Меню Рубрики

Мамаш кураж и ее дети анализ

Теория эпического театра Бертольта Брехта, оказавшая огромное влияние на драматургию и театр XX века, представляет собой очень сложный материал для студентов. Проведение практического занятия по пьесе «Мамаша Кураж и ее дети» (1939) поможет сделать этот материал доступным для усвоения.

Теория эпического театра начала складываться в эстетике Брехта еще в 1920-х годах, в период, когда писатель был близок к левому экспрессионизму. Первой, еще наивной, идеей было предложение Брехта сблизить театр со спортом. «Театр без публики — это нонсенс»,— писал он в статье «Больше хорошего спорта!»[14].

В 1926 г. Брехт закончил работу над пьесой «Что тот солдат, что этот», которую он позже считал первым образцом эпического театра. Элизабет Гауптман вспоминает: «После постановки пьесы «Что тот солдат, что этот» Брехт приобретает книги о социализме и марксизме. Несколько позднее, находясь в отпуске, он пишет: «Я по уши в «Капитале». Мне теперь необходимо все это точно знать. »[15].

Театральная система Брехта складывается одновременно и в неразрывной связи с формированием в его творчестве метода социалистического реализма. Основа системы — «эффект очуждения» — есть эстетическая форма знаменитого положения К. Маркса из «Тезисов о Фейербахе»: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его»[16].

Первым произведением, глубоко воплотившим такое понимание отчуждения, была пьеса «Мать» (1931) по мотивам романа А. М. Горького.

Характеризуя свою систему, Брехт пользовался то термином «неаристотелевский театр», то — «эпический театр». Между этими терминами есть некоторая разница. Термин «неаристотелевский театр» связан прежде всего с отрицанием старых систем, «эпический театр» — с утверждением новой.

В основе «неаристотелевского» театра лежит критика центрального понятия, составляющего, согласно Аристотелю, суть трагедии,— катарсиса. Общественный смысл этого протеста объяснен Брехтом в статье «О театральности фашизма» (1939): «Самое замечательное свойство человека — это его способность к критике. Тот же, кто вживается в образ другого человека, и притом без остатка, тем самым отказывается от критического отношения к нему и к самому себе. Поэтому метод театральной игры, взятый на вооружение фашизмом, не может рассматриваться как положительный образец для театра, если ждать от него картин, которые дадут в руки зрителей ключ к разрешению проблем общественной жизни» (Кн. 2. С. 337).

И Брехт связывает свой эпический театр с обращением к разуму, не отрицая при этом чувства. Еще в 1927 г. в статье «Размышления о трудностях эпического театра» он разъяснял: «Существенное. в эпическом театре заключается, вероятно, в том, что он апеллирует не столько к чувству, сколько к разуму зрителя. Зритель должен не сопереживать, а спорить. При этом было бы совершенно неверно отторгать от этого театра чувство» (Кн. 2. С. 41).

Эпический театр Брехта есть воплощение метода социалистического реализма, стремление сорвать с действительности мистические покровы, выявить подлинные законы общественной жизни во имя ее революционного изменения (см. статьи Б. Брехта «О социалистическом реализме», «Социалистический реализм в театре»).

Среди идей эпического театра мы рекомендуем остановиться на четырех главных положениях: «театр должен быть философским», «театр должен быть эпическим», «театр должен быть феноменальным», «театр должен давать очужденную картину действительности» — и проанализировать их реализацию в пьесе «Мамаша Кураж и ее дети».

Философская сторона пьесы раскрывается в особенностях ее идейного содержания. Брехт использует принцип параболы («повествование удаляется от современного автору мира, иногда вообще от конкретного времени, конкретной обстановки, а затем, как бы двигаясь по кривой, снова возвращается к оставленному предмету и дает его философско-этическое осмысление и оценку. »[17].

Таким образом, пьеса-парабола имеет два плана. Первый — это размышления Б. Брехта над современной действительностью, над разгорающимся пламенем Второй мировой войны. Драматург так сформулировал идею пьесы, выражающую этот план: «Что в первую очередь должна показать постановка «Мамаши Кураж»? Что большие дела в войнах делают не маленькие люди. Что война, являющаяся продолжением деловой жизни другими средствами, делает лучшие человеческие качества гибельными для их обладателей. Что борьба против войны стоит любых жертв» (Кн. 1. С. 386). Таким образом, «Мамаша Кураж» — это не историческая хроника, а пьеса-предостережение, она обращена не в далекое прошлое, а в ближайшее будущее.

Историческая хроника составляет второй (параболический) план пьесы. Брехт обратился к роману писателя XVII века X. Гриммельсхаузена «Простаку наперекор, сиречь диковинное описание прожженной обманщицы и побродяжки Кураж» (1670). В романе на фоне событий Тридцатилетней войны (1618–1648) изображались похождения маркитантки Кураж (т. е. смелой, храброй), подруги Симплиция Симплициссимуса (знаменитого героя из романа Гриммельсхаузена «Симплициссимус»). В хронике Брехта представлены 12 лет жизни (1624–1636) Анны Фирлинг, прозванной мамашей Кураж, ее путешествия по Польше, Моравии, Баварии, Италии, Саксонии. «Сопоставление начального эпизода, в котором Кураж с тремя детьми отправляется на войну, не ожидая худого, с верой в барыш и удачу,— с заключительным эпизодом, в котором потерявшая на войне своих детей, по существу все уже потерявшая в жизни маркитантка с тупым упорством тянет свой фургон по проторенной дороге в мрак и пустоту,— это сопоставление содержит в себе параболически выраженную общую идею пьесы о несовместимости материнства (и шире: жизни, радости, счастья) с военной коммерцией»[18]. Нужно при этом отметить, что изображаемый период — лишь фрагмент в Тридцатилетней войне, начало и конец которой теряются в потоке лет.

Образ войны является одним из центральных философски насыщенных образов пьесы.

Анализируя текст, студенты должны раскрыть причины войны, необходимость войны для дельцов, понимание войны как «порядка», используя при этом текст пьесы. С войной связана вся жизнь мамаши Кураж, она дала ей это имя, детей, достаток (см. картину 1). Кураж избрала «великий компромисс» как способ существования на войне. Но компромисс не может скрыть внутреннего конфликта между матерью и маркитанткой (мамаша — Кураж).

Другая сторона войны раскрывается в образах детей Кураж. Все трое гибнут: Швейцарец из-за своей честности (картина 3), Эйлиф — «потому что совершил на один подвиг больше, чем требовалось» (картина 8), Катрин — предупреждая город Галле о нападении врагов (картина 11). Добродетели человеческие или извращаются в ходе войны, или приводят добрых и честных к гибели. Так возникает грандиозный трагический образ войны как «мира наоборот».

Раскрывая эпические черты пьесы, необходимо обратиться к структуре произведения. Студенты должны изучить не только текст, но и принципы брехтовской постановки. Для этого они должны познакомиться с работой Брехта «Модель «Кураж». Примечания к постановке 1949 г.» (Кн. 1. С. 382—443). «Что касается эпического начала в постановке Немецкого театра, то оно сказалось и в мизансценах, и в рисунке образов, и в тщательной отделке деталей, и в непрерывности действия»,— писал Брехт (Кн. 1. С. 439). Эпическими элементами также являются: изложение содержания в начале каждой картины, введение зонгов, комментирующих действие, широкое использование рассказа (можно с этой точки зрения проанализировать одну из самых динамичных картин — третью, в которой идет торг за жизнь Швейцарца). К средствам эпического театра относится также монтаж, т. е. соединение частей, эпизодов без их слияния, без стремления скрыть стык, а наоборот, с тенденцией его выделить, вызвав тем самым поток ассоциаций у зрителя. Брехт в статье «Театр удовольствия или театр поучения?» (1936) пишет: «Эпический автор Деблин дал превосходное определение эпосу, сказав, что, в отличие от драматического произведения, произведение эпическое можно, условно говоря, разрезать на куски, причем каждый кусок сохранит свою жизнеспособность» (Кн. 2. С. 66).

