Меню Рубрики

Отцы и дети полный анализ

Первые мысли о написании романа «Отцы и дети» появились у писателя во время его нахождения в Англии в 1860 году. Тургеневу пришлось провести всю ночь на железнодорожном вокзале. Именно там он познакомился с молодым врачом, с которым проговорил целую ночь. Этот разговор стал основополагающим для написания разговора главного героя романа – Базарова.

В это же время после возвращения во Францию, Тургенев начинает писать начальные главы романа. По приезду в родную страну, в летние месяцы 1861 года писатель завершает работать над романом. Весной 1862 года роман «Отцы и дети» публикуется в «Русском вестнике».

Из названия романа «Отцы и дети» сразу можно понять, что главной мыслью произведения являются семейные отношения, а точнее давно известный конфликт поколений. Разные взгляды, разные понятия жизни – все это на протяжении многих времен вызывают споры у приверженцев той или иной точки зрения. Автор при написании произведения как бы склоняет читателя выбирать, что важнее для последующего развития жизни, бездейственное созерцание происходящего или борьба за развитое современное будущее.

Напрашивается вывод о том, что произведение имеет воспитательный характер, главное понять суть, ведь у каждого есть свобода выбора, а автор лишь направляет к правильному, не навязывая при этом своего личного мнения.

Тургенев детально изображает переживания героев, их эмоции, настроение и чувства. Это придает роману психологическую окраску.

Главным героем романа «Отцы и дети» является Базаров – молодой студент медицинского университета, сын военного лекаря. Базаров приверженец естественных наук. Он немногословен, уверен в себе, не лишен иронии и самолюбия. Из 28 глав романа он отсутствует только в двух.

Автор при написании произведения использует принцип противопоставления. Он сопоставляет главного героя с характером каждого персонажа. Тургенев противопоставляет Базарову не отдельных героев, а жизнь в полной ее степени, патриархальные устои, с которыми пытается бороться главный герой. Даже первое появление Базарова демонстрирует, насколько явно он отличается от окружающих его дворян. Ухоженные ногти Петра Петровича Кирсанова против красных рук молодого студента.

Сам сюжет романа «Отцы и дети» разворачивается вокруг конфликта Базарова с обществом, которое опровергает его взгляды и идеалы.

Главным моментом повествования является приезд Базарова вместе с Андреем Кирсановым – молодым дворянином в семейное имение Кирсановых, где происходит знакомство главного персонажа с отцом и дядей Андрея. При общении с другими героями происходит столкновение мнений и точек зрения, которые проверяют силу убеждений Базарова. Происходит это и во время любовных отношений главного героя с Одинцовой.

Окончанием романа «Отцы и дети» является смерть Базарова. Тем самым Тургенев хотел показать крах мыслей, высказываемых главным героем в сюжете произведения.

Роман «Отцы и дети» стал показателем того, что помимо политических разногласий и идеологий существует и другая жизнь, в которой приоритетом являются традиции, настоящие и глубокие чувства.

Роман «Отцы и дети» переносит читателя во времена крепостного права. События в произведении происходят в 1859 и заканчиваются в 1869 году. И это сделано автором не случайно, так как именно в этот период происходит острый кризис крепостнического строя в России и отношения между «отцами», то есть либералами, и «детьми», то есть революционерами, обостряются с особенной силой.

В тот период возникает новый тип людей – разночинцев-демократов. И главный герой романа, Евгений Базаров, именно из этого круга. Изначально, Базаров является противопоставлением всем другим героям произведения, потому как он отличается от них, он из среды совершенно иной. С гордостью говорит Базаров о своем деде: «Мой дед землю пахал». Происхождение персонажа проявляется буквально во всем – в его взглядах, суждениях, отношениях с близкими и любимыми людьми.

В сцене самого первого появления Базарова мы понимаем, что он не такой как окружающие его дворяне. Увидев ногти Кирсанова-младшего, и сравнив их со своими красными руками, Базаров ехидно замечает, что эти ногти можно послать хоть на выставку. Николай Кирсанов, будучи человеком деликатным, делает вид, что не замечает плебейского поведения гостя, хотя такое поведение его несколько и смущает.

Между Кирсановым-старшим и Базаровым возникает острый спор. Молодой человек нарекает, что его оппонент уже давно не у дел, и песенка его, к сожалению или к счастью, давно спета. Но Павел Петрович рвет и мечет, ведь именно из-за Базарова вся жизнь Кирсанова-старшего пошла под откос. Отдав все, что имеет, княгине Р., он также лишается всего и остается у разбитого корыта. А вот младший брат, который все же осмелился пойти против воли родителей и жениться на простой девушке, абсолютно счастлив в браке и имеет любимого сына.

Перейдем к образу Базарова. Несчастлив персонаж не только из-за одиночества, но также из-за несчастной любви. Базаров бескрайне влюблен в Анну Сергеевну, но любовь его отвергнута. До роковой встречи с этой женщиной, Базаров не воспринимал любовь серьезно, для него это было чем-то на уровне физиологии, всего лишь повод к продолжению рода.

Анна Сергеевна вызывает уважение уже тем, что она не только стала собеседницей и, в каком-то роде, советчицей Базарова, она сумела заставить его взглянуть на многие обыденный для героя вещи совершенно иначе. Базаров, с негодованием и даже отвращением, начинает видеть в себе романтика.

Жизнь героя заканчивает глупо и трагично. Страдая от неразделенной любви к Одинцовой, Базаров полностью уходит в работу, и во время очередного вскрытия умершего тела крестьянина, ранит себя скальпелем и заражается тифом. Такая кончина Базарова у многих читателей вызвала шок. Но Тургенев, такой концовкой говорит нам, что время таких людей еще не настало, и лучшим, единственным выходом для героя, становится достойная смерть в родительском доме в окружении близких людей.

В романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» ведется размышление о вечных противоречиях нового и старого поколений. Часто так складывается, что в семье дети противоречат родителям во взглядах. Иван Сергеевич Тургенев попытался разобрать и осветить данную тему в своём романе.

Будучи в Англии в 1860 году писателю пришлось целую ночь провести на вокзале, где познакомился с молодым хирургом. Их беседа была настолько увлекательна, что просидели они так всю оставшуюся ночь. Именно эта встреча впоследствии подтолкнула Ивана Сергеевича к написанию произведения. Характер хирурга перешёл на страницы книги в виде главного героя будущего шедевра – Базарова. Антагонистом выступает некий критик Добролюбов, постоянные споры которого с писателем стали прототипом спора между Базаровым и Кирсановым. За почти два года «Отцы и дети» были написаны и напечатаны.

Главный герой романа Базаров – типичный представитель молодежи, который отвергает старые порядки и презирает устоявшийся порядок жизни. Ему не нравится, и он хочет бороться за своё, как он видит, светлое будущее. Павел Кирсанов же яркий представитель потомственного дворянина, видевшего старые устои как единственно правильными и возможными для данной страны.

Автор постарался не делать выбор за читателя, показывая свою точку зрения. Он аккуратно приводит доказательства правоты как одного, так и другого героя. Книга выступает лишь направляющим путеводителем по данному вопросу, маршрут и конечную точку которой читатель должен выбрать сам для себя.

Произведение выполнено в жанре романа, но далекого от привычных обычному обывателю. Это психологический роман, в котором указываются переживания с каждой из сторон. Причем автор не пишет подробно о самих переживания, он говорит лишь о конечном итоге таких переживаний.

Например, это ярко выражено в чувствах Аркадия Кирсанова. Данная личность мало склонна к тяжелым усилиям как в жизни, так и в любви. На его примере автор попытался раскрыть излишне заурядные личности людей, мало готовых к переменам и тяжело на них настроенных.

Все же основной темой является противоборствующие стороны Базарова и Кирсанова. Борьба их взглядов на жизнь ведёт к полнейшему противоречию и непониманию друг друга.

В данном романе также был описан новый тип человека – нигилиста, появившегося в середине девятнадцатого века. Данный тип отрицает общепринятые устои и манеры поведения, духовные и культурные ценности общества.

Алексей Гаврилович Венецианов – великий русский художник-живописец. Именно им в 1825 году был написан портрет «Захарка».

Николай Васильевич Гоголь творил необычайные произведения, которые вызывали множество разногласий, споров, поводов для раздумий. Особо явное отражение российской действительности 19 века показано в романе «Мертвые души»

Домашние животные это неотъемлемая часть в повседневной жизни. Практически в каждой семье живут домашние питомцы. Они стали частью жизни многих хозяев.

