Меню Рубрики

Особые дети прикладной анализ поведения

В данном посте есть статья об особенностях метода и несколько видео, на которых можно посмотреть как это происходит в реале.

На сегодняшний день одним из самых эффективных методов коррекции аутизма является поведенческая терапия или метод прикладного анализа поведения ABA (Applied behavior analysis).

АВА‑терапия — это интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения. АВА как научная дисциплина изучает влияние факторов в окружающей среде на поведение и манипулирует этими факторами, чтобы изменить поведение человека.

Метод АВА для работы с детьми с аутизмом впервые был использован доктором Иваром Ловаасом (Іvar Lovaas) и его коллегами из Калифорнийского университета в Лос‑Анджелесе в 1963 году. В основу была взята идея, что любое поведение влечет за собой некоторые последствия, и если ребенку последствия нравятся, он будет это поведение повторять, а если не нравятся, то не будет.

При этом подходе все сложные навыки, включая речь, творческую игру, умение смотреть в глаза и другие, разбиваются на мелкие блоки — действия. Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие. Взрослый не пытается давать инициативу ребенку, а достаточно жестко управляет его деятельностью. Правильные действия закрепляются до автоматизма, неправильные — строго пресекаются. Для достижения желаемого поведения используют подсказки и стимулы, как положительные, так и отрицательные. Закрепленным навык считается только тогда, когда ребенок сможет выполнять это действие без ошибок в 80 процентах ситуаций вне зависимости от того, в какой атмосфере и кем было дано задание.

В рамках обучающей программы по методике АВА ребенок всегда ведомый, его свобода и инициативность ограничены выбором обучающего взрослого. Для каждого ребенка составляется индивидуальный план поэтапного развития. Ребенок может осваивать одновременно два‑три не связанных между собой навыка, педагогом выстраивается четкая система усложнения и поэтапного освоения все новых и новых навыков.

Конечная цель АВА — дать ребенку средства осваивать окружающий мир самостоятельно.

В арсенале АВА несколько сотен программ, среди них невербальная и вербальная имитация, общая и мелкая моторика, понимание языка, называние предметов, называние действий, классификация предметов, «покажи, как ты. «, местоимения, ответы на вопросы «Что?», «Кто?», «Где?», «Когда?», «Как?», употребление «да» и «нет», и других. Среди программ более высокого уровня — «Скажи, что будет, если. » (предугадывает исход действия), «Расскажи историю», «Делай как (имя сверстника)», «Позови (имя сверстника) играть».

В АВА‑терапии существуют несколько терапевтических моделей, рассчитанных для раннего детства (от 1,5‑3,5 лет), дошкольного и школьного возраста, подростков и взрослых.

В раннем возрасте коррекция нежелательного поведения наиболее эффективна, так как такое поведение еще не успело закрепиться, а взрослому проще справиться с ребенком в случае направленной агрессии или самоагрессии ребенка с аутизмом.

Программа раннего вмешательства должна быть интенсивной — от 30 до 40 часов в неделю, чтобы ребенок смог усвоить необходимые навыки поведения и преодолеть отставание в развитии.

Специалист по АВА первоначально определяет поведенческую проблему ребенка, затем проводит «измерения» (изучает и наблюдает поведение), в результате которых производится оценка и вырабатывается стратегия обучения («вмешательство»).

Во время обучения по системе АВА с ребенком ежедневно занимается несколько специалистов разной направленности (дефектолог по поведенческим навыкам, музтерапевт, арттерпевт), а контроль осуществляет супервизор — специалист по методике. Специалисты последовательно занимаются с ребенком на протяжении двух‑трех часов (делая за это время пять‑шесть программ), на протяжении одного дня с ребенком могут последовательно работать два‑три специалиста, и ребенок получает пять‑шесть часов в день. Все действия по программам записываются в общий журнал работы с ребенком, координируя действия специалистов.

AВА может выполняться на дому, в учебном заведении, в детском кружке. Занятия могут быть индивидуальными и групповыми — в маленьких группах (два‑три человека) и больших (пять‑десять человек).

Количество часов в учебной программе может варьироваться в зависимости от потребностей и возможностей. Среднее количество часов в программе АВА — 20 часов в неделю. Минимальное количество часов в АВА‑программе — шесть часов в неделю, максимальное — 40.

Важно, чтобы родители ребенка были неотъемлемой часть команды работающей с ребенком, воспитывали ребенка на основе поведенческих принципов обучения и помогали ему обобщить все навыки, которые он выучил в программе.

Для детей дошкольного возраста вне зависимости от уровня развития навыков рекомендуется обучение в системе спецобразования. Обучение на дому может быть ограниченной средой, в которой ребенок не сможет выучить такие важные навыки, как нахождение в группе сверстников, обучение в группе, общение с различными людьми.

Частично обучение может остаться индивидуальным, в особенности для детей с низким уровнем речевых навыков или для детей, которые ранее не обучались и не научились взаимодействовать со взрослыми.

При всей строгости обучающей программы методика АВА подходит для тяжелых форм аутизма, синдрома Дауна и тяжелых форм интеллектуальной недостаточности.

Выбор именно этой методики оправдан, если поведение ребенка не поддается контролю со стороны близких, он не реагирует на просьбы и запреты, не откликается на имя, не стремится к коммуникации, не имеет речи или речь развита настолько слабо, что ребенок может с трудом (или не может) выразить свои мысли и желания.

Занятие 3. Как это начиналось. Протест. Ор. (2 февраля 2016 г):

источник

Это подборка книг для тех, кто интересуется методом прикладного анализа поведения (АВА), учится или планирует учиться на специалиста АВА.

Прикладной анализ поведения (англ. Applied behavior analysis, ABA) — это научная дисциплина, которая предполагает использование современной поведенческой теории научения для изменения поведения.
Поведенческие аналитики отвергают использование гипотетических конструктов, но фокусируются на объективно наблюдаемых отношениях (зависимостях) поведения от окружающей среды. Методы АВА могут быть использованы для изменения поведения только после функциональной оценки связей (зависимостей) между целевым поведением и окружающей средой. ABA включает в себя как прикладные методы поведенческого вмешательства, так и фундаментальные исследования принципов, формирующих и поддерживающих человеческое поведение.

Данная книга является первым пособием на русском языке, в котором подробно изложены основные принципы прикладного анализа поведения (ABA): усиления, ослабления и гашения поведения. Данные принципы применяются в коррекции проблемного поведения и формировании социально приемлемого поведения. Книга также описывает стратегии обучения навыкам ребенка с особенностями развития: метод блоков, пошаговый анализ заданий, обучение в натуральной среде, шейпинг.

Книга будет полезна педагогам, дефектологам, логопедам и родителям, воспитывающим и обучающим особого ребенка (аутизм, умственная отсталость, задержки в развитии, проблемное поведение).

