Меню Рубрики

Дети группы риска анализ работы психолога

Каюмова Анна Михайловна
Примерный анализ работы МБДОУ по психолого-педагогическому сопровождению семей «группы риска»

Работа по психолого-педагогическому сопровождению семей «группы риска» осуществляется в рамках профилактической работы в ДОУ по защите прав детей и ранней профилактике правонарушений согласно планам.

Основная цель работы с семьями группы риска — это обеспечение психолого-просветительской работы с родителями, способствование улучшению микроклимата в семье, сохранение и развитие семейных ценностей, формирование ЗОЖ.

-Привлечение родителей для совместной организации образовательной деятельности детей;

Психолого-педагогическое просвещение родителей;

-Способствование созданию комфортных условий в семье для развития личности ребёнка.

Основными направлениями работы являются:

работа с педагогическим коллективом;

Работа с педагогическим коллективом:

В сентябре 2016 г. были составлены социальные паспорта групп детского сада с целью: выявить семьи, относящиеся к семьям «группы риска». В рамках этого мероприятия проводился опрос родителей (заполнение таблицы, обработка и анализ полученных данных.

К «группе риска» отнесены следующие категории семей:

• Неблагополучные (или находящиеся на контроле);

• Семьи с детьми инвалидами;

Составленный на 30 сентября 20. года социальный паспорт ДОУ показал следующее наличие семей данных категорий: преобладающее большинство семей «группы риска» — это неполные семьи 54 семьи (17,2 %); многодетные – 26 семей (8,3 %); опекуны – 2 семьи (0, 6 %); семья находящаяся на контроле – 1 семья (0,3 %); инвалиды – 1 семья (0,3 %).

Исходя из выше сказанного, на начало учебного года, к «группе риска» относятся 84 семьи.

По результатам данных социальных паспортов групп также была составлена «Картотека семей «группы риска» в ДОУ»; составлены графики и акты посещений детей на дому согласно, которым были изучены бытовые условия и приёмы воспитания детей в семьях; разработаны планы индивидуально — профилактической работы с опекаемыми семьями, с семьей находящейся на контроле в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, семьей с ребёнком инвалидом.

Для педагогов была проведена консультация «Словесные способы поощрения и поддержки детей» с целью повысить обогатить и систематизировать знания педагогов о способах общения с детьми, а также составлены «Методические рекомендации по организации деятельности по профилактике безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и профилактике семейного неблагополучия».

Работа с родителями ДОУ:

В рамках просветительской работы составлены и размещены на информационных стендах консультации, памятки, буклеты и рекомендации для родителей: «Правила поведения родителей в семье», «Кодекс истинного родителя», «Рекомендации по организации общения с детьми дошкольного возраста», «Консультации-шпаргалки для родителей», «Способы разрешения конфликтов между родителями и детьми», «Права детей по возрастным категориям» цель которых, повышение психолого-педагогической культуры родителей.

Чтобы помочь родителям найти общий язык со своими детьми, обучить их способам конструктивного общения в группах проводятся родительские собрания, спортивные праздники «День здоровья», «Папа, мама, я – спортивная семья»; выставки: «Осенние фантазии», «Мамины глаза», «Безопасность глазами детей»; конкурсы: «Елочные игрушки», «Мы кормушку смастерили», «Семейные таланты»; музыкальные праздники: «День знаний», «Здравствуй, осень», «День матери», «Новогодняя сказка» и др. ; проекты: «Неделя психологии», «Абакан — город мой».

Также в течение года педагогом-психологом были проведены индивидуальные консультации для родителей по итогам психодиагностических обследований детей (только с согласия и по запросам родителей).

Работа с воспитанниками ДОУ:

С детьми воспитатели групп регулярно в течении года проводят профилактические беседы и игровые ситуации на темы: «Право на имя»; «Что такое здоровье и как его сохранить»; «О правилах поведения среди людей»; «Право на дом, семью, на любовь и понимание»; «Право на игру и образование»; «Способы защиты от инфекций» и др.

Также организуются выставки детского творчества: «Моя семья», «Здорово быть здоровым», «Золотая осень», «Зимушка — зима» и др; кружки: «Детские фантазии» (художественно-творческая деятельность); «Светофорик» (безопасность детей на дороге); «Хрустальный колокольчик» (вокальный кружок); «Здравик» (физическое развитие) и др.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что работа по психолого-педагогическому сопровождению семей «группы риска» в МБДОУ ведется согласно планам профилактической работы по защите прав детей и ранней профилактике правонарушений.

Также необходимо отметить, что в течение всего года осуществляется взаимообмен информацией с органами опеки и попечительства (по мере необходимости).

Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме детско-родительских отношений Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме детско-родительских отношений Современная семья и её проблемы служат объектом.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме взаимодействия ДОУ с семьей Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения).

Организация системы социального сопровождения семей группы риска социально опасного положения в ДОУ Доклад на тему: Организация системы социального сопровождения семей группы риска социально опасного положения, воспитывающих детей дошкольного.

Примерный проблемно-ориентированный анализ деятельности педагога-психолога за учебный год Годовой план работы психологической службы на … учебный год составлялся с учетом основных проблем и потребностей ДОУ: 1. Исходя из наблюдений,.

Примерный тематический план взаимодействия специалистов МБДОУ в старшей группе Примерный тематический план взаимодействия специалистов МБДОУ на логопункте. Старшая группа № п/п Период Тема Логопед. Игровой самомассаж,.

Психолого-педагогическая поддержка семей в условиях консультационного центра 2 слайд Целью моего консультирования в условиях консультационного центра является информирование родителей о возрастных особенностях ребенка,.

Психолого-педагогическая поддержка семей в условиях консультационного центра 2 слайд Целью моего консультирования в условиях консультационного центра является информирование родителей о возрастных особенностях ребенка,.

Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья Семья – это особый мир, внутри которого разворачиваются индивидуальные счастливые и несчастливые истории человеческих взаимоотношений, развивается.

Спортивный праздник «Мама, папа, я любим спорт не зря» для семей группы риска, СОП Цель: организация активного отдыха. Задачи: Повышать интерес к физической культуре. Развивать выдержку, внимание, память. Воспитывать.

Статья «Психолого-педагогическое сопровождение семей в трудной жизненной ситуации» Неблагополучных семей нет – есть семьи, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Семья — один из важнейших воспитательных институтов, роль.

источник

В материале предоставлены результаты диагностики личности воспитанника, относящегося к «группе риска». Выявлены области дезадаптации и представлена индивидуальная стратегия педагогического сопровождения ребенка.

Катаева Галина Владимировна,

воспитатель высшей категории

ГКОУ РО для детей сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей,

детского дома №3, г. Таганрога

Анализ работы с ребенком «группы риска»

Дети, склонные при определенных обстоятельствах, к неадекватному способу поведения относятся к детям «группы риска». Наша цель — проанализировать работу с таким воспитанником.

