Меню Рубрики

Карта анализа игровой деятельности детей

по теме: «Организация игровой деятельности в режиме дня»

В соответствии с годовым планом работы МБДОУ д/с «Колосок» ст. Красноярской на 2017-2018 уч. год был проведен контроль.

Форма контроля: оперативный контроль

Цель проверки: изучение состояния воспитательно-образовательной работы воспитателя с детьми в процессе совместной игровой деятельности в разных возрастных группах.

Срок проведения: с 08.11.2017г. по 09.11.2017г.

Объект контроля : воспитательно-образовательная работа с детьми в процессе проведения игр в разных возрастных группах.

В МБДОУ д/с «Колосок» ст. Красноярской 4 дошкольные группы:

Младшая группа — воспитатели Харитонова Е.А., Соловьева В.В.

Средняя группа – воспитатели Аверьянова Т.В., Туманян О.А.

Старшая группа — воспитатели Рязанцева Н.В., Сидорова Е.Ф.,

Подготовительная группа — воспитатели Рогова Г.А., Шкода С.Н.,

Разновозрастная группа кратковременного пребывания.

Проверку проводил: старший воспитатель Маленькая Н.А.

1. Изучение предметно-развивающей среды показало, что во всех группах детского сада созданы определенные условия для организации игровой деятельности детей. В частности, предметно-развивающая среда отвечает эстетическим, гигиеническим требованиям, требованиям техники безопасности. Во всех группах достаточно места отведено для игр детей. В игровой зоне оформлены и выделены различные тематические уголки. Имеется разнообразная атрибутика для сюжетных игр, игр-драматизаций. Все группы ДОО обеспечены игрушками и материалами для сюжетных игр. Имеются игрушки для режиссерской игры: маленькие куклы, одежда и предметы для оперирования с ними.

Уголки для игр детей зонированы, в атрибутике для каждого вида игр имеется необходимый набор игрового оборудования, как купленного в магазине, так и изготовленного руками педагогов. Имеются уголки ряжений, большие коробки с предметами – заместителями. Игрушки находятся в свободном доступе для детей и соответствуют возрасту детей. Игровое оборудование тщательно подобрано по тематике, соблюдаются правила пользования детьми игрушками, после игр они убираются на свое место.

Все воспитатели ДОО, по возможности, стараются обновлять предметно-развивающую среду и пополнять её новыми игрушками и пособиями. Однако при этом наблюдается недостаточное проявление инициативы и творческого поиска педагогов, отсутствие нестандартного мышления по обновлению предметно — развивающей среды.

2. Наблюдение за игровой деятельностью воспитанников разных возрастных групп:

При организации игровой деятельности в младшей группе воспитателем Харитоновой Е.А. было организовано несколько игр, которые гармонично сменяли друг друга. Педагог осуществляет руководство игровой деятельностью, в самостоятельной строительной деятельности поддерживает инициативу детей, если нужно корректирует их действия. В соблюдении структуры игры были недочеты: педагог упустил такие моменты, как мотивация и анализ результатов. Инструкции и объяснение правил игры были четкие, доступные и контролировались на протяжении всей игры. Материал для игр был заранее подготовлен.

Рекомендации: придерживаться структуры игры.

Организация сюжетно-ролевой игры в средней группе осуществлялась педагогом Туманян О.А. в групповой форме. Педагог организовал игру «Поездка в цветочный магазин», в ходе которой решались следующие социально-коммуникативные задачи: умение уступать друг другу, общаться со сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование позитивных установок к различным видам труда. Педагог был участником и партнером в игре, осуществлял соответствующий подбор игровых ролей, предложил тему для игры. Структура игры была соблюдена, однако мотивация детей больше напоминала целеполагание. Педагог недостаточно ориентировал детей друг на друга, больше использовал ориентировку на действия и правила. Не было создано условий для проявления детьми инициативы.

Рекомендации: активно использовать мотивацию детей; создавать условия для проявления инициативы, детского замысла, творческой выдумки; больше ориентировать детей на взаимодействие друг с другом.

В старшей группе воспитателем Сидоровой Е.Ф. была организована сюжетно-ролевая игра «Семья» с использованием строительного материала и игрушек. Педагог помог детям распределить роли, избегая конфликта, был участником и активным партнером в игре. В процессе игры педагогом были решены задачи социально-коммуникативного развития: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, формирование уважительного отношения к семье, чувство ответственности, эмпатии и отзывчивости; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Воспитатель, задавая вопросы, побуждает детей развивать сюжет, инициирует у них творческие действия. Не хватало ориентации детей друг на друга, на взаимодействие между собой. Дети больше были ориентированы на взаимодействие с педагогом, обращались к ней, перебивали друг друга. Некоторые дети были заняты в основном действиями с игрушками.

Рекомендации: ориентировать детей на взаимодействие друг с другом; стимулировать собственно-речевые умения детей.

Воспитатель подготовительной к школе группы Рогова Г.А. Организовала сюжетно-ролевую игру «Космонавты» в групповой форме. Качество организации и проведения игры было на высоком уровне: полностью была соблюдена структура игры, дети были замотивированы, воспитателем был внесен элемент неожиданности (письмо, пришедшее от Инопланетян), что всегда очень привлекает детей. В игре педагог выполнял наблюдательную и направляющую функцию, что стимулировало у детей самостоятельность, саморегуляцию поведения и, что самое важное необходимость общаться друг с другом и самостоятельно планировать свою деятельность, решать проблемные ситуации. Воспитатель переводит внимание ребенка с игрушек на взаимодействие с партнером, ориентирует детей друг на друга, стимулирует детей вносить интересные предложения, вовремя замечает назревающие конфликты, помогает детям решить их. На протяжении всей игры осуществляет обучение детей собственно-речевым умениям, технике безопасности, правилам поведения.

Анализ показал, что в каждой возрастной группе созданы условия для проведения дидактических игр. Просмотр дидактических игр показал, что воспитателями был подготовлен необходимый материал к запланированным играм, продумано размещение детей. Предложенные детям игры содержали основные структурные компоненты: дидактическую задачу, состоящую из игровой и обучающей; игровые правила; игровые действия; окончание игры, подведение итогов.

Всеми педагогами ДОО ведется постоянная и целенаправленная работа по обучению детей различным видам игр.

Вместе с тем, следует больше внимания уделять индивидуальной работе с воспитанниками при обучении их играм и проведении игр. Редко проводятся музыкально-дидактические игры. Не используется полностью время, отведённое на игровую деятельность.

3. Анализ планов воспитательно — образовательной работы педагогов на 2017 – 2018 учебный год показал, что игровая деятельность воспитанников в режиме дня планируется целенаправленно, систематически. Педагоги осуществляют работу по развитию сюжетно – ролевой игры в соответствии с ООП МБДОУ д/с «Колосок» ст.Красноярской, разработанной на основании программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, с использованием технологии игровой деятельности Н. Михайленко. Различные виды игр планируются на неделю в календарных (ежедневных) планах педагогов. В каждой группе имеются перспективные планы сюжетно-ролевых игр. Документация по календарным планам воспитателей ведется аккуратно.

