Меню Рубрики

Анализ здоровья детей и взрослых

ЛЕКЦИЯ № 13. Состояние здоровья детей и подростков

Оценка состояния здоровья детей и подростков. Группы здоровья

Состояние здоровья подрастающего поколения – важный показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и прогноз на будущее.

Стабильно неблагоприятная тенденция ухудшения состояния здоровья детей приобрела на сегодняшний день настолько устойчивый характер, что создается реальная угроза национальной безопасности страны.

Отмечаются снижение рождаемости, рост младенческой смертности, существенное уменьшение доли здоровых детей при рождении, рост числа инвалидов с детства, больных с хронической патологией.

Анализ современной ситуации свидетельствует, что причинами такого катастрофического положения являются социально-экономическая нестабильность в обществе, неблагополучное санитарное состояние среды обитания детей (условия и режим обучения, бытовые условия и т. д.), экологическая ситуация, реформирование системы образования и здравоохранения, низкая медицинская активность и санитарная грамотность населения, свертывания профилактической работы и пр.

Несомненно, наметившаяся и сохраняющаяся тенденция к ухудшению показателей здоровья детей, повлечет за собой ухудшение состояния здоровья подрастающего поколения во всех возрастных группах, и неизменно скажется в дальнейшем на качестве трудовых ресурсов, воспроизводстве будущих поколений.

Под понятием здоровья детей и подростков следует понимать состояние полного социально-биологического и психического благополучия, гармоничное, соответствующее возрасту физическое развитие, нормальный уровень функционирования всех органов и систем организма и отсутствие заболеваний.

Однако в понятие «здоровье» вкладываются не только абсолютные и качественные, но и количественные признаки, так как существует еще и оценка степени здоровья, т. е. адаптационных возможностей организма. По определению В. Ю. Вельтищева, «Здоровье – это состояние жизнедеятельности, соответствующее биологическому возрасту ребенка, гармоничного единства физических и интеллектуальных характеристик, формирования адаптационных и компенсаторных реакций в процессе роста».

В связи с этим определение показателей и критериев состояния здоровья детского населения приобретает особую актуальность.

Первоначально оценка состояния здоровья детей при профилактических осмотрах осуществлялась исключительно по принципу «здоровый» или «больной», т. е. имеющий хроническое заболевание. Однако грубое разделение детских популяций на «здоровых» и «больных» не позволяло обращать внимание на своевременную коррекцию преморбидных отклонений и, следовательно, не обеспечивало в должной мере профилактического направления осмотров.

Для преодоления этих недостатков профессором С. М. Громбахом с соавторами (1982 г.) была разработана «Методика комплексной оценки состояния здоровья детей и подростков при массовых врачебных осмотрах», действующая до 2004 г.

В основу создания методики была положена четкая качественная и количественная комплексная характеристика состояния здоровья.

Для обеспечения комплексного подхода к оценке состояния здоровья были предложены 4 базовых критерия:

1) наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний;

2) уровень достигнутого развития (физического и психического), степень его гармоничности;

3) уровень функционального состояния основных систем организма;

4) степень резистентности организма неблагоприятным внешним воздействиям.

В настоящее время на основании полученных в последние годы данных о состоянии здоровья детей, его особенностях, сведений о течении заболеваний, а также расширившихся диагностических возможностей определили необходимость внесения определенных изменений и дополнений в существующую методику. В соответствии с Приказом МЗ РФ от 30.12.2003 г. № 621 всесторонняя комплексная оценка состояния здоровья, базирующаяся на предложенных М. С. Громбахом 4 критериях и позволяющая отнести каждого ребенка к определенной группе здоровья, обращает внимание уже не только на отсутствие или наличие заболеваний, но и позволяет определить их донозологические и преморбидные формы.

В соответствии с изложенными критериями здоровья и методическими подходами к их выявлению дети в зависимости от состояния здоровья могут быть отнесены к следующим группам здоровья.

I группа – здоровые дети, имеющие нормальное, соответствующее возрасту физическое и нервно-психическое развитие, без функциональных и морфофункциональных отклонений.

В настоящее время по данным НИИ гигиены детей и подростков наполняемость I группы здоровья в среднем по России не превышает 10 %, а в некоторых регионах страны достигает лишь 3—6 %, что, несомненно, является отражением санитарно-эпидемиологического неблагополучия населения.

II группа – дети, не страдающие хроническими заболеваниями, но имеющие функциональные или морфофункциональные отклонения, реконвалесценты, особенно перенесшие тяжелые и средней тяжести инфекционные заболевания, с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии, а также дети с низким уровнем иммунорезистентности организма – часто (4 раза и более в год) и (или) длительно (более 25 календарных дней по одному заболеванию) болеющие.

Данные НИИ гигиены детей и подростков свидетельствуют, что за последние 10 лет во всех возрастных группах произошел стремительный рост числа функциональных нарушений (в 1,5 раза), и наполняемость второй группы здоровья возросла в среднем с 20 до 35 %.

Наличие функциональных отклонений, так часто определяющих отнесение ребенка ко II группе здоровья, имеют некоторые закономерности возникновения в состоянии здоровья детей в зависимости от их возраста.

Для детей грудного возраста характерно чаще всего возникновение функциональных отклонений в крови и аллергических проявлений без органического выраженного характера.

Для раннего возраста (до 3 лет) – в пищеварительной системе.

В дошкольном возрасте отклонения возникают в наибольшем числе систем организма – нервной, дыхательной, мочевыделительной, а также опорно-двигательном аппарате и ЛОР-органах.

В школьном возрасте максимальное количество отклонений возникает в сердечно-сосудистой системе и органе зрения (особенно в периоды снижения адаптации к учебной деятельности.

III группа – дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии ремиссии (компенсации).

В среднем по России отмечается стойкая тенденция к росту числа хронических заболеваний среди детей и подростков. Наполняемость III группы здоровья возрастает у детей в дошкольном возрасте и становится сильно выраженной в школьном периоде (половина школьников 7—9 лет и более 60 % старшеклассников имеют хронические заболевания), доходя до 65—70 %. Увеличивается число школьников, имеющих несколько диагнозов. Школьники 7—8 лет имеют в среднем 2 диагноза, 10—11 лет – 3 диагноза, 16—17 лет – 3—4 диагноза, а 20 % старшеклассников-подростков имеют в анамнезе 5 и более функциональных нарушений и хронических заболеваний.

IV группа – дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации.

V группа – дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации, дети-инвалиды.

При наличии нескольких функциональных отклонений и заболеваний у одного ребенка окончательная оценка состояния здоровья проводится по наиболее тяжелому из них. При наличии нескольких заболеваний каждое из которых служит основанием для отнесения больного к III группе и снижении при этом функциональных возможностей организма, больного относят к IV группе здоровья.

Особое профилактическое значение имеет выделение II группы здоровья, поскольку функциональные возможности детей и подростков, отнесенных к этой группе, снижены, и при отсутствии медицинского контроля, адекватных коррекционных и лечебно-оздоровительных мероприятий у них существует высокий риск формирования хронической патологии.

