Меню Рубрики

Духовно нравственное развитие детей анализ

Анализ работы ДОУ по духовно-нравственному воспитанию

Анализ работы муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида _____ по духовно-нравственному воспитанию детей.

Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста является первостепенной задачей современной образовательной системы, и представляет собой важный компонент всего дальнейшего образования. Дошкольный возраст является важным этапом в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие разнообразных форм познания действительности: восприятия, образного мышления, воображения; появляется готовность к овладению разнообразными знаниями об окружающем мире. У дошкольника формируются представления о доступных его пониманию конкретных фактах общественной жизни, поэтому именно с этого возраста необходимо начинать духовно-нравственное воспитание.

В МДОУ ДСКВ №______ ведётся систематическая работа с воспитанниками по духовно-нравственному воспитанию. Ежегодно составляется и утверждается руководителем план работы на учебный год, дополнительно, в течение учебного года старшими воспитателями составляются планы проведения тематических недель («День матери», «Пасха», «Спас»)

Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью — «День матери»; зимой — «Новый год», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной— «Международный женский день – 8 марта», «Праздник птиц» «победа деда – моя победа!», «Троица», «Пасха».

Знакомя с культурным наследием нашей страны, педагоги приобщают детей к изготовлению народных игрушек, поделок и других предметов, где дети приобретают навыки работы с художественным материалом и привычку делать что-то своими руками.

Наши педагоги организуют целевые прогулки, экскурсии по улицам города. Целевые наблюдения и короткий рассказ взрослого способствуют тому, что ребенок, не перегружаясь излишней информацией, получает яркие представления об объекте, об истории нашего города.

Воспитатели МДОУ ДСКВ №_______ принимают участие в мероприятиях муниципального, регионального и всероссийского уровней, обобщают накопленный опыт в проблемах духовно-нравственного воспитания:

— выступление воспитателя Сулеймановой Ольги Геннадьевны на районном методическом объединении с докладом по теме «Взаимодействие детского сада с семьёй и социумом по нравственно-патриотическому и духовному воспитанию детей дошкольного возраста»;

— открытый показ организованной образовательной деятельности воспитателя Цветковой Светланы Викторовны по теме «Герб детского сада»;

— участие в муниципальном этапе конкурса «Мой лучший урок» по теме «Кончил дело – гуляй смело» (воспитатель Сулейманова О.Г.);

— публикации на сайтах в сети интернет — консультация для родителей «Воспитание доброты через православную литературу», консультация для воспитателей «Привитие любви к малой родине» (Сулейманова О.Г.)

Педагог дошкольного учреждения Сулейманова О.Г. прошла повышение квалификации в Армавирском Православно – Социальном Институте «Преподавание курса «Основы православной культуры» в объёме 76 часов.

Педагогами ДОУ составлен и систематизирован методический материал по разделам – «Календарь православных праздников», тематический альбом «Храмы и соборы», «Культура и быт казачьего края», «Кубанский фольклор», «Казацкие пословицы и поговорки», «Кубанские народные игры», «Дидактические игры по духовно-нравственному воспитанию для детей среднего и старшего дошкольного возраста»

Опыт работы дошкольного учреждения показал, что необходимо систематическое конструктивное сотрудничество с семьей, направленное на сохранение непрерывности и преемственности духовно-нравственного воспитания в семье и детском саду.

В целях расширения знаний по духовно-нравственному воспитанию для

родителей предлагается: консультативный материал по вопросам духовно-

нравственного воспитания детей (памятки «Как воспитать у детей героико – патриотические чувства» — 2013 г, «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной и православной культуры» — 2013г, «Взаимодействие детского сада и семьи в духовно – нравственном воспитании дошкольников» — 2013 г, рекомендации), тематические выставки фотографий «Любимый уголок России» — 2014 г вторые младшие группы, «Мамы разные нужны, мамы разные важны» — ежегодно ко дню Матери, поделок – «Дары осени» — ежегодно к празднику осени, «мастерская Деда Мороза» — ежегодно к новому году, «Пасхальный сувенир» — ежегодно к празднику Пасхи, рисунков «Вот какая мама», «Есть такая профессия Родину защищать».

Педагоги задействуют родителей в составлении генеалогического древа своей семьи, придумывание герба и девиза, составлению родословной своей фамилии. Все это способствует активному включению родителей в процесс духовно-нравственного воспитания, сплочению семьи, возрождению семейных традиций.

Для повышения эффективности работы по духовно-нравственному воспитанию МДОУ вступает в отношения социального партнерства с другими учреждениями и организациями:

— церковью (при проведении православных праздников педагоги приглашают священнослужителей, имеются благодарственные письма от Благочинного округа церквей иерея о.Романа Дейнега за вклад в воспитании основ духовной нравственности и патриотизма у детей дошкольного возраста);

— историко – краеведческим музеем им.В.В. Самсонова (посещение тематических выставок, презентаций);

— музеем имени И.М. Поддубного;

— городским дворцом культуры;

Создание условий для осуществления духовно-нравственного воспитания детей включает организацию предметно-развивающего пространства дошкольного учреждения. В группах оформлены тематические уголки для детей, в оформлении использованы: символика города, края, страны, тематические альбомы с подборкой материала природоведческой литературы, достопримечательностей города, района, страны, подборка фольклорного материала, детская художественная литература по данной теме, элементы православной культуры.

Маленький ребёнок не имеет ещё нравственных представлений. Воспитывают детей школа, семья и общественность. Степень овладения ими у детей различна, что связано с общим развитием ребёнка, его жизненным.

С чего начинается родина?С картинки в твоём букваре.С хороших и верных товарищей,Живущих в соседнем дворе.А может, она начинаетсяС той песни, что пела нам мать,С того, что в любых испытанияхУ нас нико.

Примерный тематический план работы ДОО по духовно-нравственному воспитанию.

Материалы из опыта работы.

Духовно-нравственное воспитание детей на основах православной культуры.

Нравственное воспитание — одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться н.

Нравственное воспитание — одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться н.

