Меню Рубрики

Психолого педагогический анализ детей группы риска

«Группу риска» составляют дети и подростки с различными формами психической и социальной дезадаптации, выражающейся в поведении, не адекватном нормам и требованиям ближайшего окружения: семьи, детского сада, школы и т. д.

Педагогически запущенные дети – это здоровые, потенциально полноценные, но недостаточно воспитанные, обученные и развитые дети. Следствием этого являются недостатки, пробелы, отклонения в деятельности, поведении, общении. Такие подростки отчуждаются от школы, но значимость семьи для них не утрачивается.

Социально запущенные дети отчуждаются не только от школы, но и от семьи. Они усваивают искаженные ценностно-нормативные представления и перенимают криминальный опыт в асоциальных подростковых компаниях и группировках.

Социально незащищенными называют детей и подростков, находящихся в критической ситуации или в неблагоприятных для жизни условиях. Социальная незащищенность возникает в результате действий различных факторов риска: экономических (низкий уровень жизни), экологических (неблагоприятная среда обитания), медицинских (болезни, отклонение в развитии, алкоголизм, наркомания и т. д.), психологических (конфликтность отношений в группах, социальная и педагогическая запущенность, деформированность мотивации), криминогенных (влияние преступных групп) и др.

Девиантное поведение – это поступки (действия индивида), не соответствующие ожиданиям и нормам, которые фактически сложились или официально установлены в данном обществе

Делинквентное (от англ. delinquency – провинность) поведение – это противоправные действия, психическая готовность к правонарушению, повторяющиеся асоциальные поступки, формирование отрицательно ориентированных личностных установок.

Дезадаптация – это несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации – школьного обучения, выражается в нарушении успеваемости, поведения, межличностных взаимодействий учащегося.

Различают три вида антиобщественного поведения: аморальное – нарушение норм морали и правил человеческого общения; противоправное – не уголовно наказуемое правонарушение; преступное – нарушение уголовно-правовых норм.

Трудновоспитуемость предполагает ту или иную степень сопротивления ребенка целенаправленным педагогическим воздействиям, его неспособность или нежелание адекватно реагировать на них. Трудновоспитуемость может быть вызвана самыми различными причинами, включая педагогические просчеты воспитателей, родителей, дефекты психологического и социального развития, особенности характера, темперамента, другие личностные характеристики учащихся, затрудняющие их социальную адаптацию, усвоение учебных программ и социальных норм.

Взаимодействие между всеми специалистами, работающими с данным контингентом детей и их родителями.

Организация обучения и воспитания детей «группы риска» должна осуществляться всесторонне, только тогда она будет эффективна. Врач психоневролог, дефектолог, психолог, логопед, социальный педагог. Часто этим детям требуется медикаментозная терапия, которую осуществляет врач – психоневролог или психиатр.

Основными направлениями деятельности психолога являются оптимизация общения подростка со сверстниками и взрослыми, формирование у него чувства собственного достоинства и уверенности в себе, развитие умения ставить перед собой цели и владеть собой. В своей работе психолог должен использовать такие методы, как наблюдение, беседа с родителями и учителями, с самим учащимся проективные методы (например, рисунок «семья», незаконченные предложения).

Если с родителями и педагогами установились доверительные отношения, если они нацелены на сотрудничество с психологом для оказания помощи ребенку, можно использовать различные методики, обучающие рефлексивному анализу своей деятельности как родителя, воспитателя и учителя.

Различные диагностические приемы, такие как, портрет моей семьи, несуществующее животное и др., помогают школьному психологу выявить прежде всего возможные причины дезадаптивного поведения ребенка, характер внутренних проблем, особенности защитных механизмов.

Практический психолог должен применять в работе с такими детьми различного рода тренинги и аутотренинги. Так как у детей «группы риска» наблюдаются нарушения в познавательной деятельности, то работа дефектолога будет заключаться в развитии у этих детей таких процессов, как внимание, памяти, мышления, развития восприятия и ориентировки в пространстве, использовать всвоей работе коррекционные упражнения, направленные на развитие образного, логического мышления, формирование приемов самоконтроля.

В задачу логопеда будут входить следующие направления работы: обследование состояния речи этих детей, работа по исправлению звукопроизношения, развитие словарного запаса (как правило, у этих детей отличается общее недоразвитие речи), устранение оптической дисграфии и дислексии, восполнение пробелов по русскому языку.

Большая роль в работе с детьми «группы риска» отводится социальному педагогу.

Он должен изучать совместно с практическим психологом медико-психологические, возрастные, личностные особенности детей, их способности, интересы, отношение к школе, учебе, поведение, круг общения, выявлять позитивные и негативные влияния в структуре личности ребенка. Социальному педагогу важно знать о материальных и жилищных условиях подопечных, ему необходимо систематически анализировать те или иные жизненные коллизии, для того чтобы помочь ему и педагогам найти правильные пути решения и выхода из неблагоприятных ситуаций. Он должен взаимодействовать с различными социальными службами, оказывая необходимую помощь детям.

Немаловажным компонентом деятельности социального педагога является своевременное формирование у детей социально значимых межполовых отношений, так же социальный педагог организует правовое просвещение среди педагогов, учащихся, разъясняя им их права и обязанности.

Воспитатели ГПД должны находиться в тесном сотрудничестве с педагогами и родителями таких детей. Для преодоления пагубных привычек использовать беседы, проводить интересные мероприятия для вовлечения этих детей этой категории в коллектив. Завершая разговор о детях «группы риска», уместно выделить несколько общих правил, которые необходимо соблюдать в работе с этой категорией детей. Во-первых, ответственность педагога здесь особенно велика, поскольку от правильности и точности выводов во многом зависит судьба ученика. Любая догадка (например, о необходимости обращения к другим специалистам за помощью) должна быть тщательно проверена в диагностической работе.

Во-вторых, необходимы особая осторожность и продуманность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах ребенка. Для этого следует отказаться от клинико-психологической терминологии и использовать лишь обыденно – житейскую лексику. При этом необходимо давать родителям и другим учителям ясные и точные рекомендации, как помочь ребенку, испытывающему трудности.

В-третьих, следует обращать особое внимание на особенности семейной ситуации. Работа с семьей ребенка «группы риска» оказывается зачастую более важным средством психопрофилактики, чем работа с группой учеников и с учителями. Соблюдение этих условий дает возможность помочь ребенку, создать условия для компенсации трудностей.

