Меню Рубрики

Бианки анализ произведений для детей

Верность одной, навсегда выбранной теме – теме природы – вела Виталия Валентиновича Бианки, оригинального художника, педагога, натуралиста, своеобразным путем. Он обладал редким даром понимания детской души. Обращаясь к детям, писатель сам умел наблюдать жизнь как бы их глазами. Он знал и видел очень много, но лишь самое значительное стремился передать читателям.
Среди его произведений – смешные сказки и полные драматизма повести, рассказы о животных с искусно построенным сюжетом и рассказы почти вовсе без сюжета, полные поэзии и лирического раздумья. Он же создал «Лесную газету» – книгу энциклопедической широты, рассчитанную на то, чтобы читатель не раз к ней возвращался, постепенно овладевая ее научным и художественным содержанием.
Писатель многому учился у народа, у народной сказки – отсюда пришли в его творчество добрый юмор, простота и естественность речи, стремительность действия. Но сказки Бланки – не просто сказки, а «сказки-несказки», в них скрыто глубокое обобщение, основанное на научном знании. Поэтому так велико их воспитательное воздействие: они учат видеть в природе необычайное, радоваться красоте, беречь живые богатства мира, нужные людям.
Рассказы и повести Бианки – следующая после сказок ступень в познании мира юными читателями. В сказках мы почти не чувствуем присутствия автора. Зато во многих рассказах автор где-то рядом с нами, его нелегко отделить от героя.
В сказках животные рассуждают и действуют, как люди. Ведь иначе сказка не была бы сказкой (хотя правду у Бианки всегда очень легко отличить от выдумки). В рассказах изображение природы освобождается от условности, мир в нем реален, конкретен. Писатель правдиво изображает отношения между природой и людьми, клеймит преступника, вора-браконьера, убившего прекрасного лебедя («О Аулей, Аулей, Аулей») , подсмеивается над глупой девчонкой, которая жалеет кукушонка, погубившего птенцов другой птицы. Да и того не умеет сберечь – закармливает кукушонка до смерти («Золотое сердечко»).
Биолог по призванию и образованию, сын известного ученого-орнитолога, Бианки начал свою работу в литературе в 20-х годах, когда было ему около 30 лет. В ранних повестях («Одинец», «Аскыр», «Мурзук») образы зверей – лося, соболя, рыси – романтизированы, писатель вызывает в нас сочувствие к гонимому, преследуемому зверю.
Сильный, непобедимый лось, искусно скрывающий от человеческих глаз свое убежище в непроходимых топях, – глубоко запоминающийся образ. Рассказ про Одинца полон трагических коллизий, но едва ли не самое глубокое впечатление в душе читателя оставляет поступок упорного охотника – студента, в роковую минуту опустившего ружье, чтобы не стрелять в лося, в его голову «с позолоченными солнцем рогами».
Действие этих повестей относится к дореволюционным временам, и Бианки убедительно показывает, что упорство в преследовании зверя для таежного охотника часто связывалось с необходимостью, со злой нуждой. Это она толкает Степана («Аскыр») на жестокую охоту на «вороного» соболя. Гибнет в этой не знающей жалости погоне красавец соболь, но гибнут в тайге и люди, уничтожающие один другого в неутолимой жажде наживы.
В повести «Мурзук» дано принципиально другое решение. Дикая кошка-рысь неразлучна с лесным сторожем Андреичем, выкормившим Мурзука еще рысенком. Человека и зверя в данном случае характеризует верность дружбе, которая заставляет и старика сторожа и отважного хищника Мурзука преодолевать все препятствия, создаваемые людьми, чтобы вопреки этим препятствиям найти друг друга.
Бианки – мастер литературной сказки. Почти все его сказки научны, они вводят читателя-ребенка в мир живой природы и показывают этот мир, каким видит его биолог, материалист. Учась мастерству у народной сказки, писатель начинал с того, что создавал как бы новые ее варианты. Таковы, например, его «Теремок» или «Лесной колобок – Колючий Бок». Жители теремка – звери или птицы в их природной среде обитания, а колобок – это ежик, который бежит, спасаясь от лисицы. Проза Бианки часто ритмична, в ней встречаются внутренние рифмы. Народен и язык сказок: читатель узнает много новых слов или новых значений уже известных ему слов, точных, образных и применимых там, где они совершенно необходимы. «А я от тебя в отнорочек – и был таков», – говорит Мышонок Лису. «Надо мне направо повернуть – я хвост вправо поворачиваю, – говорит Рыба. – Надо налево – я влево хвост кладу» («Хвосты»). Клевер у Бианки – «кормовистый», Паук – «брюхом по земле чиркает», Комарище – «жигать (кусать) мастерище».
В несомненной связи с народной традицией находится и прозрачная мораль сказок Бианки. Так, праздное любопытство всегда наказывается, и при этом через самый акт наказания раскрывается какая-то новая черточка в отношениях между не в меру любопытным «героем» и его средой. Птичка-мухолов очень долго выбирает себе подходящий нос, но кончается все тем, что сверху на мухолова падает ястреб и уносит его себе на обед. В смешной и лукавой сказке «Хвосты» муха докучает и человеку, и зверям, и птицам, выпрашивая себе хвост. В заключение корова прихлопывает муху хвостом и тем самым избавляет всех от несносной бездельницы. Хвастливый и назойливый комар («Росянка – Комариная Смерть») погибает, пойманный растением-хищником.
В сказке «Первая охота» изображен щенок, впервые вышедший на охоту. Все птицы и насекомые обманывают глупыша и легко утаиваются от него. Приключения неудачливого охотника знакомят читателя с природной способностью живых существ сливаться с фоном или подражать окраске и формам других животных и растений. Выпь в камышах – «вся в желтые и коричневые полосы раскрашена». Удод – «лежит на земле пестрый лоскут, и торчит из него кривая игла». Птица-вертишейка – «в черном дупле чёрная змея извивается и страшно шипит». Художник во всем, Бианки в любом живом существе ищет родственное человеку, воспитывает в детях сочувственное внимание к живому.
Щенок забавен, он вызывает улыбку и даже сострадание к слабому. Вообще все маленькое, хрупкое, но ведущее нешуточную борьбу за жизнь, пользуется симпатией автора, и это тоже роднит его сказки с народными. Спешит домой заблудившийся Муравьишка. Его забота оправданна, и Муравьишке все помогают: и жужелица, и паук, и клоп-водомер, и гусеница-землемер. Попутно читатель наглядно знакомится со способами передвижения у различных насекомых. Вот, например, портрет взлетающего жука: «Крылья у Жука точно два перевернутых корыта, а из-под них другие крылышки лезут, разворачиваются: тоненькие, прозрачные, шире и длиннее верхних». Ищет гнездышко ласточка-береговушка («Лесные домишки»), и вместе с ней мы путешествуем от одного домишка к другому, наблюдая занятные обычаи в строительстве гнезд у разных лесных, луговых и водных жителей. Учась, у сказки, писатель, однако, не ограничивается лишь подражанием ей, но выходит ка самостоятельный путь. Так, создавая портрет, Бианки пользуется иногда и необычными ракурсами; это совершенно необходимо для того, чтобы заставить нас по-новому взглянуть на привычные вещи и увидеть в них то, чего не замечали раньше. Жаворонок, которому хорошо все видно сверху, никого не узнает, когда смотрит на знакомых земных жителей снизу («Чьи это ноги?»). Это сказка-загадка, в которой все удивительно: и лапы крота («короткие, мохнатые: на пальцах тупые когти»), и ноги белки, похожие на бегущие по земле руки, и лапки летучей мыши, соединенные кожей с хвостом.
Даже в пределах одного жанра писатель создает произведения очень разнообразные: от коротенькой сказки-диалога («Лис и Мышонок») до развернутой сказочной повести («Мышонок Пик», «Оранжевое Горлышко»). История полевой мыши, которую ребята пустили плавать в игрушечном кораблике, вырастает в целое драматическое повествование, «робинзонаду». Маленький Пик, в начале повести крохотный мышонок-сосунок, попадая на остров, учится добывать себе пищу, спасаться от врагов, строить себе домик. Приключения Пика знакомят юных читателей с разнообразными обитателями леса и полей: соколом-трясучкой, ушастой совой, разбойником-сорокопутом.
В рассказах Бианки меньше выдумки, игры, чем в сказках, и роль человека в них иная: он – охотник, наблюдатель, натуралист. Конкретней и глубже становятся сами образы животных: все, что происходит в рассказах, может случиться в действительности; и она, оказывается, так же интересна, как сказка, если только уметь наблюдать. Читая рассказы, ребенок проходит следующую ступень школы юного натуралиста – учится видеть. Наблюдения, лежащие в их основе, порою очень тонки и значительны. Здесь появляется пейзаж, хотя вводит его писатель очень осторожно, зная, что описания природы привлекают не всех детей. Пейзаж помогает ярче представить себе обстановку, душевное состояние, настроение героев. Писатель старается пользоваться такими понятиями, которые хорошо знакомы ребенку.
«За лесом горит яркая и низкая зимняя заря. Деревья кажутся на ней обугленными. Их стволы – точно наклеенные на блестящей желтой бумаге черные полоски».
Тут даже сравнение взято из знакомой детям действительности.
В рассказе «Бешеный бельчонок» лес после дождя – веселое, радующее душу зрелище:
«Лес весь сверкал, переливался разноцветными веселыми звездочками, каждый листок, каждая травинка и лишинка блестела, улыбалась капельными глазками – солнце еще только поднималось над деревьями и не успело высушить вчерашнего дождя. Все кусты и елочки были в паутинках, и каждая паутинка была унизана крошечными водяными жемчужинами».
Для самых маленьких читателей Бианки наливал коротенькие рассказы-анекдоты, все содержание которых построено на каком-нибудь любопытном или поучительном приключении. Охотник на медведя не стал убивать зверя, видя, как внимательно слушает Мишка звук лесной струны – щепки на расколотом грозой дереве («Музыкант»), Чувствительная певчая птичка не выдержала воя и треска ужасной музыки, которую устроили ребята, балуясь дома в ненастный день («Музыкальная канарейка»). Перышко вальдшнепа послужило художнику самой лучшей кистью, когда ему захотелось нарисовать эти самые перышки («Перышко»). Никчемные с охотничьей точки зрения «поганки» оказались красивыми и занятными водоплавающими птицами-нырками («Поганки»).
Иногда несколько рассказов соединяются в цепочку – возникают циклы. В цикле «Мой хитрый сынишка» появляется самостоятельный юный герой. Уходя в лес вместе с отцом, он один за другим постигает лесные секреты: как выследить зайца, поймать тетерева, прячущегося в подснежной лунке; ему удается подсмотреть, как до смерти напуганная лисица пускается наутек от отчаянного бельчонка, прыгнувшего ей чуть не в самую пасть. Приключения другого юного героя («По следам») едва не оканчиваются трагически: сын лесника Егорка проводит ночь на дереве, спасаясь от осадившей его волчьей стаи. Вместе с отцом мальчика мы идем по его следам и по ним, как по книге, читаем, где Егорка кого-то спугнул, кого-то подстрелил, радуемся его спасению. Драматизм сюжета помогает сильнее запечатлеть в памяти черты богатой и яркой лесной жизни.
Рассказы для старшего возраста, вошедшие и сборник «Нечаянные встречи», отличаются стройной композицией, поэтическим зачином и концовкой и тоже образуют циклы («Задумчивые рассказы», «Рассказы о тишине» и др.). Наряду с героями-детьми (школьник, юннат) активную роль играют взрослые (автор прямо указывает профессию рассказчика: счетовод, пароходный механик, учитель). Действие происходит то «на ласковом озере Сарыкуль», то на Кубани, то в Западной Сибири, то на востоке, в Хакассии.
Нехитрые по сюжету, рассказы заставляют читателя призадуматься. Порою в них заключена загадка, не разгаданная до конца. Почему волк, преследуемый автомашиной, не догадывается свернуть с дороги и скрыться от пронзительного света фар. А если и разъяснено писателем какое-нибудь маленькое чудо, например секрет птицы-неслышимки, которую видела в начале лета маленькая девочка на вершине ольхи, – птичка все равно воспринимается читателем как прекрасная лесная тайна: «Она разевала клюв, и перья на раздутом горлышке у нее трепетали, а песни не было слышно».
В написанной для взрослых статье «Воспитание радостью» Бианки отыскал те самые слова, которые сегодня так стали нужны нам, – слова о воспитании дружеского родственного чувства ко всему живому: «Никакая игрушка не привяжет к себе всего сердца ребенка, как это делают живые любимцы. В любой подопечной птице, даже в растении ребенок прежде всего почувствует друга».
Бианки был создателем «Лесной газеты». Это большая книга, энциклопедия русской природы – результат неустанного труда писателя, работавшего над ней на протяжении тридцати лет. От издания к изданию книга улучшалась, расширялась ее география, в нее вливался новый материал, отражавший жизнь колхозной деревни, открытия и находки ученых. Вышедшая впервые книгой в 1928 году, «Лесная газета» только при жизни автора выдержала семь изданий и доныне – одно из самых любимых и популярных произведений советской литературы для детей.
Удача этой книги во многом зависела от свежей, остроумной выдумки автора: материал в ней подобран и расположен как в настоящей газете, со статьями и очерками, короткими заметками, телеграммами с мест, письмами читателей, занятными рисунками, загадками в конце номера. Газета эта особенная: она не устаревает, потому что в основе ее лежит повторяющийся цикл сезонных изменений.
Просматривая «Лесную газету», мы начинаем замечать, как сезонные изменения отражаются и в деятельности человека, Об этом сообщают, например, «Колхозный календарь» и постоянно присутствующий раздел «Охота». Любопытно узнать, что коровам необходимо иногда делать особый, «коровий» маникюр; для рыб приходится устраивать свои, рыбьи столовые, в которых порою бывает очень «многорыбно», а в колхозном птичнике – включать электролампы, к великой радости кур.
«Лесная газета» – это книга-игра: читатель не должен оставаться пассивным, автор все время втягивает его в наблюдения, в практические дела. Книга как бы третья ступень школы юнната. В ней немало полезных советов по чтению следов, работе в саду и огороде, по охоте, рыболовству, наблюдениям за погодой. В ней рассеяна разнообразная информация о поиске, ведущемся наукой. Но эти интересные факты и практические задания все время переплетаются с хитроумной выдумкой, головоломкой, забавным рассказом, занятным состязанием на память и сообразительность («Тир», «Остроглаз»).
Художник слова, Бианки и здесь остается самим собой. «Лесная газета» часто перекликается с другими его книгами – иногда уже написанными, иногда только начатыми. Из номера в номер идут в «Лесной газете» короткие рассказы, поэтические зарисовки, наблюдения и раздумья охотника и любителя природы. Книга задумана и осуществлена как единое целое, в нее введены и «сквозные» герои, переходящие из одного номера в другой: веселый, сметливый юннат Кит Великанов, умудренный опытом охотник Сысой Сысоич.
Начав книгу как собрание вестей из ленинградских пригородов, писатель постепенно обогатил ее «всесоюзной» тематикой, насытил информацией из Сибири и с Алтая, из Средней Азии и заполярной тундры. «Лесная газета» – совершенно новый тип детской книги о мире животных и растений, в которой писатель указывает путь своим последователям и ученикам.
Широка картина, отразившаяся в произведениях Виталия Бианки. Эта картина, как уже отмечалось ранее, создана пером не только поэта, но и ученого, зоркого наблюдателя. Чем старше возраст читателя, тем эти наблюдения глубже. Рассказы и сказки из жизни природы создавались и до Бианки, но свежесть и современность его произведений, их новаторское значение во многом идет от умения автора мыслить научно и отбирать для своих книг материал, незаметно, но последовательно воспитывающий в юных читателях материалистический взгляд на природу и понимание ее закономерностей. Трезвость взгляда ученого сочеталась в его книгах с яркостью художественного постижения миря.
Творчество Виталия Бианки – значительный этап и становлении научно-художественной литературы для детей. Писатель разрабатывал новые жанры детской литературы, он жил в постоянном поиске, находя все новые и новые формы научной сказки, рассказа о природе, художественной книги-энциклопедии. Даже в деталях его рассказов и очерков удивительным образом осуществляется единство темы и изобразительных средств, всегда подчиненных точно поставленной, сознательно выбранной писателем дидактической задаче.
Сосредоточить на предельно малом пространстве богатство сведений и собрать их в узел одного, быстро развивающегося события – в этом нередко проявляло себя мастерство писателя. Всего две странички занимает рассказ «На деревне», но в нем дано яркое сопоставление характеров охотника-ханта, «лесного человека», сдержанного в своих поступках, и его слишком скорого на решения городского друга.
А в сказке-несказке о том, почему у сороки хвост длинный, почему зуек вечно кланяется и почему чайки белые, раскрыты очень сложные отношения между птицами и природной средой и высмеяно наивное представление о «птичка вообще», птичке без облика и имени.
Мышонок Пик в известной сказке-несказке забавен и симпатичен, но попутно мы узнаем, что он опасный вредитель урожая. За кажущейся простотой рассказа – строгий отбор, тщательный анализ сведений, добытых практикой и научным естествознанием.
Сжатые, лаконичные, до предела насыщенным фактами, книги Бианки глубоко современны, они говорят о важном, значительном, учат бережно относиться к живым сокровищам Родины.
Произведения замечательного анималиста стоят у самых истоков познавательной литературы. Его находки и наблюдения впоследствии перекочевали на страницы детской периодической печати. Они помогают организовать живую и занимательную беседу с детьми. «Лесная газета» и сегодня продолжает жить, обогащаясь новыми фактами в журнале «Юный натуралист», где под таким популярным названием имеется в каждом номере специальный раздел.
Бианки умел выискивать людей, приверженных природе. В известной степени «Лесная газета» создавалась коллективно: ее корреспондентами были Нина Павлова, Николай Сладков, которые впоследствии сами написали немало хороших книг. Среди учеников мастера такие писатели, как Э. Шим, С. Сахарнов. В направлении, намеченном Бианки, развивалось и творчество писателя-натуралиста Г. Скребицкого, советы Бианки во многом были полезны ученому-энтомологу и писателю П. Мариковскому.
Подавая пример товарищам по перу, воспитывая молодых, Виталий Валентинович Бианки заботился о дальнейшем развитии советской научно-художественной литературы для детей, в создании которой ему принадлежит почетное место.