источник

Проблему духовно — нравственного развития и воспитания исследовали и философы, и психологи, и педагоги. Теоретический анализ состояния проблемы выявил интересные подходы к данному вопросу, которые можно взять на вооружение при повышении уровня духовно — нравственного воспитания школьников

Духовно-нравственное развитие личности — осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом [9,4].

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Данная проблема отражена в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, Основах религиозной культуры и светской этики. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества. Проблема духовно — нравственного развития младших школьников является актуальной т.к. это сложный и многогранный процесс, идейно-психологической опорой духовно — нравственного воспитания должны служить нравственные понятия, заложенные в детстве. Поэтому реализация задач духовно-нравственного развития и воспитания младших школьнико в условиях введения ФГОС НОО является особенно актуальным в свете новых образовательных стандартов начальной школы.

В ходе изучения нормативных документов и методической литературы выяснилось, что пути реализации Программы духовно-нравственного развития детей младшего школьного возраста — это единство урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества [18,26], осуществляемое через разнообразные формы и способы организации детей и родителей.

1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников. Н.Г. Аверина // Нач. школа. — 2005 — №11

2. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. — М: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1998.

3. Байбородова Л.В. Воспитание учащихся: теория и методика.-Ярославль., 2002.

4. Банников В.Н. Духовно-нравственное воспитание и развитие обучающихся во внеурочной деятельности / В.Н. Банников // Начальная школа. — 2012.

5. Бердникова Т.А. Влияние социума на духовно-нравственное воспитание подростков.

6. Власова С.В. Духовно-нравственная культура младшего школьника: анализ состояния: методические рекомендации для педагогов / С.В. Власова — Самара: изд. СГПУ, — 2009.

7. Гундорова, Е.Ю. Курс «Основы религиозных культур и светской этики»: методические материалы к урокам / Е.Ю. Гундорова // Начальная школа. — 2013. — №8.

8. Зеньковский В.В. Педагогика.М.1996.

9. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.М.: Просвещение, 2011.

10. Дереклеева Н.И. Классный руководитель. Основные направления деятельности. /М., «Вербум»., 2001.

11. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников под ред. А.Я. Данилюка — М.: Просвещение, 2011.

12. Духовно-нравственное воспитание и гражданское воспитание в школе: Особенности и соотношение в учебно-воспитательном процессе / «Воспитание школьников», №2 -2012.

13. Инструктивно-нормативное письмо «Об обучении основам религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» для учителей и организаторов введения курса

14. Колесникова И.А. Воспитание духовности и нравственности в эпоху глобальных перемен / Колесникова И.А. // Педагогика — 2008. — №9.

15. Методические материалы для учителей и организаторов введения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в субъектах РФ.

16. Позднякова, O.K. Формирование нравственного сознания будущего учителя в процессе обучения в педагогическом университете / O.K. Позднякова. — Оренбург, 2006.

17. Соловцова И.А. Духовное воспитание школьников: проблемы, перспективы, технологии./ И.А. Соловцова // Учебно-методическое пособие для педагогов и студентов. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004.

18. ФГОС начального общего образования. Утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373.

19. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ».

20. Филимонов, А.А. Организация проектной деятельности / А.А. Филимонов, В.М. Гам. — Омск, 2005.

21. Педагогика школы. Учебное пособие для студентов пед. Институтов / Под. ред. Г.И. Щукиной. — М., Просвещение, 1977.

источник

Дата публикации: 02.04.2017 2017-04-02

Статья просмотрена: 2518 раз

Тихонова Э. В., Барчева А. А. Вклад отечественных ученых в развитие проблемы духовно-нравственного воспитания личности ребенка // Молодой ученый. — 2017. — №13. — С. 607-609. — URL https://moluch.ru/archive/147/41380/ (дата обращения: 02.06.2019).

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Для мыслящих людей разных эпох было очевидным, что качество жизни народа зависит от его нравственности. Современное российское общество констатирует критическое снижение уровня общей культуры и нравственности подрастающего поколения, его оторванности от традиций и ценностей своего народа. Все больше над духовными ценностями преобладают материальные. Согласно этому обстоятельству у детей искажаются представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

В настоящее время тревогу вызывает тенденция ослабления главных функций семьи — воспроизводства и социализации детей. Помимо этого, всюду царит обман, культура надувательства, коррупция проникла во все аспекты жизни. В современном мире покупается и продается почти все, даже честь и жизнь человека. Добавить сюда можно нарушение этики и правовые махинации, и перед нами — беспрецедентный по своим масштабам нравственный кризис.

Учитывая сегодняшнее положение дел, человечество должно задуматься над тем, каких последствий можно ожидать. Таким образом, вопросы духовного и нравственного воспитания подрастающего поколения выходят на первый план.

Воспитание — одна из главных функций общества. Это социальное проявление, характеризующее вид человеческой деятельности, который имеет осознанный целенаправленный характер.

Воспитание — это предоставление социально-многознаменгательного опыта новым поколениям для подготовки их к общественной жизни и творческой работе. Это направленное регулярное влияние на формирование человека с целью подготовки его к осуществлению конкретных ролей в системе социальных взаимоотношений [1, с. 35].

Многие из исследований, известных издавна, говорят о том, что задача духовного и нравственного воспитания всегда являлась значимой при воспитании любого гражданина.

В философском словаре понятие нравственности приравнено к определению мораль. Мораль — нормы, основы, принципы действия людей, а также само человеческое поведение. Русский писатель, этнограф и лексикограф Владимир Иванович Даль (1801 — 1872) интерпретировал термин мораль как «нравственное учение, принципы с целью власти, совести человека», и говорил, что нравственный — это противоположный физическому, чувственному, душевный, гуманный. Моральный уклад жизни человека противоположен материальному. Человек с духовно-нравственными качествами — это человек добропорядочный, добродетельный, пристойный, согласный со своей совестью, с законами истины [2, с. 264].

Нравственное воспитание рассматривал и великий русский писатель Лев Николаевич Толстой (1828 — 1910). Он утверждал, что из всех наук, которые обязан знать каждый человек, главной является наука о том, как жить, делая меньше зла и как можно больше добра.

