Меню Рубрики

Для детей в лесу анализ

Тема: «В зимнем лесу».
Конспект комплексного занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе Воспитатель: Орлова Наталья Витальевна
Дата проведения: 20 мая 2011 год

Характеристика программных задач.
Воспитатель выполнил поставленные задачи, которые соответствуют программным требованиям, возрастным особенностям и уровню развития детей данной группы. Объём программного содержания достаточный для усвоения, формулировки программного содержания конкретны, материалы и оборудование соответствуют гигиеническим требованиям и возрастным особенностям детей.
Занятие игровое. Имеет развивающий и обучающий характер, направлено на формирование различных психических процессов (внимание, мышление, речь, эмоциональное, этическое воспитание), способствует развитию познавательных интересов.

Характеристика деятельности воспитателя.
Цель, поставленная на занятии перед детьми конкретна, доступна. Воспитатель на занятии использовал нетрадиционные формы работы, индивидуальную работу и работу по подгруппам, используя дифференцированный подход. Воспитатель на занятии использовал различные методы и приёмы для решения поставленных задач: игровой, наглядный, демонстрационный показ, художественное слово, музыкальное сопровождение. Выбранные приёмы соответствуют возрасту детей, требованиям методики данной программы, способствуют привлечению и сосредоточению внимания детей, использовала метод постановки проблемы. Владеет методикой проведения занятий, рационально использовано время на занятии, смена видов деятельности.

Характеристика деятельности детей.
Дети на занятии активны, внимательны, заинтересованы происходящим, реагируют на различные приёмы активизации. Детьми достигнута дидактическая цель, освоили материал, предложенный воспитателем на занятии.
·

Психологическая оценка занятия.
На занятии прослеживается активная позиция детей. Воспитатель, используя игровые организационные и сюрпризные моменты, сумел настроить позитивно детей по отношению к себе и к происходящему.
Стиль управления деятельностью детей, характер педагогического общения и взаимодействия с детьми личностно-ориентированный, диалог между воспитателем и детьми. Воспитатель при подборе методов и приёмов учитывал их психофизические особенности. Психологическая дистанция между воспитателем и детьми – «рядом, вместе». Педагог сумел установить контакт с группой и каждым ребёнком. Речь воспитателя доступна, логична, эмоциональна, использует различные жесты, мимику. Дети ощущали себя комфортно и раскрепощено на занятии.

Характеристика условий проведения занятия.
Занятие соответствует требованиям санитарно-гигиенических и материально-технических условий, использовано различное оборудование, наглядный и игровой материал. Оборудование и материалы для изготовления поделки из бумаги так же соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям.

Рекомендации: Очевидна систематическая работа воспитателя с детьми, выбраны правильные формы и методы работы с коллективом детей данного возраста.
Воспитателю Орловой Н.В. обратить внимание на развитие диалогической и монологической речи детей.
Продолжать работу над формированием активного словаря детей и развитию речи, развитию мелкой моторики.

Проверяющие:
Заведующая МДОУ Д/с №7 ___________Головатых Е.В.
Заместитель заведующей ___________Бородинова М.С.

  • analiz_zanyatiya_v_zimnem_lesu
    Размер файла: 34 kB Загрузок: 1

источник

Я люблю природу. И тихое журчание ручейка в траве, и шелест листьев в лесу, и «пение» лягушек в старом пруду. Люблю слушать разговор птиц, сидящих на ветках, и наблюдать за неугомонными муравьями, спешащими по своим неотложным делам. И хочу, чтобы мои дети так же полюбили окружающий мир, как и я.

Именно поэтому я стараюсь на любой прогулке рассказывать о природе, показывать то, на что мы часто не обращаем внимания – на капельку росы, лежащую на листочке, на копошащуюся в цветочке пчелку, на проплывающие пушистые облака. Ведь без этих знаний малыш не сможет понять, что Природа – наша колыбель, наша мама и защитница.

На выходных мы были в лесу. Пусть не в таком густом и большом, но для ребенка и скудная рощица – лес.

Мы шли по тропинке, а вокруг нас шумели высокие сосны и махали мелкими листочками колючие акации.

Что можно рассказать ребенку на такой прогулке? Что можно показать?

Я со своими детьми всегда разговариваю, как со взрослыми. Употребляю сложные слова, объясняю их, — все это сказывается на активном словаре малыша.

О чем может узнать ребенок на прогулке по лесу? Что нового увидеть?

Вот только некоторая информация.

  1. Лес – это уникальное царство природы, где растут деревья, кустарники и травы, где живут звери, птицы, насекомые и множество других животных. Где можно встретить грибы, мхи, лишайники. Лес может развиваться и самостоятельно поддерживать свое существование. Но и человек помогает ему – лесники досаживают новые деревья, следят за тем, чтобы злые и невоспитанные люди не наносили урон (не пилили деревья и кустарники, не оставляли мусор за собой, в летнее время – не жгли костров), прореживают лес и убирают старые упавшие деревья.
  2. В нашу прогулку я обратила внимание детей на то, что деревья в лесу могут быть одинаковыми, одной породы. Или хвойные (попутно вспоминаем новогоднюю елочку), или лиственные. Если же деревья разные – то такой лес называется смешанным.Мы были в лесу смешанном, но некоторые участки его были чистыми сосновыми борами, где от запаха смолы и хвои кружилась голова.
  3. Лес – это место проживания многих животных, поэтому нужно напоминать деткам, что шуметь в лесу нежелательно. Остановитесь, прислушайтесь к голосу леса – можно услышать щебет птиц и даже «цокание» белок. Посмотрите внимательно под ноги – наверняка, вы увидите жучка или муравья. Понаблюдайте за ним (правда, маленькие детки попытаются сразу схватить интересное живое существо). Будьте осторожны, так как некоторые виды жуков (жужелицы, например) могут в случае опасности «выстреливать» из брюшка или горячую, или едкую, или просто неприятно пахнущую жидкость. Посмотрите на ветки деревьев или кустарников, там можно заметить «домик» паука и его ловчую сеть. Расскажите малышу, для чего паучок это делает. И, конечно же, практически в каждом лесу вас могут встретить не совсем радушные хозяева – комары, поэтому позаботьтесь заранее о защите от них. Также неприятным моментом пребывания в лесу, особенно в лиственном и смешанном, могут быть клещи. Обратите внимание, что одежда для леса должна быть с манжетами, чтобы не допустить проникновения клеща на кожу. После прогулки обязательно осмотрите ребенка и себя.
  4. В лесу можно познакомиться со многими представителями растительного мира. И деревья, и кустарники, и травы. Ни в коем случае не пробуйте на вкус красивые, но неизвестные вам ягоды. На стволах деревьев и на камнях можно увидеть лишайники, кстати, стоит сказать, что лишайники – это показатель чистоты местности в экологическом плане. На земле, обратите внимание ребенка, растет мох. Попробуйте его ручкой. Он похож на мягкую подушечку.
  5. А какой же лес без грибов? Не обязательно нужно искать съедобные грибы, сейчас эту «продовольственную программу» прекрасно решают супермаркеты. Достаточно ребенку просто показать, где могут расти грибы – на земле, на деревьях и пнях, под слоем листьев и опавшей хвои. Расскажите, что все, что растет в лесу, необходимо. И нет плохих или хороших грибов (даже несъедобные имеют право не быть уничтоженными). Рассмотрите найденный гриб, если есть возможность — сфотографируйте, и тогда дома вы с помощью энциклопедии грибов с фотографиями можете распознать свою находку.
  6. В сосновом лесу можно встретить «столовую» белочки. Ее распознать очень легко – возле дерева будет разбросано много раскрытых и растрепанных шишек. Расскажите детям, что белочка достает из шишек семена, раскройте целую шишку и покажите семечко с «крылышком», расскажите для чего оно надо, и как из семян растут новые деревья.

Что можно принести из леса?

