Меню Рубрики

Мифы древней греции для детей анализ

Нет ни одного народа, который не имел бы своего представления о мироздании, богах, которые управляют жизнью, а также об их борьбе за власть и влияние. Мифы Древней Греции, краткое содержание которых мы рассмотрим в нашей статье, особенные еще и тем, что много внимания уделяют человеку. Могущественные герои имеют божественное происхождение, но остаются людьми – смертными и уязвимыми, нуждаются в помощи. И ничто человеческое им не чуждо.

Прежде чем изучить мифы Древней Греции (краткое содержание — большее нам недоступно в связи с объемами статьи), стоит разобраться, что это такое – «миф». По сути, это рассказ, который отображает представления людей о мире и порядке в нем, а также о роли человека во Вселенной. Если верить античным авторам, то люди были активными участниками, а не просто толпой, которая ожидала милости от бессмертных небожителей. Но обо всем по порядку.

Еще одной особенностью греческих мифов является их высокий уровень упорядоченности и культуры. Кроме того, характер их изменялся в зависимости от региона страны, так как в каждом полисе имели своих, более почитаемых богов и героев, от которых, как верили греки, произошло население. Конечно, со временем предания изменялись, приобретали иной смысл. Но самое главное в них – это содержание, которое рассказывает о жизни общества в первобытной эпохе не только на территории Греции. Исследователи отмечают, что многие рассказы перекликаются с мифами других народов, живших в те времена, что может говорить о том, что они создавались параллельно и несут в себе зерно истины. Мифы Древней Греции, краткое содержание которых мы рассматриваем, — это попытка объяснить окружающий мир и передать потомкам взгляды на мораль и отношения в обществе.

Мы будем говорить очень кратко о сути старинных преданий, так как к нам дошли многие древние мифы Греции. Краткое содержание их может занять целую книгу. Например, Николай Кун, известнейший исследователь античного наследия, собрал, упорядочил и перевел более двух сотен сказаний. Многие из них поданы в виде циклов. Мы попробуем их разделить на несколько групп. Это:

  • мифы о происхождении мира и богов;
  • рассказы о титанах и битве богов с титанами;
  • мифы о богах, живших на Олимпе;
  • подвиги Геракла;
  • истории о людях и героях (Персей, Тесей, Ясон); цикл о Троянской войне, ее причинах, ходе и окончании, а также о возвращении героев битвы домой (главные персонажи мифов – Парис, Менелай, Елена, Ахилл, Одиссей, Гектор, Агамемнон);
  • мифы об исследовании мира и колонизации (Аргонавты).

Главному богу Олимпа греки уделяли много внимания. Не мудрено, ведь разгневанный Громовержец мог и молнией наказать за неуважительное отношение или наслать другое горе, а еще отвернуться от человека, что было еще хуже. Зевс считался младшим сыном титанов Кроноса и Реи — времени и богини-матери. Рея спасла его от поглощения, поскольку Кронос глотал всех своих детей, опасаясь за свою власть.

Возмужав, он свергает отца-тирана и возвращает к жизни всех своих братьев и сестер, еще и распределяет между ними власть. Сам он отвечал за ветер, облака, гром и молнию, шторм и ураган. Зевс мог успокоить стихию или наслать ее, помогал обиженным и наказывал тех, кто этого заслуживал. Однако он не мог распоряжаться судьбой.

Любовные интриги Зевса также описывают мифы Древней Греции, краткое содержание каковых мы изучаем. Бог испытывал страсть к красивым девушкам и богиням и всячески их соблазнял. От них у него было много детей – богов и богинь, героев, царей. Многих из них не любила Гера, законная супруга Громовержца, часто преследовала их и вредила им.

В пантеоне древних греков было много богов, отвечающих за все отрасли их жизни – земледелие, мореплавание, торговлю, войну, ремесла, потусторонний мир. Однако были и существа, полубоги, которые покровительствовали науке и искусству, следили за справедливостью и нравственностью. Это значит, что и этим аспектам уделялось огромное внимание.

Каждый культурный человек должен знать, о чем рассказывают нам старинные мифы Эллады, поэтому стоит их прочитать хотя бы вкратце. Но чтение их целиком позволяет окунуться в удивительный мир, полный интересного и необычного.

источник

В этой книге переданы легенды и предания глубокой древности: самым юным из них — от двух до трех тысяч лет.

Сложены они древними греками еще в те далекие времена, когда люди только начинали вглядываться в окружающий мир, только приступали к его исследованию и объяснению. Удивительно ли, что на первых порах они делали это неумело, неправильно, наивно?

Слыша, как в грозовых тучах сердито ворчит и грохочет летний гром, они пугались этих звуков и, чтобы объяснить себе, откуда они берутся, воображали огромное, могучее, суровое, но все-таки похожее на человека существо, которое, наверное, свирепствует там, за облаками. Видя, как каждый день восходит на востоке и садится на западе солнце, — иногда такое теплое и ласковое, иногда иссушающее и жестокое, — они начинали и его представлять себе человекообразным существом, богом, разъезжающим по небу в ослепительно яркой колеснице.

Одну за другой, мешая правду и вымысел, придумывали они и рассказывали друг другу удивительные истории: о том, как возник мир и что его наполняет; о том, почему по бурному морю бегут белые барашки волн; о том, почему люди бывают то смелыми и мудрыми, то глупыми и трусливыми, или о том, откуда берется отголосок в лесу, точно повторяющий в тишине каждое громко выкликнутое слово.

Так сложилось множество преданий о богах, героях и чудесных существах — преданий, по-детски наивно объясняющих устройство мира и судьбы человечества.

Эти предания, отличающиеся от всяких других сказок и легенд, мы называем греческим словом «мифы».

Зачем же нам сейчас, спустя два с лишним тысячелетия, вспоминать древнегреческие мифы? Ведь мы отлично знаем, что почти все рассказываемое в них — небылицы, неправда.

Тот, кто думает так, забывает одно очень важное обстоятельство: мифы созданы не каким-нибудь одним человеком — их на протяжении долгих веков творил, изменял, поправлял великий художник — греческий народ. В них он воплощал всё, что было ему в те давние дни известно о мире, все свои заветные чаяния, свои огорчения и надежды. И мало-помалу мифы эти стали сокровищницей великолепных образов, прекрасными произведениями искусства.

Изображая своих богов и героев, древние греки с великим искусством воплощали в них самые Лучшие и самые дурные свойства человека.

Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы:

  • подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);
  • оформим заявления (Вам останется только подписать);
  • подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);
  • мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);
  • подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).

Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Наряду с примерами благородного мужества, беззаветной отваги, крепкой дружбы и нежной любви мы находим в мифах вызывающие отвращение образы самой жалкой трусости, омерзительной жадности, коварства и вероломства.

Как живые глядят и сейчас на нас из этих древних преданий слагавшие их тысячелетия назад люди — простодушные, доверчивые, любопытные и по-своему мудрые. У них— зоркие глаза, чуткие уши, сильные и умелые руки, мужественные, закаленные в борьбе с невзгодами жизни сердца. Мы видим, как они жили в своих хижинах и дворцах, как они охотились и пасли стада, как воевали и веселились. Мы с глубоким интересом узнаем, что, страдая и радуясь, эти древние люди мечтали стать могучими и справедливыми, стремились побеждать врагов и покорять суровую природу. Эти мифы учат и нас любить свою родину, ненавидеть предателей, учат благоразумию и бесстрашию.

Эти же самые? Да нет, не только эти. Величайший из древних певцов, тот, кого мы называем Гомером, — хотя даже не можем с уверенностью сказать, жил ли он на самом деле в мире, или его величавый образ фантазия древних греков сотворила так же, как создавала она в своих мифах образы громовержца Зевса, хитрого бога торговцев и плутов Гермеса или жадного и злого царька Эврисфея, — этот могучий гений создал две великие песни. Одну — про страшную борьбу между греками и троянцами, жителями города Трои, стоявшего недалеко от берега Средиземного моря в Малой Азии, в теперешней Турции. А вторую — про удивительные и необыкновенные приключения и подвиги одного из участников троянского похода, хитроумного царя маленькой Итаки, Одиссея, носившего также имя Улисса.

Сначала пересказывая друг другу, потом — записав и перечитывая из века в век Гомеровы дивные сказания, люди понемногу перестали верить в то, что такие события, какие в них описаны, могли на самом деле быть. Еще лет сто назад ученые мужи были уверены, что никогда не существовало ни царя Агамемнона, описанного Гомером, ни Приама, несчастного повелителя разгромленной Трои, да и самой-то Трои, верней всего, не было.

Но вот нашелся среди ученых один, который с детских лет во всем поверил старцу Гомеру. Он поклялся посвятить поискам всю жизнь, но найти сказочную Трою. Для этого он долго работал, добыл достаточно денег, чтобы снарядить экспедицию в овеянные старыми преданиями места. И то-еда он поехал в Турцию. И выбрал место, которое походило на описанные Гомером холмы вокруг древнего Илиона — Трои, и начал раскопки, и не обманулся в своей вере.

Ему удалось дорыться в каменистой малоазиатской земле до башен и стен древнего города, до царских сокровищ, до остатков той жизни, про которую пел, Гомер.

Этого мало: он отправился на родину царя Агамемнона — в Грецию, в город Микены — и там, под землей, нашел его могилу.

Конечно, это не значит, что всё в древних преданиях правда и истина. Не жили боги на невысокой горе Олимп! Не метал молнии и громы Зевс, не носилась по знойным лесам Греции легконогая охотница Артемида.

