Меню Рубрики

Презентация анализ отцы и дети

•Публикация – 1862, издательство «Русский вестник».

И.С.Тургенев «Отцы и дети». История создания, жанр, сюжет, композиция

О романе Год написания – 1860-1861. Публикация – 1862, издательство «Русский вестник». Действие романа – лето 1859 года (накануне крестьянской реформы 1861 года).

История создания романа Замысел романа возник у И.С.Тургенева в 1860 году в Англии во время летнего отдыха на острове Уайт. Работа над романом продолжилась и в 1861 году в Париже. Главный герой настолько увлёк Тургенева, что он некоторое время вёл от его лица дневник.

Издание романа Итак, через полтора года после возникновения замысла на страницах февральского номера журнала «Русский вестник» роман «Отцы и дети» увидел свет. И. С. Тургенев посвятил его В. Г. Белинскому.

Работа над романом В письме П. В. Анненкову И.С.Тургенев извещает об окончании романа: «Мой труд окончен наконец. 20 июля написал я блаженное последнее слово». Осенью, по возвращении в Париж, И. С. Тургенев читает свой роман В. П. Боткину и К. К. Случевскому, чьим мнением он очень дорожил. Соглашаясь и споря с их суждениями, писатель, по его собственному выражению, «перепахивает» текст, вносит в него многочисленные изменения и поправки.

Жанр романа “ Отцы и дети” — это социально-психологический роман, в котором главное место отведено общественным коллизиям. Произведение построено на противопоставлении главного героя — разночинца Базарова — и остальных персонажей. В столкновениях Базарова с другими персонажами раскрываются основные черты характера героя, его взгляды.

Особенности сюжета романа Сюжет романа представляет собой непрерывную цепь столкновений Базарова с другими героями романа. Сюжет романа не имеет завязки, т. е. в романе нет такого события, которое являлось бы причиной всех столкновений Базарова. Основное направление в развитии сюжета — углубление и расширение социального конфликта.

Сюжет романа С каждым новым столкновением увеличивается круг лиц, с которыми спорит Базаров: взаимная неприязнь Базарова и Павла Петровича, обнаружившаяся при первой же их встрече; спор Базарова с Павлом Петровичем о принципах; столкновение демократа Базарова с аристократкой Одинцовой; столкновение демократа Базарова с Кукшиной и Ситниковым, чуждыми ему; «столкновение» Базарова с родителями; новое столкновение с Павлом Петровичем (дуэль); столкновение с Аркадием и полный разрыв с ним.

Композиция романа Композиция романа –кольцевая. В основе композиции романа лежит принцип антитезы. Движение героев в романе сосредоточено между пятью пунктами: Хохловские выселки -Марьино — город*** — Никольское — деревня родителей Базарова..

Завязка Непосредственная завязка действия происходит в Марьине, в поместье Кирсановых. И вначале действие как будто движется по одному и тому же полукругу — сначала вперед, потом до конца в обратном направлении, потом снова до конца вперед: Марьино (поместье Кирсановых) — город *** — Никольское (поместье Одинцовой) — дом родителей Базарова — Никольское — город *** — Марьино — город *** — Никольское — дом родителей Базарова.

Особенности развития конфликта Особенностью развития конфликта романа : две противоположные позиции — Базарова и Кирсанова — во второй части начинают сходиться и оказываются сопоставимы по степени их отклонения от естественной нормы человеческой жизни.

Выводы Роман «Отцы и дети» – роман злободневный, во многом объясняющий жизнь русского общества. Тургенев «уловил и развернул» в романе основной конфликт кризисной эпохи – бескомпромиссную борьбу либералов с революционерами-демократами. В книге Тургенев размышляет о смене поколений, о вечной борьбе старого и нового, о бережном отношении к культурному наследию. Эти вечные проблемы обрели емкую формулировку в заглавии романа «Отцы и дети» – это «универсальный охват действительности» во всей ее полноте: от прошлого через настоящее к будущему.

Интеллект-карта разработана ученицей 10 класса «А» Пелымской Анастасией. Она дает возможность вспомнить всех основных героев произведения, прослеживает связь между ними, дает краткую характеристику пе.

Аннотация к мастер-классу по произведению И.С.Тургенева «Отцы и дети»: данный мастер-класс поможет учителю-словеснику развивать универсальные учебные действия, определённые Государственным стандартом.

В данном пособии представлен материал по темам: «Страницы жизни и творчества И.С.Тургенева», «Общественно-политическая ситуация в России в 60-е годы XIX века», «История создания и смысл названия.

План-конспект урока литературы.

Презентация посвящена роману «Отцы и дети».

источник

АНАЛИЗ РОМАНА И.С.Тургенева «ОТЦЫ И ДЕТИ». План ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РОМАНА. СМЫСЛ ЕГО НАЗВАНИЯ. ЭПОХА И ХАРАКТЕРЫ В РОМАНЕ «ОТЦЫ И ДЕТИ». ОБРАЗ ГЛАВНОГО. — презентация

Презентация была опубликована 3 года назад пользователемЯна Карабчевская

Презентация на тему: » АНАЛИЗ РОМАНА И.С.Тургенева «ОТЦЫ И ДЕТИ». План ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РОМАНА. СМЫСЛ ЕГО НАЗВАНИЯ. ЭПОХА И ХАРАКТЕРЫ В РОМАНЕ «ОТЦЫ И ДЕТИ». ОБРАЗ ГЛАВНОГО.» — Транскрипт:

1 АНАЛИЗ РОМАНА И.С.Тургенева «ОТЦЫ И ДЕТИ»

2 План ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РОМАНА. СМЫСЛ ЕГО НАЗВАНИЯ. ЭПОХА И ХАРАКТЕРЫ В РОМАНЕ «ОТЦЫ И ДЕТИ». ОБРАЗ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ.

3 Литература Маркович В. М. Человек в романах И.С. Тургенева. — Л., Маркович В.М. И.С..Тургенев и русский реалистический роман XIX века. — Л., Лебедев Ю. В. «Записки охотника» И.С. Тургенева. – М., Лебедев Ю.В. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». — М., Шаталов С.Е. Художественный мир Тургенева. — М., Манн Ю.В. Базаров и другие //Диалектика художественного образа. — М., Пустовойт П.Г. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»: Комментарий. — М., 1991.

4 В феврале 1862 года в журнале «Русский вестник» был опубликован четвертый роман Тургенева «Отцы и дети», в котором наиболее полно отразились общественно- политические взгляды писателя того времени.

5 «Отцы и дети» роман о борьбе мировоззрений двух политических и общественных групп: старой либеральной дворянской интеллигенции и интеллигенции новой, революционно- демократической, разночинной.

6 М.Е.Салтыков-Щедрин считал, что роман «Отцы и дети» — это плод общения Тургенева с «Современником». Характер Базарова был чужд писателю. Образ Базарова возник из наблюдений над разночинцами.

7 Роман-диалог Соотношение теории и практики. Общенациональное и общечеловеческое. Личность и история. Личность перед лицом вечности.

8 Нигилизм (от лат.- ничто) Точка зрения абсолютного отрицания. не связанного ни с какими положительными идеалами. Главное в мировоззрении Базарова – отрицание социального строя и тех, кто в любой форме считает его незыблемым. Базаровское отрицание питается духом народного возмущения.

9 Евгений Базаров Воплощены черты разночинца- труженика. Стихийная, но сознательная фигура. Базаров – материалист.