  1. Материалы для поделок – шишки, сухие веточки, мох, листочки, желуди.
  2. Грунт для комнатных растений. Особенно качественный он в сосновом лесу. Уберите верхний слой иголочек, и соберите перегнившую старую хвою с землей.
  3. Можно выкопать маленькую сосну или клен. Только корни дерева должны быть с землей, и при транспортировке обернуть их влажной мешковиной или плотным пакетом и увлажнить.
  4. И, конечно же, хорошее настроение от прогулки и знакомства с лесом, подкрепленное фотографиями и добытыми трофеями.

(Все фото из семейного архива разных годов)

Хотите поделиться с друзьями информацией статьи в соц.сетях? Публикуйте ссылку на своей страничке с помощью кнопок

источник

Занимательные факты по развитию речи на тему:
Анализ произведение живописи И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»

Очень живописная и светлая картина, завораживающая своей реальностью и деталями, если долго на нее смотреть — в этом волшебство мастерства великих художников. Удивительный мир окружает нас – это мир природы. Уметь видеть его красоту помогают нам художник И. Шишкин.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

произведение живописи И.И. Шишкина

педагог дополнительного образования

Мальцева Марианна Сергеевна

Анализ произведение живописи И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»

Слова и суждения, представляющие изображение как кусочек жизненной реальности, как ситуацию, разворачивающуюся во времени.

«Искренность в отношении к искусству — это первое условие его понимания, но первое условие-это ещё не всё. Для понимания искусства нужны знания», — говорил академик Д.С.Лихачев.

Очень живописная и светлая картина, завораживающая своей реальностью и деталями, если долго на нее смотреть — в этом волшебство мастерства великих художников. Удивительный мир окружает нас – это мир природы. Уметь видеть его красоту помогают нам художник И. Шишкин.

Когда смотришь на картину художника Ивана Ивановича Шишкина, так и

хочется попасть в сосновый бор, вдохнуть запах хвои, ощутить босой ногой

мягкий влажный мох. Утро в сосновом лесу — одно из ярких произведений кисти И. Шишкина. Шедевр пропитан восхищением природы растительного и животного мира.

Слова и суждения, представляющие картину как изображение в рамке, констатация и изложение изображенного, анализ техники живописного произведения:

-анализ четырех основных разделов изменения натурального цвета предмета: «свет», «натуральный» (полутень), «тень», «рефлекс»;

— свет: тени густые, переходы от света к тени, рассеян по картине, очерчивают силуэты сосен, окутаны туманом.

— анализ освещения в живописном произведении:

На картине все смотрится очень гармонично, первые лучи солнца, которые пытаются проникнуть вглубь леса; зеленые, голубые и ярко-желтые тона создают эффект едва проснувшейся от сна природы. На заднем плане можно увидеть яркие золотистые оттенки – это намек на пробивающиеся лучи солнца. Они придают картине торжественную атмосферу.

— анализ воздушной перспективы живописного произведения; Очень красочно показан влажный утренний туман из оврага, украсивший мягкой голубой дымкой воздушность утреннего леса, наверное, заряжает воздух свежим лесным ароматом хвои и даже можно прочувствовать утреннюю прохладу.

— анализ цветовой гармонии живописного произведения; цвета использовались в картине по насыщенности мрачные, темные неяркие, приглушенные, сумрачные, блёклые, спокойные, больше зелёного и коричневого тона, холодный – синий.

— анализ рисунка живописного произведения; Глядя на картину, чувствуешь красоту соснового леса. Художник хорошо знал лес и сумел передать его величие, прелесть, тайну. Шишкина можно назвать царём леса.

— анализ выразительных средств живописного произведения; зеленый цвет и его оттенки, использует художник, чтобы изобразить старое дерево или молодые сосенки, показать солнечные и теневые места в лесу.

— анализ фактуры красочного слоя в живописном произведении; сочетание солнечного света на заднем плане и медведей на дереве на переднем. Если визуально провести линию через эти объекты, то мы увидим, что они изображены художником наиболее ярко и насыщенно.

Все остальное является просто легкими дополняющими зарисовками.

— анализ композиции живописного произведения. Идеально изображено художником состояние природы, т. е. сосновый бор утром, а медведи лишь удачно дополняют картину раннего летнего утра в сосновом лесу. Картина передаёт чувство красоты, торжества родной природы, торжественной тишины и спокойствия, чувство радости. Глухой уголок соснового бора. Тихое утро. Неуклюжие медвежата.

Безветренная погода, кроны деревьев не качаются, не видно птиц или других зверей. От картины веет спокойствием и торжественной тишиной.

Слова и суждения, указывающие на замысел автора, на душевное состояние и жизнь автора. И.И. Шишкин восхищается красотой леса, передает ее прелесть и величие. В лучших пейзажах Шишкина этого времени находят отражение общие для русского изобразительного искусства тенденции, преломляемые им по-своему. Художник с увлечением работает над широкими по размаху, эпическими по своему строю картинами, воспевающими просторы родной земли. Теперь все ощутимее его стремление к передаче состояния природы, экспрессии образов, чистоте палитры. Во многих произведениях, прослеживая цветовые и световые градации, он использует принципы тональной живописи.

Слова и суждения, характеризующие картину в культурном контексте, упоминание других произведений того же или других авторов. Замысел картины подсказал Шишкину Савицкий К.А. Медведей написал Савицкий в самой картине. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и количестве (сначала их было двое) фигурируют в подготовительных рисунках и эскизах. Медведи получились у Савицкого столь удачно, что он даже расписался на картине вместе с Шишкиным. не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года «Туман в сосновом лесу», написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», после поездки в вологодские леса. Видимо, «Туман в сосновом лесу».

Слова и суждения, описывающие конкретное воздействие, которое оказывает картина или ее отдельные части. Главное в картине не эти симпатичные звери, а дремучий бор. Далеко глухие места от человеческого жилья. Наверное, никто не заходит сюда, не тревожит лесное царство. Привольно здесь и зверю, и птице! Жизнь идёт по своим лесным законам. Только от бурь да от времени гибнут старые деревья. А на их месте вырастает молодая поросль. Вот об этой нетронутой красоте леса рассказал нам художник кистью и красками. Композиция основана на непосредственном наблюдении вместо компиляции элементов, что лежало в основе классической ландшафтной живописи. Но вместе с тем он объединяет реалистические изображения с великими поэтическими истинами, предлагая зрителю столько много особенностей для размышлений: свет и тьма, солнце и тень, сила и хрупкость, время и мимолетность.

Наличие ассоциаций на разные темы, вызванные картиной, рассуждения по более общим вопросам. Само название картины «Утро в сосновом бору» говорит о начале нового дня. А начало нового дня можно ассоциировать с началом чего-то нового, полного неожиданности, и хочется надеяться, что неожиданности будут приятными для нас.

Слова и суждения, передающие ощущения и чувства, вызванные картиной, содержащие прямую эмоциональную оценку изображаемого. Мне кажется, что Иван Иванович писал эту картину с каким-то особым чувством и трепетом. Картина навевает такие чувства как спокойствие умиротворения, и вызывает улыбку на лице и веру в то, что все будет хорошо. Благодаря этим замечательно нарисованным «мишкам» картина, как и собственно лес, на ней не кажется пустым, что в нем протекает жизнь с какими-то своими особыми правилами. Глядя на этот лес, не хочется оставаться в душном городе, сидеть в душной квартире, а хочется попасть в лес именно в этот сосновый лес, гулять по нему и непременно хочется заглянуть за эти сосны, а что же там какую еще красоту скрывает от нас природа, наверняка за ними находятся горы.

Слова и суждения, отмечающие художественные средства и приемы, раскрывающие их назначение и указывающие особенности стиля. В этой картине, как и во многих других, художник хотел подчеркнуть необъятность природы. Для этого он срезал верхушки сосен вверху полотна. Если внимательно присмотреться, то можно заметить, что у дерева, на котором резвятся медвежата, вырваны корни. Шишкин как будто бы подчеркнул, что этот лес настолько нелюдимый и глухой, что в нем могут обитать только звери, а деревья падают сами, от старости. На утро в сосновом бору Шишкин указал при помощи тумана, который мы видим между деревьями. Благодаря этому художественному ходу становится очевидным время суток.