Данная книга является первым пособием на русском языке, в котором подробно изложены основные принципы прикладного анализа поведения (ABA): усиления, ослабления и гашения…

Во всем мире для помощи детям с аутизмом более полувека успешно используются научно обоснованные методы ABA (Applied Behavior Analisis), или прикладного анализа поведения. Настоящее издание — первое в России, которое системно рассказывает о прикладном анализе поведения и позволяет читателям познакомиться с одним из наиболее эффективных его направлений — анализом вербального поведения.
Роберт Шрамм, сертифицированный специалист в области; ABA, снабжает родителей методами и техниками, которые помогут скорректировать любое нежелательное поведение ребенка вне зависимости от тяжести расстройства, понять, как следует контролировать процесс обучения ребенка новым навыкам и как позволить ему стать более успешным в жизни.

Издание адресовано родителям и заинтересованным специалистам.

Во всем мире для помощи детям с аутизмом более полувека успешно используются научно обоснованные методы ABA (Applied Behavior Analisis), или прикладного анализа поведения.…

Прикладной поведенческий анализ, или АВА-терапия, успешно используется для улучшения жизни людей с аутизмом. Аккуратное и систематическое применение поведенческих принципов способно эффективно развить значимые виды поведения — познавательные способности, речь, социальное взаимодействие, адаптивные навыки и практические умения. Кроме того, используя эти принципы, поведенческие аналитики успешно снижают проблемное поведение, которое либо опасно, либо мешает человеку полноценно участвовать в жизни семьи и общества.
Предлагаемое вам руководство разработано и написано руководителями международной компании Autism Partnership, одной из старейших научных и экспериментальных групп, внедривших АВА для модификации поведения детей и подростков с аутизмом и создания учебных программ для их развития.
Первая часть книги посвящена построению интенсивной поведенческой терапии, с предложением программ по преодолению неприемлемого поведения: истерик, аутостимуляций, проблем сна, нарушений пищевого поведения, гигиенических проблем, а также с описанием принципов и примеров обучения игре и социальным навыкам.
Во второй части содержится описание метода обучения отдельными блоками (DTT) и 57 учебных программ с примерами, начиная от построения сотрудничества и невербальной имитации и до обучения гигиеническим навыкам, навыкам самопомощи и начальным академическим навыкам.
Рекомендуем для специалистов, занимающихся обучением детей с РАС, супервизоров, АВА-терапевтов, родителей и студентов дефектологических, психологических и педагогических факультетов.
Все программы адаптированы для обучения на русском языке.

Прикладной поведенческий анализ, или АВА-терапия, успешно используется для улучшения жизни людей с аутизмом. Аккуратное и систематическое применение поведенческих принципов…

источник

Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (АВА). Принципы коррекции проблемного поведения и стратегии обучения детей с расстройствами аутического спектра и другими особенностями развития.
Данная книга является первым пособием на русском языке, в котором подробно изложены основные принципы прикладного анализа поведения (ABA): усиления, ослабления и гашения поведения. Данные принципы применяются в коррекции проблемного поведения и формировании социально приемлемого поведения. Книга также описывает стратегии обучения навыкам ребенка с особенностями развития: метод блоков, пошаговый анализ заданий, обучение в натуральной среде, шейпинг.
Книга будет полезна педагогам, дефектологам, логопедам и родителям, воспитывающим и обучающим особого ребенка (аутизм, умственная отсталость, задержки в развитии, проблемное поведение).

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей подборкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Новые рецензии Дата Рейтинг
Mixonec 20.01.2019
Черенова Юлия 18.07.2018 +1
evgenia_kuzmich 14.10.2014 +10
Римская Татьяна Олеговна 22.08.2014
Бекеева Жанна 08.05.2014 +1

Данная книга написана с умом,эта книга в которой вас с первых страниц учат и вводят в курс дела. Эта книга учит. Очень много дельных примеров,советов и т.д. Эта книга не скучна своим обднообразием. В ней нет воды,которая перетекает из одной главы в другую. Хочу заметить что нет на первых же страницах-хвалебных глав в свой адрес,какие авторы и кто они такие. Как у других. А кстати зря-нужно бы себя хвалить))) Это вообще первые люди,которые открывают завесу решения проблем детей. особых.

С трепетом и удовольствием который день изучаю эту книгу. Про ABA до этого слышала только. К моему удивлению, в этой книге про прикладной анализ поведения говорится очень простым, понятным языком. Главы — короткие, по существу, без лишней воды и разглагольствований.

Не могу оценить эту работу с профессиональной точки зрения и до конца еще не дочитала. Но в процессе чтения ощущение появляется, будто тебе пелену с глаз снимают.

Например, оказывается, непоследовательность действий родителей.

С трепетом и удовольствием который день изучаю эту книгу. Про ABA до этого слышала только. К моему удивлению, в этой книге про прикладной анализ поведения говорится очень простым, понятным языком. Главы — короткие, по существу, без лишней воды и разглагольствований.

Не могу оценить эту работу с профессиональной точки зрения и до конца еще не дочитала. Но в процессе чтения ощущение появляется, будто тебе пелену с глаз снимают.

Например, оказывается, непоследовательность действий родителей в ситуации попыток отучить ребенка засыпать только вместе с мамой (один день легли вместе, другой день — ждали 20 минут, пока не перестанет плакать и не сдались, на третий день ждали 30 минут, на четвертый сразу решили спать вместе) — это не что иное, как варьирующийся режим усиления поведения. Т.е. родители сами себе роют яму, даже не подозревая об этом, т.к. подкрепление желаний ребенка в режиме варьирующегося интервала чрезвычайно сложно ослабить.

Мне кажется, эту книгу обязательно (!) нужно читать ВСЕМ родителям, а не только родителям детей с особенностями. Многих ошибок удалось бы избежать Скрыть

источник

Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения

Данная книга является первым пособием на русском языке, в котором подробно изложены основные принципы прикладного анализа поведения (ABA): усиления, ослабления и гашения поведения. Данные принципы применяются в коррекции проблемного поведения и формировании социально приемлемого поведения. Книга также описывает стратегии обучения навыкам ребенка с особенностями развития: метод блоков, пошаговый анализ заданий, обучение в натуральной среде, шейпинг. Книга будет полезна педагогам, дефектологам, логопедам и родителям, воспитывающим и обучающим особого ребенка (аутизм, умственная отсталость, задержки в развитии, проблемное поведение).

Читайте также:  Анализ адаптации детей первой младшей группы

Оценка вех развития вербального поведения и построение индивидуального плана вмешательства– VB-MAPP

VB-MAPP (на русском языке) является инструментом для тестирования и оценки начальных навыков детей с аутизмом или другими отклонениями в развитии. VB-MAPP основан на анализе речевого поведения Скиннера, и является основой для выделения целей обучения в программе АВА, выбора методов обучения и мониторинга прогресса.

Система общения при помощи обмена карточками (The PictureExchange Communication System; сокращенно – PECS), Теревинф, 2002.

В книге (на русском языке) представлены подробные инструкции по применению системы общения при помощи обмена карточками. Руководство начинается с описания принципа пирамиды в обучении, на основе которого разработаны все занятия PECS. Описание каждого из шести этапов обучения целенаправленному общению включает обоснование, шаги обучения, ответы на часто задаваемые вопросы, полезные советы и образцы таблиц для записи данных.