Методы и приемы психолого-педагогического воздействия при сопровождении детей «группы риска»

Для выбора нужного метода и приема психолого-педагогического воздействия на детей «группы риска» необходимо определить причины поведения и поступков ученика.

Созидательные педагогические приемы содействуют улучшению взаимоотношений между воспитателем и воспитанником, установлению душевного контакта. К ним относится:

  • проявление доброты, внимания, заботы;
  • просьба;
  • поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения);
  • «авансирование» личности – предоставление воспитаннику определенного блага, высказывание положительного мнения о ребенке, хотя он этого в настоящее время в полной мере еще не заслуживает; аванс побуждает к лучшему;
  • обходное движение – защита воспитанника от обвинения коллектива;
  • прощение; проявление огорчения;
  • проявление умений учителя, его мастерство.

Приемы, способствующие формированию у воспитанника правильного поведения:

  • убеждение и личный пример. Убеждение – это и разъяснение, и доказательство правильности или необходимости определенного поведения либо допустимости какого-то поступка. Личный пример – важный аргумент правоты педагога;
  • доверие;
  • моральная поддержка и укрепление веры в свои силы;
  • вовлечение в интересную деятельность;
  • нравственное упражнение.

Приемы, построенные на понимании динамики чувств и интересов ученика:

  • опосредование. Воспитатель достигает желаемых изменений в поведении ученика не прямым указанием, как вести себя, а через какое-то промежуточное звено;
  • фланговый подход. Воспитатель, обнаружив проступок ученика, не всегда осуждает и наказывает его, а умело затрагивает такие чувства, которые побуждают к хорошему поведению;
  • активизация сокровенных чувств воспитанника. Воздействие заключается в создании обстоятельств, пробуждающих глубоко скрытые чувства, которые способствуют воспитанию благородных стремлений.

Прямые и косвенные, тормозящие приемы:

  • констатация поступка. Прямая констатация поступка – это высказывание, в котором сделан акцент на данном поступке. Косвенная констатация – высказывание или действие, которое показывает ученику, что его поступок педагогу известен;
  • необычный подарок (например, пакет с мусором за недобросовестное дежурство в классе);
  • осуждение – открытое отрицательное отношение педагога к нарушению моральных норм;
  • наказание. Действует относительно успешно только тогда, когда нежелательное поведение еще не превратилось в привычку, а само наказание является для ребенка неожиданностью. Недопустимы грубость, оскорбительные выражения, физическое наказание;
  • предупреждение;
  • проявление возмущения.

Организация индивидуального сопровождения– это обучение, воспитание и развитие учащегося.

Так как сегодня является приоритетным личностно-ориентированное образование, то в работе нужно опираться на зону ближайшего развития школьника и на его индивидуальные особенности. Необходимость индивидуального подхода к детям в процессе обучения и воспитания признается всеми, но осуществление его на практике дело непростое. Задачей индивидуального подхода является наиболее полное выявление индивидуальных способов развития, возможностей ребенка, укрепление его собственной активности, раскрытие неповторимости его личности. Главное, не бороться с индивидуальными особенностями, а развивать их, изучать потенциальные возможности ребенка и строить воспитательную работу по принципу индивидуального развития.

Работа педагогов с учетом зоны ближайшего развития способствует развитию у детей самоконтроля, саморегуляции в условиях контроля со стороны учителя. Опираясь на зону ближайшего развития ребенка легче работать с учащимися «группы риска». Как ни кто другой, они требуют пристального внимания и изучения их индивидуальных особенностей, а так же разработки программ коррекционного развития.

источник

Методы оказания помощи в социальной адаптации детям группы риска путем создания для них безопасного реабилитационного пространства. Просвещение школьников и индивидуальное консультирование учащихся. Просвещение и консультирование родителей и педагогов.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Психолого-педагогическое сопровождение детей «группы риска» (из опыта работы)

Сопровождения — это система профессиональной деятельности специалистов, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития ребёнка в ситуациях школьного взаимодействия.

Цель: Оказание помощи в социальной адаптации детям группы риска путем создания безопасного реабилитационного пространства.

— вовлечение детей в досуговую и игровую деятельность;

— оказание помощи в учебной деятельности детям, повышение образовательной мотивации;

— оказание психологической помощи детям;

— изменение отрицательного образа «Я» (повышение самооценки ребенка);

— принятие социальной нормативности и привитие

— развитие межличностных отношений.

— возможность жизненного самоопределения

детей с помощью успешной адаптации и социализации;

— повышение образовательной мотивации и успеваемости учебной деятельности ребенка;

— повышение самооценки и формирование положительного образа «Я»;

— снижение количества происшествий (драк, воровства);

— приобретение опыта в организации жизнедеятельности, занятости детей группы риска.

социальный адаптация школьник реабилитационный

Просвещение школьников — один из основных видов деятельности службы, так как наличие психологических знаний, адекватных возрасту, снижает риск нежелательного поведения, может уберечь от ошибочных действий, может помочь школьникам в поисках причин их поведения.

Основные методы в этом виде деятельности — беседа, рассказ с демонстрацией наглядных материалов (видео, аудио), круглые столы, выступление ребят.

Полученные психологические достоверные знания ребята могут применять в различных жизненных ситуациях.

Индивидуальные формы работы

Работа осуществляется по результатам диагностических исследований, запросов педагогов и родителей.

Предметом коррекционной работы является:

— Коррекция тревожности и страхов;

— Коррекция самооценки и уровня притязаний;

— Коррекция агрессивности и конфликтности;

— Коррекция неадекватных поведенческих проявлений;

— Коррекция отклонений в развития познавательных процессов.

Формы: обучающая психодиагностика, ролевые игры, упражнения построенные по принципу «Незаконченных предложений», релаксации с визуализацией и т.д.

Индивидуальное консультирование учащихся осуществляется как по запросу ученика, так и по запросу родителя или педагога.

Структура ведения консультации учащегося:

1. Установление эмоционального контакта, создание доверительной обстановки.

2. Выяснение сути проблемы.

3. Построение гипотезы причины сложившейся ситуации.

4. Подтверждение гипотезы (диагностика).

5. Выбор направлений и формы оказания помощи.

При необходимости возможен цикл консультаций с одним ребенком.

На консультациях использую различные методы: беседы, наблюдения, тестирование, анкетирование, психодрамма, арт. — терапия.

Основные аспекты проблем учащихся:

— взаимодействие с родителями;

— взаимодействие со сверстниками;

— взаимодействие с педагогами;

— взаимодействие с самим собой.

