Меню Рубрики

Нервный тик у детей анализ

Тики (гиперкинезы) – быстрые повторяющиеся непроизвольные аритмичные движения, обычно вовлекающие определенную группу мышц. Как правило, возникают у детей и занимают одно из ведущих мест среди болезней нервной системы в детском возрасте. Данной патологией страдает около 20 % детей в возрасте до 10 лет, причем мальчики болеют чаще и тяжелее, чем девочки. Существуют критические возрастные периоды, когда вероятность возникновения тиков значительно возрастает. Это происходит в 3 года и 7-10 лет.

По распространенности процесса тики бывают локальные (возникающие в одной области), множественные и генерализованные.

Выделяют вокальные и моторные (двигательные) тики, которые могут быть сложными и простыми.

Моторные простые гиперкинезы:

  • неритмичные насильственные движения головой (в виде подергиваний);
  • непроизвольное моргание, зажмуривание глаз;
  • движения плечами по типу пожимания;
  • напряжение мышц живота с последующим его втягиванием.

Моторные сложные гиперкинезы:

  • повторение определенных жестов (эхопраксия);
  • вульгарные жесты;
  • прыжки на месте;
  • нанесение ударов по частям собственного тела.
  • эхолалия (повторение слов, фраз, звуков, которые услышал больной);
  • копролалия (неконтролируемое выкрикивание неприличных слов).

Нервные тики могут быть первичными и вторичными. Важная роль в происхождении первичных тиков отводится отягощенной наследственности. В основе их развития лежат расстройства созревания систем двигательного контроля, что связано с дисфункцией базальных ганглиев. Первичные тики подразделяют на преходящие (транзиторные) и хронические (симптомы которых сохраняются больше года).

Вторичные тики также возникают на фоне нарушения функционирования базальных ганглиев, но при этом имеется первичное патологическое состояние, которое к этому привело, а именно:

  • травма головы;
  • повреждение нервной системы во время родов;
  • прием некоторых медикаментов (нейролептиков, психостимуляторов);
  • воспалительные заболевания вещества головного мозга;
  • патология головного мозга сосудистого характера.

Определенную роль в проявлении тиков играют стрессы, психические перегрузки, неблагоприятная обстановка в семье.

Данное заболевание у каждого ребенка может протекать по-разному. Оно может внезапно проявиться в какой-то период жизни ребенка и так же быстро исчезнуть даже без лечения. А может длиться годами с выраженными симптомами и изменением поведенческих реакций. У детей с тиками часто выявляется раздражительность, тревожность, неспособность сконцентрировать внимание, нарушение координации движений, расстройства сна и др.

Симптомы заболевания усиливаются при волнении и ослабляются при отвлечении внимания, концентрации на определенной деятельности. Если ребенок чем-то заинтересован или играет, тики обычно исчезают. Больные могут усилиями воли на небольшой промежуток времени подавить тики, но впоследствии они возникают с нарастающей силой. Выраженность таких непроизвольных движений может меняться в зависимости от настроения и психоэмоционального состояния ребенка, времени года и даже суток. Для этой патологии характерна стереотипность и возникновение проявлений болезни в определенной области тела, но с течением времени локализация тиков может меняться.

Это заболевание нервной системы, которое характеризуется сочетанием моторных и вокальных тиков у ребенка. Начало болезни приходится на возраст от 5 до 15 лет. Первыми появляются тики на лице, потом в патологический процесс вовлекаются мышцы шеи, рук, ног, туловища. Данная патология имеет хроническое прогрессирующее течение и достигает максимального развития в подростковом периоде, затем выраженность симптомов ослабляется. У части больных тики исчезают бесследно, а у некоторых пациентов сохраняются на всю жизнь.

Для детей с проявлениями синдрома Туретта характерна рассеянность, неусидчивость, отвлекаемость, повышенная ранимость, а иногда агрессивность. У половины больных в подростковом возрасте развивается синдром навязчивости, который проявляется необоснованными страхами, навязчивыми мыслями и действиями. Эти явления возникают вопреки желанию больного, и он не в силах их подавить.

Диагноз базируется на жалобах больного или родителей, истории заболевания, неврологическом осмотре. Рекомендуется обследование пациента для исключения органической патологии. Проводится общеклиническое обследование, электроэнцефалография, компьютерная томография, МРТ, консультация психиатра и др.

В большинстве случаев заболевание имеет доброкачественное течение и не требует специального лечения. Детям нужно создать благоприятную психологическую обстановку в семье, избегать психических и физических перегрузок. Определенное значение имеет рациональное питание и полноценный сон. Родителям не следует акцентировать внимание ребенка на симптомах болезни. Детям с тиками рекомендуется ограничить пребывание за компьютером (особенно компьютерные игры), прослушивание громкой музыки, длительный просмотр телевизионных передач, чтение книг при плохом освещении и в положении лежа.

Основные лечебные мероприятия:

  1. Психотерапия (индивидуальная или групповая).
  2. Физиотерапия.
  3. Медикаментозное лечение:
  • нейролептики (эглонил, галоперидол);
  • антидепрессанты (анафранил);
  • ноотропные препараты (ноофен, фенибут, глицин);
  • препараты магния (магне В6);
  • витамины.

Физиотерапевтическое лечение помогает успокоить ребенка, нормализовать работу его нервной системы, уменьшает проявления болезни.

Основные физические методы лечения детей с тиками:

  • электросонтерапия (оказывает седативное действие, нормализует эмоциональное состояние больных, улучшает кровоснабжение мозговой ткани и обмен веществ; длительность процедуры около часа, при этом ребенок находится в состоянии дремоты, курс лечения составляет 10-12 процедур);
  • гальванизация головного мозга и сегментарных зон (способствует активации тормозных процессов в коре головного мозга, снижает общую возбудимость; один сеанс длится 10-15 минут, общая продолжительность лечения 10 дней);
  • лечебный массаж (уменьшает возбудимость нервной системы, улучшает кровообращение и микроциркуляцию; терапевтический курс – 10 процедур);
  • иглоукалывание (повышает кровоснабжение головного мозга, успокаивает; продолжительность воздействия определяется индивидуально, длительность лечения 10 сеансов);
  • лекарственный электрофорез с бромом, седуксеном на воротниковую зону (проводится с седативной целью; курс лечения 10-12 процедур по 15 минут);
  • озокеритовые аппликации на шейно-воротниковую зону (оказывает опосредованное действие на нервную систему, снижает общую возбудимость);
  • аэрофитотерапия (повышает устойчивость организма к стрессовым влияниям, улучшает настроение и работу нервной системы; длительность сеанса 20-30 минут, рекомендуется проведение 10-12 таких сеансов);
  • хвойные ванны (успокаивают, расслабляют, улучшают сон; принимать такие ванны нужно через день).

Появление тиков у ребенка служит поводом для тщательного медицинского обследования, так как тики могут быть начальным проявлением более серьезного заболевания. Прогноз относительно выздоровления у большинства пациентов благоприятный. Однако у части больных заболевание полностью не регрессирует. Существует мнение, что при раннем дебюте болезни (особенно в возрасте до 3 лет) она имеет более тяжелое и длительное течение.

Врач-невролог Николай Заваденко рассказывает о нервных тиках у детей:

Телеканал «Беларусь 1», программа «Детский доктор», выпуск на тему «Тики у детей»:

источник

Вы заметили, что ваш ребенок стал часто непроизвольно моргать или подергивает плечами? Возможно, у него нервный тик. Что стало его причиной? Может быть ребенок перенес недавно простудное заболевание или его что-то напугало? Обратимся к специалисту.

Тики — молниеносные непроизвольные сокращения мышц, чаще всего лица и конечностей (моргание, поднимание бровей, подергивание щеки, угла рта, пожимание плечами, вздрагивания и пр.).

По частоте тики занимают одно из ведущих мест среди неврологических заболеваний детского возраста. Тики встречаются у 11 % девочек и у 13% мальчиков. В возрасте до 10 лет тики встречаются у 20 % детей (т.е. у каждого пятого ребенка). Тики появляются у детей в возрасте от 2 до 18 лет, но есть 2 пика — это 3 года и 7-11 лет.

Отличительный признак тиков от судорожных сокращений мышц при других заболеваниях: ребенок может воспроизвести и частично контролировать тики; тики не возникают при произвольных движения (например, при взятии чашки и во время питья из нее).