Но Геракл? Кто знает? Может быть, и был в самые далекие века в Греции могучий и добродушный воин по имени Геракл? И может быть, на самом деле плавал через Черное море в далекую Колхиду быстрокрылый корабль «Арго»? Может статься — пройдет время, и люди узнают, что многое в рассказах об этом не вымысел, а правда.

Недаром все великие люди всегда любили, ценили и помнили мифы Древней Греции. Маркс и Энгельс внимательно их перечитывали, многократно упоминали о мифических героях. Любил вспоминать мифические образы Владимир Ильич Ленин.

В этой книге вы найдете миф о великане Антее, который был непобедим до тех пор, пока его не оторвали от матери и кормилицы его — Земли. Мы вспоминаем этого великана, когда говорим, , что коммунисты сильны и непобедимы потому, что держат неразрывную связь с народом, который их породил, вскормил и воспитал.

Всем детям нашей страны надо познакомиться с удиви-тельным и прекрасным миром древнегреческих мифов.

Когда-нибудь потом, может статься, вам удастся прочесть их в подлиннике, на величавом и звучном греческом языке. Сейчас же, пока это вам недоступно, прочитайте напечатанные в этой книжке два связанных между собой «мифических цикла», две древние повести, состоящие из многих отдельных рассказов, — миф о Золотом Руне и миф о Деяниях Геракла.

Бесконечно давно, две с половиной тысячи лет тому назад, греческие дети, сидя на теплом песке у городских ворот или на каменных плитах храмов, слушали, как нараспев, пощипывая в лад струны тихой кифары, слепые певцы-рапсоды начинали перед любопытными эти же самые удивительные повествования:

Слушаете, добрые люди, про то, что свершилось когда-то! Древним сказаньям внимая, последуйте верным примерам: Каждый, рождённый для жизни, быть может и смелым и трусом;

Зло от добра отличать научиться должны мы сызмала! Слушайте ж, добрые люди, рассказы неспешные старцев: Каждый, кто в мире родится, свой подвиг исполнить обязан.

В жизни и вы поплывете, как плыли в морях аргонавты, — Пусть же попутные ветры несут вас к намеченной цели!

источник

В этой книге переданы легенды и предания глубокой древности: самым юным из них – от двух до трех тысяч лет.
Сложены они древними греками еще в те далекие времена, когда люди только начинали вглядываться в окружающий мир, только приступали к его исследованию и объяснению. Удивительно ли, что на первых порах они делали это неумело, неправильно, наивно?
Слыша, как в грозовых тучах сердито ворчит и грохочет летний гром, они пугались этих звуков и, чтобы объяснить себе, откуда они берутся, воображали огромное, могучее, суровое, но все-таки похожее

Героические песни и баллады в мировой литературеИлья Муромец – патриот своей земли. Сколько чужестранцев старалось подчинить русский народ, воспользоваться богатством его земель, ноне покорился народ. Сломать злую, гадкую силу, освободить свой народ выходили богатыри. Среди них.

Профессия милиционерС раннего детства эта профессия привлекает как мальчишек, так и девчонок своей героической романтикой, чему во многом способствуют художественная литература и кино. Так профессия милиционера представляется многим полной увлекательных приключений.

Почемя я хочу мираГде-то из маленького источника берет начало великая русская река Волга. Это символ мощи, богатства, величия России. Повсюду в России мир и счастье. Как и все счастлива я. У меня есть.

Служить РодинеГероизм, мужество, патриотизм, самопожертвование – эти понятия возникают в истории страны, когда обрушивается на нее война, какие – то общие народные бедствия. Но и в мирное время без проявления этих.

Мы идем в театрОднажды в воскресенье мы с папой, мамой и сестренкой Юлей поехали в театр. Папа заранее купил билеты, а мама приготовила выходную одежду: мы с папой надели строгие костюмы и светлые.

Мы вместеСемья – самое важное в жизни человека. В каждой семье, в независимости от ее благополучия, всегда возникает множество разногласий, споров, ссор. Но, несмотря на все конфликты, мы можем в любой.

Сюжеты и герои античных мифовГерои “Илиады” и “Одиссеи” в поэмах Гомера. В конце XVIII – начале XIX века в разных странах Западной Европы издаются первые своды народных сказок и легенд, песен, баллад и литературных.

Моя жизненная позиция“Мы живем верой в человеческие возможности и возможности нашего общества”, – писал Юрий Бондарев. Действительно, сейчас мы живем в очень непростое, сложное время. История преподносит нам каждый день новые сюрпризы.

Нужно беречь лесПрирода – это одно из самых главных богатств нашей Родины. Одна из частей этой природы – лес. Лес – наше богатство. Мы должны беречь и охранять его. Охранять, беречь –.

Удивительное рядомО ком и чем писать? Сижу и думаю над словом, корнем которого является “диво”. Наверное, удивить окружающих может только счастливый человек. Счастливый в работе, в семье, состоявшийся в профессиональном отношении.

Каким я представляю будущее. Произведение-исповедьДорогая моя мамочка! Родная Страна! Цветущий неповторимый край. Мое сердце, душа моя переполняются большой любовью к тебе, к твоим безграничным лесам и степям, к уникальной неповторимой архитектуре, к народу, талантливому.

Проблемы гуманизма в литературе о гражданской войнеВопросы гуманизма – уважения к человеку – интересовали людей давно, поскольку непосредственно касались каждого живущего на земле. Особенно остро эти вопросы поднимались в экстремальных для человечества ситуациях, и прежде всего.

Грех и добродетель людскаяНе скажу, что я верю в Бога. Пожалуй, я даже не верю в него. Это приходит со временем. Я хочу верить, потому что верующие люди – самые счастливые люди на.

Человек на войне (на примере ранней прозы В. Быкова)Василь Быков – один из виднейших отечественных писателей, который на протяжении долгих лет творческой работы остался верен теме войны. Он пишет только о войне, не зная усталости и словно боясь.

Влияние “театра абсурда” на всемирную литературу“Театр абсурда” – наиболее значительное явление театрального авангарда второй половины XX века. Из всех литературных течений и школ “театр абсурда” является условной литературной группировкой. Дело в том, что представители его.

Как возникла славянская азбукаСейчас и русский народ, и другие славянские народы (украинцы, белорусы, болгары) имеют свою письменность, свои книги, могут читать и писать на своих языках. Но в далекие времена, более тысячи лет.

Социально философская линия реализма Франс ИбсенФранс. Анатоль Франс (1844- 1924)- великий французский писатель, один из наиболее значительных представителей критического реализма рубежа веков. Франс (настоящее имя – Анатоль Франсуа Тибо) родился в семье букиниста. В 1860-е.

Мой школьный дворКак-то, перелистывая семейный альбом, я обратил внимание на фотографию, на которой был мой отец приблизительно в таком же возрасте, как сейчас я: он сидел на лавке со своими одноклассниками. На.

Величественность праздника Рождества ХристовогоЯ очень люблю зиму, так как именно этой порой приходит особый, немного магический, прекрасный праздник Рождества Христового. Не могу сказать, что наша семья придерживается всех ритуалов и традиций, но стараемся.

Истинное мужество немногоречиво: ему так мало стоит показать себя, что самое геройство оно считает за долг, не за подвигПроблему истинного мужества раскрыл в своем романе “Война и мир” Л. Н. Толстой на примере настоящего подвига, совершенного русским народом во время Отечественной войны Война в романе “Война и мир”.

Сейчас вы читаете: Мифы древней Греции – художественный анализ

источник

Работа учителя – это постоянный поиск новых форм и методов работы, способствующих активизации мыслительной деятельности учащихся, вызывающий у школьников интерес к художественным произведениям, заставляющих задуматься над проблемами нравственного характера, встающих перед людьми во все времена. В настоящее время перед учителем встают новые задачи: недостаточно просто научит ребенка читать. Необходимо в процессе непрерывного обучения воспитать мыслящую, способную к глубокому анализу жизненных явлений личность, которая в будущем сможет решить задачи нравственного характера и найдет выход из сложных жизненных обстоятельств.

Литература обладает небывалой воспитательной силой. Не является в этом плане исключением материал легенд и мифов Древней Греции. Мифы – не просто выдумка, сказка, они отражают представления древних людей о справедливом устройстве мира, об отношениях между людьми, мифы учат решать нравственные проблемы, которые встают перед людьми, живущими во все времена, являются вечными. На уроках, посвященных изучению мифов, перед детьми ставились задачи нравственного характера: каким нужно быть человеку, какие поступки нельзя совершать ни при каких обстоятельствах, деяния мифических персонажей рассматривались сквозь призму нравственности. Уроки были объединены общей идеей: зло должно быть наказуемо.

Цели:

    знакомство с мифами, с представлениями древних людей об устройстве мира, о том, как они объясняли общественное устройство, провести параллели с современностью, найти сходства и различия между богами и людьми;
  • формирование владения навыками монологической речи; умение сопоставлять, анализировать, делать выводы;
  • формирование коммуникативных умений, умения работать в группе.
Читайте также:  Анализ на антитела у детей

Ребята, вызнаете, что такое миф? Откройте, пожалуйста, свои литературоведческие словари и найдите там определение мифа.

Миф – в древности мифы складывались для осмысления, для объяснения того, что происходило в мире. Исходя из темы нашего урока и определения мифа, какие задачи на сегодняшний урок мы могли бы поставить перед собой? (Познакомиться с мифами, узнать, как древние люди представляли себе мир.) Задачи можно записать в тетради, можно записать на доске с тем, чтобы при подведении итогов урока выяснить, выполнены ли поставленные задачи.

Итак, чтобы выполнить поставленные перед нами задачи, мы разделимся на группы. Каждая группа получит свое задание, которое изложено на карточках.

