Меню Рубрики

Психолого педагогический анализ деятельности детей

о работе психологической службы

За учебный год было продиагностировано – 752 учащихся школы.

В диагностике использовались методики:

— Люшера (цветовой тест – выявление особенности состояния человека);

— Басса-Дарки (тест на агрессивность);

-Айзенка (выявление темперамента человека);

— Шмишека (индивидуальные особенности темперамента человека);

— «Корректурная проба»(изучение способности переключаемости внимания по корректурным таблицам;

— «Определение оперативной памяти»;

«Психогеометрическая типология» (определение типа характера по геометрическим фигурам);

— Керна-Йерасика (ориентационный тест школьной зрелости);

— Темпинг-тест ( психомоторная реакция и свойства ЦНС);

— Экспресс методикаШальто А.Ю. и Михалюк О.С.(оценка эмоционального и поведенческого компонентов отношения к коллективу);

— родителей учащихся 1-х классов;

— родителей 4-х,6-х, 8-х классов по профильному обучению;

— учащихся 4-х, 6-х, 8-х классов по профильному обучению;

— «Вымогательство, насилие в семье и вовлечение в совершении преступлений и занятие антиобщественными действиями».

— о поступаемости после 8-го класса;

— родителей «Правильна ли ваша позиция по отношению к детям?» — 6 б класс;

— родителей « Мнение родителей, как их дети относятся к важным вопросам»;

— «Современное воспитание молодежи»;

— о осведомленности родителей 5-х классов о школьной жизни детей.

— «Почему дети переходят в другие школы».

Проводилась исследовательско-диагностическая работа и профилактические беседы с трудными подростками (сентябрь – май). Исследовано 38 подростков. Анализ диагностики показал, что 43% трудных подростков имеют холерический тип темперамента, 28% — меланхолический , 21% — сангвиники, 8% — флегматики.

Большинство этих подростков имеют высокую степень агрессивности, высокий уровень тревожности, 4% трудных подростков имеют чувство вины.

Даны были рекомендации классным руководителям: анализировать причины нарушения дисциплины, должны выяснить, почему проявляются негативные действия. Провести профилактические беседы. Помочь подростку развить способность к контролю за своими действиями, за словами, научить задумываться над последствиями поступков и воздерживаться от ненужных бессмысленных действий. С помощью убеждения можно довести до сознания ученика вред его действуй обратить внимания на их последствия. Соблюдать меру в суждениях и наказании.

Рекомендации родителям: нужно приучить обдумывать и обосновывать поступки и отвечать за них, сдерживать порывы, нести ответственность за свое поведение и в целом соблюдать дисциплину и порядок.

В начале учебного года проводились адаптационные занятия с первоклассниками. Адаптация прошла успешно, это показали групповые игры, отношения между одноклассниками. Но в 1-б слабо развита коллективная деятельность детей.

Тест — анкета по куреню (сентябрь) – 8-Б класс продиагностировано 29 учащихся . Курящих нет. 9-Б класс – продиагностировано 24 учащихся, 2 курящих, у обоих отсутствует мотивация на отказ от курения. 10-Б класс – продиагностировано 30 учащихся, 18 курящих. Отсутствие мотивации на отказ от курения – 8 учащихся. Мотивация на отказ от курения – 10 учащихся. 11-Г класс — продиагностировано 23 учащихся, 5 курящих. Желание бросить курить у 2х учеников. Нет желания – 3 ученика.

Анкета «Вымогательство, насилие в семье и вовлечение в совершении преступлений и занятие антиобщественными действиями».Результаты – случаи вымогательства денег у тебя или у твоих знакомых? – да -8 чел. , нет – 74 чел..

Кто вымогал: а) одноклассник – 4 уч., б) старшеклассник — 3 уч., в)

Среди родителей 1-х классов, было проведено анкетирование о усвоении школьного материала и об адаптации детей в школе (декабрь). Родители детей 1-А класса считают, что адаптация детей прошла успешно – 96%, усваивают школьную программу хорошо – 94% . Родители 1-Б – адаптация прошла успешно – 98%, хорошо усваивают школьную программу – 98%. Родители 1- В класса – адаптировались – 100%, хорошо усваивают школьную программу – 98%.

Исследования проводились в 5-х классах на школьную тревожность в адаптационный период, где выявилось, что 5-А класс имеет ниже среднего школьную тревожность.5-Б класс – ниже среднего, 5-В класс – низкая школьная тревожность. Рекомендации были даны классным руководителям:

При проверке знаний (особенно — публичной) создать благоприятный психологический фон. Чтобы ребенок не испытывал стресс и развивал свои потребности в успехе, достижении высокого результата, при ответах на вопросы. Повысить позитивный эмоциональный фон отношений с учениками в школе, чтобы повысить успешность обучения детей. Включать детей в общешкольные мероприятия, только по желанию ребенка.

Так же в 5-х классах, в начале учебного года проводилась «Социометрия» (выявление лидеров в классе и «изгоев»). 5-А класс – лидер – Семенов Валерий и Степанова Лиза. «Изгои» — Степанова Лена и Минин Андрей. 5-Б класс – лидеры — Михайлова Елена и Педюсев Алексей. «Изгои» — Кочаков Иван, Ростов Олег, Кольцова Наташа. 5-В класс – лидеры – Новиков Женя и Васильева Саша, «изгои» — Петров Александр, Александров Алексей, Ларионова Марина.

Даны рекомендации классным руководителям: лидерам поручать ответственные задания по работе с классом, «изгоев» — взять на особое внимание. Постоянно контролируя их отношения в классе. Стараться их включать в классные мероприятия и совместную деятельность в классе.

Исследования агрессивности проводилось в начальном звене с 2по 4 классы. Выявлено 36% детей с выраженными агрессивными чертами характера. Что на 5% больше чем в пошлом учебном году. Детьми с агрессивными чертами характера проводились психокоррекционные занятия. По окончанию этого курса, агрессивность снизилась на 3% .

В 10-А классе по просьбе классного руководителя Львовой В.М. было проведено тестирование на выявление темперамента в классе.

источник

Анализ специфики гимназии и характеристика социально-демографических особенностей контингента семей. Изучение направлений работы психологической службы. Рассмотрение методик выявления и установления причин тревожности у детей младшего школьного возраста.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Анализ специфики образовательного учреждения, целей и задач

1.1 Цели и задачи МОУ «Гимназия № 85»

1.2 Характеристика социально-демографических особенностей контингента семей

2. Анализ основных направлений и форм работы психологической службы

3. Осуществление отдельных видов психолого-педагогической деятельности

1. Анализ специфики образовательного учреждения, целей и задач

1.1 Цели и задачи МОУ «Гимназия № 85»

психологический тревожность младший школьный

Основными целями гимназии является:

— формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общего образования, их адаптации к жизни в обществе;

— создание основы для осознанного выбора и последующего освоения про-фессиональных программ;

— Формирование здорового образа жизни.

Основными задачами гимназии является создание условий:

— Гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся.

— Для развития личности, ее самореализации и самоопределения.

— Для формирования у обучающихся современного уровня знаний.

— Для воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

— Для осознанного выбора профессии.

1.2 Характеристика социально-демографических особенностей контингента семей

Гимназия № 85 находится в Ленинском районе, г. Барнаула. Занятия в школе проходят в две смены, продолжительность занятий 45 минут. Общее количество учеников 1078 учащихся.