Анализ планирования игровой деятельности во всех группах показал, что не всегда при планировании учитывается предшествующая и последующая деятельность детей, которая должна быть представлена в виде чтения художественной литературы, рассматривания картин, картинок, иллюстраций в книгах, на занятиях познавательного цикла, различных беседах, ситуациях, при ознакомлении с профессиями взрослых. А данные виды деятельности обогащают познавательный опыт детей, увеличивают их словарный запас. Игры-фантазии планируются в перспективном плане, а в календарном не отражаются. В задачах отсутствует обучение детей игровым действиям, что сказывается на содержании самой игры. Недостаточно уделяется внимание планированию индивидуальной, предшествующей работы с детьми, не раскрываются четко методические приемы организации игр. Кроме этого, не прослеживается взаимосвязь деятельности педагога и самостоятельной деятельности детей в процессе организации игр во вторую половину дня. Мало планируется музыкальных игр. Воспитатели почти не планируют организацию театрализованной игры.

4. Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам организации игровой деятельности детей осуществляется в соответствии с годовым планом ДОО и планом воспитательно-образовательной работы воспитателей групп. В родительских уголках имеется информация о значении игры в жизни ребенка (папки-передвижки, буклеты). Однако, в планах воспитательно — образовательной работы воспитателей групп недостаточно освещена работа с родителями по обучению детей различным играм, и игровой деятельности в целом.

На основании проведенного контроля можно сделать следующие выводы:

1. В группах созданы необходимые условия для развития игровой деятельности детей, но не всегда соблюдаются основные требования к организации предметной среды.

2. У воспитанников ДОО обнаруживаются достаточные знания и навыки для организации игровой деятельности в соответствии с возрастом детей. Однако уровень развития игровой деятельности детей в старшей группе не соответствует возрастным особенностям и требованиями ООП.

3. Имеются определенные недостатки в руководстве педагогами самостоятельной игровой деятельностью детей во второй половине дня.

4. Планирование осуществляется целенаправленно, систематически, в соответствии с требованиями реализуемой программы и с учётом возрастных особенностей детей. Недостаточно уделяется внимание планированию предшествующей и индивидуальной работы с детьми в ходе совместной игровой деятельности.

5. Мало планируется музыкальных дидактических игр. Воспитатели почти не планируют организацию театрализованной игры.

6. При организации работы с родителями по данной проблеме обращается мало внимания проведению совместных встреч по обмену опытом среди родителей.

По результатам контроля и сделанным выводам рекомендовано:

1. Работу по развитию игровой деятельности дошкольников:

— планировать в соответствии с программными требованиями, возрастными особенностями детей;

придерживаться структуры игры;

активно использовать мотивацию детей;

создавать условия для проявления инициативы, детского замысла, творческой выдумки;

больше ориентировать детей на взаимодействие друг с другом;

при распределении ролей обращать внимание на личностные особенности;

стимулировать собственно-речевые умения детей.

2. Продолжить работу по наполнению игровых зон бросовым материалом, предметами-заместителями. Срок – до 31.12.2017г.

3. Работу по развитию игровой деятельности дошкольников планировать в соответствии с программными требованиями, возрастными особенностями детей. Срок – постоянно.

4. Особое внимание уделять предшествующей и индивидуальной работе с детьми в процессе игровой деятельности: проводить предварительную работу перед обучением игровым действиям: беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, беседы о труде взрослых, о взаимоотношениях людей в быту и на работе. Срок – постоянно.

5. Рекомендовать воспитателям старшей группы для индивидуального изучения методическое пособие: «Организация сюжетной игры в детском саду» Н.Я. Михайленко. Срок – до 31.12.2017г.

6. Со старшими дошкольниками планировать обязательное изготовление и ремонт игровых атрибутов.

7. Работу с родителями проводить в тесном сотрудничестве. Использовать современные формы взаимодействия (встречи за круглым столом, просмотр видео, наглядные «журналы» и пр.). Срок – постоянно.

источник

Анализ игровой деятельности

Дата: 07.11.2016г . Группа: старшая № 4

Тема: сюжетно-ролевая игра «Магазин овощей и фруктов»

Количество детей: 15 чел. Воспитатель: Дымченко Наталья Борисовна

Присутствуют ли отрицательные качества:

Умеют ли дети решать коллективные задачи?

Правильно ли воспитатель понимает свою роль в руководстве игрой?

Развивается ли игровая деятельность с учётом уровня развития детей?

Обсуждается ли с детьми прошедшая игра?

Доступен ли игровой материал для пользования его детьми?

Имеет ли в игре отражение знаний о профессиях взрослых

Какие приёмы, побуждающие к началу игры, использовал воспитатель:

— подготовка оборудование к игре

— внесение нового оборудование

Изменяют ли предметно-игровую среду с учётом практического и игрового опыта?

Умеют ли ориентироваться в игровой задаче?

Проявляется ли во время игры новые варианты?

Проявляется ли творчество в создании игры (выбор темы)

Обсуждение с детьми и оценивание игры

Вывод : Организация игры соответствовала возрасту детей. Содержание и структура игры достаточно хорошо стимулировали детскую игру, педагог выступала в игре, как активный участник, также роль его менялась в зависимости характера игровой ситуации. Дети старались решать коллективные задачи игры, в начале игры чувствовалось скованность, затем игра набирала свой темп, где педагог стимулировала детскую познавательную активность. Воспитатель предлагала детям вопросы по игровой роли, сюжету.

Достаточное количество материала и игрового оборудования, всё разнообразно и легко трансформируемо: муляжи овощей и фруктов, кассы, чеки, прилавки, сумки, кошельки, форма охранника, форма фасовщиков, атрибуты для водителей и грузчиков, пакеты, весы и др.

Предложения: Педагогу продолжать развивать игровую деятельность детей в системе. Разнообразить игры более современного уровня. Продолжать знакомить детей с другими профессиями людей, соответственно грамотно изменять предметно-пространственную среду для практического игрового опыта детей.

Старший воспитатель: __________________ Л.А. Рожкова

Анализ игровой деятельности

Дата: 09.11.2016г . Группа: средняя № 8

Тема: дидактическая игра «Зоопарк»

Количество детей: 17 чел. Воспитатель: Евтушенко Елена Владимировна

Подбор игрушек и других материалов в соответствии с тематикой игр

Оказание помощи воспитателем в осуществлении игровых замыслов

Создание положительных эмоций

Присутствует ли информация, которая связана с содержанием отображаемой жизненной ситуации

Меняется ли в процессе игры игровая среда (игрушки- заместители, игровой материал)

Все ли задействованы в игре?

Умеют ли распределять роли?

Создаёт ли воспитатель проблемную ситуацию для выявления знаний о чём-либо?

Присутствуют ли отрицательные качества:

Умеют ли дети решать коллективные задачи?

Правильно ли воспитатель понимает свою роль в руководстве игрой?

Развивается ли игровая деятельность с учётом уровня развития детей?

Обсуждается ли с детьми прошедшая игра?

Доступен ли игровой материал для пользования его детьми?

Имеет ли в игре отражение знаний о профессиях взрослых

Какие приёмы, побуждающие к началу игры, использовал воспитатель:

— подготовка оборудование к игре

— внесение нового оборудование

Изменяют ли предметно-игровую среду с учётом практического и игрового опыта?

Умеют ли ориентироваться в игровой задаче?

Проявляется ли во время игры новые варианты?

Проявляется ли творчество в создании игры (выбор темы)

Обсуждение с детьми и оценивание игры

Вывод : Организация игры соответствовала возрасту детей. Содержание и структура игры достаточно хорошо стимулировали детскую игру, педагог выступала в игре, как активный участник, также роль его менялась в зависимости характера игровой ситуации. Достаточное количество материала и игрового оборудования, всё разнообразно и легко трансформируемо: резиновые игрушки, кассы, чеки, сумки, кошельки, форма охранника, атрибуты для водителей и грузчиков, пакеты, весы и др. В ходе игры проявлялись и ошибки, затруднения детей, их причины в том, что у детей недостаточно знаний и необходимых умений.