Выраженность тиков может меняться в зависимости от времени года, суток, настроения, характера занятий. Меняется также и их локализация (например, у ребенка отмечалось непроизвольное моргание, которое через некоторое время сменилось на непроизвольное пожимание плечами), и это свидетельствует не о новом заболевании, а о рецидиве (повторении) имеющегося расстройства. Обычно усиление тиков происходит, когда ребенок смотрит телевизор, долго находится в одной позе (например, сидя на занятиях или в транспорте). Тики ослабевают и даже полностью исчезают во время игры, при выполнении интересного задания, которое требует полной сосредоточенности (например, при чтении захватывающего рассказа), ребенок теряет интерес к своей деятельности, тики появляются вновь со все возрастающей силой. Ребенок может подавить тики на непродолжительное время, но это требует большого самообладания и последующей разрядки.

Психологически дети с тиками характеризуются:

  • нарушениями внимания;
  • нарушением восприятия;

У детей с тиками затруднена выработка двигательных навыков и координированных движений, нарушена плавность движений, замедлено выполнение двигательных актов.

У детей с тяжелыми тиками выражены нарушения пространственного восприятия.

  • моторные тики (моргание, подергивание щеки, пожимание плечами, напряжение крыльев носа и т.д.);
  • вокальные тики (покашливания, посапывание, хмыкание, шмыгание);
  • ритуалы, (ходьба по кругу);
  • генерализованные формы тиков (когда у одного ребенка имеется не один тик, а несколько).

Кроме того, различают простые тики, захватывающие только мышцы век или рук, или ног, и сложные тики — движения одновременно возникают в различных группах мышц.

  • Заболевание может длиться от нескольких часов до многих лет.
  • Выраженность тиков может варьироваться от почти незаметной до тяжелой формы (приводящей к невозможности выйти на улицу).
  • Частота тиков меняется в течение дня.
  • Лечение: от полного излечения до неэффективности.
  • Сопутствующие поведенческие нарушения могут быть незаметными или выраженными.

Среди родителей и педагогов широко распространена точка зрения, что тиками страдают «нервные» дети. Однако известно что «нервными» бывают все дети, особенно в периоды так называемого кризиса (периоды активной борьбы за самостоятельность), например в 3 года и 6-7 лет, а тики появляются только у некоторых детей.

Тики часто сочетаются с гиперактивным поведением и нарушением внимания (СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности), сниженным настроением (депрессией), тревожностью, ритуальным и навязчивым поведением (вырыванием волос или наматыванием их на палец, обгрызанием ногтей и пр.). Кроме того, ребенок с тиками обычно не переносит транспорт и душные помещения, быстро устает, утомляется от зрелищ и занятий, беспокойно спит или плохо засыпает.

Роль наследственности

Тики появляются у детей с наследственной предрасположенностью: родители или родственники детей с тиками сами могут страдать от навязчивых движений или мыслей. Научно доказано, что тики:

  • легче провоцируются у лиц мужского пола;
  • мальчики болеют тиками тяжелее, чем девочки;
  • у детей тики появляются в более раннем возрасте, чем у их родителей;
  • если у ребенка тики, то часто обнаруживается, что его родственники мужского пола также страдают тиками, а родственники женского пола — неврозом навязчивых состояний.

Родительское поведение

Несмотря на важную роль наследственности, особенностей развития и эмоционально-личностных черт ребенка, его характер и способность противостоять влиянию внешнего мира формируется внутри семьи. Неблагополучное соотношение вербальных (речевых) и невербальных (неречевых) коммуникаций в семье способствует развитию аномалий поведения и характера. Например, постоянные окрики и бесчисленные замечания ведут к сдерживанию свободной физиологической активности ребенка (а она у каждого малыша разная и зависит от темперамента), которая может замещаться патологической формой в виде тиков и навязчивостей.

В то же время дети от матерей, воспитывающих ребенка в обстановке вседозволенности, остаются инфантильными, что и предрасполагает к возникновению тиков.

Провокация тиков: психологический стресс

Если ребенок с наследственной предрасположенностью и неблагоприятным типом воспитания внезапно сталкивается с непосильной для него проблемой (психотравмирующий фактор), развиваются тики. Как правило, окружающие ребенка взрослые не знают, что послужило толчком для появления тиков. То есть, для всех, кроме самого ребенка, внешняя ситуация кажется обычной. Как правило, он не рассказывает о своих переживаниях. Но в такие моменты ребенок становится более требовательным к близким, ищет с ними тесного контакта, требует постоянного внимания. Активизируются невербальные виды общения: жесты и мимика. Учащается гортанное покашливание, которое сходно с такими звуками, как хмыкание, причмокивание, сопение и пр., возникающие во время задумчивости, смущения. Гортанное покашливание всегда усиливается при тревоге или опасности. Возникают или усиливаются движения в руках — перебирание складок одежды, накручивание волос на палец. Эти движения непроизвольны и бессознательны (ребенок может искренне не помнить, что он только что делал), усиливаются при волнении и напряжении, явно отражая эмоциональное состояние. Также может появляться зубной скрежет во сне, часто в сочетании с ночным недержанием мочи и страшными снами.

Все эти движения, возникнув один раз, могут постепенно исчезнуть сами. Но если ребенок не находит поддержки у окружающих, они закрепляются в виде патологической привычки и затем трансформируются в тики.

Нередко появлению тиков предшествуют острые вирусные инфекции или другие тяжелые заболевания. Родители часто говорят, что, например, после тяжелой ангины их ребенок стал нервным, капризным, не хотел играть один, а уже потом появились тики. Воспалительные заболевания глаз часто осложняются последующими тиками в виде моргания; длительные ЛОР-заболевания способствуют появлению навязчивых покашливаний, посапываний, хмыканья.

Таким образом, для появления тиков необходимо совпадение 3 факторов.

  1. Наследственная предрасположенность.
  2. Неправильное воспитание (наличие внутрисемейного конфликта; повышенная требовательность и контроль (гиперопека); повышенная принципиальность, бескомпромиссность родителей; формальное отношение к ребенку (гипоопека), дефицит общения.
  3. Острый стресс, провоцирующий появление тиков.

Если у ребенка постоянно присутствует внутренняя тревожность или, как говорят в народе, «неспокойно на душе», стресс становится хроническим. Сама по себе тревога — это необходимый защитный механизм, позволяющий заранее до наступления опасного события подготовиться к нему, ускорить рефлекторную деятельность, повысить скорость реакции и остроту органов чувств, задействовать все резервы организма для выживания в экстремальных условиях. У ребенка, часто испытывающего стрессы, мозг постоянно находится в состоянии тревоги и ожидания опасности. Утрачивается способность произвольно подавлять (тормозить) ненужную активность клеток головного мозга. Мозг ребенка не отдыхает; даже во сне его преследуют страшные образы, ночные кошмары. В результате системы адаптации организма к стрессу постепенно истощаются. Появляется раздражительность, агрессивность, снижается успеваемость. А у детей, имеющих изначальную предрасположенность к дефициту торможения патологических реакций в мозге, вредные психотравмирующие факторы вызывают развитие тиков.

Тики и поведенческие нарушения

У детей с тиками всегда отмечаются невротические нарушения в виде сниженного настроения, внутренней тревожности, склонности к внутреннему «самокопанию». Характерны раздражительность, утомляемость, трудность концентрации внимания, нарушения сна, что требует консультации квалифицированного психиатра.

Следует заметить, что в некоторых случаях тики являются первым симптомом более тяжелого неврологического |и психического заболевания, которое может развиться спустя некоторое время. Поэтому ребенок с тиками должен быть тщательно обследован неврологом, психиатром и психологом.

Диагноз устанавливается в ходе осмотра невролога. При этом полезна видеосъемка в домашних условиях, т.к. ребенок старается подавить или скрыть имеющиеся у него тики во время общения с врачом.

Обязательным является психологическое обследование ребенка для выявления его эмоционально-личностных особенностей, сопутствующих нарушений внимания, памяти, контроля импульсивного поведения с целью диагностики варианта течения тиков; выявления провоцирующих факторов; а также дальнейшей психологической и медикаментозной коррекции.

В некоторых случаях врач-невролог назначает ряд дополнительных обследований (электроэнцефалографию, магнитно-резонансную томографию), основываясь на беседе с родителями, клинической картине заболевания, и консультацию психиатра.

Медицинские диагнозы

Транзиторное (преходящее) тикозное расстройство характеризуется простыми или сложными моторными тиками, короткими, повторными, с трудом контролируемыми движениями, и манерностью. Тики возникают у ребенка ежедневно в течение 4 недель, но менее 1 года.

Хроническое тикозное расстройство характеризуется быстрыми повторными неконтролируемыми движениями или вокализациями (но не тем и другим вместе), которые возникают почти ежедневно, более 1 года.

