Меню Рубрики

Осеева рассказы для детей анализ

В.А.Осеева (1902—1969) продолжала в своей прозе реалисти­ческое направление, связанное в детской литературе с именами Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского. Художественное произведение было для нее прежде всего средством воспитания, и стержнем произведения — важный нравственно-этический вопрос.

В течение шестнадцати лет Осеева работала в детских комму­нах, колониях, детприемниках. Дети и помогли воспитательнице обрести свое писательское призвание: для них она придумывала длинные повести с продолжением о Гражданской войне, о крас­ных командирах, писала и ставила вместе с ребятами пьесы, изоб­ретала игры. В 1937 году она отнесла один из рассказов — «Гриш­ка» — в редакцию газеты «За коммунистическое просвешение». Так началась ее биография литератора.

В довоенных рассказах — «Бабка», «Рыжий кот», «Выходной день Вольки» — внимание автора сосредоточено на художественном ис­следовании нравственной нормы и отступлений от нее. Главным героем здесь выступает ребенок, совершивший этическую ошибку. Уроки прозрения даются ценой мучительного переживания, и эта цена одна для детей и взрослых. А. Платонов посвятил творчеству Осеевой статью «Размышления читателя», в которой подчеркивал, что рассказ «Бабка» (1939) — «драгоценность, и в отношении глу­бины искреннего чувства, владеющего автором, и в отношении литературного уменья, доводящего до читателя чувство и мысль автора». «Наша бабка лучше всех, а живет хуже всех — никто о ней не заботится. », — рассуждает внук Боря. Родители установили пре­небрежительный тон в отношении «бабки», и внук тоже позволял себе свысока поучать ее. Но вот старушка умерла, и ее немудреное «наследство» — записка с корявыми буквами, с ошибками — пере­вернуло детскую душу, очистило страданием из-за собственной вины перед ней. Лечение заболевающей совести любовью, бесхитростной и неугасимой, — таков рецепт писательницы-педагога.

Рассказы Валентины Осеевой 40-х годов, адресованные детям дошкольного и младшего школьного возраста, также посвящены теме нравственно-этического становления. Сосредоточившись на психологии, на нравственных коллизиях, писательница избежала необходимости платить дань идеологии. Она освоила трудный жанр — короткий рассказ с прямой воспитательной целью, при­годный для обучения чтению и дающий пищу для детских раз­мышлений: «Волшебное слово», «На катке», «Три товарища», «Печенье», «Синие листья», «Сыновья» и др. Тщательный отбор речевых средств, оставляющий впечатление живой интонации, умелое построение, точность в выборе конфликта — все это обес­печило рассказам постоянное место в хрестоматиях для дошколь­ников и младших школьников. Хрестоматийным стал рассказ «Волшебное слово». Чтобы убе­дить маленького читателя в пользе слова пожалуйста, писатель­ница ввела в рассказ элементы сказки: совет мальчику дает зага­дочный старичок, немного похожий на волшебника; одно и то же действие повторяется троекратно (сестра, бабушка и старший брат в ответ на «пожалуйста» тотчас откликаются на просьбы мальчи­ка). Рассказ выстроен композиционно так, что маленькому чита­телю непременно хочется продлить его, самому испытав силу «вол­шебного слова».

Сюжеты рассказов взяты из повседневной жизни мальчиков и девочек, постоянно осмысляющих нравственную сторону своих и чужих поступков. Герои и читатели учатся понимать законы нор­мальной жизни среди людей. Так, известный цикл «Волшебное слово» дает свод моральных правил, прямо сформулированных или вытекающих из общего хода повествования. Названия расска­зов тоже порой служат ориентирами в представлениях о добре и зле, ставят конкретный этический вопрос: «Хорошее», «Плохо», «Кто хозяин?», «Долг». Достойные качества и недостатки геро­ев — это не условные детские добродетели и грехи (неряшли­вость, непослушание и т.п.), а вполне серьезные, «взрослые» ка­чества: доброта, честность, чуткость — или эгоизм, подлость, рав­нодушие, грубость.

Рассказы Осеевой сильны своей жизненной достоверностью.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

На уроке литературы дети знакомятся с произведениями, в которых заключен огромный нравственный потенциал. В процессе анализа учащимися содержания произведения дети должны задумываться о вечных ценностях, рассуждать о правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и добра, возможностях человека и его месте в мире.

Тип урока: урок изучения нового материала

Учебно-методическое обеспечение: УМК «Гармония», 3 класс

Оборудование:

  • Кубасова О. В.. Литературное чтение: учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений. В 4 ч. Ч. 1.– Смоленск: Ассоциация XXI век, 2008 г.– с. 168-171.– толковый словарь,
  • этимологический словарь,
  • словарь синонимов,
  • мультимедийная презентация.

Цель: создание условий для формирования и развития нравственных качеств личности

  • Образовательные: познакомить с социокультурными категориями «доброта», «вежливость» через осмысление содержания рассказа.
  • Развивающие: развивать мышление, речь, развивать навыки общения (умение договариваться, аргументировать свою точку зрения), обогащать социокультурный опыт учащихся.
  • Воспитательные:воспитывать вежливое и уважительное отношение к окружающим; воспитывать любовь и уважение в семье.

1. Организационный момент

2. Целеполагание, мотивация

Учитель:Сегодня на уроке речь пойдет о волшебных словах.
– Какие это слова? (Слова, которые совершают что-то волшебное, творят чудеса)
– Какие чудеса могут быть? (Что-то необычное, нереальное)
– Где мы встречаемся с чудесами? (В сказках)
– Верно, но существуют слова, которые творят чудеса каждый день. И вы эти слова знаете. Нам остается только вспомнить их, а поможет нам в этом произведение В. Осеевой «Волшебное слово». (Приложение 1. Слайд 1)

3. Актуализация опорных знаний (начало работы с текстом до чтения)

– Кто автор произведения? (Валентина Александровна Осеева) (Слайд 2)
– Что мы знаем о писательнице и её творчестве? (Советская детская писательница, 16 лет воспитывала малолетних правонарушителей и детей-беспризорников, на досуге сочиняла сказки и рассказы для них, раскрывая образы человеческие отношений, близкие детям, воспитывая добрые мысли и чувства)

– С какими произведениями знакомы? Какова их тематика? (Слайд 3) (Это поучительные произведения о детях и для детей, которые заставляют задуматься, что есть добро и зло, помогают различать плохие и хорошие поступки, учат уважению и любви к людям, честности, чуткости к окружающим)

4. Изучение нового материала

А) Работа с текстом до чтения

Работа с иллюстрациями к произведению (рассматривание иллюстраций, выявление главных героев, возможного сюжета) (Слайд 4)

– «Волшебное слово = заклинание в сказке», а зачем нам нужны «заклинания»? (Слайд 5)

– О чём может пойти речь в произведении?

Б) Работа с текстом во время чтения

Комментированное чтение (приём инсерт – чтение с пометками)

Учитель:Давайте начнем читать текст, обращая внимание на непонятные вам слова и отмечая слова, которые характеризуют главного героя. Возможно, у вас появятся вопросы, которые вы бы могли задать автору о герое и его поступках.

Чтение текста на стр. 168-169.