Читайте также:  Анализы на иммунитет у детей

источник

Традиции устного народного творчества и классической литературы в произведениях писателя В. Бианки. Воспитание наблюдательности и бережного отношения к природе. Умение в произведениях для детей дать представление о закономерностях явлений природы.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Многообразие жанров в творчестве В.В. Бианки

Богатство сведений о жизни природы, занимательность изложения материала

Традиции устного народного творчества и классической литературы в произведениях писателя В. Бианки

Воспитание наблюдательности и бережного отношения к природе. Умение в произведениях для детей дать не только сведения о повадках и образе жизни животных, но и первое представление о закономерностях и взаимосвязи явлений природы

Анализ сказки «Первая охота»

Список использованной литературы

бианки творчество литература природа

Книги известного детского писателя Виталия Валентиновича Бианки остались в памяти нескольких поколений детей, ставших в свою очередь родителями, а затем бабушками и дедушками. «Для ребят, для взрослых, для всех» — так писал Виталий Валентинович Бианки.

Сказки и рассказы Виталия Валентиновича — из нашего детства. Тогда, когда слово еще — чудо, и вся необыкновенно увлекательная жизнь лесов, морей, рек, зверей, птиц и насекомых, которая нам открывается, становится одним огромным миром, имя которому — Бианки. Писатель был очень внимателен к детям, учил их видеть, удивляться, размышлять, быть гуманными и добрыми. Он называл детей «маленькими Робинзонами», заново открывающими для себя мир, которые учатся понимать природу, жить, различая в ней полезное и вредное. Сказки, рассказы, повести Виталия Валентиновича Бианки — это своеобразный самоучитель любви к природе.

Патриотизм, любовь и бережное отношение к окружающей родной природе, наблюдательность, готовность всегда прийти на помощь слабому — вот что выносит каждый, кто обращается к его произведениям.

Орнитолог по признанию, исследователь, следопыт и путешественник по образу жизни, поэт по мироощущению, деятельный и трудолюбивый по натуре, обладающий незаурядными литературными способностями, хороший рассказчик и просто добрый, общительный, имеющий массу друзей, последователей, учеников, Бианки стал одним из основателей целого направления в литературе для детей, посвятив свое творчество научно-художественному отображению жизни леса и его обитателей. Большое влияние на его творчество оказали известные русские писатели Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, С.Т. Аксаков, д.Н. Мамин-Сибиряк, американский писатель Э. Сетон-Томпсон. Его современниками и близкими по духу людьми были мастера научно-познавательной книги для детей М. Ильин, К.Г. Паустовский, В. Житков и другие.

Многообразие жанров в творчестве В.В. Бианки

Задачей детской литературы 20-х годов, на заре творчества В.В. Бианки была создание новой детской литературы. Вот как об этом писала в те годы Н.К. Крупская: «Детская книга должна давать яркие образы, быть для ребенка источником радости, помогать ему осмыслить окружающую жизнь, явления природы и отношения между людьми».

И М. Горький считал, что нужно «…стремиться воспитать в детях активность, интерес и уважение к силе разума, к поискам науки, к великой задаче искусства — сделать человека красивым и сильным…»

То есть, нужно было строить детскую литературу заново. В то время появилось много писательских группировок, каждая из которых пыталась отстоять свои представления о развитии детской литературы.

В 1922 году была создана Студия детской литературы при Институте дошкольного образования в Ленинграде, которая объединила небольшую группу начинающих писателей — Б. Житкова, Е. Шварца, Л. Пантелеева, Е. Верейскую, Е. Чарушина, Н. Дилакторскую, Е. Привалову и В. Бианки. Возглавляли эту студию профессор О. Капица и поэт С. Маршак. Эти писатели ориентировались на глубокое изучение классического наследия и мирового фольклора. Вскоре у них появился и свой печатный журнал «Воробей» (позже «Новый Робинзон»), который предлагал на своих страницах их теоретическую программу, связанную с воспитанием советских детей.

Бианки участвовал наравне с другими писателями в создании новой детской литературы. Он писал научно-художественные книги для детей, где главной темой была тема природы и человека. Если сравнить его творчество с творчеством других писателей, работавших по этой же теме, то можно увидеть много отличного, но в тоже время и общее, а именно, привитие понимания и любви к родной природе. Такими писателями были: В. Арсеньев («Дерсу Узала»), М. Пришвин, И. Соколов-Микитов. В. Бианки пытался решить проблему «человек и природа» по-иному, создавая научно-художественные сказки. Он облекал сложные научные вопросы о жизни животных в необыкновенные, увлекающие детей приключения обитателей лесов, полей и рек.

В 1928 году вышла «Лесная газета», ставшая уникальным произведением в мировой детской литературе.

В 30-х годах вышли новые произведения В. Бианки: «Приключения муравья», «Сказки зверолова», «Маленькие рассказы». Писатель развивал в своих произведениях идеи воспитания радостью в процессе общения детей с окружающим миром животных, птиц, насекомых и растений.

Виталий Васильевич Бианки был оригинальным художником, педагогом, натуралистом. В своем творчестве он был верен, навсегда выбранной теме природы. Писатель понимал детскую душу и, обращаясь к детям, стремился передать им самое значительное из своих огромных знаний.

Его произведения — это смешные сказки, драматические повести, рассказы о животных.

Богатство сведений о жизни природы, занимательность изложения материала

Бианки обладал редким даром понимания детской души. Обращаясь к детям, он наблюдал жизнь как бы их глазами. Он знал и видел очень много, но лишь самое драгоценное и значительное стремился передать читателям. В его книгах мы встретим смешные сказки и полные драматизма сказочные повести, рассказы о животных с искусно построенным сюжетом и рассказы почти вовсе без сюжета, полные поэзии и лирического раздумья.

В рассказах Бианки меньше выдумки, меньше игры, а роль человека совсем другая, потому что он становится охотником, наблюдателем, натуралистом.

Образы животных более конкретны. Ведь то, что происходит в рассказах, случается и в конкретной, реальной жизни. Ребенок посредством чтения рассказов учится видеть. Рассказы очень реальны, правдивы, отражают правду жизни. В рассказах Бианки появляется описание пейзажа. Но автор вводит его в произведение осторожно, зная, что описания природы привлекают не всех детей. Пейзаж дает представление о душевном состоянии и настроении героев. Понятия в описании используются знакомые детям.

