Меню Рубрики

Карта анализ деятельности детей на занятиях

Кристина Вершинина
Анализ занятия в ДОУ по ФГОС до. Образец самоанализа занятия в ДОУ по ФГОС до

Анализ занятия в ДОУ по ФГОС ДО

1. Тема занятия.

2. Дата и место его проведения. Кто проводит?

• на решение каких задач и формирование каких качеств личности воспитанников рассчитано данное занятие;

• как реализуется конкретность и реалистичность цели (с точки зрения достаточности времени на её выполнение, соответствия подготовленности детей к её решению, на предыдущих занятиях, возможностям и способностям детей);

• как реализуется интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников на занятии.

5. Психологическое обоснование выбора формы проведения и содержания деятельности:

• соответствие занятия общим воспитательным и коррекционно-развивающим целям и задачам, уровню развития воспитанников, их возрастным особенностям;

• реализация комплексно — тематического принципа (тема конкретного занятия выбрана в контексте изучаемой общей темы);

• в ходе занятия реализуется совместная деятельность взрослого и детей, главной составляющей является взаимодействие.

6. Наблюдение за ходом занятия

Насколько убедительно, четко, эмоционально были раскрыты перед воспитанниками цели и задачи предстоящей деятельности?

Насколько содержательно, интересно и организованно проходила работа?

Какие знания приобрели воспитанники в ходе занятия:

какие социальные установки формировались у воспитанников, к какой общественно — полезной

деятельности побуждало их занятие;

какие жизненно важные ценности формировались.

Контролируемость занятия:

• как реализуется возможность оценить промежуточные и конечные результаты;

• какие выводы сделали воспитанники по ходу и по окончанию работы;

• каких результатов достигли.

Как сказалось проведенное занятие на формирование общественного мнения группы и отдельных воспитанников на их взаимоотношениях.

каким может быть последствие этого занятия для развития коллектива, для формирования его общественной направленности.

Каково его воздействие на отдельных воспитанников:

• эмоционально-эстетическая отзывчивость на прекрасное в искусстве;

этика труда, художественная деятельность.

Методика работы, характер отношений, их соответствие воспитательным задачам, возрастным и индивидуальным особенностям, уровню развития взаимоотношений в коллективе группы.

7. Общая оценка воспитательного мероприятия

• Насколько удалось достигнуть воспитательных целей и задач?

• Причины успехов, неудач, ошибок?

• Общая оценка воспитательной ценности проведенной работы.

• Психолого-педагогические выводы и предложения в адрес воспитателей и воспитанников:

• результативность занятия по отношению к каждому ребёнку;

анализ деятельности детей (педагогом) и самоанализ детьми своей работы;

• рефлексивный момент (педагог побуждает ребёнка к выражению своего отношения к ситуации, к своей деятельности).

8. Анализ деятельности воспитателя

Какие черты характера воспитателя способствовали проведению эффективной работы с воспитанниками, какие, наоборот, мешали

• педагог побуждает детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряет проявление субъективности;

• педагог стимулирует и поощряет индивидуальные достижения детей;

Какие педагогические способности проявлялись при проведении эффективной работы с воспитанниками?

• педагог учитывает особенности каждого ребёнка (темп деятельности, эмоциональное состояние, уровень развития психических процессов, темперамент)

• педагог «видит» каждого ребёнка: помогает, стимулирует, поощряет.

Образец самоанализа занятия в ДОУ по ФГОС ДО

Цель: Формировать у детей интерес к знаниям об овощах через интеграцию образовательных областей: познание, коммуникация социализация, художественное творчество, здоровье.

— Формирование представления детей об овощах, о месте прорастания и заготовке их на зиму;

-Закрепить умения детей описывать овощи по характерным признакам, согласно схеме;

-Совершенствование умения грамматически правильно, последовательно строить свои высказывания;

-Расширить активный словарь, активизировать в речи детей названия овощей.

-Продолжить формировать у детей умение различать и называть цвета, упражнять в сличении предметов по цвету;

-Побуждать детей отвечать на вопросы, четко проговаривая слова.

-Формирование умение детей согласовывать движения с текстом, понимать и выполнять словесную инструкцию;

-Развитие зрительное восприятие и память, двигательное воображение и координацию движений;

-Развитие мелкую общую и мелкую моторику кистей рук;

-Воспитание доброжелательное отношение к сверстникам;

-Создание благоприятной эмоциональной атмосферы и условий для активной игровой деятельности детей.

Организационная деятельность, подготовка к занятию

Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами образовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме.

На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.

На занятии использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие. Организационный прием «Приветствие» в стихотворной форме» был направлен на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений как внутри детского коллектива, так между гостями и детьми.

Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают быструю смену деятельности. Беседа — сидя на стульчиках, перемещение по группе во время поиска выхода из проблемной ситуации с зайцем — поход на огород, работа с тестом развитие мелкой моторики рук- сидя на стульчиках, поисковая деятельность — стоя, работа с крупой «Найди овощ», логоритмическое упражнение — «ходьба в огород». Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течение занятия позволили избежать утомляемости детей.

Дидактическая деятельность воспитателя

Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В занятие были интегрированы моменты из образовательных областей Познание: Закрепляла умение описывать овощ по характерным признакам, согласно схеме; формировала умение различать и называть цвет;

Коммуникация: дети участвовали в общей беседе, слушали не перебивая своего сверстник; активизировала словарь детей за счет слов- название овощей, упражняла в согласовании существительных, прилагательных; «Социализация» самостоятельно выражать доброжелательность, сопереживать. Художественное творчество: Совершенствовала умение детей скатывать пластилин между ладонями прямыми движениями, закрепляла приёмы вдавливания, развивая мелкую моторику рук. Физическая культура; развивала двигательное воображение и координацию движений.

Здоровье: формировала представления детей о витаминах и их значимости. Приемы на занятии носили игровой характер, были основаны на игровых обучающих ситуациях.

Использование модели «Огород», помогло в интересной игровой форме реализовать основную обучающую задачу — формирование представления детей об овощах и месте их произрастания. Моя роль сводилась к обучению давать развернутые ответы. Это помогло добиться оптимального результата.

В каждом моменте занятия я старалась направлять малышей на поиск решений проблемы, помогала приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой.

Создание поисковых, проблемных ситуаций активизировало мыслительную и речевую деятельность детей,

Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха.

Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.

Итог занятия был организован в виде игровой проблемной ситуации «Угадай угощение?» так, чтобы в ходе его проверить качество усвоения материала.

В связи с тем, что дети маленькие и было много хоровых ответов, я планирую особое внимание уделить индивидуальным ответам. Так же необходимо добиваться чёткого произношения слов. Работать над звукопроизношением, пополнять активный и пассивный словарь. Но, не смотря на эти затруднения, я считаю, что все поставленные мною программные задачи в течение занятия были решены.

Внедрение ФГОС в ДОУ Уважаемые родители! Мир меняется и будет меняться с поразительной быстротой. Настала необходимость стандартизации содержания дошкольного.

Опыт реализации ФГОС в ДОУ Понимая актуальность введения ФГОС ДО, я решила изменить свою профессиональную позицию педагога и совершенствовать и пополнять знания..

Конспект интегрированного занятия в соответствии с требованиями ФГОС в средней группы ДОУ «Лесные звери» Конспект интегрированного занятия в соответствии с требованиями ФГОС в средней группе ДОУ «Лесные звери». Воспитатель Глазкова О. Ю. Тема:.

Консультация для педагогов ДОУ «Документация педагога ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО» В настоящее время главные стратегические установки в системе образования, это – обеспечение его качества и непрерывности, преемственности.

Консультация для педагогов ДОУ «Нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ в условиях ФГОС ДО» Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение Г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 44» Консультация для педагогов.

Концепция ФГОС ДО и ФГОС ноо «Преемственность в работе ДОУ и школы» Преемственность в работе ДОУ и школы Образование – это фундамент, на котором строится будущее страны. В соответствие с концепцией ФГОС ДО.