Читайте также:  Фонематический анализ у детей с зпр

Трактовка содержания картины и ее смысла, интерпретация мыслей и чувств персонажей. И. Шишкин создавал великолепные, жизнерадостные образы родной природы, воспевая русский пейзаж, утверждая и донося до нас его красоту и неповторимость. Именно поэтому его работы никогда не оставляют нас равнодушными, они в любые времена будут радовать и вселять ощущение счастья в наши сердца.

Художник И. Шишкин говорил: «Как удивительно красиво и богата природа! Любите её!»

Сосны до неба хотят дорасти,

Ветвями небо хотят подмести,

Забравшись на дерево, мишки

А мама — медведица сердится:

— Слезайте! – кричит им медведица. –

— Пусть с виду мы косолапые,

Эпиграф: «Радуюсь тому, как совершенен и прекрасен лес, по которому я гулял, я…понял, что Тот, кто послал меня мыслить и видеть красоту, замыслил прекрасно. Если вокруг меня живой Лес, исполненный высшего совершенства, то творец его был Отцом леса». А.Ким

Познакомить детей с художником И.И.Шишкиным, содержанием его картины «Утро в сосновом бору».Воспитывать у них художественный вкус,умение понимать картину и средства её выразительности.

Познакомить детей с таким жанром живописи как пейзаж. Учить и воспринимать содержание пейзажной картины, понимать красоту природы, которую изобразил художник. Учить выделять оттенки цветов как средств.

Занятие по ИЗО в старшей группе с использованием нетрадиционной техники рисования.

Конспект индивидуальной работы по приобщению к искусству в средней группе «Рассматривание репродукции картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу».

Познакомить детей с таким жанром живописи, как пейзаж; учить их воспринимать содержание пейзажной картины, понимать красоту природы, которую изобразил художник, вызывать у детей желание рассматривать .

источник

12.04.2017. Открытый просмотринтегрированного занятия по ОО «Речевое развитие» в средней группе «Капитошка» МБДОУ Желябовский детский сад «Родничок»

Время начала занятия: 9-26, время окончания занятия: 9-47

Тема: Весна в волшебном лесу.

Закрепить знания детей о характерных признаках весны( работа со схемами);

Продолжать учить детей подбирать к словам определения, глаголы

( словесная игра «Звери шли на водопой»);

Продолжать учить детей употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, существительные во множественном числе родительном падеже( игра «Волшебный бинокль»);

Упражнять детей в соотнесении слов, обозначающих названия животных с названиями их детёнышей( игра «Звери шли на водопой»).

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Занятие спланировано согласно возрастным особенностям детей 5-го года жизни. Программное содержание соответствовало уровню развития детей, содержало наличие элементов нового материала. По типу занятие было на закрепление и систематизацию накопленного опыта. Во время занятия чувствовалась связь приобретённых знаний и предыдущей работы по ознакомлению детей с характерными признаками весны и весенних явлений в природе с интеграцией таких образовательных областей как познавательное развитие, художественно-эстетическое и физическое.

Наталия Ивановна на занятии целесообразно использовала игровые, дидактическо-речевые, динамические приёмы,наличие наглядно-демонстрационного материала, оформленного в эстетическом виде говорит о качественной подготовке воспитателя к занятию.

Гигиенический и световой режим в помещении соответствовал требованиям ФГОС ДО(дети находились в светлом просторном помещении, у каждого ребёнка имелось своё место и материалы к занятию).

Занятие состояло из трёх частей( организационной, основной и заключительной), в первых двух частях время для проведения образовательной деятельности было распределено рационально, но третья, заключительная часть, по своей длительности немного затягивала и из-за этого воспитателем не был подведён итог занятия, что нарушало саму структуру и этапы НОД.

Формы детской деятельности на занятии были разнообразны : мотивация( необычная обстановка , сюрпризный момент( появление персонажа Лесовичка),дидактическо-речевые игры, продуктивная деятельность детей).

Наталией Ивановной на занятии был использован индивидуально-дифференцированный подход к детям: выслушивались индивидуальные ответы детей, дополнялись ( если это было необходимо), чтение Сафие стихотворения о цветах, рассматривание детьми из увеличительной лупы насекомых под листвой( как элемент познавательно-исследовательской деятельности), вовлечение детей в речевые игры – за счёт этого обеспечивалась работоспособность и заинтересованность детей на занятии.

Речь педагога была точна, последовательна с чёткими указаниями, доступна и тактична по отношению к воспитанникам, что эффективно отразилось на деятельности детей :

— действовали в соответствии с указаниями воспитателя и самостоятельно;

— показали умение пользоваться наглядными пособиями.

Таким образом, видно. что поставленные педагогом программные цели были достигнуты, дети закрепили свои знания о весне и весенних явлениях в природе, учились составлять небольшие описательные рассказы, изменяли существительные единственного числа на существительные множественного числа Р.п., соотносили слова, обозначающие названия животных и их детёнышей, проявляли любовь и бережное отношение к природе.

Оценка занятия : Четыре балла( хорошо).

С оценкой ознакомлена :___________________/_________________/

(воспитатель средней группы)

Анализ занятия провела:_____________________/Воронина Л.А./

(Старший воспитатель МБДОУ Желябовский детский сад «Родничок»)

источник

Анна Савина
Фотоотчет о проведенном занятии по экологии «Путешествие в весенний лес». Анализ занятия

Занятие начинается с приветствия, которое должно настроить детей, создать дружескую и доверительную атмосферу. К тому же, если вы проводите открытый урок, вам необходимо отвлечь детей от гостей, находящихся в группе и помочь им справиться с волнением. Вводная часть отвечает этим требованиям.

Далее в НОД включается сюрпризный момент. В данном занятии это персонаж Айболит. Введение героя активизирует внимание детей, интерес к персонажу способствует концентрации на цели и учебной задаче занятия. Герой расспрашивает детей о приметах весны. Отвечать им помогают опорные модели, размещенные на мольберте. Так, в начале занятия происходит закрепление пройденного материала.

Затем идет основная часть занятия. Дети отправляются в лес на волшебном поезде, чтобы помочь зайцу. Во время «поездки» дети делают гимнастику, сопровождаемую речевыми упражнениями.

Прибыв на место дети садятся в круг, закрывают глаза и тогда звучит музыка леса. Воспитатель спокойным голосом рассказывает детям о красоте весеннего леса, описывая звучащую мелодию.

Дети открывают глаза и оказываются на полянке. Воспитатель эмоционально описывает все происходящее вокруг.

По дороге к заюшкиному дому дети встречают и следы зверей, и ежа, и бабочек, и находят цветочную поляну. Педагог пытается спровоцировать детей совершить неправильный поступок: сорвать цветы или словить бабочку, чтобы унести домой. Дети должны сами решить. хочется ли им так поступить. В ходе прогулки закрепляются правила поведения в лесу.

Дойдя до дома зайчика, дети обнаруживают его расстроенным (кто-то вырвал лук на его грядке) и сразу вызываются ему помочь.

Настало время для наработки навыка посадки растений. Под руководством воспитателя дети сажают лук. Каждый ребенок вносит вклад в общее доброе дело, каждый помогает зайке. Во время посадки дети закрепляют условия, необходимые для жизни растений.

После посадки лука, работа отдается зайцу. Дети чувствуют, что сделали хорошее дело. Понятная и близкая детям цель занятия помогает лучшему усвоению знаний. Это важно учитывать при разработке занятия.

В конце занятия дети отправляются из весеннего леса обратно в детский сад также, как и попали в него. Они садятся в круг, закрывают глаза, звучит музыка, сопровождаемая текстом воспитателя. Дети оказываются в своей группе.

В заключении, проводится рефлексия. Воспитатель спрашивает детей о том, чему они научились, что запомнили, что понравилось им в путешествии. Происходит закрепление. Также педагог может сделать вывод о результативности проведенного занятия, опираясь на ответы детей.

