Меню Рубрики

Песочная терапия для детей анализ

Ангелина Таценко
Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста

Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста

Разработан и вступил в силу Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Эти изменения были необходимы в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития и обучения каждого ребенка, обеспечения качественного образования детей дошкольного возраста.

На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.

Программные материалы стали сложнее, а желание детей учиться все меньше и меньше. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном.

Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.

Говорить умеют почти все, но говорят правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение.

Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляцией его поведения.

Мы все прекрасно знаем, что хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе.

На сегодняшний день в арсенале педагогов имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Одним из эффективных методов развития речи детей дошкольного возраста, является песочная терапия. Песочная терапия (sand – play) – игра с песком как способ развития речи ребёнка.

Хотелось бы процитировать К. Д. Ушинского

«Наилучшая для малыша та игрушка, которую он может заставить по-разному изменяться; для маленьких детей наилучшая игрушка – это куча песка».

Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Игра с песком как консультативная методика была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд. Формированием концепции «песочной терапии»(sand-play) занимались, в основном, представители юнгианской школы. Например, швейцарский аналитик Дора Калфф.

Большой вклад в развитие «песочной терапии» внесли отечественные педагоги — Санкт – Петербургского Института специальной педагогики и психологии, которые являются авторами ряда книг по данной теме – Грабенко Татьяна Михайловна, Зинкевич-Евстигнеева Татьяна Дмитриевна. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия», Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. «Игры в сказкотерапии», Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. «Как помочь «особому» ребенку», Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии».

Естественная потребность ребенка играть с песком, определяет возможности использовать песочницу в своей работе не только психологу, логопеду, но и воспитателю. Помимо общепринятых направлений в работе для развития речи детей мы используем на занятиях элементы песочной терапии.

Частичный перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения:

• Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

• Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».

• В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика.

• В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

Игры с песком способствуют: (фото детей)

развитию речевого дыхания;

развитию мелкой моторики рук;

развитию связной речи; обучению рассказыванию;

— подготовке к обучению грамоте.

Все игры, с использованием песочной терапии, делятся на три направления:

Обучающие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. А главное ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развивается его речь, словарный запас, развивается восприятие различного темпа речи, развивается высота и сила голоса, дыхание, внимание и память, фонематический слух. Идет подготовка к обучение письму и чтению.

Познавательные игры, с их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира.

Проективные игры, с их помощью мы осуществляем мониторинг, и развитие ребенка.

Игры с песком можно использовать, как индивидуальную работу (дополнительная услуга «Волшебный мир песка, так и подгрупповую на ООД)

В песочной терапии используем такие материалы как:

«Центр песка» 1-стол воспитателя и 6 столов для детей. Используем разнообразный дидактический материал. Мультимедийный экран, проектор, вебкамера.

Работа по развитию речи у детей строится на годовом плане, она предполагает 3 этапа:

Знакомство с песочной страной

• пробуждение интереса к занятиям с песком;

• знакомство детей с правилами поведения в песочнице.

развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений

Перед тем, как начать играть с песком, необходимо проговорить с детьми правила игры в песочнице.

На этом этапе проводятся упражнения и игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.

Обычно используются игры, которые предлагают Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева и Т. М. Грабенко в «Практикуме по креативной терапии«:

«Здравствуй песочек» (фото)

Более подробно вам расскажет учитель-логопед.

Эти незатейливые упражнения на самом деле обладают огромным значением для развития детей.

• Во-первых, взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние.

• Во-вторых, наряду с развитием кинестетической чувствительности и мелкой моторики, дети прислушиваются к себе и проговаривают свои ощущения. А это способствует развитию речи, обогащению словаря, развитию произвольного внимания и памяти.

Путешествие по песочной стране

развитие познавательных процессов;

развитие речи, памяти, мышления;

• совершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве.

На этом этапе проводятся следующие упражнения и игры:

«Дорисовывание фигур до предметов»

Цель: развитие познавательных процессов; развитие речи, памяти, мышления; совершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве.

Цель: развитие познавательных процессов; развитие речи, мышления; совершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве.

«Угадай на ощупь», «Заборчики» «Норки для мышки» «Узоры на песке»

Цель: развитие графомоторных навыков.

В царстве песочной грамоты

развитие дыхания;

развитие артикуляции;

развитие связной речи детей, обучение рассказыванию

• проговаривание действий с песком

Самое главное преимущество данного метода – это ее универсальность.

Во- первых, данный вид работы имеет развивающую функцию и заинтересует самого неусидчивого, активного ребенка, то есть повышается мотивация ребенка к выполнению заданий. Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика. В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка. И конечно речевому развитию детей. И, наконец, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.

Приведем, примеры, нескольких дидактических заданий, которые Также в песочнице возможны следующие формы работы: – построение из кубиков различных башен, осваивая при этом понятия: больше – меньше, выше – ниже, длиннее – короче, и т. д., то есть вс то, что пригодиться в дальнейшем обучении; – с помощью сказочных персонажей можно решать задачи на сложение, вычитание; – учиться на ощупь определять, то есть узнавать, цифры, которые спрятались в песке. В песочнице возможно слияние нескольких процессов обучения в один. Например, осваивая буквы, можно учиться пересказу или составлению сказки, истории (сочинение, параллельно решить задачку по математике (герою нужно пройти путь по ступенькам, а их не хватает до какого-то числа и т. п., тут же надо на песке написать волшебное слово (навыки письма, чтобы открылись сказочные ворота и т. д. Немаловажное значение имеет и развитие фантазии ребнка.

Придумывая различные задачки героям, дети не только осваивает знания из раздела математики, но и будет иметь определнный успех в области литературы, рисования или любой другой деятельности, которая связана с творчеством. Такие работы мы проводим в нашем детском саду.

Опыт работы с детьми показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты. Дети чувствуют себя более успешными, Страх, агрессия, напряжение исчезают, и появляется эмоциональное спокойствие.

Делая вывод, хочу сказать, что игры с песком и песочная терапия имеет большое значение для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, оказывает большое влияние на развитие всех сторон личности ребенка, формирует гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому!

Бисероплетение — эффективный метод развития мелкой моторики у детей с ОНР В настоящее время изделия из бисера стали популярными буквально на всей планете. Очень интересен тот факт, что из бисера можно сплести любую.

Песочная терапия как важный показатель благополучного развития детей-дошкольников На своих занятиях я стараюсь чаще использовать игры с песком. Я приготовила для них очень необычную игру. Рисование кварцевым цветным песком.

Песочная терапия — уникальный метод познания детской души Песочная терапия — это ключ к внутреннему миру ребенка, один из самых органических способов выразить переживания, исследовать мир, выстроить.

Психогимнастика в дошкольном учреждении как эффективный метод коррекции и развития детей дошкольного возраста В основе всех занятий по психогимнастике лежит целостный подход к личности ребенка, принцип гармоничного развития всех сфер жизнедеятельности,.

Доклад по теме самообразования: «Пескотерапия как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста». Выполнила: воспитатель Морозова О. В. К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» «Картина на песке может быть.