Иногда рассказы соединяются в цепочку — возникают циклы. Такие циклы рассказов есть и у Бианки. Например, цикл «Мой хитрый сынишка». Главный герой — маленький мальчик, который уходя с отцом на охоту, начинает постепенно познавать секреты леса.

Одно из самых замечательных произведений Бианки — это «Лесная газета». Это была его главная книга. Не только потому, что он «растил» ее из материалов небольшого раздела о природе в журнале до энциклопедической книги, рассчитанной на постепенное овладение читателем ее научного и художественного содержания, писавшейся с 1924 года до конца своей жизни. Книга много раз переиздавалась, становясь с каждым новым изданием лучше, вбирая в себя все новые и новые рассказы, она увеличивалась в объеме, расширялась географически, впитывая много нового материала о жизни деревни, открытиях ученых. В этой книге Писатель и Натуралист слились в Авторе (Бианки) воедино как ни в одной другой его книге. Первая книга вышла в 1928 году и семь раз издавалась при жизни автора. Она переведена на многие языки и издана во многих странах.

Бианки начал писать «Лесную газету» еще в Бийске. Он задумывал книгу как собрание новостей из ленинградской области, но со временем она обогатилась информацией из Сибири и Алтая, из Средней Азии и заполярной тундры.

В чем же заключалась популярность этого произведения? Прежде всего, идея такой книги была совершенной находкой, выдумка автора была остроумной. Материал в ней расположен как в настоящей газете, со статьями, очерками, заметками, телеграммами с мест, письмами читателей, рисунками и загадками в конце номера. В ее основе — повторяющийся цикл сезонных изменений, поэтому газета не устаревает, а становится с каждым разом интересней. Эти сезонные изменения отражаются в разделах «Колхозный календарь» и «Охотник».

«Лесная газета» — это книга-игра, так автор постоянно втягивает нас в свои наблюдения. В ней много полезных советов: как читать следы зверей и птиц, практические советы по работе в саду и огороде, по охоте, рыболовству, наблюдениям за погодой. В книге много полезной информации о поисках и открытиях в науке, много головоломок, забавных рассказов, состязаний на развитие умственных способностей («Тир», «Остроглаз»). Из номера в номер печатались только написанные короткие рассказы Бианки, поэтические зарисовки, наблюдения и раздумья охотника и любителя природы. В книгу введены герои, переходящие из номера в номер: веселый, сметливый юннат Кит Великанов, умудренный опытом охотник Сысой Сысоич.

Работа над книгой для детей привлекла к себе молодых художников: Чарушина, Курдова и знаменитых писателей и поэтов, которые с горячим желанием и выдумкой старались рассказать детям об окружающем их мире. Появились литературные ученики, с помощью которых создавалась книга. Это ботаник Н.М. Павлова, писатель Н. Сладков, писатели Э. Шим, С. Сахарнов и многие другие. А связала судьба Бианки с этими людьми, потому что он умел выискивать людей, любящих природу. В 50-х годах из учеников Бианки собралась «могучая кучка» — писателей, знающих и любящих природу. И они увлеклись созданием радиопередач для детей о природе. Передачи были ежемесячные, постоянные и назывались «Вестями из леса». Бианки говорил о ней: «…чтобы занятно было, чтобы не скучали ребята, а радовались…». Чтобы дети легче воспринимали информацию, звери, птицы, лягушки и рыбы, бабочки, жуки, грибы, травы и деревья говорили на человеческом языке. Да и разделы были интересными: «Происшествия», «Загадки», «Дела ребячьи», «Книга жалоб и предложений», «Спорт», «Моды сезона». Передача нравилась всем: и взрослым и детям, так же как и «Лесная газета».

«Лесная газета» продолжает жить и сегодня. Ее читают дети, она часто используется педагогами ДОУ.

Бианки писал: «Я написал «Лесную газету». Книга имела успех. Я тогда не думал об этом… Но и тогда, и теперь у меня была и осталась цель, одно желание, страстное, неудержимое: рассказывать и рассказывать, кричать, петь людям о радости той жизни, которую они забывают, мимо которой проходят равнодушно, считая ее чем-то лишним в своей жизни, выклюнувшейся из нее, как цыпленок из яйца».

Традиции устного народного творчества и классической литературы в произведениях писателя В. Бианки

В произведениях Бианки сильна фольклорная традиция. Он считал, что «писатель — дитя народа, он растет из глубин народного мироощущения». Именно поэтому в произведениях Виталия Валентиновича заметна фольклорная традиция, для его творчества очень характерно возвращение к написанным в прошлом и уже изданным произведениям. Писатель учился у народа, у народной сказки. Отсюда в его собственных сказках — юмор, простота и естественность речи, сочность языка, стремительность действия. Но это не просто сказки, в них скрыто глубокое обобщение, основанное на научном знании. Поэтому так велико воспитательное воздействие произведений Бианки: они учат не только наблюдать природу, но и радоваться ее красоте, беречь ее богатства, нужные людям. В сказках Бианки мы почти не чувствуем присутствия автора. В них животные рассуждают и действуют как люди, ведь иначе сказка не была бы сказкой. Учась у народной сказки, писатель в отдельных случаях создает как бы новые ее варианты. Таковы, например, его «Теремок» или «Колобок». Старые тексты часто дополнялись новыми строками. К примеру, на протяжении всей своей жизни Виталий Бианки многократно дополнял переиздания «Лесной газеты», а также сборник «Лесные были и небылицы», которые давно стали настоящей классикой и образцом научно-художественной литературы для детей. Его «сказки-несказки», развивающие традиции народных сказок («Теремок», «Лис и мышонок», «Лесные домишки», «Красная горна», «Люля», «Сова» и другие), короткие рассказы («Первая охота», «Чьи это ноги?», «Кто, чем поет?», Чей нос лучше?» и другие), повести («Одинец», «Аскыр», и др.), содержат массу достоверного и правдивого материала о природе. Циклы рассказов «Мой хитрый сынишка», «Рассказы о тишине» помогают детям развивать наблюдательность, понимать язык природы, еще до конца не изученной человеком и полной чудес, загадок и волнующих тайн, которые надо постигнуть. Большого мастерства достиг писатель в научной сказке и в своих рассказах о животных.

Научны почти все сказки Бианки, ведь они вводят читателя-ребенка в мир живой природы и показывают этот мир таким, каким видит его ученый-материалист. В сказках Бианки читатель узнает много новых слов, точных и образных. «А я от тебя в отнорочек и был таков», — говорит мышонок лису. «Надо мне направо повернуть — я хвост влево поворачиваю, — говорит Рыба, — надо налево, я вправо хвост кладу» («Хвосты»). Клевер у Бианки — кормовистый, паук — «брюхом по земле чиркает», комарище — «жигать (кусать) мастерище». В несомненной связи с народной традицией находится и прозрачная мораль сказок Бианки. Например, праздное любопытство героев всегда наказывается. В искусно построенной сказке «Хвосты» Муха докучает и Человеку, и зверям, и птицам, выпрашивая себе самый лучший хвост. В заключение Корова прихлопывает Муху хвостом и тем самым избавляет всех от несносной бездельницы. Хвастливый и назойливый Комар («Росянка — комариная смерть») погибает, пойманный растением-хищником: «и выпила Росянка комариную кровь, как пил Комар кровь звериную, птичью и человечью». Все сказки Бианки познавательны, в них мы знакомимся с важными законами жизни природы. Вообще, все маленькое, хрупкое в животном и растительном мире, ведущее нешуточную борьбу за жизнь, пользуется симпатией автора. Это тоже роднит его сказки с народными. Спешит домой заблудившийся муравьишка, его забота оправдана, и муравьишке все помогают: и жужелица, и паук, и клоп-водомер, и гусеница-землемер. Попутно автор знакомит читателя со способами передвижения у различных насекомых. Вот, например, портрет взлетающего жука: «Крылья у жука точно два перевернутых корыта, а из-под них другие крылышки лезут, разворачиваются: тоненькие, прозрачные, шире и длиннее верхних». Ищет гнездышко ласточка-береговушка («Лесные домишки»), и вместе с ней мы путешествуем от одного домишка к другому, наблюдая занятные обычаи в строительстве гнезд у разных лесных, луговых и водных жителей.