Словарная работа (при необходимости обратиться к словарю):

Покосился – смотреть искоса, сбоку
Буркнул – сказал невнятно, проворчал, пробормотал
Чуть не поддал хорошенько – не побил, не ударил
Всё равно от тебя не отстану – получу желаемой любой ценой, совершая любые поступки
Широко раскрыла глаза – удивилась
Стряпает – готовит пищу
Противень – четырехугольная жестяная сковорода, железный с загнутыми краями лист для выпечки пирогов
Поднял брови – удивился
Взъерошил волосы – растрепал, взлохматил

Слова, описывающие поведение Павлика: подвиньтесь, ну и ладно, а вам-то что, крикнул, стукнул кулаком, раскрыл рот, вскочил и побежал.

Слова, описывающие состояние Павлика: красное сердитое лицо мальчика, покосился, буркнул, сжал кулаки, чуть не поддал хорошенько, засопел от обиды, крикнул, стукнул кулаком, замолчал, раскрыл рот.

– Опишите поведение и настроение мальчика, когда он встретился со стариком. (Слайд 6)
– Как вы думаете, почему Павлик так разговаривал с пожилым человеком? (Он всегда так со всеми общается)

– Докажите, что это так. Перечитайте отрывки, в которых говорится об отношении Павлика к родным.

– Как Павлик разговаривал с сестрой? (Раздраженно).
– Как вёл себя с бабушкой? (Он обижался на неё).
– Как общался с братом? (Был назойлив и злился на него).
– Каким вы представили главного героя? (Обидчивый, грубый, назойливый…) (приём кластер) (Слайд 7)
– Почему Павлик так себя вёл? (Он не знает правил вежливости, не умеет разговаривать с родными и со старшими)
– Получается, главный герой не любит своих родных? Не уважает их?
– А какие взаимоотношения должны быть в семье? Ответы учащихся.

– Как вы думаете, какое слово сказал старик? А что мог еще сказать старик? (Объяснить, что так разговаривать невежливо, как нужно поступать, если хочешь, чтобы твою просьбу выполнили).
– Как нужно произносить волшебное слово? (Тихим голосом, глядя прямо в глаза) Почему?
– Что может произойти с героем дальше? (приём антиципации – предвосхищение, предугадывание).

– Давайте продолжим чтение, обращая внимание на реакцию домочадцев Павлика на волшебное слово: «сестра широко раскрыла глаза, смущённо пробормотала; слово засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке; за столом все замолчали, сестра и бабушка стали просить, чтобы брат взял Павлика с собой; брат рассмеялся, потрепал по плечу, взъерошил волосы». (Слайд 8)
– Как вы думаете, изменится ли теперь жизнь? Как он будет относиться к своим родным? Почему? (Слайд 9)
– Старичок в сквере действительно волшебник? Какой он человек на самом деле? (Добрый, вежливый) (Слайд 10)
– А что значит быть добрым? Ответы учащихся.

В) работа с текстом после чтения

– А как вы понимаете слово «вежливость»? Ответы учащихся.
– Давайте обратимся к словарям: толковому, этимологическому, словарю синонимов (толкование слова) (Слайд 11)

1) соблюдающий правила приличия; учтивый, предупредительный, обходительный;
2) знающий как себя вести.

Этимология слова «вежливый»: исконно русское, появилось в XIII веке, происходит от глагола «ведать» = знать, было слово «вежа» = знаток, опытный, знающий человек; лексическое значение слова изменилось и с XVIII века это синоним к словам «обходительный», «воспитанный».

– Значит, наше волшебное слово это вежливое слово. Зачем нужны вежливые слова?
Ответы учащихся.

5. Закрепление изученного материала (продолжение работы с текстом после чтения).

Конкурс вежливых слов:

– Давайте с вами поработаем в группах: проверим, какие вежливые слова вы знаете. Каждая группа должна составить список вежливых слов и привести пример, в каких ситуациях они используются. Но сначала вспомним правила работы в группе (слушать другого, уважать чужую точку зрения, вежливо высказывать своё мнение).

Проверка работы групп. (Слайд 12)

Подбор пословиц:

– Продолжаем с вами работать в группах. Подберите пословицы, которые подойдут к нашему рассказу. (Слайд 13)

  • Добрый человек добру и учит.
  • Волшебное слово всегда помочь готово.
  • Вежливость украшает человека.
  • Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много даёт.
  • Доброе слово путь к сердцу открывает.
  • Доброе слово лечит, а злое калечит.
  • Доброе слово дороже богатства.

6. Рефлексия

– Могут ли слова изменить отношения между людьми? (Слайд 14)
– Каким становится человек, который знает и постоянно употребляет в речи волшебные слова? (любящим, уважительным, добрым, вежливым, внимательным)

– Продолжите фразы: (Слайд 15)

  • Я произношу вежливые слова, когда .
  • Правила вежливости мне помогают в …
  • Я бы хотел, чтобы окружающие были вежливыми, потому что …

7. Подведение итогов урока

– Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы они относились к тебе.
– Подходит ли это предложение к нашей сегодняшней беседе? Почему?
– Какой ещё вывод можно сделать?

8. Домашнее задание: Чтение по ролям/инсценировка/продолжи историю.

источник

Валентина Осеева – автор серии детских рассказов. В своем творчестве она продолжала реалистические традиции К. Д. Ушинского и Л. Н. Толстого. Рассказы для детей (Осеева) несут огромную воспитательную нагрузку, обычно их стержнем является какая-нибудь актуальная нравственно-этическая проблема.

На протяжении 16 лет Валентина Андреевна проработала с трудными подростками, она была воспитателем в детской колонии, коммуне и нескольких детоприемниках. Именно ее воспитанники и помогли писательнице стать тем, кем она стала. Писала рассказы для детей Осеева о войне и командирах, помогала ребятам с постановкой пьес, придумывала разнообразные коллективные игры.

Биография Валентины Андреевны как писательницы началась с произведения «Гришка», опубликованного в газете «За коммунистическое просвещение». Свои довоенные рассказы для детей Осеева Валентина Андреевна пишет, сосредоточившись на нравственных нормах. Яркими примерами произведений этого периода являются рассказы «Рыжий кот», «Бабка» и «Выходной день Вольки». Рассказы для детей Осеева В.А. использует для проведения художественного исследования поступков людей разных возрастов. Главным героем ее произведения традиционно является ребенок, который совершил неверный с точки зрения этики поступок. Ребенок тяжело переживает свой проступок, и в муках совести у него рождается прозрение: как поступать можно, а как нельзя.

Писатель Андрей Платонов анализирует рассказы для детей (Осеева) в своей статье, где он подчеркивает, что произведение «Бабка», написанное в 1939 году, является драгоценностью не только в плане успешной передачи авторского замысла, но и в плане искренности, с которой написан рассказ. Смысл рассказа в том, что живет старенькая бабка, и все относятся к ней с пренебрежением, не воспринимая ее всерьез. Но вот она умирает, и внук находит написанные ею немудреные записочки. Он читает их и понимает, как сильно был неправ, относясь к милой любящей старушке с иронией и пренебрежением. Мальчик глубоко раскаивается, и это очищает его больную душу. Очищение через муки совести – вот каков рецепт Валентины Осеевой.