К.В. – мальчик, 12 лет, поступил в детский дом № 3 в апреле 2012 года.

До этого момента В. жил у бабушки, которая не могла справиться с его воспитанием. Мальчик систематически пропускал занятия в школе, убегал из дома, попал в асоциально ориентированную дворовую компанию.

За время пребывания в детском доме В. проявил себя как неконфликтный, общительный (легко и охотно вступает в вербальный контакт), добрый, активный ребенок.

Социальный статус в группе «принятый».

Для разработки индивидуальной стратегии педагогического сопровождения ребенка была проведена диагностика дезадаптированности по методике Молодцовой Т.Д., которая выявила 2-ой уровень социально-психологической дезадаптации, степень — поверхностная, расширенная, временная. Область наиболее выраженной дезадаптации — отношения в семье. Достаточно высок уровень дезадаптации в учебной деятельности, отношениях с товарищами, участии в общественно-полезной деятельности, отношении к самому себе, в связи с миром.

Исходя из выявленных областей дезадаптации были определены основные направления коррекционной работы с ребенком:

  1. Формирование положительной школьной мотивации:

С целью изменения отношения к учебе была проведена работа по выявлению пробелов в знаниях, диагностика совместно с психологом типа памяти, темперамента, особенностей характера, интеллекта, познавательных интересов, мотивов учения.

Исходя из результатов диагностики были определены методы педагогической поддержки ребенка в обучении:

  1. Ориентация учебно-познавательной деятельности так чтобы:

-выработать умение правильно организовать свой труд (планировать работу);

-распределять время (индивидуальные режимы, устное планирование распорядка дня вместе с воспитателем);

— создавать ситуацию успеха.

  1. Консультативная помощь при выполнении домашних заданий;
  2. Контроль за выполнением домашних заданий. На данном этапе необходимо постепенно переходить от сплошного контроля по всем предметам к выборочному контролю по результатам успеваемости по предметам;
  3. Дополнительные занятия для ликвидации пробелов в знаниях;
  4. Анализ результатов учебы на групповых собраниях и в индивидуальных беседах: «Что было в школе?», «Что мне мешает учиться?» В ходе этих бесед происходит самоанализ ребенком своих достижений и неудач. Задача воспитателя в ходе беседы отмечать все удачи ребенка, его положительные оценки, помогая ему разобраться в том, что послужило причиной успеха.

Результаты проводимой работы можно оценить как положительные, а именно отношение к учебе у В. стало более позитивным, значительно уменьшилось количество « двоек», если он их получает, то сразу же старается исправить сам или просит помощи у воспитателя или детей.

  1. Формирование волевых качеств личности

Согласно проведенной диагностики волевые качества у мальчика развиты слабо, он легко поддается чужому влиянию, идет «наповоду», не умеет и не хочет прилагать усилия для достижения желаемого.

Для коррекции волевой сферы были определены следующие методы и мероприятия:

  1. Создание ситуации, когда необходимо принимать самостоятельное решение;
  2. Создание ситуации, когда надо выполнить задание без четких указаний и инструкций;
  3. Беседа «Сила воли-это важно»;
  4. Упражнение «Мои качества»;
  5. Упражнение «Ассоциации»
  6. Групповой тренинг «Одни в лесу»

Работа по формированию волевых качеств продолжается.

  1. Коррекция и контроль эмоционального состояния

Согласно диагностики по Люшеру для В. характерны тревога, беспокойная неудовлетворенность окружающим, несбывшиеся эмоциональные надежды.. Причиной этого он считает полное отсутствие понимания со стороны окружающих.

С целью коррекции эмоционального состояния целесообразно использовать метод реконструкции характера подростка, который включает в себя:

  1. Выявление положительных качеств личности;
  2. Восстановление качеств, здоровых привычек и потребностей, которые были заглушены неблагоприятными обстоятельствами жизни;
  3. Использование созидающих приемов, способствующих улучшению взаимоотношений между воспитателей и воспитанником, между детьми в группе, устанавливающих душевный контакт между ними (проявление доброты, внимания, заботы: просьба, поощрение, прощение, проявление огорчения);
  4. Использование упражнений, тренингов:

-аутогенная тренировка С.М.Любинской;

-упражнение «Я интересен тем, что…»;

-упражнение «Подарочек самому себе»;

-упражнение «Послушаем тишину».

  1. Вовлечение в коллективные дела и досуговую деятельность.
  2. Создание благоприятной психологической атмосферы в группе, которая необходима для коррекции эмоционального состояния детей.

В настоящее время в эмоциональном состоянии В. наблюдается положительная динамика. Его настроение ровное, редко бывает подавленным.

  1. Повышение социального статуса, формирование активной жизненной позиции, жизненных ценностей.

Для повышения социального статуса в группе важна активная позиция, участие в делах группы, успешность в учебе, желание и умение помочь другим.

Для достижения этих целей В. включается в коллективные творческие дела, такие как оформление группы и спален, уборку территории, подготовка к праздникам, изготовление подарков шефам.

Кроме того в работе с ребенком используются:

  1. Упражнение « Какой я бываю?»
  2. Упражнение «Комплимент»
  3. Беседа « Каким нужно быть чтобы тебя уважали».

Следствием проводимой работы является то, что у В. нет случаев нарушения дисциплины в школе и детском доме. Его эмоциональное состояние стабильно. Положительная динамика наблюдается в формировании волевых качеств личности и положительной школьной мотивации.

источник

Проведение индивидуальной работы с детьми, имеющими проблемы межличностного общения. Выявление проблем ребенка. Анализ результатов работы с детьми группы риска.

На основе анализа индивидуальных психолого-педагогических особенностей детей были выявлены дети группы-риска, нуждающиеся в необходимой поддержке и психолого-педагогической помощи. К этой группе отнеслись: — в 1 смену – Баландина Юля, Еманаков Никита, Курносов Леша;

— во 2 смену – Аверин Денис, Табаков Илья.

Баландина Юля – соц.статус семьи: мать-одиночка(малоимущая). Имелись проблемы с адаптацией; проблемы взаимодействия со сверстниками, с вопитателями; частое проявление агрессии; нежелание участвовать в жизни временного детского коллектива.

Еманаков Никита — соц.статус семьи: многодетная. Мальчик с заболеванием нервной системы, гиперактивный; общение с остальными детьми было проблемным, часто проявлял агрессию.

Курносов Леша – соц.статус семьи: многодетная. Имелись проблемы с навыками самообслуживания; часто вступал в конфликт с детьми из отряда.

Аверин Денис – соц.статус семьи: неполная. Ребенок гиперактивный, часто проявлял агрессию, вступал в конфликт с другими детьми.

