Меню Рубрики

Рассказы для детей с анализом

В одной из своих статей Л. Толстой писал, что дети любят мораль, но только умную, а не «глупую». Этой мыслью пронизаны и псе сто рассказы для детей. Он стремится вызвать глубокие переживания ребенка, воспитать в нем любовь и уважение к людям. Считая детство важным периодом в жизни, Л. Толстой много внимания уделяет образам детей, особенно крестьянских. Он отмечает их впечатлительность, пытливость, любознательность, ; отзывчивость, трудолюбие.

* «У бабки была внучка: прежде внучка была мала и все спала, а бабка сама пекла хлебы, мела избу, мыла, шила, пряла и ткала на внучку, а после бабка стала стара и легла на печку и
* спала. И внучка пекла, мыла, шила, ткала и пряла на бабку».

В этом коротком рассказе вскрывается самая сущность взаимоотношений детей и взрослых в крестьянской семье. С фольклорной выразительностью и лаконизмом передается течение жизни, единство поколений. Мораль в этом рассказе — не отвлеченное поучение, а стержень, объединяющий его тему и идею. Крестьянские дети показаны в родной для них среде, на фоне деревенской жизни, крестьянского быта. Более того, деревня, ее жизнь передаются часто так, что мы видим их глазами ребят:

* «Когда Филипок шел по своей слободе, собаки не трогали его — они его знали. Но когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла, а за Жучкой большая собака Волчок». Основным художественным приемом в изображении крестьянских детей у Л. Н. Толстого часто оказывается прием контраста. Иногда это контрастные детали, связанные с описанием внешности. Чтобы подчеркнуть, насколько мал Филипок, писатель показывает его в огромной отцовской шапке и длинном пальто (рассказ «Филипок»).

Иногда это контрастность душевных движений и их внешнего проявления, помогающие раскрыть внутренний мир ребенка, психологически обосновать каждый его поступок.

Миша понимает: нужно признаться взрослым, что он бросил в помои для коровы осколки разбитого стакана; но боязнь сковывает его, и он молчит (рассказ «Корова»).

В рассказе «Косточка» психологически убедительно показаны мучительные колебания маленького Вани, который впервые увидел сливы: он «никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо них». Соблазн оказался настолько сильным, что мальчик съел сливу. Отец нехитрым способом узнал правду: «Ваня побледнел и сказал: «Нет, косточку я бросил за окошко». И все засмеялись, а Ваня заплакал». Рассказы Л. Н. Толстого, посвященные детям, метко обличают дурное и ярко показывают каждое доброе движение детской души.

Сюжеты большинства рассказов Толстого о детях драматичны, описания почти отсутствуют. В процессе работы над рассказами Толстой усиливает их эмоциональное и воспитательное воздействие на детей. Он добивается краткости, стремительности действия, простоты стиля («Прыжок», «Акула»). Так, в первом варианте рассказа «Прыжок» описание кульминационной сцены было довольно подробным. Оно включало несколько длинных фраз, рассказывающих, как мальчик идет по перекладине мачты:

* «Кругом мальчика не было ничего, кроме воздуха, а под ним был маленький кусок дерева, который снизу казался не больше пуговицы. Ноги его закрывали всю перекладину, и она гнулась под ним. Если бы он оступился или перекладина сломалась под ним, он, наверное бы, упал и разбился до смерти». Во втором варианте осталась одна фраза, лаконичная и предельно напряженная эмоционально: «Стоило ему только оступиться, и он вдребезги бы разбился о палубу».

Работа Толстого над языком и стилем рассказов — непревзойденный образец того, как нужно писать для детей. Очень точно об этом сказал С. Маршак: «Сегодня, перечитывая учебные книги Толстого, мы особенно ценим в них его блистательное умение пользоваться всеми оттенками, всеми возможностями родного языка, его щедрую затрату писательского мастерства на каждые три-четыре строчки, которые превращаются под его пером в умные, трогательные и убедительные рассказы».z

«Мне смешно вспомнить, как я думывал и как вы, кажется, думаете, что можно себе устроить счастливый и честный мирок, в котором спокойно, без ошибок, без раскаяния, без путаницы жить себе потихоньку и делать не тороцясь, аккуратно все только хорошее. смотреть целиком

Если бы можно было писать, как Толстой, и заставить весь мир прислушаться! Т.Драйзер К концу 70-х — началу 80-х годов XIX века в мировоззрении Толстого наступил перелом, подготовленный всем хэдом исторического развития пореформенной России. смотреть целиком

А.Н.Толстой (1883-1945), прозаик, драматург и публицист реалистического направления, получил первое признание читателей после выхода его сборника прозы «Сорочьи сказки» (1910) — серия набросков на темы фольклора. Эти наброски не имеют идеи, их форма. смотреть целиком

В Третьяковской галерее находится портрет гения русской и мировой литературы Льва Николаевича Толстого работы художника Крамского. С холста глядит в упор прозорливо и испытующе мудрец в мужицкой рубахе. Взгляд его таит необыкновенную силу, которую воспринимаешь. смотреть целиком

Из эпилога романа мы ничего не можем узнать о будущем Нехлюдова. «Дело его с Катюшей было кончено. Он был не нужен ей, и ему это было и грустно и стыдно. Но не это теперь пугало его. Другое дело не только не было копчено, но сильнее, чем когда-нибудь. смотреть целиком

Два гусара — отец и сын Турбины. Сопоставляются два поколения. Одно — участники Отечественной войны (у Турбина-старшего есть «медаль 12-го года»), другое — современники, люди 50-х годов, усвоившие новые, «практические» взгляды на жизнь. Это слово — практический. смотреть целиком

Сложная структура человеческой личности в изображении Толстого давно привлекает внимание советских литературоведов. Мысль о том, что в изучении человека Толстой стремится дойти до корня, до его первичной основы и отделить ее от вторичных и побочных влечений. смотреть целиком

Детство — счастливая пора в жизни каждого человека. Ведь в детстве все кажется светлым и радостным, а любые огорчения быстро забываются, как и короткие обиды на родных и близких людей. Не случайно этой теме посвящены многие произведения русских писателей: «Детские годы Багрова-внука» С. Аксакова, «Детство Тёмы» Гарина-Михайловского, «Как росли мальчишки» Е. Морозова и многие другие произведения.

Герой трилогии «Детство. Отрочество. Юность» Льва Николаевича Толстого — Николенька Иртеньев. К моменту начала повествования ему исполняется десять лет. Именно с десяти лет дворянских детей отправляли учиться в лицеи, пансионаты и другие учебные заведения, чтобы они, получив образование, послужили на пользу Отечеству. Такое же будущее ждет и Николеньку. Через несколько недель вместе с отцом и старшим братом он должен уехать в Москву учиться. А пока в окружении родных и близких он переживает счастливые и беззаботные моменты детства.