Нравственность зародилась вместе с человеческим обществом, и главенствующую роль в ее возникновении играет труд человека. Единство в действиях, мыслях и огромное взаимопонимание помогли людям выжить условиях природы. Именно моральные качества сплотили людей и являлись неким стабилизатором в их отношениях. Следуя духовно-нравственным нормам, люди учились понимать друг друга, что помогало жизнедеятельности общества. Но нравственные нормы не стояли на месте в своем развитии, они развивались, дополнялись, возникали новые качества и правила по необходимости. В любом случае нравственность и духовность всегда были правилами, которые нигде не были записаны. При этом мораль оформляется в разных заповедях, принципах, предписывающих, как следует поступать [7, с. 51].

Читайте также:  Фонематический анализ и синтез у детей

Со временем понимание нравственности изменилось. Советский лингвист, доктор филологических наук, профессор Ожегов Сергей Иванович (1900 — 1964) понимает нравственность, как внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами [6, с. 570].

Проблема духовно-нравственного воспитания своей остротой занимает умы теоретиков и практиков воспитания. Отечественный специалист по эстетике Никитина Наталья Николаевна (1951) отмечает, что духовность является качественной характеристикой сознания и самосознания личности, отражающей единство и слаженность ее внутреннего мира, возможностью выступать через свои границы и гармонизовать собственные взаимоотношения с окружающим миром. Духовность обуславливается не столько образованностью, широтой и глубиной цивилизованных запросов и интересов, сколько подразумевает непрерывный труд души, желание усовершенствовать себя, преобразованию места собственного внутреннего мира, расширению своего сознания. Помимо того, можно считать, что духовность – это особенный чувствительный строй личности, который проявляется в возможности к высоким внутренним состояниям и установлению тонких духовных взаимосвязей между людьми, в основе которых — внимательное отношение к человеку, забота о его духовном росте и благополучии.

Выдающийся советский педагог-новатор, писатель Василий Александрович Сухомлинский (1918 — 1970) говорил о том, что нужно заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить умению чувствовать другого человека, быть внимательным к тем, кто тебя окружает. Взрослому человеку порой трудно сделать нравственный выбор. А что уж говорить о ребенке, который вступает каждый раз в новые коллективы. Он ошибается, исправляется, но в любом случае о духовности и нравственности нужно говорить, беседовать, показывать ему, где правильный поступок.

Василий Александрович отмечал, что никто никогда не учит малыша быть черствым и невнимательным к другим людям, быть жестоким, но тем не менее дети такими иногда и становятся. Если человека учат добру — учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу, в результате будет зло, а если не учат ни добру, ни злу — все равно будет зло, потому что сделать человека человеком нужен труд. Сухомлинский, когда утверждал, что нравственность и духовность развиваются в любом возрасте, но в раннем школьном это воспитание воспринимается полнее [4, с. 93].

Особенную значимость в нравственном воспитании необходимо отвести начальной школе, так как дети туда прибывают уже не маленькими, они почти все осознают. В отличии от дошкольных учреждений тут возникают тренировочные объекты, какие имеют собственное содержимое, имеют некоторые проблемы и цели. И ребенок приступает это сознавать, производить оценку. Всё чаще педагог концентрирует образцы на самих ребятах, для того наиболее добиваются и нравственные задачи, какие содержатся в любом тренировочном объекте. В заданиях окружающего мира ребята обучаются сознавать и оберегать природу, в заданиях русского языка образовывают чувство к родному слову.

Духовно-нравственное воспитание — бесспорно важнейшая опора любого общества. Недочеты и упущения при таком воспитании влекут за собой для общества непоправимый урон. Умственное воспитание подрастающего поколения не представляет сегодня такой проблемы, как нравственное становление. Это объясняется тем, что передача основ наук в настоящее время происходит достаточно четко, по установленному плану и обязательно для выполнения. Но нравственное воспитание очень отстает. А ведь именно нравственность должна стоять впереди и за собой вести интеллект.

В настоящее время духовно-нравственное воспитание принято в новые стандарты. Содержательная грань нравственных определений определена научными познаниями, которые ученики приобретают, исследуя учебные предметы. В любом объекте приняты основные принципы духовно-нравственного обучения. Сами нравственные познания имеют большое значение для всеобщего формирования подростков, чем познания согласно определенным учебным объектам.

Русский композитор, музыкальный педагог Антон Григорьевич Рубинштейн (1829 — 1894) заявлял, что в создании личности младшего школьника нужно направить интерес в формирование моральных свойств, какие обнаруживаются в действии ребенка, так как он не обучился скрывать в себе все. В данном возрасте ребенок постигнет сущность моральных определений, обучается производить оценку их знание в действиях и поступках окружающих, а кроме того своих действиях, обучается говорить и подвергать анализу собственные действия.

Духовно-нравственное развитие — это постоянный процесс, он наступает с появления на свет человека и не прекращается целую жизнь, и ориентирован на освоение народами инструкциями и общепризнанными мерками действия [8, с. 72].

Пока ребенок растет и формируется большое воздействие на него проявляет семья, однако, как только он оказывается в другой коллектив, всё изменяется, пребывают прочие условия воздействия: это и учителя, и друзья, и все, кто их окружает. Невозможно забывать и о процессе учебы. Благодаря формированию новых коммуникационных технологий и ростом числа массовых коммуникаций увеличилась важность этого обстоятельства воздействия сообщества. В этот период особенное воздействие проявляют на ребенка социальные сети в организации Интернет.

Развитие нравственного содержимого совершается в разных видах работы детей, в играх, разговорах, в разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных моментах с своими сверстниками, с детьми младше себя и со старшими. В следствии этого нравственное формирование является обращенным действием, предполагающим принятую теорию пребывания, конфигурации, методы педагогического влияния.

Процедура нравственного воспитания — это процесс творческий и всегда пребывающий в перемещении: учителя всегда записывают в него собственные исправления, чем улучшают этот процесс. Всегда исправления и коррективы следуют из долголетней практики преподавателя. Результативность хода обучения находится в зависимости от опыта любого учителем того активного материала, с каким он имеет дело; он обязан понимать, что же ему следует, тщательно исследовать этого учащегося и знать его близко [5, с. 179].