Основным методом, позволяющим получать характеристики, на основании которых дается комплексная оценка состояния здоровья, является профилактический медицинский осмотр. Для детей в возрасте 3 лет и старше предусмотрены следующие сроки проведения осмотров: 3 года (перед поступлением в дошкольное общеобразовательное учреждение), 5 лет 6 месяцев, или 6 лет (за год до поступления в школу), 8 лет (по окончании 1-го класса школы), 10 лет (при переходе на предметное обучение), 12 лет, 14—15 лет. Распределение детей по группам здоровья широко используется в педиатрии и для одномоментной оценки состояния здоровья в коллективе. Распределение детей по группам здоровья очень важно для:

1) характеристики здоровья детской популяции, получения статистических срезов показателей здоровья и численности соответствующих групп здоровья;

2) сравнительного сопоставления групп детей в различных коллективах, образовательных учреждениях, разных территориях, во времени;

3) оценки эффективности профилактической и лечебной работ детских медицинских учреждений на основании перехода детей из одной группы здоровья в другую;

4) выявления и сравнения эффекта факторов риска, влияющих на здоровье детей и подростков;

5) определения потребности в специализированных службах и кадрах.

Критерии определения, методы и принципы изучения здоровья детского населения

Здоровье детской популяции складывается из здоровья индивидуумов, но при этом рассматривается и в качестве характеристики общественного здоровья. Общественное здоровье – это не только медицинское понятие, а в значительной степени – общественная, социальная и экономическая категория, поскольку внешняя социальная и природная среда опосредуется через конкретные условия жизни населения.

В последние годы интенсивно развивается направление, связанное с использованием многоуровневой системы оценки состояния здоровья детского населения. Основными группами статистических показателей, используемых для характеристики общественного здоровья контингента детей и подростков, являются следующие:

3) распределение детей по группам здоровья;

К медико-демографическим критериям, характеризующим состояние детской популяции, относятся следующие:

1) рождаемость – показатель, характеризующий процесс возобновления новых поколений, в основе которого лежат биологические факторы, влияющие на способность организма к воспроизведению потомства;

2) смертность – показатель, характеризующий интенсивность процесса гибели лиц определенного возраста и пола в популяции;

3) естественный прирост населения – обобщающая характеристика роста населения; может выражаться абсолютным числом как разность между числом родившихся и числом умерших за год, или рассчитывается как разность показателей рождаемости и смертности;

4) средняя продолжительность предстоящей жизни – показатель, определяющий, сколько лет в среднем предстоит прожить данному поколению родившихся, если на всем протяжении жизни этого поколения показатели смертности будут оставаться такими, какими они сложились на данный момент. Показатель средней продолжительности жизни рассчитывается на основании повозрастных показателей смертности путем построения таблиц смертности;

5) младенческая смертность – показатель, характеризующий смертность живорожденных детей от рождения до исполнения 1 года.

Следующим показателем, характеризующим состояние детской популяции, является физическое развитие.

Физическое развитие является одним из объективных и информативных показателей состояния здоровья детского населения, который в настоящее время изменяется столь же резко, как и другие показатели (заболеваемость, смертность и др.).

Под физическим развитием понимается комплекс морфологических и функциональных свойств и качеств растущего организма, а также уровень его биологического созревания (биологический возраст). Анализ физического развития дает возможность судить о темпах биологического созревания и гармоничности морфофункционального статуса, как отдельного индивидуума, так и детской популяции в целом.

Физическое развитие является интегральным показателем (индексом) санитарно-гигиенического благополучия детского населения, поскольку во многом зависит от многообразия внешних и внутренних факторов. Различают 3 группы основных факторов, определяющих направленность и степень физического развития:

1) эндогенные факторы (наследственность, внутриутробные воздействия, недоношенность, врожденные пороки и пр.);

2) природно-климатические факторы среды обитания (климат, рельеф местности, а также атмосферные загрязнения и пр.);

3) социально-экономические и социально-гигиенические факторы (степень экономического развития, условия жизни, быта, питания, воспитания и обучения детей, культурно-образовательный уровень, гигиенические навыки и пр.).

Все вышеперечисленные факторы действуют в единстве и взаимообусловленности, однако, поскольку физическое развитие является показателем роста и формирования организма, оно подчиняется не только биологическим законам, но и в большей степени зависит от сложного комплекса социальных условий, имеющих решающее значение. Социальная среда, в которой находится ребенок, во многом формирует и изменяет его здоровье, в том числе определяет уровень и динамику физического развития.

Систематическое наблюдение за ростом и развитием детей и подростков в России являются составной частью государственной системы медицинского контроля состояния здоровья подрастающего поколения.

Алгоритм такого наблюдения включает в себя антропометрию, соматоскопию, физиометрию и стандартизованную оценку полученных данных.

Распределение детей по группам здоровья используется в качестве четкой характеристики здоровья детской популяции, как показатель санитарного благополучия. По данным ВОЗ, если свыше 80 % детей в рассматриваемой популяции относятся ко II—III группам здоровья, это указывает на неблагополучие населения.

Определение критериев, характеризующих и обусловливающих распределение детей и подростков по группам здоровья, осуществляется с учетом так называемых определяющих признаков здоровья, которые рассматривались ранее.

Заболеваемость является одним из важнейших критериев, характеризующих здоровье детского населения. В широком понимании под заболеваемостью подразумеваются данные о распространенности, структуре и динамике различных болезней, зарегистрированных среди населения в целом или его отдельных группах (территориальных, возрастных, половых и др.).

При изучении заболеваемости необходимо пользоваться единой методологической основой, включающей правильное применение терминов и одинаковое их понимание, унифицированную систему учета, сбора и анализа информации. Источником получения информации о заболеваемости являются данные по обращаемости за медицинской помощью, данные медицинских осмотров, данные о причинах смерти.

Для изучения и характеристики заболеваемости детей выделяют 3 понятия: собственно заболеваемость, распространенность заболеваний и патологическую пораженность.

Заболеваемость (первичная заболеваемость) – число заболеваний, нигде не зарегистрированных ранее и впервые выявленных в данном календарном году.

Распространенность (болезненность) – общее число всех имеющихся заболеваний, как впервые выявленных в данном году, так и в предыдущие годы, по поводу которых больной вновь обратился за медицинской помощью в данном календарном году.

Между этими двумя понятиями есть существенные различия, знать которые необходимо для правильного анализа результатов. Собственно заболеваемость – показатель, более чутко реагирующий на изменения условий среды в изучаемый календарный год. При анализе этого показателя за ряд лет можно получить более правильное представление о частоте возникновения и динамике заболеваемости, а также об эффективности комплекса гигиенических и лечебных мероприятий, направленных на ее снижение. Показатель же болезненности более устойчив по отношению к различным влияниям среды, и его возрастание не означает отрицательных сдвигов в состоянии здоровья детского населения. Это возрастание может быть обусловлено улучшением лечения больных детей и продления их жизни, что приводит к «накоплению» контингентов детей, состоящих на диспансерном учете.

Заболеваемость по обращаемости позволяет установить также кратность обращений, выявить детей, болеющих длительно и многократно, и не болевших в календарном году ни разу.

Количество часто болеющих детей в течение года определяется в процентах к числу обследованных. Часто болеющими принято считать детей, которые в течение года болели 4 раза и более.

Количество длительно болеющих детей в течение года определяется в процентах к числу обследованных. Длительно болеющими принято считать детей, которые по одному заболеванию болеют более 25 календарных дней.

Количество детей, не болевших за год ни разу, в процентах, к общему числу обследованных определяется как «индекс здоровья».

Патологическая пораженность – совокупность выявленных при медицинских осмотрах заболеваний, а также морфологических или функциональных отклонений, преморбидных форм и состояний, которые в дальнейшем могут обусловить болезнь, но к моменту обследования еще не вынуждают их носителя обращаться за медицинской помощью.

Рост распространенности тяжелых форм патологии во многом обусловливает рост частоты детской инвалидности.

Читайте также:  Анализы на иммунитет у детей отзывы

5. Инвалидность у детей (по ВОЗ) – это значительное ограничение жизнедеятельности, приводящее к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем.

