Меню Рубрики

Роман отцы и дети анализ кладбище

Урок русской литературы в 10 классе с использованием ЦОР.

Тема. Заключительный эпизод романа И. С. Тургенева

Цель урока: совершенствовать навыки анализа текста по ключевым образам; привести учащихся к мысли о том, что нужно прожить жизнь, честно выполняя свое дело.

Звучит музыка и произносится эпиграф.

Эпиграф: Безверием палим и иссушен,

Невыносимое он днесь выносит…

И сознает свою погибель он,

И жаждет веры – но о ней не прост…

Не скажет ввек, с молитвой и слезой,

Как не скорбит перед замкнутою дверью:

«Впусти меня! – Я верю, Боже мой!

Приди на помощь моему неверью!»

I. Вступительное слово учителя.

— Казалось бы, роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» могла завершить сцена ухода Базарова из жизни. Автор привел своего героя к логическому завершению – смерти. Живая жизнь разрушает взгляды Евгения. Он старался не замечать красоту окружающего мира, не поддаваться очарованию музыки, искусства, но не полюбить он не смог. Любовь рушит все прежние представления Базарова, он с негодованием замечает в себе романтика, но сделать с собой ничего не может. Забыться в работе тоже не получилось. Измученный безответным чувством, Базаров не похож на себя прежнего, вероятно, поэтому Тургенев приводит своего героя к смерти. Это еще одно испытание, которое выпало на долю Базарова, ведь без размышлений о смерти нет понимания смысла жизни.

^ II. Анализ заключительного эпизода романа «Отцы и дети».

— Лежа в тени стога, Базаров скажет Аркадию: «Ну, будет он (мужик) жить в белой избе, а из меня лопух расти будет…» К чему же пришел герой?

Ответ. Базаров, утрируя, очень точно выражает свою мысль: мы суетимся, чего-то добиваемся, но человек ничтожен перед лицом вечности, перед лицом жизни бесконечной.

Именно эта мысль является основной в эпизоде описания сельского кладбища и могилы Базарова.

-Почему же Тургенев не закончил роман сценой смерти своего героя?

Ответ. Потому, что жизнь продолжается и без этой сильной личности.

— Где покоится страстное, бунтующее сердце Базарова? Что об этом говорит автор? (Идет демонстрация слайда N1)

Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России…

Ответ. «…на небольшом сельском кладбище в одном из отдаленных уголков России».

— Почему писатель сознательно отдалил своего героя от столичных центров?

Ответ. Потому, что здесь в скученности, в суете могут рождаться только безумные теории (Раскольников), где человек «испорчен» воспитанием (Онегин и Печорин). Можно спорить о роли городов, но русские писатели говорили о негативном их влиянии на людей.

-Итак, вдали от суеты, в глубине России, покоится теперь Базаров. Картина, нарисованная Тургеневым, контрастна той жизни, которую вел его герой. Что же является символом этой жизни в заключительном эпизоде?

Ответ. Овцы, которые «безвозбранно бродят по могилам…» Не так ли и ты, человек, заблудшая овца, бродит по миру, по жизни, попирает ногами прошлое (кладбище и могилы на ней – это прошлое), ощипывает деревья (символ жизни, знаний)?

— Почему овцы ощипывают деревья, а не траву? (Слайд N2)

Ответ. Деревья – это символ жизни, а листья – это знания. Не видит человек единственного пути, пути к Богу, по Тургеневу, жизни бесконечной.

— Автор говорит, что до могилы Базарова «не касается человек. Почему?

Ответ. Потому что «железная ограда ее окружает». Бестолковым овцам не добраться до нее, не нарушить покой Евгения.

— А о чем говорит «железная ограда» на могиле?

Ответ. Как прожил свою короткую жизнь Базаров особняком, так и теперь он один.

-Кто ходит на могилу Евгения? (Слайд N3)


Только родители приходят к сыну…

Ответ. И только родители могут прикоснуться к немому камню, да прилетают птицы, вольные, свободные, не знающие забот и печали, питающиеся тем, что Бог послал, радующиеся каждой минуте жизни.

— Что же означают песни птиц? (Слайд N4)

Ответ. Это романтизм, который отрицал Базаров, и часть живой жизни, победившей этого героя. Птицы поют гимн окружающему миру, поют на заре, приветствуя солнце, радуясь новому дню. Они же соединяют героя с небом, то есть с Богом.

^ Ответ. Железный был характер у Базарова.

— Что такое ограда? Что из себя она представляет?

Ответ . Это замкнутое пространство, но с углами, где можно и спрятаться (так прятался Базаров от живой жизни).

— А почему именно елочки «посажены по обоим ее концам»? Символом чего же они являются?

Ответ. Елочки, посаженные по обоим концам могилы, сглаживают углы. Они же символизируют ту вечную жизнь, которая побеждает все и вся. Чтобы мы не упустили это из своего внимания, Тургенев дважды упоминает название этого дерева. Ель, такая родная, привычная для русского человека, никогда не увядает, вечно зеленеет.

— О чем же напоминают елочки старикам Базаровым?

Ответ. Для стариков Базаровых елочки – напоминание о крепости, надежности их сына, связь их, живых, с ним, мертвым. И не только их, но и нас читателей. Местоимение «на нас», употребленное автором, «присоединяет» нас к отцу и матери Евгения, позволяет и нам смахнуть пыль истории с надгробного камня на могиле Базарова.

— А что же они символизируют?

Ответ . Цветы тоже символизируют жизнь, а лопух является символом забвения. Птицы, их песни, цветы – все это и есть то, что отрицалось Базаровым, что отрицало его отрицание, это и есть та живая жизнь, против которой бунтовал герой.

— На кладбище мы видим заросшие канавы, поникшие деревянные кресты, сдвинутые каменные плиты. Кто их сдвинул?

Ответ. Тургенев пишет: «… словно кто их подталкивает снизу». Не умершие ли взывают к живым, пытаются сказать что-то такое, что не доступно нам, живущим на Земле?

— Тургенев говорит, что только родители Базарова приходят на могилу. Какой походкой идут они и почему?

Ответ. Потому что самое страшное горе, которое может постичь человека в этой жизни, пригнула и давит тяжким грузом на их старческие плечи, поэтому походка их «отяжелевшая».

Ответ. Наверное, только у могилы сына, когда «припадут и станут на колени, и долго плачут, и долго и внимательно смотрят на немой камень, и снова молятся, и не могут покинуть это место, откуда им как будто ближе до их сына, до воспоминаний о нем…»

— Почему после этих стоит многоточие? О чем оно говорит?

Ответ. Многоточие дает возможность остановиться и подумать о многом: о смысле жизни, о судьбе Базарова, о судьбе родителей.

— О чем молятся родители? Что просят они у Бога?

Ответ. Может, о смерти себе, чтобы скорее увидеть своего Енюшеньку. Может, о прощении бунтовавшему сыну. Можно только гадать. Но пока им остаются только воспоминания о нем, таком родном, но не понятом до конца.

— Чего же не могли понять старики Базаровы, а сын чего не мог принять в них?

Ответ. Старички Базаровы не могли понять и принять устремлений сына , его желание все рушить, а сын не мог принять их спокойную, размеренную жизнь.

— Какой прием средства выразительности применен в описании сельского кладбища?

Ответ. Описание построено на антитезе. Гниющие поникшие кресты, запустение, заброшенность, но живая жизнь, жизнь бесконечная воцарилась именно здесь.

— Какие глаголы «умирания» употребляет автор? Много ли их?

Ответ. Глаголов «умирания» автор употребляет мало: «гниют», «поникли», «похоронен», «лежит».

— А какие глаголы «жизни», «движения» мы встречаем?

Ответ. Глаголов «жизни» и «движения» мы встречаем очень часто: «заросли», «сдвинуты», «дают», «бродят», «окружает», «приходят» и т. д.

— Какие эпитеты придают печальный вид сельскому кладбищу?

Ответ. Эпитеты: каменные плиты, ощипанные деревца, скудная тень, два дряхлых старичка. Да и само слово «кладбище» напоминает о проходящем времени. Скоро и эти «два дряхлых старичка» успокоятся, соединятся со своим сыном, и тогда уже никто из людей не придет к могиле человека, мечтавшего горы свернуть, след свой оставить в истории.

— Что понимаешь, читая роман «Отцы и дети»?

Ответ…Что конфликт поколений не такой уж вечный, не в каждой семье он обостряется. Там, где чтят предков, с уважением относятся к родителям, как в семье Кирсановых, проблема непонимания не стоит. Жизнь таких детей гармонична, счастлива.

Ответ. Базаров, попытавшийся разорвать связь поколений был наказан. Может, не так ясно и отчетливо приводит эту мысль Тургенев, но она здесь есть. По-настоящему культурного интеллигентного человека у нас, в России, отличает «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам». Базаров же к этим «пепелищам», «гробам» испытывает скуку.