Всегда условия, которые представлены критериями формирования нравственности и формирование личности ученика, допускается распределить на 3 категории: природные, социальные и педагогические. В содействии со сферой и направленными воспитательскими действиями учащийся социализируются, обретают нужный опыт нравственного действия.

Традиционными источниками нравственности являются:

— патриотизм, включающий в себя ценности: любовь к России; любовь к своему народу; любовь к своей «малой Родине»; служение Отечеству;

— социальная солидарность — свобода личная и национальная; доверие к людям; справедливость; милосердие; доброта; честь; честность; достоинство;

— гражданственность — правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; свобода совести и вероисповедания;

— семья — любовь и верность; здоровье; достаток; почитание родителей: забота о старших и младших; продолжение рода;

— труд и творчество — творчество и созидание; целеустремленность и настойчивость; трудолюбие; бережливость;

— наука — познание; истина; научная картина мира; экологическое сознание;

— искусство и литература включает ценности: красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;

— природа — жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля;

— человечество — мир во всем мир, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество [4, с.104].

Важно, чтобы дети получали представление обо всей системе национальных ценностей. А для этого необходимо, чтобы каждая из выше обозначенных групп базовых ценностей составляла целевую программу воспитания.

Таким образом, существует много условий, воздействующих на развитие религиозно-моральных ценностей ребенка. И особенно необходимо отметить большое воздействие общественных обстоятельств и био условий. А кроме того очевидную заслугу несет педагогический фактор. Так как неспроста каждая программа образовательная имеет пункты с формированием моральных основ. Педагогический момент несет в себе наиболее определенные цели, направленные на определенный итог.

  1. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. — М.: Просвещение, 1979. -534с.
  2. Даль В.И. Толковый словарь русского языка: иллюстрированное издание. — М.: Эксмо, 2015. — 896 c.
  3. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. — М.: Просвещение, 1977. — 376с.
  4. Каиров И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. — М.: Просвещение, 1979. — 277 с.
  5. Немов Р.С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы психологии. — М.: Владос, 2000. — 688 с.
  6. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. — М.: ОНИКС-ЛИТ, Мир и Образование, 2012. — 1376 c.
  7. Пидкасистый П.И. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. — М.: Педагогическое общество России, 2005. — 608с.
  8. Тихонова Э.В. О природе нравственного долга и сущности морали (к 160-летию со дня рождения философа А.И. Введенского) // Воспитание школьников. — 2016. — № 7. — С.71-78.

источник

.1 Методы формирования духовно-нравственной культуры у дошкольников

По мнению Н.В.Космачевой, наиболее эффективными методами и приемами в процессе формирования духовно-нравственной культуры у дошкольников является: [ с.78-79 ]

поучение, разъяснение, проблемная ситуация, положительный пример, анализ и оценка нравственных и безнравственных поступков;

личный пример адекватного эмоционального реагирования воспитателя, иллюстрации (предъявление для восприятия картины с изображением эмоций людей, схематичные изображения эмоций, демонстрация мультфильмов и диафильмов нравственного содержания, прослушивание музыки, рассказ воспитателя о своих чувствах и переживаниях в ситуациях нравственных и безнравственных, создание ситуаций эмоционального переживания, психологические тренинги, направленные на самопознание (воздействие на эмоциональный компонент нравственной сферы дошкольников);

методы стимулирования (одобрение, похвала, доверие, оценка, поощрение, благодарность);

методы торможения (порицание, предупреждение).

Особого внимания заслуживает привлечение детей к решению проблемных жизненных ситуаций, предполагающих нравственный выбор, поскольку именно этот прием открывает детям возможность проявить нравственное поведение, выразить нравственные чувства.

Игра — ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Изучением игры, как ведущей деятельностью дошкольников занимались такие известные ученые, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин. Вообще, как известно, помимо игры, у дошкольника есть ряд других важных «дел». Он и рисует, и лепит, и конструирует, и вырезает и т.д. Однако именно игра — фундаментальный источник духовного роста в дошкольном возрасте. Прежде всего потому, что только она способна вырвать ребенка из оков повседневного бытия. В этом состоит ее колоссальная развивающая сила. Игра вводит детей в новый «необыденный» мир — мир социальных отношений людей, их общих смыслов.

Методы, применяемые в воспитательной деятельности дошкольного учреждения реализовываются в виде форм:

бесед: «Нет милее дружка, чем родная матушка», «Расскажи о своей маме»

занятий: «Образ любящей матери в иконах Пресвятой Богородицы», «От Матери земной до Матери небесной»;

заучивания стихов о маме, изготовление подарков для мам, бабушек;

творческие работы — портреты мам или всей семьи из разных материалов;

совместные мероприятия детей и мам.

В ходе такой работы дети все отчетливее понимают связь своего поведения и настроения мамы и близких людей. Реализация рабочей программы «Приобщение к истокам русской национальной культуры», может быть представлена следующими разделами:

«Устное народное творчество»;

Так же одной из форм работы с детьми по познанию самого себя в мире людей являются «Уроки доброты».

Это беседы на нравственные темы: «Жил-был я». «Уважай отца и мать — будет в жизни благодать», «Где добрые люди, там беды не будет», «Доброе дело делай смело», «Что мы Родиной зовем?», «Дом, в котором мы живем», включающие в себя чтение и обсуждение с детьми подобранного в соответствии с темой занятия небольшого литературного произведения, игры, ситуативные задачи, рассматривание дидактического материала. И почти каждое занятие предполагает использование в практической части различных видов художественной деятельности рисования, аппликации, лепки. Продуктивная деятельность развивает мелкую моторику рук, способствует формированию эстетического вкуса, расширяет представления детей об окружающем мире и его свойствах.