На вопрос хорошо ли быть молодым я с легкость могу ответить, что это просто превосходно. Каждый день приходится просыпаться, зная, что наступает новый прекрасный день.

Всемирно известная картина «Буря» великого художника Ивана Константиновича Айвазовского, является одной из мои любимых работ в жанре пейзажной живописи.

источник

Действие романа Тургенева «Отцы и дети» происходит перед отменой крепостного права. В нем раскрывается множество проблем, одна из них – это конфликт разных возрастных поколений. Появляется новый тип инакомыслящих людей, отрицающие и государственные порядки, и моральные ценности. Предлагаем краткий анализ произведения, материал которого можно использовать для работы на уроках литературы в 10 классе по плану, и при подготовке к ЕГЭ.

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Отцы и дети.

Год написания – 1860 – 1861 гг.

История создания – Писатель продолжительное время трудился в журнале «Современник». У него часто возникали разногласия с Добролюбовым, которые и легли в основу романа.

Тема – Главная тема «Отцов и детей» – идейные разногласия, проблемы поколений, зарождение нового типа людей, любовь, окружающий мир природы.

Композиция – Композиция романа построена на противопоставлениях, на принципах контраста.

Жанр – Роман.

Направление – Достоверное и исторически точное изображение действительности, что и наблюдается в романе «Отцы и дети», относится к направлению критического реализма.

В «Отцах и детях» анализ произведения следует с определения смысла названия «Отцы и дети». Из названия разу становится ясно, о чем будет повествование, речь пойдет о семейных отношениях, но не просто об отношениях, а об извечном конфликте между поколениями. О разности их взглядов и понятиях о жизни.

История создания “Отцов и детей” довольно увлекательна. Первые задумки романа возникли у писателя в 1860 году, когда он был в Англии. Волею случая, Иван Сергеевич вынужден был целую ночь провести на железнодорожном вокзале, где он и познакомился с молодым врачом. Писатель и новый знакомый проговорили всю ночь, именно его идеи Иван Сергеевич вложил в речи своего будущего главного героя романа – Базарова.

В том же году, писатель вернулся в Париж, где и начал написание первых глав произведения. Летом 1861 года, уже в России, работа над произведением была завершена. Это был роман, написанный в самые минимальные сроки, от замысла до года написания прошло всего около двух лет, а в 1862 году роман уже вышел в печать.

Свои идеологические разногласия с критиком Добролюбовым, писатель отразил в отношениях героев романа, в их спорах между собой.

Проблематика романа – глобальна. автор затрагивает извечные проблемы отцов и детей.

Смысл «Отцов и детей» – это не только семейные отношения, отцы и дети – это приверженцы новых и старых взглядов, которые со своей точки зрения судят о происходящих событиях, от конфликтов этих мировоззрений зависит ход всей жизни.

Зарождается новый тип человека, мыслящего прогрессивно, с твердыми и решительными убеждениями, призывающего к разрушению старого. Базаров – это типичный представитель нового поколения, отрицающей старый мир, антагонистом которого является Павел Кирсанов. Кирсанов – ярый приверженец старых взглядов, потомственный дворянин. Ему близки и понятны патриархальные устои, в них он видит смысл жизни, и старается соответствовать своим убеждениям.

Основная мысль книги – поставить читателя перед серьезным выбором, понять, что является важным и главным для дальнейшего развития жизни, ленивое созерцание происходящего, или борьба за новое, прогрессивное будущее.

Можно сделать вывод, что книга автора имеет воспитательную цель, главное – понять ее суть, а выбор зависит от каждого, автор лишь подталкивает к правильному решению, не навязывая своего мнения.

После бурной реакции критика Каткова на первоначальную рукопись, писатель внес некоторые изменения текста, а некоторые фрагменты эпизода, где идет спор Базарова с Кирсановым, вовсе переделал, сделав значительные сокращения.

Композиция романа определилась в построении борьбы идеологических разногласий. Действие повествования выстроено в хронологической последовательности, но все это построено на контрасте.

Антитеза использована при сопоставлении героев романа между собой. Контраст наблюдается при сопоставление городской жизни чиновничества и миром дворянского поместья.

Параллельное описание противоположных взглядов придают роману большую эмоциональность, в нем сталкиваются яркие личности, каждый из которых убежден в своей правоте.

Композиция романа, где описаны два круга путешествия Базарова и Кирсанова по одному и тому же маршруту, придают законченность произведению. Во втором путешествии происходит разрыв со всем прошлым, открываются новые стороны характеров Базарова и Аркадия.

Весь сюжет романа строится вокруг Базарова, он сопоставляется с каждым из персонажей, характер каждого дается в сравнении с сопоставлением с ним. Все это говорит о том, что автор противопоставляет ему не отдельных героев, а всю жизнь, против патриархальных взглядов которой, и ведет борьбу Базаров.

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Отцов и детей».

«Отцы и дети» относятся к жанру романа. Принимая во внимание его жанровое своеобразие, можно считать его социальным и психологическим романом.

Психологическую окраску роману придает детальное изображение переживаний героев, их чувства и настроения. При этом автор использует такую особенность психологизма, при которой не описываются сами переживания и рассуждения персонажей, а только их результат.

Особый психологизм показан читателю на примере чувств Аркадия Кирсанова. Он способен лишь на обычные поступки как в жизни, так и в любви, большее сделать ему не по силам, личность его слишком заурядна.

Споры Базарова с Павлом Кирсановым отображают социально – идеологическое направление романа, борьбу противоборствующих взглядов, идейное разногласие, разное восприятие мира. Все это ведет к непониманию друг друга, к полной противоположности их мнений.

В романе Ивана Сергеевича определен тип нового человека, нигилиста – это новое веяние времени середины девятнадцатого века, которое явилось важнейшим событием той эпохи.

источник

Знакомство с героем. Основные мотивы романа: В начале «Отцов и детей» перед нами зрелище крестьянской нищеты. Крепостные не могут изменить заведенный порядок. Они и не хотят трудиться при существующем положении, не верят своим хозяевам. «Отцы и дети» показывают, что к концу пятидесятых годов перемены, собственно говоря, уже начались. Новое все активнее пробивает себе дорогу. Автором намечен острый конфликт нового и вечного. Читать далее.

Образ Базарова. Характеристика главного героя: Тургенев рисует развернутый портрет героя при первом появлении. Его отличает некая грубость поведения, нежелание следовать правилам хорошего тона и даже элементарным нормам приличия. Его поведение контрастно искренней в своей приветливости манере добродушного Николая Петровича, изысканной холодноватой любезности его брата или восторженному многословию Аркадия. Читать далее.

Базаров и Павел Петрович Кирсанов. Противоречия социальные и идеологические: Перед нами предстают герои-антагонисты, чье мировоззрение определяется непримиримыми принципиальными противоречиями. Столкновение между ними предрешено и неизбежно. Между Павлом Петровичем и Базаровым то и дело вспыхивают споры. При этом внутренние и личные побуждения становятся отражением грандиозных общественных перемен. Читать далее.

Сюжет и композиция романа: Сюжет романа насыщен событиями. В большинстве это ситуации «бытового масштаба», естественные и непритязательные, как завязка произведения. Сюжет тургеневского романа предвосхищает заветы А.П. Чехова: «Пусть на сцене все будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как и в жизни.» Читать далее.

Проблема отцов и детей. Родители: Сцена приезда Базарова под отчий кров своей трогательностью напоминает встречу отца и сына Кирсановых, и даже превосходит ее. Родители Базарова, которых автор с оттенком трогательной нежности называет «старичками», с нетерпением ждут на каникулы сына, но встреча не принесла старикам полного, чаемого счастья. Уже к вечеру «…глаза Арины Власьевны, неотступно обращенные на Базарова, выражали не одну преданность и нежность: в них виднелась и грусть , виднелся какой-то смиренный укор». Читать далее.

Анна Сергеевна Одинцова и Базаров: Анна Сергеевна настолько тонка и проницательна, что без труда угадывает за внешне вызывающим поведением героя попытки скрыть робость. Именно ей Базаров решается поведать свои взгляды, заветные убеждения. «Все люди друг на друга похожи, как телом, так и душой , небольшие видоизменения ничего не значат». Одинцова мгновенно проникла в уязвимую сторону базаровских рассуждений: всеобщая усредненность как гарантия прекрасного будущего. Категоричному в своих воззрениях Базарову пришлось убедиться, что аристократизм тоже бывает разный. Между аристократизмом Анны Сергеевны и ее надменной тетки лежит пропасть. Читать далее.