Краткая биография и рассказы Валентины Осеевой учат маленьких читателей, как правильно поступать в трудных ситуациях. Произведения, написанные в 40-е годы, предназначены для дошколят и младшей школы. Они также затрагивают морально-этические проблемы, связанные с формированием характера ребенка-подростка.

«Волшебное слово» – рассказ, ставший хрестоматийным. Чтобы заинтересовать маленьких читателей в прочтении произведения и донести до них значение вежливого слова «пожалуйста», автор использует в рассказе прием сказочного повествования. Все советы главный герой произведения получает от загадочного старичка, немного похожего на волшебника.

И действительно, слово, подсказанное старичком мальчику, оказывается волшебным. Его употребление приводит к тому, что к желаниям героя прислушиваются все: и сестра, и бабушка, и даже старший брат. Волшебное слово делает людей сговорчивыми и дружелюбными. Рассказ написан таким образом, что, дочитав его, маленький читатель вряд ли удержится от искушения придумать продолжение. А еще лучше испытать эффект волшебного слова на себе и своих близких.

Все рассказы цикла так или иначе затрагивают морально-этические и нравственные проблемы. Они повествуют о жизни обычных среднестатистических людей, которые живут с нами бок о бок. На примере героев своих произведений Валентина Осеева учит детей правильно осмысливать моральные законы и правила. Создавая свои рассказы детям, Осеева Валентина Александровна как будто издает собственный нескончаемый свод правил, которые сформулированы или вытекают из повествования.

В рассказах писательницы все служит раскрытию замысла автора, даже названия произведений, некоторые из которых и задают главный вопрос, которому посвящен рассказ. Например: «Плохо», «Хорошее», «Долг», «Кто хозяин» и так далее.

источник

Творчество советской писательницы Валентины Александровны Осеевой (1902-1969) проникнуто огромным желанием научить детей различать добро и зло в своем сердце, давать верную оценку своим поступкам. Каждый из её коротких рассказов глубоко проникает в душу читателя, заставляет задуматься. Читать далее.

Добавлено: 3 апреля 2007 | Просмотров: 75570 | С картинками

Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Читать.

Добавлено: 3 апреля 2007 | Просмотров: 67494 | С картинками

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Читать.

Добавлено: 3 апреля 2007 | Просмотров: 54550

Жили-были в одном доме мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська. Читать.

Добавлено: 3 апреля 2007 | Просмотров: 50812 | С картинками

Большую чёрную собаку звали Жук. Два пионера, Коля и Ваня, подобрали Жука на улице. У него была перебита нога. Читать.

Читайте также:  Анализ воспитания детей дошкольного возраста

Добавлено: 3 апреля 2007 | Просмотров: 55843 | С картинками

Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший. Читать.

Добавлено: 3 апреля 2007 | Просмотров: 57470 | С картинками

День был солнечный. Лёд блестел. Народу на катке было мало. Маленькая девочка, смешно растопырив руки, ездила от скамейки к скамейке. Читать.

Добавлено: 3 апреля 2007 | Просмотров: 65039 | С картинками

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке. Читать.

Добавлено: 3 апреля 2007 | Просмотров: 75370 | С картинками

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел. Читать.

Добавлено: 3 апреля 2007 | Просмотров: 75067 | С картинками

У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Читать.

Добавлено: 3 апреля 2007 | Просмотров: 57805

Жила-была девочка. И был у неё петушок. Встанет утром петушок, запоёт. Читать.

Добавлено: 3 апреля 2007 | Просмотров: 45486 | С картинками

Катя подошла к своему столу — и ахнула: ящик был выдвинут, новые краски разбросаны, кисточки перепачканы, на столе стояли лужицы бурой воды. Читать.

Добавлено: 3 апреля 2007 | Просмотров: 67375 | С картинками

Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке. Читать.

Добавлено: 26 января 2008 | Просмотров: 37318

Жили-были в одном доме мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська. Читать.

Добавлено: 26 января 2008 | Просмотров: 58399 | С картинками

По улице шли мальчик и девочка. А впереди их шла старушка. Было очень скользко. Читать.

Добавлено: 27 января 2008 | Просмотров: 71535

Жила-была Машенька-рукодельница, и была у неё волшебная иголочка. Сошьет Маша платье — само себя платье стирает и гладит. Читать.

Добавлено: 27 января 2008 | Просмотров: 42981

Мы были одни в столовой — я и Бум. Я болтал под столом ногами, а Бум легонько покусывал меня за голые пятки. Читать.

Добавлено: 27 января 2008 | Просмотров: 31125 | С картинками

Мама подарила Коле цветные карандаши. Читать.

Добавлено: 27 января 2008 | Просмотров: 34358 | С картинками

Юра вошел в автобус и сел на детское место. Вслед за Юрой вошел военный. Юра вскочил. Читать.

Добавлено: 27 января 2008 | Просмотров: 38208 | С картинками

Принес Ваня в класс коллекцию марок. Читать.

Добавлено: 27 января 2008 | Просмотров: 29854 | С картинками

Два мальчика стояли на улице под часами и разговаривали. Читать.

Работая воспитателем беспризорных детей, В. Осеева понимала, как важно напитать их души светлыми, добрыми мыслями и чувствами, дать твердые нравственные ориентиры. Именно для этих трудных ребят были написаны её первые сказки и рассказы, которые впоследствии завоевали сердца многих юных читателей.

Добрые и трогательные рассказы Валентины Осеевой «Волшебное слово», «До первого дождя», «Синие листья», «Хорошее» и многие другие стали классикой детской литературы. Сама писательница признается, что хотела бы помочь детям научиться читать и думать о плохих и хороших поступках. Действительно, её короткие повествования дают ребятам образцы человеческих отношений, учат честности, уважению и любви к людям, чуткости к тем, кто нас окружает. В увлекательной форме, на близких детям примерах Осеева помогает понять своим юным читателям, что такое настоящая дружба, как можно простым словом ранить или наоборот, исцелить человека. В своих рассказах-притчах писательница подсказывает ребятам, как строить отношения со сверстниками, как решать возникающие «детские» проблемы, которые зачастую кажутся неважными для взрослых.

Произведения В. Осеевой помогают увидеть, что такие болезни души как эгоизм, жадность, злоба и предательство отравляют жизнь больше, чем внешние неприятности. Написанные легким, интересным стилем, они принесут ребенку немало пользы и обогатят его внутренний мир добрыми, светлыми впечатлениями.

источник

Литературоведческий анализ произведения В.Осеевой

Автор: Валентина Осеева «На катке».

День был солнечный. Лед блестел. Народу на катке было мало. Маленькая девочка, смешно растопырив руки, ездила от скамейки к скамейке. Два школьника подвязывали коньки и смотрели на Витю.

Витя выделывал разные фокусы – то ехал на одной ноге, то кружился волчком.

— Молодец!- крикнул ему один из мальчиков.

Витя стрелой пронесся по кругу, лихо завернул и наскочил на девочку.

Девочка упала. Витя испугался.

— Я нечаянно…. – сказал он, отряхивая с ее шубки снег. – Ушиблась?

