Меню Рубрики

Педагогический анализ деятельности детей дошкольного возраста

Наталья Ивановна Дорохова
Анализ педагогической деятельности

Свою педагогическую деятельность строю с учетом нормативных документов, на основе основной образовательной программы дошкольного образования МКДОУ д/ №423 с учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, в соответствии с ФГОС ДО.

Дошкольный возраст – это начало длинной дороги ребёнка в мир познания. Ведь именно в этом возрасте закладываются основы характера, раскрываются таланты, начинается формирование личности. Считаю, что задача воспитателя состоит не только в том, как научить ребёнка писать, считать, рисовать, но и умению думать, анализировать, обобщать. Дошкольное образование – это важная ступенька для дальнейшего успешного развития. Сегодня в обществе огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет познавательное развитие.

Известно, что интеллектуальный труд очень нелегок и, учитывая возрастные особенности детей, понятно, что основной метод развития дошкольников – проблемно-поисковый и главная форма организации детской деятельности – игра, которая является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.

В нашей группе традиционно проводиться образовательная деятельность, направленная на развитие элементарных математических представлений у детей. Они строятся в форме партнерской позиции взрослого с детьми, развертывающейся как исследование, познание объектов и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей, где последние получают возможность проявить собственную познавательную активность. Но показатели мониторинга возможных достижений детей по данному направлению были не достаточно высоки: высокий уровень составляет 34%, средний — 55%, а низкий -11%.

Проблема низкого уровня заключается не только в редком посещении детей детского сада по болезни или другим причинам, но и в отсутствие интереса к процессу познания. Поэтому считаю, что важно вызвать у детей интерес к математике, желание познавать, принимать и применять в повседневной жизни полученные знания, научить выражать в речи порядок выполнения действий и полным ответом отвечать на вопросы, объяснять: «Как ты узнал?», «Почему так решил?», «Объясни, что ты сделал?», объяснять способ сравнения, обогащать словарный запас детей и активизировать его в совместной и самостоятельной деятельности.

В процессе обучения математике дети приобретают различные знания и умения — учатся анализировать, обобщать, запоминать, сравнивать, делать выводы, появляется интерес к самому предмету обучения. Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников: игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике, является средством умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов. Преследуется главная цель дошкольного детства — вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всём, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.

Для решения обозначенной выше проблемы в работе с детьми дошкольного возраста была определена следующая цель: развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через использование дидактических игр в разных видах детской деятельности.

В соответствие с поставленной целью были определены задачи:

1. Сформировать элементарные математические представления дошкольников через дидактические игры;

2. Освоить и реализовать инновационные технологии, направленные на развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста;

3. Разнообразить развивающую предметно — пространственную среду группы;

4. Повысить компетентность родителей по развитию познавательной активности дошкольников.

Под математическим образованием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ним логических операций. Считаю, что развитие математических способностей является довольно сложным компонентом в образовательной деятельности. Оно состоит из взаимосвязанных взаимообусловленных представлений: о пространстве, о форме, о величине, о времени, о количестве их свойствах, и об отношениях, которые необходимы для формирования и воспитания соответствующих понятий.

Математическое образование начинается с формирования математических представлений. С утверждением ФГОС ДО математические представления стали частью образовательной области «Познавательное развитие».

Считаю, что необходимо специально организованное и систематическое взаимодействие ребенка и взрослого. Наиболее удачными его формами являются игры и упражнения. Работа, проводимая в младшей группе, определила дальнейшее развитие детей в старшей и подготовительной группе, что является залогом успешного формирования предпосылок к учебной деятельности (см. ФГОС ДО). Всю работу с детьми строю с учетом зоны ближайшего развития воспитанников, с учетом принципа интеграции образовательных областей в течение всего пребывания воспитанников в детском саду.

Важнейшим средством формирования у дошкольников элементарных математических представлений является образовательная деятельность:

— подобраны задачи в стихотворной форме, стихи, считалки, скороговорки, поговорки с математическими элементами, загадки, в которых содержатся математические элементы в виде термина;

— разработаны лабиринты — упражнения, выполняемые на наглядной основе и требующие сочетание зрительного и мыслительного анализа, точности действий, для того, чтобы найти кратчайший и верный путь от начальной к конечной точке (например: «Как хомячку выбраться из норки?» или «Помоги медведю поймать рыбку».)

— разработана система игр и упражнений;

— подобраны серии мультфильмов;

— художественная занимательная литература на развитие логического мышления;

— игры с палочками Кюизенера (Цель: обучить детей моделированию числа, свойств, отношений, зависимость между ними с помощью цвета и длины. Игра развивает мелкую моторику рук, процесс анализа и синтеза позволяет ребенку научиться ориентироваться на листе бумаги, а также способствует более яркому проявлению воображения);

— игры с логическими блоками Дьенеша (цель: развивать логическое мышление, представление о множестве, умение выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к конструированию и моделированию);

Занимательный материал по своей структуре близок детской игре: дидактической, сюжетно-ролевой, строительно-конструктивной, драматизации. Как и дидактическая игра, он, прежде всего, направлен на развитие умственных способностей, качеств ума, способов познавательной деятельности. Многие задачи — шутки, головоломки, занимательные упражнения и вопросы, потеряв авторство, передаются из поколения в поколение, как и народные дидактические игры.

Знакомство с элементарными математическими представлениями проходит во всех режимных моментах: в утреннее время, во время дежурства и во время прогулки. Во время утренней гимнастики дети развивают ориентировку в пространстве, упражняются в счете. Во время дежурства дети отчитывают нужное количество столовых приборов соответствии с количеством детей. На прогулке считают этажи домов, деревья, сравнивают их количества и размер.

В совместной и самостоятельной деятельности используются дидактические и настольно – печатные игры. Дидактически игры делятся на три группы: развлечения; математические игры и задачи; развивающие игры и упражнения.

Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.

Занимательный материал, который я использую в совместной деятельности с детьми, представлен в следующих видах:

1. Счетные палочки — с их помощью я знакомлю ребенка с формами. Дети строят и преобразуют простые и сложные фигуры по условиям. Головоломки предлагаю детям в определенной последовательности:

-составить два равных треугольника из 5 палочек.

-составить два равных квадрата из 7 палочек.