Презентация «Сравнительный анализ ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования» Слайд 1 Уважаемые коллеги, сегодня мы обсудим вопрос преемственности дошкольного и начального общего образования Слайд 2 Говоря о возрастной.

Семинар для педагогов ДОУ в форме круглого стола «Введение ФГОС в ДОУ» Категория слушателей: педагоги ДОУ План семинара: 1. Ключевые моменты содержания ФГОС дошкольного образования по разделам 2. Практическая.

Семинар для педагогов ДОУ «Создание условий для эмоционального благополучия детей в соответствии с ФГОС ДОУ» Задачи: 1. Познакомить воспитателей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе. 2. Способствовать.

Инновационные технологии в ДОУ по ФГОС Инновационные технологии в ДОУ по ФГОС Современный педагог — это тот, кто постоянно развивается, самообразовывается, ищет новые пути развития.

источник

Карта анализа занятия по ФГОС ДО

Начало занятия:________________________________Окончание занятия:_______________________

Критерии оценки работы воспитателя на занятии (Высокий -3, допустимый- 2, низкий- 1) :

Деятельность педагога на занятии

Умение творчески использовать готовые конспекты занятий (вносить необходимые изменения в ход занятий, корректировать цели в соответствии с индивидуальными особенностями детей)

Умение составить конспект занятия в соответствии с поставленными целями, определить его содержание и структуру, подобрать дидактические игры

Подбор демонстрационного и раздаточного материала. Рациональное размещение материала.

Предварительная работа с детьми (беседы, организация наблюдений, чтение художественной литературы)

Выполнение санитарно-гигиенических требований

Удовлетворение двигательной активности (организация динамических пауз, физкультминуток)

Контроль за правильностью осанки во время работы детей за столами

Смена поз детей в течение занятия

Рациональный выбор динамических поз детей во время занятия (сидя за столами, сидя полукругом на стульчиках, сидя на ковре, стоя и т.л.)

Соответствие длительности занятия санитарно-гигиеническим нормам

Использование разнообразных форм организации детей на занятии (работа малыми подгруппами, в паре, индивидуальная и коллективная работа детей). Оправданность выбранных форм.

Оправданность и рациональность выбора методов и приёмов работы с детьми (игровые приёмы, приёмы привлечения внимания детей, приёмы активизации мышления и др.

Умение регулировать поведение детей в процессе занятия, сохранность интерес детей в течение всего занятия

Умение корректировать ход занятия с учётом «обратной» связи (сократить время занятия в зависимости от степени утомления детей; сменить форму организации детей; вывести часть программного материала за рамки занятия; своевременно использовать динамическую паузу и т.д.)

Индивидуальная работа с детьми

Деятельность детей на занятии

Оценка работы детей на занятии, качество оценки

Сохранение интереса и внимания детей к деятельности на занятии

Активность и самостоятельность детей в решении поставленных задач

Усвоение детьми программного содержания

Умение адекватно оценивать собственную работу на занятии

Всего баллов -___________________ Средний балл__________________

Положительное в ходе занятия:

С результатами анализа ознакомлен:

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник

Основная задача современного детского сада — помочь семье вырастить гармонично развитого ребёнка: любознательного, физически здорового, способного сопереживать, понимать ценность дружбы и семьи. Поэтому от педагога дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) требуется быть в контексте того, что происходит в современной методике работы с детьми. И чтобы выяснить, успешно ли соотносится это требование с учебно-воспитательным процессом, в детских садах регулярно проводятся анализы занятий.

Мониторинг занятия в ДОУ может проводиться в двух видах:

  • самоанализ, или рефлексивный анализ;
  • анализ присутствующими, или проблемный, который осуществляется коллегами, методистами, руководством ДОУ.

Это интересно. Анализ занятия в старшей и подготовительной группах может проводиться учителями начальных классов, которые будут работать с детьми в 1–4 классах. В этом случае целью посещения урока будет оценка уровня подготовки малышей к школе.

Самоанализ проводится педагогом с целью выявления методических недостатков, организационных просчётов, а также выяснения уровня освоения детьми учебной программы.

Анализ занятия позволяет увидеть методические и организационные просчёты в работе педагога

Проблемный анализ призван диагностировать:

  • качество реализации образовательной программы, определяющей принципы работы конкретного детского сада;
  • эффективность используемых методов работы с детьми;
  • уровень профессионального мастерства педработника в подборе материала и его изложения при помощи приёмов взаимодействия с детьми;
  • соответствие уровня знаний, умений и навыков дошкольников принятым требованиям, обозначенным Федеральным государственным образовательным стандартом.

Задачами проведения диагностики занятий в детском саду является:

  • оценка точности и реалистичности цели урока (то есть соотношения времени на реализацию с уровнем подготовленности малышей, их способностями и возможностями);
  • прослеживание интеграции разных направлений образования в рамках одного занятия (то есть выполнение одного из основных требований ФГОС, основанного на совмещении видов активности из разных направлений образования — рисование на математике, или счёт на физкультуре);
  • психологическая обоснованность содержания материала форме проведения урока (осуществление комплексного подхода к выбору темы через разные виды взаимодействия, основанного на совместной деятельности детей и педагога — игры, беседы и пр.);
  • наблюдение за ходом занятия (оценка и содержания подборки материала, и организационных моментов, таких, как мотивация детей на работу, поддержание интереса на протяжении всего урока, подведение итогов);
  • уровень усвоения детьми материала;
  • методическая грамотность педагога (создание на занятии ситуации успеха для каждого малыша, осуществление индивидуального подхода, то есть способность и видеть, и «чувствовать» каждого воспитанника).
Читайте также:  Анализы при частом мочеиспускании у детей

Для осуществления мониторинга занятия используются три вида приёмов.

Анализ занятия предполагает устную форму презентации в форме доклада на педсовете (малом, если анализ проводится сразу после занятия, или большом, если мониторинг является частью разработки методической проблемы старшим воспитателем о ходе работы в ДОУ). За исключением случаев, когда при проведении конкурсов педагогического мастерства от воспитателя требуется составление методической папки, включающей среди прочего несколько письменных самоанализов занятий. В целом же, заполненные таблицы по критериям проведения анализа презентуются устно.

Устная презентация анализа делается на основе карты мониторинга

Это основной путь получения данных для анализа. С помощью наблюдения лицо, анализирующее организацию непосредственной образовательной деятельности (НОД), делает вывод о:

  • методической оснащённости занятия, то есть соответствии набора наглядности теме, уровню детей (для первой младшей группы иллюстрация о весне с прилетевшими птицами и растаявшим снегом вполне достаточно, а вот картинки с посевом огородных, злаковых культур будут лишними);
  • психологическом климате на уроке (к примеру, находит ли педагог «ключик» ко всем детям, в том числе гиперактивным, невнимательным, например, в старшей группе такие дети могут вовлекаться в чтение стихотворений или загадок, иллюстрирующих тему);
  • методической подкованности педагога, то есть о том, как воспитатель варьирует способы взаимодействия с ребятами в зависимости от сложности материала, опыта малышей или их общефизического состояния (например, на уроке по развитию речи после физкультурного занятия не стоит давать малышам подвижную игру в качестве физкультминутки, лучше ограничиться пальчиковой гимнастикой).

Подразумевается, что перед посещением урока будут изучены психолого-педагогические характеристики ребят в группе и проведённые самоанализы видов непосредственной образовательной деятельности. После занятия воспитатель предоставляет проверяющему конспект урока, который рассматривается не только с точки зрения выбранных материалов для работы, приёмов, но и с позиции правильности оформления такого рода документов (указание темы, целей, задач, описания хода занятия, предполагаемых итогов).