1 группа. Прочитайте миф о богах-олимпийцах. Ответьте на вопросы:

  1. Как мир древние греки представляли себе Олимп и богов-олимпийцев?
  2. Какие отношения, в их представлении, царили на Олимпе?

Выявите родственные связи и составьте “родословную” богов. Выясните, кто входил в окружение богов, и функции, которые выполнял каждый. Являются ли боги-олимпийцы вершителями человеческих судеб? Определите сходство с жизнью людей.

Составьте связный рассказ о жизни богов на Олимпе.

2 группа. Прочитайте миф “Посейдон и божества моря”. Выясните, кто был главным божеством в море, его родственные связи, окружение. Составьте “родословную” Посейдона. Найдите сходство с людьми. Что, по-вашему, объясняет миф о Посейдоне и божествах моря? Составьте связный рассказ о Посейдоне.

1 группа. Самый могущественный и из богов – Зевс. Здесь и его супруга Гера, и златокудрый Аполлон бог искусств с сестрой Артемидой – богиней охоты, и златая Афродита богиня любви, и дочь Зевса Афина воительница. У трона Зевса стоит хранящая законы богиня Фемида, она наблюдает, чтобы не нарушался закон и порядок. На Олимпе живут вестник богов Гермес, бог огня Гефест, бог виноделия Дионис, и нелюбимый сын Зевса кровожадный Арес, бог войны.

2 группа. Властвует над морями Посейдон – брат Зевса. Жена его – Амфитрита, которую Посейдон похитил у ее отца – Нерея и женился на ней.Среди божеств, окружающих Посейдона – его сын Тритон, громовым звуком своей трубы он вызывает морские бури. Миф о Посейдоне и морских божествах объясняет представления древних греков о явлениях природы.

3 группа. Аид – брат Зевса. Он сидит на золотом троне с женой Персефоной. Ему служат богини мщения Эринии. Древние греки представляли себе царство Аида, брата Зевса, страшным, а загробную жизнь – несчастьем. В царстве Аида струятся дающие забвение всего земного воды реки Леты (отсюда выражение “кануло в Лету”, т.е. забыто навсегда). У трона Аида стоят судьи царства умерших – Минос и Радамант. Сюда не доходят ни свет, ни радость.

Крон – был свергнут собственным сыном – Зевсом.

Зевс – главное божество; Посейдон – брат Зевса – правит морями; Аид – брат Зевса – правит подземным царством (неоднократно пытался свергнуть Зевса). Все три бога – родные братья. Поступки Аида по отношению к Зевсу закономерны – как сам поступишь, того и жди от других. У каждого бога есть семья, жена, дети, в этом их первое сходство с людьми. Каждый бог отвечает за свое дело. В этом тоже их сходство с людьми. Боги не являются вершителями судеб, они тоже зависят от судьбы и не могут избегнуть того, что им предписано судьбой. В этом тоже сходство с людьми. Миф о Посейдоне и божествах моря отражает представления древних греков о явлениях природы. Миф о царстве Аида учит тому, что каждый человек не должен нарушать нравственных законов, каждый человек должен получить по заслугам.

5. Итог. Какие задачи мы ставили перед собой? Познакомиться с мифами, узнать, как древние люди представляли себе мир. Выполнены ли задачи урока? Какие выводы вы сделали для себя?

6. Домашнее задание. Стр. 54–57. Ответить на вопросы на стр.57. Подготовьте творческое задание (вопросы, кроссворды, задания в виде тестов по мифам Древней Греции).

Тема: “Легенды и мифы Древней Греции”.

Цель:

  • знакомство с мифами, формирование умения делать различные виды пересказов: подробного, сжатого, выборочного;
  • составление плана, умение делать выводы;
  • формирование коммуникативных умений, умения работать в группе.

Сегодня, ребята, у нас необычный урок. Мы будем работать в группах. Посмотрите внимательно на тему урока. Какие задачи мы можем поставить перед собой на сегодняшний урок? (Познакомиться с мифами, узнать, чему они учат людей.)

Дайте, пожалуйста определение мифа.(Миф – в древности мифы складывались для осмысления, для объяснения того, что происходило в мире).

Вспомните, пожалуйста, о чем мы говорили на предыдущем уроке. (Сыновья Крона поделили Землю. Главным божеством был Зевс. На море правил Посейдон, а подземное царство взял себе Аид. Все три бога были братьями. Кроме них было множество других богов. Каждый отвечал за свое дело. Есть и богиня правосудия – Фемида. У нее завязаны глаза, чтобы она оставалась беспристрастной. Боги тоже подчинялись законам).

У каждой группы будет свое задание. На работу дается 15 минут. За это время вы выполните задания и выступите с защитой своей работы. Все, что нужно сделать, написано в карточках, которые вы получите.

Карточка для первой группы.

1. Прочитать миф о Дедале и Икаре.

3. Пересказать текст сжато.

4. Какие выводы для себя вы можете сделать? Какова основная мысль текста? Чему учит миф?

5. Защита работы: Один член группы сжато пересказывает миф.

Один член группы делает выводы. Остальные внимательно слушают ответы своих товарищей и при необходимости вносят дополнения. Оценка выставляется всем отвечавшим. Каждый член группы участвует в обсуждении оценки своих товарищей.

Карточка для второй группы.

1. Прочитать миф о Тантале.

3. Пересказать текст выборочно. В этом вам помогут ответы на следующие вопросы:

Какие проступки перед богами он совершал?

Какое самое страшное злодеяние он совершил?

Как был наказан царь Тантал?

Какие человеческие качества осуждаются мифом?

Какова основная мысль текста?

Какие выводы для себя вы можете сделать?

4. Защита работы: Один член группы сжато пересказывает миф.

Один член группы делает выводы. Остальные внимательно слушают ответы своих товарищей и при необходимости вносят дополнения. Оценка выставляется всем отвечавшим. Каждый член группы участвует в обсуждении оценки своих товарищей

Карточка для третьей группы.

3. Пересказать текст подробно.

4. Сделать выводы. В этом вам помогут ответы на следующие вопросы:

Какова главная мысль текста?

Какое выражение из этого мифа вы теперь знаете, и что оно обозначает?

5. Защита работы: Один член группы сжато пересказывает миф.

Один член группы делает выводы. Остальные внимательно слушают ответы своих товарищей и при необходимости вносят дополнения. Оценка выставляется всем отвечавшим. Каждый член группы участвует в обсуждении оценки своих товарищей.

1 группа. Сжатый пересказ мифа о Дедале и Икаре.

Выводы: Дедал из зависти совершил страшное преступление – убийство. Он был наказан тем, что лишился сына, самого дорогого человека. Нельзя убивать ни при каких обстоятельствах. Главная идея мифа – зло должно быть наказуемо.

2 группа. Выборочный пересказ мифа.

Выводы: Тантал был высокомерным, он считал себя равным богам. Он неоднократно испытывал терпение богов. Но Зевс прощал сыну его проступки и не наказал даже после похищения золотой собаки. Последнее злодеяние Тантала – испытание богов на всевидение – переполнило чашу терпения. Тантал был наказан и должен был терпеть вечные муки в царстве Аида. Тантал был наказан за жестокость, он не пощадил даже собственного сына, лишь бы показать, что он никому не подвластен. Главная мысль мифа – зло должно быть наказано. Крылатое выражение “танталовы муки”, что означает тяжкие страдания. В настоящее время выражение имеет переносный смысл – не обязательно страдать от голода, жажды, страха. Суть в том, что о человеке, который безмерно страдает, говорят: “он испытывает танталовы муки”.

3 группа. Подробный пересказ мифа о Сизифе.

Выводы: Сизиф не один раз обманывал богов и испытывал их терпение. За это он был наказан. Он должен был терпеть вечные муки в царстве Аида. Нельзя обманывать. Главная мысль текста – зло должно быть наказано. Крылатое выражение – “сизифов труд”. Оно обозначает “тяжкая, бесполезная работа”.

4. Общие выводы. Какие пороки осуждают мифы? (Жадность, зависть, высокомерие, способность из зависти или из тщеславия отнять жизнь у другого человека.)

Чему учат мифы? (Нельзя завидовать другим, нужно быть добрым, милосердным, ни при каких обстоятельствах нельзя отнимать жизнь у другого человека. Рано или поздно последует наказание за преступление, и оно будет в том, что пострадает самый дорогой человек.)

Что общего у всех трех мифов? (Зло должно быть наказуемо.)

5. Домашнее задание. Ответить на вопросы на стр. 66 (устно). Подготовиться к сочинению на тему “Чему учат нас мифы?” Тему сочинения вы можете сформулировать сами. В этом вам помогут вопросы:

Чему учат людей мифы? Какой из мифов произвел на вас самое глубокое впечатление? Почему? Что в нем вас поразило, возмутило, обрадовало? Какие выводы для себя вы сделали, познакомившись с мифами Древней Греции?

Обобщающим уроком по изучению греческой мифологии был урок развития речи. Учителем была дана установка на то, что дети должны написать сочинение на тему “Чему учат нас мифы?” Тему сочинения можно сформулировать самим. В этом вам помогут вопросы:

Чему учат людей мифы? Какой из мифов произвел на вас самое глубокое впечатление? Почему? Что в нем вас поразило, возмутило, обрадовало? Какие выводы для себя вы сделали, познакомившись с мифами Древней Греции?

Далее – отрывки из детских сочинений.

Величием и гордо-спокойным сознанием власти и могущества дышит мужественное, прекрасное лицо…(Зевса).

Властвует над морями…, и волны моря послушны малейшему движению его руки, вооруженной…( грозным трезубцем).