  1. Для коррекции тиков рекомендуется в первую очередь исключить провоцирующие факторы. Безусловно, необходимо соблюдать режим сна и питания, адекватность физических нагрузок.
  2. Семейная психотерапия эффективна в тех случаях, когда при анализе внутрисемейных отношений выявляется хроническая психотравмирующая ситуация. Психотерапия полезна даже при гармоничных отношениях в семье, поскольку позволяет ребенку и родителям изменить негативное отношение к тикам. Кроме того, родителям стоит помнить, что своевременно сказанное ласковое слово, прикосновение, совместная деятельность (например, выпечка печенья или прогулка в парке) помогают ребенку справиться с накопившимися нерешенными проблемами, устранить тревогу и напряженность. Необходимо больше разговаривать с ребенком, чаще гулять с ним и играть в Его игры.
  3. Психологическая коррекция.
    • Может проводиться индивидуально — для развития сфер психической деятельности (внимания, памяти, самоконтроля) и уменьшения внутренней тревожности с одновременной работой над самооценкой (с помощью игр, бесед, рисунков и других психологических техник).
    • Может проводиться в виде групповых занятий с другими детьми (у которых есть тики или другие поведенческие особенности) — для развития сферы общения и обыгрывания возможных конфликтных ситуаций. При этом у ребенка появляется возможность выбрать наиболее оптимальный вариант поведения в конфликте («прорепетировать» его за ранее), что уменьшает вероятность обострения тиков.
  4. Медикаментозное лечение тиков следует начинать, когда возможности предыдущих методов уже исчерпаны. Медикаментозные препараты назначаются врачом-неврологом в зависимости от клинической картины и данных дополнительного обследования.
    • Базовая терапия тиков включает 2 группы препаратов: обладающих противотревожным действием (антидепрессанты) — фенибут, золофт, паксил и т.д.; уменьшающих выраженность двигательных явлений — тиапридал, терален и т.д.
    • К базовой терапии в качестве дополнительной могут быть подключены препараты, улучшающие обменные процессы в мозге (ноотропные препараты), сосудистые препараты, витамины.
      Продолжительность медикаментозной терапии после полного исчезновения тиков составляет 6 месяцев, затем можно медленно уменьшать дозу препарата вплоть до полной отмены.
Читайте также:  Цитомегаловирусная инфекция у детей анализ

Прогноз для детей, у которых тики появились в возрасте 6-8 лет благоприятный (т.е. тики проходят бесследно).

Раннее начало тиков (3-6 лет) характерно для длительного их течения, вплоть до подросткового периода, когда тики постепенно уменьшаются.

Если тики появляются до 3 лет, они, как правило, являются симптомом какого-либо тяжелого заболевания (например, шизофрении, аутизма, опухоли мозга и т.д.). В этих случаях обязательно требуется тщательное обследование ребенка.

источник

Если появился нервный тик у ребенка, то родители должны пересмотреть свое отношение к нему и друг к другу. Эта патология напрямую связана с психологическим и эмоциональным состоянием малыша. Однако существуют и другие факторы, способные вызвать патологию.

Тики делятся на 2 группы: мышечные и звуковые. Объединяет их одно – непроизвольные крики или действия, усиливающиеся в период нервного возбуждения. Дети не всегда способны заметить такое состояние. Но взрослые должны быть очень внимательны. Запущенный нервный тик может осложняться сопутствующими расстройствами, в том числе соматическими.

Наибольшая опасность нервного тика – это появление комплексов у детей старшего возраста, так как состояние контролировать они не могут. Всё это ведет к еще большим переживаниям, раздражительности и возбудимости. У мальчиков патология встречается в 6 раз чаще, чем у девочек. А появляются нервные тики в любом возрасте – от 1-2 лет до 12-15. В некоторых случаях патология сохраняется до конца жизни.

Выделяют нервные тики у детей следующих видов:

  • Моторные. В эту группу входят нарушения, которые связаны с непроизвольными движениями. У малышей чаще всего страдают мышцы лица. Проявляется это резким подергиванием век, губ и бровей. Чуть реже встречаются такие нарушения, как движения головой, плечами, руками или ногами. Пальцами ребенок может перебирать одежд. Редкие и самые заметные формы – это подпрыгивания и попытки избивать самого себя по лицу или телу. Двигательные тики бывают простыми и сложными. В первом случае непроизвольные движения затрагивают в основном 1 мышцу, а во втором – целую группу.
  • Ритуальные формы. Эти тики связаны с целыми действиями, которые ребенок проводит несколько раз за небольшой промежуток времени. Ритуальные тики относятся к сложной группе: малыш описывает круги, необычно двигается.
  • Вокальные формы. Тики у ребенка подобного характера связаны с непроизвольными криками или другими звуками. Как и моторные, делятся на простые и сложные типы. Так, к простым относят: кашель, свист, фырканье и другие подобные звуки. При сложных ребенок может повторять целые фразы или слова.
  • Генерализованные тики. В эту форму входят разные типы отклонений. Иногда наблюдаются подергивания головы вместе с вокальными нарушениями, а также другие сочетания.

Отдельного внимания заслуживает тиковый синдром Туретта. Это генерализованное нарушение, которое развивается в возрасте от 5 лет и может беспокоить в течение всей жизни. Иногда проходит самостоятельно, либо симптомы ослабевают.

У синдрома Туретта есть и другие признаки: рассеянность, невозможность концентрации, проблемы с усидчивостью и забывчивость. Также дети становятся очень ранимыми или даже агрессивными. Иногда развиваются страхи, паника и навязчивые мысли.

Причина нервного тика у ребенка может быть сложной или простой. Например, если ребенок находится в неприятной обстановке, связанной с проблемами в школе или семье, то это – поверхностная причина.

Но бывают тяжелые случаи, унаследованные от родителей. Наследственный фактор может быть связан как непосредственно с тем, что один из родителей в детстве страдал от тиков, так и с переносом мутировавшего гена, который отвечает за болезни.

Эти болезни связаны с нарушением мышечных структур и импульсов, которые посылает мозг в них для активации движения.

Запустить нервный тик у ребенка могут разные факторы, часто причина кроется в заболеваниях:

  • тяжелые инфекции – тик развивается как осложнение гриппа, герпеса, ветрянки и других заболеваний. На фоне болезни резко понижается иммунитет, страдает нервная система, происходят патологические изменения;
  • недостаток витаминов и минералов в организме – характерно при наличии неполноценного питания. Если недостаточно витаминов группы B, то нервная система попадает под тяжелый удар;
  • неправильный образ жизни – стрессы, чрезмерная психологическая или эмоциональная нагрузка, в том числе злоупотребление жестокими компьютерными играми;
  • болезни мозга – опухоли, кисты, а также тяжелые инфекционные заражения типа энцефалита, болезни сосудов.

Не меньшее значение при нервном тике у ребенка имеют психологические причины. В большинстве случаев именно из-за них развивается патология.

Вызывают нервный тик у детей следующие события:

  • Стрессы. Любые проблемы – в школе или семье – провоцируют стресс. Эмоциональные переживания могут приводить к различным болезням.
  • Испуг. Самая сильная эмоция, считающаяся причиной №1 в появлении нервного тика.
  • Повышенные психические нагрузки. Чрезмерная увлеченность родителей образованием ребенка приводит к тому, что его нервная система не выдерживает назначенных нагрузок.
  • Дефицит внимания. Эта причина необычна, но может приводить к развитию патологии из-за нервного напряжения.
  • Гиперопека. Противоположная причина дефициту внимания.

Нервный тик может начинаться внезапно и сильно, доставляя ребенку ощутимый дискомфорт. В основе патологии лежит механизм мышечного спазма. И его можно устранить, облегчив страдания:

  • отвлеките ребенка от проблемы – используйте обычные игры, только не мультики и не компьютер;
  • после этого можно немного надавить на зону в области надбровной дуги (посередине), подержать палец 10-15 секунд;
  • затем нужно надавить на внешние и внутренние уголки глаз в течение такого же количества времени;
  • после малыш должен зажмуриться со всей силой на 5 секунд.

Последнее упражнение необходимо повторить 2-3 раза с перерывом в 1 минуту. Однако экстренные меры – это не лечение болезни.

Заниматься лечением нервного тика у детей должен специалист после проведения диагностики. Обращаться нужно к неврологу, который затем выдаст направление на анализы и инструментальное обследование. Если есть подозрение на какие-либо болезни или психические патологии, то посещают психотерапевта и врачей, отвечающих за те или иные нарушения.