Детский аутизм и АВА. ABA: терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения. Рама Паблишинг, 2013 г.

Настоящее издание (на русском языке) рассказывает о прикладном анализе поведения и позволяет читателям познакомиться с одним из наиболее эффективных его направлений — анализом вербального поведения.

За стеной. Личный опыт: аутизм и синдром Аспергера (2014)

Центр реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир» представляет книгу Стивена Шора «За стеной. Личный опыт: аутизм и синдром Аспергера», которая была издана специально к 2 апреля 2014, всемирному дню распространения информации о проблемах аутизма. Стивен Шор – один из самых ярких представителей сообщества взрослых людей с аутизмом. Этот уникальный человек прошел путь от ребенка с диагнозом «аутизм» до университетского профессора. Он работает с детьми, выступает за лучшее качество жизни для людей с аутизмом, путешествует с докладами и лекциями. Много лет Стивен Шор является членом попечительского совета Американского общества аутизма. Автобиографическая книга «За стеной», описывающая его жизненный путь, стала бестселлером, переведенным на множество языков. На русский язык было переведено второе издание книги, вышедшее в 2003 году.

Functional Behavioral Assessment, Diagnosis, and Treatment: A Complete System for Education and Mental Health Settings, Springer Publishing Company, 2 edition.(2010).

Данное руководство содержит методы проведения оценки и коррекции нежелательного поведения, такого как агрессия, членовредительство, стереотипное поведение, истерики, и др. Данный учебник показывает, каким образом с помощью коррекционных методов, применяемых на основе функции поведения можно эффективно уменьшить нежелательное поведение.

Bringing ABA into Your Inclusive Classroom: A Guide to Improving Outcomes for Students With Autism Spectrum Disorders. Paul H Brookes Pub Co, 1 edition. (2010).

Данное руководство содержит наиболее современные методы инклюзии детей с аутизмом, основанные на Прикладном Анализе Поведения.

Behavior Analysis for Lasting Change. Sloan Educational Publishing; 2 edition. (2011).

Данный учебник (на английском языке) является пособием для подготовки к сертификационному экзамену. В учебнике содержатся практические примеры применения принципов и концепций Прикладного анализа поведения, а также дополнительные темы, необходимые для изучения

Strategies and Tactics of Behavioral Research. Routledge; 3 edition (2008).

Данное руководство (на английском языке) содержит описание стратегий постоения эксперимента с одним участником и описание методов и процедур, применяемых исследователями для проведения поведенческого эксперимента.

Applied behavior analysis, 2nd ed. Upper Saddle River, N.J. Pearson Prentice Hall. (2007).

Данный учебник (на английском языке) является основным пособием для подготовки к сертификационному экзамену. Учебник построен на основе Перечня задач поведенческого аналитика, 3-е издание — BCBA® BCaBA® Behavior Analyst Task List – Third Edition, и содержит все темы, которые включены в сертификационный экзамен от ВАСВ. Учебник содержит более 1400 ссылок на основные источники поведенческой литературы, в том числе на классические и современные исследования, глоссарий из более 400 технических терминов и понятий, более 100 графиков, отображающих исходные данные из экспертных исследований, подробные описания процедур сбора данных, процедур терапевтического вмешательства и анализа эффективности.

Ethics for Behavior Analysts. Nahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, Inc, BEHAVIOR ANALYST (2005).

Данное пособие (на английском языке) содержит все основополагающие этические принципы и нормы дисциплины Прикладного Анализа Поведения. Учебник содержит описание руководящих этических принципов, а также описание клинических случаев и вопросов, возникающих в процессе практики в АВА. Знание этических принципов является обязательным для прохождения сертификационного экзамена BCBA® BCaBA®

2-й Рощинский проезд,дом 8, строение 4 115419 Москва, Российская Федерация

+7 (495) 231-46-79 +7 (495) 780-00-98 +7 (495) 723-72-95

Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения Бахрах-М Данная книга является первым пособием на русском языке, в котором подробно изложены основные принципы прикладного анализа поведения (ABA): усиления, ослабления и гашения поведения. Данные принципы применяются в коррекции проблемного поведения и формировании социально приемлемого поведения. Книга также описывает стратегии обучения навыкам ребенка с особенностями развития: метод блоков, пошаговый анализ заданий, обучение в натуральной среде, шейпинг. Книга будет полезна педагогам, дефектологам, логопедам и родителям, воспитывающим и обучающим особого ребенка (аутизм, умственная отсталость, задержки в развитии, проблемное поведение).

Автор(ы) Мелешкевич Ольга,Эрц Юлия Редактор(ы) Кинжалеева М. Издательство Бахрах-М ISBN 978-5-946-48-109-0 Количество страниц 208 Упаковка обл — мягкий переплет (крепление скрепкой или клеем) Иллюстрации Черно-белые Масса 278 Размеры 245x170x15

Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения Мелешкевич Ольга,Эрц Юлия Данная книга является первым пособием на русском языке, в котором подробно изложены основные принципы прикладного анализа поведения (ABA): усиления, о

С трепетом и удовольствием который день изучаю эту книгу. Про ABA до этого слышала только. К моему удивлению, в этой книге про прикладной анализ поведения говорится очень простым, понятным языком. Главы — короткие, по существу, без лишней воды и разглагольствований.

Не могу оценить эту работу с профессиональной точки зрения и до конца еще не дочитала. Но в процессе чтения ощущение появляется, будто тебе пелену с глаз снимают.

Например, оказывается, непоследовательность действий родителей.

С трепетом и удовольствием который день изучаю эту книгу. Про ABA до этого слышала только. К моему удивлению, в этой книге про прикладной анализ поведения говорится очень простым, понятным языком. Главы — короткие, по существу, без лишней воды и разглагольствований.

Не могу оценить эту работу с профессиональной точки зрения и до конца еще не дочитала. Но в процессе чтения ощущение появляется, будто тебе пелену с глаз снимают.

Например, оказывается, непоследовательность действий родителей в ситуации попыток отучить ребенка засыпать только вместе с мамой (один день легли вместе, другой день — ждали 20 минут, пока не перестанет плакать и не сдались, на третий день ждали 30 минут, на четвертый сразу решили спать вместе) — это не что иное, как варьирующийся режим усиления поведения. Т.е. родители сами себе роют яму, даже не подозревая об этом, т.к. подкрепление желаний ребенка в режиме варьирующегося интервала чрезвычайно сложно ослабить.

Мне кажется, эту книгу обязательно (!) нужно читать ВСЕМ родителям, а не только родителям детей с особенностями. Многих ошибок удалось бы избежать Скрыть

Где купить эту книгу? В обычном магазине или через Интернет? Заказывайте в Лабиринте ! У нас Вы можете купить книгу дешевле. а получить быстрее, чем где бы то ни было. Сделать правильный выбор Вам помогут рецензии покупателей, а также дополнительные материалы: отрывки. фото и иллюстрации .