За последние 5 лет число детей-инвалидов всех возрастов увеличилось на 170 тыс. человек, распространенность детской инвалидности составляет 200 на 10 000 детского населения. При этом более 65 % инвалидов – это дети подросткового возраста (10—17 лет включительно). В структуре причин детской инвалидности ведущее место занимают инфекционные и соматические заболевания (25,7 %).

Факторы, влияющие на состояние здоровья детей и подростков

В процессе онтогенеза детский и подростковый период, от 0 до 17 лет, является чрезвычайно напряженным периодом морфофункциональных перестроек, что должно учитываться при оценке формирования здоровья. Одновременно этот возрастной период характеризуется влиянием целого комплекса социальных условий и частой их сменой (ясли, сад, школа, профессиональное обучение, трудовая деятельность).

Детское население подвергается воздействию многообразных факторов окружающей среды, многие из которых рассматриваются в качестве факторов риска развития неблагоприятных изменений в организме. Определяющую роль в возникновении отклонений в состоянии здоровья детей и подростков играют 3 группы факторов:

1) факторы, характеризующие генотип популяции («генетический груз»);

3) состояние окружающей среды.

Социальные и средовые факторы действуют не изолированно, а в сложном взаимодействии с биологическими, в том числе наследственными, факторами. Это обусловливает зависимость заболеваемости детей и подростков как от среды, в которой они находятся, так и от генотипа и биологических закономерностей роста и развития.

По данным ВОЗ в формировании состояния здоровья вклад социальных факторов и образа жизни составляет около 40 %, факторов загрязнения окружающей среды – 30 % (в том числе собственно природно-климатических условий – 10 %), биологических факторов —20 %, медицинского обслуживания – 10 %. Однако эти величины являются усредненными, не учитывают возрастных особенностей роста и развития детей, формирования патологии в отдельные периоды их жизни, распространенности факторов риска. Роль тех или иных социально-генетических и медико-биологических факторов в развитии неблагоприятных изменений в состоянии здоровья различна в зависимости от пола и возраста индивидуума.

На состояние здоровья детей оказывают влияние отдельные факторы:

1) медико-биологические факторы риска периода беременности и родов матери: возраст родителей на момент рождения ребенка, хронические заболевания у родителей, острые заболевания у матери во время беременности, прием в течение беременности различных препаратов, психотравмы во время беременности, осложнения беременности (особенно гестозы второй половины беременности) и родов и пр.;

2) факторы риска раннего детства: масса тела при рождении, характер вскармливания, отклонения в состоянии здоровья на первом году жизни и пр.;

3) факторы риска, характеризующие условия и образ жизни ребенка: жилищные условия, доход и уровень образования родителей (в первую очередь матерей), курение родителей, состав семьи, психологический климат в семье, отношение родителей к реализации профилактических и лечебных мероприятий и пр.

При оценке вклада отдельных факторов, составляющих социально-гигиеническую группу, необходимо помнить, что их роль различна в разных возрастных группах.

В возрасте до 1 года среди социальных факторов решающее значение имеют характер семьи и образование родителей. В возрасте 1—4 лет значение этих факторов уменьшается, но все еще остается достаточно значимым. Однако уже в этом возрасте увеличивается роль жилищных условий и дохода семьи, содержания животных и курения родственников в доме. Важен такой фактор, как посещение ребенком детского дошкольного учреждения.

Наибольшее значение он имеет именно в возрастной группе 1—4 года. В школьном возрасте наибольшее значение имеют факторы внутрижилищной, в том числе, внутришкольной среды, которые составляют 12,5 % в начальных классах, а к окончанию школы – 20,7 %, т. е. возрастают почти в 2 раза. В то же время вклад социально-гигиенических факторов за этот же период роста и развития ребенка снижается с 27,5 % при поступлении в школу до 13,9 % в конце обучения.

Среди биологических факторов во всех возрастных группах детей основными факторами, оказывающими наибольшее влияние на заболеваемость, являются заболевания матери во время беременности и осложнения течения беременности. Поскольку наличие осложнений в родах (преждевременные, запоздалые, стремительные роды, родовая слабость) может привести к нарушению состояния здоровья в дальнейшем, это позволяет также расценивать их как факторы риска.

Из факторов раннего детства особую значимость имеют естественное вскармливание и гигиенически правильный уход за ребенком.

Для каждого возраста характерно преобладание тех или иных факторов риска, что определяет необходимость дифференцированного подхода к оценке роли и вклада факторов, планированию и осуществлению профилактических и оздоровительных мероприятий.

Объективно исследовать факторы, влияющие на здоровье детей и подростков, наиболее целесообразно с помощью специальных формализованных карт, анкет и т. д.

источник

Состояние здоровья детского населения в настоящее время является одним из главных направлений социальной политики в нашей стране.

Состояние здоровья детского населения в настоящее время является одним из главных направлений социальной политики в нашей стране. В современных условиях, характеризующихся кризисом в области социальной сферы и экономики, в России особая роль отводится вопросам совершенствования здоровья населения и, в первую очередь, сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения.

Значимость реализации данного положения определяется тем, что здоровье детей, удельный вес которых в структуре населения России в настоящее время составляет 21,9 % (Государственный доклад «Здоровье населения России и деятельность учреждений здравоохранения в 2011 году»), в значительной мере определяет интегральный показатель качества здоровья и составляет фундаментальную основу для формирования потенциала здоровья взрослых членов общества, являющегося важнейшим фактором и главным условием успешного реформирования общества.

Одной из приоритетных задач профилактической медицины является сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста [1, 2].

Актуальность разработки методов и принципов медико-социального обеспечения детей с хронической патологией обусловлена значительным снижением численности трудоспособного населения и негативными сдвигами в состоянии здоровья детей и подростков в России на протяжении последних десятилетий, вследствие чего сохранение здоровья становится первоочередной, крайне важной задачей профилактической медицины.

Целью исследования явилось установление уровня и структуры заболеваемости детского населения с целью разработки оздоровительных мероприятий.

Методом описательной статистики проведен анализ заболеваемости детского населения по данным официальной статистики за 2006–2010 гг.

В связи с этим возрастает необходимость укрепления здоровья детского населения и, прежде всего, за счёт улучшения состояния здоровья длительно и часто болеющих детей, относящихся к группе повышенного медико-социального риска.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ заболеваемости детского населения по данным официальной статистики за 2006–2010 гг. свидетельствует о продолжающемся ухудшении здоровья детей (рис. 1) [2].

Общая заболеваемость детей от 0 до 7 лет составила в 2010 году 194,4 тыс. на 100 тыс. соответствующего населения, прирост за последние десять лет достиг 33 % [3].

Структура патологической поражённости выявила наибольшую распространённость (по МКБ-X) следующих классов: заболеваемость органов дыхания (649,9 ‰), органов пищеварения (42,3 ‰), некоторых инфекционных и паразитарных заболеваний (17,8 ‰), болезней костно-мышечной системы (39,7 ‰), болезней органов зрения (80,7 ‰), болезни мочеполовой системы (33,8 ‰).

Рисунок 1. Общая заболеваемость детей от 0 до 7 лет в динамике 2006–2010 гг. (тыс. на 100 тыс. соответствующего населения)

Как показало исследование, лидирующую позицию занимают болезни органов дыхания (62,3 %). Однако в ходе исследования было выявлено резкое увеличение заболеваемости у детей дошкольного возраста по таким классам болезней как: болезни органов зрения и придаточного аппарата (с 67,3 ‰ в 2007 г. до 80,3 ‰ в 2010 г.), болезней органов пищеварения (с 38,7 ‰ в 2007 г. 42,3 ‰ в 2010 г.), болезней нервной системы (с 26,9 ‰ в 2007 г. до 28,5 ‰ в 2010 г.). В связи с этим был проведён анализ внутренней структуры указанных классов заболеваний, методов лечения, оздоровления и профилактики у детей дошкольного возраста.