Цель просвещения родителей — создание социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения.

При встрече с родителями служба знакомит их с актуальными проблемами учащихся, способствуя более глубокому пониманию взрослыми динамики детского развития.

Формы работы: беседы на классных часах (чаще по итогам проведенных исследований в классе), тематические родительские собрания, уроки, тренинги для родителей, лекторий.

Наряду с традиционными методами взаимодействия с родителями активно использую интерактивные: групповое решение проблемы, моделирование трудных ситуаций, обучение практикой действия, «мозговой штурм», обучающая диагностика и т.д.

Читайте также:  Анализы на иммунитет у детей инвитро

Цель психологического консультирования — организация сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса. По всем трем направлениям ведется учетная текущая документация.

Это основной вид деятельности при взаимодействии с родителями.

Психолого-педагогическое консультирование родителей, проводимое по запросу родителей или инициативе психолога, может выполнять различные функции:

— информирование родителей о школьных проблемах ребенка (родители не всегда имеют о них достаточно полное и объективное представление);

— консультативно-методическая помощь в организации эффективного детско-родительского общения (если с таким запросом обратились сами родители или психолог считает, что именно в этой области кроются причины школьных проблем ребенка);

— получение дополнительной диагностической информации от родителей;

— психологическая поддержка родителей (в случае обнаружения серьезных психологических проблем у их ребенка либо в связи с серьезными эмоциональными переживаниями и событиями в его семье).

Психологическое просвещение коллектива направлено на создание таких условий, в рамках которых педагоги могли бы получить профессионально и личностно значимое для них знание. Прежде всего, речь идет о психологических знаниях и навыках, позволяющих педагогам:

— организовать эффективный процесс предметного обучения школьников и с содержательной, и с методической точек зрения;

— построить взаимоотношения со школьниками и коллегами на взаимовыгодных началах;

— осознать и осмыслить себя в профессии и общении с другими участниками внутришкольных взаимодействий.

Основными формами работы являются — психологические семинары-практикумы, тематические педагогические советы, лектории, конференции, тренинги для педагогов.

Индивидуальное консультирование педагогов осуществляется чаще всего по их собственному запросу, реже по запросу родителей и учащихся. Иногда при решении, какого-либо вопроса появляется необходимость поговорить с педагогом, выяснить какие- либо детали, узнать его мнение — это происходит также в рамках индивидуального консультирования.

Основные темы консультации педагогов:

— Взаимодействие с классом, учеником;

— Взаимодействие с родителями, семьей;

— Личные проблемы, конфликты.

Дети еще 2 часа после уроков, находятся под опекой взрослых.

М все же самое главное при работе с детьми «группы риска» — это наши психологические приемы. Это проявления доброты, внимания, заботы и т.д.

Дети группы риска: основные характеристики. Технологии социально-педагогического сопровождения детей группы риска. Практика социально-педагогического сопровождения детей группы риска в МОУ «Гимназия № 6». Выявление и изучение детей группы риска.

дипломная работа [171,9 K], добавлен 27.04.2011

Изучение проблемы подростков, находящихся в опасном социальном положении. Анализ состояния оказания помощи детям из семей «группы риска» в условиях образовательного учреждения. Поиск путей повышения эффективности социально-педагогического сопровождения.

курсовая работа [432,0 K], добавлен 09.07.2015

Социальный педагог в центре социальной помощи семье и детям. Факторы и причины попадания детей в «группу риска», их классификация. Состояние проблемы отклоняющегося поведения в условиях Центра социальной помощи семье и детям «Гименей» г. Алапаевск.

дипломная работа [408,7 K], добавлен 17.12.2013

Типы семей социального риска. Анализ причин попадания подростка в категорию «группы риска» и проблемы их адаптации к условиям социума. Задачи комплексного социально-педагогического сопровождения подростков из семей с признаками социального неблагополучия.

дипломная работа [203,3 K], добавлен 11.07.2015

Теоретико-методологические аспекты социально-педагогической поддержки детей группы риска, ее специфика, основы, технологии. Социальные и психологические особенности подростков «группы риска». Формы и методы воспитательной работы с трудными детьми.

курсовая работа [67,8 K], добавлен 14.05.2009

Понятие детей группы риска, их психологические особенности. Интернатное учреждение — форма устройства детей группы риска. Организация и реализация экспериментальной программы по профессиональной реабилитации детей группы риска в интернатном учреждении.

дипломная работа [165,5 K], добавлен 12.03.2011

Особенности социализации и адаптации личности в современном обществе. Понятие и сущность психолого-социально-педагогической адаптации детей. Особенности детей из социально неблагополучных семей. Социальная поддержка детей группы риска в условиях школы.

дипломная работа [82,4 K], добавлен 22.11.2009

Дети «группы риска» как такие, которые находятся в критической ситуации под воздействием некоторых нежелательных факторов, отличительные признаки данной группы. Характеристика факторов социального риска, предпосылки их развития у младших школьников.

контрольная работа [24,0 K], добавлен 23.06.2011

Понятие, факторы и причины возникновения категории детей «группы риска». Организация социально-педагогического взаимодействия для обеспечения работы с «трудными» подростками. Технология работы и особенности обучения школьников из категории «риска».

реферат [2,6 M], добавлен 23.05.2010

Выявление форм педагогического просвещения родителей, необходимых для повышения их активности как участников воспитательного процесса. Взаимодействие школы и семьи как условие эффективного педагогического воздействия. Деятельность социального педагога.

курсовая работа [487,1 K], добавлен 22.01.2013

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

источник

Каюмова Анна Михайловна
Примерный анализ работы МБДОУ по психолого-педагогическому сопровождению семей «группы риска»

Работа по психолого-педагогическому сопровождению семей «группы риска» осуществляется в рамках профилактической работы в ДОУ по защите прав детей и ранней профилактике правонарушений согласно планам.

Основная цель работы с семьями группы риска — это обеспечение психолого-просветительской работы с родителями, способствование улучшению микроклимата в семье, сохранение и развитие семейных ценностей, формирование ЗОЖ.

-Привлечение родителей для совместной организации образовательной деятельности детей;

Психолого-педагогическое просвещение родителей;

-Способствование созданию комфортных условий в семье для развития личности ребёнка.

Основными направлениями работы являются:

работа с педагогическим коллективом;

Работа с педагогическим коллективом:

В сентябре 2016 г. были составлены социальные паспорта групп детского сада с целью: выявить семьи, относящиеся к семьям «группы риска». В рамках этого мероприятия проводился опрос родителей (заполнение таблицы, обработка и анализ полученных данных.