Внимание!
Если Вы обнаружили ошибку в описании книги Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (авторы Ольга Мелешкевич. Юлия Эрц ). пишите об этом в сообщении об ошибке. Спасибо!

Любимый книжный
теперь под рукой:

Следите за акциями и спецпредложениями,
участвуйте в викторинах, опросах и коллективных скидках,
получайте призы!

Скидка 5% уже
на второй заказ

Вход и регистрация в Лабиринт

Авторизируясь в Лабиринте, я подтверждаю, что я старше 18 лет, принимаю условия работы сайта и даю добровольное согласие на обработку своих персональных данных

Мы пришлем вам письмо с постоянным кодом скидки для входа на сайт, регистрироваться для покупок необязательно

Вы получаете его после первой покупки и в каждом письме от нас. По этому номеру мы узнаем вас и расскажем о ваших скидках и персональных спецпредложениях!

Войти через профиль в соцсетях

Занятия по модификации поведения для аутичных детей: руководство для родителей и специалистов (отрывок из книги, что смогли перевести)
http://www.childneurologyinfo.com/education-text-Beha..

Шрамм Роберт. Детский аутизм и АВА. ABA: терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения.
http://www.labirint.ru/books/374195/

Мелешкевич, Эрц: Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения
http://www.labirint.ru/books/426924/

Барбера Мэри Линч
Детский аутизм и вербально-поведенческий подход
http://www.labirint.ru/books/427917/

Морозова Светлана Аутизм: Коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах
http://vk.com/doc44021504_156093064?hash=c226980426ae..

МакКланнахан. Патрисия Крантц. Расписания для детей с аутизмом

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ МОДИФИКАЦИИ ПОВЕДЕНИЯ ( ОСНОВАНО НА РАБОТЕ ИВАРА ЛОВААСА)
http://sockart.ru/upload/iblock/0c0/mflzbovqelagzkpd.

Джулия Варгас: Анализ деятельности учащихся. Методология повышения школьной успеваемости.
http://operant.ru/shop/Julija-vargas-analiz-dejatelno..

Лиф Р. Макекэн Д. Идёт работа Стратегии работы с поведением. Учебный план интенсивной поведенческой терапии при аутизме .
https://vk.com/club117958206
http://www.идётработа.дети

Шоплер Э. Ланзинд М. Ватерc Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей (0-6 лет): Сборник упражнений для специалистов и родителей по программе TEACH
http://pedlib.ru/Books/1/0445/1_0445-9.shtml

Розитта Зюмалла. Обучение и сопровождение детей с аутизмом по программе ТЕАССН. Перевод с немецкого: А. Ладисов, О. Игольников
http://pedlib.ru/Books/6/0042/6_0042-1.shtml

Сара Ньюмен: Игры и занятия с особым ребенком: Руководство для родителей
Подробнее: http://www.labirint.ru/books/102048/

Ольга Рудик
Как помочь аутичному ребенку. Книга для родителей. Методическое пособие
http://www.labirint.ru/books/448396/

Ольга Рудик:
Коррекционная работа с аутичным ребенком. Книга для педагогов. Методическое пособие
http://www.labirint.ru/books/448397/

Хельга Зиннхубер
Как развивается ваш ребенок? Таблицы сенсомоторного развития, игры и упражнения
http://www.labirint.ru/books/193885/

Ромена Августова
В начале было слово. Авторский метод по обучению речи детей с трудностями развития
http://www.labirint.ru/books/477626/

Лариса Нуриева: Развитие речи у аутичных детей. Методические разработки
http://www.labirint.ru/books/102046/

Екатерина Климонтович: Увлекательная логопедия. Учимся понимать речь. Для детей 2,5-4 лет
http://www.labirint.ru/books/352535/

Грэндин, Скариано: Отворяя двери надежды. Мой опыт преодоления аутизма
http://www.labirint.ru/books/324466/

Наоки Хигасида
Почему я прыгаю. Внутренний мир 13-летнего мальчика с аутизмом
http://www.labirint.ru/books/440331/

Донна Уильямс: Никто нигде: удивительная автобиография аутичной девочки
http://www.labirint.ru/books/387698/

Елизавета Мэмми-Заварзина
Приключения другого мальчика. Аутизм и не только
http://www.labirint.ru/books/451505/

Морис Кэтрин: Услышать голос твой. История Триумфа Одной Семьи Над Аутизмом
http://www.childneurologyinfo.com/education-text-let_..

Пол Коллинз: Даже не ошибка. Отцовское путешествие в таинственную историю аутизма
http://www.labirint.ru/books/367499/

Франческа Аппе: Введение в психологическую теорию аутизма
http://www.labirint.ru/books/116002/

Эллен Нотбом: 10 вещей, о которых хотел бы рассказать вам ребенок с аутизмом
http://www.labirint.ru/books/335124/

Патрик Сансон: Психопедагогика и аутизм: опыт работы с детьми и взрослыми
http://www.labirint.ru/books/116004/

Т.П. Медведева: Творческая мастерская для детей и родителей: Социально-психологическая адаптация семьи
http://www.labirint.ru/books/116003/

Алвин, Уорик: Музыкальная терапия для детей с аутизмом
http://www.labirint.ru/books/102038/

Романов А. А. Расстройства поведения и эмоций у детей в целом. Рабочая тетрадь специалиста. Опросники, заключение, рекомендации, перечень игровых задач
http://pedlib.ru/books.php?part=Booksdir=6/0095..

Посицельская, Константинова, Бондарь: Подготовка к школе детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы
http://www.labirint.ru/books/299124/

источник

Когда ребёнок демонстрирует проблемное поведение — истерики, вопли и крики, агрессию — это серьезная проверка родителей на прочность. То, что должны понять мама и папа в первую очередь — поведение ребенка во многом зависит от их собственного поведения. То, что говорят и делают родители — почва как для желательного, так и для нежелательного поведения. Когда проявление желательного или нежелательного поведения происходит, немедленная реакция взрослых определит, станет ли подобное происходить в будущем.


Очень часто родители говорят: «Мой ребенок так себя ведет, потому что у него такой характер», «Мой ребенок так себя ведет, потому что он сегодня не в духе», «Мой ребенок так себя ведет, потому что у него аутизм» и так далее. У всех нас есть склонность объяснять поведение какими-то внутренними причинами, с которыми мы ничего не можем поделать. Однако в реальности очень многие, не все, но очень многие проявления человеческого поведения в значительной степени контролируются факторами внешней среды. Так что в большинстве случаев можно изменить поведение, если изменить контекст, в котором оно сформировалось.

Особенно остро стоит вопрос, если поведение несет угрозу здоровью ребенка, окружающим его людям, мешает обучению и социализации ребёнка, его адаптации к жизни.

Как корректируется нежелательное поведение?

В работе при обучении и коррекции нежелательного поведения детей с аутизмом и другими нарушениями развития все чаще применяется прикладной анализ поведения.