Читайте также:  Анализы на возможность иметь детей для женщин

Табаков Илья – соц.статус семьи: неполная. Имелись проблемы с адаптацией; при взаимодействии с другими детьми и воспитателями; легко попадал под влияние других детей.

Индивидуальная беседа с ребенком.

Проведения тренинга на сплочение коллектива.

Поручение коллективных дел.

Проведение тренинга на развитие творческих способностей.

Взаимодействие с родителями.

Подключение других специалистов (при необходимости).

В результате проведенной работы с детьми были видны улучшения в их поведении, они стали более общительны и доброжелательны, обрели друзей, раскрыли свои творческие способности. Конечно все это получилась не сразу, сопровождалось трудностями, а работа с Баландиной Юлей так и не дала должных результатов и девочка уехала домой.

1.Этап формирования отрядов (с первого по третий день от начала смены).

Цель: Распределение детей по отрядам, определение лидеров, организация интенсивного знакомства.

Рекомендуемые методики и приемы: Экспресс-методики (выявляющие тенденции доминирования), беседа, наблюдение, социометрия и т.д.

2. Этап адаптации (с третьего по шестой день пребывания в пионерском лагере).

Цель: Определение детей, нуждающихся в психологической коррекции. Выявление личностных особенностей детей. Разработка программ индивидуальных воздействий.

Рекомендуемые методики и приемы: Экспресс-методы оценки личности (проектный рисунок; тест Люшера или др.); методы оценки психологического климата в отряде (цветопись; анкета; шкала или др.).

На втором этапе основная задача психологической службы – помочь воспитателям отряда определить индивидуальные особенности ребят, выработать к ним индивидуальный подход и добиться скорейшего сплочения в коллектив. Осуществление этого достигается через проведение воспитателями отрядов массовых обследований ребят с помощью распространенных экспресс-методик. Одним их таких приемов является проективный рисунок: тесты «Несуществующее животное» или «Дом, дерево, человек». При этом воспитатели, выступая в роли помощников психолога, отбирают совместно с ним те рисунки, на которых необходимо обратить особое внимание.

Не представляет сложности и проведение воспитателем на этом этапе опроса детей в форме различных игр в вопросы и ответы с фиксацией наиболее необычных, неординарных реакций и последующим разбором их с психологом. В психологической службе должны быть заготовлены алгоритмы выдачи рекомендаций воспитателям по управлению отрядом на основе анализа полученных данных.

По результатам массового опроса и наблюдениям воспитателей определяется основной круг детей, с которыми непосредственно предстоит работать сотрудникам психологической службы. Прежде всего сюда включаются дети с повышенной тревожностью, неадекватной самооценкой, имеющие трудности в общении, излишне агрессивные и вспыльчивые, с некоторыми расстройствами познавательной сферы, дети с отклоняющимся поведением, имеющие различные комплексы, безответственные, слабовольные, склонные к чрезмерной фантазии и вранью, с нарушенной адаптацией, нарушениями сна — в общем все те, кого за неделю пребывания в пионерском лагере воспитатели условно зачислили в группу «трудных».

3. Этап индивидуализации (с шестого по 12-й день пребывания в пионерском лагере).

Цель: Контроль и коррекция психологического климата в отрядах. Индивидуальная работа с выявленным контингентом. Формирование психотерапевтических групп.

Рекомендуемые методики и приемы: Методы оценки психологического климата в отряде; углубленные методы исследования личности; беседа; убеждение; внушение.

Начало третьего этапа работы психологической службы совпадает со стабилизацией лагерной жизни, вхождением ее в относительно привычное спокойное русло. Здесь основное внимание уделяется контролю за уровнем психологического климата в отрядах. Для проведения данной процедуры психолог может использовать опыт А.Н. Лутошкина, апробированный в пионерском лагере «Комсорг», когда каждый ребенок ежедневно описывал свое эмоциональное состояние с помощью цветописи. Подобную оценку можно получить и с помощью различных шкал, применяемых в соответствии с возрастными особенностями ребят.

Проводимый контроль эмоциональной атмосферы в отрядах позволяет психологу прогнозировать дальнейшее развитие внутригрупповых процессов и соответствующим образом корректировать их с помощью подбора и перестановки лагерных мероприятий.

Параллельно психолог начинает психокоррекционную работу с детьми, имеющими различные отклонения. Следует отметить, что, приступая к индивидуальной работе с детьми, сотрудники психологической службы должны находиться на реалистических позициях и учитывать возможности кратковременных психотерапевтических воздействий. Основной задачей индивидуальной работы является установление доверительных отношений с ребятами, выявление индивидуальных особенностей их отклонений и причин, вызвавших эти отклонения. Работа начинается с индивидуальных встреч, бесед, выборе удобного для каждого ребенка времени посещения психологической службы. В процессе индивидуальной работы психолог разрабатывает программы самовоспитания, рекомендует ребятам что читать, какие лагерные мероприятия им посещать необходимо в первую очередь, а во время каких им лучше прийти в кабинет к психологу на беседу или заняться другим, предложенным только им, делом. Естественно, что назначенные психологом мероприятия должны быть доведены до сведения воспитателей и вожатых отрядов. В конце третьего этапа для проведения психокоррекционной работы с большой эффективностью ребята объединяются в психотерапевтические группы для дальнейших занятий. Как правило, для снижения уровня психологической напряженности и улучшения процедуры самоанализа психолог рекомендует ребятам вести дневник самонаблюдения.

5. Этап интеграции (с 12-й по 18-й день пребывания в пионерском лагере).

Цель: Направление коллективной деятельности отрядов и работы психотерапевтических групп. Коррекция отрицательных психических состояний, вызванных длительным отсутствием дома.

Рекомендуемые методики и приемы: Методы оценки психологического климата в отряде; беседа; внушение; игровая терапия; аутотренинг и др.

На этом этапе психолог все чаще сталкивается с отрицательными психическими состояниями ребят, вызванными длительным отрывом от дома. Особенно часто это встречается в младших отрядах у детей, выросших в условиях постоянной родительской опеки. Таких ребят надо чаще привлекать к активному участию в лагерной жизни, тщательно следя за тем, чтобы дело было им по силам, не снижало, а, наоборот, повышало их самооценку.