— неполные семьи — 270, из них: одинокие матери — 27; в разводе 203; семьи вдов и вдовцов — 40;

— семьи с детьми инвалидами — 8;

— семьи, где родители инвалиды — 16;

— семьи погибших в мирное время — 2;

— семьи беженцев, вынужденных переселенцев — 1;

— семьи состоящие на учете в инспекции — 2.

Социальный состав родителей довольно разнообразен: рабочие 32 %, служащие 17 %, военнослужащие 12 %, безработные 20 %, частные предприниматели 18 %, пенсионеры 1 %.

Образовательный уровень родителей: высшее образование 40%, среднее специальное 33%, среднее 25%,неполное среднее 2%.

Основная направленность учащихся на получение знаний это получение основы для поступления в ВУЗы России.

В гимназии созданы различные секции и факультативы для личностного, физического и интеллектуального развития школьников.

2. Анализ основных направлений и форм работы психологической службы

Целями психологической службы гимназии являются:

— содействие администрации и педагогическому коллективу гимназии в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, родителей, педагогических работников и других участников образовательного процесса;

— содействие в приобретении учащимися психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни;

— оказание помощи обучающимся, в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;

— содействие учителям и родителям в воспитании учащихся

Задачами психологической службы являются:

— психологический анализ социальной ситуации развития, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;

— содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся, на каждом возрастном этапе развития личности;

— формирование у обучающихся способности к самоопределению и саморазвитию;

— содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях;

— психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся;

— профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитии обещающихся;

— содействие в обеспечении деятельности педагогических работников образовательных учреждений научно-методическими материалами и разработками в области психологии.

Основные направления психологической службы гимназии:

В рамках психологической диагностики происходит углубленное психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Психологическая диагностика проводится специалистами как индивидуально, так и с группами обучающихся.

Диагностическая работа направлена на решение следующих задач:

— составление социально-психологического портрета школьника;

— определение путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии;

— выбор средств и форм психологического сопровождения школьников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.

Коррекционно-развивающая работа психолога включает в себя психологическую коррекцию и психологическую профилактику.

Психологическая коррекция — активное воздействие на процесс формирования личности и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-психологов, дефектологов, логопедов, врачей, социальных педагогов и других специалистов.

Психологическая профилактика — предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся в образовательных учреждениях, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.

Цели коррекционно-развивающей работы с учащимися определяются пониманием закономерностей их психического развития как активного деятельностного процесса, реализуемого в сотрудничестве со взрослым. На этом основании выделяют три основных направления и области постановки коррекционных целей:

1. Оптимизация социальной ситуации развития.

2. Развитие видов деятельности ребенка.

3. Формирование возрастно-психологических новообразований.

Консультативно-просветительская работа психолога в гимназии.

Консультативная работа психолога проводится по следующим направлениям:

1. Консультирование и просвещение педагогов.

2. Консультирование и просвещение родителей.

3. Консультирование школьников.

Консультирование может проходить в форме собственно консультирования по вопросам обучения и психического развития ребенка, а также в форме просветительской работы со всеми участниками педагогического процесса в школе.

Психологическое просвещение представляет собой формирование у обучающихся и их родителей, у педагогических работников в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

Консультативная деятельность — это оказание помощи обучающимся, их родителям, педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.

Консультирование и просвещение педагогов

Консультативная работа с педагогами выделяет ряд принципов, на которых основано сотрудничество психолога с педагогическим коллективом в решении школьных проблем:

— равноправное взаимодействие психолога и педагога;

— формирование у педагога установки на самостоятельное решение проблем;

— принятие участниками консультирования ответственности за совместные решения;

— распределение профессиональных функций между педагогами и психологами.

В организации психологического консультирования педагогов выделены три направления:

1. Консультирование педагогов по вопросам разработки и реализации психологически адекватных программ обучения и воспитания. Оценка, насколько полно учтены возрастные особенности учащихся, насколько адекватны механические аспекты педагогической программы технике эффективного коммуникативного воздействия.

2. Консультирование педагогов по поводу проблем обучения, поведения и межличностного взаимодействия конкретных учащихся. Это является наиболее распространенной формой консультативной работы психолога при работе с педагогами.

Консультирование в этом направлении организуется либо по запросу педагога, либо по инициативе психолога, в этом случае учителю предлагается ознакомиться с информацией о ребенке (по результатам фронтальной и углубленной индивидуальной диагностики) и задуматься над проблемой оказания помощи или поддержки.

Организация работы по запросу учителя проходит наиболее эффективно в форме индивидуальных консультаций.

3. Консультирование в ситуациях разрешения межличностных и межгрупповых конфликтов в различных системах отношений: учитель-учитель, учитель-ученик, учитель — родители и др.

В рамках такой работы психолог организует ситуацию обсуждения конфликта сначала с каждым оппонентом отдельно, затем — совместно. Психолог помогает снять эмоциональное напряжение у участников конфликта, перевести обсуждение в конструктивное русло и затем помогает оппонентам найти приемлемые способы решения противоречивой ситуации.

Психологическое просвещение педагогов направлено на создание условий для получения необходимых психолого-педагогических знаний и навыков, которые помогли бы педагогам в решении следующих задач:

— организовать эффективный процесс обучения школьников;

— построить взаимоотношения со школьниками и коллегами на взаимовыгодных началах;

— осознать и осмыслить себя в профессии и обучении с другими участниками внутришколъных взаимодействий.

Просветительская работа организуется так, чтобы она отвечала реальным запросам педагогов по интересующим их вопросам практики обучения и воспитания.

Консультирование и просвещение родителей

Психолого-педагогическое консультирование родителей, как и в ситуации пробной работы с педагогами организуется, с одной стороны, по запросу родителя в связи с оказанием консультативно-методической помощи в организации эффективного детско-родительского взаимодействия; с другой — по инициативе психолога. Одной из функций консультативной работы с родителями является информирование родителей о школьных проблемах ребенка. Также целью консультирования бывает психологическая поддержка родителей в случае обнаружения серьезных психологических проблем у ребенка либо в связи с серьезными эмоциональными переживаниями и событиями в его семье.

Запросы родителей школьников к психологу по своему содержанию отнюдь не сводятся к проблемам школьной неуспеваемости. Практика работы психолога позволяет типизировать случаи обращения родителей за психологической помощью. Случаи, группирующиеся вокруг проблемы плохой успеваемости: плохая успеваемость по всем или некоторым предметам; плохая память; невнимательность; неорганизованность; отсутствие желания учиться; побеги из школы; эмоциональные срывы по поводу учебных успехов или неуспехов и др.

Читайте также:  Признаки талассемии у детей в анализе

1. Случаи, группирующиеся вокруг тревожности родителей индивидуально-личностных качеств ребенка: медлительный, утомляемый, упрямый, эгоист, агрессивный, тревожный, лживый, конфликтный и др.

2. Случаи, группирующиеся вокруг особенности межличностных отношений ребенка со сверстниками и взрослыми: необщительный, учитель предвзято относится к ребенку, плохие отношения между братьями и сестрами, непонимание ребенка родителями и др.

3. Запрос по поводу выдающихся, с точки зрения родителей, способностей ребенка: как составить план индивидуальных занятий с ребенком, рассчитать посильную для него нагрузку.

Содержанием просветительской работы школьного психолога с родителями также является ознакомление родителей с актуальными проблемами детей, насущными вопросами, которые решают их дети в данный момент школьного обучения и психического развития. В ходе психологических бесед на классных собраниях психолог предлагает подходящие на данном этапе развития ребенка формы детско-родительского общения.