Ответ. Да, наверное, не только один Базаров, иначе не заросли бы могилы на сельском кладбище и не являло бы оно «вид печальный».

— Что хочет сказать автор последней фразой?

Ответ. «О жизни бесконечной» — это последняя фраза романа. «Жизнь бесконечная» примиряет спорящих. Теперь уже нет смысла противопоставлять отцов и детей, либералов и демократов. И союз «и», выступающий на определенном этапе, как противительный, вновь становится соединительным. Человек не должен быть исключительным, не должен бунтовать против жизни. Не смириться, а примириться со всем, что послано тебе, прожить, честно выполняя свое дело, — вот предназначение человека. По мысли Тургенева, природа, для которой равны и человек, и самое мелкое насекомое, не прощает гордыни, попытки отрицания законов жизни.

— Скажите, сколько раз в этом отрывке употребляется имя? С чем же это связано?

Ответ. Один — единственный раз употребляется имя. А потом лишь слова, указывающие на родственные отношения: муж, жена, родители, сын. И это говорит о том, семья и есть главное в жизни человека, а в ней — любовь родительская, любовь сыновняя, любовь между мужчиной и женщиной.

III. ^ Домашнее задание: подготовиться к сочинению по творчеству

— Итак, к какому выводу мы пришли, проанализировав заключительный эпизод романа «Отцы и дети»?

Ответ выводится на экран. (Слайд N5)


1.


2.


3.

источник

Перед нами эпилог романа И. С. Тургенева » Отцы и дети «. Автор привел своего героя к смерти, которая, как известно, является итогом жизни. Мы куда-то бежим, о чем-то спорим, но человек — ничто перед вечностью.
Именно эта мысль — главная в эпизоде описания сельского кладбища и могилы Базарова. Жизнь идет своим чередом и без этой сильной личности. А душа его покоится » на небольшом сельском кладбище на одном из отдаленных уголков России».Тургенев похоронил своего героя не в столице, где много людей, где рождаются странные теории и испорченные образованием и воспитанием люди.
Картина, нарисованная Тургеневым, так не похожа на ту жизнь, которую вел Базаров. Что же является символом этой жизни ? Животные ( овцы «безвозбранно бродят по могилам…» А не похожи ли и люди на этих заблудших овец, попирающих ногами историю ( кладбище и могилы), не так же грызут потихоньку деревья , символ знаний ? Не видит человек правильной дороги, дороги к Богу. А захоронение отрицателя Базарова не касается рука человека потому, что » железная ограда ее окружает «. Пасущимся животным не дойти до нее, нее, не затоптать, не нарушить покой. Железная ограда — это символ одиночества Евгения и после смерти. Только мать и отец героя притрагиваются к серому камню, да птицы , не знающие скорби, приносят весточку или митингуют. В их пении душа, тот самый романтизм, который отрицал наш герой. Они соединяют его с Богом, с небом, где живут ангелы. А ограда — замкнутое пространство, может быть, пространство идей, в ней есть острые углы, где можно укрыться от борьбы. Елки вокруг могилы выравнивают углы и символизируют вечность. Впрочем, это именно ель, близкая каждому русскому человеку. Она всегда зеленая, родная, своя.
Для отца и матери Базарова эти деревца — напоминание о прочной связи их, живых, с ним, с мертвым. Мы, читатели, вместе со стариками смахиваем землю с надгробного камня, теперь уже исторического. На могиле растут красивые цветы, от которых при жизни отворачивался герой.
На кладбище мы видим почти упавшие кресты и сдвинутые плиты, которые будто кто-то толкает снизу. Может быть, оттуда кто-то и что -то нам хочет сказать?
Родители идут на могилу сына » отяжелевшей походкой » и в ней читатель ощущает горе неимоверное. Могут ли они о ком-то или о чем-то думать, кроме как о любимом Енюшке ? Думаю , что нет. Только здесь они падают на колени, плачут, молятся, не могут долго уйти. Почему ? Потому, что здесь живут воспоминания. В конце предложения мы видим многоточие — знак размышления о жизни и судьбе. Родители молятся о быстрейшем воссоединении с сыном или о прощении ему, такому неспокойному при жизни и такому тихому здесь.
Описание построено на антитезе. С одной стороны кривые кресты,грязь, а с другой — жизнь, которая здесь есть. Глаголов «смерти» немного : гниют, поникли, похоронен, лежит. А вот глаголы » жизни » : » заросли» «сдвинуты», » окружает», «приходят «. В отрывке много эпитетов( плиты — каменные, деревца — ощипанные, тень — скудная. И » дряхлые » старички , видимо, скоро придут к сыну и тогда уже зарастет дорожка к захоронению человека, мечтавшего изменить мир.
Читая эпилог, я понимаю, что нет как такового конфликта поколений в семье , где царит уважение между ними ( так было у Кирсановых ). А Базаров пытался порвать эту связь, а потому — наказан. Видимо, не только он, потому что кладбище имеет вид печальный
В конце романа есть фраза «О жизни бесконечной», которая делает мирным сосуществование спорящих. Теперь уже не так важно, кто боролся за идею, а кто ее не имел, не нужно разводить по разные стороны отцов и детей. И союз И теперь уже точно соединительный. Человек должен жить , а не презирать даруемые радости. Такова природа, а мы, люди, — ее часть.Она не прощает гордыни и отрицания ее законов.

В тексте только раз упоминается имя. А затем только слова, указывающие на родство ( муж, жена, сын, родители) Сей факт о том, что без семьи невозможна жизнь и любовь во всех ее проявлениях.
Человек- ничто перед мирозданием. Он не исключение, а часть природы. Не стоит критиковать, а лучше — подружиться со всеми и честно служить людям. Семья — это семь » я » , а в ней и любовь к родителям, к детям, к женщине.

источник

Почему И. С. Тургенев не завершил роман смертью Базарова, этой наиболее сильной в художественном отношении сценой? Ведь о главном герое сказано, казалось бы, все, для чего нужно было писателю создавать своеобразный эпилог — 28-ю главу?

Во-первых, внимательно приглядимся к ее композиции. Главу обрамляют два пейзажа. Открывает дивный, чисто русский, зимний: «Стояла белая зима с жестокою тишиной…». Звучит как музыка, как бы предвещая мелодичность и ритмический строй стихотворений в прозе. Второй пейзаж, завершающий главу и роман в целом, насквозь пронизан лиризмом и элегической печалью о быстротекущем времени, мыслью о всепримиряющей вечности, о бессмертной силе любви и о «жизни бесконечной».

Итак, треть текста эпилога занимают картины природы, которые, как обычно у Тургенева, [rkey] гармонируют с чувствами и переживаниями героев или оттеняют их. Природа как бы становится главным действующим лицом в той нравственно-психологической коллизии, к которой приходят герои в эпилоге.

Через весь роман, то затихая, то нарастая, как бы споря между собой, звучат два мотива — иронический и лирический. На заключительных страницах романа лирические мотивы нарастают и достигают кульминации.

Перед тем как нарисовать небольшое сельское кладбище и одинокую могилу Базарова, Тургенев, то усиливая, то ослабляя иронию, рассказывает о дальнейшей судьбе героев: Одинцовой, которая доживет со своим мужем, «пожалуй, до счастья… пожалуй, до любви»; в том же ключе сообщается и о княжне Х…ой, забытой «в самый день ее смерти», и о Петре, совсем окоченевшем «от глупости и важности».

«Немножко грустно и, в сущности, очень хорошо» описаны семейная идиллия Кирсановых — отца и сына — и счастливое материнство Фенечки и Катерины Сергеевны.

В рассказ о жизни Павла Петровича за границей врываются наряду с иронией грустные ноты, и внимательный читатель заметит не только серебряную пепельницу в виде мужицкого лаптя, но и его трагическое одиночество: «жить ему тяжело… тяжелей, чем он сам подозревает… Стоит взглянуть на него в русской церкви, когда, прислоняясь в сторонке к стене, он задумывается и долго не шевелится, горько стиснув губы, потом вдруг опомнится и начнет почти незаметно креститься…»

Мягкий юмор, с которым повествует Тургенев о своих героях, сменяется резкой иронией и даже сарказмом, когда он пишет о дальнейшей судьбе «последователей Базарова» — Ситникове и Кукшиной. Здесь и в авторской речи сатирически звучит слово «ирония»: «Говорят, его (Сит-никова) кто-то недавно побил, но он в долгу не остался: в одной темной статейке, тиснутой в одном темном жур-нальце, он намекнул, что побивший его — трус. Он называет это иронией…»

И вдруг интонация резко меняется. Торжественно, грустно и величественно рисует Тургенев могилу Базарова. Финал напоминает мощную, страстную музыку Бетховена. Автор словно с кем-то горячо спорит, страстно и напряженно размышляет о мятежном человеке, на могилу которого он привел читателя, о его неутешных родителях: «Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна. »

Читайте также:  Анализ трудовой деятельности детей дошкольного возраста

Повторы, восклицания, вопросы — все это передает драматизм раздумий автора, глубину и искренность его чувств. Так можно писать лишь о дорогом и очень близком человеке. Можно по-разному трактовать заключительные строки романа, но одно несомненно — Тургенев, прощаясь со своими героями, еще раз отчетливо выразил свое к ним отношение и подчеркнул основную идею романа, которую, на мой взгляд, наиболее точно уловил критик Н. Н. Страхов: «Как бы то ни было, Базаров все-таки побежден; побежден не лицами и не случайностями жизни, но самою идеею этой жизни. Такая идеальная победа над ним возможна была только при условии, чтобы ему была отдана всевозможная справедливость… Иначе в самой победе не было бы силы и значения».[/rkey]

Похожие сочинения:

Запись была опубликована 10.10.2009 в 10:56 в категории Примеры сочинений. Вы можете следить за ответами в этой записи через RSS 2.0 ленты.