Немедикаментозный подход в лечении нервного тика занимает первое место по приоритетности. Однако медикаменты иногда необходимы для устранения симптомов. Также ребенку назначают психотерапевтические консультации. К немедикаментозным методам относят:

  • психотерапия – ее проводят индивидуально с ребенком;
  • работа с родителями, направленная на изменение неблагоприятной или напряженной обстановки в семье;
  • нормализация режима дня – важно, чтобы малыш спал ночью не менее 8 часов.

Важно, чтобы ребенок хорошо питался, никогда не пропускал завтрак и занимался физкультурой. Это положительно влияет не только на лечение нервного тика у детей, но также сказывается на дисциплине, организованности и стрессоустойчивости ребенка.

Медикаментозная терапия нервного тика у ребенка призвана избавить маленького пациента от беспокойства, раздражительности, бессонницы. Сначала необходимо принимать мягкодействующие препараты. Если они не помогают, врач прописывает более тяжелые средства с седативным, снотворным эффектом:

  • «Ново-Пассит». Растительный успокаивающий препарат, снимающий напряжение и улучшающий засыпание.
  • «Тиоридазин». медикамент назначают для устранения страха, эмоционального напряжения.
  • «Циннаризин». Многофункциональное средства для мозгового кровообращения. Помогает расслабляться, расширяет сосуды.
  • «Фенибут». Сильнодействующий препарат, цель использования которого – улучшение мозгового метаболизма. Также он влияет на кровообращение, повышает устойчивость к стрессовым факторам, положительно влияет на сон.
  • «Диазепам». Сильнодействующий транквилизатор, устраняющий страх, тревожность и другие симптомы эмоционального перенапряжения. Действует на моторные функции, снижает двигательную активность и ускоряет засыпание. Хорошо действует на мышцы, снимает спазмы и помогает их расслаблению.
  • «Галоперидол». Препарат для борьбы с тревожностью. Действует сильнее первых 3 средств, лучше диазепама подавляет избыточную активность.
  • Глюконат кальция. Это вещество назначают, если в организме есть кальциевая недостаточность, на фоне которой появляются мышечные нервные тики.

Можно использовать растительные аптечные средства – таблетки и настойки. Пустырник, например, хорошо снимает тревожность. Можно приготовить раствор самостоятельно, смешав 2 ст. л. травы и стакан кипятка.

Успокоительным действием обладают корневища валерианы, цветки ромашки. Однако эффективности этих средств может оказаться недостаточно для борьбы с нервным тиком у ребенка. Принимать любые натуральные медикаменты необходимо только после консультации с доктором, так как они могут вызывать аллергию.

Если же причиной патологии стали какие-либо серьезные отклонения типа опухолей, то без операции обойтись нельзя. Нередко тик становится следствием серьезного заболевания. При комплексном и своевременном подходе его можно полностью устранить. Синдром Туретта – тяжелая и неприятная форма нервного поражения. Однако эта патология встречается очень редко – 1-2 раза на 100-200 тысяч детей.

источник

мы смогли, конечно нужно знать степень тиков. Все очень индивидуально Вот как:
1. пролечили глистов (особенно проверьте на лямблии)
2. поехали в санаторий (массаж, ванные, электросон)
3. медикаментозное лечение

Но у нас таки влияли глисты на тики. Вылечили детятю от лямблий и оно все само ушло.

Да и болели этими тиками 2 года.

«проблем нет» — это на основании отсутствия жалоб или на основании УЗИ? + проверьте жкт, если не были на узи.

пока ждете пятницы + стандартные советы: убрать тв, комп совсем, режим дня и питания, исключение стрессов и раздражителей, побольше прогулок, спокойных разговоров, массаж расслабляющий, особенно воротниковой зоны, все спокойно-размеренно, не показывайте, что вы расстроены тиками. Ваше терпение.
Пропишет невролог, скорее всего, что-то легкое, не забывайте об узи, лечение и того и другого нужно проводить одновременно.

ой, сорри, думала вы автор темы ()

Мой комментарий можно
встретить на разных форумах с этой темой ,просто хочу поделиться положительным
опытом в этом вопросе ,пусть кому-то моя информация поможет. Практически везде
пишут про одни и те же причины возникновения тиков,но одну из ВАЖНЕЙШИХ причин
нигде не указывают. С этим наша семья столкнулась не по наслышке.И про это
практически мало кто может подумать или связать вместе! color:#333333;background:white»> .Я
оставлял свои комментарии в теме нервных тиков у ребенка,но на другом
форуме,ниже будет ссылка где все более подробно расписано , так как у моего
малого была такая проблема. Чтобы исключить начало развития эпилепсии мы
проходили электроэнцефалограмму ,эпилепсия была исключена ,хотя были выявлены
очаги.Но мы все искали причину возникновения тиков у малого.И только на днях
она определилась.Это — АСКАРИДЫ. У нас сейчас продолжается еще фитолечение
,но улучшения в состоянии ребенка начались практически на глазах после приема
противоглистного препарата !Прошли полностью движения глазами,дергание головой
,моргание,а самое главное прошли дергания рук, что меня больше всего
беспокоило.Поведение резко поменялось в лучшую сторону
,капризность,раздражительность стали намного меньше ,аппетит стал
лучше.Осталось еще шмыгание носом, но общая динамика – в лучшую сторону.Столько
времени шло отравление всего организма и ясно ,что за один день все не
исчезнет.Я бы вам посоветовал тщательнейшим образом провериться на гельминтов:
кровь на антитела к паразитам(вена) плюс
кал на наличие яиц.И на лямблий проверьтесь обязательно.Сейчас уже доказано
появление серьезнейших неврологических нарушений на прямую связанных с
длительной интоксикацией паразитами,не говоря уже о куче других «болезней» и проблемах вызываемых
глистами.Начинают лечение совсем других болезней ,которые являются только лишь
уже следствием наличия глистов. Но устранять нужно причину. И дай Бог чтоб и
у вас проблема нервных тиков или даже эпилепсии была только лишь в глистах, эту
гадость можно вывести (если в них причина, к сожалению не 100% причина
тиков в
паразитах,но вероятность большая)и забудете про эпилепсию или тики ,да-да эпилепсии, у коллеги моей мамы ребенка
2. года «лечили» от эпилепсии пока совершенно случайно не выявили у него
глисты ,я врать не буду не скажу ,что там именно у него было ,но факт такой –
что после курса лечения от глистов ,он вдруг «вылечился» от эпилепсии. Важен
еще вопрос наличия СТРЕПТОККОКОВОЙ инфекции.Нужно сдать мазки из горла. Эта
инфекция может вызвать ревматические изменения в головном мозгу и в сердце. Да
и еще ,если вы не за границей ,то НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ СДАВАЙТЕ КАЛ В
ЛАБОРАТОРИИ ПРИ ПОЛИКЛИНИКАХ. мЫ ТАМ
СДАВАЛИ 4. ДНЯ ПОДРЯД — и ничего! Как только сдали в лабораторию при
кафедре эпидемиологии с первого раза определили яйца аскарид!И лечить нужно
будет ВСЮ семью. Отойду чуть от темы, со своими подозрениями я сдал на общий
анализ МОЧИ ,в поликлинику СЛАДКИЙ СЛАДКИЙ ЧАЙ . и о чудо ,в результатах
анализа все в норме!Кислая среда ,белок в норме,лейкоциты — в норме,эритроциты
— в норме!О сахаре ни слова!Вот и поликлиника!Преступники!! Вот ссылка моих
комментариев в теме нервных тиков, может что-то возьмете для себя .Будьте
здоровы!

Нервные тики. Как с ними бороться?

Вы заметили, что ваш ребенок стал часто непроизвольноморгать или подергивает плечами? Возможно, у него нервный тик. Что стало егопричиной? Может быть ребенок перенес недавно простудное заболевание или егочто-то напугало? Обратимся к специалисту.

Тики — молниеносные непроизвольные сокращения мышц, чащевсего лица и конечностей (моргание, поднимание бровей, подергивание щеки, угларта, пожимание плечами, вздрагивания и пр.).

Среди родителей и педагогов широко распространена точказрения, что тиками страдают «нервные» дети. Однако известно что»нервными» бывают все дети, особенно в периоды так называемогокризиса (периоды активной борьбы за самостоятельность), например в 3 года и 6-7лет, а тики появляются только у некоторых детей.

Читайте также:  Цитомегаловирус у детей результат анализ

Тики часто сочетаются с гиперактивным поведением инарушением внимания (СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности),сниженным настроением (депрессией), тревожностью, ритуальным и навязчивымповедением (вырыванием волос или наматыванием их на палец, обгрызанием ногтей ипр.). Кроме того, ребенок с тиками обычно не переносит транспорт и душныепомещения, быстро устает, утомляется от зрелищ и занятий, беспокойно спит илиплохо засыпает

Лечение нервных тиков у детей направлено на решение двухключевых задач – убрать физические проявления тиков и научить социальнойадаптации.