10 Базаров, нигилист, представляет «новых людей». Базаров — внук дьячка, сын уездного лекаря. Говорит он «ленивым, но мужественным голосом», походка «твердая и стремительно смелая». Говорит ясно и просто. Важными чертами мировоззрения Базарова являются его атеизм и материализм. Он «владел особенным умением возбуждать к себе доверие в людях низших, хотя он никогда не потакал им и обходился с ними небрежно».

11 Оценка Базарова Тургеневым Время Базарова не пришло. Революционность взглядов исторически не оправдана. Неверие в народ. Демократизм Базарова. Стремление к труду. Отрицание. Народность характера.

12 «Я хотел сделать из него лицо трагическое…Он честен, правдив, и демократ до конца ногтей…И если он называется нигилистом, то надо читать: революционером». И.С.Тургенев.

13 «Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью, — если он его не полюбит, повторяю я, — я виноват, я не достиг своей цели. Мне мечталось фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная и честная…».

14 Люди типа Базарова одиноки среди общества. Тургенев не признает возможности и необходимости революции в России, и поэтому он обрекает Базарова на бессмысленную смерть.

15 Главный герой вобрал в себя характерные особенности ряда молодых людей, хорошо знакомых писателю и представляющих новое поколение, отрицающее прежние авторитеты. Выступающее з радикальные преобразования общественной жизни и названное русским философом Берви «нигилистами».

16 Оценка романа в критике М.А.Антонович «Асмодей нашего времени». Базаров – карикатура на Добролюбова.

17 Д.И.Писарев «Базаров». Подчеркивал героические начала в главном герое романа.

18 А.И.Герцен: «Тургенев карикатурил Базарова. В его образе есть элемент шаржа, упрощения. Он хотел его убить свинцом, а убил тифом». Ф.И.Достоевский считал, что Базаров самая активная из фигур Тургенева. «Тоскующее сердце мятежного Базарова».

19 А.П.Чехов: «Я всегда хотел быть базаристым, в юности особенно». Ги де Мопассан: «Отцы и дети» — зерно русской революции».

источник

Презентация используется на уроках литературы при изучении романа «Отцы и дети»

Можно выделить 3 этапа написания:

1860-1861г.-создание основного текста

1862г. «перепахивание романа»,внесение многочисленных поправок

1862г..февраль-сентябрь-подготовка романа к печати

История на страницах романа.

  • У власти Александр Второй.
  • Расцвет образованности и культуры.
  • Крепостной строй тормозит развитие страны.
  • В России развивается капита-листический строй
  • На арену политической борьбы выходят разночинцы.

  • Прямой
  • Переносный
  • Противостоя-

Смена поколений, отцы прередают опыт, дети принимают на-следство и переосмысли-вают его

ние двух сил, социальный конфликт либеральных дворян и разночинцев

Композиция романа- кольцевая

  • «ДЕТИ»
  • Е.В.Базаров
  • По сути «отцы», но подражают «детям»:
  • Аркадий
  • Ситников
  • Кукшина

Идейные споры «отцов» и «детей». Об отношении к дворянству, аристократии и её принципам

  • Павел Петрович
  • Аристократия-главная общественная сила
  • Аристократия дала свободу Англии
  • В А. сильно развито самоуважение и чувство собственного
  • Базаров
  • От аристократов нет никому пользы, сидят «сложа руки»
  • Доводы П.П. о свободе Англии весьма сомнительны.
  • Аристократы заботятся только о себе, живут за чужой счет
  • Павел Петрович
  • Русский народ патриархален, не может жить без религии.
  • Умиляется отста-лостью народа.
  • Употребляет много иностранных слов.

жество народа вызывают в нем

* Гордится тем, что сам из народа.

*Язык Базарова прост, употребляет много пословиц.

О взглядах на искусство, любовь, природу.

  • Павел Петрович
  • Признает старое искусство
  • Отрицательно относится к новым художникам.
  • Сам является жертвой роковой любви.
  • Базаров
  • Отрицает любовь и искусство.
  • Пушкина не знает,
  • Но отрицает.
  • Природу не отрицает, но видит в ней по-ле человеческой деятельности.

Принципы деятельности нигилистов

  • Нигилисты действуют из принципа полезности для общества.
  • Отрицают общественный строй, религию.
  • Не верят в реформы (в том числе и реформу 1861 года)
  • Не считают нужным строить на разрушенном.
  • Не имеют программы дальнейших действий.

  • Соответству-

3. Нигилизм-»голое отрицание

всего, логически не оправдан-

И непреклонные, основанные на

отрицании всего предшествующего

Опыта человеческой мысли, на

разрушении традиций и государст-

венных институтов. Философия

нигилизма не может быть пози-

тивной, так как отвергает все,

не предлагая ничего взамен…

Происходит это во все времена,

в переломные моменты. Как правило,

Это свойственно молодежи и быстро

  • Нигилизм-это убеждения,жесткие И непреклонные, основанные на отрицании всего предшествующего Опыта человеческой мысли, на разрушении традиций и государст- венных институтов. Философия нигилизма не может быть пози- тивной, так как отвергает все, не предлагая ничего взамен… Происходит это во все времена, в переломные моменты. Как правило, Это свойственно молодежи и быстро проходит. (Британика)
  • Нигилизм-это убеждения,жесткие И непреклонные, основанные на отрицании всего предшествующего Опыта человеческой мысли, на разрушении традиций и государст- венных институтов. Философия нигилизма не может быть пози- тивной, так как отвергает все, не предлагая ничего взамен… Происходит это во все времена, в переломные моменты. Как правило, Это свойственно молодежи и быстро проходит. (Британика)

Соответствуют ли взгляды Базарова принципам нигилизма?

  • Научные и философские взгляды:

1.«Есть науки, как есть ремесла, знания, а науки вообще не существует вовсе… Изучать отдельные личности не стоит труда.Все люди друг на друга похожи как телом так и душой; у каждого из нас есть мозг, селезенки, легкие одинаково устроены;

и так называемые моральные качества одни и те же у всех; небольшие видоизме-

нения ничего не значат. Достаточно одно-

го экземпляра, чтобы судить обо всех.

2.«…мы теперь над медициной вообще

смеемся и ни перед кем не преклоняемся».

3.»…я придерживаюсь отрицательного

направления в силу ошущения. Мне при-

ятно отрицать-мой мозг так устроен- и

баста! Отчего мне нравится химия?

Отчего ты любишь яблоки?-тоже в силу

Ощущения. Это все едино. Глубже этого

Люди никогда не проникнут.

  • «Русский человек только тем и хорош,

что сам о себе прескверного мнения».

  • «Аристократизм, либерализм, прогрес,подумаешь,

сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они и даром не нужны.

  • «Мы увидали, что и умники наши,так называемые передовые люди и обличители, никуда не годятся, что мы занимамся вздором и пустяками, толкуем о каком-то искусстве, творчестве, о парламентаризме, об адвокатуре и черт знает о чем, когда дело идет о хлебе насущном,когда грубейшее суеверие нас душит…

Эстетические взгляды Базарова

  • «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».
  • «Природа не храм, а мастерская, и
  • «Рафаэль гроша медного не стоит».
  • «Я гляжу в небо только тогда, когда хочу чихнуть».
  • «Я нахожу, что говорить красиво-неприлично.

