Меню Рубрики

Анализ занятия по продуктивной деятельности детей

Педагогическая оценка по своему содержанию тесно связана с той воспитательно-образовательной задачей, которая решалась на конкретном занятии.

Детские рисунки, поделки обязательно оцениваются с точки зрения ре­шения изобразительных задач — должны быть отмечены их выра­зительность, оригинальность. Педагог ставит вопросы, которые помогают детям увидеть это в поделке.

Когда работа ведется в системе, дети по предложению педагога или самостоятельно находят отличия в своих поделках и охотно о них рассказывают. Педагогу важно своим поведением, эмоцио­нальной речью показать, что он заинтересован работами детей. Тогда дети начинают стремиться к оригинальности, выразитель­ности в работе.

Важно продумать вопросы, помогающие детям осознать, чему они научились, какие ошибки допустили («не очень научились»), что нужно учесть, чтобы этих ошибок не допускать в дальнейшем. И сразу предлагается сделать возможные исправления.

Важно побудить детей к действиям, помогающим им самим обнаружить ошибку, неточность в работе. Даже младший дошко­льник может это сделать. Например, педагог предлагает закрыть сделанную открытку, сложив ее странички, и посмотреть, совпа­дают ли стороны. Дети сами увидят результат, если педагог дал им бумагу с одной цветной стороной. «Беленькую видно», — гово­рят они, если стороны не совпадают.

Воспитатель имеет возможность еще раз установить связь меж­ду способом действия и получаемым результатом. Если таким образом анализировать результаты, то дети рано начинают само­стоятельно использовать контролирующие и корректирующие действия для совершенствования своей работы.

В старшем возрасте воспитатель нацеливает детей на анализ примененных способов действий и задает вопросы: «Все ли сто­роны кубика плотно прилегают к столу? Почему?» Дети ставят кубик (каждый свой) сначала на полую сторону. Если разрезы сделаны точно по линии и до точки пересечения линий, то все четыре стороны касаются стола. Затем дети ставят кубик на закрытые стороны. Если стороны (сгибы) проглажены четко, То углы и стороны плотно прилегают к столу. Проделывая такие контролирующие действия, дети обнаруживают недочеты где возможно, исправляют.

Каждый ребенок может т.о. установить, какие ошибки он допустил, и сделать вывод к последующей работе, а именно: перед ребенком раскрываются пути дальней­шего совершенствования своей деятельности, формируются само­оценка и самоконтроль, что очень важно для самостоятельной деятельности.

Очень важно соблюдать следующие требования к оценке:

— оценивается только тот результат, который достигается уси­лиями самого ребенка;

— по мере развития ребенка оценка становится все более диф­ференцированной;

— нельзя сопоставлять результат деятельности ребенка с успе­хами других детей, нужно оценивать его достижения;

— оценку необходимо построить так, чтобы дети были макси­мально активны в ней, начиная с младшего возраста.

Словесные методы и приемы обучения в процессе руководства изобразительной деятельностью неотделимы от наглядных и иг­ровых.

Втех случаях, когда у детей имеются представления об изо­бражаемом предмете, явлении, сформированные заранее, дошко­льники владеют соответствующими умениями, словесные методы на занятии занимают большее место. Например, педагоги чаще использует вопросы, пояснения с целью формирования изобрази­тельного представления.

15. Перечислите требования, предъявляемые к оценке результатов деятельности детей на занятиях по изобразительной деятельности. Раскройте необходимость просмотра и анализа детских работ. Охарактеризуйте методику анализа результатов деятельности детей на занятии в разных возрастных группах.

Решите педагогическую задачу:

На педагогической практике учащимся довелось увидеть несколько вариантов одного и того же занятия по аппликации на тему «Зимний пейзаж».

В одном случае результаты детских работ оценивались так: воспитатель вывесил все работы на общий стенд, и дети сравнивали, у кого работа лучше.

В другой группе работы детей также были вывешены на общее обозрение, а педагог оценивал результат каждого ребенка примерно так: «Ты сегодня, Алеша, очень постарался, уже лучше вырезал разные формы и красиво расположил на листе». А Свете воспитатель сказала: «Что-то я сегодня не заметила такой же старательности, как в прошлый раз, когда ты выполняла наклеивание форм на лист».

Еще один вариант подведения итогов был таким: дети развесили работы в виде выстовки, полюбовались пейзажами, а в сводное время педагог беседовал с отдельными детьми, обсуждая, довольны ли они сами полученными результатами.

Проанализируйте предложенную ситуацию. Спроектируйте свои действия по оценке результатов деятельности детей на занятии по аппликации на тему «Зимний пейзаж».

Педагогическая оценка и анализ детских работ –словесное описание результатов деятельности, развивающее аналитическое мышление, в ре­зультате которого появляется критическое отношение к воспринимаемому результату. Позволяет научить детей объективно оценивать свою работу, и работу выполненную другими людьми (у дошкольника к 5 годам).

В младшем возрасте ребенок не может в полной мере контро­лировать и оценивать свои действия и их результаты. Если про­цесс работы доставлял ему удовольствие, он будет доволен и результатом, ожидая от воспитателя одобрения. В «Малышах» воспитатель в конце занятия показывает несколько хорошо выполненных работ, не анализируя их. Цель показа — привлечь внимание детей к результатам их деятельности. Так же воспитатель одобряет работы остальных детей, Положи­тельная оценка их способствует сохранению интереса к изобра­зительной деятельности.

В средней и старшей группах воспитатель использует показ и анализ детских работ в качестве приема, помогающего детям понять достижения и ошибки в изображении. Умение видеть, на­сколько правильно изображен предмет, помогает развитию созна­тельного отношения к выбору средств и приемов работы активиза­ции всей творческой деятельности.

После выполнения задания воспитатель показывает одну из работ и отмечает ее положительные стороны: «Как хорошо, ак­куратно закрашен дом», «Как красиво подобраны цвета в узоре — темные и светлые рядом, их видно хорошо», «Как интересно вы­леплен лыжник» и т. д.

Если аналогичные ошибки есть во многих работах, то следует обратить на них внимание, спросить: Как можно их исправить?

Рассматривать ошибку в работе одного ребенка со всеми деть­ми не следует, так как осознание ее будет иметь значение лишь для этого ребенка. Причины ошибки и пути ее устранения лучше про­анализировать в индивидуальной беседе.

В старшей группе к анализу следует привлекать всех детей. Однако иногда воспитатель сам дает оценку. Например, желая поощрить плохо рисующего ребенка и предвидя критику его работы другими детьми, воспитатель первый указывает на положительные стороны рисунка.

Анализ детских работ можно вести в различных планах, но обязательно надо отметить как решены задачи, поставленные в начале занятия – что удалось выполнить правильно. Чаще всего для экономии-времени педагог выборочно берет для анализа несколько работ. Следует избегать показа на каждом занятии ра­бот одного и того же ребенка, даже если они действительно выде­ляются среди других. В результате постоянных похвал у него мо­жет развиться неоправданная самоуверенность, чувство превос­ходства над другими детьми. С одаренными детьми следует вести индивидуальную работу с учетом их способностей и изобразитель­ных навыков.

