Меню Рубрики

Финал романа отцы и дети анализ

Литература 10 класс Урок №45 Дата 21.12.18

Тема. Смысл финала романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Авторская позиция и способы ее выражения. Поэтика романа «Отцы и дети», своеобразие его жанра. «Тайный психологизм»: художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания .

подвести итог размышлениям о романе, о главном герое Базарове;

высказать свою точку зрения на поступки главного героя, оценить его взгляды на жизнь;

формировать умение работать с текстом;

научить отстаивать свою точку зрения;

развивать эстетический вкус, внимание к слову писателя;

расширять кругозор учащихся, привить любовь к художественному слову. Тип урока: развитие речи

Оборудование: презентация, текст романа

знать/понимать образную природу словесного искусства; содержание изученных литературных произведений; изученные теоретико-литературные понятия

уметь воспринимать и анализировать художественный текст; определять род и жанр литературного произведения; выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка

В чем суть конфликта романа? Какова особенность композиции? Какие художественные средства использует автор, изображая героев романа?

3. Определение темы и целей урока.

Смысл финала романа. Лирический герой -загадка. Загадка для себя или для других? Как вы думаете, мог ли так сказать о себе Евгений Базаров? Давайте вспомним, как он представляется сам и что о нем думают другие?

Делаем подборку цитат из романа.

1. «– Что такое Базаров? – Аркадий усмехнулся. – Хотите, дядюшка, я вам скажу, что он собственно такое?

– Сделай одолжение, племянничек.

– Как? – спросил Николай Петрович, а Павел Петрович поднял на воздух нож с куском масла на конце лезвия и остался неподвижен.

– Он нигилист, – повторил Аркадий.

– Нигилист, – проговорил Николай Петрович. – Это от латинского nihil, ничего, сколько я могу судить; стало быть, это слово означает человека, который. который ничего не признает?

– Скажи: который ничего не уважает, – подхватил Павел Петрович и снова принялся за масло.

– Который ко всему относится с критической точки зрения, – заметил Аркадий.

– А это не все равно? – спросил Павел Петрович.

– Нет, не все равно. Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип» (гл. 5).

Да, Базаров-нигилист – загадка для старшего поколения Кирсановых.

2. Базаров о себе в присутствии Одинцовой: «Какой я смирненький стал», «Люди, что деревья в лесу…» (гл. 16).

3. Одинцова: «Странный человек этот лекарь!»

4. Базаров: « Я человек положительный, неинтересный. Говорить не умею».

« – Послушайте, я давно хотела объясниться с вами. Вам нечего говорить, – вам это самим известно, – что вы человек не из числа обыкновенных; вы еще молоды – вся жизнь перед вами. К чему вы себя готовите? какая будущность ожидает вас? Я хочу сказать – какой цели вы хотите достигнуть, куда вы идете, что у вас на душе? Словом, кто вы, что вы?

– Вы меня удивляете, Анна Сергеевна. Вам известно, что я занимаюсь естественными науками, а кто я.

– Я уже докладывал вам, что я будущий уездный лекарь» (гл. 18).

Почему Одинцова думает, что Базаров не такой, как все?

6. После признания в любви Одинцовой Базаров говорит о себе: «Расклеилась машина», «Каждый человек на ниточке висит, бездна ежеминутно под ним разверзнуться может, а он еще сам придумывает себе всякие неприятности, портит свою жизнь».

7. Аркадий в разговоре с отцом Базарова:

« Ваш сын – один из самых замечательных людей, с которыми я когда-либо встречался, – с живостью ответил Аркадий… – Я уверен…что сына вашего ждет великая будущность, что он прославит ваше имя. Я убедился в этом с первой нашей встречи» (гл. 21).

8. Базаров о себе у стога сена: «…Я вот лежу здесь под стогом. Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет; и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностию, где меня не было и не будет. А в этом атоме, в этой математической точке кровь обращается, мозг работает, чего-то хочет тоже. Что за безобразие! Что за пустяки!» (гл. 22).

Герой – личность загадочная. Но смерть склонилась над лирическим героем. Почему? Она знает решение. Может, она раскроет истинную сущность героя? Какое решение примет смерть? Лирический герой не знает, что его ждет. Может ли он что-то изменить? Кто же сильнее? За кем выигрыш?

Обратимся к последним страницам романа.

А.П. Чехов писал: «Боже мой! Что за роскошь «Отцы и дети»! Просто хотя караул кричи. Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел, и было такое чувство, как будто я заразился от него. А конец Базарова? Это черт знает, как сделано».

Д. И. Писарев: «Умереть так, как умер Базаров — это все равно, что сделать великий подвиг»?

Каким предстает Базаров перед лицом смерти?

В этот момент проявились лучшие качества нигилиста Базарова. Сила воли, мужество, любовь к родителям, готовность исполнить их просьбу причаститься. Больше того, Базаров сам просит родителей помолиться за него. Нельзя сказать, что он обрел веру, но он и не отрицает силу религии. Главное – Евгений перестал отрицать и любовь. Базаров находит в себе силы вновь встретиться с Анной Сергеевной Одинцовой и признаться ей в любви. Нет чувства мести за то, что она когда-то его отвергла. Есть восхищение любимой женщиной. Последние слова Е. Базарова: «Эх, Анна Сергеевна, станемте говорить правду. Со мной кончено. Попал под колесо. И выходит, что нечего было думать о будущем. Старая штука смерть, а каждому внове. До сих пор не трушу. а там придет беспамятство, и фюить! (Он слабо махнул рукой.) Ну, что ж мне вам сказать. я любил вас! Это и прежде не имело никакого смысла, а теперь подавно. Любовь — форма, а моя собственная форма уже разлагается. Скажу я лучше, что — какая вы славная! И теперь вот вы стоите, такая красивая. Великодушная! — шепнул он. — Ох, как близко, и какая молодая, свежая, чистая. в этой гадкой комнате. Ну, прощайте! Живите долго, это лучше всего, и пользуйтесь, пока время. Вы посмотрите, что за безобразное зрелище: червяк полураздавленный, а еще топорщится. И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта — как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет. Все равно: вилять хвостом не стану… Я нужен России. Нет, видно, не нужен. Прощайте, — проговорил он с внезапной силой, и глаза его блеснули последним блеском. — Прощайте. Послушайте. ведь я вас не поцеловал тогда. Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет. » (гл.27).

Базаров говорит, как поэт. На память приходит стихотворение А.С. Пушкина «Я вас любил…». Евгений не отрицает теперь и романтизм, и поэзию.

Изменил ли Базаров своим убеждениям, изменился ли сам? Скорее всего, Евгений и был таким, каким мы его увидели перед лицом смерти (смерть знает решение). Нигилизм – nihil – ничего не значит. Это все было наносное, искусственное, что мешало жить, любить. Разрушая «старое», расчищая место для нового, отрицая непреходящие ценности, Базаров проиграл, разрушил себя.

Но почему И.С. Тургенев приводит Базарова к гибели, не давая шанса проявить ему свою истинную сущность?

Может быть, это урок молодому поколению следовать наказам «отцов», тем самым воплощая связь поколений, в которой кроется великая жизненная сила.

А может, И.С. Тургенев подобным образом заявляет о своей авторской позиции, о своем несогласии с идеями нигилистов?