Развиваясь, ребенок не может «самоутверждаться вообще». Он утверждает себя обязательно на основе каких-то впечатляющих его примеров. Русская культурная традиция свято хранит образы героев- защитников Отечества, православных святых. Детское сознание срастается с ними легко и естественно, т.к. это реальные исторические личности, многие черты характера, поступки и даже высказывания которых бережно сохранены народной памятью и письменной историей. Из рассказов педагога, литературы, видеофильмов, художественных исторических фильмов дети узнают о былинном Илье Муромце не только как о реальном историческом лице, но и как о святом Русской православной церкви. О Дмитрии Донском молодом московском князе, победившем огромное войско Мамая, на Куликовом поле. Александре Невском — храбром защитнике Руси от немецких и шведских завоевателей, Федоре Ушакове, Александре Суворове, Кутузове, которые совершали не только воинский, но и духовный подвиг.

Важную роль для развития духовно-нравственной сферы ребенка играет классическая музыка, духовное пение, слушание колокольных звонов. Мы стараемся, чтобы дети прошли путь от русского фольклора близкого и доступного детскому пониманию, через детскую музыкальную классику, до вершин творчества русских композиторов и духовного пения, опять же доступных детям.

В течение года обязательно ведётся работа о народных и православных праздниках, с которыми мы знакомим детей — Рождество, Масленица, Благовещение, Пасха, Троица, Преображение Господне.

Знакомство с православным храмом, его архитектурной, особенностью, его назначением является одной из форм введения детей в духовную культуру, которое проходит в форме экскурсии в Храм Михаила Архангела.

Дети при желании ставят свечи за здоровье своих мам и пап и всех других близких.

Читайте также:  Этапы развития звукового анализа у детей

Начиная знакомить детей с произведениями изобразительного искусства, вводящими детей в мир высоких духовно-нравственных образов, мы рассказываем о том, что первыми русскими художниками — живописцами были изобразители церковной живописи.

Слово «икона» значит «образ». Согласно древней традиции иконы пишут (рисуют красками) на доске. Иконой или образом называют изображения Иисуса Христа, Божьей Матери, ангелов и святых людей. Икона сопровождает человека во всех местах и делах. Иконы можно видеть в храмах, домах, где живут православные люди. Мы часто видим икону в автомашине. Многие люди носят икону на груди — это нагрудная икона. Икона чем-то похожа на священную книгу. Только в священной книге мы читаем святые слова, а на иконе видим святые лица, которых мы просим о помощи и защите.

В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей. Но в большинстве современных семей уклад жизни в соответствии с православными традициями утрачен. Взаимодействие сотрудников и родителей в деле духовного воспитания детей проходит через: занятия и праздники, совместные мероприятия детей и мам, на которых обсуждаются насущные вопросы воспитания детей, встречи со священнослужителем.

Можно сделать вывод о том, что большинство родителей, (а именно 53% по результатам анкетирования) весьма обеспокоены духовным развитием своих детей и стараются использовать многие возможности для их нравственного развития.

.2 Формы работы по духовно-нравственному воспитанию

Формы работы по духовно-нравственному воспитанию:

чтение народных и авторских сказок, литературных произведений из серии «Детям о вере», сказки о материнской любви;

цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей.

знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Рождество Пресвятой Богородицы, Рождественские Святки, Масленица, Пасха, Благовещение, Троица)

тематические выставки детского творчества.

знакомство детей с жизнью православных святых и защитниках земли русской, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма в виде рассказа с использованием видеофильмов, детской литературы перед днем памяти святого как отдельное занятие или как часть занятия по ознакомлению с окружающим перед Днем защитника Отечества, Днем Победы.

экскурсии в храм с целью ознакомления с особенностями архитектуры, внутренним устройством, иконографией;

экскурсии на природу (красота Божьего мира);

слушание колокольной и духовной музыки на тематических музыкальных занятиях с использованием соответствующих записей;

постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших).

Сначала люди учатся христианской любви в родной семье, потом — ко всем близким, а затем ко всем людям, поэтому нашу работу по духовно-нравственному воспитанию мы начинаем с воспитания любви к матери посредством:

беседа по выявлению сформированности знаний детей о маме и отношения к ней, анализа вместе с детьми их ответов;

чтения сказок, в которых наиболее ярко показана сила материнской любви, ее мудрость, жертвенность ради своего ребенка, которые учат детей пониманию значимости своей помощи маме, внимательному отношению к ней: «Кукушка» ненецкая сказка, «Айога» нанайская сказка, «Хлеб да соль» Алексея Логунова, «Материнская любовь» корейская сказка.

В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.

Таким образом, в игре у дошкольника формируется ряд важнейших психологических качеств. В первую очередь — это способность ориентироваться на позиции других людей. Ребенок обнаруживает, что любое действие вплетено в сложную систему человеческих отношений, так или иначе адресуемых другому человеку.

В качестве критерия воспитанности личности дошкольника рассматриваются ее активная гражданская позиция, проявляющаяся в ценностных отношениях личности к действительности. Из множества таких отношений можно вычленить как наиболее информативные:

отношение к действительности.

Общение с ребенком должно строиться на доверии, на чувстве глубокой любви, уважении его личности, прав. Такой стиль воспитания способствует развитию любого ребенка.

Проведенные исследования доказали верность выдвинутой гипотезы. Действительно духовно-нравственное воспитание в современном обществе будет успешным, если будут созданы условия, способствующие формированию культурного поведения

духовный нравственный воспитание патриотизм

Таким образом, в настоящей работе раскрыты особенности духовно-нравственного воспитания детей к которым относятся:

создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг него;

обращать внимание дошкольников на те стороны действительности, которые укрепляли бы в них веру в торжество добра и справедливости, поддерживать в детях уверенность в полной защищенности их от зла и несправедливости, чтобы они никогда не испытывали страха из-за грозящего им неминуемого наказания за совершенный проступок;

заботиться о том, чтобы дети могли постоянно упражняться в гуманном отношении друг к другу, к природе, к взрослым;

Развитие нравственных чувств у ребенка во многом зависит от средств и методов воспитания, от условий, в которых он живет. Условия эти — положение его в семье и в детском саду, в школе, круг его интересов и дел, в которых он участвует. При целенаправленном воспитании чувства ребенка гораздо богаче, разнообразнее и проявляются раньше, чем у детей не получивших правильного воспитания. Выделены методы нравственного воспитания детей: организация практического опыта общественного поведения (метод приучения, показ действительности, пример взрослых или других детей, метод организации деятельности); формирование у детей нравственных представлений, суждений, оценок (беседы, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций). И к первой и ко второй группе относится метод убеждения, положительный пример, поощрение и наказание.