«Надо мной смеются!» — подумал Витя и с досадой отвернулся от девочки.

— Эка невидаль- коленка! Вот плакса! – крикнул он, проезжая мимо школьников.

Витя подошел к ним. Взявшись за руки, все трое весело заскользили по льду.

А девочка сидела на скамейке, терла ушибленную коленку и плакала.

Литературоведческий анализ детского художественного произведения

Рассказ В.Осеевой «На катке».

Идея рассказа: показать влияние мнения посторонних людей на поведение человека, т.е отступление от правил поведения, от своих убеждений.

Главные герои маленькая девочка и мальчик Витя.

Девочка маленькая, она еще не умеет кататься на коньках, поэтому «смешно растопырив руки, ездила от скамейки к скамейке».

Витя – школьник, он старше этой девочки. Он очень хорошо и умело катается на коньках, «выделывает разные фокусы». Витя добрый, воспитанный мальчик ( он сильно испугался, когда сбил девочку), почувствовал себя виноватым, помог отряхнуть снег с шубки. У мальчика есть чувство ответственности.

Но все же важнее для него оказалось мнение посторонних людей на ситуацию. Смех знакомых мальчишек заставил сменить поведение Вити. Его как будто подменили в одну минуту, он стал слабовольным, высокомерным, заносчивым, невоспитанным. Витя повел себя так как ждали от него окружающие. Свое мнение он мгновенно перестраивает в свою пользу. Но, может быть школьники засмеялись вовсе не над Витей, а так между собой.

Почему – то вдруг у Вити возникло именно это ощущение: «Надо мной смеются! – подумал Витя и отвернулся от девочки. Но для полной уверенности в себе и для «поднятия» авторитета в глазах знакомых мальчишек он выкрикнул девочке «Плакса!».

Второстепенные герои рассказа – два мальчика. Они «подвязывали коньки и смотрели на Витю». Им очень нравилось, как катается Витя. Один из мальчишек крикнул «Молодец!». Мальчики засмеялись, когда Витя, уронив маленькую девочку, отряхивал ей шубку. В рассказе ничего не говорится о том, что смеялись мальчишки именно над Витей. В данном произведении мы не можем сказать — хорошие это были мальчики или нет. Хотя, они могли бы подойти к Вите, подбодрить его, помочь успокоить девочку.

Сюжет рассказа простой. Дети катались на катке. Школьник Витя сбивает маленькую девочку. Он чувствует свою вину, он успокаивает ее, отряхивает шубку. Сзади раздался смех друзей, и Витя подумал, что смеются над ним. Он тут же уехал от девочки, еще и крикнув «Вот плакса!». Потом все трое весело скользили по льду, не обращая внимания на девочку. А она терла коленку и плакала.

Экспозиция – дети катаются на катке.

Завяз ка- Витя сбивает маленькую девочку.

Кульминация – смена поведения Вити, его мысль «Надо мной смеются!».

Развязка – Витя остается заложником своего мнения. Он считает, что помочь человеку, даже если ты виноват в его беде – плохо. Как ни в чем не бывало он едет дальше с мальчиками, оставив одну плачущую девочку.

Язык – доступный для детского чтения и восприятия. Этому способствует использование простых предложений и диалогов в рассказе.

Рассказ имеет огромное воспитательное значение.

источник

Подборка рассказов Осеевой, которая может быть использована в НОД по развитию речи или просто в программе чтения художественной литературы. В нее входят такие рассказы, как «Волшебное слово», «Отомстила», «На катке», «Три товарища», «Плохо», «Синие листья», «Обидчики», «Печенье», «Сторож» и другие.

Валентина Александровна Осеева родилась в Киеве. Ее отец, Александр Дмитриевич Осеев работал инспектором на элеваторе, а мать – Ариадна Леонидовна – корректором в газете.
Ее родители принимали активное участие в революционной деятельности. Из-за преследования полицией родители Валентины Александровны Осеевой с тремя дочерьми вынуждены были часто переезжать с места на место. Валентина Александровна Осеева начала учиться в гимназии в Киеве, а закончила учебу в Житомире. По окончанию гимназии она поступила на драматический факультет института имени Лысенко. Но закончить его не удалось, так как в 1923 году семья Осеевых переехала в Москву и Валентина Александровна Осеева пошла работать в Трудовой комитет для безнадзорных ребят. С тех пор шестнадцать лет она безотрывно работала с «трудными» детьми в колониях, детдомах, приемниках, Валентина Осеева в своих произведениях часто писала о детях с непростой судьбой.
Для своих воспитанников В.А. Осеева часто сочиняла рассказы, пьесы, притчи. В 1937 году в газете «За коммунистическое просвещение» был напечатан ее первый рассказ «Гришка». И с 1940 года она стаала профессиональные литератором. Она работала в разных жанрах: повести, сказки и стихи, детские рассказы Осеевой были очень популярны у публики.
Книги Осеевой любят и современные читатели, сейчас самое известное произведение Осеевой — повесть в трех частях » Динка «. Эта книга была последней в жизни автора. А старшее поколение зачитывалось книгой » Васек Трубачев и его товарищи «. Эта трилогия была популярна в 60-80 годы. Валентине Александровне со всей страны шли письма с просьбой рассказать о дальнейшей судьбе Васьки, очень близкой послевоенному поколению детей.

Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.
— Подвиньтесь,— сказал ему Павлик и присел на край.
Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:
— С тобой что-то случилось?
— Ну и ладно! А вам-то что? — покосился на него Павлик.
— Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то.
— Ещё бы! — сердито буркнул мальчик.— Я скоро совсем убегу из дому.
— Убежишь?
— Убегу! Из-за одной Ленки убегу.— Павлик сжал кулаки.— Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько!
— Не даёт? Ну из-за этого убегать не стоит.
— Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала. прямо тряпкой, тряпкой. Павлик засопел от обиды.
— Пустяки! — сказал старик.— Один поругает, другой пожалеет.
— Никто меня не жалеет!—крикнул Павлик.— Брат на лодке едет кататься, а меня не берёт. Я ему говорю: «Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, сам в лодку залезу!»
Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.
— Что же, не берёт тебя брат?
— А почему вы всё спрашиваете?
Старик разгладил длинную бороду.
— Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово.
Павлик раскрыл рот.

— Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь.
Помни — тихим голосом, глядя прямо в глаза.
— А какое слово?
Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась Павликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил:
Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.
— Я попробую,— усмехнулся Павлик,— я сейчас же попробую.— Он вскочил и побежал домой.
Лена сидела за столом и рисовала. Краски — зелёные, синие, красные — лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой.
«Обманул старик! — с досадой подумал мальчик.— Разве такая поймёт волшебное слово. »
Павлик боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась.
Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:
— Лена, дай мне одну краску. пожалуйста.
Лена широко раскрыла глаза. Пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:

— Какую тебе?
— Мне синюю,— робко сказал Павлик.
Он взял краску, подержал её в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.
«Пойду к бабушке. Прогонит она меня или нет?»
Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки.
Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:
— Дай мне кусочек пирожка. пожалуйста.
Бабушка выпрямилась.

Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.
— Горяченького. горяченького захотел, голубчик мой! — приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.
Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки.
«Волшебник! Волшебник!» — повторял он про себя, вспоминая старика.

