Меню Рубрики

При анализе причин поступления детей в

Здоровье детей — главное желание всех родителей. Плановые анализы необходимы для того, чтобы контролировать состояние здоровья малыша и вовремя ставить диагноз. Конечно, проводить анализы хлопотно, это неприятное мероприятие для ребенка, однако здоровье важнее.

Маленькие дети не могут рассказать о своих ощущениях, и лабораторные анализы становятся единственным способом убедиться, что здоровье малыша в норме. В более взрослом возрасте также нельзя пренебрегать такими исследованиями, ведь на ранних стадиях многие заболевания протекают бессимптомно. Какие анализы необходимо сдавать ребенку?

В первый год жизни малыш посещает врачей часто. Это совершенно необходимая мера. Организм крохи еще слаб и восприимчив к разным воздействиям окружающей среды, его здоровье очень хрупкое и требует неусыпного контроля. В этот период формируется иммунитет человека, который составляет основу здоровья на многие годы вперед. Лабораторные исследования — важная часть мониторинга здоровья грудных детей.

Общий анализ крови проводят для того, чтобы выяснить, есть ли у ребенка анемия и другие заболевания крови, а также выявить воспалительные процессы. По результатам анализа врач решает, можно ли проводить плановую вакцинацию. Обычно анализ крови сдают в 1, 6, 12 месяцев.

Общий анализ мочи дает информацию о том, хорошо ли работают почки, а также показывает общее состояние организма. Анализ мочи сдают в 1 месяц, полгода и год. Для исследования берется моча, собранная утром в сухую стерильную емкость с крышкой. Образец нужно привезти в лабораторию не позже чем через 1,5 часа.

Обязательные анализы, которые нужно сделать каждому ребенку, включают в себя:

  • общий анализ крови;
  • общий анализ мочи;
  • исследование кала на наличие бактерий;
  • анализ кала на яйца гельминтов;
  • соскоб на энтеробиоз.

Общий анализ крови показывает количество гемоглобина, лейкоцитов (высокий уровень лейкоцитов говорит о воспалительных процессах), эозинофилов (они показывают наличие аллергии и глистной инвазии). Биоматериал на анализ сдается утром натощак. Если сдать анализ после завтрака, даже легкого, результат будет искажен — после еды у нас немного возрастает количество лейкоцитов. Для общего анализа кровь чаще всего забирается из вены. Это почти безболезненная процедура, но дети помладше часто боятся ее. Чтобы все прошло хорошо, родителям придется проявить фантазию — отвлекать малыша разговором, читать ему сказки, чтобы он не концентрировался на неприятных ощущениях и виде крови в пробирке.

Общий анализ мочи также нужно сдавать утром до еды. Собирать ее следует в стерильную сухую емкость — лучше купить в аптеке специальную тару, а не использовать пустые банки от детского питания, как это часто делают экономные родители. Перед сбором мочи желательно подмыть ребенка. Общий анализ мочи дает обширную информацию о здоровье. Наличие белка в моче говорит о почечной недостаточности или воспалении, билирубин указывает на проблемы с печенью и желчевыводящими путями, кетоновые тела обнаруживаются при нарушении метаболизма. Специалисты исследуют также цвет и рН мочи, проверяют ее на наличие бактерий и грибков.

Бактериологический анализ кала также важен, он позволяет выявить наличие кишечных инфекций, которые далеко не всегда проявляют себя явными симптомами. Кал собирается дома, в чистый сухой контейнер, который также лучше приобрести в аптеке. Перед сбором кала нужно помочиться. Этот анализ нельзя сдавать после клизмы, приема слабительных средств или препаратов от диареи, а также во время курса антибиотиков и после рентгеновских исследований, в ходе которых применялся контраст.

Кал на анализ наличия яиц гельминтов сдается также как для бактериологического исследования. Однако в данном случае специалисты будут искать не бактерии, а паразитов, которые, увы, у детей встречаются часто, так как малыши редко соблюдают все правила гигиены. Этот анализ позволяет выявить более 10-ти типов самых распространенных гельминтов. Соскоб на энтеробиоз также дает информацию о заражении паразитами — острицами. Дети, особенно в возрасте 4–6 лет, страдают ими очень часто. Для выявления этих паразитов врач несколько раз проводит ватной палочкой, смоченной физраствором, или стеклянным шпателем по кожным складкам в области ануса, затем этот образец передают в лабораторию. Нередко требуется повторное исследование.

В некоторых ситуациях сдача анализов — необходимость. Например, перед поступлением в детский сад или школу ребенку необходимо оформить медицинскую карту, а для этого нужно пройти все плановые обследования.

Начинать проходить осмотры лучше за 1–2 месяца до поступления в детский сад или школу. В стандартный план диспансеризации, помимо посещения таких специалистов, как педиатр, окулист, ЛОР, невролог, психолог, логопед, ортопед, хирург и стоматолог, входят и лабораторные анализы.

  • Анализы в детский сад и школу Перед школой и садиком ребенку нужно сдать все обязательные анализы — общий анализ крови, общий анализ мочи, бактериальное исследование кала, анализ кала на яйца глист и соскоб на энтеробиоз. Дополнительно рекомендуется сделать тест на аллергены.
  • Анализы для получения ребенком справки в бассейн Обязательными анализами являются соскоб на энтеробиоз и анализ кала на яйца гельминтов.
  • Анализы в детский оздоровительный лагерь В перечень обязательных лабораторных исследований перед отправкой в детский лагерь входят общеклинический анализ крови, общий анализ мочи, кал на исследование яйца глистов и простейших, анализ на энтеробиоз.

Все, что мы говорили выше, касается в основном здоровых детей, однако если малыш заболел, этих исследований будет недостаточно для точной постановки диагноза, и врач может назначить дополнительные анализы.

При проблемах с желудком и кишечником доктор назначит развернутое исследование, включающее исследование общего и прямого билирубина, щелочной фосфатазы, АСТ и АЛТ, холестерина, белка, а также анализы кала на наличие гельминтов и лямблий. Грудным младенцам также назначают анализ кала на углеводы, чтобы исключить лактозную недостаточность.

Помимо обычных анализов, при подозрении на ЛОР-болезни врач дает направление на анализ мазка из зева и носа — он позволяет выявить золотистый стафилококк, весьма распространенную причину воспалений носоглотки и ушей. Мазок из зева сдается натощак, перед исследованием нельзя чистить зубы и даже пить воду. Запрещено также пользоваться любыми назальными каплями или спреями в течение суток перед забором биоматериала.

Рекомендована также ПЦР-диагностика — современный сверхточный метод, позволяющий обнаружить в крови ДНК возбудителей болезни.

По наблюдениям врачей, аллергия с каждым годом встречается все чаще. Это очень опасное заболевание — ведь оно проявляется не только сыпью и насморком, но и отеками, в том числе и дыхательных путей. Самостоятельно выяснить, что стало причиной аллергии, очень трудно. При подозрении на аллергию нужно провести анализ на наличие иммуноглобулинов класса Е (IgE) и количественное определение специфических антител для разных групп аллергенов — пищевых, бытовых и др. Такой анализ позволяет точно выявить причину аллергии и избегать ее.

Детские инфекции — это целая группа заболеваний, которые регистрируются в основном у детей. К таким относятся коклюш, корь, дифтерия, паротит (в народе — свинка), краснуха, ветрянка и многие другие болезни.

Для их диагностики ребенку нужно сдать ряд анализов. Помимо неспецифических (общий анализ крови, мочи, кала), назначают и специфические анализы, которые помогут выявить возбудителя болезни и ее стадию — ПЦР-анализ, бактериологический посев, анализы для выявления антител к вирусам и бактериям (ИФА, РНГА, РТГА, РА, РПГА и другие).

Разумеется, в этой статье мы перечислили далеко не все анализы, какие необходимо сдать ребенку. В зависимости от ситуации педиатр может назначить другие лабораторные исследования.