Современники И.С. Тургенева предполагали, что автор не знал, каким могло быть будущее нигилиста Базарова. Писательский кризис побудил его завершить роман гибелью главного героя. Действительно ли, у Базарова нет будущего?

А как думаете вы? На этот вопрос-сомнение Тургенев отвечает в эпилоге.

Авторская позиция к героям романа

В своем романе Тургенев показал противостояние двух поколений в конкретный исторический момент. Однако никому и ничему автор не сочувствует вполне. Его не удовлетворяют ни «отцы», ни «дети». Он объективно оценивает обе стороны и, видя достоинства и недостатки каждой, не идеализирует ни одну из них.
Авторская позиция Тургенева выражается уже в самом выборе конфликта. Осознавая существо-вавший конфликт поколений и чувствуя себя причастным к нему, Тургенев, как человек, как представитель своей эпохи, пытался отыскать его корни, а как писатель – отразить результаты своих размышлений в произ-ведении. Тургеневым специально были выбраны лучшие представители дворян и разночинцев, чтобы именно на их примере показать несостоятельность ни тех, ни других.
Создавая образ Базарова, Тургенев в его лице хотел «наказать» молодое поколение. Вместо этого он отдает дань справедливого уважения своему герою. Бесспорно, что нигилизм как направление отрицался Тургеневым, но созданный им самим тип нигилиста был продуман и понят им. С самого начала автор показал нам в Базарове угловатое обращение, самонадеянность, «черствую рассудо-чность»: с Аркадием он держит себя «деспотически–небрежно», к Николаю Петровичу относится насмешливо. Как и всегда у Тургенева (как у «тайного» психолога) особое значение имеет портрет героя, включающий социальную, психологическую и внешнюю характеристику героя. Широкий лоб, книзу заостренный нос, большие зеленоватые глаза выдают силу характера и ум Базарова. Манера разговаривать, смотря на собеседника свысока и точно бы делая ему одолжение, вступая в разговор, – самоуверенность и чувство превосходства Базарова над другими.
В начале романа симпатии Тургенева оказываются на стороне тех людей, которых обижает Базаров, тех безобидных стариков, о которых говорят, что они «отставные» люди. Далее автор начинает искать в нигилисте и беспощадном отрицателе слабое место: он ставит его в разные положения и находит против него только одно обвинение – обвинение в черствости и резкости. Тургенев пытается исследовать эти свойства характера Базарова через испытание любовью. Тургенев ищет человека. который смог бы привлечь такую сильную личность, как Базаров, который бы понял и не испугался его. Таким человеком оказывается Одинцова, умная, образованная, красивая женщина. Она с любо-пытством рассматривает фигуру Базарова, он же вглядывается в нее с возрастающим сочувствием и потом, увидев в себе что-то похожее на нежность, кидается к ней с нерассчитанной порывистостью молодого, любящего сердца, готового отдаться своему чувству вполне, без задней мысли. Тургенев понимает, что черствые люди не могут так любить, он показывает, что Базаров оказывается моложе и свежее той женщины, которая, боясь нарушения порядка жизни, подавляет в себе чувства и желания. И с этого времени сочувствие автора переходит на сторону Базарова. В описании смерти Базарова Тургенев воздал дань уважения «детям»: молодые люди увлекаются и впадают в крайности, но в самих увлечениях сказывается свежая сила и неподкупный ум. Базаров умер так, как и должен был умереть человек с таким характером и отношением к жизни. И этим он заслужил любовь автора, выразившуюся в описании могилы героя в конце романа.
Но не только о Базарове идет речь в последнем абзаце. Здесь же проявляется отношение самого автора к родителям Базарова: сочувствие и любовь. Изображая отношение Базарова к старикам, Тургенев отнюдь не обвиняет его. Он остается искренним художником и изображает явления такими, какие они есть: ни с отцом, ни с матерью Базаров не может ни поговорить так, как он говорит с Аркадием, ни даже поспорить так, как он спорит с Павлом Петровичем. Ему с ними скучно и от этого тяжело. Но сострадательный Тургенев жалеет бедных стариков и сочувствует их непопра-вимому горю.
Авторская позиция в отношении к братьям Кирсановым несколько противоречива. С одной стороны, он любит их как представителей своего поколения, образованных и неглупых людей, а с другой – видит и понимает их отсталость от жизни.
Николай Петрович очень близок Тургеневу. Добродушный, тонко чувствующий природу, любящий музыку и стихи, он очень дорог автору. Тургенев проникновенно описывает состояние героя в саду, его любование природой, его мысли. У Николая Петровича между его умственными убеждениями и природными наклонностями гораздо больше соответствия и гармонии, чем у его сына Аркадия. Как человек мягкий, чувствительный и даже сентиментальный, Николай Петрович не стремится к рационализму и успокаивается на том миросозерцании, которое дает пищу его воображению. И именно это делает его в глазах Тургенева «отставным» человеком. С грустью и сожалением признает Тургенев, что его век прошел.
Описывая старшего брата Кирсанова, Тургенев также подчеркивает его отсталость от жизни. Как человек страстный, одаренный гибким умом и сильной волей, Павел Петрович резко отличается от своего брата. Он не поддается чужому влиянию. Он сам подчиняет себе окружающие личности и ненавидит тех людей, в которых встречает себе отпор. Жизнь Павла Петровича – неукоснительное следование заведенным когда-то привычкам, которыми он очень дорожит и ни за что не согласится отказаться. Тургенев же не видит смысла в жизни, лишенной цели (жизнь Павла Петровича совершенно опустела после разрыва отношений с княгиней Р.). Поэтому-то и называет он Павла Петровича «мертвецом». Сатирические нотки слышны в адрес старшего Кирсанова, когда тот говорит о русских мужиках, а сам, проходя мимо них, нюхает одеколон.
Роман Тургенева «Отцы и дети», кроме своей художественной красоты, замечателен еще тем, что он наводит на размышления, хотя сам по себе не разрешает никакого вопроса и даже освещает не столько выводимые явления, сколько отношение автора к ним. А наводит он на размышления именно потому, что весь проникнут полной и трогательной искренностью. Читая роман «Отцы и дети», мы видим в нем типы дворян и разночинцев конца 50-х гг. XIX в. и в то же время отдаем себе отчет в тех изменениях, которые испытали явления действительности, проходя через сознание автора. Тургенева не удовлетворяют ни «отцы», ни «дети», что явно просвечивает сквозь ткань повествования.

Поэтика романа. Тайный психологизм

Детали позволяют писателю открыть самое главное и в общественных взглядах, и в душевном складе его героев. В этом проявляется характерный художественный принцип романиста. По словам Тургенева , писатель «должен быть психологом, но тайным: он должен знать и чувствовать корни явлений, но представляет только самые явления».

Читайте также:  Сформированность у детей анализа речи

В любой сцене раскрывается эта «тайная психология» в романе. Когда мы впервые видим Аркадия то все, что станет очевидным потом: его духовная ограниченность, прикрытая красивой фразой, чисто внешняя приверженность базаровским взглядам — все это сказывается уже в первых репликах молодого Кирсанова.

Тургенев — мастер диалога тонкие и точные детали обнажают психологическое состояние его героев. Меткое слово, найденное писателем, точная деталь позволяют ему раскрыть сложные глубоко личные, задушевные и общественные отношения между людьми, не прибегая к пояснению, к прямым оценкам.