Иногда выбор работы для анализа воспитатель поручает де­тям. В этих случаях все работы раскладываются на одном столе (или прикрепляются к стенду) и ребятам предлагается выбрать наиболее понравившиеся. Затем воспитатель подробно анализи­рует с детьми отобранные работы.

Обсуждение работы каждого ребенка возможно в подготови­тельной группе, дети уже интересуются результатами труда това­рищей. Но такой анализ следует проводить в свободное от занятий время, так как 2—3 мин в конце занятия недостаточно.

Детям 6 лет можно предложить проанализировать свои работы, сравнивая их с натурой, образцом. Это воспитывает у детей критическое отношение не только к работам товарищей, но и к своим собственным.

Очень важно соблюдать следующие требования к оценке:

— оценивается только тот результат, который достигается уси­лиями самого ребенка;

— по мере развития ребенка оценка становится все более диф­ференцированной;

— нельзя сопоставлять результат деятельности ребенка с успе­хами других детей, нужно оценивать его достижения;

— оценку необходимо построить так, чтобы дети были макси­мально активны в ней, начиная с младшего возраста

Третья часть занятия.Анализ результатов деятельности детей илипедагогическая оценка детских работ. Анализ детских работ входит в методику проведения занятия как один из важнейших её компонентов и в разных формах необходим на каждом занятии. Просмотр созданных детьми изображений имеет большое воспитательное и учебное значение. Для правильного анализа необходимо, выставлять все работы на стенде для рисования и аппликации или на стенде для лепки. Вылепленные фигурки устанавливают на специальной доске-стенде, разделенной на ячейки для каждого изделия. В этом случае дети рассматривают стенд, собравшись вокруг него. Если в группе имеются полочки с ячейками у доски для просмотра работ, то дети могут оставаться на своих местах за столом.

Организация обсуждения может быть различной, но основная форма такова: оставаясь на своих местах, дети рассматривают работы, размещенные на стенде. Воспитатель благодарит детей за выполнение работы и вновь напоминает за­дачи, которые ставились перед занятием. Исходя из этих задач, он строит свой анализ. В результате анализа дети должны понять, как правильно выполнять работу и какие ошибки они допустили. Критиче­скиезамечания доброжелательны, в рекомендательной форме. Очень бе­режно следует отнестись к творческому замыслу ребенка даже в том случае, когда он совсем не удался.

С самого младшего возрас­та нужно привлекать к анализу самих детей. Педагог спрашивает, дети должны сами делать выводы — закрепляются полученные знания. При анализе можно использовать игровую ситуацию: например, приезжает «скорая помощь» и увозит Сережиного медвежонка в больницу к Айболиту лечить лапу. За столиком в «больнице» сидит один из детей в медицинской шапке и в очках и лечит медвежонка на глазах у всех детей. Это тоже закрепление знаний, но в игровой форме.

Если занятие длилось дольше обычного, дети утомлены, на­стало время прогулки, воспитатель ограничивается общей одобри­тельной оценкой: «Сегодня все поработали хорошо, у многих получились очень интересные рисунки, позднее (перед обедам, после сна) мы их подробно рассмотрим».

Перед обедом или после дневного сна работы детей вывеши­вают на стенд и обсуждают всей группой. В младших группах не рекомендуется откладывать оценку надолго, т.к. у детей пропадет интерес к результатам своего труда, а цель анализа — научить детей объективно оценивать результаты своего труда, творчески рабо­тать над решением темы.

Формы проведения анализа могут быть различными:

· воспитатель показывает рисунок и предлагает оценить, все ли в нем правильно, как выполнено задание, что интересного приду­мал ребенок;

· одному из детей дается поручение выбрать лучшую, по его мнению, работу и обосновать свой выбор;

· ребенок анализирует рисунок, сравнивая его с натурой, образ­цом, оценивает его;

· дети вместе с воспитателем рассматривают одну работу за другой и дают им оценку.

· иногда с целью воспитания умения объективно оценивать свои работы он предлагает детям разместить в первом ряду стенда наиболее удачные, во втором — те, где допущены небольшие ошибки, и в третьем ряду — менее удачные.

После занятия воспитанникам предоставляют возможность ещё раз посмотреть работы, поговорить о них. Воспитатель же обращает­ся к тем, кто не очень активен во время анализа, кто, по его мнению, нуждается в индивидуальном обсуждении рисунка, аппликации и др.

После занятия все выполненные рисунки, поделки и игрушки желательно красиво расставить и продемонстрировать родителям в раздевальной комнате. Воспитатель привлекает их внимание к достижениям всех детей, а не только своего ребенка. Эта еженедельная выставка для родителей стимулирует желание детей выполнить свою работу красиво. Выставка детских работ действует до следующего занятия, а затем рисунки заменяются новыми.

Оформление работ мо­жет быть различным, но эстетически продуманным. На небольшом стенде для 6—8 ра­бот выставляют наиболее интересные рисунки, аппликации. Остальные работы (1-2 последних занятий) хранят в папке в файлах или др. Работы на выставке можно оформить в паспарту серого цвета с большими полями, чтобы работа выглядела привлекательнее. На отдельной этикетке справа указать название работы и имя автора.

На обратной стороне работы обязательно указать дату занятия, тему, автора работы.

Где нет возможности организовывать выстав­ки, детские рисунки, аппликации оформляют в альбоме. На каждого ребенка отводят файл, в который вкладывают рисунок. Указывается имя автора. После занятия воспитатель вынимает предыдущую работу и вкладывает новую.

Самые лучшие работы каждого ребенка выставляют на постоянно действующей выставке работ. Эти работы сохраняют длительное время, их постоянно пополняют, заменяют, стремясь, чтобы все дети были участниками этой выставки.

Персональная выставка — одна из форм поощрения детей, обладающих незаурядной фантазией. На отдель­ную полку нужно собрать все работы одного ребенка, красиво их расставить, написать его имя и фамилию, показать родителям.

Организация выставок дает большие результаты: привлекает детей к изобразительной деятельности, повышает эстетический уровень их работ, активизирует творчество. Каждая выставка должна иметь своё название – образное, художественное.

Анализ детских работ

Развитие аналитического мышления, в ре­зультате которого появляется критическое отношение к воспринимаемому, позволяет детям объективно оценивать работы, выполненные товарищами, и свои работы. Но такой уровень развития ребенок достигает к пяти годам.

В младшем возрасте ребенок не может в полной мере контро­лировать и оценивать свои действия и их результаты. Если про­цесс работы доставлял ему удовольствие, он будет доволен и результатом, ожидая от воспитателя одобрения.

В младшей группе воспитатель в конце занятия показывает несколько хорошо выполненных работ, не анализируя их. Цель показа — привлечь внимание детей к результатам их деятельности. Так же воспитатель одобряет работы остальных детей, Положи­тельная оценка их способствует сохранению интереса к изобра­зительной деятельности.

