Меню Рубрики

Развитие фонематического анализа у детей

Игровые упражнения для преодоления фонетико-фонематического недоразвития у детей младшего школьного возраста

Развитие фонетико-фонематических представлений у детей младшего школьного возраста включает следующие разделы:

  1. Развитие языкового анализа и синтеза.
  2. Развитие фонематического восприятия.

Предлагаем рассмотреть все разделы обучения подробнее.

Развитие звукового анализа и синтеза ведётся в следующих направлениях:

  • Развитие анализа структуры предложения.
  • Развитие слогового анализ и синтеза.
  • Развитие фонематического анализа и синтеза.

Развитие анализа структуры предложения.

Умение определять количество, последовательность и место слов в предложении можно сформировать, выполняя следующие задания:

  1. придумать предложения с определённым количеством слов. Для этого детям предлагаются сюжетные картинки. Затем количество слов увеличивается.
  2. составить графические схемы данного предложения; здесь проговариваются правила записи предложений:
    предложение начинается с заглавной буквы;
    слова в предложении пишутся отдельно;
    в конце предложения ставится точка;
  3. определить место слова в предложении. Например, составить предложение по картинкам, на которых изображён один и тот же предмет в различных ситуациях. Дети придумывают предложения, а затем называют предложение, в которых данное слово находится на 1,2,3 месте.
  4. поднять цифру, соответствующую количеству слов в предложении.
  5. составить предложение из слов, данных в беспорядке.
  6. выделение предложения из текста. Задание: найти границы предложения:
    Наступила осень земля стала белой морозы украсили окна узорами Зоя и Зина гуляют в парке они задумали лепить снежную бабу.

Развитие слогового анализ и синтеза.

Закрепления действия слогового анализа и синтеза проводится с использованием следующих заданий:

  1. Детям предлагаются предметные картинки. Необходимо разделить слова на слоги и сосчитать их количество.
  2. Дидактическая игра «Поезд». Детям предлагается макет поезда: паровоз из трёх вагонов с цифрами 1,2,3. в первом вагоне размещаются слова – картинки из одного слога, во втором — из двух слогов, в третьем из трёх слогов.
  3. Дидактическая игра «Слоговой дождь» (капельки с нарисованными слогами), дети из данных слогов должны составить слова.

Капают капли дождя,
В ладошку поймаю их я.
Какие из них попросить
Помочь слова оживить?

Вот так горе! Вот беда!
Как запутались слова!
Все они из трёх слогов
Кто помочь словам готов?

/БА КА ЛО РАН СО МО РЁ КО КА ЗА БА/ — БЕРЁЗА, КАРАНДАШ, МОЛОКО, СОБАКА.

Дидактическая игра «Шифровка».задание: из каждого слова взять толькотпервый слог и составить новое слово, которое нужно записать в тетрадь.

машина, лисица, народ – МАЛИНА.
ветер, семя, лопата – ВЕСЕЛО
колос, рота, ваза – КОРОВА

  • Дидактическая игра «Большие и маленькие слова». на сюжетной картине найти большие и маленькие слова, разделить их на слоги, подсчитать количество слогов.
    На последнем этапе предлагаются задания по формированию действия слогового анализа и синтеза в умственном плане, на основе слухопроизносительных представлений.
  • Рекомендуются следующие задания:

    1. Придумай слово с двумя, тремя слогами.
    2. Придумай слово с определённым слогом в начале слова, например со слогом,
      МА – МАЛИНА, МАЛЫШ, МАМА.
    3. Придумай слова с определённым слогом в конце слова, например,
      КА – КОШКА. МОШКА, МУЗЫКА, МОРКОВКА.
    4. Графический диктант. Вместо слов записывается цифра, соответствующая количеству слогов в слове:

    Шуршат сухие листья 2,3,2
    Пастушок потушил костёр 3,3,2
    Шумят вершины сосен 2,3,2

  • Дидактические игра «Угадай, что мы задумали». Водящий выходит за дверь, остальные играющие задумывают один слог и составляют с ним разные слова, водящий входит в класс, дети говорят ему свои слова (или пишут на доске), а он должен определить какой слог есть в каждом слове, и назвать его. Игру можно проводить таким образом, чтобы анализ слов проводился на основе слухопроизносительных представлений. В этом случае каждый участник игры выбирает из имеющихся у него картинок ту, в названии которой есть заданный логопедом слог. Картинки выставляются детьми на наборном полотне. Водящий входит в класс и отгадывает, какой слог есть в названии каждой картинки картинок, названия в слух не произносятся.
  • Дидактическая игра «Внимание и счёт». Игра проводится письменно, от учеников требуется внимательность и умение быстро читать слоги в словах. Логопед читает предложение, дети запоминают его и записывают все слова, состоящие из трёх слогов.
    Около школы был пустырь. Стадо прошло мимо нашего домика. Под окном стояла лошадь. В клетке сидит белая мышь. Весной берёза оживает.
    Если задание выполнено верно, в тетради получится предложение:
    ОКОЛО НАШЕГО ДОМИКА СТОЯЛА БЕЛАЯ БЕРЁЗА.
  • Дидактическое упражнение «Переставь слоги». В слове поменять слоги местами так, чтобы получилось новое слово: КАРЕ, НОК БЕРЁ, БИРЯНА, РЁЗАБЕ, РЕТЕМОК, РЕВОДЕ, РЯКИМО, КАДИСРЕ.
  • Дидактическая игра «Поле чудес». Найти слово, состоящее из 1,2,3,4 слогов
  • Развитие фонематического анализа и синтеза.

    Предлагаются следующие задания:

    1. Покажи букву, если в слове есть соответствующий звук.
    2. Разделить страницу на две части: с одной стороны записать букву, с другой сделать прочерк. Логопед читает слова. если в слове имеется заданный звук, ребёнок ставит крестик под буквой, если нет звука – крестик под прочерком. Это задание можно проводить с помощью выкладывания фишек. Показывается картинка, если в слове есть заданный звук, выкладывается фишка.
    3. Д/и «Поле чудес». Необходимо подобрать слова на определённый звук.
    4. Д/и «Паровоз». Рассадить зверей по вагонам: 1 – в названии которых есть звук Л, во 2 – со звуком Ш, в 3 – со звуком С,
    5. Д/у «Сочиним сказку». Дети сочиняют сказку с подбором слов на определённый звук. Например, со звуком А.

    На лесной опушке жил зверёк, в названии которого был звук (А). Отгадайте, кто это мог быть? (Заяц). У него был огород, в котором он выращивал овощи, в названии которых был звук (А) Как вы думаете, что это были за овощи? (капуста, репка, картофель, кабачки). Осень он собрал урожай и позвал на обед своих друзей. Каждый принёс зайцу игрушку для его детей-зайчат. Как вы думаете, что это были за игрушки? (Машина, кукла, пирамида). Зайчата были рады.

    Д/у «Звук заблудился».

    Мы собрали васильки
    На головах у нас щенки (венки).
    Тает снег, течет речей.
    На ветвях полно врачей (грачей).

  • При разборе предложения составляется схема предложения и выделяется слово с заданным звуком. Например, предложение: ГОСТЬ ПРОЖИВАЕТ В ГОСТИНИЦЕ. Схема будет выглядеть так:
    Г_________ _________ __ Г_______ .
    • Выделение первого и последнего звука в слове.