«Третьего дня, я смотрю,он Пушкина читает…

  • Растолкуй ты ему, пожалуйста, что это никуда не годится… Дай ему что-нибудь дельное почитать».

источник

анализ глав отцы и дети.ppt — Презентация по литературе в 10 классе на тему: «Анализ глав романа И,С.Тургенева «Отцы и дети»

Анализ романа
Анализ романа
И.С.Тургенева «Отцы и
И.С.Тургенева «Отцы и
дети»
дети»

Задание по тексту
Задание по тексту
•Кратко назвать основные
Кратко назвать основные
события, описанные в 5­11 гл.
события, описанные в 5­11 гл.
•Какой основной общественный
Какой основной общественный
конфликт лежит в основе
конфликт лежит в основе
романа?
романа?
•В столкновении каких героев
В столкновении каких героев
он раскрывается наиболее
он раскрывается наиболее
отчетливо?
отчетливо?
22

Гл. 5.
Гл. 5.
Как понимают НИГИЛИЗМ отцы и
Как понимают НИГИЛИЗМ отцы и

дети?
дети?
Гл.6Гл.6 Как относится Базаров к
Как относится Базаров к
ИСКУССТВУ?
ИСКУССТВУ?
Зачитайте его афоризм.
Зачитайте его афоризм.
Как реагирует на его слова Аркадий?
Как реагирует на его слова Аркадий?
Что в свою защиту говорит об
Что в свою защиту говорит об
аристократах Базаров?
аристократах Базаров?

Читайте также:  Пройти анализы в дет саду

Нигилизм
Нигилизм

Нигилизм­ отрицание общепринятых ценностей:
 Нигилизм­ отрицание общепринятых ценностей:
идеалов, моральных норм, культуры, форм
идеалов, моральных норм, культуры, форм
общественной жизни.
общественной жизни.
Большой энциклопедический словарь
Большой энциклопедический словарь

Нигилизм­ «безобразное и безнравственное
 Нигилизм­ «безобразное и безнравственное
учение, отвергающее всё, чего нельзя ощущать. »
учение, отвергающее всё, чего нельзя ощущать. »
В.ДАЛЬ

В.ДАЛЬ
Нигилизм­ «голое отрицание всего, логически
 Нигилизм­ «голое отрицание всего, логически
неоправданный скептицизм»
неоправданный скептицизм»
Толковый словарь русского языка
Толковый словарь русского языка

44

Страницы романа, посвященные прошлому Николая
Петровича и Павла Петровича Кирсановых, можно назвать
обобщенной биографией «отцов». Очевидно, что их жизнь
менялась в зависимости от внешних обстоятельств.
Павел Петрович и Николай Петрович Кирсановы.

ИСТОРИЯ ЖИЗНИ ПАВЛА
ИСТОРИЯ ЖИЗНИ ПАВЛА
ПЕТРОВИЧА
ПЕТРОВИЧА
С какой целью Аркадий рассказывает
 С какой целью Аркадий рассказывает
биографию дяди?
биографию дяди?
Как воспринимает ее Базаров?
 Как воспринимает ее Базаров?
Верна ли фраза Аркадия, что Павел
 Верна ли фраза Аркадия, что Павел
Петрович « скорее сожаления достоин, чем
Петрович « скорее сожаления достоин, чем
насмешки»?
насмешки»?
66

Возлюбленная Павла Петровича
уехала из России – он вышел в
отставку, узнал о ее смерти –
поселился в Марьино.
На первый взгляд Павел
Петрович не похож на своего брата.
Он умеет вести себя в обществе,
даже в деревне следит за своей
внешностью, однако на самом деле,
его жизнь лишена смысла. Описывая
героя после дуэли, И.С.Тургенев
замечает: «его красивая, исхудалая
голова лежала на подушке, как
голова мертвеца… Да он и был
мертвец».
Павел Петрович Кирсанов.
Судьба Павла
Петровича
в 7 главе

 С какой еще обитательницей дома
Кирсановых знакомит нас автор в 8 главе?
Как устроена комната Фенечки? Как к ней
относится Павел Петрович ? Как
познакомился Николай Петрович с
Фенечкой? Какую историю ее судьбы
рассказывает автор? Почему автор называет
кабинет Павла Петровича изящный?
 Почему в 9 главе Аркадий приходит к
мысли, что Базаров дурного мнения о
русских?

Идеологический конфликт между Базаровым и
Идеологический конфликт между Базаровым и
Глава 10.
Глава 10.
Кирсановыми. .
Кирсановыми
Основные линии спора:
Основные линии спора:
Об отношении к дворянству, аристократии и ее
 Об отношении к дворянству, аристократии и ее
принципам.
принципам.
О принципе деятельности нигилистов;
 О принципе деятельности нигилистов;
Об отношении к народу.
 Об отношении к народу.
О взглядах на искусство.
 О взглядах на искусство.
 О взглядах на природу.
О взглядах на природу.
99

Заполните таблицу: «Основные линии спора»
Заполните таблицу: «Основные линии спора»
Базаров
Базаров
Кирсановы
Кирсановы
1.Отношение к дворянству,
1.Отношение к дворянству,
аристократии.
аристократии.
2.Принцип деятельности
2.Принцип деятельности
Нигилистов.
Нигилистов.
3.Отношение к народу.
3.Отношение к народу.
4. Взгляды на искусство.
4. Взгляды на искусство.
Взгляды на природу.
Взгляды на природу.
1010

Анализ 11 главы
Анализ 11 главы
«Но не любить природу, музыку?»
«Но не любить природу, музыку?»
1111

 О чем размышляет, вспоминает Николай
Петрович, отправившись в сад?
 Почему старичкам вздохнулось легко, когда
уехали Аркадий и Базаров?
 Как в 12 главе выглядит ученик Базарова
Ситников? К кому тот советует сходить?
 В чем проявляется эмансипированность
женщины в образе Кукшиной? ( глава 13)

Кто он, герой 60­х годов XIX века?
Может быть, будущее
за Базаровым и его
учениками?

Последователи Базарова
Ситников ­ человек небольшого роста, в
славянофильской венгерке и чересчур элегантных
перчатках. Тревожное и тупое выражение
сказывалось в маленьких, впрочем, приятных
чертах его прилизанного лица; словно вдавленные
глаза глядели пристально и беспокойно, и
смеялся он беспокойно: каким­то коротким,
деревянным смехом.

Авдотья Кукшина
Интерьер
Комната, в которой они очутились, походила скорее на
рабочий кабинет, чем на гостиную. Бумаги, письма, толстые
нумера русских журналов, большею частью неразрезанные,
валялись по запыленным столам; везде белели разбросанные
окурки папирос.
Портрет
На кожаном диване полулежала дама, еще молодая, белокурая
несколько растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном,
платье. У нее были круглые глаза, между которыми сиротливо
краснел крошечный вздернутый носик. В маленькой и
невзрачной фигурке эманципированной женщины не было
ничего безобразного; но выражение ее лица было
неприятно. Она развязно вернула папироску своими
побуревшими от табаку пальцами.