источник

Тема урока «Анализ эпизода из романа « Отцы и дети».

Сегодня на уроке мы с вами в рамках подготовки к ЕГЭ произведем анализ отрывка из романа, подготовимся к выполнению заданий части В и С, выясним отношение автора к главному герою романа.

На экране и на столах отрывок из романа. Выразительное чтение отрывка учителем.

— Что представляет собой данный отрывок? Каково его место в общей структуре произведения?

( Это эпилог романа. Последняя страница романа. Ей предшествуют страницы, посвященные смерти Базарова и страницы, повествующие о дальнейшей судьбе других героев романа.)

— Что лежит в основе эпилога?

( Картина сельского кладбища. 1\3 эпилога занимают картины природы.)

— Какова обычно роль пейзажа в худ. произведении?

( Картины природы гармонируют с чувствами и переживаниями героя или оттеняют их.) Тургенев заканчивает свой роман философским описанием природы. Он имел философское образование и даже защитил диссертацию.

В художественном мире Тургенева природа часто жестока по отношению к человеку, способна разрушить его счастье или жизнь.

Вернемся к тексту. Перед нами картина сельского кладбища.

— Какова тональность данного отрывка? Меняется ли она?

( Открывается описание печальной картиной сельского кладбища, но постепенно тон меняется, от тоскливых нот автор постепенно возвышает голос до торжественного пафоса. Затем снова скорбная картина – описание страданий одиноких стариков Базаровых.

— Какие средства выразительности помогают передать настроение в начале отрывка?

Эпитеты : здесь царит вечный покой, вид печальный.

— Какая часть речи передает ощущение запущенности, заброшенности?

Глаголы: канавы заросли, деревянные кресты поникли и гниют, овцы безвозбранно бродят по могилам, 2-3 ощипанных деревца дают скудную тень.

Описание заброшенного кладбища прерывается многоточием…. И вот перед нашим взором могила Базарова.

— Какой прием использует здесь автор?

— Какие контрастные картины создает автор?

Овцы безвозбранно бродят по могилам.

Животные не топчат ее, только птицы садятся и поют на заре.

Молодые елки, цветы растут

—- Какую роль играет контраст?

( Он помогает понять мысль автора о том, что природа, любовь, смерть непобедимы.)

—- Какие еще средства выразительности использует автор, рисуя могилу Базарова?

( Олицетворение: « цветы безмятежно глядят на нас своими невинными глазами».Этот прием позволяет автору создать образ природы, живущей своей собственной жизнью.

— Кроме лексических, какие еще средства выразительности использует автор, описывая могилу Базарова?

( Средства синтаксиса. Различные виды синтаксических конструкций. СПП с однор. придаточными: «Но между ними есть одна, до которой не касается человек, которую не топчет животное.» СБП: « Железная ограда ее окружает; две молодые елки посажены по обоим ее концам: Евгений Базаров похоронен в этой могиле.) Благодаря этим синтаксическим конструкциям меняется тональность, строки начинают звучать торжественно.

— Найдите еще выраз. средство синтаксиса, усиливающее эмоциональное звучание текста и помогающее понять мысль автора.

( Риторический вопрос: « Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна?»)

А следом идет восклицание — О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной.

— В этом последнем предложении есть еще одно средство выразительности, представляющее собой цепь определений с постепенным нарастанием значимости. Какое?

( Градация: Сердце страстное, грешное, бунтующее.)

—- В этом же последнем предложении мы опять наблюдаем контраст. Где?

( С одной стороны, страстное, грешное, бунтующее сердце, а с другой, равнодушная природа и цветы, которые глядят на нас своими невинными глазами. Это они говорят о вечном примирении и жизни бесконечной.

—- Только вот о какой жизни? И о примирении кого с кем?

( Наверное, о бесконечном продолжении жизни природы. Человек смертен, а природа вечна. Может, о вечности человеческих ценностей. А может быть, что споры отцов и детей вечны, именно из этих споров и столкновений и состоит жизнь.

О примирении человека и природы, человека с миром, с самим собой)

Эпилог наполнен глубоким философским смыслом. Надо сказать, что Тургенев не дает нам ответ, он предлагает своим читателям поразмышлять.

—Почему последние строки романа звучат грустно и в то же время величественно, торжественно?

( В последних строчках звучит проникновенный голос автора. Так можно говорить только о дорогом человеке. Не о борьбе, не о бунте Базарова говорит автор, а о примирении. В конце романа Тургенев любит своего героя, сочувствует ему, скорбит о нем. « Когда я писал заключительные строки, я принужден был отклонять голову, чтобы слезы не капали на рукопись», писал Тургенев.

источник

Почему И. С. Тургенев не завершил роман смертью Базарова, этой наиболее сильной в художественном отношении сценой? Ведь о главном герое сказано, казалось бы, все, для чего нужно было писателю создавать своеобразный эпилог – 28-ю главу?

Во-первых, внимательно приглядимся к ее композиции. Главу обрамляют два пейзажа. Открывает дивный, чисто русский, зимний: “Стояла белая зима с жестокою тишиной…”. Звучит как музыка, как бы предвещая мелодичность и ритмический строй стихотворений в прозе. Второй пейзаж, завершающий главу и роман в целом,

Итак, треть текста эпилога занимают картины природы, которые, как обычно у Тургенева, гармонируют с чувствами и переживаниями героев или оттеняют их. Природа как бы становится главным действующим лицом в той нравственно-психологической коллизии, к которой приходят герои в эпилоге.

Через весь роман, то затихая, то нарастая, как бы споря между собой, звучат два мотива – иронический и лирический. На заключительных страницах романа лирические

Перед тем как нарисовать небольшое сельское кладбище и одинокую могилу Базарова, Тургенев, то усиливая, то ослабляя иронию, рассказывает о дальнейшей судьбе героев: Одинцовой, которая доживет со своим мужем, “пожалуй, до счастья… пожалуй, до любви”; в том же ключе сообщается и о княжне Х…ой, забытой “в самый день ее смерти”, и о Петре, совсем окоченевшем “от глупости и важности”.

“Немножко грустно и, в сущности, очень хорошо” описаны семейная идиллия Кирсановых – отца и сына – и счастливое материнство Фенечки и Катерины Сергеевны.

В рассказ о жизни Павла Петровича за границей врываются наряду с иронией грустные ноты, и внимательный читатель заметит не только серебряную пепельницу в виде мужицкого лаптя, но и его трагическое одиночество: “жить ему тяжело… тяжелей, чем он сам подозревает… Стоит взглянуть на него в русской церкви, когда, прислоняясь в сторонке к стене, он задумывается и долго не шевелится, горько стиснув губы, потом вдруг опомнится и начнет почти незаметно креститься…”

Мягкий юмор, с которым повествует Тургенев о своих героях, сменяется резкой иронией и даже сарказмом, когда он пишет о дальнейшей судьбе “последователей Базарова” – Ситникове и Кукшиной. Здесь и в авторской речи сатирически звучит слово “ирония”: “Говорят, его (Ситникова) кто-то недавно побил, но он в долгу не остался: в одной темной статейке, тиснутой в одном темном журнальце, он намекнул, что побивший его – трус. Он называет это иронией…”

И вдруг интонация резко меняется. Торжественно, грустно и величественно рисует Тургенев могилу Базарова. Финал напоминает мощную, страстную музыку Бетховена. Автор словно с кем-то горячо спорит, страстно и напряженно размышляет о мятежном человеке, на могилу которого он привел читателя, о его неутешных родителях: “Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна. ”

Повторы, восклицания, вопросы – все это передает драматизм раздумий автора, глубину и искренность его чувств. Так можно писать лишь о дорогом и очень близком человеке. Можно по-разному трактовать заключительные строки романа, но одно несомненно – Тургенев, прощаясь со своими героями, еще раз отчетливо выразил свое к ним отношение и подчеркнул основную идею романа, которую, на мой взгляд, наиболее точно уловил критик Н. Н. Страхов: “Как бы то ни было, Базаров все-таки побежден; побежден не лицами и не случайностями жизни, но самою идей этой жизни. Такая идеальная победа над ним возможна была только при условии, чтобы ему была отдана всевозможная справедливость… Иначе в самой победе не было бы силы и значения”.