Продолжается также работа по развитию коллективных взаимоотношений в отряде. Психолог организует контроль за тем, чтобы воспитатели не препятствовали проявлению ребятами инициативы и чтобы весь отряд участвовал в обсуждении и выполнении выдвинутых предложений. Психолог должен также содействовать созданию в дружине атмосферы нетерпимости к явлениям расхлябанности, неорганизованности, недисциплинированности со стороны отдельных ребят. В данном случае психолог может помочь активу отряда найти наиболее яркие и легко запоминающиеся правила, способные активизировать борьбу за организованность и коллективизм (например, в форме поговорок: «Один за всех – все за одного», «Видишь, товарищ отстает – помоги» и т.д.). При этом необходимо помнить, что одним из самых сильных методов воздействия на ребят является общественное мнение. Значение общественного мнения как регулирующего и дисциплинирующего фактора состоит прежде всего в том, что постоянно функционируя, оно становится условием и средством воспитания сознательной дисциплины, без которой невозможна общая работа, единые условия по достижению значимых целей, развитие и продвижение коллектива вперед. Именно психологическая служба должна занимать главенствующую позицию в формировании общественного мнения. Немаловажное значение здесь имеют совместные беседы, конференции, диспуты, обсуждения кинофильмов.

Учитывая возраст ребят старших отрядов, психолог должен ориентировать персонал пионерского лагеря на предвидение возможности возникновения определенных отношений между мальчиками и девочками. Вероятно, следует удовлетворить взаимное любопытство ребят в беседах, рассматривающих любовь как социально-психологический феномен, оценивая его основные характеристики, сравнивая уровень развития личности и ее способность к эмоциональному созвучию (к синтонности). Психологу следует раскрыть ребятам онтогенез и функции любви, ее влияние на психические и соматические состояния, на формирование личности.

Ребята, отобранные для специальных занятий, на этом этапе включаются в группу, участвуя в тренинге общения, игровой психотерапии, осваивая аутотренинг.

6. Этап подготовки к расставанию (с 18-го по 24-й день от начала смены).

Цель: Повышение дисциплинированности, анализ происшедших перемен, разработка программы дальнейшей деятельности персонала и самовоспитания ребят.

Рекомендуемые методики и приемы: Беседа; внушение; самоанализ; анкета-оценка лагерной жизни и др.

Как правило, именно на этот этап приходится наибольшее количество случаев нарушений дисциплины, выхода ребят из-под контроля воспитателей. Соответственно психологом должны быть продуманы мероприятия, снимающие психологическое состояние временности пребывания, которое вызывается скорым отъездом и порождает излишнее возбуждение. Необходимо обеспечить, чтобы ребята сильнее ощутили свою общность, принадлежность одним и тем же идеалам и стремлениям. Они должны почувствовать, что их тяга друг к другу усилится после расставания. Это заставит ребят задуматься о возможностях встреч вне лагеря, переписке между собой, о том, как хорошо бы организовать такие отношения в своей школе, классе, дворе.

В группе специальной психологической помощи в этот период проходят заключительные занятия, в ходе которых ребята анализируют те сдвиги, которые произошли в течение лагерной смены, разрабатывают индивидуальные программы дальнейшего самовоспитания. Действенность данной программы обеспечивается созданием прочной установки на положительный идеал, который бы сохранился у ребят долгое время и после того, как они покинут лагерь.

Одной из важнейших задач, стоящих перед психологической службой в конце лагерной смены, является выяснение того, что понравилось ребятам в лагере, что нет. Узнать их мнение поможет прямая откровенная беседа, короткая анкета или сочинение на данную тему. Анализ результатов подобного исследования позволит руководству пионерского лагеря своевременно регулировать свои отношения с ребятами, намечая новые мероприятия и корректируя старые.

Помимо этого, в течение всего срока пребывания в пионерском лагере психолог должен предусмотреть ежедневные консультации сотрудников лагеря, организацию в отрядах через воспитателей и вожатых игр и мероприятий с психологическим содержанием, развивающих как отдельные психические процессы, так и психологическую компетентность личности в целом; руководство лагерным кружком «Юный психолог»; подбор музыкальных произведений для лагерного радиовещания в соответствии с необходимым эмоциональным настроем и т.д.

источник

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2

Анализ работы с детьми «группы риска», воспитательной работы в школе за учебный год.

Во взаимодействии педагогов, родителей и детей общеобразовательные учреждения стремятся к тому, чтобы ученики отвечали требованиям модели выпускника, а именно:

· это человек, призванный решать личные, социальные и производственные проблемы с позиции глобального мышления, ощущая себя гражданином;

· это россиянин, законопослушный гражданин своего Отечества, т. е. человек, ощущающий и переживающий ответственность за состояние того общества, в котором он живет;

· это гражданин маленькой Родины, Курагинского района, той земли и традиции, в которых он родился и живет;

· это член своего класса, детского и молодежного объединения, способный к саморазвитию;

· это семьянин, носитель и продолжатель семейных ценностей, человек, готовящийся стать матерью и отцом;

· это неповторимая индивидуальность, которая живет в своем мире, реализует себя в социальных ролях, которые ей доступны.

Анализируя работу методических объединений классных руководителей, необходимо отметить, что работа классных руководителей была направлена на реализацию проблемных тем школы. На заседаниях методических объединений классных руководителей педагоги обсуждали проблемы, возникающие при работе с учащимися. Задачи методического объединения классных руководителей заключаются в следующем:

1. Повышение теоретического, научно-методического уровня подготовки классных руководителей по вопросам возрастной психологии и педагогики воспитательной работы.

2. Обеспечение выполнения единых принципиальных подходов к воспитанию и социализации учащихся.

3. Вооружение классных руководителей современными воспитательными технологиями и знанием современных форм и методов работы.

4. Координирование планирования, организации и педагогического анализа воспитательных мероприятий классных коллективов.

5. Изучение, обобщение и использование в практике передового педагогического опыта работы классных руководителей.

6. Содействие становлению и развитию системы воспитательной работы классных коллективов.

Методическая работа дает возможность классным руководителям не только участвовать в реализации школьных программ, но и принимать активное участие в их планировании и разработке, в апробации экспериментов и инноваций, постоянно стимулируя развитие творческого потенциала педагогов, направленного на формирование и развитие личности учащегося.

В процессе деятельности применялись следующие формы работы:

Форма работы

Совещание для заместителей директоров по воспитательной работе

«Анализ воспитательной работы за уч. год. Планирование воспитательной работы на уч. год»

Семинар для социальных педагогов, психологов, классных руководителей школ района по охране прав детства

«Об организации работы по профилактике употребления наркотических и психотропных средств»

Межведомственный семинар для социальных педагогов, психологов

«Эффективность работы социально-психологических служб ОУ района с неблагополучными семьями. Организация работы школ по профилактике социального сиротства»

Совещание для заместителей директоров по воспитательной работе

«Рейтинг ВР, исполнение ФЗ -ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Читайте также:  Анализы на холецистит у детей

Совещание с руководителями лагерей дневного пребывания

«Организация работы летних оздоровительных лагерей дневного пребывания на базе ОУ»

Семинар с руководителями лагерей дневного пребывания

«Создание безопасных условий при проведении летней оздоровительнойкампании 2013»

Индивидуальные встречи-консультации с заместителями директоров по ВР, социальными педагогами

«Организация и планирование деятельности в системе воспитательного процесса»

Индивидуальные встречи-консультации с руководителями лагерей с дневным пребыванием детей на базе ОУ

«Организация работы летних лагерей дневного пребывания на базе ОУ»

На совещании заместителей директоров по воспитательной работе, 14.09.2012 г., «Анализ воспитательной работы за уч. год. Планирование воспитательной работы на уч. год» обсуждались следующие вопросы: проведен анализ воспитательной работы за учебный год, в ходе совещания были отмечены положительные и отрицательные моменты в работе заместителей руководителя по ВР. На основании выявленных проблем был составлен предварительный план работы на текущий учебный год.