Среди божеств моря – …, меняющий, подобно морю, свой образ и превращающийся, по желанию, в различных животных и чудовищ. (Старец Протей.)

Он неслышно носится на своих крыльях над землей с головками мака в руках и льет из рога. снотворный напиток. (Бог сна Гипноз.)

Трехглавый адский пес…, на шее которого движутся с грозным шипением змеи, сторожит выход.. (Кербер.)

Бог света, златокудрый…(Аполлон.)

Прекрасная, как ясный день, с луком и колчаном за плечами, с копьем в руке, весело охотится…(Артемида.)

б) Из морской пены держит в руках трезубец.

источник

Мифы Древней Греции о возникновении мира, о происхождении людей и об истории человечества. Олимпийские боги как верховные божества, обитавшие на горе Олимп. Известные крылатые выражения, происхождения которых связано с сюжетами древней мифологии.

Крымский университеткультуры, искусств и туризма

Кафедра: Книговедение, библиотековедение и библиография

на тему: ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Студентки 2 курса заочного отделения

Османовой Ленуры Ильясовны

1. Мифы о возникновении мира

2. Мифы о происхождении людей

3. Мифы об истории человечества

10. Царство Посейдона. Океан и Атлант

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

В настоящее время, мифом мы называем что-то нереальное, придуманное, такое, чего ни было в исторической действительности. Нынешнее слово «миф» происходит от древнегреческого слова «мютхос». У древних греков, или эллинов, как они сами себя называли, это слово означало: «слово, речь, разговор, совет, намерение, пословица, слух, ведомость, рассказ, пересказ, басня, содержание рассказа». То есть оно имело больше значений, чем современное «миф». Когда мы хотим сказать, что на самом деле в подтвержденной документами истории чего-то не было, то употребляем слово «мифический». Например: известный Геракл «или Геркулес, как его называли Римляне»- это мифическая личность, герой древнегреческих мифов. Есть еще слово «мифология ( тоже греческого происхождения); Ним мы называем как совокупность мифов того или иного народа, так и область знания, науку, которая изучает мифы.

Практически у каждого народа сохраняются придания, где действительное, историческое переплетается с недействительным, придуманным, где действуют не только люди, а и сказочные существа, создания народной фантазии: бессмертные боги, полубоги, невиданные животные; где происходит неимоверные явления-чудеса. С древних времен люди воспринимали мифы как правдивые рассказы о том, что когда-то было. Но проходили века, мифы постепенно превращались в бабушкины сказки, и уже только малые дети верили в их правдивость. Их начинали толковать не в прямом, а в переносном смысле.

В древней Греции — или Элладе -мифы стали основой литературы, скульптуры, живописи, театрального искусства. На это значение древнегреческой мифологии обратил внимание К. Маркс: «Предпосылкой греческого искусства является греческая мифология, т.е. природа и общественные формы, уже переделаны неосознанно — художественным способом народной фантазией. Это его материал. Но не всякая мифология, т.е.не всякая неосознанно-художественная переделка природы (тут под природой понимается все предметное, значит включая и, общество). Египетская мифология никогда не могла быть основой или материнским чревом греческого искусства.

Мифы складывались в Древней Греции еще за долго до того, как там Распространилась письменность — греческая азбука. Один и тот — же миф — о каком -либо Боге или герое — мог существовать в многочисленных вариантах: местных (в различных местностях), временных (которые возникли в разное время) и авторских ( в зависимости от того кто обрабатывал миф). Похожие мифы есть у разных племен и народов. Дело тут не только в том, что одно племя могло одолжить тот или иной миф. Чаще всего это бывало тогда, когда разные племена находились на одной ступени развития, жили в похожих условиях. Иногда схожесть мифов народов объясняется первичным родством, общим происхождением этих народов — например, греков, римлян, кельтов, германцев, славян, иранцев, индийцев.

1. МИФЫ О ВОЗНИКНОВЕНИИ МИРА

Древние Греки по- разному объясняли возникновение мира. Существовал миф о начале всех вещей от богини Эвриномы и севернрго ветра, который богиня превратила в великого змея Офиона, а сама стала голубкой и снесла яйцо из которого возникла Вселенная — Солнце, месяц, планеты, звезды, и земля со всем что на ней. Со временем Эвринома с Офионом поселились на горе Олимп, но Эвринома разгневалась на змея, так -как он твердил будто он сам сотворил Вселенную, и скинула с горы в подземную тьму. В других повествованиях говорится о возникновении мира с первичной «реки» Океана или о том, как богиня Ночь снесла яйцо, а из него вышел бог мирового согласия Эрот, который позже стал богом любви. На конец, в более поздних мифов уже не говорится о яйце, а о первичной богине Геи — матери Земле которая сотворила бога Урана — отца небо, а потом родила все, что есть на Земле.

Во многих древнегреческих мифах повествуется о рождении богов — фантастических существ, которые рождали различные природные явления : гром, молнию, огонь, воду, солнечный свет, ночную тьму. Всю природу, все что противостоит людям, древние греки «Очеловечивали», т.е. представляли себе в образах похожих на самих людей. Рассказывалось что от брака двух богов — Земли и Неба — родилось первое поколение богов -титанов — шестерых братьев и шестерых сестер. Один из них, Кронос захватил власть, скинул своего отца Урана. Ему было предвещено, что так же как он забрал власть у отца, так и один из его сыновей заберет у него власть. Так вот, когда его жена Рея рожала детей, Кронос сразу поглощал их. Но когда родился Зевс, будущий властелин богов Рея спрятала сына в пещере на острове Крит. Зевс вырос и, не узнанный Кроносом, пошел к нему служить чашником. Как — то Зевс подмешал в вино таких лекарств, что Кронос отрыгнул всех поглощенных богов — Зевсовых братьев и сестер.

Между младшими богами — Зевса, Посейдоном, Герой, Гестией,Диметрой — и старшими, титанами, случилась ужасная десятилетняя война. На конец, младшие боги с помощью выпущенных из подземного мира Гекатонхейров (Сторуких) и Киклопов (Круглооких) победили титанов и поселились на Олимпе. Кроме упомянутых выше к олимпийским богам зачисляли еще детей Зевса — Аполлона, Арея, Гермеса, Гефеста, Афину, Артемиду, Афродиту. Очень много существовало мифов о деяниях богов временами предрасполагающие, а временами губительные для смертных людей. Почти в каждом пересказе мы находим повествование о поступках богов, которые щедро награждали того, кто их почитал, и жестоко наказывали того, кто ними пренебрегал. Боги подобны людям с их достоинствами и недостатками.

2. МИФЫ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЛЮДЕЙ

Эти повествования очень противоречивы. Согласно некоторым мифам, Олимпийские боги сотворили людей, что бы те служили им, приносили жертвы. Другие мифы утверждают, будто людей вылепил из глины титан Прометей. В мифе о всемирном потопе из всех людей остается одна пара Девкалион и Пирра, детей у них нет, а чтобы родилось новое человечества вместо уничтоженного потопом, они по совету богов бросали через голову камни, которые становятся людьми (по древнегреческому «лаас» -камень, а «лаос» — люди, народ).

Существовали многочисленные рассказы о героях («герос» — греческое слово): полубогах — полулюдях, в основном сыновьях бессмертных богов, и смертных женщин. Тех людей, что делали много хорошего, были очень умные, сильные, храбрые, после смерти называли героями, и в местах их захоронения им отдавали честь, а иногда строили храмы. Такими героями были Геракл, Персей, Тессей, Аргонавты.

Много мифов рассказывали о родоначальниках разных знатных родов, с их мифическими, полумифическими или историческими предками. Знатные люди хотели иметь своих родоначальников среди богов, или по крайней мере среди прославленных подвигами героев. Рассказывается, например, что Тантал был сыном Зевса и нимфы Плуто, а у Тантала был сын Пелоп (от сюда название южной части Греции Пелопоннес, т.е. остров Пелопа); среди многочисленных детей Пелопа и Гипподамии был Атрей, родоначальник Атридов — Агамемнона и Менелая, а детьми Агамемнона и Клитемнестрыбыли Электра, Ифигения, и Орест. От Ореста и Гермионы выводили свой род властелины Аргоса и Спарты.

3. МИФЫ ОБ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Очень интересные мифы по пересказам древнегреческого поэта Гесеода и римского поэта Авидия об истории человечества, ее периодах. Согласно этим пересказам в истории человечества последовательно сменяли один — одного пять великих «веков»: «золотой», когда люди жили счастливо, без забот и без войн; «серебряный» — так же достаточно счастливый для людей, которые, между тем, не почитали богов и были уничтожены; «бронзовый, когда люди упали на землю как спелые семеня с ясеней уже вооруженные бронзовым оружием, которым воевали друг- с другом; еще один «бронзовый век», когда произошли поход Аргонавтов, за золотым руном, война наследников Эдипа за власть в Фивах, война ахейцев с троянцами, о которой рассказывается в «Иллиаде», и, наконец последний «век» — железный в период которого люди не справедливые и жестокие, постоянно воюют между собой — это современный период истории для древнегреческих и римских поэтов.

Читайте также:  Анализ на аскаридоз у детей расшифровка

Уже с первым «бронзовым веком» связаны собственно исторические события. Можно считать, что в Илиаде «Илиадос» идет речь о настоящих исторических событиях, и о людях которые когда-то существовали, хотя все эти люди и события украшены фантазией гениального автора поэмы. Автором «Иллиады» и «Одиссеи» называли Гомера, хотя о нем уже тогда, когда впервые были записаны поэмы, ничего вероятно не было известно. Значит, участь богов в стычках Ахейских и троянских вождей — придуманы. В прочем историческое существование таких людей как Ахиллес, Агамемнон, Одиссей, Приам, Гектор — вполне возможно.