Читайте также:  Анализы при гепатите а у детей

Приезд Базарова к родителям — кульминационный момент романа: Приезд Базарова к родителям начинает процесс переосмысления многих прежних постулатов. Он так глубоко загнал свою внутреннюю жизнь, что теперь трудно понять, «что в тебе происходит». Впервые при виде родного дома героя охватывает чувство ностальгии, впервые в голову приходит сознание неповторимости и ценности своей личности, впервые Базаров осознал, что, поставив себя над всеми, он обрек себя на одиночество. Читать далее.

Анализ дуэли Базарова и Павла Петровича: потерпев поражение с аристократкой Одинцовой, Базаров хочет проверить, не легче ли завоевать чувства бедной простодушной Фенечки. Павел Петрович потребовал поединка. Он захватил даже палку, чтобы любыми путями сделать дуэль неизбежной. Самим фактом вызова старший Кирсанов отошел уже от своих аристократических «принсипов»: настоящему аристократу не следовало снисходить до простолюдина. Читать далее.

Анализ смерти Базарова: смерть во многом освобождает Базарова, побуждает не скрывать более своих настоящих чувств. Просто и спокойно может он теперь выразить свою любовь к родителям. Теперь можно не скрывать своей любви к Анне Сергеевне, попросить ее приехать принять его последний вздох. Оказывается, можно впустить в свою жизнь простые человеческие чувства. Читать далее.

Герои второго плана: Николай Петрович – первый, с кем мы знакомимся на страницах романа. Автор представляет его человеком «седым, пухленьким и немного сгорбленным». Множеством внешне мимолетных черт автор стремится подчеркнуть невиданный для своего времени демократизм Николая Петровича. Об Аркадии говорит само его имя (счастливый). Аркадий действительно имеет талант быть счастливым настоящим. Подобно отцу, он от природы деликатен. Из уст Аркадия мы узнаем многое о Базарове; не менее важна его роль в композиционном сцеплении произведения: при внешней мягкости, незаметности, его роль своеобразного оруженосца при друге очень важна для понимания главного героя. Читать далее.

Сатира в романе: Нам более известен Тургенев-лирик. Но не меньшую силу имел талант Тургенева-сатирика. В этом романе он проявился в парных комических фигурах – Ситникова и Кукшиной — рядом с Базаровым Тургенев изобразил карикатурных нигилистов. Но в отличие от Базарова, Кукшиной и Ситникову неведомо самопожертвование, способность «наступать на горло собственной песне». Читать далее.

Цвета, краски и звуки в романе. Живые и мертвые персонажи: Нигде в романе писатель прямо не говорит о том, что гордый Павел Петрович увлечен простодушной Фенечкой. Достаточно косвенных приемов. Контраст красных туфель и светлого листа газеты в руках Кирсанова находит продолжение в противопоставлении белого платка и темных волос молодой женщины. Кроме того, Тургенева издавна интересовало не только, что говорят его персонажи, но и как именно произносят те или иные слова. В романе некоторые слова автор выделяет курсивом, призывая читателя обратить на них особое внимание. Читать далее.

Анализ эпилога романа: Звучание финала литературовед А.М. Гаркави определил как «элегию, переходящую в реквием». Элегические ноты начинают звучать уже в описании природы. С тех пор, как уходит из жизни Базаров, накал страстей в романе падает, знойное лето сменяется студеным зимним пейзажем. Читать далее.

Пушкинское начало: Пушкинское начало романа определяется полюсами «Онегина» (цитирование которого герой грубо прерывает) и «Цыган» – поэмы, которую Аркадий с ведома Базарова отбирает у отца. Читать далее.

Читайте также анализ других произведений И.C. Тургенева:

источник

В 1862 году был опубликован четвертый по счету роман великого писателя Тургенева. Название романа — «Отцы и дети». В нем в полной мере отразились общественно-политические взгляды Тургенева и его прямое отношение ко всем происходящим в России событиям. Анализ романа «Отцы и дети» поможет наиболее полно ощутить все мысли и переживания автора.

В романе «Отцы и дети» отражена тема двух поколений. Она была навеяна автору ожесточенной идеологической борьбой между демократами и либералами. Эта борьба развернулась во время подготовки крестьянской реформы. Ее описание наиболее подробно дал Тургенев. Анализ романа «Отцы и дети» интересен тем, что при рассмотрении определенных эпизодов можно более остро ощутить отразившийся в романе спор двух поколений. В нем рассмотрены такие события общественно-политической деятельности, как споры по вопросам истории и философии, а также полемика на тему науки и искусства.

Анализ произведения «Отцы и дети» можно начать с его названия. Само название романа очень часто понимается крайне упрощенно: конфликт разночинцев и аристократов, смена общественной идеологии поколений. Однако роман Тургенева «Отцы и дети» не исчерпывается только лишь одной социальной сферой. В нем есть и психологическое звучание. Сводить смысл романа исключительно к идеологии — понимать его «по-базаровски». Поскольку сам Базаров считает, что вся суть нового времени заключается в необходимости уничтожить с лица земли абсолютно все, что сделано «отцами», а также дискредитировать их с их моралью и принципами во имя весьма туманного «светлого будущего». Анализ произведения «Отцы и дети» дает четко понять одну из важнейших проблем в развитии всего человечества, раскрытых в произведении. Это проблема отцовства. Каждый человек с течением времени осознает свою духовную связь с прошлым, со своими корнями. Смена поколений – это всегда непростой и болезненный процесс. «Дети» перенимают от «отцов» духовный опыт человечества. Конечно, они не должны копировать своих «отцов». Им необходимо творчески переосмысливать их жизненное кредо. Во время социальных потрясений переоценка ценностей новым поколением проходит гораздо более жестоко и жестко, нежели это необходимо. Результаты всегда бывают крайне трагичными: слишком многое утрачивается в спешке, а затем слишком сложно восполнять эти проблемы.

Особый интерес вызывает анализ героев. «Отцы и дети» — произведение, в котором мы встречаем таких ярких персонажей, как Базаров и Павел Кирсанов. Оба считают, что им известен ответ на вопрос, как осуществить преобразования в стране. Каждый из них уверен, что именно его идея принесет России процветание. Партийная принадлежность Базарова и Кирсанова прослеживается не только в манерах, но и в одежде. Читатель может узнать демократа-разночинца по крестьянской простоте речи, по «обнаженной красной руке» и намеренной небрежности костюма. Особенность позиций аристократа и демократа подчеркивается символическими деталями. У Павла Кирсанова такой деталью является запах одеколона. Его сильное пристрастие к хорошему запаху выдает стремление отстраниться от всего грязного, низкого, бытового, всего, что встречается в жизни. Таким образом, перед читателями предстают героиз-антагонисты. Их мировоззрение определяется принципиальными и непримиримыми противоречиями.

Давайте сделаем анализ дуэли, «Отцы и дети» содержат эпизод, в котором Базаров со своим другом проезжают через Марьино, Никольское и родительский дом. В эту поездку «новый» Базаров уже отказывается от напряженных идеологических споров с Кирсановым. Только иногда он бросает достаточно плоские остроты, которые уже мало напоминают прежний фейерверк мыслей. Базарову противостоит «холодная вежливость» дяди. Они являются противниками друг для друга, но не признаются в этом даже самим себе. Постепенно враждебность меняется на взаимный интерес. Во время этой поездки Базаров впервые решил полюбопытствовать и узнать, на чем основаны аргументы его противника. Тем не менее, остановка в доме Кирсановых оборачивается для Базарова дуэлью. Поединка потребовал Павел Петрович. Он даже захватил с собой палку для того, чтобы любыми путями сделать дуэль неизбежной. Самим фактом вызова на дуэль Кирсанов отошел от своих аристократических принципов. Ведь настоящему аристократу не следует снисходить до простолюдина. В те времена дуэль считался анахронизмом. Тургенев рисует в романе множество смешных и комичных подробностей. Дуэль начинается с приглашения в секунданты Петра, который перетрусил до полусмерти. Заканчивается дуэль трагикомичной раной «в ляжку» Павла Кирсанова, который будто нарочно надел «белые панталоны». Сила духа присуща обоим героям. Автор отмечал это и ранее. Но именно дуэль помогла преодолеть внутреннюю ограниченность. После дуэли Базаров и Кирсанов словно меняются. Так, Павлу Петровичу становится привлекателен чуждый ранее демократизм.

