Меню Рубрики

Готовность детей к школе анализ психолога

Целью нашего исследования было изучение особенностей психологической готовности детей к школе. Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения ‹‹Средняя общеобразовательная школа № 20›› г. Белгорода.

В исследовании приняли участие учащиеся первого «А» класса. Общее количество испытуемых составило 22 человека. При проведении были получены следующие результаты:

Результаты проведения методики «Бусы»

Итог методики, предполагающей выявить количество условий, которые может удержать ребенок при выполнении заданий на слух, показал, что 67% справились с заданием на хорошем уровне, и 34% испытывали затруднения.

Результаты проведения методики «Домик»

Ориентирование на образец, его копирование, развитие произвольного внимания, сформированность пространственного восприятия в достаточной степени развиты у 66,5% детей. 33% тестируемых детей требуется коррекция и развитие данных умений.

Результаты проведения методики «Узор»

Высокий показатель умения сразу учитывать несколько правил сформирован у 8 % учащихся класса. У 6 человек (50%) умение действовать по правилам сформировано не до конца, могут удерживать при работе ориентацию только на одно правило.

У 3 (25%) человек выявлен низкий уровень умения действовать по правилу, постоянно сбивались и нарушали правило, хотя и старались на него ориентироваться. 2 человека (16,5%) вообще не обладают умением действовать по правилу.

Результаты проведения методики «Графический диктант»

Данная методика позволила выявить, что высоким уровнем развития произвольной сферы ребенка, а также высокими возможностями в области перцептивной и моторной организации пространства обладают 2 человека (16,5%), хорошим ? 6 человек (50%), 2 человека (16,5%) — средними и 2 человека (16,5%) являются обладателями низкого уровня развития произвольной сферы.

Проведенная диагностика психологической готовности ребенка к школе выявила необходимость в коррекции и развитии.

Задачи коррекционной и развивающей работы:

  • 1. развить способность самоконтроля в обучающей деятельности;
  • 2. развивать творческие способности и воображение, формировать представления об окружающем мире, формируя интерес к познавательной деятельности;
  • 3. развивать интеллектуальные способности.

Развитие самоконтроля: Самоконтроль — составная часть любого вида деятельности человека. Самоконтроль предупреждает возможные или обнаруживает уже совершенные ошибки[20].Контролируя, человек осознает правильность своих действий, будь то игровой, учебный или трудовой процесс.

Для развития навыков самоконтроля у дошкольников мы использовали следующие упражнения:

Упражнение №1. Ученикам раздаются карточки с нарисованными цветными кольцами разных размеров.

Дети должны надеть кольца по образцу, после чего написать на карточке, каким по счету было кольцо каждого цвета, считая сверху или снизу. Потом задание усложняется, теперь уже кружочки не закрашены [23].

Ученики должны их раскрасить, ориентируясь на образец:

  • 5 — красный
  • 4 — синий
  • 3 — желтый
  • 2 — коричневый
  • 1 — черный

Результаты своей работы дети сверяют с образцом.

Упражнение № 2. «Сохрани слово в секрете». Учитель называет слова, ребенок их должен отчетливо повторять. Но есть одно условие ? названия цветов ? это наш секрет, их повторять нельзя.

Вместо этого, встретившись с названием цветка, ребенок должен молча хлопнуть один раз в ладоши.

Цель упражнения научить ребенка длительное время руководствоваться в процессе работы заданным правилом, что позволит развивать навыки произвольности и саморегуляции [21]. Когда ребенок станет хорошо и постоянно удерживать правило, можно переходить к игре с одновременным использованием двух правил.

  • 1. нельзя повторять названия рыб, надо отмечать их одним хлопком;
  • 2. нельзя повторять названия предметов, имеющих квадратную форму (синий цвет), надо отмечать их двумя хлопками.

Можно устроить соревнования (за ошибки ? одно штрафное очко). Результаты упражнения фиксируются и сравниваются с предыдущими. Тестируемый должен знать, что чем дольше он играет, соблюдая правила, тем лучше у него получается.

Формирование интереса к познавательной деятельности: Для формирования интереса к познавательной деятельности мы прибегли к развитию воображения, творческих способностей.

В основе воображения лежат образы.

Образы воображения опираются на образы памяти, но имеют отличия.

Образы памяти ? это неизменяемые, образы прошлого.

Образы воображения изменяются и отличаются от реальных образов.

Приемы развития воображения разнообразны. Для коррекционной работы мы взяли следующие задания для развития воображения:

  • 1) Нарисуй, птиц с другой планеты;
  • 2) Сказка наоборот (сказка «Колобок»);
  • 3) Соедини в связный рассказ эти два предложения. «Мама купила в магазине рыбу, поэтому, вечером пришлось зажигать свечи» [11].

Развитие интеллектуальных способностей: Для развития интеллектуальных способностей мы использовали такие игры как:

1. «Сходство и различие». Ребенку необходимо определить сходство и различие следующих пар слов:

Книга ? тетрадь День — ночь

Лошадь ? корова Дерево — куст

Телефон ? радио Помидор — огурец

Самолет ? ракета Стол — стул

2. «Поиск противоположного объекта». Называя какой-либо предмет (например, соль), надо назвать как можно больше других, противоположных данному.

При этом ребенку необходимо уметь определить противоположные объекты по функциям «съедобное — несъедобное», «полезное — вредное» и другие примеры и по другим критериям (по признакам, по размеру, форме, состоянию и т.д.).

  • 3. «Испорченный телефон». Эта игра на преодоление детьми речевого несовершенства. Дети не видят друг друга. Задача одного ребенка описать приятелю, какая у него в руках картинка или предмет. Называть предмет нельзя, можно лишь перечислять его размеры, форму, цвет и другие признаки предмета.
  • 4. Другой ребенок должен угадать предмет и воспроизвести его копию из любого материала (пластилин, мозаика и т.д.)[23].При полной иллюзии понимания не всегда получается то, что требуется изготовить. Через некоторое время дети сами приходят к той социальной форме речи, которая понятна окружающим.

После проведения коррекции и развития вновь провели диагностику, используя те же методики, и получили следующие результаты:

источник

Анализ уровня готовности к школе детей подготовительных групп

В сентябре-октябре 2016г. педагогом-психологом Боровковой Н.С. был проведен мониторинг психологической готовности детей 6-7 лет (группы №1 и №4) к школьному обучению.

Цель проведения мониторинга – получение информации об уровне сформированности у детей предпосылок к овладению способами учебной деятельностью.

В ходе групповой, подгрупповой и индивидуальной работы была проведена оценка ВПФ и уровня развития ППП, оценка сформированности предпосылок учебной деятельности, сформированности мотивационной готовности к обучению в школе. В содержание диагностической работы были включены задания, в ходе выполнения которых проверялись:

состояние пространственного восприятия;

состояние зрительного восприятия;

состояние графомоторных функций и зрительно-моторных координаций;

умение проводить классификацию и выделять признаки, по которым она произведена;

умение устанавливать закономерности;

уровень развития способов наглядно-образного мышления и воображения;

уровень мотивационной готовности к обучению в школе;

степень работоспособности и произвольности в деятельности;

понимание инструкции и следование установленным правилам;

общая познавательная активность.

Предложенные для определения готовности детей к школе задания максимально учитывали особенности и возможности 6-7 летних детей, обеспечивали адекватное понимание детьми их содержания, опирались на имеющийся у них реальный опыт и не зависели от уровня навыков чтения и письма.

28 человек (1 отсутствует) – 96,5%.

7 человек (5 отсутствуют) – 58% .

Краткая характеристика готовности детей группы № 1 к школе

Психологическая и социальная готовность.

Развитие школьно-значимых психофизиологических функций.

Развитие познавательной деятельности.