    Сначала задания даются на определение первого гласного звука, а затем переходят на вычленение первого согласного звука:

    1. Логопед показывает картинки, а дети выделяют первый звук.
    2. Д/И «Любопытный». Логопед задаёт вопрос, а дети придумывают ответы, так чтобы они начинались с определённого звука, например, со звука – Г.

    — Где ты живёшь? (в городе)
    — Где твоя машина? (в гараже)
    — На чём ты любишь играть? (на гитаре)
    — Где остановились гости? (в гостинице)
    — Где напечатана статья? ( в газете)
    — В какую страну ты хотел бы поехать? (в Грецию)

    Зазвенела птичья трель
    Закружилась карусель
    Михаил залез на дуб,
    Чтобы врач не вырвал.. (зуб).
    Бил Андрей ногою в дверь,
    А Сергей ревел, как…. (зверь).
    Наказанья срок всё длился
    Клим в углу стоял и….( злился).

  • По сюжетной картине назвать слова, которые начинаются с данного звука.
  • Д/у «Измени звук». Логопед читает слово, дети определяют первый звук. Предлагается заменить первых звук слова на другой звук. Например, в слове КОСТЬ заменить звук К на звук Г, в слове ПАРТА – звук П на звук К, в слове МОЛЬ – звук М на звук Б.
  • Д/и «Какой первый звук».детям предлагаются карточки на слова, начинающиеся, например, со звуков М, Ш, Р и соответствующие буквы. Логопед называет слово. Дети находят картинку, называют её, определяют первый звук и закрывают картинку буквой, соответствующей первому звуку слова.
  • Отгадай загадку, назови первый звук в отгадке: В воде купался, а сух остался (гусь).
  • Д/и «Цепочка слов». Детям раздаются предметные картинки, предлагается выложить цепочку из предметов, каждое последующее слово должно начинаться на последний звук предыдущего слова. например, СОБАКА – АВТОБУС – САНКИ – ИГЛА – АПЕЛЬСИН – НОЖНИЦЫ.
    • Работа по определению места звука в слове (начала, середина, конец) проводится с помощью следующих упражнений:
    1. Разложить в три ряда картинки, в названии которых есть звук Л: первый ряд картинки, в названии которых звук слышится в начале слова; второй ряд – картинки, в названии которых звук произносится в середине слова; третий ряд – картинки на слова, в которых звук находится в конце слова. Примерные картинки: ЛАМПА, ЛЫЖИ, ПОЛ, СТУЛ, ЛУКОВИЦА, ПОЛКА, ПАЛКА, ГОЛУБЬ.
    2. Подбор слов, в котором звук Л в начале слова, в середине слова, в конце слова.
    3. По сюжетной картине подобрать слова, которые начинаются и оканчиваются на звук Л.
    4. Д/и «Светофор». Используется бумажная полоска, разделённая на три части: красная левая часть – начало слова, средняя жёлтая – середина слова, зелёная правая – конец слова. логопед называет слово. В зависимости от того, где слышится заданный звук в слове, ученики ставят фишку на красную, жёлтую, зелёную часть полоски.
    5. Д/и «Составь слово». Предлагается набор предметных картинок, например, МАТРЁШКА, АИСТ, КОТ, дети должны назвать звуки в каждом из этих слов (М,А,К) и догадаться какое слово можно составить из этих звуков (МАК). Для усложнения выделенный звук обозначают соответствующей буквой и читают получившееся слово. Аналогичная работа проводится и по составлению слов при вычленении последнего звука КОМ (замок, ведро, сом), КОТ (молоток, кресло, самолёт).
    6. Д/и «Превращение слов». Необходимо превратить КОШКУ в МЫШКУ. Задание – заменить одну букву: КОШКА – МОШКА –МЫШКА.
    7. Д/и «Пирамида». Подбери слова к схеме: (как, клок, кулик, кролик, кошелёк).

      Логопедическая работа по формированию сложный форм фонематического анализа проводится в тесной связи с обучением письма на основе современного понимания процесса овладения этим навыком. В связи с этим можно выделить следующие этапы формирования функции фонематического анализ как умственного действия.

      1 — этап – формирование фонематического анализа с опорой на вспомогательные средства, на внешние действия.

      Работа проводится следующим образом. Ученику предъявляется картинка –слово название которой необходимо проанализировать, и графическая схема, состоящая из определённого количества клеток, по числу звуков в слове.

      По мере выделения звуков в слове ученик заполняет схему фишками. Заполненная графическая схема представляет собой модель звукового строения слова. Действие, которое ученик осуществляет, является практическим действием по моделированию последовательности звуков в слове. Первоначально для анализа даются односложные слова типа МАК, КОТ, ДОМ, ЛУК, СОМ. Предлагается картинка, на которой нарисован ЛУК, под ней схема из трёх клеток. Логопед спрашивает: «Какой первый звук в слове?» дети отвечаю и закрывают первую клеточку. Затем определяют второй и третий звук. Затем по схеме повторяют последовательно все звуки.

      Использование картинки на данном этапе облегчает задачу, т.к. она напоминает ребёнку, какое слово анализируется. Графическая схема служит контролем правильности выполнения задания.

      2- этап – формирование действия фонематического анализа в речевом плане. Функция анализа переводится в речевой план – сначала с использованием картинки, затем без неё.
      Дети называют слово, определяют первый, второй, третий звук, уточняют количество звуков.

      3 – этап – формирование действия фонематического анализа в умственном плане. На этом этапе определяют количество, последовательность и место звуков, не называя слово. Например, предлагается отобрать картинки, в названии которых пять звуков. При этом картинки не называются.

      Предлагается следующая последовательность предъявления речевого материала:

      1. Слова из двух гласных: АУ, УА.
      2. Односложные слова. состоящие из обратного (УМ,ОХ,УС), прямого открытого (НА,МУ, ДА0, закрытого слога (ДОМ, МАК, НОС, ЛУК
      3. Двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов: МАМА, РАМА, ЛАПА, ЛУНА, КОЗЫ.
      4. Двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов: ДИВАН, САХАР, ГАМАК, ЛУЖОК, ДУБОК.
      5. Двусложные слова со стечением согласных на стыке слогов: ЛАМПА.
      6. Односложные слова со стечением согласных в начале слова: ГРАЧ.
      7. Односложные слова со стечением согласных в конце слова: ВОЛК.
      8. Двусложные слова со стечение согласных в начале слова: ТРАВА.
      9. Двусложные слова со стечением согласных в начале и в середине слова: КЛУМБА, КРЫШКА, КРОШКА.
      10. Трёхсложные слова: ПАРОВОЗ, КАНАВА, БАБУШКА.

      В процессе коррекции нарушения письма используется не только устный анализ слов, но и составление слов из букв разрезной азбука, письменные упражнения.