В средней и старшей группах воспитатель .использует показ и анализ детских работ в качестве приема, помогающего детям понять достижения и ошибки в изображении. Умение видеть, на­сколько правильно изображен предмет, помогает развитию созна­тельного отношения к выбору средств и приемов работы активиза­ции всей творческой деятельности.

Читайте также:  Узи анализ у детей размеры

После выполнения задания воспитатель показывает одну из работ и отмечает ее положительные стороны: «Как хорошо, ак­куратно закрашен дом», «Как красиво подобраны цвета в узоре — темные и светлые рядом, их видно хорошо», «Как интересно вы­леплен лыжник» и т. д.

Если аналогичные ошибки есть во многих работах, то следует обратить на них внимание, спросить: Как можно их исправить?

Рассматривать ошибку в работе одного ребенка со всеми деть­ми не следует, так как осознание ее будет иметь значение лишь для этого ребенка. Причины ошибки и пути ее устранения лучше про­анализировать в индивидуальной беседе.

В старшей группе к анализу следует привлекать всех детей. Однако иногда воспитатель сам дает оценку. Например, желая поощрить плохо рисующего ребенка и предвидя критику его работы другими детьми, воспитатель первый указывает на положительные стороны рисунка.

16. Назовите цель применения игровых приёмов в обучении дошкольников изобразительной деятельности. Раскройте особенности применения игровых приёмов в зависимости от возраста детей. Охарактеризуйте группы игровых приёмов, используемые при руководстве изобразительной деятельностью дошкольников.

Решите педагогическую задачу:

С детьми средней группы воспитатель проводит занятие по конструированию из строительного материала. Мишутка привел с собой из леса медвежат, но они не могут перебраться к детям, потому что на пути разлились реки разной ширины. Предлагая малышам подумать, как медвежатам перебраться через реки, воспитатель подводит их к необходимости построить мостики разной длины. Дети выбирают нужной длины дощечки, кубики, строят мосты со ступеньками, по которым медвежатам будет удобно пройти. После этого каждый ребенок переводит своего медвежонка на другой берег, играет с ним, а когда Мишутка зовет своих сыновей домой, дети снова осторожно проводят игрушку по мосту. Затем по указанию воспитателя дети складывают дощечки по размеру — длинные с длинными, короткие с короткими, складывают кубики в коробку и, попрощавшись с Мишкой, идут гулять.

Спрогнозируйте эффективность использования игровых приёмов воспитателем в предложенной ситуации. Предложите свой вариант игровой ситуации на предложенную тему занятия.

Игровые приемы, используемые при руководстве изобразительной деятельностьюэффективный и

не­заметный для ребенка путь обучения изодеятельности, способствующий бережному сохранению детских чувств, настроения.

Игровые приемы выбираются педагогом с учетом

особенно­стей игры детей, логики ее развития,

особен­ностей изобразительной деятельности.

Все игровые приемы условно можно разделить на две большие группы:

· сюжетно-игровые ситуации по типу режиссерских игр

· сюжетно-игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых.

источник

Вид изобразительной деятельности:

Количество детей:

Используемые материалы и оборудование:

Вопросы для изучения Выводы из наблюдения
Подготовка помещения к занятию: · В чем заключалось? · Было ли соблюдение гигиенических условий, правильное размещение столов к свету?
Готовность воспитателя к занятию: · Соответствует ли тема занятия программе, времени года, изобразительным возможностям детей? · Какие воспитательно-образовательные задачи были поставлены? · Качество оборудования и наглядного материала.
Начало занятия: · Четкость постановки основной задачи перед детьми · Какую мотивацию задания предлагает воспитатель детям?
Ход занятия: · Какие методы и приёмы использовались на занятии? Отметьте ведущий метод, его соответствие поставленным задачам. · Какие трудности испытывали дети в процессе создания изображения. С чем это связано? · Был ли в изобразительной деятельности детей элемент творчества? В чём он проявился и у каких детей?
Индивидуальная работа воспитателя на занятии · Осуществлялся ли контроль за выполнением заданий? · Своевременность оказания помощи и поддержки детям.
Анализ детских работ: · Какими критериями пользовались дети при оценке работ сверстников? · Каковы критерии оценки воспитателя? · Эмоциональное состояние детей в ходе анализа.
Организация завершения выполнения деятельности детьми и способы оформления детских работ выставки, объединение в единый сюжет, «ковры» и т.д.
Продолжительность занятия в целом.
Чему научило вас это занятие?

Форма отчетности:

· 2 анализа НОД (по рисованию, лепке, аппликации или художественному конструированию) (проверяет и подписывает воспитатель-наставник)

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Задание 1:составьте 2 технологические карты сюжетно-ролевой игры.

Схема технологической карты сюжетно – ролевой игры

Возраст детей:

Образовательная область:

Предварительная работа:

Игровой материал и оборудование:

Основные сюжетные линии:

Ход игры Методы и приемы Деятельность педагога Деятельность детей
Начало игры
Развитие игры
Завершение игры

Задание 2:проведите сюжетно-ролевую игру в соответствии с разработанной технологической картой

Форма отчетности:

  • 2 технологические карты сюжетно-ролевых игр (должны быть проверены и подписанывоспитателем)

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Задание 1:составьте 2 технологические карты строительной игры.

Схема технологической карты строительной игры

Возраст детей:

Вид конструирования:

Предварительная работа:

Игровой материал и оборудование:

Ход игры Методы и приемы Деятельность педагога Деятельность детей
Начало игры
Развитие игры
Завершение игры

Задание 2:проведите строительные игры в соответствии с разработанными технологическими картами

Форма отчетности:

  • 2 технологические карты строительных игр (должны быть проверены и подписанывоспитателем)

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Задание 1: составьте 6 картотек дидактических игр

Картотека дидактической игры

Возраст детей:

Образовательная область:

Предварительная работа:

Игровой материал:

Игровые действия:
Правила игры:
Варианты игры:

Задание 2:проведите дидактические игры в соответствии с разработанными технологическими картами

Форма отчетности:

  • картотеки дидактических игр (должна быть проверена и подписанавоспитателем)

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Задание 1:составьте картотеки 6 подвижных игр.

Картотека подвижной игры

Возраст детей:

Название игры:

Игровой материал и оборудование:

Описание игры:
Правила игры:
Варианты игры:

Задание 2:проведите 6 подвижных игр

Форма отчетности:

  • картотеки 6 подвижных игр (должны быть проверены и подписанывоспитателем)

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

Задание 1:составьте 3 технологические карты (по организации хозяйственно-бытового труда, труда в природе или по самообслуживанию) с учетом возраста детей.

Технологическая картаОО «Труд»

Вид трудовой деятельности:

Предварительная работа:

Материалы и оборудование:

Ожидаемый результат:

Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 419 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

источник

Постижение окружающего мира дошкольниками начинается с предметного восприятия и постепенно заменяется образным. И среди универсальных способов осуществления этого перехода можно назвать продуктивную деятельность. Её организация имеет некоторые особенности в зависимости от возраста воспитанников детского сада, а также образовательных целей конкретного отрезка учебно-воспитательного процесса.