В романе социальная заостренность сочетается с глубоким лиризмом, мастерством создания человеческих характеров. Тургенев был сторонником «тайной психологии», считая, что художник не должен передавать подробно движения души своих героев, и делал это средствами «внешнего обнаружения психологии»: с помощью диалога, портрета, пейзажа, реалистических деталей в описании обстановки и поведения героев. Это и является художественным своеобразием романа.

Тургеневу принадлежит изобретение своего собственного метода описания психологического состояния героя, который позже получил название «тайного психологизма».

Иван Сергеевич Тургенев был убежден, что любой писатель, создавая свое произведение, должен быть в первую очередь психологом, изображая душевное состояние своих героев и проникая в святые глубины их внутреннего состояния, их чувств и переживаний. писатель считал, что читателю не стоит рассказывать подробно о процессе зарождения и развития в герое чувств и переживаний, что нужно описывать только внешние проявления их. Тогда автор не наскучит читателю. Иначе говоря, писатель поставил перед собой цель не столько растолковать сущность психологических состояний своих персонажей, сколько описать эти состояния, показать их «внешнюю» сторону. Автор не дает читателю заснуть, постоянно дает ему пищу для размышления. Прочитать роман, не думая, практически невозможно.

Критики о романе. Сообщения учащихся.

Итог. Рефлексия. Какие ощущения вы испытываете после прочтения романа?

Домашнее задание: познакомиться с темами сочинений по роману в учебнике с.226, продумать план, подобрать цитаты, эпиграф.

источник

При создании литературного произведения автор, как и Творец, наделен правом определить судьбу героя, женить, сделать счастливым или несчастным, сохранить жизнь либо закончить произведение его смертью.

Роман «Отцы и дети» И.С. Тургенев заканчивает гибелью главного персонажа. Понимание причин, по которым автор завершает свое произведение именно так, возможно через анализ эпизода «смерть Базарова». «Отцы и дети» — роман, в котором смерть главного героя, безусловно, неслучайна. Возможно, такой финал говорит о несостоятельности жизненных принципов и убеждений этого персонажа. Итак, попробуем разобраться.

Анализ эпизода смерти Базарова невозможен без понимания того, каков этот персонаж. Благодаря тому, что рассказано о Евгении в романе, мы представляем себе умного, уверенного в себе, циничного молодого человека, который отрицает общепринятые моральные устои, нравственные ценности, идеалы. Любовь он считает «физиологией», по его мнению, человек не должен зависеть от кого-либо.

В последующем, правда, Тургенев открывает нам в своем герое такие качества, как чуткость, доброта, способность на глубокие чувства.

Базаров является нигилистом, то есть человеком, который отрицает все общепринятые ценности, в том числе он не разделяет восторгов любителей произведений искусства. По его мнению, значимо лишь то, что приносит практическую пользу. Все прекрасное он считает бессмысленным. Своей главной жизненной целью Евгений обозначает «труд на пользу общества». Его задача — «жить для великой цели обновления мира».

Анализ эпизода смерти Базарова в романе Тургенева «Отцы и дети» нельзя осуществить без понимания того, как выстраивались отношения главного героя с людьми, составлявшими его круг общения. Нужно отметить, что Базаров относился к окружающим с презрением, он ставил других ниже, чем себя. Это проявлялось, например, в том, какие вещи он говорил Аркадию о нем самом и его родственниках. Привязанность, сочувствие, нежность – все эти чувства Евгений считает неприемлемыми.

Анализ эпизода смерти Базарова требует упомянуть о том, что при всем его пренебрежении к возвышенным чувствам он, по иронии судьбы, влюбляется. Его любовь необыкновенно глубока, о чем свидетельствует объяснение с Анной Сергеевной Одинцовой. Поняв, что он способен на такое чувство, Базаров перестает относиться к нему как к физиологии. Он начинает считать возможным существование любви. Такая перемена взглядов не могла пройти бесследно для Евгения, который жил идеями нигилизма. Его прежняя жизнь разрушена.

Объяснение Базарова в любви – это не просто слова, это признание собственного поражения. Нигилистические теории Евгения разбиты.

Тургенев считает нецелесообразным заканчивать роман переменой во взглядах главного героя, а решает завершить произведение его смертью.

Итак, в финале романа главное событие — смерть Базарова. Анализ эпизода требует вспомнить о причине, по которой, согласно тексту произведения, умирает главный герой.

Его жизнь становится невозможна из-за досадной случайности — небольшого пореза, который получил Базаров при вскрытии тела крестьянина, умершего от тифа. По иронии судьбы, он, доктор, занимающийся полезным делом, не может ничего поделать, чтобы спасти свою жизнь. Осознание того, что он умрет, дало главному герою время оценить свои достижения. Базаров, знающий о неизбежности своей смерти, спокоен и силен, хотя, конечно, будучи молодым и энергичным человеком, сожалеет, что жить остается так немного.

Анализ эпизода смерти Базарова невозможен без более глубокого понимания того, как герой относится к близости своего конца и смерти вообще.

Ни один человек не может спокойно осознавать приближение финала своей жизни. Евгений, будучи человеком, безусловно, сильным и уверенным в себе, не является исключением. Он сожалеет о том, что не выполнил свою главную задачу. Он понимает силу смерти и говорит о приближающихся последних минутах с горькой иронией: «Да, поди, попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!»

Итак, близится смерть Базарова. Анализ эпизода, который является одним из ключевых в романе, нуждается в понимании того, как изменился характер главного героя. Евгений становится добрее и сентиментальнее. Он хочет встретиться с любимой, еще раз сказать о своих чувствах. Базаров мягче, чем раньше, относится к родителям, понимая теперь их значимость.

Анализ эпизода смерти Базарова показывает, насколько одинок главный герой произведения. У него нет близкого человека, которому он мог бы передать свои убеждения, следовательно, нет будущего у его взглядов.

Перед лицом смерти человеческие ценности меняются. Приходит понимание того, что в жизни действительно важно.

Анализ эпизода «смерть Базарова» по роману И. С. Тургенева требует понимания того, какие ценности главный герой теперь считает истинными.

Самое важное для него теперь – родители, их любовь к нему, а также его чувство к Одинцовой. Он хочет с ней попрощаться, и Анна, не побоявшись заразиться, приезжает к Евгению. С ней Базаров делится сокровенными мыслями. Он приходит к пониманию, что совсем не нужен России, ей нужны те, кто каждый день выполняет обычную работу.

Базарову тяжелее примириться со своей смертью, чем любому другому человеку, потому что он атеист и не верит в жизнь после смерти.

Тургенев завершает свой роман смертью Базарова. Принципы, по которым жил герой, разрушены. Более сильных, новых идеалов у Базарова не появилось. Тургенев отмечает, что главного героя погубила именно глубокая приверженность к нигилизму, который заставил его отказаться от общечеловеческих ценностей, позволяющих жить в этом мире.

источник

Проблема отцов и детей представлена в романе многосторонне. С одной стороны, это идейная борьба между дворянами и разночинцами. С другой стороны, это вечный конфликт поколений.

Проблема отцовства – это и проблема единства развития всего человечества.

Главный герой романа – нигилист Евгений Васильевич Базаров. Именно с этим образом связаны все вопросы тургеневского произведения.