Конспект занятия «Путешествие в весенний лес» Конспект «Познавательное развитие» Группа общей развивающей направленности для детей 4 – 5 лет Приоритетное направление (образовательная.

Фотоотчет о занятии по художественному творчеству «Путешествие ёжика в осенний лес» В своей работе с детьми дошкольного возраста я использую современные технологии: проектный метод, здоровьесберегающие технологии, ИКТ.

Фотоотчет о весеннем развлечении «Путешествие в весенний лес» Праздники и развлечения в детском саду являются красочным, ярким моментом в повседневной жизни детского сада. Они вносят много радости,.

Интегрированное занятие по экологии во второй младшей группе «Путешествие в весенний лес» Интегрированное занятие по экологии во второй младшей группе «Путешествие в весенний лес» Тема: «Путешествие в весенний лес» Интеграция.

Конспект НОД по экологии в младшей группе «Путешествие в весенний лес» Светлана КочеваткинаКонспект НОД по экологии в младшей группе «Путешествие в весенний лес» Интеграция образовательных областей: «Познание»,.

Конспект НОД по экологии в средней группе «Путешествие в весенний лес» Конспект НОД по экологии в средней группе «Путешествие в весенний лес» Воспитатель Назарова С. С. Цель: Формирование понятий о правилах.

Конспект занятия по экологии «Прогулка в весенний лес» (средняя группа) Администрация Городского округа Подольск Комитет по образованию Городское методическое объединение воспитателей средних групп Конспект.

Открытое комплексное занятие в средней группе по экологии «Путешествие в весенний лес» Открытое комплексное занятие в средней группе по экологии «Путешествие в весенний лес»Цели: Закрепить знания детей о весенних изменениях.

Фотоотчет о занятии «Путешествие в сказочный лес пластилиновых животных» Сегодня мы с ребятами путешествовали в сказочную страну. Помог нам перенестись в сказку мультфильм «Пластилиновая ворона» и, конечно, волшебное.

Фотоотчет развлечения во второй младшей группе «Путешествие в весенний лес» БДОУ г. Омска «Детский сад12/2 комбинированного вида». Воспитатели: Комарова Татьяна Николаевна, Филатова Наталья Михайловна. Музыкальный.

источник

Конспект НОД (углубленно-познавательное занятие по экологии) в старшей группе
«Защитим лес – наше богатство»

Цель: расширить знания детей о типах леса; формирование познавательного интереса к познанию природы своего края.

— уточнить знания детей по теме «Что такое лес: его этажность, присутствие насекомых, птиц, зверей»;

— познакомить с произведением М. Пришвина «Этажи леса»;

— углубить представления детей о видах леса: лиственный, хвойный, смешанный;

— познакомить детей с функцией леса: продуктивные (где заготавливают древесину) и рекреационные (где отдыхают, собирают грибы, ягоды);

— углублять и систематизировать знания детей о взаимоотношениях человека с окружающей средой;

— формировать умение правильно вести себя в природе, не навредить ей.

Предварительная работа: чтение Ю. Дмитриева «Необыкновенное путешествие в обыкновенный лес»; рассматривание картин русских художников:

  • Игорь Прищепа «Русский пейзаж»;
  • Юрий Панцырев «Березовый лес»;
  • Иван Шишкин «Корабельная роща»;
  • Иван Шишкин «Папоротники в лесу»;
  • Исаак Левитан «Дорога в лесу»;
  • Иван Шишкин «Еловый лес»;
  • Михаил Кугач «Солнечный лес».

Словарная работа: лиственный, хвойный, смешанный лес; продуктивный и рекреационный лес; подлесок.

Воспитатель: От рогов ветвистых, стройных

Кто бежит к нам, с ветром споря?

Ребята, к нам в гости спешит северный олень. (Дети здороваются с гостем.)

Олень: Ребята, я живу в лесу – это мой дом. А вы знаете, что такое лес? Что там растет? Кто там живет? (Дети общаются с гостем.)

Олень: Правильно, лес – это большое количество деревьев, которые растут на больших площадях с сомкнутыми кронами. Лес, это сложный живой механизм, который сочетает в себе множество деталей различных по размерам, типам и принципам действия (деревья, кусты, травы, птицы, насекомые, животные). Лес – это растительное сообщество, где все взаимосвязано.

Воспитатель: ребята, вы знаете, что в лесу есть этажи! Не верите?! Давайте познакомимся с произведением М. Пришвина «Этажи леса». (Чтение рассказа.)

Олень: друзья, а вы догадались, на каком этаже я живу? (внизу, на первом этаже). А на каком этаже живут муравьи, белки, зайцы. (Дети отвечают.)

Воспитатель: ребята, лес состоит из 5-ти ярусов: (воспитатель называет ярусы и показывает их на картинах художников)

  1. высокие здоровые деревья, прикрывающие все остальные;
  2. молодые деревья (подрост);
  3. подлесок: кустарники – они не дают дождям размывать почву;
  4. полукустарники и травы;
  5. мхи, грибы, лишайники.

Олень: друзья, лес бывает разный; я живу в смешанном лесу. Может, кто-то из вас знает другие виды лесов? Чем они отличаются?

Дети отвечают: лиственные, хвойные и смешанные леса.

Воспитатель: ребята, давайте назовем нашему гостю, какие мы знаем лиственные деревья (береза, осина, тополь, ива) и хвойные (ель, сосна, пихта, кедр).

Олень: давайте поиграем! Девочки будут лиственными деревьями, мальчики – хвойными. Когда я говорю «лиственный лес» — встают девочки и образуют лес, когда «хвойный лес» — встают мальчики, а если «смешанный лес» — девочки и мальчики встают врассыпную.

Игра «Хвойный, лиственный, смешанный лес»

Воспитатель: ребята, предлагаю вам рассмотреть листок и хвою (площадь поверхности). Затем рассмотрим ветку лиственного дерева и хвойного (толстая и тонкая). Воспитатель подводит к тому, чтобы дети смогли ответить на вопрос: «Почему лиственные деревья сбрасывают листву на зиму?» (ветка лиственного дерева тонкая, а поверхность листочка большая; если снег покроет дерево вместе с листьями, то ветка не выдержит тяжести и сломается).

Олень: в моем лесу люди отдыхают, собирают грибы и ягоды – мой лес называют рекреационный. Вот только не все гости моего леса умеют правильно себя вести. Я принес фотографии (картинки), на которых запечатлены действия и поведение людей.

Рассматривание дидактических картинок «Правильное и неправильное поведение в лесу»: (перечень согласно нумерации на картинках)

  1. Не разоряйте птичьи гнезда!
  2. Не разоряйте муравейники!
  3. Не забирайте из леса домой животных!
  4. Не обижайте лесных насекомых!
  5. Не рвите полевые цветы!
  6. Не рвите редкие цветы!
  7. Не ловите бабочек и стрекоз!
  8. Не шумите в лесу!
  9. Не разжигайте в лесу костер без взрослых!
  10. Не оставляйте мусор в лесу!
  11. Не бейте стекло в лесу!
  12. Не вырезайте надписи на деревьях!
  13. Не портите несъедобные грибы!
  14. Не вырывайте кустарники с корнем!
  15. Не обижай змей!

Воспитатель: Олень, а тебе известно, что лес приносит нам людям огромную пользу?! Наши дети сейчас тебе расскажут. Воспитатель подытоживает и говорит, что есть леса, где заготавливают древесину и их называют продуктивными.

Олень: ребята, я хочу поиграть с вами в подвижную игру «Северные олени».

Цель игры: Отрабатывать бег широким шагом, прыжки животных, ориентироваться в пространстве; передавать повадки зверей в соответствии с музыкой.

Уточняем, кто является врагом оленей (дети называют медведей, волков). Воспитатель предлагает разделиться на две команды: одна команда – олени, другая – медведи. Олени будут жить около юрт и кустов, а медведи на другой стороне в овраге, в берлоге. «Олени» изображают рога, подняв руки вверх и передвигаться длинными прыжками, убегают и прячутся возле юрт, медведи их догоняют. Условным сигналом для начала игры является удар в бубен.