      Рекомендуем использовать следующие задания:

      1. Вставить пропущенные буквы: ВИЛ_А, КРЫ_А, КОШ_А, НО_НИ_Ы.
      2. Составить слова различной звуко – слоговой структуры из букв разрезной азбуки, например: ДОМ, МАК, ЛАПЫ, БАНКА, КАПУСТА.
      3. Выбрать из предложения слова с определённым звуком, устно. Назвать слова и записать их.
      4. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу так, чтобы получились слова. Например:
      ПА— ПАР
      ПА— ПАРЫ
      ПА— ПАРАД
      ПА— ПАРУСА
      КО—КОТ
      КО—КОЗЫ
      КО—КОШКА
      КО—КОРОВА

    8. Подобрать слова /выбрать картинки/ с определённым количеством звуков.
    9. Какие слова можно составить из букв следующих слов: СТВОЛ (СТОЛ, ВОЛ), КРАПИВА (ИВА, ПАРК, РАК, ИРА).
    10. Слово – загадка. На доске пишется первая буква слова, вместо остальных букв ставятся точки по количеству букв: М….. (молоко).
    11. «Игра в кубик». Дети бросают кубик. Их задача – придумать слово, количество звуков в котором соответствует количеству точек на выпавшей грани кубика.
    12. Подобрать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке. Например: НОС – СОН, КОТ – ТОК, ЛЕС – СЕЛ, ДАР – РАД.
    13. Определить количество звуков в названии каждой картинки и положить под ними соответствующие цифры.
    14. Определить предыдущие и последующие звуки в названии картинок. Например, детям предлагаются картинки: полка, лодка, вилка. Дети называют картинки. Затем логопед даёт задание: назвать слово. В котором после звука Л слышится К и т.д.
    • Развитие фонематического восприятия

    Логопедическая работа по формированию слуховой дифференциации конкретных пар смешиваемых звуков включает два этапа: первый этап – предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков; второй – этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.

    На первом этапе последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков.

    Работа проводится по плану:

    • Уточнение артикуляции звуков с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения.
    • Выделение звука на фоне слога. Для этого необходимо научить детей выделять звук из слога на слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него. Так логопед называет слоги, включающие звук, например, С и не имеющие его (ДА, СА, ВО, НЫ, СЫ, ЛУ, СО). Дети должны поднять букву, если в слоге есть звук С.
    • Формирование умения определять наличие звука в слое.
    • Определение звука в слове.
    • Выделение слова с данным звуком из предложения.

    По указанному плану отрабатывается каждый из смешиваемых звуков.

    На втором этапе проводится сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Дифференциация звуков осуществляется в той же последовательности, сто и работа по уточнению слуховой и произносительной характеристики каждого звука. Однако основная цель этого этапа – различение звуков, поэтому речевой материал должен включать слова со смешиваемыми звуками (см. приложение 1.)

    Читайте также:  Анализы на иммунный статус у детей

    Список литературы:

    1. Власова Т.М. Фонетическая ритмика. – М.,2000.
    2. Волина В.В. игры с буквами и словами на уроках и дома: ребусы от А до Я. – М., 1996.
    3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., 2001.
    4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико – фонематическим недоразвитием.- М., 2004.
    5. Селивёрстов В.И. Речевые игры с детьми. – М., 1994.
    6. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 2004

    источник

    Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp» , которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

    Глава 1. Теоретические основы проблемы изучения фонематической системы у детей дошкольного возраста с речевой патологией………………..5

    1.1. Развитие фонематической системы в онтогенезе…………………………..5

    1.2. Нарушение фонематического анализа у детей дошкольного возраста с нарушением произносительной стороны речи….……………………………..10

    Глава 2. Методика исследования состояния фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста…..……………………………………..13

    2.1. Организация изучения состояния фонематического анализа у старших дошкольников …………………………………………………………………. 13

    2.2. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования
    фонематического анализа у дошкольников с ФФНР…………………….……19

    Библиографический список ….…………………………………………………27

    Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза (индивидуального развития организма от момента его зарождения до конца жизни) параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.
    Полноценное гармоничное развитие ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Такая речь должна быть не только правильно оформленной с точки зрения подбора слов (словаря), грамматики (словообразования, словоизменения), но четкой и безупречной в плане звукопроизношения и звуко — слоговой наполняемости слов.
    Среди разнообразных речевых расстройств в детском возрасте часто встречается фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Изучением этой проблемы занимались такие авторы как Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, Т.В. Волосовец, Т.Б. Филичева, В.К. Орфинская и другие.
    Так как развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы, а раннее выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и оказание им логопедической помощи в специально организованных условиях помогает корригировать речевую функцию у дошкольников, предотвращая возникновение дисграфии и дислексии, то проблема формирования фонематических процессов у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи является актуальной,
    Проблемой исследования является совершенствование методов диагностики фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста.
    Целью исследования является изучение особенностей фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста с нарушением произносительной стороны речи.
    Объектом исследования является навык формирования фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста.
    Предметом исследования является особенности фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста с нарушением произносительной стороны речи.
    Задачи:
    1. Проанализировать и обобщить литературные данные, освещающие проблемы фонетико-фонематического недоразвития речи, формирования фонематической системы в онтогенезе, нарушений фонематического анализа у детей с речевой патологией.
    2. Апробировать методику исследования фонематического анализа у детей дошкольного возраста с ФФНР.
    3. Проанализировать полученные в результате эксперимента данные.
    Методы исследования. В соответствии с целью и задачами работы в ходе данного исследования применялись теоретические методы (анализ литературных источников), метод наблюдения, констатирующий эксперимент, анализ (количественный и качественный) результатов исследования.
    Теоретико- методологической основой нашего исследования являются исследования В.К. Орфинской, Р.Е. Левиной и других о значении фонематических процессов в усвоении звуковой стороны речи.
    Базой исследования являлось МДОУ ЦРР.
    Структура курсовой работы: титульный лист, оглавление, введение,
    основная часть, заключение, библиографический список.

    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ.

    1.1. Развитие фонематической системы в онтогенезе.

