению в игре художественной деятельности представлений об окружающей действительности; воспитывать стремление к игровому общению со сверстниками.

Вторая младшая группа. К трём годам ребёнок уже многому научился: освоил ходьбу, разнообразные действия с предметами, у него успешно развивается понимание речи и активная речь (в последнее время наблюдается у большинства детей отставание в развитии активной речи), малыш получил ценный опыт эмоционального общения с взрослыми, почувствовал их заботу и поддержку. Всё это вызывает у него эмоциональный подъём и стремление к самостоятельности, активному взаимодействию с окружающим. Ребёнок проявляет нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своём требовании, упорство в осуществлении своих целей.

Эмоциональное развитие ребёнка этого возраста характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций, как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам. Ребён6ок начинает чаще и охотнее вступать в отношения со сверстниками, усваивают элементарные нормы и правила поведения, связанные с определёнными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»). Конфликты со сверстниками происходят в основном из-за игрушек и неумения объяснить свои действия партнёру. Постепенно (к 4 годам) ребёнок начинает согласовывать свои действия, договариваться в ходе игры, использовать вежливые формы речевого общения.

Главным средством общения с взрослыми и сверстниками становится речь. Словарь ребёнка этого возраста в основном состоит из слов, обозначающих предметы обихода, игрушки, близких ему людей. Ребёнок начинает овладевать грамматическим строем речи. Девочки по многим показателям развития (словарь, беглость речи, запоминание увиденного и услышанного и др.) превосходят мальчиков. У детей формируется интерес к книге и литературным персонажам. Одновременно с развитием речи происходит освоение пространства: ребёнок учится пользоваться словами, обозначающими пространственные отношения (предлоги, наречия)

Интерес к продуктивной деятельности неустойчив. Работы чаще всего схематичны, поэтому трудно догадаться, что изобразил ребёнок. Конструирование носит процессуальный характер. Ребёнок конструирует по образцу лишь элементарные предметы.

В этот период высока потребность ребёнка в движении ( его двигательная активность составляет не менее половины времени бодрствования). Ребёнок начинает активно осваивать основные движения, проявляя стремление к целеполаганию ( быстро пробежать, дальше всех прыгнуть).

В 3-4 года продолжает формироваться интерес к книге и литературным персонажам. Круг чтения ребёнка расширяется, но и известные тексты по-прежнему вызывают интерес.

Восприятие музыкальных образов происходит при организации практической деятельности. Совершенствуется звукоразличение, слух. Ребёнок начинает проявлять интерес и избирательность по отношению к различным видам музыкально- художественной деятельности ( пению, слушанию, музыкально-ритмическим движениям).

Главное в работе с детьми этого возраста состоит в том, чтобы помочь каждому ребёнку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности. Стремление к самостоятельности формируется у ребёнка в опыте сотрудничества с взрослым. В совместной с ребёнком деятельности воспитатель помогает освоить новые способы и приёмы действий, показывает пример поведения и отношения. Он постепенно расширяет область самостоятельных действий ребёнка с учётом его растущих возможностей и своей положительной оценкой усиливает стремление малыша добиться лучшего результата.

К концу младшего дошкольного возраста ребёнок начинает активно проявлять потребность в познавательном общении с взрослыми, о чём свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети. Воспитатель поощряет познавательную активность каждого ребёнка, развивает стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предмета. Дети переживают чувства удивления, радости познания мира.

На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками. Воспитатель привлекает малышей к играм в маленьких подгруппах, к общим хороводным и имитационным играм, парным поручениям. Воспитатель показывает пример гуманного, доброго отношения к окружающим: как утешить обиженного, угостить, обрадовать, помочь. Он помогает детям увидеть в мимике, жестах проявление яркого эмоционального состояния людей.