Предложения: Педагогу продолжать развивать игровую деятельность детей в системе. Разнообразить игры более современного уровня. Продолжать знакомить детей с другими профессиями людей, соответственно грамотно изменять предметно-пространственную среду для практического игрового опыта детей, обогащать опыт детей, формировании новых знаний, умений и навыков в процессе игровой деятельности

Читайте также:  Анализ воспитанности детей в семье

Старший воспитатель: __________________ Л.А. Рожкова

Воспитатель: _________________ Е.В. Евтушенко

Контроль и оценка организации и проведения игровой деятельности в реализации ФГОС ДО

Ф.И.О. педагога: Зюзько Раиса Ивановна

Должность: воспитатель средней группы № 9

Образование: среднее специальное (педагогическое)

Квалификационная категория: I категория

Условия для игры, созданные педагогом в помещении или на участке детского сада.

Задействовано всё помещение группы, используется яркие, эстетически выполненные атрибуты руками педагога.

Приобрести игрушкисоответствующие ФГОС ДО

Подбор игрового материала и оборудования, соответствие требованиям СанПиН и возрасту детей, достаточность игровых материалов в группе.

Игрушки динамично (воздействовать, производить действия с ней), обеспечивающей возможность многопланового использования ее в игре.

Недостаток игрушек для мальчиков

Выделить игровую зону для мальчиков

Виды, характер и содержание игр, преобладающих в данной группе.

Среднее количество детей, включающихся в игры каждого вида, устойчивость состава детей в игровых подгруппах

Включаются в игру все дети, группируются на небольшие группы, в группах есть девочки и мальчики.

Средняя продолжительность игр

Правильно распределить время детской деятельности

Особенности руководства играми со стороны воспитателя:

— создание игровой мотивации (используемые методы и приёмы);

— учёт интересов и индивидуальных особенностей детей;

— помощь выборе игры или игрушек;

— создание спокойного, радостного настроения, условий для индивидуальных игр и игр небольшими группами; в игру в качестве

— помощь в развёртывании игровых замыслов;

— вовлечение в игры малодеятельных и замкнутых детей.

Действенность приёмов руководства.

Воспитатель направляет детскую самодеятельность, сам участвует, знакомит дошкольников с новой игрой. Если они играют в разные виды игр, воспитательные задачи разнообразнее и индивидуализируются .

Чтобы правильно организовать руководство играми, воспитатель, изучив игровые интересы и уровень развития творческих игр своих детей, составить перспективный план развития игр в месяц, квартал, полугодие, год, указав темы игр, объем и пути их развития.

Преобладающая форма организации игры, её соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Дети сами создают, изменяют, приспосабливают правила для своих действий, решают, нужны ли они. В дидактических играх игровое действие всегда связана с заранее установленными правилами.

Включение воспитателя в игру в качестве:

— ведущего руководителя игры;

Воспитатель равноправный партнёр.

Регуляция педагогом игровых взаимоотношений детей, разрешения и предотвращения конфликтов

Самостоятельность детей при постановке игровых задач выясняется во время наблюдений или путем предложения игровых проблемных ситуаций. Например, если будет замечено, что кто-то из детей не ставит игровую задачу, а воспитатель не оказывает ему своевременную помощь, то этому ребенку ставится игровая задача в косвенной формулировке, его внимание обращается на какую-нибудь игрушку:

Деятельность детей, не участвующих в игре, причины;

Организация завершения игры

Педагог за несколько минут сообщает детям об окончании игры, для того, чтобы дети могли до минимума свернуть игровой сюжет, игру с правилами

Ни в коем случае не стоит навязывать что-то детям, вызывая тем самым у них сопротивление, выход из игры или ее прекращение. Здесь уместны будут вопросы, советы, рекомендации.

Оценка деятельности детей в игре (критерии, характер, форма, содержание, объективность. Эмоциональность)

Ошибки и затруднения детей в игре, их причины (недостаток знаний, отсутствие знаний, внимания, необходимых умений)

Недостаток знаний и умений. Низкий познавательный интерес

Обогащения опыта детей, формирование новых знаний, умений и навыков в процессе игровой деятельности

Замысел игры у ребенка возникает преимущественно по собственной инициативе, только в некоторых случаях взрослый ему приходит на помощь. В игре он отображает знакомые события, комбинируя их между собой. Заинтересовавшие события может повторять в игре многократно.

. Ролевые способы менее сформированы. Ролевые действия разнообразные, но не выразительные. Они сопровождаются ролевыми высказываниями. Ролевая беседа не возникает. Ребенок вступает в кратковременное взаимодействие со взрослым и со сверстниками.

Работа педагога по воспитанию у детей бережного отношения к игрушкам, формированию умения и потребности убирать игрушки после игры на место.

Педагог постепенно сообщает детям об окончании игры. Дети распределяют своё время на окончание и уборку игрового материала. У детей хорошо сформированы навыки самостоятельности и ответственности к уборки игрушек. Дети достаточно хорошо знают место той игрушки, которой он играл.

Хотя воспитатель акцентирует внимание детей на постоянном месте какой-либо игрушки, главное игрушка целая и убрана с общей площади группы.

Выводы: У воспитанников средней группы опыт игровой деятельности значительно больше, они приносят игрушки из дома, разнообразят и усложняют игры. Дети быстро понимают друг друга, воплощая свой замысел. Игры и игрушки формируют чувства малышей, следовательно, детям следует предоставить широкие возможности играть во все, что им хочется. Воспитатель грамотно корректирует игру, не нарушая ее, сохраняя ее самодеятельный и творческий характер, непосредственность переживаний, веру ребенка в правдивость того, что происходит.

Рекомендации: В оспитателю следует так рационализировать педагогический процесс, чтобы организовать игру детей в эффективных формах, активно влиять на ее ход и взаимоотношения детей. Между занятиями следует подбирать игры, которые предусматривают незначительное умственное напряжение — с мелкими игрушками, мячом, несложным конструктором. Нет нужды слишком регламентировать эти игры, но желательно, чтобы они давали ребенку возможность двигаться. В перерывах между занятиями следует избегать игр всей группой. Это утомляет детей.

Контроль и оценка организации и проведения игровой деятельности в реализации ФГОС ДО

Ф.И.О. педагога: Лепёхина Светлана Владимировна

Должность: воспитатель подготовительной группы № 9

Образование: среднее специальное (педагогическое)

Квалификационная категория: I категория

источник

Приложение 1

ВАРИАНТЫ АНАЛИЗА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Схема анализа игровой деятельности.

1. Подготовка воспитателя к игровой деятельности.

2. Виды игр, их роль и место в воспитательной работе с группой.

3. Особенности игрового материала в каждой возрастной группе и его расположение.

4. Условия для игр: наличие игр, игрового материала; сколько времени было отведено для игр.

5. Начало игровой деятельности, возникновение сюжет­но-ролевой игры.

6. Тематика игр, их содержание, длительность, отноше­ние детей к различным видам игр.

7. Состояние игровых навыков и умений. Культура игры.

8. Как воспитатель использует игровую деятельность для формирования нравственных черт, характера, моральных, волевых качеств личности (прием руководства, использова­ние игры как средства нравственного воспитания).