Смысл заглавия романа И. С. Тургенева Отцы и детиСмысл заглавия романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” I. “Отцы и дети” – первый в русской литературе идеологический роман, роман-диалог о социальных перспективах России. 1. Художественная и нравственная прозорливость.

Анализ романа “Отцы и дети” И. С. ТургеневаСвязь романа с эпохой (50-е годы 19 века) – недавнее поражение в войне с Турцией, смена царствования. Появляется лагерь разночинцев, которые провозглашают необходимость получить профессию для возможности иметь средства к.

РОЛЬ ЭПИЗОДА В РОМАНЕ И. С. ТУРГЕНЕВА “ОТЦЫ И ДЕТИ” (ПРИЕЗД АРКАДИЯ И БАЗАРОВА В МАРЬИНО)Уже в первом эпизоде романа Тургенева “Отцы и дети” намечаются важнейшие темы, идеи, художественные приемы Тургенева; попытка проанализировать их – первый шаг к осмыслению художественного мира произведения в его системной.

ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА “ОТЦЫ И ДЕТИ” И. С. ТУРГЕНЕВАТрактовка как главных героев романа, так и замысла самого Тургенева встречается разная. Именно поэтому следует критически относиться к этим рассуждениям, и в частности, к трактовке Писарева. Принято считать, что основная.

АФОРИСТИЧНОСТЬ ФРАЗ ИЗ РОМАНА И. С. ТУРГЕНЕВА “ОТЦЫ И ДЕТИ”Известно, что половина стихотворных строк “Горя от ума” А. С. Грибоедова стала пословицами, как и предсказывал А. С. Пушкин. О баснях И. А. Крылова нечего и говорить. Но в русской.

МИФОЛОГИЧЕСКИЙ И МЕТАФОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ РОМАНА И. С. ТУРГЕНЕВА “ОТЦЫ И ДЕТИ”Несмотря на несомненную оригинальность романа “Отцы и дети”, мы не можем не обратить внимание и не провести параллели с произведениями других авторов, а также не отметить связь романа со всей.

СВОЕОБРАЗИЕ ЯЗЫКА РОМАНА И. С. ТУРГЕНЕВА “ОТЦЫ И ДЕТИ”Лишь одни избранники в состоянии передать потомству не только содержание, но и форму своих мыслей и воззрений… И., С. Тургенев И. С. Тургеневу принадлежит замечательная формула: язык – народ. Большую.

Роль портрета в раскрытии характеров героев романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”План I. И. С. Тургенев – истинный художник-портретист. II. Авторское отношение к персонажам через словесный портрет. 1. Ироничное описание слуги. 2. Краткий и емкий портрет Базарова, настораживающий читателя. 3. Яркие.

Роль Базарова в развитии основного конфликта романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”В своем творчестве Иван Сергеевич Тургенев старался всегда идти в ногу со временем. Он горячо интересовался событиями в стране, наблюдал за развитием общественных движений. К анализу явлений русской жизни писатель.

Смысл названия и проблематика романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”Русская литература 2-й половины XIX века Смысл названия и проблематика романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” В названии романа Ивана Сергеевича Тургенева отражена основная проблематика всего произведения – конфликт.

Смысл эпилога в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”)Русская литература 2-й половины XIX века Смысл эпилога в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети” Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” является очень важным и довольно необычным произведением.

“Любовь в жизни Базарова и Кирсановых” (по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”)Творчество замечательного писателя Ивана Сергеевича Тургенева – это гимн высокой, вдохновенной, поэтической любви. Достаточно вспомнить произведения “Рудин” (1856 г.), “Ася” (1857 г.), “Первая любовь” (1860 г.), и понимаешь, что любовь.

ФЕНЕЧКА, АННА ОДИНЦОВА, КНЯГИНЯ Р. – ГЕРОИНИ РОМАНА И. С. ТУРГЕНЕВА “ОТЦЫ И ДЕТИ”КЛАССИКА И. С. ТУРГЕНЕВ ФЕНЕЧКА, АННА ОДИНЦОВА, КНЯГИНЯ Р. – ГЕРОИНИ РОМАНА И. С. ТУРГЕНЕВА “ОТЦЫ И ДЕТИ” Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” изобилует описаниями природы, самых разных.

Евгений Базаров и Павел Кирсанов (по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”)Способность чутко угадывать назревшие в русском обществе проблемы и противоречия – важная отличительная черта Тургенева-романиста. В произведении “Отцы и дети” (1861 г.) воссоздана эпоха, предшествующая отмене крепостного права. В обстановке.

ОБРАЗ БАЗАРОВА В РОМАНЕ И. С. ТУРГЕНЕВА “ОТЦЫ И ДЕТИ” (вариант 4)Роман “Отцы и дети” писался на стыке двух эпох, и в нем отражены основные идеи дворян и разночинцев-демократов и разделяющие их противоречия. Главный герой романа – Базаров – представляет собой.

ОБРАЗ БАЗАРОВА В РОМАНЕ И. С. ТУРГЕНЕВА “ОТЦЫ И ДЕТИ” (вариант 1)Роман И. С. Тургенева отразил борьбу двух социально-политических лагерей, сложившихся в России к 60-м годам XIX века. Писатель передал в романе типичный конфликт эпохи и поставил ряд актуальных проблем, в.

Пустовойт П. Г. ПРОТОТИПЫ И ИСТОЧНИКИ РОМАНА ОТЦЫ И ДЕТИПРОТОТИПЫ И ИСТОЧНИКИ РОМАНА “ОТЦЫ И ДЕТИ” “Отцы и дети” – яркий образец социально-психологического романа, в котором общественные коллизии сочетаются с любовной интригой. Следуя жизненной правде, Тургенев главное внимание в.

Сочинение по роману Ивана Тургенева “Отцы и дети”Кажется, что внутренняя борьба между родителями и детьми – это вечная нерешаемая проблема. О ней довольно часто упоминается многими писателями, но особое внимание ей уделил И. С. Тургенев, написав великий.

ИДЕЙНО-КОМПОЗИЦИОННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИСТОРИИ КНЯГИНИ Р. В РОМАНЕ И. С. ТУРГЕНЕВА “ОТЦЫ И ДЕТИ”КЛАССИКА И. С. ТУРГЕНЕВ ИДЕЙНО-КОМПОЗИЦИОННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИСТОРИИ КНЯГИНИ Р. В РОМАНЕ И. С. ТУРГЕНЕВА “ОТЦЫ И ДЕТИ” Композиция является одним из важнейших средств раскрытия основной идеи произведения. Роман И. С.

Отношение героев романа “Отцы и дети” к народуВажной отличительной чертой Тургенева-романиста была его способность чутко угадывать назревшие в русском обществе проблемы и противоречия. В полной мере это относится и к роману “Отцы и дети” (1861 г.). Действие.

САТИРИЧЕСКИЕ МОТИВЫ И ИХ РОЛЬ В РОМАНЕ И. С. ТУРГЕНЕВА “ОТЦЫ И ДЕТИ”Проблема и идея романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” заключены в самом его названии. Неизбежное и вечное противостояние старшего и младшего поколений, обусловленное изменяющимся духом времени, можно рассматривать как.

“ОТЦЫ” И “ДЕТИ” В РОМАНЕ И. С. ТУРГЕНЕВАВ своем романе И. С. Тургенев затрагивает животрепещущую для 60-х годов проблему “отцов и детей”. Но этот конфликт не является характерным атрибутом лишь той эпохи, он существовал во все времена.

Идейно-художественное своеобразие романа “Отцы и дети”И. С. Тургенев Идейно-художественное своеобразие романа “Отцы и дети” Трактовки как главных героев романа, так и замысла самого Тургенева, бывали различны. Именно поэтому следует критически относиться к этим трактовкам, и.

Проблема отцов и детей в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”)Русская литература 2-й половины XIX века Проблема отцов и детей в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети” Почти всю свою жизнь И. С. Тургенев провел за границей, в Европе.

ДУХОВНЫЙ КОНФЛИКТ ПОКОЛЕНИЙ В РОМАНЕ И. С. ТУРГЕНЕВА “ОТЦЫ И ДЕТИ”ДУХОВНЫЙ КОНФЛИКТ ПОКОЛЕНИЙ В РОМАНЕ И. С. ТУРГЕНЕВА “ОТЦЫ И ДЕТИ” Более полувека Иван Сергеевич Тургенев находился в центре общественной и духовной жизни России и Западной Европы, стремясь, по его.