Первая часть задачи решается с помощью современныхаппаратных методик лечения. Томатис-терапия, ИнТайм, транскраниальнаямикрополяризация, Интерактивный метроном и другие методики помогают мозгу«научиться» справляться со стрессами, восстанавливают функциональностьопределенных структур мозга.

Для улучшения навыков социальной адаптации пациенты такжепроходят курс занятий с психологом, главная задача которого – помочь ребенкусправиться с негативным отношением к тикам, обрести уверенность в себе,научиться справляться с тревожностью и напряжением.

1.вокальные – звуковые действия производимые ребенком.Покашливание, вскрики, мычание и т.д.

2. лицевые – затрагивают мышцы лица. Выпучивание глаз, подергиваниебровей, частое моргание и т.д.

3.ритуальные – выполнение определенных действий, которыеребенок должен выполнить. Ходьба по кругу, подсчет плиток при хождении,закручивание волос.

4. моторные – подергивание конечностей.

5.смешанные – это вышеперечисленные тики, которые могутпроявляться одновременно

Одним из эффективных методов лечения нервных тиков у детейявляется метод биоакустической коррекции (БАК), в основе которого лежитпреобразование с помощью специализированной программы сигналов электроэнцефалограммы(ЭЭГ) в колебания акустического диапазона (звуки).

Пациент прослушивает полученную акустическую запись врезультате чего работа мозга становится осознанным процессом, происходитнепроизвольная саморегуляция организма.

Метод БАК при лечении нервных тиков у детей позволяеткорректировать и восстанавливать психо-эмоциональное состояние. Биоакустическаякоррекция не имеет побочных эффектов и возрастных ограничений, высокаяэффективность такой процедуры доказана многолетним использованием.

Метод БАК: лечение нервных тиков у детей в Киеве:

источник

Симптоматика нервного тика у ребенка может возникнуть в любом возрасте. Поэтому родителям необходимо быть к этому готовыми. Под тиком понимают молниеносное непроизвольное сокращение группы мышц на лице или в конечности. Его выраженность может меняться – от едва заметных подергиваний до тяжелых проявлений. Чтобы не допустить подобного, к специалисту необходимо обратиться при первых же признаках неврологического расстройства.

Чаще всего непроизвольное сокращение мышцы в той или иной части тела малыша возникает в возрасте от семи до десяти лет. Клиника нервного тика будет первичной – при расстройстве непосредственно в структурах головного мозга, либо вторичной – на фоне заболеваний внутренних органов.

Специалисты традиционно делят симптомы болезни на моторные – сокращения двигательных группы мышц, а также проявления вокального тика. Внешние признаки патологии:

  • покачивание головой – ритмичное, непроизвольное, повторяющееся;
  • приподнимание плеч – чаще с двух сторон;
  • дерганье щекой;
  • часто моргание;
  • дрожание губ;
  • поднятие бровей;
  • вздрагивание – без явных к тому причин.

Помимо непосредственно симптомов вторичных гиперкинезов, к вокальным проявлениям расстройства относят:

  • различные повторяющиеся звуки – хмыканье;
  • шмыганье носом;
  • посапывание;
  • посвистывание.

Усиление нервного тика у ребенка, симптомы и лечение которого, казалось бы, уже были установлены и скорректированы, может случиться при нервно-психологической нагрузке. Эмоциональный фон – потеря близкого человека, новый школьный коллектив, будет служить провоцирующим фактором к рецидиву болезни.

Отличить нервный тик от иных психологических расстройств можно по отсутствию негативной симптоматики в ночные часы – при состоянии дремоты, глубокого сна, малыш расслаблен, и сокращение мышечных волокон у него отсутствует.

Насильственные движения, которые являются, по сути, единственным признаком тика у детей, всегда скоординированы, но неуместны. Они возникают внезапно, повторяются многократно, практически не поддаются контролю. Какого-либо вреда здоровью детей тик не наносит, но может сказаться на их социальной адаптации.

По характеру внешних проявлений:

  • моторные тики – моргание, напряжение крыльев носа, пожимание плеч;
  • для вокального тика у ребенка характерно покашливание, посапывание, либо хмыканье, шмыганье носом;
  • для ритуального вида расстройства присуще повторение определенной последовательности движений, к примеру, ходьба по кругу;
  • генерализованные формы нервного отклонения – у малыша появляется не один, а несколько моторных тиков.
  • простые – сокращение захватает одну группу мышц, к примеру, веко, щеку;
  • сложные формы – непроизвольные движения внезапно появляются сразу в нескольких частях тела ребенка.

По длительности эпизоды болезни бывают:

  • кратковременные – транзиторные тики у детей, с редкими обострениями;
  • постоянные – ежедневные, повторяющиеся несколько раз за сутки.
  • у младенцев – причины врачи ищут в течение беременности и осложнениях при родах;
  • у младших школьников – начало учебной деятельности сопряжено с чрезмерными психологическими нагрузками;
  • нервный тик у подростка – гормональные изменения в организме вызывают стресс, отчужденность у сверстников, провоцируют нервные расстройства.

Безусловно, классификация заболевания может быть дополнена врачами. Так, для нервного тика глаза у ребенка специалист указывает провоцирующий фактор, степень тяжести патологии, а также поддается ли болезнь коррекции.

Сталкиваясь с нервными тиками у детей, врачи в первую очередь стараются выяснить причину их появления. Ведь в основе формирования расстройства лежит именно психологический сбой – напряжение в психоэмоциональной сфере ребенка.

Тщательный сбор анамнеза – расспрос родителей малыша, беседа непосредственно с ним самим, позволяют установить, что могло послужить толчком. Чаще всего причины тиков у детей кроются в следующем:

  • потрясение – пережитое малышом нападение, автоавария;
  • нарушение питания – дефицит микроэлементов в рационе;
  • переутомление – чрезмерная нагрузка школьной программы, строгие требования в спортивной секции;
  • наследственная предрасположенность – тик у ребенка, как следствие различных неврологических болезней в семье.

Консультация невропатолога – это первый этап диагностики нервных тиков. Врач оценивает как физическое развитие малыша, так и его психологические особенности. Анализу подлежат рефлексы, когнитивные способности, общее состояние здоровья.

Предположительный диагноз в последующем будет подтвержден, либо опровергнут результатами лабораторных и инструментальных исследований. Так, специалист порекомендует провести электроэнцефалографию, томографию головного мозга, общий, а также биохимический анализ крови. УЗИ внутренних органов позволит изучить их функциональные особенности, присутствие хронических болезней. Только после тщательного изучения всей информации, специалист даст свое заключение и подберет соответствующее лечение.

Поскольку организм детей находится в непрерывном развитии – и головной мозг, и скелетная мускулатура, то коррекция двигательных расстройств, как по-иному именуют моторные тики у ребенка, должна быть подобрана врачом. Самолечение абсолютно недопустимо – некоторые медикаменты наносят непоправимый вред.

Фармакологическая промышленность предлагает множество безопасных препаратов, чтобы вылечить нервные расстройства у детей. Как правило, активные вещества в них на растительной основе. К примеру, «Ново-Пассит», «Баюшки-Баю», «Крепкий сон». Дозы, кратность приема, а также продолжительность курса лечения тика врач определит с учетом возраста малыша, выраженности негативной симптоматики.

При отсутствии положительного результата, как лечить нервный тик у ребенка, специалист будет определять с учетом этиологии болезни, рекомендаций психотерапевта, результатов дополнительных диагностических процедур. Так, допускается введение в схему лечения антипсихических препаратов, транквилизаторов.

Симптоматическая терапия позволит улучшить деятельность головного мозга детей, что, в свою очередь, устранит голосовые тики. К примеру, специалист порекомендует курсовой прием ноотропных средств, витаминно-минеральных комплексов, дезагрегантов, биодобавок.

При потребности восполнить запас микроэлементов – кальция, фосфора, магния, малышу с тиком врач назначит лечение соответствующими таблетками и растворами. Хорошо зарекомендовал себя Кальция глюконат, Панангин. Одновременно допускается использование при детских тиках рецептов народной медицины – настои и отвары целебных трав, в которых также присутствуют витамины, эфирные масла. Однако, каждый из подобных рецептов предварительно следует согласовать с лечащим врачом.