Воспитатель: ребята, подошло время прощаться с нашим другом Северным Оленем. Чтобы найти дорогу домой (в лес) и не заблудится, оленю помогут звуки леса.

Рефлексия: воспитатель ставит запись природных звуков леса: олень уходит, а ребята пробуют в звуках леса услышать и назвать его жителей.

источник

Проведение и анализ открытого занятия — один из самых эффективных способов повышения компетентности воспитателя. Самое ценное в этой форме методической работы — это наглядный пример практической работы. Но не менее важна вторая часть мероприятия, где все педагоги становятся участниками разбора увиденного, его анализа.

Я имею большой опыт работы в должности старшего воспитателя, однако считаю, что не всегда удается эффективно и качественно провести анализ просмотренного занятия. Иногда воспитатели ведут себя сдержанно и не желают высказывать критических замечаний в адрес коллеги. Может быть, щадят его чувства, не желают испортить отношений. Во всяком случае роль старшего воспитателя в создании ситуации общения, где воспитатели открыто высказывают мнение, оценку увиденных приемов работы, приводят аргументы в пользу результативности этой работы (или отсутствия результатов).

Читайте также:  Фонематический анализ у детей дошкольного возраста

Хочу привести пример анализа занятия в младшей группе (провела Ск-ова Н.Г. 27 апреля 2015г. «Чтение и пересказ сказки с опорой на наглядные символы (мнемотехника)» (см. приложение)
Целью занятия является обучение пересказыванию детей 3,5 лет.
Задачи: познакомить с текстом, учить устанавливать последовательность событий, развивать память, способствовать пониманию событий сказки.

1. Воспитатель сделала пояснения: выбрала это занятие для показа ввиду того, что считает прием мнемотехники (события сказки изображаются воспитателем в виде несложных пентаграмм) очень эффективным. Применение на практике в течение 2 месяцев этого приема дало видимый результат. Дети стали активнее отвечать на вопросы по тексту, их внимание сохраняется на протяжении всего занятия, пересказы стали точнее, часто близки к тексту.

2. Оценили результативность занятия: очень эффективно. Аргументы: высокая речевая плотность, каждый ребенок высказался не менее 2 раз. Если в 1 части занятия (в организационном моменте) и во второй части (в ответе на вопросы воспитателя) ответы детей были фразовыми, то в 3 части (рисование таблицы-подсказки) и в 4 части (пересказ) они состояли из сложно-сочиненных предложений. Максимальное количество предложений -6, минимальное — 2. Интерес детей сохранялся до конца занятия.

3. Выделили используемые приемы.
Мотивация деятельности детей. Прием использовался в каждой части занятия.
Сначала появилась собака (игрушка), и дети объяснили, что это домашнее животное и почему.
Затем они были заинтригованы вопросом о той собаке, которая искала себе друга, и согласились послушать эту историю.
Перед физ-минуткой воспитатель предложила поиграть в знакомую игру в волшебницу и превратила всех в маленьких щенков. После разминки не забыла превратить их обратно в детей и проверила, все ли дети вернулись. Это собрало внимание, вернуло к делу.

Воспитатель напомнила детям, что им может помочь табличка, «наша помощница, которую мы научились сами создавать». Дружно приступили к делу, и стали делать пояснения (пересказ текста по последовательным эпизодам). Всего 8 участников, высказывания по 1-3 предложения. При необходимости помощь воспитателя: подсказка, уточнение, одобрение.
Обратилась с вопросом, кто хочет рассказать сказку. Дети активно среагировали, воспитатель пригласила мальчика, который стал проявлять активность совсем недавно. Всего 5 высказываний от 2 до 6 предложений, иногда близко к тексту. Второй и последний ребенок — с хорошо развитой речью.

4. Оценили своевременность приемов. Физ-минутка не отвлекла детей. Продуманы переходы между частями занятия. Во время рисования пентаграмм дополнительной подсказкой для детей иногда служил рисунок.

5. Оценили речь воспитателя. Как речь воспитателя способствовала созданию атмосферы мышления, привели примеры.

6. Оценили развивающую среду, созданную воспитателем на занятии.

Считаю, что главным во время анализа занятия является умение педагогов аргументировать свои высказывания. Мнения могут быть противоположными. В педагогическом общении ценится умение убедить, привести пример.

Мордовская сказка
Давно-давно в лесу жила собака. Одна-одинешенька. Скучно ей было. Захотелось собаке друга себе найти. Такого друга, который никого не боялся бы.
Встретила собака в лесу зайца и говорит ему:
— Давай, зайка, с тобой дружить, вместе жить!
— Давай, — согласился зайка.
Вечером нашли они себе местечко для ночлега и легли спать. Ночью бежала мимо них мышь, собака услышала шорох да как вскочит, как залает громко. Заяц в испуге проснулся, уши от страха трясутся.
— Зачем лаешь? — говорит собаке. — Вот услышит волк, придет сюда и нас съест.
«Неважный это друг, — подумала собака. — Волка боится. А вот волк, наверно, никого не боится».

Утром распрощалась собака с зайцем и пошла искать волка. Встретила его в глухом овраге и говорит:
— Давай, волк, с тобой дружить, вместе жить!
— Что ж! — отвечает волк. — Вдвоем веселее будет.
Ночью легли они спать. Мимо лягушка прыгала, собака услышала да как вскочит, как залает громко. Волк в испуге проснулся и давай ругать собаку:
— Ах ты такая-разэтакая! Услышит медведь твой лай, придет сюда и разорвет нас.
«И волк боится, — подумала собака. — Уж лучше мне подружиться с медведем».

Пошла она к медведю:
— Медведь-богатырь, давай дружить, вместе жить!
— Ладно, — говорит медведь. — Пошли ко мне в берлогу.
А ночью собака услышала, как мимо берлоги уж полз, вскочила и залаяла. Медведь перепугался и ну бранить собаку:
— Перестань! Придет человек, шкуры с нас снимет.
«Ну и дела! — думает собака. — И этот оказался трусливым».

Сбежала она от медведя и пошла к человеку:
— Человек, давай дружить, вмести жить!
Согласился человек, накормил собаку, теплую конуру ей построил возле своей избы. Ночью собака лает, дом охраняет. А человек не ругает ее за это — спасибо говорит.

источник

• Подумайте, какую пользу людям приносит лес?

Прежде всего леса дают людям и животным кислород, необходимый для дыхания.

Давайте внимательно рассмотрим зеленый листок.

Нижняя сторона листа, покрытая прозрачной кожицей, усеяна очень мелкими отверстиями — устьицами, увидеть которые можно в лупу. Через них деревья дышат. Устьица то открываются, то закрываются, вбирая в себя углекислый газ и выделяя кислород. Не зря деревья называют «зелеными легкими» планеты!

Кислород выделяется листьями растений на свету, поэтому наши зеленые друзья: и белая березонька, и стройная рябинка, и дуб-великан — тянутся вверх, к солнышку. В знойный летний день с поверхности листьев испаряется вода, и над лесами образуются облака, а в лесу всегда тенисто, прохладно и влажно.

Легкие облака постепенно собираются в темные тяжелые тучи, которые проливаются на землю благодатными дождями, орошая ее. Добрый лес дарит земле свежую влагу, и поэтому на земле все буйно растет и цветет. В лесных чащах журчат родники, пробираются в зеленых зарослях маленькие ручейки. Сливаясь, они образуют речки. Значит, лес не только дает нам кислород для дыхания, но и сохраняет влагу. Лес — хранитель вод. Ведь там, где исчезают леса, пересыхают и реки.

Леса охраняют от разрушения и почву — верхний слой земли. Корни одних деревьев уходят глубоко под землю (например, у дуба), у других — они широко раскинуты под самой поверхностью земли (у ели). Но и те и другие корнями скрепляют почву. Не дают ей разрушаться.

В старом густом лесу вы не встретите ни оврагов с крутыми склонами, размытыми бурными вешними водами, ни глубоких ям, ни канав.

• Что еще дают нам леса?