Если студенты усвоят принцип эпизации, они смогут привести целый ряд конкретных примеров из пьесы Брехта.

Принцип «феноменального театра» может быть проанализирован только при использовании работы Брехта «Модель «Кураж». В чем суть феноменальности, смысл которой писатель раскрыл в работе «Покупка меди»? В старом, «аристотелевском» театре подлинно художественным явлением была только игра актера. Остальные компоненты как бы подыгрывали ему, дублировали его творчество. В эпическом театре каждый компонент спектакля (не только работа актера и режиссера, но и свет, музыка, оформление) должен быть художественным явлением (феноменом), каждый должен иметь самостоятельную роль в раскрытии философского содержания произведения, а не дублировать другие компоненты.

В «Модели «Кураж» Брехт раскрывает использование музыки на основе принципа феноменальности (см.: Кн. 1. С. 383–384), то же касается и декорации. Со сцены убирается все лишнее, воспроизводится не копия мира, а его образ. Для этого используются немногочисленные, но достоверные детали. «Если в большом допускается некая приблизительность, то в малом она недопустима. Для реалистического изображения важна тщательная разработка деталей костюмов и реквизита, ибо тут фантазия зрителя ничего не может прибавить»,— писал Брехт (Кн. 1. С. 386).

Эффект очуждения как бы объединяет все основные черты эпического театра, придает им целенаправленность. Образная основа очуждения — метафора. Очуждение — одна из форм театральной условности, принятие условий игры без иллюзии правдоподобия. Эффект очуждения призван выделить образ, показать его с необычной стороны. При этом актер не должен сливаться со своим героем. Так, Брехт предупреждает, что в картине 4 (в которой мамаша Кураж поет «Песню о великом смирении») игра без очуждения «таит в себе социальную опасность, если исполнительница роли Кураж, гипнотизируя зрителя своей игрой, призывает его вжиться в эту героиню. Красоты и притягательной силы социальной проблемы он не сумеет почувствовать» (Кн. 1. С. 411).

Используя эффект очуждения с иной, чем у Б. Брехта, целью, модернисты изобразили на сцене абсурдный мир, в котором царит смерть. Брехт же с помощью очуждения стремился так показать мир, чтобы у зрителя возникло желание изменить его.

Вокруг финала пьесы велись большие споры (см. диалог Брехта с Ф. Вольфом. — Кн. 1. С. 443–447). Брехт отвечал Вольфу: «В этой пьесе, как Вы правильно заметили, показано, что Кураж ничему не научили постигшие ее катастрофы. Дорогой Фридрих Вольф, именно Вы подтверждаете, что автор был реалистом. Если даже Кураж ничему не научилась, публика может, по-моему, все же чему-то научиться, глядя на нее» (Кн. 1. С. 447).

источник

Теория эпического театра Бертольта Брехта, оказавшая огромное влияние на драматургию и театр XX века, представляет собой очень сложный материал для студентов. Проведение практического занятия по пьесе «Мамаша Кураж и ее дети» (1939) поможет сделать этот материал доступным для усвоения.

Теория эпического театра начала складываться в эстетике Брехта еще в 1920-х годах, в период, когда писатель был близок к левому экспрессионизму. Первой, еще наивной, идеей было предложение Брехта сблизить театр со спортом. «Театр без публики — это нонсенс»,— писал он в статье «Больше хорошего спорта!»[14].

В 1926 г. Брехт закончил работу над пьесой «Что тот солдат, что этот», которую он позже считал первым образцом эпического театра. Элизабет Гауптман вспоминает: «После постановки пьесы «Что тот солдат, что этот» Брехт приобретает книги о социализме и марксизме. Несколько позднее, находясь в отпуске, он пишет: «Я по уши в «Капитале». Мне теперь необходимо все это точно знать. »[15].

Театральная система Брехта складывается одновременно и в неразрывной связи с формированием в его творчестве метода социалистического реализма. Основа системы — «эффект очуждения» — есть эстетическая форма знаменитого положения К. Маркса из «Тезисов о Фейербахе»: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его»[16].

Первым произведением, глубоко воплотившим такое понимание отчуждения, была пьеса «Мать» (1931) по мотивам романа А. М. Горького.

Характеризуя свою систему, Брехт пользовался то термином «неаристотелевский театр», то — «эпический театр». Между этими терминами есть некоторая разница. Термин «неаристотелевский театр» связан прежде всего с отрицанием старых систем, «эпический театр» — с утверждением новой.

В основе «неаристотелевского» театра лежит критика центрального понятия, составляющего, согласно Аристотелю, суть трагедии,— катарсиса. Общественный смысл этого протеста объяснен Брехтом в статье «О театральности фашизма» (1939): «Самое замечательное свойство человека — это его способность к критике. Тот же, кто вживается в образ другого человека, и притом без остатка, тем самым отказывается от критического отношения к нему и к самому себе. Поэтому метод театральной игры, взятый на вооружение фашизмом, не может рассматриваться как положительный образец для театра, если ждать от него картин, которые дадут в руки зрителей ключ к разрешению проблем общественной жизни» (Кн. 2. С. 337).

И Брехт связывает свой эпический театр с обращением к разуму, не отрицая при этом чувства. Еще в 1927 г. в статье «Размышления о трудностях эпического театра» он разъяснял: «Существенное. в эпическом театре заключается, вероятно, в том, что он апеллирует не столько к чувству, сколько к разуму зрителя. Зритель должен не сопереживать, а спорить. При этом было бы совершенно неверно отторгать от этого театра чувство» (Кн. 2. С. 41).

Эпический театр Брехта есть воплощение метода социалистического реализма, стремление сорвать с действительности мистические покровы, выявить подлинные законы общественной жизни во имя ее революционного изменения (см. статьи Б. Брехта «О социалистическом реализме», «Социалистический реализм в театре»).

Среди идей эпического театра мы рекомендуем остановиться на четырех главных положениях: «театр должен быть философским», «театр должен быть эпическим», «театр должен быть феноменальным», «театр должен давать очужденную картину действительности» — и проанализировать их реализацию в пьесе «Мамаша Кураж и ее дети».

Философская сторона пьесы раскрывается в особенностях ее идейного содержания. Брехт использует принцип параболы («повествование удаляется от современного автору мира, иногда вообще от конкретного времени, конкретной обстановки, а затем, как бы двигаясь по кривой, снова возвращается к оставленному предмету и дает его философско-этическое осмысление и оценку. »[17].

Таким образом, пьеса-парабола имеет два плана. Первый — это размышления Б. Брехта над современной действительностью, над разгорающимся пламенем Второй мировой войны. Драматург так сформулировал идею пьесы, выражающую этот план: «Что в первую очередь должна показать постановка «Мамаши Кураж»? Что большие дела в войнах делают не маленькие люди. Что война, являющаяся продолжением деловой жизни другими средствами, делает лучшие человеческие качества гибельными для их обладателей. Что борьба против войны стоит любых жертв» (Кн. 1. С. 386). Таким образом, «Мамаша Кураж» — это не историческая хроника, а пьеса-предостережение, она обращена не в далекое прошлое, а в ближайшее будущее.