Сущность воспитания нравственности заключается в том, чтобы воспитать в ребенке культуру поведения, моральные качества помогают гармоничному развитию и совершенствованию личности. Для того, чтобы добиться поставленной цели, ребенок должен расти и воспитываться в условиях постоянной атмосферы взаимопонимания, любви родителей и педагогов.

Общение с ребенком должно строиться на доверии, на чувстве глубокой любви, уважении его личности, прав. Такой стиль воспитания способствует развитию любого ребенка.

Проведенные исследования доказали верность выдвинутой гипотезы. Действительно нравственное воспитание в современном обществе будет успешным, если будут созданы условия, способствующие формированию культурного поведения

Дошкольное детство — это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.

Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека.

Крылатая фраза «Все начинается с детства» — как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.

1. Ананьев Б.Г. Воспитание дошкольников. — М.: Спарк. — 2010. — 189с.

2. Асташова Н.А. Концептуальные основы педагогической аксиологии// Педагогика, 2011, №8.

. Арчибальд Р.С. Управление высокотехнологичными программами и проектами. — М.: ДМК Пресс, 2012. — 178с.

. Буре Р.С. Основы нравственного воспитания детей. — М.: Перспектива. — 2009. — 298с.

. Взятышев В.Ф. Введение в методологию инновационной проектной деятельности: Учебник для вузов. — М.: «ЕЦК», 2012. -199с.

. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. Ї М.: Просвещении, 2009. — 256с.

7. Година Г.Н. Нравственность и воспитание. — М.: Спарк. — 2011. — 289с.

8. Запорожец А.В. Воспитание детей в раннем возрасте. — М,: Просвещение. — 2010. — 298с.

. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник Г.М.Коджаспирова. — М.: КНОРУС, 2010. — 744с.

10. Козлова С.А. Сущность нравственного воспитания дошкольников. — М,: Владос. — 2008. — 289с.

11. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М. : Просвещение, 2008. — 39 с.

12. Краевский В.В., Полонский В.М. Методология для педагога: теория и практика. — Волгоград: Перемена, 2011.- 398с.

13. Леонтьев А.Н. Психология дошкольного детства. — М.: Наука. — 2001. — 398с.

. Методология: вчера, сегодня, завтра. В 3-х тт. ред.-сост. Крылов Г.Г., Хромченко М.С. — М.: Изд-во Школы Культурной Политики, 2011.-315 с.

. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 200 с.

. Новиков А.М. Методология образования. — М.: Эгвес, 2009. — 198с.

. Новиков А.М. Методология учебной деятельности. — М.: Эгвес, 2011. — 289с.

18. Нравственно эстетическое воспитание ребенка в детском саду./ Ветлугина Н.А., Казакова Т.Г., Пантелеева Г.Н. и др.; Под ред. Ветлугиной Н.А.. — М.: Просвещение, 2009. — 209с.

19. Нравственно-духовное воспитание в детском саду./Под ред. Буре Р..С. М.,2010. — 209с.

. Нравственное воспитание в детском саду./ Под ред. Нечаевой В.Г., Марковой П.А.. — М., 2010. -199с.

21. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о духовно-нравственном воспитании дошкольника. М.: Просвещение. — 2010. — 109с.

. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. М. 2010. — 211с.

23. Рубинштейн С.Я. О воспитании привычек у детей. М.,2009. — 200с.

. Социология воспитания./ Ильчиков М.З., Смирнов Б.А. М.,2011. — 263с.

. Сухомлинский В.А. О воспитании. М. — 2011. — 309с.

26. Суслова Э.К. Воспитание у детей этики межнационального общения. М.. — 2011. — 398с.

. Толстой Л.Н. Собр. соч. — М.: Педагогика, 2009. — 298с.

28. Ушинский К.Д. История воображения / Избр.пед.соч.-М.,2009.-Т.2.

29. Учимся общаться с ребенком./ Петровский В.А. и др. М.,2010. — 239с.

План-конспект беседы по сказке В. Катаева «Цветик-семицветик»

закрепить знания детей о жанровых особенностях сказки;

учить видеть положительные и отрицательные качества персонажей сказки;

научить детей давать мотивированную оценку поступкам героев;

Сказка В.Катаева «Цветик-семицветик»

Иллюстрация к сказке «Цветик-семицветик» художник В.Чижиков.

Дети, если бы у вас была волшебная палочка или волшебный цветок, который бы мог исполнять любое ваше желание, то какие бы вы желания загадали?

Послушайте сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик», в которой девочка Женя с помощью волшебного цветка выполнила семь своих желаний.

После чтения сказки воспитатель проводит беседу.

Расскажите, как появился у Жени волшебный цветок? Как вы поняли, что старушка была доброй феей?

Какой вам показалась Женя? Что вы о ней можете сказать? (Добрая, рассеянная, невнимательная). Объясните, как вы это поняли.

Какие из желаний, которые загадала Женя, вам показались пустяковыми, ненужными? Почему вы так решили?

Какие желания показались важными? Объясните, почему вы так думаете.

Вы услышали сказку Катаева. Похожа ли эта сказка на рассказ? Чем похожа? Но почему же мы говорим, что это сказка? Что сказочного в этой истории?

В сказке вам встретились интересные слова и выражения. Женя любила считать ворон. Как вы это поняли? В каких еще случаях говорят, что ты ворон считаешь? Как сказать про это же по-другому?

Увидав медведей на Северном полюсе, Женя закричала что есть мочи. Что означает это выражение? Как сказать по-другому?

Помните, когда Женя заблудилась, то уже собиралась заплакать. Вдруг откуда ни возьмись… Как сказать по -другому? (Как с неба свалилась, неожиданно, нежданно-негаданно, как снег на голову.)