Общее количество -12 детей, в обследовании принимали участие — 7 детей

ребенок хочет идти в школу

особого желания идти в школу нет

осознает важность и необходимость учения, цели учения приобрели (или приобретают) самостоятельную привлекательность

цели учения не осознаются, привлекательна только внешняя сторона учения

цели учения не осознаются, преобладает игровая мотивация

Умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию

достаточно легко вступает в контакт, понимает ситуацию правильно, воспринимает ее смысл и адекватно ведет себя

контакты в общении затруднены, понимание ситуации и реагирование на нее не всегда адекватно

ребенок плохо вступает в контакт, сильные затруднения в общении и понимании ситуации

поведение недостаточно организованное

поведение отличается неорганизованностью

рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет мелкомоторными навыками

рука развита недостаточно хорошо, ребенок работает с напряжением

рука развита плохо, работает неуверенно, тремор, нечеткость линий

Пространственная ориентация, координация движений и телесная ловкость

ребенок достаточно хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения, подвижен, ловок

отмечаются отдельные признаки недоразвития пространственной ориентации, координации движений, недостаточная ловкость

ориентация в пространстве и координация движений развиты плохо, ребенок неуклюж и малоподвижен, либо хаотичен, движения нецеленаправленны

Координация в системе «глаз-рука»

ребенок может правильно перенести зрительный образец на расстоянии

графический образ переносится с небольшими искажениями

при переносе образа наблюдаются грубые нарушения

Объем зрительного восприятия

объем соответствует показателям возрастной группы

объем ниже средних показателей возрастной группы

объем намного ниже средних показателей возрастной группы

представления о мире достаточно развернуты и конкретны, ребенок может рассказать о стране или городе, в котором живет, о животных и растениях, о временах года

представления достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим

кругозор ограничен, знания даже о непосредственно окружающем бессистемны и отрывочны

речь содержательна, выразительна, грамматически правильна

ребенок затрудняется в поиске слов, выражений, мыслей, встречаются отдельные грамматические погрешности, речь недостаточно выразительна

слова приходится «вытягивать», ответы чаще всего односложные, в речи много ошибок, нарушены согласования в числе и падеже, порядок слов, предложения не закончены

Развитие познавательной активности и самостоятельности

ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждается в дополнительных внешних стимулах

ребенок недостаточно активен и самостоятелен, при выполнении заданий требуется дополнительная внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок

уровень активности и самостоятельности низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, интерес к внешнему миру не обнаруживается, любознательность не проявляется

Сформированность интеллектуальных умений (анализ, сравнение, обобщение, установление закономерностей)

ребенок определяет содержание, смысл, в том числе и скрытый, анализируемого, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает различие при сравнении, обнаруживает закономерные связи

задания выполняются с организующей и направляющей помощью взрослого, освоенный способ деятельности ребенок может перенести на выполнение сходного задания

при выполнении заданий необходима обучающая помощь, которая при этом воспринимается с трудом, освоенный способ деятельности самостоятельно не переносится на другие задание

ребенок удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет результат и сам преодолевает трудности, Возникающие в ходе работы

ребенок выбирает средства для намеченного плана, но при этом часто отвлекается в процессе деятельности и трудности преодолевает при психологической поддержке

деятельность хаотична, непродуманна, отдельные условия решаемой задачи в процессе работы теряются, результат не проверяется, организующая и направляющая помощь малоэффективна

результаты усилий ребенка соответствуют поставленной цели, он может сам сопоставить все полученные результаты с заданной целью

результаты усилий ребенка частично соответствуют цели, сам ребенок не всегда способен увидеть это неполное соответствие

результаты усилий совсем не соответствуют цели, и ребенок не видит этого несоответствия доже при помощи взрослого

соответствует средним показателям возрастной группы

ниже средних показателей, либо темп высокий, но в ущерб качеству выполнения заданий

намного ниже средних показателей

Итого по уровням (количество человек)

Краткая характеристика готовности детей группы № 4 к школе

Психологическая и социальная готовность.

Развитие школьно-значимых психофизиологических функций.

Развитие познавательной деятельности.

Общее количество -29 детей, в обследовании принимали участие — 28 детей

ребенок хочет идти в школу

особого желания идти в школу нет

осознает важность и необходимость учения, цели учения приобрели (или приобретают) самостоятельную привлекательность

цели учения не осознаются, привлекательна только внешняя сторона учения

цели учения не осознаются, преобладает игровая мотивация

Умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию

достаточно легко вступает в контакт, понимает ситуацию правильно, воспринимает ее смысл и адекватно ведет себя

контакты в общении затруднены, понимание ситуации и реагирование на нее не всегда адекватно

ребенок плохо вступает в контакт, сильные затруднения в общении и понимании ситуации

поведение недостаточно организованное

поведение отличается неорганизованностью

рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет мелкомоторными навыками

рука развита недостаточно хорошо, ребенок работает с напряжением

рука развита плохо, работает неуверенно, тремор, нечеткость линий

Пространственная ориентация, координация движений и телесная ловкость

ребенок достаточно хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения, подвижен, ловок

отмечаются отдельные признаки недоразвития пространственной ориентации, координации движений, недостаточная ловкость

ориентация в пространстве и координация движений развиты плохо, ребенок неуклюж и малоподвижен, либо хаотичен, движения нецеленаправленны

Координация в системе «глаз-рука»

ребенок может правильно перенести зрительный образец на расстоянии

графический образ переносится с небольшими искажениями

при переносе образа наблюдаются грубые нарушения

Объем зрительного восприятия

объем соответствует показателям возрастной группы

объем ниже средних показателей возрастной группы

объем намного ниже средних показателей возрастной группы

представления о мире достаточно развернуты и конкретны, ребенок может рассказать о стране или городе, в котором живет, о животных и растениях, о временах года

представления достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим

кругозор ограничен, знания даже о непосредственно окружающем бессистемны и отрывочны

речь содержательна, выразительна, грамматически правильна

ребенок затрудняется в поиске слов, выражений, мыслей, встречаются отдельные грамматические погрешности, речь недостаточно выразительна

слова приходится «вытягивать», ответы чаще всего односложные, в речи много ошибок, нарушены согласования в числе и падеже, порядок слов, предложения не закончены

Развитие познавательной активности и самостоятельности

ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждается в дополнительных внешних стимулах

ребенок недостаточно активен и самостоятелен, при выполнении заданий требуется дополнительная внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок

уровень активности и самостоятельности низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, интерес к внешнему миру не обнаруживается, любознательность не проявляется

Сформированность интеллектуальных умений (анализ, сравнение, обобщение, установление закономерностей)

ребенок определяет содержание, смысл, в том числе и скрытый, анализируемого, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает различие при сравнении, обнаруживает закономерные связи

задания выполняются с организующей и направляющей помощью взрослого, освоенный способ деятельности ребенок может перенести на выполнение сходного задания

при выполнении заданий необходима обучающая помощь, которая при этом воспринимается с трудом, освоенный способ деятельности самостоятельно не переносится на другие задание

ребенок удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет результат и сам преодолевает трудности, Возникающие в ходе работы

ребенок выбирает средства для намеченного плана, но при этом часто отвлекается в процессе деятельности и трудности преодолевает при психологической поддержке

деятельность хаотична, непродуманна, отдельные условия решаемой задачи в процессе работы теряются, результат не проверяется, организующая и направляющая помощь малоэффективна

результаты усилий ребенка соответствуют поставленной цели, он может сам сопоставить все полученные результаты с заданной целью

результаты усилий ребенка частично соответствуют цели, сам ребенок не всегда способен увидеть это неполное соответствие

результаты усилий совсем не соответствуют цели, и ребенок не видит этого несоответствия доже при помощи взрослого

соответствует средним показателям возрастной группы

ниже средних показателей, либо темп высокий, но в ущерб качеству выполнения заданий

намного ниже средних показателей

Итого по уровням готовности(количество человек)

Итого по уровням готовности (количество человек)

Вывод: таким образом, сформированность (в той или иной степени) предпосылок к учебной деятельности детей подготовительных к школе групп ДОУ на начало года – у 74 % детей.

