Меню Рубрики

Метод анализа творческой деятельности детей

Научная психология за время своего развития достигла немалых результатов. Сформулировано закономерности психического развития человека, в разных теориях дано обоснование причин поведения людей, их психологических особенностей и типов. Кроме того, создан научный подход к способам получения всей этой информации. Об одном из методов получения данных о человеке, анализе продуктов его деятельности, — далее.

Давайте определимся, что это за понятие. Анализ продуктов деятельности (АПД) — это метод исследования психологических особенностей человека путем изучения продуктов его трудовой или творческой деятельности. В отличие от основных психологических методов (наблюдения и эксперимента), АПД проводится опосредованно, т. е. без непосредственного общения психолога и его клиента. Специалист изучает продукты графического, музыкального, драматического творчества человека и на их основании делает выводы о его психологических особенностях.

Анализ продуктов деятельности в психологии чаще всего используется в работе с детьми разного возраста, поэтому приобрел такую «популярность» в педагогической практике.

Для данного психологического метода существует и другое название — архивный. Этот термин употребили в своей деятельности американские психологи. Они подразумевали под архивным методом изучение жизни человека через его продукты труда, творчества, записи дневников, архивные данные о нем. Его разновидностью есть биографический метод, который позволяет изучать жизненный путь отдельного человека или группы людей через их творческие или трудовые достижения. Так современное человечество получает знания о жизни, отношениях и личностных особенностях знаменитых людей из прошлого.

В отечественной психологии более распространено название «анализ продуктов деятельности», или праксиметрический (от греч. «праксис» — «действие»). В нашем обществе этот метод широко используется в педагогической психологии для изучения развития детей.

АПД очень распространен в работе с детьми с самого маленького возраста, потому что позволяет в комфортных для малыша условиях (в игре) проявить себя. Маленькие дети еще не способны словесно описать свои переживания, они пока не знают, как называется то, что они в данный момент чувствуют. Но могут сделать это другим способом — изобразить на бумаге, проиграть с друзьями, написать в сочинении. Все это может стать ценным материалом для психолога, который работает с ребенком.

Анализ продуктов деятельности детей предполагает исследование таких данных:

  • продукты деятельности, созданные в игре: фигурки из пластилина, конструкции из разных материалов, предметы для сюжетно-ролевых игр;
  • продукты трудовой деятельности: заготовки, поделки на уроках труда;
  • продуктивные материалы, творческие: рисунки, стихи, заметки, песни, сочинения, аппликации и прочее;
  • продукты учебных занятий: контрольные работы, черновики, домашние задания.

Благодаря изучению этих материалов можно сделать выводы об уровне знаний, сформированности навыков, наличии способностей, направленности интересов, эмоциональном состоянии ребенка, его взаимоотношениях с другими людьми.

Метод психологического анализа продуктов деятельности — эффективный способ всестороннего изучения психики ребенка. Он позволяет выявить такие особенности, как:

  • психические процессы (мышление, внимание, память и др.);
  • психические состояния (настроение);
  • психические свойства (характер, способности — все, что делает ребенка индивидуальностью).

Таким образом, метод может применяться в самых различных ситуациях — для выявления причин неуспеваемости школьника, при трудностях в адаптации ребенка, для изучения его взаимоотношений со взрослыми и ровесниками, для определения интересов и склонностей ребенка к определенному виду деятельности.

Этот список можно продолжать, ведь количество вопросов о благополучном развитии малыша увеличивается с его возрастом. Опытный психолог всегда поможет обеспокоенным родителям или педагогам, если в арсенале его методов работы есть анализ продуктов деятельности.

Для того чтобы метод дал наиболее полные и точные результаты, психолог соблюдает ряд условий при проведении исследования:

  • четко формулирует цель — что конкретно и для чего исследуется (например, проявление взаимоотношений ребенка 6 лет со значимыми взрослыми и сверстниками в рисунках);
  • выбирает детей (если это группа) соответствующего возраста (в данном случае, 6 лет) и обладающих указанными навыками (например, рисования);
  • для всех детей готовит одинаковые условия для деятельности (одинаковые материалы, место проведения);
  • минимизирует собственное влияние на процесс работы детей, следит, чтобы малыши работали самостоятельно и были мотивированы;
  • фиксирует эмоциональные реакции детей, что проявляются в процессе работы;
  • если исследование подразумевает дальнейшую беседу с ребенком о продукте его творчества, заранее готовит вопросы;
  • предусматривает критерии, по которым будет оцениваться конечный продукт (например, выбор цветовой гаммы, композиция).

Данный метод предполагает анализ процессов и продуктов деятельности. Это значит, что не только конечный продукт работы ребенка может нести информацию о нем, но и сам процесс его создания. Например, когда дети играют в постановку сказки, можно наблюдать, насколько они вовлечены в процесс, насколько им нравится роль и как они ее отыгрывают, насколько соответствует текст роли, а также то новое, что вносит в процесс малыш.

Если анализируется более пассивное занятие, например, лепка или рисование, можно фиксировать эмоциональные реакции ребенка на происходящее, наблюдать, как он сам оценивает свое произведение, насколько полученный продукт соответствует изначальной идее.

Конечный продукт деятельности оценивается по определенным критериям. Они зависят от того, какая цель была поставлена. Это может быть степень развития определенных психических функций ребенка, его эмоциональное состояние, наличие способностей к какой-то деятельности и прочее.

Как и все психологические исследования, анализ продуктов деятельности подразумевает прохождение нескольких этапов:

  • подготовительный — сбор первичных данных о ребенке, постановка гипотезы (что и почему происходит, с чем это может быть связано), подготовка материалов для анализа;
  • непосредственно исследование — психологический анализ продуктов деятельности; при необходимости — дополнение его другими методами;
  • заключительный этап — систематизация полученных данных, сопоставление их с гипотезой (подтвердилось ли предположение), составление рекомендаций по работе с ребенком для родителей и педагогов.

Участие самого ребенка предполагается только на втором этапе. Все остальные шаги совершает психолог.

Метод анализа продуктов деятельности получил свое широкое распространение в западной и отечественной психологии благодаря ряду преимуществ, которыми он обладает:

  • Возможность собрать достаточно обширный материал как у группы, так и у одного ребенка.
  • Возможность прослеживания динамики психологического развития ребенка путем сравнения более старых и самых новых продуктов творчества. Например, увидеть, насколько усовершенствовалась мелкая моторика рук, как изменилось отношение ребенка к тому или иному аспекту его жизни и т.д.
  • Это наиболее естественный для ребенка способ исследования его психики: в игровой форме работы малыш чувствует себя комфортно и раскрепощенно.
  • Возможность выявить самые разнообразные психологические особенности ребенка — от степени развития внимания до характера.

Любой метод исследования имеет свои недостатки, которые могут влиять на полученный результат. Анализ изучения продуктов деятельности может подвергаться таким трудностям:

  • Использование метода ограничено возрастными особенностями ребенка. Например, для того, чтобы изучить рисунок малыша, нужно чтобы он уже обладал навыками рисования.
  • Обработка результатов может подвергаться субъективной оценке психолога (к примеру, оригинальность рисунка). Для этого необходимы четкие критерии оценивания, которые исключат необъективность исследователя.
  • Для всестороннего изучения личности человека с помощью АПД необходимо достаточно много времени и ресурсов.