Эта повесть считается автобиографической, потому что Лев Николаевич воссоздал атмосферу своего детства. Ведь сам он вырос без матери: она умерла, когда Льву исполнилось полтора года. В повести та же тяжелая потеря ждет и главного героя, но это произойдет десятилетнем возрасте, то есть у него будет возможность любить и буквально боготворить свою maman, как было принято у дворян на французский манер называть маму. Герой признается, что когда он старался вспомнить матушку, то ему представлялись только карие глаза, «выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, но общее выражение ускользало». Очевидно, писатель, не помнящий свою мать, воплотил в образе maman некий идеал женщины-матери.

Сразу с первых глав вместе с Николенькой читатель погружается в атмосферу дворянского быта конца XIX века. Мир детства героя связан с его гувернёрами и дворовыми людьми. Ближе всех для него оказывается учитель немецкого происхождения Карл Иванович, знакомство с которым и открывает повесть. Минутная обида на этого добрейшего человека оборачивается для Николеньки чувством стыда, которое его мучает.

По сути, именно в повести «Детство» Лев Николаевич впервые использовал прием, который критики позже назвали «диалектикой души». Описывая состояние своего героя, автор использовал внутренний монолог, который свидетельствовал об изменении душевного состояния героя: от радости к печали, от злости к чувству неловкости и стыда. Именно такие быстрые и внезапные изменения душевного состояния героя — диалектику души — и будет использовать Толстой в своих знаменитых произведениях.

Такой же мучительной становится для него и ссора с Натальей Савишной, которая посвятила всю свою жизнь воспитанию maman, а потом всех ее детей. Получив вольную, она расценила это как знак немилости, как незаслуженное для нее наказание и порвала документ. Только матушкино заверение, что все будет как раньше, примирило ее с дальнейшей жизнью в семье Иртеньевых. Наталья Савишна верой и правдой служила этой семье и за все эти годы скопила всего 25 рублей ассигнациями, хотя «жила скупо и над всякой тряпкой тряслась». по выражению ее брата. Умерла она через год после кончины maman, ведь твердо была уверена, что «бог ненадолго разлучил её с тою, на которой столько лет была сосредоточена вся сила её любви». Потерявший двух дорогих для него людей, Николенька, сразу повзрослевший и посерьёзневший, постоянно думал о том, что провидение для того только соединило его с этими двумя существами, чтобы вечно заставить сожалеть о них.

Конечно, мир русского барчука (а именно так называли дворянских детей) связан с миром взрослых: это и охота, в которой принимают участие Николенька и его братья; это и балы, где нужно не просто уметь танцевать мазурку и все остальные полагающиеся по этикету танцы, но и вести светские беседы. Ради того, чтобы понравиться Сонечке Валахиной с русыми милыми кудряшками и крошечными ножками, Николай, в подражание взрослым, хочет надеть перчатки, но находит только старую и грязную лайковую перчатку, что вызывает всеобщий смех окружающих и стыд и досаду главного героя.

Познает Николай и первое разочарование в дружбе. Когда Сережа Ивин, его бесспорный кумир, унизил в присутствии других мальчиков Иленьку Грапа, сына бедного иностранца, Николенька испытал сочувствие к обиженному мальчику, но не нашел пока в себе силы защитить и утешить его. После любви к Сонечке чувство к Сереже остыло окончательно, и герой почувствовал, что и Сережина власть над ним тоже утрачена.

Так заканчивается эта беззаботная пора в жизни Николеньки Иртеньева. После смерти maman жизнь героя изменится, что найдет отражение уже в другой части трилогии — в «Отрочестве». Теперь его будут называть Nikolas, а сам он поймет, что мир может обернуться совсем другой стороной.

Возможно, такой заголовок смутит некоторых родителей, мол не сошла ли она с ума, пичкать маленького ребенка такими сложными произведениями, аж Льва Николаевича Толстого. Но нет, не сошла 🙂 Более века назад известный русский писатель Лев Толстой написал рассказы для крестьянских детей, которых обучал грамоте в своей усадьбе Ясная Поляна. В те времена детских книг практически не было, потому Толстой сам написал множество простых и понятных детям рассказов, которые до сегодняшних дней не потеряли своей актуальности и значимости. Они с младых лет развивают чувство добра и справедливости, учат с любовью и уважением относиться к окружающему миру. Потому я просто не могла не приобрести хотя бы парочку книг этого замечательнейшего писателя для своего трехлетнего сына.

Я обожаю Льва Николаевича Толстого, не только его произведения, но и всю его философию и взгляды на жизнь. Он был невероятно мудрым и высоконравственным. Его взгляды и отношение к жизни очень резонируют с тем, как я понимаю наше бытие. Конечно, мне далеко до такой осознанности, но Лев Николаевич вдохновляет меня! А его произведения дышат невероятной живой атмосферой, они просто великолепны!

Именно поэтому я решила начинать вводить книги Толстого с самого детства. Тем более, что Лев Николаевич написал не мало детских рассказов, басней и сказок, адаптированные тексты которых помогут к тому же с успехом приобщиться ребенку к волшебному миру русской классической литературы.

Первым делом я прикупила такую вот чудесную книжку.

Называется она «Маленькие рассказы». Название говорит само за себя. Основую часть книги составляют именно маленькие рассказы. О добре, о справедливости, о честности, о труде, о дружбе, о любви, и других качествах, которые характеризуют высокую личность человека. Читая подобные рассказы маленькому ребенку, вы даете ему понять правильные вещи. Какие качества в жизни уважаются и ценятся, а какие только уродуют человека. Вот, например, один такой коротенький рассказ.


Большинство рассказов даже еще короче, буквально пару предложений, но в них заложена огромная мудрость! Талант Льва Толстого вкладывать глубокий смысл в простые слова бесценен и уникален. И с его книгами несомненно можно знакомить детей с самых маленьких лет. В нашем случае это три года.

Но и для более взрослых детишек эта книга подойдет. В ней 183 страницы и 65 произведений. Есть и более длинные, как Филипок , например, которого можно читать лет с пяти.

Так что, книга «Маленькие рассказы» будет совсем не лишней в детской библиотеке. Конечно, читать подобные рассказы лучше с мамой, чтобы она комментировала и обсуждала с ребенком то, что хотел сказать автор. Более того, у этой книги удобный формат, хорошее качество плотных листов и твердой обложки, и ооочень душевные картинки, настоящие, передающие атмосферу того времени. Я прямо очень рада, что приобрела эту книгу 🙂

Читайте также:  Анализы методом пцр у детей

Прочитать еще отзывы, посмотреть больше фотографий страниц и при желании приобрести эту книгу можно по ссылке ниже (нажмите на обложку книги):

Я вполне осознаю, что это простое, но безумно драматическое произведение, рановато для трех лет. Но просто очень захотела, чтобы оно было в нашей домашней библиотеке. Сама я прочитала Льва и собачку еще до школы, просто была эта книга в доме, а я взяла ее в руки и прочла. Словами не передать какую боль и сострадание вызвал этот рассказ в моем маленьком сердце. Я переживала очень. Считаю, что эта книга никого не оставит равнодушным. Она будит сострадание, учит сопереживать и сочувствовать чужой боли.