Тема любви в романе “Отцы и дети” ТургеневаПлан I. Особое место темы любви в романе. II. Многоликость великого чувства любви. 1. Родительская и сыновняя любовь. 2. Борьба любви и холодной рассудочности. 3. Любовь – мука и потрясение.

Образ Анны Сергеевны Одинцовой и его роль в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”План 1. Женские образы в романе “Отцы и дети”. 2. Образ Анны Сергеевны. 3. Любовь Базарова к Одинцовой как свидетельство несостоятельности его жизненной позиции. Женские образы в романе Тургенева “Отцы.

О чем заставляет задуматься Евгений Базаров? (по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”)“Если мы сможем быть Рудиными, Базаровыми, если мы будем неустанно пропагандировать идею разрушения старого, то в будущем появятся люди настоящего дела или мы сами приобретем большой опыт”. Фатих Амирхан. Вот.

АРКАДИЙ И БАЗАРОВ (по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”)После выхода в свет в 1862 году роман Тургенева “Отцы и дети” вызвал буквально шквал критических статей. Ни один из общественных лагерей не принял новое произведение Тургенева. Либеральная критика не.

Читайте также:  Анализ труда детей в уголке природы

Конфликт теории и жизни в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” содержит в себе большое количество конфликтов в целом. К ним относятся любовный конфликт, столкновение мировоззрений двух поколений, социальный конфликт и внутренний конфликт главного.

источник

Эпилог романа. Трагические и сатирические мотивы. Звучание финала литературовед А.М. Гаркави определил как «элегию, переходящую в реквием». Элегические ноты начинают звучать уже в описании природы. С тех пор, как уходит из жизни Базаров, накал страстей в романе падает, знойное лето сменяется студеным зимним пейзажем: «Стояла белая зима с жестокою тишиной безоблачных морозов…» За это время случилось многое, как всегда в жизни, грусть соседствует с радостью. Аркадий окончательно сблизился с отцом, и их свадьбы состоялись в один день. Фенечка наконец-то заняла подобающее ей место в доме, Митя официально признан сыном Николая Петровича и братом Аркадия. В романе событийная сторона вновь подчеркнута изменением имен. К супруге Николая Петровича теперь обращаются почтительно «Федосья Николаевна». Имение Кирсановых наверняка потеряло ироническое название «Бобыльего хутора». Но автор возобновляет рассказ не с этого счастливого события. Торжественный обед состоялся спустя семь дней после венчаний. Вслед за Одинцовой Павел Петрович спешит покинуть мирный домашний круг, где остальным «в сущности, очень хорошо». Говорятся неловкие речи, звучат призывы поскорее вернуться. Но все семеро присутствующих чувствуют, что расстаются навсегда. Даже не произнеси Павел Петрович «английского хвостика» «Прощайте» – он не мог быть счастлив счастьем остальных, как не могли бы жить вместе Лежнев и Рудин. И, как в финале «Рудина», поднимается бокал за отсутствующего. «В память Базарова, – шепнула Катя на ухо своему мужу . Аркадий в ответ пожал ей крепко руку, но не решился громко предложить этот тост». С необыкновенной деликатностью Катя поняла, что ее муж в этот момент думает о другом человеке, который никогда не вернется. И в то же время женски-проницательно угадала, что Павлу Петровичу услышать его имя было бы больно.

Автор берет на себя привычную для романиста миссию поведать о будущем героев в ассоциативно-логической связи. На самом деле перед нами антилогика. После рассказа о двух счастливых браках по любви сообщается, как Анна Сергеевна вышла замуж «по убеждению» за человека «холодного как лед». Вывод автора звучит иронически: «…Доживутся, пожалуй до любви». Недаром сразу же, в следующей фразе сообщается о кончине бесплодной и никому не нужной тетки, «забытой в самый день смерти». Возможно, Анну Сергеевну ждет теперь подобная судьба. Взгляд автора возвращается к настоящему счастью Кирсановых – родятся и подрастают дети, становится на ноги хозяйство. Фенечке удалось не только формально, но и духовно влиться в эту интеллигентную семью. Показателем душевной тонкости снова стала музыка: Фенечка сама не умеет играть, но когда садится за фортепиано Катя, «рада целый день не отходить от нее». После простодушной, но чувствующей музыку Фенечки никак не хочется вспоминать о лакее. Но Тургенев настаивает: «Упомянем кстати о Петре». Ведь он тоже заключил выгодный брак! Так возникает вторая карикатурная пара: «окоченевший от важности» лакей и супруга, что на «лаковые полусапожки» польстилась.

Следующий абзац уводит читателя далеко от российской глубинки, в «фешенебельный» Дрезден. Здесь, в блеске и уважении к его аристократизму, манерам, доживает век Павел Петрович. На столе у него «пепельница в виде мужицкого лаптя», но сам герой чужд всему русскому, как, впрочем, всему живому. Поведение в церкви, наедине с Богом, когда не нужно притворяться, рисует героя глубоко несчастным. От человеческой трагедии автор вновь резко переходит к комедии: «И Кукшина попала за границу», где сделала открытия в области… архитектуры! «Очевидно, это такая же пустая претензия, как ее прежние разговоры о самых разных авторах и проблемах», – приходит к верному выводу десятиклассница в сочинении о «сатирических страницах романа И.С. Тургенева». Окружившие Кукшину «физики и химики», «не умеющие отличить кислорода от азота», поддались базаровскому увлечению естественными науками, но не унаследовали от него любовь к науке и умение трудиться. Подобно ей, Ситников в Петербурге «продолжает «дело» Базарова». Повествование достигает крайней ступени пошлости. Показав, как причудливо переплелось в мире высокое и низкое, карикатурное и прекрасное, трагическое и комическое, Тургенев возвращается к главной теме. Автор говорит о том, кто из этого мира ушел. Взволнованным тоном повествуется: «Есть небольшое сельское кладбище. »

Здесь должно найти успокоение «грешное, бунтующее сердце» Базарова. Могила, «до которой не касается человек, которую не топчет живoтное . Железная ограда ее окружает; две молодые елки посажены по обеим ее концам. » Трогательна привязанность одиноких старичков в общем горе. Но их чувство не может воскресить любимого сына: «Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь не всесильна?» В таком случае бунт Базарова оправдан. Но писатель раздвигает границы своего романа в Вечность. Когда сразу после кончины сына богомольный старик вдруг «возроптал», его мудрая подруга, вспомнив гнев Божий, «повисла на нем и принудила покориться. Оба «пали ниц». Писатель употребляет библейское сравнение: «словно овечки в полдень». «Но полуденный зной проходит, – развивает метафору Тургенев. – И настает вечер, и ночь, а там и возвращение тихое убежище, где сладко спиться измученным и усталым…» Смиренные молитвы родителей помогут искупить грехи не раскаявшегося перед уходом из нашего мира Базарова. Природа напоминает «о вечном примирении и о жизни бесконечной». Автор восклицает в глубоком убеждении: «О нет!» – не все еще кончено с физической смертью. У героев есть надежда соединиться в жизни вечной.

Читайте также другие статьи по теме «Анализ романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»:

источник

Статья посвящена проблеме воскресения мертвых в религиозной культуре человечества. Представлен религиозный взгляд по рассматриваемому вопросу.

