Меню Рубрики

Презентация по звуковому анализу для детей

Формирование навыков звукового анализа и синтеза МКДОУ «Детский сад 11 комбинированного вида» г.Далматово Подготовила учитель-логопед Засыпкина Н.Н. 2015. — презентация

Презентация была опубликована 3 года назад пользователемМарина Бутенева

Презентация на тему: » Формирование навыков звукового анализа и синтеза МКДОУ «Детский сад 11 комбинированного вида» г.Далматово Подготовила учитель-логопед Засыпкина Н.Н. 2015.» — Транскрипт:

1 Формирование навыков звукового анализа и синтеза МКДОУ «Детский сад 11 комбинированного вида» г.Далматово Подготовила учитель-логопед Засыпкина Н.Н г

2 I этап Развитие фонематического слуха: — узнавание и различение неречевых звуков — узнавание и различение речевых звуков

3 II этап 1. Развитие фонематического восприятия, как подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения. 2. Обучение детей звуковому анализу и синтезу.

4 ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ – это особый вид человеческого слуха, позволяющий различать фонемы (звуки) родного языка. ЭТА СПОСОБНОСТЬ ВРОЖДЕННАЯ!

5 ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ: 1. Способность слышать звук в слове. 2. Способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности. 3. Способность различать похожие по звучанию, но разные по значению слова.

6 Помоги Тане добраться до дома. Выбирай только те картинки, в названиях которых есть звуки т, ть.

8 ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ: 1. Умение определить первый /последний/ звук в слове. 2. Умение определить место звука в слове (начало, середина, конец). 3. Умение определить линейную последовательность звуков в слове. 4. Умение определить количество звуков в слове. ЭТА СПОСОБНОСТЬ ПРИОБРЕТЕННАЯ!

10 1. Назови всё, что нарисовано на картинке. 2. На какой звук заканчивается каждое слово? 3. Какой предмет лишний во втором ряду?

11 ГДЕ СПРЯТАЛСЯ ЗВУК [к] В СЛОВЕ?

12 Выделять последовательность звуков нужно при помощи неоднократного произнесения слова с последовательным интонированным выделением каждого звука. РРРРРАК РАААААК РАККККК Определение последовательности звуков в слове

13 Выбери картинку, в названии которой 5 звуков.

14 Под звуковым анализом слова понимается определение порядка следования звуков в слове, установление различительной роли звука, основных качественных характеристик звука. Анализ – деление целого на части (слово,слог). Звуковой анализ – деление слова на звуки. Синтез – соединение частей в целое.

15 Пособие для детей «Звуковичок»

16 Знакомство с гласными звуками Гласные звуки а о у ы и э При произнесении гласных нам ничто не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык. Воздух проходит свободно, не встречая преград.

18 Дети находят гласные звуки в словах с использованием схемы.

19 Синтез односложных слов состоящих из трёх звуков.

20 ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ Кто из детей произносит АУ, а кто УА? АУ! УА!

21 Знакомство с согласными звуками Звуки, при образовании которых воздух не проходит свободно, встречает препятствия, называются согласными. Твердый согласный звук обозначается синей фишкой. Мягкий согласный звук обозначается зеленой фишкой.

22 Согласные звуки могут звонкими и глухими

23 Дети находят согласные звуки в словах с использованием схемы.

24 Реально представить слово дает возможность картинка-схема его звукового состава. На ней помещается рисунок-предмет, под которой ряд клеточек, которые последовательно заполняются фишками (цветными). Количество клеточек соответствует количеству звуков в слове. Представление слова в виде модели

26 Закрепление навыка звукового анализа слов

27 1. Выполните звуковой анализ слова ЖУК 2. Измените схему так, чтобы получилось слово ЖУКИ Измени схему

28 3. Выполните звуковой анализ слова МЫШКА 4. Измените схему так, чтобы получилось слово МИШКА

30 ПРИ ЧТЕНИИ ТИПИЧНЫ ОШИБКИ: 1. Трудности слияния звуков в слоги и слова. 2. Взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков (свистящих — шипящих, твёрдых — мягких, звонких – глухих). 3. Побуквенное чтение. 4. Искажение слоговой структуры слов. 5. Слишком медленный темп чтения. 6. Нарушения понимания прочитанного.

31 К НЕДОСТАТКАМ ПИСЬМА ОТНОСЯТСЯ: замены букв, пропуски гласных; пропуски согласных в их стечении; слияние слов на письме; раздельное написание частей одного слова; пропуски, перестановки слогов; орфографические ошибки.

источник

АННА Брудер
Презентация «Звуковой анализ слов»

«ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?»

Цель: Успешное формирование у детей навыков выполнения звукового анализа.

Способствовать формированию необходимых знаний о выполнении звукового анализа, приёмах работы в семье.

Создать условия для привлечения родителей к активному участию в закреплении ребёнком полученных знаний, речевых умений.

Содействовать формированию адекватной родительской оценки детских возможностей.

Помочь родителям через «включённое» наблюдение увидеть процесс речевого развития собственного ребёнка, оценить его достижения, учебные и коммуникативные навыки, выявить затруднения.

Заинтересовать родителей в оказании своему ребёнку посильную помощь в проведении специальных игровых упражнений.

КАК ВЫПОЛНЯТЬ С РЕБЕНКОМ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?

В начале обучения грамоте для ознакомления со звуками используются фишки.

1) ребёнок должен познакомиться с понятиями «гласный звук» красный цвет, «согласный твёрдый» синий цвет, «согласный мягкий» зелёный цвет.

2) дети должны знать понятия «начало», «конец», «середина», «первый», «последний», «второй».

3) После того когда ребёнок научится определять первый звук, последний и середину, можно определять звуки по порядку.

Звуковая схема слова – это последовательность квадратиков – символов, выложенных в том порядке, что и звуки в слове.

Конспект занятия «Супернубы спешат на помощь. Звуковой анализ слов» «Супернубы спешат на помощь» Задачи: Образовательные Стимулировать детей к умению понимать поставленную задачу, выполнять её.

«Звуки. Звуковой анализ». Конспект итогового занятия по грамоте в подготовительной группе Цель: обобщить у детей знания полученные ранее. Задачи: — образовательные:обобщить и систематизировать знания детей о звуках: слогообразующей.

Конспект логопедического занятия «Звукобуквенный анализ и синтез слов» Тема: Звукобуквенный анализ и синтез слов. Цель: совершенствовать навыки звукобуквенного анализа, синтеза односложных и двусложных слов.

Конспект НОД по обучению грамоте «Звуковой анализ слова «Лес» Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие»,.

Конспект НОД по развитию речи «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги» Цель: В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения.

Конспект НОД в старшей группе «Звуковой анализ слова «Роза»» Конспект непосредственно образовательной деятельности №13. Тема: Звуковой анализ слова «Роза» Интеграция образовательных областей: «Речевое.