Нигилист ничего не принимает на веру, ко всему относится с критической точки зрения. Базаров отрицает всё, весь прошлый опыт человечества, собираясь на пустом месте, «в безвоздушном пространстве» строить новое общество.

Конечно же, сам автор не сочувствует идее разрушения, но с симпатией изображает молодого, сильного, уверенного в себе, демократичного в общении сына полкового лекаря, в котором нет «следов барства».

Но «гений меры и культуры», как называл писателя Д. С. Мережковский, готовит своему герою испытание любовью, которое обнаруживает нежизнеспособность нигилизма как философского учения и системы взглядов на жизнь. Таким образом, самая важная проблема романа – это взаимодействие теории и жизни. Можно ли построить счастливое общество по плану, по схеме, по теории?

Посмотрим, как финал романа помогает ответить на этот вопрос, как финал связан с проблематикой «Отцов и детей».

В конце романа автор изображает печальное сельское кладбище и могилу, в которой похоронен Евгений Базаров.

Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы:

  • подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);
  • оформим заявления (Вам останется только подписать);
  • подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);
  • мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);
  • подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).

Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Герой умирает от случайного пореза пальца при вскрытии мужика, умершего от тифа. Думаю, что заражение тифом произошло не так уж и случайно. Базаров выбит из колеи страстной и безответной любовью к Одинцовой. Из-за сильных переживаний он был невнимателен и рассеян, не поинтересовался даже, есть ли у местного фельдшера адский камень для прижигания раны и предотвращения заражения. Как ни отрицал Базаров любовь как высокое духовное чувство между мужчиной и женщиной, а влюбился вопреки своим убеждениям и почувствовал в себе романтика. Любовь, как и жизнь, оказались сильнее всех схем и теорий.

Самое грустное зрелище в финале романа – это дряхлые старички, родители Евгения Базарова, которые часто приходят из недалёкой деревушки к могиле единственного сына. Прервалась ниточка, которая связывала бы этих стариков с будущим. Они надеялись увидеть своё продолжение в сыне, во внуках, но этого уже не произойдёт. Бывший полковой лекарь Василий Иванович Базаров боготворил своего сына, гордился им и мечтал только об одном: «чтобы со временем в его биографии стояли следующие слова: «Сын простого штаб – лекаря, который, однако, рано умел разгадать его и ничего не жалел для его воспитания…» Сам же Евгений при жизни не выказывал своих чувств по отношению к родителям, хотя понимал, что его мать и отец редкой доброты люди, каких уж и не найдёшь в свете.

Молитвы и слёзы стариков, их «святая, преданная любовь» трогают сердце читателя. В заключительных строках романа противопоставлены «страстное, грешное, бунтующее сердце» героя и цветы на его могиле, которые «безмятежно глядят на нас невинными глазами». В чём смысл этой антитезы? По выражению критика Н. Страхова, Базаров – «это титан, восставший против своей матери-земли». Это бунтарь, выступающий против порядка жизни. Он относится к природе не как к храму, а как к мастерской. Кажется, он сумеет обуздать природу, взять верх над ней, но предел силе Базарова положен смертью. «Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!» — говорит умирающий Базаров. Невинные цветы символизируют природу: «… не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…» Базаров умер, а жизнь продолжается. Финал романа рассказывает нам и о судьбах других героев, которые продолжают жить. Аркадий и Катя создают молодую семью, у них рождается сын. Николай Петрович женится на Фенечке. Анна Сергеевна выходит замуж не по любви. Павел Петрович по-прежнему одинок. Ситников и Кукшина мельтешат и суетятся, называя себя учениками Базарова, побывали за границей. Эта благополучная и безоблачная жизнь обыкновенных людей оттеняет трагизм личности Базарова. В финале романа ощущается какая-то печаль, потому что из естественного хода жизни исключён тот, кто был наделён огромной силой и наибольшими возможностями.

источник

План-конспект урока по литературе (10 класс) на тему:
Урок по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети». Тема «Финал романа»

Урок по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» отличается новизной подхода к анализу заключительных глав романа.

Урок по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»

  • подвести итог размышлениям о романе, о главном герое Базарове;
  • высказать свою точку зрения на поступки главного героя, оценить его взгляды на жизнь;
  • формировать умение работать с текстом;
  • научить отстаивать свою точку зрения;
  • развивать эстетический вкус, внимание к слову писателя;
  • расширять кругозор учащихся, привить любовь к художественному слову.

Урок начинается с эпиграфа – стихотворения нобелевского лауреата 2011г. по литературе Томаса Транстремера.

Смерть склонилась надо мной

(Из цикла «Великое таинство»)

Предлагаю учащимся прочитать 2-ю строку стихотворения (1-я и 3-я пока закрыты).

Так о себе говорит лирический герой стихотворения. Давайте подумаем, что скрывается за этой метафорой?

Томас Транстрёмер — поэт. Родился в 1931 году, вырос в Стокгольме. Психолог по образованию, он один из самых известных в мире поэтов Швеции. Опубликовал одиннадцать поэтических книг, еще много книг выходило на разных языках мира. Лауреат премии им. Бельмана (1966), премии им. Петрарки (1981), премии Северного Совета по литературе. Лауреат Нобелевской премии по литературе (2011), которую он получил «за то, что его краткие, полупрозрачные образы дают нам обновлённый взгляд на реальность».

Шахматы (от персидского шах мат — властитель умер) – игра 32 фигурами (по 16 белого и черного цветов) на 64-клеточной доске для двух соперников. Цель — поставить мат (см. МАТ (в шахматах)) королю противника.

Древняя игра, берущая начало в Индии и имеющая многовековую историю; сочетает в себе элементы науки, искусства и спорта

Шахматный этюд – составленная шахматным композитором позиция, в которой одной из сторон предлагается выполнить задание (выиграть или сделать ничью) без указания числа ходов. Это вид шахматной задачи. Он характеризуется тем, что в позиции небольшое количество фигур (как правило, не более 7, бывает и чуть больше). Кроме того, в этюдах обычно первый ход делают “белые”. Поэтому в задачах-этюдах просто пишут “ничья”, “выигрыш” или “мат в два хода”, не указывая при этом, кто начинает.

Лирический герой видит себя шахматным этюдом. Он загадка. Загадка для себя или для других? Как вы думаете, мог ли так сказать о себе Евгений Базаров? Давайте вспомним, как он представляется сам и что о нем думают другие?

Делаем подборку цитат из романа.

1. «– Что такое Базаров? – Аркадий усмехнулся. – Хотите, дядюшка, я вам скажу, что он собственно такое?

– Сделай одолжение, племянничек.

– Как? – спросил Николай Петрович, а Павел Петрович поднял на воздух нож с куском масла на конце лезвия и остался неподвижен.

– Он нигилист, – повторил Аркадий.

– Нигилист, – проговорил Николай Петрович. – Это от латинского nihil, ничего, сколько я могу судить; стало быть, это слово означает человека, который. который ничего не признает?

Читайте также:  Сдают ли анализ на ттг дети

– Скажи: который ничего не уважает, – подхватил Павел Петрович и снова принялся за масло.

– Который ко всему относится с критической точки зрения, – заметил Аркадий.

– А это не все равно? – спросил Павел Петрович.