Так же неожиданно старушка исчезла, как сквозь землю провалилась, как сказать об этом по-другому? (Ее не стало, исчезла, вдруг пропала).

Хорошая и добрая девочка Женя, но ее желание по поводу игрушек мне совсем не понравилось. Жадное какое-то желание. Подумайте, как его можно было бы изменить, чтобы оно тоже стало добрым.

Представьте себя на месте Жени. Какие семь желаний вы бы загадали? Расскажите об этом (рассказы детей).

Игра — путешествие «Мир вокруг нас»

воспитывать дружеские взаимоотношения, чувство товарищества;

воспитывать уважительное, заботливое отношение к миру и людям;

умение проявлять внимание и заботу.

Ведущий (капитан): Внимание! Внимание! Наш теплоход (макет из объемных геометрических фигур) отправляется. Займите, пожалуйста, свои места!

Читайте также:  Фонематический анализ дети с онр

Дети садятся на стулья. Раздается гудок теплохода, слышен шум моря.

Матрос (ребенок): В машинном отделении потоп. Наш корабль может пойти ко дну.

Капитан: Этого нельзя допустить! Может быть пассажиры нам помогут? Подскажите, что нужно сделать, чтобы закрыть пробоину?

Дети: Забить гвоздями. Пробку вставить или ведро. Тряпкой заткнуть.

Железку положить. Цементом залить.

Капитан: Спасибо! Теперь мы спасены, и можно отправляться в путь. Ох, и увлекательное путешествие ждет нас.

Слышны гудок и шум отплывающего теплохода.

Капитан: Смотрите, что это там виднеется вдали?

Капитан: Давайте сойдем на берег.

Дети встают со стульев. Слышны пение птиц и треск в лесу.

Капитан: Посмотрите, какая красота! Кругом деревья, птички поют, лучи солнца пробиваются сквозь листву. Как тихо и красиво! Послушайте! Вы слышите треск в лесу?

Дети: Это наверное медведь пробирается через валежник. Пойдемте посмотрим.

Капитан: Разве это медведь?

Дети: Это мальчик Петя сломал дерево.

Капитан: Как вы думаете, он это случайно или специально сделал?

Дети: Специально, потому что он улыбается и не пытается исправить свой поступок.

Капитан: Теперь уже ничего нельзя исправить, дерево погибло, а вместо раскидистых ветвей торчит сучок.

Дети: Мы можем посадить новое дерево.

Капитан: Молодцы ребята! Деревья нужны не только для украшения нашей планеты, но и для жизни всех обитателей Земли.

Дети: Если бы не было деревьев, то было бы нечем дышать.

Капитан: Вы слышите, какой-то щебет, птичий крик! Наверное случилась беда, и птицы зовут нас на помощь. Поспешим туда.

Капитан: Так вот в чем дело. Это наш старый знакомый Петя.

Дети: Он стреляет из рогатки по птицам.

Капитан: Не успели мы исправить его предыдущий поступок, как он опять губит природу! А что мы можем сделать хорошего для птиц в лесу, в парке, в саду?

Дети: Повесить кормушки, сделать скворечники, чтобы им было, где жить и чем питаться.

Капитан: Молодец, Сережа! Какой хороший скворечник смастерил!

Нам пора спешить на наш теплоход. Посмотрите над лесом клубы дыма. Неужели начался пожар? Скорее бежим туда.

Пожар для леса — настоящее бедствие, в котором гибнут не только деревья, но и животные, и птицы.

Дети: Это наш хулиган Петя в лесу костер разжег. Мало ему сломанных деревьев, покалеченных птиц, он теперь пожар устроил. Несите быстрее песок, воду, будете костер тушить.

Капитан: Наше путешествие по лесу подошло к концу. Всю дорогу мы сталкивались с проделками Пети. Вы поняли, ребята, чего нельзя делать в лесу?

Дети: Ломать деревья, стрелять из рогатки по птицам, разжигать костер.

Дети: Нельзя в лесу шуметь, оставлять после себя мусор, разрушать норки животных и гнезда птиц.

Капитан: Молодцы ребята! Заходите на борт нашего теплохода. Нам пора отплывать домой. Чтобы дорога показалась нам нескучной, давайте раскрасим только те картинки, где ребята совершали хорошие поступки.

Перед детьми разложены все картинки. Они сами выбирают нужные и раскрашивают. Раскрашенные картинки забирают домой как память о путешествии.

Капитан: Молодцы! Все выбрали картинки с добрыми делами. Возьмите их домой и расскажите своим братишкам, сестренкам и друзьям о том, как нужно беречь природу.

источник

Диагностика и анализ результатов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени среднего общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени среднего общего образования исходят из основных направлений, ценностных установок воспитательной деятельности.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Развитие нравственных чувств и этического сознания.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

Формирование ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

Формирование ценностного отношения к прекрасному; формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта .

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения.

Третий уровень результатов — получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия , формирование у школьников социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

Результаты духовно – нравственного развития оценить горазда сложнее, чем результаты учебной работы, т.к. не разработаны единые критерии оценки для анализа данной деятельности. Для оценки первого и второго уровней результативности данного направления мы используем метод наблюдения, который позволяет нам в реальной ситуации оценить приобретённые социальные знания и первичный опыт личного позитивного отношения к базовым ценностям каждого школьника.

И мне хотелось бы обозначить основные мероприятия, проводимые в нашей школе, которые позволяют нам оценить те или иные аспекты духовно – нравственного развития и воспитания.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Учащиеся получили представление о символах Российской Федерации, Клинского района в процессе тематических бесед, игр, конкурсных заданий, изучения содержания стенда «Россия – Родина моя».

Приобрели первоначальный опыт ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры дети, знакомясь с героическими страницами истории России, истории и культуры родного края.

В процессе подготовки и защиты социальных проектов «Семь чудес света»,

«Моя малая родина», «Моя улица», «Мой класс и моя школа», «Моя родословная» ребята показали приобретённые ими знания об истории и культуре родного края, улицы, школы, семьи и продемонстрировали первичные коммуникативные и информационные навыки.