Конспект ОД по обучению грамоте в старшей группе «Звуковой анализ слова «Дом» Конспект ОД по обучению грамоте в старшей группе Тема: Звуковой анализ слова «Дом». Цель: Познакомить детей с последовательным звуковым.

«Поможем пчёлке собрать медок». Конспект занятия «Гласные звуки. Звуковой анализ» «Поможем пчёлке собрать медок». Задачи: Коррекционно-образовательные: — Закреплять понятие о месте звука в слове: звук в начале слова.

НОД по обучению грамоте в старшей группе «Звуковой анализ слов» НОД по обучению грамоте в старшей группе Программное содержание: — освоение звукового анализа слов; — определять протяженность слов и составлять.

Развитие фонематического анализа и синтеза на материале слов различной звуковой структуры Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии во 2 классе. Тема: Развитие фонематического анализа и синтеза на материале слов.

источник

Презентация для школьников на тему «Обучение звуковому анализу слов детей ДОУ» по русскому языку. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

Дидактический материал. Методические приемы обучения. Знакомство с гласными звуками. Знакомство с согласными звуками. (твердыми и мягкими) Работа со звуковой схемой. Закрепление навыка звукового анализа слов.

Ознакомление с ударным звуком. Игровые упражнения. Литература. Проверь себя.

Под звуковым анализом слова понимается определение порядка следования звуков в слове, установление различительной роли звука, основных качественных характеристик звука.

Какие методические приемы делают процесс обучения звуковому анализу привлекательным для ребенка дошкольного возраста ?

Картинки со звуковыми схемами Раздаточные Демонстрационные

Демонстрационные Раздаточные 6 см. 10 см Комплект на каждого ребенка 2 см 2 см. По 4 каждого цвета (черная –1)

Демонстрационная Раздаточные 40 см. 15 см. 2,5 см 2,5 см.

Педагог произносит слова с интонированным выделением первого звука . Дети вслед за педагогом произносят слово так же, ведя указками по своим схемам и задерживая указки на произносимом звуке. Ставит в первую клеточку серую фишку. Педагог называет первый звук, так как он слышится в слове.

Определение последовательности звука в слове Выделять последовательность звуков нужно при помощи неоднократного произнесения слова с последовательным интонированным выделением каждого звука. РРРАК РАААК РАК

Реально представить слово дает возможность картинка-схема его звукового состава. На ней помещается рисунок-предмет, под которой ряд клеточек, которые последовательно заполняются фишками (сначала серыми, затем цветными). Количество клеточек соответствует количестве звуков в слове.

Звуки, при образовании которых, воздух проходит свободно (ему ничто «не мешает»-ни губы, ни зубы, ни язык) называются гласными. Дети находят такие звуки в проанализированных ранее трехзвуковых словах.

Определяя гласный звук, выкладывают красную фишку. Дети узнают, что в русском языке 6 гласных звуков [а] [о] [э] [и] [ы] Дети с помощью педагога «проверяют» все звуки, произнося их, и наблюдают, не мешает ли им что-либо во рту их произношению. [у]

Твердый согласный звук «большой братец» обозначается синей фишкой. Мягкий согласный звук «маленький братец» обозначается зеленой фишкой. Звуки, при образовании которых воздух не проходит свободно, встречает препятствия, называются согласными

Сколько звуков в слове ЛУНА? 4 Как вы узнали? Четыре клеточки под картинкой. Произнесите слово так, чтобы хорошо слышался первый звук. Когда мы его произносим, нам мешается язык. Л-твердый согласный звук, обозначаем синей фишкой.

Звуковой анализ слова ЛИСА Произнесите слово так, чтобы хорошо слышался первый звук. ЛЛЛИСА Звук ЛЬ- «большой или маленький братец»? Маленький. Звук ЛЬ- мягкий согласный звук, его обозначаем зеленой фишкой. Далее слово анализируется по аналогии.

Дети читают слово, ведя указкой под звуковой карточкой, фиксируя каждый звук. По заданию убирают фишки-звуки. Уберите звук КЬ Уберите первый звук, назовите его -НЬ Уберите твердый согласный звук. Уберите первый гласный звук, назовите его- И Уберите второй звук И

Протяните первый звук в полном слове. Назовите первый звук в слове. Какой он? Какой фишкой обозначаем? Назовите второй звук в слове. Какой он? Какой фишкой обозначаем? Назовите третий звук в слове. Какой он? Какой фишкой обозначаем? Назовите четвертый звук в слове. Какой он? Какой фишкой обозначаем? Прочитайте запись.

Выполните звуковой анализ слова ГУСИ Назовите гласные звуки у Сколько слогов в слове? Два Какие? ГУ СИ Назовите ударный слог ГУ Произнесите слово с ударением ГУУУСИ и

В ударном слоге протяжно произносится гласный звук. Педагог читает слово с ударением синхронно ведя указкой под схемой. Дети повторяют Педагог произносит ГУСИИИ Какой звук выделен? И Как правильно сказать? ГУУУСИ Гласный звук в ударном слоге называется ударным, который произносится в слове более протяжно. Ударный гласный звук обозначается черной фишкой.

Почему вы так решили? 1 2 Подбери схемы к картинкам

Выполните звуковой анализ слова ЖУК Измените схему так, чтобы получилось слово ЖУКИ Измени схему

Выполните звуковой анализ слова МЫШКА Измените схему так, чтобы получилось слово МИШКА

Подбери слова к схемам Овощи,фрукты

Обучение дошкольников грамоте/Л.Е.Журова, Н.С.Варенцова, Н.В.Дурова, Л.Н.Невская/Под ред. Н.В. Дуровой.-М.,2001г.

источник

Презентация: «Пособие по подготовке к звуковому анализу для детей и родителей». Автор: я лав. Файл: «Пособие по подготовке к звуковому анализу для детей и родителей.pps». Размер zip-архива: 346 КБ.

Пособие по подготовке к звуковому анализу для детей и родителей. Подготовила: учитель – логопед детского сада 56 ОАО «РЖД» Власенкова Валентина Ивановна.

Гласные – это такие звуки, при произнесении которых воздух, выходя изо рта не встречает преграды. Принято обозначать гласные звуки квадратиком красного цвета.

Сейчас мы с вами совершим увлекательное путешествие в город ЗВУКОГРАД. В вашу честь в ночном городе праздничный салют.

Всего в русском языке 6 гласных звуков. Это звуки А О У И Ы Э

Звуки А,О,У,Э,Ы, когда стоят после согласных, не смягчают их. Согласный звук читается твёрдо. Например: МА, КО, БУ, СЭ, ТЫ и т.п. Звук И смягчает согласные, после которых стоит. Согласные звуки в таких слогах читаются мягко. Например: ПИ, РИ, МИ, ВИ и т.д.