Анализ продуктов деятельности имеет свои разновидности или может быть использован как часть других методов психологического исследования. К таким относятся проективные методики. Их суть — в проецировании (переноса, изображения) внутренних свойств, переживаний человека на продукт его творчества. Изучая его, можно получить данные о развитии этого человека.

Отличается проективный метод от классического АПД тем, что он имеет стандартизированный материал, по которому проводится работа, и конкретную инструкцию. Например, испытуемый получает задание нарисовать рисунок на заданную тему, дополнить незаконченное предложение, составить рассказ по изображению и т. д. К таким наиболее известным методикам относятся «Пятна Роршаха», «Несуществующее животное», «Дом, дерево, человек» и другие.

Проективные методы эффективны не только в работе с детьми, но и со взрослыми, а также людьми, которые имеют психические заболевания.

Еще одной современной интерпретацией метода есть профессиография. Она использует АПД людей, которые принадлежат к определенному типу профессиональной деятельности. Благодаря сбору таких данных, выводятся требования, которые необходимы для успешного овладения той или иной профессией. Это психофизиологические, социально-психологические характеристики человека. Например, для того чтобы быть успешным педагогом, кроме теоретической подготовки, специалист должен быть тактичным, терпеливым, способным контролировать эмоции, достаточно гибким и изобретательным.

Наиболее разработанной и распространенной разновидностью архивного метода есть контент-анализ. Он используется не только в психологии, но и других социальных науках, коммуникациях. Метод предполагает изучение единиц текста и их классификацию. К таким единицам относятся:

  • отдельные слова;
  • фразы (словосочетания);
  • тема;
  • сообщение в целом.

Этот метод более точный, поскольку предполагает математические действия с полученным материалом. Все единицы исследования проходят подсчет с целью определения частоты их использования и систематизации. Это позволяет сделать выводы о психологических особенностях автора сообщения, о его взаимоотношениях с адресатом сообщения, а также о более глобальных социально-психологических процессах в больших группах людей.

Потенциальными источниками для контент-анализа выступают книги, личные дневники, заметки в газетах, песни, стихи и т. д.

Широкое применение в практике обучения и воспитания детей получила еще одна разновидность АПД. Это анализ педагогической документации.

Современный педагог, психолог или социальный работник каждый день сталкивается с большим объемом данных, касающихся учеников. Это различная документация:

  • характеристики;
  • медицинские анамнезы;
  • автобиографии;
  • журналы оценивания знаний;
  • протоколы собраний;
  • школьные дневники учеников;
  • приказы и распоряжения руководства.

Все это после изучения и систематизации позволяет создать общую картину развития ребенка, обозначить проблемные моменты и наметить пути их решения.

Метод анализа продуктов деятельности в психологии — эффективный инструмент в работе специалиста. Для его использования недостаточно теоретической подготовки. Это постоянная практика, личная заинтересованность и желание все время развиваться. Но если родители доверят своего ребенка такому специалисту, они будут уверены, что получат исчерпывающую информацию о нем и квалифицированную помощь.

источник

Проблема творчества всегда была интересной и занимала умы многих деятелей науки и искусства. От творчества гениев человечества, создающих бесценные открытия, принято отличать творчество детей, которое представляется как занятие в форме игры, однако тоже созидающее новый вид продукта.

Выготский Л.С., посвятивший значительное количество трудов проблеме творчества, пишет, что творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой- нибудь вещью внешнего мира, или известным построением ума, или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке [1, с. 3].

Через творчество у детей открываются новые стороны их способностей, развивается внимание, логика, воображение, моторика рук. Способность к творчеству являясь уникальной особенностью ребенка, заключается не только в использовании действительности, но и в ее видоизменении. Творческая деятельность помогает увидеть ребенку вещь с новой стороны, учит быть оригинальными и свободными от стереотипов мышления. Выготский Л.С. отмечает: «Если так понимать творчество, то легко заметить, что творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в самом раннем детстве. Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики – это вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка. Уже в самом раннем возрасте мы находим у детей творческие процессы, которые всего лучше выражаются в играх детей» [1, с. 4]. В творчестве детей, будь то диагностическая работа или развивающая деятельность, более эффективен результат, если оно проводится в форме игры.

Проблема детского творчества является актуальной в современном мире, ведь социально-экономические преобразования в нашем обществе диктуют задачу формирования творческого потенциала детей, так необходимого для полноценного развития личности. Такая личность способна нестандартно решать новые жизненные проблемы. Но следует помнить о том, что творческое воображение у ребенка характеризуется гораздо меньшей степенью, чем у взрослого человека. Выготский связывает такой показатель с тем, что у детей мало опыта в жизни, который служит основанием для творчества индивида [1, с. 18].

Актуальность нашего исследования заключается в том, что в большинстве кыргызских семей и школ не осознают важность и пользу творческой деятельности для детей. Возможно, такой подход связан с низкой востребованностью творческих профессий в современном обществе. Но имеет ли семья и окружающая среда значение для раскрытия или развития творчества детей? Или эти факторы никак не влияют на уровень творчества? В этом вопросе сублимирована суть и цель исследования. Поэтому мы решили взять экспериментальную группу детей из детского дома. В этой среде дети вынуждены находиться вне семьи. Исследование социально-психологических особенностей влияния семьи и среды на творчество обеих групп детей является основой нашей диссертационной работы.

Для исследования использованы методики П. Торранса, Дж. Гилфорда, Вартега, субтест Е. Туник, опросники для родителей и инструкторов – метод-экспресс Джонсона, Баррона, Велша, анализ продуктов ручной деятельности, авторская диагностическая методика, социально-психологическая методика для развития творчества.

Первая группа детей была обозначена как контрольная выборка и состояла из учеников школ, проживающих в семье. Вторая группа – экспериментальная – воспитанники детского дома. Выборка детей состояла из 200 человек, кроме них были исследованы при помощи методик-опросников 30 родителей, 3 инструктора, 4 учителя, 20 воспитателей.

При исследовании у двух групп детей выявились различные показатели невербального творчества, измеряемых согласно П. Торрансу в 4 категориях: беглости, гибкости, оригинальности, разработанности. По выполненным заданиям были налицо результаты работ детей по методикам. У детей детского дома результаты невербальных тестов П. Торранса, Вартега, Дж. Гилфорда, Сыдыковой Г. гораздо ниже по беглости, гибкости, оригинальности, разработанности, чем у первой группы. По интерпретации теста, например, методики П. Торранса по 4 показателям дети первой группы набрали в среднем 12 баллов, а дети второй группы только 6–7. Результат в виде гистограммы:

1 – категория – дети из семьи показали более высокие результаты по невербальным методикам; 2 – категория – дети из детского дома получили низкие баллы

Особенности творчества детей из детского дома на констатирующем этапе исследования:

  1. Этим детям при предъявлении стимульных рисунков обязательно надо было демонстрировать наглядный пример. При его отсутствии эти дети не могли самостоятельно начать задание.
  2. Дети из детского дома на начальном этапе исследования старались копировать рисунки методик у других ребят в преобладающем большинстве случаев, чем дети контрольной группы.
  3. Воспитанники детского дома затрачивают больше времени на выполнение заданий, им трудно было начать само задание.
  4. Дети этой группы оглядываются на предметы, находящиеся в помещении в поисках стимула при выполнении методики Вартега «Круги».
  5. У них малое количество выполненных рисунков, много неразработанных заданий, чем у детей из семей.
  6. Регистрирована явная художественная слабость рисунков для возраста 8–9–10 лет: бедность замыслов, неаккуратность, незавершенность, инфантильность рисунков.
Читайте также:  Сравнительный анализ англии для детей

У детей, проживающих в семье, выполненные задания наглядно более высокого уровня по 4 категориям невербального творчества. Результат среднего значения по критерию Стьюдента, выполненного по невербальной методике П. Торранса для детей, живущих в семьях, равен 13,34, у детей из детского дома ‒ 6,15. Полученное tэмп 33,1 находится в зоне значимости.

