«Чрезвычайно важно не замыкать аномальных детей в особые группы, но возможно шире практиковать их общение с остальными детьми»
Проблема инвалидности насчитывает многовековую историю. Очень долго данная проблема считалась в основном медицинской, и ее решение являлось прерогативой врачей. Однако, с развитием общества и ряда наук, в том числе прикладных, проблема инвалидности все более становилась проблемой общественной. Особенно эта проблема касается детей – инвалидов, так как таких детей с каждым годом становится всё больше.
Ежегодно в России рождается пятьдесят тысяч инвалидов с детства. Если в 1990 году на учете в органах социальной защиты состояло сто пятьдесят одна тысяча таких детей, в настоящее время же детей-инвалидов насчитывается около 1 миллиона, и каждый год эта цифра увеличивается.
В Омской области отмечается тенденция снижения уровня инвалидизации населения: по состоянию на 1 января 2008 года насчитывалось 169,2 тыс. инвалидов (8,4 % от общей численности населения Омской области), на 1 января 2009 года – 164,4 тыс. инвалидов (8,16%), на 1 января 2010 года – 159,4 тыс. инвалидов (8,1 %), на 1 января 2011 года – 157,3 тыс. инвалидов (7,9%), на 1 января 2012 года – 153,8 тыс. инвалидов (7,8%), из них 7,2 тыс. дети – инвалиды.
В Нововаршавском районе проживает 1550 инвалидов, из них 98 – детей-инвалидов. На территории Нововаршавского поселения и Красного Яра проживает 27 детей с ограниченными возможностями здоровья.
Несмотря на указанные положительные тенденции изменения показателей инвалидности, остается нерешенной важная социальная проблема – устранение барьеров для инвалидов во всех сферах жизни. Конечно, много делается для устранения этих барьеров. Так, например, в Омской области действует долгосрочная целевая программа «Доступная среда». Ее цель – обеспечение беспрепятственного доступа к объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения. Более доступными для посещения инвалидов станут больницы, поликлиники, медико-санитарные части, родильные дома, театры, библиотеки, дома культуры, школы искусств, общеобразовательные школы, лицеи, бассейны, стадионы, спортивные залы, легкоатлетические манежи, спорткомплексы, лыжно-хоккейная база, крытые катки.
Обучение детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий осуществляется в Омской области с 2009 года.
Проблема ребенка, имеющего ограниченные возможности, состоит не в том, что он не может ходить, видеть, слышать или говорить, а в том, что он лишается детства, лишается общения со сверстниками и другими здоровыми детьми, отделяется от обычных детских дел, игр, забот и интересов. Таким детям необходима помощь и понимание не только родителей, но и общества в целом, только так они смогут понять, что они действительно нужны, что их действительно любят и понимают.
В Нововаршавском районе введено дистанционное обучение детей-инвалидов. Поэтому процесс освоения школьной программы идет успешно, дети, находящиеся на домашнем обучении, практически не отстают от своих сверстников. Но на сегодняшней день одной из нерешенных проблем детей-инвалидов нашего посёлка, проживающих в семьях, является изолированность от общения со сверстниками. Особенно это касается семей, в которых ребенок-инвалид обучается на дому, не посещает общеобразовательную школу. В этих семьях, как правило, – кто-то, вынужден постоянно находиться с ребенком. Проведя опрос 27 семей, где проживают дети-инвалиды по вопросу организации совместного досуга сделали следующие выводы: 82% родителей вынуждены постоянно находиться с ребенком; 54% родительской общественности поддерживает инициативу организации совместного общения и досуга. Проанализировав сложившуюся проблему, мы загорелись идеей организации проекта по созданию среды для преодоления социальной изолированности детей-инвалидов.
Цель проекта: создание среды для преодоления социальной изолированности детей-инвалидов
Задачи проекта:
- Создать инициативную группу по реализации цели проекта.
- Изучить законодательную и нормативно-правовую базу по теме проекта.
- Привлечь внимание общественности, учащихся к проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Определить круг общественных организаций, государственных учреждений и всех заинтересованных лиц в решении данной проблемы, которые смогут оказать помощь.
- Разработать план мероприятий по реализации проекта.
- Приготовить новогодние подарки для детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Организовать досуг детей с ограниченными возможностями через проведение традиционного новогоднего праздника для них с привлечением учащихся Нововаршавской гимназии.
- Расширить знания учащихся о людях с ограниченными возможностями здоровья.
- Осуществить проект.
- Провести анализ результатов работы.
Так в чём же суть проекта?
В декабре всех охватывает чувство предвкушения праздника и волшебства. Все начинают верить в чудеса. Что уж говорить о детях? Для них декабрь – самый волнительный месяц в году – вот-вот придет Дед мороз и исполнит все их желания!
Больные дети, которые обречены большую часть своей жизни проводить в больнице или дома, абсолютно также ждут волшебства в новом году – возможно ведь именно он принесет долгожданное выздоровление и радостные улыбки.
Все с нетерпением ждут новогодний праздник, заранее к нему готовятся. Собираются компаниями, чтобы веселее его провести. Готовят подарки друг другу. И только дети-инвалиды не могут встретить Новый год в кругу своих сверстников. Но им так же хочется иметь друзей, общаться, дарить и получать подарки от своих друзей. Поэтому мы решили провести акцию с целью изготовления подарков для детей-инвалидов к Новому году. Приготовленные подарки вручить детям с ограниченными возможностями на новогоднем празднике, специально организованного для них. А также посетить всех детей, которые не смогут побывать на новогоднем празднике, так же вручить им подарки и пообщаться с ними.
Основные причины детской инвалидности в Омской области
Структура первичной инвалидности среди детей-инвалидов по формам болезней, в процентах к общему числу впервые признанных детьми-инвалидами | |||
Нозологические формы | Год | ||
2009 | 2010 | 2011 | |
Всего, из них: | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
туберкулез | 0,1 | 0,1 | |
новообразования | 5,5 | 6,0 | 4,2 |
болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ | 6,3 | 4,6 | 6,6 |
психические расстройства и расстройства поведения | 25,2 | 23,4 | 28,9 |
болезни нервной системы | 10,8 | 13,3 | 13,3 |
болезни глаза и придаточного аппарата | 2,1 | 2,3 | 2,7 |
болезни уха и сосцевидного отростка | 2,3 | 3,2 | 2,6 |
болезни системы кровообращения | 0,5 | 1,1 | 0,6 |
болезни органов дыхания | 0,2 | 0,8 | 0,4 |
болезни органов пищеварения | 0,9 | 1,1 | 1,1 |
болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани | 4,1 | 4,3 | 4,8 |
болезни мочеполовой системы | 1,5 | 1,0 | 0,2 |
врожденные аномалии и пороки развития, деформации и хромосомные нарушения | 31,0 | 30,2 | 27,0 |
отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде | 3,6 | 3,2 | 1,7 |
травмы, отравления и некоторые другие воздействия внешних причин | 3,4 | 2,2 | 2,8 |
прочие болезни | 2,6 | 2,5 | 0,1 |
Реализация проекта «Дети одного солнца»
Партнёры проекта:
- Администрация Нововаршавского городского поселения.
- БУ Омской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Нововаршавского района».
- Нововаршавский детский оздоровительно – образовательный центр.
Бюджет проекта
№ | Назначение расходов | Сумма |
1 | Закупка материалов для изготовления игрушек | 2000 руб. |
2 | Покупка билетов на развлекательно-театрализованное представление | 3000 руб. |
3 | Покупка призов для проведения развлекательно-театрализованного представления | 1000 руб. |
4 | Покупка подарков для детей с ограниченными возможностями здоровья | 2700 руб. |
5 | Расходы на транспорт | 1000 руб. |
Итого | 9700 руб. |
№ | Источники доходов | Сумма |
1 | Средства, выделенные администрацией Нововаршаского поселения | 3000 руб. |
2 | Средства, выделенные Комплексным центром социального обслуживания населения Нововаршавского района». | 1000 руб. |
3 | Пожертвования родителей учащихся Нововаршавской гимназии | 2000 руб. |
4 | Спонсорская помощь ДООЦ | 3000 руб. |
Итого |
Целевая аудитория проекта: дети-инвалиды от 6 до 17 лет.
Исполнители проекта: учащиеся Нововаршавской гимназии.
Ожидаемые результаты:
Реализация данного проекта позволит:
- снизить дефицит общения ребенка, имеющего инвалидность;
- исключить изоляцию детей данной категории в социуме;
- приобрести друзей среди здоровых сверстников;
- больше узнать здоровым детям о проблемах детей с ограниченными возможностями здоровья;
- научиться здоровым детям деликатности, терпимости, пониманию своих сверстников с ограниченными возможностями здоровья;
- организовать творческую благотворительную деятельности среди учащихся гимназии;
- организовать и провести новогодний праздник для детей с ограниченными возможностями здоровья;
Этапы реализации проекта
№ этапа | Название этапа | Содержание деятельности | Сроки |
1 | Подготовительный | 1) анализ проблемы социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья посредством общения со сверстниками, не имеющими отклонений в состоянии здоровья; 2) поиск путей организации совместного отдыха детей с ограниченными возможностями и учащихся гимназии; 3) беседы о проблемах детей-инвалидов, регистрация участников акции | Сентябрь – ноябрь 2012г |
2 | Организационный |
| |
3 | Основной |
| Декабрь 2012г. |
4 | Аналитический | 1) подведение итогов реализации проекта; 2) обсуждение планов дальнейшей работы в данном направлении. | Январь 2013г. |
Дети-инвалиды – часть человеческого потенциала мира и России. Четверть нобелевских лауреатов – люди с ограниченными возможностями здоровья. Инвалидами были слепой Гомер и глухой Бетховен, Ярослав Мудрый и Франклин Рузвельт. Люди с ограниченными возможностями могут всё или почти всё. Они принимают участие в Паралимпийских играх и занимают призовые места, стремятся к тому, чтобы быть замеченными.
Осуществлённый проект не оставил без внимания ни одного ребёнка с ограниченными возможностями. Позволил им почувствовать себя нужными, полноценными членами общества. Предоставил возможность общения со сверстниками. В то же время здоровые дети больше узнали о том, с какими проблемами приходится сталкиваться их сверстникам – детям – инвалидам.
Данный проект подтвердил, что все дети – дети одного солнца, поэтому должны жить, учиться и общаться вместе, не делясь на больных и здоровых.
источник
1.1 Характеристика основных понятий, определяющих организацию досуга детей и подростков по месту жительства: «досуг», «досуговая деятельность», «досуг по месту жительства».
Проблема организации досуга детей и подростков по месту жительства предполагает целый комплекс понятий.
В первую очередь речь, безусловно, идет о понятиях досуга, досуговой деятельности и досуга по месту жительства.
Слово «досуг» в русском языке вошло в обиход уже в XV веке. Древнее славянское слово «досуг» происходит от глагола «досягать», «досягнуть». Буквально оно означает возможность что-то совершить, «досягнуть». «Досужесть» есть достижение чего-то, на что требуется определенный труд и время. Следовательно, досуг осмыслялся как время, когда можно чего-то достичь [2, с.43].
Так м ы с л и т е л и д р е в н о с т и у д е л я л и п р о с т р а н с т в у с в о б о д н о г о в р е м е н и и д о с у г а з н а ч и т е л ь н о е в н и м а н и е . С в о б о д н а я д е я т е л ь н о с т ь р а с с м а т р и в а л а с ь к а к в ы с ш е е п р о я в л е н и е ч е л о в е ч е с к о г о д у х а , а д о с у г — к а к в ы с ш е е б л а г о . Д о с т а т о ч н о г л у б о к о п р о б л е м у д о с у г а и с в о б о д н о г о в р е м е н и р а с с м о т р е л д р е в н е г р е ч е с к и й м ы с л и т е л ь А р и с т о т е л ь (384-322 г г . д о н .э .). «В с я ч е л о в е ч е с к а я ж и з н ь , — о н писал , — р а с п а д а е т с я н а з а н я т и я и д о с у г . а в с я д е я т е л ь н о с т ь ч е л о в е к а н а п р а в л е н а ч а с т ь ю н а н е о б х о д и м о е и п о л е з н о е , ч а с т ь ю н а п р е к р а с н о е . В е д ь н у ж н о , ч т о б ы г р а ж д а н е и м е л и в о з м о ж н о с т ь з а н и м а т ь с я д е л а м и и в е с т и в о й н у , н о , е щ е п р е д п о ч т и т е л ь н е е , н а с л а ж д а т ь с я м и р о м и п о л ь з о в а т ь с я д о с у г о м , с о в е р ш а т ь в с е н е о б х о д и м о е и п о л е з н о е , а е щ е б о л е е т о г о — п р е к р а с н о е . Д о с у г — н е о т ъ е м л е м а я с о с т а в н а я ч а с т ь ж и з н и ч е л о в е к а в с в я з и с п о т р е б л е н и е м б л а г , о щ у щ е н и е м у д о в л е т в о р е н н о с т и , с ч а с т ь я , б л а ж е н с т в а и т .п . Д о с у г — н е п р о с т о с в о б о д н о е в р е м я , а в р е м я , з а п о л н е н н о е р а з н о о б р а з н ы м и з а н я т и я м и : ф и л о с о ф с к и м у м о с о з е р ц а н и е м , и г р а м и , у п р а ж н е н и я м и , з а б а в а м и , в ы з ы в а ю щ и м и о щ у щ е н и е п р и я т н о с т и и у д о в л е т в о р е н и я , и с к у с с т в о м , м у з ы к о й , б е с е д а м и , о б щ е н и е м и т .д . К о л и ч е с т в о и к а ч е с т в о д о с у г а з а в и с и т о т ф о р м г о с у д а р с т в е н н о г о у с т р о й с т в а . С ч а с т ь е ц а р е й — в д о с у г е , т и р а н ы ж е з а и н т е р е с о в а н ы в е г о о т с у т с т в и и » [14, 78].
А . Ш о п е н г а у э р , п р е д с т а в и т е л ь о б щ е с т в е н н о й м ы с л и Н о в о г о в р е м е н и , н а з ы в а л д о с у г в е н ц о м ч е л о в е ч е с к о г о с у щ е с т в о в а н и я , т а к к а к т о л ь к о о н д е л а е т ч е л о в е к а п о л н ы м о б л а д а т е л е м с в о е г о «я ». С а м о р а з в и т и е л и ч н о с т и , о в л а д е н и е е ю д о с т и ж е н и я м и к у л ь т у р ы и с о з д а н и е к у л ь т у р н ы х ц е н н о с т е й — в с е э т о с в я з ы в а л о с ь н е п о с р е д с т в е н н о с о с в о б о д н ы м в р е м е н е м .
О п р е д е л я я в е д у щ и е ц е н н о с т и и д е а л ь н о г о о б щ е с т в а , К . М а р к с в к а ч е с т в е о с н о в н о й е г о ц е н н о с т и н а з ы в а л с в о б о д н о е в р е м я : «С в о б о д н о е в р е м я — п р е д с т а в л я ю щ е е с о б о й к а к д о с у г , т а к и в р е м я д л я б о л е е в о з в ы ш е н н о й д е я т е л ь н о с т и , п р е в р а щ а е т т о г о , к т о и м о б л а д а е т , в и н о г о с у б ъ е к т а , и в к а ч е с т в е э т о г о и н о г о с у б ъ е к т а о н и в с т у п а е т з а т е м в н е п о с р е д с т в е н н ы й п р о ц е с с п р о и з в о д с т в а » [2, 61].
Акимова А.А. в понятии «д о с у г » в ы д е л яет с л е д у ю щ и е составляющие [2, 38]:
в р е м я , к о т о р ы м ч е л о в е к распоряжается по собственному усмотрению, не связанное с непреложными обязанностями, обязательствами;
свободное от работы, учебы время, которое может быть использовано для удовлетворения личных потребностей и стремлений;
часть жизненной среды человека, предназначенной для отдыха, преодоления усталости, утомления, восстановления физического и психического здоровья.
Досуг — деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Раз досуг — деятельность, то это означает, что он не пустое время провождение, не простое бездельничанье и вместе с тем не по принципу: «что хочу, то и делаю». Это деятельность, осуществляе м а я в р у с л е о п р е д е л е н н ы х и н т е р е с о в и ц е л е й , к о т о р ы е с т а в и т п е р е д с о б о й ч е л о в е к . У с в о е н и е к у л ь т у р н ы х ц е н н о с т е й , п о з н а н и е н о в о г о , л ю б и т е л ь с к и й т р у д , т в о р ч е с т в о , ф и з к у л ь т у р а и с п о р т , т у р и з м , п у т е ш е с т в и я — в о т ч е м и е щ е м н о г и м д р у г и м м о ж е т б ы т ь з а н я т о н в с в о б о д н о е в р е м я . В с е э т и з а н я т и я у к а ж у т н а д о с т и г н у т ы й у р о в е н ь к у л ь т у р ы м о л о д е ж н о г о д о с у г а [19,92].
В с о д е р ж а т е л ь н о м п л а н е с т р у к т у р а д о с у г а в к л ю ч а е т : о б щ е н и е ; с п о р т и в н о -о з д о р о в и т е л ь н у ю д е я т е л ь н о с т ь ; и г р ы ; о т д ы х н а п р и р о д е ; п р о г у л к и ; и н т е л л е к т у а л ь н о -п о з н а в а т е л ь н у ю д е я т е л ь н о с т ь а к т и в н о г о (ч т е н и е , з а н я т и е в к р у ж к а х , п о с е щ е н и е ф а к у л ь т а т и в о в и т .п .) и п а с с и в н о г о х а р а к т е р а (п р о с м о т р т е л е в и з о р а , с л у ш а н и е м у з ы к и ); л ю б и т е л ь с к у ю д е я т е л ь н о с т ь п р и к л а д н о г о х а р а к т е р а (ш и т ь е , ф о т о д е л о и т .п .); о б щ е с т в е н н о а к т и в н у ю д е я т е л ь н о с т ь .
Таким образом, досуг занимает всего лишь часть свободного времени и является личной сферой жизни человека, следовательно, он напрямую связан с досуговой деятельностью, которую важно грамотно организовать.
П о н я т и е «д о с у г о в а я д е я т е л ь н о с т ь » и м е е т к о м п л е к с н ы й х а р а к т е р , в ы р а ж а ю щ и й с я в е г о с в я з я х с п о н я т и я м и и и д е я м и т а к и х н а у к , к а к ф и л о с о ф и я , с о ц и о л о г и я , и с т о р и я , п е д а г о г и к а , п с и х о л о г и я , э к о н о м и к а и д р .
Досуговая деятельность – это осознанная активная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей в познании собственной личности и окружающего мира, осуществляемая в условиях непосредственно и опосредованно свободного от работы времени.
К к о н к р е т н ы м в и д а м д о с у г о в о й д е я т е л ь н о с т и о т н о с я т с я с л е д у ю щ и е [14, 79]: 1) з а н я т и я , с в я з а н н ы е с п о т р е б л е н и е м к у л ь т у р н ы х ц е н н о с т е й , и н д и в и д у а л ь н о г о , к о л л е к т и в н о -з р е л и щ н о г о х а р а к т е р а ; з а н я т и я , с в я з а н н ы е с о т д ы х о м и р а з в л е ч е н и е м (ф и з и ч е с к и а к т и в н ы й (в т о м ч и с л е з а н я т и я ф и з к у л ь т у р о й и с п о р т о м , н е с в я з а н н ы е с п р о ф е с с и о н а л ь н о й д е я т е л ь н о с т ь ю ) и п а с с и в н ы й о т д ы х , о б щ е н и е , р а з в л е ч е н и е в к о м п а н и и , п у с т о е в р е м я п р е п р о в о ж д е н и е , п р о г у л к и , з а н я т и я а н т и к у л ь т у р н о г о х а р а к т е р а — п ь я н с т в о , а з а р т н ы е и г р ы и д р .); 2) з а н я т и я т в о р ч е с к о г о х а р а к т е р а — н е с в я з а н н ы е с п р о ф е с с и о н а л ь н о й д е я т е л ь н о с т ь ю — л ю б и т е л ь с к и й т р у д п о р а з л и ч н ы м р е м е с л а м и п р .
Одним из приоритетных направлений основ молодежной политики в Российской Федерации на период до 2025 года является пропаганда здорового образа жизни, широкое вовлечение молодежи в практики здорового образа жизни с учетом возрастных особенностей различных групп молодежи и молодежная добровольческая (волонтерская) деятельность. Данные направления относятся к числу основных задач в организации досуговых мероприятий по месту жительства.
Досуг по месту жительства является одной из разновидностей организации досуговой деятельности. В соответствии с постановлением администрации города Тулы (от 13.10.2014 №3244 «Об утверждении стандарта муниципальной услуги «Реализация досуговых программ для детей и молодежи по месту жительства») досугом по месту жительства является совокупность мероприятий, обеспечивающих организацию свободного времени, отдыха и разумного досуга детей и молодежи с учетом современных тенденций развития социально-клубной работы с детьми и молодежью по месту жительства, профилактику негативных явлений, детской и молодежной преступности, развитие и совершенствование экспериментальной работы и инновационных процессов в молодежной сфере. Администрация г. Тулы считает, что реализация досуга по месту жительства способствует привлечению детей и молодежи к развивающим формам досуга, формированию здорового образа жизни, активной жизненной позиции, снижению уровня наркотизации и преступности среди детей и молодежи, детской безнадзорности, предупреждению девиантной направленности в развитии личности детей и молодежи разного возраста, коррекции межличностных и внутриссемейных отношения (постановление администрации города Тулы (от 13.10.2014 №3244).
Вышеизложенное определяет важнейшую потребность в развитии досуга у детей и подростков по месту жительства в г. Тула. В данном исследовании — это потребности детей младшего школьного и подросткового возраста. Они будут раскрыты в следующем разделе.
источник
В жизни каждого человека семья занимает особое место. Именно она в первую очередь очень быстро и чутко реагирует на все позитивные и негативные изменения, которые происходят в обществе. В наше время семья переживает сложный этап развития. Сложилась ситуация, при которой экономические и политические преобразования в стране привели к увеличению роста количества малообеспеченных и неполных семей, при котором большинство семей находится практически на уровне прожиточного минимума.
ГОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
Кафедра теории и практики воспитания и дополнительного образования
«Организация семейного досуга»
кафедры теории и практики воспитания
и дополнительного образования
В жизни каждого человека семья занимает особое место. Именно она в первую очередь очень быстро и чутко реагирует на все позитивные и негативные изменения, которые происходят в обществе. В наше время семья переживает сложный этап развития. Сложилась ситуация, при которой экономические и политические преобразования в стране привели к увеличению роста количества малообеспеченных и неполных семей, при котором большинство семей находится практически на уровне прожиточного минимума.
Данные мониторинга, проведенные социальным педагогом за 3 года находят своё подтверждение в снижении социального статуса семьи.
Социально-экономические проблемы, с которыми сталкивается семья, усугубляют и внутрисемейными проблемами. Поэтому, работа с семьей является одной из приоритетных направлений социального педагога, которому приходится сталкиваться с различными типами семей.
«Социальный статус семей учащихся»
Типичные формы семейного неблагополучия проявляются в комплексе семейных проблем, которые становятся факторами девиантного поведения детей:
— смещение ролевых функций родителей;
— дефецит времени на воспитание;
— недостаточный уровень педагогической подготовки родителей;
— отсутствие ответственности за воспитание;
— отсутствие должного контроля над поведением ребенка, организацией его досуга;
— отсутствие эмоционального контакта, внимательного, теплого заботливого отношения к ребенку, незнание его потребностей и интересов и другое.
Практика показывает, что на сегодняшний день остается главной проблемой низкий воспитательный потенциал семьи, отсутствие положительных семейных традиций, занятость родителей, которые приводят к отсутствию контроля за детьми.