    Фонематическая система – это система фонем языка, в которой каждый элемент характеризуется определенными смыслоразличительными признаками. Фонемный период начинается с одного года и продолжается до семи лет. Фонематическая система включает фонематический слух, фонематическое восприятие, простые и сложные формы фонематического анализа, фонематический синтез и фонематические представления.
    Функции фонематической системы определила и раскрыла В.К. Орфинская в 1960 году [18].
    1. Смыслоразличительная функция ( изменение одной фонемы или одного смыслоразличительного признака приводит к изменению смысла);
    2. Слухопроизносительная дифференциация фонем (фонематическое восприятие: каждая фонема отличается от всякой другой фонемы акустически и артикуляционно);
    3. Фонематический анализ, т.е. разложение слова на составляющие его фонемы.
    Фонематическая сторона речи обеспечивается работой речеслухового анализатора. Периферический отдел его располагается в кортиевом органе и осуществляет прием слуховой информации, в том числе и речевых звуков.
    Проводниковый отдел передает информацию к коре головного мозга, частично ее анализируя — определяя направление и отдаленность источника звука. Данная функция обеспечивается большим количеством передаточных звеньев (8 пара черепно-мозговых нервов, продолговатый мозг, мозжечок, средний мозг, медиальное коленчатое тело и слуховое сияние).
    Центральным отделом речеслухового анализатора является височный отдел доминантного по речи полушария (у правшей — левого), центр Вернике, где осуществляется анализ звучащей речи: контролируется наличие звука в слове, особенности его позиционного звучания, количество и порядок звуков в слове, различение близких по акустическим параметрам звуков.
    В онтогенезе развитие и становление фонематической стороны речи происходит постепенно.
    Фонематический слух у ребенка начинает формироваться очень рано. Слуховой анализатор начинает функционировать уже с первых часов жизни ребенка. Ж. Ж. Руссо писал, что дети слышат разговор с самого рождения, что с ними разговаривают раньше, чем они могут понимать сказанное и, тем более, отвечать на голоса. Поэтому нельзя даже быть уверенным, что эти звуки воспринимаются в начале их ухом также отчетливо, как нашим [18].
    Для развития речи ребенка очень важным является его полноценный слух. Орган речи у маленьких детей еще инертный, и лишь мало — помалу старается подражать окружающим звукам. Поэтому целесообразно, чтобы первые членораздельные звуки, которые ребенок слышит, были лёгкими и ясными.
    В онтогенезе реакции на звуковые раздражения отмечаются уже у новорожденного ребенка. Первая реакция на звук проявляется у малыша расширением зрачков, задержкой дыхания, некоторыми движениями. Через две недели можно уже заметить, что ребенок начинает реагировать на голос говорящего: перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются.
    К концу первого месяца жизни младенца можно успокоить мелодичной песней (колыбельной). Полезно маленького ребенка забавлять песнями и веселыми и разнообразными звуками. И в то же время недопустимо, чтобы ребенка оглушали «множеством бесполезных слов, в которых он не понимает ничего кроме интонации».
    В конце второго месяца малыш определяет направление звучания, начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами.
    В возрасте от 3 до 6 месяцев основную семантическую нагрузку несет интонация. В это время у ребенка развивается способность дифференцировать интонации и выражать свои переживания: на ласковую – малыш оживляется, на резкую – плачет.
    В период появления лепета ребенок повторяет видимую артикуляцию губ взрослого, пытается подражать. Многократное повторение кинестетического ощущения от определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка артикулирования [22].
    С 6 месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные фонемы, слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба и др.). В дальнейшем путем подражания малыш перенимает постепенно все элементы звучащей речи: тон, темп, ритм, мелодику и интонацию.
    В последующие месяцы первого года жизни отмечается дальнейшее развитие слухового анализатора. Ребенок начинает более тонко различать звуки окружающего мира, голоса людей и отвечать на них различным образом. Однако в этом возрасте слово воспринимается ребёнком как единый нерасчленённый звук, обладающий определённой ритмико-мелодической структурой. Входящие же в его состав звуки воспринимаются им еще диффузно и потому могут быть заменены другими, акустически сходными звуками. Если в конце первого года ребенок улавливает в речи главным образом интонацию и ритм, то на втором году жизни он начинает более точно дифференцировать звуки речи, звуковой состав слов [22].
    Нормально развивающийся ребенок уже к 2 годам способен различать все тонкости родной речи, понимать, и реагировать на слова, отличающиеся всего одной фонемой (мишка – миска). Так формируется фонематический слух – это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. От 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях.
    К 3 – 4 годам фонематическое восприятие ребенка настолько улучшается, что он начинает дифференцировать сначала гласные и согласные звуки, потом мягкие и твердые согласные и, наконец — сонорные, шипящие и свистящие звуки [22].
    К 4 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т.е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. К этому же времени у ребенка заканчивается формирование правильного звукопроизношения.
    Формирование правильного произношения зависит от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определенного уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребенок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других [22].
    Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным вычленение отдельных фонем. Недостаточность анализа сказывается на развитии произношения в целом. Однако, если наличия первичного фонематического слуха достаточно для повседневного общения, то его недостаточно для овладения чтением и письмом. А. Н. Гвоздев, В. И, Бельтюков, Н. Х. Швачкин, Г. М, Лямина доказали, что необходимо развитие более высоких форм фонематического слуха, при которых дети могли бы делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т.е. производить анализ звуковой структуры слова [22].
    Д. Б. Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием. В связи с обучением грамоте эти действия формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают средствам звукового анализа [22].
    Фонематический анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.
    Фонематический анализ может быть элементарным и сложным. По данным В.К. Орфинской, элементарный фонематический анализ — это выделение (узнавание) звука на фоне слова, он появляется у детей дошкольного возраста спонтанно. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова, определение его места (начало, середина, конец слова). И, наконец, самая сложная форма фонематического анализа — определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Таким фонематическим анализом дети овладевают лишь в процессе специального обучения.

    1.2. Нарушение фонематического анализа у детей дошкольного возраста с нарушением произносительной стороны речи.

    Нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем — фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
    К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.
    С развитием логопедической науки и практики, физиологии и психологии речи (Р.Е. Левина, Р.М. Боскис, Н.X. Швачкин, Л.Ф. Чистович, А.Р. Лурия и др.) стало ясно, что в случаях нарушения артикуляторной интерпретации слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие [18].
    Состояние фонематического развития детей влияет на овладение звуковым анализом.
    Уровень сформированности действия по выделению последовательности звуков в слове и умение сознательно ориентироваться в звуковых элементах слова находятся в зависимости от степени недоразвития фонематического восприятия и от того, является ли это недоразвитие первичным или вторичным [31].
    Вторичное недоразвитие фонематического восприятия наблюдается при нарушениях речевых кинестезии, имеющих место при анатомических и двигательных дефектах органов речи. В этих случаях нарушается нормальное слухопроизносительное взаимодействие, которое является одним из важнейших механизмов развития произношения. Имеет значение и низкая познавательная активность ребенка в период формирования речи, и ослабленное произвольное внимание.
    При первичном нарушении фонематического восприятия предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень сформированности действия звукового анализа ниже, чем при вторичном.
    В фонетико-фонематическом развитии детей выявляется несколько состояний:
    1) Недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков. Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируются правильно. Это наиболее легкая степень фонетико-фонематического недоразвития речи.
    2) Недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи. В этих случаях звуковой анализ нарушается более грубо.
    3) При глубоком фонематическом недоразвитии ребенок «не слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, не способен выделить их из состава слова и определить последовательность.
    У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием нередко имеется определенная зависимость между уровнем фонематического восприятия и количеством дефектных звуков, т.е. чем большее количество звуков не сформировано, тем ниже фонематическое восприятие. Однако не всегда имеется точное соответствие между произношением и восприятием звуков.
    Так, например, ребенок может искаженно произносить 2-4 звука, а на слух не различать большее число, Причем из разных групп. Относительное благополучие звукопроизношения может маскировать глубокое недоразвитие фонематических процессов. В таких случаях только применение специализированных заданий вскрывает сложную патологию.
    У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием наблюдается общая смазанность речи, «сжатая» артикуляция, недостаточная выразительность и четкость речи. Для них характерна неустойчивость внимания, отвлекаемость. Они хуже, чем нормально говорящие дети, запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью.
    У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа и синтеза, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.
    У детей с ФФНР отмечается не сформированность как простых, так и сложных форм фонематического анализа – т.е. им не доступна операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.
    А.Н. Гвоздев отмечает, что «хотя ребенок замечает разницу в отдельных звуках, но разложение слов на звуки им самостоятельно не производится» [7].
    У детей данной группы так же оказывается не сформированным и фонематический синтез (с шести лет) – им не доступен процесс соединения частей в целое. Например, они не могут составить слово из звуков, предъявленных в ненарушенной последовательности: м, а, к – мак.
    Таким образом, раннее выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием является необходимым условием для успешной коррекции недостатков в дошкольном возрасте и предупреждения нарушений письма.

    Читайте также:  Анализы на иммунитет у детей отзывы

    ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

    2.1. Организация изучения состояния фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста.