В исследовании также стояла задача изучения продуктов ручного творчества и художественной мастерской. Анализ выявил отсутствие пространственно-художественной среды, которая создавала бы благоприятные возможности для психологической готовности к творчеству, отсутствие желания детей к творчеству в школах и мастерских детского дома.

Результаты анализа мастерских по ручному творчеству и художественной деятельности.

  • Мастерские школ и детдома на этапе констатирующего эксперимента не содержат условий для реализации творческого процесса.
  • Детский дом (ЦСАД) имеет художественную и войлочно-швейную мастерские, но в них отсутствует пространственно-художественная среда, стимулирующая творчество детей.
  • Продукты творчества детей выполнены по творческим навыкам и знаниям инструктора, который задает главный замысел.
  • Наблюдение за детьми: подавляющая часть детей не испытывает интереса к выполнению изделий, выполняют без мотивации.
  • Инструкторы в основном не поощряют и не стимулируют детей к творчеству
  • Большое количество детей и разновозрастной состав в группах при выполнении заданий мешает творчеству.

Одна из гипотез исследователя заключалась в том, что если улучшить пространственно-художественную среду, поднимется уровень творчества и мотивации детей. В формирующей части эксперимента эта задача была внедрена при совместном участии инструкторов по ручному творчеству в мастерские детского дома. Результат подтвердил гипотезу исследователя ‒ уровень творчества детей из детского дома значительно поднялся, у детей появилась мотивация и интерес к творчеству в ходе применения методики для развития творчества. Также в гипотезе значится подчеркивание социальной роли влияния среды, заключенной в деятельности наставника и окружающих детей. Одной из основных составляющих авторской социальной методики является раздел о социальном стимулировании и поощрении со стороны наставника в лице психолога, педагога, инструктора и раздел о пространственной среде, создании и включении ее условий для творческой деятельности детей.

  • В исследовании показана роль семьи для творчества детей. Творчество детей из семей оказалось более высокого уровня, чем у детдомовских воспитанников.
  • Если воспитанники детдома вынуждены находиться вне семьи, автор видит выход проблемы во влиянии наставника – психолога, педагога, инструктора и окружающих детей на творчество этих ребят в виде стимулирования и поощрения, постоянной поддержки в творческом процессе.
  • Исследователь подчеркивает роль пространственно-художественной среды для развития творчества детей.
  • Необходимо создание пространственной художественной среды для творчества, если требуемые условия отсутствуют.
  • В кыргызских семьях преобладающее большинство родителей не ценят значение детского творчества для развития ребенка.
  • Необходимо просвещение таких родителей и учителей о роли творчества в формировании плодотворной личности детей.

Результаты исследования обсуждались на различных научно-практических конференциях, включая международные, на лекционных занятиях автора в КНУ, также результаты внедрены в деятельность Центра социальной адаптации детей (детский дом): в процесс работы мастерских детского дома.

Шакеева Ч.А., д.псх.н., профессор, ректор Кыргызско-Российской академии образования, г. Бишкек;

Раимкулова А.С., д.п.н., доцент, заведующая кафедрой педагогики Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына, г. Бишкек.

источник

Анализ продуктов деятельности в детской психологии

Ценную информацию о внутреннем мире ребенка, его отношение к окружающей среде, особенности восприятия и другие стороны психики получаем в результате анализа продуктов деятельности. Использование его основывается на методологическом принципе единства сознания и деятельности, согласно которому психика ребенка не только формируется, но и проявляется в деятельности. Предметом анализа являются продукты изобразительной и конструктивной деятельности (рисунки, аппликации, объемные изображения, конструкции), музыкальной (выполнение и творчество в песни, танцы, игре на музыкальных инструментах), рассказы, сказки, предания литературных произведений. Не все они имеют одинаковую ценность для исследователя.

Деятельность ребенка по прямым указаниям взрослых помогает выявить уровень понимания и выполнения этих указаний, степень внимательности, добросовестности и др. Результаты самостоятельной деятельности, особенно созданные по замыслу рисунки, является значимым материалом для выводов о различных сторонах его психического развития. В результате деятельности выражаются особенности восприятия, представлений детей о предметах, которые они изображают. Детские рисунки дают основания для размышлений об уровне умственного развития их авторов. При изучении рисунков обращают внимание на сюжет, содержание, манеру изображения, процесс рисования (время, затраченное на выполнение рисунка, степень увлеченности) и т.д.

Анализ продуктов деятельности ребенка — метод получения информации о внутреннем мире ребенка, его психологическое состояние на основе исследования результатов ее деятельности и творчества (рисунков, сочинений, аппликаций и т.д.).

Особенно важным диагностическим показателем является цвет, который ребенок использует не столько как изобразительный средство, сколько как способ выражения своего отношения к изображаемому.

Положительное отношение выражается, как правило, в чистых ярких красках — желтой, оранжевой, красной, голубой, зеленой. По содержанию «хорошее» в изображении детей — орнаменты, явления природы, приятные животные и т.д.
Неприятное всегда рисуется темными красками. Таковы отрицательные персонажи сказок, клеветники социальные типы (грязнули, лентяи, плаксы) и др.

Анализ рисунков позволяет изучить и отношение детей к окружающему. Например, во время одного исследования детям предложили нарисовать подарки своим одноклассникам.

Об их отношении к сверстникам можно судить на основании того, для кого ребенок хочет нарисовать рисунок и как он его выполняет.

Для сверстника, к которому он относится положительно, рисунок выполняется в ярких цветных тонах, светлыми красками, сюжет отображает то, что ребенку нравится. На такой рисунок ребенок тратит много времени.

Рисунок для ровесника, которого ребенок недолюбливает, выполняется в темных, серых тонах, с малым количеством красок. На него он тратит немного времени. По содержанию, цветовой гаммой, стилем рисунков можно судить и о душевном состоянии их исполнителей.

Благодатным материалом для исследования являются созданные ребенком сказки, которые свидетельствуют об уровне развития его воображения, связной речи, интересы, сформированность нравственных норм и моральных суждений и т.п.

Анализ результатов деятельности открывает исследователю стороны психики ребенка, недоступны для изучения с помощью других методов. Однако он не позволяет в полной мере проследить процесс создания ребенком конкретного продукта. Этот метод используется как вспомогательный, поскольку, опираясь только на его данные, исследователь может допустить грубых ошибок. Поэтому в основном его используют как составную других методов, например эксперимента, наблюдения, ибо для психолога имеет значение не только продукт деятельности, но и процесс его создания.

прочитали статью 12173 раз(а) и оставили 0 комментариев.