Преступность, правонарушения (за 3 года)
3 учащихся в 2010\2011учебном году были осуждёны — ст.158 УК РФ, часть 2
Поэтому первоочередной задачей социального педагога становится изучение собственного воспитательного потенциала семьи.
Проблема воспитательного потенциала семьи была раскрыта в трудах многих ученых, таких как: Я.А.Коменский, Ж.-Ж.Руссо, В.А.Сухомлинский, А.С.Макаренко и др. Где семьи характеризуются ими как «совокупность имеющихся средств и возможностей для формирования личности ребенка, как объективных, так и субъективных, реализуемых родителями как сознательно, так и интуитивно».
Основными компонентами воспитательного потенциала семьи являются внутрисемейные отношения, нравственная направленность семьи, педагогическая культура родителей их личностные особенности.
Таким образом, на сегодняшний день актуальным является потребность у детей в общении с родителями, заинтересованность их в совместной деятельности.
Досуг же в семье не отличается большим разнообразием. Семейные традиции проявляются в основном в виде застолий и значительно реже — в совместном отдыхе и совместной творческой деятельности. Предпочтительное занятие в семье — п росмотр телепередач.
Известный создатель концепции коллективной творческой деятельности школьников в сфере свободного времени С. А. Шмаков в своей работе «Уроки детского досуга» большое внимание уделял значению досуговой педагогики, считал, что каждый родитель должен знать хотя бы некоторые методы и формы организации досуга в семье. Опираясь на имеющиеся ресурсы семьи необходимо посредством осуществления социальных, психолого-педагогических мер создать условия, которые давали бы семье возможность преодолеть факторы жизненого риска.
Поэтому, исходя из объективной реальности кризиса семейного воспитания и положения о том, что усиление воспитательной функции семьи возможно только при условии целостности внутренней структуры микросоциума, мы решили провести родительское собрание в виде деятельностной игры «Свободное время и семейный досуг» , целью которого станет оптимизация воспитательного потенциала семьи.
1) побудить родителей и детей к совместному проведению досуга;
2) выработать рекомендации для родителей и учащихся по совместному времяпрепровождению.
Учащиеся 8-9 классов, воспитатели, педагог-организатор, социальный педагог.
— организация воспитателями выставки рисунков учащихся «Мои интересы», с целью выявления интересов подростков;
— анкетирование учащихся социальным педагогом на тему: «Мой досуг», в котором содержатся вопросы, например: в свободное время я обычно. мне нравится, что в свободное время. в свободное время я с друзьями, подругами. основные увлечения в моей семье. всей семьей мы.
я мечтаю о том, что в свое свободное время…, в свободное время я с родителями. я мечтаю, что с родителями я..т.д.;
— изготовление учащимися приглашений на родительское собрание и вручение их родителям.
Оформление, оборудование и инвентарь.
— выставка рисунков учащихся;
— рабочее место – столы, стулья;
— ручки, карандаши и бумага для записей;
— презентация интересов учащихся в творческой форме о своих интересах и увлечениях;
— ознакомление социальным педагогом родителей с результатами анкетирование учащихся;
— совместное выявление проблем и противоречий в организации свободного времени и семейного досуга (учащиеся и родители называют основные проблемы в организации семейного досуга);
— мозговой штурм по решению основных проблем по организации семейного досуга с предложениями родителей и детей и консультирование специалистов школы.
Такая форма групповой работы направлена на развитие результативности следующих критериев функционирования семьи:
— повышение воспитательного потенциала семьи;
— проявление общности целей родителей и детей.
Дети будут больше времени проводить дома, совместно с родителями, занимаясь в свободное время чтением и обсуждением книг, художественным творчеством, помогать в ведении домашнего хозяйства.
Повлиять на устойчивость отношений «родители — дети» поможет:
— регулярная диагностика семейных отношений и ознакомление родителей с результатами;
— повышение всеми доступными средствами авторитета семьи, родителей. Основной принцип педагогической деятельности — отказ от тактики констатации и критики, поиска негативного как в ребёнке, так и в его семье, а опора на практику поддержки и сотрудничества.
- Мудрик А.В. Социальная педагогика. Академия. М., 2000г.
- Платонова Н.М. Основы социальной педагогики. СПб., 1997г.
- Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей: учебное пособие /Гуров В.Н.- М., 2003
источник
Название: Организация досуга подростков в условиях сельской местности Раздел: Рефераты по педагогике Тип: дипломная работа Добавлен 04:47:48 15 ноября 2010 Похожие работы Просмотров: 8889 Комментариев: 9 Оценило: 4 человек Средний балл: 4.8 Оценка: неизвестно Скачать | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дела | Среднее значениезатрат времени |
1.Сон. | 8 ч. 50 мин. |
2.Еда (кроме её приготовления). | 1 ч. 30 мин. |
3.Забота о своей внешности. | 1 ч. 05 мин. |
4.Забота о родителях и других членах своей семьи. | 1 ч. |
5.Самообслуживание (приготовление пищи, уборка квартиры, комнаты и т.д). | 0 ч. 50 мин. |
6.Работа по домашнему хозяйству, в домашнем производстве. | 1 ч. 20 мин. |
7.Длительность занятий в школе. | 6ч. |
8.Самостоятельная подготовка к школьным занятиям, выполнение домашнего задания. | 1 ч. 10 мин. |
9.Занятия в кружках. | 0 ч. 45 мин. |
10.Занятия физкультурой и спортом. | 1ч. |
11.Общественная работа. | 0 ч. 15 мин. |
12.Общение с близкими и друзьями. | 1 ч. |
13.Чтение литературы, журналов, газет. | — |
14.Просмотр телевизора. | 0 ч. 40 мин. |
15.Слушание музыки. | 0 ч. 10 мин. |
16.Настольные игры. | — |
17.Занятия с компьютером. | 1 ч. 10 мин. |
18.Подвижные игры. | 0 ч. 30 мин. |
19.Прогулки. | 0 ч. 55 мин. |
20.Полный отдых (отсутствие всякой деятельности) | 0 ч. 15 мин. |
21.Другие дела (напиши внизу другие). | 0 ч. 15 мин. |
В качестве оценки полноценности досуга и свободного времени мы использовали два основных критерия. Первый – объём свободного времени (время), отводимого на организацию досуга. И второй критерий – это содержание досуга (формы). Согласно полученным результатам представленных в таблице, средний показатель досугового времени подростков сельской местности (п.9-21), составляет 4 часа 11 минут в день. Содержание досуга определяется интересами подростков. Важное место в структуре досуга подростки уделяют занятиям игре на компьютере 1 час 10 минут, физкультуре и спорту – 1 час, общению с близкими и друзьями -1 час, ,прогулка – около часа. Особую тревогу вызывает отсутствие интереса к чтению литературы, настольным играм у подростков. Мы считаем, что это связано с тем, что подростки предпочитают свободное время занять игрой на компьютере и Интернет.
Анализируя полученные результаты нашего исследования, мы можем сделать следующие выводы.
1) Учащиеся имеют четко сформированное мнение по вопросам организации досуга.
2) Досуг подростков не разносторонний, возможностей для реализации способностей, умений недостаточно
3) Проблема села в том, что люди, работающие с детьми и организующие досуг уже предпенсионного возраста, у которых уже нет сил, чтобы ходить с ребятами в походы, проводить секции и занятия.
4) В село не едут молодые специалисты, которые бы активно работали с детьми и организовывали разносторонний досуг.
5) В сельской местности нет квалифицированных специалистов, которые бы организовали досуг.
6) Средний показатель досугового времени подростков сельской местности составляет 4 часа 11 минут в день.
7) Распространенные формы досуга: занятия физкультурой и спортом, игра на компьютере, общение с близкими и друзьями, просмотр телевизора.
8) Не интересны подросткам такие формы досуга как: чтение литературы, слушание музыки, подвижные игры,
Таким образом, подросткам, проживающим в данном посёлке, недостаточно создано условий для раскрытия своих способностей ( секции по катанию на коньках и футболу в зимний период, обучение бальным танцам, театр и т.д.), показать себя, заниматься любимым делом. По результатам, которые у нас получились, мы считаем, что гипотеза нашего исследования подтвердилась частично.
2.4 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА И СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ ПОДРОСТКОВ В П. СУДРОМА
На основании проведенных исследований и полученных результатов, мы предлагаем рекомендации по организации досуга и свободного времени подростков в п. Судрома
1) включать родителей в совместную с детьми досуговую деятельность, чтобы они были заинтересованы в способностях своих детей и помогли им их реализовать;
2) использовать возможности семьи для организации свободного времени детей, их товарищей по двору, классу, школе (домашних библиотек, аудио-, видеоаппаратуры, спортивно-туристского инвентаря, музыкальных инструментов).
3) открывать кружки, клубы, творческие объединения для организации досуга в соответствии с интересами детей;
4) инициатором создания и организации работы с подростками и молодёжными объединениями должен выступать социальный институт села: школа, сельский клуб, музей, сельская администрация, комитет по делам молодёжи, крестьянское хозяйство и т.д.;
5) основу развития молодёжного движения на селе должны составлять традиции, которые являются формой передачи воспитательных ценностей от одного поколения к другому, их необходимосохранять.
6) развивать современные молодежные объединения, которые должно строиться на внедрении новейших информационных технологий, телекоммуникаций.
7) организовывать в социуме совместную общественно-полезную и культурно-досуговую деятельность подростков и взрослых;
Обобщая вышесказанное, досуг и свободное время – это сфера свободного поведения человека, возможность выбора досуговых занятий и в тоже время целенаправленность самого процесса досуга, который охватывает искусство, игру, общение, развлечения, художественное творчество и т.д.
Досуговая сфера даёт ребёнку возможность заниматься любимым делом, встречаться с интересными людьми, посещать значимые для него места, быть участником важных событий.
В процессе досуга ребёнку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности.
В сфере досуга дети, подростки, юноши и девушки более открыты для влияния и воздействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение. В процессе активного досугового времяпровождения происходит укрепление чувства товарищества, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, научение нормам поведения в обществе.
Досуг может стать могучим стимулом для развития личности. В этом заключены его прогрессивные возможности. Но досуг может превратить в силу, калечащую личность, деформирующую сознание и поведение, привести к ограничению духовного мира и даже к таким проявлениям ассоциальности, как пьянство, наркомания, проституция, преступность.
Таким образом, особую актуальность приобретает вопрос о целостной системе воспитания в различных сферах деятельности – в семье, в школе, в досуговых учреждениях.
По результатам исследования, мы пришли к следующим выводам, что: учащиеся имеют четко сформированное мнение по вопросам организации своего свободного времени и досуга; досуг и свободное время подростков не разносторонний, возможностей для реализации способностей, умений недостаточно; проблема села в том, что люди, работающие с детьми и организующие досуг уже предпенсионного возраста, у которых уже нет сил, чтобы ходить с ребятами в походы, проводить секции и занятия; в село не едут молодые специалисты, которые бы активно работали с детьми и организовывали разносторонний досуг; в сельской местности нет квалифицированных специалистов, которые бы организовали досуг и свободное время; средний показатель досугового времени подростков сельской местности, составляет 4 часа 11 минут в день; распространенные формы досуга: занятия физкультурой и спортом, игра на компьютере, общение с близкими и друзьями, просмотр телевизора; не интересны подросткам такие формы досуга как: чтение литературы, слушание музыки, подвижные игры.
1. Богданова О.С., Черепкова С.В. Нравственное воспитание старшеклассников. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988-206с.
2. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учебное пособие для студентов высш. пед. Учеб. Заведений. – М.: Изд-во центр «Академия», 2002 – 160с.
3. Викторов А. Досуг – дело серьёзное // Воспитание школьников. № 5. 2000 – 110с.
4. Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьёй. М: Педагогическое общество России, 2003 – 192с.
5. Гурьянова М.П. Сельская школа и социальная педагогика. (Пособие для педагогов) – Мн.: Амалфея, 2000-448с.
6. Ерошенко И.И. Работа клубных учреждений с детьми и подростками. М.: Просвещение, 1986-126с.
7. Еремин В.А. Улица – Подросток – воспитатель. – М., 1991-85с.
8. Кон И.С. Юность как социальная проблема // Молодёжь и общество. М.: Просвещение, 1973-250с.
9. Киселёва Т.Г., Красильников Ю.Д.:Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. — М.: Изд-во Московского государственного университета культуры, 1995.-136с.
10. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. Учеб. Пособие для студентов высш. Учеб. Заведений. — М.: Изд. Центр «Академия», 2003-256с.
11. Мадорский Л.Р., Зак А.З. Глазами подростков. Книга для учителя, — М.: Просвещение, 1991.-95с.
12. Махов Ф.С. Подросток и свободное время. – Л., 1982-180с.
13. Немов Р.С. «Психология» книга 2 -М. издательство «Владос» 2004-240с.
14. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога.- М.: ТЦ Сфера, 2002.-480с.
15. Полукаров В.В. Клубная деятельность как модель организации школьной и внешкольной среды // Моделирование воспитательных систем: теория-практика. — М, 1995-118с.
16. Соколов Р.В. Привлечение населения к организации досуга детей и подростков по месту жительства. — М.,1992-120с.
17. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника. Государственное учебно-педагогическое издательство министерства Просвещения РСФСР М.:-1961-220с.
18. Смирнова Е.В. Журнал «Клуб», №4 2004-28с.
19. Смирнова Е.В. Журнал «Клуб» №6, ст. «Досуг XXI». 2004-28с.
20. Фельдштейн Д.М. Психология воспитания подростков. — М.,1978-167с.
21. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластёнина, — М; Изд. Центр «Академия», 2002.-208с.
3. Досуг детей – свободное от обязательных учебных занятий время, используемое для игр, прогулок и спорта, чтения, занятий искусством, техникой и другими видами полезной деятельности по собственному влечению детей.
4. Досуг для подростков – это сфера, в которой, выступая в новых ролях, отличных от семейных и школьных, они особенно остро и полнокровно раскрывают свои естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении.
5. Реальный досуг — это состояние деятельности, создание свободы из необходимых повседневных дел, время для отдыха, самоактуализации, развлечения.
6. Мнимый досуг — это, прежде всего насилие, либо над собой, либо над обществом, и как результат разрушение себя и общества. Мнимый досуг, обусловлен, неумением проводить свое время, это бесцельное времяпрепровождение, приводящее к асоциальным поступкам.
источник