    Цель исследования: выявление особенностей фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.
    Для достижения указанной цели в исследовании детей, с диагнозом ФФНР, были поставлены следующие задачи:
    1. Проведение опытно-экспериментальной работы, по апробированию методики диагностики навыка фонематического анализа.
    2. Количественный и качественный анализ результатов.
    Организация исследования. Исследование проводилось на базе МДОУ ЦРР д/с №. Было обследовано 10 дошкольников старшей группы с диагнозом ФФНР.
    Экспериментальная группа детей состояла из 5 девочек и 5 мальчиков пятилетнего возраста с ФФНР, находящихся в логопедической группе первый год. Дошкольники, участвующие в эксперименте обладали нормальным слухом и сохранным интеллектом. У детей наблюдался низкий уровень развития фонематического слуха и фонематического восприятия, неподготовленность к звуковому анализу.
    Анамнез детей данной группы отягощен. У детей отмечались особенности в протекании высших психических функций: неустойчивое, нестабильное внимание; объем памяти сужен по сравнению с нормой, поэтому они хуже запоминали речевой материал; скорость протекания мыслительных операций несколько замедленна.
    Поведение можно охарактеризовать, как нестабильное, с частой сменой настроения; на занятиях они быстро утомлялись, начинали отвлекаться; испытывали затруднения в запоминании инструкций логопеда; отмечалась недостаточная целенаправленность при выполнении задания.
    Речь детей характеризуется неправильным звукопроизношением. У них отмечалась недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата; наблюдалась нечеткая дикция и недостаточная выразительность речи.
    Для решения основных задач исследования был проведен эксперимент. Методика исследования адаптирована на основе рекомендаций авторов: Р.И. Лалаевой, Т.В. Волосовец, Т.Б. Филичевой.
    Исследование состояния фонематического анализа.
    I. Исследование простых форм фонематического анализа.
    Задание № 1. Выделение (узнавание) заданного звука на фоне слова.
    Материалом исследования служили флажок и слова: мышь, окно, рыба, шар, санки, рама, стол, корова, лимон, шнурок, дом, топор, луна.
    Процедура и инструкция. Экспериментатор предлагает ребенку цепочку слов и дает следующую инструкцию: «Сейчас я буду называть слова. Если ты услышишь звук [р] (моторчик), подними флажок, вот так. Слушай и будь внимательным».
    Задание № 2. Выделение начального ударного гласного из слова.
    Материалом исследования служили слова: Аня, Оля, аист, Ира, осы, утка.
    Процедура и инструкция. Экспериментатор предлагает ребенку слова и дает следующую инструкцию: «Послушай внимательно и назови первый звук в слове Аня и т.д.». Если ребенок затрудняется назвать звук, логопед называет слова, утрированно выделяя первый звук (ооосы, ОООля и т.д.).
    II. Исследование сложных форм фонематического анализа.
    Задание № 1. Вычленение первого согласного звука из слов.
    Материалом исследования служили слова: дым, щука, трава, кошка, воробей, булка и вопросы.
    Процедура и инструкция. Логопед предлагает ребенку слова и дает следующую инструкцию: «Послушай и назови первый звук в слове дым?» и т.д.
    Задание № 2. Вычленение последнего звука из слов.
    Материалом исследования служили слова: дом, танк, камыш, ключ, муха, барабан.
    Процедура и инструкция. Экспериментатор предлагает ребенку слова и дает следующую инструкцию: «Послушай и назови последний звук в слове дом?» и т.д.
    Задание № 3. Определение места звука в слове.
    а) начало
    Материалом исследования служили слова: жук, рак, сани, мост, клоун, банка.
    Процедура и инструкция. Экспериментатор предлагает ребенку слова и дает следующую инструкцию: «Где ты слышишь звук [ж] в слове жук в начале или в конце?» и т.д.
    б) конец
    Материалом исследования служили слова: нос, суп, стук, укол, камыш, барабан.
    Процедура и инструкция. Логопед предлагает ребенку слова и дает следующую инструкцию: «Где ты слышишь звук [с] в слове нос в начале или в конце?» и т.д.
    в) начало, середина, конец, определение места ударной гласной в словах
    Материалом исследования служили слова: аист, мак, три, лист, иглы.
    Процедура и инструкция. Логопед уточняет, что если звук не первый и не последний, то он находится в середине. Предлагает ребенку инструкцию: «Где ты слышишь звук [а] в слове мак в начале, середине или конце?» и т.д.
    — определение места согласного звука в слове
    Материалом исследования служили слова: миска, сыр, ананас, сом, рюмка, мох.
    Процедура и инструкция.
    Экспериментатор предлагает следующую инструкцию: «Где ты слышишь звук [с] в слове миска в начале, середине или конце?» и т.д.
    Критерий оценки результатов исследования:
    При обработке результатов исследования заданий I группы и заданий № 1-3 II группы использовалась четырехбальная шкала.
    4 балла – задание выполнено ребенком самостоятельно, точно с первого предъявления.
    3 балла – задание выполнено ребенком самостоятельно, но допущено 1 – 2 ошибки.
    2 балла – задание выполнено ребенком самостоятельно, но количество ошибок возросло до 3, требовалось интонированное выделение нужного звука.
    1 балл – ребенок пытался справиться с заданием, но допустил до 5 ошибок, помощь логопеда не помогала.
    0 баллов – ребенок с заданием не справился или отказался выполнять.
    Задание № 4. Определение последовательности звуков в слове – последовательный анализ.
    Для этого анализа сначала предлагаются слова из 3 звуков, потом из 4 и 5.
    Материалом исследования служили слова: суп, кот, лапа, каша, банка, тапки.
    Процедура и инструкция. Экспериментатор предлагает ребенку слова и дает инструкцию: «Назови первый звук в слове суп [с]. Какой звук стоит после звука [с] суп? [у]. Какой звук ты слышишь после звука [у] суп? [п]?» и т.д.
    Критерий оценки результатов исследования заданий № 4 (II группы):
    4 балла – задание выполнено ребенком самостоятельно, точно определена последовательность звуков в слове.
    3 балла – ребенок самостоятельно выполняет последовательный анализ слов состоящих из 3-х – 4-х звуков, допускает ошибки в словах из 5-ти звуков.
    2 балла – ребенок самостоятельно выполняет последовательный анализ слов состоящих из 3-х звуков, допускает ошибки в словах из 4-х — 5-ти звуков, требуются наводящие вопросы со стороны логопеда.
    1 балл – ребенок пытается справиться с заданием, но допускает ошибки в словах состоящих из 3-х звуков, помощь логопеда не помогает.
    и т.д.

    * Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

    источник

    Марианна Викторовна Глиненко

    РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

    Лингвисты, педагоги психологи и учителя считают шестой год жизни ребёнка периодом наиболее высокой «звуковой одарённости», особой восприимчивости к звуковой стороне речи.

    Основной задачей любого дошкольного учреждения является подготовка ребёнка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Однако обучающиеся 1 классов с общим недоразвитием речи (НВОНР) испытывают трудности в процессе обучения письму и чтению. Основные причины подобного явления – нарушение фонематического восприятия, дефекты произношения, а также несформированность навыков звукового анализа и синтеза. Чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу.

    Д.Б.Эльконин определял звуковой анализ как действие по установлению последовательности и количества звуков в составе слова. В.К.Орфинская выделяла простые и сложные формы фонематического анализа, среди которых – узнавание звука среди других фонем и вычленение его из слова в начальной позиции, а также полный звуковой анализ слов. Простые формы анализа формируются в норме спонтанно – до поступления ребёнка в школу, а сложные – уже в процессе обучения грамоте. Несформированность действия звукового анализа проявляется в письме в виде следующих типов ошибок: пропуск, перестановка, вставка букв либо слогов. Звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка. Фонематическим восприятием принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Несовершенное фонематическое восприятие отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, усложняет и тормозит формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.