Самые низкие показатели – в сфере моторного развития, в использовании способов наглядно-образного и логического мышления, в понимании инструкции, в организации деятельности, в контроле и регуляции деятельности. Также отмечаются трудности в работе со словесной информацией, с переработкой и трансформацией одного вида информации в другой, нечеткая ориентация на микроплоскости (вверх-вниз, вправо-влево, центр-края, диагональ), слабое чувство масштабности, неустойчивость внимания, сужение объема слуховой памяти.

Воспитателям, учитывая показатели исследуемых параметров (мотивационная, интеллектуальная готовность, развитие зрительно-моторной координации, состояние волевой и регуляторной сфер) наполнить содержание учебных занятий материалами, направленными на развитие словесно-логического, наглядно-образного мышления, на умение сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, срисовывать зрительно-воспринимаемый образец, а также формировать принятие социальной позиции школьника, желание к обучению в школе.

«Уровень готовности к школе» детей подготовительной группы № 4

(рабочие подгруппы, ноябрь 2016)

Рекомендации педагогам и родителям

Недостаточная мотивационная готовность к обучению в школе

Читайте также:  Анализы на иммунитет у детей отзывы

Чтение книг о школе, проведение бесед с участием учителей.

Рассказы родителей из личного опыта «Как я пошел в школу», формирующие позитивный образ школы, учителя.

Снижение общей познавательной активности

Игры типа «Почемучки» — выражение своих мыслей в устной форме.

«Назови наоборот», «Задом наперед», «Что напутал художник?», «Эхо», требующие правильного построения высказывания.

Проектная, исследовательская, экспериментальная деятельность.

Совместное со взрослым планирование деятельности (исследование, изучение объектов окружающего мира).

Развивать диалогическую речь с помощью вопросно-ответной деятельности.

Развивать монологическую речь в процессе работы над пересказом с опорой на картинки и систему вопросов педагога.

Упражнения на развитие слухового восприятия: неречевые звуки, узнавание сходных неречевых звуков, звуков природы.

Упражнения на восприятие особых свойств предметов (температура, тяжесть, вкус, запах, звук).

Проблемы понимания инструкции и следования установленным правилам

Игры с правилами разной направленности.

Игры типа: «Найди письмо», «Разведчики» (словесные инструкции: «Иди вперед, у березы поверни направо, пройди еще 2 шага, повернись кругом и т.д.»).

Выполнение детьми заданий на смену темпа, направления движений, поиску предметов по словесной инструкции.

Игры типа : «Жмурки», «Дойти до цели с закрытыми глазами».

Включение элемента соревнования в проводимые игры и упражнения.

Выкладывание из палочек по образцу (домик, стол, окно).

Игры типа «Разложи, как я скажу», «Конструирование предметов из заданных частей».

Упражнения на развитие способности к наглядному моделированию по предложенному образцу и по словесной инструкции

Низкая работоспособность и произвольность в деятельности

Поэтапные, дозированные инструкции.

Решение задач на геометрические построения и перестроения при помощи палочек.

Умение вести поиск решения самостоятельно, руководствуясь схемой, алгоритмом.

Игры типа «Найти отличия», «Найди картинки с изображение предметов, по форме напоминающих квадрат, круг, треугольник».

Выкладывание мозаики по образцу.

Задания типа «Где цифры, где буквы?».

Выбрать только буквы. Составить из них слово: И 1 8 Г 6 Р 10 У 5 Ш 4 К 2 А 7.

Задания на узнавание предмета по словесному описанию.

Описание предмета по схеме – алгоритму.

Задания на поиск неточностей «Правильное — неправильное зеркало», «Ошибки», и тп.

Нарушения пространственного восприятия

Освоение схемы тела; формирование представлений о собственном теле, его положении в пространстве.

Анализировать части лица и их расположение по отношению друг к другу (над, под, сбоку от); расположение частей собственного тела по вертикальной оси (над, под, между; выше, чем; ниже, чем).

Зрительные и слуховые диктанты с использованием арифметического и геометрического материала.

Использование взрослыми в речи слов, обозначающих основные пространственные направления.

Использование игр типа «Парные картинки» (например: найди парные карточки, руководствуясь признаком пространственного расположения изображения предметов, или нужную карточку по описанию).

Использование заданий на расположение элементов узора относительно какого-либо одного элемента, как исходной точки отсчета.

Ориентирование на тетрадном листе должно строиться по этапам:

а) анализ готового рисунка и его воспроизведение (фигурка неопределенной формы, вычерченная по клеточкам);

б) выполнение заданий под диктовку;

в) составление рисунков по замыслу, их чтение, диктовка детьми друг другу порядка изображения.

Игры на развитие умения распознавать эталоны формы в разных пространственных положениях (\ /__ ).

Игры на развитие умения осуществлять слуховую ориентировку в пространстве: определять направление и степень удаленности, местонахождение источника звука.

Нарушение графомоторных функций и зрительно-моторной координации

Обведение контура предмета, обведение общих элементов в предметах, штриховка предметов, дорисовывание недостающих элементов предметов, вписывание предметов в ограниченное пространство (предваряющее ориентировочное действие).

Различные графические диктанты – одна клетка вниз, две вправо, три вверх, три вправо, две вниз, одна вправо, одна вниз, и тд.

Изображение пальчиками предметов, фигур, животных, птиц, пальчиковая гимнастика, «Ладушки».

Написание различных фигур в клеточной, линейной основе.

Упражнение в обведении по контуру (глазами, рукой, карандашом).

Обведение предмета на некотором расстоянии от контура.

Обводить трафареты, шаблоны; раскрашивать изображение с соблюдением его границ; проводить линии заданной формы («дорожки»); рисовать прямые и волнистые линии, круги и овалы; рисовать по клеточкам; штриховать фигуры прямыми линиями в основных и диагональных направлениях; копировать линии («палочки»), разные по длине, высоте, цвету; копировать геометрические фигуры, их ряды.

Упражнения с пальчиковыми тренажерами: застегивание – расстегивание пуговиц, завязывание узелков, шнуровка и др.

Обязательная работа с ножницами!!

Несформированность способов логического мышления, проблемы в процессе установления закономерностей

Игры «Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай слово», «Составь загадку», «Продолжи сказку», «Продолжи рассказ», «Повтори быстро и правильно», «Расскажи об игрушке (цвет, форма, размер)», «Назови звук», «Подбери слова на заданный звук», «Угадай слово» и др.

Преобразование слов путем замены или добавления букв: ГРАЧ — ВРАЧ; ДОЧКА — ТОЧКА — КОЧКА — БОЧКА; ПЕЧКА — ПАЧКА — ПОЧКА и т.д. Верь — дверь – зверь; Езда — звезда — поезда

Игра со словом, н-р, КОЛОБОК – это кол, лоб, бок, око, кок, блок, колок.

Группировка изображения по 1-2 признакам.

«Продолжи орнамент», «Дорисуй узор».

Недостаточный уровень развития способов наглядно-образного мышления, воображения

Различной сложности лабиринты, игры типа «Веселый счет», «Сравни рисунки», «Найди общие элементы», «Камушки на берегу», «Что за фигура?» (зашумленный фон) и др..

Деление фигур на части, составление фигур из частей, составление фигур из моделей отрезков по заданным свойствам, преобразование одной фигуры в другую, «Танграм» и др.

Игры типа «Узнай предмет» (в фас, профиль, полупрофиль), «Найди тень» (соотнесение реального изображения предмета с его силуэтом), опознание изображений, частично перекрытых другими изображениями, «Кто спрятался?» (опознание изображения в условиях маскировки — прямые, ломанные, волнистые линии).

«Зашей коврик», «Поставь заплатку» (опознание разноцветных изображений по отдельной части.

Нарушение темповых характеристик деятельности

Звонкий, быстрый, веселый . (мяч)

Вкусный, алый, сочный . (арбуз)

Бурый, неуклюжий, косолапый . (медведь)

Желтые, красные, осенние . (листья) и тп.

Игры типа «Жмурки», «Прятки», «Шапка-невидимка».