Это интересно. Указание в конспекте занятия предполагаемых результатов даёт возможность проверяющему адекватно оценить выбранные для взаимодействия на уроке приёмы. Например, если один из ожидаемых результатов был запоминание новой рифмовки, то это полностью оправдывает то, что стихотворение на занятии повторялось 2–3 раза на всех этапах урока, а не только один раз в вводной части, чего достаточно для знакомства с темой.

Анализ конспекта позволяет увидеть логичность структуры занятия и логичность в выборе методических приёмов для разработки конкретной темы

Мониторинг проводится на открытых занятиях или текущих, вне зависимости от их образовательной направленности:

  • развитие речи;
  • формирование элементарных математических представлений (ФЭМП);
  • формирование целостной картины мира (ФЦКМ);
  • музыкальное занятие;
  • логопедическое занятие;
  • хореография;
  • физкультура;
  • основы грамоты.

Это интересно. Схемы анализа физкультуры и хореографии по содержанию будут отличаться от диагностики на других занятиях.

Кроме того, обязательным является проведение анализа образовательной деятельности в рамках проведения:

Это интересно. Если на занятиях непосредственной образовательной деятельностью особый акцент в анализе делается на организацию познавательной активности (например, проведение дидактической игры) и физическое развитие, то в диагностике утренников и развлечений важным элементом анализа является социально-коммуникативная активность.

По ФГОС анализируются не только занятия, но и развлечения, прогулки

Мониторинговые схемы могут отличаться по структуре и целям в зависимости от исследуемых показателей:

  • общий анализ, дающий общее представление о занятии, носящий больше субъективный характер;
  • педагогический анализ, призванный дать развёрнутую характеристику форме и содержания урока, а также деятельности педагога и детей, имеющий балльную систему оценивания каждого анализируемого критерия;
  • психологическая диагностика, позволяющая через организованную образовательную деятельность оценить эмоциональный контакт педагога с аудиторией малышей;
  • анализ режимных моментов (обычно включает мониторинг режима первой половины дня).

Общий анализ проводится как элемент постоянного методического контроля в ДОУ, а также для оценки деятельности студентов-практикантов. Педагогический анализ является обязательным мероприятием при проведении аттестационной кампании педагогов, а также считается неотъемлемым элементом пакета документов для участия в конкурсах педагогического мастерства.

  1. Тема урока.
  2. Дата проведения.
  3. Ф. И. О. педагога с указанием регалий.
  4. Название группы и возраст детей.
  5. Какие цели и задачи являются ключевыми на занятии.
  6. Соответствие структуры занятия ФГОС, то есть наличие вводной части, основной, этапов закрепления и подведения итогов.
  7. Насколько выбранные приёмы и задания соответствуют уровню развития малышей (дать оценку по каждому виду работы в рамках каждого из этапов занятия).
  8. Реализуется ли индивидуальный подход на занятии.
  9. Оценка действий воспитателя с указанием как положительных моментов в работе, так и отрицательных. Причём важно подытожить деятельность воспитателя, в том числе и с позиции детей, то есть того, какие выбранные виды работы им понравились, а какие нет и почему.
  10. Итоги по занятию в целом с оценкой личностныx качеств педагога, способствующих или мешающих осуществлению образовательного процесса. Например, если воспитатель по типу темперамента флегматик, а дети в основной массе холерики, то, возможно, смена видов деятельности происходит не слишком динамично.

Пример анализа занятия по развитию речи

Воспитатели: Колмыченко А.И., Павлова С.В.

Занятие: Развитие речи, рисование.

Цель: формирование представлений о мире, любви, добре.

Просмотренное мною занятие подготовлено и проведено в соответствии с программой группы и с объёмом программного содержания. Занятие соответствовало уровню развития детей данной группы.

Характеристика деятельности воспитателя: воспитатели в работе с детьми использовали следующие приёмы для решения поставленных задач: наглядные приёмы (показ иллюстраций, образцов), словесные приёмы (рассказ воспитателя, ответы детей), практические приёмы (рисование). Воспитатели внимательно отнеслись к учёту индивидуальных особенностей детей при подготовке занятия.

Характеристика деятельности детей: дети с лёгкостью усваивали преподнесённый новый материал. Атмосфера занятия была благоприятной. Дети вели себя активно в диалогах с воспитателями, и внимательно в освоении нового материала. Также было заметно, что дети на протяжении всего занятия испытывали положительные эмоции: радость, удивление, веселье.

На занятии прослеживалось оптимальное соотношение диалогического и монологического общения между воспитателями и детьми.

Внешний облик воспитателей был опрятный, аккуратный, располагал детей к общению и работе на занятии, тем более были использованы элементы костюмирования.

Отмечалась психологическая дистанция «рядом», т. е. дети чувствовали себя комфортно во взаимодействии с воспитателями.

Условия соответствовали санитарно-гигиеническим требованиям.

Занятие, по моему мнению, можно считать продуктивным и полезным как для детей, так и для наблюдателей.

Авдонина В.И., воспитатель

https://konspekteka.ru/primer-analiza-zanyatiya-dlya-molodyh-pedagogov/

Общий анализ является элементом постоянного методического контроля ДОУ

Цель посещения занятия:
Ф. И. О. педагога, регалии:
Дата:
Занятие:
Тема:
Показатели Баллы
1 Целеполагание
Соответствие цели и задач занятия теме и отобранному содержанию. Целевые ориентиры определены.
2 Подготовка к занятию
2.1. Умение составить «скелет» занятия и творчески его использовать (вносить изменения в ход занятия).
2.2. Подбор демонстрационного, раздаточного материала, современных средств обучения. Рациональное их использование на занятии.
2.3. Предварительная работа с детьми (если это было необходимо).
3 Структура занятия
3.1. Чёткое прослеживание структурных частей занятия.
3.2. Каждая часть занятия играет определённую роль в решении задач.
3.3. Оптимальное распределение времени на каждую часть занятия.
4 Содержание занятия
4.1. Содержание занятия соответствует программному материалу.
4.2. Изучаемый материал доступен, соответствует возрастным особенностям детей.
4.3. Наблюдается связь изучаемого материала с практикой, была опора на жизненный опыт детей с целью развития познавательной активности и самостоятельности.
4.4. Прослеживается связь изучаемого материала с ранее пройденным, интегративность занятия, связь с другими занятиями.
5. Выполнение санитарно-гигиенических требований
5.1. Удовлетворение двигательной активности детей (отдых в процессе занятия).
5.2. Смена поз во время занятия.
5.3.Контроль за правильностью осанки детей во время работы за столами.
5.4. Соответствие продолжительности занятия санитарно-гигиеническим требованиям.
6. Создание познавательной сферы занятия
Занятие или большая его часть проходит на высоком эмоциональном и интеллектуальном подъёме, в результате рождается чувство удовлетворения от совместной работы, желание повторить и закрепить успех.
7. Применяемые методы обучения
7.1. Различными методами стимулируется поисковая деятельность детей.
7.2. Педагог не забывает о методах, мотивирующих процесс познания.
7.3. Умело применяются методы самоорганизации познавательной работы дошкольников.
8. Организация деятельности детей
8.1. Деятельность носит развивающий характер в коммуникативной, творческой и познавательной сферах.
8.2. Дети принимают творческие и проблемные ситуации занятия, что свидетельствует о степени доверия между педагогом и воспитанниками.
9. Взаимодействие воспитателя и детей
9.1. Педагог поощряет инициативу воспитанников, создаёт условия для эмоциональной открытости, доверия.
9.2. Воспитателем совместно с воспитанниками создаются возможности для самореализации личности.
10. Речь воспитателя и её значение на занятии
10.1. Речь воспитателя обогащает материал занятия.
10.2. В монологах педагог продуманно использует паузы, риторические и проблемные вопросы, создаёт эмоциональные кульминации.
10.3. Эмоционально-интеллектуальная насыщенность речи поддерживает познавательную активность воспитанников, побуждает к творчеству.
11 Воспитывающая сторона занятия.
11.1. Воспитатель осуществляет нравственное, эстетическое, трудовое воспитание и т.д. через содержание программного материала, методы и формы работы.
11.2. Воспитатель (его манера поведения, речь, профессиональные умения) служит позитивным примером для подражания.
11.3. Вырабатывается ценностное отношение педагога к воспитанникам и наоборот.
12 Контроль и коррекция деятельности детей.
12.1. Контроль осуществляется в системе, ненавязчиво корректируется деятельность воспитанников.
12.2. Дошкольники владеют навыками само- и взаимоконтроля.
12.3. Дети владеют простыми способами самоанализа и рефлексии.
13 Результативность занятия
13.1. Материал урока усвоен всеми, определена перспектива дальнейшего обучения.
13.2. Воспитанники получили стимул к самостоятельной познавательной деятельности.
13.3. Высок воспитывающий эффект урока (от принятия нравственных норм и обязанностей до стремления к пониманию себя и своего места в мире).
Всего баллов:
Критерии оценивания:
0 б. – показатель не проявляется;
1 б. – проявляется частично;
2 б. – проявляется в полном объёме.
60–70 б. – оптимальный уровень;
35–48 б. – допустимый уровень;
49–59 б. – достаточный уровень;
менее 50 б. – критический уровень.
Занятие посетил:
Вопросы для рассмотрения Да Нет Частично Примечание
Психологический мониторинг активности детей:
  • дети активны на занятии;
  • малыши положительно воспринимают педагога;
  • на занятии у ребят преобладает хорошее настроение.
Психолого-педагогическая оценка урока:
  • организационный уровень урока (общее настроение на занятии, применение игры в качестве элементов организации);
  • соотношение монологов и диалогов в общении ребят с педагогом (чья монологическая/диалогическая речь преобладает или соотносятся в равной мере);
  • соответствие приёмов работы на занятиях возрастному психологическому и физиологическому развитию малышей (осуществляет ли педагог индивидуальный подход при проведении урока).
Психологическая диагностика активности педагога:
  • наличие дистанции между педагогом и ребятами («над», «под», «рядом», «вместе»);
  • общительность (умение находить подход к группе, и к каждому малышу);
  • внешний вид педагога (поза, мимика, пантомимика, стиль и сдержанность в одежде и причёске).
Дата анализа:
Группа:
Воспитатель — Ф. И. О.:
Проверяющий — Ф. И. О.:

Со схемами анализа НОД разной направленности, режимных моментов (прогулки, организации первой половины дня), а также с правилами посещения занятий и мероприятий можно ознакомиться в подборке методиста по дошкольному образованию Николаевой Н.В., представленной здесь

Видео: анализ занятия в подготовительной группе учителями начальных классов с целью определения уровня готовности детей к школе

Анализ занятий и других видов образовательной деятельности в детском саду — обязательный элемент методической работы педагогов. Рекомендованные ФГОС схемы мониторинга позволяют всесторонне изучить эффективность выполнения образовательной программы, а также действенность выбранных педагогом способов взаимодействия с детьми. Всё это позволяет улучшить качество учебно-воспитательного процесса, направленного на гармоничное и всестороннее развитие дошкольников.

источник

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Ф.И.О. педагога ______________________________________________________________________

Ф.И.О. анализирующего _______________________________________________________________

Вопросы и критерии анализа

Соответствие программного содержания возрасту детей

Умение детей внимательно слушать и понимать сказанное

Выполнение гигиенических требований

Эстетика занятия (внешний вид детей, группы, оборудования)

Необходимость, разнообразие, качество наглядных пособий

Своевременно ли подготовлены наглядные пособия, дидактический материал

Наличие у детей познавательного интереса

Разнообразие методов и приемов

Правильно ли выбраны педагогом методические приемы: вопросы, объяснения, образец

Грамматическая правильность речи детей (были ли грамматические ошибки)

Словарь детей (правильно ли употребляют слова)

Побуждают ли вопросы педагога в ответах детей раскрывать причинно-следственные связи?

Доступность, логичность, эмоциональность и красочность речи педагога

Группа: ___________________Начало занятия:______ Окончание:______ Количество детей:______

АНАЛИЗ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПО МАТЕМАТИКЕ

Ф.И.О. педагога ______________________________________________________________________

Ф.И.О. анализирующего _______________________________________________________________

Группа: ___________________Начало занятия:______ Окончание:______ Количество детей:______

Вопросы и критерии анализа

Соответствие программного содержания возрасту детей

Умение детей внимательно слушать и понимать сказанное

Выполнение гигиенических требований

Эстетика занятия (внешний вид детей, группы, оборудования)

Необходимость, разнообразие, качество наглядного и раздаточного пособия

Правильное использование в речи математической терминологии

Знание геометрических фигур

Деление предмета на равные части

Заинтересованность детей на занятии

Ориентировка в пространстве, во времени

Качество выполнения задания

Умение действовать по словесной инструкции

Умение делать логические выводы

Умение пользоваться пособиями

Умение содержать рабочее место в порядке

Соблюдение норм и правил поведения

Четкая формулировка вопросов педагогом

АНАЛИЗ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПО МАТЕМАТИКЕ

Ф.И.О. педагога ______________________________________________________________________

Ф.И.О. анализирующего _______________________________________________________________

Группа: ___________________Начало занятия:______ Окончание:______ Количество детей:______

Вопросы и критерии анализа

Соответствие программного содержания возрасту детей

Наличие мотивации деятельности

Выполнение гигиенических требований

Эстетика занятия (внешний вид детей, группы, оборудования)

Необходимость, разнообразие, качество наглядного и раздаточного пособия

Правильное использование в речи математической терминологии

Проведение дидактических игр и игровых упражнений для развития представлений:

— ориентировке в пространстве

Развитие у детей умений рассуждать, размышлять, делать выводы, умозаключения

Обеспечение чередования видов деятельности,предупреждение утомляемости

Оцените индивидуальный подход педагога к детям

Заинтересованность детей на занятии

Качество выполнения задания

Умение пользоваться пособиями

Четкость, логичность речи педагога

Обеспечена ли интеграции образовательных областей

Доброжелательный, доверительный стиль общения

Соблюдение требований к длительности занятия

Адекватность анализа занятия

АНАЛИЗ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПО РИСОВАНИЮ

Ф.И.О. педагога ______________________________________________________________________

Ф.И.О. анализирующего _______________________________________________________________

Вопросы и критерии анализа

Соответствует ли программное содержание уровню развития детей

Выполнение гигиенических требований

Эстетика занятия (внешний вид детей, группы, оборудования)

Наличие мотивации деятельности

Применяются ли нетрадиционные формы занятия?

Использует ли педагог в занятии:

Использует ли педагог методы и приемы развивающего обучения на занятии :

-проблемные вопросы и ситуации,

Предоставляет ли педагог свободу выбора материалов и способов изображения

Поддерживает ли педагог самостоятельность высказываний, действий

Поощряет ли педагог оригинальность детских работ

Оцените индивидуальный подход педагога к детям

Владеют ли дети различными техническими навыками рисования

Заинтересованы ли дети рисованием?

Умеют ли работать в коллективе рядом или с группой детей?