Звуки Е, Ё, Я, Ю – являются двойными гласными: Е это J+Э Ё это J+О Я это J+А Ю это J+У Эти звуки смягчают согласные, после которых стоят. На схемах они обозначаются так: В начале слова и после гласных После согласных:

Согласными называются звуки, при произнесении которых воздух, выходя изо рта встречает преграду. Согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими только твёрдыми только мягкими глухими и звонкими Твёрдые согласные звуки принято обозначать Мягкие согласные звуки мы обозначаем

Б – Бь В – Вь Г – Гь Д – Дь З – Зь К – Кь Л – Ль М – Мь Н – Нь П – Пь Р – Рь С – Сь Т – Ть Ф – Фь Х — Хь

Парные твёрдые и мягкие звуки:

Только «твёрдые» согласные звуки

Эти согласные звуки не могут смягчить гласные И, Е, Ё, Ю, Я. На схемах они всегда будут обозначаться только

гласной «И», которая «смягчает» согласные звуки.

В связи с таким «твёрдым» характером этих гласных звуков мы и будем учить следующее правило:

Только «мягкие» согласные звуки

Эти согласные звуки всегда произносятся «мягко», даже если после них стоят «твёрдые» гласные А, О, У, Э, Ы На схемах они всегда обозначаются

этих согласных стоят гласные, которые не «смягчают» согласные, звуки «Ч» и «Щ» произносятся всегда «мягко».

Из-за «мягкого» характера этих согласных мы учим правила:

Читайте также:  Конец романа отцы и дети анализ

«Глухие» и «звонкие» согласные звуки.

Если при произношении звука голосовые связки вибрируют (дрожат), то такие звуки называются «звонкими». Если связки не вибрируют – звуки – «глухие». Парные «глухие» и «звонкие» звуки это:

Мягкий и твёрдый знаки не имеют звука. Мы не обозначаем их цветом. Они просто являются нашими помощниками и помогают правильно читать. Мягкий знак и твёрдый знак Не раскрасим мы никак. Они не произносятся, Но в слово часто просятся.

Если мягкий знак стоит в конце слова, то он только смягчает согласный звук, после которого стоит. Отчего у дома угол Превратился сразу в уголь? Без пожара, просто так – Это сделал мягкий знак. Если мягкий знак стоит в середине слова, то он выполняет сразу две работы: Смягчает согласный звук, после которго стоит. Делает «мягкую» остановку при чтении слова.

Твёрдый знак тоже помогает нам правильно читать. Он делает «твёрдую» остановку при чтении слова: Например: объявление съел въехал

Надеемся, что наша экскурсия была полезна, понятна и интересна для вас. А знания, полученные сегодня, помогут вам в работе на логопедических занятиях и в изучении русского языка в школе.

источник

Власенкова В.И., учитель–логопед детского сада 56 ОАО “РЖД”.

«Звуковой анализ. Гласные и согласные звуки.»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить

Сейчас мы с вами совершим увлекательное путешествие в город ЗВУКОГРАД.

В вашу честь в ночном городе праздничный салют.

  • В разных домиках живут согласные и гласные звуки.
  • Гласные – это такие звуки, при произнесении которых воздух, выходя изо рта, не встречает преграды.
  • Принято обозначать гласные звуки квадратиком красного цвета.

  • Всего в русском языке 6 гласных звуков.

  • Звуки Е, Ё, Я, Ю – являются двойными гласными:
  • Е это J+ Э
  • Ё это J+ О
  • Я это J+ А
  • Ю это J+ У
  • Эти звуки смягчают согласные,

  • На схемах они обозначаются так:

В начале слова и после гласных

  • Согласными называются звуки, при произнесении которых воздух, выходя изо рта встречает преграду.
  • Согласные звуки могут быть

  • Твёрдые согласные звуки принято обозначать
  • Мягкие согласные звуки мы обозначаем

Твёрдые и мягкие согласные звуки

  • Парные твёрдые и мягкие звуки:

Только “твёрдые” согласные звуки

  • Эти согласные звуки не могут смягчить гласные И, Е, Ё, Ю, Я.
  • На схемах они всегда будут обозначаться только

В связи с таким “твёрдым” характером
этих гласных звуков мы и будем учить
следующее правило:

Читаем (произносим ) “твёрдо,

а пишем слог с гласной “И”, которая

Только “мягкие” согласные звуки

  • Эти согласные звуки всегда произносятся “мягко”, даже если после них стоят “твёрдые” гласные

Из-за “мягкого” характера этих согласных мы учим правила:

  • ЧА ЩА пиши с буквой А
  • ЧУ ЩУ пиши с буквой У

Несмотря на то, что после этих согласных стоят гласные, которые не “смягчают” согласные, звуки “Ч” и “Щ” произносятся всегда “мягко”.

“Глухие” и “звонкие” согласные звуки.

  • Если при произношении звука голосовые связки вибрируют (дрожат), то такие звуки называются “звонкими”.
  • Если связки не вибрируют – звуки – “глухие”.

Парные “глухие” и “звонкие” звуки это:

На занятиях мы знакомимся с
Ь и Ъ знаками.

  • Мягкий и твёрдый знаки не имеют звука. Мы не обозначаем их цветом. Они просто являются нашими помощниками и помогают правильно читать.

Мягкий знак и твёрдый знак

Но в слово часто просятся.

  • Если мягкий знак стоит в конце слова, то он только смягчает согласный звук, после которого стоит.

Превратился сразу в уголь?

  • Если мягкий знак стоит в середине слова, то он выполняет сразу две работы:
  • Смягчает согласный звук, после которго стоит.
  • Делает “мягкую” остановку при чтении слова.

  • Твёрдый знак тоже помогает нам правильно читать.

Он делает “твёрдую” остановку при чтении слова:

Надеемся, что наша экскурсия была полезна, понятна и интересна для вас.

А знания, полученные сегодня, помогут вам в работе на логопедических занятиях и в изучении русского языка в школе.

источник

Специфика использования звукового анализа при разных методах обучения чтению детей дошкольного возраста

С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шум воды, шелест листьев, гудение машин и т. п. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки, и то только в словах, служат целям общения его со взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию. На первом году жизни основным “речевым каналом” для ребёнка является интонация, так как слов он еще не понимает, однако постепенно малыш начинает вслушиваться в речь взрослого, пытаться повторять слова, начинает также слышать и различать звуки родного языка, т.е. обращать внимание на звуковую сторону слова. Так формируется устная речь ребёнка, в норме этот процесс происходит спонтанно и не требует специального обучения. Другое дело – развитие у ребёнка навыков чтения и письма. Хотя письменная речь и является производной от устной речи и тесно связана с ней, самостоятельно научиться читать и писать ребёнок не может. Поэтому в настоящее время разработано множество систем и методик обучения чтению детей различных возрастов (кубики Н.А. Зайцева, система Л.В. Занкова, букварь А Клышка, методика Глена Домана, букварь О.С. Жуковой и др.), основанных на различных психо- лингво-физиологических механизмах. На современном этапе обучения чтению до сих пор ведутся споры, какой же метод обучения грамоте для начинающих будет наиболее оптимальным. И поэтому из года в год, основываясь на данных новых открытий в области физиологии и психологии детства, а также практических примерах, методики изменяются, дорабатываются и усовершенствуются. Но при этом необходимо помнить одно: педагоги и родители должны сделать все, чтобы маленький человечек, взяв впервые книгу с желанием научиться читать, больше никогда не захотел с нею расстаться, и чтобы книга для ученика стала самым верным другом с первых дней обучения ребенка в школе. Поэтому, в настоящее время перед родителями дошкольников стоит множество вопросов, и основные из них: в каком возрасте начинать учить ребёнка читать и какая подготовительная работа для этого необходима. Безусловно, ответы на эти вопросы зависят от индивидуальных особенностей ребёнка, от специфики его восприятия, памяти и мышления и от конкретной методики обучения чтению, от того, какая анализаторная система (зрительная или слуховая) является ведущей при освоении навыка чтения по данной системе.