На рубеже трёх, четырёх лет ребёнок отделяет себя от взрослого и проявляет первую самостоятельность — это в первую очередь «деятели», их девиз «Я сам!». Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития. Поэтому пребывание ребёнка в детском саду организуется так, чтобы он получил возможность участвовать в играх, рисовании, лепке, двигательных упражнениях, речевом общении и т.д. Это является основой для решения всех воспитательных и развивающих задач.
Задачи воспитания и развития детей младшего дошкольного возраста

  1. Способствовать благоприятной адаптации малышей в детском саду, установлению добрых отношений с воспитателем и детьми в группе, устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности каждого ребёнка;
  2. Обеспечить полноценное физическое развитие детей, своевременное овладение основными движениями и гигиеническими навыками;
  3. Способствовать развитию познавательной активности детей, обогащать их представления об окружающих предметах и явлениях, учить выделять некоторые особенности предметов на основе способов сенсорного обследования, сравнения, элементарного анализа;
  4. Способствовать развитию у детей самостоятельности, овладению детьми разными способами действий, приобретению навыков элементарного самообслуживания, самостоятельной игровой деятельности и общения;
  5. Воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающему, эмоциональную отзывчивость на состояние других людей, добрые чувства к животным и растениям;
  6. Развивать интерес детей к сотрудничеству, навыки речевого и деятельностного общения с взрослыми и сверстниками, обогащать опыт игрового общения;
  7. Способствовать развитию воображения и творческих проявлений детей, интереса к игровой и художественной деятельности с элементами творчества.

Средняя группа. Детям исполнилось 4 года. Возросли физические возможности детей: их движения стали более уверенными и разнообразными. Они испытывают острую потребность в движении. Поэтому в средней группе особенно важно наладить разумный двигательный режим: разнообразные подвижные игры, игровые задания, хороводные игры, танцевальные движения под музыку.

Дети 4-5 лет всё ещё не осознают социальные нормы и правила поведения, но у них уже начинают складываться обобщённые представления, как надо и не надо себя вести, могут проявлять инициативу в наведении порядка в группе. В процессе общения со взрослыми дети используют правила речевого этикета.

У ребёнка уже на достаточном уровне сформированы культурно-гигиенические навыки. Он может элементарно охарактеризовать своё самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания.

Трудности в поведении и общении ребёнка с окружающими постепенно уходят в прошлое, и ребёнок активно начинает осваивать мир человеческих отношений.

На пятом году жизни активно проявляется стремление детей к общению со сверстниками. Воспитатель использует это стремление для налаживания дружеских связей между детьми: педагог специально создаёт ситуации, в которых дошкольники приобретают опыт дружеского общения, внимания к окружающим, объединяет детей в небольшие подгруппы на основе общих интересов, взаимных симпатий, подобрать нужные игрушки, создать игровую обстановку и т.д. Особенно внимательно воспитатель относится к застенчивым детям и агрессивным, анализируя причины и налаживая контакты таких детей со сверстниками.

Дети уже имеют дифференцированное представление о собственной гендерной принадлежности. Имеют представления об особенностях наиболее распространенных мужских и женских профессий, о видах отдыха, специфике поведения в общении с другими людьми. Об отдельных женских и мужских качествах.

Появляются у детей новые черты в общении с воспитателем: ребёнок активно стремится к познавательному, интеллектуальному общению. Это проявляется в многочисленных вопросах к воспитателю. Доброжелательное, заинтересованное отношение воспитателя к детским вопросам и проблемам помогает поддержать и направить детскую познавательную активность в нужное русло и укрепляет доверие ребёнка к взрослому.

К пяти годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребёнок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим. Внимание становится всё более устойчивым, во многих случаях не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях ребёнку необходимо отчётливо воспринимать и наглядно представлять этот объект.

В словаре детей появляются слова и выражения, отражающие нравственные представления: слова участия, сочувствия, сострадания. Ребенок учится использовать средства интонационной речевой выразительности: регулировать силу голоса, интонацию, ритм, темп речи в зависимости от ситуации общения. Речь становится более связной и последовательной.

Дети этого возраста отличаются большой активностью. Это создаёт большие возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни. Воспитатель специально насыщает жизнь детей проблемными практическими и познавательными ситуациями, в которых детям необходимо самостоятельно применить освоенные приёмы. Уделяя внимание развитию самостоятельности, воспитатель широко использует приёмы индивидуального подхода.

У детей средней группы ярко проявляется интерес к игре. Игра продолжает оставаться основной формой организации их жизни. В течение дня дети участвуют в разнообразных играх: сюжетно-ролевых, подвижных, имитационно-театрализованных, хороводных, музыкальных, познавательных и других. Значительное место отводится для свободных игр по выбору. Игровая мотивация активно используется воспитателем в организации деятельности детей: все виды занятий либо проходят в форме игры, либо содержат игровые ситуации и действия.