Консультирование учащихся организуется либо по просьбе учащегося, либо по инициативе психолога по просьбе родителей или педагогов.

Также консультирование школьников может быть групповым.

Основные направления консультативной работы при работе со школьниками:

— Проблемы, связанные с обучением

— Проблемы, связанные с воспитанием

— Проблемы, связанные с поведением

— Проблемы, связанные с адаптацией

— Проблемы, связанные с детско-родительскими отношениями

— Проблемы, связанные с зависимостями

— Определение дальнейшего образовательного маршрута

Работа с учащимися начинается с ежегодной диагностики школьной готовности детей 6-7летнего возраста с целью выявления уровня развития познавательной, интеллектуальной, речевой и социальной сфер каждого ребенка. Первичная диагностика школьной готовности позволяет выявить детей с недостаточным уровнем функциональной готовности к школьному обучению, дать необходимые и своевременные рекомендации родителям и учителям по дальнейшему формированию предпосылок учебной деятельности.

Ежегодно психологом осуществляется наблюдение за адаптацией учащихся 1-х классов, которое проводится в форме посещения уроков, наблюдения за поведением детей во внеурочное время, проведения анкетирования родителей и учителя. Это позволяет более целенаправленно вести психопрофилактическую работу с родителями в форме индивидуальных консультаций, бесед, классных собраний и способствует, в целом, снятию тревожности у детей первого года обучения.

Работа по адаптации при переходе учащихся из начальной школы в среднюю осуществляется посредством следующих форм и методов:

— диагностика психологической готовности учащихся к переходу из начального звена в среднее и психологического климата в классных коллективах;

— проведение семинара для педагогов;

— проведение родительских собраний.

Такой подход к организации адаптационного периода в школе позволяет выявить ряд трудностей у учащихся, связанных с изменением условий обучения и наметить пути их преодоления, а также выявить группу учащихся с недостаточным уровнем психологической готовности к обучению в среднем звене, выработать рекомендации для педагогов.

К приоритетным направлениям работы школьной психологической службы следует отнести деятельность, направленную на формирование психологической культуры всех участников образовательного процесса, формирование психологического здоровья. Данные направления реализуются через взаимодействие психолога со всеми участниками учебного процесса.

В работе психолога используются следующие документы, с которыми была ознакомлена:

1. Основой рабочей документации психолога являются нормативные документы Министерства образования Российской Федерации: положение о службе практической психологии в системе образования от 22.10.1999 г. №636; права и обязанности школьного психолога; этический кодекс психолога;

2. Должностные обязанности (заверенные печатью и подписью директора);

3. Различные приказы, инструкции;

4. План работы психолога. Основным документом психолога является годовой план работы, утвержденный директором гимназии. В нем указаны:

— основные виды работ по каждому направлению работы;

5. Журнал учета индивидуальных консультаций. В журнале отдельные страницы отводятся консультациям с учителями, родителями и школьниками.

6. Результаты психодиагностических исследований. При проведении групповых психодиагностических исследований психолог делает справку по результатам исследования. В ней указываются:

— сводная таблица результатов (баллы, характеристики и т.д.);

7. Индивидуальная психологическая карта учащихся. В карте обозначены учащиеся, которые находятся под систематическим контролем. Индивидуальные психологические карты учащихся заполняются во время их психологического обследования при приеме в школу и при переходе учащихся с одной ступени на другую.

1.Ф.И.О. учащихся, класс, группа.

2.Ф.И.О. кл. руководителя, воспитателя.

в) тип семейного воспитания

4. Состояние здоровья ребенка (общее развитие, болезни, отклонения).

5. Причины постановки ребенка на индивидуальный психологический учет.

6. Учет тестирования (с датами).

7. Результаты индивидуальной консультации, обследования.

8. Рекомендации педагогам, родителям, ребенку.

8. Планы групповой работы. Когда психолог проводит ту или иную групповую работу коррекционного или просветительного характера, то он имеет план работы с той или иной группой, согласованный с администрацией школы.

9. Психологическое заключение. Выдается при требовании директора, либо вышестоящих организаций. Заключение содержит в ceбe следующие моменты:

— по чьей инициативе выдается заключение;

— дата, время и место проведения исследования;

— применявшиеся методы исследования (даются точные научные названия методов на случай знакомства с материалами заключения специалистов);

— характеристика результатов (дается в форме доступной неспециалисту, однако все материалы подобного исследования обязательно сохраняются на случай возможной их проверки специалистом);

— выводы и рекомендации (в соответствии с целью исследования).

Профессия школьного психолога имеет ряд особенностей. Для общества данная профессия находится на этапе становления, запросы к ней не всегда соответствуют возможностям специалистов. Это создает серьезные проблемы у молодых специалистов. Психолог, приходящий на работу в школу, испытывает значительные трудности профессиональной и личностной адаптации и не может в полной мере применить на практике те специальные знания, умения и навыки, которые необходимы в учебном процессе. Соответственно, удовлетворенность деятельностью для такого специалиста невысока, что сказывается на эффективности его работы.

У большинства учителей, родителей и учеников имеются жесткие и не всегда адекватные стереотипные представления о деятельности психологов.

Очень широкий спектр направлений психологической работы при отсутствии четких, устоявшихся алгоритмов ее организации в рамках школы.

Отсутствие необходимого материала для работы с участниками образовательного процесса. Так же большой проблемой для школьного психолога является то, что часто школа не выделяет ему отдельного кабинета. В связи с этим возникает множество сложностей. Психолог должен хранить где-то литературу, методические пособия, рабочие бумаги, наконец, свои личные вещи. Ему необходимо помещение для проведения бесед и занятий. Для некоторых занятий помещение должно удовлетворять определенным требованиям (например, быть просторным для проведения физических упражнений). Со всем этим психолог испытывает трудности. Обычно ему выделяют то помещение, которое свободно в данный момент, временно. В итоге может возникнуть ситуация, когда беседа с учеником проводится в одном кабинете, а необходимая литература и методики находятся в другом. В связи с большим объемом обрабатываемой информации школьному психологу желательно было бы иметь хороший компьютер, что школа не может ему обеспечить. Эта проблема касается не только молодых специалистов.

При прохождении практики я столкнулось с трудностью, из того что перечислено выше — это отсутствие специального помещения для проведения психологических работ, а так же отсутствие достойного компьютерного оборудования.

3. Осуществление отдельных видов психолого-педагогической деятельности

Во время прохождения практики мною было проведено исследование по выявлению уровня тревожности у учащихся 2 классов, 45 учащихся.

Целью данного исследования является выявление тревожности у детей младшего школьного возраста и установление причин

Провести психодиагностическое исследование по выявлению тревожности у детей младшего школьного возраста.

Провести психодиагностическое исследование по выявлению причин повышенной тревожности.

Установить, существует ли зависимость между проявлениями тревожности и выявленными причинами тревожности.

Работа проводилась с учащимися второго класса гимназии №85

Для выявления детей с ярко выраженной тревожностью были использована методика «Измерения уровня тревожности Тейлора» (адаптированная Немчиным Т.А.) и «Тест школьной тревожности Филлипса».

Методика «Измерения уровня тревожности Тейлора» предназначена для измерения уровня тревожности.

Опросник состоит из 60 утверждений. Он может предъявляться испытуемому либо списком, либо, как набор карточек с утверждениями (Приложение 2).

Подсчитывается количество ответов испытуемого, свидетельствующих о тревожности.

