Меню Рубрики

Короленко дети подземелья о чем анализ

Роль «дурного общества» в жизни Васи — героя повести В. Г. Короленко «Дети подземелья»

Вася — главный герой повести Владимира Галак­тионовича Короленко «Дети подземелья». Мы видим происходящие в произведении события глазами это­го мальчика. Он говорит о своей жизни: «Я же рос, как дикое деревце в поле, — никто не окружал меня особенною заботливостью, но никто и не стеснял моей свободы». Уже из этих строк видно, что герой был одинок. Мать Васи умерла, и у него остались отец и младшая сестра. С сестрой у мальчика были нежные, тёплые отношения, но между ним и отцом была «не­одолимая стена». С особым трагизмом Короленко опи­сывает, как Вася страдает от этого. Чтобы избежать «ужаса одиночества», герой почти не бывает дома, и надеется найти «что-то», что изменит его жизнь.

После смерти матери Вася хотел найти ту любовь, которую она не успела ему дать, в сердце отца. Одна­ко отец казался ему «угрюмым человеком», который не любит своего сына и считает его «испорченным мальчишкой». Но в своей повести Короленко показы­вает нам, как Вася учится понимать других людей, как он узнаёт горькую правду жизни и как, наконец, рушится эта «неодолимая стена» между ним и отцом.

Короленко построил повесть на контрастах. Вася был «сыном почтенных родителей», но его друзьями стали дети из «дурного общества» — Валек и Маруся. Это знакомство изменило и героя, и его жизнь. Вася узнал, что есть дети, у которых нет дома и которым приходится воровать, чтобы не умереть от голода. Описывая внутренние переживания героя, автор по­казывает, как сначала Вася удивлялся тому, что ви­дел в «дурном обществе», а затем мучился от жало­сти и сострадания к нищим: «Я не знал ещё, что та­кое голод, но при последних словах девочки у меня что-то повернулось в груди».

Вася очень привязался к Валеку и Марусе. Они ещё совсем дети, и им очень хотелось от души веселиться и играть. Сравнивая Марусю со своей сестрой Соней, Вася с грустью отмечал, что Соня «так резво бега­ла так звонко смеялась», а Маруся «почти никогда не бегала и смеялась очень редко».

Знакомство с Валеком, Марусей и их отцом Ты­бурцием помогло Васе посмотреть на жизнь с другой стороны. Он узнал, что есть люди, которым нечего есть и негде спать, и особенно его поразил серый камень, который забирает силы у маленькой девочки.

Отец Васи — судья, и мы видим, что и сам маль­чик в своих мыслях пытается судить поступки людей из «дурного общества». Но это «презрение» заглуша­ли сострадание и жалость, желание помочь. Об этом говорит глава «Кукла», которую можно назвать куль­минационной.

Люди из «дурного общества» помогли Васе узнать и понять своего отца, найти в нём «что-то родное». Читая повесть, мы видим, что Вася и отец всегда любили друг друга, но Тыбурций и его дети помогли им выразить эту любовь. У героя появились такие ка­чества, как сострадание, стремление помочь людям, доброта, смелость, честность. Но «дурное общество» помогло не только Васе, но и его отцу: он тоже взгля­нул на своего сына по-новому.

В конце повести Короленко описывает, как на мо­гилке Маруси Вася и Соня вместе с отцом произно­сили обеты. Я думаю, что главный из них — это обет помогать людям и прощать их. Я переживала вместе с ребятами все события, о которых рассказывается в повести. Мне очень понравилась эта книга.

  • эссе главная роль героя в произведении дети подземелья
  • биография главных героев из рассказа в г короленко В дурном обществе
  • в дурном обществе герои

Милосердие -это когда ты понимаешь других, ког­да приходишь в нужную минуту им на помощь, когда го­тов пожертвовать своей выгодой ради блага других.

Именно таков главный герой рассказа Вася. Пере­живший в шесть лет страшную трагедию -потерю матери, лишенный отцовской ласки, предоставленный сам себе, мальчик, однако, не черствеет душой, а, на­оборот, становится очень чувствительным к чужому горю. Вася -сын известного в городе судьи. Но это не мешает ему дружить с нищими бездомными детьми подземелья. Более того, мальчик дорожит этой друж­бой. Вася не просто играет с детьми, он проникается их проблемами и старается, чем может, помочь обездо­ленным. Каждый раз, тайно приходя в заброшенную часовню, мальчик приносит друзьям яблоки из своего сада, а иногда и другие лакомства.

А эпизод с куклой -разве это не проявление мило­сердия в высшей степени. Зная, как дорожит куклой, по­даренной когда-то мамой, его младшая сестренка Соня, Вася все же упрашивает девочку одолжить на время иг­рушку больной, умирающей Марусе. Вася надеется, что игрушка немного развеселит грустную Маню.

Жалея бедную Марусю, мальчик готов вынести лю­бые наказания, только бы девочке стало лучше. Поэто­му-то он и не смог вовремя забрать куклу, хоть тучи над ним уже сгущались. На вопрос отца, где кукла, Ва­ся молчит. А ведь это молчание достается ему очень нелегко. Мальчику ни за что не хочется обманывать отца. Обман -это не в его правилах. Просто Вася бо­ится, что правда ухудшит и без того тяжелое положе­ние обездоленных людей и отнимет последнюю в жиз­ни радость у умирающей Маруси.

Милосердие проявляет и отец Васи по отношению к Тыбурцию. Как судья, отец Васи мог бы сообщить о Тыбурцие полиции. Но проникшись сочувствием к его судьбе, оценив благородное стремление бродяги засту­питься за Васю, судья не делает этого. Более того, он просит, чтобы Тыбурций взял у него деньги.

  • что такое милосердие сочинение
  • сочинение на тему дети подземелья
  • сочинение на тему в дурном обществе
  • Сочинение В дурном обществе
  • Короленко В дурном обществе сочинение

Рекомендовано для начальных классов. Эпиграф: Равнодушие — мерзкая гадь, В людях тоску вызывает. Короленко ненавидел всякое зло, насилие, несправедливость, решительно боролся за лучшую жизнь народа. Не один раз за это сидел в тюрьме, значительную часть своей жизни провел в ссылке. Короленко защищал гонимых и обиженных, всегда был готов помочь как родным, близким, так и чужим людям.

Короленко написал много замечательных произведений, среди которых повесть «Дети подземелья» — сочинение о детской дружбе, о жизни бедняков в царской России. Тяжело себе вообразить человека, который бы не стремился иметь искреннего, честного, доброго, верного, надежного друга. Мечтал о настоящих друзьях и Вася, которому в жизни так не хватало душевного тепла. Ощущая себя чужим в родительском дому, мальчик по целым дням блуждал по городу, искал новых приятелей. Вася — добрый, чуткий, любящий сын. Он глубоко переживает потерю мамы — лучшего человека на земле, бережет в своем сердце память о ней. Мальчик сочувствует отцу, жалеет его, любит, и ему так хочется, чтобы тот прижал его к себе. Он плачет «от досады и боли», когда отец не понимает его чувств.

Отец Васи замкнулся в своем горе, так как очень тяжело переживал потерю любимой жены, чувствовал себя очень одиноким. Он не мог понять, как Вася может затевать шумливые игры, с младшей сестричкой, как они могут смеяться, чему-то радоваться. Это бесило его и вызвало неприязнь к сыну. Но за внешней суровостью судьи была скрытая добрая, хрустально честная, справедливая душа. Васю смущало «пасмурное отцовское лицо», «омраченные глаза», и он « под непонятным взглядом», «робел и замыкался в себе». В высоком, пасмурном человеке мальчик «видел отца, но не мог ощутить родной души».

Вот почему Вася верил своим «уличным» товарищам, но в скором времени убедился, что они трусы и предатели, которые при первых трудностях спасовали, бросили его без всякой помощи в темном подземелье. Встреча Васи с детьми подземелья вызвала взаимную симпатию и внесла в жизнь детей большие изменения. Взаимная симпатия, постепенно переросшая в настоящую дружбу. Васе нравились манеры взрослого человека, задумчивость Валика, его самостоятельность, отношение к маленькой сестричке Маруси. Вася же понравился детям подземелья своей искренностью, смелостью, решительностью, непохожестью на детей богатых, хотя он и был сыном судьи.