На семинаре для социальных педагогов и психологов «Эффективность работы социально-психологических служб ОУ района с неблагополучными семьями. Организация работы школ по профилактике социального сиротства» обсуждались вопросы взаимодействия социально-психологических служб школы со специалистами различных структур системы профилактики. – инспектор ОПДН МО МВД России «Курагинский» представила материал о совершении правонарушений, ООД учащимися ОУ Курагинского района. Раннее выявление детско-семейного неблагополучия. Ответственный секретарь КДН и ЗП выступила с вопросом о работе с семьями, состоящими на учете в СОП (находящимися в социально опасном положении). Начальник отдела опеки и попечительства выступила с вопросом «О проблемах скрытого сиротства». Заведующая социально-правовым отделением Центра семьи «Курагинский» представила материал по работе с индивидуальными программами реабилитации с семьями СОП.

На семинаре для социальных педагогов и психологов «Об организации работы по профилактике употребления наркотических и психотропных средств» с приглашением – оперуполномоченного по особо важным делам Минусинского наркоконтроля майора полиции, обсуждались вопросы о взаимодействие между субъектами профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков и психотропных веществ, которое осуществляется посредством обмена данными мониторинга наркоситуации. отмечена качественная работа общеобразовательных школ района по профилактике алкоголизма, табакокурения, наркомании. На высоком уровне ведется разъяснительная работа с родителями детей «группы риска».

Использование новых форм, методов индивидуального подхода к учащимся в воспитательной деятельности и развитие ученического самоуправления происходило через работу детских объединений: «Ровесники» (7-17 лет, Алексеевская СОШ № 9); «Республика ДНК» (11-17 лет, Черемшанская СОШ №20); «Орбита» (11-16 лет, Пойловская СОШ №21); «Шок» (6.5 лет до 17 лет, Можарская СОШ №15; «Цветочный город» (7-11 лет), КУМиР (12-16 лет, Имисская СОШ №13; «Звездочка» (Поначевская ООШ №28); «Патриот» (Кошурниковская СОШ №8); «Истоки» (1-4 кл.); «Просторы» (5-8 кл.); «Созидание» (9-11 кл., Краснокаменская СОШ №4); «Белоярская республика» (7-15 лет) (Белоярская ООШ №24); «Истоки» (11-16 лет); «Марафон» (7-16 лет, Кошурниковская ООШ №22); «Школьная Республика» (7-17 лет, Курагинская СОШ №1); «Фортуна» (Артемовская СОШ № 2); «Глобус» (Брагинская СОШ № 11); «Школа Единства» (Кордовская СОШ № 14); «Юность» (Курагинская СОШ № 3); «САМиД» (Рощинская СОШ № 17), «Республика школьная моя» (Березовская СОШ № 10), «Гармония» (Кочергинская СОШ № 19), «Искатели» (Курагинская СОШ № 7), «Старт» (Марининская СОШ № 16), «РМиД» (Шалоболинская СОШ № 18),

Планирование работы органов ученического самоуправления осуществлялось с учетом интересов и потребностей детей, направленных на формирование общей культуры личности в эстетическом, трудовом, физическом, патриотическом, духовно – нравственном отношении.

В образовательных учреждениях функционирует Совет профилактики. Профилактический Совет образовательных учреждений призван объединить усилие педагогического, ученического коллективов, родительской общественности, социально-психологической службы школы в создании единой системы по профилактике безнадзорности и правонарушений, несовершеннолетних в школах, координировать действие педагогического коллектива с работой районных структур общественных организаций, работающих с детьми и подростками.

Главными задачами Совета профилактики в ОУ являются:

· разработка и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании и безнадзорности среди учащихся школ;

· разъяснение существующего законодательства, прав и обязанностей родителей и детей;

· проведение просветительской деятельности по данной проблеме;

· проведение индивидуально-воспитательной работы с подростками девиантного поведения;

· организация работы с социально опасными, неблагополучными, проблемными семьями, защита прав и интересов детей из данной категории семей.

Действующий в ОУ Совет профилактики строит свою работу и принимает решения в рамках закона РФ от 01.01.2001 г. № 000-1 «Об образовании», Федерального закона от 01.01.2001 г. «Об основных системах профилактики безнадзорности и правонарушений, защиты прав учащихся школы». Заседания Совета оформляются протоколами.

На основании приказа управления образования № 46 от 01.01.2001 г. в образовательных учреждениях Курагинского района с 18 февраля по 18 марта проводился месячник профилактики правонарушений, бродяжничества, безнадзорности, девиантного поведения детей и подростков. Цель проведения месячника: активизация ранней профилактической работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних и семейного неблагополучия в образовательных учреждениях, ознакомление с системой взаимодействия специалистов, работающих по данному направлению.

В школах района состоялись совещания педагогических коллективов по вопросам проведения данного мероприятия. На совещаниях педагогами образовательных учреждений обсуждались цели и задачи месячника, рассмотрены и утверждены планы работы и основные мероприятия, которые будут проводиться в школах в этот период, также были назначены ответственные за проведение месячника профилактики.

Работа осуществлялась по следующим направлениям:

— профилактика правонарушений, безнадзорности и бродяжничества;

— профилактика алкоголизма, табакокурения и наркомании;

— проведение индивидуальной профилактической работы;

В целях реализации данных направлений были проведены следующие мероприятия:

2. Анкетирование родителей по выявлению уровня правовых знаний

3. Диагностические модули, психологические тесты, упражнения, тренинги

6. Выступление агитбригад волонтеров

7. Конкурсы рисунков и плакатов

10. Распространение буклетов и писем в семьи с детьми «группы риска», в СОП, состоящих на учете в ОПДН МО МВД России «Курагинский»

11. Консультации специалистов (психологов, педагогов) для родителей по вопросам воспитания и для детей, склонных к правонарушениям

12. Методические объединения классных руководителей.