Эмансипированная женщина
За первою бутылкой шампанского последовала
другая, третья и даже четвертая. Евдоксия
болтала без умолку; Ситников ей вторил. Много
толковали они о том, что такое брак ­
предрассудок или преступление, и какие родятся
люди ­ одинаковые или нет? и в чем собственно
состоит индивидуальность? Дело дошло, наконец,
до того, что Евдоксия, вся красная от выпитого
вина и стуча плоскими ногтями по клавишам
расстроенного фортепьяно, принялась петь сиплым
голосом…

 Какой во всей своей красе предстала
Одинцова на балу в 14 главе?
 Какое впечатление Одинцова произвела на
Аркадия? А как воспринял ее Базаров?
 Как в 15 главе при Одинцовой ощущает
себя Базаров? За что на себя рассердился?
Что узнаем о ее судьбе?
 А как выглядит усадьба и дом
Одинцовой( глава 16)?
 Какова тематика их разговоров?

Домашнее задание
Домашнее задание
Выпишите из романа цитаты,
 Выпишите из романа цитаты,
которые объясняют отношение
которые объясняют отношение
главных героев к любви и ее месту в
главных героев к любви и ее месту в
жизни человека.
жизни человека.
Расскажите об А. Одинцовой.
 Расскажите об А. Одинцовой.
1818

источник

Презентация по теме «Тургенев «Отцы и дети». Базаров и поколение отцов» подойдет для проведения интерактивного урока по русской литературе, а также для самостоятельной работы над этим литературным произведением.

  • «Преобразования необходимы».
  • Биография «отцов»
  • «Сильный человек» Базаров.
  • Идейный центр романа.
  • Спор Базарова и Павла Петровича. Кто такие нигилисты?
  • Базаров и родители.

Цель урока: рассмотреть сущность конфликта между главным героем романа Евгением Базаровым и поколением «отцов»

Основные задачи: дать характеристику участникам конфликта, проанализировать спор между Павлом Петровичем Кирсановым и Евгением Базаровым.

  • «Преобразования необходимы».
  • Биография «отцов»
  • «Сильный человек» Базаров.
  • Идейный центр романа.
  • Спор Базарова и Павла Петровича. Кто такие нигилисты?
  • Базаров и родители.

Рисуя путь Базарова и Аркадия Кирсанова в Марьино, И.С.Тургенев обращает внимание читателя на ужасающую нищету крестьянства накануне реформы: крошечные пруды с худыми плотинами, «деревеньки с низенькими избенками», «покорившиеся молотильные сарайчики».

Николай Петрович Кирсанов знает о новом законе и продает с «чужой» земли лес. «Готовятся» к реформе и крестьяне: они не проявляют былого трудолюбия, надеясь в скором будущем на легкую жизнь.

Описывая имение Кирсановых, И.С.Тургенев использует прием социального контраста: с одной стороны, господский дом отделан со вкусом, с другой стороны, крестьянские постройки вот-вот развалятся. То же самое мы видим в Никольском и Базаровке. И потому справедливым кажется вывод, к которому приходит Аркадий, оглядывая из кибитки родные места: «преобразования необходимы».

Страницы романа, посвященные прошлому Николая Петровича и Павла Петровича Кирсановых, можно назвать обобщенной биографией «отцов». Очевидно, что их жизнь менялась в зависимости от внешних обстоятельств.

Павел Петрович и Николай Петрович Кирсановы.

Возлюбленная Павла Петровича уехала из России – он вышел в отставку, узнал о ее смерти – поселился в Марьино.

На первый взгляд Павел Петрович не похож на своего брата. Он умеет вести себя в обществе, даже в деревне следит за своей внешностью, однако на самом деле, его жизнь лишена смысла. Описывая героя после дуэли, И.С.Тургенев замечает: «его красивая, исхудалая голова лежала на подушке, как голова мертвеца… Да он и был мертвец».

Николай Петрович сломал в детстве ногу – не пошел в армию, умерла жена – стал собираться за границу.

И.С.Тургенев писал о том, что ему близка личность и судьба Николая Петровича Кирсанова: «Николай Петрович – это я, Огарев и многие другие».Вместе с тем писатель признавал неспособность подобных людей на решительные поступки, поэтому он вывел на страницы романа представителя другого поколения и других взглядов.

Евгений Базаров – демократ по происхождению и убеждению. Он гордится своим дедом, который пахал землю, умеет общаться с простыми людьми и не боится никакой работы. «Базаров – сильный человек, — писал В.В.Набоков, — и перейди он тридцатилетний рубеж наверняка мог бы стать великим мыслителем, известным врачом или деятельным революционером».

Особые жизненные принципы делают невозможным существование Базарова с Николаем Петровичем и, особенно, с Павлом Петровичем Кирсановыми. Неопрятный вид и плебейские манеры университетского друга Аркадия с самого начала производят на Павла Петровича неприятное впечатление. Базаров, в свою очередь, с иронией смотрит на его отполированные ногти и щегольский костюм. Тайная неприязнь постепенно перерастает в открытый конфликт. Спор между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым становится идейным центром романа. Во время спора герои затрагивают несколько важных проблем.

Павел Петрович видит в аристократии основную общественную силу. Её представители, утверждает он, обладают исключительным чувством собственного достоинства. Базаров с ним не согласен. По его мнению, аристократы ничего не делают и, следовательно, не приносят никакой пользы обществу.

Павел Петрович считает, что нигилист это человек, который ничего не уважает и у которого нет никаких принципов. Базаров доказывает, что нигилист действует обдуманно: главный принцип его деятельности – общественная польза. Более точное определение нигилиста дает Аркадий: нигилист – это человек, который ко всему относится с критической точки зрения.

  • По мнению Павла Петровича, русский народ патриархален и религиозен; его главным завоеванием является крестьянская община, поэтому все нововведения принесут ему только вред.
  • Базаров считает, что русский народ нельзя не презирать, но ратует за скорейшие изменения в его судьбе.
  • Базаров отрицает искусство, утверждает, что «природа не храм, а мастерская и человек в ней работник»; считает любовь физической болью.
  • Павел Петрович придерживается традиционных взглядов: искусство для него – это творческая деятельность, природа – объект созерцания, а любовь – смысл жизни.

Родители Базарова хорошие люди. Они готовы исполнить любое желание сына. Тем не менее, герой чувствует себя дома неловко. На примере семьи Базаровых И.С.Тургенев показывает конфликт поколений на сломе эпох: между родителями и сыном есть любовь, уважение, но нет взаимопонимания.

В романе И.С.Тургенева нашли отражение реальные события, происходившие в русском обществе в конце 50-х – начале 60-х годов XIX века: идейная борьба дворян-либералов и революционных демократов-разночинцев накануне крестьянской реформы.

Вместе с тем, как справедливо пишет критик Н.Н.Страхов, И.С.Тургенев в своем романе «имел гордую цель во временном указать на вечное». Конфликт «отцов» и «детей» здесь имеет не только историческую, но и общечеловеческую основу: речь идет о проблемах взаимоотношений детей и родителей в семье.

источник

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Отцы и дети». Вечные темы в романе. И.С.Тургенев

Цель: формирование личностного отношения к проблемам романа, дать нравственную оценку духовной и физической деятельности Базарова, его отношению к людям, миру.

Эпиграфы к диспуту: “Нынешняя молодёжь привыкла к роскоши. Она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителя”. Сократ (470-399гг. до н.э.)

“Как грубо ошибаются многие, даже лучшие из отцов, которые почитают необходимым разделять себя с детьми строгостью, суровостью, недоступной важностью! Они думают этим возбудить к себе уважение, и в самом деле возбуждают его, но уважение холодное, боязливое, трепетное, и тем отвращают от себя их и невольно приучают к скрытости и лживости.” В.Г.Белинский

Диспут — (от латинского глагола disputare «рассуждать, спорить») — публичный спор на научную или общественно важную тему.