Дети среднего возраста отличаются высокой эмоциональностью, ярко и непосредственно выражают свои чувства. Поэтому педагогу необходимо особо обращать внимание на красоту природы, звучание музыки, яркость красок. Много внимания уделяется развитию творческих способностей детей в игре, в театрально-исполнительской деятельности, в изобразительной деятельности. Круг изображаемых предметов довольно широк. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками.

Задачи воспитания и развития детей среднего возраста

  1. Дальнейшее укрепление здоровья, закаливание, развитие гигиенической культуры и двигательной активности детей.
  2. Развитие познавательной активности через обогащение способов познания, опыта деятельности и развития стремления к самоутверждению и самовыражению.
  3. Укрепление доброжелательных отношений между детьми и дружеских взаимоотношений в совместных делах.
  4. Развитие творческих проявлений и воображения в художественной, изобразительной и игровой деятельности
Читайте также:  Результаты анализа на биохимию у детей

Старшая группа. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей, они начинают ощущать себя старшими по отношению к другим детям. Воспитатель поддерживает в детях ощущение «взрослости» и вызывает стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Воспитатель внимательно наблюдает за развитием самостоятельности каждого ребёнка, вносит коррективы в практику своего индивидуального подхода и даёт соответствующие советы родителям.

Для развития детской познавательной активности и интересов необходимым условием является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок и т.д. Особо подчеркивает воспитатель роль книги как источника новых знаний.

Предметом особого внимания воспитателя является социально-нравственное развитие детей, становление их взаимоотношений с окружающими.

Старшие дошкольники способны освоить правила культуры поведения и общения. Им становятся понятны мотивы выполнения правил.

Наряду с этим проводится работа по развитию фонематического слуха детей. Условием полноценного развития старших дошкольников является содержательное общение со сверстниками и взрослыми. Воспитатель старается разнообразить практику общения с каждым ребёнком.
Задачи воспитания и развития детей старшего возраста

  1. Укрепление здоровья, развитие двигательной и гигиенической культуры детей.
  2. Развитие гуманистической направленности отношения детей к миру, воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям.
  3. Развитие эстетических чувств детей, творческих способностей, эмоционально-ценностных ориентаций, приобщение детей к искусству и художественной литературе.
  4. Развитие познавательной активности, познавательных интересов, интеллектуальных способностей детей.
  5. Развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребёнка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.

Подготовительная к школе группа. В подготовительной группе меняется статус детей — они самые старшие среди детей в детском саду. Опираясь на характерную, для детей этого возраста, потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает развитие детской самостоятельности, инициативы, творчества. Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий.

Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде, словесном творчестве. Дети подготовительной группы с удовольствием откликаются на предложение поставить спектакль или подготовить концерт для малышей и т.д.

Атмосфера жизни детей должна способствовать развитию познавательной активности. В группе должны постоянно появляться предметы побуждающие детей к проявлению интеллектуальной активности. Обязательным является участие детей в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок и т.д. Особо подчеркивает воспитатель роль книги как источника новых знаний. В «трудных» случаях воспитатель специально обращается к книгам, вместе с детьми находит в книгах решение проблем.

Характерной особенностью детей этой группы является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта. Дети интересуются событиями прошлого и будущего, жизнью разных народов, животным и растительным миром разных стран.

Поддерживая положительные действия и поступки, воспитатель опирается на развивающееся в ребёнке чувство самоуважения и его растущую самостоятельность.

Дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. Перспектива школьного обучения создаёт особый настрой в подготовительной к школе группе. Воспитатель целенаправленно развивает внимание и память детей, формирует у них элементарный самоконтроль. Наряду с этим проводится работа по развитию фонематического слуха, подготовка к овладению грамотой.

Воспитатель старается разнообразить практику общения: деловое общение, познавательное общение, личностное общение.
Задачи воспитания и развития детей подготовительной к школе группы

  1. Укрепление здоровья, развитие двигательной и гигиенической культуры детей.
  2. Развитие гуманистической направленности отношения детей к миру, воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям.
  3. Развитие эстетических чувств детей, творческих способностей, эмоционально-ценностных ориентаций, приобщение детей к искусству и художественной литературе.
  4. Развитие познавательной активности, познавательных интересов, интеллектуальных способностей детей.
  5. Развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребёнка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.
  6. Развитие у детей стремления к школьному обучению, интереса к школе, к новой социальной позиции школьника.