Продуктивная (в некоторых источниках «практическая или творческая деятельность») – это созидательная работа, нацеленная на преобразование исходного материала или сочетаний материалов в конечный продукт, который будет соответствовать замыслу. Занятия продуктивной деятельностью обычно имеют игровую форму проведения. Они помогают детям социализироваться, выработать такие важные для последующей ступени образования качества, как усидчивость, последовательность в выполнении задания, а также развивают графические навыки. Таким образом, в сочетании с игрой практическая активность готовит психику дошкольников к обучению в школе.

Практическая деятельность помогает ребятам социализироваться

Миссией продуктивной деятельности в детском саду является:

  • развитие воображения, мышления (в младшем и среднем дошкольном возрасте сравнивать объекты, а в старшем анализировать, систематизировать);
  • создание оптимальных условий для физического развития;
  • воспитание целеустремлённости (дети настойчиво стараются добиваться своих целей при выполнении рисунка, заучивании движений танца и пр.);
  • расширение сферы познания (если в младшем дошкольном возрасте этот аспект связан с изучением материалов для продуктивной деятельности, то в среднем и старшем — это варианты создания конечного продукта, а также придумывание способов взаимодействия с ним);
  • развитие общей мускулатуры и мелкой моторики;
  • воспитание инициативности (малыши с большим удовольствием рисуют, лепят, поют и танцуют в свободное время).

Осуществить цели творческой активности можно при условии решения задач продуктивной деятельности. Их направление будет единым для детей всех возрастных групп, отличия будут касаться выбора способов воплощения:

  • развитие творческих способностей (малыши пробуют себя не только в различных видах креативной деятельности, например, в театрализациях, но и осваивают техники в отельных жанрах, к примеру, монотипия в рисовании для средней группы или аппликация из круп во второй младшей);
  • развитие физических способностей (в пении дети тренируют дыхательную систему, в хореографии — опорно-двигательный аппарат);
  • активизация заинтересованности малыша в выполнении того или иного вида продуктивной деятельности;
  • формирование собственного видения жизни (особенно ярко это проявляется в творческих заданиях на свободную тему);
  • стимулирование интереса к продуктивной активности (желание рисовать, строить, лепить, танцевать, петь, заниматься театрализацией — это важные показатели взросления ребёнка, поэтому такие порывы в любом возрасте подавлять нельзя);
  • формирование ощущения предметного мира, а также его моделирование в различных видах продуктивной деятельности (к примеру, со второй младшей группы дети начинают говорить о планете Земля, воплощая эти беседы в раскрашивании готовых шаблонов планеты, создании аппликации, после этого в средней группе дети, получив представления об объёме, выполняют поделку «Земля» из папье-маше и готовых масштабированных картинок, а в старшей группе ребята, ознакомившись с такими понятиями, как море, суша, горы и пр., делают аппликации-макеты, сверяя с глобусом местоположение природных объектов);

В конструировании и других видах продуктивной деятельности дети осваивают предметный мир

Видео: развитие творческих способностей дошкольника через продуктивную деятельность на примере нетрадиционных изобразительных техник

Подробнее об организации и проведении занятий по развитию творческих способностей можно узнать из нашей статьи — Как провести занятие по развитию творческих способностей в детском саду.

В дошкольных образовательных учреждениях дети осваивают следующие виды продуктивной активности:

  • рисование (кроме традиционной техники, малыши осваивают целый ряд нетрадиционных — рисование ватными палочками, пальчиками, штампами и пр.);
  • лепку (из пластилина, кинетического песка, полимерной глины, теста);
  • конструирование (в младшем дошкольном возрасте это в основном кубики, природный материал, в среднем и старшем список пополняется моделированием из бумаги, конструкторов);
  • пение, хореографию, театрализованную деятельность;
  • занятия с макетами (этот вид продуктивной деятельности практикуется в основном в старшем дошкольном возрасте, например, когда ребята создают вместе с родителями макет проезжей части и с его помощью отрабатывают ПДД, подключая театрализованную деятельность с картонными куклами).

Введение в практику тех или иных видов продуктивной деятельности (кроме макетов) происходит параллельно начиная с младшего дошкольного возраста. Только формы заданий варьируются в зависимости от темы занятия и уровня развития детей.

Например, при изучении темы «Домашние животные» в средней группе на занятии лепкой мои воспитанники получают задание сделать козлёнка. Фигурку можно сделать объёмной, если малыши хорошо освоили навык раскатывания «колбасок» между ладошек, создания «шариков», умеют сглаживать, прищипывать места соединений. Если же создание пропорциональных объёмов через «колбаски» и «шарики» вызывает у ребят затруднение, отработать эти навыки я им предлагаю в процессе выполнения поделки на плоскости, то есть разместив её на картоне. При этом обязательно нужно обсудить с ребёнком недостатки в выполнении элементов (несоблюдение пропорций, неравномерное приложение усилий для прищипывания и пр.).

Это интересно. Продуктивная активность включается не только в непосредственно образовательную деятельность, и другие виды самостоятельной и совместной деятельности малышей. На прогулках, например, это реализуется, когда дети делают куличики в песочнице. А в рамках досуговой активности практика осуществляется тогда, когда, к примеру, малыши старшего дошкольного возраста рисуют наперегонки или вместе с родителями и соревнуются в командах за звание лучшего художника группы.

Подключая к продуктивной деятельности родителей, педагог реализует важную цель образовательного процесса, связанную с вовлечением семьи в ход учебно-воспитательной работы с детьми

В психолого-педагогической и методической литературе выделяется четыре этапа развития продуктивной деятельности детей:

  • накопление и расширение комплекса знаний, умений и навыков в первой младшей группе (дети знакомятся с элементарными формами, получают представление о размерах объектов, например, собирая пирамидку учатся собирать кольца от большего к меньшему, или рисуют линии красками, карандашами и фломастерами, а педагог комментирует различия в толщине и интенсивности цвета);
  • подражание во второй младшей группе (дети на примере взрослых осваивают основные модели творческой деятельности — клеят аппликации, рисуют, лепят и т. д., а также знакомятся с базовыми технологиями в каждом виде деятельности — с монотипией в рисунке, с изображением на плоскости в лепке, с аппликацией из заготовок, а также осваивают сюжетно-ролевые игры, основанные на личном опыте ребят, к примеру, «Дочки-матери», «У врача» и др.);
  • преобразование в среднем дошкольном возрасте (дети выполняют творческие задания по образцу, к примеру, повторяют комплекс из 3–4 танцевальных движений за педагогом, но опираются при этом на свои возможности, поэтому у кого-то это задание получается сразу, а кто-то из-за недостатка чувства ритма не может повторить всю последовательность и с третьего раза);
  • поиск альтернатив в старшем дошкольном возрасте (дети выполняют задание по словесному (!) заданию педагога, например, в рамках закрепления темы «Я будущий первоклассник» рисуют школьные принадлежности — у каждого малыша будет свой набор, способ размещения на листе, цветовая палитра).