Продуктами деятельности людей являются созданные ими различные вещи, написанные книги, письма, изобретения и т.п. По ним можно в известной мере судить об особенностях деятельности, которая привела к их созданию и включенных в эту деятельность психических процессах.

Один из самых распространенных продуктов человеческой деятельности — текст. Помимо традиционного анализа (понимание, интуиция, осмысление) в психологии широко используют формализованные методы изучения текстов, в частности процентный контент-анализ. Суть метода заключается в выделении в тексте ключевых понятий (или иных смысловых единиц) с последующим подсчетом их частоты и процентного соотношения по различным частям текста и общим объемом информации.

Однако наибольшее внимание из продуктов деятельности у психологов всегда вызывали детские рисунки, а также творчество душевнобольных. Анализ результатов деятельности считается вспомогательным методом исследования, поскольку он дает надежные результаты только в сочетании с другими методами (наблюдением, экспериментом).

Характерна удивительно устойчивая последовательность смены этапов развития рисунка. Рисунок ребенка изменяется, проходя поочередно три стадии: каракули (2—3 года), схемы (4—8 лет) и отсутствие схемы (8-12 лет).

До трех лет ребенок просто водит карандашом по бумаге и удовлетворяется получаемыми каракулями, поскольку его интересует сам процесс рисования. К четырем годам он начинает что-то изображать. До шести лет дети не понимают пространственного изображения и рисуют фризовые композиции или вид сверху (видение в горизонтальном плане). Они не могут корригироваться взрослыми и делают рисунки, соответствующие своему возрастному развитию. Интересно отмстить, что особенности детских рисунков проявляются и у взрослых, которым в состоянии гипноза внушили детский возраст.

К центральным мотивам рисунков принадлежит человеческая фигура, которую дети начинают изображать приблизительно в три с половиной года. Вначале ребенок рисует голову (круг или овал) и непосредственно к ней присоединяет ноги (цефалоид — головоногий человек). Постепенно добавляется обозначение глаз, рта, носа и бровей, а руки начинают крепиться к голове либо непосредственно к ногам, поскольку изображение туловища появляется в детских рисунках позднее (к пятилетнему возрасту). К шести годам прибавляются такие детали, как уши, волосы, а первые признаки одежды сопровождаются элементами прозрачности . К семи годам уточняются пропорции (ноги помещаются ближе друг к другу, руки присоединяются в правильном месте, появляется намек на шею). К восьми годам ребенок уже умеет рисовать профильные фигуры человека. В девять лет пытается изобразить движение, но рисунки все еще остаются плоскостными. В 10 и 11 лет на рисунках уже появляются попытки накладывать тени, придавать форму предметам и попытки перспективного охвата. Далее, в последующие годы идет лишь совершенствование техники рисования, а рисунки в значительной мере будут отражать интересы и увлечения ребенка.

Разработано достаточно много рисовальных тестов, в том числе с формализованными оценками возрастного развития детей по технике рисования (рисунок дерева, дома, фигуры человека и другие), сюжетных или тематических рисуночных тестов, тестов срисовывания и других.

Патологический рисунок можно рассматривать как источник медицинской информации, поскольку существуют тесные взаимоотношения между состоянием психической деятельности и творческими особенностями.

Рисункам душевнобольных нередко присущи нарушения пропорций. Однако простая их констатация недостаточна для правильного заключения. Так называемые диспропорции и деформация могут определяться специальным желанием автора заострить, акцентировать некоторые детали, т.е. могут быть оправданы в сугубо художественном отношении (гротеск, экспрессионизм). В детских рисунках нарушения пропорций могут быть обусловлены не болезнью, а особенностями их возрастного развития, выражения идей значимости некоторых персонажей.

Тенденция к декоративности тоже может вытекать из замысла художника, но может становиться и патологическим художественным признаком (шизофрении), когда холодное нагромождение украшений становится смыслом изображения.

В рисунках больных шизофренией часто отмечается стереотипия, т.е. повторение мотивов, направлений, интервалов, форм, цвета и т.п. Однако если стереотипное повторение изображения имеет монотонный, однообразный, скучный и статичный характер с тщательной прорисовкой деталей — это, скорее, следствие психомоторных изменений, свойственных эпилепсии и органическим болезням мозга. При шизофрении стереотипия более легкая, разнообразная, подвижная.

Таким образом, для диагностики по рисунку необходимо учитывать особенности признака, а не просто его наличие. Нельзя забывать и о некоторых современных тенденциях развития живописи, влиянии модернистских течений, в силу чего значимость некоторых критериев патологической живописи, выдвинутых психиатрами прошлого, в известной мере снижается (Р. Б. Хайкин, 1992).

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Это метод психологии, который дает возможность сделать выводы о психологических особенностях субъекта на основе изучения объективных продуктов деятельности.

Принимая участие в той или иной деятельности, человек проявляет свою осведомленность по каким-либо вопросам, проявляет свою внимательность, наблюдательность, определенные черты своего характера.

Для учащихся, например, продуктами деятельности являются какие-то письменные работы, поделки, рисунки, модели, фотографии и др.

Если работы, выполненные учеником в разное время и на разных этапах обучения, сопоставить, то можно проследить его развитие, способность совершенствовать умения и навыки.

Анализ продуктов деятельности человека достаточно широко распространен в исторической психологии, в антропопсихологии, психологии творчества. Осуществляться анализ продуктов деятельности может и в процессе их создания. В ходе наблюдения за этим процессом обнаруживается не только его качество, обнаруживается также динамика, темп работы, отношение к заданию. Подобные наблюдения способствуют не только глубокому, но и всестороннему изучению умственных, эмоциональных, волевых качеств и свойств личности.

Для клинических психологов метод предоставляет очень важный материал при определенных заболеваниях – депрессивные психозы, шизофрения и др.

Наиболее распространенным продуктом деятельности человека является текст. Его можно понимать как упорядоченную систему знаков для кого-то и с какой-то целью созданную. В настоящее время варианты текстов понимаются как фиксированная информация – печатная, рукописная.

Науки, изучающие документы для их анализа используют свои методы. Одним из таких методов является контент-анализ. Этот метод, как и сам термин, возник в практике американских журналистов. Сначала его применяли к исследованию специфических материалов, которыми были материалы прессы. Позднее американский социолог Г. Лассуэл исследовал метод и применил его для анализа пропаганды.

Назначение метода заключается в том, чтобы исследователь мог осмыслить текст, передаваемый в процессе коммуникации.

Это наиболее разработанный и строгий метод анализа документов. Метод психологического изучения текстов, по содержанию которых можно судить о психологии авторов текстов или тех людей, о которых в них говорится.

Выделение в тексте ключевых понятий или иных смысловых единиц с дальнейшим подсчетом частоты их употребления, является сутью метода. Техника контент-анализа сводится к нескольким действиям:

  • Выделение единиц анализа. При поиске единицы анализа возможны два варианта решения проблемы – за единицу анализа считать символ, либо какой-то объект, о котором есть высказывания в тексте. Этот объект может быть описан при помощи одного слова или при помощи сочетания нескольких слов, т.е. при помощи суждений. Это горит о том, что выделение единицы анализа дело достаточно непростое.
  • Поиск их индикаторов в тексте. Поиск единиц контент-анализа с чисто технической точки зрения, требует отыскания в тексте индикатора выбранных единиц. Это требует от исследователя правильно знать границы возможного применения контент-анализа и не допускать его абсолютизации. Надо действовать конвенционально и руководствоваться своим мнением. И только после выполнения этой операции можно приступить к выполнению следующего этапа;
  • Статистическая обработка. Она заключается в подсчете частоты употребления понятия (при условии учета выделенных индикаторов) или установлении пропорций между различными группами индикаторов. По соотношению частот можно сделать психологические выводы. При анализе текста стандартными единицами в контент-анализе являются:
  • Слово, термин, символ;
  • Законченная мысль или суждение;
  • Тема;
  • Персонаж;
  • Автор;
  • Целостное сообщение.
Читайте также:  Справка по анализу детей подготовительной группы

Метод контент-анализа может использоваться в качестве основного, параллельного и вспомогательного метода.