Верно! Они щедро угощают нас ягодами, орехами и грибами, в лесу люди собирают лекарственные растения. Лесных жителей лес потчует желудями, шишками, сладкими корешками и сочными травами.

В старину на Руси и крестьянские избы и княжеские терема строили из дерева. Во времена Дмитрия Донского дубовые леса подступали вплотную к Москве. Из этих дубрав брали бревна для постройки стен Московского Кремля. Из прочной дубовой древесины и сейчас делают красивые и нужные вещи: мебель, паркет, бочки, лодки. Из дубовой коры готовят целебные настои для полоскания горла и рта.

Строят дома и из елей. Недаром народ сложил такую поговорку: «Изба елова — сердце здорово». Ведь и в самом деле смолистый еловый аромат очень полезен для человека. Ель нередко называют «поющим деревом». Из ее древесины делают музыкальные инструменты — деки скрипок, арф, фортепиано, виолончелей, гитар.

О каждом дереве, растущем в лесу, можно рассказать что-то хорошее и интересное.

Вспомним липу. В народе про липу говорили: «Липа человека обувает и кормит». И вправду, из липового лыка — верхнего волокнистого слоя коры молодых лип — плели лапти. А липовый мед — вкусное и целебное яство.

Из мягкой белой липовой древесины мастера вырезали миски, ложки и другую домашнюю утварь. Липовый цвет люди собирают, сушат, заваривают и получают душистый медовый отвар, который пьют при простудах и гриппе. Из высушенных и измельченных липовых семян тоже готовят целебные отвары и настои. В жаркий летний полдень липа дарит нам тень и прохладу, украшает леса, сады и парки, очищает от пыли и копоти воздух в городах. Липа прекрасна в любое время года — весной, украшенная мелкими розовыми чешуйками почек, летом — в пышном медовом цвету, осенью — в сарафане из золотых листьев, зимой — покрытая снегом и инеем.

Много полезного дает человеку и осина. Почки и листья этого дерева собирают для приготовления целебных настоев и мазей. Из мягкой и красивой древесины вырезают деревянные игрушки — веселых матрешек, забавных лошадок, изготавливают бумагу, паркет и спички.

Осиновые доски не чернеют, почти не гниют, поэтому из них делают дранку для особенно долговечных крыш. Главы деревянных церквей в Кижах, покрытых осиновой дранкой, до сих пор удивляют и радуют нас своей красотой.

А из прочной древесины кленов мастера-столяры делают мебель, а резчики по дереву искусно вырезают шкатулки, сундучки, гребни. Изготавливают из кленовой древесины и музыкальные инструменты.

• А чем полезна людям красавица-сосна?

Издавна сосна считалась целебным деревом. Соком сосновой хвои и настоем сосновых почек можно вылечить кашель и простуду. Хвойные ванны успокаивают человека и укрепляют его организм. Сосны дают людям прекрасный строительный материал, дрова, а из смолы получают много нужных и полезных веществ.

Вы, конечно, видели красивые украшения из янтаря. А ведь янтарь — это окаменевшая смола деревьев, которые росли на земле миллионы лет назад!

Ну, конечно, нашу любимицу — березку. Береза — щедрое и доброе дерево! Издавна из бересты — верхнего слоя коры березы — крестьяне плели лукошки и туеса для ягод и грибов, делали берестяные рожки, на которых играли пастухи, уводя коров с пастбища в деревню. А в те далекие времена, когда еще не было бумаги, люди писали на бересте письма. Такие древние письмена нашли археологи во время раскопок в Новгороде. Берестяные грамоты хорошо сохранились, потому что береста долго не гниет в земле и даже в воде.

Из березовых почек готовят лекарства, а весенний березовый сок — сладкий и очень полезный напиток. Его любят и люди, и звери, и птицы.

Березовый сок

Очень красивое и полезное дерево — тополь! Тополя прекрасно очищают воздух от пыли и копоти и выделяют в атмосферу больше кислорода, чем другие деревья. Один тополь вырабатывает его столько, сколько три липы, четыре сосны, семь елей!

Из мягкой и легкой древесины тополей делают бумагу, а их почки используют для изготовления кремов, духов, одеколонов.

Дорогие ребята! Давайте еще раз повторим, какую пользу всему живому на земле приносит лес.

Лес — «зеленые легкие» нашей планеты:

— хранитель вод, защитник водоемов;

— источник орехов, ягод, грибов и целебных растений;

— дом для растений, животных, грибов;

— место, где человек может отдохнуть.

1. Почему лес называют «зелеными легкими» Земли?

2. Как леса способствуют сохранению воды?

3. Чем полезны леса для почвы?

5. Какую пользу приносят леса людям?

6. Почему говорят: «Изба елова — сердце здорово»?

7. Почему в народе говорится, что липа человека обувает и кормит?

8. Перечислите, какие плоды созревают в лесу осенью.

9. Как вы объясните пословицу: «Лес не только волка, но и мужика прокормит»?

источник

Характеристика экологического воспитания как нового направления дошкольной педагогики: содержание педагогической работы по ознакомлению дошкольников с экосистемой; обзор современных технологий, методов и форм воспитания у детей экологической культуры.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Методика ознакомления дошкольников с лесом как экосистемой

1.Содержание педагогической работы по ознакомлению дошкольников с экосистемой

2. Характеристика современных технологий ознакомления дошкольников с лесом как эко система

3.Методы и формы ознакомления дошкольников с лесом как

1. Содержание педагогической работы по ознакомлению дошкольников с экосистемой

лес экосистема дошкольники воспитание

Экологическое воспитание — это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного — ознакомления детей с природой.

Теоретические основы экологического воспитания дошкольников представлены в различных психолого-педагогических исследованиях

Суть нового направления заключается в следующем. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры — осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно-правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада. Он узнает, что у всего живого, в том числе и у человека, есть определенные потребности, удовлетворить которые можно лишь при наличии внешних условий — среды обитания, пригодной для того или иного организма. Иначе говоря, каждое существо должно иметь свой дом со всем необходимым для его жизни. Экологическое воспитание дошкольников — это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на, этой основе правильных форм взаимодействия с ним[1]

Осознанно-правильное отношение рассматривается как совокупность знания и активных проявлений ребенка: интереса к явлениям природы; понимания специфики живого, желания практически сохранить, поддержать или создать для него нужные условия; понимания и сочувствия тем, кто испытывает дефицит каких-либо условий; эмоционального отклика, радости на любые проявления животных и растений, их красоту. Важно при этом, что красота рассматривается с экологических позиций: красота гармонично развивающегося, здорового живого организма, что бывает лишь при наличии хороших условий, полноценной среды обитания.

Экологическое воспитание — это новое направление в дошкольной педагогики, которая отличается от традиционного — ознакомления детей с природой. В дальнейшем включает несколько взаимосвязанных блоков, которые охватывают все стороны эколого-педагогического процесса в дошкольном учреждении:

— содержание экологического воспитания

— организацию и управление процессом.

Фундамент всей системы это теоретический блок, раскрывающий главные понятия, ведущие идеи экологии. Он имеет большое значение для специалистов, реализующих на практике воспитание детей: обеспечивает новый взгляд на природу, новое понимание окружающей среды, демонстрирует взаимосвязанность всех компонентов природы и место человека в ней. Далее с помочью педагогического воздействия у детей можно сформировать начало экологической культуры. Именно поэтому данный блок является системообразующим -он функционально объединяет все остальные, «пронизывает» и наполняет их необходимым теоретическим содержанием, обеспечивает осознанность практической деятельности работников дошкольного воспитания. Основополагающими являются идеи восхождения от отдельно взятого организма и условий его существования к биосфере как среде жизни всего планетарного сообщества, а также ряд значимых понятий, таких как живой организм, среда обитания, экосистема, круговорот вещества и энергии в экосистеме, равновесие в экосистеме и его нарушение, экологические ниши, цепи питания и др. В период дошкольного детства в процесс е целенаправленного — педагогического воздействия у детей можно сформировать начало экологической культуры [1]

2. Характеристика современных технологий ознакомления дошкольников с лесом как экосистема

Знакомя детей с природой, а точнее с лесом. Лес это не просто участок земли с растущими в нем кустарниками и деревьями, а не большая часть эко системы или по другому сообщество растений и животных, которые живут в месте и нужны друг другу.