Игры на внимание «Кого назвали, тот и лови», «У кого есть красный (синий, желтый и тп ) цвет, встань!», «Летает — не летает», «Съедобное-несъедобное».

Подвижные игры с ускорением..

Интеллектуальные задания с постепенным уменьшением времени, отведенного на работу.

Использование песочных часов в процессе деятельности.

Зеркальность в написании букв и цифр

Выкладывание букв и цифр из палочек, веревочек, лепка букв и цифр, срисовывание с образца, дорисовывание элементов цифр и букв.

Задания на дорисовывание второй половины изображения.

«Разрезные картинки», кубики, паззлы.

«Рисуем 2 руками» — межполушарное взаимодействие.

Конструирование букв (цифр) из деталей; преобразование одной буквы (цифры) в другую.

Копирование имени с разных образцов (разные шрифты, письменно, печатно), выкладывание имени из разных материалов, вычленение имени из зашумленного фона, узнавание имени по нескольким буквам.

Другие проблемы психологического плана, требующие дополнительной диагностической и коррекционной работы

Память, внимание, кодирование информации

Игры на развитие слуховой памяти «Повтори словечко», зрительной памяти «Что изменилось», «Кто где стоял?», «Запомни расположение предметов», «Кто больше запомнит картинок», моторной памяти «Повтори движение за мной».

Игра «Открыли-закрыли глаза» (Что увидели, когда открыли глаза? Еще раз закройте глаза. Откройте. А теперь что увидели?); главное правило – не повторять уже названные предметы. Можно проводить в помещении или на улице.

Игры типа: «Найди письмо», «Разведчики», «Найди клад», целью которых является движение, осуществляемое по плану-схеме, на котором обозначены различные направления и реально существующие ориентиры.

«Расскажи сказку по картинкам», «Веселые картинки», «Зарисовка наблюдений» — составление рассказов, придумывание историй с опорой на графическую основу (иллюстрации, картинки, графические модели).

«Условный сигнал» — дифференцированное слуховое восприятие.

Развитие речи (фонематический слух)

Узнать звук на фоне слова.

Выделить звук из слова (в начале и в конце слова).

Определить место звука в слове.

Определить последовательность звуков в слове.

Определить количество звуков в слове.

Составлять слова из звуков, данных в необходимой последовательности и вразбивку.

Запомнить и воспроизвести слова в том порядке, в каком они были сказаны (воспроизведение после предъявления, воспроизведение отсроченное).

Подобрать слова на заданный звук (существительные, глаголы, прилагательные).

Контролировать себя при письме, используя прием проговаривания слова вслух с утрированным выделением каждого звука.

источник

Для диагностика сформированности психологических предпосылок овладения учебной деятельностью была использована методика «Узор» Л.И. Цеханской. После проведения были получены следующие результаты.

При выполнении заданий ребенку начислялись штрафные баллы за различные ошибки:

— лишние соединения — 1 балл

пропуски «зон соединения» — 1 балл.

Для определения уровня сформированности психологических предпосылок овладения учебной деятельностью введем условную шкалу для определения результатов методики:

высокий уровень — ребенок правильно усвоил правило и безошибочно выполнил задание, не допустил ошибок при выполнении соединений, допустимо одно прерывание линии соединения фигур ( не более 0,5 балла);

средний уровень — у ребенка не более трех ошибок при выполнении задания, такие как лишние соединения, не предусмотренные диктантом, «разрывы», или пропуски «зон соединения» между правильными соединениями от (не более 3 баллов);

низкий уровень — у ребенка более трех ошибок (более 3 штрафных балла).

Результаты исследования проведены в Приложении 1.

Представим результаты методики на диаграмме.

Рис. 1. Результаты исследования по методике «Узор» Л.И. Цеханской

Анализируя результаты, полученные после проведения методики можно сказать, что

— в группе шестилетних детей высокий уровень имеют 13,3% детей, средний уровень — 66,7% и низкий уровень у 20% детей;

— в группе семилетних детей высокий уровень имеют 33,3% детей, средний уровень — 53,4% и низкий уровень у 13,3% детей.

Как видим у шестилетних детей сформированность психологических предпосылок овладения учебной деятельностью находиться на среднем уровне. У семилеток — предпосылки овладения учебной деятельностью сформированы на достаточно высоком уровне. Шестилетние дети не совсем точно поняли правила соединения и вследствие чего допустили больше ошибок, чем семилетки.

В общем можно сказать, что выполнение задания у ребят не вызвало особых затруднений, и полученные нами результаты положительные и соответствуют возрастным нормам. Однако в процессе исследования выявлены дети, требующие особого вынимания со стороны педагогов ДОУ. Конечно же, это в первую очередь двое детей из группы семилетних детей. Вполне возможно, что детям требуются дополнительные занятия либо коррекционная работа.

Следующим этапом исследования была диагностика учебной мотивации. Для этого мы воспользовались методикой по определению доминирования познавательного или игрового мотива в мотивационной сфере ребенка.

Результаты исследования проведены в Приложении 2. Представим результаты методики на диаграмме.

Рис. 2. Результаты исследования по методике определения мотива в мотивационной сфере ребенка

Анализируя результаты, полученные после проведения методики можно сказать, что

— в группе шестилетних детей познавательный мотив у 26,7% детей, игровой мотив — 73,37%;

— в группе семилетних детей познавательный мотив у 46,6% детей, игровой мотив у 53,4% детей.

Конечно детей у которых между познавательным и игровым мотивом доминирует познавательный мотив больше среди семилетних детей. Однако и в группе семилеток и в группе шестилеток у детей доминирует игровой мотив перед познавательным. Дети остаются детьми и не смотря на то что у некоторых из них уже достаточно сформированы предпосылки для обучения, все таки им хочется играть.

На следующем этапе исследования диагностировалась интеллектуальная и речевая сфера детей. Для проведения исследования мы воспользовались методикой «Сапожки» и «Последовательность событий».

Методика «Сапожки» позволяет исследовать обучаемость детей, а также особенности развития процесса обобщения.

Для анализа результатов исследования мы аналогичным способом примененным в первой методике представим сравнительную шкалу оценки уровня обучаемости детей. Итак,

— высокий уровень — дети хорошо усвоили правило по, которому следует выполнять задание, задание выполнено верно, дети хорошо обобщают предметы и внимательны при выполнении задания;

— средний уровень — дети усвоили правило, но при выполнении задания у них есть ошибки, но характер ошибок незначителен, например, бывают ошибки, когда лошадку обозначают цифрой «4», девочку — цифрой «2», а аиста — цифрой «1» и объясняют такие ответы, исходя из количества ног у данных персонажей.

— низкий уровень — ребенок плохо понял правило, даже после дополнительного объяснения, он путает «0» и «1». На третьем этапе у ребенка возникают трудности, так как он плохо справляется с обобщением и поэтому ему приходиться несколько раз возвращаться ко второму этапу, чтоб понять подсказку.

Результаты исследования проведены в Приложении 3. Представим результаты методики на диаграмме.

Рис. 3. Результаты исследования по методике «Сапожки»

Анализируя результаты, полученные после проведения методики можно сказать, что

— в группе шестилетних детей высокий уровень имеют 6,7% детей, средний уровень — 66,7% и низкий уровень у 26,6% детей;

— в группе семилетних детей высокий уровень имеют 40% детей, средний уровень — 53,3% и низкий уровень у 6,7% детей.

По полученным результатам можно сделать вывод, что у семилетних детей уровень обучаемости и владение принципами обобщения более высокий, чем у шестилеток. То сеть детей с высоким уровнем обучаемости больше среди семилетних детей. В общем, в группах испытуемых детей преобладает средний уровень, однако уровень обучаемости с возрастом становиться выше.

В процессе проведения данного исследования в группах так же были выявлены дети с низким уровнем обучаемости и не владеющие принципами обобщения. Как уже отмечалось нами ранее, эти дети требуют внимания со стороны педагогов, а так же родителей.

Для всестороннего исследования интеллектуальной и речевой сферы детей мы воспользовались методикой «Последовательность событий».