Оценка 40-50 баллов рассматривается как показатель очень высокого уровня тревожности, 25-40 баллов свидетельствуют о высоком уровне тревоги, 15-25 баллов — о среднем (с тенденцией к высокому) уровне, 5-15 баллов — о среднем (с тенденцией к низкому) уровне, и 0-5 баллов — о низком уровне тревожности.

Таблица №1. Показатели тревожности

Очень высокие показатели тревожности

Высокие показатели тревожности

Средний, с тенденцией к высокому, показатель тревожности

Средний, с тенденцией к низкому, показатель тревожности

Низкий уровень тревожности

Результаты, полученные после проведения методики, показали, что 43% испытуемых имеют очень высокие и высокие показатели уровня тревожности.

Результаты методики «Измерение уровня тревожности Тейлора»

источник

Отчет по практике

По учебной дисциплине: «Педагогическая психология».

Работа выполнена студентом

1. Психолого-педагогический анализ занятия.

2. Анализ деятельности психологической службы.

3. Анализ психологической работы, проделанной студентом в течение практики.

Психолого-педагогический анализ занятия.

Занятие с детьми подготовительной группы проводил логопед. Целью данного занятие было закрепление навыков различения и произношения звуков Ж-З в слогах, словах. Задачи: закрепление правильного произношения звуков З-Ж и предотвращение их смешения при произношении в слогах, словах; выявление дефектов дикции при произношении слов, развитие фонематического слуха, внимания, памяти, мышления путем решения логических задач; совершенствование навыков аналитико-синтетической деятельности, развитие слухо-речевой памяти; воспитание дисциплинированности, организованности.

Занятие длится 30 минут, делится оно на 8 этапов:

· повторение изученного материала (5 мин.)

· изучение нового материала (5 мин.)

· закрепление нового материала(5 мин.)

· повторение изученного(5 мин.)

· подведение итогов работы (3 мин.)

Занятие началось в 9 часов утра с приветствия педагога. Дети встали у своих парт, поздоровались. Логопед акцентировал внимание детей на правильную осанку, приветствие, как в школе, т.е. детей ориентируют на школьную дисциплину.

Затем было повторение изученного материала: «Дети, на прошлом занятии мы выучили букву. Какую?»

Логопед: «Скажи правильно, полностью».

Никита: « Мы выучили букву Ж».

Далее при изучении нового материала логопед дала задание ребятам, которое заключалось в повторении слов за педагогом. Жизнь, железо, желтизна, залежи, зажать, забежать, задолжать, заслужить, заржать. В ходе произношения выявились дефекты в произношении звука «л» и при сочетании звуков «з» и «н» в слове жизнь. После упражнения педагог спросила чем похожи эти слова. Дети ответили, что в этих словах есть буква З и Ж. Логопед озвучила тему занятия, чем будут заниматься дети и спросила об особенностях артикуляции при произношении букв Ж и З. На что девочки ответили, что при произношении буквы З губки «улыбаются», а при произношении буквы Ж — становятся трубочкой.

Дальше последовали упражнение – речевая зарядка. Детям объяснили, что от них требуется (слушать, что говорит педагог, запоминать и повторять).

По ходу выполнения задания дети допускали ошибки, начиная с середины.

В качестве физкульт.минутки провели упражнение с флажками. Группа разделилась на команду мальчиков и девочек. Девочкам раздали красные флажки, мальчикам – синие. Девочки должны были поднимать флажки при произнесенных словах с буквой Ж, а мальчики – с буквой З.

Слова: зайка, жаба, жук, зонт, пижама, ножи, гвоздик, таз, ваза, ежевика, музыка, ужи, лужок, зубы, флажок, язык, пожар, закат, прыжок. Были допущены по 2 ошибки со стороны мальчиков и девочек на протяжении всего упражнения.

Для закрепления материала было выполнено еще три упражнения.

Первое заключалось в замене в слове буквы З или Ж на противоположную.

Второе упражнение: придумать слова на слог ЗА (зайка, замок, зеркало- ребенка поправили, т.к. не соответствовало условиям задания, зал);

ЖА (Жук- не правильно, жаба, жарко, жара, жакет, жук- не правильно, жилет- не правильно).

заканчивающиеся на ЗЫ (вазы, тазы, арбузы, далее с подсказки и наводящих вопросов: грозы, березы, морозы);

Жи (живот, жена- не правильно, жених- не правильно, желе- не правильно; после большого числа ошибок логопед сама назвала следующие слова: лы-жи, у-жи, е-жи, но-жи)

Третье задание. Фонетический разбор слов. Детям выдали тарелочки с бумажными квадратиками красного, синего и зеленого цветов. Синий цвет обозначает согласный твердый звук, красный- гласный звук, зеленый- согласный мягкий звук. Раскладывали два слова: жук и лыжи. Все дети справились с заданием. Для проверки вызывались дети к доске и с помощью магнитиков (зеленых, красных, синих) раскладывали на звуки слова, учась обосновывать свои действия и формулировать правильные фразы.

Алена: «В слове лыжи 4 звука. Первый звук «л» — он согласный, твердый, поэтому я обозначаю его синим цветом, второй звук «ы»- он гласный, поэтому я обозначаю его красным цветом, третий звук «ж» — он согласный, твердый, поэтому я обозначаю его синим цветом и четвертый звук «ы»….Но тут прервала логопед, напомнив правило, что ЖИ-ШИ пиши с буквы И. Алена исправилась, сказав, что четвертый звук «и», обозначен он красным цветом. Далее последовало еще одно задание к слову лыжи. Она назвала новое слово «лежи», отметив, что вместо буквы Ы, которая гласная, теперь стоит буква Е (так же гласная), но что-то изменилось. Вызвала для выполнения задания мальчика, он сразу ответил правильно, о том, что теперь звук «л» мягкий и его нужно поменять на зеленый цвет.

Далее детям было дано задание навести порядок в тарелочках.

В этапе подведение итогов дети ответили на вопрос о том, какие они буквы изучили и сравнивали. Педагог отметила, что не успели еще одно задание выполнить из-за того, что многие отвлекались. Поблагодарила детей, попросила задвинуть стульчики и попрощалась.

Организация психических процессов на занятии.

Психический процесс Пример организации на занятии
Память. Долговременная Кратковременная Произвольное запоминание Образная (зрительная, слуховая) Вспоминание того, какую букву изучали на прошлом занятии и ее характеристики Задания с повторением слогов и слов Задание с заменой одной буквы на другую в заданных словах Написание на доске букв З и Ж, произношение звуков «з» и «ж»
Мышление Наглядно-образное Словесно — логическое Фонетический разбор слова с помощью цветных квадратиков, Написание на доске букв З и Ж Задание на замену буквы в слове, фонетическое задание со словом «лежи».
Внимание Непроизвольное Произвольное Использование флажков, цветных бумажных квадратов, магнитов на доске. Чередование видов деятельности: физкульт. минутка, упражнения на слух, упражнение с бумажными квадратиками.
Восприятие Написание на доске букв Ж и З Использование флажков, цветных бумажных квадратов
Читайте также:  Пространственный анализ и синтез у детей

В ходе занятия были задействованы процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание;

Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Контроль осуществлялся промежуточный, заключающийся в оценивании ответов детей в плане верности или неверности высказываний. В случае неправильного ответа далее следовало исправление, в случае правильных – похвала.

Основные цели и задачи были достигнуты. Выявлены проблемы в произношении отдельных звуков у некоторых детей, далее с ними будет проводиться коррекционная работа в индивидуальном порядке.