В настоящей статье мы остановимся на методических разработках, опирающихся на классическую методику обучения чтению по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, Л.Е. Журовой. Рассмотрим принципы обучения грамоте, характерные для данной системы:

Исходный принцип предлагаемой системы обучения состоит в том, что знакомству и работе ребенка с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. Буква — это знак звука. Знакомство с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребенок не знает, что именно обозначается этим знаком. Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Для того чтобы научиться читать и писать, ребенку нужно сначала сделать два важных открытия: обнаружить, что речь «строится» из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы. Таким образом, методика обучения грамоте по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова осуществляется звуко-слоговым аналитико-синтетическим методом (то есть в процессе обучения дети сначала знакомятся со звуком, а потом с буквой) и включает два периода:

Задачи добуквенного периода — развитие фонематического слуха детей, умения определять количество и последовательность звуков в слове, производить слого-звуковой анализ слов; сравнивать звуки в похоже звучащих словах. В добуквенный период обучения дети открывают “саму звуковую материю слова” и приобретают навыки членения слова на звуки и дифференциации звуков на гласные и согласные, согласные мягкие и твердые.

На данном этапе обучения большую роль играет развитие устной речи, навыков слушания и говорения. На занятиях вводятся также понятия слово, предложение, гласные и согласные звуки, ударение. Дети учатся подбирать слова, называющие предмет на рисунке, называть один и тот же предмет разными словами (котик, котенок, игрушка; дед, дедушка, старик, старичок и т.д.), рисовать схему слова (показывать гласные звуки, количество слогов, ударение).

Включает в себя непосредственное знакомство детей с буквами, обучение их сначала аналитическому, а затем и синтетическому чтению и письму, развитие интереса к чтению и дальнейшее совершенствование навыков письменной речи.

Таким образом, пропедевтический этап в обучении чтению направлен на формирование ориентировки в звуковой стороне речи, а основным его компонентом является освоение и дальнейшее осуществление детьми фонемного анализа слов. В своей исходной форме фонемный анализ — это установление последовательности фонем в звучащем слове. В отличие от естественного, интуитивного деления слова на слоги расчленению слова на звуки нужно специально учить. Данная работа осуществляется в дошкольных образовательных учреждениях начиная со средней группы.

Для того, чтобы подготовить детей к звуковому анализу необходимо научить их воспринимать слово не как единый звуковой комплекс, а как некое структурное образование, состоящее из отдельных частей (звуков). С этой целью необходимо решить ряд задач:

  • познакомить детей с понятиями “звук”, “слог”, “слово”, “предложение”;
  • показать дошкольникам основные свойства фонематического строения слова (как изменится значение слова, если в нём поменять звуки местами, поменять один звук);
  • знакомить детей со схемами слов, специальными символами для обозначения звуков;
  • научить детей называть и подбирать слова на заданный звук, на заданное количество звуков;
  • научить детей сравнивать звуки по их качественным характеристикам (гласные, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные), сопоставлять слова по звуковому составу;
  • научить детей слоговому членению слов, выделению слогов из слова, постановке ударения в словах, определению ударного слога.

Формирование у дошкольников умения выделять звук в слове начинается с особого приёма – произнесения слова с интонационным, особо подчеркнутым выделением в нем одного звука. (Протяженное произнесение отдельных звуков – приём, который широко используется в школьной практике. В подготовку к обучению грамоте детей дошкольного возраста приём введён Л.Е. Журовой) Овладению способом интонационного выделения звука помогают приемы сравнения звуков речи с “песенками” комара – ззз, струйки воды – ссс, их произношения, обнаружения звука (“песенки”) в произносимых взрослым (с интонационным выделением звука) словах. Далее детям предлагают назвать картинки или предметы так, чтобы была слышна “песенка” комара: зззонт, ззабор; “песенка” жука – жжжираф, ножжжницы. При таком произнесении становится понятно, что звуки в слове следуют один за другим. Также на данном этапе используются обучающие стихи, типа:

В словах на «с» — повсюду свист,
Он слышен здесь прекрасно;
«Собака», «сумка», «сахар», «лист»…
Теперь тебе все ясно?

В словах на «ш» — совсем не то,
Тут шум сплошной мы слышим:
«Шалаш», «подушка», «решето»,
«Шуршим», «решаем», «пишем»…

Чтоб «с» услышать в слове «лист»,
Запомни ты без долгих дум,
Что в звуке «с» — один лишь свист,
А в «ш» — шипенье, шорох, шум!

Эти забавные стихи помогают осознать различия в звучании оппозиционных звуков, произвести слуховую дифференциацию, научиться выделять заданный звук в любой позиции (начале, середине или конце слова).

Исследователи подчеркивают, что необходимо добиваться усвоения обобщенного способа выделения любых звуков в словах, а не выделения какого-либо определенного звука. Ребёнок должен понять механизм обнаружения заданного звука в слове, а не научиться выделять в словах только гласные и “частотные” согласные звуки. Когда ребенок в игровом, звукоподражательном действии научился протягивать, усиливать отдельные звуки в словах, перед ним можно поставить новые задачи, рассчитанные на сознательную работу со словом. Дошкольников начинают обучать определению позиции звука в слове. Затем дети сами называют слова, в которых есть нужный звук. Сначала специально подбираются картинки и наборы предметов, в названии которых есть данная фонема, что облегчает выбор слова.