Методика предназначена для исследования развития логического мышления, речи и способности к обобщению.

Для статистической обработки результатов приведем уровни к следующей шкале.

Уровень развития логического мышления и речи высокий — дети расставили картинки в правильной последовательности, у детей высокий уровень развития речи, большой лексический запас слов, при рассказе они используют все части речи и существительные, прилагательные, глаголы, наречия, союзы. Дети активны в задании. Хорошо распознают эмоции, описывают состояния сопутствующие тем или иным эмоциям.

Уровень развития логического мышления и речи средний — дети расставили картинки в правильной последовательности, у детей средний уровень развития речи, достаточный лексический запас слов, но при рассказе они не используют все части речи. Дети активны в задании.

Уровень развития логического мышления и речи низкий — дети неправильно расставили картинки и уровень развития речи у них более низкий. Дети употребляют при разговоре в основном существительные, меньше — глаголов, мало используют остальные части речи. Неадекватно употребляют слова. При построении связного высказывания дети пользуются простыми распространенными предложениями. Рассказ не последовательный сбивчивый.

Результаты исследования проведены в Приложении 4. Представим результаты методики на диаграмме.

Анализируя результаты, полученные после проведения методики можно сказать, что

— в группе шестилетних детей высокий уровень имеют 26,6% детей, средний уровень — 60% и низкий уровень у 13,3% детей;

— в группе семилетних детей высокий уровень имеют 53,3% детей, средний уровень — 40% и низкий уровень у 6,7% детей.

Рис. 4. Результаты исследования по методике «Последовательность событий»

По полученным результатам можно сделать вывод, что результаты, полученные нами, имеют довольно таки высокий уровень, как в группе шестилеток, так и семилеток. Задание у детей не вызвало никаких затруднений.

В группе семилеток преобладает высокий уровень развития логического мышления и речи, дети расставили картинки в правильной последовательности, у детей высокий уровень развития речи, большой лексический запас слов, при рассказе они используют все части речи и существительные, прилагательные, глаголы, наречия, союзы. Дети активны в задании.

В группе шестилеток преобладает средний уровень развития логического мышления и речи средний, дети расставили картинки в правильной последовательности, но у детей средний уровень развития речи, достаточный лексический запас слов, но при рассказе они не используют все части речи. Дети так же очень активны в задании.

Полученные нами результаты исследования готовности детей к школе позволяют сделать следующий вывод:

— все исследуемые дети и из семилетней и из шестилетней группы готовы к обучению у них достаточно сформированы психологические предпосылки к обучению, достаточный уровень обучаемости и развития логического мышления и речи;

Читайте также:  Анализы на иммунитет у детей

— в процессе исследования были выявлены дети, как в одной, так и в другой группе нуждающиеся в повышенном внимании, помощи и поддержки со стороны педагогов и родителей, требующие дополнительных заданий.

источник

Виктория Васильевна Иванченко
Образец анализа готовности детей подготовительных групп ДОО к обучению в школе

АНАЛИЗ

готовности к школьному обучению детей подготовительных групп

В период с ___ по ___ в соответствии с годовым планом работы педагога-психолога проходило итоговое обследование детей подготовительных групп к обучению в школе, в котором приняли участие 74 дошкольника.

Уровень готовности детей к школьному обучению выявлялся с помощью тестовых методик программы Н. Семаго, М. Семаго «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения».

Обследование проводилось в индивидуальной форме.

Цель: определение уровня школьной зрелости детей подготовительных групп.

По итогам были получены следующие результаты: Г — 52 чел. (70,3%, УГ — 21 чел. (28,4%, УНГ — 1 чел. (1,3%, Н — 0 чел. (0%).

В диагностике не приняли участие 7 детей в связи с непосещением ДОУ по семейным обстоятельствам и по заявлениям.

Таким образом, из 74 обследованных выпускников 70,3% детей готовы к обучению в школе, они усвоили программу подготовительной группы, обладают достаточным уровнем работоспособности, у них сформирована произвольная регуляция собственной деятельности. Условно готовы 28,4% выпускников — у этих детей можно отчасти прогнозировать некоторые трудности в начале регулярного обучения из-за недостаточно сформированного регуляторного компонента деятельности. Однако большинство детей смогут адаптироваться к началу обучения (сентябрь – октябрь) без дополнительной помощи специалистов. Условная неготовность к началу регулярного обучения выявлена у одного ребенка, который нуждается в помощи школьного психолога и должен быть обследован с целью выявления компенсаторных возможностей, путей помощи.

В целом, результаты проводимой работы с детьми по коррекции и развитию психических процессов имеют положительную динамику.

Педагог-психолог МБДОУ ___

Что нужно знать родителям о речевой готовности ребенка к обучению в школе Речь – это процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь.

Физкультурное развлечение «Спортивный огород» для детей старших и подготовительных к школе групп) Физкультурное развлечение «Спортивный огород » (подготовительная и старшая группы) ГККП «Ясли – сад №16» г. Аксу Физкультурное.

Консультация для родителей подготовительных к школе групп «Готовность к школе — что это?» Готовность к школе. 1 Слайд Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о том, что же такое «готовность к обучению в школе»?.

Педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в процессе готовности к обучению в школе Реализация основных задач дошкольного образования в контексте основных идей ФГОС ДО невозможна без создания особых условий взаимодействия.

Проект по формированию готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе «Звездочка в ладошке» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №24 «Колосок» муниципального образования город-курорт Анапа.

Развитие связной речи как основной фактор готовности к обучению в школе. Развитие речи, обучение детей дошкольного возраста родному языку становится особенно актуальной проблемой в связи с целенаправленной, углубленной.

Сценарий новогоднего праздника для детей подготовительных к школе групп ДОУ с большим количеством сказочных персонажей СЦЕНАРИЙ НОВОГОДНЕГО ПРАЗДНИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ К ШКОЛЕ ГРУПП ДОУ «СКАЗОЧНЫЙ КАРНАВАЛ» Подготовила музыкальный руководитель Левченко.

Сценарий осеннего праздника для детей старших и подготовительных к школе групп ДОУ Золотая осень в Ростове-на-Дону Сценарий осеннего праздника для детей старших и подготовительных к школе групп ДОУ Подготовила музыкальный.

Спортивно-познавательный досуг «В гостях у Светофора» для детей старших и подготовительных к школе групп Спортивно – познавательный досуг «В гостях у Светофора» для детей старших и подготовительных к школе групп. Составили: инструктор по физической.

Военно-спортивный турнир «Зарничка» для детей подготовительных к школе групп В преддверии 9 мая в нашем детском саду «Ёлочка» прошли спортивные соревнования «Зарничка». дети подготовительных групп показали свои умения.

источник

Выступление «Итоги диагностической работы педагога- психолога по готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению к школе»

По каким критериям можно оценивать готовность ребенка к школе?

Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.

Интеллектуальная зрелость- это способность концентрировать внимание, способность уловить основные связи между явлениями (аналитическое мышление); это дифференцированное восприятие (например, умение выделить фигуру из фона), умение воспроизводить образец, а, также, достаточный уровень развития зрительно-моторной координации. Критерием интеллектуальной готовности является, также, развитая речь ребенка. Можно сказать, что интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга.

Эмоционально- волевая зрелость — умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание, способность ребенка адекватно переживать процесс переключения эмоций; овладение такой структурой деятельности, в которой уясняются мотивы и цель, мобилизуются усилия, направляется и регулируется психическая активность.

Социальная, или личностная, готовность к обучению в школе представляет собой готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения.

Ребенок, который не готов к школьному обучению, не может сосредоточиться на уроке, он часто отвлекается, теряет нить объяснения, не в состоянии включиться в общий ритм работы класса. Хотя моя основная работа — это работа с детьми дошкольного возраста, но мне приходится работать и со школьниками. В основном, это дети, у которых возникли проблемы при обучении в начальной школе. Очень часто у таких детей слабо развита связная речь — они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное. У ребенка, который плохо подготовлен к школе, нет интереса к познанию, он не стремится к творчеству, а склонен к шаблонным решениям, он не проявляет инициативы.