– Нет, не все равно. Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип» (гл. 5).

Да, Базаров-нигилист – загадка для старшего поколения Кирсановых.

2. Базаров о себе в присутствии Одинцовой: «Какой я смирненький стал», «Люди, что деревья в лесу…» (гл. 16).

3. Одинцова: «Странный человек этот лекарь!»

4. Базаров: « Я человек положительный, неинтересный. Говорить не умею».

« – Послушайте, я давно хотела объясниться с вами. Вам нечего говорить, – вам это самим известно, – что вы человек не из числа обыкновенных; вы еще молоды – вся жизнь перед вами. К чему вы себя готовите? какая будущность ожидает вас? Я хочу сказать – какой цели вы хотите достигнуть, куда вы идете, что у вас на душе? Словом, кто вы, что вы?

– Вы меня удивляете, Анна Сергеевна. Вам известно, что я занимаюсь естественными науками, а кто я.

–Я уже докладывал вам, что я будущий уездный лекарь» (гл. 18).

Почему Одинцова думает, что Базаров не такой, как все?

6. После признания в любви Одинцовой Базаров говорит о себе: «Расклеилась машина», «Каждый человек на ниточке висит, бездна ежеминутно под ним разверзнуться может, а он еще сам придумывает себе всякие неприятности, портит свою жизнь».

7. Аркадий в разговоре с отцом Базарова:

« Ваш сын – один из самых замечательных людей, с которыми я когда-либо встречался, – с живостью ответил Аркадий… – Я уверен…что сына вашего ждет великая будущность, что он прославит ваше имя. Я убедился в этом с первой нашей встречи» (гл. 21).

8. Базаров о себе у стога сена: «…Я вот лежу здесь под стогом. Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет; и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностию, где меня не было и не будет. А в этом атоме, в этой математической точке кровь обращается, мозг работает, чего-то хочет тоже. Что за безобразие! Что за пустяки!» (гл. 22).

Открываю 1-ю и 3-ю строки эпиграфа. Теперь предлагаю осмыслить значение всего стихотворения и применить к образу Базарова, попытаться понять, почему именно это хокку Транстремера я выбрала в качестве эпиграфа к уроку.

Герой – личность загадочная. Но смерть склонилась над лирическим героем. Почему? Она знает решение. Может, она раскроет истинную сущность героя? Какое решение примет смерть? Лирический герой не знает, что его ждет. Может ли он что-то изменить? Кто же сильнее? За кем выигрыш?

Обратимся к последним страницам романа.

А.П. Чехов писал: «Боже мой! Что за роскошь «Отцы и дети»! Просто хотя караул кричи. Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел, и было такое чувство, как будто я заразился от него. А конец Базарова? Это черт знает, как сделано».

Д. И. Писарев: «Умереть так, как умер Базаров — это все равно, что сделать великий подвиг»?

Каким предстает Базаров перед лицом смерти?

В этот момент проявились лучшие качества нигилиста Базарова. Сила воли, мужество, любовь к родителям, готовность исполнить их просьбу причаститься. Больше того, Базаров сам просит родителей помолиться за него. Нельзя сказать, что он обрел веру, но он и не отрицает силу религии. Главное – Евгений перестал отрицать и любовь. Базаров находит в себе силы вновь встретиться с Анной Сергеевной Одинцовой и признаться ей в любви. Нет чувства мести за то, что она когда-то его отвергла. Есть восхищение любимой женщиной. Последние слова Е. Базарова: « Эх, Анна Сергеевна, станемте говорить правду. Со мной кончено. Попал под колесо. И выходит, что нечего было думать о будущем. Старая штука смерть, а каждому внове. До сих пор не трушу. а там придет беспамятство, и фюить! (Он слабо махнул рукой.) Ну, что ж мне вам сказать. я любил вас! Это и прежде не имело никакого смысла, а теперь подавно. Любовь — форма, а моя собственная форма уже разлагается. Скажу я лучше, что — какая вы славная! И теперь вот вы стоите, такая красивая. Великодушная! — шепнул он. — Ох, как близко, и какая молодая, свежая, чистая. в этой гадкой комнате. Ну, прощайте! Живите долго, это лучше всего, и пользуйтесь, пока время. Вы посмотрите, что за безобразное зрелище: червяк полураздавленный, а еще топорщится. И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта — как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет. Все равно: вилять хвостом не стану… Я нужен России. Нет, видно, не нужен. Прощайте, — проговорил он с внезапной силой, и глаза его блеснули последним блеском. — Прощайте. Послушайте. ведь я вас не поцеловал тогда. Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет. » (гл.27).

Базаров говорит, как поэт. На память приходит стихотворение А.С. Пушкина «Я вас любил…». Евгений не отрицает теперь и романтизм, и поэзию.

Изменил ли Базаров своим убеждениям, изменился ли сам? Скорее всего, Евгений и был таким, каким мы его увидели перед лицом смерти (смерть знает решение). Нигилизм – nihil – ничего не значит. Это все было наносное, искусственное, что мешало жить, любить. Разрушая «старое», расчищая место для нового, отрицая непреходящие ценности , Базаров проиграл, разрушил себя.

Но почему И.С. Тургенев приводит Базарова к гибели, не давая шанса проявить ему свою истинную сущность?

Может быть, это урок молодому поколению следовать наказам «отцов», тем самым воплощая связь поколений, в которой кроется великая жизненная сила.

А может, И.С. Тургенев подобным образом заявляет о своей авторской позиции, о своем несогласии с идеями нигилистов?

Современники И.С. Тургенева предполагали, что автор не знал, каким могло быть будущее нигилиста Базарова. Писательский кризис побудил его завершить роман гибелью главного героя. Действительно ли, у Базарова нет будущего?

А как думаете вы? На этот вопрос-сомнение Тургенев отвечает в эпилоге.

Домашнее задание. Написать сочинение-размышление «Роль эпилога в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».

источник

Эпилог романа. Трагические и сатирические мотивы. Звучание финала литературовед А.М. Гаркави определил как «элегию, переходящую в реквием». Элегические ноты начинают звучать уже в описании природы. С тех пор, как уходит из жизни Базаров, накал страстей в романе падает, знойное лето сменяется студеным зимним пейзажем: «Стояла белая зима с жестокою тишиной безоблачных морозов…» За это время случилось многое, как всегда в жизни, грусть соседствует с радостью. Аркадий окончательно сблизился с отцом, и их свадьбы состоялись в один день. Фенечка наконец-то заняла подобающее ей место в доме, Митя официально признан сыном Николая Петровича и братом Аркадия. В романе событийная сторона вновь подчеркнута изменением имен. К супруге Николая Петровича теперь обращаются почтительно «Федосья Николаевна». Имение Кирсановых наверняка потеряло ироническое название «Бобыльего хутора». Но автор возобновляет рассказ не с этого счастливого события. Торжественный обед состоялся спустя семь дней после венчаний. Вслед за Одинцовой Павел Петрович спешит покинуть мирный домашний круг, где остальным «в сущности, очень хорошо». Говорятся неловкие речи, звучат призывы поскорее вернуться. Но все семеро присутствующих чувствуют, что расстаются навсегда. Даже не произнеси Павел Петрович «английского хвостика» «Прощайте» – он не мог быть счастлив счастьем остальных, как не могли бы жить вместе Лежнев и Рудин. И, как в финале «Рудина», поднимается бокал за отсутствующего. «В память Базарова, – шепнула Катя на ухо своему мужу . Аркадий в ответ пожал ей крепко руку, но не решился громко предложить этот тост». С необыкновенной деликатностью Катя поняла, что ее муж в этот момент думает о другом человеке, который никогда не вернется. И в то же время женски-проницательно угадала, что Павлу Петровичу услышать его имя было бы больно.