Есть более дешевые варианты этой книги, но я выбрала именно этот -от издательства Речь. Иллюстрации в таком стиле мне очень импонируют. Словно художник прямо в книге делал мазки своею кистью.

Рисунки очень лаконичны, на них только основные зарисовки, но от этого они становятся более ясными ребенку, а главное, удивительным образом позволяют прочувствовать глубже буквально каждую страницу.

Привезенная курьером книга меня просто сразила! Она оказалась большего размера, чем я себе представляла: формат больше, чем А4; качество просто отличнейшее, в общем, настоящее украшение детской библиотеки! Ну а сам рассказ, думаю, в 4,5 года мы попробуем почитать. Посмотрю, готов ли сын к восприятию сего произведения, если нет, то будем ждать, но рано или поздно час этой книги у нас несомненно настанет =)

Прочитать еще отзывы, посмотреть больше фотографий страниц и при желании приобрести эту книгу можно по ссылке ниже (нажмите на обложку книги):

Лев Толстой был не только великим писателем, известным всему миру, но еще и выдающимся педагогом и философом. Его книги позволят нам ознакомиться с его художественными произведениями, написанными для просвещения, образования и воспитания детей. В них собраны произведения для начального чтения, в основном, из двух больших циклов Толстого -Русские книги для чтения и Народные рассказы.

Книги идеально подойдут для семейного чтения, поскольку великий русский писатель и мыслитель адресовал свои сказки, басни и притчи не только детям, но и самому широкому кругу читателей разного возраста, преподавая нравственные уроки добра, трудолюбия и духовности.

Ниже по ссылкам вы можете скачать несколько детских сборников, автором которых является Лев Николаевич Толстой. Среди них есть и сказки и басни и былины, в общем несколько десятков самых известных и лучших произведений Льва Толстого для детей.

Я познакомила вас лишь с двумя книгами, которые есть в нашей библиотеке. Но вам могут понравиться и другие варианты книг Толстого для детей. Потому подготовленная мною подборка может помочь вам найти книгу по вкусу для вашей домашней библиотеки. Вы можете нажать на название любой из книг, чтобы почитать отзывы и по желанию приобрести понравившуюся книгу великого русского писателя Льва Николаевича Толстого.

источник

На II этапе исследования мы провели анализ продуктов детской речевой деятельности.

Придумывание окончания рассказов по картине В. М Васнецова «Иван царевич и Серый волк».

Цель исследования: выяснить, используют ли дети в творческих рассказах устаревшие слова.

Подготовка к исследованию

Подобрали репродукцию картины. Проведение исследования на занятии. Познакомили детей с картиной [Ушакова 2005: 98], объяснили значение слов: трясина, чащоба, кафтан; предложили детям домашнее задание — придумать окончание сюжета к картине.

Рассказы детей родители записали и принесли в ДОУ [Приложение 7]. Мы проанализировали рассказы детей и пришли к выводу:

Контекстная речь характерна для старшего дошкольника;

Дети творчески подошли к придумыванию окончания сюжета картины, содержание ярко отражает бурное фантазирование, присущее детям этого возраста; примеры показывают, что дети приукрашивают в своем воображении образ героев сказки и события, которые с ними происходят;

Немногие дошкольники использовали в своих произведениях устаревшие и образные выражения, например, в рассказе Ромы М. встречаются такие слова, как дремучий, засасывать в трясину, ухватился, жить-поживать, да добра наживать, а в рассказе, сочиненном Олей Е. преобладание таких устаревших слов, как очутились, проведывать, царство и др.; в рассказах других детей используются такие слова: дремучий, замок, королевство, царство, пир и т.д.;

В творческом рассказывании дети самостоятельны, в построении предложений не затруднялись;

Словарный запас богатый;

Дети умеют в повествовательный рассказ вводить описание, диалог;

Трудные для запоминания устаревшие слова при описании одежды героев и болота дети почти не использовали.

Из сказанного выше следует, что педагогам нужно больше внимания уделять словам, вышедшим из употребления, но встречающимся в инпуте взрослых, используя все многообразие видов детской деятельности, форм, средств, приемов и методов обучения, так как у старшего дошкольника обнаруживается тенденция к творческой переработке элементов действительности, воспринятых через художественные образы искусства (картины).

В процессе исследования мы могли наблюдать, что уровень развития и направленность воображения и памяти у детей различны и определяются индивидуальными особенностями дошкольников.

Рисование на темы русских народных сказок (былин).

Цель исследования: выяснить наличие устаревших слов в пассивном словаре ребенка (через рисунок); правильное ли толкование этим словам дают дети.

Подготовили бумагу, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, угольные карандаши.

Исследование проводилось с группой детей 6-7 лет (10 человек). Каждый ребенок сидел за отдельным столом и не общался с другими.

Детям предложили нарисовать картинку к той русской народной сказке (былине), которая им больше всего запомнилась из прочитанных ранее воспитателем.

По окончании рисования мы выбрали 6 рисунков [Приложение 8], в которых дети доступными им средствами обозначили устаревшие слова. Детей попросили объяснить, что они нарисовали.

Выяснили, имеются ли устаревшие слова в пассивном словаре ребенка, правильно ли они объясняют и обозначают в рисунке эти слова.

Рассмотрев рисунки, мы проанализировали их.

Темы для своих рисунков дети выбирали по желанию, косвенная помощь воспитателя выражалась в напоминании характеристики героев сказки с целью сосредоточить на них внимание детей. Об отношении детей к героям сказок можно судить уже по количественным показателям, характеризующим выбор эпизодов для рисования. Например, из 7 детей,

Рома М. рисовал на тему сказки «По щучьему велению»,

Маша К., Вика Ч. — на тему сказки «Сивка-бурка»,

Лера С. — на тему сказки «Иван царевич и Серый волк»,

Лёня С. — на тему былин «Богатыри»,

Вадим Ф. — на тему сказки «Василиса Прекрасная».

Воспроизведение эпизодов в рисунках показывает, что он эмоционально захватил детей. Герои нарисованы в сказках ярко, выразительно. В рисунках проявились индивидуальность детей, своеобразие их восприятия.