Для Валика и Маруси дружба с Васей была большой радостью. Вася часто приносил детям яблоки из своего сада, угощал лакомством, которому они никогда не видели. Он развлекал Марусю, рассказывал ей сказки, устраивал веселые игры. При появлении Васи девочка «каждый раз хлопала в ладони, и глаза ее блестели искренним интересом». Для Валика Вася был единым товарищем, которому он мог довериться. Для этих обездоленных детей сын судьи был светом в темном подземелье. Все тепло своей души он отдавал Валику и Маруси. Мальчик ощущал, что он нужен детям, его ждут, радушно встречают. Васю глубоко поразила тяжелая, голодная жизнь его маленьких друзей. Он искренне желал им чем-то помочь, сочувствовал, жалел. Он никак не мог понять, почему именно должен скрывать от других свою дружбу с Валиком и Марусей. То, как человек воспринимает других, раскрывает его собственную натуру. Вася — настоящий друг, который бескорыстно помогает тем, кто этого нуждается в. Итак, правильно говорят, что человек сильный со своими друзьями.

Если данное школьное сочинение на тему: Сочинение размышление по повести Владимира Короленка «Дети подземелья». вам пригодилось, то я буду премного благодарна если вы разместите ссылку в блоге или социальной сети.

Портретная характеристика персонажей

Спасибо что посетили сайт SchoolTask.ru

Готовые школьные сочинения и пересказы по литературе. Всегда для Вас в бесплатном доступе. Мы будем благодарны за ссылку на наш сайт.

Здесь выложена коллекция школьных сочинений и конспектов уроков. Школьные сочинения по русской литературе для учащихся школ. Есть разделы свободные темы, а так же по программам русской и зарубежной литературы.

источник

Краткое содержание рассказа «Дети подземелья»:

Автор написал рассказ от имени главного героя, мальчика по имени Вася.

Мальчик живёт в небедной порядочной семье, его папа судья, но у мальчика нет мамы — она умерла. Вася чувствует себя несчастным без мамы. Отец мальчика, после смерти жены стал очень замкнутым и практически перестал уделять внимание старшему сыну Василию, лишь уделял внимание младшей сестрёнке Васи. Василий чувствует себя одиноким, ненужным несмотря на то, что у него всё есть:еда, одежда, дом.

Как-то гуляя мальчик знакомится с ребятами, братом и сестрой — Вальком и Марусей. Дети живут крайне бедно, у них нет дома они живут в подземелье. За детьми присматривал лишь один бедный пан, который для того, чтобы прокормить себя и детей занимался воровством.

Вася очень впечатлён, он никогда не встречался с такой бедностью, он не знал, что так могут жить люди. Мальчик мечтает хоть как-то помочь бедным друзьям, но ему это не под силу. Единственной помощью от него было то, что он мог принести какую-нибудь еду из дома для своих друзей.

Как-то маленькая девочка Маруся очень сильно приболела, но пан не имел денег на её лечение. Вася чтобы хоть как-то поддержать девочку дарит ей красивую куклу. Девочка очень обрадовалась, она никогда не видела таких красивых кукол. Игрушка на время даже подняла девочку на ноги, но болезнь оказалась сильнее и девочка умерла.

После того, как Маруся умерла пан отправился в дом к Василию, чтобы вернуть куклу. Пан рассказал отцу мальчика какой он совершил хороший поступок. Отец понял тогда, что очень ошибался в отношении своего сына и стал уделять ему должное внимание.

Читательский дневник:

  • В одной богатой семье жил мальчик по имени Вася.
  • Мальчик потерял маму и чувствовал себя одиноким и ненужным.
  • Знакомство с детьми из бедной семьи, которые живут в подземелье.
  • Крепкая дружба.
  • Смерть маленькой девочки.
  • Отцу рассказывают какой у него замечательный сын и он осознаёт свои ошибки.
  • Отец налаживает отношения с сыном.

Чему учит рассказ ?

Автор учит нас быть чуткими и добрыми. Учит нас дорожить дружбой, учит сопереживанию и человеческому участию.

Пронзительный, тяжелый и, в то же самое время, светлый рассказ о маленьких жителях богатого и нищего миров.

Кратко о главном

  • Мальчик по имени Вася в шесть лет стал сиротой, его мать умерла. В семье остались его младшая сестренка Соня и отец, который оказался так раздавлен этим горем, что полностью замкнулся в себе. Общение отца продолжилось только с дочерью, которая напоминала ему жену, мальчик же стал расти сам по себе.
  • Такое поведение отца привело к тому, что Вася стал слоняться по улицам без дела, часто в сомнительной компании. Был один эпизод, когда мальчик увидев плачущего отца, был готов на воссоединение с ним. Однако, отец, застыдившись, как ему казалось, своей слабости, не пошел на сближение.
  • В городе было место — часовня, о которой ходили слухи, да жители и сами видели тонкие людские струйки нищих и бродяг, движущихся по направлении к этому зданию, о том, что рядом с церковью есть подземелье. Вася стал одержим идеей проникнуть в это место, что ему однажды удалось сделать.
  • На удивление мальчика, он нашел там своего ровесника по имени Валек и девочку 3-х лет — Марусю. Дети, скорее всего были сиротками, сказать, однозначно, что пан Тыбурций был их отцом нельзя. Однако, именно этот «господин», которому приписывали по одной из легенд аристократическое происхождение, опекал их.
  • Дети, несмотря на разность своего происхождения и уровень жизни, вскоре подружились. Вася таскал яблоки и сладости своим новым друзьям, в тайне, как от своего отца, так и от пана Тыбурция, уверенный в том, что взрослые будут против этой дружбы.
  • Вскоре Вася замечает, что Маруся совсем не любит играть, по словам его нового друга силы Маруси выкачал серый камень — стены подземелья.
  • Чтобы сгладить жизнь девочки, которая оказывается больна, Вася уговаривает свою сестренку дать ему куклу, которую и приносит Марусе. Это производит положительный эффект на девочку, она даже начинает вставать с постели.
  • К сожалению, вскоре отец Васи замечает пропажу куклы и устраивает допрос сыну. Отец уверен, что мальчик ее попросту стащил. Не слушая объяснений, отец запирает Васю дома, и он не может больше навещать своих друзей.
  • Неожиданно в дом судьи приходит сам Тыбурций, он приносит куклу и раскрывает отцу тайну Васи, с которым он успел уже познакомиться, столкнувшись в своем доме, когда Вася был в гостях у Валька и Маруси.
  • Отец узнает всю правду о своем сыне, а Вася узнает о том, что Маруся умерла.
  • Васю отпускают проститься.
  • Тыбурций и Валек вскоре исчезают из города, а семья судьи: сам отец, Соня и Вася ухаживают за могилкой Маруси.

Чему нас/меня научил этот рассказ?

Этот рассказ о милосердии, о том, что несмотря на разность своего положения человек: нищий или богатый — бессилен перед болезнью или смертью, что можно скрасить последний миг жизни даже куклой, подаренной или принесенной с чистым сердцем, что нельзя осуждать человека за его нищету, ибо ты не знаешь всех причин, приведших его к такому существованию, что надо оставаться человеком всегда, хоть в богатстве, хоть в нищете, что и показано, как на поступке Васи, принесшему игрушку больной девочке, так и на поступке Тыбурция, показавшего отцу Васи истинную душу его сына.

источник

В повести «Дети подземелья» рассказчик находится в двух временных измерениях: искренность, чистота, идущие от ребёнка, сочетаются с мудростью, опытом много повидавшего взрослого человека. Дети как индикатор проявляют истинную ценность людского общества.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Владимир Короленко — хрестоматийный писатель. Его повесть «Дети подземелья» (1886) уже несколько десятилетий входит в учебную программу по литературе. За годы жизни произведения в школах наработана методика его изучения, которая, впрочем, не исключает и новых методических решений. К их поиску побуждает прежде всего современный читатель-подросток. По своим социально-психологическим характеристикам, в том числе и читательским, он существенно отличается от читателя прошлых лет.

«Дети подземелья» — из числа читаемых книг. В повести есть драматический сюжет с элементами тайны. Он держит читателя в напряжении, которое к финалу достигает апогея и выливается в их слёзы. Почему дети плачут? “Марусю жалко” — типичный ответ. Но слёзы как реакция на прочитанное бывают только тогда, когда повесть читается до её изучения в классе — в один присест. Чтение, растянутое во времени, как это часто случается в школе, убивает читательские эмоции. А это не может не сказаться на уровне восприятия повести.