Многие из произведений школьной программы по литературе, перечитанные в зрелом возрасте, оцениваются совершенно иначе, чем в неопытной юности. И уже по-иному воспринимаются те места в книгах, где авторы так или иначе указывают на свои религиозные взгляды. К примеру, знаменитый роман Ивана Тургенева «Отцы и дети» (1861 год) завершается проникновенными словами: «Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России. Как почти все наши кладбища, оно являет вид печальный: окружающие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашеными крышами; каменные плиты все сдвинуты, словно кто их подталкивает снизу; два-три ощипанных деревца едва дают скудную тень; овцы безвозбранно бродят по могилам. Но между ними есть одна, до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре. Железная ограда ее окружает; две молодые елки посажены по обоим ее концам: Евгений Базаров похоронен в этой могиле. К ней, из недалекой деревушки, часто приходят два уже дряхлые старичка — муж с женою. Поддерживая друг друга, идут они отяжелевшею походкой; приблизятся к ограде, припадут и станут на колени, и долго и горько плачут, и долго и внимательно смотрят на немой камень, под которым лежит их сын; поменяются коротким словом, пыль смахнут с камня да ветку елки поправят, и снова молятся, и не могут покинуть это место, откуда им как будто ближе до их сына, до воспоминаний о нем. Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной. »
Вопрос о всесилии святой и преданной любви, затронутый писателем, думается, волнует каждого человека перед лицом смерти.
Догмат Воскресения мертвых ; это основание христианской веры. Учение о Всеобщем Воскресении ; твердое учение Священного Писания и Нового, и Ветхого Завета. Вся пятая глава Евангелия от Иоанна в Библии посвящена беседе Господа Иисуса Христа с иудеями о важнейших истинах веры, из которых весть о победе над смертью – главнейшая: «Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения» (Иоан.5:28-30). Учение о воскресении мертвых представлено и в Ветхом Завете. Пророк Божий Иов говорит: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его». (Иов.19:25-28). А пророку Иезекиилю было показано поле, полное мертвых костей, которые облекались плотью (Иез. 37).
Весна для верующих людей – очевидное напоминание догмата воскресения из мертвых. А для Евгения Базарова смерть ассоциировалась с выросшим из него лопухом – не больше. Это объясняет горе верующих родителей нигилиста, плачущих о его все отрицающей душе. Но святитель Игнатий Брянчанинов в статье «Сад во время зимы» писал в 1843 году в Сергиевой пустыни: «Если б можно было найти человека, который бы не знал превращений, производимых переменами времен года; если б привести этого странника в сад, величественно покоящийся во время зимы сном смертным, показать ему обнаженные древа и поведать о той роскоши, в которую они облекутся весною, то он, вместо ответа, посмотрел бы на вас и улыбнулся — такою несбыточною баснею показались бы ему слова ваши! Так и воскресение мертвых кажется невероятным для мудрецов, блуждающих во мраке земной мудрости, не познавших, что Бог всемогущ, что многообразная премудрость Его может быть созерцаема, но не постигаема умом созданий». (Брянчанинов, 1993, С.178)
В иудаизме и исламе тоже существует учение о воскресении мертвых. Его признаки можно найти даже в языческих культах. Есть мнение, что вся религиозная культура Египта пронизывается учением о воскресении мертвых, именно с ним связана традиция мумификации тел, которые должны воскреснуть. К примеру, московский профессор Андрей Зубов утверждает, что, если суммировать египетские тексты, в них говорится о победе над смертью и о телесном воскресении умершего человека. Захоронения эры раннего палеолита являют нам могилы, наполненные предметами земного быта и очень трудоемкими в изготовлении каменными орудиями труда. Зачем расставаться с этими сокровищами, так необходимыми живым, если ТАМ ничего нет? Усопших щедро осыпали цветами, пыльца которых обнаружена в могилах. Эти факты ; косвенное подтверждение религиозности самых первых людей. И даже само положение их тел – в позе эмбриона – наталкивает на мысль: как человек выходит из чрева матери, так он должен выйти из чрева земли в свое время. Так считает новосибирский профессор Павел Волков (Волков, 2003, С. 165).
Однако современное человечество далеко гонит от себя мысль о смерти. Создается впечатление, будто люди и вовсе не думают умирать. Всего несколько десятков лет назад гробы особо уважаемых людей во время похорон несли через весь город. Теперь же видим лишь закрытые катафалки. Создана целая похоронная индустрия: умерших красиво наряжают, употребляют обильную косметику… Предоставляется весь комплекс похоронных услуг, лишь бы живые поменьше виделись с умершими. А если и соприкасались с ними, то на самое краткое время. Зачем? Ведь это напоминает о смерти! Сама практика кремации усопших, конечно, может оправдываться дефицитом земель. В Москве, например, стоимость похорон усопшего на городском кладбище уже приближается к стоимости квартиры. Но ведь территория России – пока самая большая в мире. Зачем уничтожать тела?…
Традиционно христиане, иудеи и мусульмане стараются предавать земле своих умерших, так как они видят основание традиции в словах, сказанных Богом Адаму: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься». (Быт.3:19). В законодательстве многих стран мира осквернение захоронения считается уголовным преступлением, попирать чужую могилу ногами воспринимается великим оскорблением родственникам покойного. Почему же так, если после смерти ничего нет? В этом чувстве протеста мы можем видеть глубоко живущую в человеке веру в воскресение умерших. А православные могилы украшает крест Христов, потому что после Голгофы наступает Пасха, и после смерти наших близких мы веруем в их воскресение в день суда, когда явится крест от края небес и до края.
Таким образом, последняя строка романа И.С. Тургенева – очевидное напоминание слов, которые звучат при погребении усопших. Они были хорошо известны православным современникам писателя и забылись в 21 веке. Над гробом поётся: «Со святыми упокой, Христе, душу усопшего раба Твоего … идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная». Смерть побеждена победой Христова Воскресения. Любовь Божия всесильна, потому что Бог есть любовь.

Литература:
Тургенев И. С. Отцы и дети. М., Астрель, 2005 г. — 240 с.
Игнатий (Брянчанинов), святитель. Аскетические опыты. Том 1. Сад во время зимы. М., Православное издательство, 1993 г. – 572 с.
Волков П. В. Потомки Адама.- М.-СПб.-Новосибирск: Общество святителя Василия Великого, Православная Гимназия во имя Преп. Сергия Радонежского, 2003.- 207.
Зубов А.Б. Лекции по истории религий, прочитанные в Екатеринбурге. М.: Никея, 2009. — 144 с.

источник

«Рассматривая картину В. Перова «На сельском кладбище» я думаю о герое Тургенева Базарове и о его смерти»

В 1874 году Василий Григорьевич Перов написал картину «На сельском кладбище». Тот, кто читал роман Тургенева «Отцы и дети», узнают в ней трагическую сцену финала романа: «Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России. Железная ограда окружает могилу; две молодые елки посажены по обеим ее концам: Евгений Базаров похоронен в этой могиле. Цветы, растущие на ней, безмятежно глядят. на нас своими невинными глазами. они говорят. о вечном примирении и о жизни бесконечной. »

Картина написана через 12 лет после романа Тургенева, но так и кажется, что она навеяна непосредственным свежим впечатлением от чтения «Отцов и детей». Одинокие фигуры двух старичков, застывших у могилы сына, словно списаны с родителей Базарова — Василия Ивановича и Арины Власьевны. И могила на картине так похожа на ту, что описал Тургенев! Рассматривая эту картину, я не могу не думать о судьбе Евгения Базарова, о его такой короткой жизни и смерти.

В конце романа Базаров с болью говорит о краткости человеческого существования: «Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с основным пространством. и часть времени, которое мне удается прожить, так ничтожна перед вечностью». Базаров еще не произнес слов о «вечном примирении», но они уже чувствуются в «базаровской» тоске, в его «странной усталости», бесприютности. Все устремлено к одному центру — раскрытию базаровской тоски. Базаров вдруг отзывается на предложение отца врачевать мужиков, на речи о «близком освобождении крестьян». Давно устоявшийся критический взгляд на отсталую русскую деревню мучает былого «отрицателя». Базаров стремится, хотя и не без иронии, понять мужиков, их отношение к «будущности России», к «новой эпохе истории». Но безуспешно: мужики не признали в нем своего.

Не без основания кажется, что Базаров теряет веру в то будущее, которое ему виделось. Правда, его рассуждения еще в немногом, но похожи на речи «максималиста Базарова»: «. взять себя за хохол да выдернуть себя вон, как редьку из грядки. » И выдергивает себя из чуждой ему среды, сначала внутренне отъединяется, потом уезжает в родительский дом. Он окончательно разочаровался в «мякеньком» Аркадии, он всюду ищет «настоящих людей», но не находит их. Одиночество приводит Базарова к трагическим сомнениям. В результате и возникает то суждение героя, которого долго не могли простить автору романа: «А я возненавидел этого последнего мужика, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не скажет. да и на что мне его спасибо?!» Каждая реплика Базарова — сгусток душевных страданий: «. Попал под колесо. Старая шутка смерть, а каждому внове. Я ведь. думал: обломаю дел много, не умру, куда! Задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта — как бы умереть прилично. »

Перед лицом смерти проявляются лучшие качества Базарова: мужество, нежность к родителям, скрытая под внешней суровостью; поэтическая любовь к Одинцовой; жажда жизни, труда, подвига, сила воли. Д. И. Писарев считал сцену смерти Базарова — самой сильной в романе. Она, похоже, наиболее отчетливо выражает отношение автора к герою: преклонение перед его душевной стойкостью, скорбные чувства, вызванные гибелью столь замечательного человека.

Перед лицом смерти оказались слабыми опоры, некогда поддерживавшие базаровскую самоуверенность. Умирающий Базаров прост и человечен, он искупает смертью односторонность своей жизненной программы. Базаров — человек, судьбой своей воплотивший все издержки нигилистических теорий. Как писал Д. И. Писарев: «Не имея возможности показать нам, как живет и действует Базаров, Тургенев показал, как он умирает. » Этот тип человека только складывался и дорисован мог быть лишь временем. «Умереть так, как умер Базаров, все равно, что совершить великий подвиг. » — справедливо заметил Писарев.