9. Приемы руководства разным видами игр.

Вопросы для анализа сюжетно-ролевых игр воспитателя.

1. По чьей инициативе возникла игра?

2. Планировали ли дети заранее ее ход?

3. Сколько детей участвовало в игре?

4. Какие роли были и как они распределялись?

5. Какие игровые действия выполняли дети в соответствии с ролями?

6. Чему отдавали предпочтение дети во время игры; действиям с предметами или взаимоотношениям с людьми?

7. Какие новые игровые ситуации были придуманы в ходе игры?

8. Сколько времени продолжалась игра?

9. Связана ли данная игра с другими играми детей?

10. Как окончилась игра: организованно или неожиданно? Обсуждали ли дети ход игры после ее окончания?

11. Самостоятельны ли дети в развитии игры, или она развивалась при участии воспитателя?

12. Соответствует ли игра возрасту детей?

13. Каков уровень развития игровой деятельности детей?

14. Как Вы спроектируете дальнейшее развитие игровой деятельности?

15. Какие взаимоотношения между детьми вы наблюдали?

16. Как проходило распределение ролей?

17. Сколько детей участвовало в игре? Кто решал вопрос о приеме в игру?

18. Выходили ли дети из игры в ходе ее и почему?

19. Возникали ли конфликты в процессе распределения ролей? Кем и как они

20. Как Вы спланируете работу воспитателя по Формированию взаимоотношений детей в игре?

21. Взаимоотношения педагога и ребенка.

22. Связь данного мероприятия с другими видами деятельности.

Анализ наблюдения игровой деятельности детей

Приемы руководства сюжетно-ролевыми играми, использованные воспитателем.

1. Какие приемы использовал воспитатель для развития сюжетно-ролевой игры;

— расширял представления детей (путем рассказов, чте­ния книги, рассматривания иллюстраций, проведения дидактической игры);

— интересовался: «Во что играете?»;

— предлагал новые игровые действия;

— вносил дополнительное оборудование или предлагал его изготовить вместе с детьми;

— предлагал новые игровые ситуации;

— давал прямые указания к действию: «Покорми куклу», «Крути руль»;

— задавал вопросы, которые направляли развитие игры;

— брал на себя главную (второстепенную) роль и таким образом направлял игру;

2. Какие приемы использовал воспитатель для формиро­вания взаимоотношения детей во время игры?

— вовлекал робких, застенчивых детей в игру (путем пря­мого предложения «Возьми поиграть», путем введения новой роли);

— сам организовывал вокруг себя коллектив для игры;

— побуждал детей самостоятельно договариваться (о рас­пределении ролей, об игрушках);

— предупреждал или устранял возникающие конфликты (из-за игрушек, из-за ролей, из-за выполнения правил);

— побуждал детей объединять разные игры между собой;

— использовал какие-то другие приемы.

Игровая деятельность детей во 2-ой половине дня.

1. Подготовка воспитателя и игровой деятельности.

2. Виды игр, их роль и место в воспитательной работе с группой.

3. Особенности игрового материала в каждой возрастной группе и его расположение.

4. Условия для игр: наличие игр, игрового материала; сколько времени было отведено для игр.

5. Начало игровой деятельности, возникновение сюжет­но-ролевой игры.

6. Тематика игр, их содержание, длительность, отноше­ние детей к различным видам игр.

7. Состояние игровых навыков и умений. Культура игры.

8. Как воспитатель использует игровую деятельность для формирования нравственных черт, характера, моральных, волевых качеств личности (прием руководства, использова­ние игры как средства нравственного воспитания).

9. Приемы руководства разными видами игр.

Настольно-печатные игры.

1. Название игры. К какому виду настолько-печатных игр она относится.

2. Воспитательно-образовательная ценность игры.

3. В какой группе может быть использована и почему?

4. Объясните правила игры и придумайте новый вариант игр.

Схема анализа детской игры.

1. Доставила ли игра детям радость?

2. Причины достигнутого результата — подготовка к игре:

— планирование игры (соответствует ли программное содержание возрасту и уровню развития детей, отражено ли в программном содержании комплексное руководство игрой;

— создание условий (какое время отведено в режиме дня, есть ли специальное место в группе, как оборудована игра);

— по чьей инициативе возникла игра;

— имел ли место подготовительный период игры в соответствии с возрастом;

— самостоятельны ли дети во время игры или игра развивается при участии воспитателя;

— в чем заключалось руководство игрой со стороны воспитателя (приемы, направления);

— не подавлял ли воспитатель детей своим вмешательством?

— деятельность детей в игре;

— как решалась задача по развитию у детей творчества, инициативы, фантазии;

— как была закончена игра — организованно или неожиданно;

3. Как бы Вы руководили этой игрой?

Игры со строительным материалом.

1. Соответствие поставленных задач возрастным особенностям детей.

2. Какая подготовительная работа проводилась перед игрой, её целесообразность?

3. Какой строительный материал использовался в игре (специально созданный, природный, подсобный).

4. Методы и приёмы стимулирования и мотивации к игре.

5. Эффективность методических приёмов, используемых в ходе игры и для её завершения.

6. Какой вид конструирования использовался в процессе игры, его соответствие возрасту, целесообразность:

9. Какие условия были созданы для обыгрывания построек.

10. Воспитательная направленность игры.

ПРИМЕР ПЛАНА-КОНСПЕКТА ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

Тема: Парикмахерская

Возраст: средняя группа.

Программное содержание:

Образовательная: расширить знания детей об общественной жизни, о профессии, назначении профессии парикмахер; совершенствовать умения детей придумывать и развивать действия в игре;

Развивающая: способствовать развитию у детей творческого потенциала в придумывании сюжета игры, развивать тем самым интерес к обогащению игрового сюжета, привлечению большего числа детей в игру;

Воспитательная: воспитывать положительное отношение к профессиям, к действия и результатам в игре, формировать доброжелательные отношения в группе, способствовать сплочению коллектива и игре «вместе»;

Задачи по развитию игры:

Формировать умение изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров; намечать игровую роль и обозначать её для партнёров в процессе развёртывания игры; самостоятельно действовать в соответствии с игровым замыслом, умение подбирать место, подбирать игрушки, атрибуты, объединять несколько игровых действий в один сюжет; развивать сюжет на основе полученных знаний.

Задачи нравственного воспитания: развивать умение считаться с интересами товарищей, оказывать посильную помощь; развивать умение объективно оценивать действия партнёров, подчинять своё поведение правилам, бесконфликтно распределять роли, проявлять дружелюбные взаимоотношения.

Методы приемы:

рассказ с показом иллюстраций, беседа, показ действий расчесывания, приведения в порядок кукол в группе в индивидуальной работе, создание предметно-игровой среды, внесение игрового материала, опосредованное руководство игрой.

Оборудование:

Фотографии парикмахера за работой, иллюстрация с Петей и Серёжей (для чтения стихотворения С. Маршака), уголок парикмахера, расчески, флакончики, использование предметов-заместителей (кубики, палочки. ), телефон, телевизор игрушечный, каталог причесок.

Словарная работа:

Щипцы, виды стрижек, химическая завивка, косметолог, визажист.

Парикмахер, помощники, посетители, косметологи, массажисты.

Основные сюжетные линии:

Выбор действий детьми (причёсывание, стрижка, мытьё головы, завивка, окраска и др.)

Приглашение посетить другие виды услуг: визажист.