-составить 2 квадрата и 2 треугольника из 9 палочек.

Далее усложняется характер задач на формирование фигур. Например: в фигуре, состоящей из 9 квадратов, убрать 4 палочки, чтобы осталось 5 квадратов.

2. Моделирование простейших математических простейших математических объектов, свойств. Это игры «Логические таблицы», «Что лишнее», «Найти фигуру», «Символы», «Таблицы». Эти игры учат пользоваться таблицами, обозначать свойства предметов с помощью символов.

Использую загадки математического содержания. Они оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умений доказывать правильность суждения, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение.)

Отгадывая задачи математического содержания — дети радуются если

правильно ответили. Каждая загадка — это еще и логическая задача, решая которую ребенок должен совершать сложные мыслительные операции.

Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образу или замыслу. «Танграм» — дети выкладывают силуэты животных, человека, предметы домашнего обихода. «Колумбово яйцо» — силуэты птиц, самостоятельно придумывают фигуры воинов, балерин. «Пифагор» — силуэты животных. Эти игры широко представлены в книге «Игровые занимательные задачи для дошкольников» З. А. Михайлова

5. Загадки-шутки. Построение, содержание, вопрос в этих

задачах необычны. Оно лишь косвенно напоминают математическую задачу.

Сущность задачи, т. е. основное, благодаря чему можно догадаться о

решение задачи, найти ответ, замаскировано внешними условиями.

Например: 1) Ты да я, да мы с тобой, сколько нас всего? (двое). 2) Как с помощью одной палочки образовать на столе треугольник? (положить ее на угол стола). Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (шесть)

6. Игра «Грамматическая арифметика».

Я ее использую в обучении грамоте. Пример: Найдите слово в слове: 3 — 1=? (Мел, Дар, Дом)

Слово состоит из трех букв, если одну букву убрать получится другое слово

7. Дидактические игры, направленные на изучение геометрических фигур:

«Найди крышку каждой коробочке»

Дети выкладывают фигурки, как по образцу, так и по памяти. Закрепляя геометрические фигуры, используем следующие игры: «геометрическое лото», «Кодирование фигур», «Назови фигуру».

8. Игры на развитие логического мышления.

«Сложи узор», «Уникуб», «Кростики», «Логический экран», «Что лишнее».

Дети овладевают умением сравнивать и обобщать группы предметов по двум-трём признакам, находят сходство и различие, выявляют зависимость между предметами по количеству, расположению и другим признакам, что способствует развитию логического мышления, сообразительности и смекалки. Очень часто использую игры со счетными палочками. Дети учатся изображать узоры по образцу, по памяти, затем задания усложняются: предлагаю детям составить 2 равных квадрата из 7 палочек, квадрат из двух палочек, используя угол стола.

В своей работе широко использую подвижные игры с математическим содержанием «По местам», «Кто быстрее?», «Кто вперед?», «Влево, вправо», элементы занимательной математики (логические задачи, загадки, считалки, «Логическую мозаику», «Кубики для всех», кубики «Хамелеон». С помощью данных наборов можно уточнить представления детей о форме, цвете, размере, количестве; познакомить с симметрией, развивать умение мыслить, освоить логические приёмы, такие как анализ, синтез, сравнение, классификации).

Для реализации поставленных задач и организации условий, для самостоятельной деятельности дошкольников, для заинтересованности детей математическими проблемами в режимных моментах, учитывая требования ФГОС ДО в группе была создана развивающая предметно — пространственная среда.

Наполненная математическим содержанием среда побуждает воспитанников к математической деятельности, которая осуществляется как совместно со взрослыми так и самостоятельно.

На территории детского сада расположены малые игровые формы: это классики, гусеницы, большие разнообразные модули, которые закрепляют знания детей о геометрических фигурах, ориентирах и величине.

Многообразие предметов и материалов позволяет детям в игре развивать элементарные математические представления. Дети используют порядковый счёт, учатся сравнивать предметы по высоте, длине, ширине. В группе имеются объёмные модули, конструкторы, позволяющие детям развивать глазомер, ориентироваться в пространстве.

В группе для развития математических представлений в самостоятельной деятельности я оформила «Уголок юного математика» многообразие предметов и материалов позволяют детям в игре развивать элементарные математические представления. Дети используют порядковый счет, учатся сравнивать предметы по длине, ширине и т. д.

Для сюжетно-ролевых игр в группе оформлены центры для игр «Больница», «Магазин», «Парикмахерская», «Дом» и др., которые пополняются и расширяются с учётом возрастных особенностей, развития и становления этапов формирования игры. Играя, дети в непринуждённой форме закрепляют материал, отработанный в образовательной деятельности. Организуя игры с детьми, развиваю у них самостоятельность и речевую активность, формирую умение договориться о теме игры, распределять роли, наметить основное развитие сюжета, подготовить игровую обстановку. Таким образом, во время сюжетно-ролевой игры у детей формируются положительные навыки общения со сверстниками.

Театрализованная деятельность является продуктивным средством формирования речевых и неречевых средств общения. Уголок театрализованной деятельности в нашей группе оснащен несколькими видами театров (пальчиковый, плоскостной, перчаточный, настольный театр картинок, игрушек, а также атрибутами для ряжения. Всё это позволяет успешно проводить работу по развитию речи у детей, звукопроизношению и отработке интонационной выразительности речи, жестов, мимики. Театрализованные игры помогают детям обрести уверенность в себе, развивают творческое воображение.

Читайте также:  Отчет о гематологическом анализе расшифровка у детей

Для развития слухового восприятия и фонематического слуха в группе имеется музыкальный уголок, в котором много музыкальных инструментов. С помощью которых дети проигрывают ритмические рисунки, угадывают звучание на слух. При игре на музыкальных инструментах дети активно общаются между собой, между ними возникают коммуникативно — эмоциональные взаимоотношения. В музыкальном уголке есть магнитофон и создана фонотека с записями голосов животных, звуков природы, подборка песен для проведения закаливания, детских песен и сказок для прослушивания с детьми.