К «группе риска» отнесены следующие категории семей:

• Неблагополучные (или находящиеся на контроле);

• Семьи с детьми инвалидами;

Составленный на 30 сентября 20. года социальный паспорт ДОУ показал следующее наличие семей данных категорий: преобладающее большинство семей «группы риска» — это неполные семьи 54 семьи (17,2 %); многодетные – 26 семей (8,3 %); опекуны – 2 семьи (0, 6 %); семья находящаяся на контроле – 1 семья (0,3 %); инвалиды – 1 семья (0,3 %).

Исходя из выше сказанного, на начало учебного года, к «группе риска» относятся 84 семьи.

По результатам данных социальных паспортов групп также была составлена «Картотека семей «группы риска» в ДОУ»; составлены графики и акты посещений детей на дому согласно, которым были изучены бытовые условия и приёмы воспитания детей в семьях; разработаны планы индивидуально — профилактической работы с опекаемыми семьями, с семьей находящейся на контроле в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, семьей с ребёнком инвалидом.

Для педагогов была проведена консультация «Словесные способы поощрения и поддержки детей» с целью повысить обогатить и систематизировать знания педагогов о способах общения с детьми, а также составлены «Методические рекомендации по организации деятельности по профилактике безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и профилактике семейного неблагополучия».

Работа с родителями ДОУ:

В рамках просветительской работы составлены и размещены на информационных стендах консультации, памятки, буклеты и рекомендации для родителей: «Правила поведения родителей в семье», «Кодекс истинного родителя», «Рекомендации по организации общения с детьми дошкольного возраста», «Консультации-шпаргалки для родителей», «Способы разрешения конфликтов между родителями и детьми», «Права детей по возрастным категориям» цель которых, повышение психолого-педагогической культуры родителей.

Чтобы помочь родителям найти общий язык со своими детьми, обучить их способам конструктивного общения в группах проводятся родительские собрания, спортивные праздники «День здоровья», «Папа, мама, я – спортивная семья»; выставки: «Осенние фантазии», «Мамины глаза», «Безопасность глазами детей»; конкурсы: «Елочные игрушки», «Мы кормушку смастерили», «Семейные таланты»; музыкальные праздники: «День знаний», «Здравствуй, осень», «День матери», «Новогодняя сказка» и др. ; проекты: «Неделя психологии», «Абакан — город мой».

Также в течение года педагогом-психологом были проведены индивидуальные консультации для родителей по итогам психодиагностических обследований детей (только с согласия и по запросам родителей).

Работа с воспитанниками ДОУ:

С детьми воспитатели групп регулярно в течении года проводят профилактические беседы и игровые ситуации на темы: «Право на имя»; «Что такое здоровье и как его сохранить»; «О правилах поведения среди людей»; «Право на дом, семью, на любовь и понимание»; «Право на игру и образование»; «Способы защиты от инфекций» и др.

Также организуются выставки детского творчества: «Моя семья», «Здорово быть здоровым», «Золотая осень», «Зимушка — зима» и др; кружки: «Детские фантазии» (художественно-творческая деятельность); «Светофорик» (безопасность детей на дороге); «Хрустальный колокольчик» (вокальный кружок); «Здравик» (физическое развитие) и др.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что работа по психолого-педагогическому сопровождению семей «группы риска» в МБДОУ ведется согласно планам профилактической работы по защите прав детей и ранней профилактике правонарушений.

Также необходимо отметить, что в течение всего года осуществляется взаимообмен информацией с органами опеки и попечительства (по мере необходимости).

Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме детско-родительских отношений Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме детско-родительских отношений Современная семья и её проблемы служат объектом.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме взаимодействия ДОУ с семьей Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения).

Организация системы социального сопровождения семей группы риска социально опасного положения в ДОУ Доклад на тему: Организация системы социального сопровождения семей группы риска социально опасного положения, воспитывающих детей дошкольного.

Примерный проблемно-ориентированный анализ деятельности педагога-психолога за учебный год Годовой план работы психологической службы на … учебный год составлялся с учетом основных проблем и потребностей ДОУ: 1. Исходя из наблюдений,.

Примерный тематический план взаимодействия специалистов МБДОУ в старшей группе Примерный тематический план взаимодействия специалистов МБДОУ на логопункте. Старшая группа № п/п Период Тема Логопед. Игровой самомассаж,.

Психолого-педагогическая поддержка семей в условиях консультационного центра 2 слайд Целью моего консультирования в условиях консультационного центра является информирование родителей о возрастных особенностях ребенка,.

Психолого-педагогическая поддержка семей в условиях консультационного центра 2 слайд Целью моего консультирования в условиях консультационного центра является информирование родителей о возрастных особенностях ребенка,.

Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья Семья – это особый мир, внутри которого разворачиваются индивидуальные счастливые и несчастливые истории человеческих взаимоотношений, развивается.

Спортивный праздник «Мама, папа, я любим спорт не зря» для семей группы риска, СОП Цель: организация активного отдыха. Задачи: Повышать интерес к физической культуре. Развивать выдержку, внимание, память. Воспитывать.

Статья «Психолого-педагогическое сопровождение семей в трудной жизненной ситуации» Неблагополучных семей нет – есть семьи, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Семья — один из важнейших воспитательных институтов, роль.

источник

Система психолого-педагогического сопровождения детей группы риска в условиях общеобразовательной организации

Дата публикации: 11.06.2017 2017-06-11

Статья просмотрена: 899 раз

Кузнецова О. С. Система психолого-педагогического сопровождения детей группы риска в условиях общеобразовательной организации // Молодой ученый. — 2017. — №23. — С. 273-275. — URL https://moluch.ru/archive/157/44445/ (дата обращения: 03.06.2019).

В статье рассматривается проблема профилактики детей группы риска в общеобразовательном учреждении как система психолого-педагогического сопровождения детей данной категории. Рассматриваются основные этапы работы педагога-психолога с детьми «группы риска».

Ключевые слова: дети «группы риска», психолого-педагогическое сопровождение, профилактика

In article the problem of prevention of children of group of risk in general education establishment as system of psychology and pedagogical escort of children of this category is considered. The main stages of work of the educational psychologist with children of «group of risk» are considered.

Keywords: children of «group of risk», psychology and pedagogical maintenance, prevention

Дети, находясь в нашем мире, подвергаются различного рода риску. Причин воздействия на ребенка много, и это связанно с многообразием развития современного общества. Развивающаяся личность ребенка не в силах самостоятельно справится с натиском современного общества. «Во многом профилактика детских отрицательных поступков связана с усилиями специалистов общеобразовательного учреждения» [4, c. 3].

Мы согласны с утверждением Л. И. Петровой и другими учеными, которые к группе риска справедливо относят такие категории детей, «как трудные и педагогически запущенные, дети с задержкой психического развития и детей с девиантным поведением» [4, c. 74].

Читайте также:  Анализы на иппп у детей

Как утверждает М. Р. Битянова, «сопровождение как система профессиональной деятельности педагога-психолога, направлена на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия с ориентацией на зону его ближайшего развития» [3, c. 20].

У каждого ребенка есть право на формирование образовательного маршрута, соответствующего его индивидуальности, обоснованное Конституцией РФ, Законом об Образовании (2012) и Декларацией прав ребенка. Реализация его прав требует особого внимания к индивидуальным особенностям школьника: способностям, интересам, склонностям и возможностям. Для организации индивидуального образовательного маршрута педагогу-психологу необходимо выявить индивидуальные особенности ребенка, что позволяет сделать владение методами и технологиями диагностического исследования. Диагностика и прогнозирование позволяют педагогу-психологу создать систему психолого-педагогического сопровождения, которое осуществляется по двум направлениям: индивидуальный подход и психолого-педагогическая поддержка.

В современной психолого-педагогической литературе индивидуальный подход (Е. С. Рабунская, А. А. Бударный, Н. А. Менчинская, Л. В. Занков, Б. М. Теплов) трактуется как принцип педагогики, согласно которому, в учебно-воспитательной работе с детьми, осуществляется воздействие на каждого школьника, с учетом его черт личности характера, мотивов деятельности, психологических особенностей и психических свойств. То есть при воздействии на учащегося, педагогу необходимо всесторонне изучить личность ребенка и учитывать это при работе с ним.

Психолого-педагогическая поддержка (О. С. Газман, Т. А. Строкова, А. В. Мудрик, Л. Я. Олифиренко, Т. И. Шульга) ребенка строится на знании его индивидуальных особенностей и прогнозирования.

«Психолого-педагогическая поддержка детей предполагает выявление причин деформации в его развитии, поиск средств и способов их устранения, изменения среды в интересах ребенка и подростка и на основании этого построение процесса, способствующего развитию и успешной социализации личности растущего человека» [2, c. 137]. Прогнозирование — предвосхищение поступка ребенка. Психолого-педагогическая поддержка направлена на создание условий гуманистического взаимодействия школьника с окружающим миром, на развитие познавательных процессов ребенка, нам использование его индивидуального потенциала.

Работа по сопровождению детей группы риска включает в себя несколько этапов:

На первом этапе педагогу-психологу необходимо провести психолого-педагогический мониторинг детей группы риска, нуждающихся в индивидуальной психолого-педагогической поддержке.

Выбор методов диагностического обследования зависит от целей диагностики. Главное, чтобы в обработанном виде информация позволила педагогу-психологу получить результаты, способствующие учету причин жизненных затруднений школьника, нравственных коллизий, участником которых он является.

Вторым этапом выступает прогнозирование результатов воспитательной деятельности, которое является важнейшим элементом воспитательной профилактической работой с детьми группы риска. Целью прогнозирования является определение потенциальных возможностей ребенка с затруднениями.

Следующим этапом психолого-педагогического сопровождения детей группы риска является профилактика и коррекция выявленных нарушений:

− формирование коллективных мнений и суждений о школьнике;

− перестройка общения ребенка со сверстниками в системе межличностных отношений;

− включение ребенка в коллективно организуемые виды деятельности;

− развитие и коррекция познавательных процессов школьника;

− формирование положительного отношения к школе и учебно-познавательной мотивации учения.

Большое место в организации психолого-педагогического сопровождения детей группы риска принадлежит их здоровью. В современной педагогической практике огромное место уделяют здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на поддержание здоровья ребенка. Педагогу-психологу важно учитывать те обстоятельства, которые в той или иной мере воздействуют на ребенка. Это могут быть отвержение или непринятие ребенка в коллективе, организация деятельности школьника, нравственные поступки, оценка действий ребенка со стороны взрослых. Для того, чтобы сохранить здоровье школьников необходимо вести систематическую работу всем участникам образовательного процесса: администрации, педагогам, классным руководителям по формированию «здоровьесберегающей дидактической и воспитывающей среды: учет времени на подготовку выполнения домашнего задания, валеологические паузы на уроках, контроль за количеством самостоятельных и контрольных работ в неделю, составление графиков проведения итогового контроля за знаниями и успеваемостью учащихся, дозировка досуговых мероприятий и проведение их на высоком методическом и творческом уровнях, взаимопосещение классных часов с целью обмена опытом» [1, c. 31].

Так же неотъемлемой частью профилактики остается работа по перестройке воспитательной ситуации в семье. Усиление воздействия семьи на ребенка, совместно со специалистами школы, педагог-психолог организует такие формы работы с родителями как индивидуальные беседы, индивидуальные консультации, обследование жилищно-бытовых условий проживания семьи ребенка, участие в родительских собраниях, привлечение родителей к организации и участию в коллективных делах совместно с ребенком.

Заключительным этапом является анализ и оценка результатов деятельности по осуществлению индивидуального психолого-педагогического сопровождения.

Главным в организации профилактической работы с детьми группы риска в школе было и остается комплексный подход, который должен осуществляться всеми участниками образовательного процесса: администрация школы, педагог-психолог, социальный педагог, учителя, воспитатели, родители.

В заключение, уместно выделить несколько общих правил, которые необходимо соблюдать в работе с этой категорией детей.

Во-первых, изучая ребенка, нужно быть справедливым. Полезно составить представление о нем в разных источниках. Это могут быть родители, друзья, учителя, руководители кружков, которые посещает ребенок.

Во-вторых, изучая ребенка, подбирать именно те методики, которые в наибольшей степени отразят все его индивидуальные особенности.

В-третьих, при изучении личности школьника необходимо помнить о том, что процесс его становления динамичен. Развитие школьника связано с постоянным разрешением противоречий, которые, в свою очередь, являются движущей силой любого процесса. Противоречия помогают педагогу-психологу выявить особенности поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, его реакцию на действия взрослых, его место в системе взаимоотношений.