Презентация «Кинезиология. Эффективный метод коррекции и развития дошкольников с ОВЗ» Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры как межполушарные.

Обобщение опыта «Экспериментирование как метод познавательного развития детей дошкольного возраста» Экспериментирование как метод познавательного развития в старшем дошкольном возрасте ФГОС ДОО определяет экспериментирование, как форму.

Песочная терапия для дошкольников. Использование цветного песка для развития детей. Песок – замечательнейший материал для детского творчества! Это и массаж для ладошек, и развитие мелкой моторики, и богатство тактильных.

Песочная терапия как метод развития мелкой моторики рук детей Речь – важнейшая функция психики. От того, насколько развита, богата и правильна речь ребенка, зависит, может ли он легко, открыто и свободно.

Песочная терапия, как средство развития детей дошкольного возраста Аннотация: в статье представлен анализ научных подходов к играм с песком, раскрываются влияние таких игр на развитие детей дошкольного возраста,.

источник

Понятие песочной терапии (ПТ) как возможности исследования внутреннего мира человека, его самовыражения. Схема проведения ПТ и анализ работы психолога с осужденными лицами. Творчество как одна из возможных форм сублимации. Влияние арт-терапии на здоровье.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Песочная терапия. Схема проведения и анализ работы психолога

1. Что такое песочная терапия?

2. Схема проведения и анализ работы психолога

Метод sandplay (дословно — песочная игра) очень малоизвестен в России и странах Восточной Европы. Он представляет собой одну из необычных техник аналитического процесса, рассматриваемого через призму юнгианской психологии, во время которого анализируемый — ребенок или взрослый строит собственный микрокосм из песка и миниатюрных фигурок. Это метод, имеющий за собой интересное прошлое, устоявшиеся основы теории и техники в настоящем и, надеемся, перспективное будущее.

Песок существует уже миллионы лет, отражая геологическую историю земли. Песчаные пляжи имеются во всех частях мира. Цвет песка определяется характером породы, из которой он образовался в результате ее размывания водой и образования трещин. Дальнейшее дробление фрагментов породы на более мелкие части и их шлифование происходили в результате воздействия на них воды и ветра. Отдельные песчинки, соединяясь и затвердевая, формируют осадочные породы, которые, в свою очередь, могут вновь подвергаться фрагментации. Нередко песок океанских побережий содержит мельчайшие раковины и фрагменты скелетов морских животных, многие миллионы лет назад подвергшиеся разрушению и шлифовке. Они являются свидетельством существования форм жизни, некогда обитавших в воде, которая являлась для них домом.

Игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известна с древних времен. Действительно, попадая на пляж, ребенок начинает строить причудливые замки, объединяя их в настоящие укрепленные города. Волна ли смоет им созданное, или чья-то неосторожная нога раздавит замок, ребенок не расстраивается. Наоборот, он с еще большим энтузиазмом принимается за новое строительство.

Этот феномен известен всем. Но что же за ним стоит? Почему не только дети, но и взрослые, оказавшись на пляже, спонтанно создают картины из песка?

Податливость песка провоцирует желание создать из него миниатюру реального мира. Здесь человек выступает как созидатель, не привязанный к результатам своего труда. Ребенок создает из песка замок, некоторое время любуется на него, а потом волна или он сам разрушают творение. Один сюжет жизни завершается, уступая место следующему. И так бесконечно.

Казалось бы, все так просто. Но именно это простое, естественное для человека действие хранит уникальную Тайну бытия: все приходит и уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — просто старое уступает место новому. Многократно проживая эту Тайну, человек достигает состояния равновесия, при этом в его внутреннем пространстве существенно уменьшается доля суеты и обыденности.

Считается, что методы арт-терапии, к которым относится и песочная терапия, помогают человеку преодолевать психологические нагрузки, связанные с замкнутостью и непониманием себя.

Читайте также:  Анализ на иммунитет у детей

Метод песочной арт-терапии позволяет человеку активизировать свои тактильные ощущения путём погружения рук в песок, что способствует снятию стресса и психолоигического напряжения.

песочный терапия самовыражение творчество

1. Что такое песочная терапия?

«Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум»

Песок — загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека — своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Игра в песок захватывает и взрослых, и детей — вспомните, как приятно бывает присоединиться к игре в «куличики», построить замок на морском берегу или просто смотреть, как высыпается сухой песок из вашей ладони.

Песочная терапия — это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, подноса с песком, некоторого количества воды — и ощущения свободы и безопасности самовыражения, возникающей в общении с психологом.

Песочная терапия — это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. Песочная терапия, по — другому игра с песком (Sandplay) — является одним из диагностических, психокоррекционных, и развивающих методов, которая направлена на решение внутриличностных проблем через работу с образами личного и коллективного бессознательного.

Эти образы в процессе творческой деятельности клиента и создания им творческого продукта могут проявляться в символической форме — различные композиции из фигурок, построенные на специально оборудованном ящике с песком, подобно тому, как они проявляются в сновидениях или при использовании техники активного воображения.

Данный метод базируется на сочетании невербальной (сам процесс творческой деятельности, построение композиции) и вербальной (рассказ клиента о готовой композиции, сочинение им, на основе данной композиции, какой то истории или сказки, которая раскрывает смысл возложенный клиентом в композицию) экспрессии осужденных.

Песочная терапия позволяет осужденным использовать свой бессознательный материал и выводить его на сознательный уровень. Задача психолога — способствовать этому процессу, постараться помочь осужденному включиться в работу.

Возможность самовыражения в песочной терапии не ограничена словами. Так же как один символ или образ может выразить больше, чем сотня слов, фигура или сцена, построенная вами, может передать чувства, эмоции, конфликты, недоступные словесному выражению. Это важно для многих из нас. Особенно это может помочь тем, кому по каким-то причинам трудно облечь свои переживания в слова — например, тем, чьи переживания настолько остры и болезненны, что соприкасаться с ними напрямую тяжело, детям, еще пока не чувствующим себя непринужденно в мире слов.

К тому же создание песочных композиций, в отличие от рисунка, например, не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так — это важно для тех, кто привык строго оценивать себя. У каждого из нас вольно или невольно появляются критерии того, что такое «красивый рисунок», «хорошее стихотворение», «правильно вылепленная фигурка», но нет такого понятия, как «хорошая» или «правильная» композиция на песке.

Создавая сам или с вашей помощью свой мир на песке, ребенок чувствует себя волшебником: он не боится что-то менять, ломать старое или строить новое. А вы можете быть уверены: если в вашем «песочном царстве» все спокойно, то и на душе у ребенка покой и гармония.

Главным принципом, положенным в основу работы, является “создание свободного и защищенного пространства”, в котором пациент — ребенок или взрослый — может выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания, часто непонятные или тревожащие, в зримые и осязаемые образы.