К коррекционным процедурам, основанным на этом научном подходе, можно отнести работу с агрессией и самоагрессией, аутостимулятивным и стереотипным поведением (хождение на носочках, взмахи руками, вокализации и др.), устранение проблем с питанием, туалетом и сном.

Что такое прикладной анализ поведения?

ПАП (прикладной анализ поведения, от англ. applied behavior analysis, АВА) — это метод, представляющий собой практическое приложение бихевиоризма — науки о поведении.

Читайте также:  Анализ адаптации детей к детскому саду

Какие еще обозначения у этого подхода?

Другие обозначения метода — поведенческая терапия, поведенческий анализ, ПАП, АВА и АБА. За последние 5-6 лет в России устоялись следующие сокращенные названия этого метода: АВА (англ.), АБА и ПАП, так что не стоит удивляться, что в Москве прикладной анализ поведения называют ЭйБиЭй, в Новосибирске и Воронеже — ПАП, а в Самаре или Нижнем Новгороде — АБА. Это происходит из-за того, что поведенческая наука и ее прикладные аспекты сфера для нас новая и среди ученых и практиков консенсус по поведенческой терминологии пока не выработан. Поведенческий анализ также один из вариантов обозначения прикладного анализа поведения, а термин поведенческая терапия означает психолого-педагогическую или коррекционную работу, которая основана на методе прикладного анализа поведения.

Какая идея положена в основу метода?

Основная идея науки о поведении — бихевиоризма — базируется на взаимосвязи стимула и ответной реакции. Под стимулом понимается любое воздействие на нас со стороны окружающей среды, а под ответной реакцией — активность организма в самом широком смысле. В понятие «активность» психологи-бихевиористы включают и действия (играть на скрипке, бежать), и реакции вегетативной нервной системы (покраснеть, испытать стресс), и более сложные личные события (мысли и чувства). Говоря простым языком, бихевиоризм рассматривает и изучает нас с вами как организм, который закономерно отвечает на воздействие окружающей среды и на то, какие различные средовые стимулы влияют на наше поведение.

Прикладной анализ поведения ставит своей задачей изучение и анализ причин того или иного поведения, определение и при необходимости изменение стимулов, которые вызывают это поведение.

Как строится план коррекции нежелательного поведения?

На первом этапе определяется цель и целевое поведение. Невозможно скорректировать «ребенок очень агрессивный» — это собственно и не поведение. Но, к примеру, такие частые действия ребенка, как «бьет себя по голове» и «кусает брата» могут быть скорректированы. Коррекция нежелательного поведения в обязательном порядке включает в себя функциональную оценку (наблюдение и сбор данных о причинах возникновения и усиления того или иного вида поведения), построение и реализацию программы коррекции и сбор данных об изменениях в поведении. Поведенческие программы чаще всего реализуются в той среде, где данное поведение обычно проявляется. Одновременно с этим в рамках терапевтического вмешательства ведется усиленное обучение альтернативным и замещающим видам поведения.

На практике: как работает прикладной анализ поведения (ПАП)?

Рассмотрим ситуацию. Первоклассник Витя, которому поставлен диагноз «нарушения эмоциональной сферы», начинает кричать и разбрасывать свои вещи всякий раз, как только на уроке математики учитель Мария Ивановна просит записать цифры в тетрадь.

Конечно, можно сказать, что у Вити диагноз, и это все объясняет. Но Витя уже сидит в классе, и нужно что-то делать с поведением, ведь помимо того, что Витя расстраивается сам, он нарушает порядок, что плохо отражается на учебном процессе в целом.

Теперь посмотрим, как будет выглядеть коррекционная работа, основанная на прикладном анализе поведения.

В первую очередь специалистам необходимо определить желаемые изменения в отношении Вити. Мы хотим, чтобы его плохое поведение на уроке математики прекратилось полностью, или будет достаточно, если Витя перестанет кричать, но продолжит разбрасывать вещи? Или же цель в том, чтобы Витя наполовину снизил частоту крика и разбрасывания вещей? Определив цель работы (поведенческие аналитики и терапевты применяют термин вмешательство), специалисты перейдут к изучению обстоятельств, при которых у Вити возникает проблемное поведение.

Если раз к разу на других уроках он ведет себя хорошо, а кричит и разбрасывает вещи только на уроке математики — скорее всего, именно на уроках математики в окружающей среде существует некий фактор, «запускающий» проблемное поведение Вити.

Далее, если вы осознали, что в целом на уроках математики Витя ведет себя хорошо, однако кричать и разбрасывать вещи начинает в тот момент, когда нужно заполнять таблицу с заданием, то вам, скорее всего, удалось понять то обстоятельство, при котором происходит проблемное поведение Вити, и еще на шаг приблизиться к тому, чтобы выявить причину такого поведения.

Прикладной анализ поведения призывает определить, почему Витя не хочет заполнять таблицу, и позволяет сделать это в конструктивном ключе, то есть не объясняя его нежелание заполнять таблицу заболеванием.

Может быть, Вите сложно заполнять таблицу?

Специалистам предстоит проанализировать, какого рода задания он ранее успешно выполнял и в связи с чем его ученические показатели ухудшились. Если установится взаимосвязь между возрастанием учебной нагрузки и интенсивностью проблемного поведения Вити, скорее всего, возникнет еще одно решение.

А что если специально для Вити упростить таблицу?

В следующий раз учитель попросила мальчика заполнять только часть полей на выбор. После этого проблемное поведение Вити на уроках прекратилось, он перестал кричать и разбрасывать вещи.

Разумным было бы возразить, что Витя таким образом не освоил часть программы, которую освоили другие дети. Это правда. Однако, во-первых, поскольку Витя ребенок с особыми потребностями, его учитель вовремя поняла проблему и скорректировала свои требования к мальчику. Во-вторых, часть заполненной таблицы (причем без крика и истерик) намного лучше, чем незаполненная таблица и сорванный урок, правда?

Следующий шаг в работе учителя — научить Витю заполнять таблицу целиком, и сделать это теперь, когда поведение мальчика перестало быть проблемным, Марии Ивановне будет легче.

Центральная идея прикладного поведенческого анализа — ответить на вопросы:

  • Для чего возникает проблемное поведение?
  • Что его вызывает?
  • Что нужно изменить в среде, чтобы изменилось это поведение?
  • Какие последствия лучше всего предоставлять, чтобы сделать хорошее поведение характерно устойчивым, а плохое свести на нет?

Прикладной анализ поведения работает не только с преодолением проблемного поведения, хотя именно это представляет главную заботу родителей, воспитателей и учителей — ПАП отлично справляется с обучением детей (и взрослых) как нормативных, так и с особенными потребностями.

Специалистами Центра Развития Речи «Говоруша» разработана специальная Программа Коррекции Поведения (ПКП). Прикладной анализ поведения — это одно из направлений данной программы. Какой выбрать подход, психологическое направление или прикладной анализ поведения, в каждом конкретном случае рассматривается индивидуально исходя из особенностей ребенка и семьи в целом.