В лесу несколько этажей растений: каждый этаже населен своими жителями. Есть животные, которые питаются различными частями растений: листьями плодами корой на пример (заяц — беляк, лось белка, лесные плицы и насекомые). Но и много мелких и крупных хищников, пищей которых другие животные более мелкие (лиса, волк, ёж, бурый, медведь, барсук). Животные хорошо приспособлены к жизни в лесу. В зависимости от места обитания и от времени года имеют маскировочную окраску. Хорошо приспособлены к сезонным изменением погоды (кто-то делают запасы на зиму, или на оборот за теплое и плодородное время накапливают подкожный жир и залегают в спячку). [2]

Читайте также:  Фонематический анализ у детей с дислалией

По мнению С.Н.Николаевой, детям старшего дошкольного возраста можно представить видимые, легко обнаруживаемые явления. Взрослые могут показать детям связь двух, трёх, четырёх звеньев в сообществе.

Наблюдения на экскурсиях в лесах, на лугах, затем наглядное моделирование и обсуждение. Позволяет старшим дошкольникам понять идею «общего дома» — сообщества растений и животных, проживающих на одной территории, в одних и тех же условиях и взаимосвязи друг с другом.

Чтобы внешне связи, которыми объединены между собой растения и животные леса, имели наглядное выражение, в предшествующей работе предлагаем познакомить детей с моделью леса. Это будет способствовать решению задач раздела «Лес — многоэтажный дом для растений и животных».

Знания о лесных сообществах давать детям порциями, постепенно — сначала о сообществе растений, а затем о сообществе животных.

Далее представляем что «каждый живой организм следует показывать как систему, в которой взаимодействуют все структуры и функции, а также представлять сообщества (системы) организмов (например, сообщества растений, сообщества животных) и устанавливать, что организм является его частью, составным элементом, взаимосвязанным с другими элементами».

С помощью иллюстративного материала на тему «Зимняя подкормка диких животных», «Лесник спасает зайцев», беседы «Что будет, если лес погибнет от пожара», чтения стихов об охране природы в предшествующей работе к экскурсии на тему «Лесная новость» следует показывать детям влияние человека на состояние лесного сообщества.

Предлогаем детям самостоятельно разобраться в проблемной ситуации, которую принесла сорока на хвосте — кто-то похозяйничал в лесу и оставил после себя беспорядок, как помочь лесу?

Используем не только в процессе наблюдения, но и на протяжении всей экскурсии художественное слово: произведения детской литературы, стихотворения, загадки, пословицы, приметы о лесе. Так, чтение поэтических стихов «Здравствуй, лес, дремучий, лес!» С.Погореловского, «Заколдован невидимкой…» С.Есенина позволят образно представить красоту леса, развивая в детях эмоциональность. Художественная литература явится эффективным средством в предшествующей работе для расширения к детей круга представлений о природе, создания основы для получения на экскурсии новых знаний о тех или иных объектах и явлениях природы. Например, чтобы пополнить знания детей о хвойном лесе, познакомили их с рассказами И.Соколова-Микитова «У старой сосны», М.Пришвина «Разговор деревьев», Ю.Дмитриева «Что такое лес».

Используем на экскурсиях народный фольклор: пословицы, приметы, загадки — делают представления детей о лесе более чёткими и конкретными.

Значительное место в нашей работе мы уделяем беседам. Так, для возбуждения интереса у детей к предстоящей деятельности — установочная беседа; для уточнения, углубления, обобщения, систематизации знаний о лесном сообществе — итоговая беседа после экскурсии. В установочной беседе эффективным приёмом будут мотивирующие ситуации, которые помогли собрать внимание детей к предстоящей экскурсии, актуализировать имеющийся опыт. Например, встреча Домовёнка Кузи и Лесовичка, которые вместе с детьми выясняют разницу и общее между их домами. Планируя беседу после экскурсии, важно продумать системы вопросов, чтобы восстановить в памяти детей весь ход экскурсии, подчеркнуть наиболее важные для осознания факты [4]

Обучение предлагаем закончить итоговой экскурсией в зимний лес с целью обобщить знания о лесе, как сообществе растений и животных, о взаимоотношениях между ними. Тем самым, подвести итог: лес — общий дом для всех растений и животных. Подвести итог: лес надо беречь!

Современная дошкольная педагогика также придает большое значение занятиям: несомненно, они оказывают положительное воздействие на детей, способствуют их интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, планомерно готовят их к обучению в школе. В настоящее время продолжается совершенствование занятий в различных аспектах: расширяется и усложняется содержание обучения, осуществляется поиск форм интеграции разных видов деятельности, способов привнесения игры в процесс обучения, поиск новых (нетрадиционных) форм организации детей. Все чаще можно наблюдать переход от фронтальных занятий со всей группой детей к занятиям с подгруппами, малыми группами. Данная тенденция обеспечивает качество обучения: индивидуальный подход к детям, учет особенностей их продвижения в усвоении знаний и практических навыков. Просматривается еще одна важная тенденция — построение систем занятий в каждой области, с которой знакомят дошкольников. Цепочка постепенно усложняющихся занятий, органически связанных с мероприятиями повседневной жизни, — это оптимальный путь, обеспечивающий необходимое интеллектуальное и личностное развитие дошкольников. В экологическом воспитании детей занятия выполняют совершенно определенную и очень важную функцию: чувственные представления детей, получаемые повседневно, могут быть качественно преобразованы, — расширены, углублены, объединены, систематизированы.

Рассматриваем основные типы экологических занятий, которые принципиально отличаются друг от друга дидактическими задачами, логикой построения, ходом организации и проведения, — занятия первично-ознакомительного, углубленно-познавательного, обобщающего и комплексного типов.

Занятия первично-ознакомительного типа.

На протяжении дошкольного периода значительная доля первоначальных экологических сведений о разных сторонах жизни природы и деятельности человека передается детям на занятиях первично-ознакомительного типа. Чаще всего эти занятия посвящаем ознакомлению детей с видами животных, растениями , условиями их жизни и обитания которые могут быть познаны через наблюдения.[3]

Главным компонентом таких занятий становятся различные демонстрационные и учебные пособия, позволяющие формировать у детей отчетливые и правильные представления. Темами занятий могут быть домашние и дикие животные, обитатели леса и севера, тундры и жарких стран, пруда и моря, а также, деятельность людей на сельскохозяйственной ферме, в лесничестве, в области природопользования и охраны природы на занятиях этого типа дети знакомятся с внешним видом животных и растений, учатся их распознавать, узнают о среде их обитания, приспособленности к ней, о сезонной жизни, о различных особенностях поведения.

Обучение детей на таких занятиях осуществляется через рассматривание картин и беседу. Нередко их компонентами становятся также чтение детской литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильма или слайдов, рассказ воспитателя во всех вариантах занятий этого типа первостепенное значение приобретает словесный метод экологического воспитания — от слова воспитателя (его вопросов, пояснений, их системы и последовательности) зависят успешность и качество восприятия детьми новых образов, представленных наглядностью зависит понимание связи событий, связи объектов продуманное и спланированное слово воспитателя организует содержание занятий, обеспечивает успешный результат обучения.

Занятия углубленно-познавательного типа.