При изучении внутренней структуры класса болезней органов зрения и придаточного аппарата наибольшее распространение было выявлено по следующим заболеваниям: аккомодации и рефракции (52,2 %), миопии (25,7 %), астигматизма (3,2 %), прочее (18,9 %) (рис. 2).

При рассмотрении внутренней структуры класса болезней органов пищеварения наиболее значимыми заболеваниями можно отметить: язвенную болезнь (0,1 %), гастриты и дуодениты (27,5 %), болезни желчного пузыря и желчевыводящих путей (0,1 %),болезни полости рта, слюнных желез и челюстей (6,5 %), грыжи (13,5 %), другие болезни кишечника (14,1 %), прочие (41,7 %) (рис. 3).

Рисунок 2. Структура заболеваемости органов зрения (в % к итогу по классу)

Рисунок 3. Структура заболеваний органов пищеварения (в % к итогу по классу)

Со стороны класса болезней нервной системы были выделены: нарушения вегетативной нервной системы (13,4 %), экстрапирамидные и другие двигательные нарушения (65,2 %), эпизодический и пароксизмальные расстройства (1,8 %), церебральный паралич и другие паралитические синдромы (5,8 %), эпилепсия (13,6 %) (рис. 4)

Рисунок 4. Структура заболеваемости болезнями нервной системы (в % к итогу)

При анализе заболеваемости по полу отмечено, что если в 3 года уровень заболеваемости мальчиков выше по сравнению с девочками, то после 3-х лет во всех возрастных группах уровень заболеваемости выше у девочек (3580,3 против 2883,3 на 100 детей соответствующего возраста).

Анализ структуры заболеваемости детей по полу не выявил различий между мальчиками и девочками. Выявлено, что у детей сравниваемых групп структура заболеваемости представлена одними и теми же классами болезней, имеющими лишь разный ранговый уровень.

Так, на первые пять классов в ранговой структуре заболеваний приходится 85,5 % всей патологии – в группе длительно и часто болеющих девочек и 78,8 % – в группе длительно и часто болеющих девочек.

Индивидуальная характеристика заболеваемости оценивается по кратности обращения ребёнка к врачу и общей длительности заболеваний в течение года. В зависимости от частоты перенесённых заболеваний в течение года все дети были распределены на следующие группы:

– «мало болеющие» дети (МБД) – те, кто перенёс не более 1-го заболевания в год;

– «эпизодически болеющие» дети (ЭБД) – те, кто перенёс от 1-го до 3-х заболеваний в год;

– «часто болеющие» дети (ЧБД) – те, кто перенёс 4 и более заболеваний в год.

Последняя группа детей является наиболее неблагоприятной в плане формирования хронической патологии.

Наибольшее число часто болеющих детей приходится на возрастную группу – 6–7 лет, т.е. на тот период, когда ребёнок поступает в первый класс и у него увеличиваются нагрузки как в физическом, так и в психоэмоциональном планах.

В ходе анализа были разработаны оздоровительные мероприятия среди длительно и часто болеющих детей дошкольного возраста в детской поликлинике, в ходе которых были задействованы следующие структуры:

– средства массовой информации;

– лечебно-профилактические детские учреждения и структурные подразделения;

– специалисты ЛПУ (врачи-педиатры, врачи-специалисты);

– специалисты образовательных учреждений.

В проведении системы лечебно-профилактических мероприятий, направленных на оздоровление детей с заболеваниями органов зрения и придаточного аппарата, органов пищеварения и нервной системы, ведущая роль принадлежит медикаментозному лечению [2, 3].

При заболеваниях органов пищеварения используются антисекретолитические препараты (ингибиторы протонной помпы, Н2-гистаминоблокаторы, М-холиноблокаторы), прокинетики, антациды, ферментативные препараты, пре- и пробиотики, общеукрепляющие, противопаразитарные, иммуномодуляторы.

Для лечения болезней нервной системы применяются болеутоляющие, сосудистые препараты, ноотропные, седативные, антиспастические, антиэпилептические, средства, влияющие на вегетативную систему, витаминотерапия.

Нарушения со стороны органов зрения коррегируются витаминотерапией, антибиотикотерапией, сосудистыми препаратами, общеукрепляющими, увлажняющими и вяжущими глазными средствами, также используют стимуляторы регенерации роговицы, антиоксиданты, аппаратное лечение.

Поскольку, как было отмечено ранее, почти каждый 5 ребёнок дошкольного возраста имеет в анамнезе аллергические заболевания, то эффективность лечения при использовании только стандартных медикаментозных методик резко снижается, поэтому возникает потребность в сочетанном лечении данной категории детей с применением немедикаментозного или нетрадиционного подхода, например, иглорефлексотерапии.

Таким образом, показатели заболеваемости детского населения дошкольного возраста говорят о необходимости проведения целенаправленных оздоровительных и медико-реабилитационных мероприятий среди длительно и часто болеющих детей. При этом только чёткое взаимодействие и преемственность среди образовательных и лечебно-профилактических учреждений сможет обеспечить улучшение показателей здоровья детей.

Иванова Маиса Афанасьевна, доктор медицинских наук, профессор, главный научный сотрудник отделения организации лечебно-профилактической помощи ФГБУ «ЦНИИОИЗ Минздрава России», г. Москва.

Гончарова Ольга Викторовна, доктор медицинских наук, заведующая отделением охраны здоровья матери и ребенка ФГБУ «ЦНИИОИЗ Минздрава России», г. Москва.

источник

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где любая практическая работа направлена на укрепление здоровья детей путем совершенствования службы здравоохранения. Отечественными и зарубежными учеными давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения, а на 50% — от образа жизни. На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления.

Тема: «Состояние здоровья детей и подростков на современном этапе».

  1. Введение. . . . . . . . . 3
  2. Заболеваемость детей и подростков. . . . . 5
  3. Факторы, влияющие на состояние здоровья детей и подростков10
  4. Проблемы и решения . . . . . . . 13
  5. Заключение . . . . . . . . 15
  6. Список использованной литературы . . . . 16

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где любая практическая работа направлена на укрепление здоровья детей путем совершенствования службы здравоохранения. Отечественными и зарубежными учеными давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения, а на 50% — от образа жизни. На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству необходимо уделять как можно больше внимания в образовательном учреждении. Кроме того, нужно учитывать, что сейчас идеально здоровых детей практически нет. Не следует также забывать, что только в детском возрасте самое благоприятное время для выработки здоровых привычек, которые в сочетании с обучением детей методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Поэтому проблема оздоровления детей не кампания одного дня, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный период.

Читайте также:  Анализы на иммунитет у детей

К актуальным проблемам современной медицины и здравоохранения относится поиск путей улучшения здоровья детей и подростков. Сохранение и укрепление здоровья ребенка и женщины-матери, роль различных факторов в его оптимизации определяют одно из ведущих направлений развития социальной политики государства и являются важнейшей стратегической задачей современного детского здравоохранения, поскольку от уровня здоровья этих групп населения зависит здоровье нации в целом, увеличение продолжительности активной жизни и творческое долголетие жителей нашей страны.