Историческая хроника составляет второй (параболический) план пьесы. Брехт обратился к роману писателя XVII века X. Гриммельсхаузена «Простаку наперекор, сиречь диковинное описание прожженной обманщицы и побродяжки Кураж» (1670). В романе на фоне событий Тридцатилетней войны (1618–1648) изображались похождения маркитантки Кураж (т. е. смелой, храброй), подруги Симплиция Симплициссимуса (знаменитого героя из романа Гриммельсхаузена «Симплициссимус»). В хронике Брехта представлены 12 лет жизни (1624–1636) Анны Фирлинг, прозванной мамашей Кураж, ее путешествия по Польше, Моравии, Баварии, Италии, Саксонии. «Сопоставление начального эпизода, в котором Кураж с тремя детьми отправляется на войну, не ожидая худого, с верой в барыш и удачу,— с заключительным эпизодом, в котором потерявшая на войне своих детей, по существу все уже потерявшая в жизни маркитантка с тупым упорством тянет свой фургон по проторенной дороге в мрак и пустоту,— это сопоставление содержит в себе параболически выраженную общую идею пьесы о несовместимости материнства (и шире: жизни, радости, счастья) с военной коммерцией»[18]. Нужно при этом отметить, что изображаемый период — лишь фрагмент в Тридцатилетней войне, начало и конец которой теряются в потоке лет.

Читайте также:  Операция по крипторхизму у детей анализы

Образ войны является одним из центральных философски насыщенных образов пьесы.

Анализируя текст, студенты должны раскрыть причины войны, необходимость войны для дельцов, понимание войны как «порядка», используя при этом текст пьесы. С войной связана вся жизнь мамаши Кураж, она дала ей это имя, детей, достаток (см. картину 1). Кураж избрала «великий компромисс» как способ существования на войне. Но компромисс не может скрыть внутреннего конфликта между матерью и маркитанткой (мамаша — Кураж).

Другая сторона войны раскрывается в образах детей Кураж. Все трое гибнут: Швейцарец из-за своей честности (картина 3), Эйлиф — «потому что совершил на один подвиг больше, чем требовалось» (картина 8), Катрин — предупреждая город Галле о нападении врагов (картина 11). Добродетели человеческие или извращаются в ходе войны, или приводят добрых и честных к гибели. Так возникает грандиозный трагический образ войны как «мира наоборот».

Раскрывая эпические черты пьесы, необходимо обратиться к структуре произведения. Студенты должны изучить не только текст, но и принципы брехтовской постановки. Для этого они должны познакомиться с работой Брехта «Модель «Кураж». Примечания к постановке 1949 г.» (Кн. 1. С. 382—443). «Что касается эпического начала в постановке Немецкого театра, то оно сказалось и в мизансценах, и в рисунке образов, и в тщательной отделке деталей, и в непрерывности действия»,— писал Брехт (Кн. 1. С. 439). Эпическими элементами также являются: изложение содержания в начале каждой картины, введение зонгов, комментирующих действие, широкое использование рассказа (можно с этой точки зрения проанализировать одну из самых динамичных картин — третью, в которой идет торг за жизнь Швейцарца). К средствам эпического театра относится также монтаж, т. е. соединение частей, эпизодов без их слияния, без стремления скрыть стык, а наоборот, с тенденцией его выделить, вызвав тем самым поток ассоциаций у зрителя. Брехт в статье «Театр удовольствия или театр поучения?» (1936) пишет: «Эпический автор Деблин дал превосходное определение эпосу, сказав, что, в отличие от драматического произведения, произведение эпическое можно, условно говоря, разрезать на куски, причем каждый кусок сохранит свою жизнеспособность» (Кн. 2. С. 66).

Если студенты усвоят принцип эпизации, они смогут привести целый ряд конкретных примеров из пьесы Брехта.

Принцип «феноменального театра» может быть проанализирован только при использовании работы Брехта «Модель «Кураж». В чем суть феноменальности, смысл которой писатель раскрыл в работе «Покупка меди»? В старом, «аристотелевском» театре подлинно художественным явлением была только игра актера. Остальные компоненты как бы подыгрывали ему, дублировали его творчество. В эпическом театре каждый компонент спектакля (не только работа актера и режиссера, но и свет, музыка, оформление) должен быть художественным явлением (феноменом), каждый должен иметь самостоятельную роль в раскрытии философского содержания произведения, а не дублировать другие компоненты.

В «Модели «Кураж» Брехт раскрывает использование музыки на основе принципа феноменальности (см.: Кн. 1. С. 383–384), то же касается и декорации. Со сцены убирается все лишнее, воспроизводится не копия мира, а его образ. Для этого используются немногочисленные, но достоверные детали. «Если в большом допускается некая приблизительность, то в малом она недопустима. Для реалистического изображения важна тщательная разработка деталей костюмов и реквизита, ибо тут фантазия зрителя ничего не может прибавить»,— писал Брехт (Кн. 1. С. 386).

Эффект очуждения как бы объединяет все основные черты эпического театра, придает им целенаправленность. Образная основа очуждения — метафора. Очуждение — одна из форм театральной условности, принятие условий игры без иллюзии правдоподобия. Эффект очуждения призван выделить образ, показать его с необычной стороны. При этом актер не должен сливаться со своим героем. Так, Брехт предупреждает, что в картине 4 (в которой мамаша Кураж поет «Песню о великом смирении») игра без очуждения «таит в себе социальную опасность, если исполнительница роли Кураж, гипнотизируя зрителя своей игрой, призывает его вжиться в эту героиню. Красоты и притягательной силы социальной проблемы он не сумеет почувствовать» (Кн. 1. С. 411).

Используя эффект очуждения с иной, чем у Б. Брехта, целью, модернисты изобразили на сцене абсурдный мир, в котором царит смерть. Брехт же с помощью очуждения стремился так показать мир, чтобы у зрителя возникло желание изменить его.

Вокруг финала пьесы велись большие споры (см. диалог Брехта с Ф. Вольфом. — Кн. 1. С. 443–447). Брехт отвечал Вольфу: «В этой пьесе, как Вы правильно заметили, показано, что Кураж ничему не научили постигшие ее катастрофы. Дорогой Фридрих Вольф, именно Вы подтверждаете, что автор был реалистом. Если даже Кураж ничему не научилась, публика может, по-моему, все же чему-то научиться, глядя на нее» (Кн. 1. С. 447).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Бертольт Брехт – выдающийся драматург 20 века. Он писал самостоятельные произведения, которые впоследствии получали воплощение на театральных подмостках. Практик и теоретик, Брехт разрабатывал идею, центром которой оказался эпический театр. По мнению драматурга, театр должен вещать, а не визуализировать, взывать к разуму, а не к человеческим чувствам. Этот посыл он отобразил в пьесах, ставших классикой мировой драматургии: «Добрый человек из Сезуана», «Ваал», «Господин Пунтила и его слуга», «Визит старой дамы».

Бертольт Брехт

Режиссеру Брехту принадлежит идея «эффекта отчуждения», предполагающего создание стены между зрителем и актером, который в ходе действия становится сценическим персонажем. Автор теории предлагал предъявлять публике неожиданные типажи и описывать непредсказуемые события, провоцируя интеллектуальную работу, появление собственной позиции и способности к аналитическому восприятию. Он противопоставлял это классическому состраданию, возникновение которого у зрителя, по мнению классиков, является главной целью показа спектакля. Книга «Теория эпического театра» описывает идеи Брехта на этот счет.

Пьеса «Мамаша Кураж и ее дети» написана Брехтом в 1939 году, на пороге Второй Мировой войны. Премьера спектакля состоялась в 1941 году в Цюрихе. Затем постановка была организована автором литературной основы на сцене созданного им «Берлинер Ансамбля». Принципы эпического театра, провозглашаемые в качестве альтернативы классике, были воссозданы в спектакле. Реформатор и революционер, Брехт воспринимал театральное искусство как путь к формированию классового сознания.