Для решения задач физического и познавательного развития, укрепления крупной и мелкой моторики, развития зрительно — моторной координации, пространственной ориентировки в группе создан физкультурный уголок, в котором имеются материалы и оборудование для двигательной активности: атрибуты для проведения упражнений и спортивных игр, мешочки с песком для метания, мячи и массажные мячики различного размера, обручи, канат, веревки, скакалки, шнуры разной толщины, кегли и кольцебросы, массажные и ребристые коврики. Подвижные игры позволяют воспитывать волевые качества и умение подчиняться разным правилам и социальным нормам.

В уголке природы и экспериментирования находятся: колбы, баночки, коробки, песочные часы, весы, образцы грунта, камни, семена, с помощью которых дети взвешивают, отсчитывают, формируют знания об объёме. В уголке имеется стенд, где дети учатся ориентироваться во времени года и частях суток.

В книжном уголке прививается интерес и любовь к книгам, приобщение детей к общечеловеческим ценностям, к русской культуре. В уголке размещены иллюстрации к произведениям. Всё это способствует воспитанию интереса и любви к чтению, развитию литературной речи.

Работая в уголке рисования, ребенок преобразует познавательный опыт в продуктивную деятельность, развивает творчество. Дети самостоятельно и совместно с воспитателем с большим удовольствием рисуют, работают с ножницами и клеем, лепят из пластилина.

Наполненная математическим содержанием среда побуждает воспитанников к математический деятельности, которая осуществляется как совместно со взрослым, так и в самостоятельной деятельности детей.

Дидактические игры я включаю непосредственно в содержание НОД как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятия определяю целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнения конкретной задачи формирования представлений.

Формированию ребёнка как самостоятельного и инициативного субъекта деятельности, в данном случае — субъекта познания, способствует организация непосредственно образовательной деятельности, как партнёрской деятельности взрослого с детьми, где последние получают возможность проявить собственную исследовательскую активность.

С введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в систему дошкольного образования меняются требования и к структуре Программы и ее объему, к условиям реализации Программы, результатам освоения Программы. Требования стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров (список литературы — №3, стр. 26). Именно метод проекта, является одним из основных методов, который может помочь дошкольнику решить выше обозначенные задачи. Ведь данный метод наиболее полно соответствует природе ребенка и современным требованиям воспитания и обучения. В дошкольном возрасте, во время проведения образовательной деятельности, дети должны получать только положительные эмоции, удовлетворение и чувство самоуважения от достигнутых результатов. Следовательно, нужен особый подход к обучению, который построен на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего.

В 2014 – 2016 г. нами были реализованы проекты на темы: «Осень, зима, весна, лето!», «Разноцветная неделя», «Все цвета радуги», где не только дети получили массу положительных эмоций, но и их родители!

Метод детских проектов помог мне привлечь родителей, заинтересовать их и занять активную исследовательскую позицию вместе с детьми. Видя заинтересованность детей родители охотно откликались на просьбы, и они с удовольствием помогали детям в сборе информации, в создании коллекций, приходили на презентации проектов. Внимание родителей легко привлекалось рисунками и поделками, изготовленными самими детьми.

Итогом этой деятельности можно считать следующее: дети приобрели различные знания и умения, научились анализировать, обобщать, запоминать, сравнивать, делать выводы.

К решению задач по развитию у детей элементарных математических представлений активно привлекаем родителей. Семья, безусловно, играет самую важную роль в жизни каждого ребенка. Без тесного взаимодействия с семьями воспитанников не было бы достаточного результата. Важно найти такую форму общения с семьей, при которой возможны: взаимопонимание, взаимопомощь в решении сложных задач воспитания и обучения.

Важным для меня является — вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс и развитие с ними партнерских отношений. В связи с этим нами организованы мероприятия, которые помогают понять родителям их значимость и важность в развитии математических представлений у детей дошкольного возраста.

Взаимодействие с семьями воспитанников:

-анкетирование родителей (см. Приложение);

-домашняя работа по поиску информации и иллюстративного материала;

-привлечение родителей к пополнению развивающей предметно — пространственной среды в группе;

-совместные праздники и развлечения («КВН», «Путешествие в страну Математики», «День квадрата» и т. д.);

-родительское собрание на тему: «Математика в играх»;

-поощрение в виде «Благодарственного письма» родителям и «Медали «Умники и умницы» детям;

-консультация на тему: «Интеллектуальные игры для дошкольников», «Дидактические игры с математическим содержанием»;

-оформление наглядной информации в родительском уголке (письменно информирую родителей обо всем, что происходит или будет происходить в группе и в детском саду; приглашаю к обсуждению текущей ситуации в развитии ребенка и принятию решения о дальнейших совместных действиях, способных обеспечить успешное развитие вместе с педагогами и специалистами);

-реализация семейных проектов (проект «Цифры»);

-мастер — класс «Изготовление пособия для игры в математику «Волшебный цветок»;

-стендовая информация «Математика в повседневной жизни»; «Влияние математической игры на познавательное развитие ребёнка».

Большинство семей воспитанников с удовольствием активно участвуют в образовательном процессе, например, с большим успехом, всегда проходят Дни дублера в течение всего учебного года. Семьи воспитанников активно посещают праздники и другие мероприятия с участием детей. Изготавливают стенгазеты и оформляют фото выставки.

Использование новых форм работы с семьями воспитанников нашей группы дало положительные результаты: изменился характер взаимодействия с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми моими помощниками. Многие родители неоднократно поощрялись грамотами и благодарностями.

Родители видят, что в группе созданы все условия для развития математических способностей детей и, как следствие, готовы дома создавать условия для дальнейшего развития детей в данном направлении.

Так же тесно я сотрудничаю с педагогами детского сада для реализации поставленных задач познавательного развития детей. Инструктор по физкультуре вместе с детьми в спортивных упражнениях закрепляет порядковый и количественный счёт, учит детей ориентироваться в пространстве, развивает все виды моторики.

На музыкальных занятиях развиваются чувства ритма, понятия высокий, низкий звук, чувство такта, закрепляются перестроения в круг, парами.

Таким образом, совместная система работы способствует развитию математических способностей в игровой форме.