Приходите к нам! И ваш ребенок СКАЖЕТ вам СПАСИБО!

источник

В данном посте есть статья об особенностях метода и несколько видео, на которых можно посмотреть как это происходит в реале.

На сегодняшний день одним из самых эффективных методов коррекции аутизма является поведенческая терапия или метод прикладного анализа поведения ABA (Applied behavior analysis).

АВА‑терапия — это интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения. АВА как научная дисциплина изучает влияние факторов в окружающей среде на поведение и манипулирует этими факторами, чтобы изменить поведение человека.

Метод АВА для работы с детьми с аутизмом впервые был использован доктором Иваром Ловаасом (Іvar Lovaas) и его коллегами из Калифорнийского университета в Лос‑Анджелесе в 1963 году. В основу была взята идея, что любое поведение влечет за собой некоторые последствия, и если ребенку последствия нравятся, он будет это поведение повторять, а если не нравятся, то не будет.

При этом подходе все сложные навыки, включая речь, творческую игру, умение смотреть в глаза и другие, разбиваются на мелкие блоки — действия. Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие. Взрослый не пытается давать инициативу ребенку, а достаточно жестко управляет его деятельностью. Правильные действия закрепляются до автоматизма, неправильные — строго пресекаются. Для достижения желаемого поведения используют подсказки и стимулы, как положительные, так и отрицательные. Закрепленным навык считается только тогда, когда ребенок сможет выполнять это действие без ошибок в 80 процентах ситуаций вне зависимости от того, в какой атмосфере и кем было дано задание.

В рамках обучающей программы по методике АВА ребенок всегда ведомый, его свобода и инициативность ограничены выбором обучающего взрослого. Для каждого ребенка составляется индивидуальный план поэтапного развития. Ребенок может осваивать одновременно два‑три не связанных между собой навыка, педагогом выстраивается четкая система усложнения и поэтапного освоения все новых и новых навыков.

Конечная цель АВА — дать ребенку средства осваивать окружающий мир самостоятельно.

В арсенале АВА несколько сотен программ, среди них невербальная и вербальная имитация, общая и мелкая моторика, понимание языка, называние предметов, называние действий, классификация предметов, «покажи, как ты. «, местоимения, ответы на вопросы «Что?», «Кто?», «Где?», «Когда?», «Как?», употребление «да» и «нет», и других. Среди программ более высокого уровня — «Скажи, что будет, если. » (предугадывает исход действия), «Расскажи историю», «Делай как (имя сверстника)», «Позови (имя сверстника) играть».

В АВА‑терапии существуют несколько терапевтических моделей, рассчитанных для раннего детства (от 1,5‑3,5 лет), дошкольного и школьного возраста, подростков и взрослых.

В раннем возрасте коррекция нежелательного поведения наиболее эффективна, так как такое поведение еще не успело закрепиться, а взрослому проще справиться с ребенком в случае направленной агрессии или самоагрессии ребенка с аутизмом.

Программа раннего вмешательства должна быть интенсивной — от 30 до 40 часов в неделю, чтобы ребенок смог усвоить необходимые навыки поведения и преодолеть отставание в развитии.

Специалист по АВА первоначально определяет поведенческую проблему ребенка, затем проводит «измерения» (изучает и наблюдает поведение), в результате которых производится оценка и вырабатывается стратегия обучения («вмешательство»).

Во время обучения по системе АВА с ребенком ежедневно занимается несколько специалистов разной направленности (дефектолог по поведенческим навыкам, музтерапевт, арттерпевт), а контроль осуществляет супервизор — специалист по методике. Специалисты последовательно занимаются с ребенком на протяжении двух‑трех часов (делая за это время пять‑шесть программ), на протяжении одного дня с ребенком могут последовательно работать два‑три специалиста, и ребенок получает пять‑шесть часов в день. Все действия по программам записываются в общий журнал работы с ребенком, координируя действия специалистов.

AВА может выполняться на дому, в учебном заведении, в детском кружке. Занятия могут быть индивидуальными и групповыми — в маленьких группах (два‑три человека) и больших (пять‑десять человек).

Количество часов в учебной программе может варьироваться в зависимости от потребностей и возможностей. Среднее количество часов в программе АВА — 20 часов в неделю. Минимальное количество часов в АВА‑программе — шесть часов в неделю, максимальное — 40.

Важно, чтобы родители ребенка были неотъемлемой часть команды работающей с ребенком, воспитывали ребенка на основе поведенческих принципов обучения и помогали ему обобщить все навыки, которые он выучил в программе.

Для детей дошкольного возраста вне зависимости от уровня развития навыков рекомендуется обучение в системе спецобразования. Обучение на дому может быть ограниченной средой, в которой ребенок не сможет выучить такие важные навыки, как нахождение в группе сверстников, обучение в группе, общение с различными людьми.

Частично обучение может остаться индивидуальным, в особенности для детей с низким уровнем речевых навыков или для детей, которые ранее не обучались и не научились взаимодействовать со взрослыми.

При всей строгости обучающей программы методика АВА подходит для тяжелых форм аутизма, синдрома Дауна и тяжелых форм интеллектуальной недостаточности.

Выбор именно этой методики оправдан, если поведение ребенка не поддается контролю со стороны близких, он не реагирует на просьбы и запреты, не откликается на имя, не стремится к коммуникации, не имеет речи или речь развита настолько слабо, что ребенок может с трудом (или не может) выразить свои мысли и желания.

Занятие 3. Как это начиналось. Протест. Ор. (2 февраля 2016 г):

источник

Мелешкевич О., Эрц Ю. Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (АВА): принципы коррекции поблемного поведения и стратегии обучения детей с расстройствами аутистического спектра и другими ос

Данная книга является первым пособием на русском языке, в котором под­робно изложены основные принципы прикладного анализа поведения (ABA): уси­ления, ослабления и гашения поведения. Данные принципы применяются в кор­рекции проблемного поведения и формировании социально приемлемого поведе­ния. Книга также описывает стратегии обучения навыкам ребенка с особенностя­ми развития: метод блоков, пошаговый анализ заданий, обучение в натуральной среде, шейпинг.

Книга будет полезна педагогам, дефектологам, логопедам и родителям, вос­питывающим и обучающим особого ребенка (аутизм, умственная отсталость, за­держки в развитии, проблемное поведение).