Четкая ли формулировка вопросов педагога

Обеспечена ли интеграции образовательных областей

Доброжелательный, доверительный стиль общения

Соблюдение требований к длительности занятия

Адекватность анализа занятия

Группа: ___________________Начало занятия:______ Окончание:______ Количество детей:______

Читайте также:  Анализы при дисметаболической нефропатии у детей

КАРТА АНАЛИЗА РАЗВЛЕЧЕНИЯ (ПРАЗДНИКА)

Ф.И.О. педагога __________________________________________________________________

Ф.И.О. анализирующего __________________________________________________________

Вопросы и критерии анализа

Уровни оценки/ степень выполнен., использования

Организация предметно – пространственной среды:

1) гигиенических требований

Использование предметной среды как средства решения поставленных задач

3) качество и эстетичность

4) эффективность использования

Наличие триединой дидактической цели

Простота и доступность изложения материала, заданий

Речевая компетентность педагога

Используемые методы и приемы:

4) эффективность их использования

1) обеспечить эмоциональный интерес

2 ) организовывать дет., поддерживать дисциплину

3) распределять внимание (на всех и каждого)

4) с другими специалистами

1) уверенность в ведении досуга

3) соблюдение педагогического такта

1) музыкальным руководителем

1) музыкальным руководителем репертуара

Организация развлечения (праздника)

Продуманность организации развлечения

Целесообразность его построения

Наличие мотивации, ее соответствие возрасту детей

Разнообразие музыкальн ого репертуара

Подбор репертуара, игр, упражнений:

1) с учетом умений, опыта детей

Наличие сюрпризного момента

Рациональность использования ТСО

Привлечение к участию в досуге (празднике) сверстников из других групп, школьников, родителей и др. (нужное подчерк.)

Привлечение детей, школьников, родителей, взрослых к испол-нению ролей (персонажей); его проведению (нужное подчерк.)

Организованность и дисциплинированность

Умение действовать в соответствии с указаниями педагога

6) игры на муз ыкальных инструментах

Положительный эмоциональный настрой

Задействованность всех детей в ходе развлечения

Выводы и рекомендации: ________________________________________________________________________________

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

НА ЗАНЯТИИ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ГРАМОТЕ

Ф.И.О. педагога ______________________________________________________________________

Ф.И.О. анализирующего _______________________________________________________________

Группа: ___________________Начало занятия:______ Окончание:______ Количество детей:______

Вопросы и критерии анализа

Умение выделять первый звук в слове

Умение выделять и называть последний звук в слове

Умение проводить звуковой анализ слова

Умение определить ударение в слове

Умение образовывать слова путем замены одного звука другим

Умение проводить слоговый анализ слова

Умение различать понятия: звук – слог – слово – предложение

Умение различать гласные и согласные, мягкие и твердые звуки

Умение составлять и анализировать предложения

Заинтересованность детей на занятии

Качество выполнения задания

Умение пользоваться пособиями

Четкая формулировка вопросов педагога

ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Ф.И.О. педагога ______________________________________________________________________

Ф.И.О. анализирующего _______________________________________________________________

Группа: ___________________Начало занятия:______ Окончание:______ Количество детей:______

Вопросы и критерии анализа

Выполнялись ли гигиенические требования к организации всего занятия (помещение, одежда, оборудование)

Полнота осуществления задач:

Соответствие программного содержания возрасту детей

Применяются ли нетрадиционные формы занятия?

Соответствуют ли приемы, используемые на занятии, возрасту детей:

— наглядный показ взрослого

Поддерживается ли воспитателем интерес к занятию на протяжении всего занятия?

Показывает ли воспитатель разные варианты выполнения упражнений?

Проявляет ли ребенок инициативу в подготовке оборудования?

Активность выполнения ОРУ, ОД, подвижных игр (%)

Присутствуют ли на занятии соперничество и сопереживание?

Качество выполнения упражнений, заданий

Умение пользоваться пособиями

ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

Ф.И.О. педагога ______________________________________________________________________

Ф.И.О. анализирующего _______________________________________________________________

Вопросы и критерии анализа

Соответствует ли программное содержание уровню развития детей?

Умение детей внимательно слушать и понимать сказанное

Умение детей принимать познавательную задачу

Стремление к разрешению возникших проблем, непонятных вопросов:

уходит от разрешения проблемы

Побуждают ли вопросы педагога детей раскрывать причинно-следственные связи?

Учитываются ли индивидуальные особенности детей?

Умеет ли ребенок обобщать, находить сходство, отличить существенное от несущественного?

Группа: ___________________Начало занятия:______ Окончание:______ Количество детей:______

Карта анализа занятий в ДоУ

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник

Анализ занятияв дошкольном образовательном учреждении Воспитатель: 1. Дата: 2. Возрастная группа: подготовительная 3. Количество детей на занятии: 22 4. Раздел методики формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) 5. Тема занятия «Состав числа три» 6. Программное содержание: а) образовательные задачи познакомить детей с составом числа три, учить составлять число три из двух меньших чисел б) развивающие задачи упражнять в счете по осязанию, закрепить временные представления в) воспитательные задачи воспитывать усидчивость 7. Технология традиционное обучение 8. Продолжительность 27минут 9. Структура представлена 3 частями: работа за столом с раздаточным материалом, решение проблемных ситуаций, игровые упражнение «Игра с яблоками», «Какой цифры не стало?», Отгадай-ка (решение шуточной задачки). Отдельные фрагменты занятия выделяются своей нацеленностью, эффективностью, темп занятия не однороден, то напряженный, то спокойный. Воспитатель предпочитает традиционные методы: объяснительные, репродуктивные, инструктивно-практические методы. Речь воспитателя выразительна, формулировки вопросов побуждают к совместному диалогу, однако в диалог с воспитателем вступают только отдельные дети. Речь воспитателя выступает как одно из организующих начал на занятии. Контроль и коррекция осуществляются на всех этапах занятия, ответы детей комментируются. Воспитанники осваивали применение имеющихся знаний в новых ситуациях. Детьми усвоены знания и поведенческие навыки необходимые для успешной социализации в обществе. Рекомендации: Использовать в работе методы, стимулирующие поисковую деятельность детей, продуманно использовать паузы в речи, поисковые и проблемные вопросы. Анализ провел: ____________________________________________________ Анализ занятияв дошкольном образовательном учреждении Воспитатель: Анализ занятия: к занятию была готова. Структура занятия соблюдена. Данное занятие методически построено правильно, четко прослеживается тема и цель. Выделены конкретно те задачи, которые реализовывались на протяжении всего занятия. Занятие состоит из этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции. На протяжении всего занятия у детей поддерживалась мотивация. Поэтапно происходила смена видов деятельности. Это позволило сохранить у детей положительный эмоциональный настрой. Анализ занятия по ФЭМП Задачи занятия: Закрепить навыки счета и отсчета в пределах 5, упражнять в запоминании 2-х чисел, названий предметов и места их расположения. Закреплять умения различать круг, треугольник, прямоугольник и квадрат. Анализ: Организации занятия — каждый сидит за отдельным столом. У каждого свой комплект раздаточного материала. Дети рассажены с учётом их физических данных. Условия для проведения занятия соответствуют норме. Наглядные пособия выполнены аккуратно, рисунки чёткие, крупные, используются, в общем, основные цвета. Данное занятие методически построено правильно, четко прослеживается тема и цель. Выделены конкретно те задачи, которые реализовывались на протяжении всего занятия. Занятие состоит из основных частей: оргмомент, мотивация, практическая часть и подведение итогов. Используются основные приемы: художественное слово, сюрпризный момент и сенсорное обследование. Для обеспечения эмоциональности и интереса детей используются сюрпризный момент и обыгрывание практической части, а также физкультминутка. Это позволяет детям легче усваивать материал. Речь педагога четкая, правильной интонации, доступная для детей. Дети в процессе занятия слушали педагога, не отвлекались, старательно выполняли задания. В ходе работы воспитатель следил за утомляемостью детей и старался не допустить этого, переключая их на другой вид работы. Анализ провел: ____________________________________________________

Карта профессионального мастерства воспитателя.(1 вариант)

Анализ занятия по ФЭМП. Группа №___ Воспитатель__________

№ п/ п Вопросы для изучения Да Нет Части чно
1 Соответствует ли программное содержание данному возрасту.
2 Имеется ли наличие нового, обеспечивающее некоторое усилие и напряжение мысли.
3 Имеются ли в занятии элементы занимательности.
4 Присутствуют ли приемы, направленные на: привлечение и сосредоточение внимания, активизацию и самостоятельность мысли, подачу нового с опорой на имеющийся опыт у детей.
5 Доступно ли воспитатель объясняет задания детям.
6 Понятно ли ставит вопросы перед детьми.
7 Повторяются ли вопросы, задания несколько раз.
8 Имеются ли суждения в ответах детей.
9 Могут ли дети устанавливать связи.
10 Поведение детей на занятии в процессе работы: с удовольствием и интересом, с увлечением, помогают при ответах других

Карта Анализа ООД. Карта профессионального мастерства воспитателя

Ф.И.О. педагога:

Тема занятия:

Вопросы и критерии анализа

источник

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5

Министерство образования и науки Красноярского края

КГАОУ СПО «Канский педагогический колледж»

по учебной и производственной практике

Специальность 050144 «Дошкольное образование»

Автор-составитель: , преподаватель КГАОУ СПО «Канский педагогический колледж».