Например, Маша К. И Вика Ч. Изобразили сюжет к сказке «Сивка-бурка», в котором Иван прыгает на коне до окна, где сидит царевна в высоком тереме. Девочки проявили в рисунке творчество и воображение, каждая по-своему изобразила героев. Маша К. цветом выделила губы у царевны (уста сахарные), прорисовала много окон, лестниц, этажей в тереме. В беседе после рисования девочки рассказали, что они изобразили.

Нам удалось выяснить, что у Вики и Маши в пассивном словаре были следующие устаревшие слова: терем, уста сахарные, хоромы, красна девица, кафтан и другие. Значения этих слов им понятны.

Роме М. понравился один из сюжетов к сказке «По щучьему велению» и он нарисовал избу, на полу лежит половик и лапти, а Емеля греется на печке. Образ героя сказки очень выразителен, изображен яркими красками. В беседе нам удалось выяснить, что в пассивном словаре ребенка имеются такие слова: лапти, половик, рубаха, русская печь. Значения всех слов ему понятны.

Таким образом, мы собрали и проанализировали рисунки детей и выяснили, что в пассивном словаре детей имеются устаревшие слова, которым они дают правильное толкование. Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что изодеятельность может быть эффективно использована с целью закрепления значений устаревших слов из художественных произведений как в ДОУ, так и дома.

Составление описательных рассказов по картине В.М. Васнецова «Богатыри».

Цель исследования: выяснить, используют ли дети, устаревшие слова для характеристики облика героев картины в своем рассказе.

Подготовили репродукцию сюжетной картины.

Эксперимент проводили с детьми 6-6,5 лет индивидуально.

Ребенку показывали репродукцию, спрашивали: «Кто изображен на картине?» Просили описать ее: «Посмотри хорошенько на эту картину, придумай рассказ по ней. Сначала скажи, как зовут богатырей. Потом опиши одного богатыря, который тебе больше понравился». В случае затруднений задавали наводящие вопросы.

Рассказы детей фиксировали [Приложение 4], проанализировали и пришли к выводу:

Все дети использовали в своей речи устаревшие слова, т.к. без них описать облик героя невозможно;

При составлении рассказа проявились индивидуальные особенности каждого ребенка, каждый по-своему описал картину;

Затруднений и ошибок в передаче содержания картины не наблюдалось;

Полнота рассказа наблюдается не у всех детей, т.к. они не описывают окружающую богатырей обстановку;

Дети имеют богатый словарный запас слов, в котором присутствуют все части речи.

Таким образом, рассказы детей свидетельствуют о том, что картину как произведение изобразительного искусства можно и нужно использовать для закрепления устаревших слов в словаре старшего дошкольника.

источник

Опыты и эксперименты по развитию речи (старшая группа) на тему:
Из опыта работы «Анализ умения детей придумывать рассказы из опыта» (старшая группа)

Приведены результаты эксперимента по выявлению умения составлять рассказы из личного опыта в старшей группе.

Выявить умения детей придумывать рассказы из опыта, записав и проанализировав их по следующим параметрам:

  1. Целостность (логичность) текста (умение не отходить от мысли).
  2. Структурированность (последовательность) текста.
  3. Связность текста (разнообразные средства связи между предложениями использование часто формально-сочинительных средств связи, союзов «И», «А», наречий «потом» может разрушать связность текста).
  4. Лексика и грамматика (отсутствие ошибок в построении простых и сложных предложений, в согласовании слов в словосочетаниях и предложениях).
  5. Плавность речи (отсутствие в речи элементов ситуативности – жестов, длительных пауз).
  6. Самостоятельность (подсказки педагога).

Высший оценка – 12 баллов: 2 балла – соблюдение всех требований, 1 балл – незначительные отклонения, 0 баллов – не соблюдение требований.

Констатирующий этап. Принимало участие 4 человека (2 девочки, 2 мальчика). Была предложена тема для рассказывания «Моя любимая игрушка». Предварительно была проведена беседа с детьми с просьбой вспомнить, какие любимые игрушки есть у детей, назвать их. Далее детям воспитатель сообщил о том, что сейчас они будут подробно рассказывать о своих игрушках, о том, как с ними можно интересно играть.

В начале занятия был предложен образец-рассказ педагога «Моя любимая игрушка». Затем ребятам объяснили, что рассказ состоит из двух частей и раскрыли смысл каждой части: «Сначала подробно рассказывается об игрушке, о ее внешнем виде, чем она интересна. В конце подробно можно рассказать о том, как с ней можно играть». В процессе рассказывания детьми воспитатель помогал справиться с заданием, подбадривая их, при необходимости спрашивая, о какой игрушке ребенок хочет рассказать. Не все ребята внимательно слушали рассказы своих товарищей. В конце занятия был подведен итог: обсуждение рассказов («А тебе понравился рассказ Ф.? Чем?», «А ты бы хотела поиграть вместе с Л.? Почему?» и т.п.)

Образец-рассказ воспитателя приведен в Приложении А. Результаты обследования в виде таблицы для анализа приведены в Приложении Б.

Количественный анализ проведенного исследования показал, что на первом этапе лишь 1 ребенок набрал близкий к максимальному балл (10) – высокий уровень развития умений, и 1 ребенок – ниже 6 баллов (низкий уровень). 50% (2 ребенка) – показатели среднего уровня (по 7 баллов).

Рассказ К. Б. был очень эмоциональным, живым, без длительных пауз, она старалась использовать в своем рассказе и синонимы, и точное описание игрушки, и распространенные предложения. Она единственная из ребят, которая не нуждалась в подсказывании и эмоциональном подбадривании. Ее рассказ был интересен по содержанию.

Ф. Ч. составлял свой рассказ не спеша, но уверенно. При описании игрушки чувствовался недостаток словаря, жестикуляция отсутствовала, были отдельные длительные паузы, когда он вроде бы ждал помощи, но потом самостоятельно продолжал свое повествование.

Рассказ Е. С. тоже был довольно эмоциональным, но скудным по содержанию. В тексте было мало пауз, но речь Егора сопровождалась активной жестикуляцией. Отвлекался, возвращался к теме при помощи вопросов и указаний воспитателя. У Егора богатый словарный запас, но, по всей видимости, из-за сильного волнения на занятии, ему не удалось заинтересовать ребят своим рассказом.

Л, Б. при рассказывании также нуждалась в эмоциональной поддержке, рассказ составляла с незначительными паузами. Ошибки в структуре рассказа исправляла самостоятельно, от темы не отвлекалась.

Обследование показало главный недостаток в обучении рассказыванию на тот момент: недостаточный словарный запас, особенно определений, глаголов-действий, сравнений, слов-синонимов, а также необходимость в обучении полностью и точно описывать игрушку.