В романе «Отцы и дети» анализ эпизода смерти Базарова стоит отдельного внимания. Хотя исход дуэли закончился благополучно, Павел уже давно духовно умер. Разорвало последнюю нить с жизнью его расставание с Фенечкой. Его противник также уходит из жизни. В романе крайне настойчивыми кажутся упоминания об эпидемии. Она никого не щадит, и от нее нет спасения. Несмотря на это, герой ведет себя так, как будто для него холера не представляет опасности. Базаров понимал, что он создан для терпкой и горькой жизни революционера-агитатора. Он принимал данное звание, как свое призвание. Но в конце романа он задумывается, что же делать дальше, когда прежние идеи подверглись сомнению, а наука так и не дала ответы на интересующие вопросы. Базаров пытается найти истину в разговорах с неизвестным ему мужиком, но так и не находит ее.

В наши дни произведение «Отцы и дети» изучается во всех школах и гумманитарных ВУЗах страны. Проблема противоборства поколений является довольно значимой, молодежь настаивает на своих нравственных ценностях, которые «отцы» отказываются понимать. Для того чтобы раставить все точки над «И», прочитайте это гениальное произведение Тургенева.

источник

Самой важной чертой таланта И.С. Тургенева – это глубокое чувство своего времени, которое являлось наилучшей проверкой для творца. Все вымышленные персонажи писателя до сих пор живут, но уже в иной реальности, имя которой является признание и память всех тех людей, которых он научил мечтать, любить и быть мудрыми.

Художественное воплощение в новом произведении «Отцы и дети», сталкивает два абсолютно разных слоев общества, в лице революционеров и дворян, настроенных либерально. Произведение было создано в час сложного столкновения двух этих сил.

Писатель довольно долгое время проработал в редакции журнала «Современник», где с помощью работы с коллективом, у Ивана Сергеевича появляется замысел написания произведения. Вскоре писатель был вынужден покинуть редакцию журнала. Иван Сергеевич переносил этот уход не спокойно, с журналом так же была связана память о Белинском. Главной проблемой для писателя и скорее всего основой на написание романа, становятся стать молодого Добролюбова, с которым так часто они не находили общего языка. Добролюбов не был склонен реформам, как Иван Сергеевич, скорее склонялся к преображению России революционными методами. Николай Некрасов, на то время главный редактор журнала, поддерживал точку зрения молодого и радикально настроенного человека, именно из-за этого такие писатели как – Толстой и Тургенев, были вынуждены покинуть редакцию журнала «Современник».

В середине июля 1860 года во время пребывания Тургенева на британском острове Уайт, были сделаны первые шаги для нового романа в записях черновика. Персонаж книги Базаров, образ которого автор охарактеризовал как человека полностью уверенного в себе, абсолютно бескомпромиссного, любящего труд. Тургенев очень симпатизирует своему герою. И в этом его убеждает дневники героя романа, которые к слову ведет именно Иван Сергеевич.

В 1861 году после возврата из Парижа в свое Спасское имение, автор творит конечные записи в черновиках, а в феврале 1862 года журнал «Русский вестник» опубликовал его произведение.

Нравственная проблематика взаимопонимания поколений и является главной проблемой в произведении. Какой в жизни смысл? Этот вопрос всегда связывал множественные судьбы людей. Для старшего поколения ответ заключен в наблюдении и рассуждениях, ведь на них работают крестьяне, а вот для новых поколений — это труд. Именно в этой позиции принципиальный и непримиримый конфликт находит себе место: новое и старшее поколение живут разными взглядами на жизнь. С таким разным мнением мы видим четкую проблему противостояний и не пониманий между ними. В романе прослеживаются противники, которые не хотят прийти к взаимопониманию, такая ситуация в отношениях прослеживалась у Кирсанова Павла и Базарова Евгения.

После всего вышесказанного можно сделать вывод, что книга написанная Тургеневым имеет грандиозное значение в воспитательном плане. Прочесть книгу в целях формирования своего характера – задуматься над более важными проблемами, которые встречаем в жизни. Произведение всецело направленно учить серьезному отношению к миру, быть активно настроенным, патриотичным. Занимаясь самовоспитанием, вырабатывать в себе нерушимые принципы, но при всем этом не быть равнодушным по отношению к памяти предков и чтить их не смотря не на что.

Произведение Тургенева «Отцы и дети» читающая публика увидела в 1862 году в журнале «Русский вестник». В основу романа легла драма, которая свершилась в жизни писателя. Все живые впечатления от настоящих лиц были преображены в художественный вид. Саму идею создания произведения ему внушил Добролюбов. После конфликта с «Современником» писатель обратился так смело к злободневной теме.

Роман много подвергался критике. Так, Антонович упрекал Тургенева в том, что в своей книге он беспощадно осудил молодое поколение. Но, Писарев, наоборот, увидел в главном герое-Базарове все лучшие черты нынешней молодежи. Для того, чтобы понять все позиции, обратим внимание на время, когда создавался роман. А это был непростой период. Именно тогда шла отчаянная борьба между течением дворян-либералов и разночинцев-демократов. Старые порядки и принципы отрицались, и так, появились нигилисты, представители этого движения. Однако, по моему мнению, здесь еще противопоставлены мнения и взгляды старшего и молодого поколения. Ведь о конфликте отцов и детей говорили в своих произведениях и другие писатели. И писали они не только в то время.

Сейчас эта проблема существует тоже. В романе, мы видим, что Павел Петрович Кирсанов являлся именно тем представителем старшего поколения, которому нравится его уклад, и он не хочет перемен. Базаров же относится к нигилистам, и он желает привести к разрушению мир старый и создать новый. С первых страниц произведения отчетливо видно, что столкновения этих двух людей неизбежно. Писатель подчеркивает, как все в них противопоставлено друг другу. У Павла Петровича была грамотная размеренная речь, резко отличающего от простонародного языка Базарова. Даже если обратить внимание на руки этих персонажей У Кирсанова холеные и ухоженные руки, говорящие о том, что хозяин-человек благородных кровей, не знавший никогда физического труда. А вот Базаров же не гнушается никакой работы. И когда он приезжает в имение, то привозит с собой микроскоп для занятий. Судя по их одежде, можно сделать вывод, что наши персонажи относятся к разным эпохам, что соответственно, у каждого временного периода своя мода и, конечно же, взгляды. Время корректирует мировоззрение людей.

Однако, у Базарова и Кирсанова есть и некоторая схожесть. Павел Петрович согласен с некоторым мнением Евгения. Он понимает, что в нынешнем обществе не все в порядке. Базаров же думает, что надо исправить общество. А существующий строй необходимо разрушить. Но, мы видим, как ущербны позиции Евгения. Он совершенно не любуется природой и не увлекается творчеством. И хотя Аркадий занимал сторону друга, то впоследствии, он более широко смотрит на будущее. Молодой человек заводит хозяйство и управляет по-новому, учитывая ошибки отца. Тургенев в своем романе не выступает открыто ни на одной из сторон. Он так ярко показывает все черты героев с их взглядами, что дает читателям самим выбрать, кто из них прав.

В год, когда отменили крепостное право, Тургенев закончил роман Отцы и дети. Автор показываем нам, как меняется социальное общество на картине образа первостепенного героя – Е.В. Базарова.

Евгений Базаров – обучается в университете на врача, хирурга. Проводит опыты на лягушка, что бы вскоре лечить людей. Занимаясь своим лечебным делом, у него не остается времени витать в облаках и придаваться философии, столь важная профессия врача возвышает его по отношению других людей. Людское сознание никогда не стоит на месте, и случай с Базаровым не является исключением. В связи с продвижениями технологий, обновление старого новым, все имеет свойство устаревать, и старые ценности прошлых лет теряют свою актуальность. Базаров не принимает эстетику, не верит в светлое и прекрасное чувство любви, не воспринимает поэзию как искусство, он ни во что не верит, Базаров — нигилист.

Хоть и Базаров не верит в высокое проявление прекрасного чувства любви, все же оно затрагивает его холодное сердце и под большим влиянием эмоций разрушаются его взгляды нигилиста. Объектом его симпатии становиться Анна Одинцова. В разуме главного героя твориться непонятное, он начинает презирать себя за чувства, которые испытывает. Как было сказано ранее, Базаров врач-хирург и во время работы, думая об Анне, ранил руку и заразился смертельной болезнью. В итоге чего умер, чуть ли не из-за своей любви.