2. Схема проведения песочной терапии и анализ работы психолога

Для работы используются два деревянных подноса с песком размером примерно 60x70x10 (пространство, которое одномоментно может быть легко охвачено взглядом). Один поднос наполняется сухим песком, а другой используется, если ребенок хочет работать с влажным песком. Внутренняя поверхность подносов окрашивается в голубой цвет — таким образом, дно подноса может изображать море или реку, а также служит символом бессознательного. Также необходимо множество разнообразных фигурок, из которых ребенок выбирает то, что притягивает или, наоборот, пугает или отталкивает его. В ходе сеанса ему сначала предлагается выбрать фигурки, которые привлекают внимание, и построить из них композицию на песке. После того, как он это сделал, его просят дать название построенному, и рассказать об этом историю.

В работе с песком, также как и в работе со сновидениями в юнгианском подходе, важна серия работ. Первые картины часто показывают ситуации, отражающие то, что происходит во внешней реальности. Но вскоре возникают символы, которые указывают на внутренние проблемы создателя композиций. Играя, он все глубже погружается в себя и делает внутреннюю ситуацию зримой. Одновременно, в процессе создания символических картин усиливается связь между сознанием и глубокими бессознательными слоями психики, несущими в себе потенциал для роста, изменения, и исцеления — между Эго и Самостью, направляющим принципом всей личности.

Сегодня «песочницу» активно используют как вспомогательный материал, обеспечивающий возможность глубокого самовыражения, в различных психотерапевтических направлениях — арт-терапии, игровой терапии, в детском психоанализе, гештальт-терапии. Однако как самостоятельное направление с хорошо разработанной теоретической базой и богатым эмпирическим материалом, песочная терапия существует только в рамках юнгианского подхода.

Песок и вода находятся друг с другом в определенных отношениях. Оба этих вещества существуют с незапамятных времен, лишены каких-либо границ и пребывают в постоянном движении. По отдельности они бесконечно перемещаются и текут под воздействием гравитации и атмосферных процессов. Находясь в жидком виде, вода лишена какой-либо определенной формы. Песок является плотной субстанцией и также не имеет формы. Соединяясь, песок и вода могут образовывать устойчивые формы или превращаться в грязь в тех случаях, когда воды больше, чем песка. Аналогичным образом, испытывая сильные чувства, человек утрачивает равновесие. Содержащие воду изобразительные материалы, такие как акварель, гуашь и глина, способствуют выражению чувств, особенно, если используются достаточно свободно. Вода присутствует в песочнице, однако она впитывается в песок, делая его влажным. Иногда, когда клиент хочет воспользоваться очищающими свойствами воды и ощутить ее движение, у него возникает желание использовать ее в чистом виде. В некоторых случаях можно предоставить ему такую возможность, наполнив водой какую-либо емкость.

В процессе песочной терапии осужденным предоставляется возможность выбрать любые предметы из огромного количества и расположить их в ящике на песке, создавая тем самым своеобразный трехмерный коллаж или ассамбляж.

Создавая композицию, осужденный вовлекается в глубокий процесс творчества, и это напoминает работу художника или процесс создания ритуальных изделий. Включение в песочную композицию разнообразных объектов порой придает ей сходство с «магическими» изображениями. При восприятии находящихся в песочнице предметов необходимо учитывать физические свойства материалов, из которых они изготовлены, поскольку они дополняют психологическое значение самих предметов.

В течение всего процесса песочной терапии психолог должен следовать за осужденным и не делать интерпретации, даже когда необходимо принять на себя роль фасилитатора, так как оно может повлиять на работу к осужденного. Роль психолога в процессе такой работы — быть свидетелем, не давать оценку его композиции, соблюдать права осужденного и с уважением относиться к его трудностям. Арт-терапевт создает безопасное, защищенное место и поддерживает у клиента чувство безопасности.

В каждом человеке предполагается существование возможностей (некий скрытый потенциал), поэтому, задача арт-терапии не сделать из всех художников, а пробудить в человеке активность, направленную на реализацию его предельных творческих возможностей, самоактуализацию, тем самым усилив факторы защиты. Творчество — это один из путей преодоления напряжения и страха, это своеобразный путь к внутренней свободе. Творческие люди лучше концентрируют свою энергию и силы для преодоления препятствий и решения внутренних и внешних конфликтов.

Творчество, как одна из возможных форм сублимации, позволяет проявлять, осознавать, а также выражать и тем самым отреагировать в искусстве различные инстинктивные импульсы (сексуальные, агрессивные и т.д.) и эмоциональные состояния психики (депрессию, тоску, подавленность, страх, гнев, неудовлетворенность). В свою очередь, творческие процессы способствуют вытеснению, прорыву содержания комплексов в сознание и переживанию соответствующих им отрицательных эмоций. Это особенно важно для людей, не имеющих возможности выговориться, поэтому выразить свои переживания в творчестве легче и проще, чем о них рассказать. Арт-терапия может ускорить и облегчить вербализацию переживаний, ликвидируя или снижая защиту, существующую на вербальном уровне при привычных контактах. Например, рисование может быть рассмотрено как компенсирующий акт, позволяющий человеку подавить в себе агрессию, которая, как и сновидения, снимает барьер «эго-цензуры», затрудняющее словесное выражение бессознательных конфликтов.

Физическое и физиологическое влияние арт-терапии заключается в том, что творчество, особенно изобразительное, способствует улучшению зрительно-двигательной координации, восстановлению и развитию моторики. Нельзя недооценивать также непосредственного воздействия на организм цвета, линий, формы.

В арт-терапии вместо независимой интерпретации формальных признаков рисунка психолог опирается на систему значений и ассоциаций самого автора, использует разнообразные речевые стратегии, отслеживает особенности его мимики, движений, невербальной звуковой экспрессии и других реакций.

Пластический образ отражает совокупность тех или иных представлений и является наиболее экономичным инструментом коммуникации. Рисунок, в сравнении с вербальным языком, открыто и искренне передает смысл изображенного. Подчеркивая эту особенность, К. Юнг называл художников «рупорами бессознательного».

Арт-терапия, напротив, предоставляет высокую степень свободы и самостоятельности. Так, участники определяют замысел, форму, композиционное, цветовое и тональное решение, изобразительные материалы по своему желанию в соответствии с выбранной темой, самостоятельно контролируют последовательность действий и работу в целом. За каждым человеком остается право выбирать меру участия в групповом взаимодействии. В процессе художественной деятельности актуализируются эмоции и фантазии, отражающие травматический опыт личности и причины стрессового расстройства. В целом показания к арт-терапии очень обширны, тем более, что ее применение каждый человек может индивидуально дозировать для углубленного анализа и коррекции своих скрытых личностных переживаний. Арт-терапию можно вполне самостоятельно использовать в качестве успокаивающего, релаксирующего средства при психомоторном перевозбуждении.

Рассматривая работу психолога с осужденными в исправительных учреждениях метододами арт-терапии можно заметить, что эти методы активно используются психологом в различных направлениях деятельности, однако следует выделить основные цели арт-терапевтической деятельности — диагностическая и коррекционная.