Результатами своей педагогической деятельности считаю:

-успешное усвоение детьми основной образовательной программы дошкольного образования МКДОУ № 423 (см. Приложение№1);

-создание условий для развития элементарные математических представлений дошкольников через дидактические игры;

-развитие детской инициативности и самостоятельности в познавательной деятельности;

-установление партнерских отношений с семьями воспитанников (см. Приложение №2);

-пополнение развивающей предметно – пространственной среды (см. Приложение №3);

-разработка авторских дидактических игр (см. Приложение №4);

-успешное проведение мастер – класса перед педагогами «Использование дидактических игр для развития элементарных математических представлений»;

-результативное участие в конкурсах разного уровня (см. Приложение №5);

-открытый показ НОД по образовательной области «Познавательное развитие» в 2015 — 2016 и 2016 – 2017 уч. г. (см. Приложение №6);

-успешное выступление на педагогических советах 2015-2016, 2016-2017 уч. г. ;

-публикация на международном образовательном портале Маам:

Аналитическая справка педагогической деятельности Воспитательно-образовательный процесс во второй группе раннего возраста (в количестве 23 человек) выстроен на основе примерной основной.

Анализ педагогической деятельности воспитателей средней группы Анализ педагогической деятельности воспитателей средней группы №5 подготовила:Васильева Т. А. В группе 25 детей, из них 14 мальчиков.

Анализ педагогической диагностики в средней группе за 2016–2017 учебный год В средней группе 26 детей; 13 девочек 13 мальчиков Один ребенок Кочканов Илья не проходил педагогическую диагностику, так как не посещает.

Анализ педагогической диагностики в старшей группе за 2016–2017 учебный год Воспитатели: Григоренко С. В. Казакова В. З. В мае 2017 года на конец года проводилась диагностика детей старшей группы. В диагностике принимали.

Анализ педагогической статьи Р. В. Бессонова, О. П. Околелова «Специфика обучения в профильной школе: содержание и процесс» Я обратила внимание на данную статью, содержащуюся в журнале «Педагогика» (№7, 2006г., она меня заинтересовала, я решила поделиться анализом.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме взаимодействия ДОУ с семьей Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения).

Самоанализ педагогической деятельности Я, Прудникова Ольга Ивановна, окончила Томский государственный педагогический университет (ТГПУ) в 2002 году. Работаю учителем начальных.

Самоанализ педагогической деятельности «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский Необходимое условие успеха в любой деятельности – это любовь.

Самоанализ педагогической деятельности воспитателя. В течение 2016-2017 учебного года весь воспитательно-образовательный процесс с детьми мною строился на основе «Примерной общеобразовательной.

Система педагогической деятельности ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРЕДО: «Так важно воспитать в ребёнке личность, Суметь посеять знания, добро. Научить думать, размышлять и верить, ведь воспитателю.

источник

Наблюдение и анализ организации трудовой деятельности детей.

Проанализируйте задачи формирования трудовых умений детей для данной возрастной группы, содержание и объем трудовых действий в разных видах труда для данной возрастной группы (по программе «От рождения до школы»).На протяжении 1 или 2 половины дня пронаблюдайте за организацией воспитателя трудовой деятельности детей или их самостоятельными трудовыми проявлениями.

Результаты наблюдений внесите в протокол и затем проанализируйте по предложенным ниже вопросам.В протоколе необходимо отразить все структурные части трудового процесса: мотивацию и постановку цели труда, планирование трудового процесса, подготовку и уборку оборудования и материалов, ход труда, оценку его результатов.

Все обращения воспитателя к детям и их ответы по возможности впишите в протокол в прямой речи. Более детально проведите наблюдение за 1 – 2 детьми, как можно подробнее фиксируя все их проявления, реакцию на действия и речь воспитателя и сверстников.

Закончив запись, сразу ее прочтите, восстановите сокращенные слова, дайте необходимые примечания, характеризующие увиденное.

Форма протокола (лучше использовать горизонтальное (альбомное) расположение страницы):

Дата, время наблюдения: 05.02.2018г.

Возрастная группа: старшая группа

Содержание работы: Предлагаю Вашему вниманию конспект проведения коллективного труда по уходу за комнатными растениями в старшей группе. Данный конспект будет полезен в работе воспитателям старших возрастных групп детского сада. Количество участвующих детей: 15 Формы организации труда: коллективный труд

Ребята давайте сегодня поухаживаем за растениями

Хорошо и с радостью начали приготавливать оборудование.

Ребятки, сегодня к нам в гости пришёл крот. Но крот пришёл не просто так, он пришёл по делу. Крот решил нас с вами предупредить, и спасти наши растения в группе.
— Послушайте, что говорит крот!
— «Ребята! Беда! Злой волшебник узнал, что у нас в группе очень много красивых растений и решил отобрать их у нас! Он послал своих помощников – пыль и грязь, чтобы они поселились на растениях, и они засохли».

Дети внимательно слушают воспитателя и крота.

Предлагает детям ответить на вопросы: — Как надо ухаживать за цветами ? (Сначала будем протирать мокрой тряпочкой, а мелкие листочки – опрыскивать с ворсистых листьев – смахиваем сухой кисточкой

Планирование трудового процесса

Совершенствовать умение действовать в коллективе. продолжать учить детей трудиться в коллективе; Упражнять их в умении предлагать свою помощь товарищу; Воспитывать чувство ответственности за общее дело, удовлетворения от успешного выполнения работы

Подготовка оборудования, материалов, себя и рабочего места

2 тазика, тряпочки по количеству детей, фартучки по количеству детей, сухие кисточки, лейки, опрыскиватели, игрушка – крот.
Комнатные растения: сансевьера , колеус, фиалка, бальзамин, бегония вечноцветущая, берёзка, традесканция

Перед началом работы воспитатель закрепляет с детьми правила, соблюдение которых повышает качество труда

Читайте также:  Ошибка анализа синдрома дауна у детей

Воспитатель распределяет детей по группам, назначает ответственных, определяет объем заданий. Советует детям распределить работу и внутри самого звена

Дети вспоминают, что нельзя отвлекаться, что любое задание надо выполнять аккуратно и т. д. Педагог напоминает, что для того, чтобы выполнено было задание, надо помогать друг другу. В процессе коллективного труда воспитатель проверяет, как дети распределили обязанности, какие складываются взаимоотношения, умело ли они пользуются оборудованием

Уборка материалов и оборудования

Теперь дежурные отнесут тазики в умывальную комнату, выльют из них воду и поставят на место, а все остальные ребята повесят тряпочки на батарею, уберут кисточки в коробку, фартучки – в шкафчик, наполнят лейки водой.