  1. Акутина С. П. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя в условиях современного образовательного процесса. – Адаптация учащихся всех ступеней образования в условиях современного образовательного процесса: материалы YII Всерос. научн.-практ. конф. – Арзамас: АГПИ, 2011. – 172 с., авт. 29–33.
  2. Акутина С. П. Направления психолого-педагогической поддержки детям и подросткам, проживающим в условиях интернатного учреждения в контексте герменевтического подхода / С. П. Акутина, М. В. Маркеева // Школа будущего, 2012, № 1. – 137–144 с.
  3. Битянова М. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1998. — 298 с.
  4. Ребенок группы риска: откуда берутся трудные дети / Л. И. Петрова. — Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 350 с.: ил. — (Психологический практикум).

источник

Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и правильно организованная психолого-педагогическая помощь играет важную роль в предотвращении деформации личности ребенка.

Поэтому следует проводить раннее выявление детей «группы риска». Как ни кто другой, они требуют пристального внимания и изучения их индивидуальных особенностей, а так же разработки программ коррекционного развития (устранение главных причин, сопутствующих причин, помощь и поддержка одноклассников).

Актуальной остается и проблема эффективной диагностики, направленной на решение, а не на констатацию наличия социально-эмоциональных проблем.

Схема психолого-медико-педагогического сопровождения может выглядеть следующим образом (рис.1):

Рисунок 1 — Схема психолого-медико-педагогического сопровождения детей «группы риска»

В школе работа с детьми «группы риска» начинается с просветительской деятельности: на педагогическом совете социальный педагог и психолог знакомят педагогов школы с классификацией обучающихся, находящихся в зоне или «группе риска». Методические рекомендации для педагогов и специалистов образовательных учреждений по организации работы с детьми группы риска / Сост. Мокрицкая С.Н. и др. — Н. — Вартовск: МУ «Центр развития образования», 2009. — С. 3-8.

Начальный этап работы с детьми «группы риска»начинается с деятельности классного руководителя, который лучше других знает своих учеников. Он взаимодействует со всеми школьными структурами (директором школы, Советом по профилактике правонарушений и безнадзорности, заместителями директора, психологической службой, учителями-предметниками, родительскими комитетами и т.п.).

В начале учебного года классными руководителями заполняются на каждого учащегося психолого-педагогические карты учащихся и социально-психологические характеристики семей, которые дают первоначальную информацию о ребенке. Работу классного руководителя в школе можно разделить на следующие этапы:

1 этап. Изучение первичной информации об учащихся классного коллектива. Классный руководитель изучает:

результаты медицинского обследования;

результаты успеваемости, посещаемости учебных занятий;

результаты диагностирования педагога-психолога;

жизнедеятельность учащихся вне школы.

Взяв новый ученический коллектив, классный руководитель выясняет:

кто из ребят относится к «группе риска», по какой причине;

кто состоит на внутришкольном учете, когда и почему был поставлен;

какие формы работы использовались с данными учащимися, какие из них явились более эффективными;

в каких семьях и условиях проживают данные учащиеся.

2 этап. Выявление учащихся «группы риска». Классному руководителю необходимо узнать особенности коллектива, какую роль играют в нем стоящие на учете ребята из «группы риска» и заполнить на каждого из них карту учащегося. Классный руководитель:

составляет карту класса по выявлению детей «группы риска» (Приложение №1);

выявляет учащихся «группы риска» в соответствии с классификацией;

составляет банк данных учащихся группы риска в классном коллективе.

3 этап. Планирование работы с учащимися «группы риска». Классный руководитель планирует воспитательную деятельность классного коллектива с учетом форм и методов работы с учащимися, находящимися в зоне или «группе риска» (Приложение 2). При планировании необходимо учесть взаимодействие со специалистами школы: педагогом-организатором, психологом, социальным педагогом, медицинским работником, учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования, школьным библиотекарем.

4 этап. Реализация плана воспитательных мероприятий. Классный руководитель сопровождает и координирует выполнение намеченных мероприятий плана воспитательной деятельности с учащимися «группы риска», подводит итоги за определенный период времени.

Особая роль в работе с детьми «группы риска» отводится социальному педагогу. Основные требования к планированию работы социального педагога представлены в Приложение 3. Можно выделить этапы работы социального педагога с учащимися «группы риска»:

1. Социальный педагог на основании банка данных классных руководителей формирует общий банк данных по школе учащихся «группы риска».

2. Социальный педагог планирует работу с учащимися и семьями группы риска, включая взаимодействия с классными руководителями, специалистами школы.

3. Социальный педагог изучает с педагогом-психологом медико-психологические, возрастные, личностные особенности детей, их способности, интересы, отношение к школе, учебе, поведение, круг общения, выявляет позитивные и негативные влияния в структуре личности ребенка.

4. Социальный педагог изучает материальные и жилищные условия подопечных. Ему необходимо систематически анализировать те или иные жизненные коллизии, для того чтобы помочь ему и педагогам найти правильные пути решения и выхода из неблагоприятных ситуаций. Он должен взаимодействовать с различными социальными службами, оказывая необходимую помощь детям.

5. Социальный педагог за определенный период (срок устанавливает администрация образовательного учреждения). Отслеживает результаты реализации плана мероприятий по работе с детьми «группы риска».

Социально-педагогическую работу социальный педагог осуществляет согласно своей профессиональной компетенции с учетом выявленной проблемы ребенка в следующих формах:

беседы с ребенком и его родителями на морально-нравственную тематику, оценку поведения в социальном окружении, в школе, отношение к родителям/между родителями;

социально-педагогическое консультирование по выявлению и разрешению проблем детско-родительских, детско-детских отношений;

методы внушения, убеждения, контроля.

групповые беседы по проблемам организации безопасности жизнедеятельности ребенка в социальном контексте;

обучение правилам самозащиты в экстренных случаях;

проведение социально-педагогических тренингов в зависимости от выявленных проблем (совместно с психологом), с привлечением работников ИДН, компетентных специалистов в области санитарно-гигиенической службы и т.п.

Основными направлениями деятельности педагога-психолога являются оптимизация общения учащихся со сверстниками и взрослыми, формирование чувства собственного достоинства и уверенности в себе, развитие умения ставить перед собой цели и владеть собой:

изучение положения ребенка в окружающей социальной микросреде;

выявление положительных и отрицательных качеств личности ребенка, его склонности и способности;

определение уровня обучаемости;

изучение состояние физического здоровья ребенка;

установление степени искажений духовных потребностей;

изучение основных ценностных ориентиров ребенка.