Читайте также:  Анализы при гипотиреозе у детей

Одна из основных идей романа, которая является главной, кроется в самом названии «Отцы и дети», а если быть точнее, то примирение нескольких поколений. Эта проблема раскрывается в споре Базарова с братьями Кирсановыми, данная ситуация происходит в 19 веке 30-50-х годов. Здесь мы наблюдаем Павла Петровича Кирсанова, как человека, идеалы которого никому не интересны в современном мире. Их мнения и взгляды с Базаровым расходятся, очевидно, что они никогда не смогут найти примирение в своем споре, так и не понятно кто победит. Базаров участвует в дуэли с Кирсановым. Из этого поступка мы видим, что Базаров не совсем бесчувственный и бессердечный герой и где-то глубоко в душе в нем живет романтическая культура прошлого поколения.

Андрей Кирсанов, друг Базарова, еще один герой романа. В этом случае их взгляды схожи и они оба являются нигилистами, но вскоре выясняется, что нигилизм в Аркадии напускной, на этом их пут расходятся. Аркадий является либеральным человеком и не готов рисковать своей жизнью, а тем более умереть во имя идеалов. Аркадий находит свою любовь Катеньку Локтеву и желает только одного, жить счастливо вместе со своей возлюбленной.

Анна Одинцова — возлюбленная Базарова, тоже нигилистка, имеет много общих взглядов с ним, но она не испытывает особых чувств к нему. Одинцова живет по своим законам и не желает, чтобы кто-то в них вмешивался и нарушал ее душевное спокойствие. Поэтому о союзе Базарова и Одинцовой не может быть и речи.

Главная идея романа заключается в том что невозможно жить во вражде, нужно вырабатывать новую идеологию, иначе людей ждет лишь смерть.

Писатель в своём романе рассматривает революцию под углом обзора её как некой стихии глазами личности в отдельности от идеологий. Революция здесь – не поединок красных и белых, а взгляд человека

Голубая мечта – это самая сокровенная, самая возвышенная и самая важная мечта всей жизни. Их не может быть много, она либо одна на всю жизнь, либо меняется для каждого крупного жизненного этапа

Больше всего на свете Васнецову нравится писать не только былины, но еще и сказки. Кроме этого практически к каждой сказке он рисовал иллюстрации.

Григорьева Матрёна Васильевна является главной героиней рассказа «Матренин двор» Александра Исаевича Солженицына. С помощью ее образа автор раскрывает проблему, существующую и в современном мире.

Данте Алигьери писал «Божественную комедию» более 10 лет. Эпитет «божественная», означающий здесь качество поэмы, привязался к произведению после смерти писателя. Поэма писалась в тяжелые для Италии времена. Противостояние между гвельфами

источник

Шестидесятые годы XIX века вошли в историю России надолго. Хождение в народ, «Народная воля», революционеры-демократы — всё эти приметы глобальных изменений, происходящих в обществе. Среди ведущих общественных сил больше всего выделялись либералы, выступающие за преобразование самодержавно-крепостнической системы, и демократы, ратующие за кардинальные изменения в обществе.

Эти противоборствующие силы и были обозначены в романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети», написанном в 1862 году. Публикация романа пришлась на период сильнейшего обострения общественной борьбы. В Петербурге происходили студенческие волнения, пожары, что повлекло массовые аресты и усиление реакции со стороны правительства. Появление произведения Тургенева вызвало ожесточенные споры.

Роман, написанный через год после отмены крепостного права, переносит читателей во времена кризиса крепостнической системы в России и обострения борьбы между «отцами» (либералами) и «детьми» (революционерами-демократами). Не случайно Тургенев использует точные даты: события в романе начинаются 20 мая 1859 года, а завершается действие зимой 1860-го. В этот период появляется новый тип общественного деятеля — разночинца-демократа, стремящего бороться за изменение политического строя России не на словах, а на деле.

Центральный герой романа, Евгений Васильевич Базаров, как раз таков. Из 28 глав романа он не появляется лишь в двух. Он изначально противопоставлен всем героям романа, потому что человек иной среды — сын уездного лекаря. С гордостью скажет потом Базаров: «Мой дед землю пахал». Демократическое происхождение героя проявится потом в его взглядах, словах, во взаимоотношениях с родителями, даже в отношении к любимой женщине.

Уже первое появление героя подчеркивает резкое отличие Евгения Васильевича от окружающих его дворян-помещиков. Автор противопоставляет героев с помощью деталей. Красная обнаженная рука Базарова и ухоженные ногти Павла Петровича Кирсанова: «Ногти-то, ногти, хоть на выставку посылай». Рука человека дела и того, кто привык щеголять английскими нарядами и гордиться «принсипами», но сидеть сложа руки. Отец Аркадия, Николай Петрович Кирсанов, гораздо деликатнее своего старшего брата: его шокирует нарочитая вульгарность слов и манер Базарова, но он делает вид, что не замечает демонстративно плебейского поведения гостя.

Когда между Базаровым и Кирсановым-старшим возникает спор, перешедший в открытое противостояние, Николай внутренне соглашается с молодым оппонентом, хотя тот уже давно окрестил его «отставным человеком» и безапелляционно заявил, что его песенка спета. Что же тогда вызвало такую ненависть у Павла Петровича? Тот факт, что Базаров, по сути, перечеркнул всю жизнь старшего Кирсанова. Положив к ногам роковой красавицы княгини Р. блестящую карьеру и свое будущее, он лишился всего этого, так и не добившись в жизни ничего. Младший же брат, вопреки воле родителей женившийся на девушке не дворянского происхождения, был счастлив в браке десять лет и вырастил сына.

Старший брат не сделал ровно ничего из того, что должен сделать мужчина: не построил дом, не посадил дерево и не вырастил сына. Сейчас он сродни приживалу в доме у Николая Петровича. Павел Петрович считал, что он ведет благородную жизнь и заслуживает уважения в обществе за верность принципам. С точки зрения Базарова, этот человек — «архаическое явление», потому что его существование — это распущенность и пустота, а принципы — всего лишь оправдание самого себя для того, кто сидит сложа руки.

Сам же герой бесконечно одинок. Вместо учеников — жалкие подражатели: Viktor Ситников и Eudoxie Кукшина больше напоминают пародию на шестидесятников. Они оценили в нигилизме лишь отрицание прежних нравственных норм и с восторгом отдают дань новой «моде». Казалось бы, истинный ученик — Аркадий, но и он легко переходит в лагерь «отцов». Он «надумал жениться», поэтому и не создан для «горькой, терпкой, бобыльной жизни». Катерина Сергеевна сразу отметила эту явную разницу. Она сказала, что Базаров хищный, а они с Аркадием ручные. Это в некоторой степени задело молодого человека, ведь он тоже хотел быть сильным, энергичным. Однако жизнь распорядилась иначе: вскоре женившись на Кате, он повторяет судьбу своего отца, найдя счастье в браке.

Одинок Базаров не только в дружбе, но и в любви. Его безответное чувство к Анне Сергеевне Одинцовой раскрывает страстную и глубокую натуру нигилиста. Отвергая любовь в качестве романтического вздора, чепухи, он влюбляется по-настоящему. До встречи с этой богатой вдовой Базаров принимал любовь в ее физиологическом смысле, почти на уровне инстинкта продолжения рода. Его первые слова об этой женщине были грубыми, тоже на уровне физиологии: «На других баб не похожа».

После он собирался выяснять, «к какому разряду млекопитающих принадлежит сия особа». Но эта грубость вызвана, скорее, отвращением к «красивым» словам. Чувство, внушенное Базарову Анной Сергеевной, достойно уважения. Она не просто стала его компаньонкой и собеседницей (даже в вопросах химии!), она смогла заставить почувствовать сердцем и душой то, что он так упорно отвергал разумом. Базаров «с негодованием сознавал романтика в самом себе». Но ярый материалист переродился, сохранив этот романтизм до самой смерти. Недаром перед смертью он просит любимую женщину: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет».