Анализ деятельности детей в ДОУ: методические материалы по учебной и производственной практике / автор-сост. ; КГАОУ СПО «Канский педагогический колледж». Канск, 2012. – 35 с.

При подготовке к учебной и профессиональной практике возникают вопросы качественного анализа
просмотренной деятельности детей в ДОУ. Данные материалы помогут обратить внимание на важные аспекты деятельности воспитателя и детей.

Представленные материалы позволяют обеспечить методическое сопровождение учебной и производственной практики специальности 050144 «Дошкольное образование», а также будут полезны при организации самостоятельной работы студента.

© КГАОУ СПО «Канский педагогический колледж»

1. Подготовка помещения к занятию (соблюдение гигиенических условий, правильное размещение столов к свету).

2. Подготовка воспитателя к занятию (оборудование пе­дагогического процесса, наглядного материала, его качество, размер).

3. Сочетание работы дежурных с самообслуживанием.

4. Организация детей на занятие.

5. Создание проблемной ситуации.

v соответствие темы занятия программе, времени года, изобразительным возможностям детей;

v отражение воспитательно-образовательных задач (наличие конспекта, плана).

v четкость постановки основной задачи перед детьми;

v поднесение материала (постепенно или все сразу);

v методика объяснения задания;

v качество дидактического материала, целесообраз­ность его использования.

8. Руководство деятельностью детей в ходе занятия:

v использование указаний, творческих заданий для де­тей, их содержание и целесообразность;

v своевременность оказания помощи детям;

v скольким детям оказана помощь и какого характера;

v контроль за выполнением указаний, заданий.

9. Какова длительность каждой части занятия, занятия в целом?

10.В какой форме проводился анализ детских работ:

v педагогическое значение анализа;

v соотношение активности детей и воспитателя (с учетом возрастных особенностей детей);

v какими критериями пользовались дети при оценке работ сверстников, критерии оценки воспитателя;

v как оценивались работы, выполненные с натуры, по замыслу, по образцу, по представлению.

11. Организация завершения выполнения задания детьми, связь с другими видами деятельности детей.

АНАЛИЗ НАБЛЮДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ

ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

2. Программное содержание занятия.

3. Какое место занимает программное содержание дан­ного занятия в системе развития представлений о множе­стве или в формировании у детей в процессе деятельности счета, понимания о числе?

4. Соответствуют ли программные задачи занятия уров­ню знаний и развитию детей данной группы?

6. Правильно ли организованы обстановка и оборудование на занятии для осуществления деятельности с множе­ством или деятельности счета?

7. Количество частей в занятии, правильно ли они рас­пределены с учетом задач?

8. Правильно ли учтено время па каждую часть занятия?

9. Какие методические приемы использовал воспитатель в занятии?

10.Точно ли используется математическая терминология воспитателем и детьми?

11. Каково отношение детей к занятию, их активность, заинтересованность?

12.Проводится ли индивидуальная работа в процессе за­нятия, ее эффективность, содержание?

13. Характеристика наглядного материала.

14. Как воспитатель подводит итог занятия и дает оцен­ку деятельности детей на занятии?

15. Как воспитатель закончил занятие?

16. Какие выводы вы можете сделать об уровне знаний детей по математике на основе данного занятия?

1. Схема построения занятия. Выдержана ли она с уче­том возраста и музыкального развития детей?

2. Приемы работы в каждом виде музыкальной деятельнос­ти. Как возраст детей, этап разучивания определяет их выбор?

3. Какие воспитательные задачи решаются в ходе занятия?

4. Развитие творчества детей.

5. Развитие слуха и голоса на музыкальном занятии.

6. Интерес детей к занятию. Качество пения и движения.

7. Роль воспитателя в разных частях занятия.

1. Кабинет музыкального руководителя, оформление, со­держание материала (методический материал, пособия).

2. Музыкальный уголок в группе (удаление от мест шум­ных игр, оформление).

3. Оборудование музыкального уголка:

v детские музыкальные игрушки и инструменты;

v неозвученные музыкальные игрушки;

v пособия к музыкально-дидактическим играм;

v атрибуты для игр с пением.

v методическое обеспечение пособий и игрушек.

Тема: Формирование связной речи детей на занятии в дет­ском саду. Обучение детей рассказыванию по игруш­ке, предметам.

1. Каково программное содержание занятия (в разных возрастных группах)? Соответствие его «Образовательной программе в детском саду». Доступны ли задачи по развитию мышления, творчества и речи для детей данной возрастной группы?

2. Каковы структурные части занятия, их целесообразность, роль каждой части в решении программных задач? Какие зада­чи по методике развития речи решались в процессе занятия?

3. Каковы методы обучения, направленные на развитие мышления детей, на умение формировать предложения, на обучение связному высказыванию, отобранные воспитателем?

4. Каковы содержание, логика, направленность вопро­сов, типы вопросов?

5. Правильно ли подобраны наглядные материалы? Ка­кова роль наглядности в решении поставленных задач?

6. Как оценивались детские высказывания и рассказы? Содержание и методика оценки.

7. Какова форма организации занятий по своей струк­туре (традиционные, одночастные, комплексные, интег­рированные)?

8. Общее впечатление от занятия. Каков уровень навы­ков детских рассказов?

9. Удачной ли была концовка занятия?

Рассказывание по картинке

1. Содержание картинки и ее педагогическая ценность.

2. Доступность изображения восприятию детей, качество исполнения.

3. Подготовка к рассказыванию (рассматривание картины, беседа по ее содержанию).

4. Приемы обучению детей рассказыванию (вопросы пе­дагога, образец рассказа, игровые приёмы).

5. Анализ рассказа воспитателя как образец для детей: со­держательность, логическая последовательность изложения, литературный язык, структура предложения, объем рассказа.

6. Воспитательное значение занятия.

1. Тема беседы, ее соответствие требованиям «Програм­мы воспитания».

2. Введение детей в содержание темы беседы, возбужде­ние интереса и внимания детей.

3. Содержание и формулировка вопросов воспитателя, их логическая последовательность.

4. Подготовка детей к беседе (наличие запаса представлений).

5. Приемы активизации (постановка вопросов ко всей группе, вызов детей для ответов, обращение к личному опыту, оценка ответов детей).

7. Исправление неправильных ответов.

8. Воспитательное значение занятия.

Показательные занятия по развитию речи.

Содержание и оформление уголка книги

1. Из каких частей состоит просмотренное занятие?

2. Какие программные задачи решались в каждой части занятия? Выполнила ли их воспитатель?

Читайте также:  Анализы при диарее у детей

3. Сформулируйте и запишите программное содержание каждой части.

4. Какова подготовка воспитателя и детей к занятию, к каждой его части?

5. В чем состояла предшествующая работа воспитателя с детьми? Как это отразилось на результатах речевой деятель­ности детей?

6. Структура частей занятия. Длительность всего занятия и его частей.

7. Методические приемы в ходе всего занятия и в каждой его части. Обоснуйте необходимость использования тех или иных методических приемов в разных возрастных группах.

8. Речевые умения и навыки детей в каждой возрастной группе (звукопро-изношение, грамматический строй речи, состояние лексики, вопросно-ответная речь, связная мо­нологическая речь и ее уровень).