Мамаша Кураж

Пьеса «Мамаша Кураж» описывала события периода Тридцатилетней войны, случившейся в 17 веке. Драматург использовал известные события для создания сюжета, чтобы предостеречь зрителя от повторения кровопролитных побоищ. Считая, что молчание и лояльность в отношении политики современной власти – удел «маленького» человека, Брехт пропагандировал стоическую гражданскую позицию, призывая забыть о равнодушии, чтобы пресечь социальные катастрофы.

Главным действующим лицом пьесы стала женщина по имени Анна Фирлинг. Маркитантка носила прозвище «мамаша Кураж» и путешествовала по военным тропам в фургоне, полном товаров первой необходимости. Компанию ей составляли дети: два сына и немая дочь. Брехт преподнес женский образ в неожиданном ключе. Анна выступала зажиточной персоной, пытающейся получить выгоду в военное время. Для нее не важны были людские страдания, голод и нищета. Все, о чем она заботилась, – возможность нажиться.

Сцена из пьесы «Мамаша Кураж»

Сюжет пьесы затрагивает долгие 12 лет, в течение которых жизнь главной героини бесповоротно изменилась. Война забрала детей, она постарела, изменилась внешне, но не потеряла былого энтузиазма. Прославляя войну за то, что та дает ей кусок хлеба, мамаша Кураж без посторонней помощи катит свой фургон с товарами.

Брехт уделил внимание тщательной проработке образа главной героини. Положительные женские образы, освещенные материнством и радостью жизни, несовместимы с коммерческой жилкой, особенно цинично выглядящей в военное время. Главная героиня обсуждалась критиками и искусствоведами, как новое явление в немецкой литературе и драматургии. Посредством этого персонажа Брехт хотел донести до зрителя идею о прозрении, оставляя судьбу героини в ее собственных руках.

Мамаша Кураж

Критики упрекали драматурга за создание двусмысленного образа, выстроенного на пессимистических мотивах. Пытающаяся выжить за счет войны, мамаша Кураж приносит ей в жертву детей.

«Мамаша Кураж и ее дети» – произведение, ставшее примером классической современной драматургии. Зачастую ее ставят режиссеры, пропагандирующие революционную политику, не боящиеся бросить вызов публике и театральным канонам. Самой знаменитой исполнительницей главной женской роли в спектаклях по литературной основе была Елена Вайгель, супруга Бертольта Брехта. Пьеса была востребована в России в послевоенный период и часто появлялась в театральном репертуаре в советское время.

Впервые в Москве на постановку по произведению Брехта решился Николай Охлопков, трудившийся в Московском театре имени Маяковского. В 1960 году состоялась премьера спектакля, главную роль в котором исполнила Юдифь Глизер. Спектакль называли грубым и мрачным, что совпадало с поэтикой произведений немецкого драматурга.

Актриса Татьяна Пельтцер

Большинство постановок по пьесе не было наполнено духом, свойственным автору. В них было мало откровения, вызова и обличающего настроя. Выдающейся стала работа Марка Захарова в московском Театре Сатиры, где в образе мамаши Кураж выступила Татьяна Пельтцер.

Современные режиссеры часто обращаются к творчеству Брехта. Среди знаменитых постановщиков, работавших над воплощением на пьесы, которая стала ярким примером эпического театра Брехта: Александр Морфов, Юрий Бутусов и Валерий Фокин.

Действие в произведении разворачивается во время Тридцатилетней войны, в ходе которой Германия долго терпела унижения, приведшие к национальной катастрофе. В 1642 году было собрано войско, которое отправили с атакой на Польшу. Вербовщики, с которыми публику знакомит автор, представляют зрителям главных героев. Мамаша Кураж вместе с детьми скитается по дорогам, продавая нехитрый скарб. Один из новых знакомых уговаривает сына примкнуть к армии, и парень по имени Эйлиф покидает фургон маркитантки.

Встреча парня с семьей происходит спустя два года. Сын мамаши Кураж возмужал и гордится военными заслугами, которые сопровождались кровопролитием и агрессией. Спустя три года второй сын мамаши Кураж становится казначеем в Финском полку, а она неплохо устроилась при нем. В одну из атак католиков, наступающих на землю, где стоял полк, лютеранка Кураж оказывается в своем фургоне, защищая полковую казну от врага.

Мамаша Кураж и ее дети

Ее второго сына Швейцеркаса берут в плен католики. Спасая ребенка, Кураж готова пожертвовать полковой казной, но та безвозвратно утрачена: солдат выбросил ее в ручей, когда заметил начинавшуюся погоню. Швейцеркаса казнят, а Кураж вновь отправляется в странствие по Европе. Спустя еще пару лет под Лютценом убили шведского короля, и на некоторое время вокруг воцарилось перемирие. Несмотря на то, что дела пошли на спад, Кураж рада, что не потеряла других детей.

Мир приносит ее семье беды не меньшие, чем война. Старый проступок сына Эйлифа в спокойные дни посчитали преступлением, и недавний подвиг привел к расстрелу. Вновь начинается война. Кураж, в неведении о смерти второго сына, продолжает путешествие в старом походном фургоне.

Сцена из спектакля «Мамаша Кураж и ее Дети»

Спустя 16 лет война исчерпала все финансовые и человеческие ресурсы. Кураж и повар, ее спутник, бедствуют. Внезапно сожителю мамаши Кураж приходит письмо о том, что у него появилось небольшое наследство в виде трактира. Герой зовет женщину с собой, но с условием, что та оставит дочь. Кураж отказывается и вместе с дочерью Катрин путешествует по Германии в войсковой повозке. На одной из остановок Катрин, подслушав план врагов, неосторожно поднимает панику, и ее убивают. Мамаша Кураж вновь пускается в дорогу.

«И вшей кормить под гул орудий,

«Полковой священник (с неудовольствием снимает куртку, готовясь колоть дрова):

— Я, собственно, наставник душ, а не дровосек.

— Души у меня нет. А вот дрова мне нужны».

«Не подходите ко мне с топором. Это были бы уж слишком близкие отношения».

источник

Весна 1624 г. Армия шведского короля собирает солдат для похода на Польшу. Фельдфебель и вербовщик признают только войну учредителем общественного порядка и цивилизации. Где нет войны, какая там мораль: каждый бредёт куда хочет, говорит что хочет, ест что хочет — ни приказа, ни пайка, ни учёта!

Два парня вкатывают фургон матушки Кураж, маркитантки Второго Финляндского полка. Вот что она поёт: «Эй, командир, дай знак привала, / Своих солдат побереги! / Успеешь в бой, пускай сначала / Пехота сменит сапоги. / И вшей кормить под гул орудий, / И жить, и превращаться в прах — / Приятней людям, если люди / Хотя бы в новых сапогах. / Эй, христиане, тает лёд, / Спят мертвецы в могильной мгле. / Вставайте! Всем пора в поход, / Кто жив и дышит на земле!»

Родом она баварка, и настоящее её имя Анна Фирлинг, а прозвище Кураж она получила за то, что ни под бомбами, ни под пулями никогда не бросала свой фургон с товаром. Дети её — сыновья и немая дочь Катрин — настоящие дети войны: каждый имеет свою фамилию, и отцы их — солдаты разных армий, воевавшие под знамёнами разных вероисповеданий, — все уже убиты или сгинули неизвестно куда.