По­сколь­ку сда­вать ана­ли­зы ре­бен­ку при­дет­ся до­воль­но час­то, по­ин­те­ре­суй­тесь, есть ли у вы­бран­ной ва­ми ла­бо­ра­то­рии про­грам­ма ло­яль­нос­ти или дис­конт­ная кар­та для по­сто­ян­ных кли­ен­тов — это мо­жет су­щест­вен­но сни­зить рас­хо­ды. Кро­ме то­го, не­ко­то­рые ла­бо­ра­то­рии пред­ла­га­ют це­лые про­грам­мы ис­сле­до­ва­ний для раз­ных слу­ча­ев — на­при­мер для по­ступ­ле­ния в шко­лу.

источник

Общий анализ крови в педиатрической практике имеет не менее важное значение чем в диагностике заболеваний взрослого человека. От этого исследования начинают отталкиваться при любом обращении к врачу, а первый обязательный общий анализ крови проводят уже на пятый день жизни ребенка. Картина крови ребенка обладает рядом особенностей и отличий от таковой у взрослых, поэтому любому профессиональному педиатру необходимо знать множество нюансов, чтобы поставить правильный диагноз или вовремя распознать развитие какого-либо заболевания.

Первой важной особенностью общего анализа крови у детей является высокая изменчивость результатов, которая зависит от множества факторов — возраста ребенка, его диеты, физической активности, даже эмоционального состояния и атмосферы в семье. Особой лабильностью отличается кровь детей возрастом до двенадцати месяцев, поэтому нормы основных показателей общего анализа крови в этот период можно лишь приблизительно выразить в такой таблице:

Как видим, картина крови разительно меняется уже в первые несколько дней жизни ребенка, особенно это касается гемоглобина, эритроцитов и лейкоцитарной формулы. Эритроцитоз ребенка связан с относительно низким содержанием кислорода в крови матери, поэтому для нормального обеспечения тканей и органов необходимо много гемоглобина и к тому же особого строения — так называемого гемоглобина F, который легче связывает молекулы газов. После рождения и начала работы дыхательной системы необходимость в таком количестве гемоглобина отпадает и начинается массированный распад эритроцитов и образование новых со «взрослым» гемоглобином А, что служит причиной, помимо изменения картины общего анализа крови, еще и транзиторной (физиологической) желтухи.

В крови новорожденного ребенка, в отличии от взрослого, наблюдается довольно сильный лейкоцитоз (повышение уровня лейкоцитов). Причины этого понятны — после рождения малыш начинает контактировать с огромным количеством новых антигенов окружающий среды, что и является сильным стимулятором образования новых иммунокомпетентных клеток. Лейкоцитоз в первые месяцы жизни ребенка является нормальным этапом формирования и развития иммунной системы.

Не менее разительные изменения происходят не только в количественном, но и качественном составе лейкоцитов, которые состоят из нескольких типов клеток. Рождается ребенок с преобладанием нейтрофилов, особенно их сегментоядерной фракции (такая же картина наблюдается и у взрослого человека), однако сразу после рождения их количество начинает падать при одновременном росте числа лимфоцитов. Все это приводит к тому, что примерно к концу первой недели жизни их количество уравнивается (так называемый, первый физиологический перекрест лейкоцитарной формулы), а затем лимфоцитов становиться значительно больше, чем нейтрофилов. Такое распределение лейкоцитов в общем анализе крови ребенка сохраняется на несколько лет, вплоть до дошкольного периода. Причиной такого явления также являются особенности развития иммунной системы ребенка.

В последующие годы жизни картина крови уже не меняется столь динамично, но, тем не менее, наблюдается постепенный рост многих параметров и их изменение под значения взрослого человека. Картина общего анализа здоровых детей до начала подросткового периода представлена в таблице:

За этот период наблюдается рост количества эритроцитов и гемоглобина до показателей взрослого человека, преобразование лейкоцитарной формулы и снижение общего числа лейкоцитов. После окончания грудного периода количество гемоглобина в крови ребенка находиться на уровне 100 г/л, что вполне покрывает потребности тканей. Однако при росте изменяется соотношение массы, площади поверхности и пропорций тела, что вынуждает кровеносную систему работать эффективней и количество эритроцитов с гемоглобином неуклонно повышается.

В пред- и дошкольный период большинство детей успевают переболеть хотя бы некоторыми детскими инфекциями — вопреки возражениям родителей, это полезно для иммунной системы малыша, подобные болезни являются тренировкой защитных сил организма. Поэтому со временем количество иммунокомпетентных клеток в общем анализе крови снижается, достигая к 3-4 годам нормального уровня взрослого человека. Также этапом созревания иммунной системы является «второй физиологический перекрест лейкоцитарной формулы» — к шести-семи годам количество лимфоцитов и нейтрофилов снова уравнивается, а затем начинают преобладать сегментоядерные лимфоциты.

Несмотря на описанные особенности и высокую изменчивость показателей общего анализа крови у детей хороший педиатр должен уметь увидеть патологические изменения в картине крови для постановки верного диагноза. Здесь мы рассмотрим наиболее частые причины изменений крови у детей, которые у взрослых практически не встречаются или обнаруживаются очень редко.

Гемоглобин и эритроциты — это основная часть крови, которая ответственна за питание тканей и снабжение их кислородом, что особенно важно в условиях быстро растущего и развивающегося организма. У детей первых лет жизни «скачки» этих показателей не редкость. Повышение количества эритроцитов и гемоглобина у грудного ребенка чаще всего свидетельствует об обезвоживании, которое в этом возрасте развивается очень быстро, особенно при рвоте, диарее, высокой температуре. Постоянно высокие значения этих показателей могут натолкнуть на мысль о пороках развития сердца или почек — эритроцитоз сопровождает митральные и аортальные пороки, а также комплексные дефекты развития сердца. Высокий уровень гемоглобина и эритроцитов может возникать при стенозе почечных артерий и некоторых опухолевых заболеваний.

Снижение уровня гемоглобина или анемия встречается намного чаще. Причиной этого явления может быть использование неадаптированных смесей при питании ребенка или недостаточное поступление продуктов с железом в более старшем возрасте. Сильная анемия может быть основным симптомом некоторых наследственных заболеваний (талассемия) или последствием кровопотери.

Лейкоциты — особую проблему в расшифровке общего анализа крови ребенка составляет интерпретация полученной цифры количества лейкоцитов. Все дело в том, что этот показатель очень тонко реагирует на малейшие раздражители — от инфекционных агентов до перемены положения тела (ортостатический лейкоцитоз). Поэтому за среднюю норму берутся данные из таблицы, а к родителям предъявляют особые требования к подготовке ребенка к забору крови:

— Накануне процедуры не следует резко менять режим питания (давать новую смесь, ранее неизвестные ребенку продукты), стоит также воздержаться от жирной и высокобелковой пищи;

— Количество стрессовых для ребенка следует также резко снизить — при плаче и других сильных эмоциях у детей количество лейкоцитов увеличивается;

— При далеком расположении поликлиники или лаборатории от дома, ребенка лучше привезти туда для сдачи анализов, а не идти пешком — физическая нагрузка также может быть причиной лейкоцитоза. Как вариант — ребенка можно принести на руках.

Повышение лейкоцитов может быть симптомов гнойных и воспалительных заболеваний. Очень сильное повышение лейкоцитов (в разы выше нормы) может быть признаком онкологического заболевания — лейкоза или лимфомы. Снижение количества лейкоцитов наблюдается в случае некоторых специфических инфекций (краснухи, гепатита), при общем истощении и гиповитаминозе, некоторых аутоиммунных заболеваниях (ревматизме, красной волчанке).

Эозинофилы — особую роль в диагностике многих детских заболеваний является определение такого показателя, как эозинофилы. Эта фракция лейкоцитов участвует в «погашении» аллергического процесса и утилизации гистамина. Повышение количества эозинофилов (эозинофилия) может быть первым симптомом таких серьезных заболеваний, как бронхиальная астма, поллиноз, аллергический диатез. Эозинофилия в общем анализе крови также свидетельствует о наличии глистной и протозойной инвазии, что также более часто встречается у детей, чем у взрослых. Нередко повышенный уровень эозинофилов является поводом для полного обследования организма на предмет наличия паразитов или аллергического процесса.

— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Профилактика заболеваний»

источник

Елена Богатырева
Использование педагогического анализа в работе ДОУ

Читайте также:  Отчет в доу анализ заболеваемости детей

Основная цель управления – достижение высокой эффективности образовательной работы с детьми на уровне современных требований. А чтобы этого достичь, необходимо чётко знать положение дел. А это возможно только на основе всестороннего анализа разных сторон деятельности ДОУ.

В современной теории менеджмента выделяют различные технологии анализа.

Одним из наиболее значимых является ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ.

Педагогический анализ информации предусматривает изучение обоснованности и применение различных способов, средств для достижения поставленных перед ДОУ целей, объективную оценку результатов педагогического процесса, выработку мер по переводу ДОУ в новое качественное состояние. Чётко организованная система анализа позволяет планомерно и оперативно управлять образовательным процессом в детском саду, оценивать уровень педагогического мастерства каждого воспитателя, развития детей. Но создать такую систему непросто.

В современной литературе недостаточно освещаются вопросы педагогического наблюдения и анализа работы воспитателей с детьми, не разработана единая терминология и технология этого процесса, т. к. анализ, как самостоятельная функция, выделена сравнительно недавно.

Анализ организации педагогического процесса в ДОУ осуществляем по нескольким направлениям: эпизодический, тематический и итоговый.

ЭПИЗОДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Под эпизодическим мы, соглашаясь с А. Н. Троян, понимаем анализ отдельных компонентов, эпизодов педагогического процесса, ограниченных во времени режимом дня и доступных разовому наблюдению, т. е. занятий и режимных моментов.

Аналитическая работа в ДОУ ведётся по годовому плану. Каждый педагогический анализ состоит из 4-х этапов.

I этап – предварительный, в ходе которого мы ставим цель анализа, собираем необходимую для анализа информацию, даём ей предварительную оценку. Практика показывает, что при осуществлении педанализа целесообразно применять различного рода схемы, вопросники, памятки, хронокарты, анкеты, помогающие в сборе и фиксации наблюдаемой и анализируемой информации. Нами составлена картотека схем анализа образовательного процесса.

2 этап – даем характеристику элементов и оценку каждого элемента анализируемого процесса.

3 этап – характеризуем взаимосвязь элементов.

4 этап – определяем причины положительного или отрицательного результатов.

5 этап – завершающий, даем общую оценку анализируемого момента, делаем выводы и конкретные предложения.

Проследив хронологию эпизодического анализа, отмечаем, что в течение года контролю и анализу подвергаются все стороны образовательной работы с детьми. Об этом же говорят и результаты анкетирования воспитателей.

При подготовке к анализу того или иного эпизода педагогической деятельности обязательно ставим конкретную цель. Цели анализа разные: методика организации того или иного момента, уровень усвоения программы детьми, стиль и взаимоотношения педагога с детьми, эффективность применяемых методов и приемов и т. д. Под эти цели или используем готовые памятки и схемы или разрабатываем сами, если готовых не оказалось.

При анализе занятий часто пользуемся схемой, разработанной Л. М. Денякиной и адаптированной к нашим конкретным условиям, в которой, на наш взгляд, достаточно четко отражены все этапы анализа.

Большое значение придаем организации индивидуальной работы с детьми, как на занятиях, так и в быту. В этой работе учитываем четыре ориентира. Прежде всего – медицинские показатели здоровья ребенка, его психофизические особенности: темперамент и складывающийся на его основе характер. Такие проявления, как подвижность и медлительность, утомляемость и работоспособность, сдержанность и неуравновешенность в поведении непосредственно обуславливаются особенностями нервной системы ребенка и другими врожденными качествами. Учитывается и такой показатель, как темп и общий уровень развития ребенка, его умственные способности и эмоционально-нравственное развитие, а также склонности и интересы ребенка. Но, как показали наблюдения, усилия педагогов в основном направлены на ликвидацию пробелов в знаниях, навыках и умениях малышей. Поэтому при планировании чаще определяется содержание работы и использованные приемы, а конкретная цель, ради которой проводится работа, не указывается. Это говорит о том, что не всегда воспитатели стремятся выяснить причины, вызывающие у детей затруднения в усвоении программы, кроме того, не всегда анализируют результаты педагогических воздействий, то есть добились ли того, чего хотели и какими методами.

Педагогический анализ помогает не только выявить недостатки в работе, но и увидеть лучший опыт. Если в ходе наблюдений были отмечены интересные педагогические находки, проявляемый педагогом интерес к этому виду деятельности, то в результате обсуждения у воспитателя созревает решение начать углубленную работу по определенной теме.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Тематический анализ – это анализ хода реализации одного из разделов образовательной работы с детьми. Например: «Развитие основных движений», «Сенсорное воспитание», «Формирование словаря детей» и т. д.

Сюда включается анализ:

1. программно-методического обеспечения по данному разделу, утвержденного заведующей;

2. планирования образовательной работы;

3. степени усвоения программного материала детьми;

4. уровня теоретических знаний педагогов по данному разделу;

5. взаимодействия с родителями;

6. условий, созданных для жизнедеятельности детей в группе.

ИТОГОВЫЙ АНАЛИЗ

Третий вид педагогического анализа – анализ итогов работы ДОУ за длительный период: за квартал, полугодие, год. Он является непременным условием эффективности работы руководителя, коллектива ДОУ.

К. Ю. Белая выделила три варианта анализа итогов работы:

1. Фундаментальный. Использование формы и содержания самоанализа при подготовке ДОУ к аттестации.

2. Оперативный, в котором оценивается и анализируется качество ежедневной образовательной работы за год.

3. Творческий, когда руководство, коллектив ДОУ разрабатывает собственную модель анализа с учетом цели, концепции, вида, традиций детского сада.

В нашем детском учреждении апробирован оперативный вид итогового анализа, целью которого является — оценить качество педагогического процесса, сформировать аналитическое обоснование для планирования, определить цели и задачи на предстоящий год.

Целью любого анализа является конечный результат. А конечный результат образовательного процесса – это уровень усвоения детьми программы или детской образованности и воспитанности, выраженная оценкой, которая возможна на основе анализа совокупной информации, источниками которой являются:

— точка зрения воспитателей данной группы;

— сведения, полученные от медицинских работников;

— сведения, полученные из бесед с родителями;

— результаты диагностики уровня нервно-психического развития;

— информация, полученная в результате эпизодического анализа заведующей и старшего воспитателя;

— информация о предметно-развивающей среде;

— результаты анализа детской деятельности (рисунки, высказывания, игры);

— планирование образовательной работы с детьми.

Обобщая информацию всех источников, составляем отчет об итогах педагогической работы за год.

При обсуждении итогов посещения групп, при подготовке сообщений на педагогических советах, подведения итогов тематического анализа постоянно используем самоанализ воспитателей. Не всегда этот анализ бывает глубоким и качественным с выделением элементов анализируемого явления, связи между ними, установлением причин выявленных недостатков. Педагоги, как правило, ограничиваются констатацией того, что сделали, поэтому возникла необходимость целенаправленного обучения методике анализа и самоанализа. В годовом плане намечаем ряд мероприятий: консультация для воспитателей «Различные технологии анализа и их роль в улучшении педагогического процесса», разработка педагогами схем анализа, предзащита открытых мероприятий с целью прогнозирования возможных затруднений, решение педагогических задач и т. д.

В нашем ДОУ к различным видам анализа привлекаются и органы коллегиального управления. Так, родители принимают участие в оценке итогов работы ДОУ за учебный год, определении режима популярности среди других детских учреждений микрорайона. На совете педагогов коллегиально дается оценка работы каждой группы по тому или иному вопросу, анализируется работа групп или отдельных педагогов на административном совете, на оперативных совещаниях. Практикуется анализ выполнения сотрудниками своих должностных обязанностей.