Особо следует подчеркнуть, что для психолога в равной степени может быть важно то, что вошло в содержание текста и то, что оказалось за его пределами. Важной задачей контент-анализа является установление идентичности содержания, вкладываемого разными авторами в один и тот же термин.

Специалисты выделяют целый ряд условий и их обязательное соблюдение при организации анализа продуктов деятельности:

  • Четкая формулировка цели исследования. Например, изучение отношений дошкольников к взрослым и сверстникам, которые проявляются в их рисунках;
  • Выбор испытуемых в соответствии с целью исследования. При этом важно помнить, что от возраста ребенка зависит овладение техническими умениями в той или иной деятельности. В связи с этим отбирают детей, владеющих навыками рисования или конструирования по образцу;
  • Создание одинаковых условий для всех детей изучаемой группы. Это значит, что должны быть подобраны одинаковые материалы для выполнения работы. Например, краски, ножницы, мелки, карандаши, бумага, клей, конструктор;
  • Как и в эксперименте, создание и поддержание естественных условий:
  • Выбор помещения;
  • Время проведения;
  • Создание мотивации на получение продукта;
  • Самостоятельная работа каждого ребенка при групповом исследовании;
  • Нельзя вмешиваться в процесс создания продукта, чтобы не повлиять на него;
  • Разработка способов фиксации процесса создания продукта, действий, речи, эмоциональной реакции ребенка;
  • Разработать и заучить наизусть в случае необходимости вопросы к ребенку с целью беседы о полученном продукте. Например, как сам ребенок оценивает свой, скажем рисунок, и почему так оценивает. В этом случае анализ продуктов деятельности сочетается с беседой и поэтому важно помнить о правильной постановке вопросов к ребенку;
  • Разработка критериев оценки полученного продукта в соответствии с поставленной целью исследования.
  • За короткое время собирается достаточно большой фактический материал не только у одного ребенка, но и группы детей;
  • Возможность получать качественные и количественные характеристики особенности психики детей метода:
  • Регуляция рисовальных движений руки;
  • Скорость удара;
  • Скорость изображения формы;
  • Точность размаха движений;
  • Точность направления при рисовании линий и др.
  • Возможность многократного повторения;
  • Сохранение естественности, что означает – ребенок не знает, что с ним проводится исследование.

К недостаткам метода относится:

  • Применение возможно только тогда, когда ребенок уже овладел определенным видом деятельности;
  • Обработка полученных данных трудна. Это связано с необходимостью наличия специально разработанных схем анализа. Умение исследователя выделить все психологические особенности полученного продукта.

источник

Под продуктами деятельности понимаются материальные образцы – результаты выполнения испытуемым трудовых (предметных), конструктивных, учебных (письмо, счет, чтение) и других действий, которыми он владеет в той или иной степени. В практике обследования детей школьного возраста, как правило, проводится анализ их письменных работ, классных и домашних заданий. Разработаны специальные схемы такого анализа, например, А.Н. Корнев предлагает оригинальную схему оценки навыка письма.

Первый этап предполагает диагностику усвоения ребенком графем и звукобуквенных связей: подбор названных букв из разрезной азбуки, запись букв под диктовку, списывание их с печатного изображения. Если ребенок заменяет буквы, устанавливается характер замен и степень их постоянства. Диагностическим критерием является и скорость выполнения задания, указывающая на уровень автоматизированности звукобуквенных связей.

На втором этапе оцениваются навыки графического моделирования слова. При этом решаются следующие задачи: определение доминирующих ошибок (в диктанте, творческой работе, при вставке пропущенных букв), их частоты, места в слове, степени постоянства, регулярности. Особую информацию дает сопоставление характера и числа ошибок в разных видах письменных работ.

Анализ продуктов деятельности может входить как важная составляющая и в комплексные методики. Так, в методике нейропсихологического исследования детей с аномалией психического развития И.Ф. Марковская выделяет особый блок – «Исследование школьных навыков». В нем оцениваются по общей 5-балльной шкале навыки чтения, письма, счета, решения задач с учетом ступени обучения испытуемого.

Как особая разновидность общего метода в последнее время широко используется метод рисунков. Широкое распространение в диагностике психического развития детей рисуночные тесты получили с середины XX в. Однако их применение предъявляет повышенные требования к психологу, а компетентная трактовка полученной информации требует специального обучения.

Если метод рисунков используется как проективный, то целью является выявление патохарактерологических особенностей личности (агрессивности, страхов, негативизма) или межличностных отношений.

Рисунок может применяться и в целях диагностики уровня возрастного развития. Так, в известной методике Керна – Иерасека рисунок является одним из показателей школьной зрелости. Теоретической основой такой интерпретации является исследование В. Лоуэнфелда, выделившего особые стадии развития графических навыков детей начиная с двухлетнего возраста.

Первая стадия – «каракули» – включает четыре периода. До 18 месяцев – период беспорядочных движений с отсутствием интереса к результатам своих действий и к самому процессу рисования. С 18 месяцев до 2 лет – период «длительного рисования»: стремление к рисованию без попыток систематизировать свои движения, нарисовать что-то, воспроизвести образец. С 2 до 3 лет – период «круговых движений»: многократное воспроизведение округлых форм. Между 3 и 4 годами появляются попытки создания предметных или сюжетных рисунков, ребенок начинает использовать образцы, но копирует еще плохо.

Вторая стадия – «первичные схемы» – возникает в 4 года и длится до 7 лет. В это время активно используются образцы и развивается способность к их копированию.

Третья стадия развития графических навыков соответствует возрасту начального школьного обучения.

Идея о том, что в рисунке можно увидеть своеобразный «автопортрет», лежит в основе тестов «Рисунок человека» (К. Маховер), «Дом – дерево – человек» (Гудинаф – Харрис), «Несуществующее животное», «Рисунок семьи».

Рассмотрим подробнее применение теста «Рисунок человека» в целях диагностики умственного развития. Впервые он был предложен Ф. Гудинаф для исследования познавательных способностей, позднее К. Маховер разработала систему критериев оценки личностных особенностей. С тех пор те и другие критерии пересматривались и дорабатывались различными авторами, сам же тест остается одним из наиболее часто используемых диагностических методов. Данные, получаемые с его помощью, требуют дополнительной проверки, но позволяют сразу выдвинуть разумные гипотезы о проблемных зонах в развитии ребенка.

В инструкции психолог просит ребенка нарисовать человека как можно лучше, так, как он умеет (даже если получится не очень хорошо). При анализе рисунка с целью оценки умственного развития следует учитывать, что его особенности могут определяться не только интеллектуальным уровнем ребенка, но и специфическим отношением к изображаемому объекту, к ситуации обследования, к психологу и т.д. Для повышения достоверности выводов рекомендуется сопоставить рисунки ребенка на разные темы, сделанные в разное время и в разных ситуациях.