При выполнении данной формы работы целесообразно придерживаться определённых правил:

-в занятиях арт-терапией абсолютно неприемлимо принуждение клиента к деятельности, а также команды и указания со стороны психотерапевта;

-при занятиях арт-терапией нужно принимать любые продукты творческой изобретательной деятельности клиента, они заслуживают того, чтобы их одобрили независимо от их формы, размера, содержания и внешней красоты;

-в арт-терапии запрещено критиковать, сравнивать и оценивать суждения клиент;

Применяя арт-терпию как метод диагностики или коррекционного воздействия, психологу необходимо учитывать следующие ограничения и противопоказания:

1. Отсутствие мотивации к изобразительной работе у осужденного. Если осужденный не желает работать арт-терапевтическими методами, ярко демонстрирует свое отрицательное отношение к художественному творчеству, то психологу необходимо воспользоваться в своей работе другим психотерапевтическим подходом, которым он владеет.

2. Факт заболевания и характер болезненных состояний, влияющих на физическое состояние осужденного, ограничивающих возможность его действий, не позволяющих ему длительное время находиться за рабочим столом (наличие травм, необходимость длительное время находиться в лежачем положении в послеоперационный период и др.).

3. Наличие у осужденного сильно выраженного психомоторного или маниакального возбуждения. Причём, при слабой выраженности психомоторного возбуждения и агрессивных тенденций арт-терапия показана, так как она оказывает седативный эффект, а при их значительной выраженности — противопоказана, так как клиент практически не может сосредоточить своё внимание на одном объекте, что значительно затрудняет работу арт-терапевта.

4. Наличие у осужденного грубых психических нарушений: психозов, сопровождающихся нарушениями сознания, тяжёлых депрессивных расстройств с уходом в себя. Грубые расстройства личности, нарушения идентичности, функции эго являются факторами, ограничивающими применение арт-терапевтического подхода.

Как мы отмечали выше в настоящее время арт-терапия (в данном контексте) является наиболее разработанным, чаще всего используемым и наиболее простым в техническом исполнении видом терапии искусством. Рассмотрим направления арт-терапии, которые наиболее часто применяются в работе психолога в исправительных учреждениях ФСИН.

Применение методов арт-терапии в исправительных учреждениях является очень эффективным в различных направлениях работы с осужденными мужского пола: в период адаптации осужденного в условиях изоляции от общества; в психокоррекционной работе с лицами, состоящими на профилактическом учете в учреждении; при индивидуальной и групповой психокоррекционной работе; в улучшении эмоционального состояния осужденного, а также подготовке его к освобождению.

Разработка и совершенствование новых технологий психотерапии в УИС, из-за недостатка эффективных технологий психокоррекции осужденных, привели психологов к актуализации такого направления как арт-терапия, которая за рубежом используется достаточно давно.

Психические состояния и индивидуально-психологические черты осужденных определяют особенности их деятельности и поведения в целом, а не только отдельные элементы, функции или стороны.

Арт-терапия пригодна и эффективна в работе пенитенциарных психологов при осуществлении ими, как диагностической работы с осужденными, так и психокоррекционной.

1. Концепция развития УИС РФ до 2020г.:распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 г. N 1772-р.

2.Александрова, T.A. Некоторые аспекты практической работы психолога с точки зрения теории личностных конструктов Дж.А. Келли./ JT.A. Сборник научных трудов. Кемерово, 2011. с. 7-18

3. Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии/ М. Бетенски; пер. с анг. М. Злотник. — М.: ЭКСМО — Пресс, 2013.

4. Браун Д., Педдер Д. Введение в психотерапию. — М., 2010. 213 с.

5. Васильев В.Л. Юридическая психология/В.Л.Васильев — 5-е изд., доп. И перераб. — СПБ.: 2012.

6. Ганзен В.А. Систематизация психических состояний/ В.А. Ганзен// Системные описания в психологии. — Л., 2010. — 126-142с.

7. Зинченко Е.В. Введение в теорию и практику арт-терапии. / Метод. указания.; Ростов на Дону., 2014г. 8с.

8. Копытин И.А. Системная арт-терапия/ А.И. Копытин. — Спб.: Питер, 2002. 368с.

9. Красикова Ю.Ю., Лаврентьева И.В., Савельева Т.И.. Методы арт-терапии в психокоррекционной работе с осужденными : учеб.пособие для студентов вузов/ Рязань.: 2012г. 58с.

10. Психодиагностика пенитенциарного психолога. М.,1998. Инструментарий пенитенциарного психолога. Уфа., 2013 С.78.

Понятие семейной терапии и её актуальность в условиях современного мира. Цели, задачи психологической консультации. Принцип целостности, гипотетичности, открытости, нейтральности. Специфика семейной терапии. Особенности работы семейного психолога.

Читайте также:  Анализ на ige у детей

реферат [30,5 K], добавлен 13.11.2015

Понятие внутриличностного конфликта. Психологические теории внутриличностных конфликтов. Особенности арт-терапии как формы работы в психологии. Программа арт-терапии для преодоления внутриличностных конфликтов. Описание процедуры проведения исследования.

курсовая работа [48,5 K], добавлен 15.08.2011

История возникновения танцедвигательной терапии. Развитие танцедвигательной терапии, основные принципы и цели. Здоровье и танец. Методики, анализ танцедвигательной терапии. Тело и движение и межличностные отношения. Исследования в области танцетерапии.

курсовая работа [54,9 K], добавлен 15.01.2009

Арт-терапия как метод психотерапии, использующий для лечения и психокоррекции. Содержание понятия «мандала». Правила работы психолога с клиентом. Принципиальное отличие мандалы от других рисуночных методик. Главные особенности работы с осужденными.

контрольная работа [25,4 K], добавлен 22.10.2015

Особенности, направления и методы работы психолога ДОУ. Психологическое здоровье как развивающее направление работы педагога-психолога. Реализация программы О.В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я», цель которой сохранение психологического здоровья детей.

отчет по практике [2,9 M], добавлен 22.07.2010

Основные подходы и функции арт-терапии, особенности работы в группе, ее техника и приемы. Возможности индивидуальной работы с клиентами в сфере арт-терапии. Отличительные особенности и рекомендация к применению метода с различными категориями клиентов.

дипломная работа [115,1 K], добавлен 04.10.2011

Основные психотравмирующие события. Психологическая характеристика детей, переживших психологическую травму. Диагностика и оценка риска жестокого обращения с ребенком. Технология работы с детьми, пострадавшими от насилия. Практикум по песочной терапии.

презентация [105,0 K], добавлен 11.06.2014

Личностные особенности «проблемных» детей. История возникновения, концепции и направления телесно-ориентированной терапии. Анализ эффективности применения телесно-ориентированной терапии при работе с проблемными детьми. Психотерапевтические методики.

курсовая работа [143,6 K], добавлен 11.10.2010

Применение в процессе индивидуальной работы с детьми детской психоаналитической терапии в сочетании с игровой, песочной и арт-терапиями. Методы, используемые при работе с детьми разного возраста. Основные направления современной игровой терапии.

реферат [28,5 K], добавлен 09.04.2010

Общая характеристика метода песочной терапии. Варианты инструкций для игр с песком. Ключевые характеристики песочных картин. Структура индивидуальной консультации. Использование песочницы в диагностической и коррекционно-развивающей работе с детьми.