Греки так же как и другие древние народы, считали разные беды, которые переживали люди — несчастные случаи, болезни, смерть, — как кару богов, разгневанных какими-то плохими поступками людей. Они верили, что боги с высоты своего величия следят за людьми и оценивают их поведение, соответственно награждая или карая смертных. Самой высшей наградой с боку богов было дарование бессмертие человеку. Что касаемо кар, то их было много.

В мифах часто рассказывается про превращение на звезды и созвездие. Название почти всех созвездий так или иначе связываются с древнегреческими мифами. Созвездия Андромеды вызывает в нашей памяти миф о Персея, а сам Персей так- же есть среди созвездий, как и родители Андромеды — Кефей (или Цефей) и Кассиепейя(Кассиопея); Пегас — это Медведица — нимфа Каллисто (мать Аркада, родоначальника аркадян), Малая Медведица- нимфа Киносура; Овен — тот баран, на котором Фрикс и Гелла летели к Колхиде; Геракл тоже превратился в созвездие (Геркулес); Орион — охотник, который был спутником Артемиды; Лев — тот, кого в Немеи победил Геракл; Лира — это кифара Орфея. Даже планеты солнечной системы своими названиями связанны с мифами: римский Меркурий — это греческий Гермес, Венера — это Афродита, Марс — Арес (или Арей), Юпитер — Зевс, Сатурн — Кронос, отец Зевса.

Достаточно много существовало мифов про очеловеченные горы, речки и моря. В каждом природном явлении древние греки разглядывали «сверхъестественную» силу, воплощенном образе, подобному человеку. Они, скажем, представляли Океан как большую реку, что охватывает весь суходол, и одновременно как бога.

В греческих мифах отразились разные несбыточные для тех времен мечты человечества: укрощение сил природы (подвиги Геракла и других героев), осваивание далеких земель и морей (путешествие аргонавтов и Одисея), освоение воздушным пространством (Дедал и Икар), победа над всеми болезнями и даже смертью (миф о божественном лекаре Асклепия).

Много поколений писателей и художников брали и до сих пор берут образы для своих произведений из греческой мифологии. Возьмем, например, образ титана Прометея. Им вдохновлялись и античные авторы (до нас дошла драма Эсхила «Прикованный Прометей»), и писатели поздних времен: Кальдерон, Вольтер, Шелли, Гетте, Байрон, Рылеев. Вспомним такие произведения из украинской литературы: поэму «Кавказ» Тараса Шевченка, драму «Ифигения в Тавриде» Леси Украинки, поэму «Прометей» Андрея Малышка.

Невозможно переоценить значение греческой мифологии для мировой культуры. Подчеркнул это в свое время Фридрих Энгельс, который в своей «Диалектике природы» писал о достижениях «того маленького народа, универсальная обдарованость и деятельность которого обеспечили ему в истории развития человечества место, что на него не может претендовать ни один другой народ».

Не случайно историю греческого народа мы начинаем с изучения его мифов. Их можно назвать тем золотым фондом, что его в сокровищнице своей памяти должен иметь каждый образованный человек.

Зевс был спрятан в пещере горы Ида на острове Крит, где его вскармливала коза ( или нимфа) Амалфея. Ее случайно сломанный рог Зевс потом сделал рогом достатка. Зевса охраняли и воспитывали куреты и корибанты — подобно людям нижние духи, служители Реи. Возмужав, он женился на дочери Океана Метиде. Когда Крон выпил приготовленное ей волшебное зелье, он был вынужден извергнуть всех раньше проглоченным им раньше братьев и сестер Зевса. Это были Посейдон (у римлян- Нептун), Аид (Гадес, Плутон; у римлян -Орк), Гера (у римлян — Юнона), Деметра (Церера) и Гестия (Веста). Потом Зевс начал войну против Крона и титанов. Эта битва (титаномахия) продолжалась 10 лет. Новые боги уволили с Тартара циклопов и сторуких. Циклопы выковали для Зевса молнии, которыми он поражает врагов (с тех пор он Громовержец), для Посейдона трезубец, и для Аида — волшебный шлем, который делает его невидимым. Сторукие помогли разгромить титанов и скинуть их в Тартар. Теперь они добровольно взялись охранять поваленных титанов. Циклопы, по поверью живут в середине действующих вулканов и работают там в своих подземных кузнях. Океан, а также сестры титанов — титаниды не участвовали в битве и признали новых владык. После этого братья разделили власть: Зевсу досталась небо и верховная власть над миром, Посейдону — море, Аиду — подземное царство мертвых. Домом Зевса стала гора Олимпна севереГреции, где располагались его небесные чертоги (дворец). Посейдон часто посещает Олимп хоть у него есть и свой дворец — Золотая пещера в глубине моря ; Аид же практически никогда не выходит из-под земли.

Все боги вечно молодые награждены всеми человеческими чертами, доведенными до идеала, они больше и красивее, чем люди. Они живут на Олимпе в вечной беззаботности, пьют пурпурный волшебный нектар и едят еду бессмертных — амброзию, ее на Олимп приносят голуби. У богов особенная голубая кровь (ихор) и свой язык, слова которой определяют настоящую суть вещей.

Вместе с Зевсом находятся его мать Рея и некоторые титаниды — его тетки. Это Мнемозина — богиня памяти, а также Фемида — богиня законов природы и человеческого правосудия. Ее атрибуты повязка непредубежденностина глазах и меч. С Фемидой Зевс женился и породил трех ор и трех мойр. Оры олицетворение времен года, светового порядка и моральных основ они стерегут облачные врата Олимпа. Их имена — Евномия (Законность), Дике (Справедливость), Ирена (Мир). Три мойры (парки) обозначают судьбу всех кто живет. Клото (Пряля) прядет нитку судьбы, Атропос (Неотворотная) обрезает ее , тем самым обрывая жизнь, Лахесис назначает (кидает) еще до рождения жребий каждому человеку. Зевс желая узнать веления судьбы, взвешивает на золотых весах жребии человеческих жизней. Но согласно с другими мифами боги не всегда знают свою судьбу. Да и самих мойр часто считали дочками Никти (ночи), которая вместе с землей порожденная древним Хаосом. Грации (Харити — Мили, Добри) — дочки Зевса и еще одной дочки Океана, Эвриномы. Их также три — Аглая (Сеяющая), Талия (Цветущая), Ефросина (Счастье, Радость). Это добродетельные богини, которые воплощает свет в мире и все хорошее, радосное и вечно юное в нашей жизни. Оры, мойры и харитиуособливали три стороны власти богов Олимпа над миром.

Зевс — отец богов и людей, земные цари считали, что их власть исходит от Зевса, а более великие герои были его детьми. Он «самый счастливый среди счастливых» и может уделить часть своего счастья. Он — защитник имущества, бает и оберегает богатство. Он — единственный, кто абсолютно свободный, хоть он и не может изменить порядок в мире природы и в мире людей (у греков была поговорка: «Даже боги не в состоянии сделать то, что случилось, тем, что не случилось»). Все другие боги — только исполнители воли Зевса. И горе тому, кто попал под его проклятья! Зевс — царь богов,он сидит на троне и держит скипетр, на его руке крылатая богиня победы Ника (Виктория), из его ладоней могут бить молнии. Его атрибут -егида, волшебный щит из кожи Амалфеи, его посланник — орел, его дерево — дуб. Зевс — защитник закона и порядка, он защитник путешественников и иностранцев. Говорили что он часто путешествует по земле в облике обычного прохожего, и тот, кого обидит чужеземца, может обидеть самого Зевса. Когда-то в области Фригия среди тысячи жителей лишь бедные и старые Филемон и Бавкида дали приют путнику. Они узнали Зевса по тому, что вина в посудине для почести не уменьшалось. Потом весь этот край поглотило болото, а на холме рядом был обоснован храм, где эти старые еще много лет были служителями. Они просили Зевса дать им умереть в одино и то же время, и когда тот час настал, он превратился в дуб, а она — на липу.

Самая старшая сестра Зевса Гестия (Веста) — богиня домашнего очага, покровительница неугасающего огня, который соединяет весь нерушимый Космос и каждую семью. Она девственна и находится на Олимпе в полном спокойствии. В Риме жрицы Весты — весталки давали двухлетний обед девственности.

Другая сестра Деметра — богиня плодородия и земледелия, добрая богиня с волосами цвета спелой пшеницы. От её брака с Зевсом была рождена прекрасная Персефона (Кора, у римлян — Прозерпина). Однажды, когда та гуляла по лугам, земля раздалась, и на свет вырвалась колесница Аида. Его кони извергали из ноздрей густую тьму. Аид похитил Персефону и отвез её в царство мертвых. Известие об этом вызвала скорбь и гнев матери — Деметры. Она оставила Олимп и стала бродить среди людей в облике старенькой женщины. В городе Елевсинеей дали приют и даже на некоторое время развеселили в доме местного царя Келея. Его сына Демофонаона решила сделать бессмертным и для этого натирала его амброзией и закалила в огне. Но как-то ночью это увидела мать ребенка и сильно испугалась. Тогда богиня открыла свое имя и ушла, приказав построить в городе храм в ее честь. Теперь от скорби Деметры завяли все растения и на землю пришел голод. Зевс приказал Аиду вернуть Персефону на землю. Но часть каждого года она отныне проводит у мужа. Тогда на земле наступает зима.