Вербовщик интересуется её взрослыми сыновьями, но Кураж не хочет, чтобы они шли в солдаты: кормится войной, а войне платить оброк не хочет! Она начинает гадать и, чтобы напугать детей, устраивает так, что каждый из них получает бумажку с черным крестом — метку смерти. И мошенничество становится зловещим пророчеством. Вот уже вербовщик ловко уводит её старшего сына Эйлифа, пока матушка Кураж торгуется с фельдфебелем. И ничего не поделаешь: надо поспевать за своим полком. Двое её оставшихся детей впрягаются в фургон.

Читайте также:  Операция пупочная грыжа у детей анализы

В 1625–1626 гг. мамаша Кураж колесит по Польше в обозе шведской армии. Вот она принесла каплуна повару командующего и умело торгуется с ним. В это время командующий в своей палатке принимает её сына, храбреца Эйлифа, который совершил геройский подвиг: бесстрашно отбил у превосходящих сил крестьян несколько быков. Эйлиф поёт о том, что говорят солдаты своим жёнам, матушка Кураж поёт другой куплет — о том, что жены говорят солдатам. Солдаты толкуют о своей храбрости и удаче, их жены — о том, как мало значат подвиги и награды для тех, кто обречён на гибель. Мать и сын рады неожиданной встрече.

Прошли ещё три года войны. Мирная картина бивака потрёпанного в боях Финляндского полка нарушается внезапным наступлением императорских войск. Мамаша Кураж в плену, но она успевает заменить лютеранское полковое знамя над своим фургоном на католическое. Оказавшийся здесь полковой священник успевает сменить пасторское платье на одежду подручного маркитантки. Однако императорские солдаты выслеживают и хватают младшего сына Кураж, простака Швейцеркаса. Они требуют, чтобы он выдал доверенную ему полковую казну. Честный Швейцеркас не может этого сделать и должен быть расстрелян. Чтобы спасти его, надо заплатить двести гульденов — все, что мамаша Кураж может выручить за свой фургон. Надо поторговаться: нельзя ли спасти жизнь сына за 120 или за 150 гульденов? Нельзя. Она согласна отдать все, но уже слишком поздно. Солдаты приносят тело её сына, и мамаша Кураж должна теперь сказать, что не знает его, ей же надо сохранить по крайней мере свой фургон.

Песня о Великой капитуляции: «Кое-кто пытался сдвинуть горы, / С неба снять звезду, поймать рукою дым. / Но такие убеждались скоро, / Что усилья эти не по ним. / А скворец поёт: / Перебейся год, / Надо со всеми в ряд шагать, / Надо подождать, / Лучше промолчать!»

Прошло два года. Война захватывает все новые пространства. Не зная отдыха, мамаша Кураж со своим фургончиком проходит Польшу, Моравию, Баварию, Италию и снова Баварию. 1631 г. Победа Тилли при Магдебурге стоит мамаше Кураж четырёх офицерских сорочек, которые её сердобольная дочь разрывает на бинты для раненых.

Близ города Ингольштадта в Баварии Кураж присутствует на похоронах главнокомандующего императорских войск Тилли. Полковой священник, её подручный, сетует, что на этой должности его способности пропадают втуне. Солдаты-мародёры нападают на немую Катрин и сильно разбивают ей лицо. 1632 г.

Мамаша Кураж на вершине делового успеха: фургон полон новым товаром, на шее у хозяйки связка серебряных талеров. «Все-таки вы не убедите меня, что война — это дерьмо». Слабых она уничтожает, но им и в мирное время несладко. Зато уж своих она кормит как следует.

В том же году в битве при Лютцене погибает шведский король Густав-Адольф. Мир объявлен, и это серьёзная проблема. Мир грозит мамаше Кураж разорением. Эйлиф, смелый сын мамаши Кураж, продолжает грабить и убивать крестьян, в мирное время эти подвиги сочли излишними. Солдат умирает, как разбойник, а многим ли он отличался от него? Мир между тем оказался очень непрочен. Мамаша Кураж вновь впрягается в свой фургон. Вместе с новым подручным, бывшим поваром командующего, который изловчился заменить слишком мягкосердечного полкового священника.

Уже шестнадцать лет длится великая война за веру. Германия лишилась доброй половины жителей. В землях, когда-то процветавших, теперь царит голод. По сожжённым городам рыщут волки. Осенью 1634 г. мы встречаем Кураж в Германии, в Сосновых горах, в стороне от военной дороги, по которой движутся шведские войска. Дела идут плохо, приходится нищенствовать. Надеясь выпросить что-нибудь, повар и мамаша Кураж поют песню о Сократе, Юлии Цезаре и других великих мужах, которым их блестящий ум не принёс пользы.

У повара с добродетелями не густо. Он предлагает спасти себя, бросив Катрин на произвол судьбы. Мамаша Кураж покидает его ради дочери.

«Как хорошо сидеть в тепле, / Когда зима настала!» — поют в крестьянском доме. Мамаша Кураж и Катрин останавливаются и слушают. Потом продолжают свой путь.

Январь 1636 г. Императорские войска угрожают протестантскому городу Галле, до конца войны ещё далеко. Мамаша Кураж отправилась в город, чтобы взять у голодных горожан ценности в обмен на еду. Осаждающие между тем в ночной тьме пробираются, чтобы устроить резню в городе. Катрин не может этого выдержать: влезает на крышу и изо всех сил бьёт в барабан, до тех пор пока её не слышат осаждённые. Императорские солдаты убивают Катрин. Женщины и дети спасены.

Мамаша Кураж поёт колыбельную над мёртвой дочерью. Вот война и забрала всех её детей. А мимо проходят солдаты. «Эй, возьмите меня с собой!» Мамаша Кураж тащит свой фургон. «Война удачей переменной / Сто лет продержится вполне, / Хоть человек обыкновенный / Не видит радости в войне: / Он жрёт дерьмо, одет он худо, / Он палачам своим смешон. / Но он надеется на чудо, / Пока поход не завершен. / Эй, христиане, тает лёд, / Спят мертвецы в могильной мгле. / Вставайте! Всем пора в поход, / Кто жив и дышит на земле!»

источник

Война – захватывающий бизнес! Здесь все – всерьез. Она портит людей, делает их жестокими и скупыми, особенно если война длится больше десяти лет.
Я думаю, что Брехт не случайно обратился именно к образу женщины, служащей войне. Женщина и война несовместимы, особенно если у женщины есть дети. Ни талант, ни смекалка не помогают мамаше Кураж спасти детей. Сама она – воплощение войны, причина гибели трех близких ей людей. Эйлифа убили за его непоседливость, Швейцеркаса – за честность, Катрин – за доброту. Никто из них не жил по ее мерке,

Краткое содержание Мамаша Кураж и ее дети Брехт Б1 Весна 1624 г. Армия шведского короля собирает солдат для похода на Польшу. Фельдфебель и вербовщик признают только войну учредителем.

Анализ пьесы “Русские люди”Написана в 1942 году К. М. Симоновым. Драма о трудностях войны как непрерывное испытание всех человеческих сил. “Русские люди” –.

Последнее свидание Катерины с Борисом (Анализ сцены из 5 действия пьесы А. Н. Островского “Гроза”)Последнее свидание Катерины с Борисом происходит в третьем явлении пятого действия пьесы “Гроза”. Эта сцена имеет важнейшее значение для раскрытия.

Речевая характеристика героев пьесы М. Горького “Дети солнца”Сценическое, театральное искусство строится на человеке и на слове, причем в комедии и драме слово имеет гораздо более веское и.

Рассказ Луки про “праведную землю” (Анализ эпизода из III акта пьесы М. Горького “На дне”)Драматургический нерв пьесы составляет странник Лука. Именно вокруг него группируются персонажи, именно с его приходом начинает гудеть, как улей, давно.

Анализ пьесы В. Розова “День свадьбы”Пьеса была написана Виктором Розовым в начале 60-х и как все пьесы Розова, имела успех. Шла по всей стране, потом.