контрольная работа [39,7 K], добавлен 28.01.2017

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

источник

Песок с древних времен был притягателен для человека, поэтому так актуальна песочная терапия для детей и взрослых. Песок приятно ощущать в ладонях, наблюдать, как он высыпается сквозь пальцы. Можно водить по песчаной глади, рисуя замысловатые фигуры. Он податливый в руках человека, из него можно создавать мини-ландшафты, рисовать картины. Если его намочить, то можно лепить фигуры. Создаваемые образы сменяют друг друга, их не нужно запечатлять. Это наглядно показывает принцип цикличности жизни: события сменяются. Песочная терапия подходит для детей и взрослых. Она относится к разновидности арт-терапии для детей. Помогает достичь внутреннего равновесия, избавиться от тревог, найти и понять свое «Я». С ее помощью можно раскрыть проблемы, которые скрыты, спрятаны в сознании. Песок отличный способ коммуникации с ребенком.

Клепальская Дарья ― детский песочный и игровой психотерапевт. По специальности педагог-психолог, рассказала подробнее об этом виде арт-терапии.

«Есть Юнгианский метод песочной терапии. Я же использую классический подход. Она позволяет менее болезненно проникнуть в сознание ребенка и помочь ему. Например, приходят родители с проблемой: сын или дочь мучает животных. Ребенок вымещает на питомцах агрессию. Посредством работы с песком можно устранить эту проблему. Его консистенция тактильно успокаивает.
Вспомните, как на море нам приятно трогать и ощущать песок. Хочется в него зарыться, закапаться. Для детей эта терапия — двойная доза счастья: песок + в него можно играть, можно добавить воды, лепить. Хотя вообще в терапии используется чаще всего сухая консистенция. Но если ребенок захочет добавить в него водички — пожалуйста!

― Как вы понимаете, в чем причина агрессии ребенка?

― А он сам рассказывает. Мы садимся, общаемся. Был случай, когда привели ребенка. Родители говорят, что утром у него была истерика, что пришлось даже под душ засунуть. Стали с ним играть. Я подталкиваю к диалогу: покажи, как тебя мама дома встречает, какая у тебя комната, домик. Нужно понять, какими глазами он видит свое окружение.
Обычно, ребенок спокойно отвечает на все вопросы, пока занят приятной игрой. Во время сеанса выяснилось: истерика была из-за того, что он хотел идти в одних штанах, а мама надела другие. Они не высохли, были мокрые сзади на резинке, но мама не почувствовала этого. Мальчик пытался об этом сказать и объяснить. Он не хотел идти в мокрой одежде. Начал кричать, а мама подумала, что сын истерит и поставила его под воду. Родители были сами в шоке, когда выяснилась причина. Взрослые понимают, что в каких-то моментах были неправы или невнимательны.

Когда ребенок не хочет о чем-то говорить, он не в настроении, то может сообщить об этом молча. Выстроить что-то в песочнице, а я пойму по местоположению объекта. Если он поставил перед собой ругающихся маму и папу, значит его это тревожит. Особенно, если фигуры разместил вблизи себя. Это очень переживательный момент и нужно его проработать. Тогда я ввожу какого-то персонажа, который хочет помочь маме и папе. Спрашиваю: «Кто это будет?», ребенок отвечает: «Кошка». И я уже сама, как психолог, сочиняю терапевтическую сказку.

Редакция:
― Сколько потребуется занятий, чтобы разрешить ту или иную ситуацию?
Дарья:
― У меня часто спрашивают об этом. Некоторые делают это за 10-25 занятий. Я аналогичную проблему могу решить за 4 сеанса.

Редакция:
― А бывают ли дети без проблем?
Дарья:
― Да такие есть. Они легко ладят со сверстниками и взрослыми, хорошо себя ведут. Самое удивительное, что их родители сами того не подозревая, интуитивно, правильно воспитывают ребенка.

Есть дети, которые не желают идти на контакт. Руки в боки, «Я тут главный!», наотрез отказываются от диалога. К ним тоже находим подход, песочная терапия в этом помогает. А есть детки, которые хорошо общаются. Потом, когда видишь их маму, все становится понятно. Она появляется с улыбкой, излучая позитив: «Хэй, привеееет!». Тут понимаешь, почему ребенок такой жизнерадостный и общительный. Это классно.

Также Дарья Клепальская проводит кулинарные мастер классы для детей. Она наблюдает терапевтический эффект этого занятия.

Юнгианская терапия ищет во всем скрытый смысл. Например, грубо говоря, если ребенок взял темную кошку и посадил ее высоко, то наверняка в нем берет верх агрессия. У них идет обращение к символизму, мифам — рассказывает песочный психотерапевт. «Я реалист. Ребенок мог взять эту кошку потому, что она просто его заинтересовала. Углубляться в тайные смыслы не стоит, иначе вы точно найдете отклонения и расстройства у любого. Иногда к играм привлекаем родителей. Взрослые должны иногда позволять себе побыть детьми. Тогда они смогут правильно контактировать с малышами, понимать их».

С 1920 года в рамках психологии и психологического анализа начали использовать песок. Спустя 30 лет Дора Кальфф создала свою концепцию песочной терапии для детей, занятия полагались на труды Карла Густава Юнга. Затем этот метод адаптировался и для взрослых. В России эта терапия особенно набирает сейчас. Для проведения занятия песочной терапии с детьми, вам понадобиться:

  • Песок. Он должен быть чистым. Его можно приобрести в детских магазинах. Обычно используют песок естественных цветов: от желтого, бежевого до белого.
  • Деревянная песочница с бортиками, напоминающая по форме поднос. Дно обычно окрашено в голубой цвет. В мире ребенка это море, небо, водичка. Достаточно провести пальцем по песку, касаясь голубого донышка от одного бортика к другому и получится река. Это простор для самовыражения.
  • Фигурки. Песочная терапия для детей в занятия включает различные объекты. Обычно используют сочетание природных материалов и игрушек. Шишки, цветы, камни, ракушки — позволяют прочувствовать связь человека с природой. Игрушки, поделки сделанные своими руками — позволяют принять то, что уже есть в мире и создается человеком. Игрушки могут быть героями из сказок, мультфильмов, мифов. Они должны представлять разные стороны характера, быть разного цвета, чтобы ребенок мог продемонстрировать чувства. Если предоставить в распоряжение только положительных персонажей и предметы исключительно ярких тонов, то дети не смогут передать свои эмоции.

Мало просто усадить ребенка с песком. Хоть песочная терапия для детей, но занятия не самостоятельные. Во время путешествия в мир игры и фантазии, его должен сопровождать песочный психотерапевт. Пока дитя погружается в себя, обращаясь к бессознательному, его действия расшифровывает специалист. Он находит к ребенку подход и способы справиться с напряжением, социально адаптироваться. Песочный терапевт может помочь разобраться в той или иной ситуации, в понятной ребенке форме. Это может быть образное представление с использованием фигурок, рисования на песке и т.д. Процесс зачастую сочетают со сказкотерапией.