На занятии не успели пописать слоги в рабочих тетрадях. На мой взгляд, программа занятия была перенасыщена, малое количество смен деятельности: в середине основной части занятия (закрепление и повторение материала). Дети устали, у них отмечалось снижение внимания, что сказалось на их ответах — они были неправильными, это видно при выполнении второго упражнения части закрепления материала. Поэтому дети отвлекались, и не вся программа была реализована на занятии. Хочется отметить, что в силу возраста, у детей преобладает наглядно – образный тип мышления над словесно-логическим. И было мало заданий с использованием наглядных средств обучения, больше заданий, ориентированных на слух, поэтому некоторые задания вызывали трудности и дети быстро утомлялись.

Не отметила для себя заданий, организовывающих воображение и представление.

Дата добавления: 2017-02-24 ; просмотров: 1633 | Нарушение авторских прав

источник

В 2012-2013 учебном году деятельность педагога-психолога была направлена на реализацию следующих задач:

1. Систематизировать работу по формированию у дошкольников культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья посредством театрализованной деятельности.

2. Развивать познавательно-речевую деятельность с помощью сказко-терапии.

3. Повышать уровень психологической культуры всех участников воспитательно-образовательного процесса, направленного на качество психофизиологического здоровья.

Эффективность профессиональной деятельности характеризуется выполнением всех поставленных задач на учебный год.

С помощью администрации детского сада, педагогическим персоналом были созданы условия, способствующие охране физического и психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка.

В детском саду обучается и воспитывается 136 детей, количество групп — 7. Психологическим сопровождением были охвачены все дети ДОУ. Социальный статус семей воспитанников ДОУ свидетельствуют о том, что:

Образовательный уровень родителей:

В течение 2012 — 2013 учебного года выполнялись все виды работ в соответствии с годовым планом : диагностическая, коррекционно-развивающая, психопрофилактическая, организационно-методическая, просветительская.

Развивающая работа с детьми

1. Для выявления ранней дезадаптации в течение 2-х месяцев (сентябрь-октябрь) под наблюдением находились дети раннего возраста – 22 человека. В процессе наблюдения были оформлены адаптационные листы

Г.Н. Дмитриевой, анализ показал:

— легкая степень адаптации у 36,5% детей;

— адаптация средней тяжести у 59% детей;

— тяжелая степень адаптации – 4,5% детей.

В период адаптации к дошкольному учреждению были организованы игры по книгам Джеки Спилберга «Занимательные игры с малышами старше двух лет» и Е.Н. Соляник «Развивающие игры для детей раннего возраста». В период с ноября по май велась групповая коррекционно-развивающая работа с детьми 1-й младшей группы по программе А.С. Роньжиной «Занятия психолога с детьми 2 — 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению» с целью преодоления стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду.

Занятия проводились 1 раз в неделю по 10-15 минут в условия группы. Всего в рамках программы было проведено 22 занятия. В результате данной работы дети 1-й младшей группы совершенствовали коммуникативные, игровые и двигательные навыки, развивали познавательные процессы. К концу года все успешно адаптировались к условиям дошкольного учреждения.

Сравнительный анализ адаптации детей

2. В период с сентября по май месяцы велась групповая психопрофилактическая работа с детьми 2-й младшей и средней групп, в количестве 60 человек, по программе Е.А. Алябьевой «Психогимнастика в детском саду» с целью сохранения психического здоровья и предупреждения эмоциональных расстройств у детей.

Занятия проводились 1 раз в неделю по 15-20 минут в кабинете психолога. Всего в рамках программы было проведено: во 2-й младшей группе – 22 занятия, в средней – 23.При помощи психогимнастики у детей вырабатывались такие черты характера, как уверенность, честность, смелость, доброта и многие другие. Изжигались невротические проявления: страхи, различного рода опасения, неуверенность. По отзывам родителей, воспитателей, личным наблюдениям видно, что дети к концу года стали более общительными, легче выражают свои чувства и лучше понимают чувства других.

3. В начале учебного года (октябрь) с детьми 5 — 7 лет была проведена диагностика по эмоциональной сфере Л.П. Стрелковой, которая показала, что дети дошкольного возраста не до конца распознают эмоциональное состояние сказочных героев, людей и даже своё. Испытывают затруднения в выражении эмоций пантомимикой и жестами, затрудняются в узнавании графического изображения эмоций. Поэтому в период с ноября по апрель велась групповая коррекционно-развивающая работа с детьми старшего дошкольного возраста, в количестве 51 человек, по авторизованной программе «В стране эмоций» с целью расширить знание детей о чувствах, эмоциях и способах их выражения.

Занятия проводились 1 раз в неделю по 25 — 30 минут в кабинете психолога. Всего в рамках программы было проведено: в старшей группе — 24 занятия, в подготовительной – 21. Результаты повторной диагностики на конце года показали, что развивающие занятия по данной программе расширили у детей представление об основных эмоциях: «радость», «грусть», «удивление», «страх», «злость». Они научились распознавать эмоции по внешним сигналам (мимике, пантомимике, жестам, вербально), замечать настроение природы и человека, сострадать людям, животным, растениям.

Результаты по развитию эмоциональной сферы у детей 5 — 6 лет

Демонстрация заданной эмоции

Распознают эмоциональное состояние своё и людей

Результаты по развитию эмоциональной сферы у детей 6 — 7 лет

Демонстрация заданной эмоции

Распознают эмоциональное состояние своё и людей

4. В октябре 2012 года с детьми подготовительной к школе группы использовалась диагностика Керна — Йерасика «школьная зрелость», для выявления у детей уровня готовности к школьному обучению. Обследован 21 ребёнок.

— Готовы к началу регулярного обучения – 59% детей.

— Условно готовы к началу обучения – 31% детей;

— Не готовы к началу регулярного обучения –10% детей.

После диагностики была сформирована группа детей, с которыми в течение учебного года проводились групповые и индивидуальные занятия по программам Н. Яковлевой «Психологическая помощь дошкольнику» и В.Л. Шарохиной «Психологическая подготовка детей к школе» с целью развития познавательной сферы у старших дошкольников.

В период с октября по апрель проведено 27 групповых занятий, в количестве 5 человек. Занятия проводились 1 раз в неделю по 25-30 минут в в кабинете психолога. Индивидуальная коррекционно-развивающая работа проводилась с 2 детьми (Никита К., Дима П.), 2 раза в неделю по 20-25 минут. После окончания цикла занятий у детей повысился уровень интеллектуального развития.

Повторная диагностика на конце года по методике Н. Семаго «Психолого-педагогическая оценка готовности ребёнка к началу школьного обучения» показала:

— готовы к началу регулярного обучения – 67% детей;

— условно готовы к началу обучения – 28% детей;

— не готовы к началу регулярного обучения – 5% детей.

Результаты уровня готовности детей к обучению в школе

5. Согласно годовому плану в декабре в старшей группе была проведена диагностика Я.Л. Коломинского «Секрет», в модификации Т.А. Репиной с целью выяснить избирательные отношения между детьми в группе. Результаты диагностики показали, что у детей старшей группы не сформированы навыки межличностного общения.

— Индекс групповой сплочённости у 60% детей.

— Индекс изоляции у 40% детей.

Поэтому в период с января по март месяцы велась групповая коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группы, в количестве 30 человек по программе тренинга общения «Страна понимания» Р.Р. Калининой с целью развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Занятия проводились 1 раз в неделю по 20-25 минут в условиях группы. Всего в рамках программы было проведено 12 занятий. Данная работа по программе дала детям возможность раскрыть свой внутренний мир. Они научились делиться своими проблемами, слушать и слышать другого, учитывать и уважать интересы других, находить общие решения в конфликтных ситуациях, помогать друг другу.