Логопедическая группа старшего дошкольного возраста. Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранённым интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстаёт от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичными являются отклонения в смысловой и произносительных сторонах речи. Речевая недостаточность у дошкольников варьируется от полного отсутствия у них общеупотребительной речи до наличия развёрнутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Основной контингент дошкольников в группе с ОНР имеет 2 и 3 уровни речевого развития.

2 уровень речевого развития характеризуется начатками общеупотребительной речи. Дети используют в речи простые по конструкции или искажённые фразы, владеют обиходным словарным запасом (преимущественно пассивным). В их речи дифференцировано обозначаются названия предметов, действий, отдельных признаков. На этом уровне возможно употребление местоимений, союзов, некоторых предлогов в их элементарных значениях. Дети могут отвечать на вопросы, беседовать по картинке, рассказывать о семье, о событиях окружающей жизни. Но отмечается ограниченные возможности использования детьми не только предметного словаря, но и словаря действий, признаков. Они не знают названий цвета, формы, размера многих предметов и т.д. Отмечаются грубые ошибки в употреблении ряда грамматических конструкций.

3 уровень речевого развития детей характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети могут более свободно общаться с окружающими, но продолжаются нуждаться в помощи родителей (воспитателей), вносящих в их речь соответствующие пояснения, т.к. самостоятельное общение является для них затруднённым. Звуки, которые дети умеют произносить изолированно, в самостоятельной речи звучат недостаточно чётко. Фонематическое недоразвитие проявляется, в основном, в несформированности процессов дифференциации звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками, но иногда дети не различают и более контрастные звуки. Это задерживает овладение детьми звуковым анализом и синтезом. В словаре детей мало обобщающих понятий, в основном это игрушки, посуда, одежда, цветы. Антонимы не используются, мало синонимов. Отмеченные недостатки в употреблении лексики, грамматики, звукопроизношении проявляются в монологической речи. Вне специального внимания к их речи дети малоактивны, в редких случаях являются инициаторами общения, не общаются со сверстниками, не обращаются с вопросами к взрослым, не сопровождают рассказом игровые ситуации. Это обусловливает недостаточную коммуникативную направленность их речи. Для детей с общим недоразвитием речи характерен низкий уровень развития основных свойств внимания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. Дети с ОНР имеют особенности в формировании мелкой моторики пальцев рук. Психическое развитие детей с ОНР, как правило, опережает развитие их речи.
Основные цели деятельности логопедической группы:

Своевременная систематическая педагогическая помощь детям с отклонениями в развитии речи; консультативно-методическая поддержка родителей в организации воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии речи; социальная адаптация детей с отклонениями в развитии речи и формирование у них предпосылок учебной деятельности.

Основные задачи деятельности логопедической группы.

  • Создание максимально благоприятных условий для обеспечения интеллектуального и личностного развития ребёнка.
  • Приобщение к общечеловеческим ценностям.
  • Общее развитие и предельно возможное восстановление функций речи у детей, имеющих дефекты.
  • Коррегирующее воспитание и подготовка их к обучению в школе.
  • Осуществление необходимой коррекции в нарушении речи детей.
  • Создание предметно-развивающей среды для обогащения, разнообразной деятельности детей.
  • Взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного, гармоничного развития детей.

Специализированная группа для детей с ЗПР. В дошкольные группы для детей с ЗПР принимаются дети, испытывающие трудности в усвоении дошкольной программы. Это обусловливает несвоевременное формирование школьно-значимых функций, элементов учебной деятельности и препятствуют достижению определённого уровня готовности к школьному обучению. В состав этой категории входят соматически ослабленные дети, дети с функциональной недостаточностью нервной системы, в том числе из неблагоприятной микросоциальной среды, дети с незрелостью эмоционально-волевой сферы (гармонический и дисгармонический инфантилизм), а также имеющие наряду с незрелостью эмоционально-волевой сферы недостаточное развитие познавательной деятельности (развитие внимания, памяти, речи).

Поэтому ребёнка с ЗПР, в отличие от нормально развивающегося сверстника, который очень многое усваивает в процессе общения со взрослыми, в самостоятельной деятельности, необходимо вести шаг за шагом по «ступенькам развития», раскрывая его потенциальные возможности.

Цель: Формирование психологического базиса для полноценного развития личности каждого ребёнка.