Для составления общего представления об уровне развития готовности детей к школьному обучению использовалась «Экспресс — диагностика готовности к школе» » (Вархотова Е.К, Дятко Н. В, Сазонова Е.В.).

Данная методика состояла из 11 заданий:

1 субтест «Нелепицы». Цели: установление эмоционального контакта с ребенком; выявление понимания детьми нелепости изображенного; выявление запаса общих сведений об окружающем, а также наличие чувства юмора.

2 субтест «Пространственно – арифметический диктант». Цели: диагностика произвольности (умения действовать по правилам) и наглядно – образного мышления (ориентировка в пространстве). Педагогический аспект – диагностика сформированности навыков счета в пределах 10.

3 субтест «Последовательные картинки». Цели: выявление умения устанавливать причинно- следственные связи; умение делать обощение; диагностика уровня речевого развития детей.

4 субтест «Геометрические фигуры». Цели: диагностика уровня развития наглядно – схематического мышления и умения действовать по образцу; выявление знаний детей названий основных геометрических фигур.

5 субтест «Аналогии». Цели: диагностика сформированности основ понятийного мышления.

6 субтест «Логопедический». Цели: диагностика звукопроизношения и фонетического слуха.

7 субтест «Запрещенные слова». Цели: диагностика произвольности в общении со взрослыми и умения действовать по правилам.

8 субтест «Ключи». Цели: диагностика умения устанавливать и использовать закономерности.

9 субтест «Чтение». Цели: выявление знаний букв; состояние навыков чтения; выяснение понимания детьми прочитанного и способность пересказать прочитанное.

10 субтест «Рисунок человека». Цели: выявление сформированности образных и пространственных представлений у детей; уровень развития тонкой моторики; выяснение общего представления об интеллекте детей в целом.

11 субтест «Составление слов». Цели: выявление уровня общей осведомленности, творческих задатков.

В исследовании приняли участие дети старших и подготовительной групп. Ниже приведена таблица № 1 о количестве обследованных детей.

Таблица № 1. Количество обследованных детей

источник

по результатам готовности выпускников ДОУ к обучению в школе

При переходе ребёнка из детского сада в начальную школу появившиеся у дошкольника личностные качества и особенности переходят с ребёнком на следующий возраст и становятся основой для его дальнейшего развития.

Для определения уровня развития интегративных качеств дошкольника, которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для начала обучения в школе, психолого-педагогической службой проводился мониторинг готовности к обучению в школе.

Период проведения : сентябрь — апрель 2012-2013 учебного года.

Контингент: подготовительная группа «А» (21ч), «Б» (21), «В» (15ч)

Количество обследованных детей – 57 человек

Диагност: педагог – психолог:

Цель диагностической программы: изучение сформированности предпосылок учебной деятельности и адаптационных резервов.

Задачи диагностического исследования:

    определить уровень готовности дошкольников готовящихся к обучению в школе; выявить группу дошкольников, с признаками низкой готовности к началу школьного обучения; определить характер и природу трудностей в каждом случае. определить пути оказания помощи группе дошкольников с недостаточно сформированными предпосылками учебной деятельности и низкими адаптационными резервами. Наметить и провести коррекционно — развивающие мероприятия с данной группой детей; провести повторную диагностику детей 6-7 летнего возраста для определения динамики их развития. составить прогноз дальнейшей адаптации детей выпускных групп ДОУ к школе

Для проведения диагностических мероприятий использовался следующий диагностический блок:

«Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе». Реализованный диагностический комплекс рассматривает готовность ребенка к школе не только как возможность обучаться в 1 классе, но и более широко – как возможность обучаться и развиваться в рамках современной школы. Результаты диагностики являются исходной точкой для организации наиболее благоприятных условий для обучения, развития и адаптации детей в школе.

В ходе данной психолого – педагогической диагностики изучаются основные психологические характеристики, значимые для успешного обучения в школе:

    Интеллектуальная зрелость
    Способность сосредоточенно работать; Зрительно-моторная координация; Кратковременная зрительная и речевая память; Мышление (понятийное интуитивное мышление, понятийное логическое, понятийное речевое мышление, образное, абстрактное, визуальное мышление); Общий кругозор – запас знаний об окружающем мире (с целью определения объема сведений о себе, своей семье, окружающим мире, а также способности к анализу и суждениям) на основе теста «Кругозор» и беседа на выявление словесно-логического мышления.

    Эмоционально — волевая сфера:
    Адаптационные резервы детей выпускных групп ДОУ. Эмоциональные установки к школе Уровень личностной тревожности

    Мотивационная сфера личности (уровень мотивации к обучению):
    Методика Нежновой «Беседа о школе» проективная методика «Школа зверей»

Итогом психолого-педагогического сопровождения стали следующие результаты:

Интеллектуальная готовность. Долгое время о готовности интеллекта ребенка к школе судили по количеству выявленных у него знаний, по словарному запасу, по конкретным умениям и навыкам. Но это — не единственное мерило интеллектуальной готовности к школе.

Существующие программы в школе, их усвоение потребуют от ребенка умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, т. е. достаточно развитых познавательных процессов.

Поэтому, говоря об интеллектуальной готовности ребенка к школе, имеют в виду общие характеристики его мышления, памяти, внимания.

Обобщая данные мониторинга развития психических процессов можно увидеть положительную динамику в развитии интеллектуальной сферы выпускников:

— положительная динамика отмечена в уменьшении количества детей с низкими показателями развития на 25% : на начало учебного года 30% детей подготовительных групп имеют низкий уровень развития психических процессов. К концу года остается 5% (3 человека) детей с низкими показателями интеллектуальной сферы.

Причины низкого развития у 3 человек следующие:

    воспитанница подготовительной группы «Б» имеет диагноз «задержка психического развития». Родители девочки отказались от услуг дефектолога и подготовке ребенка по индивидуальной программе, поэтому динамика в развитии интеллектуальной сферы незначительная. Основная причина — низкая педагогическая грамотность родителей; воспитанник подготовительной группы «А» имеет низкие показатели развития по следующим причинам: наличие языкового барьера развития; поздние сроки поступления ребенка в детский сад, недостаток временных возможностей для всестороннего развития ребенка (воспитанник за это время только начал усваивать и понимать русскую речь, для развития психических процессов требуется большее количество времени) второй воспитанник подготовительной группы «А» имеет низкие показатели всех психических процессов, динамика незначительная по предполагаемым причинам: функциональные нарушения в работе мозга (ММД, ЗПР), сочетание общей инфантильности ребенка с высокой беспечностью. Рекомендована консультация специалиста (психиатра)

Психологической службой были разработаны индивидуальные программы развития психических процессов детей с низким уровнем развития. В блоке познавательного развития для них подбирались индивидуальные задания, игры, упражнения, рассчитанные на их зону ближайшего развития.

— уровень развития «ниже среднего» остается у 10% детей положительная динамика на 8%. Остается 6 воспитанников, которые на конец года имеют несколько сниженные показатели развития. Нельзя оценивать этот фактор как отрицательный так, как у данной группы детей отмечается положительная динамика развития (низкий уровень вырастает до ниже среднего – допустимый уровень). Однако выпускники этой группы могут испытывать сложности в усвоении школьной программы из-за слабой сформированности некоторых психических процессов. На совете преемственности с психологами школы будет решаться вопрос о необходимости дальнейшего сопровождения этой группы воспитанников в школе.

— значительно увеличивается число детей с высоким уровнем развития ( на 27%) и выше среднего ( на 6%).

Таким образом, психологическое сопровождение показало свою эффективность. Так как 95% воспитанников имеют допустимый уровень развития интеллектуальной зрелости и могут обучаться в школе общеразвивающей направленности

Результаты психолого — педагогического исследования

    Адаптационные резервы (эмоционально-волевая сфера)

В психологии есть такое понятие – адаптационные резервы. Это прогноз на то, как будет проходить адаптация ребенка в школе, основанная на изучении эмоционально-волевой сферы.