    Звуковой анализ требует специального планомерного обучения. Подвергаемая звуковому анализу речь из средства общения превращается в объект познания. А.Н.Гвоздев отмечает, что «хотя ребёнок замечает разницу в отдельных звуках, но разложение слов на звуки им самостоятельно не производится». И, действительно, самостоятельно выделить последний согласный звук в слове, несколько гласных звуков одновременно, установить позицию заданного звука или количество звуков вряд ли доступно ребёнку без помощи учителя-логопеда. И очень важно, чтобы эта помощь была квалифицированной, обоснованной, своевременной.

    Д.Б.Эльконин определяет фонематическое восприятие как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании». Он же указывает: «Под звуковым анализом понимается 1) определение порядка слогов и звуков в слове;

    2) установление различительной роли звука;

    3) выделение основных качественных характеристик звука»

    Без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов, слов. Без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое) дети с общим недоразвитием речи не овладевают грамотным чтением и письмом. Ключевым моментом в системе коррекции общего недоразвития речи являются фонематическое восприятие и звуковой анализ. «Формирование узловых образований, — отмечает Р.Е.Левина, — позволяет с наибольшей экономией и целесообразностью достигать педагогического эффекта» (т.е. коррекции общего недоразвития речи).

    Итак, необходимыми предпосылками для обучения младших школьников являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а также наличие элементарных навыков звукового анализа. Все названные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чтобы ребёнок усвоил письменную речь быстро и легко, следует обучить его звуковому анализу и синтезу.

    Звуковой анализ – это определение порядка слогов и звуков в слове; установление различительной роли звука; выделение основных качественных характеристик звука.

    Развитие навыков фонематического анализа и синтеза осуществляется постепенно: в начале работы с опорой на материализацию (использование различных вспомогательных средств – графических схем слова, звуковых линеек, «светофоров»), на речевое проговаривание (при назывании слов), на заключительном этапе выполнение заданий происходит на основе представлений без опоры на вспомогательные средства и проговаривание.
    Система логопедической работы по формированию навыков фонематического анализа и синтеза учитывает онтогенетическую последовательность становления различных форм звукового анализа и синтеза, условия выделения звука (определённое положение звука в слове, особенности произнесения звуковой серии, количество звуков в звуковом ряду и т.д.). В связи с этим предусматривается определённая последовательность речевого материала при формировании навыка фонематического анализа и синтеза (от ряда гласных звуков до трёхсложных слов).

    Логопедическая работа по формированию фонематического анализа и синтеза делится на несколько этапов:

    1.Формирование функций фонематического анализа звукового ряда, состоящего из двух или нескольких гласных (уточнение артикуляции гласных звуков, определение наличия звука в ряду, определение места звука в ряду, определение последовательности звуков в ряду).

    2.Формирование функций фонематического анализа и синтеза звукового ряда, состоящего из гласного и согласного звуков (анализ обратных слогов, анализ прямых слогов).

    3.Формирование функций фонематического анализа и синтеза слов (выделение (узнавание) звука на фоне слова, вычленение первого и последнего звука, определение места звука в слове – в начале, в середине, в конце).

    В работе по развитию фонематического анализа и синтеза активно используется современный метод моделирования (различные обозначения гласных и согласных звуков – красные, синие и зелёные кружки; для дифференциации твёрдых и мягких согласных – домики, вагончики, цветы; модели нот для обозначения гласных звуков; для обозначения глухих и звонких звуков – колокольчик и зачёркнутый колокольчик; для определения места звука в слове — звуковые гусеницы, грузовики, звуковые птички, звуковые полоски, звуковые домики и т.д.). Этот метод помогает сделать материал более доступным, разнообразным и интересным для детей. Задания на развитие фонематического анализа и синтеза включаются в каждое фронтальное и индивидуальное занятие.

    Таким образом, самостоятельно выделить последний звук в слове, несколько гласных звуков одновременно, установить позицию заданного звука или количество звуков ребёнок выполнить не может без помощи учителя-логопеда. И очень важно, чтобы эта помощь была квалифицированной, обоснованной и своевременной.

    Использование метода моделирования в работе по развитию фонематического анализа и синтеза

    Дети с общим недоразвитием речи при обучении навыкам звукового анализа и синтеза нуждаются дополнительно к слуховой и в зрительной опоре. В процессе работы над развитием фонематического анализа и синтеза я активно использую зрительные символы звуков. В отличие от букв символы быстро и легко запоминаются детьми. Использую различные обозначения гласных и согласных звуков (красные, синие и зелёные кружки, квадраты). В начале коррекционной работы для обозначения гласных звуков использую геометрические формы красного цвета. Их внешний вид напоминает очертания губ при артикуляции соответствующих звуков ([А] – большой круг, [У] – маленький кружок, [И] – горизонтально расположенная полоска, [О] – вытянутый по вертикали овал, [Ы] – нижняя половинка круга. Звук [Э] вводится во второй половине года).

    Некоторые исследователи предлагают для этого использовать карточки с моделями нот. Нота обозначает гласный звук, так как она поётся. Зачёркнутая нота – согласный, так как его нельзя петь. Для дифференциации твёрдых и мягких согласных звуков использую домики, вагончики, цветы и другие изображения предметов синего (твёрдый звук) и зелёного (мягкий звук) цветов. Например, ребёнку даются картинки, и он должен расселить их по нужным домикам, вагончикам. Также на занятиях часто использую изображения травы и льда: трава – мягкий согласный звук, а лёд – твёрдый. Аналогично можно сделать домики, вагончики для дифференциации гласных – согласных звуков (красный, синий, зелёный).

    Для определения местоположения звука в слове – применяю «звуковые гусеницы», «звуковые домики», «звуковые полоски», «звуковой поезд».

    Применение различных символов, моделей и схем повышает эффективность звуко-слоговой аналитико-синтетической деятельности, а также улучшает контроль за усвоением знаний. Поэтому советую и родителям детей изготовить из цветного картона такие же пособия (красные, синие, зелёные кружки, карточки для определения места заданного звука в слове и для составления звуковых схем слов.

    Таким образом, используя различные обозначения звуков можно составлять разнообразные модели. Задания на развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза включаю в каждое фронтальное и индивидуальное занятие.

    Использование современных методов моделирования помогает сделать материал более доступным, разнообразным и интересным.

    Работу над развитием фонематического анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи начинаю с более лёгких в акустико-артикуляционном плане звуками, опираясь на деятельность следующих анализаторов: зрительного (показ артикуляции определённого звука и контроль за движениями органов артикуляции перед зеркалом), слухового (восприятие звука на слух), тактильного (ощущение положения органов артикуляции во время произнесения звука). Ребёнок запоминает характеристики звуков: гласный – согласный, согласный – звонкий и глухой, твёрдый и мягкий; учится самостоятельно находить общее и различие в артикуляции и характеристиках акустико-артикуляционных далёких и близких звуков.

    Читайте также:  Анализы на госпитализацию для детей

    Затем в работу подключаю следующие задания, игровые упражнения, дидактические игры:

    — на определение наличия или отсутствия заданного звука хлопками, сигналами, картинками;

    — отбор картинок, игрушек, в названии которых есть изучаемый звук;

    — придумывание слов, в которых изучаемый звук слышится в начале, середине, в конце слова;

    — узнать, какой звук часто встречается в рассказе, стихотворении;

    — нахождение в сюжетной картинке предметы или их части, в которых есть нужный звук;

    — раскрашивание или обводка тех картинок, в названии которых есть изучаемый звук;

    — рисование предметов, в которых есть определённый звук;

    — отгадывание загадок и выделение первого или последнего звука в словах-отгадках;

    — выделение из ряда слов, произносимых логопедом, те, в которых имеется заданный звук;

    — выделение из предложения слова с заданным звуком;

    — игры «Следопыты», «Сыщики» — нахождение в словах звука по картинкам, показывание картинок со звуком, например, [п], [п’]. Сказать, где слышится заданный звук.

    — Игра «Фантазёры» — придумывание слов со звуком;

    — Игра «Кто внимательней» — угадывание, с какого звука начинается слово (булка, парта, батон, почка и др.);

    — Игра «Подари подарки» (дифференциация твёрдых и мягких согласных в словах, например, подарки для Киры и Коли);

    — Игра «Кто больше?» (показывается картинка и предлагается назвать те слова, в которых есть определённый звук);

    — Игра «Поймай звуки» (детям предлагается поймать звуки и произнести слово);

    — Игра «Какой звук именинник» (предлагается рассказ. Слова, картинки, предметы с часто встречающимся одинаковым звуком);

    Детям раздаются пустые коврики и набор разноцветных кружков. Ведущий называет слово, а дети берут кружок такого цвета, начальная буква которого соответствовала начальной или конечной букве предлагаемого слова.

    Ход игры.

    Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове.

    1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников С-Пб, 2004

    2. Астафьева Е.О. Играем, читаем, пишем С-Пб, 2003

    3. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5 – 6 лет. Конспекты фронтальных занятий М., 2009

    4. Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо М., 1995

    5. Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у дошкольников М., 1997

    6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН М.,2001

    7. Кравченко И.А. Игры и упражнения со звуками и словами М., 1999

    8. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно М., 1999

    9. Лопухина И.С. Логопедия: упражнения для развития речи С-Пб,1997

    10. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе: обучение грамоте детей с нарушениями речи М.,1999

    11. Маханева М.Д. Подготовка к обучению грамоте М., 2007

    12. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР С-Пб, 2005

    13. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов М., 2002

    14. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа С-Пб,2000

    15. Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи С-Пб, 1999

    16. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит С-Пб, 1998

    17. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребёнка говорить и читать М., 2007

    источник

    Методика изучения навыков фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    Надежда Власова
    Методика изучения навыков фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    Проблема своевременной диагностики речевых нарушений имеет большое теоретическое и практическое значение. С точки зрения теории она связана с установлением вида, этиологии и механизмов формирования того или иного нарушения, а с позиций практики ее решение способствует более точному и дифференцированному логопедическому воздействию.

    Для достижения поставленной в нашем исследовании цели по изучению навыков фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, нам необходимо выяснить состояние слухового внимания, уровень развития фонематического

    восприятия, звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием

    речи, III уровнем речевого развития. Для исследования фонематических

    процессов мы использовали методику Г. Г. Голубевой, адаптировав ее с

    учетом психофизических особенностей детей старшего дошкольного возраста с ОНР, участвовавших в исследовании.

    Направления методики исследования фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР:

    2. Фонематическое восприятие

    3. Фонематический анализ

    4. Фонематический синтез

    Исследование состояло из двух этапов: I этап: отбор детей с нормальным речевым развитием в контрольную группу и с ОНР — в экспериментальную; исследование уровня развития фонематических процессов речи по разработанной методике.

    II этап: изучение и сравнительный анализ состояния фонематических процессов у детей с ОНР общим недоразвитием речи и нормальным речевым развитием.

    Методика обследования речи с балльно — уровневой системой оценки позволяет:

    -уточнить структуру речевого нарушения и оценить степень его выраженности.

    Все задания предлагались в игровой форме. Перед началом выполнения задания для его объяснения использовалась словесная инструкция и образец в случае необходимости.

    Изучение слухового внимания:

    Задание 1. «Угадай, что я делаю»

    Цель: выявить способность ребёнка распознавать неречевые звуки.

    Материал: рамки М. Монтессори (с кнопками, липучками).

    Ход обследования. Логопед знакомит ребёнка со звуками, которые слышатся при застегивании металлических кнопок и отрывании липучек. Ребенок выполняет аналогичные действия, а логопед обращает внимание ребёнка на звуки. Затем рамки помещаются за настольную ширму, педагог воспроизводит одно из действий и просит ребенка угадать, что происходит за ширмой.

    Инструкция: «Покажи, что я делала»

    Пояснение. В случае неудачи педагог помогает ребёнку, демонстрируя рамки повторно.

    4 балла – правильно распознает все предложенные звуки самостоятельно

    3 балла – путает два из предложенных вариантов

    2 балла – не узнает один из предложенных звуков (после пояснения)

    1 балл — затрудняется в определении источника звука во всех случаях после пояснения.

    Задание 2. «Ритмическое эхо»

    Цель: изучить развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур:

    Способ воспроизведения: «отхлопывание» в ладоши.

    Ход обследования: Логопед предлагает отстучать по подражанию предъявленные изолированные удары. Инструкция: «Повтори за мной»

    4 балла — правильно воспроизводит все предложенные комбинации

    3 балла — воспроизводит ритмические ряды с тремя ошибками

    2 балла — затрудняется в воспроизведении четырех и более ритмических рядов

    1 балл – не воспроизводит ни одного из ритмических рядов.

    Цель: определить уровень развития слухового внимания к звучащей речи.

    Материал: карточка с речевым материалом.

    Пятка, ватка, лимон, кадка, сук

    Ветка, диван, клетка, сетка, сок

    Процедура: Логопед предлагает ребёнку прослушать ряд слов и назвать слово, непохожее на остальные.

    Инструкция: «Прослушай несколько слов и скажи, какое лишнее, непохожее на остальные».

    Пояснение. Перед выполнением задания логопед предъявляет образец:

    «Мак, бак, так, банан». Лишнее слово «банан».

    4 балла — правильно выделил «лишнее» слово во всех предложенных рядах

    3 балла — выделил «лишнее» слово в четырех рядах

    2 балла — в четырех рядах не выделил «лишнего» слова

    1 балл – не выделил «лишнего» слова ни в одном случае.

    Изучение фонематического восприятия:

    Задание 1. «Повторение слогов»

    Цель: выявить уровень фонематического восприятия.

    Материал: карточки со слогами.

    Инструкция: «Послушай, затем повтори».

    Па-ба, та-да, ва-та, на-та, ка-га, та-на.

    БА-ба-па, та-да-та, ка-га-ка, ба-бя-ба.

    4 балла — правильно повторяет все предложенные варианты

    3 балла – правильно повторяет все предложенные варианты из первого ряда, две комбинации из второго ряда

    2 балла — путает слоги, их последовательность из второго ряда (безошибочно только первый ряд)

    1 балл — затрудняется в повторении комбинаций любой сложности.

    Цель: выявить способность распознавать слова, различные по произношению одним звуком.

    Материал: карточки с картинками-изображениями называемых слов.