За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:
Возьми меня, пожалуйста.
За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.
Возьми его,— вдруг сказала сестра.— Что тебе стоит!
— Ну, отчего же не взять?— улыбнулась бабушка.— конечно, возьми.
Пожалуйста,— повторил Павлик.
Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:
— Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!
«Помогло! Опять помогло!»
Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки

Катя подошла к своему столу — и ахнула: ящик был выдвинут, новые краски разбросаны, кисточки перепачканы, на столе стояли лужицы бурой воды.
— Алёшка! — закричала Катя. — Алёшка! — И, закрыв лицо руками, громко заплакала.
Алёша просунул в дверь круглую голову. Щёки и нос у него были перепачканы красками.

— Ничего я тебе не сделал! — быстро сказал он.
Катя бросилась на него с кулаками, но братишка исчез за дверью и через раскрытое окно прыгнул в сад.
— Я тебе отомщу! — кричала со слезами Катя.
Алёша, как обезьянка, вскарабкался на дерево и, свесившись с нижней ветки, показал сестре нос.
— Заплакала! Из за каких то красок заплакала!

— Ты у меня тоже заплачешь! — кричала Катя. — Ещё как заплачешь!
— Это я то заплачу? — Алёша засмеялся и стал быстро карабкаться вверх. — А ты сначала поймай меня.
Вдруг он оступился и повис, ухватившись за тонкую ветку.
Ветка хрустнула и обломилась. Алёша упал.
Катя бегом бросилась в сад. Она сразу забыла свои испорченные краски и ссору с братом.

— Алёша! — кричала она. — Алёша!
Братишка сидел на земле и, загораживая руками голову, испуганно смотрел на неё.
— Встань! Встань!
Но Алёша втянул голову в плечи и зажмурился.
— Не можешь? — испуганно спрашивала Катя, ощупывая Алёшины коленки. — Держись за меня.
Она обняла братишку за плечи и осторожно поставила его на ноги.
— Больно тебе?
Алёша мотнул головой и вдруг заплакал.
— Что, не можешь стоять? — спросила Катя.
Алёша ещё громче заплакал и прижался к сестре.
— Я никогда больше не буду трогать твои краски… никогда… никогда… не буду!

День был солнечный. Лёд блестел.
Народу на катке было мало. Маленькая девочка, смешно растопырив руки, ездила от скамейки к скамейке. Два школьника подвязывали коньки и смотрели на Витю. Витя выделывал разные фокусы — то ехал на одной ноге, то кружился волчком.
— Молодец! — крикнул ему один из мальчиков.
Витя стрелой пронёсся по кругу, лихо завернул и наскочил на девочку. Девочка упала. Витя испугался.
— Я нечаянно… — сказал он, отряхивая с её шубки снег. — Ушиблась?
Девочка улыбнулась:
— Коленку…
Сзади раздался смех.

Читайте также:  Анализ воспитанности детей в семье

«Надо мной смеются!» — подумал Витя и с досадой отвернулся от девочки.
— Эка невидаль — коленка! Вот плакса! — крикнул он, проезжая мимо школьников.
— Иди к нам! — позвали они.
Витя подошёл к ним. Взявшись за руки, все трое весело заскользили по льду. А девочка сидела на скамейке, тёрла ушибленную коленку и плакала.

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
— Почему ты не ешь? — спросил его Коля.
— Завтрак потерял…
— Плохо, — сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. — До обеда далеко ещё!
— А ты где его потерял? — спросил Миша.
— Не знаю… — тихо сказал Витя и отвернулся.
— Ты, наверно, в кармане нёс, а надо в сумку класть, — сказал Миша.

А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
— Бери, ешь!

С обака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.
В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
— Как вам не стыдно!
— А что стыдно? Мы ничего не делали! — удивились мальчики.
— Вот это и плохо! — гневно ответила женщина.

У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:

— Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:

Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:

А Катя вздохнула и говорит:

— Мама-то позволила, а брата я не спросила.

— Ну что ж, спроси ещё у брата, — говорит Лена. Приходит Катя на другой день.

— Ну что, позволил брат? — спрашивает Лена.

— Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

— Я осторожненько, — говорит Лена.

— Смотри, — говорит Катя, — не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.

— Мне, — говорит Лена, — только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.

— Это много, — говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала. Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:

— Не надо, — отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает:

— Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?

— А почему же ты у своей подружки не взяла? Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:

— Я ей давала, а она не берёт. Посмотрел учитель на обеих:

— Надо так давать, чтобы можно было взять.

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.

В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

— А что стыдно? Мы ничего не делали! — удивились мальчики.

— Вот это и плохо! — гневно ответила женщина.

ОСЕЕВА. ЧЕГО НЕЛЬЗЯ, ТОГО НЕЛЬЗЯ

Один раз мама сказала папе:

И папа сразу заговорил шепотом.

С тех пор Таня никогда не повышает голос; хочется ей иногда покричать, покапризничать, но она изо всех сил сдерживается. Еще бы! Уж если этого нельзя папе, то как же можно Тане?

Нет уж! Чего нельзя, того нельзя!

Мама принесла Тане новую книгу.

— Когда Таня была маленькой, ей читала бабушка; теперь Таня уже большая, она сама будет читать бабушке эту книгу.

— Садись, бабушка! — сказала Таня. — Я прочитаю тебе один рассказик.

Таня читала, бабушка слушала, а мама хвалила обеих:

— Вот какие умницы вы у меня!

Было у матери три сына — три пионера. Прошли годы. Грянула война. Провожала мать на войну трех сыновей — трех бойцов. Один сын бил врага в небе. Другой сын бил врага на земле. Третий сын бил врага в море. Вернулись к матери три героя: летчик, танкист и моряк!

Каждый вечер папа брал тетрадку, карандаш и подсаживался к Тане и бабушке.

— Ну, какие ваши достижения? — спрашивал он.

Папа объяснил Тане, что достижениями называется все то хорошее и полезное, что сделал за день человек. Танины достижения папа аккуратно записывал в тетрадку.

Однажды он спросил, как обычно держа наготове карандаш:

— Таня мыла посуду и разбила чашку, — сказала бабушка.

— Папа! — взмолилась Таня. — Чашка была плохая, она сама упала! Не стоит писать о ней в наши достижения! Напиши просто: Таня мыла посуду!

— Хорошо! — засмеялся папа. — Накажем эту чашку, чтобы в следующий раз, при мытье посуды, другая была осторожней!

В детском саду было много игрушек. По рельсам бегали заводные паровозы, в комнате гудели самолеты, в колясках лежали нарядные куклы. Ребята играли все вместе, и всем было весело. Только один мальчик не играл. Он собрал около себя целую кучу игрушек и охранял их от ребят.

— Мое! Мое! — кричал он, закрывая игрушки руками.

Дети не спорили — игрушек хватало на всех.

— Как мы хорошо играем! Как нам весело! — похвалились ребята воспитательнице.

— А мне скучно! — закричал из своего угла мальчик.

— Почему? — удивилась воспитательница. — У тебя так много игрушек!

Но мальчик не мог объяснить, почему ему скучно.

— Да потому, что он не игральщик, а сторож, — объяснили за него дети.