Привлечение новых ролей, действий в игру: подметать пол, поездка за новыми красками, ножницами.

По телевизору сообщается об открытии новой парикмахерской:

«Внимание! Внимание! В нашей группе детского сада открылась новая парикмахерская, в ней работают специалисты своего дела! Они с удовольствием примут всех желающих!

· создание причёсок на праздники, на каждый день;

· в скором будущем парикмахерская планирует открыть и косметический салон, и массажный кабинет.

Не забывайте, что можно записаться на услуги и по телефону: 3-44-55

Новая парикмахерская ждёт Вас!

Внимание! В новую парикмахерскую требуются специалисты:

— Парикмахер в женский и мужской зал

обращаться к новому директору – Марии Петровне»

Распределение ролей: ребята самостоятельно проявляют интерес и устраиваются на работу. Косвенное руководство может заключаться в предложении пройти практику рядом со специалистом; просить директора заместить сотрудника, который в отпуске по визажу.

Читайте также:  Анализ воспитания детей дошкольного возраста

На улице в окно стучит клоун, просит пустит внутрь! Заходит и сообщает, что пришёл по объявлению об открытии новой парикмахерской. Говорит о том что не успел причесаться, а ведь у него выступление в цирке сегодня! Просит выручить детей.

Ребята предлагают сделать причёску, клоун подсказывает действия — он хочет покрасить волосы, подстричься. Давая пояснения парикмахеру, дети наблюдают, выполняют свои роли, придумывают новые.

Клоун благодарит парикмахеров. Расплачивается. Предлагает всем детям сделать красивые озорные причёски, т.к. он их приглашает в цирк.

Отмечает работу мастеров, красивые причёски. По окончании сюжетно-ролевой игры с ребятами клоун проводит различные игры, показывает фокусы, играют.

Во II половину дня в группу приходит письмо от клоуна! В нём он благодарит парикмахеров за отличную работу. Причёска всем зрителям понравилась. И предлагает сделать журнал — придумать и нарисовать причёски, макияж, костюм для праздников.

Тропка мерзнет вдоль опушки,

Ребята, сегодня мы с вами будем играть в сказку « Заюшкина избушка». Мы с вами много раз уже читали эту сказку. содержание вы все знаете. Скажите пожалуйста, какие главные герои в этой сказке? Правильно, лиса, заяц и петух. А какие персонажи еще есть в этой сказке? Правильно, собаки, волк, медведь, бык.

Лисой у нас будет Эльвина, заяц – Аделина, петух – Раиль, собаки – Егор и Айрат, медведь – Амир, бык – Марсель, а волк – Алёша. Возьмите свои маски. Я буду автором и билетером, а остальные дети – зрители, возьмите деньги.

Так, зрители покупайте билеты! Один билет стоит 100 рублей! И не забываем о правилах поведения в театре! Кто мне напомнит? Лера, скажи пожалуйста! Правильно, не разговаривать, сидеть красиво!

Присаживайтесь на свои места, итак, сказка начинается!

Автор: Жили-были лиса да заяц. У лисы избушка ледяная, а у зайца — лубяная. Вот лиса и дразнит зайца:

— У меня избушка светлая, а у тебя темная! У меня светлая, а у тебя темная!

Автор: Пришло лето, у лисы избушка растаяла. Лиса и просится к зайцу:

— Пусти меня заюшка, хоть на дворик к себе!

Заяц: — Нет, лиска, не пущу: зачем дразнилась?

Автор: Стала лиса пуще упрашивать. Заяц и пустил ее к себе на двор.

На другой день лиса опять просится:

Лиса: — Пусти меня, заюшка, на крылечко.

Заяц: — Нет, не пущу: зачем дразнилась?

Автор: Упрашивала, упрашивала лиса, согласился заяц и пустил лису на крылечко. На третий день лиса опять просит:

Лиса:— Пусти меня, заюшка, в избушку.

Заяц: — Нет, не пущу: зачем дразнилась?

Автор: Просилась, просилась лиса, пустил ее заяц в избушку.

Прошел день, другой — стала лиса зайца из избушки гнать:

Лиса: — Ступай вон, косой! Не хочу с тобой жить!

Автор: Так и выгнала. Сидит заяц и плачет, горюет, лапками слезы утирает. Бегут мимо собаки:

Собаки: — Тяф, тяф, тяф! О чем, заинька, плачешь?

Заяц: — Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. избушка у лисы растаяла. Попросилась она ко мне, да меня же и выгнала.

— Не плачь, зайчик, — говорят собаки. — мы ее выгоним.

Собаки: — Тяф, тяф, тяф! Пойди, лиса, вон!

— Как выскочу, как выпрыгну — пойдут клочки по закоулочкам!

Испугались собаки и убежали. Опять сидит зайчик и плачет. Идет мимо волк:

— Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. избушка у лисы растаяла. Попросилась она ко мне, да меня же и выгнала.

— Не плачь, зайчик, — говорит волк, — я ее выгоню.

— Нет, не выгонишь! Собаки гнали — не выгнали, и ты не выгонишь.

Пошел волк к избе и завыл страшным голосом:

— Уыыы. Уыыы. Ступай, лиса, вон!

— Как выскочу, как выпрыгну — пойдут клочки по закоулочкам!

Вот заинька опять сидит и плачет. Идет старый медведь:

— Как же мне, медведушко, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. избушка у лисы растаяла. Попросилась она ко мне, да меня же и выгнала.

— Не плачь, зайчик, — говорит медведь, — я ее выгоню.

— Нет, не выгонишь! Собаки гнали, гнали — не выгнали, серый волк гнал, гнал — не выгнал. И ты не выгонишь.

Пошел медведь к избушке и зарычал:

— Как выскочу, как выпрыгну — пойдут клочки по закоулочкам!

Опять сидит заяц и плачет. Идет петух, несет косу.

— Ку-ка-ре-ку! Заинька, о чем ты плачешь?

— Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. избушка у лисы растаяла. Попросилась она ко мне, да меня же и выгнала.

— Не горюй, заинька, я тебе лису выгоню.

— Нет, не выгонишь! Собаки гнали — не выгнали, серый волк гнал, гнал — не выгнал, старый медведь гнал, гнал — не выгнал. И ты не выгонишь.

Пошел петух к избушке: — Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косуна плечах: хочу лису посечи, пошла лиса с печи!

Услыхала лиса, испугалась и говорит: — Одеваюсь.

Петух опять: — Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косуна плечах: хочу лису посечи, пошла лиса с печи!

А лиса говорит: — Шубу надеваю.

Петух в третий раз: — Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косуна плечах: хочу лису посечи, пошла лиса с печи!

Испугалась лиса, соскочила с печи — да бежать. А заюшка с петухом стали жить да поживать.

Вот и конец сказки! Актеры, выйдите все вместе и поклонитесь! Зрители что должны делать? Правильно, хлопать! Давайте поаплодируем нашим « артистам».

Зрители, вам понравилось? А чья игра вам больше всех понравилась? Почему? А кто думает по другому?

Молодцы, ребята, мне все ребятки понравились, все вошли в свою роль, как настоящие актеры! Всем Спасибо!

Приложение 3

Вопросы для анализа игровых технологий в ДОУ

1. Виды игр, их роль и место в воспитательной работе с группой.

2. Особенности игрового материала в каждой возрастной группе и его расположение: проанализировать игровые уголки в группе.

3. Условия для игр: наличие игр, игрового материала.

Вопросы для анализа трудового процесса.