Гера — сестра и последняя законная жена Зевса. Она — покровительница брака и семьи, в городах Греции когда-то торжественно справляли «священный брак»Геры и Зевса. Она очень ревнивая, к чему ее вольнолюбивый муж давал массу оснований. Их дети — Илифия, которая помогает при родах, богиня юности Геба (у римлян — Ювента), которая разносила богам на учти нектар,Арес и Гефест.

Арес (у римлян — Марс) — жестокий бог войны и боевого безумия, который не признает законов, «не узнает друга в огнище битвы»,губитель людей, ненавистный своему отцу — Зевсу. Его спутники — Фобос (Страх), Деймос (Ужас),Ерида(Раздор) и Энио(Беллона, Война).

Гефест (у римлян — Вулкан) родился на свет уродливым, так что часто считали, что Гера породила его вообще сама, без мужа. От стыда, она скинула младенца с Олимпа в море, где его спасла дочь Эвринома. Гефест стал богом ремесла, особенно кузнеческого, связанного с силой и огнем. Потом он вернулся на Олимп и однажды отомстил Гере — приковал богиню к ее трону. Но однажды, позже он сам заступился за нее перед Зевсом, и тот в гневе, опять скинул Гефеста с Олимпа. До земли он летел девять дней… С тех пор Гефест храмал на обе ноги. В своей кузне на Олимпе в помощники себе он выковал золотых девушек — прообраз машин и роботов. Кроме этого, его мастерские расположены в жерлах вулканов, где работают циклопы. Он построил для богов на Олимпе прекрасные дворцы из метала, откуда те выезжают на золотых колесницах.

Гея напророчила Зевсу, что его сын от первой жены Метиды (Мудрости) когда-нибудь скинет отца. Тогда Зевс просто проглотил свою беременную жену. Но этот ребенок не погиб в нутрии отца. Из собственной головы Зевс был вынужден родить… дочку. Гефест разрубил ему топором голову, и от туда появилась Афина (у римлян Миневра). Она родилась сразу взрослой, в сияющем шлеме на голове, с копьем в руке и воинственным кличе на устах. Силой и мудростью она сравнима с отцом. Богиня победы Ника и волшебный щит — егида — стали ее отребутами также, как и у самого Зевса. Священные животные Афины — сова и змея, дерево — олива. Она дива, защитница девственности, покровительница юношей и девушек. Однажды смертный юноша Тиресийподглянул, как богиня купается. Она сразу же лишила его зрения, правда, вместо наделила даром пророчества. Согласно с другими мифами, у нее были дети от смертных героев. Афина — мнение Зевса, воплощена в действии, исполнительница его замыслов и воли. Это богиня мудрости, всякого мастерства и воинской дисциплины. Она поддерживает тех, кто ведет справедливую войну «по правилам», так же привержена к ремеслу, прежде всего к ткачеству. Вообще Афина милостлива к людям, помагает многим героям и особенно покровительствует городам. Но она ревнива: как-то смертная девушка Арагна вызвала Афину на соревнование в ткачестве, и сотканное ею покрывало не в чем не уступало покрывалу богини; тогда Афина претворила ее на паука. Как-то Афина поспорила с Посейдоном по поводу того, кто будет владеть областью Аттика. Посейдон ударил в скалу трезубом, и с того места забило соленоватый родник. А там, где ударила об землю своим копьем Афина выросло оливковое дерево. С тех пор жители Аттики выращивали оливы и особенно поклонялись Афине. В ее честь назвали свое главное место Афины — столицу Греции. Афины приписывался изобретение флейты. Ее первое священное изображение — Палладий — упало просто с неба, отсюда кличка Афины Паллада

Одной из любимых Зевса стала Лето (Летона), дочка титанов Коя и Феби. Когда она забеременела, тогда почувствовала всю силу гнева Геры, которая запретила ей вступать на твердую землю. Наконец ,на плывущем островке Астерия посреди моря, который с тех пор называется Делос, у неё родились близнецы Аполлон и Артемида. Со временем на Делосе был сооружен восславленный храм Аполлона. Еще будучи совсем юным, этот бог убил страшного дракона Пифона, который опустошал окружности города Дельфы. Там он обосновал оракул (место пророчества) на месте древнего оракула Геи и Фемиды. Потом он поднялся на Олимп и занял место рядом со своим отцом Зевсом. Тот на просьбу сына перестал насылать пророческие сны, передав это право Аполлону. Его кличка — Феб (Светлый). Аполлон — могущественный бог, который был уважаемый греками, даже больше самого Зевса. Это бог света, в том числе и солнца, который никогда не сталкивается с темным подземным миром. Его главный атрибут — серебряный лук. Как лучи солнца, его стрелы могут быть пагубными, приносить засуху, заразные болезни и моментальную смерть. Но одновременно Аполлон может и дарить защиту от всех этих ненастий. Он кроме того владыка волков и… мышей, и может защитить от этих животных. Символы Аполлона — волк и лебедь, он летает в колеснице, запряженной лебедями. Его растение — лавр и кипарис, а также пальма, под которой он когда-то и родился. Тетива лука подобна струнам лиры, на которой также любит играть Аполлон. Песня, как и стрела, поражает на дальнем расстоянии, только не смертью, а восхищением. Аполлон — покровитель певцов и музыкантов. Он вместе с Афиной учит людей мудрости и строит города, дает людям дар пророчества, во всем любит гармонию и ясность. Но, как и она, бог ревнивый. Как-то флейтист Марсий вызвал его на соревнования. Аполлон победил его благодаря тому, что играя на литре можно петь, а играя на флейте можно — невозможно, и содрал бедняге кожу живьем. Вообще Аполлон предпочитает лишь игру на струнных инструментах.

Сыном Аполлона от нимфы Корониды был бог исцеления Асклепий (у римлян — Эскулап). Коронида, ожидая ребенка изменяла Аполлону с простым смертным, за что бог ее и сжег, но сына из ее лона спас. Символом Асклепия стала змея (отсюда змея и чаша как символ фармакопеи — науке о лекарствах), его дочкаГигиея- богиня здоровья, главный храм его был на острове Кос, врачи которого считались его потомками. Асклепий стал великим врачом, который взялся успешно воскрешать мертвых. За это, как и за святотатство, Зевс испепелил его молнией. Но возмущенный Аполлон в ответ убил со своего лука цыклопов, которые куют молнии для Зевса. В последствии этого Зевс присудил Аполлону несколько лет ожидать очереди смертного царя Адмета в Фесалии. Там Аполлон к тому- же помог царю только за того, кто приедет на свадьбу в колеснице, запряженной львом и кабаном. Существует миф о том, как Аполлон, Посейдон и Гера задумали скинуть Зевса. Зевс же узнав о сговоре, ненавязчиво пригласил на Олимп в гости, сторуких великанов. Этого зрелища оказалось достаточно для того, чтоб заколотники отказались от своих планов.

Одно из почетных имен Аполлона — Поводырь муз (Мусагет). Он руководит хором муз, который часто звучит на Олимпе.Музы — дочки Зевса и богини памяти Мнемозины, которые рождены в местности Пиерия и носят имена «олимпийские». Это девять богинь поэзии, искусств и наук: Клио — муза истории; Урания — богиня науки вообще и особенно астрономии, ее изображали с циркулем и небесным глобусом: Каллиопа — муза эпичной поэзии и знания;

Эрато — муза любви и поэзии с лирой в руках; Евтерпа — муза лиричной песни с флейтой; Полигимния -богиня торжественных гимнов; Мельпомена — муза трагедии,Талия — комедии, Терпсихора — танцев. Они живут на лоне прекрасной дикой природы на холме Геликон, возле фиолетового источника или на горе Парнас, где воды Кастальского источника надилялы того, кто пил их, поэтическим даром и даром пророчества. Музы воспевают богов всех поколенийим известно прошлое и будущее. Только они наделяют талантом поэта и музыканта, вообще любой настоящий поэт и творец — только голос своей музы.

Артемида (у римлян — Диана) — сестра Аполлона, богиня охоты и дикой природы вообще. Она как и брат, вооружена волшебным луком и может дарить быструю и легкую смерть. Когда великан Титий, тоже внебрачный сын Зевса, попробовал изнасиловать их мать Лето, Аполлон и Артемида застрелили его из своих луков. Артемида девственна и не приветствует любовь, она покровительница амазонок — народу женщин — воинов, перед свадьбой ей приносили спокутни жертвы. Тому же царю Адмету, который забыл про это, она наполнила брачные покои змеями. Она проводит время охотясь со стаей собак в лесах и горах в компании таких же девственных нимф (нижних духов девочек).Охотник Актеон, который случайно подглянул, как богиня купается, был превращен ею на оленя и раздерт собственными собаками. Животные Аремиды — медведица и лань, ее святилища часто находились возле источников и болот, она повязана с Луной (как Аполлон с Солнцем).

Гермес(у римлян — Меркурий)- сын Зевса и Майи, дочки титана Атланта. У римлян Майя считалась богиней плодородной земли, в ее честь назван месяц Май. Как только Гермес родился на свет, как сразу же умело украл у Аполлона стадо чудесных коров. Он впервые сделал из панциря черепахи семиструнную лиру и стал петь под ее акомпонемент. Аполлон в обмен на эту лиру теперь уже сам подарил ему этих коров, к тому же учил искусству гадания и подарил волшебный золотой жезл, способный усыплять и будить людей. Гермес — стал вестником богов, самым быстрым богом с крылатыми сандалиями на ногах. Гермес — посланник между богами и людьми, он сопровождает в царство мертвых души умерших, не дав им заблудиться. Он — бог странников, торговцев и … злодеев, он дарит все случайные находки. Гермес охраняет границы, ворота и дороги, на всех перекрестках стояли гермы — столбы с его изображением.