Была проведена работа по формированию навыков использования в речи выразительных средств, сравнений, синонимов: дидактические упражнения и игры «Скажи, какое», «На что похоже», «Скажи по другому», «Скажи ласково», «Кто что делает»: во время прогулок, в свободное игровое время, во время индивидуальных занятий.

Читайте также:  Анализы менингит симптомы у детей

Также для повышения интереса к описанию предметов детям кроме дидактических игр «Угадай, кто это», «Какая это игрушка», были предложены дидактические игры сюжетно-ролевого характера «Магазин игрушек», соревновательного характера «Найди игрушку по описанию», «Кто увидит и назовет больше». Рисование своей любимой игрушки помогло ребятам вспомнить свои представления о любимой игрушке, более точно описать ее.

Для обогащения словаря ребят проводились лексические упражнения «Какой котенок? (пушистый, игривый, маленький, задиристый и т.д.)», «Кто изображен на картине? (мальчик, малыш, ребенок), «Кто назовет больше действий», «Кто что умеет делать».

С целью научить ребят подбирать глаголы, обозначающие окончание действий проводилась игра «Закончи предложение».

В Приложении В приведен конспект НООД «Моя любимая игрушка» (рассказывание из опыта), в Приложении Г – примеры дидактических игр и упражнений для формирования связной речи и расширения словарного запаса ребят.

Через месяц мы провели контрольное занятие по той же теме: рассказывание из личного опыта на тему «Моя любимая игрушка».

Можно проследить определенный прогресс: рассказы ребят стали более последовательными, содержательными. В речи стали использоваться не только простые предложения, но и сложные, распространенные, богатые на определения, синонимы, сравнения. Дети уверенно и интересно рассказывали о своих любимых игрушках, а после занятия даже стали приглашать друг друга в гости – поиграть.

Динамику обучения детей можно проследить в таблице Приложения Д.

Образец-рассказ педагога «Моя любимая игрушка»

В детстве у меня была любимая игрушка – плюшевый мишка. Он был коричневый, с маленькими черными глазками-пуговками и круглыми ушками. Передние лапы мишки могли двигаться. На груди у него был зеленый жилет. Медвежонок был средний: я могла обнимать его двумя руками и прижимать к своей груди. Когда я его наклоняла вперед, он издавал негромкое рычание. Я очень любила играть со своим мишкой: качала его на руках как малыша, а он издавал звуки «э-э-э». Мы с ним вместе гуляли, ели и даже перед сном читали книжки. И мой плюшевый друг как будто разговаривал со мной «э-э-э». Мне с ним было очень весело!

Таблица 1. Анализ рассказов из личного опыта «Моя любимая игрушка»

Структурированность (начало, середина, конец), балл

источник

Литературоведческий анализ произведения В.Осеевой

Автор: Валентина Осеева «На катке».

День был солнечный. Лед блестел. Народу на катке было мало. Маленькая девочка, смешно растопырив руки, ездила от скамейки к скамейке. Два школьника подвязывали коньки и смотрели на Витю.

Витя выделывал разные фокусы – то ехал на одной ноге, то кружился волчком.

— Молодец!- крикнул ему один из мальчиков.

Витя стрелой пронесся по кругу, лихо завернул и наскочил на девочку.

Девочка упала. Витя испугался.

— Я нечаянно…. – сказал он, отряхивая с ее шубки снег. – Ушиблась?

«Надо мной смеются!» — подумал Витя и с досадой отвернулся от девочки.

— Эка невидаль- коленка! Вот плакса! – крикнул он, проезжая мимо школьников.

Витя подошел к ним. Взявшись за руки, все трое весело заскользили по льду.

А девочка сидела на скамейке, терла ушибленную коленку и плакала.

Литературоведческий анализ детского художественного произведения

Рассказ В.Осеевой «На катке».

Идея рассказа: показать влияние мнения посторонних людей на поведение человека, т.е отступление от правил поведения, от своих убеждений.

Главные герои маленькая девочка и мальчик Витя.

Девочка маленькая, она еще не умеет кататься на коньках, поэтому «смешно растопырив руки, ездила от скамейки к скамейке».

Витя – школьник, он старше этой девочки. Он очень хорошо и умело катается на коньках, «выделывает разные фокусы». Витя добрый, воспитанный мальчик ( он сильно испугался, когда сбил девочку), почувствовал себя виноватым, помог отряхнуть снег с шубки. У мальчика есть чувство ответственности.

Но все же важнее для него оказалось мнение посторонних людей на ситуацию. Смех знакомых мальчишек заставил сменить поведение Вити. Его как будто подменили в одну минуту, он стал слабовольным, высокомерным, заносчивым, невоспитанным. Витя повел себя так как ждали от него окружающие. Свое мнение он мгновенно перестраивает в свою пользу. Но, может быть школьники засмеялись вовсе не над Витей, а так между собой.

Почему – то вдруг у Вити возникло именно это ощущение: «Надо мной смеются! – подумал Витя и отвернулся от девочки. Но для полной уверенности в себе и для «поднятия» авторитета в глазах знакомых мальчишек он выкрикнул девочке «Плакса!».

Второстепенные герои рассказа – два мальчика. Они «подвязывали коньки и смотрели на Витю». Им очень нравилось, как катается Витя. Один из мальчишек крикнул «Молодец!». Мальчики засмеялись, когда Витя, уронив маленькую девочку, отряхивал ей шубку. В рассказе ничего не говорится о том, что смеялись мальчишки именно над Витей. В данном произведении мы не можем сказать — хорошие это были мальчики или нет. Хотя, они могли бы подойти к Вите, подбодрить его, помочь успокоить девочку.

Сюжет рассказа простой. Дети катались на катке. Школьник Витя сбивает маленькую девочку. Он чувствует свою вину, он успокаивает ее, отряхивает шубку. Сзади раздался смех друзей, и Витя подумал, что смеются над ним. Он тут же уехал от девочки, еще и крикнув «Вот плакса!». Потом все трое весело скользили по льду, не обращая внимания на девочку. А она терла коленку и плакала.

Экспозиция – дети катаются на катке.

Завяз ка- Витя сбивает маленькую девочку.

Кульминация – смена поведения Вити, его мысль «Надо мной смеются!».

Развязка – Витя остается заложником своего мнения. Он считает, что помочь человеку, даже если ты виноват в его беде – плохо. Как ни в чем не бывало он едет дальше с мальчиками, оставив одну плачущую девочку.

Язык – доступный для детского чтения и восприятия. Этому способствует использование простых предложений и диалогов в рассказе.

Рассказ имеет огромное воспитательное значение.

источник

татьяна стряпихина
Консультация «Анализ литературных произведений с дошкольниками»

Анализ литературных произведений с детьми.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.