Следующий этап работы – формирование умения называть изолированные звуки и выделять в слове первый звук. Предлагаются следующие задания: педагог показывает игрушку, например, Колобка и предлагает определить, с какого звука начинается его имя. После дети учатся определять, с какого звука начинаются имена их друзей, название тех или иных животных, предметов. Обращается внимание на то, что надо произносить чётко один звук, а не сочетание согласного и гласного звука. Следующая задача – научить детей определять последний звук в названиях картинок. Работа проводится аналогичным образом: взрослый показывает картинку, просит назвать, что на ней изображено, а потом сказать, какой в слове последний звук. При этом педагог следит за четким произношением изолированных звуков. Далее детям можно предложить разделить картинки на несколько групп (названия картинок заканчиваются на звук [а], на согласные звуки, название картинки начинается и заканчивается на один и тот же звук и др.). Параллельно детей учат различать твёрдые и мягкие согласные звуки. Предлагается следующая игра: жили были два человечка: Бом и Бим (предлагаются реальные фигурки или картинки двух человечков. Один одет в синий костюм, другой – в зелёный). Бом всегда выбирает те угощения, которые начинаются на твёрдый звук [б] (баранки, бублики, булки, бананы). Бим – мягкий, ему не по нраву бутерброды, зато он любит беляши, носит беретку, а его самая лучшая игрушка – бельчонок Биша. Далее детям предлагают выбрать подарки Биму и Бому, помочь им собрать рюкзаки для путешествия, купить вещи в магазине и др.

После того, как ребёнок научится определять первый и последний звук в слове, различать основные звуковые противопоставления (согласный-гласный, твёрдый-мягкий, звонкий-глухой), а также сможет чёткой и артикуляторно верно произносить все звуки изолированно, можно переходить к наиболее сложной задаче звукового анализа — определению полного звукового состава слова.

Читайте также:  Комплексный анализ отцы и дети

Непосредственно фонемному анализу детей обучают в старшей и подготовительной группах. При этом под фонемным анализом слов в современной методике понимается:

1) выяснение порядка следования фонем в слове;

2) установление различительной функции фонем;

3) выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку (Д.Б. Эльконин).

Это значит, что дети должны уметь не только устанавливать последовательность звуков в слове, но и давать им качественную характеристику (гласный, согласный, твердый, мягкий). Фонемный анализ помогает раскрыть перед ребенком “основной принцип построения звуковой формы слова, по которому звуки в слове расположены в определенной последовательности”.

На первом этапе детей учат определять количество и порядок, последовательность фонем. С этой целью используется не только уже освоенный ими способ интонационного выделения звуков, так как дошкольники не могут, опираясь только на произнесение, устанавливать порядок следования звуков. Поэтому Д.Б. Эльконин предложил моделирование структуры слова в виде картинки-схемы его звукового состава. На картинке изображается предмет, название которого и является предметом фонемного анализа. Под картинкой рисуется горизонтальный ряд клеток, количество которых совпадает с количеством звуков в слове. Кроме картинки с графической схемой звукового состава, дети получают несколько одноцветных фишек (картонных квадратиков, пуговиц, маленьких кубиков и др.), которыми должна последовательно заполняться схема на основе последовательного выделения звуков данного слова. Картинка и схема позволяют наглядно показать слово в предметном плане. Исследования Л.Е. Журовой позволили определить, какую роль играют в обучении дошкольников звуковому анализу слова интонационное выделение, фишки и схема звукового состава слова.

Интонационное выделение звука в слове — это средство для проведения звукового анализа, способ действия с формой слова. Введение интонационного выделения звуков впервые дает возможность ребенку отчленить форму слова как нечто отличное от содержания и выделить единицы в форме слова — звуки. Фишки фиксируют результаты такого анализа, а их пространственное расположение на схеме моделирует временную последовательность звуков в слове. Предметная деятельность с фишками, позволяющая любую фишку переставить, убрать и т.д., дает возможность ребенку понять, что и звуки в слове можно переставлять, действовать с ними как с фишками, но что при перестановке одного звука (фишки) меняется и все слово. Схема звукового состава слова, определяя количество звуков в слове, позволяет ребенку проверить, правильно ли произведен звуковой анализ слова, т.е. все ли звуки в нем выделены. Однако в случае ошибки схема не позволяет ребенку узнать, какую именно ошибку он сделал, так как фишки, поставленные в клеточки схемы, качественно неопределенны. Чтобы самостоятельно исправить ошибку, ребёнку необходимо поэтапно повторить весь процесс звукового анализа, последовательно называя каждый звук и обозначая его фишкой. Если ребёнок затрудняется, то звуки в слове называет сначала взрослый, а ребёнок лишь выставляет фишки, затем ребёнок выполняет аналогичное задание без помощи взрослого.

На начальном этапе для анализа предлагаются слова из трех звуков: сом, мак, нос, лак, бык, ком и подобные. В процессе их анализа детям напоминают о наличии в языке гласных и согласных звуков. Дети находят в анализируемых словах гласные звуки и заменяют нейтральные фишки на красные.

В дальнейшем детям напоминают о делении согласных звуков на мягкие и твёрдые. Твёрдые звуки дети обозначают синими фишками, а мягкие – зелёными. Таким образом, теперь при составлении схем слов дошкольники пользуются фишками трёх цветов, а фишки нейтрального цвета более не используются.

После усвоения детьми противопоставлений “согласный-гласный”, “твёрдый-мягкий” переходят к анализу слов из четырех звуков. Используются слова типа весы, коса, мята, муха и др. Далее задания усложняются: детям предлагается составлять слова из первых звуков заданных слов, менять в слове один звук и отгадывать, какое слово получится, называть слова, в которых есть третий звук заданного слова и др.

К концу подготовительной группы дошкольники должны уметь анализировать любое предложенное слово; различать гласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки; свободно ориентироваться в звуковой структуре слова; подбирать слова по предложенным моделям.

Таким образом, звуковой анализ проходит в своем формировании следующие стадии: интонационное выделение последовательности фонем и общий фонемный анализ слова с опорой на картинку-схему и фишки; дифференциация гласных и согласных фонем; установление места ударения в слове; дифференциация согласных фонем сначала по твердости и мягкости, а в дальнейшем и по глухости и звонкости; и моделирование основных фонематических отношений в слове; проведение звукового анализа без опоры на наглядность – графической схемы, а затем постепенно и отказ от фишек. Таким образом, к школьному возрасту ребёнок должен научиться осуществлять все операции фонемного анализа в уме (во внутреннем плане).