На раннем этапе появления, тики у детей лучше лечить вовсе без введения в организм малыша химических веществ. Основные направления безмедикаментозной терапии:

  • индивидуальная психотерапия – беседы с психотерапевтом, сказкотерапия, арт-терапия;
  • коррекция психологической обстановки в семье – отсутствие ссор между родителями в присутствии малыша, снижение уровня требований к успеваемости в школе;
  • организация режима труда и отдыха по возрасту ребенка – тики часто сопутствуют нервному истощению, переутомлению;
  • физиотерапия – отлично зарекомендовал себя в борьбе с детскими тиками электросон;
  • детский массаж – улучшает кровообращение внутри головы, расслабляет спазмированные группы мышц;
  • сон – ночной отдых в хорошо проветриваемом, затемненном, тихом помещении.

Пересмотреть необходимо и рацион малыша – нервные тики будут появляться, если в питании преобладают хлебобулочные и макаронные изделия, фаст-фуд. Тогда как для здоровья нервной системы необходимы свежие овощи и различные фрукты, салаты и каши, красное мясо и жирные сорта рыбы.

При легком течении болезни, в терапии тиков у детей можно вовсе обойтись без лекарств. Достаточно выяснить основную причину расстройства и устранить ее – конфликт в семье, в школьном коллективе, между сверстниками, психокоррекция пережитого страха, стресса, потрясения.

Приоритетным направление терапии неврологических расстройств, в том числе нервных тиков у детей, безусловно, является их профилактика. Чтобы не допустить появления болезни достаточно внимательно относиться ко всем потребностям детского организма.

Так, в питании ребенка упор должен приходиться на овощи и фрукты, каши и молочные продукты. Сбалансированность витаминов и микроэлементов позволит нервной системы формироваться и трудится в полную силу, без таких сбоев, как тик.

Режим дня малышей – это важная составляющая их здоровья. Активные игры лучше чередовать с продолжительными прогулками на свежем воздухе, а также обязательным дневным сном. В этом случае кора головного мозга успеет восстановиться и продолжит свою работу правильно.

Однако, важное условие здорового развития малыша – это забота и любовь его родителей. В спокойной семейной обстановке, с максимальной поддержкой родителей дети растут психологически сильными, выносливыми, полноценными членами общества.

источник

Тики, или гиперкинезы, — это повторяющиеся неожиданные короткие стереотипные движения или высказывания, внешне схожие с произвольными действиями. Характерной чертой тиков является их непроизвольность, но в большинстве случаев пациент может воспроизводить

Тики, или гиперкинезы, — это повторяющиеся неожиданные короткие стереотипные движения или высказывания, внешне схожие с произвольными действиями. Характерной чертой тиков является их непроизвольность, но в большинстве случаев пациент может воспроизводить или частично контролировать собственные гиперкинезы. При нормальном уровне интеллектуального развития детей заболеванию нередко сопутствуют когнитивные нарушения, двигательные стереотипии и тревожные расстройства.

Распространенность тиков достигает приблизительно 20% в популяции.

До сих пор не существует единого мнения о возникновении тиков. Решающая роль в этиологии заболевания отводится подкорковым ядрам — хвостатому ядру, бледному шару, субталамическому ядру, черной субстанции. Подкорковые структуры тесно взаимодействуют с ретикулярной формацией, таламусом, лимбической системой, полушариями мозжечка и корой лобного отдела доминантного полушария. Деятельность подкорковых структур и лобных долей регулируется нейромедиатором дофамином. Недостаточность работы дофаминергической системы приводит к нарушениям внимания, недостаточности саморегуляции и поведенческого торможения, снижению контроля двигательной активности и появлению избыточных, неконтролируемых движений.

На эффективность работы дофаминергической системы могут повлиять нарушения внутриутробного развития вследствие гипоксии, инфекции, родовой травмы или наследственная недостаточность обмена дофамина. Имеются указания на аутосомно-доминантный тип наследования; вместе с тем известно, что мальчики страдают тиками примерно в 3 раза чаще девочек. Возможно, речь идет о случаях неполной и зависимой от пола пенетрации гена.

В большинстве случаев первому появлению у детей тиков предшествует действие внешних неблагоприятных факторов. До 64% тиков у детей провоцируются стрессовыми ситуациями — школьной дезадаптацией, дополнительными учебными занятиями, бесконтрольными просмотрами телепередач или продолжительной работой на компьютере, конфликтами в семье и разлукой с одним из родителей, госпитализацией.

Простые моторные тики могут отмечаться в отдаленном периоде перенесенной черепно-мозговой травмы. Голосовые тики — покашливания, шмыгания носом, отхаркивающие горловые звуки — нередко встречаются у детей, часто болеющих респираторными инфекциями (бронхитами, тонзиллитами, ринитами).

У большинства пациентов существует суточная и сезонная зависимость тиков — они усиливаются вечером и обостряются в осенне-зимний период.

К отдельному виду гиперкинезов следует отнести тики, возникающие в результате непроизвольного подражания у некоторых повышенно внушаемых и впечатлительных детей. Происходит это в процессе непосредственного общения и при условии известного авторитета ребенка с тиками среди сверстников. Такие тики проходят самостоятельно через некоторое время после прекращения общения, но в некоторых случаях подобное подражание является дебютом заболевания.

Первичные, или наследственные, включая синдром Туретта. Основной тип наследования — аутосомно-доминант­ный с различной степенью пенетратности, возможны спорадические случаи возникновения заболевания.

Вторичные, или органические. Факторы риска: анемия у беременных, возраст матери старше 30 лет, гипотрофия плода, недоношенность, родовая травма, перенесенные травмы головного мозга.

Криптогенные. Возникают на фоне полного здоровья у трети больных тиками.

Локальный (фациальный) тик. Гиперкинезы захватывают одну мышечную группу, в основном мимическую мускулатуру; преобладают учащенные моргания, зажмуривания, подергивания углов рта и крыльев носа (табл. 1). Моргание является самым устойчивым из всех локальных тикозных расстройств. Зажмуривание отличается более выраженным нарушением тонуса (дистонический компонент). Движения крыльев носа, как правило, присоединяются к учащенному морганию и относятся к неустойчивым симп­томам лицевых тиков. Единичные лицевые тики практически не мешают больным и в большинстве случаев не замечаются самими пациентами.

Таблица 1
Виды моторных тиков (В. В. Зыков)

Распространенный тик. В гиперкинез вовлекаются несколько мышечных групп: мимические, мышцы головы и шеи, плечевого пояса, верхних конечностей, мышцы живота и спины. У большинства больных распространенный тик начинается с моргания, к которому присоединяются заведение взора, повороты и наклоны головы, подъемы плеч. В периоды обострений тиков у школьников могут возникать проблемы при выполнении письменных заданий.

Вокальные тики. Различают вокальные тики простые и сложные.

Клиническая картина простых вокальных тиков представлена преимущественно низкими звуками: покашливанием, «прочисткой горла», хмыканием, шумным дыханием, шмыганием носом. Реже встречаются такие высокие звуки, как «и», «а», «у-у», «уф», «аф», «ай», визг и свист. При обострении тикозных гиперкинезов вокальные феномены могут изменяться, например покашливание переходит в хмыкание или шумное дыхание.

Сложные вокальные тики отмечаются у 6% больных синдромом Туретта и характеризуются произнесением отдельных слов, ругательствами (копролалией), повторением слов (эхолалией), быстрой неровной, неразборчивой речью (палилалией). Эхолалия является непостоянным симптомом и может встречаться в течение нескольких недель или месяцев. Копролалия обычно представляет собой статусное состояние в виде серийного произнесения ругательств. Нередко копролалия значительно ограничивает социальную активность ребенка, лишая его возможности посещать школу или общественные места. Палилалия проявляется навязчивым повторением последнего слова в предложении.

Генерализованный тик (синдром Туретта). Проявляется сочетанием распространенных моторных и вокальных простых и сложных тиков.

В таблице 1 представлены основные виды моторных тиков в зависимости от их распространенности и клинических проявлений.

Как видно из представленной таблицы, при усложнении клинической картины гиперкинезов, от локального к генерализованному, тики распространяются по направлению сверху вниз. Так, при локальном тике насильственные движения отмечаются в мышцах лица, при распространенном переходят на шею и руки, при генерализованном в процесс вовлекаются туловище и ноги. Моргание встречается с одинаковой частотой при всех видах тиков.

Читайте также:  Цитомегаловирус анализы расшифровка у детей

Тяжесть клинической картины оценивают по количеству гиперкинезов у ребенка в течение 20 мин наблюдения. При этом тики могут отсутствовать, быть единичными, серийными или статусными. Оценка степени тяжести используется для унификации клинической картины и определения эффективности лечения.

При единичных тиках их количество за 20 мин осмотра составляет от 2 до 9, чаще встречаются у больных локальными формами и в стадии ремиссии у больных с распространенным тиком и синдромом Туретта.