Отдельной темы заслуживает разговор о родителях Евгения Васильевича. Простые, недалекие и наивные, они со священным трепетом боготворят своего сына. Он же довольно груб в разговоре с отцом, ведь боится лишний раз «рассыропиться», однако матери позволяет не только обнимать своего «Енюшу», но и сам ласков с ней. Таким образом, композиционно автор проводит своего героя дважды по одному и тому же кругу: Марьино, Никольское, родной дом. И дважды героя постигает разочарование в дружбе, любви, своих убеждениях.

Но заканчивает свой жизненный путь герой в родительском доме. Нелепой и надуманной кажется смерть героя от случайного заражения тифом: изнывая от неразделенной любви к Одинцовой, Базаров с головой уходит в работу и, помогая отцу лечить крестьян, ранит себя скальпелем в процессе вскрытия умершего крестьянина. Смерть героя у многих вызвала недоумение. Тургенев понимал, что время таких людей еще не пришло. Лучшим выходом для него стала смерть, принятая достойно. Вот где на самом деле проявил характер герой. Однако завершается роман мыслью о примирении с вечной природой.

источник

В шестидесятые годы 19-го столетия в свет вышел роман Ивана Тургенева «Отцы и дети». Эта книга стала знаковой для своего времени. Образ Базарова – главного героя – молодёжь восприняла как пример для подражания. Прошло более 150 лет с момента первой публикации. Роман Тургенева всё так же популярен. Какова главная идея книги? Почему она актуальна даже сегодня, в 21-м столетии ? Подробный анализ произведения «Отцы и дети» поможет найти ответы на эти и другие вопросы.

События, о которых поведал читателям Тургенев, происходят в июне 1859 года. Совсем скоро в России отменят крепостное право. Произойдет событие, которое кардинально изменит российское общество. Это свершится в 1861 году. Однако особое настроение, жажда перемен уже витают в воздухе. Прежде всего ему подвержены просвещенные молодые люди. Старым помещикам подобные настроения чужды. При анализе произведения «Отцы и дети» Тургенева непременно нужно сделать небольшое историческое отступление.

Главный герой романа – Евгений Базаров. К своему приятелю – Аркадию Кирсанову – он относится с некоторым пренебрежением. Впрочем, при прочтении романа Тургенева создается впечатление, что главный герой на более глубокие чувства и не способен. Однако это обманчивое впечатление.

Анализ произведения «Отцы и дети» начинают обычно с расшифровки названия. Книга русского классика о столкновении двух поколений. Отцы не понимают сыновей. Дети уверены в отсталости, неактуальности родительских взглядов. Так было, есть и будет. Но не в этом основная идея произведения «Отцы и дети». Анализ романа Ивана Тургенева позволяет почувствовать, понять глубину душевных терзаний главного героя.

Базаров проводит несколько недель в родовом имении своего друга. Здесь происходит столкновение главного героя с одним из Кирсановых – Павлом Петровичем. Евгений – нигилист, то есть человек, не имеющий авторитетов. Он не принимает ни одного принципа, и ему совершенно безразлично, каким уважением этот принцип окружён. Такая точка зрения шокирует представителей старшего поколения.

Базаров презирает искусство, музыку, поэзию. А всё это он называет презрительно «романтизмом». Базаров изучает естественные науки. Уверен в том, что заниматься следует лишь тем, что принесёт пользу. Он сын лекаря и сам планирует лечить мужиков. Однажды с гордостью говорит: «Мой дед землю пахал». В действительности, этот человек очень честолюбив. И вряд ли его удовлетворил бы скромный труд сельского лекаря.

Базаров убеждён, что никогда не воспылает страстью к женщине. Ведь это слабость, которая может сбить с истинного пути. Но однажды он знакомится с Анной Одинцовой и понимает, как сильно заблуждался. Вдова-аристократка не отвечает ему взаимностью. И тогда поселяется в душе главного героя страшная, всепоглощающая пустота. Неизвестно, к чему бы привели подобные переживания, если б не внезапная смерть.

Однажды, проводя опыты, главный герой получает заражение. Вскоре понимает, что дни его сочтены. Базаров умирает. О нем уже спустя полгода забывают. Правда, на сельское кладбище, к скромной могиле, очень часто приходят старики, которые безумно любили и гордились своим сыном. Это родители Евгения Базарова.

При анализе произведения «Отцы и дети» непременно нужно сказать хотя бы несколько слов о том, как создавался этот нетленный роман. Идея книги пришла в голову писателю в 1960 году. В это время он находился в Англии.

Конечно, автор в своей книге в первую очередь хотел поднять вопрос отмены крепостного права. Российское помещичье общество довольно жалко смотрелось на фоне прогрессивного европейского.

Незадолго до начала работы над романом Тургенев прекратил сотрудничество с журналом «Современник». Один из молодых критиков отозвался о произведении «Накануне» весьма нелестно. Тургенев впервые задумался об огромной пропасти между поколениями.

Многие в России не понимали разночинцев, этих странных молодых людей, твердящих о горькой участи русского мужика, о равноправии, о свободе . Даже при кратком анализе произведения «Отцы и дети» стоит подчеркнуть: писатель посвятил свою книгу не только проблемам непонимания отцов и детей. Тургенев затронул вопрос о конфликте новых взглядов с консерватизмом.

Возникает логичный вопрос. Крепостное право отменили в 1861 году, а книгу Тургенева и сегодня читают. Почему? Дело в том, что, помимо вышеназванной проблемы, Тургенев затронул тему любви, дружбы, одиночества. Вопросы, которые всегда будут актуальны, поднял писатель в этом произведении. Анализ романа «Отцы и дети» – задание сложное, но интересное. Ведь в книге говорится не так о политике, как о простых человеческих чувствах.

Это еще один важный вопрос, на который стоит ответить при кратком анализе произведения Тургенева «Отцы и дети». Базаров отрицает красоту природы, любовь, музыку, поэзию. Он не признаёт также философское мышление. Искусство для него всего лишь «чепуха». Кирсановых-старших называет «старичками», «людьми отставными». Трагедия главного героя обусловлена его нигилистическими взглядами. Он убеждён, что все старое следует уничтожить, дабы на его месте построить новое. К тому, что подлежит уничтожению, Евгений Базаров относит даже любовь – чувство, без которого человек не может существовать.

Трагедия Базарова, конечно, и в нереализованности. Перед смертью вдруг его посетили сомнения. Нужен ли он России? Базаров не находит ответа на этот вопрос. Отношение Тургенева к своему герою противоречиво. С одной стороны, он не разделяет взглядов Базарова. С другой – испытывает к нему симпатию и жалость, что особенно читается в последних строках романа.

Полный анализ произведения «Отцы и дети» включает характеристику каждого персонажа. Особое внимание стоит уделить, пожалуй, Николаю Петровичу – отцу Аркадия Кирсанова. Ведь этот герой противопоставлен Базарову.

Николай Петрович не придерживается строгих политических и общественных взглядов. Он отнюдь не честолюбив. Кирсанов не читает немецких философов, но читает Пушкина, чем вызывает у Базарова явное неодобрение. Кроме того, помещик либеральных взглядов любит музыку и даже играет изредка на виолончели.

Главное различие между ним и одиноким нигилистом, конечно, не в книжных пристрастиях. Николай Петрович умеет любить. А потом в конце этой истории он один из немногих, кто обретает счастье.

В романе несколько женских образов. Но самый интересный из них, бесспорно, образ Анны Одинцовой . Богатую вдову заинтересовал молодой человек, произносящий довольно странные, но интересные речи. Но не более.

Разделить чувства Евгения Анна не смогла. Она, так же как и он, отвергает любовь. Но если Базаров ранее был убеждён, что любовь помешает ему достигнуть цели, которая, к слову, оказалась довольно туманной, то Одинцова отказывается от любви лишь ради спокойствия. Этой холодной женщине нравится ее размеренная, спокойная жизнь без чувств и треволнений.

источник

В феврале 1862 года И.С.Тургенев публикует роман «Отцы и дети». Автор попытался показать русскому обще­ству трагический характер нараставших конфликтов. Чита­телю открываются хозяйственные неурядицы, обнищание народа, разложение традиционного быта, разрушение ве­ковых связей крестьянина с землей. Бестолковость и бес­помощность всех сословий угрожает перерасти в разброд и хаос. На этом фоне развертывается спор о путях спасения России, который ведут герои, представляющие две основ­ные части русской интеллигенции.