Читайте также:  Анализ сюжета романа отцы и дети

Цель реферата — анализ идейно-художественного своеобразия повести В.Г. Короленко «Дети подземелья»

1. Общая характеристика повести, основные образы

Главный герой — мальчик Вася. Определённого указания на возраст в тексте нет. Но вместе с тем читаем: “Моя мать умерла, когда мне было шесть лет”, “с шести лет я испытал уже ужас одиночества”. Из этих косвенных замечаний выходит, что Васе идёт седьмой год. Нетрудно заметить, что это прошедшее время — “когда мне было шесть лет”, “никто не окружал меня”, “местечко, где мы жили”, “пруды год от года мелели”, “о нём ходили предания и рассказы один другого страшнее”. Прошедшее время особо подчёркивается глаголом “бывало” — “бывало, я любил приходить на остров”, “я любил слушать, когда бывало Януш…” Кто же он, этот взрослый, который ведёт рассказ в прошедшем времени? Читатели понимают, что это сам главный герой, вспоминающий те годы, когда он ещё был маленьким мальчиком Васей.

Но рассказчик не только вспоминает детство и всё, что с ним было связано. Переживая вновь события детства, он ещё и анализирует их, но уже с позиции себя сегодняшнего. Для иллюстрации сказанного достаточно прочитать несколько абзацев текста, например, из главы «Развалины», от слов “живёт в замке…” Лексика (“терзали внутренности дряхлого здания”), синтаксис (“живёт в замке” — эта фраза стала выражением крайней степени нищеты), интонация — всё выдаёт взрослого человека.

Таким образом, рассказчик находится в двух временных измерениях: он ребёнок и он же взрослый. Форма повествования определяет художественное своеобразие произведения. Двуголосие создаёт особую атмосферу, в которой искренность, чистота, идущие от ребёнка, сочетаются с мудростью, опытом много повидавшего и пожившего взрослого человека. И ещё, благодаря двуголосию, читатель не только видит и слышит пережитое героем в детстве, но и знает, как оно отозвалось в его будущей жизни.

Каким запомнил Вася себя в детстве? Стоит обратить внимание читателей на сравнения, какими герой пользуется, рассказывая о себе. Вспоминая детские годы, когда он был ещё просто Васей, рассказчик заметит, что он “рос, как дикое деревце в поле”, как “молодой волчонок”, как “пугливый зверёк”. Используются уменьшительно-ласкательные слова, подчёркивающие возраст героя, — видно, что он совсем ещё маленький. Эпитеты несут уточняющую нагрузку. Вася беззащитный, одинокий, настороженный, живущий сам по себе, без присмотра. Были ли у Васи причины стать таким в столь раннем возрасте? Вопрос побуждает внимательно присмотреться к той атмосфере, что царила в его семье. После смерти матери родной дом для него стал почти чужим. Отец, поглощённый горем, “совсем забыл о моём существовании”, “отворачивался от меня с досадой и болью”. А когда замечал, то думал, “что я дурной, испорченный мальчишка, с чёрствым эгоистическим сердцем”. Может быть, у кого-нибудь другого в доме находил Вася внимание и интерес к себе? Нет, таких людей рядом с ним не оказалось. Автор их не показывает. Позже герой с горечью скажет, что в родном доме он “не встречал ни в ком привета и ласки”. Более того, четырёхлетнюю сестру Соню, которая любила брата, всячески старались уберечь от его “дурного” влияния. А была ли у Васи потребность в участии со стороны родных? Весь драматизм его положения в том и состоял, что он жаждал любви, сочувствия к себе, но не получал их: “Мне хотелось, чтобы он обнял меня, посадил себе на колени и приласкал”. От невнимания близких мальчику “становилось очень горько и досадно”, он даже плакал. Напряжённость эмоционального состояния героя в этот период его жизни выражена словами: “. с шести лет я испытал ужас одиночества”. В этих словах — драма жизни ребёнка. Полнее всего его реакция на отношение близких выразилась в уходе Васи из дома. Автор убедительно показывает логичность и психологическую закономерность этого шага героя.

Итак, Вася стал свободным — “никто не стеснял моей свободы”. Но это была вынужденная свобода. По сути, мальчика предали. И прежде всего отец, который поверил чужим людям, будто его сын “бродяга” и “негодный мальчишка”. Мальчик надеялся на любовь отца, жаждал её, но не получил.

Короленко не случайно в качестве главного героя выбрал ребёнка, да ещё и одинокого, то есть свободного от взрослого влияния. Запас впечатлений у маленького человека минимальный. Для него всё впервые. Но не только психологические причины обусловили открытия Васи, а и причины социальные. Мальчик из состоятельной семьи — ему не приходилось ещё всерьёз сталкиваться с жизнью. Поэтому он почти непрерывно делает свои личные открытия, познавая жизнь и её законы. В процессе этого познания Вася духовно созревает, вырастая в личность.

Маленький мальчик силой обстоятельств был выброшен на улицу и не утонул в ней только потому, что не сдался, проявил характер (“поступал по-своему”), спасала жгучая любознательность. Автор намеренно “злоупотребляет” личными местоимениями и глаголами на малом пространстве текста. Они подчёркивают духовную активность Васи, которая определилась как цель жизни.

Что же увидел Вася, выйдя на улицу? Прежде всего своё местечко Княж-Городок, главным архитектурным украшением которого была тюрьма. Картину города и окрестностей дополняли “сонные”, “заплесневелые пруды”, “пустыри с кучами всякого хлама”, “деревянный мост”, “вонь, грязь, кучи ребят”, “кладбище”, “полуразрушенный замок”, “заброшенная часовня”. Есть ещё в городе и так называемые “проблематические фигуры”. Кто же они? Это “несчастные тёмные личности, красноносые старцы”, “безобразные старухи”, “полубезумный старик нищий, которого прозвали профессором”, и выделяющийся среди этой тёмной массы пан Тыбурций Драб. Итак, в людском обществе, как и в городском пейзаже, нет ни одной радующей глаз фигуры. Примечательно, что картины затхлой, замшелой жизни открывают повесть, предваряя основные события и тем самым настраивая читателя на определённое их восприятие.

Познание Васей жизни идёт как вширь, так и вглубь. Выйдя на улицу, он не только накапливает всё новые впечатления, он ещё и пропускает их через сердце. Так постепенно, под воздействием той жизни, что протекала рядом, детская восторженность мальчика уступает место прямо-таки сердечной боли.

Встреча с детьми подземелья так же стала знаменательным событием в жизни мальчика и принесла ему новые открытия на пути познания жизни. Насколько закономерной была эта встреча? Что побудило Васю идти к часовне? Прежде всего природная любознательность и жажда новых впечатлений. Вася сам скажет: “Когда все углы города стали мне известны до последних грязных закоулков, тогда я стал заглядываться на видневшуюся вдали, на горе, часовню”. Вася хотел всего лишь осмотреть часовню, а столкнулся с совершенно новым и неведомым ему миром.

Накапливая тёмные краски, мрачные детали, автор настраивает читателя на восприятие главного события — встречу с детьми подземелья. Встреча стала логическим завершением предшествующих впечатлений героев. Мало того, что дети жили на кладбище, они ещё в качестве жилища имели подземелье. Много раз повторяя слово “подземелье”, автор как бы “вбивает” его в сознание читателя. Образ обогащается, становится зримым благодаря выразительным деталям: “каменные плиты пола”, “каменные дуги колонн”, стены “выступали жестокими холодными камнями”. Даже фигура профессора “была похожа на каменное изваяние”, а каменные стены смыкались “крепкими объятиями над крохотной фигуркой девочки”. В какой-то момент Васе даже показалось, что здесь, в подземелье, он ощущает на себе “невидимый каменный взгляд”. И снова мы видим — писатель “злоупотребляет” одним эпитетом. В данном случае — “каменный”, а также близкими ему по значению — “холодный”, “жестокий”. В совокупности они создают ощущение мёртвого мира, в котором нет места живому. Но в этом мире живут люди, в том числе дети — Валек и Маруся.

Войдя в жизнь Валека и Маруси, наблюдая за ними, Вася невольно начинает сравнивать Марусю с сестрой Соней. Что побудило Васю к такому сравнению? Девочки в одном возрасте. И это единственное, что их объединяло. В остальном они были очень разные. Вася видит различия в их внешнем виде: “Соня… кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она так резво бегала. так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья”. А Маруся никогда не бегала и “смеялась очень редко”, “платье её было грязно и старо, в косе не было лент”. А её “глаза смотрели порой так не по-детски грустно”.