Содержание занятий, которые можно назвать углубленно-познавательными, направлено на выявление и показ детям связи между растениями, животными и внешней средой, в которой они нуждаются. Тематика таких занятий определяется рядом конкретных зависимостей, которые, как показали исследования и практика детских садов, доступны пониманию и усвоению старшими дошкольниками. Это занятия, посвященные ознакомлению детей с зависимостями жизни и роста растений от факторов внешней среды, например ростом овощных культур, садовых растений, их сезонными изменениями и пр. Это занятия по ознакомлению детей с приспособленностью животных к среде обитания, например с маскировочной окраской животных, со способами их передвижения, защиты от врагов. Углубленно-познавательное занятие. Завершающее звено той или другой локальной системы работы с детьми. В старшей группе — беседа об осени в конце ноября после трехнедельных (по одной неделе в каждый осенний месяц) систематических наблюдений и ведения календаря или беседа о зимующих птицах в марте, в конце зимней подкормки птиц после регулярных наблюдений за ними. Очень результативны разнообразные виды опытнических работ, имеющих целью формирование представлений о маскировочной окраске животных. Занятия углубленно-познавательного типа активно способствуют умственному воспитанию дошкольников. Дети обучаются умению устанавливать причинно-следственные связи, логично рассуждать, делать выводы. Все это обеспечивает интенсивное развитие мышления дошкольника. [3]

На занятии обобщающего типа воспитатель ставит цель выделить ряд значимых признаков (существенных и характерных) для группы знакомых объектов и на их основе формирует обобщенное представление.

Что же может быть содержанием обобщенных представлений, формируемых в дошкольном возрасте? Практика обучения показывает, что обобщения должны строится на конкретных различных знаниях, систематически приобретаемых детьми на протяжении всего дошкольного возраста, а также получаемых в процессе многократных наблюдений за объектами в природе. Анализ программ воспитания в детском саду и методических пособий по ознакомлению с природой позволяет сделать вывод, что к ним относятся знания о многообразии растительного и животного мира, закономерных особенностях роста и развития растений, сезонных явлениях в природе.

В старшем дошкольном возрасте все конкретные занятия могут быть суммированы, обобщены. Появляется возможность показать дошкольникам единство форм в живой природе. Содержанием обобщенных представлений могут быть закономерно меняющиеся явления: рост и развитие растений, сезонные изменения в природе. На протяжении ряда лет дети наблюдают, как растут комнатные растения, овощи на огороде, цветы на клумбе. Накапливается большое количество ярких, разнообразных представлений. На их основе можно сформировать обобщенное представление о том, что растение развивается из семени, оно растет, цветет, образует новые семена. Для его роста нужны определенные условия: свет, тепло, влага, хорошая почва [3].

На протяжении ряда лет дети накапливали конкретные знания о том, что происходит с природой осенью. В старшем дошкольном возрасте важно осознание того, что преобразования происходят постепенно. Именно поэтому обобщенное представление об осени у дошкольников формировалось не только на основе ее характерных признаков, но и на их изменчивости.

Формирование обобщенных представлений происходит при пользовании словесного метода работы с детьми. Беседа с ними осуществляется в строго определенной последовательности вопросов, ответов, выводов — это алгоритм формирования обобщенного знания.

Обобщающие занятия позволяют интенсивно развивать интеллект детей — умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы.

Занятия комплексного типа.

Комплексные занятия в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Эти занятия можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они полезны со старшими дошкольниками.

Комплексные занятия широко используются практикой дошкольного воспитания в разных сферах обучения детей. В области экологического воспитания комплексные занятия могут быть использованы в разных возрастных группах. Например, в конце осени с детьми старшей группы обычно проводится игровое занятие, на котором формируется представление об осеннем сезоне. Комплексное занятие на эту тему может состоять из нескольких частей и включать разную деятельность.

А) В первая часть занятия решаем познавательные задачи и развивает интеллектуальные способности дошкольников. Мы уточняет и обобщает представления детей об осени, выделяя характерные ее особенности. Важную роль в этом процессе играет календарь природы, который дети вместе с нашей помощью вели ежемесячно по одной неделе.

Б) Во второй части занятия предполагаем иные программные задачи и другой вид деятельности для дошкольников. К занятию организуем специальные небольшие выставки на тему осени: несколько репродукций знаменитых художников, художественная фотография, на которой могут быть изображены картины природы, дары осени, 1-2 современных пейзажа, натюрморта в живописи и графике. Осмотр выставки, переживание красоты — это другой вид деятельности, который несет в себе решение эстетических задач[3].

В) на третьем занятие — это художественное творчество детей, ручная деятельность, в которой они сами становятся художниками и выполняют работу по своему усмотрению и желанию. Это может быть и рисование пейзажа, букета осенних цветов в вазе, и аппликация грибов в траве или корзине или фруктов на блюде. Это могут быть поделки из природного материала. Педагогические задачи опять иные — развитие творческих способностей детей, их художественно-ручных умений.

Такие комплексные занятие, если они правильно организовано, по времени может выходить за рамки обычного занятия — смена деятельности не вызовет усталости и скуки. Тем более что по своему усмотрению воспитатель может в подходящий момент использовать музыку в записи, сделать веселую физкультминутку. Комплексные занятия могут быть организованы на самые разные темы. Например, занятие об овощах может включать беседу по картине «Уборка овощей на огороде», разыгрывание стихотворения Ю. Тувима в переводе С. Михалкова «Овощи», рисование или аппликацию плодов; занятие «Мы здоровыми растем, мы здоровье бережем» — это и разговор Айболита с детьми о здоровье, о том, как его сохранить, как поддерживать благоприятную окружающую среду, и физические упражнения или закаливающая процедура, и коллективное приготовление зеленой добавки к обеду из выращенного лука, чеснока, петрушки.

Комплексные занятия — это творческое дело воспитателя, их можно организовать по-разному, интересно. Они эффективно и всесторонне развивают личность ребенка, а сочетание различных видов деятельности способствует более легкому и быстрому формированию отношения к содержанию занятия [3].

Цели, задачи экологического воспитания у дошкольников, его содержание. Развитие познавательной деятельности ребенка в процессе ознакомления с окружающим миром. Экологическая тропа как условие воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста.

курсовая работа [48,0 K], добавлен 08.05.2014

Понятие экологического воспитания дошкольников. Формы работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с природой. Применение наблюдений и экспериментов как средства экологического воспитания дошкольников. Использование календарей наблюдений в ДОУ.

курсовая работа [43,4 K], добавлен 05.05.2011

Основные цели и задачи экологического образования дошкольников. Экспериментальное исследование сформированности экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста. Определение наиболее эффективных методов экологического воспитания дошкольников.

курсовая работа [59,3 K], добавлен 23.08.2013

Определение целей, задач, научной основы содержания экологического воспитания дошкольников. Рассмотрение методов и форм экологического воспитания детей. Оценка возможностей тематического планирования в разных возрастных группах дошкольного возраста.

курсовая работа [67,1 K], добавлен 02.08.2015

Психолого-педагогические основы эстетического воспитания дошкольников. Характеристика программы О.Л. Князевой и М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Экспериментальное исследование уровня эстетического воспитания у детей.

курсовая работа [260,8 K], добавлен 05.05.2013

Анализ психологических характеристик дошкольного возраста для ознакомления детей с природой и раскрытие её значения в развитии и воспитании дошкольников. Оценка эффективности форм и методов педагогической работы по ознакомлению детей с окружающим миром.

курсовая работа [43,6 K], добавлен 18.03.2011

Сущность, основные цели и задачи развития экологической культуры ребенка. Формы и методы ознакомления детей с природой. Личностно-ориентированный подход в экологическом воспитании дошкольников. Создание уголка и зоны природы в дошкольном учреждении.

курсовая работа [56,6 K], добавлен 05.05.2011

Содержание познаний детей про окружающий мир. Роль воспитателя в формировании знаний по ознакомлению детей с сезонными явлениями в природе в дошкольном учреждении. Рассмотрение основных методов в процессе экологического образования дошкольников.

курсовая работа [33,7 K], добавлен 10.04.2015

Актуальность экологического воспитания подрастающего поколения. Игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка. Принципы воспитания экологической культуры у дошкольников.

дипломная работа [1,2 M], добавлен 11.03.2014

Особенности воспитания сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста. Дидактическая игра как основной метод воспитания сенсорной культуры дошкольников. Использование познавательных книг математического содержания в развитии дошкольников.

курсовая работа [55,3 K], добавлен 29.08.2011

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

источник