На основе звукового анализа дети достаточно легко овладевают навыком слияния звуков в слова, а значит и навыком “синтетического чтения”. Однако, в настоящее время достаточно много детей обучают чтению по методикам, основанным на зрительном восприятии слов, букв и слогов, а не на фонемном анализе. Такие дети могут читать достаточно бегло, однако при этом часто затрудняются при прочтении малознакомых и незнакомых слов, трансформации слов при перестановке в них звуков и непосредственно выделении тех или иных звуков в словах. Между тем, работать с цветными фишками для обозначения звуков таким детям сложно и неинтересно, так как они уже достаточно хорошо производят различные операции с буквами. При этом они не достаточно хорошо понимают взаимоотношение “звук-буква”. Дошкольников, обучавшихся чтению на основе, зрительного, а не фонемного анализа, можно обучать “членению слов на звуки” по следующим этапам:

  • дать понятие о “звуке” и “букве”, объяснить разницу между данными понятиями. Научить детей сначала определять первую букву в словах, а затем называть звук, который обозначается этой буквой;
  • дать детям понятие о начале, середине и конце слова. Научить определять сначала позицию буквы, а затем и позицию звука в слове;
  • научить детей определять количество звуков в слове. Показать соотношения между количеством звуков и букв в словах. Необходимо сформировать у детей понимание того, что “звук” и “буква” понятия не тождественные и звук может обозначаться как одной, так и двумя буквами;
  • сформировать у детей понятия об основных звуковых противопоставлениях (согласный-гласный, твёрдый-мягкий, глухой-звонкий и др.)
  • научить детей определять место “звука”, а не “буквы” в слове. На данном этапе дети выполняют задания типа: назови третий звук в слове, составь слово из вторых звуков слов клад, мак, скала;
  • научить детей производить трансформации слов на основе звукового анализа. Выполняются следующие задания: измени второй звук в слове сок на звук [у], какое слово у тебя получилось? Поменяй местами первый и последний звуки в слове ток, какое слово у тебя получилось? и др.

Далее приведём ряд упражнений, которые можно использовать при формировании фонемного анализа у детей, обучавшихся чтению на основе зрительного восприятия.

— Прочитай слова. Назови первый звук в словах, которые ты прочитал, подчеркни слова, которые начинаются с гласного звука красным карандашом, а с согласного – синим:

МАК, ОСА, БУСЫ, МУХА, УТКА, СОМ

— Реши примеры, определи последний звук в ответах:

— Определи первые звуки в названиях картинок. Впиши буквы, обозначающие эти звуки в соответствующие клеточки. Прочитай слова, которые у тебя получились.

— Определи первые звуки в названиях картинок. Впиши буквы, обозначающие эти звуки, в соответствующие клеточки и прочитай предложения.

— Соедини картинки со схемами, учитывая первый звук и количество звуков в словах. Используя красный и синий карандаши, раскрась схемы слов.

— Назови картинки. Цифра около картинки обозначает звук в ее названии, который тебе надо отгадать. Напиши буквы, обозначающие эти звуки, в соответствующие клеточки и прочитай слова.

В конце статьи сформулируем рекомендации для педагогов и родителей, способствующие гармоничному, быстрому и качественному формированию у детей навыков звукового анализа, перешифровки графемы в фонему и фонемного синтеза, а значит ускоряющие процесс становления аналитико-синтетического чтения у детей:

  1. Необходимо поддерживать интерес ребенка к занятиям, используя доброжелательную обстановку, четкие понятные ребёнку инструкции, игровые приёмы и красочные пособия.
  2. При выборе методики обучения ребёнка следует руководствоваться его индивидуальными психо-физиологическими особенностями. Не следует комбинировать техники разных методик. Если ребёнок не справляется с заданиями по данной методике, следует проконсультироваться с психологом и другими педагогами, наблюдающими данного ребёнка. Возможно следует кардинально поменять методику или перейти на задания более низкого уровня по данной методике.
  3. Важно проводить занятия регулярно, при этом соблюдать последовательность изложения материала, не переходить на следующий этап, пока ребёнок не научится справляться с заданиями предыдущего. Необходимо ведущую роль отводить не примерному количеству занятий по данной теме, рекомендованному программой, а индивидуальным особенностям ребёнка.
  4. Обучение фонемному анализу требует от ребенка умственного напряжения, поэтому необходимо во время занятия давать ребёнку короткие эмоциональные разрядки в виде динамических пауз, психогимнастик, релаксационных минуток и др.

Когда ребёнок уже овладел навыками фонемного анализа и синтеза, научился моделировать схемы слов практически любой слоговой структуры, всё равно необходимо проводить с ним игры как с напечатанными словами (с буквами), так и со звуковыми комплексами. Это поможет детям уже в школе усвоить навыки фонетического разбора слов, правила орфографии и будет способствовать развитию как зрительной, так и слуховой памяти.

  • Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений. — М.: Академия, 2000. — 400 с.
  • Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. — М.: Творческая педагогика, 1993. – 96 с.
  • Буре Р.С. Готовим детей к школе. М.:Просвещение, 1987. -96 с.
  • Генинг М.Г. Обучение дошкольников правильной речи. – Чебоксары, 1980.- 263 с.
  • Журова Л. Е. Обучение грамоте в детском саду – М.:Педагогика, 1974. – 152 с.
  • Максаков А.И. , Тумакова Г.А. Учите, играя. – М.: Просвещение , 1983. -144 с.
  • Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. — СПб.: Дельта, 1996. – 384 с.
  • Седж Н.В. Игры и упражнения в обучении шестилеток Минск: Нарасвета, 1985. –137 с.
  • Чтение и письмо по системе Д.Б. Эльконина: Методическое пособие к букварю / Е.А. Бугрименко, П.С. Жедек, Г.А. Цукерман. М.: Просвещение, 2003. – 160 с.
  • Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М.:Просвещение, 1988. –64 с.
  • Эльконин Д.Б. Психология игры. — М.: ВЛАДОС, 1999. — 360 с.
  • Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика. 1989.-560 с.
  • источник

    МБДОУ ДС № 37 «Мальвинка» Звуковой анализ слов Подготовила учитель-логопед Аксютина Татьяна Александровна г. Смоленск, 2012

    Основы звукового анализа Составляем схемы Игры Содержание

    Обучая детей звуковому анализу следует помнить: Наша речь состоит из предложений. Предложение — это законченная мысль. Предложения состоят из слов. Слова состоят из звуков.

    Звук — это то, что мы произносим и слышим. Буква — это то, что мы видим и пишем. Звук на письме обозначается буквой.

    В словах звук может находиться в трёх положениях: – в начале слова: КОРОВА – в середине слова: БЕЛКА – в конце слова: ЁЖИК

    Звуки бывают гласные и согласные. Гласные звуки — звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды. В русском языке шесть гласных звуков: [а] [у] [о] [и] [э] [ы]. На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.

    Гласных букв — десять: А У О И Э Ы Я Ю Е Ё Шесть гласных букв – А У О И Э Ы соответствуют звукам.

    Четыре гласные буквы — Я Ю Е Ё — йотированные, то есть обозначают два звука: Я — [йа], Ю — [йу], Е — [йэ], Ё — [йо] в следующих случаях: в начале слова (яма, юла); после гласного звука (маяк, заюшка, пояс); после мягкого и твердого знаков (семья, подъём).

    В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: Я — [а], Ю — [у], Е — [э], Ё -[о] (берёза, мяч).

    Для дошкольников при подборе слов для анализа следует учитывать разницу в произношении и написании слов. Для анализа лучше подбирать слова, в которых гласный звук [о] находится под ударением. Например, осы, ослик, осень, а не очки, огурец (в начале этих слов слышится звук [а], а пишется буква О)

    Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду. Согласные звуки делятся на: звонкие и глухие твёрдые и мягкие

    Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло. Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит): [к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ]. Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит): [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [й] [л] [м] [н] [р].

    Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух. Согласные звуки [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х] могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы А У О Э Ы) и мягкими (если после них стоят гласные буквы И Е Ё Ю Я).

    Всегда твердые согласные: [Ж] [Ш] [Ц] Всегда мягкие согласные: [Й] [Ч] [Щ]

    Читайте также:  Контейнеры для анализов для детей

    Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом. Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом. Подбирая слова для игр со звуками, следует помнить, что звонкие согласные звуки оглушаются в конце слов (гриб) и перед глухими согласными (кружка)

    Составляем схемы МАК [м] КИТ [к?] СОЛЬ [с] [а] [к] [и] [т] [о] [л?]

    КЛЮЧ КАЮТА ЕЛЬ [к] [л?] [у] [ч] [й] [э] [л?] [к] [й] [а] [у] [т] [а]

    Игры В описанные ниже игры можно играть с одним ребенком и с группой детей. Карточки-пособия для данных игр можно изготовить совместно с детьми.

    Квадрат Цель: тренировать детей в определении наличия заданного звука в слове Ход игры: Педагог называет ряд слов с заданным звуком и без него. При наличии звука дети начинают движение от определенной геометрической фигуры, передвигаясь на одну клетку по направлению стрелки. При правильном выполнении задания они оказываются на геометрической фигуре, задуманной педагогом. Вариант 1

    Цель: тренировать детей в определении количества звуков в слове Ход игры: Педагог называет слово. Дети определяют в нем количество звуков и, начиная движение от определенной геометрической фигуры, передвигаются на такое же количество клеток по направлению стрелки. При правильном выполнении задания они оказываются на геометрической фигуре, задуманной педагогом. Квадрат Вариант 2

    Квадрат Вернуться к правилам игры

    Косынка 1 Цель: тренировать в дифференциации звуков по твердости-мягкости Ход игры: Педагог называет ряд слов с дифференцируемыми по твердости-мягкости звуками. Дети начинают движение от стрелки вверх к синему или зеленому кругу соответственно. При правильном выполнении задания они оказываются на квадрате определенного цвета, задуманном педагогом.

    Косынка 1 лук лейка соль пол клей молоток Например: дифференциация звуков [л] — [л?] Вернуться к правилам игры

    Косынка 2 Цель: тренировать в дифференциации звуков по звонкости-глухости Ход игры: Педагог называет ряд слов с дифференцируемыми по звонкости-глухости звуками. Дети начинают движение от стрелки вверх к кругу с колокольчиком или без него. При правильном выполнении задания они оказываются на треугольнике определенного цвета, задуманном педагогом.

    ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? Косынка 2 санки зайка салат зубы коза осы Например: дифференциация звуков [с] — [з] Вернуться к правилам игры

    Поймай шарик! Цель: тренировать в дифференциации согласных звуков по твердости-мягкости Ход игры: Педагог называет ряд слов с дифференцируемыми по твердости-мягкости звуками. Дети с помощью двух фишек начинают движение от зайца вверх к шарикам синего и зеленого цвета соответственно и определяют, какой шарик поймал заяц.

    Поймай шарик Вернуться к правилам игры

    Салют Цель: тренировать в определении первого или последнего звука в слове; учить различать гласные и согласные звуки, согласные по твердости-мягкости Ход игры: Педагог называет ряд слов. Дети определяют первый (последний) звук в каждом слове и начинают движение от белого круга вверх к кругам соответствующего цвета. При правильном выполнении задания они оказываются на звезде определенного цвета, задуманной педагогом.

    Салют аист лиса рыба утка Например: определение первого звука в слове Вернуться к правилам игры

    Умная гусеница Цель: тренировать в определении позиции звука в слове Ход игры: Педагог называет ряд слов с заданным звуком в разных позициях (в начале, середине, конце слова). Дети начинают движение от гусеницы вверх к соответствующим схемам. При правильном выполнении задания они оказываются на овале определенного цвета, задуманном педагогом.

    Умная гусеница Вернуться к правилам игры Например: Определение места звука [р] в словах робот комар ворона кран

    Эстафета Цель: тренировать в определении позиции звука в слове Ход игры: Педагог называет ряд слов с заданным звуком в разных позициях (в начале, середине, конце слова). Дети с помощью трех фишек начинают движение вверх от гусениц согласно указанной на них схеме к яблокам разного цвета и определяют, до какого яблока быстрее доберется гусеница.

    Эстафета Вернуться к правилам игры

    Цветная гусеница Цель: тренировать в определении первого (последнего) звука в слове Ход игры: Педагог называет ряд слов, дети определяют первый (последний) звук в каждом слове и последовательно выкладывают красные, синие и зеленые фишки («раскрашивают» гусеницу) Вариант 1

    Цветная гусеница Цель: тренировать в звуковом анализе слов Ход игры: Педагог называет слово. Дети «раскрашивают» гусеницу фишками, выполняя звуковой анализ слова. Педагог просит определить порядковый номер заданного звука в слове. Вариант 2

    Цветная гусеница слон окно лист моль пила лук гусь Вариант 1: определение последнего звука в слове Вернуться к правилам игры

    Цветная гусеница Вариант 2: звуковой анализ слова КЛЮКВА [к] [л?] [у] [к] [в] [а] Вернуться к правилам игры

    источник

    Методические приемы обучения. Знакомство с гласными звуками и согласными (твердыми и мягкими). Работа со звуковой схемой. Закрепление навыка звукового анализа слова. Игровые упражнения: подбор схем к картинкам. Представление слова в виде модели.

    Просим использовать работы, опубликованные на сайте, исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
    Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Понятие звукового анализа слова, культуры речи. Методика обучения дошкольников грамоте. Материальность и дискретность слова. Формирование знания о звуковой форме слова как о процессе. Методы и приёмы обучения детей старшего дошкольного возраста.

    контрольная работа [28,6 K], добавлен 09.05.2014

    Преобразование фонетических и фонологических представлений ребенка в процессе обучения грамоте. Формирование способности воспринимать и различать фонемы. Процесс развития навыков звукового анализа слова у детей дошкольного возраста в игровой деятельности.

    курсовая работа [52,2 K], добавлен 27.06.2011

    Научные основы изучения морфемного состава слова в начальной школе. Изучение темы «Состав слова» в УМК «Перспектива». Формирование морфемных умений у учащихся второго класса в опытно-экспериментальном обучении. Приемы обучения морфемному анализу слов.

    дипломная работа [134,2 K], добавлен 13.09.2016

    Становление теории дошкольного образования. Методы, приемы (наглядные, практические, словесные, игровые) и педагогические средства (материальные и идеальные) обучения детей дошкольного возраста. Формы организации индивидуально-ориентированного обучения.