  1. Имел ли труд детей практическую значимость.
  2. Соответствие поставленных задач требованиям программы, а также содержанию работы и особенности участников.

3. Насколько формы организации детей (для коллективной работы — формы объединения) отвечают уровню развития их трудовой деятельности и опыту.

4. Воспитательное значение приемов постановки и мотивации цели:

а) эффективность данных приемов для убеждения в необходимости и значимости работы;

б) воздействие на чувства детей, выражающее стремление добиться поставленной цели;

в) насколько приемы педагога учат самостоятельно определять необходимость работы.

5. Воспитание в процессе планирования?

а) какой способ планирования выбран педагогом (действие дошкольников по плану, предложенному воспитателем, планирование по вопросам, планирование — рассказ); соответствует ли он опыту детей;

б) охватывает ли содержание плана все этапы планирования (организацию работы, последовательность и способы исполнения), предусматривает ли самоконтроль;

в) в коллективном планировании оцените, как и в чем проявляются дружеские отношения между детьми, как педагог побуждает их к этому;

г) в словесном планировании дайте оценку детской речи.

6. Воспитание в процессе выполнения работы:

а) оцените, насколько педагогически оправдано участие воспитателя в работе детей;

б) какие нравственно-волевые качества проявляются у дошкольников и как педагог способствует закреплению положительных проявлений, как побуждает к ним;

в) насколько приемы педагога способствуют решению поставленных воспитательных задач в данном трудовом процессе;

г) оцените трудовые навыки детей с точки зрения их рациональности, целесообразности последовательности действий; как педагог совершенствует навыки.

7. Оценка детской деятельности;

а) отношение детей к результату деятельности, степень адекватности полученным результатам;

б) к каким дружеским проявлениям побуждает детей педагог при оценке работы товарищей, какими приемами;

в) насколько самостоятельны дети в оценке своей работы, товарищей;

г) соответствует ли содержание оценки поставленным воспитательным задачам;

д) какими приемами формируется у детей умение оценивать; побуждает ли педагог находить причины неудач, ошибок.

Приложение 4

Часть: Заключительная

— Давайте поиграем в игру «Угадаем, что сделаем»

Дети с воспитателем ходят по кругу, приговаривают:

Мы с тобой трудиться будем ,

По окончании слов все останавливаются. Воспитатель показывает какое-либо движение. (стирает, гладит, выжимает, встряхивает. Развешивает, дети повторяют, отгадывают действие, называя его.

Приложение № 5

Приложение 1

ВАРИАНТЫ АНАЛИЗА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Схема анализа игровой деятельности.

1. Подготовка воспитателя к игровой деятельности.

2. Виды игр, их роль и место в воспитательной работе с группой.

3. Особенности игрового материала в каждой возрастной группе и его расположение.

4. Условия для игр: наличие игр, игрового материала; сколько времени было отведено для игр.

5. Начало игровой деятельности, возникновение сюжет­но-ролевой игры.

6. Тематика игр, их содержание, длительность, отноше­ние детей к различным видам игр.

7. Состояние игровых навыков и умений. Культура игры.

8. Как воспитатель использует игровую деятельность для формирования нравственных черт, характера, моральных, волевых качеств личности (прием руководства, использова­ние игры как средства нравственного воспитания).

9. Приемы руководства разным видами игр.

Вопросы для анализа сюжетно-ролевых игр воспитателя.

1. По чьей инициативе возникла игра?

2. Планировали ли дети заранее ее ход?

3. Сколько детей участвовало в игре?

4. Какие роли были и как они распределялись?

5. Какие игровые действия выполняли дети в соответствии с ролями?

6. Чему отдавали предпочтение дети во время игры; действиям с предметами или взаимоотношениям с людьми?

7. Какие новые игровые ситуации были придуманы в ходе игры?

8. Сколько времени продолжалась игра?

9. Связана ли данная игра с другими играми детей?

10. Как окончилась игра: организованно или неожиданно? Обсуждали ли дети ход игры после ее окончания?

11. Самостоятельны ли дети в развитии игры, или она развивалась при участии воспитателя?

12. Соответствует ли игра возрасту детей?

13. Каков уровень развития игровой деятельности детей?

14. Как Вы спроектируете дальнейшее развитие игровой деятельности?

15. Какие взаимоотношения между детьми вы наблюдали?

16. Как проходило распределение ролей?

17. Сколько детей участвовало в игре? Кто решал вопрос о приеме в игру?

18. Выходили ли дети из игры в ходе ее и почему?

19. Возникали ли конфликты в процессе распределения ролей? Кем и как они

20. Как Вы спланируете работу воспитателя по Формированию взаимоотношений детей в игре?

21. Взаимоотношения педагога и ребенка.

22. Связь данного мероприятия с другими видами деятельности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

источник

Морозова Наталья
Аналитическая справка по результатам предварительного контроля «Организация игровой деятельности»

В соответствии с годовым планом работы МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 167» на 2018-2019 учебный год, с 15 октября по 19 октября 2018 года, был проведен предварительный контроль «Организация игровой деятельности (использование игровых приемов и методов».

Цель контроля: изучить условия, созданные в группах для развития игровой деятельности, реализации интересов детей в разных формах игры, организации игровой деятельности, соблюдения структуры игры, умение педагогов руководить игрой дошкольников.

Вопросы для анализа:

1. Выполнение санитарно-гигиенических требований;

2. Создание условий для игровой деятельности детей;

3. Готовность педагога к руководству игрой;

4. Приемы воздействия педагога на игровую деятельность детей;

5. Соблюдение методики проведения игры;

6. Взаимосвязь игры с другими видами деятельности;

7. Наблюдение игры воспитателем, анализ, оценка уровня развития игровой деятельности детей.

В ходе контроля выявлено:

Во всех возрастных группах при организации игровой деятельности санитарно-гигиенические требования выполнены в соответствии с требованиями СанПиН.

Воспитатели и специалисты в достаточной мере владеют особенностями организации игровой деятельностью в каждой возрастной группе. Объясняется это тем, что все воспитатели имеют педагогическое образование. Тому способствовали и консультации, открытые занятия, семинарские занятия по данной теме. Но не все применяют на практике полученные знания. Условия для игр созданы во всех группах. Имеются игровые зоны, такие уголки как парикмахерская, магазин, больница, атрибуты имеются, но в недостаточном количестве.

Во всех возрастных группах игры планируются систематично. Рекомендации по планированию необходимого количества игр, тематическом разнообразии, соответствии целей к играм относительно возрастных особенностей учитываются и выполняются педагогами.

Педагоги во всех возрастных группах помогают детям распределить роли, избегая конфликта. В процессе игры педагогами решаются задачи социально-коммуникативного развития: осуществляется усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, формирование уважительного отношения к семье, чувство ответственности, эмпатии и отзывчивости; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Воспитатели, задавая вопросы, побуждают детей развивать сюжет, инициируют у них творческие действия. Не хватало ориентации детей друг на друга, на взаимодействие между собой.

Взаимосвязь с другими видами деятельности осуществлялась.

Было отмечено, что распределением ролей владеют не все дети – просто вклиниваются в игру и, если играющие не возражают, играют согласованно с ними или параллельно. Активно используются предметы-заместители. Дети играют увлеченно и с желанием, хорошо ориентируются в игровом пространстве группы. Дети испытывают чувство ответственности за выполнение порученных ролей. Но без подсказок педагога сюжет игры развивается не всегда, дети увлекаются одним игровым действие, представляющим для них интерес. В основном воспитатели и специалисты ведут наблюдение за игрой, анализируют, оценивают уровень развития игровой деятельности.