Для более эффективного результата профилактической работы образовательные учреждения и управление образования осуществляли тесное сотрудничество с заинтересованными службами и ведомствами: ОПДН МО МВД «Курагинский», КДН и ЗП, центром социальной помощи семье и детям «Курагинский», Курагинской ЦРБ. Была проведена большая целенаправленная работа:

— совместно с инспекторами ОПДН и участковыми проводились индивидуальные и коллективные беседы с учащимися и родителями, родительские собрания, круглые столы;

— были проведены рейды по семьям, находящихся в социально-опасном положении, с целью контроля режима дня, занятости учащихся, изучения семейно-бытовых условий. По результатам рейдов составлены акты о посещении семей, с детьми и родителями проведены профилактические беседы, родителям даны рекомендации педагогического характера;

— проведены рейды по местам скопления молодежи, по организациям общественного питания, предназначенных для потребления (распития) алкогольного и спиртосодержащей продукции с целью выявления посещения несовершеннолетними в вечернее время увеселительных заведений (баров, кафе).

— были организованы встречи учащихся с медицинскими работниками школ и фельдшерами ФАПов на темы: «Вредные привычки и их последствия», «Береги здоровье смолоду», «Профилактика и последствия наркомании, алкоголизма, токсикомании, табакокурения». Было приведено множество примеров о том, как организовать свой досуг и избежать данной проблемы.

В адрес образовательных учреждений было направлено информационное письмо (), в котором были даны рекомендации педагогам и классным руководителям о необходимости организации контролируемого досуга детей после учебных занятий и во время школьных каникул, о недопущении нахождения детей во время учебных занятий и прогулок без присмотра педагогов или родителей, а также принятия действенных мер к выявлению неблагополучных семей, в которых дети находятся в социально-опасном положении.

По окончании месячника профилактики в разных формах состоялось подведение итогов: линейки, где особо активные участники были награждены грамотами; совещания, где обсуждались активные методы работы по данному направлению; слайдовые презентации, в ходе которых проводились обсуждения актуальности здорового образа жизни и т. п.

Ситуация по организации профилактической работы в образовательных учреждениях остается сложной. На сложившуюся ситуацию влияют следующие факторы:

· несовершенство правовой базы не позволяет составлять акты обследования жилищно-бытовых условий из-за нежелания родителей идти на контакт.

· неконструктивное взаимодействие классных руководителей, социального педагога, психолога, администрации школы;

· невозможность организации занятости детей и подростков во внеурочное время из-за отдаленности мест проживания и отсутствия ГСМ для подвоза на все мероприятия, секции, кружки;

· отстранённость родителей социально — неблагополучных семей от проблем ребенка, школы;

Исходя из вышеназванного намечены пути решения проблем:

1. Продолжить работу, направленную на взаимодействие классных руководителей и специалистов (заместителя директора по ВР, психолога, социального педагога и др.) в службе социально – психологического сопровождения детей «группы риска»:

— распределить обязанности между членами педагогического коллектива по вопросам профилактики;

— проводить раннюю профилактику, начиная с начальной школы.

2. Для организации занятости детей, проживающих в отдаленных селах:

— использовать собственные педагогические кадры по месту жительства в отдаленных селах для обеспечения занятости во внеурочное время;

— активнее привлекать для проведения досуговых мероприятий работников культуры по месту жительства.

3. Усилить контроль над семьями, находящимися в социально-опасном положении, так как именно в этих семьях дети наиболее подвержены влиянию улицы, и велика вероятность совершения правонарушений несовершеннолетними:

— продолжать качественно вести индивидуальные программы реабилитации по работе с семьями, находящимися в социально — опасном положении;

— регулярно привлекать родителей к организации и участию в школьных мероприятиях;

— популяризация новых активных форм работы с родителями через семинары, методические объединения, СМИ.

В учебном году большое внимание уделялось ранней профилактике. Из поступивших отчетов специалистов образовательных учреждений видно, что в целях профилактики правонарушений и пропаганды здорового образа жизни среди учащихся в образовательных учреждениях района ведется профилактическая и разъяснительная работа, как социальным педагогом, так и классными руководителями (по состоянию на 01.09.2012 г. – 60 человек состоящих на учете в ОПДН, на 01.06.2013 г. – 55 человек, видна положительная динамика (Приложение 1 — сравнительный анализ учащихся состоящих на учете в ОПДН за 3 учебных года).

Анализируя работу классных руководителей можно сделать вывод, что в образовательных учреждениях в течение учебного года проводились и проводятся мероприятия, направленные на позитивное развитие личности. Учащиеся постоянно находятся под наблюдением, с ними регулярно проводится работа по профилактике правонарушений и безнадзорности. Для успешного решения проблемы трудновоспитуемости начальная школа своевременно старается выявить и искоренить самые первые отклонения в нравственном развитии и поведении ребенка.

Дифференцированный подход к профилактической работе, учет возрастных особенностей ребят — необходимые условия для формирования личности ребенка. Так же важное значение имеет социальное окружение, т. е. система условий, в которых воспитывается ребенок с самых первых дней своей жизни.

Школа решает в данном направлении следующие задачи:

— сохранение и укрепление физического и психологического здоровья учащихся;

— профилактика вредных привычек;

— создание пространства для выбора учащимися ориентиров жизнедеятельности.

Ведётся работа по составлению социальных паспортов семей, что даёт определённую картину социального статуса учащихся школ, также помогает отслеживать и проводить профилактическую работу с учащимися, нарушающими школьную дисциплину и семьями, которые не должным образом осуществляют воспитание своих детей.

В образовательных учреждениях регулярно проводятся заседания Советов профилактики по вопросам нарушения школьной дисциплины учащимися, пропусков уроков, неуспеваемости.

Социальные педагоги и классные руководители посещают на дому учащихся, состоящих на разных формах учета, посещают семьи, требующие повышенного контроля со стороны педагогов.

На ребенка «группы риска», требующего особого внимания и индивидуального подхода разрабатывается и составляется индивидуальная программа мер реабилитации и адаптации, в которой намечаются шаги по корректировке его поведения: привлечение к участию в делах класса и школы, посильные поручения, охват дополнительным образованием, занятия во внеурочное время. В течение года в этой программе прослеживаются и фиксируются позитивные изменения в становлении характера, поведении ученика.

Психолог школы проводит раннюю диагностику, дает рекомендации классному руководителю, родителям и проводит сам коррекционно-развивающую работу.

Классными руководителями ежедневно ведется учет посещения учащимися учебных занятий, что дает возможность своевременно реагировать на отсутствие ребенка в школе.

В соответствии с решением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Курагинского района № 6 от 01.01.2001 года в образовательных учреждениях Курагинского района с 15 апреля по 30 апреля проходила акция «Остановим насилие против детей». В школах района был разработан комплексный план мероприятий по профилактике жестокого обращения с несовершеннолетними.