Вася не только наблюдает и фиксирует, он ещё хочет понять, что же с Марусей происходит, поэтому и спрашивает Валека: “Отчего она такая?” “Серый камень высосал из неё жизнь”, — пояснит Валек. Но Вася всё равно ничего не понял. “Это было для меня, — скажет он, — загадкой, страшнее всех призраков старого замка”. Почему он так сказал? Как понять слова мальчика? Вася жил в другом мире и в ином круге понятий, представлений, поэтому он изначально был не в состоянии осознать, как серый камень может высосать жизнь. Это непонимание объяснимо и психологически: маленькие дети по своей природе — буквалисты, поэтому истинный смысл метафоры они не понимают. А всё непонятное часто вызывает страх.

Вася нашёл в подземелье то, в чём нуждался, — внимание к себе, и он не мог отказаться от того, что приобрёл. Конечно, Вася меняется. В нём начинают проявляться качества, которые ему самому были неведомы, он открывает самого себя. Вася старается, насколько это возможно, помочь своим друзьям.

Познакомившись с детьми подземелья, Вася не только себя самого узнал лучше, но и своего отца, которого, как выявилось, он не знал. Обиженный невниманием отца, Вася в разговоре с Валеком скажет: “Он нехороший”. А в ответ услышит: “Неправда, неправда, — возразил Валек, — ты не понимаешь. Тыбурций лучше знает. Он говорит, что судья — самый лучший человек в городе”. Узнать такое об отце Васе было приятно, хотя обида на него всё равно осталась. “Вот он каков, — думалось мне. — Но всё же он меня не любит”. Позже и от самого Тыбурция Вася услышит: “Твой отец, малый, самый лучший из всех судей на свете”. А потом именно Тыбурций окажется тем человеком, который вернёт отцу сына, а сыну отца. Он разрядил своим приходом их объяснение по поводу исчезнувшей куклы: “Передо мной стоял другой человек, но в этом именно человеке я нашёл что-то родное, чего тщательно искал в нём прежде”. Это Вася об отце, который тоже “только теперь стал узнавать во мне знакомые черты своего родного сына”. Слова “нашёл” и “узнавать” — ключевые для отца и сына, которые благодаря чужому человеку, да ещё совсем из другого мира, нашли друг друга.

Мир полон противоречий. В этом Васе приходится не один раз убеждаться. Он давно знал, что “воровать нехорошо”, но в то же время он видит, что те, кто ворует, необязательно плохие люди. Вот и ворующий Валек стал ему как брат, и до боли в сердце было жалко Марусю — “улыбка Маруси стала мне почти так же дорога, как улыбка сестры”. И даже Тыбурций уже не был страшен — “он смотрел на нас троих какими-то странными глазами, в которых что-то мерцало, точно слеза”. Чужой плохой мир неожиданно стал своим.

Вася — единственный, кто активно сопереживает отверженным, но изменить их жизнь к лучшему он не в состоянии. Силу, которая способна это сделать, Короленко не показал.

Безысходность судеб обитателей подземелья подчёркивается и финалом повести. Умирает самая любимая героиня — Маруся. Валек с отцом куда-то ушли из города. Явно не в лучшую жизнь. Ведь сказал же как-то Тыбурций: “Я краду, и он будет красть”. Будущее Валека — по-прежнему на дне жизни.

Вася пережил горечь утраты матери, драму отношений с отцом, разрушение своих романтических представлений, знакомство с абсолютно новым для него миром, который перевернул всю его жизнь. Вася оказался лицом к лицу с проблемами, о существовании которых даже и не подозревал. Вася пережил радость дружбы и муки сострадания, утрату тех, с кем сроднился. Ему многое открылось не только в новом для него мире, но и в себе самом, в собственном отце, которого он, оказывается, совсем не знал.

Пропустив своего героя через многие житейские и психологические испытания, автор показал, чего он стоит в нравственном отношении. Поведение, поступки, эмоции мальчика Васи убеждают в том, что “взрослость” — понятие не столько возрастное, сколько нравственное. В свои семь лет Вася был способен принимать решения, нести ответственность за свои действия и слова.

Эпилог повести ещё раз подчёркивает, что пережитое Васей имело последствия в его будущей жизни. Из него читатели узнают, что Вася не только сам ничего не забыл, но сумел и свою младшую сестру, и даже отца обратить в свою веру.

Повесть «Дети подземелья» побуждает читателя и на себя взглянуть: “А каков же я? Способен ли я на поступок, если будет нужно? Смогу ли сдержать слово, когда этого потребуют обстоятельства?” Путь от литературы к жизни, если он не слишком прямолинейный, для детской аудитории — естественный и необходимый.

Сделав ребёнка единственным сострадальцем, Короленко, вероятно, имел в виду и другую цель. С помощью ребёнка, благодаря ребёнку он показал человеческую состоятельность людей подземелья и прежде всего детей. Вася, живущий сердцем, стал своеобразным нравственным мерилом для обитателей подземелья. О детях как своеобразном индикаторе, проявляющем истинную ценность людского общества, говорил и Чехов, великий современник Короленко. Во время своей поездки на Сахалин он заметил, что к некоторым каторжникам тянутся дети. А это, по мнению Чехова, значило, что они ещё не совсем пропащие люди. Зашоренный взгляд взрослого видит гораздо меньше, чем чуткое сердце ребёнка.

1. Биографический словарь «Русские писатели». / Сост. П.А. Николаев. Т.1-3 — М., 1994.

2. Пивнюк Н. «Хранить чуткость человеческому страданию…» Из цикла «Уроки учителей СНГ». — Киев, 2000.

3. Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX — начала XX века. — М., 1988.

Идейно-художественное своеобразие повести Достоевского «Дядюшкин сон». Средства изображения характера главных героев в повести. Сон и реальность в изображении Ф.М. Достоевским. Смысл названия повести Достоевского «Дядюшкин сон».

курсовая работа [38,1 K], добавлен 31.03.2007

История возникновения русской летописи «Повесть временных лет». «Повесть временных лет» как исторический источник и литературный памятник. Стилевое своеобразие «Повести временных лет». Значимость «Повести временных лет» в литературоведческом аспекте.

курсовая работа [37,0 K], добавлен 25.10.2006

Проблема палеографических особенностей «Повести временных лет». Выявление стилистической неоднородности летописи, анализ значения и грамматической формы слов. Обзор работ о языке Лаврентьевского списка Повести, сравнение со стилями других списков.

реферат [15,6 K], добавлен 20.11.2012

Прага как культурный центр русского зарубежья. Художественное своеобразие повести А. Эйснера «Роман с Европой». Анализ уровней художественной структуры повести. Определение соотношения мотивной структуры повести и лирики А. Эйснера «пражского» периода.

дипломная работа [256,1 K], добавлен 21.03.2016

Место повести «Старик и море» в творчестве Эрнеста Хемингуэя. Своеобразие художественного мира писателя. Развитие темы стойкости в повести «Старик и море», ее двуплановость в произведении. Жанровая специфика повести. Образ человека-борца в повести.

дипломная работа [108,6 K], добавлен 14.11.2013

Социальные проблемы, выделенные в сказке-повести Джанни Родари «Приключения Чиполлино». Направление, род и жанр произведения. Идейно-эмоциональная оценка сказки. Основные герои, сюжет, композиция, художественное своеобразие и значение произведения.

анализ книги [15,9 K], добавлен 07.04.2017

Особенности работы Чехова над повестью «Три года». Эволюция творческого жанра от «романа» к повести. Описание системы образов в повести «Три года», ее художественное своеобразие. Литературные приемы, используемые писателем для раскрытия образов героев.

курсовая работа [72,8 K], добавлен 17.03.2011

Владимир Галактионович Короленко – выдающийся писатель, журналист, адвокат, общественный деятель конца ХІХ – начала ХХ столетия. Повести, очерки и рассказы В.Г. Короленко. Сознание своего права на достойную жизнь. Любовь писателя к простым людям.

Читайте также:  Анализ театрализованного представления для детей

реферат [25,6 K], добавлен 18.01.2015

Замысел и начало работы И.С. Тургенева над романом «Отцы и дети». Личность молодого провинциального врача как основа главной фигуры романа — Базарова. Окончание работы над произведением в любимом Спасском. Роман «Отцы и дети» посвящен В. Белинскому.