Воспитатель должен формировать у детей умение воспринимать и анализировать содержание литературного произведения. Понять, что художественное произведение отражает типичные черты явлений, ребенок уже может в среднем дошкольном возрасте. Исследователи отмечают такую особенность восприятия ребенка, как активность, глубокое сопереживание героям произведения. Старшие дошкольники часто ставят себя на место героя. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости. В старшем дошкольном возрасте дети могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам. Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни. Анализ литературного произведения трудная, но интересная работа. Наиболее полно эта тема раскрыта педагогами, которые используют в своей работе методы ТРИЗ-технологии. При анализе литературного произведения хорошо использовать алгоритм, предложенный Н. М. Журавлевой.

Герой Что хотел? Что делал герой (перечислить действия по тексту, чтобы решить проблему? Что мешает? Кто или что помогло решить проблему? Какой получился результат? Совет герою или жизненное правило.

Свою работу надо начинать с постановки задач:

1. Создать условия, при которых у детей сформируется потребность анализировать текст сказки, а именно:

— выделять основные составляющие,

— устанавливать причинно – следственные связи,

2. Учить детей анализировать литературные произведения:

— выделять и называть героев сказки,

— определять свойства их характера,

— определять цель героя сказки, его действия,

— определять причины, которые ему мешали добиться желаемого результата,

— давать совет литературному герою.

3. Учить находить противоречие и формулировать проблему, решать ее разными способами и определять идеальное решение.

Программой воспитания и обучения определены литературные произведения для каждого возрастного периода.

Анализировать произведение надо начинать по линии героя. Сколько героев, столько и линий, сколько линий, столько и мудрости в произведении. При любых разногласиях в оценке героев следует обращаться к тексту.

Для проведения такого занятия необходимы следующие условия:

— текст должен быть хорошо знаком детям (чтение заранее,

-по длительности занятие должно быть коротким и динамичным,

— во время проведения занятия использовать двигательные паузы, тренинги, этюды (превратиться в героев, повторить действия, показать характер,

— занятие должно быть эмоционально насыщенным.

С детьми проводится предварительная работа:

-выразительное прочтение детям литературного произведения,

-обыгрывание сказки с помощью игрушек,- разыгрывание этюдов,

— моделирование проблемной ситуации.

Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой».

— Игра «Теремок» (герои сказок,

-д/и «Скажи наоборот» (черты характера,

-д/и «Угадай героя сказки» (по описанию)

— разыгрывание эпизодов сказки по ролям,

— игра «Да – нет» (с помощью вопросов определить задуманных героев сказки).

— игры с «Ромашкой мудрости» (пословицы и поговорки).

Анализ русской народной сказки «Лисичка со скалочкой»

Герой Что хотел? Что делал герой (перечислить действия по тексту, чтобы решить проблему? Что мешает? Кто или что помогло решить проблему? Какой получился результат? Совет герою или жизненное правило.

лиса обогатиться Шла, нашла, попросилась на ночлег, легла на лавочку, уснула, встала, съела, потребовала жадность Хитрость, наглость «-»

Потрепали собаки Нельзя жадничать. Хочешь себе добра, никому не делай зла. Кто чужого желает, скоро свое потеряет

мужик Перехитрить лису Посадил собаку, отдал лисе, сказал

«Бери девочку» — Желание не отдавать девочку, смекалка, хитрость «+»

Обманул лису Смелость города берет

Решение проблем по сказке:

Лиса взяла обманом, была потрепана собаками.

Если возьмет обманом, то «+» поест

Если не обманет, то: «+» не поест, будет голодная

«-» не будет потрепана собаками.

Противоречие: Как сделать так, чтобы лиса поела и не была потрепана собаками?

Ресурсы лисы: может предложить свою помощь по дому: убрать, сготовить, понянчится с детьми, поиграть.

Анализ сказки «Красная шапочка».

Герой Что хотел? Что делал герой (перечислить действия по тексту, чтобы решить проблему? Что мешает? Кто или что помогло решить проблему? Какой получился результат? Совет герою или жизненное правило.

Красная шапочка Отнести бабушке пирожки Шла, встретила, поздоровалась, рассказала куда идет

Была проглочена волком Не разговаривай с незнакомыми

Мама Чтобы дочка навестила бабушку

Напекла, собрала, отпустила — — «-»

Могла потерять дочку Не отпускать одну

Волк Съесть Красную шапочку

Шел, встретил, расспросил, побежал, обманул, проглотил

Его убили дровосеки Любое зло к тебе вернется

Стучали топорами, проходили мимо, услышали шум, вбежали в дом, убили волка — Смелость, топор «+»

Убили волка, освободили красную шапочку В беде надо выручать

Бабушка Чтобы ее навести-ли

Лежала в постели, болела волк — «-»

съел волк Не впускай в дом незнакомцев

Перспективный план игр и творческих заданий.

— Игра «Теремок» (герои сказки)

-Д/игра «Скажи наоборот» (черты характера)

— рисование персонажей сказки

-Д/ игра «Угадай героя сказки» (по описанию)

-игра «Да – нет» (с помощью вопросов определить задуманного героя)

— моделирование проблемной ситуации

— игры с «Ромашкой мудрости» (пословицы и поговорки)

Решение проблемной ситуации по сказке «Красная шапочка».

1. Выделить объект (героя) и перечислить его действия до того ключевого, которое привело к проблеме:

Красная шапочка: шла, встретила, поздоровалась, рассказала куда идет (проиграть с детьми, инсценировать).

Сообщила о себе много информации и была проглочена волком.

2. По схеме формулируется противоречие:

Если поговорить с незнакомцем, то:

«+» проявишь вежливость и общительность

«-» можешь подвергнуть себя опасности.

Если не поговоришь с незнакомцем, то:

«-» не проявишь свою вежливость и общительность.

Противоречие: Как сделать так, чтобы пообщаться с незнакомцем, но не сообщать о себе лишней информации?

– разговаривать только о погоде,

— хитрить (сообщать о себе неправильную информацию,

— затыкать ему уши, если говоришь о себе.

4. Выбрать лучшее решение: разговаривать о погоде.

5. Новая проблема: Как сделать так, чтобы волк не менял тему разговора?

Анализ литературных произведений в подготовительной группе Анализ произведений для подготовительной группы (от 6 до 7 лет) Анализ произведения (книги). Педагогическая ценность произведения.

Что читать детям о Великой Отечественной войне. Список литературных произведений для дошкольников Вот уже прошло 72 года с момента начала самой кровопролитной войны в истории нашего народа, войны унесшей миллионы жизней ни в чем не повинных.

Консультация для педагогов «Особенности овладения дошкольниками графикой письма» Тема : «Особенности овладения дошкольниками графикой письма» Дискуссионной является проблема обучения письму детей шестилетнего возраста.