    курсовая работа [61,5 K], добавлен 09.04.2015

    Специфика нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Диагностика уровней ее сформированности. Коррекционно-логопедическая работа по формированию слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста.

    курсовая работа [114,9 K], добавлен 03.04.2015

    Характеристика методов обучения чтению и письму: буквослагательного, письма и чтения, целых слов. Звуковой аналитико-синтетический метод. Этап добуквенного обучения, развитие фонематического слуха и восприятия. Современный метод обучения детей грамоте.

    презентация [1,1 M], добавлен 21.04.2016

    Теория и практика обучения детей старшего дошкольного возраста моделированию поделок способом оригами. Изучение и выявление уровня сформированности мелкомоторных движений у детей старшего дошкольного возраста. Диагностические задания и их результаты.

    дипломная работа [47,4 K], добавлен 26.08.2011

    Сущность и виды пейзажного рисования, возрастные особенности обучения данному виду изобразительного искусства. Проведение контрольного эксперимента по анализу влияния занятий на развитие навыков пейзажного рисования у детей старшего дошкольного возраста.

    курсовая работа [128,2 K], добавлен 10.12.2010

    Анализ проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической практике. Изучение практики словарной работы в дошкольных образовательных учреждениях. Формирование лексических значений слова и его освоение в онтогенезе.

    дипломная работа [401,9 K], добавлен 13.04.2012

    Формирование словаря как задача речевого развития дошкольного возраста. Формы, методы, приемы работы по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста. Подбор и апробация данной методики, ее апробация и определение практической эффективности.

    курсовая работа [47,5 K], добавлен 22.07.2011

    источник

    —> 18.07.2012 3 20549 8220

    Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
    стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
    и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

    Есть мнение?
    Оставьте комментарий

    На клавиатуре нет кнопок с написанием квадратного или другого корня, поэтому в Excel создана специальная функция, вводит и вычисляет квадратный корень. Как ей воспользоваться, а также как извлечь корни разных степеней в Excel? Рассмотрим несколько примеров.

    Если вы — учитель, то конечно задавались вопросом: какие книги необходимо прочитать, чтобы работа приносила радость и удовлетворение? Несомненно, что сейчас можно найти море информации по этому вопросу в Интернете. Но в таком многообразии очень трудно разобраться. А выяснить, какие книги действительно станут вашими помощниками, потребует много времени. В этой статье вы узнаете о том, какие книги должен прочитать каждый учитель.

    Наглядность материала мотивирует детей начальной школы к решению учебной задачи и поддерживает интерес к предмету. Поэтому одним из самых эффективных методов обучения является использование карточек. Карточки можно использовать при обучении любому предмету, в том числе и в кружковой деятельности, и во внеурочной. Например, одни и те же карточки с овощами и фруктами подойдут для обучения счету на уроках математики, и для изучения темы дикие и садовые растения на уроках окружающего мира.

    Хотите получать информацию о наиболее интересных материалах нашего сайта?
    Подпишитесь на рассылку E-mail
    Установите приложение на Android

    2007-2019 «Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU».
    12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
    Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
    Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
    Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
    Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
    Домен: http://pedsovet.su/
    Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.

    Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

    Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

    Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

    При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

    Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

    источник

    —>

    —> —>

    —> —>Категории раздела —>
    —>
    Артикуляционная моторика [11]
    Дыхание [7]
    Фонематический слух [31]
    Другое [16]
    Презентации [14]
    Аудиозаписи [3]
    —> —>Статистика —>

    Ребенок помогает героям мультфильма отыскать слова с нужным звуком. Игра способствует развитию фонематического слуха, внимания, памяти, мышления.

    Артикуляционная гимнастика — обязательный элемент логопедических занятий. Эта презентация поможет Вам в очередной раз заинтересовать ребенка зарядкой для язычка. Все упражнения предлагается выполнять до тех пор, пока звучит тиканье часов.

    Презентация предназначена для детей 5-6 лет с фонетическими нарушениями речи. Материал будет интересен учителям-логопедам, воспитателям, родителям детей старшего дошкольного возраста.

    Ребенку нужно определить, похожи слова по звучанию или нет. Если слова звучат похоже, то ребенок щелкает мышкой по бабочке, если нет – по жуку.

    В презентации несколько игр на определение места звука в слове («Обезьяна под пальмами», «Машина едет в гараэ», «В лесу», «Клубочки», «Цирк»). Игра поможет сформировать элементарные навыки звуковогого анализа.

    Презентация направлена на развитие фонематического слуха. Ребенку необходимо определить сколько раз название фрукта будет произнесено правильно.

    Презентация поможет ребенку научиться опредялять первый и последний звук в слове. Игра способствует развитию мелкой моторики и зрительного восприятия.

    В игре ребенок учится определять первый и последний звук в словах. В конце презентации — музыкальный сюрприз.

    Презентация может быть использована для проведения различных игр («Придумай слово», «Определи место звука в слове», «Правильно-неправильно» и др.). Презентация позволяет взрослому давать оценку выполненного задания опосредованно: зажигая красный или зеленый сигнал светофора. Таким образом внимание ребенка удерживается на протяжении всей игры. В конце малыша ждет музыкальный сюрприз.

    Архив содержит мультимедийную презентацию для проведения индивидуальных логопедических занятий по теме: «Наш город, наша улица (г.Владимир)», а также текстовые файлы с конспектом и структурой презентации. Благодаря этой презентации можно решить большое количество коррекционно-развивающих задач (постановка и автоматизация звуков С, Ш, Л, Р на материале слогов, слов, фраз, стихов и текстов, закрепление лексико-грамматических представлений, развитие мелкой и артикуляционной моторики, развитие сильной воздушной струи, фонематического слуха, внимания, памяти, мышления). Выбор подходящего слайда осуществляется с помощью кнопки «Меню» в левом нижнем углу экрана.

    Артикуляционная сказка «Белоснежка и семь гномов» предназначена для детей 5-6 лет с фонетическими нарушениями речи. Материал будет интересент учителям-логопедам, воспитателям, родителям детей старшего дошкольного возраста. Сказка красочно оформлена, представлена в форме презентации и текстового документа.

    Белоснежка и семь гномов

    Презентация содержит игровые задания для проведения артикуляционной гимнастики («В гостях у крокодила Гены», «Запоминай-ка», «Чего нет?», «Матрешки», «Комната», «Ассоциации», «Парочки», «Фрагменты», «Бабочки», «Закономерности», «Бусы», «Облака»). Предлагаемые артикуляционные упражнения предназначены для детей, не умеющих произносить звук Р. Задания способствуют также развитию восприятия, памяти, внимания и мышления.

    В презентации приводятся пошаговые инструкции по созданию анкеты, которую можно отправить по почте или разместить на сайте (форуме). Все результаты обрабатываются автоматически и оформляются в виде таблицы и графиков. Данный инструмент может быть полезен педагогам в работе с родителями, а также с целью выяснения мнения коллег по интересующему вопросу.

    источник