Это интересно. Ни один этап не имеет чётких границ завершения и начала следующего. Так, подражая во второй младшей группе, дети не перестают расширять набор сенсорных стандартов, получая представления об объёмных предметах. Иными словами, переход от одной ступени развития продуктивной деятельности к другой происходит плавно, и ни один из них не перестаёт быть актуальным в старшем дошкольном возрасте. К примеру, в подготовительной группе ребята дополняют ряд сенсорных эталонов, знакомясь с метрической системой мер.

Этап подражания и имитации оказывается сквозным для всего периода дошкольного образования

Выделяется четыре метода организации практической деятельности детей:

  • информационно-организационный — обеспечивает восприятие готовой информации (малыши младших групп получают задание с детальной пошаговой инструкцией по выполнению);
  • репродуктивный, углубляющий знания о способах деятельности (освоение разных изобразительных техник);
  • эвристический, требующий от детей выдвижения гипотез относительно решения той или иной проблемы, к примеру, как увеличить размер поделки из каштанов;
  • исследовательский, предполагающий решение многокомпонентной задачи детьми (например, дети рисуют на свободную тему, или тема оговаривается в общих чертах, как в задании для подготовишек «Нарисовать впечатления о лете»).
Читайте также:  В доу справка анализа заболеваемости детей

Основными способами взаимодействия с детьми на занятиях продуктивной деятельностью является наглядность.

Приём Суть Особенности
Наблюдение Представления о мире вокруг формируются в процессе наблюдения за окружающей действительностью. В первой младшей группе дети могут выделить 1–2 ярких признака, например, цвет и размер карандаша, при этом наблюдение отличается кратковременностью. Во второй младшей группе добавляется исследование объекта жестами, к примеру, пальчиком. В средней группе наблюдение подытоживается творческим заданием, например, нарисовать осенний лес вечером.
В старшем дошкольном возрасте в процессе наблюдения дети формулируют для себя сюжет творческого задания.
Обследование Малыши целенаправленно разглядывают предмет, который им надо согласно этапу преобразования изобразить. В младшем дошкольном возрасте дети обследуют объекты через совместные со взрослым тактильные манипуляции, например, обводят пальчиками предмет круглой формы, чтобы пополнить набор сенсорных эталонов понятиями круг, круглый.
В средней группе тактильное обследование уточняется словом. Причём не только взрослый его проговаривает, но и ребёнок. Дети учатся называть части целого предмета, определять на рисунках, чего не хватает (например, в фигурке зайца из пластилина нет хвоста).
В старшей группе в элементах обследуемых объектов дети обращают внимание на соотношение частей в целом, например, большие колёса у трактора на рисунке и небольшие у легковой машины.
Рассматривание картинок Используется для мотивации в качестве предварительного знакомства с объектом, если нет возможности сделать это при помощи наблюдения. А также для ознакомления с некоторыми сенсорными эталонами (цветами спектра, геометрическими формами и пр.) или для их уточнения.
Образец Малышам предоставляется модель, которую они повторяют в самостоятельной деятельности. Особенно актуален этот приём при разучивании танцевальных движений. Образец также может использоваться для мотивации детей в процессе создания поделки, аппликации. Однако в творческих заданиях этим приёмом злоупотреблять не стоит, иначе все работы малышей будут «как под копирку», то есть одинаковыми.
Показ Демонстрация вариантов исполнения того или иного задания. Применяется при знакомстве с техникой исполнения, а также освоении новых изобразительных техник. К примеру, в средней группе воспитатель показывает, как выполнить рисунок в технике монотипия, чтобы познакомить малышей с этим видом реализации творческой задумки.

Показ является одним из способов индивидуализации работы, например, если ребёнок испытывает затруднения при выполнении задания

Способы взаимодействия этой группы сопровождают наглядные приёмы, мотивируя малышей на выполнение задания.

При помощи наводящих вопросов воспитатель помогает детям среднего и старшего дошкольного возраста обобщить полученный при обследовании или наблюдении материал. В работе с малышами первой и второй младших групп беседа помогает сформировать общее впечатление детей о явлении или объекте, который изображается. К примеру, во второй младшей группе ребята, получив задание нарисовать яйцо, сначала его обследуют, а затем, отвечая на наводящие вопросы педагога («Яйцо круглое?», «Яйцо одинаковое со всех сторон?» и т. д.), систематизируют свои представления о его форме. Важно: беседа используется и на начальном этапе работы над заданием (для мотивации через пробуждение любопытства при поиске ответа на вопросы), и на завершающем, когда нужно подытожить тему.

Важный словесный приём, позволяющий взрослому пояснить детям порядок выполнения задания. В младшем дошкольном возрасте объяснения имеют более развёрнутый характер. Например, в работе над рисунком одуванчика отпечатком скомканной бумаги, педагог даёт такой комментарий: «Чтобы получить такой красивый одуванчик, мы должны быть предельно аккуратны. Берём кусочек газеты и комкаем её в тугой шарик. Открываем краски. Обмакиваем шарик в жёлтую краску и прикладываем его по центру листа. Карандашами дорисовываем стебель, листочки. Выбрасываем «печать», складываем карандаши, краски по местам, оттираем руки».

Это интересно. Объяснение в старшем дошкольном возрасте часто приобретает форму совета или напоминания с короткими словесными инструкциями.

Для реализации индивидуального подхода и создания ситуации успеха для каждого (!) ребёнка используется поощрение. Этот приём имеет «долгоиграющий» смысл: добрые слова вселяют в малыша уверенность в своих силах, мотивируя на дальнейшую работу. Иными словами, если педагог похвалил мальчиков 6–7 лет, разучивающих танец к 8 Марта, можно ожидать того, что эти малыши сами попросятся участвовать в мероприятии, посвящённом Дню победы, с хореографическим номером.

Затраченные усилия малышей должны быть обязательно вознаграждены одобрением взрослого

Загадки, рифмовки, чтение отрывков детских произведений призваны стимулировать интерес у детей к теме и, конечно, привлечь их к занятию продуктивной деятельностью. Этот приём обладает большим потенциалом для создания положительного эмоционального настроя. К примеру, при изучении темы «Посуда» перед созданием заварочного чайника из теста, дети средней или старшей групп отгадывают такие шуточные загадки:

  • На плите стоит — пыхтит.
    В нём вода бурлит — кипит.
    Из-под крышки выйдет тучка,
    Носик есть и сбоку ручка.
    Чайных чашек всех начальник.
    Называется он… (чайник)!;
  • Кудревато Слон пыхтит,
    Но нас чаем угостит.(Чайник).

Это интересно. Чтение как приём мотивации к продуктивной деятельности применяется с детьми, владеющими этим навыком. Например, перед сборкой деталей самолёта из блоков, малыши читают инструкцию по созданию модели.

Универсальные виды приёмов, которые обеспечивают не только содержательное наполнение вида работы, но и выступают формой для реализации методических задач. Игровые приёмы (дидактические, подвижные, театрализованные, пальчиковые игры) реализуются тремя ступенями разработки:

  • формулированием игровых задач (например, в старшей группе дети формулируют правила этикета для Буратино);
  • активным развитием смысла развития игры (сделать портрет Буратино);
  • собственно игровыми действиями (малыши рисуют портреты Буратино, а потом дарят друг другу).