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.

— Дели по одному, — строго сказал Миша.

Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.

Миша смерил глазами кучки:

— Ровно. Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

— Рассыпчатые! Сладкие! — говорил Миша.

— Угу! — отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку — она жевала корочку черного хлеба.

Толя часто прибегал со двора и жаловался, что ребята его обижают.

— Не жалуйся, — сказала однажды мать, — надо самому лучше относиться к товарищам, тогда и товарищи не будут тебя обижать!

Толя вышел на лестницу. На площадке один из его обидчиков, соседский мальчик Саша, что-то искал.

— Мать дала мне монетку на хлеб, а я потерял ее, — хмуро пояснил он. — Не ходи сюда, а то затопчешь!

Толя вспомнил, что сказала ему утром мама, и нерешительно предложил:

Мальчики стали искать вместе. Саше посчастливилось: под лестницей в самом уголке блеснула серебряная монетка.

— Вот она! — обрадовался Саша. — Испугалась нас и нашлась! Спасибо тебе. Выходи во двор. Ребята не тронут! Я сейчас, только за хлебом сбегаю!

Он съехал по перилам вниз. Из темного пролета лестницы весело донеслось:

Дядя сел на чемодан и открыл записную книжку.

— Ну, что кому привезти? — спросил он.

Ребята заулыбались, придвинулись ближе.

— А мне. А мне. — Ребята наперебой заказывали, дядя записывал.

Один Витя молча сидел в сторонке и не знал, что попросить. Дома у него весь угол завален игрушками. Там есть и вагоны с паровозом, и автомобили, и подъемные краны. Все-все, о чем просили ребята, уже давно есть у Вити. Ему даже нечего пожелать. А ведь дядя привезет каждому мальчику и каждой девочке новую игрушку, и только ему, Вите, он ничего не привезет.

— Что же ты молчишь, Витюк? — спросил дядя.

— У меня. все есть. — пояснил он сквозь слезы.

У маленькой девочки заболела мама. Пришел доктор и видит — одной рукой мама за голову держится, а другой игрушки прибирает. А девочка сидит на своем стульчике и командует:

Подняла мама с пола кубики, сложила их в коробку, подала дочке.

— А куклу? Где моя кукла? — кричит опять девочка.

Посмотрел на это доктор и сказал:

— Пока дочка не научится сама прибирать свои игрушки, мама не выздоровеет!

Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал.

— Кто наказал его? — спросила соседка.

— Он сам наказал себя, — ответила мама.

Большую черную собаку звали Жук. Два мальчика, Коля и Ваня, подобрали Жука на улице. У него была перебита нога. Коля и Ваня вместе ухаживали за ним, и, когда Жук выздоровел, каждому из мальчиков захотелось стать его единственным хозяином. Но кто хозяин Жука, они не могли решить, поэтому спор их всегда кончался ссорой.

Однажды они шли лесом. Жук бежал впереди. Мальчики горячо спорили.

— Собака моя, — говорил Коля, — я первый увидел Жука и подобрал его!

— Нет, моя, — сердился Ваня, — я перевязывал ей лапу и таскал для нее вкусные кусочки!

Никто не хотел уступить. Мальчики сильно поссорились.

Вдруг из двора лесника выскочили две огромные овчарки. Они бросились на Жука и повалили его на землю. Ваня поспешно вскарабкался на дерево и крикнул товарищу:

Но Коля схватил палку и бросился на помощь Жуку. На шум прибежал лесник и отогнал своих овчарок.

источник

Интересные короткие поучительные рассказы Валентины Осеевой для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:

— Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:

Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:

А Катя вздохнула и говорит:

— Мама-то позволила, а брата я не спросила.

— Ну что ж, спроси ещё у брата, — говорит Лена. Приходит Катя на другой день.

— Ну что, позволил брат? — спрашивает Лена.

— Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

— Я осторожненько, — говорит Лена.

— Смотри, — говорит Катя, — не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.

— Мне, — говорит Лена, — только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.

— Это много, — говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала. Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:

— Не надо, — отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает:

— Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?

— А почему же ты у своей подружки не взяла? Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:

— Я ей давала, а она не берёт. Посмотрел учитель на обеих:

— Надо так давать, чтобы можно было взять.

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.

В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

— А что стыдно? Мы ничего не делали! — удивились мальчики.

— Вот это и плохо! — гневно ответила женщина.

Один раз мама сказала папе:

И папа сразу заговорил шепотом.

С тех пор Таня никогда не повышает голос; хочется ей иногда покричать, покапризничать, но она изо всех сил сдерживается. Еще бы! Уж если этого нельзя папе, то как же можно Тане?

Нет уж! Чего нельзя, того нельзя!

Мама принесла Тане новую книгу.

— Когда Таня была маленькой, ей читала бабушка; теперь Таня уже большая, она сама будет читать бабушке эту книгу.

— Садись, бабушка! — сказала Таня. — Я прочитаю тебе один рассказик.

Таня читала, бабушка слушала, а мама хвалила обеих:

— Вот какие умницы вы у меня!

Было у матери три сына — три пионера. Прошли годы. Грянула война. Провожала мать на войну трех сыновей — трех бойцов. Один сын бил врага в небе. Другой сын бил врага на земле. Третий сын бил врага в море. Вернулись к матери три героя: летчик, танкист и моряк!

Каждый вечер папа брал тетрадку, карандаш и подсаживался к Тане и бабушке.

— Ну, какие ваши достижения? — спрашивал он.

Папа объяснил Тане, что достижениями называется все то хорошее и полезное, что сделал за день человек. Танины достижения папа аккуратно записывал в тетрадку.

Однажды он спросил, как обычно держа наготове карандаш:

— Таня мыла посуду и разбила чашку, — сказала бабушка.

— Папа! — взмолилась Таня. — Чашка была плохая, она сама упала! Не стоит писать о ней в наши достижения! Напиши просто: Таня мыла посуду!

— Хорошо! — засмеялся папа. — Накажем эту чашку, чтобы в следующий раз, при мытье посуды, другая была осторожней!

В детском саду было много игрушек. По рельсам бегали заводные паровозы, в комнате гудели самолеты, в колясках лежали нарядные куклы. Ребята играли все вместе, и всем было весело. Только один мальчик не играл. Он собрал около себя целую кучу игрушек и охранял их от ребят.

— Мое! Мое! — кричал он, закрывая игрушки руками.

Дети не спорили — игрушек хватало на всех.

— Как мы хорошо играем! Как нам весело! — похвалились ребята воспитательнице.

— А мне скучно! — закричал из своего угла мальчик.

— Почему? — удивилась воспитательница. — У тебя так много игрушек!

Но мальчик не мог объяснить, почему ему скучно.

— Да потому, что он не игральщик, а сторож, — объяснили за него дети.

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.

— Дели по одному, — строго сказал Миша.

Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.

Миша смерил глазами кучки:

— Ровно. Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

Читайте также:  Анализ воспитанности детей дошкольного возраста

— Рассыпчатые! Сладкие! — говорил Миша.

— Угу! — отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку — она жевала корочку черного хлеба.

Толя часто прибегал со двора и жаловался, что ребята его обижают.