Учащиеся получили начальные представления о фольклоре, особенностях быта народов России через беседы, экскурсии в музей.

Ценностное отношение к своей малой родине, к образованию складывается у детей во время встреч и бесед с выпускниками своей школы, ознакомления с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

Школьники имеют начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения в школе, семье, общественности, в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, подготовки и защиты проектов, наблюдения и обсуждения поступков, поведения разных людей в педагогически организованных ситуациях.

Учащиеся узнали о традициях своей семьи, о необходимости бережного к ним отношения, участвуя в подготовке и защите социальных проектов «Традиции моей семьи».

Ребята овладевают навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим школьникам, взрослым, через совместное обучение, участие в коллективных играх, взаимную поддержку, освоение опыта совместной деятельности.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

В школьном возрасте дети приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности, умения и навыки самообслуживания через трудовые акции и дежурство в классе.

Дети моего класса имеют представление о различных профессиях, об условиях работы некоторых специалистов, полученные во время встреч с представителями разных профессий, бесед со своими родственниками, экскурсий на предприятия и организации города Клина и Московской области, создания и защиты презентаций «Труд наших родных».

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

В ходе экскурсий, прогулок, походов выходного дня учащиеся получают первоначальный опыт эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, приобретают навыки грамотного поведения в природе.

Участвуя в экологических акциях, десантах, в очистке территорий от мусора, подкармливая птиц и т.д., ребята приобщаются к природоохранительной деятельности.

Опыт самостоятельного общественного действия учащиеся получают, ухаживая за комнатными растениями в классе и дома, работая на пришкольном участке.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

Представления детей об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России и её народов формируются посредством познавательных экскурсий, посещения памятников зодчества и объектов современной архитектуры, знакомства с произведениями искусства в музее, на выставках, по репродукциям.

Умение видеть прекрасное в поведении и труде людей закладывается при встречах с местными мастерами прикладного искусства, при наблюдении за их работой. Наблюдения за детьми показали, что они умеют различать добро и зло, отличать красивое от безобразного, плохое от хорошего, созидательное от разрушительного.

Дети получают первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, умение выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества, участвуя в различных конкурсах — стихов, рисунков, поделок и др.

Участие вместе с родителями в подготовке и проведении тематических выставок, утренников, в экскурсионно-краеведческой деятельности и многое другое способствуют формированию художественного творчества, развитию кругозора.

Воспитание ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ

Наблюдения за учениками и беседы с ними показали, что дети имеют первоначальный опыт здоровьесберегающей деятельности, имеют представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, знают о негативном влиянии компьютера, телевизора на здоровье человека.

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени среднего общего образования осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьёй.

Наша школа использует следующие формы работы с семьёй: общешкольное родительское собрание, родительский лекторий по параллелям, мастер – классы с участием родителей, собрание – праздник, Дни Здоровья с участием родителей. С этого учебного года введена традиция проведения спортивного праздника «Папа, мама, я – спортивная семья». Такие мероприятия сближают школу и семью, повышают активность родителей в делах школы, благоприятно влияют на межличностные отношения в семье.

Школа по духовно – нравственному воспитанию тесно взаимодействует и с учреждениями г. Клин

Наши дети активно участвуют в проведении благотворительных концертных программ городских торжественных мероприятий: –День Победы, День матери, Международный женский день; в читательских конференциях, познавательных программах, литературных конкурсах, встречах с интересными людьми на базе Детской библиотеки; в акциях «Чистый город», организуемых администрацией города; в праздновании Масленицы, Дне пожилого человека. С большим удовольствием наши дети посещают концертные программы в школе искусств, кружки в ДДТ.

Для выявления результатов духовно – нравственного развития и воспитания используются следующие методы:

Тестирование (метод тестов
Опрос, а конкретно виды опроса:

анкетирование эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов обучающихся на специально подготовленные вопросы анкеты;

беседа – специфический метод исследования, заключающийся в проведении тематически направленного диалога между исследователем и учащимися с целью получения сведений об особенностях процесса воспитания и социализации обучающихся.

Психолого-педагогическое наблюдение описательный психолого-педагогический метод исследования, заключающийся в целенаправленном восприятии и фиксации особенностей, закономерностей развития и воспитания.

Я, как классный руководитель, отслеживаю динамику желаний и потребностей детей. В своей работе я использую различные методики. Например,

Методика «Цветик – семицветик

Цель: изучение желаний школьников.

Методика «Если был бы я волшебником»

Цель: определить направленность потребностей и желаний школьников.

Школьникам предлагалось назвать три желания, которые они хотели бы осуществить.

Вывод: наблюдается динамика роста духовных ценностей.

Критерием эффективности воспитания и развития является уровень воспитанности, под которым понимается степень сформированности качеств личности. Диагностику уровня воспитанности я провожу по методике Н.П.Капустина. По этой методике ученик оценивает себя вместе с родителями, а ученика оценивает учитель и выводится итоговая оценка.

В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающиеся на ступени среднего общего образования достигают определённых воспитательных результатов, т.е. получают знания о себе и окружающем мире, приобретают опыт самостоятельного действия через участие в различных мероприятиях. В итоге происходит развитие обучающегося как личности, формирование его компетентности, идентичности.

Цель: выявить уровень воспитанности ученика в школе.

Задачи: — определить состояние уровня воспитанности учащихся;

оценить и выявить тенденции в развитии воспитательного процесса;

наметить управленческие решения и составить программу регулирования и коррекции уровня воспитанности учащихся.

Объект исследования: система УВП в школе.

Предмет исследования : условия и факторы, обеспечивающие развитие личности в системе воспитания.

Рабочая гипотеза: постоянное диагностирование по параметрам развития личности создает возможность для своевременной коррекции деятельности по воспитанию личности.

Методы исследования: анкетирование.

Оценка проводиться по трехбалльной системе:

По каждому качеству (критерию) выводится одна среднеарифметическая оценка.

В результате из таблицы видно, что учащиеся показали отличный результат по изменению личностных показателей воспитанности..

источник