Правила проведения диспута Диспут – это мирный спор. Критикуй не человека, а идею. Выслушивай мнение собеседника до конца. Отстаивай свое мнение, говоря ясно, четко, аргументировано. Изменяй свое мнение, если оно оказалось ошибочным, под воздействием убедительных фактов и аргументов.

Вопросы для обсуждения: 1. Актуален сегодня роман И. Тургенева “Отцы и дети”? Почему? 2. Проблема «отцов» и «детей» в зеркале двух столетий. «Кто нам милей – отцы иль дети?». По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети». Конфликт «отцов» и «детей». 3. Женщины в жизни мужчины. Любовь в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». Ваше отношение к любви. 4. Кто ты, Е.Базаров? Ваше мнение о Евгении Базарове. В чём прав и в чём не прав Базаров? Как решается эта проблема в наше время? 5. Смерть. Зачем И.Тургенев убивает Е.Базарова?

1. Как по-вашему, актуален сегодня роман И. Тургенева “Отцы и дети”? Почему? Современный исследователь Ю. В. Лебедев пишет, что «Отцы и дети» — это не только роман, знакомящий читателя с общественной жизнью 60-х годов ХIХ века. Это и роман о необходимости любви — любви сыновней и отцовской, любви человека к своему народу». Чем вы можете подтвердить или опровергнуть это мнение?

Д. Писарев Роман «Отцы и дети» не ответ, а вопрос к новому поколению: кто вы? какие вы? Действительно, писатель настойчиво пытается понять: кто они, эти «новые люди». От этого романа идут пути ко всем написанным романам и повестям о «новых людях». Как Вы понимаете высказывание критика, Д.Писарева?

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» обозначает «вечные» проблемы ответственности человека перед Родиной и народом, смысле и цели жизни, добра и зла, верности слову, доброты, чуткости, чести, достоинства.

2. Проблема «отцов» и «детей» в зеркале двух столетий. «Кто нам милей – отцы иль дети?». По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети». Конфликт «отцов» и «детей».

Читайте также:  Проверка щитовидной железы у детей анализы

Конфли́кт (лат. conflictus — столкнувшийся) — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны.

Тренинг “Семейные трудности.” В течение 2 минут необходимо перечислить основные затруднения, с которыми сталкиваются родители и дети. В число этих затруднений можно включать все, что, на ваш взгляд, мешает нормальной семейной жизни. Перечень семейных затруднений записываете в столбик. Справа нужно оставить немного места для того, чтобы с каждым “затруднением” можно было поставить балл от 1 до 10, по степени значимости, по вашему мнению.

В результате этого упражнения мы очертили круг проблем, из-за которых нарушается мир в нашей семье. — Как вы думаете, как решать эти проблемы? — Можно ли решить проблему поколений? — Какие вопросы сложно решать детям и родителям? Почему? — Какова роль семьи в развитии и воспитании ребенка?

Особенности романа «Отцы и дети» В основе острый социальный конфликт разночинца, «нового человека» с миром либеральных помещиков. Автор противопоставляет два поколения – «отцов» и «детей» — социально-психологический роман.

Либералы Либералы — представители идейного и общественно-политического течения, объединяющего сторонников представительного правления и свободы личности, а в экономике — свободы предпринимательства. Либерализм зародился в Западной Европе в эпоху борьбы противабсолютизма и господства Католическо церкви (16- 18 вв.). Основа идеологии была заложена в период европейского Просвещения (Дж. Локк, Ш. Монтескьё, Вольтер). Либералы — (от лат. liberalis касающийся свободы, свободный) в первоначальном значении свободомыслящие, вольнодумцы; иногда люди, склонные к излишней снисходительности.

2. Проблема «отцов» и «детей» в зеркале двух столетий. «Кто нам милей – отцы иль дети?». По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети». Конфликт «отцов» и «детей».

Кирсановы Павел Петрович Аристократизм Изысканность вкусов Стремление к франтовству Желчность характера Архаичность и бессмысленность аристократизма Преувеличенное внимание к одежде Николай Петрович Демократичность Доброта Робость Стремление не отстать от века

Евгений Базаров – представитель молодого поколения, нигилист. Базаров –человек дела. Ему чужды условности и аристократический этикет. Он отрицает все авторитеты как и полезность искусства. Его подход к природе : «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

Спор Кирсановых с Базаровым Споры этих персонажей раскрывают основную мысль романа и передают вечное движение общества к прогрессу. Темы споров: О роли дворянства О нигилизме О взглядах на русский народ Об отношении к искусству и природе

Дуэль Павла Петровича Кирсанова с Базаровым Автор изобразил дуэль сатирически, подчеркнув ее нелепость. Смешно полагать, что можно силой заставить молодое поколение думать так же, как «отцы». В финале погибают оба: Базаров физически, Павел Петрович духовно.

«Все противоположно в этих людях…» Описание внешности Базарова и П.П.Кирсанова построено по принципу контраста: франт, следивший за своим костюмом, и Базаров, одетый в «длинный балахон с кистями» Прическа. Манера вести себя, держаться, говорить. Через небольшие реалистические детали, портрет героев автор показывает, как между Павлом Петровичем и Базаровым возникает острая неприязнь с первого знакомства.

3. Женщины в жизни мужчины. Любовь в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». Ваше отношение к любви.

«Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь» (И.С. Тургенев)

Любовные линии в романе «Отцы и дети»: Базаров Одинцова; Николай Петрович Фенечка; Павел Петрович Княгиня Р.; Аркадий Катя

Базаров — Одинцова Любовь — страсть

Базаров и Одинцова. Испытание любовью. Одинцова – умный и необычный для Базарова оппонент. Базаров оценил ум и силу характера этой женщины. Но ее цель – комфорт и покой, которые Базаров может легко разрушить. В отношениях с Анной Сергеевной раскрывается в Базарове умение любить. Герой проявляет цельность своей натуры, силу воли и чувство собственного достоинства. Тургенев показал, что герой успел прикоснуться к абсолютным ценностям человеческого бытия, но писатель не верил в возможность гармонического соединения в новых людях романтики и гражданского духа.

Павел Петрович и княгиня Р. – любовь-наваждение. Аркадий и Катя – земная любовь. Николай Петрович и Фенечка – любовь-семья (естественность и простота).

Мужские образы в романе Любовь сломала Павла Петровича. Любовь Николая Петровича к Фенечке, как свеча, пламя которой горит ровно и спокойно. Все лучшие стороны Аркадия раскрывают отношения с Катей.

Художественное своеобразие романа «Отцы и дети» В романе социальная заостренность сочетается с глубоким психологизмом, мастерством создания человеческих характеров. Тургенев был сторонником «тайной психологии», считая, что художник не должен передавать подробно движения души своих героев, и делал это средствами «внешнего обнаружения психологии»: с помощью диалога, портрета, пейзажа, реалистических деталей в описании обстановки и поведения героев.

4. Кто ты, Е.Базаров? Ваше мнение о Евгении Базарове. В чём прав и в чём не прав Базаров? Как решается эта проблема в наше время?

Евгений Базаров – главный герой романа «Отцы и дети».

Прототипы. Происхождение героя.. Базаров — собирательный образ. Прототипы: Добролюбов, Писарев, Чернышевский, Белинский… Базаров- разночинец- демократ ( сын дворянки и полкового лекаря), студент — медик, естественник.