— Не жалуйся, — сказала однажды мать, — надо самому лучше относиться к товарищам, тогда и товарищи не будут тебя обижать!

Толя вышел на лестницу. На площадке один из его обидчиков, соседский мальчик Саша, что-то искал.

— Мать дала мне монетку на хлеб, а я потерял ее, — хмуро пояснил он. — Не ходи сюда, а то затопчешь!

Толя вспомнил, что сказала ему утром мама, и нерешительно предложил:

Мальчики стали искать вместе. Саше посчастливилось: под лестницей в самом уголке блеснула серебряная монетка.

— Вот она! — обрадовался Саша. — Испугалась нас и нашлась! Спасибо тебе. Выходи во двор. Ребята не тронут! Я сейчас, только за хлебом сбегаю!

Он съехал по перилам вниз. Из темного пролета лестницы весело донеслось:

Дядя сел на чемодан и открыл записную книжку.

— Ну, что кому привезти? — спросил он.

Ребята заулыбались, придвинулись ближе.

— А мне. А мне. — Ребята наперебой заказывали, дядя записывал.

Один Витя молча сидел в сторонке и не знал, что попросить. Дома у него весь угол завален игрушками. Там есть и вагоны с паровозом, и автомобили, и подъемные краны. Все-все, о чем просили ребята, уже давно есть у Вити. Ему даже нечего пожелать. А ведь дядя привезет каждому мальчику и каждой девочке новую игрушку, и только ему, Вите, он ничего не привезет.

— Что же ты молчишь, Витюк? — спросил дядя.

— У меня. все есть. — пояснил он сквозь слезы.

У маленькой девочки заболела мама. Пришел доктор и видит — одной рукой мама за голову держится, а другой игрушки прибирает. А девочка сидит на своем стульчике и командует:

Подняла мама с пола кубики, сложила их в коробку, подала дочке.

— А куклу? Где моя кукла? — кричит опять девочка.

Посмотрел на это доктор и сказал:

— Пока дочка не научится сама прибирать свои игрушки, мама не выздоровеет!

Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал.

— Кто наказал его? — спросила соседка.

— Он сам наказал себя, — ответила мама.

Большую черную собаку звали Жук. Два мальчика, Коля и Ваня, подобрали Жука на улице. У него была перебита нога. Коля и Ваня вместе ухаживали за ним, и, когда Жук выздоровел, каждому из мальчиков захотелось стать его единственным хозяином. Но кто хозяин Жука, они не могли решить, поэтому спор их всегда кончался ссорой.

Однажды они шли лесом. Жук бежал впереди. Мальчики горячо спорили.

— Собака моя, — говорил Коля, — я первый увидел Жука и подобрал его!

— Нет, моя, — сердился Ваня, — я перевязывал ей лапу и таскал для нее вкусные кусочки!

Никто не хотел уступить. Мальчики сильно поссорились.

Вдруг из двора лесника выскочили две огромные овчарки. Они бросились на Жука и повалили его на землю. Ваня поспешно вскарабкался на дерево и крикнул товарищу:

Но Коля схватил палку и бросился на помощь Жуку. На шум прибежал лесник и отогнал своих овчарок.

источник

Один и тот же текст разные ученики читают и понимают по-разному. Каждый видит в нем свое. Для учителя важно довести до сознания ребенка те вещи, которые в силу возраста не видны ему сразу.

В настоящее время существует немало исследований, посвященных проблемам современного урока чтения. Мне хотелось бы поделиться с коллегами своим (пусть еще и небольшим) опытом работы над художественным произведением.

Для анализа я выбрала рассказ В.А. Осеевой «Почему?» Большинство моих учеников (в силу своего возраста, маленького жизненного опыта и небогатого опыта работы с произведением) восприняли идею этого рассказа как назидание. Рассуждая о том, зачем В.Осеева написала этот рассказ, они говорили: «Рассказ написан для того, чтобы другие дети не обманывали родителей», «тайное всегда становится явным». Но ведь при таком понимании идейно-художественного смысла рассказ становится всего лишь иллюстрацией к тому, что уже давно известно: читатель и до знакомства с произведением знает, что лгать нехорошо. В ходе анализа этого произведения я предприняла попытку показать своим ученикам, что автор создал это произведение вовсе не для того, чтобы «дети не обманывали родителей», чтобы «они сразу признавались». Гораздо важнее для Осеевой раскрыть внутренний мир героя, его мысли и переживания, показать, как изменяется герой, когда в его душе «просыпается» голос совести. Для этого я использовала такие приемы анализа текста, как сопоставление авторского текста с намеренно искаженным вариантом с целью оправдания авторского выбора, сопоставление картины природы и душевного состояния главного героя. Глубинный смысл произведения Осеева выражает многообразными выразительными средствами: интонацией, прерывистостью и плавностью речи персонажей, особым подбором слов. Мои ученики попытались, к примеру, показать, что в предложении «Это. Бум!» пропуск многоточия приведет к изменению интонации, а значит, к изменению смысла читаемого и восприятия поступка героя.
В ходе предварительной подготовки мною были поставлены следующие цели урока:

1. Дать представление о том, что каждая деталь в художественном произведении имеет свой смысл и помогает понять все произведение.

2. Показать, что в центре данного произведения – человек. Научить разбираться в том, как писательница изображает человека, как открывает нам то, что скрыто от глаз: мысли и чувства персонажей, черты их характера.

3. Научить детей отыскивать в произведении глубинный смысл – подтекст.

Этому произведению я посвятила два урока. На первом уроке состоялось первичное знакомство с рассказом.
После прочтения первой части ученики высказывали свое мнение о главном герое, а также предположили, каким может оказаться продолжение рассказа. Суждения учащихся фиксировались на аудиокассету. Второй урок был полностью посвящен анализу рассказа.

Учитель. Сегодня мы будем работать с текстом рассказа В.А. Осеевой «Почему?» Первое знакомство с произведением произошло у нас на прошлом уроке чтения. Но ведь при первичном чтении трудно все понять, все осознать. Поэтому настоящие читатели всегда возвращаются к прочитанному. Вот мы и попробуем сегодня сделать маленький шаг к такому настоящему чтению, попробуем в известном тексте открыть для себя что-то новое. Сейчас я предлагаю вам вернуться к прошлому уроку и послушать ваше мнение о главном герое.

Выслушиваются высказывания детей, которые сводятся в основном к тому, что ученики осуждают поступок главного персонажа, называют его «обманщиком и предателем», жалеют собаку и маму.

– Какой-то непривлекательный получился у нас герой. Давайте теперь обратимся к тексту и попытаемся понять главного героя: какой он человек, какой у него характер? Заодно посмотрим, изменится ли ваше отношение к мальчику. У каждого на столе лежит отрывок из рассказа, в котором я кое-что изменила. Прочитайте этот отрывок.

Отрывок взят из первой части рассказа. Начинается со слов: «Стол выскользнул из моих рук». Заканчивается словами: «Он немножечко подпрыгнул. и лапами. «

– А теперь сравним этот отрывок с текстом рассказа. Что я изменила или пропустила?

Изменения фиксируются на доске заранее подготовленными карточками с выдержками из произведения.

Дети. Вы вместо «тихонько сполз» написали «встал».