Анализ финала третьего акта пьесы М. Горького “На дне”Драматургия Горького сложна и очень интересна. Талант одаренного писателя помог ему найти нужное место действия и подходящий конфликт, чтобы раскрыть.

Приезд Раневской и Гаева в имение. (Анализ сцены 1-го действия пьесы А. П. Чехова “Вишневый сад”.)Разбор сцены можно начать с авторской ремарки’ “Комната, которую все еще называют детской. Рассвет, скоро взойдет солнце. Май, цветут вишневые.

Анализ пьесы А. П. Чехова “Вишневый сад”Пьеса “Вишневый сад” – последнее драматическое произведение Чехова, печальная элегия об уходящем времени “дворянских гнезд”. В письме к Н. А.

Анализ финальной сцены пьесы А. П. Чехова “Вишневый сад”На протяжении всей пьесы А. П. Чехова “Вишневый сад” мы наблюдаем за тем, как главные герои теряют свое родовое имение.

Знакомство Паратова и Карандышева (анализ сцены из 2 действия пьесы А. Н. Островского “Бесприданница”)Драма “Бесприданница” стала одной из вершин драматургии Островского. По степени драматизма и глубине психологизма, по характеру конфликта ее сравнивают с.

Анализ сцены дуэли в произведении Тургенева “Отцы и дети” (XXIV гл.)В человеке существует много различных энергий. И у каждой из них есть своя точка кипения, то есть такая точка, характеризующая.

Анализ финала четвертого акта пьесы М. Горького “На дне”Жанр драмы очень сложен сам по себе. Автор здесь имеет очень много ограничений. Он не может напрямую высказывать свою позицию.

Рассказ Луки про “праведную землю” (анализ эпизода из 3 акта пьесы М. Горького “На дне”)Проблема иллюзий – содержание многих произведений Горького 90-х годов (“Болесь”, “Проходимец”, “Читатель”). Но ни в одном из них эта тема.

Разговор о будущем во втором действии пьесы А. П. Чехова “Вишневый сад”. (Анализ сцены.)У А. П. Чехова не бывает “лишних”, случайных фраз, слов. Каждая деталь всегда крепко и логично связана с основным содержанием.

Жизнь ночлежников до появления Луки (анализ 1 сцены пьесы М. Горького “На дне”)Пьеса “На дне” завершила цикл произведений М. Горького о “босяках”. “Она явилась итогом моих почти двадцатилетних наблюдений над миром “бывших.

Появление Луки в ночлежке (анализ сцены из 1 акта пьесы М. Горького “На дне”)Многие герои пьесы М. Горького “На дне” – Актер, Пепел, Настя, Наташа, Клещ – стремятся вырваться на волю со “дна”.

Появление Луки в ночлежке (анализ сцены из первого акта пьесы М. Горького “На дне”)Пьеса Горького “На дне” глубоко философична и необычайно интересна. Перед глазами читателя на протяжении всего произведения проходит галерея живых образов.

Разговор Катерины с Варварой (анализ 2 явления II действия пьесы А. Н. Островского “Гроза”)Пьеса А. Н. Островского “Гроза” – одно из лучших и наиболее известных произведений великого русского драматурга. Написанная в 1869 году.

Разговор Ларисы с Карандышевым (анализ 4-го явления I действия пьесы А. Н. Островского “Бесприданница”)“Бесприданница” (1878 г.) является лучшей и самой известной пьесой позднего периода творчества А. Н. Островского. Эта психологическая драма рисует судьбу.

Разговор Кнурова с Вожеватовым (анализ 2-го явления I действия пьесы А. Н. Островского “Бесприданница”)“Бесприданница” (1878 г.) считается лучшей психологической драмой А. Н. Островского. В этой пьесе драматург обращается к жизни новой, буржуазной России.

Спор ночлежников о человеке (анализ диалога в начале 3 действия пьесы М. Горького “На дне”)Пьеса “На дне”, написанная Горьким в течение 1902 года, принесла ему мировую известность. Это произведение было откликом писателя на самые.

Дети и война“Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете.” А. Т. Твардовский. Война – одно из самых.

Анализ эпизода 18-ой главы романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”Роман “Отцы и дети” был написан в 1861 году. Его жанр можно определить как социально-психологический роман. В этом произведении рассматриваются.

Разговор Катерины с Борисом (анализ 3-го явления второй сцены III действия пьесы “Гроза”)Пьеса А. Н. Островского “Гроза” по праву считается одной из лучших пьес в русской драматургии. Она затрагивает важные человеческие проблемы.

Анализ текста Л. Андреева о войнеЭто страшное слово война… В тексте поднимается проблема сохранения человеком своего лица после войны. Леонид Николаевич раскрывает проблему на примере.

Базаров и Одинцова (анализ главы 18 романа И. А. Тургенева “Отцы и дети”)На протяжении всего романа “Отцы и дети” И. А. Тургенев планомерно проводит главного героя – Евгения Базарова – через многие.

Анализ эпизода смерть Базарова (по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”)Главным героем романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” является молодой нигилист Евгений Базаров. На страницах своего произведения автор подробно.

Сцена у стога (анализ эпизода из 21-й главы романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”)К работе над романом Тургенев приступил в начале августа 1860 года, а закончил его в июле 1861. Появился роман в.

Объяснение Аркадия и Кати (анализ эпизода из 25-й главы романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”)В романе “Отцы и дети” Тургенев показывает не только идеологические споры, но и изображает героев влюбленных, героев, которые любят, женятся.

источник

Действие пьесы происходит в 1624 году во время военных действий английской армии на территории Польши. Молодые военнослужащие катят повозку мамаши Кураж, которая обращается к командиру второго Финляндского полка с просьбой поберечь своих солдат.

Свое прозвище женщина получила за то, что она никогда в бою не оставляла без присмотра свой фургон. У нее было двое сыновей и дочь Катрин, немая с рождения. Все они были от разных солдат, которых давно уже не было в живых. Интерес к ее взрослым детям проявляет вербовщик, однако мать не желает, чтобы они погибли под пулями, как их отцы, и устраивает гадание. Юноши выбираю бумажку со страшным предзнаменованием — знаком смерти. И это сбывается. Самого старшего сына забирают на фронт. Кураж хочет поторговаться с фельдфебелем ,но ей надо торопиться идти дальше с полком.

Целый год женщина с детьми бродит вместе со шведскими солдатами по Польше. Однажды, в палатке у главнокомандующего она видит Эйлифа. Тот хвалил юношу за подвиг. Эйлиф отбил быков у противника. Мать и сын поют песню о том, насколько важно и нужно совершать подвиг, рискуя жизнью. Через три года военных событий императорские войска наступают, и Кураж оказывается в плену у противника. Однако, она сумела быстро на своей повозке повесить знамя неприятеля, а священник меняет одежду на помощника маркитантки. Однако, солдатам удается схватить нерасторопного младшего сына Кураж. Они хотят, чтобы он отдал им казну полка. Но добропорядочный юноша не мог этого сделать, и его приговорили к расстрелу. Мать пыталась сторговаться с солдатами за жизнь Швейцеркаса. Но слишком поздно она решилась продать все содержимое фургона. Ее сына казнили, и принесли на опознание женщине. Но в целях сохранения фургона она не говорит, что он — ее родное дитя. Проходит еще несколько лет, и война все еще длится. Она достигает итальянские, баварские земли. И везде мы видим мамашу Кураж. Так, в одном из боев, ей пришлось пожертвовать четырьмя мужскими сорочками, для того, чтобы дочь изготовила бинты для раненых.