Русская литература всегда проверяла устойчивость и прочность общества семьей и семейными отношениями. Начиная роман с изображения семейного конфликта между отцом и сыном Кирсановыми, Тургенев идет даль­ше, к столкновению общественного, политического харак­тера. Взаимоотношения героев, главные конфликтные ситуации раскрываются преимущественно под идейным углом зрения. Это нашло свое отражение в особенностях построения романа, в котором такую большую роль играют споры героев, их мучительные размышления, страстные речи и излияния. Но автор не превращал своих героев в выразителей собственных идей. Художественное достиже­ние Тургенева — его умение органически связать движение даже самых отвлеченных идей своих героев и их жизненные позиции.

Читайте также:  Анализы при гастрите у детей

Для писателя одним из решающих критериев в опре­делении личности было то, как эта личность относится к современности, к окружающей ее жизни, к текущим собы­тиям дня. Если присмотреться к «отцам» — к Павлу Пет­ровичу и Николаю Петровичу Кирсановым, то первое, что бросается в глаза, — это то, что они, в сущности не очень старые люди, не понимают и не приемлют того, что про­исходит вокруг них.

Павлу Петровичу кажется, что принципы, которые он усвоил в молодости, выгодно отличают его от людей, прислушивающихся к современности. Но Тургенев на каж­дом шагу, без особого нажима, совершенно недвусмыслен­но показывает, что в этом своем упрямом стремлении показать свое презрение к современности Павел Петрович просто комичен. Он играет некую роль, которая со стороны просто смешна.

Николай Петрович не столь последователен, как его старший брат. Он даже говорит о том, что молодежь ему нравится. Но на самом деле, оказывается, понимает в современности только то, что угрожает его покою. Лес он продал на сруб только потому, что через несколько месяцев он должен был отойти к мужикам.

Тургенев считал, что крупная личность всегда стоит к своему времени в естественных отношениях. Таков База­ров. Люди мелкие, несамостоятельные живут в вечном подсознательном ощущении разлада с временем. Павел Петрович принимает этот разлад как неправоту времени, то есть отрицает ход времени, застывает в своем консерва­тизме, а люди другого сорта пытаются догнать время. И так как они не могут понять его, то за выражение времени обыкновенно принимают моду.

Тургенев вывел в своем романе несколько людей, стремящихся поспешать за временем. Это Кукшина и Сит­ников. В них это стремление выражено очень ярко и однозначно. Базаров говорит с ними обыкновенно прене­брежительным тоном. Труднее ему с Аркадием. Он не настолько глуп и мелочен, как Ситников. В разговоре с отцом и дядей он довольно точно разъяснил им такое сложное понятие, как нигилист. Он хорош уже тем, что не считает Базарова «своим братом». Это сближало Базарова с Аркадием, заставляло относиться к нему мягче, снисхо­дительнее, чем к Кукшиной или к Ситникову. Но и у Аркадия все-таки есть желание схватить что-то в этом новом явлении, как-то приблизиться к нему, и он хватается только за внешние признаки.

Аркадий склонен говорить «красиво». Дело не в том, что Базаров не любит говорить красиво, а в том, что «красивые» слова обозначают такие сложные явления, о которых часто и походя говорить просто нельзя. В разго­воре с Базаровым об Одинцовой Аркадий опять-таки гово­рил «красивые», но чужие слова. Базаров это великолепно понимал, и поддерживать такие разговоры он, конечно, не мог. Ему оставалось сказать, что у Одинцовой такие плечи, каких он «не видывал давно».

И здесь мы сталкиваемся с одним из важнейших качеств стиля Тургенева. С первых шагов своей литератур­ной деятельности он широко пользовался иронией. В ро­мане «Отцы и дети» он наградил этим качеством одного из своих героев — Базарова, который пользуется ею очень разнообразно: ирония для Базарова — средство отделить себя от человека, которого он не уважает, или «поправить» человека, на которого он еще не махнул рукой. Таковы его иронические выходки с Аркадием. Базаров владеет и еще одним видом иронии — иронией, направленной на самого себя. Он иронически относится и к своим поступкам, и к своему поведению. Достаточно вспомнить сцену дуэли Базарова с Павлом Петровичем. Он иронизирует тут над Павлом Петровичем, но не менее горько и зло и над самим собой. В такие моменты Базаров выступает во всей силе своего обаяния. Никакого самодовольства, никакой само­влюбленности.

Тургенев проводит Базарова по кругам жизненных испытаний, они-то и обнаруживают с настоящей полнотой и объективностью меру правоты и неправоты героя. «Пол­ное и беспощадное отрицание» оказывается оправданным как единственная серьезная попытка изменить мир, покон­чив с противоречиями. Однако для автора бесспорно и то, что внутренняя логика нигилизма неизбежно ведет к сво­боде без обязательств, к действию без любви, к поискам без веры. Писатель не находит в нигилизме созидающей творческой силы: те изменения, которые нигилист предус­матривает для реально существующих людей, по сути дела, равносильны уничтожению этих людей. И Тургенев рас­крывает противоречия в самой натуре своего героя.

Базаров, переживший любовь, страдания, уже не может быть цельным и последовательным разрушителем, безжалостным, непоколебимо самоуверенным, ломающим других просто по праву сильного. Но смириться, подчинив свою жизнь идее самоотречения, или искать утешения в искусстве, в чувстве выполненного долга, в самозабвенной любви к женщине Базаров тоже не может — для этого он слишком зол, слишком горд, слишком необузданно, по-дикому свободен. Единственным возможным разрешением этого противоречия оказывается смерть.

Тургенев создал характер, до того полный и внутренне самостоятельный, что художнику оставалось только не погрешить против внутренней логики развития характера. В романе нет ни одной значительной сцены, в которой бы не участвовал Базаров. Из двадцати восьми глав его нет лишь в двух, в то время как некоторые персонажи (Кук­шина, Ситников, сановник Колягин, губернатор и др.) появляются лишь эпизодически, а другие (сестры Одинцо­вы, родители Базарова, Фенечка и др.) на довольно про­должительное время исчезают из поля зрения читателя. Уходит из жизни Базаров, и кончается роман. В одном из писем Тургенев признался, что, когда» писал Базарова, он в конце концов чувствовал к нему не неприязнь, а восхи­щение. А когда писал сцену смерти Базарова, то рыдал навзрыд. Это не были слезы жалости, это были слезы художника, видевшего трагедию огромного человека, в котором воплотилась часть его собственного идеала.

«Отцы и дети» вызывали ожесточенную полемику во всей истории русской литературы XIX века. Да и сам автор с недоумением и горечью останавливался перед хаосом противоречивых суждений: приветствий врагов и пощечин друзей. В письме к Достоевскому он с огорчением писал: «Никто, кажется, не подозревает, что я попытался в нем представить трагическое лицо — а все толкуют, — зачем он так дурен? или — зачем он так хорош?»

Тургенев верил, что его роман послужит делу сплоче­ния общественных сил России, что русское общество при­слушается к его предупреждениям. Но мечта о едином и дружном всероссийском культурном слое общества не сбы­лась.

источник

Самой важной чертой таланта И.С. Тургенева – это глубокое чувство своего времени, которое являлось наилучшей проверкой для творца. Все вымышленные персонажи писателя до сих пор живут, но уже в иной реальности, имя которой является признание и память всех тех людей, которых он научил мечтать, любить и быть мудрыми.

Художественное воплощение в новом произведении «Отцы и дети», сталкивает два абсолютно разных слоев общества, в лице революционеров и дворян, настроенных либерально. Произведение было создано в час сложного столкновения двух этих сил.

Писатель довольно долгое время проработал в редакции журнала «Современник», где с помощью работы с коллективом, у Ивана Сергеевича появляется замысел написания произведения. Вскоре писатель был вынужден покинуть редакцию журнала. Иван Сергеевич переносил этот уход не спокойно, с журналом так же была связана память о Белинском. Главной проблемой для писателя и скорее всего основой на написание романа, становятся стать молодого Добролюбова, с которым так часто они не находили общего языка. Добролюбов не был склонен реформам, как Иван Сергеевич, скорее склонялся к преображению России революционными методами. Николай Некрасов, на то время главный редактор журнала, поддерживал точку зрения молодого и радикально настроенного человека, именно из-за этого такие писатели как – Толстой и Тургенев, были вынуждены покинуть редакцию журнала «Современник».