Личностные качества, взгляды Самостоятельность. Широкая образованность. Материалистические взгляд на природу; атеизм. Нигилистическое отношение к искусству; любви, природе. Насмешливо- негативные отношение к дворянству. Гордость. Цинизм .

«Новый человек» в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» Умный, самобытный и незаурядный человек, Базаров увлечен естественными науками. Его политические взгляды сводятся к резкой критике существующего положения в стране: «исправьте общество, и болезней не будет». Созидание не считает целью: «Сначала нужно место расчистить». Этому посвятил всю свою жизнь. Красоту, эстетическое наслаждение отрицает начисто.

Образ главного героя Базаров противопоставлен всем действующим лицам. Он человек иной среды, и это проявляется в его взглядах, словах, во взаимоотношениях с другом, любимой, родителями. Перед нами человек дела, труда, не считающий нужным соблюдать правила «хорошего тона», столь существенные в дворянском быту.

Детали, создающие образ Базарова Красная, обнаженная рука. Свое имя он произносит, как человек из народа: «Евгений Васильевич», тогда как Николай Петрович его называет «Любезнейший Евгений Васильевич». Создавая портретную зарисовку, Тургенев обращает внимание на выражение глаз: если у Павла Петровича они «особенно хороши», то у Базарова «большие, зеленоватые глаза выражали самоуверенность и ум».

«…Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью, если он его не полюбит, повторяю я, — я виноват и не достиг своей цели» И.С.Тургенев

5. Смерть. Зачем И.Тургенев убивает Е.Базарова?

«Я хотел сделать из него лицо трагическое…» И.С.Тургенев «… мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и все-таки, обреченная на гибель.» И.С.Тургенев

« умереть так, как умер Базаров, — все равно, что сделать великий подвиг». Д.И.Писарев «Базаров не изменят себе: приближение смерти не перерождает его; напротив, он становится естественнее, человечнее, непринужденнее, чем он был в полном здоровье.» Д.И.Писарев

Отношение Тургенева к Базарову Образ Базарова открывает галерею «новых людей» в русской литературе. Смерть героя показывает, что появление такой фигуры, как Базаров, на арене социально-политической борьбы преждевременно. Симпатизирует герою, признаёт его силу, незаурядность, но считает воззрения своего героя нелепыми, показывает абсурдность его убеждений.

Вывод: Разрыв связи отцов и детей ведет к неизбежным утратам, ошибкам, трагедии, связь поколений вечна как в природе, так и в обществе.

Рефлексия -Сегодня я понял, что.. -Сегодня я имел возможность… -Сегодня мне было трудно, потому что.. -Сегодня я взял для себя…

Да будет ночь, звезда, свеча И переполненность неспетым; Рука да будет горяча, Да будет утро, но с рассветом. Да будет солнце сквозь листву, Да будет дождь, летящий косо, Да будет мир, и знак вопроса В конце строки: Зачем живу?

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник

Презентацию на тему Тургенев «Отцы и дети» можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет презентации : Литература. Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию — нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 26 слайдов.

Урок литературы в 10 классе по произведению И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Учитель русского языка и литературы – Воронков А. М. Сохновка, 2010

Родители в жизни человека

«Слушайте! У кого есть мама, Приезжайте к ней без телеграмм!»

Цель урока: определить отношение Евгения Базарова к своим родителям.

Как вы понимаете смысл данного выражения?

«Семья как основа нравственного благополучия в смутное время».

Нравственное благополучие семьи

Духовное родство: Общие интересы; Общие взгляды; Общая деятельность.

Душевные качества: Искреннее дружелюбие; Любовь; Уважение.

находятся во взаимодействии

Замысел романа «Отцы и дети» возник у И.С.Тургенева в 1860 году в Англии во время летнего отдыха на острове Уайт. Работа над произведением продолжилась и в следующем году в Париже. Фигура главного героя настолько увлекла И.С.Тургенева, что он некоторое время вел от его лица дневник.

В мае 1861 года писатель вернулся домой в Спасское-Лутовиново. К августу 1861 года роман был в основном завершен, а в феврале 1862 года опубликован в очередном номере журнала «Русский вестник».

В романе «Отцы и дети» нашел отражение исторический процесс смены поколений. 40-е годы XIX века в России были временем либерально настроенных дворян. Они с уважением относились к науке и искусству, сочувствовали русскому народу и верили в естественный прогресс. Позже их стали называть «идеалистами», «романтиками». В 50 – 60-е годы на общественной арене появились разночинцы. Это были образованные люди недворянского происхождения, которые не признавали сословных различий и своим трудом пробивали дорогу в жизнь. Они категорически не принимали всего того, что было связано с дворянским аристократизмом.

Главные герои романа Евгений Васильевич Базаров

Аркадий Николаевич Кирсанов

Николай Петрович Кирсанов

Екатерина Сергеевна Одинцова

Композиция романа «Отцы и дети» – моноцентрическая: в центре находится главный герой, а все «формальные» элементы произведения направлены на раскрытие его характера. Во время своих «странствий» Базаров дважды посещает одни и те же места: Марьино, Никольское, Базарову. Таким образом, мы сначала знакомимся с героем, а затем становимся свидетелем того, как под влиянием обстоятельств (дуэль с Павлом Петровичем Кирсановым, ссора с Аркадием, любовь к Анне Сергеевне Одинцовой и т.д.) меняются его взгляды и убеждения.

Марьино (усадьба Кирсановых)

Родители Базарова (небольшой домик мелкопоместных дворян)

Никольское (имение Одинцовой)

«Отцы и дети» – роман в жанровом отношении многоплановый. Наличие семейно-битовой темы позволяет назвать его семейным, использование в качестве замысла общественно-исторического конфликта – социальным, глубокое исследование человеческих характеров – психологическим, а освещение философских проблем – философским. Чаще всего, учитывая степень разработанности указанных аспектов, жанр «Отцы и дети» определяют как

Самостоятельная работа учащихся в группах

1 группа. Найдите описание Василия Ивановича Базарова в 20 главе.

2 группа. Как описывает Тургенев Арину Власьевну Базарову?

Презабавный, хороший, старик, батька ничего, был и в сите, и в решете, бедняга, старикашка, добрейший, чудак, много болтает, не имеет предрассудков и т.д.

Сердобольная, прекрасная женщина, она без хитростей и т.д.

Василий Перов. Старики-родители на могиле сына. 1874. Холст, масло. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России…

Овцы, которые «безвозбранно бродят по могилам…»

Деревья – это символ жизни, а листья – символ знаний.

Поклонись до земли своей матери И отцу до земли поклонись. Мы пред ними в долгу неоплаченном – Помни свято об этом всю жизнь. М. Рябинин.

источник

Открытый урок литературы с использованием информационных технологий по теме «Любовь в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»»

Творческое название урока: “За невлюблёнными людьми любовь идёт, как привиденье” (Ю. Мориц)

Тип урока — урок усвоения новых знаний (изучение художественного произведения).

Оборудование – компьютер, мультимедиапроектор, слайд-презентация (как сопровождение урока), дидактический материал в виде карточек.

Цели урока:

  • раскрыть суть отношений героев романа “Отцы и дети”;
  • понять, для чего автор испытывает героев любовью к женщине.
Читайте также:  Профосмотры и анализы у детей

Дидактические:

  • продолжить формирование умений анализировать художественный текст; аргументировано доказывать собственное суждение;
  • проверить степень сформированности навыков глубокого прочтения художественного произведения;
  • показать неоднозначность и сложность авторского замысла образов Базарова;
  • обозначить злободневность произведения.