I. О чем эта книга и почему мы ее написали. 6

И. Терминология нашей книги. 8

Часть 1. Основополагающие понятия прикладного анализа поведения

Глава 1. Что такое прикладной анализ поведения. 13

Глава 2. Что такое поведение. 16

Глава 3. Как формируется поведение. 19

Глава 4. Что такое окружающая среда. 21

Глава 5. Предшествующие факторы. 23

Глава 6. Последствия поведения. 27

Глава 7. Что мы узнали из первой части книги. 29

Часть 2. Принципы поведения

Глава 1. Принципы поведения. 33

Глава 2. Принцип усиления поведения. 36

Глава 3. Основные характеристики процесса усиления поведения. 40

Глава 4. Виды усилителей. 42

Глава 5. Факторы, влияющие на эффективность усилителя. 44

Глава 6. Режимы усиления поведения. 46

Глава 7. Свойства режимов усиления поведения. 49

Глава 8. Принцип ослабления поведения. 54

Глава 9. Основополагающие характеристики принципа ослабления поведе­
ния. 58

Глава 10. Принцип гашения поведения. 61

Глава 11. Факторы, затрудняющие гашение поведения. 66

Глава 12. Типы поведенческих функций. 67

Глава 13. Что мы узнали из второй части книги. 73

Часть 3. Поведенческий инструментарий

Глава 1. Основные методы поведенческого анализа. 77

Глава 2. Тестирование предпочтений как метод поиска усилителей. 79

Метод «Одиночный стимул». 80

Метод «Попарная оценка предпочтений», или метод Фишера. 80

Метод «Множественный выбор без замещения». 82

Глава 3. Безошибочное обучение с использованием подсказок. 85

Моделирование правильного ответа. 87

Задержка во времени предъявления подсказки. 91

Критерий перехода с одного уровня подсказки на другой. 95

Как определить, какой тип подсказки подходит моему ребенку. 96

Глава 4. Использование визуальных стимулов в процессе обучения. 99

Следование распорядку дня. . 102

Обучение навыкам самообслуживания. 103

Глава 5. Формирование нового поведения. 111

Глава 6. Метод случайного обучения. 115

Подготовка окружающей обстановки. 115

Ожидание проявления инициативы ребенка. 117

Формирование более сложной коммуникационной реакции. 117

Глава 7. Метод пошагового обучения. 120

Глава 8. Процедура обучения навыкам с помощью метода пошагового обу­
чения. 123

Определение базового уровня развития навыка. 123

Способы обучения навыку. 125

Глава 9. Отслеживание прогресса в освоении навыков во время использо­
вания метода пошагового обучения. 130

Глава 10. Метод блоков. 132

Глава 11. Процедура обучения с помощью метода блоков. 135

Определение базового уровня развития навыка. 135

Предъявление инструкции. 136

Последствия правильного и неправильного ответа. 137

Критерий перехода с одного уровня интенсивности подсказки на другой 138
Глава 12. Протокол программы и измерение прогресса в освоении навы­
ков при обучении с помощью метода блоков . 140

Глава 13. Что мы узнали из третьей части книги. 143

Часть 4. Практическое применение прикладного анализа поведения

Глава 1. Как определить начальный уровень развития ребенка. . 147

Глава 2. Выбор целей обучения. 151

Программа для ребенка с глубокой задержкой развития. . 152

Программа для ребенка со средней задержкой развития. . 155

Программа для ребенка с отдельными сложностями в развитии. 156

Глава 3. Как корректировать поведение. 158

Глава 4. Оперативное определение поведения. 161

Глава 5. Способы измерения поведения. 164

Глава 6. Визуальная интерпретация прогресса. 169

Глава 7. Что мы узнали из четвертой части книги. 178

Заключение. 180

Приложение 1. Попарная оценка предпочтений. 185

Приложение 2. Таблица для записи данных в процессе пошагового обуче­-
ния навыку . 187

Приложение 3. Обучение навыку «Складывать полотенце» с помощью пря­
мого способа пошагового обучения . 188

Приложение 4. Обучение навыку «Мыть тарелки» с помощью обратного

способа пошагового обучения. 189

Приложение 5. Обучение навыку «Готовить бутерброд» с помощью тоталь­
ного способа пошагового обучения. 190

Приложение 6. Протокол обучения блоками. 191

Приложение 7. Таблица записи для обучения с помощью метода блоков . 193

Приложение 8. Таблица для построения графика частоты возникновения

Приложение 9. Таблица для построения графика длительности возникно­
вения поведения . 195

Приложение 10. Таблица для построения процента интервалов, в течение

которых возникает поведение. 196

Приложение 11. Таблица для построения графика процента правильных
ответов. 197

Словарь терминов. 198

Список литературы. 205

источник

Данная книга является первым пособием на русском языке, в котором подробно изложены основные принципы прикладного анализа поведения (ABA): усиления, ослабления и гашения поведения. Данные принципы применяются в коррекции проблемного поведения и формировании социально приемлемого поведения. Книга также описывает стратегии обучения навыкам ребенка с особенностями развития: метод блоков, пошаговый анализ заданий, обучение в натуральной среде, шейпинг.

Книга будет полезна педагогам, дефектологам, логопедам и родителям, воспитывающим и обучающим особого ребенка (аутизм, умственная отсталость, задержки в развитии, проблемное поведение).

I. О чем эта книга и почему мы ее написали
П. Терминология нашей книги
Часть 1. Основополагающие понятия прикладного
анализа поведения
Глава 1. Что такое прикладной анализ поведения?
Глава 2. Что такое поведение?
Глава 3. Как формируется поведение?
Глава 4. Что такое окружающая среда?
Глава 5. Предшествующие факторы
Глава 6. Последствия поведения
Глава 7. Что мы узнали из первой части книги
Часть 2. Принципы поведения
Глава 1. Принципы поведения
Глава 2. Принцип усиления поведения
Глава 3. Основные характеристики процесса
усиления поведения
Глава 4. Виды усилителей
Глава 5. Факторы, влияющие на эффективность
усилителя
Глава 6. Режимы усиления поведения
Глава 7. Свойства режимов усиления поведения
Глава 8. Принцип ослабления поведения
Глава 9. Основополагающие характеристики
принципа ослабления поведения
Глава 10. Принцип гашения поведения
Глава 11. Факторы, затрудняющие гашение
поведения
Глава 12. Типы поведенческих функций
Глава 13. Что мы узнали из второй части книги
Часть 3. Поведенческий инструментарий

Глава 1. Основные методы поведенческого анализа
Глава 2. Тестирование предпочтений как метод
поиска усилителей
Метод “Одиночный стимул”
Метод “Попарная оценка предпочтений”, или метод
Фишера
Метод “Множественный выбор без замещения”
Глава 3. Безошибочное обучение с использованием
подсказок
Виды подсказок
Физическая подсказка
Указательный жест
Моделирование правильного ответа
Речевая подсказка
Визуальная подсказка
Задержка во времени предъявления подсказки
Критерий перехода с одного уровня подсказки на
другой
Как определить, какой тип подсказки подходит
моему ребенку?
Глава 4. Использование визуальных стимулов в
процессе обучения
Следование правилам
Следование распорядку дня
Обучение общению
Обучение навыкам самообслуживания
Глава 5. Формирование нового поведения
Глава 6. Метод случайного обучения
Подготовка окружающей обстановки
Ожидание проявления инициативы ребенка