Песочная терапия не только помогает в психологическом аспекте, но и участвует в его развитии, социализации, развивает фантазию. Детям нравиться, что созданные композиции можно тут же разрушать. Ведь в других занятиях, полученный результат обычно нужно сохранять: лепка из пластилина, рисование. Созидание и разрушение — благоприятно влияет на развитие. Последовательность, в которой ребенок создает композиции отображает цикличность психологических изменений. Здесь нет правил и понятий: правильно или неправильно. В создании композиции невозможно ошибиться, и это успокаивает ребенка. Он творит, без оглядки на рамки. Песочная терапия для детей разных возрастов. На сеансы приходят даже дети, которые еще не умеют или плохо разговаривают. Они не могут рассказать о своих эмоциях, но могут показать.

источник

Психологический анализ песочной композиции, возможен с точки зрения различных концепций и техник, это может быть техника «активного воображения» К.Г. Юнга [5], или же классическая Юнгианская песочная терапии Доры Кальфф [3; 6], возможна интерпретация основанная на новом современном методе Сказкотерапии [1] или же символдраматическая интерпретация [4], — это зависит от уровня квалификации и профессиональной направленности психолога-специалиста. Клиент может по завершению работы в песочнице придумать сказку, стихи, нарисовать рисунки, сделать кукол, работать с глиной — приветствуется любое интерпретирующее самовыражение, так как творчество один из исцеляющих ресурсов нашей психики. Работа в песочнице основывается на таинстве отношений между клиентом и психологом, базируется на процессах переноса и контрпереноса, куда включается и продукт художественного самовыражения — песочная композиция.

Предлагаю вашему вниманию модифицированный авторский вариант анализа песочной композиции.

Шестишаговая техника интерпретации песочной композиции (модификация модели интерпретации по технике работы с рисунком по методу символдрамы):

  1. Эмоциональное отношение клиента к песочной композиции (нравится или нет):
    • Нравится или не нравится созданная песочная композиция?
    • Что происходит в этой песочной композиции? (сюжет)
    • Как называется данная песочная композиция?
  2. Эмоциональное отношение к фрагментам образов композиции:
    • Кто главный герой, герои (если есть фигурки)?
    • Что больше нравится и что меньше нравится?
    • Какие миниатюрные игрушки разместили в первую очередь и какие во вторую?
    • Какая область песочной композиции нравится, а какая нет?
    • Какая нравится больше, а какая меньше?
  3. Качественные свойства образов в композиции:
    • Эта часть композиции (этот домик, этот герой, эта речка и пр.), какая (опишите с помощью прилагательных)?
    • После описания задаются вопросы:
      • Тёплое или холодное?
      • Мягкое или жёсткое?
      • Плавное или прерывистое?
      • Умное или глупое?
      • Доброжелательное или враждебное?
      • Далёкое или близкое?
      • Мужское или женское?
      • Можно ли доверять или не заслуживает доверия?
      • Храброе или трусливое? И т.п.
  4. Попросите связать эти качества и ситуациями из жизни или с людьми:
    • Когда в вашей жизни были ситуации, когда вы испытывали эти качества ваших героев композиции? Что вам первой приходит в голову? Сколько вам было тогда лет? Где это было?
    • К какому человеку вы испытывали подобные чувства?
  5. Задаёте наводящие, уточняющие вопросы по песочной композиции (без интерпретаций со своей стороны):
    • Уточняете сюжет.
    • Цитируете клиента (подпитываете нарциссически, уменьшаете сопротивление).
    • Приводите в пример метафору, притчу, историю — уточняете, как это отзывается у клиента, есть ли связь с его песочной композицией, с его жизненной историей.
    • Рассказываете случай из практики или практики великих мастеров, уточняете у клиента есть ли связь?
    • Придумываете свою историю или сказку.
    • Какой бы вы дали совет жителям, героям этой песочной композиции?
  6. Если клиент не приходит к интерпретации, то при вашей интерпретации обязательно полезно использовать следующие формулировки:
    • » Наряду с этим, что вы сказали…»
    • «На это можно посмотреть и так…»
    • «А как вы считаете…»
    • «А как вам кажется…»

Нет правильной или неправильной композиции, есть ландшафт внутреннего мира клиента.

источник

Один из методов аналитической психотерапии – песочная терапия — позволяет развить фантазию ребёнка, нормализовать психоэмоциональное состояние, активировать адаптационные функции в любом возрасте. Арт-терапевты, бизнес–тренеры, коррекционные педагоги используют песочную терапию в ДОУ — детских дошкольных учреждениях. Для решения каждой конкретной задачи используются различные методики песочной терапии.

Лечение песком представляет собой одно из направлений арт-терапии.

«Отцом» игр с песком или sandplay традиционно считается К.Юнг и его последователи. К.Юнгом была разработана техника активного воображения, считаемая теоретической базой. Возникновение sandplay началось в 20-х г. с разработки Шарлотты Бюлер под названием «мировой тест», который успешно находил свое применение в качестве инструментария для диагностики в детской психиатрии.

В 1930 году появилась новая методика, которую реализовала Маргарет Ловенфельд, основавшая Лондонский институт, именно она впервые поместила игрушечные фигурки в вещество. Эта методика была заимствована из «мирового теста» Подопечные Маргарет создавали в песочнице целые масштабные композиции и называли их «Мой мир». Благодаря этому появился новый метод, названный «мировой техникой». Продолжателем этого метода в 50-е годы стала последовательница К. Юнга Дора Кальфф, соединив «мировую технику» и юнгианское направление, и тем самым создав песочную терапию.

Читайте также:  Анализ на иммунитет для детей

Открытием Доры Кальфф стало то, что песочные картинки, созданные детьми, могут стать отображением их мыслей, переживаний. Применение этой полезной техники опробовано не только на маленьких пациентах, но и на зрелых людях.

В sandplay применяются как невербальные средства (при создании сюжета) и вербальные (история о готовой картине либо придумывание сказки, раскрывающая суть творения). Этим методом активно пользуются арт-терапевты, специалисты гельштат-терапии, семейные и детские психотерапевты, воспитатели и логопед в доу.

Метод подходит для всех возрастных категорий. Как только человек опускает ладони в материал, его воображение начинает рисовать красочные картины золотого пляжа, яркую синеву моря и белые хлопья облаков, неспешно плывущих по небу. Аналогично тому, как песок пропускает воду, он поглощает и негативную энергию. Мельчайшие песчинки, только соединённые вместе определенным образом, позволяют создать своё произведение. Они символизируют жизнь, в которой человек, расставляя определённым образом события и мысли, получает желаемые результаты.

Комплексное воздействие на психику человека обеспечивается благодаря тактильному раздражению очень чувствительных нервных окончаний ладоней, кистей рук. Возникает состояние медитации, снимается нервное напряжение. По изображениям и символам, получившимся в результате рисования можно делать выводы о специфике личностных проблем, выявлять потребности человека. Изучая запечатлённое, мы видим трёхмерное изображение внутреннего мира, неосознанные проблемы и конфликты.

Цель терапии – развить в ребёнке принятие собственного «я», научить доверять и любить себя.