Читайте также:  Анализ того что смотрят дети

Две великие любви освящают могилу Базарова — родительская и народная. Память о погибшем Базарове как бы сосредоточена в вечно живой, «бесконечной жизни». Более утонченной формы прощания с Базаровым и завещания его опыта последующим поколениям, наверное, не существует. Примирения Базарова с жизнью не наступило, в конце пути пришло успокоение, но мятежный дух продолжал жить в Базарове до последнего вздоха.

источник

• у идей нигилизма нет будущего;

• пусть позднее, но прозрение героя, пробуждение: человеческая натура одерживает верх над ошибочной идеей;

• Базаров стремится не показать своих страданий, утешить родителей, помешать им искать утешения в религии.

Композиционная роль эпилога – авторский взгляд на будущее России:

• упоминание о Ситникове и Кукшиной – подтверждение абсурдности идей нигилизма и его обреченности;

• жизнь Николая Петровича и Аркадия – идиллия семейного счастья, далекая от общественных споров (вариант дворянского пути в будущей России);

• судьба Павла Петровича итог жизни, загубленной пустыми любовными хлопотами (без семьи, без любви, вдали от Родины);

• судьба Одинцовой – вариант состоявшейся жизни: героиня выходит замуж за человека, являющегося одним из будущих общественных деятелей России;

• описание могилы Базарова – декларация вечности природы и жизни временности пустых социальных теорий, претендующих на вечность, тщетности человеческого стремления познать и изменить мир, величии природы по сравнению с суетностью человеческой жизни.

Евгений Васильевич Базаров – главный герой романа. Первоначально читатель знает о нем только то, что это студент-медик, приехавший в деревню на каникулы. Сначала Базаров гостит в семье своего друга Аркадия Кирсанова, затем вместе с ним едет в губернский город, где знакомится с Анной Сергеевной Одинцовой, живет некоторое время в ее усадьбе, но после неудачного объяснения в любви вынужден уехать и, наконец, попадает в родительский дом, куда направлялся с самого начала. В усадьбе родителей живет недолго, тоска гонит его прочь и заставляет еще раз повторить тот же самый маршрут. В конце концов выясняется, что места ему нет нигде. Базаров опять возвращается домой и вскоре умирает.

Основой поступков и поведения героя является его приверженность идеям нигилизма. Базаров называет себя «нигилистом» (от латинского nihil, ничего), т. е. человеком, который «ничего не признает, ничего не уважает, ко всему относится с критической точки зрения, не склоняется ни перед какими авторитетами, не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». Он категорично отрицает ценности старого мира: его эстетику, общественный уклад, законы жизни аристократии; любовь, поэзию, музыку, красоту природы, семейные связи, такие нравственные категории, как долг, право, обязанность. Базаров выступает беспощадным противником традиционного гуманизма: в глазах «нигилиста» гуманистическая культура оказывается прибежищем для слабых и робких, создавая красивые иллюзии, способные служить их оправданием. Гуманистическим идеалам «нигилист» противопоставляет истины естествознания, утверждающие жестокую логику жизни-борьбы.

Базаров показан вне среды единомышленников, вне сферы практического дела. Тургенев говорит о готовности Базарова действовать в духе своих демократических убеждений – то есть разрушать, чтобы расчистить место для тех, кто будет строить. Но автор не дает ему возможности действовать, потому что, с его точки зрения, Россия в таких действиях пока не нуждается.

Базаров воюет против старых религиозных, эстетических и патриархальных, представлений, беспощадно высмеивает романтическое обожествление природы, искусства и любви. Положительные ценности он утверждает лишь а отношении естественных наук, исходя из убеждения, что человек – «работник» в мастерской природы. Человек представляется Базарову как некий телесный организм и больше ничего. По мнению Базарова, в нравственных недостатках отдельных людей виновато общество. При правильном устройстве общества все нравственные болезни исчезнут. Искусство для героя – извращение, чепуха.

Испытание Базарова любовью к Одинцовой.«Романтической чепухой» считает Базаров и духовную утонченность любовного чувства. Рассказ о любви Павла Петровича к княгине Р. вводится в роман не как вставной эпизод. Он является предупреждением заносчивому Базарову

В любовной коллизии убеждения Базарова проходят испытание на прочность, и выясняется, что они несовершенны, не могут быть приняты как абсолютные. Теперь душа Базарова раскалывается на две половины – с одной стороны, мы видим отрицание духовных основ любви, с другой стороны – способность страстно и одухотворенно любить. На смену цинизму приходит более глубокое понимание человеческих взаимоотношений. Рационалист, отрицающий силу подлинной любви, Базаров охвачен страстью к женщине, чуждой ему и по общественному положению, и по характеру, охвачен настолько, что неудача повергает его в состояние подавленности и тоски. Отвергнутый, он одержал нравственную победу над эгоистичной женщиной из дворянского круга. Когда он видит полную безнадежность своей любви, ничто не вызывает у него любовных жалоб и просьб. Он мучительно ощущает потерю, уезжает к родителям в надежде исцелиться от любви, но перед смертью прощается с Одинцовой как с красотой самой жизни, называя любовь «формой» человеческого бытия.

Нигилист Базаров способен к любви истинно большой и самоотверженной, поражает нас глубиной и серьезностью, страстной напряженностью, цельностью и силой сердечного чувства. В любовном конфликте он выглядит крупной, сильной личностью, способной на настоящее чувство к женщине.

Базаров и Павел Петрович Кирсанов.Павел Петрович Кирсанов – аристократ, англоман, либерал. По существу, такой же доктринер, как и Базаров. Первая же трудность – неразделенная любовь – сделала Павла Петровича ни на что не способным. Блестящая карьера и светские успехи прерваны трагической любовью, и дальше герой находит выход в отказе от надежд на счастье и в исполнении нравственного и гражданского долга, Павел Петрович переезжает в деревню, где пытается помочь брату в его хозяйственных преобразованиях и выступает в поддержку либеральных правительственных реформ. Аристократизм, по мнению героя – это не сословная привилегия, а высокая социальная миссия определенного круга людей, долг перед обществом. Аристократ должен быть естественным сторонником свободы и гуманности.

Павел Петрович предстает в романе человеком убежденным и честным. но явно ограниченным. Тургенев показывает, что его идеалы безнадежно далеки от реальности, а его жизненная позиция даже ему самому не обеспечивает душевного равновесия. В сознании читателя герой остается одиноким и несчастным, человеком несбывшихся стремлений и несостоявшейся судьбы. Это в известной мере сближает его с Базаровым. Базаров – порождение пороков старшего поколения, его философия – это отрицание жизненных установок «отцов». Тургенев показывает, что на отрицании нельзя построить абсолютно ничего, потому что суть жизни состоит в утверждении, а не в отрицании.

Дуэль Базарова и Павла Петровича.За оскорбление, нанесенное Фенечке, Павел Петрович вызвал Базарова на дуэль. Это и конфликтный узел произведения. Дуэль завершала и исчерпывала его социальную коллизию, ибо после поединка Базаров навсегда расстанется и с братьями Кирсановыми, и с Аркадием. Она же, ставя Павла Петровича и Базарова в ситуацию жизни и смерти, тем самым выявляла не отдельные и внешние, а сущностные качества того и другого. Истинная причина дуэли – Фенечка, в чертах которой Кирсанов-старший находил сходство с его роковой возлюбленной княгиней Р. и которую он также тайно любил. Неслучайно оба антагониста испытывают чувство к этой молодой женщине. Не в силах вырвать из сердца любовь настоящую, они пытаются найти некий суррогат этого чувства. Оба героя – люди обреченные. Базарову суждено умереть физически. Павел Петрович, уладив брак Николая Петровича с Фенечкой, тоже чувствует себя мертвецом. Моральная смерть Павла Петровича – это уход старого, обреченность отжившего.

Аркадий Кирсанов. В Аркадии Кирсанове наиболее открыто проявляются неизменные и вечные признаки юности и молодости со всеми достоинствами и недостатками этого возраста. «Нигилизм» Аркадия –это живая игра молодых сил, юное чувство полной свободы и независимости, легкость отношения к традициям, авторитетам. Кирсановы в равной мере далеки как от дворянской аристократии, так и от разночинцев. Тургенева эти герои интересуют не с политической, а с общечеловеческой точки зрения. Бесхитростные души Николая Петровича и Аркадия сохраняют простоту и житейскую непритязательность в эпоху социальных бурь и катастроф.

Псевдонигилисты Кукшина и Ситников.Базаров в романе одинок, у него нет истинных последователей. Нельзя считать продолжателями дела героя его мнимых соратников: Аркадия, который после женитьбы начисто забывает о юношеском увлечении модным вольнодумием; или Ситникова с Кукшиной – гротескные образы, начисто лишенные обаяния и убежденности «учителя».