«Адаптационные резервы» подразумевают следующие основные моменты: настроение, энергия, отношение в семье, тревожность, эмоциональные установки к школе и к своей семье. Если по одному, а тем более нескольким направлениям отмечается проблема, то это в свою очередь оказывает отрицательное влияние на качество будущей учебной деятельности.

С этой целью проводилось исследование тревожности. При высоких показателях по фактору тревожности при поступлении в школу, адаптация к новому образу жизни после начала учебного года эти дети могут испытывать неуверенность в себе, беспокойство, временно приво­дить к разбалансированности эмоциональной жизни в целом.

Личностная тревожность в отношении к школе снизилась в сравнении с началом учебного года. На начало года 14% детей (8 человек) имели высокие показатели тревожности (эти дети находились в состоянии эмоциональной дестабилизации). В результате проведенной работы, высокого уровня тревожности на втором этапе исследования у детей не выявлено.

В качестве положительного момента можно отметить тот факт, что на 31% увеличилось и составляет 81% количество детей, адекватно воспринимающих тревожные ситуации. Они конструктивно разрешаются и не имеют дестабилизирующего фактора.

Эмоциональные установки по отношению к школе позволяет исследовать эмоциональные установки дошкольников по отношению к предстоя­щему школьному обучению. Не­гативное отношение ребенка к школе могут существенно осложнить в будущем школьную адаптацию. По результатам мониторинга отмечена положительная динамика:

    на половину уменьшается и составляет 5% от общего количества выпускников, которые имеют инфантильные установки к школе, игровая мотивация к обучению. Для формирования положительной мотивации были проведены консультации с родителями, занятия с детьми которые направлены на формирование мотивационной готовности; Положителен тот факт, что состояние безразличия, негативного восприятия будущего обучения в школе значительно снижается до 7% (раннее 14%, положительная динамика на 7%). Этот факт объясняется сформированной внутренней позицией будущих школьников, эмоциональной зрелостью. У 7% воспитанников остается безразличное отношение к будущему обучению в школе. Причинами такого отношения могут быть: страхи и тревога в отношении новой непривычной ситуации, неуверенность в своих силах, перенос негативного отношения окружающих (старших школьников братьев, сестер, знакомых), неправильные установки родителей, внушаемые ребенку. С родителями и детьми данной группы детей запланированы консультации и занятия с детьми на формирование мотивации.

Волевая готовность необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идёт не столько об умении ребят слушаться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого.

Читайте также:  Анализы на иппп у детей

Мониторинг показывает, что положительная динамика отмечается в развитии волевых качеств личности детей по сравнению с началом учебного года. Так на начало года у 39 % воспитанников имели низкие показатели развития волевых качеств, на конец года эта цифра снижается до 3% (2 человека), у которого волевые качества имеют низкие показатели. На 36% отмечена положительная динамика. Также на 21% увеличивается число воспитанников и составляет 44% с высоким уровнем развития волевых качеств личности.

Таким образом, результаты мониторинга изучения адаптационных резервов показывают, что:

    Хорошие адаптационные резервы у 81 % воспитанников, что позволяет предположить благоприятный прогноз будущего обучения в школе; 88% воспитанников имеют благоприятные эмоциональные установки в по отношению к предстоя­щему школьному обучению; 97% будущих первоклассников имеют хорошие показатели развития волевых качеств личности, что позволяет предположить, что они смогут понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения

источник

Глава I. Теоретические аспекты проблемы готовности детей к обучению в школе

1.1 Изучение проблемы готовности к школьному обучению в отечественной и зарубежной психологии

1.2 Особенности психического развития детей 6 – 7 лет

1.3 Специфика дифференцированного подхода в обучении младших школьников.

ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование психологической готовности к школе детей 6 и 7-летнего возраста

2.1 Организация и методы исследования

2.2 Методики исследования 2.3 Анализ и обсуждение результатов

Заключение Литература ПРИЛОЖЕНИЕ

Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30 – 40 % детей приходят в первый класс массовой школы не готовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы следующие компоненты готовности:

Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. В современной психологии пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности», или «школьной зрелости».

А. Анастази трактует понятие школьной зрелости как овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программой поведенческими характеристиками. [1]

И. Шванцара определяет школьную зрелость как достижение такой степени в развитии, когда ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении. В качестве компонентов готовности к обучению к школе И. Шванцара выделяет умственный, социальный и эмоциональный компоненты.

Л.И. Божович указывает, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. [6]

На сегодняшний день общепризнанно, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.

Вопросы психологической готовности к обучению в школе рассматривают педагоги, психологи, дефектологи: Л.И. Божович., Л.А. Венгер., А.Л. Венгер., Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.С. Мухина, Е.О. Смирнова [6, 8, 14, 23, 35, 46] и многие другие. Авторами дается не только анализ необходимых знаний, навыков и умений ребенка при переходе из детского сада в школу, но и рассматриваются вопросы дифференцированного подхода при подготовке детей к школе, методики определения готовности, а также, что немаловажно, пути коррекции негативных результатов и в связи с этим рекомендации по работе с детьми и их родителями. Поэтому первостепенные задачи, встающие перед психологами, заключаются в следующем:

— выявить, в каком возрасте лучше начинать обучение,

— когда и при каком состоянии ребенка этот процесс не будет приводить к нарушениям в его развитии, отрицательно сказываться на его здоровье.

Ученые считают, что для дифференцированного подхода к школьной адаптации детей необходимо знание о различных аспектах их готовности к школе – мотивационной, интеллектуальной, социальной. Необходимость сравнительного изучения различных сторон школьной готовности у детей 6 лет и 7 лет осознана большинством психологов.

Актуальность данной проблемы и определила тему нашей дипломной работы.

Цель исследования: исследование психологической готовности детей 6 и 7 лет к обучению в школе.

1. Проанализировать основные теоретические подходы по проблеме психологическая готовность ребенка к обучению в школе;

2. Составить программу и осуществить подбор методов исследования;

3. Провести диагностику готовности детей к обучению в школе;

4. Проанализировать результаты исследования;

5. Провести сравнительный анализ.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что 7-летние дети, в отличие от 6-летних детей, имеют более высокий уровень мотивационной готовности к школе, что сочетается с более высоким уровнем интеллектуальной готовности.

Предмет исследования: соотношение различных аспектов школьной готовности у детей 6 и 7 лет.

Объект исследования: 10 детей – воспитанников детского сада в возрасте 6 лет и 10 детей в возрасте 7 лет.

Дипломная работа состоит из двух глав.

Первая глава — теоретический анализ данной проблемы.

Вторая глава – эмпирическое исследование готовности детей к обучению в школе.

1. Экспериментальная беседа по выявлению внутренней позиции школьника Н. И. Гуткиной.

2. Методика исследования мотивов учения М.Р. Гинзбурга.

3. Методика определения школьной зрелости Я. Йирасека.

Теоретические аспекты проблемы готовности детей к обучению в школе

1.1 Изучение проблемы готовности к школьному обучению в отечественной и зарубежной психологии

Психологическая готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.

В психологическом словаре понятие «готовность к школьному обучению» рассматривается как совокупность морфо – физиологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому, организованному школьному обучению.