  • воспитание позитивного отношения к жизни, к себе;
  • воспитание ответственности за свои действия;
  • тренировка способности доверять себе и осуществлять самоконтроль над своими действиями;
  • лечение избыточной тревожности при планировании поступков и преодолении препятствий;
  • развитие веры в себя.

Песочная терапия основывается на создании фигур или изображений на плоскости. Первоначально необходимо провести тестирование, попросив создать свой образ и описать его словами. Детская аудитория рассматривает это как игру, которая на самом деле является мощным диагностическим инструментом и коррекционной методикой. Заниматься можно под музыку или слушая сказку, в зависимости от задачи конкретной процедуры.

Метод используется в качестве самостоятельного или как составная часть следующих направлений лечения:

  • песочная арт–терапия;
  • психология;
  • логопедия;
  • развитие речи, письма, счёта, памяти и внимания;
  • терапия, направленная на развитие самоосознания, уважения к себе;
  • выявление негативных мыслей, обучение справляться с ними;
  • воздействие на нескольких членов семьи с целью коррекции поведенческих расстройств;
  • детский психоанализ.

Песочная терапия в детском саду позволит приготовить самый первый обед, построить свой первый дом. Будучи отражением внутреннего мира, терапия песком обеспечивает следующие моменты:

  1. Создаёт естественную комфортную среду для творчества ребёнка, которая стимулирует его созидательную деятельность.
  2. Оживляет абстрактные образы, упрощает возможность понять сложение букв — в слова, цифр — в математические действия.
  3. Даёт возможность детям «проживать» ситуацию вместе с героями сказок.
  4. Обеспечивает переход от реальности в сказку, даёт возможность проверить правильность выбора решения в той или иной ситуации.

У детей с речевыми расстройствами имеются сложные нарушения эмоций, что выражается в несоответствии эмоциональных реакций конкретной ситуации. Это осложняет контакт со сверстниками, ведёт к гиперактивности или зажатости. Это порождает необходимость включения самых разнообразных методов в работу с детьми. Доказано, что песочная терапия позволяет развить способности общения, учит выражать и понимать себя, свои чувства.

Имеются следующие показания к проведению песочной терапии:

  • переживание возрастного кризиса;
  • неспособность изложить словами свои переживания;
  • наличие психологической травмы;
  • неспособность самостоятельно принять решение;
  • задержка психоречевого развития;
  • эмоциональная заторможенность, «скудодушие»;
  • психотерапия различных зависимостей;
  • уменьшение напряженности;
  • развитие всех видов чувствительности;
  • нормализация мышечного тонуса;
  • расширение кругозора;
  • повышенная тревожность, эмоциональная лабильность.

Актуальность sandplay очень высока в нынешнее время. Через тактильные ощущения не только развивается речь, познание, но и дети избавляются от немотивированной агрессии, педагог начинает понимать лучше своих воспитанников.

Психотерапия с помощью песка распространена в детсадах и школах не повсеместно, но в скором времени эта методика будет обязательна для всех образовательных учреждений с обеспечением специальным оборудованием. Немаловажным является применение этого метода в работе с детьми с особенностями, имеющими онр, зпр, нарушения зрения, дцп, инвалидами. Достаточно только таким детям дать установку строить, как они уже начнут создавать целые вселенные.

Психологи не рекомендуют песочную терапию в детских образовательных учреждениях детям при наличии следующих состояний:

  • дефицит внимания, гиперактивность;
  • эпилептические припадки;
  • психиатрические болезни;
  • повышенная тревожность;
  • невроз навязчивых состояний;
  • пылевые аллергические реакции;
  • болезни лёгких;
  • заболевания кожи и травмы кистей рук.

Психотерапевты применяют метод с детьми, страдающими дефицитом внимания и гиперактивностью.

Для лечебной игры используются следующие приспособления:

  • водонепроницаемый ящик, стенки которого окрашены в голубой цвет, а дно – в синий;
  • специальная песочница, меняющая цвет – планшет;
  • чистый песок, который во время определённых игр надо увлажнить;
  • набор фигурок, символизирующих здания, людей, животных, машины;
  • символические предметы, которые будут обозначать загаданные желания, сундуки с сокровищами, кладами;
  • сказочные герои – добрые и злые;
  • религиозные предметы и сувениры;
  • естественные предметы – ракушки, веточки, шишки;
  • домашняя утварь;
  • болты, шурупы;
  • пластиковые буквы и цифры, геометрические фигуры.

После тестирования начинаются обучающие игры для дошкольников соответственно потребностям, возрасту, выявленным нарушениям, когнитивным расстройствам.

В дальнейшем можно подключать интерактивные, развивающие занятия и только потом — проективные игры, упражнения.

Начиная игру, маленькие ручки соприкасаются с уникальным мирозданием. Необходимо создать доброжелательную, доверительную обстановку, учесть все нюансы голоса, его тембра, соблюсти следующие важные параметры:

  • Чередовать способ донесения информации – конкретность и образность. Необходимо помнить, что использование абстрактных высказываний уменьшает силу внушения.
  • Создать иллюзию выбора – в процессе занятия предлагается несуществующая альтернатива.
  • Во время игры использовать движение по кругу, которое символизирует постоянное возвращение человека к самому себе, соединение в единое целое своего прошлого и настоящего для гармоничного развития в будущем.
  • Во время занятия ребёнку создаются условия, чтобы он не боялся активно участвовать, спрашивать, предлагать свои варианты решения вопросов.
  • Не забывать создавать трудности, препятствия, учить детей преодолевать сложности во время занятия. Вырабатывать привычку бороться и побеждать.
  • Заострить внимание детей на том, что картины из песка легко строятся и разрушаются, на смену старым событиям приходит новая интересная жизнь.
  • Периодически необходимо менять материал. В зависимости от поставленной задачи использовать песок разной температуры и влажности. Научить отличать ребёнка сухое и влажное, колючее и гладкое, твёрдое и мягкое.
  • В конце занятия подводить итоги, хвалить и рассказывать о предстоящих играх, чтобы сохранить интерес.

Песочная терапия для детей дошкольного возраста развивает мелкую моторику кисти, стимулирует кровообращение в головном мозге, ускоряет умственные процессы, нормализует психологические реакции. Необходимо к этому процессу подключать методики цветотерапии, поскольку они являются мощными сигналами к развитию личности.

Если родители хотят организовать sandplay дома, то для этого им потребуется:

  • поддон;
  • песок;
  • Миниатюрные фигурки;
  • Камешки, растения и т. п. для создания определенного ландшафта.

В зависимости от поставленных задач песочная терапия может проходить в виде игр, направленных на:

  • развитие фонематики;
  • коррекцию произнесения звуков;
  • обучение грамотности;
  • познавательные игры;
  • семейная песочная терапия;
  • проекционные игры.

Занятие включает следующий план:

  1. Знакомим малыша с песочницей, объясняем, что голубой бортик символизирует небо, что можно создать любой вид местности: горы, пустыни, а раздвинув песок – синее море.
  2. Даём возможность подержать в руках коллекцию геометрических фигур, животных, предметов быта.
  3. Фигуры, которые выбирает кроха, символизируют его состояние на сегодняшний день. Самое главное — попросить его рассказать, о чём он думает по поводу выбранных фигурок.
  4. Внимательно наблюдаем за малышом: как он входит в ситуацию, с кем он себя идентифицирует.
  5. Учим ребёнка бережному отношению к материалу.
  6. Формулируем тему в начале песочной терапии, занятия проводим, согласно плану, а после его окончания важно сделать вывод о проделанной работе, разложить все использованные предметы и игрушки по местам, убрать за собой.