В процессе коррекционного воспитания важно сформировать такие «предпосылки» мышления, как память, внимание, различные виды восприятия, развивать зрительные, слуховые, моторные функции межсенсорные связи, побуждать познавательную и творческую активность ребёнка. Такой подход в совокупности с созданием условий для становления ведущих видов деятельности обеспечивает полноценную подготовку детей к обучению в массовой школе.

Подготовка к школе ребёнка с ЗПР осуществляется с целью помочь ему на начальной ступени обучения освоить необходимые знания, умения и навыки, способы учебной работы и адаптироваться в традиционной системе обучения. Формирование дошкольных знаний и представлений, а так же способов деятельности рассматривается не как самоцель, а как одно из средств психического развития ребёнка и воспитания у него положительных качеств личности.

Основной задачей подготовки к школе детей с ЗПР является повышение уровня психического развития ребёнка: интеллектуального, эмоционального, социального.

источник

В раннем возрасте основными являются 4 блока задач, на кот. стоит обратить внимание родителям, чтобы обеспечить ребенку полноценное гармоничное развитие: физическое воспитание, умственное, нравственно-трудовое и эстетическое.

Физ. вос-е включает в себя следующие задачи:

—Повышение иммунитета к заболеваниям;

—Обеспечение здоровья и полноценного физического развития ребенка;

—Его уравновешенное активное поведение

—Преобладание бодрого, хорошего настроения;

Предохранение нервной системы ребенка от переутомления);

Воспитание культурно-гигиенических навыков

Задачи ум. вос-я детей включает в себя следующие:

—Сенсорное развитие (или еще говорят, развитие мелкой моторики, а это в свою очередь, стимулирует развитие речи: пусть ребенок на ощупь исследует различные предметы, разные по фактуре, давайте пробовать и на зуб, ребенок большую часть информации получает именно осязанием; разные игры с крупами,; бусы из разнокалиберных пуговичек…);

— Развитие ориентировки в окружающем пространстве (обязательно используйте предлоги в своей речи: «возьми за игрушкой», «найди в шкафчике», «слева от тебя», «положи на стол» и т.д. В этом случае хороша игра «Прятки»: вы прячете на видном месте любимую игрушку, а подсказываете только словами «направо», «налево», «ближе», «дальше»…);

— Развитие игры и других видов деятельности (играйте с ребенком в различные игры: подвижные, сюжетные, дидактические… Не забывайте и о творческих играх: аппликации, рисование, лепка, конструирование…);

— Формирование представлений и первичных понятий о предметах, качествах и явлениях

—Формирование мыслительных операций (память, внимание, мышление, воображение, умение обобщать, сравнивать и т.д.).

Нравственно-труд.вос-е ребенка включает в себя:

—Закладка элементов морального воспитания (уже с такого возраста необходимо четко давать понятия что такое «хорошо» и что такое «плохо», рассказывать о том, как нужно обращаться к старшим, что маленьких надо оберегать и защищать…);

—Воспитание положительных взаимоотношений со взрослыми (ребенок должен доверять родителям, если дети задают вам вопросы – не отмахивайтесь, отвечайте, рассказывайте, делитесь; ребенок должен быть уверен в вашей защите, в вашем внимании);

—Воспитание дружеских отношений между детьми (на прогулке сталкиваясь с другими детками, учите ребенка уступать, делиться, договариваться…);

— Ознакомление с трудом взрослых и воспитывать уважение к труду (рассказывайте ребенку в доступной форме о своей профессии, показывайте, как вы трудитесь дома, привлекайте ребенка к оказанию вам посильной помощи: нет ничего сложного, если ребенок влажной тряпочкой будет протирать вместе с вами пыль или маленьким веничком стараться подмести…);

—Воспитывать трудолюбие (убирать игрушки на место и поддерживать порядок в своих игрушках – это тоже труд и ребенка нужно приучать к этому с самого раннего возраста; сначала убирайте вместе, объясняйте почему надо поддерживать порядок, рассказывайте, какая игрушка на каком месте должна стоять. Постепенно ребенок сможет это делать самостоятельно.).

Эстет. вос-е детей включает в себя следующие задачи:

—Обеспечить своевременное полноценное и гармоничное развитие ребенка;

—Фор-е эстетических чувств (умение сопереживать, радоваться, видеть красивое – все это надо прививать еще в детстве);

— Фор-е эстетических представлений (знакомьте детей с театром, с красивыми картинами, с художественной литературой, показывайте различные иллюстрации к одному и тому же произведению…).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8104 — | 7776 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник