Меню Рубрики

Пришвин анализ творчества для детей

Рассказы Пришвина для детей о природе и о животных.Полный список произведений.

Михаил Михайлович Пришвин – большой, прекрасный русский писатель, которого любят и знают во всех краях и областях нашей страны и за пределами её. Много чудесных книг написано им, отрывки из них печатаются в хрестоматиях, и мы всё чаще встречаем таких читателей Пришвина, которые ещё в школьной тетради писали фразы из его произведений, приведённые в учебнике как образец прекрасного, чистейшего русского языка. Таким языком, выразительным и точным, ярким и живым, написаны все книги Михаила Михайловича.
М. Горький говорил, что «мир, познанный Пришвиным, удивительно богат и широк». Он верно отметил главное в творчестве Михаила Михайловича и об этом писал самому Пришвину: «По Вашим книгам, Михаил Михайлович, очень хорошо видишь, что Вы человеку – друг… Вы умеете измерять и ценить человека не по дурному, а по хорошему в нем».
Многие произведения М. М. Пришвина все вы хорошо знаете. Из путешествия на север Михаил Михайлович привёз первые свои книги: «В краю непуганых птиц» и «Колобок». О своём детстве и юности он написал роман «Кащеева цепь». Вся наша русская природа с её лесами, реками и человеком встаёт перед нами из книги «Журавлиная родина» и из сотен рассказов для детей и для взрослых о природе, об охоте, о любви нашего человека к своей Родине-матери.
Читаешь эти книги и понимаешь, каким большим художником был Михаил Михайлович, как непрерывно совершенствовал он писательское мастерство. Ведь настоящее мастерство бывает законченным для художника лишь на миг и дальше снова растёт. Как бы хорошо ни была сделана работа человека, с годами его опыт увеличивается, талант крепнет. Так и талант Пришвина становился всё более могучим и ясным.
В 1945 году появилась повесть-сказка М. М. Пришвина «Кладовая солнца». Эта повесть полна той «сердечно зоркой дружбы» к человеку, которая так радовала Горького в творчестве М. М. Пришвина. «Кладовая солнца» является вершиной творчества Михаила Михайловича, хотя потом появился и чудесный очерк «Заполярный мёд» и написана большая книга «Корабельная чаща». По необыкновенной ясности всего сюжета, по сказочному ритму и по содержанию, в котором герой, как во всякой сказке, борется со злой силой, эта сказка близка нам сейчас: герой сказки не сказочный, а наш, родной нам человек, и борьба его со злом заканчивается победой.
Действие сказки развёртывается на Блудовом болоте. Это – большое болото, с запасом торфа на сто лет, где «солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки». Солнечный свет и тепло дают жизнь всему зелёному покрову земли: деревьям и травам. Поэтому Блудово болото и есть «кладовая солнца»; в нём накоплено большое богатство – горючее, из которого человек долгое время сможет добывать вложенное сюда тысячелетиями солнечное тепло. В этой «кладовой солнца» рядом с прелестными местами в лесу – «палестинками»– есть и страшная трясина – Слепая елань. На это болото и пошли, как в сказке, братец с сестрицей за ягодами.
Самыми напряжёнными страницами сказки являются те, где Митраша решается пойти через эту Слепую елань по отцовскому компасу и проваливается в трясину, а его преследует страшный Серый Помещик – неуловимый волк, враг человека. И погиб бы мальчик в трясине, если бы не нашла его Травка, собака старого умершего охотника Антипыча. Травка «глаза в глаза» видит погибающего маленького человека; для неё «все люди были как два человека»: Антипыч и враг Антипыча; и она старается угадать, кто же из них перед ней. «Скорее всего это Антипыч», – подумала Травка, то есть, значит, этот мальчик – тоже друг ей, каким всегда был для неё старый Антипыч.
Так, угадав нового, молодого Антипыча в глазах мальчика, Травка спасает его, вытаскивает из Слепой елани. Митраша, освободившийся благодаря другу-собаке, убивает страшного Серого Помещика – врага людей.
У сестры Митраши – «Золотой курочки» – тоже есть своя борьба и победа. Настя не заметила, как сошла с тропинки, и обсыпанная клюква завлекла её на такую палестинку, где она потеряла было самую память о брате, погибающем рядом с ней в Слепой елани. Надо бы ей при радостной встрече с палестинкой вспомнить о брате своём и крикнуть ему: «Милый друг, мы пришли!» – а она ползёт за клюквой, одна, вся мокрая и грязная, такая, что проходящий мимо лось «её и за человека не считает: у неё все повадки обычных зверей, на каких он смотрит равнодушно, как мы на бездушные камни».
После встречи с братом Настю мучает совесть, она стыдится своей жадности и отдаёт всю клюкву приехавшим ленинградским детям.
Написана «Кладовая солнца» так удивительно, как будто для писателя даже и труда не было писать такую прекрасную сказку. Читать «Кладовую солнца» – истинное наслаждение. Чего стоит торжество встречи солнца на борине Звонкой, когда все птицы и зверушки стараются выговорить «какое-то общее всем, единое прекрасное слово»!
Михаил Пришвин незадолго до своей смерти закончил большую книгу «Корабельная чаща». В этой книге Пришвин рассказал о том, как знакомые нам из повести-сказки «Кладовая солнца» Митраша и Настя, потерявшие мать во время Отечественной войны, узнают, что отец их, которого они считали погибшим, жив. После ранения он лечился на севере и, хорошо зная лесное хозяйство, задержался там, чтобы помочь местным людям в их работе. Брат и сестра решают поехать и отыскать своего отца. Многие, многие люди, встреченные ребятами на пути, помогают им.
Для того, чтобы была написана «Кладовая солнца», «Корабельная чаща» и множество других книг, Пришвину надо было собирать по травинке, по цветочку, по ягодке в свою творческую кладовую великое богатство знаний и любви к родной земле и человеку. Это богатство Михаил Михайлович собирал в продолжение всей своей большой и прекрасной жизни художника и превращал его в свои замечательные книги. Многие поколения будут читать и любить их.

источник

М.М. Пришвин (1873—1954) был одним из певцов природы, завещавших детям любить ее, познавать ее тайны, не стремясь что-то в ней ломать и переделывать.
Первый рассказ писателя — «Сашок» — был напечатан в детском журнале «Родник» (1906. — № 11 — 12), когда автору исполнилось уже 33 года. В этом рассказе возникают темы, которым Пришвин будет привержен всю свою творческую жизнь: единство неповторимо прекрасной и таинственной природы и взаимозависимость природы и человека. А широкую известность принесла ему книга очерков «В краю непуганых птиц» (1906), в которой отразились впечатления от поездки по северу России в составе этнографической экспедиции. За эту книгу Пришвин был награжден серебряной медалью Русского географического общества и стал его действительным членом. Тогда же писатель ощутил свое призвание — быть выразителем «души природы»; в природе он видел вечный источник радости и творческих сил человека.
Особенности личности и таланта Пришвина — оптимизм, вера в человеческие возможности, в добрые начала, естественно заложенные в каждом, поэтичность восприятия мира. Все это способствовало тому, чтобы начать писать для детей.
Хрестоматийным детским рассказом стала, например, завершающая глава его книги о художественном творчестве «Журавлиная родина» (1929) — «Ребята и утята». Сюжет этой главы несложен: маленькая дикая утка переводит через дорогу утят, а видевшие это ребята «закидывают их шапками», чтобы поймать. И столь же прост вывод — обращение рассказчика к читателям: берегите птиц, населяющих лес и воды, дайте им совершить святое дело — вырастить своих детей! Писатель наполняет рассказ атмосферой радости бытия. Дети, отпустив утят, сами становятся добрее и чище.
Пришвин считал, что отделять детскую литературу от взрослой непреодолимой преградой не следует. Пришвин признавался, что больше всего боится «подыгрывания детям, скидки на возраст». Он вкладывал в произведения для них полную меру знаний об окружающей жизни и природе, при этом стремясь к увлекательности и поэтичности изображения. Не отрицая возрастных особенностей литературы для маленьких читателей, писатель обращался прежде всего к ребенку, сохранившемуся в душе каждого взрослого. Вероятно, поэтому его произведения захватывают чувства и детей, и взрослых.
Писатель находил особую интонацию, манеру общения с детьми разного возраста. Для маленьких читателей он считал главным условием «простоту». Но простота бывает разная, говорил Пришвин. Есть внешняя простота примитива, а есть простота, возникающая как результат полного владения материалом и любви к своему читателю.
Детские рассказы Пришвин создавал на протяжении всей своей творческой жизни. Впоследствии они были объединены в несколько циклов: «Золотой луг», «Лисичкин хлеб», «Дедушкин валенок».
Детские его рассказы направлены на то, чтобы раскрыть чудеса обычной жизни, показать необыкновенное в обыкновенном. Крошечная его зарисовка «Быстрик» состоит всего из нескольких фраз: «Вот полянка, где между двумя ручьями я недавно белые грибы собирал. Теперь она вся белая: каждый пень накрыт белой скатертью, и даже красная рябина морозом напудрена. Большой и спокойный ручей замерз, а маленький быстрик все еще бьется». Вот и весь рассказ, но, сколько в нем философии и красоты! Так и видишь белизну снега на земле и на пнях и контрастный красный цвет рябины, хоть и припудренной изморозью. И какая чудесная сила видится в этом быстрике, который все еще бьется, сопротивляясь морозным оковам.
Пришвинская миниатюра может состоять всего из одной строчки: «Удалось услышать, как мышь под снегом грызла орешек». А вот миниатюра из двух предложений: «Думал, случайный ветерок шевельнул старым листом, а это вылетела первая бабочка. Думал, в глазах это порябило, а это показался первый цветок». Одно мгновение тишины и внимания — и услышишь по хрусту корешка, как даже под снегом идет своя жизнь. Или увидишь «явление» первой бабочки, первого цветка. Благодаря таким миниатюркам читатель иными глазами посмотрит на то, мимо чего раньше проходил не замечая, да еще и захочет узнать о природе что-то новое, свое.
Писатель верил в исцеляющую, обогащающую тайную силу природы и стремился приобщить к ней своего маленького читателя. В тех рассказах, где действуют и дети, это стремление выражено более открыто, так как там затрагивается моральная проблематика, поведение детей в мире природы.
Крошечный рассказ «Лисичкин хлеб» дал название книге, вышедшей в 1939 году. Героиня рассказа Зиночка вовлечена автором в своеобразную игру: узнав от него о том, чем питаются лесные обитатели, она вдруг заметила в корзинке кусок хлеба и «так и обомлела»:
— Откуда же это в лесу взялся хлеб?
— Что же тут удивительного? Ведь есть же там капуста.
— Заячья.
— А хлеб Лисичкин. Отведай. Осторожно попробовала и начала есть.
— Хороший Лисичкин хлеб.
Даже самый маленький читатель может самостоятельно извлечь из такого рассказа заложенный в него смысл. Зиночка, вероятнее всего, не стала бы есть «просто хлеб» да еще похваливать, не будь он «лисичкин». Автор позволяет себе лишь тень иронии, к своим маленьким героям он относится бережно и нежно.
Подлинной человечностью проникнут рассказ о выращенном человеком журавле («Журка»), о спасенном лягушонке-путешественнике («Лягушонок»), о хромой утке («Хромка»), о прирученном еже и тетереве («Еж», «Терентий»).
Звери и птицы у Пришвина «кукуют», «гудят», «свистят», «шипят», «орут», «пищат»; каждый из них по-своему движется. Даже деревья и растения в пришвинских описаниях становятся живыми: одуванчики, как дети, засыпают по вечерам и просыпаются по утрам («Золотой луг»); точно богатырь, выбивается из-под листов гриб («Силач»); шепчет лес («Шепот в лесу»).
Говоря о животном мире, писатель особо выделяет материнство. Не раз расскажет Пришвин, как рискует собой мать, защищая детенышей от собаки («Ярик»), от орла («Орлиное гнездо») и от других неприятелей («Ребята и утята», «Пиковая дама»). С улыбкой поведает художник о том, как звери-родители заботятся о своем потомстве, учат его («Курица на столбах», «Борец и Плакса», «Первая стойка»). Художника радуют в животных такие прекрасные качества, как ум, сообразительность («Синий лапоть», «Нерль», «Изобретатель»).
Восхищением перед красотой природы и человека, ее друга и хозяина, проникнуты все произведения писателя. Обращаясь к юному читателю, художник утверждает, что мир полон чудес и «это… чудеса не как в сказке о живой воде и мертвой, а настоящие… они совершаются везде и всюду и во всякую минуту нашей жизни, но только часто мы, имея глаза, их не видим, имея уши — не слышим». Пришвин видит и слышит эти чудеса и раскрывает их перед ребенком. Для него нет растений вообще, а есть белые грибы, кровавая ягодка костяника, голубая черника, красная брусника, кукушкины слезки, валерьянка, петров крест, заячья капуста. Для него нет животных и птиц вообще, а есть скопа, трясогузка, журавль, ворона, цапля, овсянка, землеройка, гусь, пчела, шмель, лисица, гадюка. И это только в двух рассказах — «Лисичкин хлеб» и «Гости».
Если же взять и другие, то, пожалуй, не найдется ни одного зверя или растения средней полосы России, которые бы не были упомянуты Пришвиным. Автор не ограничивается одним упоминанием, а наделяет своих «героев» голосами и привычками, которые надолго ложатся в память: «Скопа прилетела, рыбный хищник,— нос крючком, глаза зоркие, светло-желтые,— высматривала себе добычу сверху, останавливалась в воздухе для этого и пряла крыльями».
Пришвин считал, что величайшее достижение человеческих усилий — ребенок, воспитанный в сознании взаимосвязи с великим целым — природой, в убеждении, что он всегда должен быть на ее стороне, защищать и оберегать ее

Многообразие жанров в творчестве В.В. Бианки
Традиции устного народного творчества и классической русской литературы в произведениях писателя.
Своеобразие писательской манеры. Воспитание наблюдательности и бережного отношения к природе.

В 2004 году исполнилось 110 лет со дня рождения замечательного детского писателя Виталия Валентиновича Бианки. В. В. Бианки (1894—1959), войдя в детскую литературу в 1924 году как автор журнала «Воробей», создал для маленьких читателей множество произведений о природе. Их герои — животные, птицы, растения. Он автор более трехсот произведений о жизни мира животных.
Его добрые гуманные рассказы и сказки воспитывали миллионы детей. Не одно поколение ребят они научили доброте и любви к братьям нашим меньшим, научили заботе и милосердию к тем из них, кто попал в беду.
Он был лучшим русским писателем анималистом советского периода. «Переводчики с бессловесного» — так называл он себя и своих соратников, писателей о жизни животных. Переводить на язык человеческий и птичий щебет, и всякую другую звериную многоголосицу он научился с детства, когда совершенно естественно, как только ребенок может, окунулся в необъятный мир природы и никогда уже не нашел выхода из этого удивительно заповедного мира животных.
Став детским писателем, он каждое свое произведение стремился сделать толчком к постижению таинственного и манящего мира природы. Пробудить любознательность ребенка и доставить ему эстетическую радость — такие задачи он ставил перед собой.
Первая сказка В. Бианки — «Путешествие красноголового воробья» (1923). Затем последовали «Лесные домишки». «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?», «Первая охота» и множество других произведений (более трехсот). Сам он называл те из них, что относились к художественно-познавательному жанру, — «сказки-несказки».
Бианки высоко ценил народные сказки за сжатость и простоту. Их стиль он и взял как модель для своих произведений, намереваясь дать детям знания о мире. На страницах его сказок оживают увиденные натуралистом лесные обитатели во всей неповторимости их облика и повадок.
Первый опубликованный детский рассказ Бианки – Чей нос лучше? (1923).Герои рассказа птицы Тонконос, Крестонос, Дубонос и др. напоминали сказочных героев, повествовательная манера Бианки была полна точных наблюдений и юмора. В рассказе «Чей клюв лучше» разные птицы убеждали друг друга в преимуществах своего клюва, пока неожиданно появившийся ястреб не прервал этот спор весьма прозаическим образом, скушав несчастного мухолова — зачинателя спора. Этот рассказ помогает детям понять какие клювы бывают у тех или иных птиц и для чего они предназначены.
Драматично разворачиваются события в сказке «Как Муравьишка домой спешил» (1936). Произошла весьма неприятная история: любопытный Муравьишка забрался на высокое дерево, а сухой листок обломился, и ветер отнес Муравьишку далеко от родного дома; между тем скоро «сядет солнце, муравьи все ходы и выходы закроют — и спать. А кто опоздал, тот хоть на улице ночуй». Бедный Муравьишка к тому же при падении ноги себе зашиб, так что сам до дому не добежит. Вот и приходится ему обращаться за помощью к Пауку, Жужелице, Землемеру, Кузнечику, Водомеру. И маленькие читатели узнают, как передвигаются эти насекомые по земле и по воде. Это не только урок занимательной энтомологии, но и урок доброты: ведь Муравьишке никто из маленьких обитателей леса не отказывает в помощи.
В сказке Бианки В.В. «Мышонок Пик» маленького, беспомощного мышонка, попавшего в кораблекрушение, всюду подстерегают опасности: то налетит разбойница-сова, то козы съедят запасы, заготовленные на зиму. Но он не унывает, а как настоящий Робинзон смело осваивает остров.
Рассказ «Плавунчик» об удивительной птичке — плавунчике. Птички эти из куликов и живут больше по болотам, по берегам рек и озер. Но они не плавают, не ныряют, а только бегают у воды по берегу и кланяются клювом до земли: так они достают себе еду в тине, в иле, под камешками или в траве.
В рассказе «Синичкин календарь» молоденькая синичка Зинька наблюдает за природой, заводит дружбу со многими зверями, освобождает в марте куропаток из снежной тюрьмы, пытается в июле кормить чужих птенчиков, спасти девочку от медведя, беспокоится в холодном ноябре о друге Зензивере. Перед маленьким читателем откроются повадки животных и птиц в разное время года.
В основе всех лесных сказок, рассказов и повестей Бианки лежат его собственные научные наблюдения над жизнью леса и его обитателей. Создавая их, он стремился и ребят приучить к самостоятельным наблюдениям над родной природой. Нельзя не полюбить милых мохнатых и пернатых героев Бианки, когда он рассказывает об их повадках, о ловкости, хитрости, умении спасаться и прятаться.
Герои Бианки — это не только животные, птицы и насекомые, но и их друзья — ребята. В сказках и рассказах Бианки часто появляются дети, приручающие животных, например, Сергейка из рассказа «Кузя двухвостый», которому «очень хотелось поймать какую‑нибудь птичку, особенно кузю – большую белощёкую синицу. Уж очень они – кузи – весёлые, бойкие, смелые». Писатель много усилий тратил на то, чтобы пробудить в маленьких читателях чувство сопричастности к миру природы, к миру животных. Как и у Пришвина и Житкова, человек у него не покоритель природы, а ее неотъемлемая часть. Вред, причиняемый природе, неизбежно скажется на существовании всего живого на Земле, не уставал напоминать писатель.
Тридцать пять лет Бианки писал о лесе. Это слово часто звучало в названиях его книг: «Лесные домишки», «Лесные разведчики». А самой знаменитой книгой стала «Лесная газета». Другой подобной просто не было.
В «Лесных домишках» (1923) рассказано о жилье разных птиц. Главный персонаж — юная ласточка Береговушка. Заблудившись в незнакомом лесу, она ищет пристанище на ночь — в жилище Зуйка, Витютня, Иволги — и чуть не попадает в зубы белки. Береговушка находит свой дом, а дети в конце рассказа узнают, как устроено ласточкино гнездо на речном обрыве: «В обрыве — дырки, дырки, дырки. Это всё ласточкины норки. В одну из них юркнула Береговушка. Юркнула и побежала по длинному-длинному, узкому-узкому коридору. Добежала до его конца и впорхнула в просторную круглую комнату. Тут уже давно ждала ее мама. Сладко спалось в ту ночь усталой маленькой Береговушке на мягкой теплой постельке из травинок, конского волоса и перьев. ». Сюжет в сказке о Береговушке разворачивается стремительно, события драматичны, приключения увлекательны, а в результате ребенок усваивает новые сведения о природе, испытывая к тому же целую гамму чувств: удивление перед многообразием природы, жалость к заблудившейся птичке, страх за ее жизнь.
В жизни животных и растений событий не меньше, чем у нас — людей. Каждый день в лесу масса происшествий. Кто-то строит дом, у кого-то свадьба. Обо всех этих новостях рассказывает «Лесная газета», из которой можно узнать:
— Что делали рыбы зимой?
— Какая птица кричит как кошка?
— Дышит ли цыпленок в яйце?
Переведенная на многие языки, «Лесная газета» входит в мировой фонд детской литературы. По существу, входит в него и все творчество Виталия Бианки.
Знакомство читателя с основными биологическими закономерностями и взаимосвязями происходит в «Лесной газете» в форме увлекательной игры. Обыгрывается форма газеты — периодичность выпуска ее номеров: первый номер — «Месяц пробуждений», четвертый — «Месяц гнезд», восьмой — «Месяц полных кладовых» и т. п. В расположении материала имитируются газетные отделы: статьи — корреспонденции — письма читателей. Броские заголовки, веселые объявления, стихи и шутки задают тон всей «Лесной газете», отнюдь не умаляя главного ее направления — «быть самоучителем любви к родной природе».
Переведенная на многие языки, «Лесная газета» входит в золотой фонд мировой детской литературы. По существу, входит в него и все творчество Виталия Бианки.

Читайте также:  Анализ нарушений ритма у детей

1. Понятие детской литературы
2. Понятие устного народного творчества
3. Пословицы и поговорки
4. Фольклорная сказка
5. Фольклор разных народов мира
6. Истоки детской литературы
7. Русская детская литература первой половины XIX века
8. Понятие о литературной сказке
9. ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ
9.1 Басни И.А. Крылова в чтении детей. Особенности жанра.
10. ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ЖУКОВСКЙ
11. АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
11.1 Роль А.С. Пушкина в истории русского литературного языка
12. Сказки Петра Павловича Ершова
13. Сказки Антония Погорельского
14. Сказки Владимира Федоровича Одоевского
15. Сказки В.И. Даля
16. Сказки К.Д. Ушинского
17. Сказки Н.А. Некрасова
18. Сказки Льва Толстого
19. Русская природа в творчестве Ф.И. Тютчева, А.К. Толстого, А.Н. Плещеева, А.А. Фета, А.Н. Майкова, И.С. Никитина, И.З. Сурикова.
20. Произведения о детях и для детей в творчестве писателей конца XIX начала XX века
20.1 Основные тенденции в детской литературе рубежа XIX — XX вв.
21. Гуманистические идеи произведений Д.Н. Мамина-Сибиряка, В.М. Гаршина
22. Сказки Гаршина, Мамина-Сибиряка для детей
23. Развитие тем природы, крестьянского быта, детства в стихах А.А. Блока, С.А. Есенина, К.Д. Бальмонта
24. Русская литература XX века 20-30-е гг.
25. Сказки Максима Горького
26. Поэзия 20-30-х годов в детском чтении
27. Поэты группы
28. Сказки Корнея Чуковского
29. Детские стихи Маршака
30. Детская литература Маяковского
31. Детские стихи Саши Чёрного
32. Стихи и детская литература С.В. Михалкова
33. Детские стихи Агнии Барто
34. Развитие жанра литературной сказки Ю.К. Олеша, А.Н. Толстой, В.П. Катаев, П.П. Бажов
35. Борис Степанович Житков — биография и творчество
36. Творчество М.М. Пришвина
37. Творчество Чарушина
38. Природоведческая литература 60–80-х годов
39. Развитие темы детства в детской литературе 40-50-х годов
40. Творчество В.А. Осеева
41. Творчество Л.Ф. Воронковой
42. Поэзия 60–80 гг. в детском чтении
43. Творчество Б.В. Заходера
44. Творчество Г.В. Сапгира
45. Творчество В.Д. Берестова
46. Творчество И.П. Токмаковой
47. Творчество Я.Л. Акима
48. Творчество Р.С. Сефа
49. Творчество Н.Н. Носова
50. Творчество В.Ю. Драгунского
51. Зарубежная детская литература
52. Творчество Шарля Перро
53. Творчество Братьев Гримм
54. Творчество Ганса Христиана Андерсена
55. Творчество Р. Киплинга
56. Творчество Юлиана Тувима
57. Значение иллюстрации в детской книге. Развитие на разных этапах. Художники иллюстраторы.

« назад Оглавление вперед »
35. Борис Степанович Житков — биография и творчество &#0171 | &#0187 37. Творчество Чарушина

Литературное творчество как основное дело жизни Мамлеева Юрия Витальевича. Буквализация автором в духе сюрреализма значимого для классической литературы понятия «внутреннего мира» человека. Его основные произведения: «Шатуны», «Неприятная история».

Завязка основного действия, особенности характеров главных персонажей в историческом романе Булгакова «Белая гвардия». Философская проблематика повести «Собачье сердце», художественное композиция и библейский сюжет в романе «Мастер и Маргарита».

«Тихий Дон» М. Шолохова – крупнейший эпический роман XX века. Последовательный историзм эпопеи. Широкая картина жизни донского казачества накануне первой мировой войны. Боевые действия на фронтах войны 1914 года. Использование народных песен в романе.

Ознакомление со стилистическими особенностями написания и сюжетной линией сатирической картины «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина. Изображение общего безверия и утраты нравственных ценностей нации в романе «Преступление и наказание» Достоевского.

Становление поэта. Поэтический мир и миф. «После России». Проза. Особенности поэтического языка. Конец пути. незадолго перед своей кончиной, составляя последний поэтический сборник, Марина Цветаева открывала стихотворением «Писала я на аспидной доске…».

Марина Ивановна Цветаева родилась 26 сентября 1892 года в московской профессорской семье. Писать стихи Марина начала с шести лет, а свое шестнадцатилетие отметила первой публикацией в печати. Поэтический мир и миф. Особенности поэтического языка.

Марина Ивановна Цветаева — драматург, прозаик и одна из самых известных русских поэтесс. С.Е. Голлидэй как прототип героини цветаевских пьес. Неугасимая ненависть к «бархатной сытости» и всякой пошлости как основная тема стихотворений в зрелом творчестве.

Краткие биографические сведения о башкирском поэте М. Каримове. Самобытность поэтических образов, философский смысл и романтизм лирики поэта. Педагогический опыт М. Карима. Тематика его произведений, выражение в них самобытности башкирского народа.

Определение философской трактовки понятия «творчество». Жизнь и творчество Михаила Булгакова. Как и с помощью каких приёмов, художественных средств раскрываются проблемы проявления творческого начала в героях романа писателя «Мастер и Маргарита».

Влияние опыта мировой классики и современности на творчество Максима Горького. Ранние романтические произведения Горького. «Макар Чудра» — идеал личной свободы. Сказка «О маленькой фее и молодом чабане». Рассказ «Старуха Изергиль». «Песнь о Соколе».

источник

Воспитание любви к природе через произведение детской литературы. Идейно-тематическое своеобразие рассказов, система образов, особенности языка рассказов, воспитательное значение произведений М.М. Пришвина (сборники «Лисичкин хлеб», «Золотой луг»).

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Человек и природа в творчестве М.М. Пришвина

Природа — это всё естественное богатство окружающего мира, которое открывается юному человеку в процессе познания, труда и творчества. Она живёт по своим законам, а человеку важно понять эти законы, так как человек и природа составляют единое целое.

Задача воспитателя состоит в том, чтобы помочь ребёнку в полной мере увидеть и понять красоту природы, воспитать в нём высокие нравственные качества, которые необходимы для его последующего развития и формирования как личности, как человека. Это очень важная задача — рассматривая природу и нравственность как единое целое, формировать у ребёнка потребность в общении с природой, потребность в бережном отношении к ней, а также в выборе своих действий. В этой работе большую помощь оказывают рассказы писателей — природоведов, которые в своих текстах учат детей видеть красоту природы, правильно вести себя в природе. В основном в этих произведениях затрагиваются проблемы природы и нравственности, так как эти два понятия идут нераздельно друг от друга. Что касается литературы для чтения, то это рассказы самой разнообразной тематики. Многие из них помогают детям проникнуться чувством любви и уважения к природе. К ним относятся произведения русских классиков А. Пушкина, Л. Толстого, Н. Некрасова, и советских поэтов и писателей — В. Маяковского, С. Маршака, С. Михалкова, М. Пришвина и многих других. (4; 1)

Воспитание любви к природе через произведение детской литературы

детский рассказ пришвин воспитание

Природа всегда вызывает интерес — здесь сосредоточена истина. Природа — могучее целое, которое не подвластно ни времени, ни человеку и представляет предмет изучения не только детей, но и взрослых. Тесная взаимосвязь в природе обуславливает её уникальность, составляет её идеал. Но с природой неразрывно связан и человек. Человека нельзя отделить от природы, его нужно рассматривать, как её составную часть.

В воспитании любви к природе у дошкольников большую роль призваны сыграть воспитатели. И в этом деле ближайший помощник художественная литература о природе. Достаточно назвать имена Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Тютчева, Есенина, Бажова, Пришвина, Паустовского, чтобы почувствовать, как много может дать их творчество для формирования интереса детей к природе. Литература о природе представляет собой уникальную энциклопедию знаний для детей. На материале литературы о природе решают такие важные воспитательные задачи, как развитие эстетического чувства ребенка и через него воспитание любви к родной природе, умение выражать отношение к окружающему, расширение представлений об окружающем мире, развитии речи, связь с изучением языка, воспитание гуманности.

Детская книжка о природе используется педагогом прежде всего в воспитательных целях. Являясь видом искусства, она воздействует не только на сознание ребенка, но и на его чувства. Природоведческая книга дает богатый материал для воспитания познавательного интереса, наблюдательности, любознательности. Она ставит перед детьми новые вопросы, заставляет их присматриваться к окружающей природе.

В руках воспитателя детская книга о природе имеет большую познавательную ценность. Она выводит за пределы наблюдаемого и тем самым расширяет представления детей, знакомит с теми явлениями, которые непосредственно воспринять невозможно Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по своему привлекателен, и, описывая его, ребёнок учиться определять своё отношение к природе, передавать его в рассказах, в рисунках и т.д. Встречи с природой возбуждают фантазию ребёнка, способствуют развитию речевого, изобразительного, игрового творчества. Чтение поэтических произведений о природе развивает эмоциональность, образность детской речи. Дети начинают использовать в своих высказываниях и рассказах отрывки из прослушанного. (1; 3)

Читайте также:  Анализ наблюдения игровой деятельности детей

В беседах воспитатель часто использует литературные произведения. Но специфика произведений, рассказывающих о природе, такова, писал К.Д. Ушинский, что в них «многое понимается только чувством и не может быть объяснено умом». Поэтому педагог при чтении стихотворения или рассказа должен обратить внимание не только на его содержание, но постараться раскрыть его настроение и помочь ребенку проникнуться этим настроением. Воспитатель может широко использовать как сюжетные произведения о природе (В. Бианки, Е. Чарушина, Н. Павловой, Э. Шима), так и описательные (Г. Скребицкого, М. Пришвина, И. Соколова-Микитова); может читать детям стихи русских и советских поэтов (А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, С. Есенина), в том числе написанные специально для детей (С. Маршака, З. Александровой, В. Серовой).Также воспитатель может прочитать детям дополнительно некоторые рассказы из книг: В. Бианки «Лесные сказки и рассказы» (М., «Детская литература», 1968); Ю. Дмитриев «Большая книга леса» (М., «Детская литература», 1974); А. Михайлов «Вот так куколка» (М., «Малыш», 1968); Н. Сладков «В лесах счастливой охоты» (М., «Детская литература», 1964), «Песенки подо льдом» (М., «Детская литература», 1967); а также рассказы И. Соколова-Микитова, Г. Скребицкого, М. Пришвина.

Чтением художественных произведений воспитатель может дополнить не только беседы, но и наблюдения, прогулки. (6; 2)

Чтение художественного произведения детям дошкольного возраста помогает воспитателю обогащать их знаниями, учить глубже всматриваться в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы, любить и беречь окружающий нас мир. Многие книги о природе для детей написаны учеными-биологами. Содержание их научно достоверно, помогает детям познать природу во всем ее многообразии, закладывает основы материалистического понимания. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Книги, как правило, содержат оценку происходящего. Знакомясь с их содержанием, дети переживают ход событий, мысленно действуют в воображаемой ситуации, испытывают волнение, радость, страх. Это помогает воспитывать этические представления — любовь и бережное отношение к природе.

Значение природоведческой книги очень велико, через неё идёт знакомство детей с окружающим миром, который раскрывает при помощи книги свои тайны, воспитывая нравственные, эстетические и другие качества человека, начиная формировать личность.

Познавательная деятельность детей преимущественно проходит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения. Быстротекущее становление, множество новых качеств, которые необходимо сформировать или развивать у дошкольников, диктуют воспитателям строгую целенаправленность всей учебно-воспитательной работы, в том числе и при чтении книги. Ребёнок познаёт мир, воспринимая его таким, каким его показывает писатель. Например, Пришвин в своих рассказах так умело описывает все прелести природы или повадки животных, что в воображении детей сразу рисуется их яркий образ, дети наяву слышат, как поют птицы или шумят листья на деревьях.

Особенности творчества М.М. Пришвина (на материале сборников детских рассказов «Лисичкин хлеб», «Золотой луг»)

Замечательный писатель Михаил Михайлович Пришвин родился (1873-1954) в купеческой семье под городом Елецк. Учился в Елецкой гимназии, в Тюмени — в реальном училище, в Риге — в политехникуме, в Лейпциге — в университете. Получил специальность агронома. Творчество Михаила Михайловича Пришвина от начала до конца полно глубокой любви к родной природе. Пришвин был одним из первых, кто заговорил о необходимости сохранения равновесия сил в природе, о том, к чему может привести расточительное отношение к природным ресурсам. Не зря Михаила Пришвина называют «певцом природы». Этот мастер художественного слова был тонким знатоком природы, прекрасно понимал и высоко ценил ее красоту и богатства. В своих произведениях он учит любить и понимать природу, нести ответственность перед ней за ее использование, причем не всегда разумное. С разных сторон освещена проблема отношений между человеком и природой. В этих произведениях Пришвина прослеживается пристальное внимание к миру, вглядывание в цветок, в круги на воде, в молодые еловые иголки и ощущение кровного с ними родства. А сколько в рассказах Пришвина наблюдений за листками, грибами, муравьями, птицами, ветром, зайцами — наблюдений, полных нежности и сочувствия! Природа живет, чувствует, играет, тоскует и радуется — и просится к человеку. Ждет его внимания, любви, помощи. Если говорить о восприятии природы Михаилом Михайловичем Пришвиным, то он воспринимал ее двойным зрением: как писатель и как ученый. У него весьма достоверные и зоркие наблюдения, у него нет случайных слов — каждое выверено, взвешено и накрепко уложено во фразу. Главное действующее лицо в рассказах Пришвина о природе — он сам: охотник, наблюдатель, ученый, художник — искатель слов, точных и поэтических, искатель правды. Переживания детства «через посредство охоты»… Эта мысль объясняет, почему так много охотничьих рассказов, как, впрочем, и других, писатель адресовал детям.

Пришвин никогда не делил своё творчество на «взрослое» и «детское». «Я всегда, всю жизнь свою работаю над одной и той же темой, в которой и детская, и общая литература сливаются в одно целое», — утверждал писатель. В творчестве Михаила Михайловича Пришвина существуют и рассказы, и повести, и романы. В детских садах для знакомства детей с природой в основном используют рассказы писателя и небольшие зарисовки о природе. «Нигде не нужна так простота языка, — писал он, — как в рассказах для ребенка младшего возраста, но никакой мастер и мудрец от стилистики не напишет такой рассказ, если он в то же время не способен погладить ребенка словом, как погладил бы его просто рукою по голове любящий детей человек» — говорил М.М. Пришвин

Для детей вышли в свет его книги: «Матрёшка в картошке», «Ярик», «Ёж», «Луговка», «Лисичкин хлеб», «В краю дедушки Мазая», «Кладовая Солнца», «Зверь бурундук», «Журка», «Ребята и утята», «Золотой луг», «Старый гриб», «Разговор птиц и зверей». Книги Пришвина «Лисичкин хлеб», «Золотой луг», — азбука природы. Многому она научит, многое объяснит. Автор любил свои рассказы для детей, радовался их успеху и для себя объяснял их удачу так: «Из-за того я их и пишу, что они пишутся скоро, и, пока пишешь, не успеешь надумать от себя чего-нибудь лишнего и неверного. Они чисты, как дети, и их читают и дети, и взрослые, сохранившие в себе свое личное дитя». Наверное, это правда, и рассказы потому и стали детскими и любимыми, что он не успел в них «надумать от себя чего-нибудь лишнего», усложнить отвлеченной мыслью.

А о чем же рассказ «Лисичкин хлеб»? Рассказ этот о силе поэтического слова, которое простой хлеб преображает в сказочный и тем делает его желанным. Особенность этого и других рассказов М. Пришвина, — в отсутствии «в лоб» всказанной «морали». Поучительный вывод читатель сам извлекает из ситуации. (2; 22) О чем мы узнаем из рассказа? Вместе с Зиночкой мы узнаем, как живет тетерев, что представляет собой рябчик, какие грибы растут в лесу, как называются разные ягоды, чем лечатся деревья. Зиночка оказывается весьма в неприглядном положении: читатель-то знает, что «лисичкин хлеб» — самыйобыкновенный, а значит, вся привередливось Зиночки, её пренебрежение к «нашему хлебу» ни на чём не основаны. И он вместе с автором хитро подсмеивается над слабостью девочки. (3; 136) Пришвин, начиная как будто с простого исследования, поднимется в философские, поэтические, духовные сферы, в сферы глубокого искусства. Здесь можно увидеть точные реальные образы, каждый из них индивидуален и красочен. Звери и птицы у Пришвина «шипят, гудят, орут, кукуют, свистят, пищат»; каждый из них по-своему движется.

Свою лучшую детскую книгу «Золотой луг» Пришвин составил из вполне взрослых книг («Рассказы егеря», «Лесная капель», «Неодетая весна», «Календарь природы») и из дневников и в этой работе как-то особенно ясно увидел, как тонка грань между сказкой и реальностью, когда пишешь о природе, а думаешь о людях. Как относиться к природе, окружающему миру, каким должен быть человек, что движет его эмоции — вот неполный перечень проблем, которые возникают из-за того или иного поведения людей. М.М. Пришвин смотрит на природу своим особым зорким глазом, он понимает разговор птиц и зверей, домашних животных, знает тайны природы и открывает их нам. — Об одной из таких тайн природы мы узнаем из рассказа «Золотой луг». На примере этого рассказа мы видим, что даже деревья и растения в пришвинских описаниях становятся живыми: одуванчики засыпают по вечерам и просыпаются по утрам. Из начала рассказа мы узнаём, что одуванчики — цветы «неинтересные». «Скромненький. Желтый. В букет не нарвешь — стебелек слаб. Вянет быстро. Почти без запаха. Единственная забава — дунуть на отцветший белый шар, так чтобы мелкие семечки на своих пушистых парашютиках разлетелись по ветру. Первый расцветает. Подобен солнцу.» Но почему сначала цветы были «неинтересные», а потом стали «интересными»? В солнечный день луг золотой, а ночью зеленый. Цветы ложились спать вместе с детьми, и вместе вставали. Автор учит наблюдать и любить природу, замечает малейшие изменения, происходящие вокруг, умеет рассказать о них так, что ясно себе все можем представить. Из этого рассказа видно, что даже в самом простом, неказистом, на первый взгляд ничем не приметном цветке скрыта удивительная красота. Недаром маленькие дети очень любят одуванчики, всегда тянутся к ним. (6; 1)

В своих произведениях автор служит примером в плане бережного отношения к природе. Его рассказы способны пробудить и развить те лучшие качества человека, которые необходимы в жизни. Читая рассказы, мы расширяем кругозор детей, получаем реальную информацию, в которой могут содержаться события, фактически сходные с ситуациями, которые могут случиться в реальной жизни. «Чудеса не как в сказках о живой воде и о мёртвой, а настоящие, как они совершаются везде и всюду, и во всякую минуту нашей жизни, но только часто мы, имея глаза, их не видим, имея уши — не слышим», — так писатель писал, который всё знал о природе, понимал её язык. Человек часть природы. Вырубит он леса, загрязнит реки и воздух, уничтожит зверей и птиц — и сам не сможет прожить на мёртвой планете. Поэтому и обращается Пришвин к детям: «Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни… Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные — будем охранять наши леса, степи и горы. Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу — значит охранять родину». (7; 1)

1) Если говорить о значении природоведческой книги, то можно сказать, что она является своеобразной платформой, где сосредоточены знания о природе. На основе этих книг идёт развитие представлений ребёнка о том, какое должно быть отношение к окружающему миру.

2) Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому, яркому испытывает радость общения с природой. Он открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках. В.А. Сухомлинский писал «Мир, окружающий ребенка, — это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.»

3) Знакомя детей с природой, мы формируем у них нравственное и эстетическое отношение к действительности «Именно глубина чувств и переживаний, испытываемых детьми при слушании, их эмоциональная отзывчивость, — пишет Н.С. Карпинская, — свидетельствуют о силе воспитательного воздействия художественного произведения. Без этой чувственной основы, без эмоционального отношения детей к тому, что они слушают, искусство как средство воспитания теряет свою ценность».

4) Познавать мир с помощью природоведческой книги — значит, иметь возможность познакомить ребёнка со многими важными для него аспектами жизни. В первую очередь писатель-природовед обращает внимание на природу, как на основу всего живого, соединяющую воедино все начала. Таким писателем можно назвать М.М. Пришвина. Его рассказы позволяют увидеть характер реального героя, способен разобраться в мотивах его действий и, что особенно важно, сделать вывод: следовать его примеру или нет.

5) Творчество Пришвина — негромкое, голос его произведений тихий, но настойчивый. Пришвин разворачивает перед читателем картины природы как неизменного мерила добра и красоты, рисует портреты людей, ничем особенным не примечательных, но сохранивших главное — доброту и человечность, говорит о вечном.

6) Чем пристальнее вчитываешься в строки книг Пришвина, понимаешь, что рассказы и повести писателя могут эффективно использоваться в воспитании детей. Развивая познавательные интересы детей, мы можем показать всю красоту окружающего мира, дать понять, что человек не может быть охотником — он часть природы, с которой необходимо подружиться и изучить её, научиться бережному отношению к ней. Таким образом, книги Пришвина играют важное значение в изучении окружающего мира и воспитании нравственно-эстетических качеств маленького ребёнка.

1) Н.Ф. Виноградова, «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой», М., 1978. OCR Detskiysad. Ru

2) Ивич А. «Природа и дети», Детская литература 1980

источник

Михаил Пришвин.Жанровое своеобразие произведений. Особенности рассказов М.М.Пришвина.Анализ сказки «Кладовая солнца».

М.М.Пришвин родился1873 года в Липецкой области, в купеческой семье (отец умер, когда мальчику было семь лет). Окончив сельскую школу, поступил в Елецкую классическую гимназию, откуда был исключен за дерзость учителю. Переехав в город Тюмень к дяде окончил шесть классов Тюменского училища.Поступил в Рижский политехникум. 1896 Пришвин участвовал в работе марксистских кружков. Поэтическое мировосприятие, художническая зоркость к мельчайшим подробностям жизни становятся основой многих детских рассказов Пришвина, собранных в книгах «Зверь-бурундук», «Лисичкин хлеб» (1939) и др. В Кладовой солнца (1945) Пришвин создал сказку о детях, попавших из-за разлада между собой в лапы коварных мшар (лесные сухие болота), но спасенных оставшейся без хозяина охотничьей собакой.Пришвин описывает в своих рассказах не просто отношение людей к природе, а отношение их к природе в процессе своего развития, в процессе переделки своей собственной человеческой природы.Сколько еще в рассказах Пришвина наблюдений за листками, грибами, муравьями, птицами, ветром, зайцами — наблюдений, полных нежности и сочувствия! Природа живет, чувствует, играет, тоскует и радуется — и просится к человеку. Ждет его внимания, любви, помощи. И Хозяин Леса, сильный своим разумом, добрый «сердечной мыслью», всматривается, вслушивается в нее, любуется, понимает — и принимает под свою защиту.В своих рассказах Пришвин даёт точные реальные образы, каждый образ в его рассказах индивидуален и красочен.Особенно близкой детям является идея единства человека и природы.В текстах очень часто встречаются моменты, где автор служит примером в плане бережного отношения к природе. Его рассказы способны пробудить и развить те лучшие качества человека, которые необходимы в жизни. Читая рассказы, мы расширяем кругозор детей, получаем реальную информацию, в которой могут содержаться события, фактически сходные с ситуациями, которые могут случиться в реальной жизни. «Кладовая солнца» — сказка-быль. Вполне реальные дети отправляются во вполне реальное путешествие — за клюквой. Но им приходится сталкиваться с одушевленными силами природы — как благосклонно настроенными, так и враждебными (волк Серый помещик). Он поэтически описывает пробуждение весенней природы, голоса птиц и зверей, сливающиеся в единый волшебный хор.Пришвин очень внимателен к детям. Он с мягким юмором и большой любовью описывает двух самостоятельных крестьянских детей, умеющих справляться с большим хозяйством. Пришвин в образах брата и сестры утверждает крестьянскую основательность, любовь к труду, практическую сметку и умение бороться с трудностями. Брат и сестра — вовсе не идеальные, правильные и послушные детки. Они спорят из-за того, кто из них главнее. Митраша, чтобы доказать свою правоту, идет узкой тропкой — и чуть не погибает в болоте.Настя девочка жадноватая: увлекшись сбором невиданного урожая клюквы, чуть не позабыла о брате. Но пережитые испытания делают детей умнее и добрее. Настя отдает всю собранную ягоду детям, эвакуированным из блокадного Ленинграда.

Читайте также:  Анализ народной сказки для детей

27. Научно художественная литература для детей. Анализ творчества Б.С. Житкова, В.В.Бианки, Е.И. Чарушина (по выбору учащихся)

Зарождение первых рассказов и повестей для детей исторического, географического, бытового плана.Бианки писал научно-художественные книги для детей, где главной темой была тема природы и человека. Если сравнить его творчество с творчеством других писателей, работавших по этой же теме, то можно увидеть много отличного, но в тоже время и общее, а именно, привитие понимания и любви к родной природе.В.Бианки пытался решить проблему «человек и природа» по – иному, создавая научно-художественные сказки. Он облекал сложные научные вопросы о жизни животных в необыкновенные, увлекающие детей приключения обитателей лесов, полей и рек. В 1928 году вышла «Лесная газета», ставшая уникальным произведением в мировой детской литературе. В 30-х годах вышли новые произведения В.Бианки: «Приключения муравья», «Сказки зверолова», «Маленькие рассказы». Писатель развивал в своих произведениях идеи воспитания радостью в процессе общения детей с окружающим миром животных, птиц, насекомых и растений.Его произведения – это смешные сказки, драматические повести, рассказы о животных. Сказки вводят ребенка в мир живой природы, помогают понять его. В сказках животные рассуждают и действуют, как люди.Бианки был настоящим мастером литературной сказки. Начиная с «Теремка» и «лесного колобка – Колючего Бока». Это явный намек на устное народное творчество. Только жители теремка Бианки – звери или птицы в их природной среде обитания, а колобок – ежик, спасающийся от лисы.Еще одно из замечательных произведений Бианки – это «Лесная газета». Это была его главная книга. Творчество Виталия Бианки имело огромное значение в воспитании детей, в становлении научно-художественной литературы для детей. Писатель разработал новые жанры в детской литературе: новые формы детской сказки, рассказа о природе. Бианки был художником слова, ученым и зорким наблюдателем. Его произведения дышат свежестью, современностью. Автор сумел отобрать научный материал, незаметно, но последовательно воспитывающий в юных читателях понимание и любовь к природе, ее закономерности, постижение окружающего мира. Его произведения имеют для детей познавательный (получение большого количества новых знаний) и воспитательный (привитие доброты, любви, понимания и сострадания) характеры. Мир в его произведениях реален, поэтому он учит детей принимать жизнь реально, такой какая она есть.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

источник

Сообщение для уроков литературного чтения в начальной школе о М. М. Пришвине и анализ произведения «Кладовая солнца»

Исполнитель: Колотовкина Анастасия.

Михаил Михайлович Пришвин

«Охранять природу – значит охранять родину».

Михаил Михайлович Пришвин родился 23 января 1873, с. Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии.

Русский писатель, автор произведений о природе, явивший в них особую художественную натурфилософию, охотничьих рассказов, произведений для детей. Особую ценность имеют его дневники, которые он вел на протяжении всей жизни.

Родился в купеческой семье. Окончив сельскую школу, поступил в Елецкую классическую гимназию, откуда был исключен (1888) за дерзость учителю В. В. Розанову. Переехал в г. Тюмень к дяде окончил шесть классов Тюменского реального училища. В 1893 Пришвин поступил в Рижский политехникум.

Итак, первая же книга М. Пришвина «В краю непуганых птиц » сделала его известным писателем. Появилось в русской литературе новое имя — Пришвин. Но дорога к себе была для Михаила Михайловича не так еще близка, он не сразу обрел то свое лицо, которое мы сразу же представляем себе, произнося имя — Пришвин.

Он писал множество книг, опробовал разные жанры такие как: рассказ, очерк, поэма, роман, дневник. Но большинство их написано и природе, это можно увидеть даже по названиям произведений:

Как Ромка переходил ручей

С самого детства нас учат тому, что природу нужно любить и беречь, стараться сохранить ее ценности, которые так необходимы человеку. И среди множества великих русских писателей, затрагивавших в своих произведениях тему природы, один все же выделяется на общем фоне. Речь идет о Михаиле Михайловиче Пришвине, которого называли «старичком-лесовичком» отечественной литературы. Любовь к этому писателю возникает еще в младших классах, и многие проносят в течение всей жизни.

Человек и природа в творчестве Михаила Пришвина

Едва только начинаешь читать произведения Михаила Пришвина, сразу же начинаешь понимать их особенности. В них нет каких-то политических подтекстов, которые так любили его современники, нет ярких заявлений и призывов обществу. Все произведения отличаются тем, что их основная ценность – человек и окружающий мир: природа, быт, животные. И эти художественные ценности писатель старается передать своему читателю, чтобы тот понял, насколько важно единство с природой.

Однажды Пришвин сказал: «…пишу о природе, сам же только о людях и думаю» . Эту фразу можно смело назвать системообразующей в его рассказах, потому как в них мы видим открытого и думающего человека, с чистым сердцем рассуждающего об истинных ценностях.

Несмотря на то, что Пришвин пережил несколько войн и революцию, он не переставал восхвалять человека за его стремление познать жизнь со всех сторон. Конечно, любовь к природе стоит особняком, ведь в его произведениях разговаривают не только люди, но и деревья, животные. Все они помогают человеку, и такая помощь является взаимной, что подчеркивает единство.

Очень точно о Михаиле Михайловиче в свое время высказался другой великий писатель – Максим Горький. Он говорил, то ни у одного из русских писателей не встречал настолько сильной любви к природе. И действительно, Пришвин не только любил природу, он старался узнать о ней все, а затем передать эти знания своему читателю.