презентация [2,1 M], добавлен 20.12.2010

Отражение становления человеческой личности в повести «Кадеты». «Юнкера» как обзор второй ступени подготовки будущих офицеров. История создания повести «Поединок». Художественное мастерство Куприна, своеобразие стилистики и языка его произведений.

дипломная работа [119,9 K], добавлен 29.04.2011

источник

В повести Короленко тонко и пронзительно показана жизнь главных героев “Детей подземелья”, нищих, но благородных, сильных духом, честных людей. В этом произведении пронзительно и сильно контрастирует богатство и жизнь со смертью и бедностью. Основная мысль рассказа – нужно быть человеком, независимо от возраста, статуса, дохода, уметь отличать добро от зла. Характеристика героев в произведении осуществляется посредством их поступков. Герои “Дети подземелья” борются за свою жизнь, каждый по-своему, но не теряя достоинства, не изменяя принципам. Это произведение учит состраданию, учит ценить жизнь, смотреть на мир глазами детей.

Главный герой, мальчик примерно 9 лет, от лица которого ведётся повествование. Его мать умерла, когда ему было 6 лет, после этого отец с горя перестал замечать сына. Васе очень не хватало материнской любви, отец всячески избегал общения с сыном. Пытался заняться его воспитанием, но ничего не выходило. Главный герой бродяжничал, был предоставлен сам себе. Он смелый, честный, решительный мальчик. Верный друг, умеющий хранить секреты и держать обещания. Доброе сердце и умение сострадать, заботиться о других – главное, что ярко характеризует героя и руководит его поступками.

Нищий мальчик лет 9, высокий, черноглазый, худой. Он и его сестра Маруся, приёмные дети Тыбурция, живут в подземелье часовни. Валек умный, взрослый и самостоятельный не по годам. В его душе оставило след горе, он много молчит, переживает за Марусю, которая болеет. Иногда ворует еду для сестры. Очень любит Марусю: заботится о ней, плетёт косы, придумывает игры, развлекает.

Девочке около 4 лет, она худая, болезненная, плохо ходит. По словам, Тыбурция, серый камень вытягивает из неё жизнь. Тонкая, прозрачная голубоглазая девочка с белокурыми волосами медленно тает, из-за недостатка питания и солнца она угасает. В те моменты, когда самочувствие позволяет, она играет, сидя на полянке с полевыми цветами, камушками и её глаза полны счастья. Особенную радость ей доставила кукла, которую Вася взял у сестры, девочка ожила, весела играла, несмотря на слабость последних дней жизни. Даже в предсмертном состоянии, без сознания, она не отпускала куклу из рук.

Нищий, взявший опеку над детьми, он любит их и заботится, как родной отец. На лицо он безобразен, невысок, нескладен, рыж. Поговаривают, что когда-то его вместе с сыном какого-то графа отправили на учёбу, где он набрался ума и перенял много знаний. Тыбурций декламирует длинные латинские тексты с выражением, с душой так, что многие плачут. Он благородный, мудрый, глубокий человек с чистой душой, несмотря на то, что вынужден воровать. Его появление в доме Васи – поступок, говорящий о многом: человек, имеющий проблемы с законом не побоялся разговора с самим судьёй, чтобы восстановить справедливость.

После смерти жены от горя закрылся в себе, когда он смотрел на сына, Васе казалось, что отец смотрит поверх него. Он теряет связь с ребёнком, считая его непослушным, хулиганом, неподдающимся воспитанию. Нищий Тыбурций открывает глаза Васе на своего отца, называя его самым честным человеком и лучшим судьёй. Он относится к людям без предубеждения, уважает бедных, не преклоняется перед богачами.

Сестра Васи, девочка 4 лет. Полненькая, здоровая, имеет много игрушек и няньку, которая приглядывает за ней. Васю не подпускают к сестре надолго из-за его “разбойничьих” игр, чтобы он не навредил девочке.

Нищий, который живёт в подземелье вместе с семьёй Тыбурция. Последний кормит “профессора” и даёт ему кров.

источник

Повесть «Дети подземелья» написал русский писатель Владимир Галактионович Короленко. Автор затронул вечные темы любви, дружбы и добра. Данное произведение вызывает у читателя сопереживание и сочувствие к юным героям, жизнь которых наполнена почти одними лишениями. Книга адресована подросткам среднего школьного возраста, однако, существует версия повести и для детского чтения. Если у вас нет печатного издания, то прочитать данное произведение можно онлайн либо прослушать аудиокнигу.

События происходят в небольшом местечке Польши Княжье-Вено, где живут мальчик Вася и девочка Соня — дети уважаемого судьи. Их жизнь размерена и спокойна. Но после смерти матери семейная трагедия оборачивается для них тяжелой болью и нелюбовью отца к шестилетнему сыну. Отец отдаляется от сына и ограничивается общением с дочерью.

Мальчик считает себя брошенным и бесцельно шатается по городу, и однажды встречает двух нищих маленьких бродяг, Валерку и Марусю, которые вынуждены воровать и попрошайничать, чтобы выжить. Они живут в развалинах старого замка со своим отцом Тибурцием и другими нищими. Таким образом, Вася находит себе друзей и приглашает их поиграть в саду своего дома, но Тибурций не одобряет такого гостеприимства, ведь знает, что отец мальчика уважаемый в городе судья. Однако ребята не предают своей дружбы и продолжают встречаться.

Если говорить о сюжетных линиях, то следует выделить несколько:

  • взаимоотношения детей из разных миров;
  • взаимоотношения отец и сын в разных мирах;
  • взаимоотношения взрослых.

Считается, что произведение В. Г. Короленко воссоздает некоторые факты биографии автора, изучая которые поражаешься неподдельности авторского слова и его искренности, ведь читая его, сопереживаешь всем героям произведения и глубоко проникаешься их печалями и раздумьями.

Следует обратить внимание, что в повести «Дети подземелья» есть дети-герои:

  • Мальчик Вася
  • его сестра Соня;
  • Валерка.
  • его сестра Маруся.

Также следует отдельно выделить героев-взрослых:

  • Судья (отец Васи и Сони);
  • Тибурций Драб (отец Маруси и Валерки).
  • Януш — предводитель нищих;
  • слуги в доме отца Васи и Сони

В образе мальчика Васи автор воплотил самого себя, описал свои чувства и ощущения от мира, каким он его воспринимал в детстве. Этот герой обладает способностью хорошо разбираться в людях и умением жалеть и сопереживать тем, кто находится в беде.

Его отец — справедливый и честный человек, который несмотря на свою уважаемую должность судьи так же, как и другие может отчаиваться и переживать. Однако нельзя не отметить и мудрость отца Маруси и Валерки, Тибурция, который был вынужден стать бездомным и нищенствовать вместе с детьми.

В. Г. Короленко объединил два мира и две семьи, и раскрыл характеры героев с лучшей стороны. В каждом из этих героев он продемонстрировал такие черты, как понимание, сопереживание, благородство и умение помогать другим.

Герои повести учат нас не робеть перед лицом жизненных трудностей и принимать жизнь со всеми ее прелестями и разочарованиями. Кроме этого, Короленко В. Г. на их примере призывает читателя к пониманию горькой участи ближнего, не забывая о сочувствии, взаимопомощи и уважении к людям, независимо от их статуса и положения.

«Дети подземелья» — история подростков, которая учит любого читателя быть человечным и не сторониться чужого горя, несмотря на существующие социальные предрассудки. Она западает в самое сердце и незримо меняет сформировавшееся мировоззрение каждого человека, в том числе и ребенка.

Дело происходит в польском городке Княжье-Вено. Это место необычное, его опоясывают пруды, на котором одного из них стоит остров, а на острове заброшенный замок, в котором живут бедные люди.

Среди таких неугодных личностей оказались хорошо образованный Тибурций и его дети: семилетний мальчик Валерка и трехлетняя девочка Маруся. «Изгнанники» были вынуждены найти себе новый приют и обосновались в подземелье замка, который находился рядом со старой часовней.

Шестилетний Вася, сын судьи после смерти своей матери из-за того, что считает себя никому не нужным становится бродягой, ведь уважаемый человек и вдовец не уделяет должного внимания сыну, т. к. и сам не может пережить потерю жены. И если с дочкой Соней он находит минутку поговорить, то мальчик и в самом деле остается брошенным в этой трагедии.