В Баварии состоялись похороны предводителя войск императора. Здесь же мародеры нападают на дочь Кураж и наносят ей побои. Вскоре бизнес женщины процветает. Она продает много товара, и денег теперь у нее столько, что она может досыта накормить своих детей.

Читайте также:  Одного образа анализ отцы и дети

После гибели короля Швеции и объявления мира у Кураж начинаются непростые времена. И если Эйлиф, громивший крестьянские угодья погиб как просто какой-то разбойник, то его мать продолжает продавать товар солдатам, так как вновь начинаются военные действия. Проходит 16 лет, и в ходе долгой войны жители Германии вынуждены терпеть разруху и голод. Кураж также находится в бедственном положении. Зимой в 1636 году войска императора осаждают город Галле. Воспользовавшись такой ситуацией. Кураж пытается произвести обмен ценных вещей на продукты у жителей. Тут солдаты прокрались в город с целью устройства беспорядков. Катрин, увидев, как неприятель пробирается ночью к домам горожанам, дает знак об опасности, в результате чего, ее убивают. Но женское население и их дети спаслись от погибели. Кураж же причитает над телом дочери. Вот она, проклятая война, забрала всех ее детей.

Произведение учит нас быть милосердными и великодушными, никогда не прятаться за спины чужих людей в трудной ситуации, а самим выпутываться из нее.

Пьеса Бертольта Брехта «Мамаша Кураж и ее дети» повествует о военном времени, о том, как во время войны за веру выживали обычные люди, которые трудились в тылу. Мамаша Кураж обычная женщина, у которой трое детей. Старший сын Швейцеркас, средний сын Эйлиф и немая дочь Катрин. Они путешествуют по разным землям следом за армией на своем фургоне. Мамаша Кураж проедает солдатам еду и водку. Дети являются ее помощниками.

Однажды на дороге они встречают фельдфебеля с вербовщиком. Вербощик хочет забрать у Кураж сыновей, чтобы они стали солдатами армии. Но Кураж не хочет отдавать сыновей, потому что знает, что они могут погибнуть на войне и ей их по-матерински жалко. Сначала фельфебель и вербовщик уговаривают старшего сына Швейцеркаса. Он трусит идти на войну. Мамаша Кураж разными способами отговаривает вербовщика забирать сына. Но тут идти на войну вызывается средний сын – Эйлиф. Он смелый и горячий и готов повоевать. Тогда фельфебель отвлекает Кураж и вербовщик уводит Эйлифа. Таким образом, свое дальнейшее путешествие мамаша Кураж продолжает с двумя детьми. Но в последствии и Швейцеркаса забирают на войну.

Сыновья Кураж неплохо чувствуют себя на войне. Эйлиф становится правой рукой командующего. Мамаша кураж встречает его случайно, спустя два года, в палатке повара, которому она хочет продать каплуна. Эйлиф бравый и крепкий солдат. С командующим у него хорошие отношения, потому что Эйлиф зарезал несколько голов скота врага. Теперь командующий хочет его хорошенько накормить в знак благодарности.

Затем, мама Кураж встречает и старшего сына, Швейцеркаса, он становится казначеем армии. Ему доверяют шкатулку с деньги, которыми платят жалованье солдатам. Кураж гордится обоими своими сыновьями, рада, что они живы.

Путешествуя с фургоном и немой Катрин, с мамашей Кураж остается полковой священник. Он выполняет мужскую работу: колит дрова, ходит за товаром вместе с Кураж в город, а она взамен этого кормит его. Так они путешествуют все вместе на протяжении почти всей войны. Война за веру длилась более шестнадцати лет.

Однажды Швейцеркаса убивают за то, что он не отдал шкатулку с деньгами. Эйлиф погибает за то, что продолжает разорять людей, убивая скот, в почти мирное время. Немая Катрин становится уродиной из-за того, что ее ранят солдаты, когда она ходила в город за товаром. Тогда мамаша Кураж и ее дочь почти без всякой надежды продолжают свой путь дальше с войском.

Но война унесла не только жизнь сыновей мамаши Кураж, но и Катрин погибает. Во время жуткого голода, когда все поля и почти вся земля были сожжены солдатами, мамаша Кураж и немая Катрин приходят к дому крестьянина. На них нападают солдаты, требуя молодого крестьянина показать дорогу в город, чтобы атаковать его. Тогда Катрин взбирается на крышу дома и начинает бить в барабан, чтобы жители города проснулись. Ее убивают. Но бой барабана все-таки доносится до граждан города, и они готовятся к сражению. Мамаша Кураж тем временем была в городе. Когда она вернулась, ей пришлось оставить тело своей дочери. Кураж дает крестьянам денег на похороны, а сама впрягается в фургон и следует за войском, продолжая свое путешествие. «Война меня кормит», — так говорила мамаша Кураж. Поэтому ей ничего не остается, как продолжать везти свой фургон и поить солдат водкой.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Аркадий, молодой человек, можно сказать, еще подросток, закончив обучение в Московской гимназии, отправился в Петербург, к своему отцу, чтобы там найти свое призвание и поступить на службу.

Главной героиней данного произведения британской писательницы стала молодая девушка Эмма двадцати одного года. Она отличается от многих юных особ деревни тем, что любит сватать соседей друг с другом

В тихом и маленьком городке Гринтаун время проходит очень быстро. Течение времени характеризует только башня с часами. Жители городка затеяли настоящую войну против времени

Книга начинается с вывода, что абсурд является исходной точкой в жизни человека. По философии абсурд связан со смыслом жизни. Основной проблемой философии в книге является самоубийство. Для самоубийцы жизнь становится непонятной и приходит к концу

Жил в одном государстве мельник. Старость незаметно подкралась к нему, да и здоровье пошатнулось. Отошел он на тот свет, оставив своим сыновьям небольшое наследство. Самый старший из братьев забрал себе мельницу