При серийных тиках за 20 мин осмотра наблюдается от 10 до 29 гиперкинезов, после которых наступают многочасовые перерывы. Подобная картина характерна при обострении заболевания, встречается при любой локализации гиперкинезов.

При тикозным статусе серийные тики следуют с частотой от 30 до 120 и более за 20 мин осмотра без перерыва в течение дня.

Аналогично моторным тикам, вокальные тики также бывают единичными, серийными и статусными, усиливаются к вечеру, после эмоциональной нагрузки и переутомления.

Согласно диагностическому и статистическому руководству по психическим расстройствам (DSM–IV), выделяют преходящие тики, хронические тики и синдром Туретта.

Преходящее, или транзиторное, течение тиков подразумевает наличие у ребенка моторных или голосовых тиков с полным исчезновением симп­томов заболевания в течение 1 года. Характерно для локальных и распространенных тиков.

Хроническое тиковое нарушение характеризуется моторными тиками продолжительностью более 1 года без вокального компонента. Хронические вокальные тики в изолированном виде встречаются редко. Выделяют ремиттирующий, стационарный и прогредиентный подтипы течения хронических тиков.

При ремиттирующем течении периоды обострений сменяются полным регрессом симптомов или наличием локальных единичных тиков, возникающих на фоне интенсивных эмоциональных или интеллектуальных нагрузок. Ремиттирующий подтип является основным вариантом течения тиков. При локальных и распространенных тиках обострение длится от нескольких недель до 3 мес, ремиссии сохраняются от 2–6 мес до года, в редких случаях до 5–6 лет. На фоне медикаментозного лечения возможна полная или неполная ремиссия гиперкинезов.

Стационарный тип течения заболевания определяется наличием стойких гиперкинезов в различных группах мышц, которые сохраняются на протяжении 2–3 лет.

Прогредиентное течение характеризуется отсутствием ремиссий, переходом локальных тиков в распространенные или генерализованные, усложнением стереотипий и ритуалов, развитием тикозных статусов, резистентностью к терапии. Прогредиентное течение преобладает у мальчиков с наследственными тиками. Неблагоприятными признаками является наличие у ребенка агрессивности, копролалии, навязчивостей.

Существует зависимость между локализацией тиков и течением заболевания. Так, для локального тика характерен транзиторно-ремиттирующий тип течения, для распространенного тика — ремиттирующе-стационарный, для синдрома Туретта — ремиттирующе-прогредиентный.

Чаще всего тики появляются у детей в возрасте от 2 до 17 лет, средний возраст — 6–7 лет, частота встреча­емости в детской популяции — 6–10%. У большинства детей (96%) тик возникает до 11 лет. Наиболее частое проявление тика — моргание глазами. В 8–10 лет появляются вокальные тики, которые составляют примерно треть случаев всех тиков у детей и возникают как самостоятельно, так и на фоне моторных. Чаще первоначальными проявлениями вокальных тиков являются шмыгания носом и покашливания. Для заболевания характерно нарастающее течение с пиком проявлений в 10–12 лет, затем отмечается уменьшение симптоматики. В возрасте 18 лет приблизительно 50% пациентов самопроизвольно освобождаются от тиков. При этом нет зависимости между тяжестью проявления тиков в детстве и во взрослом возрасте, но в большинстве случаев у взрослых проявления гиперкинезов менее выражены. Иногда тики впервые возникают у взрослых, но они характеризуются более мягким течением и обычно продолжаются не более 1 года.

Прогноз для локальных тиков благоприятный в 90% случаев. В случае распространенных тиков у 50% детей отмечается полный регресс симптомов.

Наиболее тяжелой формой гиперкинезов у детей является, без сомнения, синдром Туретта. Частота его составляет 1 случай на 1000 детского населения у мальчиков и 1 на 10 000 у девочек. Впервые синдром описал Жиль де ля Туретт в 1882 г. как «болезнь множественных тиков». Клиническая картина включает моторные и голосовые тики, дефицит внимания и обсессивно-компульсивное расстройство. Синдром наследуется с высокой пенетратностью по аутосомно-доминантному типу, причем у мальчиков тики чаще сочетаются с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, а у девочек — с обсессивно-компульсивным расстройством.

Общепринятыми в настоящее время являются критерии синдрома Туретта, приведенные в классификации DSM III пересмотра. Перечислим их.

  • Сочетание моторных и вокальных тиков, возникающих одновременно или с различными интервалами времени.
  • Повторные тики в течение дня (обычно сериями).
  • Локализация, количество, частота, сложность и тяжесть тиков меняется со временем.
  • Дебют заболевания до 18 лет, продолжительность более 1 года.
  • Симптомы болезни не связаны с приемом психотропных препаратов или заболеванием ЦНС (хореей Гентингтона, вирусным энцефалитом, системными заболеваниями).

Клиническая картина синдрома Туретта зависит от возраста пациента. Знание основных закономерностей развития болезни помогает выбрать правильную тактику лечения.

Дебют заболевания развивается в 3–7 лет. Первыми симптомами являются локальные лицевые тики и подергивания плеч. Затем гиперкинезы распространяются на верхние и нижние конечности, появляются вздрагивания и повороты головы, сгибание и разгибание кисти и пальцев, запрокидывание головы назад, сокращение мышц живота, подпрыгивания и приседания, один вид тиков сменяется другим. Вокальные тики часто присоединяются к моторным симптомам в течение нескольких лет после дебюта заболевания и усиливаются в стадии обострения. У ряда больных вокализмы являются первыми проявлениями синдрома Туретта, к которым в последующем присоединяются моторные гиперкинезы.

Генерализация тикозных гиперкинезов происходит в период продолжительностью от нескольких месяцев до 4 лет. В возрасте 8–11 лет у детей отмечается пик клинических проявлений симптомов в виде серий гиперкинезов или повторных гиперкинетических статусов в сочетании с ритуальными действиями и аутоагрессией. Тикозный статус при синдроме Туретта характеризует тяжелое гиперкинетическое состояние. Для серии гиперкинезов характерна смена моторных тиков вокальными с последующим появлением ритуальных движений. Больные отмечают дискомфорт от избыточных движений, например боль в шейном отделе позвоночника, возникающую на фоне поворотов головы. Наиболее тяжелый гиперкинез представляет собой запрокидывание головы — при этом пациент может повторно ударяться затылком о стену, нередко в сочетании с одновременными клоническими подергиваниями рук и ног и появлением мышечных болей в конечностях. Продолжительность статусных тиков колеблется от нескольких суток до нескольких недель. В некоторых случаях отмечаются исключительно моторные или преимущественно вокальные тики (копролалия). Во время статусных тиков сознание у детей полностью сохранено, однако гиперкинезы не контролируются пациентами. Во время обострений заболевания дети не могут посещать школу, у них затрудняется самообслуживание. Характерно ремиттирующее течение с обострениями длительностью от 2 до 12–14 мес и неполными ремиссиями от нескольких недель до 2–3 мес. Длительность обострений и ремиссий находится в прямой зависимости от тяжести тиков.

У большинства больных в 12–15 лет генерализованные гиперкинезы переходят в резидуальную фазу, проявля­ющуюся локальными или распространенными тиками. У трети больных с синдромом Туретта без обсессивно-компульсивных расстройств в резидуальной стадии наблюдается полное прекращение тиков, что можно рассматривать как возрастзависимую инфантильную форму заболевания.

Тики нередко возникают у детей с уже имеющимися заболеваниями со стороны центральной нервной системы (ЦНС), такими как синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), церебрастенический синдром, а также тревожные расстройства, включающие генерализованное тревожное расстройство, специфичные фобии и обсессивно-компульсивное расстройство.

Примерно у 11% детей с СДВГ встречаются тики. Преимущественно это простые моторные и вокальные тики с хроническим рецидивирующим течением и благоприятным прогнозом. В отдельных случаях затруднен дифференциальный диагноз между СДВГ и синдромом Туретта, когда гиперактивность и импульсивность появляются у ребенка до развития гиперкинезов.

У детей, страдающих генерализованным тревожным расстройством или специфичными фобиями, тики могут быть спровоцированы или усилены волнениями и переживаниями, непривычной обстановкой, длительным ожиданием какого-либо события и сопутствующим нарастанием психоэмоционального напряжения.

У детей с обсессивно-компульсивными расстройствами голосовые и моторные тики сочетаются с навязчивым повторением какого-либо движения или занятия. По всей видимости, у детей с тревожными расстройствами тики являются дополнительной, хотя и патологической формой психомоторной разрядки, способом успокоения и «переработки» накопившегося внутреннего дискомфорта.