Автор берет на себя привычную для романиста миссию поведать о будущем героев в ассоциативно-логической связи. На самом деле перед нами антилогика. После рассказа о двух счастливых браках по любви сообщается, как Анна Сергеевна вышла замуж «по убеждению» за человека «холодного как лед». Вывод автора звучит иронически: «…Доживутся, пожалуй до любви». Недаром сразу же, в следующей фразе сообщается о кончине бесплодной и никому не нужной тетки, «забытой в самый день смерти». Возможно, Анну Сергеевну ждет теперь подобная судьба. Взгляд автора возвращается к настоящему счастью Кирсановых – родятся и подрастают дети, становится на ноги хозяйство. Фенечке удалось не только формально, но и духовно влиться в эту интеллигентную семью. Показателем душевной тонкости снова стала музыка: Фенечка сама не умеет играть, но когда садится за фортепиано Катя, «рада целый день не отходить от нее». После простодушной, но чувствующей музыку Фенечки никак не хочется вспоминать о лакее. Но Тургенев настаивает: «Упомянем кстати о Петре». Ведь он тоже заключил выгодный брак! Так возникает вторая карикатурная пара: «окоченевший от важности» лакей и супруга, что на «лаковые полусапожки» польстилась.

Следующий абзац уводит читателя далеко от российской глубинки, в «фешенебельный» Дрезден. Здесь, в блеске и уважении к его аристократизму, манерам, доживает век Павел Петрович. На столе у него «пепельница в виде мужицкого лаптя», но сам герой чужд всему русскому, как, впрочем, всему живому. Поведение в церкви, наедине с Богом, когда не нужно притворяться, рисует героя глубоко несчастным. От человеческой трагедии автор вновь резко переходит к комедии: «И Кукшина попала за границу», где сделала открытия в области… архитектуры! «Очевидно, это такая же пустая претензия, как ее прежние разговоры о самых разных авторах и проблемах», – приходит к верному выводу десятиклассница в сочинении о «сатирических страницах романа И.С. Тургенева». Окружившие Кукшину «физики и химики», «не умеющие отличить кислорода от азота», поддались базаровскому увлечению естественными науками, но не унаследовали от него любовь к науке и умение трудиться. Подобно ей, Ситников в Петербурге «продолжает «дело» Базарова». Повествование достигает крайней ступени пошлости. Показав, как причудливо переплелось в мире высокое и низкое, карикатурное и прекрасное, трагическое и комическое, Тургенев возвращается к главной теме. Автор говорит о том, кто из этого мира ушел. Взволнованным тоном повествуется: «Есть небольшое сельское кладбище. »

Здесь должно найти успокоение «грешное, бунтующее сердце» Базарова. Могила, «до которой не касается человек, которую не топчет живoтное . Железная ограда ее окружает; две молодые елки посажены по обеим ее концам. » Трогательна привязанность одиноких старичков в общем горе. Но их чувство не может воскресить любимого сына: «Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь не всесильна?» В таком случае бунт Базарова оправдан. Но писатель раздвигает границы своего романа в Вечность. Когда сразу после кончины сына богомольный старик вдруг «возроптал», его мудрая подруга, вспомнив гнев Божий, «повисла на нем и принудила покориться. Оба «пали ниц». Писатель употребляет библейское сравнение: «словно овечки в полдень». «Но полуденный зной проходит, – развивает метафору Тургенев. – И настает вечер, и ночь, а там и возвращение тихое убежище, где сладко спиться измученным и усталым…» Смиренные молитвы родителей помогут искупить грехи не раскаявшегося перед уходом из нашего мира Базарова. Природа напоминает «о вечном примирении и о жизни бесконечной». Автор восклицает в глубоком убеждении: «О нет!» – не все еще кончено с физической смертью. У героев есть надежда соединиться в жизни вечной.

Читайте также другие статьи по теме «Анализ романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»:

источник

Почему И. С. Тургенев не завершил роман смертью Базарова, этой наиболее сильной в художественном отно­шении сценой? Ведь о главном герое сказано, казалось бы, все, для чего нужно было писателю создавать своеоб­разный эпилог — 28-ю главу?

Во-первых, внимательно приглядимся к ее компози­ции. Главу обрамляют два пейзажа. Открывает дивный, чисто русский, зимний: «Стояла белая зима с жестокою тишиной. ». Звучит как музыка, как бы предвещая ме­лодичность и ритмический строй стихотворений в прозе. Второй пейзаж, завершающий главу и роман в целом, насквозь пронизан лиризмом и элегической печалью о быстротекущем времени, мыслью о всепримиряющей веч­ности, о бессмертной силе любви и о «жизни бесконеч­ной».

Итак, треть текста эпилога занимают картины приро­ды, которые, как обычно у Тургенева, гармонируют с чувствами и переживаниями героев или оттеняют их. Природа как бы становится главным действующим ли­цом в той нравственно-психологической коллизии, к ко­торой приходят герои в эпилоге.

Через весь роман, то затихая, то нарастая, как бы споря между собой, звучат два мотива — иронический и лирический. На заключительных страницах романа ли­рические мотивы нарастают и достигают кульминации.

Перед тем как нарисовать небольшое сельское кладби­ще и одинокую могилу Базарова, Тургенев, то усиливая, то ослабляя иронию, рассказывает о дальнейшей судьбе героев: Одинцовой, которая доживет со своим мужем, «пожалуй, до счастья. пожалуй, до любви»; в том же ключе сообщается и о княжне Х. ой, забытой «в самый день ее смерти», и о Петре, совсем окоченевшем «от глу­пости и важности».

«Немножко грустно и, в сущности, очень хорошо» опи­саны семейная идиллия Кирсановых — отца и сына — и счастливое материнство Фенечки и Катерины Сергеевны.

В рассказ о жизни Павла Петровича за границей вры­ваются наряду с иронией грустные ноты, и вниматель­ный читатель заметит не только серебряную пепельницу в виде мужицкого лаптя, но и его трагическое одиноче­ство: «жить ему тяжело. тяжелей, чем он сам подозре­вает. Стоит взглянуть на него в русской церкви, когда, прислоняясь в сторонке к стене, он задумывается и долго не шевелится, горько стиснув губы, потом вдруг опом­нится и начнет почти незаметно креститься. »

Мягкий юмор, с которым повествует Тургенев о своих героях, сменяется резкой иронией и даже сарказмом, когда он пишет о дальнейшей судьбе «последователей Базаро­ва» — Ситникове и Кукшиной. Здесь и в авторской речи сатирически звучит слово «ирония»: «Говорят, его (Сит-никова) кто-то недавно побил, но он в долгу не остался: в одной темной статейке, тиснутой в одном темном жур-нальце, он намекнул, что побивший его — трус. Он на­зывает это иронией. »

И вдруг интонация резко меняется. Торжественно, гру­стно и величественно рисует Тургенев могилу Базарова. Финал напоминает мощную, страстную музыку Бетхове­на. Автор словно с кем-то горячо спорит, страстно и напряженно размышляет о мятежном человеке, на моги­лу которого он привел читателя, о его неутешных роди­телях: «Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Не­ужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна. »

Читайте также:  Сифилис анализ у детей до года

Повторы, восклицания, вопросы — все это передает драматизм раздумий автора, глубину и искренность его чувств. Так можно писать лишь о дорогом и очень близ­ком человеке. Можно по-разному трактовать заключи­тельные строки романа, но одно несомненно — Тургенев, прощаясь со своими героями, еще раз отчетливо выразил свое к ним отношение и подчеркнул основную идею рома­на, которую, на мой взгляд, наиболее точно уловил критик Н. Н. Страхов: «Как бы то ни было, Базаров все-таки побежден; побежден не лицами и не случайностями жизни, но самою идеею этой жизни. Такая идеальная победа над ним возможна была только при условии, что­бы ему была отдана всевозможная справедливость. Иначе в самой победе не было бы силы и значения».