Читайте также:  Анализы на хламидии у детей расшифровка

В рамках акции были запланированы и проведены следующие мероприятия, направленные на разъяснительную и профилактическую работу:

1. Профилактические беседы с учащимися и родителями

3. Круглый стол с приглашением родителей

4. Встречи – беседы с участковыми и инспекторами ОПДН МО МВД России «Курагинский»

5. Рейды по неблагополучным семьям

6. Оформлены информационные стенды по теме акции

7. Конкурсы рисунков и сочинений

8. Общешкольные родительские собрания

9. Проведение мониторинга информированности населения о соблюдении прав детей и их законных интересов.

10. Освещение в СМИ о роли семьи, о формировании общественного мнения, о здоровом образе жизни, о профилактике негативного проявления к несовершеннолетним в семьях.

11. Размещение информации на школьных сайтах

12. Создание и распространение листовок-памяток и буклетов

Профилактическая деятельность образовательных учреждений в работе с семьями СОП строится на комплексной основе и обеспечивается совместными усилиями всех специалистов школы: педагогов, психологов, медиков, социальных педагогов, классных руководителей.

Образовательные учреждения выявляют несовершеннолетних и семьи, которые находятся в социально опасном положении с целью профилактической работы с учащимися и для осуществления помощи таким семьям в обучении ребёнка, организуют ежегодные акции «Помоги пойти учиться».

Одним из основных направлений являлась работа по индивидуальным программам, оказания детям «группы риска» социально-реабилитационной помощи, медико-социальной помощи. Образовательные учреждения ежеквартально предоставляют сведения о семьях, находящихся социально-опасном положении в районный банк данных.

Ежеквартально проходят заседания межведомственной экспертной рабочей группы по анализу хода реализации индивидуальных программ реабилитации (ИПР) семей, находящихся в социально-опасном положении (СОП). На заседаниях принимаются решения о снятии семей, в которых происходят улучшения, либо положительная динамика. Также вносятся изменения в ИПР по усилению работы с семьями, где ситуация в семьях не претерпела изменения, либо изменилась в худшую сторону. В данном направлении, осуществляется контроль в конце каждой четверти посредствам поступившей из ОУ информации о проделанной работе с семьями СОП.

В период учебного года проходила работа в составе комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Курагинского района, где выполнялись следующие функции:

§ Контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования несовершеннолетних.

§ Координация, контроль и анализ деятельности образовательных учреждений по работе с семьями и несовершеннолетними, находящимися в социально-опасном положении, а также состоящих на профилактическом учете в ОПДН.

§ Учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, и осуществление мер по обеспечению получения ими основного общего образования.

§ Контроль за предоставлением образовательными учреждениями в районный банк данных сведений о семьях, находящихся в социально-опасном положении.

В течение 2012 – 2013 учебного года согласно плану работы комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Курагинском районе были подготовлены и направлены в адрес комиссии доклады:

· О проведении профилактических мероприятий, направленных на предупреждение алкоголизма, пьянства и табакокурения среди несовершеннолетних в общеобразовательных учреждениях Курагинского района.

· Анализ подростковой преступности на территории Курагинского района.

· Профилактика правонарушений и беспризорности несовершеннолетних. Комплексные меры противодействия злоупотребления алкоголем, наркотическими средствами и их незаконному обороту и распространения ВИЧ инфекции.

источник

Новосибирской области Рагулина Любовь Давыдовна

В 2010-2011 учебном году «группу риска» составило 7 учащихся,

Пропуски уроков без уважительной причины.

Пропуски уроков без уважительной причины.

Слабая подготовка к урокам.

Пропуски без уважительных причин.

Пропуски без уважительных причин.

Слабая подготовка к урокам.

Слабый контроль со стороны родителей.

Пропуски без уважительных причин.

Пропуски без уважительных причин.

которых можно распределить по следующим категориям:

Критерии, по которым определяются учащиеся «группы риска»

Имеют хронические заболевания внутренних органов.

Живут в малообеспеченной или неполной семье

Имеют стойкую неуспеваемость. Обучаются по специальной программе.

Прогуливают, пропускают занятия без уважительной причины.

Имеют стойкие нарушения поведения.

Испытывают трудности во взаимоотношениях со сверстниками, учителями, родителями.

Имеют повышенную тревожность.

Для работы с детьми данной категории определена основная цель:

создание психологического сопровождения детей «группы риска».

Проведение диагностического минимума для

— выявления причин трудностей в обучении, поведении, самочувствии в школьных ситуациях,

— степени школьной мотивации, адаптации.

Организация мер и проведение мероприятий, направленных на психологическую поддержку ребенка по устранению, выявленных причин.

Согласно плану сопровождения в октябре 2010 году изучены трудности детей «группы риска».

1). Ученик 10 класса Ф.О. характеризуется

слабыми способностями управлять своей целенаправленной активностью, достигать намеченной цели;

неумением следить за ходом своей деятельности, изменениями ситуации, замечать свои ошибки, быть критичным к своим действиям.

Это выражается в том, что он, то завышает, то занижает свои способности по достижению конкретно поставленных целей.

Требования, предъявляемые педагогом, им не учитываются, что ведет к низкому уровню выполнения различных учебных заданий и возникновению тревожности при включении в любую деятельность.

Избегает препятствий, трудностей. Ему не хватает упорства, терпения, уверенности, произвольной активности.

При принятии решений он нуждаются в опоре, поддержке окружающих, в совете, одобрении.

Трудно адаптируется к новым ситуациям, новой системе обучения, к новым друзьям.

Ему свойственна крайне низкая социальная адаптивность, что является препятствием к самореализации, к самоорганизации в трудных жизненных обстоятельствах. Виталию сложно строить планы на будущее.

У него выражен повышенный уровень различных форм агрессивного поведения.

Ф.О. на 28% (анг. яз, технология, ОБЖ, география) уроках испытывает эмоциональный дискомфорт. Считает, что 59% учителей – предметников (алгебра, анг яз, физкультура, технология, информатика, ОБЖ, МХК, геометрия, ТПК) относятся к нему безразлично, негативно.

Понимает , что учеба ему необходима для того, чтобы стать образованным,

подготовиться к будущей профессии. Ему нравиться узнавать новое, любит мыслить, думать, соображать. На уроках ему интересно. Считает, что школа по-настоящему готовит его к самостоятельной жизни.

2). Ученик 9 класса Ф.О. характеризуется

недостаточным уровнем развития личностной саморегуляции,

слабостью процесса планирования деятельности,

низким уровнем волевых качеств, самоконтроля,

неумением соотносить самооценку с реальными возможностями.

Он с трудом включается в учебную ситуацию, не оперативен при изменении требований, предъявляемых педагогом, не замечает своих ошибок, некритичен к своим действиям, что ведет к низкому уровню выполнения различных учебных заданий, снижению успешности.