Вот какие вы у меня все молодцы! Как стараетесь, дружно работаете, всю пыль убрали с растений, теперь злому волшебнику ни за что до них не добраться! Крот благодарит вас, и сейчас пойдёт и всем расскажет, какие у нас в группе хорошие, добрые детки, как они дружно работают!

Дети довольны своей работой

Конспект практического занятия в старшей группе по уходу за комнатными растениями

Форма организации труда : коллективный труд

Вид труда : труд в природе

Совершенствовать умение действовать в коллективе.

продолжать учить детей трудиться в коллективе;

Упражнять их в умении предлагать свою помощь товарищу;

Воспитывать чувство ответственности за общее дело, удовлетворения от успешного выполнения работы;

Оборудование: 2 тазика, тряпочки по количеству детей, фартучки по количеству детей, сухие кисточки, лейки, опрыскиватели, игрушка – крот.
Комнатные растения: сансевьера, колеус, фиалка, бальзамин, бегония вечноцветущая, берёзка, традесканция

будем протирать мокрой тряпочкой, а мелкие листочки – опрыскивать с ворсистых листьев – смахиваем сухой кисточкой

Воспитатель распределяет детей по группам, назначает ответственных, определяет объем заданий. Советует детям распределить работу и внутри самого звена

Перед началом работы воспитатель закрепляет с детьми правила, соблюдение которых повышает качество труда Дети вспоминают, что нельзя отвлекаться, что любое задание надо выполнять аккуратно и т. д. Педагог напоминает, что для того, чтобы выполнено было задание, надо помогать друг другу. В процессе коллективного труда воспитатель проверяет, как дети распределили обязанности, какие складываются взаимоотношения, умело ли они пользуются оборудованием

К анализу и оценке выполнения работ привлекает всех ребят. Предлагает им следующие вопросы: — Почему удалось быстро и хорошо справиться с работой? (Потому что дети работали дружно, аккуратно убирали пыль, смахивали сухой кисточкой.) — Кому из вас помогали товарищи? (Артему и Вове.)

Воспитатель подводит итог работы: Вот какие вы у меня все молодцы! Как стараетесь, дружно работаете, всю пыль убрали с растений, теперь злому волшебнику ни за что до них не добраться! Крот благодарит вас, и сейчас пойдёт и всем расскажет, какие у нас в группе хорошие, добрые детки, как они дружно работают!

Анализ организации труда, формирования умений трудовой деятельности дошкольников:

Самообслуживание, самостоятельность трудовое воспитание

У ребенка сформирована привычка следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически; ребенок умеет чистить зубы, умываться, по мере необходимости мыть руки. Умеет следить за чистотой ногтей; при кашле и чихании закрывать рот и нос платком.

У ребенка усовершенствована культура еды: умение правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); ребенок умеет есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.

Ребенок умеет быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу (раскладывать одежду в определенные места), опрятно заправлять постель.

Ребенок умеет самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к занятию, умеет самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, палитру, протирать столы.

Ребенок имеет положительное отношение к труду, желание выполнять посильные трудовые поручения. У ребенка сформированы необходимые умения и навыки в разных видах труда, воспитана самостоятельность и ответственность, умение доводить начатое дело до конца.

Ребенок знаком с наиболее экономными приемами работы. Ребенок умеет оценивать результат своей работы (с помощью взрослого).

У детей сформированы предпосылки (элементы) учебной деятельности.

Дети умеют помогать взрослым поддерживать порядок в группе: протирать игрушки, строительный материал и т. п.

Дети приучены добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: сервировать стол, приводить его в порядок после еды.

Дети привлекаются к помощи взрослым и посильному труду в природе: осенью — к уборке овощей на огороде, сбору семян, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы; зимой — к сгребанию снега к стволам деревьев и кустарникам, выращиванию зеленого корма для птиц и животных (обитателей уголка природы), посадке корнеплодов, к созданию фигур и построек из снега; весной — к посеву семян овощей, цветов, высадке рассады; летом — к рыхлению почвы, поливке грядок и клумб.

Уважение к труду взрослых

У детей расширены представления о труде взрослых, результатах труда, его общественной значимости. Сформировано бережное отношение к тому, что сделано руками человека. Детям привито чувство благодарности к людям за их труд.

Безопасное поведение в природ

У ребенка сформированы основы экологической культуры и безопасного поведения в природе. Сформированы понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру.

Ребенок знаком с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга), с правилами поведения при грозе, с правилами оказания первой помощи при ушибах и укусах насекомых.

Развитие трудовой деятельности:

— соблюдает последовательность в одевании и раздевании, складывает и убирает одежду, приводит ее в порядок, сушит мокрые вещи, ухаживает за обувью;

— самостоятельно чистит зубы, умывается по мере необходимости;

— самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой, правильно сервирует стол, выполняет поручения по уходу за животными и растениями в уголке природы.

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам:

доводит начатое дело до конца, поддерживает порядок в группе и на участке детского сада;

может оценить результат своей работы;

испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности.

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека:

— владеет знаниями о разных профессиях, в том числе творческих: художников, писателей, композиторов;

— имеет представление о значимости труда взрослых, испытывает чувство благодарности к людям за их труд;

— бережно относится к тому, что сделано руками человека.

Вопросы для анализа организации труда, формирования умений трудовой деятельности дошкольников:

Определите соответствие содержания и объема работы требованиям образовательной программы для данной возрастной группы.

Определите соответствие поставленных педагогом задач программным требованиям, особенностям отдельных детей.

Определите соответствие форм организации труда (в коллективном труде – форм объединения детей) уровню развития трудовой деятельности детей, имеющемуся у них опыту.