Консультация для педагогов и родителей «Сюжетное рисование с дошкольниками» Сюжетное рисование В младшей группе передача содержания носит особый сюжетно-игровой характер: изображая отдельные предметы, дети включают.

Консультация для педагогов «Использование конструктора «Лего» в работе с дошкольниками» Человек, который способен конструктивно мыслить, быстро решать логические задачи, наиболее приспособлен к жизни, так как быстро находит.

Читайте также:  Анализы из вены у детей

Консультация для родителей «Пальчиковые игры с дошкольниками» Пальчиковые игры – это не только увлекательные игры, но и очень полезные упражнения для развития моторики. Они способствуют развитию речи.

Особенности драматизации литературных произведений в детском саду Для детей создано много пьес, их ставят на сценах кукольных театров и ТЮЗов. Небольшие пьесы-инсценировки могут создавать и воспитатели.

Педагогическая технология организации режиссерских игр детей по мотивам литературных произведений Пояснительная записка Уникальным периодом в жизни человека является дошкольное детство, время интенсивного вхождения в мир социальных.

Развитие коммуникативных способностей детей путем драматизации литературных произведений. Инсценировка сказки «Репка» Видео Всем известно, что сказка-это мир, полный волшебства, чудес и захватывающих событий, завораживающий своими загадками и приключениями. Именно.

Рекомендации для педагога по организации обучения детей пересказыванию литературных произведений в средней группе Разработала: студентка ГБПОУ РО «ВПК» Бондарева Елена Дмитриевна Связная монологическая речь детей успешноразвивается на занятиях по пересказу.

источник

Детям нужно читать только лучшие рассказы! Мы подобрали несколько поучительных рассказов детских писателей для вас.

Короткий рассказ с большим смыслом ребенку гораздо проще осилить, чем длинное произведение с несколькими темами. Начинайте читать с простых зарисовок и переходите к более серьезным книгам. (Василий Сухомлинский)

Пригласил дед Андрей в гости внука Матвея. Поставил дед перед внуком большую миску с медом, белые калачи положил, приглашает:
– Ешь, Матвейка, мед. Хочешь – ложкой ешь мед с калачами, хочешь – калачи с медом.
Ел Матвей мед с калачами, потом – калачи с медом. Наелся так, что дышать трудно стало. Вытер пот, вздохнул и спрашивает:
– Скажите, пожалуйста, дед, какой это мед – липовый или гречневый?
– А что? – удивился дед Андрей. – Гречневым медом угостил я тебя, внучек.
– Липовый мед все-таки вкуснее, – сказал Матвей и зевнул: после обильной еды его клонило ко сну.
Боль сжала сердце деда Андрея. Он молчал. А внук продолжал спрашивать:
– А мука для калачей – из яровой или озимой пшеницы? Дед Андрей побледнел. Его сердце сжало невыносимой болью.
Стало тяжело дышать. Он закрыл глаза и застонал.

По лесной дороге шли двое – дедушка и мальчик. Было жарко, захотелось им пить.
Путники подошли к ручью. Тихо журчала прохладная вода. Они наклонились, напились.
– Спасибо тебе, ручей, – сказал дедушка. Мальчик засмеялся.
– Вы зачем сказали ручью «спасибо»? – спросил он дедушку. – Ведь ручей не живой, не услышит ваших слов, не поймет вашей благодарности.
– Это так. Если бы напился волк, он бы «спасибо» не сказал. А мы не волки, мы – люди. Знаешь ли ты, для чего человек говорит «спасибо»?
Подумай, кому нужно это слово?
Мальчик задумался. Времени у него было много. Путь предстоял Долгий…

Ласточка-мама учила птенчика летать. Птенчик был совсем маленький. Он неумело и беспомощно махал слабенькими крылышками. Не удержавшись в воздухе, птенчик упал на землю и сильно ушибся. Он лежал неподвижно и жалобно пищал. Ласточка-мама очень встревожилась. Она кружила над птенчиком, громко кричала и не знала, как ему помочь.
Птенчика подобрала девочка и положила в деревянную коробочку. А коробочку с птенчиком поставила на дерево.
Ласточка заботилась о своём птенчике. Она ежедневно приносила ему пищу, кормила его.
Птенчик начал быстро поправляться и уже весело щебетал и бодро махал окрепшими крылышками.
Старый рыжий кот захотел съесть птенчика. Он тихонько подкрался, залез на дерево и был уже у самой коробочки. Но в это время ласточка слетела с ветки и стала смело летать перед самым носом кота. Кот бросился за ней, но ласточка проворно увернулась, а кот промахнулся и со всего размаха хлопнулся на землю.
Вскоре птенчик совсем выздоровел и ласточка с радостным щебетанием увела его в родное гнездо под соседней крышей.

Пришла Мишина мама после работы домой и руками всплеснула:
— Как же это ты, Мишенька, сумел у велосипеда колесо отломать?
— Оно, мама, само отломалось.
— А почему у тебя, Мишенька, рубашка разорвана?
— Она, мамочка, сама разорвалась.
— А куда твой второй башмак делся? Где ты его потерял?
— Он, мама, сам куда-то потерялся.
Тогда Мишина мама сказала:
— Какие они все нехорошие! Их, негодников, нужно проучить!
— А как? — спросил Миша.
— Очень просто, — ответила мама. — Если они научились сами ломаться, сами разрываться и сами теряться, пусть научатся сами чиниться, сами зашиваться, сами находиться. А мы с тобой, Миша, дома посидим и подождем, когда они это все сделают.
Сел Миша у сломанного велосипеда, в разорванной рубашке, без башмака, и крепко задумался. Видимо, было над чем задуматься этому мальчику.

Ничего Надя делать не умела. Бабушка Надю одевала, обувала, умывала, причесывала.
Мама Надю из чашечки поила, с ложечки кормила, спать укладывала, убаюкивала.
Прослышала Надя про детский сад. Весело там подружки играют. Танцуют. Поют. Сказки слушают. Хорошо детям в детском саду. И Наденьке было бы там хорошо, да только не взяли ее туда. Не приняли!
Ах!
Заплакала Надя. Заплакала мама. Заплакала бабушка.
— Почему вы Наденьку в детский сад не приняли?
А в детском саду говорят:
— Да как мы ее примем, когда она ничего не умеет делать.
Ах!
Спохватилась бабушка, спохватилась мама. И Надя спохватилась. Стала Надя сама одеваться, сама обуваться, умываться, есть, пить, причесываться, спать укладываться.
Как узнали об этом в детском саду — сами за Надей пришли. Пришли и увели ее в детский сад, одетую, обутую, умытую, причесанную.
Ах!