На 25% (история, общество, черчение, анг яз.) чувствует себя не комфортно. Думает, что 38% (рус. яз, история, обществознание, история Сибири, анг. яз, информатика) учителей относятся к нему равнодушно, безразлично.

Мотивы учебной деятельности разнообразны. Учиться и потому что, заставляют родители, и потому что, видит необходимость стать образованным, подготовиться к будущей профессии. На уроках интересно, стремиться узнавать новое.

Ему присуща косвенная агрессия и раздражение, бесконфликтность, что не позволяет быть упорным в достижении своих целей и отстаивании жизненной позиции.

3). У ученика 7 класса Ф.О. , выявлены следущие проблемы:

низкий уровень автономности, развития социальных качеств,

страх самовыражения, негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей,

повышенный уровень тревожности в ситуациях общения.

Мальчик испытывает эмоциональный дискомфорт, нейтрально — негативное отношение к 40% предметов, внеурочным делам (рус. яз, алгебра, география, анг. яз, информатика, классные часы). Думает, что 13% учителей (технология, анг. язык) относятся к нему негативно.

4). Ф.О. , ученика 7 класса, характеризует

слабое развитие мотивации обучения,

низкий уровень автономности, социальной активности, нравственной воспитанности,

недостаточность поведенческой саморегуляции,

повышенный уровень тревожности в ситуациях межличностного общения.

К 13% (2) изучаемых предметов (география, анг. яз) ребенок не проявляет интереса, испытывает дискомфортное состояние. Не чувствует эмоционального принятия себя 20% учителей (литература, трудовое обучение, анг. язык).

5). Ученик 7 класса Ф.О. имеет проблемы, связанные

социальной адаптированности, автономности, самостоятельностью,

Он не проявляет интереса к 29% учебным предметам и школьным мероприятиям (рус. яз, алгебра, история, классные часы), чувствует себя дискомфортно в данных ситуациях. Считает, что 50% учителей безразличны к нему (литература, география, биология, история, музыка, трудовое обучение, классный час).

6). Ученик 3 класса Ф.О. характеризуется

слабой концентрацией и устойчивостью внимания, произвольной деятельности, слухового восприятия,

неустойчивостью интереса к учебной деятельности.

7). Ф.О. , ученик 2 класса, испытывает проблемы в обучении, которые объясняются недостаточным уровнем развития

произвольности психических процессов, познавательной деятельности, умственной работоспособности, сенсорных эталонов, общего интеллекта, слухового восприятия,

недостаточностью формирования приемов самоконтроля, волевых качеств, школьной мотивации,

что влияет на успешность учебной деятельности.

Возможные причины, выявленных трудностей (низкая мотивация учебной деятельности, слабый самоконтроль действий, недостаточность волевых качеств):

социально-педагогические условия развития (характер и стиль общения в семье, особенности речевого развития семьи, особенности стиля семейного воспитания ),

особенности нервной системы (инертный и слабый типы нервной системы),

несформированность приемов учебной деятельности,

недостаточная степень нравственной воспитанности, волевых качеств, произвольности функций,

повышенный уровень тревожности в учебных ситуациях.

Основным направлением работы с данной группой детей выбрано консультирование, которое позволяет не только выявить проблему, но и проанализировать выявленные трудности, а также решить конкретную проблему, провести коррекцию.

Формы психологического сопровождения:

I : младшее звено — коррекционные и развивающие занятия, индивидуальные консультации;

II : среднее и старшее — обучающие встречи, индивидуальные беседы.

I : В рамках работы с детьми «группы коррекции» начальной школы с частотой 1 раз в неделю проводятся развивающие занятия по программе «Развитие когнитивных способностей ребенка», которые посещают и дети 2, 3 класса «группы риска» Ф.О. и Ф.О. .

создание действенных условий для развития интеллектуальных способностей учащихся,

формирование у ребенка умение контролировать свою деятельность , позитивного настроя к познавательной деятельности,

развитие когнитивно – личностных параметров, способствующие самостоятельному осмыслению и систематизации приобретаемых школьниками учебных знаний , собственного поведения ,

повышение мотивации к обучению, рефлексии учащихся.

На занятиях специально для этих детей предложены темы для обсуждения:

«Как развивать свои способности»,

формированию своего личностного «Я»;

организации времени, созданию плана нужных дел,

развитию навыков по преодолению трудностей,

повышению уверенности в себе;

ориентации на позитивные отношения между окружающими людьми.

II : В рамках предпрофильной подготовки и индивидуальных бесед (17 часов) ( Ф.О. ), специально организованных занятий (работа с детьми ОВЗ, 34 часа) ( Ф.О. ), групповых и индивидуальных встречах для остальных учащихся ( Ф.О. ) (1 раз в четверть) рассмотрены следующие темы:

«Самооценка и перспектива жизни»,

«Искусство каждодневного общения»,

«Что значит учиться мыслить»,

«Возможности человеческой памяти»,

«Как развивать свои способности»,

«Опасность употребления ПАВ»,

«Что значит быть личностью»

Ребятам предложены памятки:

«Способы развития адекватной самооценки»,

«Пути преодоления агрессивности»,

«Развитие навыков принятия и исполнения решения»,

«15 шагов развития уверенности в себе»,

«Приемы развития саморегуляции»,

«Как добиться жизненного успеха»

При индивидуальном консультировании даны рекомендации по умению

извлекать уроки из конфликтных ситуаций,

контролировать свои эмоции,

осознавать важность обучения для определения будущей профессии,

развивать навыки конструктивного взаимодействия,

Завершающий этап работы с данной группы детей при повторной диагностике , проведенный в апреле 2011 учебном году, позволил выявить некоторую положительную динамику по вопросам разрешения проблем.

снизился уровень агрессивности,

повысился показатель самоконтроля, ответственного отношения к посещению занятий.

повысился уровень волевых качеств, самоконтроля,

самокритичности, адекватность самооценки.

возрос уровень социальной активности,

повысился уровень познавательных мотивов.

возрос показатель поведенческой регуляции,

социальной и познавательной активности,

повысился показатель интереса к предметам.

возрос уровень произвольности деятельности, внимания,

школьной мотивации (целенаправленность и осознанность учения, учебно-познавательная активность).

незначительно увеличился уровень познавательных функций,

мотивации к школьной жизни.

Таким образом, положительная динамика в изменении отношения к учению выразилась через принятие ответственности за будущие перспективы, развитие рефлексии, уверенности, самоконтроля.

В дальнейшем необходимо активизировать в течение учебного года тесное сотрудничество с классными руководителями по

совместному взаимодействию работы с детьми по их проблемам,

сотрудничеству с родителями по вопросам адаптации детей, нравственной воспитанности, важности приобретения школьных знаний, контроля школьной дисциплины,

консультированию с администрацией по возникшим трудностям.

25.04.2011.г. Психолог ________________/ Л.Д. Рагулина/

источник