источник

Каждый писатель, создавая свое произведение, будь то фантастическая новелла или многотомный роман, несет ответственность за судьбы героев. Автор старается не просто рассказать о жизни человека, изобразив наиболее яркие ее моменты, но и показать, как сформировался характер его героя, в каких условиях развивался, какие особенности психологии и мировоззрения того или иного персонажа привели к счастливой либо трагичной развязке. Финал любого произведения, в котором автор проводит своеобразную черту под определенным этапом или всей жизнью героя вообще, является непосредственным отражением позиции писателя по отношению к персонажу, итогом размышлений о судьбе современников.

Главный герой романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” — Евгений Васильевич Базаров — погибает в финале произведения. Почему именно таким образом поступает автор с центральным персонажем? Почему описание гибели Базарова является столь важным для понимания смысла романа в целом? Ответы на эти и многие другие вопросы позволяет найти анализ эпизода произведения, в котором рассказывается о смерти главного героя.

Базаров — сын бедного уездного лекаря, продолжающий дело своего отца. Следуя авторской характеристике, мы представляем его умным, рассудительным, достаточно циничным, но где-то в глубине души чутким, внимательным и добрым человеком. Специфика жизненной позиции Евгения заключается в том, что он все отрицает: нравственные идеалы и ценности, моральные устои, а также живопись, литературу и прочие виды искусства. Не принимает Базаров и воспеваемую поэтами любовь, считая ее лишь “физиологией”. Для нею не существует авторитетов. Он считает, что каждый человек должен воспитывать себя сам, ни от кого и ни от чего не завися.

Базаров — нигилист. Но не такой, как причисляющие себя к нигилизму Ситников и Кукшина, для которых отрицание — всего лишь маска, позволяющая скрывать внутреннюю пошлость и несостоятельность. В отличие от них, Базаров не кривляется, он со всей пылкостью духовно богатой и увлекающейся натуры отстаивает близкие ему взгляды. Его главная цель — “труд на пользу общества”, его главная задача — “жить для великой цели обновления мира”.

Можно сказать, что Базаров относился к окружающим с солидной долей снисходительности и даже презрения, ставя их ниже себя (вспомним хотя бы его высказывания в адрес родственников Аркадия и его самого), считает неприемлемым проявление таких чувств, как симпатия, взаимопонимание, привязанность, нежность, сочувствие.

Но жизнь вносит в его миропонимание свои коррективы. Судьба сводит Евгения с женщиной умной, красивой, спокойной и удивительно несчастной, с Анной Сергеевной Одинцовой. Базаров влюбляется, а, полюбив, понимает, что его убеждения расходятся с простыми жизненными истинами. Любовь предстает перед ним уже не как “физиология”, а как настоящее, искреннее чувство. Это прозрение для Базарова, который живет и “дышит” своим нигилизмом, не может пройти бесследно. Вместе с разрушением убеждений рушится и вся его жизнь, теряя свой смысл. Тургенев мог бы показать, как Базаров постепенно откажется от своих взглядов, он не стал этого делать, а просто “умертвил” своего главного героя.

Смерть Базарова — досадная и глупая случайность. Она стала следствием маленького пореза, который он получил, вскрывая тело умершего от тифа крестьянина. Смерть героя не была внезапной: напротив, она дала Базарову время, возможность оценить сделанное и осознать размеры неосуществленного. Перед лицом смерти Базаров стоек, силен, на редкость спокоен и невозмутим. Благодаря авторской характеристике состояния героя мы испытываем к Базарову не жалость, а уважение. И в то же время постоянно помним, что перед нами — обыкновенный человек со свойственными ему слабостями.

Никто не может воспринимать спокойно приближение конца, и Евгений, несмотря на всю свою уверенность в себе, не в состоянии относиться к этому с полным безразличием. Он сожалеет о своей нерастраченной силе, о невыполненной задаче. “Гигант”, которым всегда считал себя Базаров, ничего не может противопоставить смерти: “Да, поди, попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!”. За иронией героя ясно просматривается горькое сожаление об уходящих минутах.

Евгений в последние дни своей жизни становится добрее, нежнее. Он жаждет встречи с любимойженщиной, чтобы еще раз признаться ей в любви. Он становится мягче с родителями, в глубине души, наверное, все же понимая, что они всегда занимали значительное место в его жизни и достойны гораздо более внимательного и душевного отношения.

Всю свою жизнь Базаров посвятил стремлению принести пользу стране, науке. И смерть для него — это не просто прекращение существования, но и знак того, что он “видно, не нужен” России. Осознание этой “ненужности” приходит к Евгению в самый последний момент и становится завершающим этапом гибели его взглядов, равно как и его собственной гибели.

Читатель понимает, что Базарову некому передать то немногое, но самое дорогое, что у него есть, — свои убеждения. У него нет близкого и дорогого человека, а стало быть, нет и будущего. Он не мыслит себя уездным лекарем, но и переродиться, стать похожим на Аркадия он тоже не может. Ему нет места в России, да и за границей, пожалуй, тоже. Базаров умирает, а вместе с ним умирает и его гений, его замечательный, сильный характер, его идеи и убеждения. Но истинная жизнь бесконечна, цветы на могиле Евгения подтверждают это. Жизнь бесконечна, но только истинная…

источник

Почему умирает Базаров? Каков смысл финала романа Тургенева «Отцы и дети»?

Откровенно говоря Базаров мне никогда не нравился.

Не знаю почему — еще в школе этакая неприязнь была.

А вот Анна Одинцова у меня наоборот вызывала симпатию.

Возвращаясь к Базарову — тот умирает от заражения крови, от тифа.

Но при этом автор в его смерть вкладывает смысл — близость смерти открывает глаза на мир. И что все люди смертны.

При этом каждый читатель по своему понимает quot;смерть Базароваquot;.

Смерть Базарова очень символична, ведь даже он признат перед смертью, что не нужен он России в настоящее время.

Когда Базаров практиковался на трупе тифозного больного, он поранил себе палец и получил заражение крови. Через несколько дней он сообщает своему отцу, что дни его сочтены.

Согласно критику Добролюбову, Базаров умирает оттого, что его недюжинному таланту негде развернуться, применить свои силы, и потому автор выбрал смерть герою из-за пустякового укола зараженной иглой.