Воспитание наблюдательности и бережного отношения к природе. Умение в произведениях для детей дать не только сведения о повадках и образе жизни животных, но и первое представление о закономерностях и взаимосвязи явлений природы

Творчество Виталия Бианки имело огромное значение в воспитании детей, в становлении научно-художественной литературы для детей. Писатель разработал новые жанры в детской литературе: новые формы детской сказки, рассказа о природе, художественной книги-энциклопедии. Бианки был художником слова, ученым и зорким наблюдателем. Его произведения дышат свежестью, современностью. Автор сумел отобрать научный материал, незаметно, но последовательно воспитывающий в юных читателях понимание и любовь к природе, ее закономерности, постижение окружающего мира.

Бианки писал свои произведения для детей всех возрастов. Сказки — для маленьких и чуть старше. Рассказы для более старшего возраста. Хотя есть среди рассказов и коротенькие рассказы — анекдоты для самых маленьких. Содержание таких рассказов построено на поучительной истории («Музыкант»).

Читайте также:  Анализы на иммунный статус у детей

Также в творчестве Бианки есть рассказы для старшего возраста, которые вошли в сборник «Нечаянные встречи». Это рассказы для старших дошкольников и школьников, которые образуют циклы: «Задумчивые рассказы», «Рассказы о тишине». Эти произведения отличаются стройной композицией, поэтическим зачином и концовкой. Главными героями являются дети (школьники) и взрослые, играющие активную роль в жизни детей. Причем автор обязательно указывает профессию взрослого, который зачастую и является рассказчиком. Описываемые события происходят в разных уголках страны: на Кубани, в Западной Сибири, в Хакасии. Рассказы, которые не очень сложны по сюжету, заставляют задуматься. В них часто заключена неразгаданная загадка. Во всех произведениях писателя видно глубокое знание природы и ее обитателей.

Поражает мастерство писателя в умении собрать богатые сведения в одно динамично развивающееся событие. За кажущейся простотой одного произведения — строгий отбор, обязательный анализ сведений, которые добывались на практике. Ведь нельзя забывать, что Бианки был ученым, анималистом.

Последователями Бианки стали: писатель натуралист Т. Скребицский, ученый-энтомолог и писатель П. Мариковский. Бианки сыграл большую роль в судьбе детского писателя С.В. Сахарнова, который считал Виталия Бианки своим учителем. Учеником и последователем Бианки является также Н.И. Сладков, автор множества книг о природе.

Его произведения имеют для детей познавательный (получение большого количества новых знаний) и воспитательный (привитие доброты, любви, понимания и сострадания) характеры. Мир в его произведениях реален, поэтому он учит детей принимать жизнь реально, такой какая она есть.

«Детство — это пора слепой правды» — писала М. Цветаева. Поэтому детям нужно показывать правду жизни, какой бы она не была: горькой или радостной. А уже на примере этой правды дети должны учиться жить, любить и беречь природу. Ведь природа, если мы будем ее бездумно и жестоко уничтожать, может исчезнуть, погибнут все ее богатства. А мы, люди, неразрывно связаны с матушкой-природой, не будет ее, пропадем и мы.

Бианки прекрасно это понимал и через его произведения познают эту истину и дети, начиная с младшего дошкольного возраста. Бианки рассматривал свое творчество как «самоучитель любви к природе». В своих произведениях он старался раскрыть главную мысль в общении с природой. Об этом он писал в своей статье для взрослых «Воспитание радостью»: «Никакая игрушка не привяжет к себе всего сердца ребенка, как это делают живые любимцы». Ведь ребенок и правда во всем живом чувствует друга, пытается найти родственную душу.

«Когда станешь взрослым, не презирай мечты своей юности» — так звучит эпиграф к рассказу Виталия Бианки «Чайки на взморье». Эпиграф этот можно отнести и к жизни В.В. Бианки: он не только не презрел юношеской своей мечты — постигнуть многоголосый и многокрасочный мир природы, но и сумел сохранить в своей душе ребенка — самое драгоценное, самое необходимое, без чего не может быть настоящего писателя для детей.

Анализ сказки «Первая охота»

Ш Переплетение сказки с реальностью

Ш Образы и портреты животных

В этой сказке В.В. Бианки рассказывается о защитных приспособлениях животных. В основе сюжета — первая охота неопытного самонадеянного щенка. Щенок один отправляется в лес. Там он видит вполне реальных жуков, гусениц, бабочек, ящериц, птиц. Все птицы и насекомые обманывают глупыша и легко прячутся от него: «Выпь думает: «Я его обману!» Удод думает: «Я его удивлю!» Вертишейка думает: «Я его напугаю!» Ящерка думает: «Я от него вывернусь!» Гусеницы, бабочки, кузнечики думают: «Мы от него спрячемся!»…».

Как и положено в сказке, все они разговаривают, но внешность и поведение их правдоподобны. Приключения неудачливого охотника знакомят читателя с действительно существующей в природе способностью живых существ сливаться с окружающей средой, принимать окраски и формы других животных и растений: «Зеленые кузнечики в зеленой траве притаились. Гусеницы на веточках вытянулись и замерли, — их от сучков не отличишь. Бабочки сели на деревья, крылья сложили, — не разберешь, где кора, где листья, где бабочки».

Писатель рисует красочные и характерные портреты. Выпь в камышах: «вся в желтые и коричневые полосы раскрашена». Удод: «лежит на земле пестрый лоскут, и торчит из него кривая игла». Птица-вертишейка: «в черном дупле черная змея извивается и страшно шипит». Щенок ещё неопытен, поэтому каждое встреченное им животное легко ускользает от горе-охотника. Образ щенка из сказки забавен, он близок детскому восприятию, вызывает улыбку и сочувствие читателя: «Удивился щенок: «Куда же Удод девался? Неужели я эту пеструю тряпку за него принял? Пойду поскорей маленькую птичку поймаю»».

Благодаря сказочному сюжету читатель хорошо усваивает вполне конкретные научные знания. Под талантливым пером писателя самые обыденные явления превращаются в яркие и запоминающиеся.

В.В. Бианки один из самых любимых, добрых и гуманных детских писателей о жизни неподражаемого мира животных. Он был лучшим русским писателем анималистом советского периода. «Переводчики с бессловесного» — так называл он себя и своих соратников, писателей о жизни животных. Переводить на язык человеческий и птичий щебет, и всякую другую звериную многоголосицу он научился с детства, когда совершенно естественно, как только ребенок может, окунулся в необъятный мир природы и никогда уже не нашел выхода из этого удивительно заповедного мира животных.

Язык его книг — легкий и красочный, насыщенный веселыми звукоподражаниями, рифмованными определениями в сказочном духе — обращен непосредственно к воображению и фантазии ребенка; писатель умело подводит его к постижению, «открытию» окружающего мира природы. За 35 лет активной творческой работы Виталий Бианки написал более 300 рассказов, повестей, сказок, статей и очерков о природе. В течение всей жизни вел дневники и заметки натуралиста, отвечал на приходившие во множестве читательские письма.

Он участвовал в написании сценариев для кинофильмов, мультфильмов и диафильмов о природе. Общий тираж произведений Виталия Бианки превышает 40 миллионов экземпляров, они переведены на очень многие языки мира — поклонники таланта Виталия Валентиновича живут по всему свету.

Незадолго до своей смерти Виталий Бианки написал в предисловии к одному из своих произведений: «Я всегда старался писать свои сказки и рассказы так, чтобы они были доступны и взрослым. А теперь понял, что всю жизнь писал и для взрослых, сохранивших в душе ребенка». Произведения В.В. Бианки — прекрасный материал для чтения, воспитания и развития детей, особенно сегодня, когда человечество стоит на грани экологической катастрофы.

Список использованной литературы

1. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. М., 2001.

3. Бианки Е.В. Краткая биография Виталия Валентиновича Бианки. Л., 1992.

4. Бианки Е. Он писал про лес. Л., 1984.

5. Веретенникова С.А. «Ознакомление дошкольников с природой», М., 1993.

6. Гуревич Л. Знакомство со сказками Виталия Бианки. М., 1991.

7. Дмитриев Ю. Рассказы о книгах В. Бианки. М., 1981.

8. Зурабова К. Сказки, «перевод» с лесного: Виталий Валентинович Бианки. М., 2002.

9. Кузнецова Н.И., Мещерякова М.И., Арзамасцева И.Н. Детские писатели. Справочник для учителей и родителей. М., 1995.

10. Сивоконь С.И. Уроки детских классиков: Очерки. М., 1990.