У. Но ведь и так все понятно. Попробуйте изобразить, как главный герой встал (показывает один ученик) и как он тихонько сполз (показывает другой ученик). Есть разница?

Д. Есть. Встал – значит, он ничего не боится и делает это уверенно. А когда мальчик тихонько сползает, значит, он понимает, что натворил, и делает это неуверенно, боязливо.

У. Как точно вы подметили, к чему может привести замена всего лишь нескольких авторских слов! Давайте искать дальше.

Д. Вы пропустили слова: «сердце замерло, язык заплетался, колени у меня дрожали, уши мои горели».

У. Но мы и без этих слов понимаем, что мальчик обманул маму.

Д. Если пропустить эти слова, то получается, что герою просто и легко обмануть маму, свалить вину на собаку. Делает он это без стыда, не стесняясь. А вот с этими словами мы понимаем, что мальчик обманывать не умеет.

У. А ведь можно даже предположить (Осеева не пишет об этом), что обманывает мальчик в первый раз, что раньше ему не приходилось этого делать. Ребята, если бы Осеева хотела показать главного героя ловким обманщиком и предателем, стала бы она писать эти слова?

Д. Наверное, нет.
– А еще вы не поставили многоточие в предложении » Это. это. Бум». Без многоточия получается, что мальчику нетрудно обвинить своего друга. А с многоточием получается, что мальчик волнуется, с первого раза ему даже не удается произнести кличку собаки.

У. Молодцы, ребята! А можно ли теперь догадаться, как относится писательница к своему герою?

Д. Мне кажется, что ей жалко мальчика. Да, он обманывает, но делает это неумело.

У. Но почему же все-таки мальчик не признался сразу.

Мнения детей разделились. Одни считали, что мама мальчика накажет за разбитую чашку. Другие утверждали, что герой очень сильно испугался, поэтому и не признался.

Д. Я думаю, что мальчик не признался не потому, что мама его накажет. Вот здесь написано: » . мама никогда не наказывала меня за что-нибудь нечаянное. » Он просто испугался, поэтому и не признался сразу.
– А я думаю, что он не признался, потому что чашка была папиной.

У. Перечитайте, как пишет об этом Осеева.

Д. «. ведь с тех пор, как папа умер, мы с мамой так берегли каждую его вещь. » и «. но мама так берегла все папино. «

У. Получается, что и в первой части рассказа В.Осеева пишет: «. так берегли», и во второй части снова повторяет: «. так берегла». Выходит, автор повторяет одно и то же. Зачем? Может, попробуем обойтись и без слова «так»? Читаем, что получится без слова «так».

– Все понятно? Ничего не изменилось?

Д. Да, все понятно.
– Нет, без слова «так» мы не поймем, что чашка была очень, очень дорога маме и сыну. Ведь фотография и чашка – это все, что осталось от папы.

У. Вот вы и доказали, каким важным в произведении может оказаться всего лишь одно слово! Как вы считаете, мама догадалась, кто разбил чашку? Ведь она была на кухне и ничего не видела?

Д. Взрослые всегда могут догадаться, что их обманывают.

У. А в произведении есть слова, по которым мы можем понять, что мама догадалась?

Д. Я думаю, можно понять, что она знает, кто разбил чашку, по ее виду.

Описание внешности мамы фиксируется на доске.

– У нее лицо потемнело, а потом она о чем-то задумалась.
– Когда она сидела за столом, то о чем-то думала. А когда ее сын снова говорит, что чашку разбил не он, а Бум (собака), ее лицо, шея и уши стали розовыми.

У. Как вы думаете, о чем могла думать мама?

Д. Может быть, она думала: «Почему мой сын не может признаться?», «Неужели он станет обманщиком?»

У. А пыталась ли она помочь сыну сказать правду?

Д. Она повторяла два раза: «Ты очень испугался?» А потом: » Если ты нечаянно. «

У. Вы, наверное, заметили, что мама не ругает сына, не кричит. Но она принимает решение, которым ставит сына перед выбором. Что это за решение?

Д. Она сказала сыну, что Бум больше не придет в комнату, что он будет жить в будке.

У. Легко ли было маме принять такое решение?

Д. Я думаю, что нелегко. Ведь и она любит Бума!

У. Во второй части рассказа Осеева приводит описание природы перед дождем. Давайте перечитаем его.

На доске появляются слова: небо потемнело, за окном черно, страшное, тоскливое и пугающее собралось за окном.

– Ребята, а зачем автор приводит это описание природы? Неужели Осеева не умеет писать коротко?

Ученики притихли, задумались. Никто не решается ответить.

– Хорошо. Я вам немного помогу. Представьте, что вам предстоит нарисовать картину природы, которую описала Осеева. Какие краски вы выберете?

Д. Я выберу серые, даже черные краски. Нарисую, как качаются деревья. По небу плывут черные тучи.

У. А теперь прочитаем, что происходит в душе мальчика.

На доске появляются слова: «на сердце тяжело», «мурашки пробегали по спине», «вина становилась все больше», «кусал ногти», «утыкался лицом в подушку», «не мог ни на что решиться».

– А какие краски вы выберете, чтобы изобразить душевное состояние героя?

Д. Я выберу темные тона: серые, черные, темно-синие.

У. Вы обратили внимание, что и природу, и состояние души героя вы изобразите темными красками. В природе происходит волнение перед дождем, и главный герой тоже волнуется, мучается, переживает за своего друга. Описание природы помогает сильнее почувствовать переживания мальчика.
Что подтолкнуло мальчика принять решение? Прочитайте об этом.

Д. «И вдруг в мое стекло с силой ударил ветер, крупные капли дождя забарабанили по стеклу. Я вскочил. Босиком, в одной рубашке я бросился к двери и широко распахнул ее.
– Мама! Это я разбил чашку. Это я, я!»

У. Все, что накопилось в природе перед дождем, вырывается наружу. Начинается ливень. Все, что накопилось в душе мальчика, тоже вырывается наружу. Герой признается, что чашку разбил он, а не Бум. Ребята, а почему мальчик все-таки признается? Что не давало ему покоя? Что его так мучило?

Поднимается вверх одна рука.

Д. Совесть не давала ему покоя.

У. Молодец! Именно совесть, которая живет в сердце человека, подсказывает, как правильно жить и правильно поступать. Я думаю, что в жизни очень важно научиться прислушиваться к голосу совести. Скажите, изменилось ли ваше отношение к главному герою? Что теперь вы можете о нем сказать?

Д. Сначала мальчик мне не понравился, потому что по его вине страдал Бум. А теперь я думаю, что у героя сильный характер, потому что он смог сказать маме правду. Мальчик не смог бы жить спокойно, зная, что Буму плохо из-за него.
– А мне было жалко и маму, и Бума, и даже мальчика, когда он мучался, переживал за собаку.

У. Я согласна с вами, ребята. А еще я хочу вам сказать, что каждый человек имеет право на ошибку. Главное, уметь вовремя найти правильное решение, исправить ее. И еще. Может быть, вернувшись к этому рассказу через некоторое время, вы откроете в нем для себя то, о чем мы сегодня не говорили. Я буду очень рада, если вы поделитесь с нами своими мыслями.

источник