Экспериментально установлено, что чем старше ребенок, тем менее прямой является связь между уровнем умственного развития и уровнем рисования, поэтому с возрастом испытуемого надежность выводов о его умственном развитии, сделанных на основе рисунка, снижается. С другой стороны, надежность выводов о личностных и эмоциональных особенностях с возрастом увеличивается.

При оценке умственного развития учитывают два основных показателя – «наличие основных деталей» и «пластичность – схематичность» рисунка.

По наличию основных деталей нормальным считается:

  1. для 6 лет наличие головы, глаз, носа, рта, туловища, рук и ног;
  2. для 7 лет – руки и ноги должны изображаться двойными линиями, должны быть пальцы (количество неважно), шея, волосы (шапка), одежда (хотя бы предельно схематично);
  3. в 8 лет – появляются уши;
  4. с 9 лет – ступни и по 5 пальцев на руках. Отсутствие какой-либо детали (кроме глаз и туловища) может компенсироваться наличием другой, относящейся к следующему возрасту, но не дополнительными, необязательными деталями (пупок, пуговицы).

Пластичность рисунка (свидетельствует о высоком уровне умственного развития даже при отсутствии каких-либо деталей, обязательных для данного возраста) – это, в отличие от «изобразительного перечисления» требуемых деталей, изображение: части тела переходят одна в другую без четкой границы, имеется попытка передать реальную форму тела (может быть, и не очень удачная), ноги фигуры в брюках или без одежды сходятся наверху в одну точку.

Схематическое изображение – это рисунок, на котором человек как бы собран из отдельных деталей, границы между ними отчетливо видны (особенно между шеей и телом, между плечом и рукой – и шея, и руки как бы приклеены к телу). Такое изображение типично для детей до 7 лет, позднее оно квалифицируется как отражение общей или частичной инфантильности либо, напротив, интеллектуализма – раннего развития формального интеллекта при недоразвитии образной сферы.

В промежуточном между схематическим и пластическим изображением рисунке некоторые части тела переходят одна в другую без четкой границы, а другие как бы «приклеены»: например, руки органично вырастают из плеч, а ноги отделены от туловища четкой границей. Такой рисунок типичен для детей 7-9 лет, а начиная с 10 может рассматриваться как показатель замедленного развития изобразительной деятельности и, возможно, образного мышления.

Использование рисунка как проективной методики в целях отбора в коррекционные учреждения ограничено и затруднено его низкой дифференциально-диагностической разрешающей способностью, но применение его как вспомогательного исследовательского метода, безусловно, оправданно.

При обследовании детей с отклонениями в развитии к интерпретации их рисунков нужно относиться очень осторожно. Так, дети с нарушениями манипулятивных функций, зрительного восприятия, с пространственными нарушениями часто рисуют деформированные фигуры, «теряют» мелкие детали; изображение деталей лица часто диспропорционально. При выраженных нарушениях схемы тела (например, при ДЦП) детали фигуры могут быть разбросаны по всему листу, а при нарушении ориентировки в плоскости листа изображение может размещаться в одном из углов, чаще в правом нижнем. Эти особенности рисунка связаны с нарушением ВПФ вследствие органического поражения мозга или анализаторов, а не с личностными чертами, то есть проективная значимость такого рисунка отсутствует.

Специфичны рисунки детей с отставанием в развитии. Как правило, умственно отсталые дети затрудняются выбрать тему, прибегают к изображению привычных однотипных предметов, не создавая сюжета. В их рисунках на свободную тему нет замысла, фантазии. Даже когда дается задание, что надо нарисовать, они не всегда выполняют инструкцию. Бедность и нечеткость представлений проявляются в несоблюдении форм и пропорций частей предмета, в ограниченном и не всегда верном использовании цвета. Дети затрудняются объяснить рисунок. В зависимости от степени интеллектуального снижения эти недостатки выражены меньше или больше.

Своеобразны рисунки детей с психическими заболеваниями. Для них типичны нелогичность, нелепость изображения; неадекватное, беспорядочное использование цвета, несообразность пропорций, сексуальная выраженность. Для больных шизофренией характерны незавершенность, отсутствие основных частей, геометризация, вычурность, нагромождения и наслоения, несогласование замысла рисунка с размерами листа, боязнь рисовать далеко от края, уплощение рисунка. При эпилептической деменции характерны чрезмерная тщательность, излишняя скрупулезность, выраженная медлительность, трудности переключения. Дети тратят на рисунок много времени, застревают на вырисовывании отдельных несущественных деталей. Им сложно выделить главное, рисунки стереотипны.

Рисунок является одним из важнейших экспериментальных приемов определения уровня развития пространственных представлений, способности испытуемого фиксировать пространственную структуру знакомого предмета. Любая форма дизонтогенеза, как свидетельствует А.В. Семенович, в первую очередь характеризуется тем или иным типом дефицитарности пространственных представлений – базиса всей совокупности высших психических процессов (письма, счета, чтения, мышления и т.д.).

При исследовании пространственных представлений с помощью рисуночных проб и письма принципиальным условием является их выполнение поочередно обеими руками. Использование бимануальных проб по информативности приближается к тахитоскопическому эксперименту, а пренебрежение ими — к неправильной оценке возможностей испытуемого, подчеркивает Семенович. (Тахитоскоп – прибор, позволяющий предъявлять зрительные стимулы на строго определенное время.)

Опыт показывает, что при рисовании и копировании маскирующую пространственный дефицит роль могут играть знания о предмете, а в детстве – его незнакомость. В связи с этим в исследовании процессы копирования проводятся на абстрактных фигурах, при этом по результатам деятельности анализируются стратегия восприятия и стратегия копирования.

Более информативной и сензитивной является методика копирования фигур Рея – Остеррица и Тейлора, применимая в работе с детьми уже с 6 лет. К 9-10 годам появляется полноценное выполнение теста.

Помимо диагностических целей рисунок может использоваться и для установления контакта, а также в качестве «безречевой» методики при трудностях речевого общения. Еще раз подчеркнем, что при использовании метода рисунков с диагностическими целями очень важны такие показатели, как уровень сформированности изобразительной деятельности и состояние зрительного восприятия, пространственных представлений, моторных функций.

Основными теоретическими проблемами дальнейшего использования рисунка как проективного метода являются изучение своеобразия отклонений на уровне бессознательного в условиях отклоняющегося развития и исследования изменений психологического механизма проекции при разных формах дизонтогенеза.

Виды наблюдения

Наблюдение, как метод исследования в психологии, может быть очень различным. Оно бывает:

· Непосредственным и опосредованным,

· Включенным (которое может быть открытым и закрытым) и невключенным,

· Сплошным и выборочным (по определенным параметрам).

Сплошным называют наблюдение, когда фиксируются все особенности и проявления психической деятельности человека в течение какого-то определенного периода. В отличие от этого при выборочном наблюдении обращается внимание только на те факты в поведении человека, которые имеют прямое или косвенное отношение к изучаемому вопросу.

· Полевым (в повседневной жизни) и лабораторным.