Читайте также:  Анализ воспитания детей в приемных семьях

Рекомендации и предложения:

1. Педагогам всех возрастных групп и специалистам придерживаться структуры игры, активно использовать мотивацию детей, создавать условия для проявления инициативы, детского замысла, творческой выдумки, больше ориентировать детей на взаимодействие друг с другом, при распределении ролей обращать внимание на личностные особенности, стимулировать собственно-речевые умения детей.

2. Воспитателю младшей группы «Акварелька») проводить итог в конце игры, поощрять детей за активность, целеустремленность.

3. Воспитателю старшей группы «Василек») не отвечать и не выполнять задания за детей, побуждать их к самостоятельному развертыванию сюжета, распределению ролей.

Составила и проверила старший воспитатель Н. А. Морозова

Аналитическая справка по результатам обследования образовательной деятельности МБДОУ Аналитическая справка по результатам обследования образовательной деятельности МБДОУ д/с № 10 «Мишутка» г. Карачева за 2016-2017 у/г. На.

Аналитическая справка по результатам анкетирования родителей Аналитческая записка по результатам анкетирования родителей аттестация Ильиной Натальи Николаевны-результаты анкетирования родителей «Оценка.

Аналитическая справка по результатам контроля «Адаптация детей 2–3 лет к условиям детского сада» На основании Приказа заведующего № 68 от 06.10.2017 года и в соответствии с Годовым планом работы на 2015-2016 учебный год старшим воспитателем.

Аналитическая справка по результатам мониторинга Мониторинг проводился с подгруппой детей с нарушениями речи с 10.05.17 по 31.05.17 г. по следующим направлениям: -развитие словаря; -состояние.

Аналитическая справка по результатам тематического контроля Аналитическая справка по результатам тематического контроля «Выстраивание индивидуальной образовательной траектории развития ребёнка (ИОТР).

Аналитическая справка по результатам тематического контроля «Художественно-эстетическое воспитание детей в старших группах» Аналитическая справка по результатам тематического контроля «Художественно-эстетическое воспитание детей в старших группах» (театральная.

Аналитическая справка по результатам тематического контроля «Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста» Аналитическая справка по результатам тематического контроля «Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста в интеграции.

источник

Методическая разработка пригодится воспитателям ДОУ

АНАЛИЗ, ДИАГНОСТИКА И ПЛАНИРОВАНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Алексеенко Яна Валериевна.

Варианты анализа игровой деятельности

Диагностика игровой деятельности дошкольников

Планирование игровой деятельности дошкольников

Игра – один из видов человеческой деятельности, способ самовыражения человека. Для ребенка игра имеет особое значение. Принято называть ее спутником детства. Игра выступает как ведущая деятельность, как важное средство воспитания.

Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативности? Как чередовать игры и распределять детей в групповой комнате, на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая друг другу? Как устранять возникающие между нами конфликты и недоразумения? От умения быстро решить эти вопросы зависит всестороннее воспитание детей, творческое развитие каждого ребенка.

Развитие самостоятельной деятельности детей зависит от содержания и формы непосредственного общения педагога с каждым ребенком. Это общение, какими бы педагогическими приемами оно не осуществлялось, должно протекать в форме равноправного доброжелательного сотрудничества взрослого с детьми. Оно должно направлять малышей на самостоятельное воспроизведение знаний, умений, способов действия с предметами, полученное на занятиях и в совместной деятельности со взрослым. Педагогуследует поощрять проявление активности, инициативы и выдумки детей. Если воспитатель сам умеет и любит играть, он понимает настроение играющих, общается с ними искренне, заинтересованно, не пользуется стандартными заученными фразами и словами.

Планирование системы педагогических мероприятий, с одной стороны, должно направлять детей на отображение в игре разнообразных, новых для них явлений окружающей действительности, с другой стороны, усложняет способы и средства воспроизведения этой действительности.

Знания детей об окружающей жизни, полученные из разных источников, определяют содержание игровых задач, и от них зависит формирование самой игры.

Расширение знаний детей предусматривается на занятиях или во время специальных наблюдений. При этом устанавливается связь между прошлым опытом детей и новыми знаниями. Приобретенные сведения и впечатления детей учитываются при планировании воспитательной работы по руководству игрой.

Планирование такой сложной деятельности, как игра, представляет затруднения у многих педагогов, особенно начинающих. Кроме того, при анализе и самоанализе педагогического процесса педагоги также нередко испытывают трудности.

Все вышесказанное определило цель создания данных методических рекомендаций: помощь воспитателям ДОУ в планировании, диагностике и анализе различных видов игровой деятельности детей.

1. ВАРИАНТЫ АНАЛИЗА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Схема анализа игровой деятельности.

1. Подготовка воспитателя к игровой деятельности.

2. Виды игр, их роль и место в воспитательной работе с группой.

3. Особенности игрового материала в каждой возрастной группе и его расположение.

4. Условия для игр: наличие игр, игрового материала; сколько времени было отведено для игр.

5. Начало игровой деятельности, возникновение сюжет­но-ролевой игры.

6. Тематика игр, их содержание, длительность, отноше­ние детей к различным видам игр.

7. Состояние игровых навыков и умений. Культура игры.

8. Как воспитатель использует игровую деятельность для формирования нравственных черт, характера, моральных, волевых качеств личности (прием руководства, использова­ние игры как средства нравственного воспитания).

9. Приемы руководства разным видами игр.

Вопросы для анализа сюжетно-ролевых игр воспитателя.

1. По чьей инициативе возникла игра?

2. Планировали ли дети заранее ее ход?

3. Сколько детей участвовало в игре?

4. Какие роли были и как они распределялись?

5. Какие игровые действия выполняли дети в соответствии с ролями?

6. Чему отдавали предпочтение дети во время игры; действиям с предметами или взаимоотношениям с людьми?

7. Какие новые игровые ситуации были придуманы в ходе игры?

Э. Сколько времени продолжалась игра?

9. Связана ли данная игра с другими играми детей?

10. Как окончилась игра: организованно или неожиданно? Обсуждали ли дети ход игры после ее окончания?

11. Самостоятельны ли дети в развитии игры, или она развивалась при участии воспитателя?

12. Соответствует ли игра возрасту детей?

13. Каков уровень развития игровой деятельности детей?

14. Как Вы спроектируете дальнейшее развитие игровой деятельности?

15. Какие взаимоотношения между детьми вы наблюдали?

16. Как проходило распределение ролей?

17. Сколько детей участвовало в игре? Кто решал вопрос о приеме в игру?

18. Выходили ли дети из игры в ходе ее и почему?

19. Возникали ли конфликты в процессе распределения ролей? Кем и как они

21. Взаимоотношения педагога и ребенка.

22. Связь данного мероприятия с другими видами деятельности.

Анализ наблюдения игровой деятельности детей

Приемы руководства сюжетно-ролевыми играми, использованные воспитателем.

1. Какие приемы использовал воспитатель для развития сюжетно-ролевой игры;

— расширял представления детей (путем рассказов, чте­ния книги, рассматривания иллюстраций, проведения дидактической игры);

— интересовался: «Во что играете?»;

— предлагал новые игровые действия;

— вносил дополнительное оборудование или предлагал его изготовить вместе с детьми;

— предлагал новые игровые ситуации;

— давал прямые указания к действию: «Покорми куклу», «Крути руль»;

— задавал вопросы, которые направляли развитие игры;

— брал на себя главную (второстепенную) роль и таким образом направлял игру;

2. Какие приемы использовал воспитатель для формиро­вания взаимоотношения детей во время игры?