Читайте также:  Анализ на артрит у детей

Известные Двенадцать великих богов Олимпа: Зевс, Посейдон, Гера, Деметра, Гестия, Афина, Арес, Гефест, Аполлон, Артемида, Гермес, Афродита. Афродита(у римлян — Венера) — богиня любви и красоты. Родиной ее считался остров Кипр. Согласно с одним из мифов, она — дочь Зевса и Дионы, дочки Океана. Исходя из другого мифа: она старше Зевса и появилась из пены морской, которая образовалась от попадания в воду крови уколотого Урана. Эти два мифа признавались равноценными, и например, в Афинах были отдельно храм для Афродиты Урании и Афродиты Пандемос. Согласно с философом Платоном, Афродита Урания (Небесная) — богиня высшей, духовной («платоничной») любви, а Пандемос (Всенародная) — любви обычной, плотской, доступной всем. Афродита — могущественная богиня, чарам которой подвластен даже сам Зевс и другие боги, кроме Гестии, Афины и Артемиды. Сила любви пронизывает весь мир, она вложена в волшебном поясе Афродиты. Богиня увенчана золотым венком или венком фиалок, она летает по небу в золотой колеснице, запряженной воробьями, ее почет на земле складывают дикие звери — львы, медведи и волки, нежны от любовного желания, который им навеяно. Символы Афродиты — жемчужина в ракушке, роза и яблоко, ее птица — голубь, ей часто поклонялись в садах, мореплаватели ждали от нее спокойного моря и благополучного плавания.

На Олимпе Афродита стала женой Гефеста — самого умелого и самого отталкивающего бога. Она часто — густо изменяла мужу, особенно с богом войны Аресом. Гефест как — то подстерег их и сковал невидимыми кандалами на потеху всему Олимпу. С Гермесом у Афродиты тоже была любовная связь, от которого родился сын Гермафродит, необычайный красавец. В него безнадежно влюбилась одна нимфа. Боги сжалились над ее мольбами и слили их с Гермафродитом в единого двуполого существа. От Ареса у Афродиты родились дети: Фобос (Страх) и Деймос (Ужас),которые стали спутниками Ареса, а также смертная дочь Гармония. Их сыном иногда называли Эрота, чаще же подчеркивали, что Афродита родила его сама и самым первым. По другому мифу Эрот (у римлян — Амур, Купидон) — самое правдивое космическое божество, порождение Хаоса. Одновременно он один самый юный из богов, причем великий шутник. Его изображали крылатым мальчиком с луком и стрелами. Его спутники — подобны ему эроты, дети нимф — спутниц Афродиты. Эрот могущественный бог, его стрелы пронизывают сердца любовью на радость и на горе, и часто он стреляет вслепую. В почте Афродиты также находятся хариты, орыи сын одной из муз Гименей, бог радостных свадебных песен.

Сыном Афродиты и бога вина и веселий Диониса считался также Приап — самый неприличный из античных богов, обладатель огромного фаллоса, склонен ко всяким половым извращениям, покровитель распутников, а также матросов и рыболовов. В Римской империи его культ получил наибольшее распространение, Приапа называли «отцом» и даже творцом моря и сушы. Каждая кухня считалась святилищем Приапа, его чествовали также как охранника садов, который следит за чистотой родников и правильным межеванием земли. В его честь в марте и мае устраивали веселые праздники с буйными оргиями.

10. ЦАРСТВО ПОСЕЙДОНА. ОКЕАН И АТЛАНТ

Посейдон (у римлян Нептун) — владыка вод, в его имени тот самый стародавний корень, что и у названиях речек Дон, Днепро и Дунай. Он правит колесницей с длинногривыми конями, которая может появиться из воды и лететь над ней. Все морские волны с гривой пены также называли конями Посейдона. Его атрибут — трезубец, растение — сосна, животные — конь и бык, а также дельфин. Посейдон был отцом многих героев, крылатого коня Пегаса, но также разбойников и чудовищ, например, одноглазого великана — циклопа Полифема. Он может посылать дождь или вызвать засуху и даже землетрясение. Этот могущественный и буйный брат Зевса считает себя равным ему и даже рискует действовать вопреки воле других богов Олимпа. После неудачного сговора против Зевса он вместе с Аполлоном проработал в облике смертного на строительстве стен города Трои. Но троянский царь Лаомедонт не отдал им обещанной платы, за что Аполлон наслал на город чуму, а Посейдон — морское чудовище, которое пожирало жителей. Живет Посейдон в Золотом дворце в глубинах Эгейского моря, его жена — Амфитрита, их сын — властелин морских глубин Тритон.У Тритона вместо ног рыбий хвост, он дудит в раковину-рог, извещая морю волю Посейдона. Другой их сын Протей — пастух тюленей. Если его поймать и держать, он будет превращаться во льва, змею и других животных, на огонь, воду и дерево, но камень — камнем обретет собственного вида сонного старичка, и расскажет правду обо всем на свете. Похожее рассказывают и про другого морского старичка — бога моря Нерея. Нерей — нежный сын Геи, он ненавидит ложь, и дает добрые советы. У него с дочкой Океана Доридой родилось пятьдесят девочек — нереид. Среди них — жена Посейдона Амфитрита, а также Галатея, в которую влюбился циклоп Полифем. Но у той уже был любимый. Его Полифем раздавил, но любви нимфы не добился…

В нереиду Фетиду когда-то влюбился сам Зевс, но ему было предвещено, что сын Фетиды будет сильнее своего отца. Тогда Зевс срочно отдал Фетиду замуж за смертного царя племени мирмидонян («муравьиных») Пелея, причем лично присутствовал на этой свадьбе вместе с другими богами. У Пелея и Фетиды родился сын Ахил, которого его мать решила сделать бессмертным. Она опускала его в огонь и в воду и в такой способ сделала неуязвимым, кроме пятки, за которую она его держала (отсюда — ахиллесова пята). Исходя из другого мифа, у нее с Пелеем были и другие дети, которые умерли от таких экспериментов. В конце концов отобрал сына, мать вернулась к богам и Ахилл остался смертным.

Океан — это Мировая река, омывающая всю землю до границы жизни и смерти. Иначе говоря, это не Средиземное море, где плавали греческие моряки, а Мировой океан. Титан Океан мирный и почти не вмешивается в ссоры богов и людей, он живет с женой Тефией во дворце на краешке земли, у них три тысячи сыновей и три тысячи дочек. Все речки — дети Океана.

Возле берегов Океана на крае Земли находится чудесный сад, где растут яблоки вечной молодости, его охраняют Геспериды — три дочери Ночи, а также дракон Латон. Там же небесные своды смыкаются с Землей. Его вечно держит на своих плечах Атлант — сын титана Япета. Так его наказали после поражения титанов.

Много детей титанов и при Зевсе сберегли свою власть и силу.Так дочь Перса и Астерии (Звездной) Гекатавошла в состав богов Олимпа. Эта богиня темноты, ночных ведений и колдовства имеет три обличия. В руках у нее горящий факел, в волосах змеи, ее сопровождает на охоту стая собак, но это ночная охота среди мертвецов, могил и адских приведений. Ее изображение находилось на перепутье, где ей приносили жертвы (у римлян она Тривия — богиня трех дорог). Геката помогает покинутым возлюбленным, к ней обращались вообще при любом колдовстве. Одновременно она охроняет детей и юношество, покровительствует охоте, овцеводству, коневодству, а также… пропаганде спорам в суде, народных сборах и войне. К семье богов Олимпа вошла и дочь Ночи Немезида, богиня справедливого возмездия. А вот ее Мом,бог скверноловья, был изгнан Зевсом из Олимпа. Например, он посоветовал Зевсу уничтожить человеческий род, чтоб облегчить тягость Земли. Греки особо поклонялись также карибам (тельгинам) — тре или семи мудрым богам и богиням, связанным с Гефестом. По переводам, они присутствовали при рождении Зевса. Их культ был закрыт для непосвященных.

Дети титанов Гиппериона и Тейи — Эос(Восход, у римлян — Аврора), Гелиос (Солнце; у римлян — Соль, Гелий, иногда Аполлон) и Селена (Луна). Дети «золотой, с перстами (пальцами) пурпурными» Эос с титаном Астреем — звезды, а также ветры: строгий северный Борей, быстрый южный Нот и нежный западный Зефир. Борей как -то похитил дочь афинского царя Орифея, у которой родились крылатые сыновья Зет и Калаид. Происхождение пагубного восточного ветранеизвестно, он в отличие от других, никогда не принимает человеческого обличия. Бог всех ветров вообще Эол живет в своем дворце на острове Эолия.

Селена — Луна (у римлян Диана) вот-вот отождествлялась также с богинями Артемидой и Гекатой. Считалось, что колдовать лучше при полном меляце. Селена влюбилась в смертного юношу Эндимиона и уговорила Зевса усыпить его вечным сном, сохранив ему таким образом вечную молодость. Он спит в горной пещере, а по ночам, Селена приходит к своему любимому.

Гелиос — Солнце живет в прекрасном дворце в окружении пор года, на престоле с драгоценного камня. Он днем мчит по небу, на огненной колеснице, запряженной четверкой коней, а ночью склоняется до заката и переплывает море до месяца своего восхода. Его лучи дарят жизнь и могут покарать слепотой злодеев, ему видимы и известны все дневные дела богов и людей. От дочери Афродиты Роды (Розы) у него родилось семь сынов, которые стали первыми великими знатоками астрологии, в их честь назван остров Родис. От нимфы Климены у Гелиоса родилось несколько дочек и сын Фаетон. Один раз Фаетон, желая довести свое похождение от Гелиоса, украв его солнечную колесницу. Но юноша не справился с управлением, чуть не погубил в страшном огне Землю и погиб, упав с колесницы на берег речки Эридан где-то на западе Европы. От скорби по брату сестра ФаетонаГелиады превратились в тополи, а их слезы стали янтарем.