Вася — ребенок с тонкой душевной организацией. Он тяжело переживает охлаждение отца к нему и оттого начинает странствовать. Его образ в произведении передает несчастье мальчика при всей его здоровой нравственности и чуткости. Он, волею случая, попал из благополучной жизни в нищую. Попал как гость, но постарался понять и искренне сочувствовал тем, кто оказался в том мире. С одной стороны, он живет в окружении слуг и не знает, что такое голодать, а с другой — он дитя улиц, брошенный отцом без внимания и испытывавший ужас одиночества.

Вася знакомится с Валеркой и Марусей из подземелья, когда исследует старую часовню и интересуется прилегающим к ней кладбищем. От них Вася узнает, что дети часовни — это «изгнанники», которых выселили из замка. Мальчик обещает, что будет приходить к своим новым знакомым как можно чаще и приносить им еду. Валерка как бы нехотя позволяет ему совершать добрые дела и вопросы о своем доме обходит «благородным молчанием».

Вася навещает ребят, приносит им «вкусности», которым особенно радуется маленькая Маруся; они играют и раскрывают страшную тайну замка. В один из своих визитов Вася обнаруживает ненормальную худобу девочки, ее нетвердую походку и узнает от Валерки, что Маруся больна. Но чем именно неясно, Васе понятно только одно — жизнь из нее вытягивает подземелье и «серые камни», среди которых живут его друзья.

Валерка решается показать Васе их с Марусей место обитания и они все вместе спускаются в подземелье. Но это не пугает мальчика так сильно, как-то, о чем он узнает в дальнейшем: все нищие в этом подземелье и в том числе его друзья живут воровством. У главного героя развивается внутренний нравственный конфликт и в глубине души он не может принять этого.

Можно сказать, очевидная истина происходящего для девятилетнего мальчика из хорошей интеллигентной семьи оказалась сложным препятствием в понимании того, что его самый близкий друг — вор. Поэтому даже после того, как Валерка провожает его в место их пребывания, Вася сторонится и не может играть с ребятами, как прежде. Их интересные забавы моментально прекращаются, Вася рано возвращается домой, ложится в постель и засыпает весь в слезах.

Преданная дружба продолжалась. Вася знакомится с отцом своих друзей — Тибурцием Драбом, ведь как ребята не старались, у них не получалось долго скрывать встречи маленьких бродяг и сына городского судьи и в один из дней Тибурций обнаруживает в своем жилище чужака, но, на удивление Васи, проявляет неожиданное благородство при знакомстве с ним. Правда, радушие хозяина он видит только тогда, когда тот не сомневается в том, что мальчик никому не рассказал о тайном укрытии нищих.

Тибуций всегда был высокого мнения об отце Васи и говорил, что это, пожалуй, единственный человек в судействе, у которого есть сердце. Но несмотря на такое отношение к нему, он все равно проверяет паренька «на вшивость», а тот с честью и достоинством выдерживает испытание.

Наступает осень. Погода портится, но Вася не перестает навещать своих друзей. Болезнь пятилетней Маруси переходит в критическую фазу. И в тот момент, когда Вася проявляет желание быть рядом со своими друзьями в период тяжелой болезни девочки и всячески помогать им, его отец узнает от предводителя «аристократов» Януша, который тоже нищенствует в развалинах замка, что Вася ходит в подземелье.

Его отец, конечно, не верит бродяге и попрошайке, но визиты в «дурное общество» становятся опасными для мальчика. Вася сильно переживает и не может без слез смотреть, как девочка медленно исчезает из жизни, к которой он сильно привязался и стал считать своей сестрой.

Из-за возникших препятствий его визита к больной Марусе и совсем разбитого Валерки, Вася решается рассказать о сплетнях и предательстве старика Януша Тибурцию Драбу. Тот отвечает, что это скверно, ибо судья хоть и хороший человек, но против закона не пойдет.

В этой главе описывается финал истории. Марусе становится хуже. Вася приносит в подземелье свои игрушки, чтобы хоть как-то отвлечь девочку от болезни. Но такой способ мало влияет на ее состояние и тогда он придумывает помочь иначе: мальчик обращается за помощью к своей сестре Соне и просит у нее роскошную куклу — память их умершей матери. Соня не хочет ее отдавать, но Вася все же уговаривает сестру и бежит к Марусе с шикарным девичьим подарком.

Марусе кукла очень понравилась. Она стала для нее своего рода «живой водой». Девочка не только встала с кровати, но и начала ходить. Однако это длилось недолго, ведь через некоторое время она снова слегла.

Вася сталкивается из-за куклы с проблемами, которые возникают дома, но вины Сони в этом нет; неладное заподозрили слуги, да и отец начал сильно волноваться по поводу утери подарка горячо любимой им жены.

Вася попадает под домашний арест, который заканчивается пристрастным допросом отца, но не выдает тайны исчезновения куклы и не признается о своих друзьях.

Отец все больше сжимает плечо сына, злится и делает сыну больно, но не по злому умыслу, а только потому, что не может справиться с внутренним гневом. И в разгар напряженного конфликта судьи и его сына, Васю с улицы зовет Тибурций. Он знакомится с отцом мальчика и рассказывает всю историю дружбы Васи и его детей, возвращает куклу и приглашает Васю проститься с Марусей. «Приходи к нам попрощаться с моей девочкой. Отец тебя отпустит. Она умерла», — говорит Тибурций.

Этот момент достигает предела трагичности данного произведения. Автор описывает церемонию прощания, а также как бродяги уходят из подземелья, заброшенная часовня обрушивается, и на кладбище, которое было с ней рядом, остается могила, на которую часто приходят Вася, Соня и их отец.

источник

Рассказ Короленко “Дети подземелья” в своем полном варианте назывался “В дурном обществе”. В нем изображена жизнь городских бедняков, обездоленных, ведущих тяжелую и несправедливую жизнь. Некоторые нашли приют в могильном склепе, часто бывают голодными. Писатель рассказал о страшной детской жизни, бездомных маленьких бродяг, не имеющих родной крыши. Он пишет о них с такой теплотой и нежностью, что его повествование приобрело форму настоящей защиты обездоленных.
Вася, сын судьи, “в дурном обществе” нашел настоящую истинную

Анализ рассказа Бунина “Легкое дыхание”Рассказ Ивана Бунина “Легкое дыхание” (1916) начинается картиной кладбища и могилы, где похоронена шестнадцатилетняя гимназистка с “радостными, пронзительно живыми глазами”. Читатель еще не знает, как погибла Оля Мещерская, только чувствует.

Характеристика главного героя рассказа Джека Лондона “Любовь к жизне”Недавно я прочитала рассказ Джека Лондона о тяжелой Жизни золотоискателей на Аляске. После прочтения я была очень сильно впечатлена данной профессией и жизнью золотоискателей, которою они проживают на приисках. По.

Анализ рассказа “Акула”Рассказ был назван автором акула, так как случай приключившийся с мальчишками, связан с нападением акулы. В тот день, когда корабль стоял у берегов Африки, стояла знойная жаркая погода. Два мальчика.

Анализ рассказа Роберта Шекли “Запах мысли”Автор – Роберт Шекли (1928-2005). Год написания – 1953. Жанр – Фантастический рассказ. Тема. Об опасностях, которые поджидали космического почтаря на незнакомой планете; как Человек, оставшись сам на сам с.

Биография Мицкевича краткоАдам Мицкевич – один из самых известных и прославленных поэтов-романтиков в мире. Его творчество это по-настоящему волшебный поэтический мир, а его жизненный путь наполнен не легкими испытаниями. Адам Мицкевич родился.

ВЛАДИМИР ГАЛАКТИОНОВИЧ КОРОЛЕНКОВЛАДИМИР ГАЛАКТИОНОВИЧ КОРОЛЕНКО (1853-1921) Родился в Житомире в семье уездного судьи, увлекался русской классической литературой, мечтал стать адвокатом, чтобы защищать обездоленных. Однако как окончивший реальную гимназию не имел права поступить.

Анализ рассказа Бунина “Антоновские яблоки”В рассказе “Антоновские яблоки” Иван Алексеевич Бунин описывает жизнь и уклад русской усадьбы. Согласно задумке автора, именно в этом месте переплетается прошлое с настоящим, культура золотого времени и периода на.

Читайте также:  Анализ сюжета отцы и дети

Анализ рассказа “Гранатовый браслет”Приступая к анализу повести “Гранатовый браслет”, необходимо кратко остановиться на сюжете произведения, что поможет уяснить основные проблемы, затрагиваемые в нем, понять обстоятельства трагической любви “маленького человека”, почувствовать время, в рамках.