    Мышка-мишка, корова-корона, точка-бочка, маска -каска.

    Ход обследования: Логопед предлагает прослушать слова и показать их на картинках.

    Инструкция: «Покажи то, что я назову»»

    4 балла — правильно показывает все предложенные комбинации

    3 балла — правильно показывает только две предложенные комбинации

    2 балла — выполняет задание с тремя ошибками

    1 балл — затрудняется в показе всех картинок.

    Изучение фонематического анализа:

    Задание 1. «Выделение звука»

    Цель: выявить способность выделять звук в слоге.

    Материал: карточки с буквами (семь букв: О, А, Ы, И, Э, У, И)

    Ход обследования. Логопед произносит слоги, ребенок поднимает карточку с изображением буквы, обозначающей звук, который повторяется в предложенных слогах.

    Инструкция: «Послушай. Определи общий звук во всех слогах и подними соответствующую букву».

    Он – ор; па – ка – на; ты – мы – лы; ил – ит – ис; эх – эт – эс; ру – ну – ту; ти – ки — ни.

    4 балла – правильно выделяет звук во всех семи предложенных вариантах

    3 балла — ошибается один или два раза

    2 балла — допускает три-шесть ошибок

    1 балл – затрудняется в выполнении задания, не выделяет звук ни в одном из семи вариантов.

    Задание 2. «Выделение гласного ударного звука»

    Цель: выявить способность выделять звук в словах в начальной позиции под ударением.

    Материал: карточки с буквами (пять букв: О, И, А, У, Э).

    Ход обследования. Логопед произносит слова, ребенок поднимает карточку с буквой, обозначающей звук в начальной позиции слова.

    Инструкция: «Послушай. Определи первый звук во всех словах и подними соответствующую букву».

    Речевой материал: обувь, искра, астры, узкий, игры, аист, огненный, умный, эхо, окунь.

    4 балла – правильно выделяет звук во всех предложенных вариантах

    3 балла — ошибается один или два раза

    2 балла – допускает от трех до девяти ошибок

    1 балл – затрудняется в выполнении задания, не выделяет звук ни в одном из вариантов.

    Задание 3. «Выделение согласного звука»

    Цель: выявить способность выделять согласный звук в словах в начальной позиции.

    Материал: карточки с буквами (шесть букв: П, Д, М, К, Б, Н).

    Ход обследования. Логопед произносит слова, ребенок поднимает карточку с изображением буквы, обозначающую звук в начальной позиции слова.

    Инструкция: «Послушай. Определи первый звук во всех словах и подними соответствующую букву».

    4 балла – правильно выделяет звук во всех предложенных вариантах

    3 балла — ошибается один раз

    2 балла — допускает несколько (от двух до пяти) ошибок

    1 балл – затрудняется в выполнении задания, не выделяет звук ни в одном из вариантов.

    Цель: выявить способность определить последний звук в слове.

    Материал: карточки с буквами (шесть букв: М, К, Ш, А, Ч, Н).

    Ход обследования. Логопед произносит слова, ребенок поднимает карточку с изображением буквы, обозначающую звук в конце слова.

    Пояснение. Перед выполнением задания логопед предъявляет образец

    Инструкция: «Послушай. Определи последний звук во всех словах и подними соответствующую букву».

    Дом, мак, камыш, муха, танк, ключ, барабан.

    4 балла – правильно выделяет последний звук во всех предложенных вариантах

    3 балла — ошибается один или два раза

    2 балла — допускает несколько (от трех до шести ошибок)

    1 балл – затрудняется в выполнении задания, не выделяет звук ни в одном из вариантов.

    Цель: выявить способность определить количество звуков в слове.

    Материал: предметные картинки с изображением предметов: дом, луна, рак, сова, жук, утка, рыба, шар; карточки с цифрами: 3 и 4.

    Ход обследования. Логопед показывает предметную картинку. Ребенок определяет количество звуков в слове и поднимает карточку с соответствующей цифрой.

    Пояснение. Перед выполнением задания логопед предъявляет образец

    Инструкция: «Посмотри на картинку. Определи, что это, сколько звуков в этом слове? Подними соответствующую карточку с цифрой».

    Дом, луна, рак, совы, жук, утка, рыба, шар.

    4 балла – правильно определяет количество звуков во всех предложенных вариантах

    3 балла — ошибается один или два раза

    2 балла — допускает три или четыре ошибки

    1 балл – затрудняется в выполнении задания, не может определить количество звуков в большинстве слов или ни в одном из вариантов.

    Изучение фонематического синтеза:

    Цель: выявить способность соединять последовательно названные звуки в слово.

    Ход обследования. Логопед называет отдельно звуки. Ребенок мысленно соединяет их и называет полученное слово.

    Инструкция: «Прослушай звуки. Какое получится слово, если их соединить? Назови это слово».

    Пояснение. Перед выполнением задания логопед предъявляет образец:

    4 балла – правильно называет все полученные слова

    3 балла — ошибается один раз

    2 балла — допускает две ошибки

    1 балл – затрудняется в выполнении задания, не может составить слово ни в одном из вариантов.

    Цель: выявить способность составлять слово из звуков, представленных в хаотичном порядке.

    Ход обследования. Ребенку предлагается составить слово, используя звуки, данные в разбивку.

    Инструкция: «Я буду называть звуки. Запомни их. Постарайся составить из них слово. Назови это слово».

    Пояснение. Перед выполнением задания логопед предъявляет образец:

    4 балла – правильно составляет и называет все слова

    3 балла — ошибается один раз

    2балла — допускает две-четыре ошибки

    1 балл – затрудняется в выполнении задания, не может составить ни одного слова.

    Сценарий башкирского осеннего праздника «Сомболя» для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №162 компенсирующего вида» Сценарий башкирского народного праздника.

    Дидактические игры для формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков звукового анализа и синтеза слов Исходным процессом при обучении детей письму и чтению является звуковой анализ и синтез слов. Многие дети испытывают затруднение при расчленении.

    Досуг для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «Навстречу Олимпиаде» Навстречу Олимпиаде. И. Б. Заварцева, музыкальный руководитель, Е. Г. Соколова, учитель-логопед, МБУ д/с №23 «Волжские капельки» г. Тольятти.

    Формирование фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в условиях логопункта Основной контингент детей, зачисленных на логопункт, имеет логопедическое заключение: ОНР III ур. Основным признаком, которого, является.

    Консультация «Особенности лексики прилагательных детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Нарушения формирования лексики у детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного.

    Пособие «Разноцветные мячи» для формирования навыков слогового анализа и синтеза слов для детей старшего дошкольного возраста Вариант первый Логопед объясняет детям правила игры. Сегодня у нас в магазине будут продаваться разноцветные мячи. Я буду продавцом,.

    Проблема коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Человек не может жить, трудиться,.

    Работа по формированию фонематического анализа и синтеза у детей с ОНР III уровня В работе по формированию фонематического анализа и синтеза определены следующие направления: 1. Формирование фонематического восприятия.

    Развитие фонематического анализа и синтеза у детей с нарушением речи. 1. Формирование анализа звукового ряда состоявшего из гласных: — уточнение артикуляции гласных звуков; — определение наличия гласного звука.

    Влияние коллективных игр на развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Ведущий в этот возрастной период вид деятельности дошкольников — игра — способствует развитию коммуникативных умений ребенка. Возникают.

    источник