· По систематичности различают:

o Несистематическое наблюдение, при котором необходимо создать обобщённую картину поведения индивида или группы индивидов в определённых условиях и не ставится цель фиксировать причинные зависимости и давать строгие описания явлений.

o Систематическое наблюдение, проводящееся по определённому плану и при котором исследователь регистрирует особенности поведения и классифицирует условия внешней среды.

Несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования (применяется в этнопси-хологии, психологии развития, социальной психологии). Результат: создание обобщенной картины по-ведения индивида либо группы в определенных условиях. Систематическое наблюдение проводится по определенному плану. Результат: регистрация особенностей поведения (переменные) и классификация условий внешней среды.

Виды экспериментов

В психологии используют лабораторные эксперименты, естественные эксперименты и формирующие эксперименты. В зависимости от этапа исследования различают пилотажное исследование и собственно эксперимент. Эксперименты могут быть явными и со скрытой целью.

Многие исследователи в процессе обсуждения и дискуссии практикуют мысленные эксперименты. Они, очевидно, гораздо более дешевы и оперативны, хотя и не всегда убедительны и надежны.

По способу проведения различают эксперименты:

Это самый распространенный и уважаемый в научной психологии эксперимент. В нем максимально строго можно управлять зависимыми и независимыми переменными.

Читайте также:  Сравнительный анализ a для одаренных детей

· Естественный (полевой) эксперимент.

Это эксперимент, проводимый в обычной жизни, когда вроде бы никакого эксперимента и никакого экспериментатора — нет.

· Формирующий (психолого-педагогический) эксперимент.

Эксперимент заключается в том, чтобы человек или группа людей участвуют в обучении и формировании тех или иных качеств и навыков. И если результат сформирован, нам не нужно гадать, что привело к этому результату: именно эта методика к результату и привела.

В зависимости от этапа исследования различаю пилотажное исследование (так называемое черновое, пробное исследование) и собственно эксперимент.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

источник

Существует несколько методов достижения творческих результатов, среди которых можно выделить пять классических.

Метод первый

Прежде всего, это метод эволюции, то есть возрастающего совершенствования. Новые идеи произошли от предыдущих идей, новые вещи от усовершенствования старых. Многие вещи, которыми мы пользуемся ежедневно, приобрели привычный для нас вид в результате длительного превращения. Постепенно изменяя что-то, делая его немного лучше, мы получаем что-то лучшее и даже оригинальное.

Яркий пример – процесс создания автомобиля или другого продукта технического процесса. Каждая новая модель имеет свои неповторимые черты, которые строятся на основе опыта предыдущих моделей, совершенствуя тем самым условия комфортности, экономичности и износостойкости. В данном случае творческий процесс строится на улучшении существующих условий, параметров. Другим примером может служить преобразование чернильного пера в шариковую ручку, с помощью которой процесс письма стал не только удобнее, но и быстрее.

Эволюционный метод творческой деятельности говорит о следующем принципе: каждая проблема, которую когда-то решили, может иметь новое решение снова и в лучшем исполнении. Творческие люди основывались на идее о том, что нет такой вещи как незначительное усовершенствование. Таким образом, посредством эволюции все окружающее нас пространство идей, вещей, предметов еще можно преобразовать и в результате получить что-то совершенно новое.

Метод второй

Другим методом создания идей считается метод синтеза. Суть его состоит в том, что, объединяя две или более идеи, творческий человек получает третью, совершенно новую. Например, соединяя идею кино и легкого ужина, получается кинотеатр с кафе, куда люди идут сначала перекусить, а потом посмотреть интересный фильм.

Метод третий

Зачастую лучшая новая идея – это идея, кардинально отличающаяся от всего остального, что было до этого. Создание такой идеи называется революционным методом. В то время как эволюционная философия усовершенствования могла бы заставить профессора спрашивать, «Как мне сделать свои лекции лучше и интереснее?» революционная идея могла бы быть такой, «Почему бы не прекратить читать лекции, а сделать, так что бы студенты преподавали друг другу, работая командами или представляя доклады?».

Кроме того, крупные предприятия часто используют революционные идеи в пиар-кампаниях, чтобы обратить внимание на свой новый продукт, который должен поступить на рынок. Это поднимает не только интерес к продукции, но и доходы предприятия.

Метод четвертый

Следующий метод создания идей – это повторное использование. Вы слышали о том, что новое – это хорошо забытое старое? Посмотрите на старые вещи под новым углом зрения. Например, достаньте старый давно не используемый сундук и посмотрите, что можно с ним сделать сегодня. Используя технику декупажа по дереву, вы сможете превратить старый сундук в красивый элемент декора вашей гостиной. Суть метода повторного использования заключается в том, чтобы увидеть дальше предыдущих или существующих применений для каждой конкретной вещи или решения и понять, что его можно воплотить в жизнь. Чтобы использовать этот метод творческой деятельности, необходимо отказаться от стереотипных представлений, расширить границы воображения и позволить себе творить.

Метод пятый

Хорошим условием для создания идей может стать смена направления. Если мы переключимся с одного ракурса на другой, у нас уже возникнут новые идеи и решения. Это еще называют творческой проницательностью. Главное понять, какую проблему вы хотите решить. Когда один вариант решения не работает, переходите на другой. Старайтесь следовать конкретной цели, а не определенному пути. Если вы фокусируетесь на каком-то одном решении, вы не сможете получить положительный результат. Просто попробуйте применить новый подход. Например, дорожный департамент долгое время пытался препятствовать катанию детей на роликовой доске в бетонированной канаве. Ни забор, ни угрожающий знак не решили проблему. Тогда было принято решение залить в основание канавы некоторое количество бетона, что сделало поверхность непригодной для катаний, и проблема была решена.

Выше были перечислены методы создания идей, которые помогут вам продолжать творить даже тогда, когда, казалось бы, все идеи и решения уже претворены в жизнь. Пробуйте и у вас получится!

источник

4. МЕТОДЫ И СПОСОБЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Существует дифференцированный подход к воспитанию и обучению. Психологами, педагогами проведен ряд исследований. Объект исследований дети 5-6 лет [7].

Цель исследования — выявить влияние стимулирования воображения, как психологического процесса, на развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста. В силу проблем диагностики такие традиционные методы, как беседы, вопросники, оказываются неэффективными. Дошкольники испытывают трудности, связанные с недостаточным умением осознавать, анализировать, выражать словами свои проблемы. Здесь необходимо установление длительного доверительного контакта, в ходе которого становится возможным свободное, откровенное обсуждение конкретных переживаний ребенка. Таким образом, не имея необходимых условий для продолжительного контакта, приходится использовать графические методы исследования. Что в свою очередь дает хорошие результаты.

Существуют следующие методы и способы.

1. Изучение оригинальности решения задач на воображение. (Тест Торренса)

Тест Торренса предназначен для исследования развития одаренности детей; выявления детей со скрытым творческим потенциалом, не обнаруживаемым другими методами.

Подготовка исследования. Подобрать альбомные листы на каждого ребенка с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов, например, недорисованные простые геометрические фигуры ( круг, квадрат, треугольник и т. д.). Подготовить цветные карандаши. Проведение исследования. Ребенка 5-6 лет просят дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка. Предварительно можно провести вступительную беседу об умении фантазировать (вспомнить на что бывают похожи облака на небе и т. д.).