С другой стороны, именно приближение конца жизни дает человеку полностью раскрыться, показать себя таким, какой он на самом деле есть. И оказалось, что Базаров -не просто нигилист, отрицающий все и вся, но и тонко чувствующий, думающий человек, не чуждый высоких чувств. Вспомним его прощание с Любовью Одинцовой, сколько в нем любви, нежности, трепета перед любимой женщиной. Это не тот Базаров, который в начале романа говорил об Одинцовой:

Это лирик, романтик, как оказалось, он прятал высокие чувства под маской нигилизма.

На первый взгляд смерть главного героя романа quot;Отцы и детиquot; смотрится досадной случайностью, неосторожностью медика, но на самом деле она глубоко символична. Базаров в романе — новый человек, который отрицает все старое, нигилист, ничего не принимающий на веру, поклонник науки и циник. Наука не может спасти Базарова, что смотрится насмешкой над идеалами Базарова, сам врач не может вылечить себя. Привычный Базарову цинизм как-то тает под напором болезни и не показываемых, но несомненно испытываемых переживаниях. Он становится даже романтичным, меняясь перед лицом смерти. Базарова заботит теперь только одно — как умереть не потеряв лица. Тургенев убивая Базарова показывал бесперспективность этого движения, нигилизма, показывал, что время перемен еще не пришло, и какими бы сильными не были эти люди по отдельности, они одиноки, а потому не могут стать решающей силой, способной что-то реально изменить в жизни.

Умирает Базаров от заражения тифом и его кончина очень символична, отрицающие все не могут быть полезны в этом мире. Базаров, отвергающий существовавшие ценности оказывается лишним в этом мире и его отвергает сама жизнь. Иначе, кем бы стал Базаров, если бы писатель оставил бы его в живых.

Я смотрю на финал романа quot;Отцы и детиquot; чуть иначе, по-своему. Смысл финал кроется в основном конфликте, причем конфликт скрытый. Заключается он в том, что человек поставил себя на место Бога. Нет же! Он захотел стать Богом! Но это невозможно! Человек никогда не сможет управлять миром, и никогда не станет центром Вселенной, никогда не будет Хозяином в мастерской ( мир ), так как это место давно уже занято. Для меня слово quot;мастерскаяquot; в романе является аллегорией. Базаров не верит в то, что есть Бог, и основной нигилизм в этом!

У героя есть решающие слова, и они говорят о многом. Он говорит, так как считает так, что раз невозможно видеть Господа, значит Его и нет! Но ведь — это неправда.

Если quot;резкоquot; обозначить смысл финала, то главный героя постигло наказание. Есть сказать совсем quot;громкоquot;, то кара Божия!

Но повторюсь, что это лишь мой взгляд, который может кому-то показаться странным.

Более полутора веков этот вопрос возникает у каждого прочитавшего произведение и желающего разобраться в замысле автора, его отношении к персонажам. Вначале это были современники писателя, которым, казалось бы, это сделать было легче всего, просто спросив: quot;Почему такой конец?quot;. Они и спрашивали, но не все смогли понять ответ: ведь у каждого сво мировоззрение, которое ох как нелегко изменить.

Казалось бы, уже написано о quot;лишних людяхquot;, что же ещ нового можно сказать? Но Тургенев рассмотрел новые нюансы — нигилизм. И именно на это попытался обратить внимание публики.

Толчком к написанию романа послужили мысли о бренности всего сущего, возникшие после того, как он узнал об обстоятельствах смерти молодого врача. То есть вначале сложился финал, а уж на нм был выстроен весь сюжет. Можно сказать, что смысл романа — в последних сценах.

Таким образом, смерть Базарова была предопределена заранее и уж во всяком случае не являлась неожиданностью для самого автора, как об этом говорилось в критических статьях впоследствии. Дескать, quot;не хотел его смерти, любил героя, а как ему в таких жизненных условиях быть?quot; — не готово общество принять в сво лоно. Руководствуясь этими quot;исследованиями творчестваquot;, писали сочинения в школах по quot;образуquot;. Идеям-де не время было воплотиться в жизнь, почва не подготовлена.

Надо вспомнить, каково было отношение Тургенева к революционным преобразованиям общества, которые всегда несут неизбежное насилие и разрушение, а также его воззрения на отношения человека с природой. Казалось бы, какой тогда герой ближе самому автору? Но на протяжении всего романа мы видим старание не быть ни на чьей стороне: объективность — такова авторская позиция. Зато совершенно ясно высказано сожаление, что совершенно невозможно примирить ни отцов, ни детей, пока последние сами не станут quot;отцамиquot;.

Вс течт, вс меняется. И вот, как только начали происходить эти изменения в Базарове — выход из статуса quot;детейquot;, роман и закончился. Но как! Это самое лучшее место в романе, герой полностью раскрывается и можно увидеть, что ничто человеческое ему, оказывается, не чуждо. Как бы глубоко не помещались и к тому же насильно не выпускались любовь, романтизм — они вс равно пробьются наружу.

Но тем не менее от своих идеалов он не отказывается, и мы понимаем, что проживи он дольше, начнтся уже борьба внутри него, когда нигилизм и духовность будут стараться одержать верх. А это сюжет уже другого романа.

Поэтому только смерть могла стать преградой на пути этих изменений. Но зато, умирая физически, он не умирает духовно.

Если судить поверхностно, не вникая в суть романа И. Тургенева Отцы и дети, то Базаров умирает от тифа из-за своей неосторожности. Но его смерть символична, писатель не мог такого героя оставить в живых. Базаров взял на себя слишком большую и немыслимую ответственность он решил, что человек может ВС, и слишком большую роль отвл материальному в жизни. Любовь, искусство по его понятиям были ничто . Поэтому писатель и решил сделать такой трагический финал.

Но трогательная любовь вызвала в душе Базарова мятеж, бурное противоречие. Напоследок он понял, что есть и высшие чувства.

Евгений Базаров — человек прогрессивных взглядов, нигилист. Однако время для воплощения его мыслей в жизнь еще не пришло. Нигилизм с его разрушительными концепциями был чужд России, поэтому у автора не остается иного выхода, как quot;убитьquot; своего героя. Но перед смертью происходит переоценка ценностей: он понимает цену любви, становится романтичнее (quot;задуйте свечу жизниquot;). Да и последние абзацы произведения говорят именно о силе природы над человеком. Какое бы бунтующее сердце не лежало в могиле, над ним все равно будут расти цветы и петь птицы. Природа вечна, а человек — нет. Значит все взгляды Базарова — неправда. Природа все же не является мастерской для людей, как думал Базаров, а человек является букашкой перед лицом всеобъемлющей природы. Вот в этом и есть смысл финала.

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, вспомним, какое определение Тургенев давал своему герою. По терминологии Тургенева, и он не раз писал об этом, нигилист равно революционер.

Трагический конец Базарова обусловлен взглядами автора на революционеров и революционное движение в России. Эти слова, произнесенные в беседе с другом Тургенева историком и публицистом Стасюлевичем, как нельзя лучше относятся к и Базарову:

Все революционеры для Тургенева — надломленные, психически больные люди. В определенный период времени они выходят на историческую сцену и, выполнив отведенную для них роль, покидают ее, не оставляя ни учеников, ни последователей.

источник