Понимая, что высшего уровня педмастерства могут достичь только те педагоги, которые не испытывают затруднений в анализе своей деятельности, деятельности коллег и воспитанников на основе знаний закономерностей протекания педагогической деятельности и владения способами ее организации и анализа, мы постоянно стремились освоить и теоретический, и практический аспекты анализа и как можно рациональнее использовать эти знания в практике работы.

1. Богославец А. Организация контроля педагогического процесса — одна из функций руководителя\\Дошкольное воспитание, 1999. — №4.

2. Даскакова Ф. Детский сад: за равновесие свободы и контроля\\Дошкольное воспитание, 1998. — №8.

3. Денякина М. Руководитель детского учреждения – профессия или призвание? Минск, 1997.

4. Детский сад: книга для заведующих\Под ред. Л. П. Тарасовой. – М., 1982.

5. Дуброва В. П., Милашевич Е. П. Организация методической работы в дошкольном учреждении – М., 1995.

6. Ильясов Д. Ф. Особенности управления дошкольным образовательным учреждением в современных условиях — Челябинск, 1999.

7. Калмыкова В. А. Руководство общественным дошкольным воспитанием в РАЙОНО – М., Просвещение, 1988.

8. Кичапина Л. Педагогический анализ и его влияния на качество воспитательной работы\\Дошкольное воспитание, 1979. — №7.

9. Князева Н. А. Педагогический анализ в системе работы заместителя заведующей ДОУ по учебно-воспитательной работе\\ Дошкольное образование. Челябинск, 1999.

10. Конаржевский Ю. А. Педагогический анализ как основа управления школой – Челябинск, 1978.

11. Конаржевский Ю. А. Анализ итогов учебного года – Челябинск, 1978.

12. Михно Т. Система контроля за организацией педагогического процесса\\ Дошкольное воспитание, 1991. — №1.

13. Мохина Н. В. Предварительный контроль в управлении педагогическим процессом ДОУ// Дошкольное образование. Челябинск, 1999.

14. Поздняк Л. В., Лященко Н. И. Управление дошкольным образованием – М., 1999.

15. Поздняк Л. В. Заведующий в системе управления дошкольным учреждением\\ Дошкольное воспитание, 1993. — №1.

16. Троян А. Н. Система педагогического анализа\\ Дошкольное образование. Челябинск, 1999.

17. Троян А. Н. Педагогический анализ индивидуальной работы\\ Дошкольное воспитание, 1981. — №8.

18. Ядэшко В. Учить студентов педанализу\\ Дошкольное воспитание, 1994. — №8.

Аналитическое эссе на тему: «Инновационные подходы в управлении» Актуальность данной темы состоит в том, происходящие изменения в сфере образования определяют необходимость обновления управленческой деятельности.

источник

Малыш не всегда может рассказать, что у него болит. Вовремя поставить диагноз и начать лечение помогут детские анализы. Если малыш здоров, лабораторные исследования проводятся с профилактической целью один раз в год, а также перед плановыми прививками. Современное оборудование делает процесс забора биоматериала практически безболезненным и нетравматичным даже для грудничка.

Какие же анализы нужно сдавать ребенку? Рассказывает врач-консультант Независимой лаборатории ИНВИТРО Лейла Аскерова.

Анализ крови

Общий клинический анализ крови у детей — это наиболее распространенный анализ, который служит для диагностики большинства заболеваний. Обычно анализ сдается при первых симптомах заболевания (это касается любых органов и систем организма, инфекционных и вирусных заболеваний и т.д.). С профилактической целью анализ обычно сдают:

дети грудного возраста – перед каждой вакцинацией;

дети старше одного года – каждый год, а также перед прививками.

Анализ на специфические антитела в крови может помочь родителям победить такого серьезного врага, как детская аллергия. Иногда сложно понять, какой именно продукт, вещество или животное вызывают у малыша аллергическую реакцию. Специальный анализ крови на аллергены поможет установить, что именно является причиной заболевания.

По анализу крови на паразитарные инвазии также можно выявить наличие паразитарного заражения в организме.

Как сдавать. Кровь у малыша можно брать как из вены, так и из пальчика. Важно, что анализ крови у детей сдается натощак. Это значит, что за несколько часов до сдачи биоматериала исключается любая еда и напитки, в том числе молоко (даже грудное — за 2-3 часа до сдачи анализа) и соки.

Анализ мочи

Общий анализ мочи у ребенка обычно сдают в рамках плановых обследований, также он используется для оценки течения заболевания, контроля осложнений и эффективности терапии, а также для дифференциальной диагностики заболеваний почек и мочевыводящих путей. Обычно анализ мочи у ребенка сдают при первых симптомах заболеваний (это касается любых органов и систем организма), дети грудного возраста – перед каждой вакцинацией; дети старше одного года – каждый год, а также перед прививками.

Как сдавать. Накануне не рекомендуется употреблять в пищу овощи и фрукты, которые могут изменить цвет мочи (свекла, морковь), а также диуретики. Емкость для анализа должна быть чистой и сухой (лучше – стерильный контейнер, он продается в аптеках или входит в стоимость анализа).

Перед сбором биоматериала необходимо тщательно вымыть мочеполовые органы ребенка. При первом утреннем мочеиспускании небольшое количество мочи нужно постараться выпустить в горшок или унитаз, а затем подставить контейнер, в который собрать около 100-150 мл мочи. Для грудных детей обычно применяется специальный мочеприёмник, который плотно приклеивается к телу.

Анализ кала

Когда малыш еще совсем маленький, анализ часто сдают в целях диагностики различных желудочно-кишечных расстройств. Иногда уже на первом году жизни у ребенка наблюдаются различные недомогания (расстройство желудка, запоры, вздутие животика), которые могут оказаться симптомами дисбактериоза. При их появлении рекомендуется сдать анализ кала на бактериальную микрофлору. Если у малыша наблюдается повышенное газообразование, вздутие животика и он часто срыгивает, надо сдать анализ кала на содержание углеводов – это необходимо, чтобы исключить лактозную недостаточность (состояние, при котором организм не способен расщеплять молочный сахар — лактозу). В этом случае ребенка переводят на безмолочные смеси.

Когда ребенок становится старше, особенно актуальной становится проблема паразитарных инвазий. По статистике, паразитами заражены 8 из 10 детей, и только у одного из трех заболевших детей наблюдаются явные симптомы заболевания, ими могут быть: тревожный сон, отсутствие аппетита и прибавки в весе, появление аллергии в виде сыпи, нарушение стула, зуд в области анального отверстия, кашель. Поэтому сдавать анализ кала на паразитарные инвазии необходимо регулярно: в целях профилактики – каждый год, а также при приеме в детский сад; для школьников – в начале каждого учебного года; а также при появлении любых из перечисленных симптомов.

Как сдавать. Емкость для анализа должна быть чистой и сухой (лучше всего – специальный контейнер). Если материал для анализа собран накануне, не забудьте поставить контейнер в холодильник.
Если сдается биоматериал на паразитарные инвазии, анализ желательно сдавать, как минимум, в течение 3 дней подряд (гельминты проходят в организме разные стадии развития). Если есть основания для беспокойства, желательно пройти углубленное обследование, включающее специальные анализы крови, выявляющие антитела к гельминтам. Это анализ крови на антитела Ig G к основным паразитарным инфекциям: токсокары, эхинококки, описторхии, трихинеллы, лямблии и аскариды.

ПЦР-диагностика (исследование крови, мокроты или мочи)

Это один из важных методов обследования, который применяется для диагностики вирусных и инфекционных заболеваний. Эти заболевания имеют сходные симптомы: у ребенка болит горло, температура повышается до 37-38 С, появляется кашель. Однако возбудители болезни могут быть различными, а значит, их нужно по-разному лечить. И, что особенно важно, анализы нужно сдавать уже при появлении первых симптомов: многие бактерии чувствительны к терапии, поэтому «поздний» анализ будет неинформативным. Кроме того, актуально профилактическое исследование на инфекции из семейства герпесвирусов – это Эпштейн-Барр и цитомегаловирус, которые могут присутствовать в организме ребенка бессимптомно, затягивая течение других болезней и снижая иммунитет.