Основываясь на видах игровых приёмов, игровые действия в продуктивной деятельности могут быть:

  • моторными, то есть предполагающими движения детей (например, пение и танцы в театрализованных или подвижных играх, манипуляции с карточками лото в дидактических, движения пальцев и рук в пальчиковых);
  • имитирующими движения животных, растений или обыгрывающими конкретные роли, к примеру, художников, фотографов;
  • звукоподражательными (дети голосом создают образ, к примеру, при изучении темы «Дикие животные» педагог предлагает ребятам старшей группы показать разных жителей леса — волка, медведя, сову и др.).

Моторные игровые действия реализуются в любом виде продуктивной деятельности, например, в форме пальчиковой гимнастики

Поскольку практическая деятельность реализуется во всех направлениях образовательного процесса, картотека тем составляется в рамках учебно-воспитательных курсов и совпадает с тематикой занятий, на которых этот вид активности вводится. Например, в курсе формирования целостной картины мира (ФЦКМ) при изучении в старшей группе темы «Космос» дети выполняют аппликацию планет солнечной системы «Космос». А вот, так сказать, в концентрированном виде продуктивная деятельность представлена в планировании образовательных курсов этого направления:

  • рисования;
  • лепки и аппликации;
  • физической культуры, хореографии (если в ДОУ есть специалисты для занятий с детьми танцами);
  • музыки;
  • конструирования и моделирования (в программе «От рождения до школы», по которой работает бо́льшая часть детских садов в стране, этот курс называется «конструктивно-модельная деятельность»).

Автор — Каштанова Е.П., воспитатель МБДОУ «Детский сад №5», г. Саранск.

№ и дата Тема Цели
Декабрь
1 Рисование декоративное «Укрась юбку дымковской барышни»
  • продолжать знакомить с народным декоративным искусством;
  • упражнять в приёме росписи;
  • закреплять навык работы с красками.
2 Рисование кистью. Гуашь «Зимний пейзаж»
  • начинать знакомить с пейзажем;
  • учить рисовать деревья всей кистью и кончиком кисти;
  • учить рисовать контрастный зимний пейзаж, используя белую и чёрную гуашь.
3 Оттиск скомканной бумагой. Гуашь «Снежная баба»
  • продолжать рисовать предметы, используя оттиск скомканной бумаги;
  • учить доводить образ кистью.
4 Рисование «Снегурочка»
  • учить изображать Снегурочку в шубке;
  • закреплять в рисовании кистью и красками, накладывать одну краску на другую после высыхания.
Январь
1 Рисование ватными палочками. Гуашь «Чашка»
  • учить крупно рисовать предметы посуды с натуры простым карандашом;
  • учить самостоятельно подбирать цвета, обводить точками карандаш ватными палочками.
2 Рисование цветными карандашами «Мишутка»
  • продолжать рисовать простым карандашом, а потом оформлять работу в цвете;
  • учить рисовать стоящего медведя, стоящего на задних лапах, правильно располагать части тела, соотнося их по размеру.
3 Рисование «Кто в каком домике живёт» Учить создавать предмет, состоящий из прямоугольных, квадратных, треугольных частей.
Цит. по: https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2017/01/18/perspektivnyy-plan-po-risovaniyu

Автор — Миронова Н.Н., воспитатель МБДОУ ДС ОРВ № 37 «Лучик», г. Химки.

Тема занятия Программное содержание
Сентябрь
1 Тема: «Здания» (строительный материал)
  • упражнять детей в строительстве различных зданий по предлагаемым условиям, в предварительной зарисовке сооружений, в анализе схем и конструкций;
  • развивать умение воспринимать предметы и явления в их взаимосвязях устанавливать их, аргументировать свои решения;
  • развивать конструкторские навыки, направленное воображение;
  • подводить к восприятию элементарных астрономических понятий и представлений.
2 Тема: «Мы в лесу построим теремок» (лего и модульного конструкторы с подвижными элементами)
  • развивать творческое воображение;
  • учить подражать звукам и движениям персонажей (медведя, лисы, зайца);
  • учить строить теремок.
3 Тема: «Гусеница» (оригами)
  • продолжать знакомить детей с техникой оригами;
  • ориентировать детей на точность выполнения действий;
  • учить детей с усилием проглаживать место сгиба.
4 Тема: «Листья из волшебного леса» (природный материал) Развивать у детей творческое воображение, опираясь на своеобразие формы, окраски сухого листочка.
Октябрь
1 Тема: «Машины» (строительный материал)
  • формировать представления детей о машинах разных видов, их строении и назначении;
  • упражнять в плоскостном моделировании и в построении схем;
  • развивать способность к порождению новых оригинальных идей, к анализу схем, чертежей, конструкций;
  • формировать объяснительную речь;
  • развивать самостоятельность, активность, уверенность, независимость мышления.
2 Тема: «Корабль» (лего и модульные конструкторы с подвижными элементами)
  • закреплять навыки конструирования;
  • учить сочетать в постройке детали по форме и цвету, устанавливать пространственное расположение построек.
3 Тема: «Собачка» (оригами)
  • продолжать знакомить детей с техникой оригами;
  • ориентировать детей на точность выполнения действий;
  • учить детей с усилием проглаживать место сгиба.
4 Тема: «Муха-Цокотуха»» (природный материал)
  • закрепить навыки конструирования из природного материала;
  • учить самостоятельному планированию последовательности выполнения поделки;
  • учить работать со схемой.
Цит. по: https://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2017/09/19/perspektivnoe-planirovanie-po-konstruktivno

Продуктивная активность сопровождает любой вид образовательной деятельности

Хронометраж занятий продуктивной деятельностью зависит от возрастной группы детей:

  • первая младшая — 15 минут;
  • вторая младшая — 20 минут;
  • средняя — 20–25 минут;
  • старшая и подготовительная 25–30 минут.

При этом все четыре этапа работы будут одни и те же, вне зависимости от направления творческого занятия:

  • введение и объяснение задания (от 5 до 8 минут), включающее беседу или игру для мотивации малышей, рассматривание образца или наблюдение, показ способов воплощения образа, физминутка и закрепление порядка выполнения творческого задания;
  • основная часть — от 6 до 15 минут — выполнение задания детьми и реализация приёмов индивидуализации (советы, указания малышам, испытывающим трудности);
  • подведение итогов — от 4 до 7 минут (поощрение и анализ работ педагогом, а в средней и старших группах и самими детьми).

Это интересно. Занятия продуктивной деятельностью от уроков другого направления отличает проведение физкультминутки на первом, вводном, этапе. Это объясняется тем, что основная часть имеет цельную структуру, посвящённую выполнению творческого задания, которую нарушать нельзя.

Таблица: Варганова А.С. конспект занятия по продуктивной деятельности (рисованию) на тему «Подснежники» во второй младшей группе (фрагменты)

Этап Содержание
Введение и объяснение Чтение детям стихотворения:
Ранней весной зацветает подснежник.
Цвет голубой, бархатистый и нежный.
Он из-под снега проделал свой путь,
Чтобы на солнце впервые взглянуть…>
Основная часть Выполнение рисунка акварельными красками в традиционной технике.
Подведение итогов Педагог оценивает работы малышей.