Организация психологической помощи детям группы риска включает:

изучение психологического своеобразия детей «группы риска», особенности их жизни и воспитания, умственного развития и отношение к учению, волевого развития личности, недостатков эмоционального развития, патологических проявлений.

выявление проблем семейного воспитания: неотреагированность чувств и переживаний родителей, неосознанная проекция личностных проблем на детей, непонимание, неприятие, негибкость родителей и т.д.

психологическое консультирование с целью помочь им совершать более осмысленные поступки, подняться над своими переживаниями, страхом преодолеть, неуверенность в общении с другими.

коррекция положительного воспитательного воздействия выбранных средств воспитания.

Накопление данных психологического изучения детей с различными недостатками показало, что каждый тип нарушенного развития имеет определенную, только ему свойственную психологическую структуру. Поэтому, начиная работу по выявлению детей «группы риска», прежде всего, необходимо четко сформулировать критерии, по которым ребенка можно отнести к «группе риска», и в соответствии с ними подбирать методики. Желательно ограничиться двумя, максимум тремя критериями, иначе либо выявленная группа будет чрезмерно разнородной, либо возникнет множество спорных ситуаций: относится ребенок к «группе риска» или нет.

Читайте также:  Анализы на грибок у детей

Необходимо помнить, что ни в коем случае нельзя принимать решение на основании одной методики, нужно составить диагностическую батарею. Так, например, «группой риска» в начальной школе могут стать дети-левши или дети с выраженными элементами левшества. Для выявления этих детей нужно собрать информацию у учителей и родителей и провести диагностические методики, направленные на выявление ведущей руки.

Психологу очень важно понимать, что возможности диагностических методик ограничены и весьма затруднительно получить на основании результатов диагностики исчерпывающую картину. Поэтому, при наличии перед психологом такой задачи как выявление детей «группы риска», помимо диагностики, необходимо опираться на экспертные оценки педагогов и результаты наблюдений за детьми.

Таким образом, в своей работе педагог-психолог должен использовать такие методы, как наблюдение, беседа с родителями и учителями, с самим учащимся проективные методы.

Выявление детей «группы риска» ведется в течение всего учебного года регулярно комплексной методикой, которая включает в себя:

изучение школьной документации;

запрос информации из подразделений по делам несовершеннолетних;

беседы с учителями, учащимися, родителями, соседями, опросы мнений;

наблюдения на уроках, внешкольных мероприятиях, в семье;

а также методами педагогической диагностики, например:

1) методика определения уровня воспитанности классного коллектива;

2) методика изучения сформированности классного коллектива;

3) самоуправление в классном коллективе;

4) методика изучения социализированности личности учащегося;

Выводы по раннему выявлению детей «группы риска» будут более точными, если к педагогической диагностике личности учащегося привлечь самих учащихся. На практике оправдали себя следующие методы самоизучения и самооценки:

1) сочинения по определенной тематике и составленному плану;

2) самохарактеристики и самоинтервью «Познай себя»;

3) игры, направленные на самопознание (Приложение 5).

Пакет валидных методик рекомендованных для диагностической работы в начальной школе представлен в Приложении 4.

Раз в четверть классным руководителем и психологом, по результатам наблюдений и анализа диагностики отклоняющегося поведения заполняется карта наблюдений, которая помогает определить сферы и степень неблагополучия ребенка, и является основой для разработки коррекционной программы работы с учащимся с учетом выявленной проблемы ребенка.

Кроме того, при организации работы с детьми «группы риска» можно выделить несколько общих правил, которые необходимо соблюдать в работе со всеми детьми этой категории. Там же. — С. 3-8.

Во-первых, особенно велика ответственность педагога, поскольку от правильности и точности выводов во многом зависит судьба ученика. Любая догадка (например, о необходимости обращения к другим специалистам за помощью) должна быть тщательно проверена в диагностической работе.

Во-вторых, необходимы особая осторожность и продуманность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах ребенка. Для этого следует отказаться от клинико-психологической терминологии и использовать лишь обыденно — житейскую лексику. При этом необходимо давать родителям и другим учителям ясные и точные рекомендации, как помочь ребенку, испытывающему трудности.

В-третьих, следует обращать особое внимание на особенности семейной ситуации. Работа с семьей ребенка «группы риска» оказывается зачастую более важным средством психопрофилактики, чем работа с группой учеников и с учителями.

Соблюдение этих условий дает возможность помочь ребенку, создать условия для компенсации трудностей.

Резюмируя все вышесказанное, можно сделать следующие выводы:

основная отличительная особенность детей «группы риска» заключается в том, что формально, юридически они могут считаться детьми, не требующими особых подходов (у них есть семья, родители, они посещают обычные образовательные учреждения), но фактически в силу причин различного характера, от них независящих, эти дети оказываются в ситуации, когда не реализуются в полной мере базовые права, закрепленные Конвенцией ООН о правах ребенка и другими законодательными актами, — права на уровень жизни, необходимой для их полноценного развития, и права на образование;

в отсутствии адекватных условий развития ребенок оказывается в зоне риска, а возникшие у него проблемы требуют своевременного и эффективного разрешения;

в отсутствии адекватных условий развития ребенок оказывается в зоне риска, а возникшие у него проблемы требуют своевременного и эффективного разрешения;

дети «группы риска» (одаренность, слабая обучаемость или нездоровье) могут быть установлены только профессионально подготовленными специалистами;

адекватное психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка, уже находящегося в зоне риска, с учетом имеющихся у него проблем дает возможность избежать попадания ребенка в «группу риска».

для работы с учащимися «группы риска» необходимо сотрудничество всех педагогов школы. Специалисты системы сопровождения должны в комплексе подходить к решению проблем ребенка, качественно организовывать профилактическую работу. Каждый из них должен понимать, что взаимодействие разных специалистов в решении проблем детей и подростков является трудной задачей, но это единственное, что позволит рассматривать проблемы с разных сторон, учитывать разные точки зрения на одну и туже проблему.

источник

Ребенок находится под влиянием окружающей среды все время своего существования. Причем эта среда носит не сколько природный, биологический характер, сколько социальный, и от этих социальных параметров, в том числе и воспитательных складывается его успешность, либо не успешность в современном становлении его, как личности.

Дети приобретают «неприглядный» социальный облик не потому, что они такими рождаются, а под воздействием различных, главным образом, не зависящих от них факторов риска. Среди этих факторов можно выделить следующие основные группы:

медико-биологические (состояние здоровья, наследственные и врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, травмы внутриутробного развития и т.д.);

социально-экономические (материальные проблемы семьи, неблагоприятный психологический климат в семье, аморальный образ жизни родителей, неприспособленность к жизни в обществе и т.д.);

психологические (неприятие себя, невротические реакции, эмоциональная неустойчивость, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д.);

педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития и обучения детей; отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника и т.д.).