Однажды Петя возвращался из детского сада. В этот день он научился считать до десяти. Дошёл он до своего дома, а его младшая сестра Валя уже дожидается у ворот.
– А я уже считать умею! – похвастался Петя. – В детском саду научился. Вот смотри, как я сейчас все ступеньки на лестнице сосчитаю.
Стали они подниматься по лестнице, а Петя громко ступеньки считает:
– Одна, две, три, четыре, пять…
— Ну, чего ж ты остановился? – спрашивает Валя.
– Погоди, я забыл, какая дальше ступенька. Я сейчас вспомню.
– Ну вспоминай, – говорит Валя.
Стояли они на лестнице, стояли. Петя говорит:
– Нет, я так не могу вспомнить. Ну-ка, лучше начнём сначала.
Сошли они с лестницы вниз. Стали снова вверх подниматься.
– Одна, – говорит Петя, – две, три, четыре, пять… И снова остановился.
– Опять забыл? – спрашивает Валя.
– Забыл! Как же это! Только что помнил и вдруг забыл! Ну-ка, ещё попробуем.
Снова спустились с лестницы, и Петя начал сначала:
– Одна, две, три, четыре, пять…
– Может быть, двадцать пять? – спрашивает Валя.
– Да нет! Только думать мешаешь! Вот видишь, из-за тебя забыл! Придётся опять сначала.
– Не хочу я сначала! – говорит Валя. – Что это такое? То вверх, то вниз, то вверх, то вниз! У меня уже ножки болят.
– Не хочешь – не надо, – ответил Петя. – А я не пойду дальше, пока не вспомню.
Валя пошла домой и говорит маме:
– Мама, там Петя на лестнице ступеньки считает: одна, две, три, четыре, пять, а дальше не помнит.
– А дальше шесть, – сказала мама.
Валя побежала обратно к лестнице, а Петя всё ступеньки считает:
– Одна, две, три, четыре, пять…
– Шесть! – шепчет Валя. – Шесть! Шесть!
– Шесть! – обрадовался Петя и пошёл дальше. – Семь, восемь, девять, десять.
Хорошо, что лестница кончилась, а то бы он так и не дошёл до дому, потому что научился только до десяти считать.

Ребята построили во дворе снежную горку. Полили её водой и пошли домой. Котька не работал. Он дома сидел, в окно глядел. Когда ребята ушли, Котька нацепил коньки и пошёл на горку. Чирк коньками по снегу, а подняться не может. Что делать? Котька взял ящик с песком и посыпал горку. Прибежали ребята. Как же теперь кататься? Обиделись ребята на Котьку и заставили его песок снегом засыпать. Котька отвязал коньки и стал горку снегом засыпать, а ребята снова полили её водой. Котька ещё и ступеньки сделал.

Лесному мышонку мама подарила колесо из стебля одуванчика и сказала:
— На, играй, катай возле дома.
— Пип-пити-пип! — закричал мышонок. — Буду играть, буду катать!
И покатил колесо по тропинке под гору. Катал его, катал и так заигрался, что не заметил, как очутился в чужом месте. На земле валялись прошлогодние липовые орешки, а вверху, за вырезными листьями, совсем чужое место! Мышонок притих. Потом, чтобы не было так страшно, положил своё колесо на землю, а сам сел в серединку. Сидит и думает:
«Мама сказала: «Катай возле дома». А где теперь возле дома?»
Но тут он увидел, что трава в одном месте дрогнула и оттуда выпрыгнула лягушка.
— Пип-пити-пип! — закричал мышонок. — Скажи-ка, лягушка, где возледома, где моя мама?
На счастье, лягушка как раз это знала и ответила:
— Беги всё прямо и прямо под этими цветами. Встретишь тритона. Он только что выполз из-под камня, лежит и дышит, собирается ползти в пруд. От тритона сверни налево и беги по тропинке всё прямо и прямо. Встретишь бабочку-белянку. Она сидит на травинке и кого-то поджидает. От бабочки-белянки сверни опять налево и тут кричи свою маму, она услышит.
— Спасибо! — сказал мышонок.
Поднял своё колесо и прокатил его между стеблями, под чашами цветов белой и жёлтой ветреницы. Но колесо скоро заупрямилось: то об один стебель стукнется, то о другой, то застрянет, то упадёт. А мышонок не отступался, толкал его, тянул и, наконец, выкатил на тропинку.
Тут он вспомнил о тритоне. Ведь тритон-то так и не встретился! А он потому не встретился, что уже успел уползти в пруд, пока мышонок возился со своим колесом. Так мышонок и не узнал, где ему нужно было свернуть налево.
И опять покатил своё колесо наугад. Докатил до высокой травы. И опять горе: колесо запуталось в ней — и ни взад, ни вперёд!
Еле-еле удалось его выпутать. И тут только вспомнил мышонок о бабочке-белянке. Ведь она так и не встретилась.
А бабочка-белянка сидела, сидела на травинке и улетела. Так мышонок и не узнал, где ему нужно было свернуть опять налево.
На счастье, мышонок встретил пчелу. Она прилетела на цветы красной смородины.
— Пип-пити-пип! — закричал мышонок. — Скажи-ка мне, пчёлка, где возледома, где моя мама?
А пчёлка как раз это знала и ответила:
— Беги сейчас под гору. Увидишь — в низинке что-то желтеет. Там будто столики накрыты узорчатыми скатертями, а на них жёлтые чашечки. Это селезёночник, такой цветок. От селезёночника поднимись в гору. Увидишь лучистые, как солнышко, цветы и рядом — на длинных ножках — пушистые белые шары. Это цветок мать-и-мачеха. От него сверни направо и тут кричи свою маму, она услышит.
— Спасибо! — сказал мышонок…
Куда же теперь бежать? А уже стало темнеть, и никого-то кругом не видно! Мышонок сел под листик и заплакал. И так громко заплакал, что его мама услышала и прибежала. Как он ей обрадовался! А она ещё больше: уж и не надеялась, что сынишка жив. И они весело рядышком побежали домой.

У Тани оторвалась пуговица. Таня долго пришивала ее к кофточке.
— А что, бабушка, — спросила она, — все ли мальчики и девочки умеют пришивать свои пуговицы?
— Вот уж не знаю, Танюша; отрывать пуговицы умеют и мальчики и девочки, а пришивать-то все больше достается бабушкам.
— Вот как! — обиженно сказала Таня. — А ты меня заставила, как будто сама не бабушка!

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
— Почему ты не ешь? — спросил его Коля.
— Завтрак потерял…
— Плохо, — сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. — До обеда далеко ещё!
— А ты где его потерял? — спросил Миша.
— Не знаю… — тихо сказал Витя и отвернулся.
— Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, — сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
— Бери, ешь!

:arrow.

это жесть

Ну не плохо рассказы детские

источник