Оцените воспитательное значение приемов мотивации и постановки цели труда педагогом:

насколько убеждают детей в значимости работы:

как воздействуют на чувства, стимулируют желание добиться поставленной цели;

насколько учат самостоятельно определять необходимость работы, ее качественного выполнения;

Оцените воспитание детей в процессе планирования трудового процесса:

какой способ планирования выбран педагогом (действие детей по плану, предложенному воспитателем, планирование – указания, планирование по вопросам к детям, коллективное планирование детьми), соответствует ли он опыту детей;

охватывает ли содержание плана все этапы планирования (организацию работы, подготовку себя, последовательность и способы исполнения трудовых операций), предусматривает ли самоконтроль работы детьми;

в коллективном планировании оцените, как и в чем проявляются дружеские отношения между детьми, как педагог побуждает их к этому;

Оцените воспитание детей в процессе выполнения работы:

насколько педагогически оправдано участие воспитателя в работе детей;

какие нравственно-волевые качества проявляются у дошкольников в труде и как педагог способствует закреплению положительных проявлений, как побуждает к ним (предотвращает либо разрешает конфликты);

насколько приемы руководства педагога способствуют решению поставленных задач по формированию трудовых умений и воспитанию положительных качеств личности детей;

оцените трудовые действия детей с точки зрения их рациональности, целесообразности, последовательности действий; как педагог совершенствует трудовые навыки детей в процессе труда;

Оцените отношение детей к результату своей (или общей) трудовой деятельности:

отношение детей к результату деятельности, степень адекватности полученным результатам;

самостоятельность детей в оценке своей работы, работы сверстников;

характер оценки работы сверстников (положительный, критический, негативный);

какими приемами пользуется педагог для формирования у детей умений оценки своего труда, нахождения причин ошибок или удач.

По результатам анализа составьте описание состояния организации трудовой деятельности детей данной группы, отметьте положительные стороны работы, ее недостатки. Определите направления коррекции и улучшения работы, предложите требующиеся для этого меры. Внесите соответствующие записи в Дневник педагогической практики.

Анализ организации продуктивной деятельности детей

Дата 06.02.2018г. МБДОУ№21 группа старшая

1).проведено проветривание, влажная уборка, соблюдается режим освещения дети настроены на работу положительно, высказывание положительными эмоциями.

соблюдение психологических и гигиенических требований к проведению занятия;

стилистическое оформление помещения для занятий по развитию детского изобразительного творчества;

оформление помещения стилистически гармонично

помещение функционально, удобно в использовании;

5)конструктивность помещения: имеется

конструктивная сторона ,соподчинена остальным аспектам зонирование продуманное;

6) доступ детей к материалам и пособиям:

дети имеют свободный доступ к материалам

Готовность педагога к проведению занятия

наличие конспекта занятия ;

различных пособий и стимулирующего материала имеются

эстетичность и педагогическая целесообразность подготовленного материала присутствуется

Выполните анализ занятия (рисование, лепка) по предложенной схеме:

Этап: обучение, закрепление, совершенствование (нужное подчеркнуть).

Готовность помещения к проведению занятия:

наличие оборудования и материалов, необходимых для работы детей и педагога ( выберите один ответ):

оборудование и материалы разнообразны и полностью соответствуют типу и содержанию занятия;

оборудование и материалы не полностью продуманы и не всегда соответствуют педагогическим нормам;

имеющееся оборудование и материалы не соответствуют организуемому занятию;

соблюдение психологических и гигиенических требований к проведению занятия;

стилистическое оформление помещения для занятий по развитию детского изобразительного творчества:

оформление помещения стилистически гармонично;

оформление для занятий традиционно, многие аспекты не отражают единой концепции;

в оформлении наличествует полный стилистический хаос;

помещение функционально, удобно в использовании;

помещение не всегда удобно и практично;

помещение не практично и функционально неудобно;

конструктивная сторона в помещении соподчинена остальным аспектам (функции и эстетике), зонирование продуманное;

конструктивная сторона в помещении не всегда соподчинена остальным аспектам, зонирование не всегда гибко продуманно;

конструктивная сторона в оформлении помещения не соответствует ни функциональному назначению, ни его эстетике, в помещении не наблюдается гибкости и динамичности зон;

доступ детей к материалам и пособиям:

дети имеют свободный доступ к материалам;

дети имеют ограниченный доступ к материалам;

дети совсем ни имеют самостоятельного доступа к материалам;

Готовность педагога к проведению занятия:

наличие конспекта занятия или плана-конспекта;

наличие различных пособий и стимулирующего материала;

эстетичность и педагогическая целесообразность подготовленного материала;

психологический настрой педагога перед занятием и на всем его протяжении.

Организационные умения педагога:

профессионализм в организации детей на занятии; создание положительной атмосферы в группе; способность заинтересовать детей;

умение педагога правильно распределить время между всеми частями занятия;

умение педагога варьировать, по необходимости, части занятия без нарушения его целостности;

умение педагога завершить занятие;

умение качественно и педагогически верно провести анализ занятия и анализ деятельности детей;

принципы деления детей на подгруппы (или деление отсутствует).

правильность постановки задач;

степень реализации педагогом поставленных задач, выполнение программного содержания;

характеристика методов и приемов, используемых педагогом на занятии;

целесообразность методов и приемов;

соответствие методов и приемов возрастной группе;

владение педагогом материалом;

умелое использование стимулирующего материала;

способность педагога осуществлять индивидуальный подход к детям;

наличие разноуровневых заданий;

наличие межпредметных связей на занятии.

степень решения воспитательных задач;

наличие связи изобразительного творчества с другими сторонами воспитания;

характер формирования эстетического вкуса у детей.

умение педагога урегулировать возникающие конфликты или негативные моменты, проявляющиеся со стороны детей на занятии;

5) умение педагога поддерживать настроение и интерес детей на протяжении всего занятия.

навыки работы в конкретном виде творчества;

владение детьми материалами;

владение композиционным построением;

Читайте также:  Особые дети прикладной анализ поведения

наличие индивидуального стиля в детских работах;

выразительность создаваемого детьми образа;

способность детей поэтапно выполнять свою работу;

способность детей возвращаться на один из этапов, в случае неудачи;

умение детей приходить на помощь к другим детям;

характер взаимоотношений детей друг с другом на занятии:

дети работают самостоятельно, изолированно друг от друга, во время занятия не общаются;

дети общаются, но только по теме занятия;

дети не общаются друг с другом, но постоянно прибегают к помощи педагога;

дети стараются подглядывать друг у друга, копировать, но при этом не высказывать недовольства;

дети часто жалуются друг на друга во время занятия;

во взаимоотношениях ярко выражена напряженность, дети проявляют зависть и агрессию по отношению друг к другу;

способность детей анализировать свою работу и работы других детей.