Здоровье детского населения определяется рядом факторов, среди которых ведущими являются образ жизни и наследственность, течение беременности и родов, место проживания и состояние внешней среды, качество оказания медицинской помощи и другие факторы. Современные социально-экономические условия, несмотря на осуществление мероприятий по модернизации системы здравоохранения, оказывают неблагоприятное влияние на здоровье некоторой части населения, в первую очередь детей, поэтому первоочередной задачей здравоохранения является разработка лечебно-оздоровительных мероприятий, направленных на позитивное изменение показателей здоровья детей и подростков.

Анализ опубликованных материалов свидетельствует, что за период с 1990 по 2000г. рождаемость сократилась в 2 раза, достигнув минимальной величины в 2000г. последовавший за этим умеренный рост числа родившихся отчасти был связан с тем, что в фертильный возраст стали вступать более многочисленные поколения женщин, родившихся в 1980-е гг.

Несмотря на положительную динамику роста числа новорожденных начиная с 2005г., отмечено снижение удельного веса в общей структуре населения детского населения уже с 1990.: с 23,1% в 1990г до 15,3% в 2012г.

Заболеваемость детей и подростков.

Изучение и анализ заболеваемости детского населения приобретают большое значение, поскольку, зная уровень и структуру заболеваемости, можно не только объективизировать степень утраты здоровья, но и определить величину медико-социального и экономического ущерба, разработать приоритетные направления по улучшению здоровья анализируемой группы населения. Учитывая, что родители при заболевании ребенка почти всегда обращаются к врачу, изучение показателей заболеваемости позволяет получить наиболее полную информацию о здоровье прикрепленного контингента. В связи с этим при оценке здоровья детей и подростков внимание уделяется в первую очередь анализу показателей заболеваемости.

Установлено, что за период с 1995г по настоящее время на 25,7% увеличилось частота рождения детей, родившихся больными или заболевших в первые дни жизни, в 1,9 раза возросла частота рождения детей, у которых выявлена патология, возникающая в перинатальном периоде. При этом отмечено, что частота рождения детей с врожденными аномалиями и пороками развития сохраняется практически на одном уровне.

Анализ уровня заболеваемости детей на первом году жизни показал, что за период с 1990г по настоящее время наиболее высокий уровень отмечался в 2000г, который к 2011г снизился на 8,1%.

Структура заболеваемости является качественной характеристикой заболеваемости и позволяет определить лидирующую патологию для изучаемой группы населения, характер изменения патологии в динамике и нацелить внимание на выявление факторов риска возникновения той или иной патологии.

В структуре заболеваемости детей первого года лидируют болезни органов дыхания, на долю которых приходится 43,7% всей выявленной патологии. В целом на заболевания, занимающие первые пять мест, приходится 76,0% всей выявленной патологии.

Детальный анализ структуры заболеваемости детей первого года жизни в динамике показал, что первые три места на протяжении последних 20 лет стабильно занимают болезни органов дыхания, состояния, возникающие в перинатальном периоде, и заболевания нервной системы. Однако если уровень болезней органов дыхания имеет тенденцию к сокращению, то уровень состояний, возникающих в перинатальном периоде увеличился в два раза.

В свою очередь, инфекционные и паразитарные болезни, занимавшие 4-е место в структуре заболеваемости в 1991г., переместились на 5-е место в 1995г., на 7-е в 2000г. и на 9-е место в 2011г. Отмечено, что болезни эндокринной системы, расстройство питания и нарушения обмена веществ, находившиеся в 1995г. на 4-м месте в структуре заболеваемости детей первого года жизни, постепенно сокращаются и переходят на 6-е место в 2000г. и на 8-е место в 2011г. Если в структуре заболеваемости детей первого года жизни болезням крови и кроветворных органов принадлежало 4-е место, то, начиная с 2005г. и по настоящее время, этот класс заболеваний находится на 5-м месте. Отмечено, что 4-е место стабильно занимают с 2005г. и по настоящее время болезни органов пищеварения, причем частота их распространения за это период времени находится практически на одном уровне. В целом на классы болезней, составляющие первые пять мест в структуре заболеваемости детей первого года жизни, приходится 76% всех выявленных заболеваний.

В число прочих заболеваний вошли болезни глаза и его придаточного аппарата, травмы и отравления, болезни мочеполовой системы, уха и сосцевидного отростка.

Изучение заболеваемости детей и подростков показало, что ее уровень имеет стойкую тенденцию к росту. В целом за последние 20 лет уровень заболеваемости детского населения увеличился на 68,4%, а подростков – на 98,4%.

В структуре заболеваемости детского населения от 0 до 14 лет включительно 1-е место занимают болезни органов дыхания, 2-е место – травмы и отравления, 3-е место – болезни кожи и подкожной клетчатки, 4-е место – болезни органов пищеварения, 5-е место – инфекционные и паразитарные болезни.

Структура заболеваемости подростков практически идентична структуре заболеваемости детей. Первые четыре места занимают соответственно болезни органов дыхания, травмы и отправления, болезни кожи и подкожной клетчатки и болезни органов пищеварения. На 5-м месте вместо инфекционных заболеваний находятся болезни мочеполовой системы. На первые пять мест приходится 75,8% всей выявленной патологии.

Уровень всех перечисленных классов болезней имеет стойкую тенденцию роста на протяжении последних 10 лет. Обращает на себя внимание рост среди детей и подростков уровня травматизма в 1,5 раза, болезней костно-мышечной системы в 4,8 раза, мочеполовой системы в 3,9 раза, органов пищеварения в 2,1 раза, кожи и подкожной клетчатки в 1,9 раза, глаза и его придаточного аппарата на 28,3%. Благоприятным моментом является снижение уровня заболеваемости инфекционными заболеваниями на 22,6%.

Наиболее ранимой группой являются длительно и часто болеющие дети и подростки. Установлено, что удельный вес этой группы в зависимости от возраста колеблется от 15 до 30% от общего числа детей. За счет данной группы сохраняется высокий уровень заболеваемости детского населения и подростков. У таких детей чаще формируются хронические заболевания и поддерживается высокая распространенность хронической патологии. Наличие хронического процесса часто приводит к инвалидности, которая сохраняется на высоком уровне. Число детей-инвалидов возросло со 156 тыс. в 1990г. до 541 тыс. в настоящее время. По экспертным оценкам, число детей-инвалдов в ближайшие 5 лет удвоится. Число здоровых детей, по данным разных исследований, в настоящее время не превышает 4-9%.

Перечисленные тенденции в состоянии здоровья детей связаны с комплексом факторов, неблагоприятно влияющих на растущий организм. Наиболее значимыми из них можно считать:

— ухудшение социального статуса большинства детей;

— изменение качества питания;

— воздействие экологических факторов: бесспорна роль экопатогенных факторов в ухудшении состояния здоровья современных детей. Это обусловлено постоянно возрастающей техногенной нагрузкой на растущий организм. Промышленное загрязнение мест проживания повышает уровень хронической патологии на 60%, в том числе болезней органов дыхания на 67%, пищеварения – на 77,6%, опорно-двигательного аппарата – на 21%, новообразований – на 15%;

— нарастание тяжести зобной эндемии: прекращение йодной профилактики в России привело не только к распространенности эндемического зоба, но и к увеличению до 9-12% числа детей с отставанием роста, до 14% школьников, имеющих трудности обучения, до 5-12% доли подростков с нарушениями полового созревания;

— медикаментозную «агрессию»: все еще широкая практика необоснованного включения в терапию сильнодействующих антибиотиков и высокая лекарственная нагрузка на детей приводит ко многим негативным изменениям в детском организме, в первую очередь к снижению естественных защитных механизмов и развитию полиорганной патологии;

— введение новых форм обучения: реформирование школьного образования без учета состояния здоровья детей существенно повысило заболеваемость. С введением новых форм обучения, когда сотни новых программ буквально обрушились на учащихся, ежедневные школьные занятия по длительности на 3-5ч превысили допустимые нормы. С этой «антидетской» реформой школа превратилась в фактор, разрушающий здоровье. Об этом свидетельствуют тот факт, что число здоровых детей в современных общеобразовательных учреждениях с первого до одиннадцатого класса школы уменьшается, как минимум, на треть.