Формирование более сложной коммуникационной
реакции
Глава 7. Метод пошагового обучения
Глава 8. Процедура обучения навыкам с помощью
метода пошагового обучения
Определение базового уровня развития навыка
Способы обучения навыку
Выбор подсказки
Коррекция ошибок
Глава 9. Отслеживание прогресса в освоении
навыков во время использования метода
пошагового обучения
Глава 10. Метод блоков
Глава 11. Процедура обучения с помощью метода
блоков
Определение базового уровня развития навыка
Предъявление инструкции
Последствия правильного и неправильного ответа
Подсказка
Критерий перехода с одного уровня интенсивности
подсказки на другой
Глава 12. Протокол программы и измерение
прогресса в освоении навыков при обучении с
помощью метода блоков
Глава 13. Что мы узнали из третьей части книги
Часть 4. Практическое применение прикладного
анализа поведения
Глава 1. Как определить начальный уровень
развития ребенка?
Глава 2. Выбор целей обучения

Программа для ребенка с глубокой задержкой
развития
Программа для ребенка со средней задержкой
развития
Программа для ребенка с отдельными сложностями
в развитии
Глава 3. Как корректировать поведение?
Глава 4. Оперативное определение поведения
Глава 5. Способы измерения поведения
Глава 6. Визуальная интерпретация прогресса
Глава 7. Что мы узнали из четвертой части книги
Заключение
Приложения
Приложение 1. Попарная оценка предпочтений
Приложение 2. Таблица для записи данных в
процессе пошагового обучения навыку
Приложение 3. Обучение навыку “Складывать
полотенце” с помощью прямого способа пошагового
обучения
Приложение 4. Обучение навыку “Мыть тарелки” с
помощью обратного способа пошагового обучения
Приложение 5. Обучение навыку “Готовить
бутерброд” с помощью тотального способа
пошагового обучения
Приложение 6. Протокол обучения блоками
Приложение 7. Таблица записи для обучения с
помощью метода блоков
Приложение 8. Таблица для построения графика
частоты возникновения поведения
Приложение 9. Таблица для построения графика длительности возникновения поведения
Приложение 10. Таблица для построения процента
интервалов, в течение которых возникает
поведение
Приложение 11. Таблица для построения графика
процента правильных ответов
Словарь терминов
Список литературы
Благодарность

источник

Моё знакомство с прикладным анализом поведения ( Aba-терапия)

Наблюдаю сцену: мама с корзиной продуктов, малыш лет 4, очередь в магазине. Мальчик то и дело тянет маму за руку в разные стороны, хватает висящие яркие упаковки, на все замечания реагирует сильным плачем, и, кажется, он ни разу не произнёс ни слова. Видно, что мама устала, и немного стесняется того, как себя ведёт мальчик.

Конечно, ведь вся очередь косится, а кое-кто даже шикает: «Какая безалаберная мамаша! Не может пацана успокоить! Ужасно балованный мальчик!» «У вас особый ребенок?, говорю я. Мама ответила: «Вы правы. Ещё какой особенный…» Я с пониманием смотрю на женщину-героиню: «Низкий Вам поклон…». Очередь притихла, люди начали отводить взгляд, и только неуемная старушка пробурчала: «Особенный! Чего вытащила его на люди! Дома бы сидел»

Так сложилось, что в нашей стране к особым детям сформировался не совсем особый менталитет – вот это вот «Дома бы сидел».Причём, данное высказывание касается практически всех структур, начиная от государственных и заканчивая частными. Если детей с категорией ребёнок-инвалид по зрению, ДЦП, слуху ещё Государство старается, создаёт условия, тратит сотни тысяч на оборудование для одного ребенка, то для детей с другими отклонениями в развитии, на самом деле, сделано недостаточно. Нет ни по-настоящему инклюзивных классов, не хватает специалистов, кто бы работал с детьми, у которых часто страдает поведение и понижен порог сенсорной чувствительности, и такой ребенок просто-напросто может «сорвать» уроки в классе на целый день, крича, бегая по кругу, зажимая уши. И это печально… Ведь каждый ребёнок достоин общества и общения в нём и, собственно, жизни.

Почему так происходит? Всё идет из советских глубин, когда люди совершенно не знали, как себя вести с теми, кто требует к себе особенного подхода. Я очень рада, что сейчас ситуация стала несколько меняться. На самом деле, что существуют Мамы, которые создают движения, фонды, которые рассказывают всей стране о том, КАКИЕ могут быть дети – особые, и что это – тоже дети, которые хотят любить и быть любимыми, играть. Однако, не всегда могут выразить свои желания. Как им в этом помочь? Как помочь кружащемуся на месте мальчику, или ни слова не говорящей девочке, или, прячущемуся от шума малышу или смотрящему вникуда, раскладывающему предметы в определенном порядке.

Существует много методик. Много хороших, качественных, апробированных. Отечественных и зарубежных. Психологических и реабилитационных, медицинских и неврологических и прочая, прочая. Как же мне, педагогу-психологу, клиницисту, было выбрать здесь ту, которая будет подходящей, на мой взгляд и опыт? Так вот, в поисках методики, которая более ценная, более эффективная пришлось потратить не один год И, наконец, остановилась на АВА-терапии (Эй-би-эй терапии). Чем же мне понравился этот метод? Самое главное – в этом методе НЕТ места наказанию. Обучение через похвалу, поощрение , с использованием игровых методик и прикладного анализа поведения.

Когда первый раз, более 8 месяцев назад, ко мне пришла мама с девочкой, неговорящей, неинтересующейся занятиями, не смотрящей в глаза но такой замечательной (я думаю, вы уже догадались, что у девочки врачи поставили аутистический спектр) – когда мы начали первые шаги в рамках Aba-терапии ВМЕСТЕ, сообща, и занятие за занятием двигались всё дальше, и малышка начинала заниматься, складывать паззлы, фигурки, рисовать солнышко и человечка, всё лучше и лучше взаимодействуя. Я была в профессиональном восторге.

Мне никогда не забыть тот взгляд, когда мы играли в «бибику» на полу (я катала девочку на болле и внезапно остановилась) — кроха посмотрела мне в глаза – «мол, тётя, ещё!» И я сказала себе: «Да! Вот оно!»

Дети очень ждут, когда придёт тётя-терапист, и начнёт с ними заниматься, играть, делать с ними интересные вещи и давать вкусности. Родители стараются выполнять все задания, чтобы мы шли вперёд. Супервизоры работают на каждого ребенка индивидуально.

Вот так и началось моё знакомство с этим чудесным методом, которому сейчас я посвящаю очень много времени, с которым связываю успехи детей, имеющими неутешительный когда-то диагноз: «Расстройство аутистического спектра».

А что же наш герой, о котором шла речь в начале статьи?
Нам удалось завязать с мамой разговор, мы проговорили на детской площадке два часа… поделились успехами – как мама и как специалист, неудачами, сомнениями. Я с упоением рассказывала об Aba-терапии, с таким восторгом делилась результатами, мы поиграли с парнишкой в пару пальчиковых игр и даже покатались на качелях (он меня почему-то принял, будто мы были знакомы уже давно).

Римская Татьяна, психолог 1 категории, специалист по работе с детьми с особыми потребностями.
@Tatkana

*в статье использованы фото из личного архива и интернет-изображения

источник