Как сдавать. Кровь для анализа сдается так же, как общий клинический анализ крови. Мокроту (отделяемое из верхних дыхательных путей) необходимо собрать в стерильный контейнер. Биоматериал для анализа мочи собирают так же, как рекомендуется для общего анализа мочи.

Читайте также:  Особенности детей дошкольного возраста анализ литературы

Микробиологические исследования мазков из зева и носа

Используются для профилактики заболеваний уха, горла и носа (отит, фарингит и т.д.), причиной которых может являться золотистый стафилококк. Этот анализ также необходимо сдавать при первых симптомах заболевания (не приступая к лечению) и с профилактической целью, если кто-то в семье уже заболел.

Как сдавать. Перед сдачей мазков нельзя чистить зубы и пить воду (для мазка из зева), нельзя обрабатывать нос растворами и пользоваться каплями (по крайней мере, в течение суток).

источник

Анализируя причины неудач и трудностей в обучении всех обследованных ребят, можно отметить:

языковая интерференция в условиях билингвального обучения.

несформированный внутренний механизм освоения языка ребёнка;

низкий уровень лингвистической одарённости ребёнка;

особенности характера и темперамента (нетерпение, неуверенность, недостаточность самоконтроля);

психологические препятствия: неуверенность, растерянность, дискомфорт, заниженное самосознание, тревога, стресс, отрицательное отношение к освоению языков;

недостаток мотивации и интереса, непонимание значения освоения языков;

При обследовании выявились не только недостатки речевого развития, но и познавательной деятельности и эмоционально — волевой сферы:

трудности в развитии произвольного внимания;

снижение продуктивного запоминания, мыслительной деятельности и познавательной речевой активности;

недостаточное эмоциональное благополучие;

При этом следует отметить, что у многих наблюдаемых детей присутствует синдром психического инфантилизма. Проявляется он у всех по-разному, но практически у всех обнаруживается снижение умственной работоспособности, повышенная утомляемость, затруднение произвольной концентрации внимания, повышенная отвлекаемость и слабость волевых процессов. И родители и учителя жаловались на недостаточную самокритичность, беспечность, пассивность и несамостоятельность этих ребят.

Так как школа, в которой учатся обследованные дети, работает по билингвальной программе, предусматривающей от 50% до 95% интегрированного содержания изучать на латышском языке, то при анализе причин трудностей в обучении этих детей прослеживается психолого-педагогическая составляющая проблема доминирования неродного языка в данной образовательной программе.

Полученные результаты дают основание для следующих выводов.

Обследование детей-билингвов выявило асинхронность развития, т.е. отставание от возрастной нормы сформированности базисных для овладения грамотой высших психических функций. Отставания в формировании ВПФ, как правило, обусловлено осложнениями перинатального генеза, а также депривирующим влиянием социокультурной среды.

Поэтому можно отметить, что билингвальная среда в условиях школьного обучения приводит у значительного числа детей с отклонениями в речевом развитии и слабостью базисных психических функций к усугублению трудностей овладения грамотой и детям, у которых имеются какие-либо речевые дефекты или их предвестники, показано, по крайней мере, на начальных этапах обучения, пребывать в монолингвистической среде.

Дети, у которых возникают проблемы в обучении по причине пребывания в билингвальной среде, нуждаются в особом коррекционном обучении, чтобы их пребывание в массовой школе было возможным.

В заключении следует отметить, что развитие речи ребенка является процессом освоения родного языка, а развитие языковых способностей связывается с тем, как ребенок учится и использует устную и письменную речь, осваивает грамматические правила. Так как этот процесс очень многогранен и сложен, а процессы становления языка у детей в одноязычной среде и в условиях многоязычия качественно различны, то становление раннего билингвизма — это не параллельное совершенствование автономных каналов-языков, а единый процесс, для которого характерно взаимодействие и взаимовлияние развивающихся языков, причем это взаимовлияние может быть как положительным, так и отрицательным.

источник

В последние годы увеличивается количество государственных учреждений, в которые помещаются разные категории детей. В основном это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Сиротами считаются дети, родители которых умерли или не установлены. К этой категории относятся также дети, оставшиеся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания в установленном порядке родителей нетрудоспособными, безвестно отсутствующими и т.д. В последнее время значительно увеличилось число детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях, в результате чего последние тоже оказываются в категории детей-сирот.

В современной России интернатные учреждения для детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей, принадлежат нескольким ведомствам: дети от рождения до 3-х лет воспитываются в домах ребенка Минздравмедпрома России; в возрасте от 3-х лет до совершеннолетия — в детских домах и интернатах Министерства Образования РФ или Министерства социальной защиты населения РФ (дети-инвалиды); дети-сироты с отклонениями в поведении, правонарушители — в спецшколах МО РФ.

Такими авторами, как Л.Л. Олиференко, Т.И.Шульга, И.Ф.Дементьева отмечается, что сохраняющаяся межведомственная разобщенность негативно сказывается на создании единой системы предупреждения социального сиротства и создания единых критериев, которые позволяют отнести определенных детей к категории нуждающихся в государственной поддержке и помощи. А также это объясняется следующими причинами: резким увеличением количества детей, которые нуждаются в такой помощи; недостаточной профессиональной подготовкой специалистов по охране прав детей, опеке и попечительству; отсутствием государственной семейной политики в России, что приводит не только к росту семейного неблагополучия, но и появлению все более разнообразных категорий детей, нуждающихся в помощи государства; отсутствием в муниципальных образованиях системы оказания помощи и поддержки детям и подросткам; отсутствием комплексного подхода к решению проблем детей и подростков, нуждающихся в государственной помощи; необходимостью совершенствования нормативно-правового обеспечения охраны и защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; необходимостью власти на местном уровне привлекать к социальной работе существующие организации любого подчинения после их соответствующего перепрофилирования; необходимостью координации усилий всех заинтересованных ведомств по защите прав и законных интересов детей и подростков.

Сложившаяся система диктует необходимость реформирования деятельности органов опеки и попечительства разной ведомственной подчиненности, внесения корректив в работу данных учреждений, коренную перестройку и реорганизацию их деятельности.

Главными ориентирами при выработке Правительством Российской Федерации приоритетных направлений является деятельность по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, последовательная реализация комплекса мер, направленных на защиту прав и интересов несовершеннолетних.

В настоящее время широкое распространение и развитие получил программно-целевой метод решения наиболее актуальных проблем улучшения положения детей, основанный на межведомственном взаимодействии. Использование этого метода позволяет обеспечить тесное межведомственное взаимодействие, концентрацию и целевую направленность всех выделяемых ресурсов. Примером такого взаимодействия может служить Президентская целевая программа «Дети России».

Анализ причин попадания детей в разного вида учреждения показывает, что они напрямую связаны с падением социального престижа семьи, ее материальными и жилищными трудностями, увеличением внебрачной рождаемости (каждый третий ребенок растет и воспитывается в неполноценной семье), снижением стабильности брака, большим количеством детей с врожденными хроническими патологиями и инвалидностью, резким изменением ответственности семьи за воспитание и обучение ребенка, вынужденной миграцией семьи и т.д.

В современных условиях функции семьи разрушаются: во-первых, ребенок раньше уходит из семьи в ясли, сад, школу; во-вторых, семья перестает быть фабрикой рождаемости; в-третьих, эмансипация женщин и детей выводит их из экономической зависимости от мужа и семьи. Все эти симптомы говорят об упадке семьи.

Перечень причин попадания детей в государственные учреждения довольно разнообразен. Проблема заключается в том, что момент выявления детей, которые оказались в тяжелых жизненных ситуациях, значительно отстает от возможности оказания им помощи. Существуют разработанные критерии и показатели отнесения детей к категории нуждающихся в государственной помощи и поддержке. К ним относят медицинский, психологический, педагогический, социально-педагогический, социальный, правовой. Оказывая разные виды помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, специалисты сталкиваются с трудностями социальной адаптации и реабилитации, которые наблюдаются как при помещении детей в государственные и частные учреждения, так и в замещающие семьи.