Таким образом, приведенные данные свидетельствуют о том, что состояние здоровья детей и подростков РФ характеризуется ростом уровня заболеваемости в целом и по отдельным класса болезней; увеличением удельного веса детей, страдающих хроническими заболеваниями; снижением количества здоровых детей во всех возрастно-половых группах.

источник

Она включает в себя 6 показателей (критериев) здоровья.

I. Изучение факторов риска в генеалогическом, биологическом и социальном анамнезе. Выявляются наследственные заболевания, составляется родословная семьи (генетика), здоровье отца и матери до зачатия, токсикозы матери, заболевания матери, профессиональные вредности, вирусные инфекции, длительность родов, вредные привычки родителей, заболевания ребенка в период новорожденности, в грудном возрасте и первые 3-4 года, характер вскармливания, закаливание, психологический климат в семье (при плохом климате – неврозы), материально-бытовые условия.

II. Физическое развитие ребенка – это динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие отдельных частей тела) и биологического созревания в том или ином периоде детства.

Определение физического развития включает

1. Измерение и оценка роста проводится по центильным нормативным таблицам (соответствует ли рост возрасту).

2. Измерение массы тела и оценка (по двуцентильным таблицам соответствия массы росту ребенка).

3. Измерение окружности груди и оценка (по нормам).

— длина туловища, рук, ног, окружности, конечностей;

— развитие мышечной системы;

— развитие костей позвоночника;

— развитие стоп (плантометрия);

— развитие грудной клетки (форма);

5. Половое развитие (определяется по количеству прорезавшихся постоянных зубов, длине и массе тела, развитию вторичных половых признаков).

Оценка физического развития:

— отставание в физическом развитии;

— опережение в физическом развитии.

III. Определение уровня нервно-психического развития с учетом возраста (по таблицам сравнивают все навыки, показатели, которые имеет ребенок в этом возрасте и которые у него имеются). Кроме того, оценивают психическое здоровье: эмоции, настроение (до 2-6 лет), сон, аппетит, особенности личности, отрицательные привычки.

— отстает в нервно-психическом развитии;

— опережает по нервно-психическому развитию.

IV. Резистентность. Она считается:

— высокая – число острых заболеваний в год 0-3 раза;

— сниженная – число острых заболеваний в год 4-7 раз;

— резко снижена – число острых заболеваний в год больше 8.

Нормальное количество острых заболеваний в год:

2-3 года – до 6 заболеваний;

старше 6 лет – до 3 заболеваний.

старше 6 лет – 3 и больше раз.

Для определения резистентности (иммунитета) по числу ОРВИ используют индекс резистентности (ИР)

ИР (%) = число заболевании ОРВИх 100 число месяцев жизни с начала рецидивирования ОРВИ

Пример. Ребенок 2 лет имел 6 обострений ОРВИ за 12 месяцев

Если ИР = 33-40 % — относительно ЧБД;

Если ИР = 41-50 – часто болеющие дети;

Если ИР = 51 % и больше – очень часто болеющие дети.

V. Функциональное состояние органов и систем. Оценивается ЧСС, ЧД, АД, Hb и Er, ЖЕЛ, минутный объем крови.

Оценка функционального состояния:

— нормальное (функциональные показатели равны норме);

— ухудшенное (1 или несколько показателей на грани нормы и патологии);

— плохое (функциональные показатели резко отличаются от нормы).

VI. Наличие хронических заболеваний или врожденных пороков развития. Оценка: «здоров», «пограничное состояние», «болен». При оценке состояния здоровья используют одновременно все 6 критериев (показателей) здоровья. Ни один из критериев в отдельности не может характеризовать состояние ребенка в целом. В результате комплексной оценки дети делятся по состоянию здоровья на 3 группы:

1 группа – здоровые дети с нормальным развитием, нормальными функциями и иммунитетом;

2 группа здоровья – здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, сниженную сопротивляемость организма;

3 группа – дети, больные хроническими заболеваниями, в состоянии компенсации, субкомпенсации (4) и декомпенсации (5).

Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; Нарушение авторского права страницы

источник

Анализ состояния здоровья, физического развития воспитанников и медицинского сопровождения образовательного процесса

Сравнительный анализ заболеваемости детей

Заболеваемость детей в случаях

Пропущено дней по болезни

Пропуски на 1 ребенка по болезни

Посещаемость детей (детодни)

Сравнительная таблица групп здоровья детей по учебным годам

Представленные цифры свидетельствуют, что не все дети являются абсолютно здоровыми, почти каждый ребенок имеет соматические заболевания. Несмотря на понятные всем причины роста заболеваемости

детей (экология, питание, снижение жизненного тонуса, иммунитета и др.), которые носят объективный характер, необходимо:

  • укреплять здоровье наших воспитанников комплексными средствами оздоровления;
  • повышать уровень физической подготовленности детей;
  • снижать количество детей с отклонениями в психофизическом развитии и соматическими заболеваниями.

Сравнительный анализ степени тяжести адаптации вновь поступивших детей к условиям детского сада

В дошкольном учреждении создана система социальной адаптации вновь прибывших детей к условиям дошкольного образовательного учреж­дения, которая направлена на создание благоприятных психолого-педагоги­ческих условий, способствующих успешной адаптации детей к детскому саду.

Адаптационный период можно условно разделить на несколько этапов:

I этап – подготовительный. (до прихода ребенка в ДОУ) На данном этапе, главная задача — помочь родителям посредством консультаций, информации на сайте ДОУ создать условия ребенку дома, которые помогут безболез­ненно адаптироваться ему в детскому саду.

II этап – основной. Главная задача – создание положительного образа вос­питателя. На данном этапе происходит становление доверительных отноше­ний (родитель – ребенок – педагог). Родители должны понимать важность этого этапа и стараться установить с воспитателем доброжелательные отно­шения.

III этап – заключительный. Ребёнок начинает посещать детский сад.

Для того чтобы адаптация ребенка к детскому саду прошла легко, педагоги делают следующее:

  • создают эмоционально благоприятную атмосферу в группе;
  • работают с родителями еще до поступления ребенка в детский сад;
  • правильно организуют в адаптационный период игровую деятельность, направленную на формирование эмоциональных контактов «ребенок — взрослый» и «ребенок — ребенок» и обязательно включают игры и уп­ражнения.
Читайте также:  Анализы на иммунитет у детей расшифровка

На каждого ребенка заполняется адаптационный лист. Результатом на­блюдения становится:

  • заключение о степени адаптации ребенка к МАДОУ Д/С «СКАЗКА» (легкая, средняя, тя­желая); даются рекомендации по организации помощи детям;
  • разработка индивидуального режима в период адаптации;
  • создание условий для благоприятного течения периода адаптации.

Оздоровительно-профилактическая cистема оздоровительной работы включает в себя 5 блоков:

  1. Соблюдение санитарно-гигиенических требований к организации жизнедеятельности детей в детском саду.
  2. Реализация системы оздоровительно-профилактической работы.
  3. Организация сбалансированного питания.
  4. Реализация системы физкультурно-оздоровительной работы.
  5. Пропаганда основ здорового образа жизни для всех участников образовательного процесса.