Именно под воздействием этих факторов дети оказываются в группе риска. Обычно сюда относят следующие категории детей:

дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;

дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных не имеющих юридической силы обстоятельств;

дети из неблагополучных, асоциальных семей;

дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке.

Процесс развития личности зависит от окружающего социального пространства, субъектами которого являются семья, школа, сверстники, сам ребенок и др. Соотношение разнонаправленных влияний (как позитивных, так и негативных) в означенном пространстве во многом определяет возможные варианты формирования личности. Нравственная, положительно ориентированная среда благоприятно воздействует на формирование личности ребенка.

Однако социальному педагогу чаще всего приходится иметь дело с детьми, подростками, социальное пространство которых оставляет желать лучшего. Отсюда и отклонения в поведении. Приведем некоторые причины таких девиаций (отклонений):

отклонения от нормы в состоянии здоровья (нарушения в физическом и (или) психическом здоровье, несоответствие физическому развитию, отставание в росте, акцентуация характера);

нарушения в сфере межличностных взаимоотношений (не популярен, не принят, пренебрегаем, изолирован в классном коллективе, примыкающий ценой жертв, потерь; помыкаемый, отвергаемый в группе свободного общения (тусовка); конфликтен, отчужден, бесконтролен, исключаемый из семьи);

ошибки педагогов (превышение педагогической власти; лишение ребенка индивидуальных стимулов; наказания как унижения личности ученика; противоречивость предъявляемых требований; поверхностное знание особенностей учащегося, конфликтные отношения между родителями ученика и учителями или между учеником и учителями и др.);

ошибки семейного воспитания («заласканное детство», «задавленное детство», «загубленное детство», «одинокое детство», «равнодушное детство»); отсутствие у родителей элементарных психолого-педагогических знаний, перекладывание забот о воспитании на школу; отстранение подростка от физического домашнего труда; конфликты в семье и др.;

социальные причины (противоречия в обществе, в микросоциуме );

психотравмирующие ситуации (развод родителей, смерть близких, перемена места жительства и т. д.).

Нередко в результате вышеперечисленных причин подростки вступают в конфликт с законом. В основе противоправного поведения несовершеннолетних лежат мотивы, обусловленные: внушением, подражанием, импульсивностью, мотивы ситуационного характера, ложного самоутверждения, группового поведения.

С возрастом такое поведение уступает место поведению «рациональному», то есть заранее спланированному, преднамеренному. Мотивация зависти, пользы, выгоды становятся основными, а месть, озлобленность, ревность сменяют негативное самоутверждение и браваду.

Такие дети, как правило, лишены нормальных условий для развития, что и приводит к, разного рода негативным последствиям психологического и социального характера.

Это понятие высвечивает как главное судьбу самого ребенка, его неоднозначную, рисковую социальную перспективу. Такой ребенок нуждается в помощи, направленной, с одной стороны, на изменение трудной жизненной или социально опасной ситуации, в которой он оказался, а с другой — на минимизацию его социальных, психологических и педагогических проблем и трудностей с целью их поэтапного освоения и разрешения. Поэтому такие дети нуждаются в корректировке их социального функционирования и поведения, или шире — процесса их социализации. То есть главная цель при таком подходе — приспособить, адаптировать их к социуму, сделать так, чтобы их поведение не выходило за рамки социальной нормы, не препятствовало установлению нормальных отношений с окружающими .

Категории детей, составляющих «группу риска» в образовательных учреждениях

Дети приобретают столь «неприглядный» социальный облик не потому, что они такими рождаются, а под воздействием различных, главным образом, не зависящих от них факторов риска. Среди этих факторов можно выделить следующие основные группы: • медико-биологические (состояние здоровья, наследственные и врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, травмы внутриутробного развития и т.д.);

социально-экономические (материальные проблемы семьи, неблагоприятный психологический климат в семье, аморальный образ жизни родителей, неприспособленность к жизни в обществе и т.д.);

психологические (неприятие себя, невротические реакции, эмоциональная неустойчивость, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и тд.);

педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития и обучения детей; отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника и т.д.).

Именно под воздействием этих факторов дети оказываются в группе риска. Обычно сюда относят следующие категории детей:

дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;

дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных не имеющих юридической силы обстоятельств;

дети из неблагополучных, асоциальных семей;

дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке.

Такие дети, как правило, лишены нормальных условий для развития, что и приводит к разного рода негативным последствиям психологического и социального характера. Поэтому вполне закономерно, что появилось еще одно название данной категории детей, которое введено Законом РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999) — «ребенок, оказавшийся в социально опасной ситуации». Это понятие высвечивает как главное судьбу самого ребенка, его неоднозначную, рисковую социальную перспективу. Такой ребенок нуждается в помощи, направленной, с одной стороны, На изменение трудной жизненной или социально опасной ситуации, в которой он оказался, а с другой — на минимизацию его социальных, психологических и педагогических проблем и трудностей с целью их поэтапного освоения и разрешения. Именно такой комплексный социально-педагогический подход в работе с этой категорией детей и должен быть положен в основу разработки социально-педагогических технологий работы с ними. При этом необходимо учитывать, что социально-педагогическая работа с детьми группы риска имеет две основные составляющие: выявление детей этой категории в детской среде и организация работы с ними; непосредственная индивидуальная или групповая работа с детьми. Комплексность проблем, которые требуют решения в процессе социально-педагогической работы с детьми группы риска, требует участия в этой деятельности разных специалистов. Однако ведущая роль принадлежит социальному педагогу, и, прежде всего социальному педагогу общеобразовательного учреждения. Это обусловлено тем, что в поле зрения общеобразовательных учреждений находятся практически все дети, поскольку они обязаны посещать школу. Даже если ребенок не обучается в школе, она имеет возможности и полномочия выявлять таких детей, проживающих в микрорайоне, который она обслуживает. Поэтому только школа может обеспечить наиболее полное выявление детей, оказавшихся в социально опасной ситуации. Каждая из выделенных составляющих работы социального педагога должна быть обеспечена своими социально-педагогическими технологиями, которые соответственно можно разделить на две группы:

организационные социально-педагогические технологии;

социально-педагогические технологии индивидуальной работы.

источник