Обработка данных. Выявляют степень оригинальности, необычности изображения. Устанавливают тип решения задач на воображение. Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием данного элемента. Первый тип. Ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта, но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей.

Второй тип. Изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет.

Третий тип. Заданная фигура используется качественно по-новому. Если в предыдущих типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребенок (кружок — голова и т. д. ), то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов для создания образа воображения ( треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину ).[7]

2. Работа по развитию воображения, рассчитанная на подключение творческого потенциала ребенка.

Мероприятие проводится в виде соревнования. Группа детей делится на две команды. Каждая команда — это так называемая редакция журнала. У каждого члена редакции свой порядковый номер. Ведущий начинает сказку:

Жил-был маленький Винтик. Когда он появился на свет, то был очень красивый, блестящий, с новенькой резьбой и восьмью гранями. Все говорили, что его ждет великое будущее. Он вместе с некоторыми винтиками будет участвовать в полете на космическом корабле. И вот наконец настал тот день, когда Винтик очутился на борту огромного космического космического корабля.

На самом интересном месте ведущий останавливается со словами: «Продолжение следует в журнале «. » в номере . » Ребенок, у кого в руках этот номер, должен подхватить нить сюжета и продолжить рассказ. Ведущий внимательно следит за повествованием, в нужном месте прерывает. Ребенок должен сказать: «Продолжение следует в журнале «. » в номере . » Прервать сказку может ведущий словами: «Окончание в журнале «. » в номере . «

В результате детского творчества главный герой побывал на многих планетах, встретился с инопланетянами. Однако дети один раз сочинив продолжение о новой планете и ее жителях, повторяли затем то же самое, изменив лишь название планеты.

В целом этот вид деятельности показал, что детям трудно еще подключить свободное фантазирование. Они лучше справляются с работой по готовым шаблонам.

Предметное восприятие окружающего мира, свойственное детям (вот кошка, луна, скамейка, человек, палка и т. д.), с развитием ребенка преобразуется в социально-ценностное восприятие, когда подрастающий человек обнаруживает за предметами отношение, видит ценностные связи и взаимоотношения. Такое преобразование протекает незаметно, оно не обозначается каким-то резким переходом, когда бы вдруг простая «скамейка» превратилась бы в «место для отдыха старика, свидания для влюбленных» и т. д. Оно совершается в силу социализации личности, ее духовного развития, интеллектуального и эмоционального обогащения.

Смена предметного восприятия, однако, не всегда происходит вообще. Иногда мы видим человека, который живет среди предметов, фактов, случаев, но он выпадает из общественных отношений, культурных ценностей. Внешне — живет как все, в сущности — живет вне всех, так как исключен из системы ценностных отношений. «Презентация мира» направлена прежде всего на перевод предметного восприятия мира в его ценностное восприятие. Предъявляется какой-либо предмет группе детей и предлагается описать роль этого предмета в жизни человека, зачем он для человечества, какую роль он играет в стремлении человека к счастью, какие отношения несет в самом себе, когда включен в повседневный быт. Таким образом, выявляется для детей духовная ценность материального предмета, смещает границы духовного и материального, развивает способность к одухотворению и в конечном итоге помогает ребенку обрести свою личность, подняться над ситуацией, освободиться от вещно-предметной зависимости.
Для проведения данной работы избирается любой предмет, окружающий детей (нет смысла брать что-то незнакомое детям, как тостер или пуанты), задается вопрос о его роли в жизни человека, материальном и духовном предназначении, а так же вопрос о личном отношении ребенка к данному предмету. Необходимо создать надлежащую атмосферу, так чтобы все его достоинства и особенности были подчеркнуты, как ценность общечеловеческой культуры. Дети поочередно высказывают свои соображения. При этом они подходят к предмету, берут его в руки, демонстрируя всей группе, раскрывая то содержание, которое обнаружено им.[21]

Делая вывод, хочется сказать о довольно высоком ценностном восприятии детьми реальности. Поражает их готовность и умение рассуждать, строить выводы, общий высокий уровень интеллекта.

Развитие воображения играет большую роль в творческом воспитании личности ребенка. Необходимо как можно больше включать в практику виды деятельности направленные на активизацию процессов воображения. Данное мероприятие проводится в форме игры. В ней могут участвовать до 30 детей, роль ведущего лучше взять на себя учителю, воспитателю. Дети с помощью ведущего выбирают 2-3 человека, которые должны на несколько минут быть изолированы от общей группы. В это время все остальные загадывают какое-то слово, желательно предмет. Затем приглашаются изолированные ребята. Их задача — отгадать то, что было загадано с помощью вопроса: «На что это похоже?» Например, если загадано слово «бантик», то на вопрос: «На что это похоже?» из зала могут поступать такие ответы: «На пропеллер у самолета» и т. д. Как только водящие догадываются о том, что было загадано, ведущий меняет их, и игра повторяется снова.

Всe вышесказанное предлагает краткое описание лишь немногих граней одаренности. Здесь упомянуты те из них, о которых наиболее часто сообщают исследователи и родители, характеризуя одаренных детей, с которыми они сталкиваются. Каждый ребенок обладает и уникальными свойствами, которые остались за рамками вышеизложенного, но придают ребенку особую привлекательность. Описание всех этих свойств заняло бы слишком много места. Они равно необходимые компоненты в нашем открытии и в радости, которую приносит каждый ребенок.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Беркинблит М. Б., ПетровскийА. В. Фантазия и реальность. М. Политиздат,
1968г.
2. Бывают выдающиеся дети. Н. Лейтес. Семья и школа, №3 1990г. стр. 33.
3. Возрастная одаренность. Н. Лейтес. Семья и школа, №9 1990г. стр. 31.
4. Воспоминания, размышления, беседы. Лейтес Н. С. Психологический
журнал.т. 13,№ 1,1992г., стр. 147-165.
5. Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.
Психологический очерк: Кн. для учителя. М. Просвещение,1991г
6. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. М. Знание.,1991г.
7. Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития
воображения. Вопросы психологии. №2 1980г.
8. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. В двух томах. М.
Прос.,1986г.
9. Клименко В. В. Психологические тесты таланта. Харьков. Фолио, 2000г
10. Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании. М. Изд. МГУ, 1979г.
11. Легко ли быть одаренным? Н. Лейтес. Семья и школа, №6 1990г. стр. 34.
12. Лейтес Н. С. Об умственной одаренности. М. Прос.,1960г.
13. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М. Педагогика, 1971г.
14. Одаренные дети. Перевод с англ., Под ред. Бурменской, Слуцкого. М.
,1991г. — М.: Прогресс, 1991. — 376 с.
15.Проблема развития познавательных способностей. Л., 2003г.
16.Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению
одаренности. Моляко В. А. Вопросы психологии.№ 5, 1994г., стр. 86-95.
17.Проблемы способностей в советской психологии. Межвузов. сб. науч. тр.
Л: ЛГПИ, 1984г.

18.Судьба вундеркиндов. Н. Лейтес. Семья и школа, №12 1990г. стр. 27.
19.Теплов М. Б. Избранные труды. В 2-х т., (т.1.) М. Прос.,1971г.
20.Формирование творческих способностей: сущность, условия,
эффективность. Сб. науч. тр. Свердловск. СИПИ,1990г
21.Шуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. М. Новая школа, 1994г.
22.Эфроимсон В. П. Загадка гениальности. М. Знание, 1991г.

источник