В середине июля 1860 года во время пребывания Тургенева на британском острове Уайт, были сделаны первые шаги для нового романа в записях черновика. Персонаж книги Базаров, образ которого автор охарактеризовал как человека полностью уверенного в себе, абсолютно бескомпромиссного, любящего труд. Тургенев очень симпатизирует своему герою. И в этом его убеждает дневники героя романа, которые к слову ведет именно Иван Сергеевич.

В 1861 году после возврата из Парижа в свое Спасское имение, автор творит конечные записи в черновиках, а в феврале 1862 года журнал «Русский вестник» опубликовал его произведение.

Нравственная проблематика взаимопонимания поколений и является главной проблемой в произведении. Какой в жизни смысл? Этот вопрос всегда связывал множественные судьбы людей. Для старшего поколения ответ заключен в наблюдении и рассуждениях, ведь на них работают крестьяне, а вот для новых поколений — это труд. Именно в этой позиции принципиальный и непримиримый конфликт находит себе место: новое и старшее поколение живут разными взглядами на жизнь. С таким разным мнением мы видим четкую проблему противостояний и не пониманий между ними. В романе прослеживаются противники, которые не хотят прийти к взаимопониманию, такая ситуация в отношениях прослеживалась у Кирсанова Павла и Базарова Евгения.

После всего вышесказанного можно сделать вывод, что книга написанная Тургеневым имеет грандиозное значение в воспитательном плане. Прочесть книгу в целях формирования своего характера – задуматься над более важными проблемами, которые встречаем в жизни. Произведение всецело направленно учить серьезному отношению к миру, быть активно настроенным, патриотичным. Занимаясь самовоспитанием, вырабатывать в себе нерушимые принципы, но при всем этом не быть равнодушным по отношению к памяти предков и чтить их не смотря не на что.

Произведение Тургенева «Отцы и дети» читающая публика увидела в 1862 году в журнале «Русский вестник». В основу романа легла драма, которая свершилась в жизни писателя. Все живые впечатления от настоящих лиц были преображены в художественный вид. Саму идею создания произведения ему внушил Добролюбов. После конфликта с «Современником» писатель обратился так смело к злободневной теме.

Роман много подвергался критике. Так, Антонович упрекал Тургенева в том, что в своей книге он беспощадно осудил молодое поколение. Но, Писарев, наоборот, увидел в главном герое-Базарове все лучшие черты нынешней молодежи. Для того, чтобы понять все позиции, обратим внимание на время, когда создавался роман. А это был непростой период. Именно тогда шла отчаянная борьба между течением дворян-либералов и разночинцев-демократов. Старые порядки и принципы отрицались, и так, появились нигилисты, представители этого движения. Однако, по моему мнению, здесь еще противопоставлены мнения и взгляды старшего и молодого поколения. Ведь о конфликте отцов и детей говорили в своих произведениях и другие писатели. И писали они не только в то время.

Сейчас эта проблема существует тоже. В романе, мы видим, что Павел Петрович Кирсанов являлся именно тем представителем старшего поколения, которому нравится его уклад, и он не хочет перемен. Базаров же относится к нигилистам, и он желает привести к разрушению мир старый и создать новый. С первых страниц произведения отчетливо видно, что столкновения этих двух людей неизбежно. Писатель подчеркивает, как все в них противопоставлено друг другу. У Павла Петровича была грамотная размеренная речь, резко отличающего от простонародного языка Базарова. Даже если обратить внимание на руки этих персонажей У Кирсанова холеные и ухоженные руки, говорящие о том, что хозяин-человек благородных кровей, не знавший никогда физического труда. А вот Базаров же не гнушается никакой работы. И когда он приезжает в имение, то привозит с собой микроскоп для занятий. Судя по их одежде, можно сделать вывод, что наши персонажи относятся к разным эпохам, что соответственно, у каждого временного периода своя мода и, конечно же, взгляды. Время корректирует мировоззрение людей.

Однако, у Базарова и Кирсанова есть и некоторая схожесть. Павел Петрович согласен с некоторым мнением Евгения. Он понимает, что в нынешнем обществе не все в порядке. Базаров же думает, что надо исправить общество. А существующий строй необходимо разрушить. Но, мы видим, как ущербны позиции Евгения. Он совершенно не любуется природой и не увлекается творчеством. И хотя Аркадий занимал сторону друга, то впоследствии, он более широко смотрит на будущее. Молодой человек заводит хозяйство и управляет по-новому, учитывая ошибки отца. Тургенев в своем романе не выступает открыто ни на одной из сторон. Он так ярко показывает все черты героев с их взглядами, что дает читателям самим выбрать, кто из них прав.

В год, когда отменили крепостное право, Тургенев закончил роман Отцы и дети. Автор показываем нам, как меняется социальное общество на картине образа первостепенного героя – Е.В. Базарова.

Евгений Базаров – обучается в университете на врача, хирурга. Проводит опыты на лягушка, что бы вскоре лечить людей. Занимаясь своим лечебным делом, у него не остается времени витать в облаках и придаваться философии, столь важная профессия врача возвышает его по отношению других людей. Людское сознание никогда не стоит на месте, и случай с Базаровым не является исключением. В связи с продвижениями технологий, обновление старого новым, все имеет свойство устаревать, и старые ценности прошлых лет теряют свою актуальность. Базаров не принимает эстетику, не верит в светлое и прекрасное чувство любви, не воспринимает поэзию как искусство, он ни во что не верит, Базаров — нигилист.

Хоть и Базаров не верит в высокое проявление прекрасного чувства любви, все же оно затрагивает его холодное сердце и под большим влиянием эмоций разрушаются его взгляды нигилиста. Объектом его симпатии становиться Анна Одинцова. В разуме главного героя твориться непонятное, он начинает презирать себя за чувства, которые испытывает. Как было сказано ранее, Базаров врач-хирург и во время работы, думая об Анне, ранил руку и заразился смертельной болезнью. В итоге чего умер, чуть ли не из-за своей любви.

Одна из основных идей романа, которая является главной, кроется в самом названии «Отцы и дети», а если быть точнее, то примирение нескольких поколений. Эта проблема раскрывается в споре Базарова с братьями Кирсановыми, данная ситуация происходит в 19 веке 30-50-х годов. Здесь мы наблюдаем Павла Петровича Кирсанова, как человека, идеалы которого никому не интересны в современном мире. Их мнения и взгляды с Базаровым расходятся, очевидно, что они никогда не смогут найти примирение в своем споре, так и не понятно кто победит. Базаров участвует в дуэли с Кирсановым. Из этого поступка мы видим, что Базаров не совсем бесчувственный и бессердечный герой и где-то глубоко в душе в нем живет романтическая культура прошлого поколения.

Андрей Кирсанов, друг Базарова, еще один герой романа. В этом случае их взгляды схожи и они оба являются нигилистами, но вскоре выясняется, что нигилизм в Аркадии напускной, на этом их пут расходятся. Аркадий является либеральным человеком и не готов рисковать своей жизнью, а тем более умереть во имя идеалов. Аркадий находит свою любовь Катеньку Локтеву и желает только одного, жить счастливо вместе со своей возлюбленной.

Анна Одинцова — возлюбленная Базарова, тоже нигилистка, имеет много общих взглядов с ним, но она не испытывает особых чувств к нему. Одинцова живет по своим законам и не желает, чтобы кто-то в них вмешивался и нарушал ее душевное спокойствие. Поэтому о союзе Базарова и Одинцовой не может быть и речи.

Главная идея романа заключается в том что невозможно жить во вражде, нужно вырабатывать новую идеологию, иначе людей ждет лишь смерть.

Писатель в своём романе рассматривает революцию под углом обзора её как некой стихии глазами личности в отдельности от идеологий. Революция здесь – не поединок красных и белых, а взгляд человека

Голубая мечта – это самая сокровенная, самая возвышенная и самая важная мечта всей жизни. Их не может быть много, она либо одна на всю жизнь, либо меняется для каждого крупного жизненного этапа

Больше всего на свете Васнецову нравится писать не только былины, но еще и сказки. Кроме этого практически к каждой сказке он рисовал иллюстрации.

Григорьева Матрёна Васильевна является главной героиней рассказа «Матренин двор» Александра Исаевича Солженицына. С помощью ее образа автор раскрывает проблему, существующую и в современном мире.

Данте Алигьери писал «Божественную комедию» более 10 лет. Эпитет «божественная», означающий здесь качество поэмы, привязался к произведению после смерти писателя. Поэма писалась в тяжелые для Италии времена. Противостояние между гвельфами

источник