Положительные моменты занятия:_______________________________

Отрицательные моменты занятия: _______________________________

Наблюдение и анализ организации игровой деятельности детей.

Проанализируйте задачи руководства различными видами игрдля данной возрастной группы (по программе «От рождения до школы»).На протяжении 1 или 2 половины дня пронаблюдайте за организацией воспитателем игровой деятельности детей и их самостоятельной игрой.

Результаты наблюдений внесите в протокол и затем проанализируйте по предложенным ниже вопросам. В протоколе необходимо отразить все структурные части организации воспитателем игровой деятельности детей: выявление игровых интересов, помощь в распределении ролей, планирование пространства игры, подготовку и уборку игрового оборудования, атрибутики, участие педагога в игре, оценку ее результатов.

Все обращения воспитателя к детям и их ответы по возможности впишите в протокол в прямой речи. Более детально проведите наблюдение за 1 – 2 детьми, как можно подробнее фиксируя все их проявления, реакцию на действия и речь воспитателя и сверстников.

Закончив запись, сразу ее прочтите, восстановите сокращенные слова, дайте необходимые примечания, характеризующие увиденное.

Форма протокола (лучше использовать горизонтальное (альбомное) расположение страницы):

Дата, время наблюдения: ____________________________________________

Возрастная группа: _________________________________________________

Содержание работы: ________________________________________________

Количество участвующих детей: ______________________________________

Виды игр, организованных педагогом: _________________________________

Виды игр, организованных детьми: ___________________________________

Выявление игровых интересов

Помощь в распределении ролей

Планирование пространства игры

Подготовка игрового оборудования

Уборка игрового оборудования

Вопросы для анализа организации игровой деятельности, формирования игровых умений у дошкольников:

Определите соответствие тематики игр возрасту детей и их разнообразие;

Определите соответствие поставленных педагогом задач программным требованиям к развитию игровой деятельности;

Укажите разнообразие организуемых видов игр, разнообразие тематики ролевых игр дошкольников:

в какие игры дети играют до завтрака, их продолжительность;

характер игр детей после завтрака, направление игр, которые задает воспитатель, их соответствие характеру и содержанию предстоящих занятий;

какие игры организует воспитатель между занятиями, обеспечивают ли они отдых детей перед следующим занятием;

виды игр на прогулке, их тематика;

в какие виды игр дети играют самостоятельно, сколько детей принимает участие в одной игре;

фактическое время, отпущенное для игр детей в период наблюдения,его соответствие режимным требованиям.

Оцените значение приемов руководства игровой деятельностью педагогом:

какой способ выявления игровых интересов выбран педагогом (вопросы к детям, сюрпризный момент, создание предметной обстановки), соответствует ли он опыту детей;

предлагает ли воспитатель сюжеты детских игр, какие и в какой форме;

какие приемы используются при распределении игровых ролей («волшебная стрелочка», желание детей, мотивированный выбор на роль);

какие приемы используются для организации игрового пространства, подготовки и распределения игрового оборудования, атрибутики;

организовано ли участие педагога в непосредственной игре, каким образом это сделано (игрового партнера на главных или дополнительных ролях, советчика);

какие приемы используются для подведения итогов игры, создания установки на дальнейшее развитие данного вида игр;

какие приемы используются для руководства самостоятельными играми детей (советы по выбору игр, партнеров по игре, помощь в создании игровой обстановки, распределении ролей, составлении плана-сюжета);

Оцените воспитание детей в процессе игры:

насколько педагогически оправдано участие воспитателя в игре детей;

какие нравственные качества стимулируются у дошкольников в игре и как педагог способствует закреплению положительных проявлений, как побуждает к ним (предотвращает либо разрешает конфликты);

как педагог управляет детскими взаимоотношениями в игре (видит ли конфликты, правильно ли их решает);

приемы включения в игру робких и застенчивых детей, способы оказания помощи в преодолении нерешительности;

насколько приемы руководства педагога способствуют решению поставленных задач по формированию игровых умений и воспитанию положительных качеств личности детей.

По результатам анализа составьте описание состояния организации игровой деятельности детей данной группы, отметьте положительные стороны работы, ее недостатки. Определите направления коррекции и улучшения работы, предложите требующиеся для этого меры. Внесите соответствующие записи в Дневник педагогической практики.

. Наблюдение и анализ организации музыкально-дидактических игр детей

Проанализируйте задачи руководства музыкально-дидактическими играми для данной возрастной группы (по программе «От рождения до школы»). На протяжении 1 или 2 половины дня пронаблюдайте за организацией воспитателем музыкально-дидактических игр и их самостоятельными играми.

Результаты наблюдений внесите в протокол и затем проанализируйте по предложенным ниже вопросам.

Все обращения воспитателя к детям и их ответы по возможности впишите в протокол в прямой речи. Более детально проведите наблюдение за 1 – 2 детьми, как можно подробнее фиксируя все их проявления, реакцию на действия и речь воспитателя и сверстников.

Закончив запись, сразу ее прочтите, восстановите сокращенные слова, дайте необходимые примечания, характеризующие увиденное.

Форма протокола (лучше использовать горизонтальное (альбомное) расположение страницы):

Дата, время наблюдения: ____________________________________________

Возрастная группа: _________________________________________________

Количество привлекаемых к игре детей: _______________________________

Виды музыкально-дидактических игр, организованных педагогом: ________

Виды музыкально-дидактических игр, организованных детьми: ____________

источник

В основе результативности работы ДОУ лежит постоянное совершенствование учебно-воспитательного процесса. Заведующая, воспитатель анализируют деятельность педагогов по созданию условий комфортного пребывания детей в группе и развитию личности каждого ребенка, выделяют основные проблемы. Всякая проблема обнаруживает себя как несоответствие между «тем, что есть» и «тем, что требуется». Поэтому воспитатель должен не только выявить несоответствие между практикой и требованиями, которые задаются в программах дошкольного образования, но и подсказать, найти пути улучшения воспитательного процесса. Необходимо ежегодно проводить анализ результатов работы в ДОУ, искать способы их улучшения. Примерное содержание анализа итогов учебного года может быть следующим: состояние здоровья воспитанников; заболеваемость детей в течение года; суммарные данные по группам здоровья для организации специальной лечебно-профилактической работы; результаты организации физкультурно-оздоровительной работы, закаливания, рационального питания и др.