Таблица: Доронина Ж.В. конспект занятия по аппликации «Птица счастья» в подготовительной группе (фрагменты)

Этап Содержание
Введение и объяснение — Здравствуйте, ребята. Сегодня занятие по аппликации начинается необычно. Я приглашаю вас на сказочную поляну, где собрались самые разные птицы, изготовленные взрослыми и детьми разными способами. Посмотрите и скажите, какие птицы собрались сегодня на поляне? Назовите их. А тех птиц, которых не назвали, где можно встретить? (ответы детей). Конечно, в сказке. Поэтому их и называют — сказочные птицы.
— Чем отличаются сказочные птицы от обычных?
— А что у них общего?
— Какие птицы сразу привлекают наше внимание и почему? (ответы детей)…>
Основной
— Удивительно, ребята, но чем больше мы дарим счастья другим, тем больше его становится у нас. Кому хотите подарить свою птицу, с кем поделитесь своим счастьем?
(ответы детей)

Все виды деятельности в детском саду регулярно, два раза в год, анализируются. Это делается с целью определения прогресса в развитии личности ребёнка. Среди существующих алгоритмов анализа наиболее удобной и всеобъемлющей является диагностика продуктивной деятельности по Т.С. Комаровой — доктора педагогических наук, автора целостной системы художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста, а также соавтора образовательной программы «От рождения до школы». По ссылке можно ознакомиться с образцом диагностической карты. Для проведения анализа в группах разного возраста можно воспользоваться традиционным инструментарием.

В перечень видов работы для проверки включены основные виды упражнений:

  • речевые (способствует запоминанию слов, выработке правильного звукопроизнесения);
  • подвижные (для развития мелкой и общей моторики);
  • манипулятивные задания (с крупой, мелкими игрушками), применяемые для стихийных или запланированных сюжетно-ролевых игр;
  • пальчиковые для развития мелкой моторики и подготовки руки к письму;
  • музыкальные — упражнения, которые выполняются под музыку и направлены на развитие речи, звукопроизношение, верное ориентирование в пространстве.
Читайте также:  Узи почек у детей анализ

Мониторинг продуктивной деятельности по уровню развития детей позволяет опосредованно оценить уровень педагогического мастерства педагога

Продуктивная деятельность занимает важное место в образовательном процессе детского сада. Именно через неё дети, с одной стороны, материализуют свой жизненный опыт, а значит, получают возможность полноценного личностного роста, а с другой — обогащают его. Для методически верной организации практической деятельности педагог исходя из особенностей детей своей группы использует весь арсенал приёмов, необходимый для эффективного взаимодействия с детьми.

источник

Светлана Доля
Анализ продуктивной деятельности детей раннего возраста

Рисование, лепка, конструирование и аппликация способствуют раскрытию индивидуальности ребенка, эмоции получаемые ребенком при работе с различным материалом являются движущей силой, которая лечит детскую психику, помогает справиться с различными трудностями и негативными жизненными обстоятельствами.

Понятие «продуктивная деятельность» охватывает собой несколько видов активности: рисование, конструирование, лепку и аппликацию – традиционно представленных в детской жизни и занимающих в ней существенное место. Все они носят моделирующий характер, то есть отображают особым образом реальный мир.

Такой вид деятельности, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.

Каждый вид продуктивной деятельности несет в себе — развивающие функции.

В рисунке, лепке, аппликации дети передают свои впечатления об окружающем мире и выражают своё отношение к нему.

Изобразительная деятельность только тогда сможет приобрести творческий характер, когда у детей развиваются эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, и когда они овладевают необходимыми для создания изображения навыками и умениями. Изображение детьми предметов и явлений действительности – это вместе с тем и отражение их отношения к этим предметам и явлениям

Продуктивная деятельность – это специфическое образное познание действительности и как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей.

Для того чтобы нарисовать, слепить, сделать постройку предварительно надо хорошо познакомиться с изображаемым предметом, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет. Для умственного развития детей большое значение имеет постепенно расширяющийся запас знаний на основе представлений о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

Основными задачами воспитания и обучения детей раннего возраста на занятиях по продуктивной деятельности являются:

1. Создание эмоционально-положительного настроения, атмосферы живого и интересного общения.

2. Развитие интереса к занятиям по продуктивной деятельности.

4. Развитие мелкой моторики рук

5. Знакомство с сенсорными эталонами.

Структурные части занятий продуктивной деятельности:

> Предварительная работа — выполняется накануне занятия:

• наблюдение за предметами и явлениями, рассматривание игрушек, иллюстраций, реальных объектов, продуктов ранее выполненной изобразительной деятельности малышей;

• чтение художественной литературы, просмотр видео, слушание звукозаписи, показ театральных представлений;

• разнообразные игры: сюжетные, дидактические, подвижные и другие, логически связанные с темой и целью занятия.

> Подготовительная работа — постепенный переход от нерегламентированных видов деятельности к занятию, создание атмосферы заинтересованности тем, что будет происходить:

• интригующая беседа, рассказ воспитателя, вопросы к детям, ответы на их вопросы;

• рассмотрение рисунков, иллюстраций, детских ранее выполненных работ;

• чтение стихов и отрывков из больших по объему произведений;

• приход к детям различных «гостей»;

> Мотивация — то, ради чего стоит выполнять предложенное.

> Процесс создания — совместная деятельность и общение воспитателя и детей.

> Итог работы:

• эмоциональное реагирование на результаты труда;

• благодарность тех, кто обращался за помощью;

• положительная оценка любого результата;

• использование изделий в играх и в быту;

• использование работ как игрового и наглядного материала в дальнейшей работе;

• стимулирование детей к воспроизводству содержания занятий в самостоятельной деятельности.

Н. К. Крупская писала: «Очень рано ребенок начинает также стремиться, самым разнообразным образом выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать возможность ему расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал: глину для лепки, карандаши и бумагу, всякий материал для построек и т. п., научить, как обращаться с этим материалом. Материальное выражение сложившихся образов служит прекрасным средством проверки и обогащения их. Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно ни выразилось».

В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях большое количество детей имеют различные нарушения в речевом развитии.

Самое большое распространенное нарушение – общее недоразвитие речи, в структуру которого входит нарушение моторной сферы.

Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование.

Марионилла Максимовна Кольцова пришла к заключению, что в процессе продуктивных видов деятельности происходит тренировка движений пальцев, которая оказывает стимулирующее влияние на развитие речи. И является, по мнению М. М. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга».

Кроме того, М. М. Кольцова указывает, что если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной.

творческие способности детей раскрываются уже в раннем детстве, и при этом имеют специфические особенности:

1) доминирование процесса над результатом, поскольку ребенка-дошкольника в большей степени увлекает сама деятельность, нежели ее продукт (рисунок, пластический образ, конструкция) ;

2) субъективная новизна детских изобретений, творческих находок и открытий в отличие от новизны и социальной ценности результатов творчества взрослых людей;

3) легкость, беглость, быстрота возникновения замыслов и в то же время их неустойчивость, быстрая смена и трансформация.