6. В январе с детьми подготовительной и старшой групп была проведена диагностика О.В. Хухлаевой «Лесенка» с целью выявить у детей самооценку к себе и об отношении к нему других людей. Было опрошено 44 ребёнка, результаты диагностики показали:

— завышенная самооценка у 59% детей;

— заниженная у 7% детей (Слава К., Вика Л., Алёна М.;

— низкая самооценка у 7% детей (Настя М., Оля Я., Артём Я.).

У большинства детей завышенная самооценка. Дети объясняют свой выбор так: «Я самый лучший», «Я себя очень люблю», «Я хороший». Но есть дети, которые находятся в ситуации личностного и эмоционального неблагополучия. У них не сформированы положительные межличностные отношения с воспитателями – 27%, сверстниками – 31%, с родителями –27%.

Родителям и воспитателям на индивидуальных консультациях даны рекомендации, как себя вести с ребёнком и как повышать его самооценку. С детьми, у которых заниженная и низкая самооценка в период с февраля по март велась групповая коррекционно-развивающая работа по программе Л.И. Катаевой «Работа психолога с застенчивыми детьми» с целью формирования адекватной самооценки, повышать уверенность в себе.

Занятия проводились в кабинете психолога 2 раза в неделю по 20-25 минут, всего в рамках программы было проведено 15 занятий. После окончания занятий дети начали выделять в себе и остальных положительные и отрицательные качества, адекватно воспринимать критику и похвалу, поверили в свои силы. Повторная диагностика показала, что у детей адекватная самооценка.

7. В течение учебного года по запросу родителей и воспитателей велась индивидуальная работа:

— с повышенной тревожностью – 1 ребёнок (Саша З.);

— с гиперактивными детьми – 5 детей (Илья В., Миша Л., Олег Б., Никита К., Ярик Ш.);

— с замкнутыми детьми – 2 ребёнка (Вика Л., Андреана К.);

— с агрессивными – 3 ребёнка (Никита Н., Русик А., АнтонХ.);

— познавательная сфера –5 детей (Кирилл Б., Дима П., Вика В., Артём Б., Настя М.);

— со страхами — 1ребёнок (Деля Л.);

— по развитию мелкой моторике — 2 ребёнка (Игорь К., Никита К.).

— детско-родительским отношениям – 5 детей (Артём Ц., Ариша М., Диана С., Олег Б., Даша Б.);

— повышать самооценку – 5 детей (Слава К., Настя М., Оля Я., Артём Я., Алёна М.).

В рамках коррекционно – развивающей работы с детьми я использовала следующие программы: Е.К. Лютова, Г.Б. Монина «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми» (агрессивными, гиперактивными, тревожными), Л.И. Катаева «Застенчивые дети», Е.В. Куличковская, О.В. Степанова «Как преодолеть свой страх?», Е.О. Севостьянова «Хочу всё знать!», С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина «Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать»,Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по сказкотерапии», Т.М. Граденко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева «Чудеса на песке».

8. В течение прошедшего учебного года было проведено три заседания ПМПк ДОУ, из них 3 плановых по проблемам детей с нарушением речи.

Со всеми специалистами ДОУ составляли индивидуальные маршруты для детей с низким интеллектуальным развитием и сопровождали их динамику в течение учебного года.

К заседаниям мною проведены обследования детей по познавательной сфере. Использовала методику С.Р. Немова и практический материал

С.Д. Забравной с целью определения уровня интеллектуального развития. В начале года было опрошено 18 детей 5-7 лет.

— Уровень интеллектуального развития выше среднего у 12% детей.

— Средний уровень интеллектуального развития у 54% детей.

— Уровень интеллектуального развития ниже среднего у 28% детей.

— Не соответствует возрастным нормам — 6 % детей.

С детьми компенсирующей группы с нарушением речи в период с октября по апрель велась коррекционно – развивающая работа. Было проведено всего – 58 групповых занятий: в средней группе – 16, в количестве 3 человек, в старшей группе – 16, в количестве 8 человек, в подготовительной группе – 26, в количестве – 4 человек. Занятия проводились 1 раз в неделю по 20-30 минут в зависимости от возрастных норм, в кабинете психолога. В работе с детьми использовала программу В.Л. Шарохиной и Л.И. Катаевой «Коррекционно-развивающие занятия: младшая и средняя группы, старшая и подготовительная группа» по развитию познавательных процессов.

Дополнительно проводилась индивидуальная коррекционно – развивающая работа с 5-ю детьми — Игорем К., Викой В., Артёмом Б., Кириллом Б., Никитой К. по программе Н. Яковлевой «Психологическая помощь дошкольнику» и Е.О. Севостьяновой «Хочу всё знать!».

В конце года на вывод из логопедической группы было опрошено 9 детей 5-7 лет. Результаты диагностики представлены на ПМПк:

— Уровень интеллектуального развития выше среднего у 33,3% детей.

— Средний уровень интеллектуального развития у 33,3% детей.

— Уровень интеллектуального развития ниже среднего у 33,4% детей.

Результаты по развитию познавательной сферы

Уровень интеллектуального развития (в %)

Не соответствует возрасту

В качестве неполноценной работы с детьми компенсирующей группы с нарушением речи можно отметить такие отрицательные моменты, как: непосещение детьми детского сада из-за болезней и пропусков, посещение школы искусств.

9. В этом учебном году с декабря 2012 года в ДОУ была введена новая вариативная форма дошкольного образования – группа ранней социализации «Карапузы» с целью вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс, содействовать более успешной адаптации детей к поступлению их в ДОУ.

Группу посещали 19 детей в возрасте с 1 года до 2 лет. Занятия проходили 1 раз в неделю по средам с 11.30 до 12.00 часов, в музыкальном зале совместно с родителями и специалистами ДОУ. Все занятия проходили в игровой форме с использование нетрадиционных форм работы с детьми. В работе с детьми использовала программы: И.В. Лапина «Адаптация детей при поступлении в детский сад», Н.В. Соколовская «Адаптация ребёнка к условиям детского сада».

Для родителей были разработаны авторские буклеты: «Игры с мыльными пузырями», «Развитие детей от 1 года до 2 лет», проведены индивидуальные консультации.

10. В период с января по апрель месяцы велась просветительская работа среди старшеклассников МОУ Гимназии №4, мини-курс «Семейные ценности» с целью формирования семейных ценностей у старшеклассников. В нём принимали участие 10-ти классники, в количестве 15 человек.

Читайте также:  Процесс адаптации анализ дети раннего возраста

Курсы проходили 1 раз в месяц на территории школы, в их классной комнате по 40-45 минут, отдельно с девушками и юношами. Всего было проведено 4 мероприятия: «Идеальный муж, идеальная жена», «Девушка, которая мне нравится; молодой человек, который мне нравится», «Что бы я взял из своей теперешней семьи; что я не хочу брать из своей теперешней семьи», «Семья и дети».

Результаты данной работы показали, что ребята определились с выбором своей профессии, стали коммуникабельными, задумались о взаимоотношениях друг с другом (юноши — девушки, девушки – юноши), о материальных и семейных ценностях.

Работа с родителями.

Работа с родителями строилась на принципах преемственности семьи и детского сада. Вовлечение родителей в деятельность детского сада помогало создавать атмосферу взаимной заинтересованности в воспитании и общении с детьми. В рамках просветительско-профилактической деятельности проведены: родительские собрания, тренинг, семинар-практикум, мастер-класс,консультации.

Групповые родительские собрания.

1. «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада».

(1 младшая группа – 19.10.12 г.)

2. «Подготовимся к школе вместе».

(подготовительная группа – 26.10.12 г.)

3. «Как помочь ребёнку адаптироваться к условиям детского сада».

(группа ранней социализации – 21.11.12 г.)

4. «Игра в жизни ребёнка 2-3 лет».

(1-я младшая группа – 05.04.13г.)

5. Тренинг «Агрессивный ребёнок»

6. Семинар – практикум «Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста».

(подготовительная группа – 01.03.13 г.)

7. Мастер-класс «Помощь родителей на этапе подготовки детей к школе».

(подготовительная группа – 29.05.13 г.)

1. «Как помочь ребёнку в период адаптации?».

2. «Что должен знать и уметь ребёнок данного возраста».

3. «Как бороться с истерикой».

4. «В чём заключается влияние пальцев рук на развитие речи?».

5. «Как развивать интеллектуальные способности детей».

6. «Ребёнок с синдромом гиперактивности».

8. «Как повышать самооценку?».

9. «Принципы общения с агрессивным ребёнком».

10. «Психологические критерии готовности ребёнка 6-7 лет к обучению в школе».

11. Проблемы «детско-родительских» отношений.

12. Индивидуальные консультации по результатам диагностических обследований детей.

13. Составление и распространение памяток и рекомендаций.

В течение учебного года с родителями было проведено 50 консультаций. Причинами, побудившими родителей обратиться к специалисту, является недостаток знаний в воспитательном процессе и в нарушениях «детско-родительских» отношениях.

Для контроля за эффективностью взаимодействия педагогов с родителями было проведено анкетирование по проблеме удовлетворённости родителей деятельностью ДОУ в 2012-2013 учебном году. Результаты анкетирования показали:

— родителей полностью удовлетворяет работа сотрудников детского сада – 99%;

— оценивают работу детского сада очень высоко — 89%.

Результаты уровня удовлетворённости родителями работой ДОУ

Родителям нравится в ДОУ хорошая организация режимных моментов и питания, интересная игровая деятельность детей, работа по коррекции недостатков в развитии детей, подготовка к школе, а также работа по укреплению здоровья. Очень радует, что родители осознают и понимают, что ведущая роль в воспитании детей принадлежит как семье, так и детскому саду.

Работа с воспитателями.

С целью повышения психологической компетентности педагогов ДОУ, включающей ориентировку в закономерностях развития ребёнка, в вопросах обучения и условий в ДОУ по развитию личностных новообразований использовала следующие методы: дискуссии, семинары-практикумы, тренинги, деловые игры, консультации, беседы.

Выступление на педагогическом совете:

1. «Основные направления работы ДОУ на 2012-2013 учебный год»

— Социальный портрет семьи — 30.08.12г.

2. «Использование средств театрализованной деятельности в работе с дошкольниками»

— Деловая игра «Театральный ринг» -22.11.12г.

3. «Итоги работы коллектива МБДОУ за 2012-2013 учебный год».

— Результативность психологического сопровождения в ДОУ – 03.06.13г.

Психологическая помощь педагогическому коллективу:

1. Дискуссии «Имидж детского сада» — 22.11.12 г., «Взаимодействие воспитателей с родителями» – 13.12.12 г.

2. Семинар ДОУ «Использование в образовательном процессе средств театрализации» — практическая часть по психогимнастике «Теремок» — 30.01.13 г.

3. Тренинг «Стресс и способы регуляции эмоционального состояния». – 14.03.13 г.

Со всеми сотрудниками проводилась психопрофилактическая работа по снятию психического и эмоционального напряжения. Они посещали сенсорную комнату для сохранения своего здоровья и самораскрытия.

1. «Как организовать педагогический процесс в период адаптации».

2. «Взаимодействие воспитателей с родителями».

3. «Тактика поведения педагога в ситуации служебного конфликта».

4. «Организация по проведению родительских собраний».

5. «Требования к проведению занятия».

6. «Театрализованная игра как средство эмоционального развития детей»

9. «Проблема детского онанизма».

10. «Эмоциональное состояние взрослого как опосредующий фактор эмоционального состояния детей».

11. Проблемы межличностных отношений в коллективе детей.

12. Методические консультации.

13. Встречи по личным вопросам.

В течение учебного года с педагогами было проведено 43 консультации. Чаще всего обращались воспитатели старшей и средней групп.

Методическая работа.

1. Участие в районных мероприятиях :

  • Приняла участие в дискуссионной площадке педагогов-психологов. Обмен опытом работы, как участник краевого конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог Кубани-2012», Мостовской район, СОШ №30 — 30.08.12 г.
  • Приняла участие в семинаре педагогов-психологов «Работа психолога ДОУ по подготовке детей к обучению в школе в рамках реализации ФГОС». Выступила и провела практическая часть «Скоро в школу», Мостовской район, СОШ №28 — 20.12.13 г.
  • Приняла участие в семинаре педагогов-психологов «Медионасилие». Выступила и провела практическую часть «Компьюторная зависимость (диагностика, профилактика)», ДОУ №1 «Берёзка» — 21.03.13 г.

В этом году входила в состав жюри муниципального этапа конкурса «Педагог-психолог Кубани – 2013».

Самообразование.

  • Взаимодействие с психологами района.
  • Приобретение необходимой психологической литературы.
  • Изготовление методических пособий.
  • Дидактический и диагностический материал.
  • Наглядная информация для родителей и воспитателей.
  • Мультимедийные презентации.

Положительными моментами в работе было следующее: повышена эффективность в коррекции психосоматики, эмоционально-личностных нарушений с помощью песочной терапии и арт-терапии, при проведении групповых занятий у детей усвоились коммуникативые навыки, социальная адаптация. С помощью занятий, направленных на развитие самосознания, у детей усилилась мотивация на собственную эмоциональную и поведенческую саморегуляцию. Среди психологов района по обмену опытом получила положительные отзывы, а также по проведению родительских собраний в ДОУ, на которых проходило живое общение в форме диалога и игр. Создала свой мини-сайт.

Наряду с положительными моментами в работе есть и недостатки: не удовлетворяют результаты работы с детьми с нарушением речи, потому что они часто не посещали детский сад из-за болезней и пропусков, посещали школу искусств. Некоторые родители не принимают активное участие в развитие и воспитание своего ребёнка, ссылаясь на свою занятость.

Проанализировав результаты своей практической деятельности, считаю, что в 2013- 2014 учебном году необходимо:

  • содействовать личностному и интеллектуальному развитию воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности;
  • создавать отношения в коллективе, максимально благоприятные для продуктивной работы в ДОУ;
  • повышать уровень психологической культуры всех участников воспитательно-образовательного процесса ДОУ.

источник

Психолого-педагогический анализ НОД познавательное развитие по ФГОС в подготовительной к школе группе

Ирина Патлина
Психолого-педагогический анализ НОД познавательное развитие по ФГОС в подготовительной к школе группе

Общие сведения: Итоговое занятие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе 6-7 лет, №15 «Знайки»,

Дата проведения: 20 апреля 2016 год.

Тема: «Путешествие в сказку Цветик — семи цветик»

— Упражнять детей в использовании математических знаний в игровой ситуации, показать знания умения детей, полученные на занятиях по формированию элементарных математических представлений в течение года.