Церебрастенический синдром в дет­ском возрасте является следствием перенесенных черепно-мозговых травм или нейроинфекций. Появление или усиление тиков у детей с церебрастеническим синдромом нередко провоцируется внешними факторами: жарой, духотой, изменением барометрического давления. Характерно нарастание тиков при утомлении, после длительных или повторных соматических и инфекционных заболеваний, увеличении учебных нагрузок.

Приведем собственные данные. Из 52 детей, обратившихся с жалобами на тики, было 44 мальчика, 7 девочек; соотношение «мальчики : девочки» составило «6 : 1» (табл. 2).

Таблица 2
Распределение детей с тиками по возрасту и полу

Итак, наибольшее число обращений по поводу тиков отмечалось у мальчиков в возрасте 5–10 лет с пиком в 7–8 лет. Клиническая картина тиков представлена в табл. 3.

Таблица 3
Виды тиков у пациентов группы

Таким образом, чаще всего отмечались простые моторные тики с локализацией преимущественно в мышцах лица и шеи и простые вокальные тики, имитирующие физиологические действия (кашель, отхаркивание). Подпрыгивания и сложные вокальные высказывания встречались гораздо реже — только у детей с синдромом Туретта.

Временные (транзиторные) тики продолжительностью менее 1 года наблюдались чаще, чем хронические (ремиттирующие или стационарные). Синдром Туретта (хронический стационарный генерализованный тик) отмечался у 7 детей (5 мальчиков и 2 девочки) (табл. 4).

Таблица 4
Распределение пациентов по типу лечения тиков

Основным принципом терапии тиков у детей является комплексный и дифференцированный подход к лечению. До назначения медикаментозной или иной терапии необходимо выяснить возможные причины возникновения заболевания и обсудить с родителями способы педагогической коррекции. Необходимо разъяснить непроизвольный характер гиперкинезов, невозможность контроля их усилием воли и, как следствие этого, недопустимость замечаний ребенку по поводу тиков. Нередко выраженность тиков снижается при уменьшении требований к ребенку со стороны родителей, отсутствии фиксации внимания на его недостатках, восприятии его личности в целом, без вычленения «хороших» и «плохих» качеств. Терапевтический эффект оказывают упорядочение режима, занятия спортом, особенно на свежем воздухе. При подозрении на индуцированные тики необходима помощь психотерапевта, поскольку подобные гиперкинезы снимаются внушением.

При решении вопроса о назначении медикаментозного лечения необходимо учитывать такие факторы, как этиология, возраст пациента, тяжесть и выраженность тиков, их характер, сопутствующие заболевания. Медикаментозное лечение необходимо проводить при тяжелых, выраженных, упорных тиках, сочетающихся с нарушениями поведения, неуспеваемостью в школе, влияющих на самочувствие ребенка, осложняющих его адаптацию в коллективе, ограничивающих его возможности самореализации. Лекарственная терапия не должна назначаться, если тики беспокоят только родителей, но не нарушают нормальную активность ребенка.

Основная группа препаратов, назначаемая при тиках, — нейролептики: галоперидол, пимозид, флуфеназин, тиаприд, рисперидон. Их эффективность при лечении гиперкинезов достигает 80%. Препараты обладают анальгезирующим, притивосудорожным, антигистаминным, противорвотным, нейролептическим, антипсихотическим, седативным дейст­виями. К механизмам их действия относятся блокада постсинаптических дофаминергических рецепторов лимбической системы, гипоталамуса, триггерной зоны рвотного рефлекса, экстрапирамидной системы, торможение обратного захвата дофамина пресинаптической мембраной и последующего депонирования, а также блокада адренорецепторов ретикулярной формации головного мозга. Побочные эффекты: головная боль, сонливость, нарушения концентрации внимания, сухость во рту, повышение аппетита, возбуждение, беспокойство, тревога, страх. При длительном применении могут развиться экстрапирамидные нарушения, включающие повышение мышечного тонуса, тремор, акинезии.

Галоперидол: начальная доза составляет 0,5 мг на ночь, затем ее повышают на 0,5 мг в неделю до достижения терапевтического эффекта (1–3 мг/сут в 2 приема).

Пимозид (Орап) по эффективности сравним с галоперидолом, но дает меньше побочных эффектов. Начальная доза составляет 2 мг/сут в 2 приема, при необходимости дозу повышают на 2 мг в неделю, но не выше 10 мг/сут.

Флуфеназин назначается в дозе 1 мг/сут, затем дозу увеличивают на 1 мг в неделю до 2–6 мг/сут.

Рисперидон относится к группе атипичных нейролептиков. Известна эффективность рисперидона при тике и связанных с ним нарушениях поведения, особенно оппозиционно-вызывающего характера. Начальная доза — 0,5–1 мг/сут с постепенным ее повышением до достижения положительной динамики.

Тиаприд (Тиапридал): детям 7–12 лет рекомендуется по 50 мг (1/2 таблетки) 1–2 раза в день.

При выборе препарата для лечения ребенка с тиками следует учитывать наиболее удобную для дозирования форму выпуска. Оптимальными для титрования и последующего лечения в детском возрасте являются капельные формы (галоперидол, рисперидон), позволяющие наиболее точно подобрать поддерживающую дозу и избежать неоправданной передозировки лекарства, что особенно актуально при проведении длительных курсов лечения. Предпочтение также отдается препаратам, обладающим относительно низким риском развития побочных эффектов (рисперидон, тиаприд).

Метоклопрамид (Реглан, Церукал) является специфическим блокатором дофаминовых и серотониновых рецепторов триггерной зоны ствола мозга. При синдроме Туретта у детей применяется в дозе 5–10 мг в день (1/2–1 таблетка), в 2–3 приема. Побочные действия — экстрапирамидные расстройства, проявляющиеся при превышении дозы 0,5 мг/кг/сут.

Для лечения гиперкинезов в последние годы применяют препараты вальпроевой кислоты. Основной механизм действия вальпроатов заключается в усилении синтеза и высвобождении γ-аминомасляной кислоты, которая является тормозным медиатором ЦНС. Вальпроаты являются препаратами первого выбора при лечении эпилепсии, однако интерес представляет их тимолептический эффект, проявляющийся в уменьшении гиперактивности, агрессивности, раздражительности, а также положительное влияние на выраженность гиперкинезов. Терапевтическая доза, рекомендуемая для лечения гиперкинезов, значительно ниже, чем при лечении эпилепсии, и составляет 20 мг/кг/сут. Из побочных эффектов отмечены сонливость, повышение массы тела, выпадение волос.

При сочетании гиперкинезов с обсессивно-компульсивным расстрой­ством положительный эффект оказывают антидепрессанты — кломипрамин, флуоксетин.

Кломипрамин (Анафранил, Кломинал, Клофранил) является трициклическим антидепрессантом, механизм действия — торможение обратного захвата норэпинефрина и серотонина. Рекомендованная доза у детей с тиками — 3 мг/кг/сут. К побочным эффектам относятся преходящие нарушения зрения, сухость во рту, тошнота, задержка мочи, головная боль, головокружение, бессонница, возбудимость, экстрапирамидные расстройства.

Флуоксетин (Прозак) — антидепрессивное средство, селективный ингибитор обратного захвата серотонина, обладающий низкой активностью по отношению к норэпинефриновой и дофаминергической системам головного мозга. У детей с синдромом Туретта хорошо устраняет беспокой­ство, тревогу, страх. Начальная доза в детском возрасте составляет 5 мг/сут 1 раз в день, эффективная — 10–20 мг/сут 1 раз утром. Переносимость препарата в целом хорошая, побочные эффекты возникают относительно редко. Среди них наиболее значимыми являются тревожность, нарушения сна, астенический синдром, потливость, снижение массы тела. Препарат также эффективен в комбинации с пимозидом.

  1. Заваденко Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. М.: ACADEMA, 2005.
  2. Мэш Э., Вольф Д. Нарушение психики ребенка. СПб.: Прайм ЕВРОЗНАК; М.: ОЛМА ПРЕСС, 2003.
  3. Омельяненко А., Евтушенко О. С., Кутякова и др. // Международный неврологический журнал. Донецк. 2006. №3(7). С. 81-82.
  4. Петрухин А. С. Неврология детского возраста. М.: Медицина, 2004.
  5. Феничел Дж. М. Педиатрическая неврология. Основы клинической диагностики. М.: Медицина, 2004.
  6. L. Bradley, Schlaggar, Jonathan W. Mink. Movement // Disorders in Children Pediatrics in Review. 2003; 24(2).

Н. Ю. Суворинова, кандидат медицинских наук
РГМУ, Москва

источник