Идейно-художественное своеобразие рассказа Старуха ИзергильИдейно-художественное своеобразие Композиция рассказа (вступление – легенда о Ларре – рассказ о жизни Изергиль – легенда о Данко – заключение) устанавливает связь между легендой и реальной действительностью. Две легенды в.

Анализ романа “Отцы и дети” И. С. ТургеневаСвязь романа с эпохой (50-е годы 19 века) – недавнее поражение в войне с Турцией, смена царствования. Появляется лагерь разночинцев, которые провозглашают необходимость получить профессию для возможности иметь средства к.

ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ РАССКАЗА Ф. А. АБРАМОВА “О ЧЕМ ПЛАЧУТ ЛОШАДИ”ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ РАССКАЗА Ф. А. АБРАМОВА “О ЧЕМ ПЛАЧУТ ЛОШАДИ” Рассказ “О чем плачут лошади” написан одним из самых талантливых писателей советского периода – Федором Александровичем Абрамовым. В своем произведении.

Идейно-художественное своеобразие рассказа Палата номер 6РАССКАЗЫ Идейно-художественное своеобразие рассказа По жанру “Палата номер 6” – скорее не рассказ, а повесть (объем, описательность, повествует об определенном отрезке жизни главного героя). Н. С. Лесков дал следующий отзыв.

Анализ стихотворения Некрасова “Крестьянские детиСвое детство Николай Некрасов провел в родовом имении, где рос вместе с детьми крепостных крестьян. Позже поэт вспоминал, что его друзья относились к нему не как к молодому барину, а.

Элементы построения рассказа Чехова “Хамелеон”Сюжет рассказа – в нем все внесюжетные элементы (портрет, пейзаж), усложняющие построение рассказа, описаны несколькими фразами или даже несколькими словами. Завязка рассказа. С какого момента в рассказе Чехова начинает развиваться.

Каково отношение А. П. Чехова к формуле: “среда заела”? (на примере рассказа “Ионыч”)А. П. Чехов, понимая трагизм мелочной действительности, своим творчеством не раз предупреждал: “Нет ничего тоскливее, оскорбительнее пошлости человеческого существования”. Для него было невыносимо видеть духовную смерть человека, отрешившегося от идеалов.

Сочинение по роману Ивана Тургенева “Отцы и дети”Кажется, что внутренняя борьба между родителями и детьми – это вечная нерешаемая проблема. О ней довольно часто упоминается многими писателями, но особое внимание ей уделил И. С. Тургенев, написав великий.

Краткое содержание рассказа “Обида” В. М. Шукшин(Сокращенный вариант) Сашку Ермолаева обидели. В субботу утром он собрал пустые бутылки из-под молока и сказал маленькой дочери: “Маша, пойдешь со мной?” – “Куда? Гагазинчик?” – обрадовалась девочка. “И рыбы.

Образ Евгения Базарова в романе “Отцы и дети”Главный персонаж романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” Евгений Базаров – Один из противоречивых, но самых понравившихся читателям героев. Многие назвали его человеком современного поколения, реформатором. Так почему же.

ОБРАЗ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ РАССКАЗА А. П. ПЛАТОНОВА “ЮШКА”ОБРАЗ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ РАССКАЗА А. П. ПЛАТОНОВА “ЮШКА” 1 вариант В своих произведениях Андрей Платонов всегда стремился к правдивому изображению жизни. Но жизнь, как известно, несовершенна, поэтому картины и образы.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАССКАЗА М. А. ШОЛОХОВА “СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА”КЛАССИКА М. А. ШОЛОХОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАССКАЗА М. А. ШОЛОХОВА “СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА” Вторая мировая война – это величайший трагический урок и человеку, и человечеству. Более пятидесяти миллионов жертв, несметное число.

Сюжет и композиция рассказа “Бежин луг” из цикла “Записки охотника” ТургеневаСюжет рассказа “Бежин луг” И. Тургенева несложный. Охотник Целый день провел в поисках дичи, вечером заблудился и вышел к Бежину лугу. Там наткнулся на мальчиков у костра, где он устроился.

Конфликт теории и жизни в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” содержит в себе большое количество конфликтов в целом. К ним относятся любовный конфликт, столкновение мировоззрений двух поколений, социальный конфликт и внутренний конфликт главного.

Проблема отцов и детей в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”)Русская литература 2-й половины XIX века Проблема отцов и детей в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети” Почти всю свою жизнь И. С. Тургенев провел за границей, в Европе.

Из рассказа моего папы о своем детствеИз рассказа моего папы о своем детстве Вчера я попросил своего папу рассказать о его детстве. – Расскажи какую-нибудь историю, – надоедал я отцу, пока он не сдался. – Ну.

Идейно-художественное своеобразие рассказа ИонычРАССКАЗЫ Идейно-художественное своеобразие рассказа Автор изображает духовную деградацию личности. Общая атмосфера в городе С. располагает к однообразной, беспросветной жизни. Даже жизнь “образованной и талантливой” семьи Туркиных на удивление монотонна (одни.

Идейно-художественное своеобразие рассказа “Иуда Искариот”Л. Н. Андреев Идейно-художественное своеобразие рассказа “Иуда Искариот” В произведении сказалось отрицательное отношение Андреева к христианской религии: евангельская история получает нетрадиционную трактовку. Сам писатель называл “Иуду Искариота” “нечто по психологии.

Идейно-художественное своеобразие рассказа ПОСЛЕ БАЛАПОСЛЕ БАЛА Идейно-художественное своеобразие рассказа В рассказе “После бала” особенно силен обличительный пафос по сравнению с другими произведениями писателя. В рассказе есть элементы притчи, морализаторское начало, идея просветительства противопоставляется идее.

Дружба Базарова и Аркадия в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”Аркадий и Базаров очень непохожие люди, и дружба, возникшая между ними, тем удивительней. Несмотря на принадлежность молодых людей к одной эпохе, они очень разные. Необходимо учесть, что они изначально принадлежат.

Писатель и персонаж: проблема взаимоотношений. (На материале цикла рассказов И. С. Тургенева “Записки охотника”, романов И. С. Тургенева “Отцы и дети” и М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”)Сквозные темы Писатель и персонаж: проблема взаимоотношений. (На материале цикла рассказов И. С. Тургенева “Записки охотника”, романов И. С. Тургенева “Отцы и дети” и М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”).

КОНФЛИКТ: “ОТЦЫ И ДЕТИ”КЛАССИКА И. С. ТУРГЕНЕВ КОНФЛИКТ: “ОТЦЫ И ДЕТИ” Человечество находится в постоянном движении, развиваясь, поколения за поколениями накапливают опыт, знания и стремятся передать все накопленное идущим следом, так как все.

источник

Сочинение «Дети подземелья» (краткое содержание его мы будем рассматривать в настоящей статье) прекрасно тем, что хотя это и подростковая проза, но она дает очень много и взрослому читателю. Если же ее листает ребенок, то она учит его некоторому канону человеческого поведения: нельзя предавать друзей, надо оставаться твердым и верным своим убеждениями. И большого, и малого читателя «Дети подземелья» учат быть человечным и не отворачиваться от чужого горя, несмотря на социальные предрассудки.

В. Г. Короленко «Дети подземелья» (краткое содержание этого произведения) спешит предстать перед нами во всей красе.

Дело происходит в небольшом городке Княжье-Вено. Это место не было обычным, его опоясывали пруды. В одном из них стоял остров, а на острове том был заброшенный замок, который страшно смотрел на город пустотой глазниц своих окон. Древнее строение было еще хоть куда, и в нем жила беднота. Но однажды в кругах нищеты произошло «классовое расслоение»: бедняки благородного происхождения или те, кто раньше обслуживал графов, выгнали тех, кто не служил в высоких кругах, а в их жилах не было замечено «голубой крови». Среди последних были и герои второго плана повествования: Тыбурций Драб и его дети: Валек (7-летний мальчик) и Маруся (3-летняя) девочка.

«Изгнанники» были вынуждены искать себе другой приют и нашли его в подземелье «среди серых камней» прямо над старой часовенкой, которая так же, как замок, пугала местных жителей своей внешностью. Интересно отметить, что жители городка боялись больше старинных строений, нежели населяющих их людей. К люмпенам они относились настороженно, но без явного страха.