Результаты выполнения программы по всем направлениям. Анализ уровня познавательного развития детей, интеллектуального, социально-нравственного, художественно-эстетического, физического развития и др. Общие выводы и резервы повышения качества выполнения программы.

Уровень готовности к обучению в школе детей подготовительной группы (результаты диагностики развития); анализ успеваемости воспитанников детского сада. Общие выводы и резервы [28, c.24].

Анализируются так же, результаты повышения квалификации и аттестации воспитателей. Система работы с родителями (по итогам анкетирования); выполнение планов совместной работы ДОУ и школы; результаты работы с другими организациями.

Непосредственно на результаты работы ДОУ воздействовать нельзя. Это возможно только через изменения в содержании или организации учебно-воспитательного процесса. В ходе педагогического анализа вместе с педагогом проводится обязательное обсуждение результатов его труда.

Рассматривая процесс управления дошкольным образовательным учреждением с позиций содержания, можно представить его как целенаправленную деятельность по регулированию педагогического процесса.

По форме управление ДОУ — это анализ информации, технология которого состоит из 3 этапов: сбор информации о состоянии учебно-воспитательного процесса, собственно ее анализ и выдача воздействующей информации. Педагогический анализ — это функция управления, направленная на изучение состояния, тенденции развития, на объективную оценку результатов педагогического процесса, выработку на этой основе рекомендаций по упорядочению системы или переводу ее в более высокое качественное состояние [4, с.12].

А.Н. Троян выделяет следующие понятия педагогического анализа: наблюдения педагогического процесса, контроль за ходом воспитательно-образовательной работы и педагогический анализ. Все эти понятия направлены на педагогический процесс и осуществляются в ходе посещения групп: «Под наблюдением мы понимаем целенаправленное восприятие основных элементов педагогического процесса для получения информации о состоянии, ходе отдельных параметров воспитательной работы. Контроль — функция управления, констатирующая, измеряющая уровень отдельных параметров педагогического процесса в соответствии с нормативными требованиями. Контроль направлен на сбор, систематизацию и хранение информации о состоянии учебно-воспитательной работы».

Из этого можно сделать заключение, что функция управления, направленная на изучение педагогического процесса, его объективную оценку, выделение причин, определяющих уровень воспитательно-образовательной работы, и последующую выработку на этой основе рекомендаций по совершенствованию педагогического процесса дошкольного учреждения. Педагогический анализ осуществляется на основе данных наблюдения и контроля.

Воспитатель должен помнить, что педагогический анализ — это особый вид критики, поэтому важно считаться с мнением воспитателя, не навязывать свою точку зрения. Сегодня, как никогда, действенен метод убеждения. Необходимо доказать большую рациональность применения других методов работы, убедить педагога пересмотреть свою точку зрения на тот или иной педагогический прием для достижения наивысших результатов в воспитании и развитии детей.

Педагогический анализ не сводится только к выявлению недостатков, но помогает найти положительное в работе. Значит, он способствует созданию передового педагогического опыта.

Сложность педагогического анализа заключается в том, что его объектом является человек, следовательно, руководитель должен обладать высокой управленческой культурой. Труд воспитателя творческий, поэтому надо уметь исследовать его работу.

Организация педагогического анализа заключается в том, чтобы привлечь воспитателя к анализу своей деятельности, именно к анализу, а не учету. Следовательно, самоанализ деятельности — это один из главных путей демократизации учебно-воспитательного процесса.

Но самоанализу воспитателя надо учить. В этом и состоит задача руководителя. Самооценка и самоанализ основаны на всестороннем анализе собственной деятельности, являются фактором роста профессиональной зрелости и мастерства воспитателя. При этом роль контроля не снижается. Необходимо повышать его качество, умело соотносить самооценку воспитателя с мнением коллег, администрации, определять на этой основе планы дальнейшего самосовершенствования.

Трудность заключается в том, что далеко не каждый педагог готов к объективной оценке своей деятельности. Многие дают заниженные самооценки, а большинство — завышенные.

Большое значение придается внедрению системного подхода к анализу занятий и режимных моментов.

Системный анализ предполагает: выделение в изучаемом объекте характерных для него частей; оценку каждой части, ее роли и места; установление взаимосвязей и взаимозависимостей между частями, соединение их: в единое целое; оценку реального результата наблюдаемого объекта; выводы и предложения по совершенствованию работы педагога.

Для примера рассмотрим схему проведения педагогического анализа в детском саду (см. Рисунок 1).

Рисунок 1. Схема проведения педагогического анализа в детском саду

Далее рассмотрим формы анализа и самоанализа занятия. Краткий (оценочный) анализ — это общая оценка занятия, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач, их реализацию. Структурный (поэтапный) анализ — это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) занятия, их целесообразности, обеспечивающей развитие познавательных способностей детей. Системный анализ — это рассмотрение занятия как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач занятия, обеспечения формирования знаний, умений и навыков детей, усвоения ими способов обучения. Полный — это система аспектных анализов, включающих оценку реализации целей занятия, содержания и видов деятельности детей по таким характеристикам, как уровни усвоения детьми знаний и способов умственной деятельности, развитие детей, реализация дидактических принципов. Структурно-временной анализ — это оценка использования времени занятия по каждому его этапу. Комбинированный анализ — это оценка (одновременная) основной дидактической цели и структурных элементов. Психологический анализ — это изучение выполнения психологических требований к предмету исследования. Дидактический анализ — это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения дошкольников, дидактическая обработка учебного материала занятия, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью детей и т.п.). Комплексный анализ — это одновременный анализ дидактических, психологических и других основ занятия (чаще всего системы занятий).

Педагогический анализ требует интеллектуального напряжения личности, сформированного аналитического мышления. Стиль беседы с воспитателем — доброжелательный, уважительный и тактичный, с опорой на положительные моменты в работе. Важно учитывать индивидуальные особенности педагога: характер, тип нервной деятельности, стаж, уровень педагогического мастерства, общий кругозор и педагогическую эрудицию.

источник