9. Оцените речь воспитателя на занятии. Соответствует ли она педагогическим требованиям?

1. Где расположен уголок книги, удобно ли расположен? В чем это проявилось? Каково освещение уголка книги?

2. Оцените оформление уголка книги. В чем разница в его оформлении в разных возрастных группах?

3. Каково содержание уголка книги в разных возрастных группах?

4. Какую работу проводит в уголке книги воспитатель с детьми?

5. Есть ли книги изготовленные с детьмиьто

5. Для чего организуют уголок книги? Каково его воспитательное значение?

Записать показательное занятие в дневнике.

Приемы руководства сюжетно-ролевымн играми,

1. Какие приемы использовал воспитатель для развития сюжетно-ролевой игры:

v расширял представления детей (путем рассказов, чте­ния книги, рассматривания иллюстраций, проведения дидактической игры);

v интересовался «Во что играете?»;

v предлагал новые игровые действия;

v вносил дополнительное оборудование или предлагал его изготовить вместе с детьми;

v предлагал новые игровые ситуации;

v давал прямые указания к действию («Покорми кук­лу», «Крути руль»);

v задавал вопросы, которые направляли развитие игры;

v брал на себя главную (второстепенную) роль и таким образом направлял игру;

v давал оценку (анализ) игры.

2. Какие приемы использовал воспитатель для формиро­вания взаимоотношения детей во время игры:

v вовлекал робких, застенчивых детей в игру (путем пря­мого предложения «Возьми поиграть», путем введения новой роли);

v сам организовывал вокруг себя коллектив для игры;

v побуждал детей самостоятельно договариваться (о рас­пределении ролей, об игрушках);

v предупреждал или устранял возникающие конфлик­ты (из-за игрушек, из-за ролей, из-за выполнения правил);

v побуждал детей объединять разные игры между собой;

v использовал какие-то другие приемы.

1. Подготовка воспитателя и игровой деятельности.

2. Виды игр, их роль и место в воспитательной работе с группой.

3. Особенности игрового материала в каждой возрастной группе и его расположение.

4. Условия для игр: наличие игр, игрового материала; сколько времени было отведено для игр.

5. Начало игровой деятельности, возникновение сюжетно-ролевой игры.

6. Тематика игр, их содержание, длительность, отноше­ние детей к различным видам игр.

7. Состояние игровых навыков и умений. Культура игры.

8. Как воспитатель использует игровую деятельность для формирования нравственных черт, характера, моральных, волевых качеств личности (прием руководства, использова­ние игры как средства нравственного воспитания).

9. Приемы руководства разными видами игр.

1. Название игры. К какому виду настольно-печатных игр она относится?

2. Воспитательно-образовательная ценность игры.

3. В какой группе игра может быть использована и по­чему?

4. Объясните правила игры и придумайте новый вари­ант игр.

АНАЛИЗ НАБЛЮДЕНИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

1. Содержание коллективного труда.

v Какие виды были включены в содержание коллек­тивного труда?

v Соответствовало ли содержание программе данной группы?

v Соответствовало ли данное содержание возможно­стям детей данной конкретной возрастной группы? Или для этих целей оно было легким (грудным)?

2. Оборудование коллективного труда.

v Были ли все необходимые предметы для данного труда в нужном количестве?

v Каковы эстетические качества трудового оборудования?

3. Организация обстановки для коллективного труда.

v Удобно ли были расставлены столы и расположе­но оборудование?

v Принимали ли дети участие в подготовке обстанов­ки для коллективного труда? Правильно ли посту­пил воспитатель, взяв на себя (переложив на де­тей), основную заботу по подготовке обстановки?

v Соблюдались ли гигиенические условия:

o хорошо ли освещены рабочие места детей;

o сохраняли ли дети во время труда правильную позу или она была напряженной;

o поддерживались ли в обстановке порядок и чистота;

o соответствовали ли размеры оборудования си­лам и возможностям детей;

o посильной ли была трудовая нагрузка детей по объему работы и ее деятельности, длительности по времени?

4. Организация и методика проведения коллективного труда.

v Как была организована работа с детьми (они сиде­ли на стульях или слушали объяснение воспитате­ля стоя)? Как правильно?

v Четко ли были даны воспитателем все объяснения и указания в работе?

v Имел ли место показ приемов работы? Правильно ли поступил воспитатель, ограничившись только словесными объяснениями и указаниями? Или пра­вильно ли поступил воспитатель, одновременно со словесными объяснениями, использовав наглядный показ приемов работы? Почему?

v Подтверждалось ли в объяснении к работе ее зна­чение? В чем это конкретно выразилось?

v Имело ли место разделение между детьми общей работы на отдельные операции, или все дети вы­полняли одинаковую работу? Чем вы можете объяснить, что разделения работы на отдельные опера­ции не было (или что оно было)?

5. Достаточно ли активно было руководство воспитателя детьми во время работы? В чем это конкретно выражалось?

6. Как закончился коллективный труд?

v Одновременно ли дети закончили работу или нет, правильно ли это?

v Привлекались или не привлекались дети к уборке оборудования? (В обоих случаях дать оценку
пра­вильно ли это.)

v Оценил ли воспитатель работу детей, насколько ме­тодически правильно это было сделано? (Какие оценки преобладали — положительные или отри­цательные, что оценивалось — поведение, трудо­вые умения, трудовые условия, старательность, са­мостоятельность, результаты труда, взаимопомощь?)

7. Имеются ли эмоциональные моменты в проведении коллективного труда? В чем они выразились?

8. Наблюдалось ли усложнение в содержании и органи­зации коллективного труда младших и старших детей? В чем конкретно это выразилось?

9. Как подводился итог трудовой деятельности детей? Какие методы и приемы использовала воспитатель при про­ведении анализа? Участие детей в анализе.

1. Организация детей на занятие. Где оно проходило, как сидели дети.

2. Оборудование и материал, используемый в работе с детьми.

3. Тон воспитателя, его речь.

4. Какие формы работы использовались: коллективные или индивидуальные.

5. Каков уровень умений и навыков у детей по ручно­му труду. Все ли дети умеют правильно работать с пред­лагаемым материалом? Как развиты у детей мелкие мыш­цы рук, как проходит самостоятельная работа с мелки­ми деталями па занятии?

6. Был ли материал, даваемый детям, трудным или, на­оборот, недостаточно трудным?

7. Сколько детей обращалось за помощью к воспитателю?

8. Как и в какой форме, воспитатель оказывал детям по­мощь в работе?

9. Как дети слушали объяснения воспитателя в начале занятия? Все ли усвоили объяснение?

10. Какие методы и приемы использовал воспитатель в работе с детьми?

11. Побеседовать с детьми о том, какой материал в ра­боте по ручному труду они используют, с каким любят ра­ботать больше всего и почему.

Посмотреть оформление детского сада. Как оформлены холлы, коридоры, лестничные клетки. Имеются ли в офор­млении детского сада произведения искусства, народных промыслов (гжель, хохлома, дымка, резьба по дереву и т. д.). Используются ли при оформлении интерьера живые рас­тения, составляются ли композиции из засушенных расте­ний и т. д. Какой материал имеется в педагогическом каби­нете по изобразительной деятельности, по ознакомлению детей с русским народным творчеством. Какой материал имеется по музыкальному воспитанию и развитию детей.

1. Наличие костюмов к различным праздникам.

2. Наличие предметов, используемых в играх и танцах: ленты, султанчики, флажки и т. д.

3. Наличие в детском саду технических средств (магни­тофонов, проигры-вателей пластинок, диапроекторов и т. д.).

4. Наличие различных видов театров (настольный, те­невой, кукольный).

Беседа с заведующей детским садом, методистом, музы­кальным руководителем о проводимой работе по аскетичес­кому воспитанию.