источник

МАМАША КУРАЖ (нем. Mutter Courage) — героиня пьесы Б.Брехта «Мамаша Кураж и ее дети». События, происходящие в пьесе, относятся ко времени Тридцатилетней войны и продолжаются около двенадцати лет: с весны 1624 по январь 1636 года. Маркитантка Анна Фирлинг, прозванная мамашей Кураж за бойкость и ловкость, колесит по дорогам войны на своей повозке, набитой самыми разными товарами: от еды и кожи до шелковых рубашек и пуговиц. Везут повозку на себе два молодца, сыновья Анны — Эйлиф и Швайцеркас, а в крытом фургоне сидят сама М.К. и ее дочь немая Катрин. Анна Фирлинг — порождение своего времени и его жертва. Она практична, наделена деловой хваткой, знает, как заработать на войне, поэтому становится маркитанткой, обслуживающей войска, умеющей дерзко объясняться с патрульными и драть три шкуры с каждого офицера и солдата. Всего богатства у нее — фургон с вещами и трое детей. Это богатство маркитантки и матери. М.К.— типаж и индивидуальность. Она типична, как порождение войны и мещанского практицизма, она индивидуальна, как образ, полный обаяния, шарма и жизненной энергии. М.К.— вполне цельный человек. Она не желает отдать тонкие офицерские рубашки для перевязки раненых, ведь это означает поступить непрактично. В первом варианте пьесы, поставленном в Цюрихе, Кураж, скрепя сердце, ругаясь, сама разрывала тонкую ткань и перевязывала раненого, поддавшись своим женским и человеческим чувствам. Это дало возможность зрителям и критикам расценить М.К. как жертву рока, несчастную мать, способную на сострадание. Тогда Брехт изменил сцену. Теперь в его пьесе все было жестко и недвусмысленно: Анна отказывалась пожертвовать товаром ради спасения ближнего, рубашки у нее вырывали священник и Катрин. М.К.— многоплановый образ: она то жестока и неумолима, то добра и отважна. Неизменно в ней только одно — привязанность к кибитке с товаром. В конце пьесы Брехт ставит героиню перед нравственным выбором. Влюбленный в нее повар Питер, бесшабашный сердцеед и циник, предлагает ей тихое место в Голландии, свой дом, свой кабачок. Питер любит Анну, и она любит его. Условие только одно: М.К. должна оставить в разоренной Германии Катрин, ставшую обузой. И замерзшая, голодная мать отказывается от собственного счастья ради угрюмой, безнадежной дочери. Иначе было с сыновьями. Вербовщики насильно увезли Эйлифа. Необходимость спасти приговоренного к расстрелу Швайцеркаса борется в ней со скупостью, она никак не может заплатить за жизнь сына такую разорительную сумму. Когда же решается, уже поздно. Сын убит. Даже в сцене, когда Анна должна опознать в убитом своего сына, видна ее рассудочность. Она немеет подобно своей лишенной дара речи дочери, крик застревает в горле. Часто в постановках этот эпизод пытались пересмотреть, считая, что крик героини должен быть слышен публике. Но сила сцены именно в этом немом, беззвучном крике. М.К. не может кричать вслух, потому что тогда офицеры заберут и ее, и Катрин. Жестокая мудрость героини подсказывает ей: сыну уже не помочь, а над ней и дочерью нависла опасность. И М.К. отказывается от тела своего сына. Брехт не случайно обратился именно к образу женщины, служащей войне. Женщина и война несовместимы, особенно если у женщины есть дети. Ни талант, ни смекалка не помогают М.К. спасти детей. Сама она — воплощение войны, причина гибели трех близких ей людей. Эйлифа убили за его непоседливость, Швайцеркаса — за честность, Катрин — за доброту. Никто из них не жил по ее мерке, поэтому все погибли. Антиподом Анны Фирлинг становится Катрин, искалеченная войной девушка, на которую беды сыпались без всякой пощады. Она лишена любви, но переносит все свое женское чувство на детей, которых ей не суждено иметь. Поэтому убогая дурочка Катрин спасает ценой своей жизни спящий город Галле. Разбудить город криком она не может, потому что немая. И Катрин бьет в барабан, пока город не просыпается и пока ее не настигает пуля. Это — красивая смерть. Такой не дано М.К., все, что ей осталось, — это тянуть нищую повозку по разграбленной Германии. Премьера «Мамаши Кураж» состоялась 11 января 1949 года в Немецком театре, через два с половиной месяца после возвращения Брехта на родину. Хелена Вайгель играла роль М.К., А.Хурвиц — роль Катрин. На сцене не было декораций. Бричка Кураж ехала по кругу, а круг сцены вращался в другую сторону, как обратное движение жизни. Слова зонга призывали: «Думай о себе!» Спектакль, показанный и в Западной Германии, и в России, и в других странах, имел ошеломляющий успех.

Лит.: Райх Б. Брехт. Очерк творчества. М., 1960. С.143; Варгафтик Е. Елена Вайгель. Л., 1976.

источник

Идейная проблематика антифашистской драмы Б.Брехта «Мамаша Кураж». Воплощение принципов «эпического» театра в пьесе

В эмиграции, в борьбе против фашизма расцвело драматургическое творчество Брехта. Оно было исключительно богатым по содержанию и разнообразным по форме. Среди наиболее знаменитых пьес эмиграции — «Матушка Кураж и ее дети» (1939). Чем острее и трагичнее конфликт, тем более критической должна быть, по мнению Брехта, мысль человека. В условиях 30-х годов «Матушка Кураж» звучала, конечно, как протест против демагогической пропаганды войны фашистами и адресовалась той части немецкого населения, которая поддалась этой демагогии. Война изображена в пьесе как стихия, органически враждебная человеческому существованию.

Сущность «эпического театра» становится особенно ясной в связи с «Матушкой Кураж». Теоретическое комментирование сочетается в пьесе с беспощадной в своей последовательности реалистической манерой. Брехт считает, что именно реализм — наиболее надежный путь воздействия. Поэтому в «Матушке Кураж» столь последовательный и выдержанный даже в мелких деталях «подлинный» лик жизни. Но следует иметь в виду двуплановость этой пьесы — эстетическое содержание характеров, т.е. воспроизведение жизни, где добро и зло смешаны независимо от наших желаний, и голос самого Брехта, не удовлетворенного подобной картиной, пытающегося утвердить добро. Позиция Брехта непосредственно проявляется в зонгах. Кроме того, как это следует из режиссерских указаний Брехта к пьесе, драматург предоставляет театрам широкие возможности для демонстрации авторской мысли с помощью различных «очуждений» (фотографии, кинопроекции, непосредственного обращения актеров к зрителям).

Характеры героев в «Матушке Кураж» обрисованы во всей их сложной противоречивости. Наиболее интересен образ Анны Фирлинг, прозванной матушкой Кураж. Многогранность этого характера вызывает разнообразные чувства зрителей. Героиня привлекает трезвым пониманием жизни. Но она — порождение меркантильного, жестокого и циничного духа Тридцатилетней войны. Кураж равнодушна к причинам этой войны. В зависимости от превратностей судьбы она водружает над своим фургоном то лютеранское, то католическое знамя. Кураж идет на войну в надежде на большие барыши.

Волнующий Брехта конфликт между практической мудростью и этическими порывами заражает всю пьесу страстью спора и энергией проповеди. В образе Катрин драматург нарисовал антипода матушки Кураж. Ни угрозы, ни посулы, ни смерть не заставили Катрин отказаться от решения, продиктованного ее желанием хоть чем-то помочь людям. Говорливой Кураж противостоит немая Катрин, безмолвный подвиг девушки как бы перечеркивает все пространные рассуждения ее матери. Реализм Брехта проявляется в пьесе не только в обрисовке главных характеров и в историзме конфликта, но и в жизненной достоверности эпизодических лиц, в шекспировской многокрасочности, напоминающей «фальстафовский фон». Каждый персонаж, втягиваясь в драматический конфликт пьесы, живет своей жизнью, мы догадываемся о его судьбе, о прошлой и будущей жизни и словно слышим каждый голос в нестройном хоре войны.

Помимо раскрытия конфликта посредством столкновения характеров Брехт дополняет картину жизни в пьесе зонгами, в которых дано непосредственное понимание конфликта. Наиболее значительный зонг — «Песня о великом смирении». Это сложный вид «очуждения», когда автор выступает словно от лица своей героини, заостряет ее ошибочные положения и тем самым спорит с ней, внушая читателю сомнение в мудрости «великого смирения». На циническую иронию матушки Кураж Брехт отвечает собственной иронией. И ирония Брехта ведет зрителя, совсем уже поддавшегося философии принятия жизни как она есть, к совершенно иному взгляду на мир, к пониманию уязвимости и гибельности компромиссов. Песня о смирении — это своеобразный инородный контрагент, позволяющий понять истинную, противоположную ему мудрость Брехта. Вся пьеса, критически изображающая практическую, полную компромиссов «мудрость» героини, представляет собой непрерывный спор с «Песней о великом смирении». Матушка Кураж не прозревает в пьесе, пережив потрясение, она узнает «о его природе не больше, чем подопытный кролик о законе биологии». Трагический (личный и исторический) опыт, обогатив зрителя, ничему не научил матушку Кураж и нисколько не обогатил ее. Катарсис, пережитый ею, оказался совершенно бесплодным. Так Брехт утверждает, что восприятие трагизма действительности только на уровне эмоциональных реакций само по себе не является познанием мира, мало чем отличается от полного невежества.

источник