Ребенок, который не получает достаточно тепла, любви, заботы, взаимопонимания, а постоянно испытывает чувство беззащитности, боль, унижение, насилие начинает отстаивать свое право на выживание и существование собственными способами, часто незаконными, что и приводит к побегам, девиантным и деликвентым формам поведения и т.д. Жизнь детей в кризисных, неблагополучных семьях приобретает настолько тяжелые формы, что приводит к риску для развития самого ребенка и социальному риску.

Необходимость активных действий по созданию условий оказания детям государственной помощи и поддержки требует современных методов работы, прежде всего новых форм работы с неблагополучной семьей, имеющей детей, быстрого реагирования на нужды и запросы детей, приложению усилий специалистов для того, чтобы ребенок оставался в своей кровной семье. Привычные принципы работы не обеспечивают потребности детей и семей, нуждающихся в государственной защите, помощи и поддержке.

Рост числа детей, нуждающихся в государственной помощи и поддержке, профилактике, выявлении, устройстве этой категории несовершеннолетних значительно расширяет функции и полномочия специалистов, занимающихся защитой и охраной прав, опекой и попечительством детей и подростков. Сложность нахождения таких детей и семей с детьми в трудной жизненной ситуации требует согласованных межведомственных мер оказания помощи и поддержки. Эти меры влекут за собой введение межведомственных программ по социально-педагогической защищенности детей и подростков, оказанию своевременной и действенной помощи и поддержки неблагополучным семьям с детьми, раннему выявлению категории детей, которая нуждается в помощи со стороны государства.

Научные исследования и практика показывают, что дети, лишенные родительского попечения, имеют немало отклонений в психическом развитии, нарушений в эмоциональной сфере, в самосознании. Они не умеют общаться, что влечет за собой доминирование защитных форм поведения, таких, как неадекватная лояльность или агрессивность (например, стремление обвинить окружающих, неумение и нежелание признать свою вину и др.). Наблюдаются серьезные нарушения произвольной деятельности и саморегуляции поведения.

Выпускники детских домов продолжают и во взрослой самостоятельной жизни испытывать недоверие ко всем людям, бывают либо зависимыми, либо чрезмерно критичными к другим, неблагодарными, ждущими постоянного подвоха со стороны окружающих, при желании создать семью часто терпят неудачу.

Слабое осознание собственной жизнедеятельности порождает потребительское отношение к жизни, психологический инфантилизм. Недостаточная самостоятельность, зависимость от группы, доверчивость, хрупкая эмоциональность, подчиняемость толкают их порой в группы социального риска.

Основными социальными причинами попадания детей в детские дома являются: пьянство одного или обоих родителей; их асоциальное поведение (тунеядство, попрошайничество, воровство, проституция и т.д.); устройство на квартире притонов для криминальных и асоциальных элементов; сексуальное развращение родителями собственных детей, торговля ими; отсутствие в доме пищи, оставление малолетних детей одних на несколько дней без пищи и воды; убийство одного из родителей на глазах детей собутыльниками или другим родителем; отбывание одним из родителей срока тюремного заключения; лечение единственного из родителей от алкоголизма, психического заболевания; жестокое обращение с детьми (побои, избиения с нанесением тяжелых травм, голод и т.д.); смерть родителей; отсутствие крыши над головой, скитание вместе с родителями без средств к существованию, отсутствие постоянного места жительства; побеги из дома, конфликты со сверстниками, требовавшими незамедлительной смены жительства и т.д.

Анализ условий жизни детей и подростков до попадания в детские дома показывает, что невозможно выделить одну главную причину определения ребенка в детский дом. Специалисты детского дома чаще всего фиксируют достаточно большое сочетание неблагополучных условий, которые делали невозможным дальнейшее проживание детей в семьях, где создавалась прямая угроза их жизни и здоровью.

Основной контингент в детских домах, школах-интернатах, приютах, кризисных центров составляют дети, имеющие родителей, т.е. «социальные сироты». Эти родители больные, недееспособные, уклоняющиеся от своих обязанностей по воспитанию детей, злоупотребляющие правами, оказывающие на детей вредное влияние, страдающие алкоголизмом. Дети, воспитывающиеся в детских домах, имеют специфику психологического развития, которая не может быть определена по критерию нормы и патологии. Многочисленные исследования отечественных и зарубежных ученых свидетельствуют о том, что вне семьи развитие ребенка идет по особому пути. У него формируются специфические черты характера, особое поведение, отличительное личностное развитие.

Воздействие неблагоприятных, а часто нечеловеческих условий жизни детей в семьях достаточно длительное время вызывало негативные психические, физические и другие изменения в организме ребенка, приводящие к тяжелейшим последствиям в их развитии.

Анализ практики работы детских домов показывает, что система воспитания детей в детских домах не готовит их к самостоятельной жизни, и воспитанники после выхода из детских домов испытывают глобальные трудности в адаптации к окружающему миру.

Опыт работы в детских домах позволяет говорить о том, что сегодня на первый план выходят проблемы не материальные, а социальные и психологические. Дети, живущие в детских домах, к сожалению, будут копировать ту модель в своей будущей жизни, какую они видят каждодневно -контакты, основанные на подчиненности, жесткая вертикаль зависимости от старших, доминирование авторитарной системы.

Взрослые ориентируют воспитанников на абсолютную дисциплину, подчинение и выполнение требований взрослых. Отсутствие похвалы за собственную деятельность воспитанников формирует чувство вины, постоянный контроль оценки поведения ребенка, заставляет его делать все как надо, как требуют взрослые. Это создает атмосферу «холода», формализма, вызывает чувство тревоги, страха, проявление агрессии. Активность детей не находит отклика, так как отсутствуют условия ее поддержания. Свобода выбора и возможность самостоятельного принятия решения исключаются. Личность ребенка подавляется, деформируется, что приводит к осложненному поведению.

Таким образом, ребенок, наблюдая и проживая жизнь в детском доме, получает личностный опыт, из которого исключаются его чувства. У него остаются всегда два выбора: или быть пассивным, подчиненным, или сильным, властным, жестоким. Альтернативы — быть открытым, активным, не безразличным к другим — детские дома практически своим воспитанникам не предлагают.

Таким образом, сохранение семьи как одного из основных институтов позитивной социализации детей имеет все основания для того, чтобы получить признание общенациональной идеи, способной консолидировать общество, стимулировать его самовозрождение.

Брутман В.И. Причины социального сиротства: аналитический взгляд на проблему. М.,2009г.

Дементьева И.Ф. Социальное сиротство: генезис и профилактика. М.,2008г.

Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Критерии и показатели отнесения детей к категории нуждающихся в государственной помощи и поддержке. М., 2010г.

Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И., Ярославцева Н.Д., Олиференко Л.А.Реабилитация детей в приюте. М., 2008г.

источник

Педагогическая оценка по своему содержанию тесно связана с той воспитательно-образовательной задачей, которая решалась на конкретном занятии.

Детские рисунки, поделки обязательно оцениваются с точки зрения ре­шения изобразительных задач — должны быть отмечены их выра­зительность, оригинальность. Педагог ставит вопросы, которые помогают детям увидеть это в поделке.

Когда работа ведется в системе, дети по предложению педагога или самостоятельно находят отличия в своих поделках и охотно о них рассказывают. Педагогу важно своим поведением, эмоцио­нальной речью показать, что он заинтересован работами детей. Тогда дети начинают стремиться к оригинальности, выразитель­ности в работе.

Важно продумать вопросы, помогающие детям осознать, чему они научились, какие ошибки допустили («не очень научились»), что нужно учесть, чтобы этих ошибок не допускать в дальнейшем. И сразу предлагается сделать возможные исправления.