Создание Студии детской литературы при Институте дошкольного образования в Ленинграде в 1922 году. Основные жанры в творчестве писателя В.В. Бианки: детская сказка, рассказы о природе, энциелопедия. Познавательный и воспитательный характер произведений.

реферат [26,8 K], добавлен 06.04.2012

Значимость хлеба в жизни человека на протяжении тысячелетий. Виды хлеба разных народов, традиции народа. Образ хлеба в произведениях устного народного творчества. Значимость его в годы Великой Отечественной войны. Отношение современников к хлебу.

презентация [1,8 M], добавлен 27.05.2014

Традиции устного народного творчества в Киевской Руси. Жанры русского устного народного творчества: сказки, песни, былины, загадки, легенды, пословицы и поговорки. Исторические повествования, биографии святых и князей, церковно-политические трактаты.

презентация [1,1 M], добавлен 14.02.2014

Влияние фольклора на творчество Н.В. Гоголя. Источники фольклорных элементов в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки» и повести «Вий». Изображение народной жизни в произведениях Гоголя. Формировавшие нравственных и художественных воззрений писателя.

курсовая работа [87,0 K], добавлен 23.06.2011

Биография Ивана Алексеевича Бунина. Особенности творчества, литературная судьба писателя. Тяжёлое чувство разрыва с Родиной, трагедийность концепции любви. Проза И.А. Бунина, изображение пейзажей в произведениях. Место писателя в русской литературе.

реферат [74,7 K], добавлен 15.08.2011

Сущность и особенности раскрытия темы «маленького человека» в произведениях классической русской литературы, подходы и методики данного процесса. Представление характера и психологии «маленького человека» в трудах Гоголя и Чехова, отличительные черты.

контрольная работа [22,3 K], добавлен 23.12.2011

Начало творческого пути Н.В. Гоголя. Художественный мир писателя. Необычный, фантастический Петербург Гоголя — образ этого города, резко очерченный в произведениях Николая Васильевича. Отношения писателя к городу на Неве в петербургских повестях.

реферат [38,2 K], добавлен 10.03.2008

Философско-культурологические взгляды Державина, Карамзина и Жуковского, их отношение к смерти как категории бытия и её выражение в их произведениях. Оценка отношения А. Пушкина к смерти в произведениях. Гуманистическая направленность творчества Пушкина.

курсовая работа [45,9 K], добавлен 02.05.2013

Формирование классической традиции в произведениях XIX века. Тема детства в творчестве Л.Н. Толстого. Социальный аспект детской литературы в творчестве А.И. Куприна. Образ подростка в детской литературе начала ХХ века на примере творчества А.П. Гайдара.

дипломная работа [83,8 K], добавлен 23.07.2017

«Литературная стратегия» Виктора Пелевина, постмодернизм и эклектика в его произведениях глазами литературных критиков. Скептические отзывы о прозе Пелевина. Мотивы и темы творчества Пелевина. Традиции русской литературы в творчестве Пелевина.

курсовая работа [48,6 K], добавлен 20.05.2004

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

источник

Виталий Валентинович Бианки (1894—1959), войдя в детскую литературу в 1924 году как автор журнала «Воробей», создал для маленьких читателей множество произведений о природе. Их герои — живот­ные, птицы, растения. Он автор более трехсот произведений о жизни мира животных.

Его добрые гуманные рассказы и сказки воспитывали миллионы детей. Не одно поколение ребят они научили доброте и любви к братьям нашим меньшим, научили заботе и милосердию к тем из них, кто попал в беду.

Он был лучшим русским писателем анималистом советского периода. Переводить на язык человеческий и птичий щебет, и всякую другую звериную многоголосицу он научился с детства, когда совершенно естественно, как только ребенок может, окунулся в необъятный мир природы и никогда уже не нашел выхода из этого удивительно заповедного мира животных.

Став детским писателем, он каждое свое произведение стремился сделать толчком к постижению таинственного и манящего мира природы. Пробудить любознательность ребенка и доставить ему эстетическую радость — такие задачи он ставил перед собой.

Первая сказка В. Бианки — «Путешествие красноголового во­робья» (1923). Затем последовали «Лесные домишки». «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?», «Первая охота» и множество других произведений (более трехсот). Сам он называл те из них, что относились к художественно-познавательному жан­ру, — «сказки-несказки».

Бианки высоко ценил народные сказки за сжатость и простоту. Их стиль он и взял как модель для своих произведений, намерева­ясь дать детям знания о мире. На страницах его сказок оживают увиденные натуралистом лесные обитатели во всей неповторимо­сти их облика и повадок.

Первый опубликованный детский рассказ Бианки – Чей нос лучше? (1923).Герои рассказа птицы Тонконос, Крестонос, Дубонос и др. напоминали сказочных героев, повествовательная манера Бианки была полна точных наблюдений и юмора. В рассказе «Чей клюв лучше» разные птицы убеждали друг друга в преимуществах своего клюва, пока неожиданно появившийся ястреб не прервал этот спор весьма прозаическим образом, скушав несчастного мухолова — зачинателя спора. Этот рассказ помогает детям понять, какие клювы бывают у тех или иных птиц и для чего они предназначены.

Драматично разворачиваются события в сказке «Как Муравьишка домой спешил» (1936). Произошла весьма неприятная история: любопытный Муравьишка забрался на высокое дерево, а сухой листок обломился, и ветер отнес Муравьишку далеко от родного дома; между тем скоро «сядет солнце, муравьи все ходы и выходы закроют — и спать. А кто опоздал, тот хоть на улице ночуй». Бедный Муравьишка к тому же при падении ноги себе зашиб, так что сам до дому не добежит. Вот и приходится ему обращаться за помощью к Пауку, Жужелице, Землемеру, Кузне­чику, Водомеру. И маленькие читатели узнают, как передвигают­ся эти насекомые по земле и по воде. Это не только урок занима­тельной энтомологии, но и урок доброты: ведь Муравьишке ник­то из маленьких обитателей леса не отказывает в помощи.

В сказке Бианки В.В. «Мышонок Пик» маленького, беспомощного мышонка, попавшего в кораблекрушение, всюду подстерегают опасности: то налетит разбойница-сова, то козы съедят запасы, заготовленные на зиму. Но он не унывает, а как настоящий Робинзон смело осваивает остров.

Рассказ «Плавунчик» об удивительной птичке — плавунчике. Птички эти из куликов и живут больше по болотам, по берегам рек и озер. Но они не плавают, не ныряют, а только бегают у воды по берегу и кланяются клювом до земли: так они достают себе еду в тине, в иле, под камешками или в траве.

В рассказе «Синичкин календарь» молоденькая синичка Зинька наблюдает за природой, заводит дружбу со многими зверями, освобождает в марте куропаток из снежной тюрьмы, пытается в июле кормить чужих птенчиков, спасти девочку от медведя, беспокоится в холодном ноябре о друге Зензивере.

Перед маленьким читателем откроются повадки животных и птиц в разное время года.

В основе всех лесных сказок, рассказов и повестей Бианки лежат его собственные научные наблюдения над жизнью леса и его обитателей. Создавая их, он стремился и ребят приучить к самостоятельным наблюдениям над родной природой. Нельзя не полюбить милых мохнатых и пернатых героев Бианки, когда он рассказывает об их повадках, о ловкости, хитрости, умении спасаться и прятаться.

Герои Бианки — это не только животные, птицы и насекомые, но и их друзья — ребята. В сказках и рассказах Бианки часто появляются дети, при­ручающие животных, например, Сергейка из рассказа «Кузя двухвостый», которому «очень хотелось поймать какую‑нибудь птичку, особенно кузю – большую белощёкую синицу. Уж очень они – кузи – весёлые, бойкие, смелые». Писатель много усилий тратил на то, чтобы пробудить в маленьких читателях чувство сопричастности к миру природы, к миру животных. Как и у Пришвина и Житкова, чело­век у него не покоритель природы, а ее неотъемлемая часть. Вред, причиняемый природе, неизбежно скажется на существовании всего живого на Земле, не уставал напоминать писатель.

Тридцать пять лет Бианки писал о лесе. Это слово часто звучало в названиях его книг: «Лесные домишки», «Лесные разведчики». А самой знаменитой книгой стала «Лесная газета». Другой подобной просто не было.