Развивающие:

  • развивать творческую речевую деятельность учащихся через выражение своего представления о героях произведения;
  • совершенствовать умения анализировать, доказывать, сравнивать, формулировать обобщенные выводы;
  • расширить круг ассоциаций;
  • развивать эмоциональную восприимчивость.

Воспитательные:

  • воспитывать трепетное отношение к женщине, к любви;
  • показать вневременные рамки классического художественного произведения;
  • воспитывать художественный вкус;
  • воспитывать альтруистические ценности.

Сегодня на уроке мы продолжаем изучение и анализ романа И.С. Тургенева “Отцы и дети” (слайд №1)

А вот тему урока вы сформулируете сами, если, прослушав высказывание автора романа, догадаетесь, что он имел в виду:

Это сильнее смерти и страха смерти. Только этим держится и движется жизнь” (И.С. Тургенев).

Правильно, ребята, это – любовь. Тема нашего сегодняшнего урока — Любовь в романе “Отцы и дети”. А назовём мы его выразительной строкой Мориц “За невлюблёнными людьми любовь идёт, как привиденье” (название темы взято из “Методических советов по литературе под ред. Коровина, 10 класс”, М.,) Записываем (слайд №2). Эпиграфом к уроку станут слова самого Тургенева:

“Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь” (И.С. Тургенев) (слайд №3).

Сегодня на уроке мы должны раскрыть суть отношений героев, понять, для чего автор испытывает героев любовью к женщине (слайд №4).

Но прежде чем начать разговор о любви в романе, проверим, насколько внимательно вы его прочитали. Вам выданы листочки, на них укажите свои имя и фамилию. Напишем цифровой диктант. Если утверждение верно, вы ставите цифру “1”, если нет – “0”. Слушайте внимательно (слайды № 5-9).

  1. Действие романа начинается в 1859 году. 1
  2. Николай Петрович Кирсанов не занимался в своём поместье преобразованиями. 0
  3. Евгений Васильевич Базаров с первого взгляда не понравился дяде Аркадия Кирсанова. 1
  4. Поводом к началу схватки между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым послужила неодобрительная реплика Базарова об одном из соседних помещиков. 0
  5. Сводного брата Аркадия звали Митей. 1
  6. Евдоксия Кукшина и её взгляды на жизнь были интересны Евгению Базарову, т.к. в ней он видел единомышленницу. 0
  7. Знакомство Евгения Базарова с Анной Сергеевной Одинцовой произошло на балу у губернатора. 1
  8. Чувства Евгения Базарова, напор его страсти испугали Одинцову. 1
  9. Дуэль с Павлом Петровичем состоялась в первый приезд Евгения Базарова в Марьино. 0
  10. В эпилоге романа Анна Сергеевна вышла замуж по любви за одного из будущих русских деятелей. 0

(по книге Т.М. Фадеевой “Дидактические материалы по литературе. 10 класс. М., 2007)

Изучение новой темы мне бы хотелось начать с высказывания самого Тургенева о сущности любви: “Любовь – вовсе даже не чувство; она – болезнь, известное состояние души и тела; она не развивается постепенно; в ней нельзя сомневаться, с ней нельзя хитрить; обыкновенно она овладевает человеком без спроса, против его воли – ни дать ни взять холера или лихорадка. В любви одно лицо – раб, а другое – властелин”. (Полное собрание сочинений и писем И.С. Тургенева: В 28 т.; т. 6 – М.;Л. 1960-1968)

Согласны ли вы, ребята, с Тургеневым?

В любом тургеневском романе герои проведены через любовь к женщине, через самое личное из всех человеческих чувств. Тургенев делал это не только для полноты и многогранности образа. В его романах любовь является одним из основных моментов раскрытия характера героя.

В романе “Отцы и дети” четыре любовных сюжета, 4 взгляда на эту проблему. Назовите, пожалуйста, эти любовные линии:

  1. Базаров и Одинцова.
  2. Павел Петрович и княгиня Р.
  3. Аркадий и Катя.
  4. Николай Петрович и Фенечка (слайд № 10).

Прежде всего, нам нужно выяснить, какие отношения сложились у Базарова и Одинцовой и почему?

Давайте охарактеризуем отношение Базарова к женщине, опираясь на текст романа. Ребята приводят цитаты:

“Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви…, этакой человек не мужчина, не самец”;

“И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи знаем, какие это отношения”.

“Свободно мыслят между женщинами только уроды”.

У Базарова вульгарный, упрощенный подход к любви и женщине. Эти рассуждения окажутся просто теорией. Жизнь диктует свои правила. На наш взгляд, Базаров верно рассуждает о том, что нельзя ставить свою жизнь только на карту женской любви, а тем более нельзя раскисать от неудачи и превращаться в ни на что не способного человека.

Несмотря на это, в жизни Базарова произойдет встреча, которая опровергнет эти его теоретические рассуждения. Что это встреча? Кто эта женщина?

Эта женщина – Анна Сергеевна Одинцова. Каковы ваши первые впечатления об Анне Сергеевне Одинцовой?

Впервые она появляется на балу у губернатора. Аркадию она представляется в каком-то царственном ореоле. Действительно, она необыкновенно хороша собой. Главное, во всём её облике и поведении присутствовало глубокое спокойствие. В результате возникшая цепочка характеристик Анны Сергеевны – спокойна, вежливо участлива, снисходительна, холодна, строга – закономерно подводит читателя к мысли о возможном её равнодушии по отношению ко всему происходящему вокруг неё (глава 14).

Расскажите об Одинцовой, о её прошлом.

Мать Анны Сергеевны умерла рано. Отец её – Сергей Николаевич Локтев – проигрался и вынужден был поселиться в деревне. Через некоторое время скончался и он, оставив своим дочерям крошечное наследство. Анна Сергеевна, чтобы суметь прожить в деревне, выписала к себе тётушку.

Однажды Анну увидел очень богатый человек 46 лет – Одинцов. Он предложил ей свою руку, она дала согласие. Через 6 лет он скончался, оставив всё наследство супруге.

Как ведёт себя Базаров, впервые увидев Анну Сергеевну, и меняется ли его отношение к ней?

Цинично, как положено естествоиспытателю: “Это что за фигура? На остальных баб не похожа”. Но оказываясь рядом с Одинцовой, Евгений начинает конфузиться.

Ребята, перед вами слова, показывающие изменения в Базарове. Эти слова нужно распределить в той последовательности, в которой происходили изменения в герое.

Цинизм – любопытство – конфуз – досада – испуг – преувеличенная развязность – стремление понравиться – смущение (покраснение) – интерес – мучительное чувство.

Таким образом, Базаров незаметно меняется. Постепенно исчезает цинизм, появляется смущение, перерастающее в мучительное чувство.

Опираясь на текст, докажите, что Базаров испытывает страшные душевные муки. Какие его действия, слова указывают на это. Слайд №11.

“Чувство, которое его мучило и бесило и от которого он тотчас отказался бы с презрительным хохотом и цинической бранью, если бы кто-нибудь хотя отдаленно намекнул ему на возможность того, что в нём происходило”.

“Сердце у него действительно так и рвалось”.