Важно побудить детей к действиям, помогающим им самим обнаружить ошибку, неточность в работе. Даже младший дошко­льник может это сделать. Например, педагог предлагает закрыть сделанную открытку, сложив ее странички, и посмотреть, совпа­дают ли стороны. Дети сами увидят результат, если педагог дал им бумагу с одной цветной стороной. «Беленькую видно», — гово­рят они, если стороны не совпадают.

Воспитатель имеет возможность еще раз установить связь меж­ду способом действия и получаемым результатом. Если таким образом анализировать результаты, то дети рано начинают само­стоятельно использовать контролирующие и корректирующие действия для совершенствования своей работы.

Читайте также:  Особые дети прикладной анализ поведения

В старшем возрасте воспитатель нацеливает детей на анализ примененных способов действий и задает вопросы: «Все ли сто­роны кубика плотно прилегают к столу? Почему?» Дети ставят кубик (каждый свой) сначала на полую сторону. Если разрезы сделаны точно по линии и до точки пересечения линий, то все четыре стороны касаются стола. Затем дети ставят кубик на закрытые стороны. Если стороны (сгибы) проглажены четко, То углы и стороны плотно прилегают к столу. Проделывая такие контролирующие действия, дети обнаруживают недочеты где возможно, исправляют.

Каждый ребенок может т.о. установить, какие ошибки он допустил, и сделать вывод к последующей работе, а именно: перед ребенком раскрываются пути дальней­шего совершенствования своей деятельности, формируются само­оценка и самоконтроль, что очень важно для самостоятельной деятельности.

Очень важно соблюдать следующие требования к оценке:

— оценивается только тот результат, который достигается уси­лиями самого ребенка;

— по мере развития ребенка оценка становится все более диф­ференцированной;

— нельзя сопоставлять результат деятельности ребенка с успе­хами других детей, нужно оценивать его достижения;

— оценку необходимо построить так, чтобы дети были макси­мально активны в ней, начиная с младшего возраста.

Словесные методы и приемы обучения в процессе руководства изобразительной деятельностью неотделимы от наглядных и иг­ровых.

Втех случаях, когда у детей имеются представления об изо­бражаемом предмете, явлении, сформированные заранее, дошко­льники владеют соответствующими умениями, словесные методы на занятии занимают большее место. Например, педагоги чаще использует вопросы, пояснения с целью формирования изобрази­тельного представления.

15. Перечислите требования, предъявляемые к оценке результатов деятельности детей на занятиях по изобразительной деятельности. Раскройте необходимость просмотра и анализа детских работ. Охарактеризуйте методику анализа результатов деятельности детей на занятии в разных возрастных группах.

Решите педагогическую задачу:

На педагогической практике учащимся довелось увидеть несколько вариантов одного и того же занятия по аппликации на тему «Зимний пейзаж».

В одном случае результаты детских работ оценивались так: воспитатель вывесил все работы на общий стенд, и дети сравнивали, у кого работа лучше.

В другой группе работы детей также были вывешены на общее обозрение, а педагог оценивал результат каждого ребенка примерно так: «Ты сегодня, Алеша, очень постарался, уже лучше вырезал разные формы и красиво расположил на листе». А Свете воспитатель сказала: «Что-то я сегодня не заметила такой же старательности, как в прошлый раз, когда ты выполняла наклеивание форм на лист».

Еще один вариант подведения итогов был таким: дети развесили работы в виде выстовки, полюбовались пейзажами, а в сводное время педагог беседовал с отдельными детьми, обсуждая, довольны ли они сами полученными результатами.

Проанализируйте предложенную ситуацию. Спроектируйте свои действия по оценке результатов деятельности детей на занятии по аппликации на тему «Зимний пейзаж».

Педагогическая оценка и анализ детских работ –словесное описание результатов деятельности, развивающее аналитическое мышление, в ре­зультате которого появляется критическое отношение к воспринимаемому результату. Позволяет научить детей объективно оценивать свою работу, и работу выполненную другими людьми (у дошкольника к 5 годам).

В младшем возрасте ребенок не может в полной мере контро­лировать и оценивать свои действия и их результаты. Если про­цесс работы доставлял ему удовольствие, он будет доволен и результатом, ожидая от воспитателя одобрения. В «Малышах» воспитатель в конце занятия показывает несколько хорошо выполненных работ, не анализируя их. Цель показа — привлечь внимание детей к результатам их деятельности. Так же воспитатель одобряет работы остальных детей, Положи­тельная оценка их способствует сохранению интереса к изобра­зительной деятельности.

В средней и старшей группах воспитатель использует показ и анализ детских работ в качестве приема, помогающего детям понять достижения и ошибки в изображении. Умение видеть, на­сколько правильно изображен предмет, помогает развитию созна­тельного отношения к выбору средств и приемов работы активиза­ции всей творческой деятельности.

После выполнения задания воспитатель показывает одну из работ и отмечает ее положительные стороны: «Как хорошо, ак­куратно закрашен дом», «Как красиво подобраны цвета в узоре — темные и светлые рядом, их видно хорошо», «Как интересно вы­леплен лыжник» и т. д.

Если аналогичные ошибки есть во многих работах, то следует обратить на них внимание, спросить: Как можно их исправить?

Рассматривать ошибку в работе одного ребенка со всеми деть­ми не следует, так как осознание ее будет иметь значение лишь для этого ребенка. Причины ошибки и пути ее устранения лучше про­анализировать в индивидуальной беседе.

В старшей группе к анализу следует привлекать всех детей. Однако иногда воспитатель сам дает оценку. Например, желая поощрить плохо рисующего ребенка и предвидя критику его работы другими детьми, воспитатель первый указывает на положительные стороны рисунка.

Анализ детских работ можно вести в различных планах, но обязательно надо отметить как решены задачи, поставленные в начале занятия – что удалось выполнить правильно. Чаще всего для экономии-времени педагог выборочно берет для анализа несколько работ. Следует избегать показа на каждом занятии ра­бот одного и того же ребенка, даже если они действительно выде­ляются среди других. В результате постоянных похвал у него мо­жет развиться неоправданная самоуверенность, чувство превос­ходства над другими детьми. С одаренными детьми следует вести индивидуальную работу с учетом их способностей и изобразитель­ных навыков.

Иногда выбор работы для анализа воспитатель поручает де­тям. В этих случаях все работы раскладываются на одном столе (или прикрепляются к стенду) и ребятам предлагается выбрать наиболее понравившиеся. Затем воспитатель подробно анализи­рует с детьми отобранные работы.

Обсуждение работы каждого ребенка возможно в подготови­тельной группе, дети уже интересуются результатами труда това­рищей. Но такой анализ следует проводить в свободное от занятий время, так как 2—3 мин в конце занятия недостаточно.

Детям 6 лет можно предложить проанализировать свои работы, сравнивая их с натурой, образцом. Это воспитывает у детей критическое отношение не только к работам товарищей, но и к своим собственным.

Очень важно соблюдать следующие требования к оценке:

— оценивается только тот результат, который достигается уси­лиями самого ребенка;

— по мере развития ребенка оценка становится все более диф­ференцированной;

— нельзя сопоставлять результат деятельности ребенка с успе­хами других детей, нужно оценивать его достижения;

— оценку необходимо построить так, чтобы дети были макси­мально активны в ней, начиная с младшего возраста

Третья часть занятия.Анализ результатов деятельности детей илипедагогическая оценка детских работ. Анализ детских работ входит в методику проведения занятия как один из важнейших её компонентов и в разных формах необходим на каждом занятии. Просмотр созданных детьми изображений имеет большое воспитательное и учебное значение. Для правильного анализа необходимо, выставлять все работы на стенде для рисования и аппликации или на стенде для лепки. Вылепленные фигурки устанавливают на специальной доске-стенде, разделенной на ячейки для каждого изделия. В этом случае дети рассматривают стенд, собравшись вокруг него. Если в группе имеются полочки с ячейками у доски для просмотра работ, то дети могут оставаться на своих местах за столом.