— Использование информационно-коммуникационных технологий при ознакомлении с ФЭМП в образовательной области «Познавательно-речевое развитие».

1. Совершенствовать навыки прямого счета в пределах 20 и обратного в пределах 10;

2. Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года, части суток, месяца.

3. Формировать умение раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, наглядно цифра 7)

4. Продолжать закреплять составлять простые арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр. Закреплять умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ.

2. Закрепить умение ориентироваться на бумаги (графический диктант);

3. Формировать умение самостоятельно заполнять карточку в написании соседей чисел.

4. Закреплять умения в решение примеров до 10 (сумма, разность)

Развивающие задачи:

Развивать мыслительные операции, внимание, умение ориентироваться в пространстве, сравнивать предметы по величине.

Развивать у детей любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки.

• Воспитывать самостоятельность, усидчивость, внимание, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

• Воспитание положительного отношения к учебной деятельности, навыков сотрудничества.

Оборудование и учебные материалы:

На занятие использовались такие средства обучения, как:

1. Успокаивающие упражнения перед занятием.

2. Игровой (использование сюрпризных моментов).

3. Наглядный (использование иллюстрации).

4. Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).

Предварительная работа: Чтение сказки Валентина Катаева «Цветик семи цветик», дидактические игры.

Индивидуальная работа (индивидуализация образовательной деятельности): С Артемом, Толей

Методы и приемы: словесный: вопросы, ответы детей. Наглядный демонстрационный материал, раздаточный материал. Практический самостоятельная деятельность детей

Оборудование: дока, цифры, грибочки.

Демонстрационный материал: «Дом», кукла, цветок, грибы.

Раздаточный материал: грибочки с примерами, набор цифр и знаков на каждого ребенка, домики с заданиями на состав числа, карточка с заданием, карандаши, листочки в клетку.

Тип занятия: итоговое занятие (применение полученных знаний на практике,

Вид занятия: занятие- путешествие

2. Содержание НОД: Построение итогового занятия зависело от систематического проведения занятий по ФЭМП соответственно комплексно – тематического планирования. Занятие соответствует программе задачам, возрастным нормам обучаемых. Материалы используемые на занятие способствовали развитию творческих способностей, умению, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Все этапы занятия развивались по одному сюжету «Путешествие в сказку Цветик –семицветик».

Содержание занятия соответствовало программным требованиям.

3. Реализация принципов обучения: Каждая использованная наглядность на занятие решала поставленные цели и задачи. Наглядность использовалась с целью выявления четкой картины знаний и умений обучаемых. Предложенные задания были даны с учетом индивидуальных особенностей детей. Вопросы к заданиям включали в себя необходимость логически мыслить, сопоставлять, делать выводы.

4. Основными целями и задачами являются:

Совершенствование навыка количественного и порядкового счета в прямом и обратном порядке;

Развитие навыка распознавания и преобразования ориенировки на бумаги;

Уточнение и расширение представления о временных отношениях.

Все применяемые методы соответствовали задачам занятия, они обеспечивали высокую познавательную деятельность. Самостоятельная работа планировалась с учетом индивидуальных возможностей детей.

6. Учет психологической особенностей воспитанников при подготовке к НОД

Взаимоотношения детей в группе положительные, уровень подготовленности на высокое. С заданиями обучаемые справились. Сложность предложенных заданий не повлияло на эмоциональное состояние детей

7. Активизация познавательной деятельности дошкольников:

В созданных проблемных ситуациях обучаемые старались подобрать правильное решение используя предложенный к данному заданию приемы. Анализировали и аргументировали свой выбор. Внимание у обучаемых устойчивое осмысленное.

8. Деятельность дошкольников на занятии:

В процессе занятия наблюдался интерес обучаемых. Знания и умения, которые дети приобрели в течение года способствовали легкости в решении поставленных задач. Обучаемые справились с задачами как индивидуально, так и коллективно. Атмосфера на занятии была доброжелательная. Во время занятия наблюдался живой интерес, коммуникативная открытость, активность, энтузиазм.

Смена видов деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость и пере насыщаемость каким-то одним видом деятельности. Дети динамично переключались от одного вида деятельности к другому.

Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы.

Дисциплина на занятие хорошая. Воспитанники относятся к педагогу доброжелательно, с уважением.

Считаю, что на занятие распределила время рационально, переходы от одного этапа к другому логически связаны, дисциплина хорошая. Была подобраны методы и приемы способствующее заинтересованности детей. На основание этого дети с интересом выполняли задания, я, как педагог добивалась чтобы ответы детей были полным, развернутым. Благоприятная психологическая атмосфера достигнута с помощью коммуникативных средств (побуждение, совет, одобрение). Была задействована вся пространственная среда группы (работа за столами, у доски, свободное передвижение, выбор наглядного материала). Во время проведения занятия старалась устанавливать контакт с каждым воспитанником, проявляла уважительное отношение к детям.

Во время занятия осуществлялось чередование разных видов деятельности. Вид контроля: фронтальный опрос, наблюдение за деятельностью детей.

10. Общие результаты занятия:

Поставленные задачи на занятии выполнены в полном объёме. Санитарные нормы и правила соблюдены. Образовательная нагрузка не нарушена. В конце занятия подведен итог и поощрение обучаемых. Нарушителей дисциплины не наблюдалось, все дети активно работали на всех этапах занятия.

В конце занятия все дети выбрали смайлы, соответствующие их настроению.

Опыт внедрения ФГОС в рамках образовательной области «Познавательное развитие» Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания. Главное из них — дошкольное.

Познавательное развитие детей дошкольного возраста в контексте введения ФГОС ДО Для реализации идеи развивающего обучения в своей работе с успехом используем современные развивающие игры В. В. Воскобовича, Д. Кюизенера,.

«Познавательное развитие дошкольников в свете ФГОС до». Доклад для педсовета Уважаемые коллеги! Разговор сегодня пойдет об образовательной области «Познавательное развитие». Прежде всего, мне хотелось бы поблагодарить.

Анализ-описание предметно-развивающей среды в подготовительной группе МБДОУ в соответствии с требованиями ФГОС Анализ-описание предметно-развивающей среды МБДОУ № 104 в подготовительной группе. Воспитатель: Сибгатуллина Галина Николаевна Как известно,.

Конспект НОД ОО «Познавательное развитие» в подготовительной к школе группе «Азбука профессий. Конструктор. Космонавт» Конспект НОД ОО «Познавательное развитие» в подготовительной к школе группе Воспитатель Каминская А. В. Тема:«Азбука профессий. Конструктор.

Конспект ООД по ОО «Познавательное развитие» для детей подготовительной к школе группы «Соседи по планете» Программные задачи: Актуализировать знания детей об осени (периоды, месяцы); формировать умение видеть поэтическую красоту.

Конспект ООД в ОО «Познавательное развитие» для детей подготовительной к школе группы «В гостях у Золушки» Программные задачи. Уточнить представление о цифрах от 1до 11; Уточнить приемы деления круга на 2,4, равных частей, учить понимать соотношение.

Образовательная область «Познавательное развитие» в соответствии с ФГОС 1 слайд Здравствуйте, меня зовут Максименко Анастасия Владимировна. Я работаю старшим воспитателем в «Звездненской СОШ» дошкольных группах.

Педагогический совет «Познавательное развитие дошкольников» Педагогический советТема:«Познавательное развитие дошкольников»Место проведения: МБДОУ «Детский сад №2» Дата проведения: 20.04.2016г. ЦЕЛЬ:.

источник