“Базаров, часа два спустя, вернулся к себе в спальню с мокрыми от росы сапогами, взъерошенный и угрюмый”.

Очень не легко давалось Евгению Базарову чувство к Одинцовой! В нём начнёт происходить что-то не базаровское: “что-то другое в него вселилось… чего он никак не допускал”.

Как вы думаете, почему Базарову так мучительно даётся признание в любви?

Принципы Базарова не выдерживают испытания жизнью. Происходит внутреннее столкновение идеи и неподвластного разуму чувства любви. Это приводит к конфликту с самим собой.

А как вы объясните поведение Одинцовой, которая сама подтолкнула Базарова на объяснение и сама же не приняла его любви, прикрывшись непониманием?

Зачитывается сцена объяснения (глава XVI).

С самого начала между Базаровым и Одинцовой немного общего: она – герцогиня, он – лекарь; она – холодная и безмятежная, он – неравнодушный и страстный. Анна Сергеевна была любопытна в отношениях с Базаровым: ей хотелось и его испытать, и себя изведать. Но в итоге Одинцова испугалась. Основа её жизни – спокойствие.

Испытание любовью становится для героя рубежным. Только любовь-страсть обнаруживает в нём глубокого, значительного, необыкновенно мощного в эмоциональном переживании человека, самосгорающего в своём чувстве и при этом становящегося ещё более сильным. Сколько страдания испытывает Базаров при своём последнем визите к Одинцовой! По-прежнему затаённо-трепетно любящий Анну Сергеевну, он вместе с тем понимает, что её прощальным порывом движет жалость к нему. И потому он как бы поднимается над своим же чувством, чтобы иметь силы произнести: “Человек я бедный, но милостыни ещё до сих пор не принимал. Прощайте-с и будьте здоровы”.

На следующем этапе урока работа будет идти в группах (3 группы). Представление групп:

1 группа — знатоки истории любви Николая Петровича и Фенечки;

2 группа – знатоки истории любви Павла Петровича и княгини Р.;

3 группа – знатоки истории любви Аркадия и Кати.

Первое задание для групп. Расскажите об истории любви своих героев.

Один представитель от группы рассказывает, остальные добавляют.

Второе задание. В своём романе Тургенев изобразил разные виды любви. Подумайте, какое название любви вы дадите для того, чтобы раскрыть суть отношений героев.

Николай Петрович и Фенечка – любовь-семья (естественность и простота).

Павел Петрович и княгиня Р. – любовь-наваждение.

Аркадий и Катя – земная любовь. Слайд №12.

Третье задание. Валентин Александрович Недзвецкий, профессор МГУ им. Ломоносова, пишет: “Что касается художественного мира Тургенева, то он вообще отмечен значительным феминоцентризмом” (Недзвецкий В.А. Женские характеры в творчестве И.С. Тургенева // Литература в школе, № 6, 2007).

Феминоцентризм обусловлен актуальностью проблемы гармонических отношений обоих полов между собою, тургеневским пониманием счастья как прежде всего счастья вечной любви, а также важнейшей ролью, которую играет тургеневская героиня в испытании-раскрытии героя. Слайд № 13.

Таким образом, профессор подчёркивает важную роль женщин в произведениях Тургенева. Я приготовила для вас разные иллюстрации, на которых изображены героини “Отцов и детей” (слайд № 14). Ваша задача – найти среди них “вашу” героиню, подобрать из литературного произведения цитаты-аргументы.

Иллюстрация №1 – Катя Локтева;

Четвёртое задание. Ребята, а как вы считаете, с какой целью Тургенев вводит эти женские образы в роман “Отцы и дети”.

Правильно, для того, чтобы испытать героя, а также раскрыть его характер. Что мы узнаем о героях-мужчинах, об их характере, анализируя их любовные истории?

Любовь сломала Павла Петровича. Он уже не мог жить по-прежнему после смерти княгини Р. Из истории любви Павла Петровича Кирсанова к княгине Р. мы можем многое понять: например, почему Павел Петрович так замкнут, почему он избрал именно такую манеру поведения.

Влияние на него княгини Р. прослеживается через весь роман. Вспомним значение имени “Елена” – это свет, блеск. А Фенечка, Федосья – это Божья благодать, тот же свет Божий. Другими словами, в Фенечке Павел Петрович видит как бы отражение своей Нелли, но уже в высшей, духовной степени, вследствие чего он потом влюбляется в Фенечку.

Так же, с помощью истории княгини Р., Иван Сергеевич Тургенев сближает своих героев: несчастная любовь Базарова к Одинцовой, по сути дела, есть повторение любви Павла Петровича Кирсанова к княгине Р.

Кроме всего этого, автор показывает читателю то, перед чем бессильны его герой и героиня. А бессильны они перед высшими силами, перед Богом.

В отношении с Фенечкой Н.П. робок, добр, как и в жизни. Для него важнее всего семья, сын. Его любовь, как свеча, пламя которой горит ровно и спокойно.

Аркадий меняется, “возвращается” к себе истинному под влиянием Кати. Нигилизм для него – наносное. Он любит музыку, природу, романтик в душе. Все лучшие стороны его раскрывают отношения с Катей (Слайд № 15).

Итак, ребята, сегодня на уроке мы рассмотрели с вами любовные отношения основных героев романа “Отцы и дети”.

Для закрепления материала предлагаю сыграть вам в игру “Угадай-ка”. На доске разноцветные сердечки(из цветного картона), сзади которых находятся вопросы, оцененные от 1 до 5 баллов в зависимости от их сложности. Работа продолжается в группах. Выбор сердечка группы делают по очереди. Ответив полностью на вопрос, они получают то количество баллов, которое присвоено этому сердечку. Если ребята этой группы затрудняются ответить, право ответа переходить к другим группам. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, оказывается победителем.

[Этот соревновательный этап урока всегда проходит очень оживленно, вызывая положительные эмоции у учащихся].

Розовое сердце – 5 баллов; В чём сходство и в чём отличие отношения к любви Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова?

Голубое сердце – 1 балл; Что стало формальным поводом к дуэли Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова?

Зелёное сердце – 5 баллов; Какой момент в духовной биографии Базарова можно назвать переломным и почему?

Золотое сердце – 3 балла; Кто из героев романа вызвал большую симпатию? Чья любовная история Вам ближе всего?

Красное сердце – 5 баллов; Сопоставьте любовь братьев Кирсановых. Что общего и в чём разница в их чувствах?

Жёлтое сердце – 2 балла; Кто из героинь романа мечтает о семейном счастье?

Д/з: Написать сочинение-миниатюру (на выбор):

  1. письмо Одинцовой от Базарова;
  2. письмо Кате от Аркадия;
  3. письмо княгине Р. От Павла Петровича;
  4. письмо Фенечке от Николая Петровича.

Подведение итогов, выставление оценок (слайд № 16).

Библиография:

  1. Полное собрание сочинений и писем И.С. Тургенева: В 28 т.; т. 6 – М.;Л. 1960-1968
  2. Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе. 10 класс, М., 2005
  3. Медынцева Г. По страницам любовной летописи Тургенева // Русский язык и литература для школьников, № 5, 2007
  4. Методические советы по литературе под ред. Коровина, 10 класс, М., 2002
  5. Недзвецкий В.А. Женские характеры в творчестве И.С. Тургенева // Литература в школе, № 6, 2007
  6. Фадеева Т.М. “Дидактические материалы по литературе. 10 класс. М., 2007

источник