В детском саду разработан и реализуется комплекс оздоровительных мероприятий, позволяющих решать проблемы здоровья детей с учетом их возраста, состояния здоровья, пола, индивидуальных особенностей личности ребенка. В составе комплекса мероприятий:

  • оценка состояния здоровья детей при постоянном и ежедневном контроле;
  • проведение фильтров;
  • совместные обходы групп руководителями всех служб дошкольного образовательного учреждения;
  • обеспечение сбалансированного питания.

При организации образовательного процесса в детском саду соблюдается режим дня воспитанников, 2 раза в день проводятся прогулки, игры различной степени подвижности на свежем воздухе, выполняются требования к учебной нагрузке и организации двигательной активности с учетом группы здоровья ребенка.

Учитывая принцип здоровьесбережения образовательного процесса в условиях нашего детского сада, в течение дня предусматривается оздоровительные мероприятия: физкультминутки, дыхательные упражнения, пальчиковые игры, гимнастика для глаз, закаливающие процедуры.

В летне-оздоровительный период проводится ежедневный утренний приём детей и зарядка на улице, увеличение времени пребывания детей на свежем воздухе с соблюдением питьевого режима, принятие солнечных и воздушных ванн, хождение босиком и использование детских бассейнов, гигиеническое умывание и мытьё ног, дневной сон в режиме проветривания в соответствии с требованиями СанПин 2.4.1.3049-13.

МАДОУ д/с «Сказка» обеспечивает гарантированное сбалансированное питание детей в соответствии с их возрастом и временем пребывания в дошкольном образовательном учреждении по нормам, установленным действующим законодательством.

В детском саду установлено 4-разовое питание детей по 10-дневному цикличному меню с учетом сезонного наличия и качества овощей и фруктов, разработанному технологом по питанию МКУ «Управление образования» в соответствии с натуральными нормами, рекомендованными СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013г. и согласованным специалистами Роспотребнадзора.

В учреждении проводится систематическая работа по укреплению иммунитета и оздоровлению детей:

Профилактические мероприятия

Паратитно-коревая – 36 детей

Витаминизация третьего блюда — весь год

Санация очагов инфекции в носоглотке (оксолиновая мазь) –февраль

Ревит, аскорбиновая кислота- ежедневно

Кислородный коктейль — октябрь, ноябрь, декабрь, февраль, март, апрель

Чеснок на столах в период повышения заболеваниями ОРВИ и гриппа

Полоскание полости рта морской солью, отваром трав – октябрь-ноябрь

Облучение групп бактерицидными лампами «Ариед»

Ежедневное использование массажных ковриков в группах

Ежедневное проведение профилактических осмотров на педикулёз в группах

Выводы: Уровень медицинского сопровождения образовательного процесса и оздоровительной деятельности на данном этапе можно оценить как достаточный, но необходимо совершенствовать систему профилактических мероприятий в ДОУ, активизировать работу с семьей по пропаганде здорового образа жизни.

источник

Само по себе понятие «здоровье» довольно сложно и обширно. До сих пор ученые и специалисты не пришли к единому мнению в отношении этого определения. Отечественные специалисты под понятием «здоровье» принято подразумевать состояние организма, при котором функции всех органов и систем гармонично взаимодействуют с окружающей средой, а также отсутствие в них каких-либо патологических изменений.

Показателем нормального функционального состояния организма, а также состояние гармоничного взаимодействия с окружающей средой для детей раннего и дошкольного возраста является возможность овладевать знаниями, умениями и навыками, возможность посещать дошкольные учреждения и полноценно усваивать предусмотренную в них программу занятий.

Контроль за состоянием здоровья ребенка – основа всей оздоровительной, профилактической и воспитательной работы, которая должна осуществляться не только родителями и медицинским персоналом, но и персоналом детских дошкольных учреждений. Такой контроль должен проводится каждый день, а также во время плановых медосмотрах в строго установленные сроки: детям в возрасте до 1 года – 1 раз в месяц, до 2 лет – 1 раз в 3 месяца, до 3 лет – 1 раз в 6 месяцев; затем, до 7 лет – 1 раз в 6 месяцев.

Главными показателями нормального состояния здоровья ребенка являются:

— уровень физического и нервно-психического развития;
— состояние иммунитета – возможность устойчивости организма к разного рода заболеваниям (частота заболеваний за период перед плановыми медосмотрами);
— показатели уровня основных функций организма;
— отсутствие или наличие каких-либо хронических заболеваний;
— отсутствие или наличие каких-либо отклонений в раннем периоде развития (в том числе на протяжение беременности, при родах, в период новорожденности).

Заключение о состоянии здоровья ребенка делает врач при каждом плановом медицинском осмотре с учетом вышеперечисленных показателей.

Состояние иммунитета определяется по кратности острых заболеваний ребенка. На первом месте среди острых заболеваний среди детей раннего и дошкольного возраста занимают острые респираторные вирусные инфекции и острые детские инфекции (скарлатина, корь, ветряная оспа, эпидемический паротит), затем острые отиты, острые заболевания желудочно-кишечного тракта и др.

По частоте перенесенных острых заболеваний на протяжении года детей принято делить на:

— ни разу не заболевших или эпизодически болеющих (1-3 раза в год), что указывает на хороший иммунитет;
— на часто болеющих (4 раза в год и более), что говорит о пониженной иммунной защите организма к воздействию острых заболеваний.

Общий уровень острой заболеваемости достигает пика, как правило, на втором году жизни, по сравнению с детьми первого года жизни и более старшего возраста. Такое состояние специалисты объясняют особенностями развития детей в этом возрастном периоде: снижение уровня пассивной иммунной защиты, который ребенок получает с материнским молоком, а также с недостаточно сформированного собственного иммунитета на фоне увеличения количества и частоты контактов с факторами внешней среды.

С целью определения уровня основных функций организма у детей прежде всего обращают внимание на характер поведения (особенно у детей раннего возраста). При этом необходимо оценивать эмоциональное состояние ребенка, его настроение, аппетит, манеру и характер общения со сверстниками; у более старших детей важно контролировать степень усвоения учебной программы, уровень усталости в процессе занятий, возможность сосредоточения, насколько часто ребенок отвлекается. Также необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, которые в значительной степени определяют его поведение: активный или пассивный, насколько легко и быстро он идет на контакт со сверстниками и взрослыми, степень коммуникабельности, плаксивость и др.

Функциональное состояние организма ребенка определяется совокупностью поведенческих реакций. Необходимую информацию о поведении ребенка врач получает от родителей и педагогов дошкольных учреждений. Полученные сведения, в совокупности с данными функциональных исследований (антропометрические данные, артериальное давление, частота пульса и дыхания, анализы крови и др), врач использует для составления объективной оценки состояния здоровья.

1. Эмоциональное состояние, преобладающее в повседневной жизни ребенка (эмоционально не выражено, неустойчивое, положительное, отрицательное).
2. Засыпание (спокойное, неспокойное, быстрое, медленное, требуется дополнительное воздействие).
3. характер сна (прерывистый, спокойный, неспокойный, глубокий, неглубокий).
4. Длительность сна (соответствующий возрасту, длительный, короткий).
5. Аппетит (избирательное отношение к пище, повышенный, хороший, неустойчивый, плохой).
6. Характер бодрствования (малоактивный, пассивный, активный).
7. Плохие привычки (сосание пальца, пустышки, раскачивание и др).
8. Характер общения с детьми и взрослыми (отсутствие взаимоотношений, положительный, отрицательный).
9. Индивидуальные особенности (вялый, быстро утомляется, легко возбудим, застенчив, уравновешен, обидчив, инициативен, легко идет на контакт, навязчив, ласков, подвижен, легко обучается и т.д.).