В «Лесных домишках» (1923) рассказано о жилье разных птиц. Главный персонаж — юная ласточка Береговушка. Заблудившись в незнакомом лесу, она ищет пристанище на ночь — в жилище Зуйка, Витютня, Иволги — и чуть не попадает в зубы белки. Бере­говушка находит свой дом, а дети в конце рассказа узнают, как устроено ласточкино гнездо на речном обрыве: «В обрыве — дырки, дырки, дырки. Это всё ласточкины норки. В одну из них юркнула Береговушка. Юркнула и побежала по длинному-длин­ному, узкому-узкому коридору. Добежала до его конца и впорхнула в просторную круглую комнату. Тут уже давно ждала ее мама. Сладко спа­лось в ту ночь усталой маленькой Береговушке на мягкой теплой по­стельке из травинок, конского волоса и перьев. ». Сюжет в сказке о Береговушке разворачивается стремительно, события драматичны, приключения увлекательны, а в результате ребенок усваивает новые сведения о природе, испытывая к тому же целую гамму чувств: удивление перед многообразием приро­ды, жалость к заблудившейся птичке, страх за ее жизнь.

Переведенная на многие языки, «Лесная газета» входит в мировой фонд детской литературы. По существу, входит в него и все творчество Виталия Бианки.

Знакомство читателя с основными биологическими закономер­ностями и взаимосвязями происходит в «Лесной газете» в форме увлекательной игры. Обыгрывается форма газеты — периодичность выпуска ее номеров: первый номер — «Месяц пробуждений», четвертый — «Месяц гнезд», восьмой — «Месяц полных кладовых» и т. п. В расположении материала имитируются газетные отделы: статьи — корреспонденции — письма читателей. Броские заголов­ки, веселые объявления, стихи и шутки задают тон всей «Лесной газете», отнюдь не умаляя главного ее направления — «быть само­учителем любви к родной природе».

Читайте также:  Анализы на госпитализацию для детей

Переведенная на многие языки, «Лесная газета» входит в золо­той фонд мировой детской литературы. По существу, входит в него и все творчество Виталия Бианки.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

источник

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp» , которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Введение

    Биография В.В. Бианки.
    Творчество В.В. Бианки для детей.

Заключение
Список литературы

Введение
Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется, поэтому следует учить детей искать и находить новое в уже известном, виденном и в этом нам помогают произведения В. Бианки.
Литература способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи.
Художественная литература и наблюдения служат могучим средством в экологическом воспитании детей и способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, фантазию, полет мысли и дают возможность раскрыть огромный потенциал, заложенный в каждом человеке, воспитывают человека.
За 35 лет творческой работы В.В. Бианки создал более 300 рассказов, сказок, повестей, очерков и статей. Всю жизнь он вел дневники и натуралистические заметки, отвечал на множество читательских писем. Его произведения были изданы общим тиражом более 40 млн. экземпляров, переведены на многие языки мира. Незадолго до смерти Бианки писал в предисловии к одной из своих книг: «Я всегда старался писать свои сказки и рассказы так, чтобы они были доступны и взрослым. А теперь понял, что всю жизнь писал и для взрослых, сохранивших в душе ребенка».

    Биография В.В. Бианки.

Виталий Бианки родился в Петербурге. Певучая фамилия досталась ему от предков-итальянцев. Возможно, от них же и увлекающаяся, артистическая натура. От отца — ученого-орнитолога — талант исследователя и интерес ко всему, «что дышит, цветет и растет».
Отец работал в Зоологическом музее Российской Академии наук. Квартира хранителя коллекций находилась прямо напротив музея, и дети — трое сыновей — часто бывали в его залах. Там за стеклянными витринами замерли животные, привезенные со всего земного шара. Как хотелось найти волшебное слово, которое «оживило» бы музейных зверей. Настоящие были дома: в квартире хранителя расположился небольшой зоопарк.
Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Здесь Витя впервые отправился в настоящее лесное путешествие. Было ему тогда лет пять-шесть. С тех пор лес стал для него волшебной страной, раем.
Интерес к лесной жизни сделал его страстным охотником. Недаром первое ружье ему подарили в 13 лет. А еще он очень любил поэзию. Одно время увлекался футболом, даже входил в гимназическую команду.
Разными были интересы, таким же — образование. Вначале — гимназия, затем — факультет естественных наук в университете, позднее — занятия в институте истории искусств. А своим главным лесным учителем Бианки считал отца. Именно он приучил сына записывать все наблюдения. Через много лет они преобразились в увлекательные рассказы и сказки.
Бианки никогда не привлекали наблюдения из окна уютного кабинета. Всю жизнь он много путешествовал (правда, не всегда по своей воле). Особенно запомнились походы по Алтаю. Бианки тогда, в начале 20-х годов, жил в Бийске, где преподавал биологию в школе, работал в краеведческом музее.
Осенью 1922-го Бианки с семьей вернулся в Петроград. В те годы в городе при одной из библиотек существовал интереснейший литературный кружок, где собирались писатели, работавшие для детей. Сюда приходили Чуковский, Житков, Маршак. Маршак и привел однажды с собой Виталия Бианки. Вскоре в журнале «Воробей» был опубликован его рассказ «Путешествие красноголового воробья». В том же, 1923 году, вышла первая книжка («Чей нос лучше»).
Самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета». Другой подобной просто не было. Все самое любопытное, самое необычное и самое обычное, что происходило в природе каждый месяц и день, попало на страницы «Лесной газеты». Здесь можно было найти объявление скворцов «Ищем квартиры» или сообщение о первом «ку-ку», прозвучавшем в парке, или отзыв о спектакле, который давали на тихом лесном озере птицы-чомги. Была даже уголовная хроника: беда в лесу не редкость. Книга «выросла» из небольшого журнального отдела. Бианки работал над ней с 1924 года до конца жизни, постоянно внося какие-то изменения. С 1928 года она несколько раз переиздавалась, становилась толще, ее переводили на разные языки мира. Рассказы из «Лесной газеты» звучали по радио, печатались, наряду с другими произведениями Бианки, на страницах журналов и газет.
Бианки не только сам постоянно работал над новыми книгами (он автор более трехсот произведений), ему удалось собрать вокруг себя замечательных людей, любивших и знавших зверей и птиц. Он называл их «переводчиками с бессловесного». Это были Н.Сладков, С.Сахарнов, Э.Шим. Бианки помогал им в работе над книгами. Вместе они вели одну из интереснейших радиопередач «Вести из леса».
Тридцать пять лет писал Бианки о лесе. Это слово часто звучало в названиях его книг: «Лесные домишки», «Лесные разведчики». Повести, рассказы, сказки Бианки своеобразно соединили в себе поэзию и точное знание. Последние он даже называл по-особенному: сказки-несказки. В них нет волшебных палочек или сапог-скороходов, но чудес там не меньше. О самом неказистом воробье Бианки мог так рассказать, что мы только удивляемся: оказывается, тот совсем не прост. Удалось-таки писателю найти волшебные слова, которые «расколдовали» таинственный лесной мир.