Европейская культура, в том виде, в котором знакомы с ней современные люди, своим происхождением обязана Греко-Римским корням. Мы, порой, даже не подозреваем, насколько глубоко проникли герои и образы древних мифов в нашу жизнь.

Сегодня стало очень модно увлекаться астрологией. Ни одно уважающее себя печатное издание не выходит в свет без гороскопа на день, неделю, месяц, год. Да и многие из нас (не будем скрывать) перед каким-либо важным жизненным событием непременно интересуемся: «А что же предсказывают звезды?». Но, я думаю, не все задумывались о том, откуда берет свою терминологию эта наука, В Астрологии названия большинства планет заимствованы из Римской мифологии (чаще всего). Им также присвоены характеры и образы мифологических божеств. Известный нам бог Гермес (у римлян Меркурий) по древней мифологии является посланником богов. С быстротой мысли переносится он с Олимпа на самый дальний конец света в своих крылатых сандалиях. Он дает в торговле доход и посылает людям богатство. Гермес изобрел меры, числа, азбуку и обучил всему этому людей. Он же бог и красноречия, а вместе с тем изворотливости и обмана. Никто не может превзойти его в ловкости, хитрости и даже в воровстве. Астрологический Меркурий выражает готовность и стремление к контактам и пониманию, ему присущи посреднические способности, ясная речь, логический ум, предпринимательские способности. Обладает быстротой реакции и умением формулировать мысли. Слабый Меркурий характеризуется склонностью к поспешным суждениям, обману, критиканству или в лучшем случае к обоснованной, но острой критике. Из вышесказанного видно, что характеристики планеты Меркурий в астрологии явно совпадают с чертами Меркурия-бога.

В каждодневной речи мы часто употребляем такие известные выражения, как «Авгиевы конюшни», «Эдипов комплекс», «Ахиллесова пята», «Кануло в лету», «Содом и Гоморра», «Все в Тартарары», «Взгляд Горгоны», «Геростратова слава» и другие. Происхождение их связано с сюжетами древней мифологии. Вот примеры некоторых из них:

¦ «Ахиллесова пята» — пятка была единственным уязвимым местом Ахилла, так как ее не коснулись воды подземной реки Стикса, в которую окунала, держа младенца за пятку, богиня Фетида, чтобы сделать его бессмертным. Отсюда «ахиллесова пята» — уязвимое, слабое место.

¦ «Кануло в Лету» — в подземном царстве Аида струятся дающие забвение всего земного воды реки Леты. Это выражение означает — забыть навсегда;

¦ «Все в Тартарары» — мрачный Тартар — ужасная бездна, полная вечной тьмы. Все что ни сделано, все напрасно;

¦ «Геростратова слава» — слава о Герострате, который, желая прославиться, сжег храм Артемиды в Эфесе, означает память о злодеянии;

¦ «Танталовы муки» — Зевс разгневался на своего сына Тантала за то, что он считал себя богоподобным и низверг его в мрачное царство брата своего Аида. Там он несет ужасное наказание. Мучимый жаждой и голодом, стоит он в прозрачной воде. Она доходит ему до самого подбородка. Ему лишь стоит наклониться, чтобы утолить мучительную жажду. Но едва наклоняется Тантал, как исчезает вода, и под ногами его лишь сухая черная земля. Над головой Тантала склоняются сочные фиги, румяные яблоки, гранаты, груши и оливы; почти касаются его волос тяжелые, спелые грозди винограда. Изнуренный голодом, Тантал протягивает руки за прекрасными плодами, но налетает порыв бурного ветра и уносит плодоносные ветки. Так мучается царь Сипила, сын Зевса Тантал в царстве ужасного Аида вечным страхом, голодом и жаждой. Отсюда выражение «Танталовы муки» означает нестерпимые мучения от сознания близости желанной цели и невозможности ее достичь.

¦ «Дойти до Геркулесовых столбов» — столпы (столбы) Геракла или Геркулесовы столпы (столбы) — древнее название двух скал на противоположных берегах Гибралтарского пролива (современные Гибралтар и Суета). Геракл обозначил ими предел своих странствий до Океана, и в переносном смысле «дойти до Геркулесовых столбов» означает «дойти до предела»;

¦ «Нить Ариадны» — Перед предстоящим боем с Минотавром в лабиринте, Ариадна дала Тесею клубок ниток. Тесей привязал конец клубка перед входом в пещеру и только так смог выбраться из лабиринта. Отсюда выражение «нить Ариадны», «путеводная нить»;

¦ «Сизифов труд» — за обман бога смерти Таната, несет Сизиф тяжкое наказание в загробной жизни. «Он вынужден выкатывать на высокую, крутую гору громадный камень. Напрягая все силы, трудится Сизиф. Пот градом струится с него от тяжелой работы. Все ближе вершина, еще усилие — и окончен будет труд Сизифа, но вырывается из рук его камень и с шумом катится он вниз, поднимая облака пыли. Снова принимается Сизиф за работу. Так вечно катит камень Сизиф и никогда не может достигнуть цели — вершины горы». Это выражение стало крылатым для обозначения нескончаемой и бессмысленной работы. Кентавры — мифические существа полулюди-полулошади. Сатиры — лесные божества, полулюди-полукозлы с козьими рожками, козьим или лошадиным хвостом, вздернутым тупым носом и растрепанными волосами. Они ленивы, похотливы, часто полупьяны.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Мифы Древней Греции. К.: Веселка, 1980. — 215 с. ил

2. Рассоха І.М. Язичництво народів Європи. — Харків: Веста: Видавництво «Ранок», 2002. — 144 с.: ілл.

3. БольшаяСоветскаяэнциклопедия (БСЭ), 3-е изд.

4. Всемирная история в десяти томах. Т. II — М., 1956.

5. Энцмклопедия для детей. Т.6, ч. 1. Религия мира / М.: Аванта+, 1996. -720 с.: ил.

6. Винокуров И.В. Приведения: Реальность или миф? — М.: Сантекс — Пресс, 1996. — 320с.

7. История Европы. Т. 1. Древняя Европа. -М.: Наука. 1988. -704 с.

8. Кун Н.А. легенды и мифы Древней Греции. 5 изд. — М., 1975.

9. Петискус А.Г. Боги и легенды Олимпа: Энциклопедический путеводитель по мифологии древних греков и римлян. М.: Современник, 2000.- 303 с.

Философские идеи в Древней Индии, Древнем Китае, Древней Греции. Натурфилософия в Древней Греции. Философские идеи Сократа. Философия Платона. Философская концепция Аристотеля. Древнерусская философия.

реферат [48,0 K], добавлен 26.09.2002

Становление философии Древней Греции. Период расцвета древнегреческой философии. По сути дела, греческая философия явилась мировоззрением освобождающейся личности, которая выделяла себя из Космоса и осознавала свою самостоятельность и ценность.

контрольная работа [17,1 K], добавлен 22.11.2004

Краткий очерк жизни, личностного и творческого становления легендарного философа Древней Греции Аристотеля, анализ его основных сочинений и трактатов по метафизике и другим наукам. Взгляды мыслителя на природу человеческой души, государство и политику.

реферат [35,7 K], добавлен 05.01.2010

Общая характеристика политических и правовых учений Древней Греции. Исторические особенности формирования и этапы политико-правовых воззрений Древней Греции. Политико-правовые учения эллинистического периода и софистов, Сократа, Платона, Аристотеля.

контрольная работа [38,1 K], добавлен 05.02.2015

Мировоззрение – программа действий индивида, социальной группы или общества в целом. Виды мировоззрения — содержание утверждаемых идей (целей, ценностей). Проблема бытия в философии Древней Греции, философское мировоззрение Парменида, Платона, Аристотеля.

реферат [37,1 K], добавлен 24.04.2009

Ионийская философия и первые натурфилософские школы Древней Греции: милетская школа и философ-одиночка Гераклит. Философские взгляды Фалеса, как основателя милетской школы. Развитие милетской философии в учениях о первоначалах Анаксимена и Анаксимандра.

реферат [22,9 K], добавлен 24.04.2009

Этапы развития древнегреческой философии, роль Демокрита и Сократа в ее истории. Переосмысление традиционных представлений о мире, человеке и целях его существования. Естественнонаучная сущность природы, мира, космоса как основа древнегреческой философии.

реферат [27,1 K], добавлен 22.07.2014

Философское наследие гениальных мыслителей Древней Греции Платона и Аристотеля. Расхождение философов в метафизике. Взгляды на общество и государство. Утопические взгляды Платона на идеальное государство. Теория познания и этические взгляды философов.

реферат [25,9 K], добавлен 26.12.2016

Взаимодействие мифологических представлений и зарождающегося научного знания как причина возникновения философии. Вынужденная рационализация основ повседневной жизни, пробуждение индивидуального самосознания и невиданный взлет духовной жизни Греции VII-VI

контрольная работа [62,9 K], добавлен 12.04.2009

Основа и проблематика древнегреческой философии. Главные постулаты философии софистов. Космоцентризм как общая черта античной философии. Понимание первоосновы мира философами милетской и эфесской школы. Числа и атомистическое учение в пифагорействе.

реферат [40,6 K], добавлен 29.10.2011

источник