Кукшина Авдотья Никитишна – эмансипированная помещица, псевдонигилистка, развязна, вульгарна, откровенно глупа. Ситников – псевдонигилист, рекомендующийся всем как «ученик» Базарова. Пытается демонстрировать такую же, как у Базарова, свободу и резкость суждений и поступков. Но сходство с «учителем» оказывается пародийным. Рядом с подлинно новым человеком своего времени Тургенев поставил его карикатурного «двойника»: «нигилизм» Ситникова понят как форма преодоления комплексов (он стыдится, например, своего отца-откупщика, который наживается на спаивании народа, в то же время он тяготится своей человеческой незначительностью).

Мировоззренческий кризис Базарова.Отрицая искусство и поэзию, пренебрегая духовной жизнью человека, Базаров впадает в односторонность, сам того не замечая. Бросая вызов «барчукам проклятым», герой заходит слишком далеко. Отрицание «вашего» искусства перерастает у него в отрицание искусства вообще; отрицание «вашей» любви – в утверждение, что любовь – «чувство напускное», объяснимое лишь физиологией полов; отрицание сентиментальной дворянской любви к народу – в презрение к мужику. Таким образом, нигилист порывает с вечными, непреходящими ценностями культуры, ставя себя в трагическую ситуацию. Неудача в любви повлекла за собой кризис его мировоззрения. Перед Базаровым возникли две загадки: тайна его собственной души и загадка мира его окружающего. Мир, казавшийся Базарову простым и понятным, становится полон тайн.

Так нужна ли эта теория обществу и нужен ли ему такой тип героя, как Базаров? Над этим умирающий Евгений пытается с горечью размышлять. «Янужен России. нет. видно, не нужен», – и сам себе задаёт вопрос: «Да и кто нужен?» Ответ неожиданно прост: нужны сапожник, мясник, портной, потому что каждый из этих незаметных людей делает своё дело, работая на благо общества и не задумываясь при этом о высоких целях. К этому пониманию истины приходит Базаров на пороге смерти.

Главным конфликтом в романе оказывается не спор «отцов» и «детей», а внутренний конфликт, переживаемый Базаровым, требования живой человеческой натуры несовместимы с нигилизмом. Будучи сильной личностью, Базаров не может отрешиться от своих убеждений, но и от требований натуры он отвернуться не в состоянии. Конфликт неразрешим, и герой сознает это.

Смерть Базарова. Убеждения Базарова вступают в трагическое противоречие с его человеческой сущностью. Отказаться от своих убеждений он не может, но не может и задушить в себе проснувшегося человека. Для него нет выхода из создавшегося положения, и именно поэтому он умирает. Смерть Базарова – это смерть его доктрины. Страдания героя, его безвременная гибель – это необходимая плата за его исключительность, за его максимализм.

Базаров умирает молодым, не успев приступить к той деятельности, к которой готовился, не завершив своего дела, в одиночестве, не оставив после себя детей, друзей, единомышленников, не понятый народом и далекий от него. Его громадная сила погибает напрасно. Гигантская задача Базарова осталась невыполненной.

В смерти Базарова проявились политические взгляды автора. Тургенев, истинный либерал, сторонник постепенного, реформистского преобразования России, противник всяких революционных взрывов, не верил в перспективность революционеров-демократов, не мог возлагать на них больших надежд, воспринимал их как большую силу, но преходящую, считал, что они очень скоро сойдут с исторической арены и уступят место новым общественным силам -реформаторам-постепеновцам. Поэтому революционеры-демократы, даже если они были умны, привлекательны, честны, подобно Базарову, казались писателю трагическими одиночками, исторически обреченными.

Предсмертная сцена и сцена смерти Базарова – самый трудный экзамен на право называться человеком и самая блестящая победа героя. «Умереть так как умер Базаров, – все равно, что сделать великий подвиг» (Д. И. Писарев). Такой человек, который умеет умирать спокойно и твердо, не отступит перед препятствием и не струсит перед опасностью.

Умирающий Базаров прост и человечен, отпала надобность скрывать свои чувства, он много думает о себе, о родителях. Перед смертью он зовёт Одинцову, чтобы сказать ей с внезапной нежностью: «Послушайте, ведь я вас не поцеловал тогда. Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет». Сам тон последних строк, поэтическая ритмизированная речь, торжественность слов, звучащих как реквием, подчеркивают любовное отношение автора к Базарову, нравственное оправдание героя, сожаление о замечательном человеке, мысль о бесплодности его борьбы и стремлений. Тургенев примиряет своего героя с вечным бытием. Только природа, которую Базаров хотел превратить в мастерскую, да родители, подарившие ему жизнь, окружают его.

Описание могилы Базарова – утверждение вечности и величия природы и жизни по сравнению с суетностью, временностью, тщетностью социальных теорий, человеческих стремлений познать и изменить мир, смертности человека. Для Тургенева характерен тонкий лиризм, особенно это видно в описаниях природы. В пейзаже Тургенев продолжает традиции позднего Пушкина. Для Тургенева важна природа как таковая: эстетическое любование ею.

Критики о романе. «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Яэтого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю я его или ненавижу!» «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса». «Выпущенным мною словом «нигилист» воспользовались тогда многие, которые ждали только случая, предлога, чтобы остановить движение, овладевшее русским обществом. ». «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и все-таки обреченная на погибель потому, что она все-таки стоит еще в преддверии будущего» (Тургенев). Вывод.Тургенев показывает Базарова противоречиво, но он не стремится развенчать его, уничтожить.

В соответствии с векторами борьбы общественных течений в 60-е годы выстраивались и точки зрения на произведение Тургенева. Наряду с положительными оценками романа и главного героя в статьях Писарева, из рядов демократов прозвучала и негативная критика.

Позиция М.А. Антоновича (статья «Асмодей нашего времени»). Очень резкая позиция, отрицающая социальную значимость и художественную ценность романа. В романе «. нет ни одного живого лица и живой души, а все только отвлеченные идеи и разные направления, олицетворенные и названные собственными именами». Автор не расположен к молодому поколению и «отцам он отдает полное предпочтение и всегда старается возвысить их за счет детей». Базаров, по мнению Антоновича, и – и обжора, болтун, циник, пьянчужка, хвастунишка, жалкая карикатура на молодежь, а весь роман – клевета на молодое поколение». Добролюбов к этому времени уже умер, а Чернышевский был арестован, и Антонович, примитивно понявший принципы «реальной критики», принял первоначальный авторский замысел за конечный художественный результат.

Более глубоко восприняла роман либеральная и консервативная часть общества. Хотя и здесь не обошлось без крайних суждений.

Позиция М.Н.Каткова, редактора журнала «Русский вестник».

«Как не стыдно было Тургеневу спустить флаг перед радикалом и отдать ему честь, как перед заслуженным воином». «Если не в апофеоз возведен Базаров, то нельзя не сознаться, что он как-то случайно попал на очень высокий пьедестал. Он действительно подавляет все окружающее. Все перед ним или ветошь, или слабо и зелено. Такого ли впечатления нужно было желать?» Катков отрицает нигилизм, считая его общественной болезнью, с которой нужно бороться путем усиления охранительных консервативных начал, но отмечает, что Тургенев ставит Базарова выше всех.

Роман в оценке Д.И. Писарева (статья «Базаров»). Писарев дает наиболее подробный и обстоятельный анализ романа. «Тургенев не любит беспощадного отрицания, и между тем личность беспощадного отрицателя выходит личностью сильною и внушает каждому читателю невольное уважение. Тургенев склонен к идеализму, а между тем ни один из идеалистов, выведенных в его романе, не может сравниться с Базаровым ни по силе ума, ни по силе характера».

Писарев объясняет положительный смысл главного героя, подчеркивает жизненную важность Базарова; анализирует отношения Базарова с другими героями, определяет их отношение к лагерям «отцов» и «детей»; доказывает, что нигилизм получил свое начало именно на русской почве; определяет своеобразие романа. Мысли Д. Писарева о романе разделил А. Герцен.

Наиболее художественно адекватное истолкование романа принадлежит Ф. Достоевскому и Н. Страхову (журнал «Время»). Взгляды Ф.М. Достоевского. Базаров – «теоретик», находящийся в разладе с «жизнью», жертва своей сухой и отвлеченной теории. Это герой, близкий к Раскольникову. Не рассматривая теорию Базарова, Достоевский считает, что всякая отвлеченная, рассудочная теория приносит человеку страдания. Теория разбивается о жизнь. Достоевский не говорит о причинах, порождающих эти теории. Н.Страхов отметил, что И. С. Тургенев «написал роман не прогрессивный и не ретроградный, а, так сказать, всегдашний». Критик увидел, что автор «стоит за вечные начала человеческой жизни», а Базаров, который «чуждается жизни», между тем «живет глубоко и сильно».

Точка зрения Достоевского и Страхова вполне соотносится с суждениями самого Тургенева в его статье «По поводу „Отцов и детей»», где Базаров назван трагическим лицом.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы

источник