Организация обсуждения может быть различной, но основная форма такова: оставаясь на своих местах, дети рассматривают работы, размещенные на стенде. Воспитатель благодарит детей за выполнение работы и вновь напоминает за­дачи, которые ставились перед занятием. Исходя из этих задач, он строит свой анализ. В результате анализа дети должны понять, как правильно выполнять работу и какие ошибки они допустили. Критиче­скиезамечания доброжелательны, в рекомендательной форме. Очень бе­режно следует отнестись к творческому замыслу ребенка даже в том случае, когда он совсем не удался.

С самого младшего возрас­та нужно привлекать к анализу самих детей. Педагог спрашивает, дети должны сами делать выводы — закрепляются полученные знания. При анализе можно использовать игровую ситуацию: например, приезжает «скорая помощь» и увозит Сережиного медвежонка в больницу к Айболиту лечить лапу. За столиком в «больнице» сидит один из детей в медицинской шапке и в очках и лечит медвежонка на глазах у всех детей. Это тоже закрепление знаний, но в игровой форме.

Если занятие длилось дольше обычного, дети утомлены, на­стало время прогулки, воспитатель ограничивается общей одобри­тельной оценкой: «Сегодня все поработали хорошо, у многих получились очень интересные рисунки, позднее (перед обедам, после сна) мы их подробно рассмотрим».

Перед обедом или после дневного сна работы детей вывеши­вают на стенд и обсуждают всей группой. В младших группах не рекомендуется откладывать оценку надолго, т.к. у детей пропадет интерес к результатам своего труда, а цель анализа — научить детей объективно оценивать результаты своего труда, творчески рабо­тать над решением темы.

Формы проведения анализа могут быть различными:

· воспитатель показывает рисунок и предлагает оценить, все ли в нем правильно, как выполнено задание, что интересного приду­мал ребенок;

· одному из детей дается поручение выбрать лучшую, по его мнению, работу и обосновать свой выбор;

· ребенок анализирует рисунок, сравнивая его с натурой, образ­цом, оценивает его;

· дети вместе с воспитателем рассматривают одну работу за другой и дают им оценку.

· иногда с целью воспитания умения объективно оценивать свои работы он предлагает детям разместить в первом ряду стенда наиболее удачные, во втором — те, где допущены небольшие ошибки, и в третьем ряду — менее удачные.

После занятия воспитанникам предоставляют возможность ещё раз посмотреть работы, поговорить о них. Воспитатель же обращает­ся к тем, кто не очень активен во время анализа, кто, по его мнению, нуждается в индивидуальном обсуждении рисунка, аппликации и др.

После занятия все выполненные рисунки, поделки и игрушки желательно красиво расставить и продемонстрировать родителям в раздевальной комнате. Воспитатель привлекает их внимание к достижениям всех детей, а не только своего ребенка. Эта еженедельная выставка для родителей стимулирует желание детей выполнить свою работу красиво. Выставка детских работ действует до следующего занятия, а затем рисунки заменяются новыми.

Оформление работ мо­жет быть различным, но эстетически продуманным. На небольшом стенде для 6—8 ра­бот выставляют наиболее интересные рисунки, аппликации. Остальные работы (1-2 последних занятий) хранят в папке в файлах или др. Работы на выставке можно оформить в паспарту серого цвета с большими полями, чтобы работа выглядела привлекательнее. На отдельной этикетке справа указать название работы и имя автора.

На обратной стороне работы обязательно указать дату занятия, тему, автора работы.

Где нет возможности организовывать выстав­ки, детские рисунки, аппликации оформляют в альбоме. На каждого ребенка отводят файл, в который вкладывают рисунок. Указывается имя автора. После занятия воспитатель вынимает предыдущую работу и вкладывает новую.

Самые лучшие работы каждого ребенка выставляют на постоянно действующей выставке работ. Эти работы сохраняют длительное время, их постоянно пополняют, заменяют, стремясь, чтобы все дети были участниками этой выставки.

Персональная выставка — одна из форм поощрения детей, обладающих незаурядной фантазией. На отдель­ную полку нужно собрать все работы одного ребенка, красиво их расставить, написать его имя и фамилию, показать родителям.

Организация выставок дает большие результаты: привлекает детей к изобразительной деятельности, повышает эстетический уровень их работ, активизирует творчество. Каждая выставка должна иметь своё название – образное, художественное.

Анализ детских работ

Развитие аналитического мышления, в ре­зультате которого появляется критическое отношение к воспринимаемому, позволяет детям объективно оценивать работы, выполненные товарищами, и свои работы. Но такой уровень развития ребенок достигает к пяти годам.

В младшем возрасте ребенок не может в полной мере контро­лировать и оценивать свои действия и их результаты. Если про­цесс работы доставлял ему удовольствие, он будет доволен и результатом, ожидая от воспитателя одобрения.

В младшей группе воспитатель в конце занятия показывает несколько хорошо выполненных работ, не анализируя их. Цель показа — привлечь внимание детей к результатам их деятельности. Так же воспитатель одобряет работы остальных детей, Положи­тельная оценка их способствует сохранению интереса к изобра­зительной деятельности.

В средней и старшей группах воспитатель .использует показ и анализ детских работ в качестве приема, помогающего детям понять достижения и ошибки в изображении. Умение видеть, на­сколько правильно изображен предмет, помогает развитию созна­тельного отношения к выбору средств и приемов работы активиза­ции всей творческой деятельности.

После выполнения задания воспитатель показывает одну из работ и отмечает ее положительные стороны: «Как хорошо, ак­куратно закрашен дом», «Как красиво подобраны цвета в узоре — темные и светлые рядом, их видно хорошо», «Как интересно вы­леплен лыжник» и т. д.

Если аналогичные ошибки есть во многих работах, то следует обратить на них внимание, спросить: Как можно их исправить?

Рассматривать ошибку в работе одного ребенка со всеми деть­ми не следует, так как осознание ее будет иметь значение лишь для этого ребенка. Причины ошибки и пути ее устранения лучше про­анализировать в индивидуальной беседе.

В старшей группе к анализу следует привлекать всех детей. Однако иногда воспитатель сам дает оценку. Например, желая поощрить плохо рисующего ребенка и предвидя критику его работы другими детьми, воспитатель первый указывает на положительные стороны рисунка.

16. Назовите цель применения игровых приёмов в обучении дошкольников изобразительной деятельности. Раскройте особенности применения игровых приёмов в зависимости от возраста детей. Охарактеризуйте группы игровых приёмов, используемые при руководстве изобразительной деятельностью дошкольников.

Решите педагогическую задачу:

С детьми средней группы воспитатель проводит занятие по конструированию из строительного материала. Мишутка привел с собой из леса медвежат, но они не могут перебраться к детям, потому что на пути разлились реки разной ширины. Предлагая малышам подумать, как медвежатам перебраться через реки, воспитатель подводит их к необходимости построить мостики разной длины. Дети выбирают нужной длины дощечки, кубики, строят мосты со ступеньками, по которым медвежатам будет удобно пройти. После этого каждый ребенок переводит своего медвежонка на другой берег, играет с ним, а когда Мишутка зовет своих сыновей домой, дети снова осторожно проводят игрушку по мосту. Затем по указанию воспитателя дети складывают дощечки по размеру — длинные с длинными, короткие с короткими, складывают кубики в коробку и, попрощавшись с Мишкой, идут гулять.

Спрогнозируйте эффективность использования игровых приёмов воспитателем в предложенной ситуации. Предложите свой вариант игровой ситуации на предложенную тему занятия.

Игровые приемы, используемые при руководстве изобразительной деятельностьюэффективный и

не­заметный для ребенка путь обучения изодеятельности, способствующий бережному сохранению детских чувств, настроения.

Игровые приемы выбираются педагогом с учетом

особенно­стей игры детей, логики ее развития,

особен­ностей изобразительной деятельности.

Все игровые приемы условно можно разделить на две большие группы:

· сюжетно-игровые ситуации по типу режиссерских игр

· сюжетно-игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых.

источник