Рассматриваемые вопросы. Осуществление задач эстети­ческого воспитания средствами окружающей обстановки и в процессе воспитательной работы по развитию творческих способностей детей. Эстетика быта и произведения искус­ства в детском саду. Эффективность занятий в осуществле­нии задач эстетического воспитания.

Самостоятельная работа. Рассматривание произведений искусства и народного творчества, беседа о них с неболь­шими группами детей. Рассматривание оформления группо­вой комнаты, музыкального зала, беседа с детьми. Наблю­дения за окружающей природой для привлечения внима­ния детей к ее красоте. Организация самостоятельной художественной деятельности детей.

ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

1. Подготовка воспитателя к занятию, наличие плана-конспекта, разработка методических указаний, наличие гра­фического изображения, перемещение воспитателя в про­цессе занятия, подготовка места, обувь и одежда воспита­теля и детей.

2. Организация занятия. Своевременное начало, конец за­нятия, распределение времени на отдельные части занятия, приемы размещения детей на занятии.

3. Проведение занятия. Соответствие приемов обуче­ния возрасту детей и этапу обучения, темп выполнения физических упражнений, плотность, решение задач по воспитанию физических качеств, решение оздоровитель­ных задач, приемы воспитания психических процессов (память, мышление, воображение, внимание) и положи­тельных эмоций.

4. Поведение и самочувствие детей, дисциплинирован­ность, взаимоотноше-ния, внимание, активность, качество выполнения физических упражнений.

5. Удачно ли подобраны основные движения и комп­лекс упражнений для детей данной группы. Соответству­ет ли это рекомендациям «Программы». Материал, ис­пользуемый воспитателем в работе (его доступность, ги­гиенические требования, размеры). Как воспитатель орга­низовала работу детей на спортивных снарядах, была ли страховка детей, держала ли воспитатель в поле зрения всех детей?

6. Как воспитатель подавала команды, распоряжения, указания? Какие упражнения проводила более успешно, ка­кие нет? Как провела анализ занятия?

1. Какое место занимает утренняя гимнастика в режиме дня?

2. Были ли созданы гигиенические условия: одежда, обувь, проветривание помещения, влажная уборка, форма одежды воспитателя.

3. Сколько времени заняла подготовка к гимнастике?

4. Соответствует ли подбор упражнений данной возрас­тной группе? Сколько взято упражнений, количество их по­вторений.

5. В каких случаях воспитатель объяснял, в каких пока­зывал упражнения?

6. В каких случаях воспитатель достаточно ясно и четко давал объяснения, правильно ли он показывал упражне­ния детям?

7. Каково качество выполнения детьми упражнении? За­мечал ли воспитатель неправильность выполнения упраж­нений, как он реагировал на это?

8. Какими приемами воспитатель добивался правильно­сти выполнения упражнении?

9. Предусмотренно ли пользование пособиями? Какими? Сколько времени заняла раздача пособий?

10. Какое сопровождение использовала воспитатель при проведении гимнастики? Как закончилось занятие? Следила ли воспитатель за дыханием, какие специальные упражне­ния делала?

1. В процессе подготовки к прогулке отметить, как вос­питатель организует сбор на прогулку, какую воспитатель­ную работу проводит во время одевания. Роль няни при под­готовке к прогулке.

2. Анализ плана прогулки. Из каких частей состоит про­гулка. Все ли части прогулки проводились (наблюдение, уп­ражнения по развитию движений, игра, самостоятельные игры детей, развлечения).

3. Методика наблюдения. Соответствует ли тема, объект наблюдения возрасту детей. Всем ли детям виден объект? За­интересованы ли они наблюдением? Какие вопросы задава­ли дети? Какие приемы помогли воспитателю вызвать инте­рес у детей? Активность детей при наблюдении. Нацелила ли воспитатель внимание детей на дальнейшее наблюдение?

4. Подвижная игра. Соответствует ли игра возрасту де­тей и сезону? Знакома ли игра детям или дается впервые? Как и когда воспитатель сообщила правила игры (напом­нила правила при знакомой игре), знают ли их дети, сле­дила ли воспитатель за четким выполнением правил? Ка­кое основное движение развивал воспитатель в этой игре? Как был выбран ведущий и справился ли он с поручен­ной ролью? Сколько раз повторялась игра? Реакция детей при проведении игры. Какие атрибуты использовались при проведении игры?

5. Труд. Какой вид труда использовала воспитатель? Соответствуют ли трудовые поручения возрасту детей? Какой материал давала воспитатель для успешного выполнения поручений (веники, лопаты, совки, движки и т. д.). Удов-летворены ли дети результатами своего труда?

6. Индивидуальная работа с детьми, работа по развитию движений. Какую работу с детьми проводила воспитатель? Какой материал, оборудование, атрибуты использовала? С какими детьми воспитатель проводила работу и почему? Ре­зультаты проведения работы.

7. Игровая деятельность на прогулке. Какие игрушки пред­ложила воспитатель детям для игры на участке? Соответ­ствуют ли они сезону? Как воспитатель помогла детям организовать игру, выбрать игрушки? Как контролирова­ла игры детей, помогала ли им? Какие методы и приемы использовала в работе? Какие навыки игры имеются у де­тей?

8. Конец прогулки. Как организован сбор игрового мате­риала? Чем воспитатель закончила прогулку? Проведение раздевания и подготовка к обеду.

Перед проведением данного занятия необходимо позна­комить студентов с вопросами для наблюдения, обратить внимание на использование в своей работе различных ме­тодов, методических приемов, организацию детского кол­лектива. Занятие проводится в два этапа:

v анализ организации режимных процессов в первой по­ловине дня;

v анализ организации режимных процессов во второй по­ловине дня.

1. Где проводится прием — в помещении, на участке? Как лучше?

2. Какими словами воспитатель встречает детей? На что обращает внимание?

3. Как воспитатель распределяет внимание на всех де­тей?

4. Чем дети заняты утром? Предлагает ли воспитатель ка­кие-либо виды деятельности детям, или дети предостав­лены сами себе?

5. Какими приемами воспитатель организует детей на утреннюю гимнастику?

6. Как организует переход к умыванию?

7. Как воспитатель успевает готовить детей к умыванию, а столы к завтраку?

1. Как происходит умывание детей? Дети заходят умываться все вместе или поочередно?

2. Что нужно, чтобы умывание прошло быстро, органи­зованно и правильно?

3. Каковы навыки детей в умывании, соответствуют ли они требованиям программы?

1. Начало в соответствии с режимом.

3. Воспитание культуры еды. Какие навыки культуры?

4. Сколько длится завтрак, обед, полдник?

1. Продолжительность, соответствие режиму, организа­ция перерыва.

2. Успевают ли дети отдохнуть? (Да, нет, почему?)

1. Создание условий для одевания.

2. Приемы, используемые при одевании.

3. Навыки детей в одевании.

4. Воспитано ли у детей чувство взаимопомощи, береж­ное отношение к одежде?

1. Какое время отведено, соответствует ли программе?

2. Осуществление контроля за внешним видом детей.

1. Как организован переход от работы ко сну?

2. Как дети учатся аккуратно складывать вещи?

3. Гигиеническая подготовка спальни ко сну.

Организация подъема детей

1. Как организован процесс просыпания детей?

2. Как организован подъем, одевание, умывание детей?

II. В помощь студентам. Примерные диагностические

карты для организации работы по диагностике

oДиагностика КГМ навыков (еды).

oДиагностика знаний детей о явлениях общественной жизни.

oДиагностика трудовой деятельности.

oДиагностика знаний детей по ознакомлению с приро­дой.

oДиагностика игровой деятельности.

ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ НАВЫКОВ КУЛЬТУРЫ ЕДЫ

Умение пользоваться столовыми приборами

Примечание. Слева пишется список детей и баллы: 5 — отлично; 4 — хорошо;

3 — удовлетворительно; 2 — плохо сфор­мированные навыки.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ЯВЛЕНИЯМИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

источник