В.С. Мухина утверждает, что готовность к школьному обучению – это желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка, появления у него внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности. [35]

Д.Б. Эльконин считает, что готовность ребенка к школьному обучению предполагает «вращивание» социального правила, то есть системы социальных отношений между ребенком и взрослым. [40]

Наиболее полно понятие «готовность к школе» дано в определении Л.А. Венгера, под которой он понимал определенный набор знаний и умений, в котором должны присутствовать все остальные элементы, хотя уровень их развития может быть разный. Составляющими этого набора, прежде всего, является мотивация, личностная готовность, в которую входят «внутренняя позиция школьника», волевая и интеллектуальная готовность. [8]

Новое отношение ребенка к окружающей среде, возникающее при поступлении в школу, Л.И. Божович назвала «внутренней позицией школьника», считая это новообразование критерием готовности к обучению в школе. В своих исследованиях Т.А. Нежнова указывает, что новая социальная позиция и соответствующая ей деятельность развиваются постольку, поскольку они принимаются субъектом, то есть становятся предметом его собственных потребностей и стремлений, содержанием его «внутренней позиции». [6,37]

А.Н. Леонтьев считает непосредственно движущей силой развития ребенка его реальную деятельность с изменениями во «внутренней позиции». В последние годы все большее внимание проблеме готовности к школьному обучению уделяется за рубежом. При решении этого вопроса, как отмечает Я. Йирасек, сочетаются теоретические построения, с одной стороны, практический опыт, с другой. Особенность исследований состоит в том, что в центре этой проблемы стоят интеллектуальные возможности детей. Это находит отражение в тестах, показывающих развитие ребенка в области мышления, памяти, восприятия и других психических процессах. Поступающий в школу ребенок должен обладать определенными признаками школьника: быть зрелым в умственном, эмоциональном и социальном отношениях.

К умственной области авторы относят способность ребенка к дифференцированному восприятию, произвольному вниманию, аналитическому мышлению и так далее.

Под эмоциональной зрелостью они понимают эмоциональную устойчивость и почти полное отсутствие импульсивных реакций ребенка.

Социальная зрелость связывается ими с потребностью ребенка в общении с детьми, со способностью подчиняться интересам и принятым условностям детских групп, а так же со способностью взять на себя социальную роль школьника в общественной ситуации школьного обучения.

Ф.Л. Илг, Л.Б. Эймс провели исследование, посвященное выявлению параметров готовности к школьному обучению. В результате возникла специальная система заданий, которая позволяла обследовать детей от 5 до 10 лет. Разработанные в исследовании тесты имеют практическое значение и обладают прогнозирующей способностью. Кроме тестовых заданий авторы предлагают в случае неподготовленности ребенка к школе забирать его оттуда и путем многочисленных тренировок доводить до нужного уровня готовности. Однако эта точка зрения не единственная. Так, Д.П. Озубел предлагает, в случае неподготовленности ребенка, изменить программу обучения в школе и тем самым постепенно выравнивать развитие всех детей.

Надо отметить, что, несмотря на разнообразие позиций, у всех перечисленных авторов есть немало общего. Многие из них при изучении готовности к школьному обучению пользуются понятием «школьная зрелость», исходя из ложной концепции, согласно которой возникновение этой зрелости обусловлено в основном индивидуальными особенностями процесса спонтанного созревания врожденных задатков ребенка и существенно не зависящих от социальных условий жизни и воспитания. В духе этой концепции основное внимание уделяется разработке тестов, служащих диагностике уровня школьной зрелости детей. Лишь небольшое число зарубежных авторов — Вронфенвреннер, Врунер – критикуют положения концепции «школьной зрелости» и подчеркивают роль социальных факторов, а так же особенностей общественного и семейного воспитания в ее возникновении.

Делая сравнительный анализ зарубежных и отечественных исследований, можно сделать вывод, что основное внимание зарубежных психологов направлено на создание тестов и гораздо в меньшей степени ориентировано на теорию вопроса.

В работах отечественных психологов содержится глубокое теоретическое исследование проблемы готовности к школе.

Важным аспектом в вопросе изучения школьной зрелости является изучение проблемы психологической готовности к обучению в школе. (Л.А. Венгер, С.Д. Цукерман, Р.И. Айзман, Г.Н. Жарова, Л.К. Айзман, А.И. Савинков, С.Д. Забрамная)

Составными компонентами психологической готовности ребенка к школе являются:

Мотивационная готовность – наличие у ребенка желания учиться. Возникновение осознанного отношения ребенка к школе определяется способом подачи информации о ней. Важно чтобы сообщаемые детям сведения о школе были не только поняты, но и прочувствованы ими. Эмоциональный опыт обеспечивается включением детей в деятельность, активизирующую как мышление, так и чувства.

В мотивационном плане были выделены две группы мотивов учения:

1. Широкие социальные мотивы учения или мотивы, связанные с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.

2. Мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, или познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями.

Личностная готовность к школе выражается в отношении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности, включает так же формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с учителями и одноклассниками.

Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умения выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.

В.В. Давыдов считает, что ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. [17]

При этом важно положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач.

В отечественной психологии при изучении интеллектуального компонента психологической готовности к школе акцент делается не на сумму усвоенных ребенком знаний, а на уровень развития интеллектуальных процессов. То есть ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.

Обсуждая проблему готовности к школе, Д.Б. Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности. [40]

Анализируя эти предпосылки, он и его сотрудники выделили следующие параметры:

— умение детей сознательно подчинять свои действия правилам, обобщенно определяющим способ действия,

— умение ориентироваться на заданную систему требований,

— умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме,

— умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Эти параметры развития произвольности являются частью психологической готовности к школе, на них опирается обучение в первом классе.

Д.Б. Эльконин считал, что произвольное поведение рождается в игре в коллективе детей, позволяющей ребенку подняться на более высокую ступень. [40]

Исследования Е.Е. Кравцовой показали, что для развития произвольности у ребенка при работе следует выполнять ряд условий [28]:

— необходимо сочетать индивидуальные и коллективные формы деятельности,

— учитывать возрастные особенности ребенка,

— использовать игры с правилами.

Для школьников первого класса с низким уровнем произвольности характерен низкий уровень игровой деятельности, а, следовательно, характерны трудности в обучении. Кроме указанных составляющих психологической готовности к школе, исследователи выделяют уровень развития речи.

Р.С. Немов утверждает, что речевая готовность детей к обучению и учению, прежде всего, проявляется в их умении пользоваться для произвольного управления поведением и познавательными процессами. Не менее важным является развитие речи как средство общения и предпосылки усвоению письма. Об этой функции речи следует проявлять особую заботу в течение среднего и старшего дошкольного детства, так как развитие письменной речи существенно определяет прогресс интеллектуального развития ребенка.

К 6 – 7 годам появляется и развивается более сложная самостоятельная форма речи – развернутое монологическое высказывание. К этому времени лексикон ребенка состоит примерно из 14 тысяч слов. Он уже владеет словоизмерением, образованием времен, правилами составления предложения.

Речь у детей дошкольного и младшего школьного возрастов развивается параллельно с совершенствованием мышления, особенно словесно – логического, поэтому, когда проводится психодиагностика развития мышления, она частично затрагивает речь, и наоборот: когда изучается речь ребенка, то в получаемых показателях не может не отразиться уровень развития мышления.

Полностью разделить лингвистический и психологический виды анализа речи не возможно, как и отдельно провести психодиагностику мышления и речи. Дело в том, что речь человека в ее практическом виде содержит в себе как языковое (лингвистическое), так и человеческое (личностное психологическое) начала.

Подводя итого к выше сказанному в параграфе мы видим, что в познавательном плане ребенок к поступлению в школу уже достигает весьма высокого уровня развития, обеспечивающего свободное усвоение школьной учебной программы.

Кроме развития познавательных процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи, в психологическую готовность к школе входят сформированные личностные особенности. К поступлению в школу у ребенка должны быть развиты самоконтроль, трудовые умения и навыки, умение общаться с людьми, ролевое поведение. Для того чтобы ребенок был готов к обучению и усвоению знаний, необходимо, чтобы каждая из названных характеристик была у него достаточно развита, в том числе и уровень развития речи.

В дошкольном возрасте в основном завершается процесс овладения речью:

v к 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму;

v развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения, завершается процесс фонематического развития;

v развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются закономерности морфологического порядка и синтаксического. Усвоение грамматических форм языка и приобретение большего активного словаря позволяют им в конце дошкольного возраста перейти к конкретности речи.

Таким образом, высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с психологическими особенностями ребенка. Поэтому проблема психологической готовности детей к обучению в школе получает особое значение, так как от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.

источник