Рассуждения о чистоте человеческой души

Михаил Пришвин искренне верил в людей, стараясь видеть в них только хорошее и позитивное. Писатель считал, что с годами человек становится мудрее, он сравнивал людей с деревьями: «…так и люди есть, перенесли все на свете, а сами становятся до самой смерти все лучше». И кому как не Пришвину, пережившему тяжелые удары судьбы, знать об этом.

В основу человеческих отношений писатель ставил взаимопомощь, потому как человек должен был всегда находить опору в своих друзьях и близких. Он говорил: «Высшая нравственность – это жертва своей личностью в пользу коллектива». Тем не менее, с любовью к человеку у Пришвина могла сравниться только его любовь к природе. Многие произведения написаны так, что в каждой фразе скрывается глубокий смысл, рассуждение о тонком взаимоотношении человека и природы.

М. Пришвин – это величайший писатель, который связал воедино природу и человека. Недаром он говорит: «всё прекрасное на земле — от солнца, а всё хорошее – от человека».

Анализ произведения «Кладовая солнца»

Жанр : Кладовая солнца» — сказка-быль. Так как вполне реальные дети отправляются во вполне реальное путешествие — за клюквой. Но им приходится сталкиваться с одушевленными силами природы — как благосклонно настроенными, так и враждебными (волк Серый помещик).

Характеристика главных героев:
В произведении «Кладовая солнца» главными героями являются брат и сестра по имени Митраша и Настя, которые потеряли своих родителей, как сказано в произведении.

В самом начале произведения ведется описание главных героев. Внешний образ Насти :
«Настя была как Золотая Курочка на высоких ножках. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх».

Описание образа Митраши: « Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный. «Мужичок в мешочке», — улыбаясь, называли его между собой учителя в школе. «Мужичок в мешочке», как и Настя, был весь в золотых веснушках, а носик его, чистенький тоже, как у сестры, глядел вверх».

Митраша и Настя были умные дети: « Но очень что-то скоро умненькие и дружные ребята сами всему научились и стали жить хорошо. И какие это были умные детишки!»

Так же можно отметить, что Митраша и Настя очень трудолюбивые:
«Если только возможно было, они присоединялись к общественной работе. Их носики можно было видеть на колхозных полях, на лугах, на скотном дворе, на собраниях, в противотанковых рвах: носики такие задорные».

В частности, о Насте, это можно отметить в таких строчках: « Точно так же, как и покойная мать, Настя вставала далеко до солнца, в предрассветный час, по трубе пастуха. С хворостиной в руке выгоняла она свое любимое стадо и катилась обратно в избу. Не ложась уже больше спать, она растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи».

И в частности о Митраше: « Митраша выучился у отца делать деревянную посуду: бочонки, шайки, лохани. У него есть фуганок, ладило длиной больше чем в два его роста. И этим ладилом он подгоняет дощечки одну к одной, складывает и обдерживает железными или деревянными обручами».

Несмотря ни на что Настя любит своего брата: « Настя, заметив, что брат начинает сердиться, вдруг улыбнулась и погладила его по затылку. Митраша сразу успокоился, и друзья пошли по тропе, указанной стрелкой, теперь уже не рядом, как раньше, а друг за другом, гуськом.

А Митраша и вовсе был смелый малый: « Но не все могли поверить, что мальчик на одиннадцатом году жизни мог убить старого хитрого волка. Однако несколько человек из них, кто поверил, с веревкой и большими санками отправились на указанное место и вскоре привезли мертвого Серого помещика».

Но конечно брат и сестра — вовсе не идеальные, правильные и послушные детки. Они спорят из-за того, кто из них главнее.
« Бывает, и теперь Митраша вспомнит, как отец наставлял его мать, и вздумает, подражая отцу, тоже учить свою сестру Настю. Но сестренка мало слушается, стоит и улыбается. Тогда «Мужичок в мешочке» начинает злиться и хорохориться и всегда говорит, задрав нос:
— Вот еще!
— Да чего ты хорохоришься? — возражает сестра.
— Вот еще! — сердится брат. — Ты, Настя, сама хорохоришься.
— Нет, это ты!
— Вот еще!»

Митраша, любит доказывать свою правоту: « Проверив по компасу направление троп, Митраша, указывая слабую тропу, сказал:
— Нам надо по этой на север.
— Это не тропа! — ответила Настя.
— Вот еще! — рассердился Митраша. — Люди шли, — значит тропа. Нам надо на север. Идем, и не разговаривай больше».
Из-за чего в последствии чуть не утонул в болоте.

Настя была девочка жадноватая : увлекшись сбором невиданного урожая клюквы, чуть не позабыла о брате. « Вначале Настя срывала с плети каждую ягодку отдельно, за каждой красненькой ягодкой наклонялась к земле. Но скоро из-за одной ягодки наклоняться перестала; ей больше хотелось».
«И только-только бы вспомнить о брате надо было, как вдруг Настенька увидела такое, что не всякой клюквеннице достается хоть раз в жизни своей увидеть. »

Но пережитые испытания делают детей умнее и добрее. « Но когда из детдома эвакуированных ленинградских детей обратились в село за посильной помощью больным детям, Настя отдала им всю свою целебную ягоду. Тут-то вот мы, войдя в доверие девочки, узнали от нее, как мучилась она про себя за свою жадность».

Отношение автора к героям : Автор относится к брату и сестре добродушно, так как на протяжении всего произведения отзывается о них только добрым словом. Ласково называет мальчика Митраша или мужичок-в мешочке», «охотник с двойным козырьком», или Настю называет тоже ласково «курочка».

Речевая характеристика героев: речь двух героев просторечная, т.к. дети используют слова «палестинка», «ладило», и т.д.
Кроме этого можно отметить то, что Митраша все время использует восклицательные предложения, что показывает его смелость и мужественность, например, « Пусть попробует!».

Еще можно сказать, что автор в произведении использует звуки различных животных: « Тэк-тэк! — чуть слышно постукивает огромная птица глухарь в темном лесу. — Шварк-шварк! — дикий селезень в воздухе пролетел над речкой. — Кряк-кряк! — дикая утка кряква на озере. — Гу-гу-гу. — красивая птичка снегирь на березе»

Особенности сюжета и композиции: Пришвин очень внимателен к детям. Он с мягким юмором и большой любовью описывает двух самостоятельных крестьянских детей, умеющих справляться с большим хозяйством. Пришвин в образах брата и сестры утверждает крестьянскую основательность, любовь к труду, практическую сметку и умение бороться с трудностями.
Название «Кладовая солнца» — это многозначный образ. «Кладовая солнца» — это не только торф, который можно использовать как источник энергии. Это и вся заповедная северная природа, это и доброе сердце народа. Пришвин — большой знаток и любитель природы. Он поэтически описывает пробуждение весенней природы, голоса птиц и зверей, сливающиеся в единый волшебный хор русского леса.

Воспитательная ценность: Пришвин в своей сказке-были воспитывает в детях эстетическое чувство любования природой, т.к. в его произведении присутствует очень много описания природы. Ребенок, читая «Кладовую солнца», развивает в себе также доброту, потому что, сопоставляя с себя с героями этого произведения, он понимает, что все что не делается, должно быть во имя доброты, не только для себя, но и для других. Еще эта сказка-быль учит быть ребенка не жадным, т.к. качество «жадность» очень ярко осуждается в этом произведении. Кроме этого, «Кладовая солнца» воспитывает в детях то, что прислушиваться к чужому мнению просто необходимо, иначе можно наломать множество дров. Помимо всего, можно определить, что это произведение учит ребенка быть смелым и трудолюбивым.

источник