2. Творчество В.В. Бианки для детей.
В.В. Бианки, войдя в детскую литературу в 1924 году, как автор журнала «Воробей», создал для маленьких читателей множество произведений о природе. Их герои – животные, птицы, растения. В 1923 году в журнале «Воробей» появилось его первая сказка «Путешествие красноголового воробья». В следующие два года вышли его книги «Первая охота», «Чьи это ноги?», «Кто, чем поет?», «Чей нос лучше?». Всего В.Бианки принадлежит более 250 произведений. Писатель создавал познавательные книжки-картинки, природоведческие сказки, рассказы, очерки, охотничьи повести, им придумана и пущена в литературную жизнь знаменитая «Лесная газета».
В его книгах мы можем встретить смешные сказки и полные драматизма сказочные повести, рассказы о животных с искусно построенным сюжетом и рассказы почти вовсе без сюжета, полные поэзии и лирического раздумья. В его сказках переплетаются юмор, простота и естественность речи, сочность языка, стремительность действия. Но это не просто сказки. Эти сказки учат не только наблюдать природу, но и радоваться ее красоте, беречь ее богатства.
Тематика книг В.Бианки многообразна. В сказках, рассказах, повестях писателя заключены обширные биологические знания. Произведения Бианки дают читателю правильные представления о природе, воспитывают бережное отношение к ней.
Все сказки Бианки познавательны, в них мы знакомимся с важными законами жизни природы. Даже в рамках одного жанра писатель создает произведения, очень разнообразные, от коротенькой сказки-диалога («Лис и мышонок») до развернутой сказочной повести («Мышонок Пик», «Оранжевое горлышко»).
В рассказах Бианки о природе меньше выдумки, игры, чем в сказках, и роль человека в них иная — он охотник, наблюдатель, натуралист. Все, что происходит в рассказах, может случиться и в действительности. Окружающее оказывается таким же интересным, как и в сказке, если только уметь как следует наблюдать. Читая рассказы писателя, юный читатель учится видеть, наблюдать. Очень осторожно Бианки вводит в свои рассказы описание природы, т.к. это привлекает не всех детей.
Для маленьких читателей Бианки написал коротенькие рассказы-анекдоты, все содержание которых построено на каком-нибудь любопытном или назидательном приключении («Музыкант», «музыкальная шкатулка»).
Наряду с отдельными сказками писатель создает и циклы рассказов. В цикле «Мой хитрый сынишка» появляется герой-мальчик. На прогулках с отцом он постигает лесные секреты. Ему удается подсмотреть, как до смерти напуганная лисица пускается наутек от отчаянного бельчонка, прыгнувшего ей чуть не в самую пасть.
Рассказы писателя для детей старшего возраста, вошедшие в сборник «Нечаянные встречи», имеют стройную композицию, поэтический зачин и концовку. Они тоже объединены в циклы: «Задумчивые рассказы», «Рассказы о тишине» и т.д. Нехитрые по сюжету, рассказы заставляют читателя задуматься над происшедшим.
В.Бианки умеет вызвать интерес у читателя к окружающей природе, к знакомству с животными и птицами. Чтобы заинтересовать маленького читателя, писатель часто дает названия своим произведениям в виде вопроса: «Чей нос лучше?». Писатель привлекает ребенка к самостоятельному решению вопросов и загадок, учит наблюдать за природой и раскрывать ее тайны. Писатель создает свои произведения на точных научных фактах, все его герои обладают конкретными особенностями.
Поэтому книги В.Бианки о природе – энциклопедия биологических знаний для детей младшего школьного возраста. Это энциклопедия, созданная ученым и писателем, ясно понимающим запросы своего маленького читателя.
Научны почти все сказки Бианки, они уводят читателя в мир живой природы и показывают этот мир таким, каким видит его сам автор. Все сказки познавательны, в них мы знакомимся с важными законами жизни природы. В каждом произведении писателя чувствуется глубокая любовь к природе, к животному миру, к людям. Его произведения учат не только наблюдать природу, но и радоваться ее красоте, беречь ее. В сказках Бианки не чувствуется присутствие автора, в них животные действуют и рассуждают как люди.
Исследователь творчества В. Бианки Гр. Гроденский справедливо пишет: «И пусть большинство героев произведений Виталия Бианки всего только лесные звери и птицы – они пробуждают у ребенка большие человеческие чувства: смелость, стойкость, доброту к слабым, стремление к достижению цели. Здесь утверждается справедливость торжества разума и победа добра над злом; прививаются гуманизм и патриотизм. Раскрывается поэтическое видение мира».
Книги В. Бианки учат детей научному видению природы. Его произведения помогают учителю в занимательной форме раскрыть перед детьми сложные явления природы, показать закономерности, существующие в мире природы. Так, сказка «Первая охота» В. Бианки знакомит маленьких детей с таким сложным явлением в природе, как мимикрия, показывает разнообразные формы защиты животных: одни ловко обманывают, другие прячутся, третьи пугают и т. д. Интересны сказки В. Бианки «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?», «Хвосты». Они позволяют раскрыть обусловленность строения того или иного органа животного средой его обитания, жизненными условиями. Учитель использует произведения В. Бианки и для того, чтобы показать ребенку, что мир природы находится в постоянном изменении, развитии. Из произведений В. Бианки «Лесная газета», «Наши птицы», «Синичкин календарь» дети узнают о сезонных изменениях в неживой природе, в жизни растений и разных представителей животного мира.
Книги В. Бианки — произведения природоведческого характера; они уводят нас в полный неповторимой прелести мир живой природы. В основе книг обычно лежит конкретный биологический факт, точно указано географическое место действия, определено календарное время года, сохранена биологически видовая точность зверя, птицы, насекомого, растения, т. е. все то, что обязательно в природоведческих книгах.
Для беседы с детьми В. Бианки очень часто прибегает к сказке, потому что она психологически ближе ребенку. Он создал жанр научной сказки на фольклорной основе. Его сказки эмоциональны, оптимистичны, пронизаны любовью к родной природе («Лесные домишки», «Приключения Муравьишки», «Мышонок Пик» и др.).
В каждом произведении Бианки чувствуется глубокая любовь к природе, к животному миру, к людям, разумно и доброжелательно относящимся к животным. Это подмечено в статье писателя Н. Сладкова о Бианки: «Его птицы и звери не символы, не переодетые в птиц и зверей люди: они всамделишные, настоящие, правдашные. И в то же время они глубоко связаны с человеком, естественно входят в круг его интересов, возбуждают его любознательность и будоражат мысль».
Одно из самых известных произведений Бианки – его «Лесная газета». «Лесная газета» появилась на свет первоначально как постоянный природоведческий отдел в журнале «Воробей». В 1926 – 1927 годах Бианки работал над материалами этого отдела для издания книги «Лесная газета на каждый год», и в 1928 году книга вышла в свет. Эта большая книга – энциклопедия русской природы. Вышедшая впервые в 1928 году, она и доныне остается одним из самых любимых и популярных произведений советской детской литературы для детей.
Удача этой книги во многом определена выдумкой автора: материал в ней подобран и расположен как в настоящей газете, со статьями и очерками, короткими заметками, телеграммами с мест, письмами читателей, занятными рисунками, загадками в конце номера. В основе газеты лежит повторяющийся цикл сезонных изменений в природе. Поэтому и названия месяцев в ее двенадцати номерах необычны: «Месяц Птенцов», «месяц Стай», «Месяц Полных Кладовых» и т.д.
«Лесная газета» — это книга-игра. Читатель не остается пассивным. Автор все время втягивает его в наблюдения. Книга задумана и осуществлена как единое целое, в ней присутствуют
Эта книга, как и все произведения В. В. Бианки, способствует формированию у юного читателя материалистического мировоззрения. «Во всех его произведениях, в каждой странице, в каждом слове заложена такая любовь к своей земле, такая неразрывная с нею связь, такая чистота нравственного отношения, что нельзя ими не заразиться».
Переведенная на многие языки, «Лесная газета» входит в золотой фонд мировой детской литературы. По существу, входит в него и все творчество Виталия Бианки.
Произведения Бианки — прекрасный материал для чтения, воспитания и развития детей, особенно сегодня, когда человечество стоит на грани экологической катастрофы.
Всей своей творческой деятельностью писатель стремился раскрыть перед юным читателем богатство и разнообразие родной природы, привить любовь к ней. В статье «Воспитание радостью» он писал: «А ведь, чтобы научить детей родственному вниманию ко всему живущему с нами на земле, надо только одно: страстно любить родную землю. Передав эту любовь детям, воспитатель одарит их всеми нескончаемыми радостями, которые приносит человеку познание родного края, раскрытие маленьких, а потом и больших тайн природы».

Заключение
В советской России послереволюционного периода почти сразу же начинается формирование политически и классово ангажированной детской литературы, которая должна была открывать детям «путь к ясному пониманию того великого, что совершается на земле», которая призывала освободить детей от тлетворного ига старой книги. Жесткую позицию создания классово и политически ориентированной детской литературы занимает руководство страны, что отражается в постановлениях партии и правительства. Так, по сути, в партийных документах четко ставится задача формирования «нового человека».
В первое же послереволюционное десятилетие появляются писатели, работающие в детской литературе. Созданием произведений для детей занимаются В.В.Бианки, и многие другие. Функциональная направленность, пропагандистская определенность, требование привлекать для создания детской литературы в помощь комсомолу партийные, профсоюзные и советские организации были еще тогда, когда советская детская литература как массовое явление только возникала.
Таким образом, после 1917 года детская литература стала носить целенаправленный идеологический характер. Перед детскими писателями была поставлена задача создания детской книги нового типа. Детская книга стала одним из главных инструментов, с помощью которого советская власть решала задачу по созданию «нового человека». В этот период издание и содержание детской книги формировалось теми, кто руководил страной и определял её будущее.
и т.д.

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

источник