1. Настроение (подавленное, неустойчивое, раздражительное, спокойное, бодрое).
2. Сон:

— засыпание (спокойное, неспокойное, быстрое, медленное);
— характер сна (спокойный, неспокойный, глубокий, неглубокий);
— длительность сна (соответствует возрасту, короткий, длительный).

3. Аппетит (избирательное отношение к еде, плохой, неустойчивый, хороший, повышенный).
4. Характер бодрствования (пассивный, активный, малоактивный).
5. Индивидуальные особенности (легко поддается обучению, легко идет на контакт, любознательный, обидчивый, внимательный, ласковый, агрессивный и т.д.).

При плановом осмотре ребенка педиатр может обнаружить разного рода заболевания (аллергию, сколиоз, разит, ревматизм и др) или констатировать, что ребенок здоров. Во время первого осмотра педиатр собирает подробные сведения (анамнез), которые включают состояние здоровья обоих родителей (в том числе наличие у них вредных привычек: курение, алкоголь и др), течение беременности и родов, особенности периода новорожденности, а также другие сведения (перенесенные ребенком заболевания, вакцинация, посещение ребенком дошкольных учреждений и др). Основываясь на полученные данные, врач проводит комплексную оценку состояния здоровья ребенка, что дает ему возможность определить группу состояния здоровья. Разные классификации подразумевают разные критерии отношения детей к той или иной группе, как и количество самих групп здоровья. В нашей стране детей по состоянию здоровья принято делить на пять групп:

— Первая группа – здоровые дети, без каких-либо хронических заболеваний, имеющие нормальные показатели функционального состояния, которые редко болеют, физическое и нервно-психическое развитие в пределах нормы, отсутствуют какие-либо отклонения в анамнезе;

— Вторая группа – здоровые дети, у которых имеются функциональные отклонения разного рода (например, поведение), с начальными изменениями в нервно-психическом или физическом развитии, или их отсутствие, которые часто болеют, при этом у них отсутствуют симптомы хронических заболеваний, есть отклонения в анамнезе;

— Третья группа – дети с хроническими заболеваниями (ревматизм, холецистит, тонзиллит и др) в стадии компенсации (без признаков нарушения общего самочувствия), болеют редко, обострения хронических заболеваний возникают не часто;

— Четвертая группа – дети с хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации, у которых наблюдаются нарушения общего самочувствия, болеют часто, обострения хронического заболевания происходит 2-4 раза в год;

— Пятая группа – дети с хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, не посещающие детские учреждения общего типа, на момент исследования в условиях стационара (в больнице) или амбулатории (проходят лечение на дому), или в специальном дошкольном учреждении.

Большинство детей относят к 1-й и 2-й группам, то есть здоровые дети. При этом количество детей значительно преобладает во 2-й группе. Эти дети нуждаются в особом внимании взрослых и медиков, а также в индивидуальном подходе при назначении и выполнении воспитательных и оздоровительных мероприятий. Отметим, что ко 2-й группе здоровья относятся дети с факторами риска (у которых на момент рождения родители страдали от каких-либо заболеваний, алкоголизма, наркомании и др, а также при осложнениях во время беременности, например, токсикоза, угроза выкидыша и др), недоношенные дети, дети, перенесшие асфиксию новорожденных или получивших родовую травму, дети с аллергией или склонностью к таковой (например, начальные, непостоянные симптомы кожных высыпаний экссудативного диатеза и др), реконвалисцентны рахиту, часто болеющие острыми заболеваниями (4 и более раз в год), с риском развития анемии, нарушением осанки, плоскостопием, после перенесенной пневмонии (воспаления легких), эпидемического гепатита (болезни Боткина), менингита и других детских инфекционных заболеваний (ветряной оспы, скарлатины и др), которые имели тяжелое течение и сопровождались осложнениями.

Во 2-й группе здоровья особое внимание необходимо уделять детям, которые часто болеют, при этом у них отсутствуют какие-либо хронические заболевания. Это дети, страдающие острыми заболеваниями более 3-х раз в год. Повторные острые заболевания, как правило, возникают в результате действия острой респираторной вирусной инфекции (грипп, парагрипп, аденовирусные заболевания и т.д.).

На сегодняшний день известно большое количество причин, влияющих на увеличение количества и частоты возникновения острых респираторных заболеваний (ОРЗ) среди детей. Эти причины условно разделяют на эндогенные и экзогенные. К эндогенными причинами являются: осложнения во время беременности и родов, а также разные хронические заболевания у матери; болезни, перенесенные ребенком в период новорожденности; ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание (до 3 месяцев), наличие у ребенка гипотрофии, анемии, рахита и др.

Экзогенные факторы, влияющие на количество и частоту возникновения ОРЗ в основном связаны с состояние окружающей среды: химические выбросы в атмосферу и воду, употребление нездоровой пищи (с низким содержанием питательных компонентов, недостаточным количеством клетчатки, с большим количеством красителей, консервантов и ароматизаторов и др), вредные привычки родителей и других окружающих (курение, алкоголь и др), несоблюдение правил гигиены (уборка помещений, соблюдение правил личной гигиены, нарушение режима дня и т.д.), частые стрессы (ссоры в семье, конфликты с товарищами и др).

Если ребенок часто болеет, он пропускает много занятий, что может стать причиной отставания в нервно-психическом и физическом развитии. В детских дошкольных учреждениях к таким детям применяются специальные оздоровительные и воспитательные меры, которые подразумевают щадящий режим, предусматривающий индивидуальный подход при медико-педагогическом назначении организации питания, физического воспитания, закаливания, сна, занятий, сроков вакцинации, лабораторных исследований и диспансеризации. Такие назначения дает педиатр. Педагог (воспитатель), в свою очередь, должен придерживаться этих назначений, тем самым способствуя сохранению здоровья и нормализации развития часто болеющего ребенка.

Стоит отметить, что большинство детей, которые относятся ко 2-й группе здоровья, имеют особенности в поведении: плохой аппетит, беспокойный сон, повышенное потоотделение. Такие дети часто плаксивые или раздражительные, плохо идут на контакт со сверстниками и взрослыми, быстро утомляются во время занятий, часто отвлекаются или полностью отказываются выполнять даже самые простые поручения или упражнения. С целью нормализации поведения, педиатр должен назначить специальное лечение, направленное на улучшение общего состояния организма. Назначенное лечение, которое может включать ряд процедур и оздоровительных мероприятий, проводит обученный медицинский персонал с помощью взрослых (родителей или воспитателей). Как правило, для улучшения состояния ребенка, который относится ко 2-й группе здоровья, достаточно проявить индивидуальный подход, предусматривающий терпеливое и внимательное отношение со стороны взрослых во время разных мероприятий (при кормлении, на прогулках, занятиях, при укладывании спать и т.д.).

Необходимо понимать, что определение группы здоровья позволяет своевременно определить на начальном этапе разного рода отклонения в развитии разных органов и систем, а также ориентировать медицинский персонал, родителей и персонал детских дошкольных учреждений на обоснованное заключение в состоянии здоровья. Эти меры помогают вовремя назначить и предпринять соответствующие индивидуальные оздоровительные и воспитательные меры, целью которых является лечение, профилактика заболеваний или коррекция выявленных нарушений.

источник