— вовлекал робких, застенчивых детей в игру (путем пря­мого предложения «Возьми поиграть», путем введения новой роли);

— сам организовывал вокруг себя коллектив для игры;

— побуждал детей самостоятельно договариваться (о рас­пределении ролей, об игрушках);

— предупреждал или устранял возникающие конфликты (из-за игрушек, из-за ролей, из-за выполнения правил);

— побуждал детей объединять разные игры между собой;

— использовал какие-то другие приемы.

Игровая деятельность детей во 2-ой половине дня.

1. Подготовка воспитателя и игровой деятельности.

2. Виды игр, их роль и место в воспитательной работе с группой.

3. Особенности игрового материала в каждой возрастной группе и его расположение.

4. Условия для игр: наличие игр, игрового материала; сколько времени было отведено для игр.

5. Начало игровой деятельности, возникновение сюжет­но-ролевой игры.

6. Тематика игр, их содержание, длительность, отноше­ние детей к различным видам игр.

7. Состояние игровых навыков и умений. Культура игры.

8. Как воспитатель использует игровую деятельность для формирования нравственных черт, характера, моральных, волевых качеств личности (прием руководства, использова­ние игры как средства нравственного воспитания).

9. Приемы руководства разными видами игр.

1. Название игры. К какому виду настолько-печатных игр она относится.

2. Воспитательно-образовательная ценность игры.

3. В какой группе может быть использована и почему?

4. Объясните правила игры и придумайте новый вариант игр.

Схема анализа детской игры.

1. Доставила ли игра детям радость?

2. Причины достигнутого результата — подготовка к игре:

— планирование игры (соответствует ли программное содержание возрасту и уровню развития детей, отражено ли в программном содержании комплексное руководство игрой;

— создание условий (какое время отведено в режиме дня, есть ли специальное место в группе, как оборудована игра);

— по чьей инициативе возникла игра;

— имел ли место подготовительный период игры в соответствии с возрастом;

— самостоятельны ли дети во время игры или игра развивается при участии воспитателя;

— в чем заключалось руководство игрой со стороны воспитателя (приемы, направления);

— не подавлял ли воспитатель детей своим вмешательством?

— деятельность детей в игре;

— как решалась задача по развитию у детей творчества, инициативы, фантазии;

— как была закончена игра — организованно или неожиданно;

3. Как бы Вы руководили этой игрой?

Игры со строительным материалом.

Соответствие поставленных задач возрастным особенностям детей.

Какая подготовительная работа проводилась перед игрой, её целесообразность?

Какой строительный материал использовался в игре (специально созданный, природный, подсобный).

Методы и приёмы стимулирования и мотивации к игре.

Эффективность методических приёмов, используемых в ходе игры и для её завершения.

Какой вид конструирования использовался в процессе игры, его соответствие возрасту, целесообразность:

Какие условия были созданы для обыгрывания построек.

Воспитательная направленность игры.

2. ДИАГНОСТИКА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Критерии развития игровой деятельности

I. Условия для возникновения и развертывания игр детей

Педагоги создают условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре (читают вместе книги, прослушивают пластинки, обсуждает события жизни детей, рассказывают о себе и других людях, организуют экскурсии, прогулки, посещение музеев, театров; обращают внимание детей на содержание деятельности окружающих и их взаимоотношений, на явлении и взаимосвязь событий в живой и неживой природе и т.д.).

Побуждают детей к развертыванию игры (обращаются к малышам: «Посмотрите, у зайчика болит ножка, давайте его полечим»; предлагают детям постарше поиграть в конкретную игру или вы брать сюжет; побуждают детей принять роль и наделить ею партнера; договариваются о правилах игры со старшими детьми и пр.).

В качестве непосредственных участников игры педагоги предла­гают детям образцы различных игровых действий (воспитатель кормит, купает куклу, привлекая к игре малышей; показывает, как строить космический корабль, рассказывает, как играть в игры с правилами — «Съедобное — несъедобное», «Садовник»; произносит считалку для установления очередности или выбора водящего).

Соблюдают баланс между игрой и другими видами деятельно­сти в педагогическом процессе: оберегают время, предназначенное для игры, не подменяя его занятиями; обеспечивают плавный переход от игры к режимным моментам.

Обеспечивают баланс между разными видами игры (подвиж­ными и спокойными, индивидуальными и совместными, дидактическими и сюжетно-ролевыми).

II. Условия для развития общения между детьми в игре

Педагоги организуют совместные игры детей (предлагают игры с различным числом участников, учитывая, в частности, дружеские привязанности между детьми; объединяют отдельные играющие группы общим сюжетом; организуют совместные иг­ры детей разных возрастных групп с целью их взаимного обо­гащения игровым опытом).

Развивают способы игрового общения, наделяя детей ролями (диалоги между персонажами, ролевые действия с учетом роли партнера).

Развивают у детей умение общаться по поводу игры (дого­вариваться, делиться игрушками, соблюдать очередность, тактично улаживать конфликты и пр.).

III. Педагоги создают условия для развития творческой актив­ности детей в игре

Не регламентируют игру детей, избегают воспроизведения трафаретных и однообразных действий, сюжетов и приемов.

Предоставляют детям возможность выбора в процессе игры (вида игры, сюжета, роли, партнеров, игрушек и т.д.).

Поощряют детей к импровизации в игре (придумыванию сю­жетов; введению оригинальных персонажей в традиционные иг­ры; смене и совмещению ролей, изготовлению игровых атрибутов и костюмов и пр.).

Стимулируют детей пользоваться предметами-заместителями, помогают подбирать и расширять их набор, гибко использовать игровое оборудование.

Способствуют возникновению эмоционально-насыщенной ат­мосферы в процессе игры (педагоги включаются в игру, заражая детей своим интересом, яркими эмоциями; вносят в игру моменты неожиданности, таинственности, сказочности и т.д.).

Внимательно и тактично наблюдают за свободной игрой де­тей, включаясь в нее по мере необходимости, как равноправные партнеры.

IV. Сотрудники реализуют индивидуальный подход в органи­зации игры детей

Организуют игры с учетом личных особенностей и специаль­ных потребностей детей (игры, стимулирующие активность за­стенчивых детей и детей с физическими недостатками, с задерж­ками развития; повышающие самоконтроль у излишке растормо­женных и агрессивных детей).

Обращают особое внимание на «изолированных» детей (орга­низуют для них привлекательные игры, оказывают поддержку, выдвигают на центральные роли).

Способствуют поло-ролевой социализации мальчиков и девочек в игре (организуют игры отдельно для мальчиков и девочек и совместные; предлагают девочкам роль мамы, хозяйки; мальчикам — роли, связанные с мужественными профессиями; обеспечивают детям возможность выбора соответствующих игрушек, атрибутов, костюмов).

Поддерживают индивидуальные интересы и возможности детей в игре.

V. Сотрудники способствуют развитию разных видов игры

Организуют сюжетно-ролевую игру.

Организуют игры с правилами.

Способствуют возникновению режиссерской игры.

Побуждают детей к играм-фантазиям (придумыванию сказок и пр.).

Организуют подвижные спортивные игры.

Используют дидактические игры в педагогическом процессе.

источник