Развивать творческие способности детей следует с раннего возраста.

И применять нетрадиционные средства. у дошкольников этого возраста еще не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в своем творчестве задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности.

И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание заниматься творчеством. Чтобы этого не происходило, можно использовать следующие нетрадиционные техники:

* Рисование ватными палочками и ватными дисками

* Печать поролоновой губкой

* Рисование на подносах с манной крупой

* рисование палочками на песке и на снегу

* рисование трубочками (выдувание рисунка) и мн. др.

Именно нетрадиционные техники в творчестве создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности. способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим.

Работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима!

Нетрадиционные техники в продуктивной деятельности – это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Занятия по конструированию в детском саду проводятся с детьми всех возрастных групп. потому что конструирование способствует развитию мелкой моторики ребенка, а, значит, и развитию ребенка в целом, и стимулирует его логическое мышление.

В группах раннего возраста детей знакомят с игровым строительным материалом: сначала с кубиками и кирпичиками, затем постепенно материал разнообразят, включая различные геометрические формы (цилиндры, призмы, арки, конусы, брусочки и т. д.). Из деталей этого материала дети отображают в своих постройках знакомые предметы.

Конструктивная деятельность — это деятельность по созданию какого-то реального продукта.

Выразительными средствами является: форма, размер, последовательность, вес.

Конструирование — более сложная деятельность, требует предварительного планирования. Требует мышления и воображения, практических способов в движениях (конструирование сравнивают с шахматами).

Типы конструирования:

1) конструирование по образцу (образец построенный на глазах у детей; по готовому образцу; схематический образец; фотография образа);

2) конструирование по условиям (задаются педагогом или игрой, по замыслу.

Конструктивная деятельность развивает у ребенка способность к планированию.

В детском возрасте изобразительная деятельность и конструирование тесно связаны с игрой и игровой ситуацией. усложнение этих видов деятельности связано с обновлением и обогащением личного опыта.

Игры со строительным материалом организуют детей, дают возможность проявить самостоятельность.

Малыш приучается аккуратно пользоваться материалом, бережно относиться к постройке, сооруженной им самим или товарищем.

Мотивом для создания простых сооружений является сюжет игры, который помогает заинтересовать детей этим видом деятельности. Очень важно обыгрывать с ребятами созданные постройки — это способствует повышению их интереса к конструированию.

Дети учатся :

правильно называть предметы строительного материала (кубик, кирпичик,

понимать и правильно употреблять слова (большой — маленький, длинный — короткий, высокий — низкий, широкий — узкий);

правильно выполнять словесные указания (положи, сними, поставь, убери, разбери, принеси, уложи и т. д.).

Ребенок 2-3 лет усваивает следующие технические приемы работы со строительным материалом:

размещает по горизонтали кирпичики, пластины (дорожка, поезд,

накладывает 4-6 кубиков или кирпичиков друг на друга (башенка, лесенка,

замыкает пространство (загородка, забор, домик,

делает несложные перекрытия (ворота, горка, мост, домик, гараж).

Характер творческой активности находиться в прямой зависимости от развивающей предметной среды. Поэтому дети должны иметь возможность создавать постройки из различных строительных наборов, конструктора Lego, также мелких и крупных модулей простых конструкторов. Также необходимы игрушки, соразмерные создаваемым постройкам (машинки, кошечки, матрёшки)

Для того, чтобы научить ребенка действовать со строительным материалом необходимо: его разнообразие. Место для игр, сюжет и мелкие игрушки тоже нужно менять, для того, чтобы у детей повышался и развивался познавательный интерес к строительству.

Необходимо также отметить, что в конце каждого занятия необходимо побуждать детей к совместному складыванию материала в коробку.

Поиск места в ограниченном пространстве для каждой формы детали с учетом других форм способствует развитию сенсорных способностей детей и умения ориентироваться в пространстве.

Каждый ребенок уникален, и каждый рождается со способностями, которые можно и нужно развивать. У детей дошкольного возраста огромное желание творить и получать результат.

В детском саду применяются такие виды конструирования:

из строительного материала, наборов конструкторов, бумаги, счётных палочек, природного и других материалов.

Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов. Она дает возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения.

Так, башня, имеющая слишком узкое основание, рушится.

Своеобразие лепки как одного из видов продуктивной деятельности

заключается в объемном способе изображения. Дошкольникам доступно овладение приемами работы с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки,— глиной, тестом и пластилином.

лепка помогает малышу развить мелкую моторику, усидчивость, внимание, пространственное мышление, фантазию.

Аппликация – один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: детей радуют яркий цвет бумаги, расположение фигур, большой интерес вызывает у них техника вырезания и наклеивания.

На занятиях аппликацией особо следует выделить организацию обследования предметов.

Обследование – это организованный взрослыми процесс восприятия предмета, который, заключается в том, чтобы выделить стороны и свойства предмета, которые должны усвоить дети, чтобы затем успешно осуществить процесс изображения.

В процессе такого восприятия у детей формируются отчетливые представления о тех свойствах и качествах предметов, которые важны для изображения (о форме, величине, строении и цвете предмета). Нужно учить детей воспринимать. Самостоятельно они не могут овладеть этим процессом. Форма, строение, цвет, прежде всего, воспринимаются зрительно, поэтому предметы необходимо рассмотреть, а самое главное ощупать.

Наиболее интересной и доступной для детей, является аппликация из бумаги ярких расцветок.

Аппликация -один из самых доступных и понятных видов детского творчества.

Ведь аппликация развивает моторику у детей, мышление, эстетический вкус и воображение. Аппликация — тесно связана с сенсорным восприятием. Развитию сенсорного восприятия способствует операции по обработке бумаги : сгибание, резание, разрывание и обрывание, наклеивание.

Аппликация из бумаги для детей является очень интересным и развивающим занятием.

Аппликация связана с познавательной деятельностью и огромное влияние оказывает на развитие умственных и творческих способностей детей.

Из чего можно сделать аппликацию?

* Объёмная аппликация из цветной бумаги

* Аппликация из семян и круп

Лучший способ развить творческие способности ребенка – это поддержка его усилий и одобрение достижений.

Творческий процесс — это настоящее чудо — дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки — это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Педагоги стараются чтобы воспитанники поняли, что: «В творчестве нет правильного пути и нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».

Что развивается у ребенка в продуктивной деятельности?

Развивается речь детей: усваиваются названия форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений, обогащается словарь. Педагог привлекает детей к объяснению заданий, последовательности их выполнения. В процессе анализа работ, в конце занятия, дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают суждения о работах других детей.

Формируются такие качества, как пытливость, инициатива, умственная активность, любознательность и самостоятельность.

Происходит всестороннее воспитание дошкольника.

Сенсорное развитие, формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве.

• В процессе продуктивной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо применить усилия, осуществлять трудовые действия, овладеть определенными умениями. У детей развивается мускулатура рук, пальцев. Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разных работ, приобретают умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными.

Создаются свои впечатления об окружающем мире и выражается свое отношение к нему.

источник