К трём годам человек правильно произносит основные слова. Некоторые дети говорят нечётко, меняют местами слоги и буквы в словах, неправильно ставят ударения. В случае невнимательного отношения к проблемам с речью к 5 годам он понимает, что говорит неправильно и начинает этого стесняться, замыкается в себе. Можно устраивать речевые игры в песке. Для этого детки рисуют буквы, учат строить слоги и произносить их громко или тихо, нараспев, шёпотом.

Поставив в емкость разные фигурки, учим ребёнка называть животных, писать — на какую букву начинается его название, и какие звуки издают эти животные. Можно играть в крестики-нолики.

  • Познавательные географические игры на песке.

После простых игр с построением домиков, рек, морей и корабликов на них начинаем развивать пространственное мышление. Для занятий подойдёт сделанная самостоятельно в виде пазла карта мира или материков. Для этого надо приобрести две одинаковые географические карты в магазине и разделить одну на 4-6 фрагментов. Даём малышу карту-образец и предлагаем сложить пазл. Постепенно начинаем складывать материки, океаны. Затем усложняем игру, делая «море» на дне песочницы, раздвинув песок. Во время игры проговариваем названия стран, их столицы, узнаем, кто там живёт. Например, во Франции столица — Париж, а живут там французы.

Для каждой страны подбираем характерную растительность и животных, размещая в песочнице пальмы, слонов, крокодилов. Объясняем, что такое тропический климат, почему там не растут берёзы. Можно совершить путешествие на Северный полюс, предварительно сделав запас соли, пенопласта или ваты для снега.

  • Фантастические игры с трансформерами на песке.

Имитируем жизнь других планет, лунный ландшафт, звёздные войны, которые особенно будут интересны мальчикам, помогут реализовать им желание быть супергероем, научат их сражаться и побеждать.

В зависимости от возраста детей, кроме географических и фантастических, существуют следующие разновидности обучающих игр:

  • исторические;
  • найти логические пары;
  • научиться исключать лишнее;
  • провести экскурсию по городу;
  • считать предметы, строить логические ряды;
  • учиться ориентироваться: что такое — сверху, снизу, справа, слева.

Выявленная З. Фрейдом особенность приписывать свои чувства и желания внешним объектам очень помогает в работе с детьми. Ребёнку предлагают сделать следующее:

  • описать имеющиеся изображения на песке и наделить их какими-либо качествами;
  • создать из разрозненных деталей, спрятанных в песке, единое целое;
  • придумать рассказ или сказку с персонажами и предметами из имеющихся фигурок на песке;
  • нарисовать несуществующее животное, и другие.

Необходимо помнить, что проективные методики невозможно однозначно интерпретировать, они социально и ситуационно обусловлены, направлены на изучение детской личности в целом. Учитывая, что эти методики недостаточно стандартизированы, они используются для диагностики и лечения психотерапевтами.

Песочная терапия включает большое разнообразие индивидуальных и коллективных игр, занятий. Активно используются доски с подсветкой или песок различного цвета. Это поможет ребенку выразить имеющееся эмоциональное состояние.

Серия игр и упражнений с песком из книги Т. Зинкевич – Евстигнеевой «Чудеса на песке» способствуют развитию тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики, творческой фантазии, помогают в познании своего внешнего и внутреннего мира.

  • Оттиски рук. С помощью этого упражнения малыш учится оценке ощущений. Педагог либо родитель показывает подопечному оттиск своей ладошки
  • на песке, то же повторяет пациент. Рука вдавливается и погружается в поддон.

Сначала свои ощущения описывает ведущий. Он ведет свой рассказ про песок, какой это материал мягкий или шероховатый, как он чувствует своей кожей маленькие частички. Затем следует рассказ малыша о песке.

  • Дождик или водопад. Данная игра – хорошее средство для снятия напряжения в мышцах и агрессии. Педагог либо ведущий говорит, что начался водопад. Маленький человек пересыпает песок на тыльную сторону руки взрослому, а затем он выполняет упражнение малышу.
  • Создание узоров. Нарисовать на песке с помощью пальцев, кулачков, кистей разнообразные узоры, а затем рассказать, что представляется ребенку, когда он смотрит на них. Это могут как цветы, так и животные, ветки и др. Такое упражнение положительно сказывается на психоэмоциональном состоянии детей.
  • Прятки. Игра помогает в выяснении психологических проблем подопечного и помощи в избавлении от них. Дошкольнику на выбор предлагается несколько предметов, которые он должен закопать в песок, а затем выкопать и рассказать о всех спрятанных предметах.
  • Проигрывание сюжета. Психолог предлагает пациенту создать собственный мир, использовав на выбор миниатюрные фигурки. Если цель песочной терапии — избавление от агрессии, то маленький человек выберет отрицательных персонажей и устроит войну и разрушение тем самым, сняв напряжение и успокоив свой гнев.

От специалиста по sandplay Ульяны Наумовой можно услышать следующее:

  • Малышом могут быть выполнены любые постройки и такими способами, какими он хочет, придерживаясь трех главных правил: не высыпать песок за пределы поддона, не разрушать постройки других детей, если он играет в компании.
  • Родителям необходимо вести наблюдение за тем, что строит ребенок. К примеру, если он занимается строительством домика, стены которого очень толстые, значит, у него есть стремление к защищенности, которой ему может не доставать, желает упрочить свои внутренние границы, чтобы все заметили их и не переступали.
  • Мощность – символ того, что у него не выстроены границы, из-за чего нет комфорта.
  • О нехватке у малыша тепла и заботы свидетельствует появление свечей или очага. Наличие хаоса в игровом пространстве ребенка показывает, какой беспорядок во внутри пациента или предвещает незамедлительное начало перемен.
  • Немаловажным является ведение наблюдения за игрой маленького человека, задавание ему вопросов: почему получилась именно эта композиция, какое значение имеют для него все эти сооружения. При каждодневном строительстве мира у малыша становится лучше поведение, сон становится крепче, уходят тревожность и напряжение».

Рисование песком поможет ребенку расслабиться, оно завораживающе действует на зрителей и художников. Песочная терапия может проводиться под музыку и позволяет решить многие задачи диагностики, лечения и развития когнитивных способностей. При этом задействуются в процесс практически все виды органов-анализаторов:

  • зрение;
  • слух;
  • тактильная чувствительность;
  • сенсорное восприятие.

Песочная терапия для детей дошкольного возраста позволяет развить речь, моторику, слух, общительность, креативность, творческие способности. Кроме того, она снимает стресс, избавляет от страхов, помогает выразить внутренние конфликты и переживания, повысить самооценку. Песочная терапия способствует формированию у маленькой личности самоуважения, научит понимать себя.

источник