Также в первой главе сочинения «Дети подземелья» (краткое содержание, к сожалению, не может вместить в себя всех фактов) много места отводится описанию Тыбурция Драба: его внешности и потрясающей образованности, взявшейся неизвестно откуда.

Главный же герой повествования паренек по имени Вася. Он стал бродягой и «уличником» не по нужде, а в известной степени с горя: у мальчика рано умерла мать, оставив маленькую девочку и сына, отец (судья, уважаемый человек) потерял всякий интерес к жизни после смерти жены. И если дочке он еще уделял внимание, потому что она была похожа на мать и будила в нем некоторые светлые воспоминания о супруге, то мальчик был брошен на волю случая. Вася – мальчик с тонкой душевной организацией тяжело переживал разрыв с отцом и его охлаждение к нему. Оттого, наверное, он и начал странствовать.

«Дети подземелья» (краткое содержание также настраивает на подобный лад) — чрезвычайно трогательное и проникновенное сочинение. Щедро В.Г. Короленко рисует образ несчастного, но нравственно здорового и чуткого ребенка. Главное в этом образе то, что Вася, фигурально говоря, человек двух миров: с одной стороны, он мальчик из благополучной семьи. С детства за ним ходили слуги, он никогда не знал, что значит голодать. Другими словами, ему всегда сопутствовали все прелести обеспеченной жизни. С другой же стороны, он – дитя улиц, брошенное отцом без внимания и «с шести лет испытывавшее уже ужас одиночества». На этом опыте разворачивается дальнейшее повествование.

Вторая глава произведения «Дети подземелья» (краткое содержание, надеемся, это демонстрирует) посвящена фактически психологическому портрету главного героя.

Когда Вася исследовал все потаенные уголки города и странствование как таковое ему немного наскучило, он решил изучить terra Incognita (лат. неизвестная земля) – старую часовню с прилегающим к ней кладбищем.

Конечно, одному было идти туда страшновато, поэтому он созвал небольшой мальчишеский консилиум. Ребят соблазнила тайна, скрытая в часовне (разумеется, о ней ходило по городу много легенд), и обещанные яблоки из судейского сада.

Не будем утомлять читателя подробностями похода и приступа часовни, который осуществили ребята. Главное то, что Вася попал в темное и страшное строение, а его «коллеги» струхнули и сбежали. Тайны герой не обнаружил, но зато познакомился с замечательными ребятами: Валеком и Марусей. На момент встречи Валеку было уже 9, как и Васе, а Марусе почти 5, но пока 4, как и сестре сына судьи.

Из рассказа Валека Вася узнал, что обнаруженные в часовенке дети – это часть тех «изгнанников», которых выселили из замка. Вася говорит, что будет навещать своих новых знакомых как можно чаще и приносить с собой яблоки из родного сада. Валек ему словно нехотя позволяет совершать добрые дела. Вопросы же о доме, обращенные к маленькому нищему, тот обходит «благородным молчанием».

В третьей глава завязываются отношения, которые станут двигателем дальнейших событий повести, так ее выстроил Короленко. «Дети подземелья» (краткое содержание имеется в виду) идут дальше.

Так оно и шло какое-то время. Вася приходил к ребятам, они играли, особенно его визитам радовалась девочка, которой он приносил разные «вкусности». В один из таких дней главный герой обнаружил, что худоба, нетвердая походка 4-летней Маруси не случайны — девочка больна. Но чем конкретно, не ясно, понятно, что жизнь из нее вытягивают «серые камни», проще говоря, подземелье.

Это главное, чем запоминается четвертая глава. И все-таки прекрасна проза Короленко. «Дети подземелья»: краткое содержание и анализ мужественно дошли до середины.

Валек решается и показывает Васе место их с Марусей обитания, т.е. они спускаются в подземелье. Но происходит и еще что-то более важное: у главного героя случается внутренний нравственный конфликт – он узнает, что Валек и другие нищие живут воровством. Казалось бы, очевидная истина, но для мальчика 9-ти лет из хорошей семьи было не так-то просто понять, что его ближайший друг – вор.

Поэтому даже после того как Валек проводил Василия в «святая святых», последний не мог играть с детьми, как и прежде. Их забавы быстро сошли на нет, а сам Вася рано вернулся домой и лег в постель, засыпал он весь в слезах. Плакал мальчик оттого, что некоторым людям приходится жить так, как живут его друзья.

Дети-бродяги не смогли бы все равно долго скрывать дружбу с Васей от отца. И «хозяин дома» в один из дней все-таки обнаружил у себя чужака. Удивительно, но он проявил неожиданное благородство во время знакомства для человека, который ведет подобный образ жизни. Правда, радушие хозяин выказал только тогда, когда был уверен, что Василий никому не разболтал об укрытии. Тыбуций был очень высокого мнения об отце мальчика, он сказал, что это, пожалуй, единственный судья, у которого есть сердце. Но сначала Драб проверил паренька «на вшивость» и тот с честью выдержал испытание. Глава заканчивается обедом, в котором принимает участие и сын судьи.

Тыбурций Драб – замечательный персонаж, созданный писателем В.Г. Короленко. «Дети подземелья» (краткое содержание по главам не передает всего очарования образа мудрого бездомного) обязательно надо читать полностью.

Наступила очередная осень. Погода испортилась, а меж тем Васе понадобилось чаще выбираться из дома и навещать своих друзей. Но дело было не только в скверной погоде: Януш – предводитель «аристократов», засевших в замке (вернее, в его развалинах), наведался к судье и рассказал ему о том, что его сын ходит в подземелье. Отец Васи ему, конечно, не поверил, но визиты в «дурное общество» стали опасны для мальчика. Это было тем более плохо, так как девочка Маруся совсем разболелась. Василию было нестерпимо смотреть, как медленно исчезает из бытия девочка, к которой он привязался как к сестре.

И тем не менее, он рассказал о сплетнях старика Януша Драбу. Тот сказал, что это очень скверно, ибо судья хоть и человек очень хороший и порядочный, но против закона он не пойдет.

Диалогом между Васей и Драбом заканчивается седьмая глава, но не наш рассказ. «Дети подземелья» (краткое содержание содержит еще одну главу) продолжаются.

В кульминации, естественно, Марусе стало хуже. И Вася был так добр, что приносил в подземелье свои игрушки, но они мало помогали девочке забыть о болезни. Тогда мальчик обратился за помощью к своей сестренке. У нее была роскошная барышня (кукла) – подарок умершей матери. Сначала Соня (так звали девочку) не хотела отдавать свою любимицу, но потом Василий все-таки сломил сопротивление сестры.

Сказать, что Марусе понравилась кукла, значит, не сказать ничего. Кукла оказала на нее эффект «живой воды». Сестренка Валека не только поднялась с кровати, но и начала ходить по полу подземелья своими босыми ногами.

Жаль, что ремиссия длилась недолго. Через некоторое время Маруся снова слегла, а у Васи из-за куклы возникли дома проблемы. Причем Соня была в этом совсем не виновата, слуги заподозрили неладное, да и отец стал волноваться, ведь это подарок горячо любимой им жены.

В итоге Вася попал под домашний арест. А закончился он пристрастным допросом судьи своего сына, но тот ни словом не опорочил своих друзей и не выдал тайны исчезновения куклы. Отец все больше сжимал плечо и делал все больнее сыну, но не по злому умыслу, а лишь потому, что не мог справиться с бушевавшим внутри гневом. В разгар напряженного действа с улицы Васю стал выкликать Тыбурций Драб. Затем он вошел в кабинет и после непродолжительного диалога с судьей, они вдвоем отправились с другую комнату, где сам Драб и рассказал всю историю безутешному мужу. Конечно, предварительно «Отец семейства» вернул куклу и пригласил Васю на прощание с Марусей. Тыбурций сказал: «Приходи к нам попрощаться с моей девочкой. Отец отпустит тебя. Она… она умерла». «Дети подземелья» (краткое содержание по главам не передает всего драматизма происходящего) достигают в этой точки предела трагичности.

По большому счету это конец истории. Далее следует описание церемонии прощания, а в заключении В.Г. Короленко от лица мальчика говорит, что бродяги вскоре покинули подземелье. Валек и его отец растворились где-то в мире. Старая часовня обрушилась, проломив потолок подземелья, а на кладбище, располагающемся рядом, сохранилась в приличном виде только одна могила (нетрудно понять, какая именно). На нее очень часто приходили Соня, Вася и их отец.

источник