Меню Рубрики

Сделать сравнительный анализ игр детей разных поколений

Игра Классики

Для игры понадобится нарисовать мелом на асфальте фигуру с квадратами.

Верхний полукруг называется «котел». Также нужно найти биту — это может быть камушек среднего размера, баночка из-под крема для обуви или конфет (в них для весу можно насыпать песок или землю).

Игроки намечают очередь (кто за кем). Дальше первый игрок кидает биту на первый квадрат и прыгает туда. Дальше есть два варианта этой игры:

1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image005.gif» />»Простые» классики. Прыгаем на одной ноге на 1, потом 2, потом сразу двумя ногами на 3-4, одной на 5, двумя на 6-7, одной на 8, двумя на 9-10, поворачиваемся на 180%, при этом оказываясь вновь двумя ногами на 9-10, и обратно тем же ходом.

Дальше кидаем на 2 квадрат (это — «второй класс») и снова прыгаем сначала. И так далее, кидая биту все дальше и дальше, но всегда начиная прыгать с первого квадрата. На «обратном пути» нужно наклониться и поднять свою биту (если в этот момент игрок стоит на одной ноге, нужно все равно наклониться — тут главное не потерять равновесие). Если не попадаем битой в нужный квадрат, происходит переход хода — прыгает следующий игрок. Выигрывает тот, кто первый «осилит» 10 (десятку). Если бита вдруг попадает в «котел», то сгорает один «класс» (надо будет кидать биту на 1 квадрат меньше, чем до этого «набрали»).

1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image006.gif» />Вариант 2. Разнообразный.

Главное отличие этого варианта в том, что биту нужно «провести» по всем классам — от 1 до 10. Пройденным класс считается после того, как игрок дошел до 10 ячейки вместе с битой.

Суть игры: кидаем биту на квадрат с соответствующим «классом» и дальше выполняем по очереди задания («классы»):
Первый — обычный. Прыгаем или ходим как угодно, и перебрасываем биту на следующий квадрат при каждом шаге (прыжке).
Второй — кидаем биту на цифру «2» с закрытыми глазами. Дальше прыгаем и ходим как угодно, главное — дойти до 10 квадрата.
Третий — «кочерга». Прыгаем на правой ноге, «пиная» биту всегда влево на следующий квадрат. «Переменка» (возможность отдохнуть стоя на 2х ногах) — на 5м квадрате.
Четвертый — на левой ноге. Биту «пинаем» все время вправо. «Переменка» (возможность отдохнуть стоя на 2х ногах) — на 6м квадрате.
Пятый — прыгаем (не ходим, а именно прыгаем) и пинаем биту двумя ногами одновременно.
Шестой — прыгаем и перебрасываем биту через одну клетку (1-3-5-7-9).
Седьмой — нельзя смеяться. Все вокруг в это время пытаются насмешить.
Восьмой — можно кидать биту из пятого класса (квадрата).
Девятый — кидаем биту на «9» и прыгаем с закрытыми глазами.
и Десятый — ручеек (т.е. десять раз на одной ноге из первого — в десятый), биту при этом можно не трогать.

Обязательные условия:
— если бита не попала в нужный квадрат, переход хода.
— с битой в одном классе двумя ногами не стоять (исключение — пятый класс, который полностью прыгался на 2х ногах).
— если попал в «котел», сгорает целый класс — переход хода и дальше нужно начинать с предыдущего уровня.
— не топтаться, не передвигать биту, и на черточки не наступать!

Игра Резиночка

Кто из вас не любит прыгать? Да все любят! Особенно, если ты девочка, особенно, если на улице весна, особенно, если хорошее настроение и много друзей!

Для игры необходима резинка длиной 3 м, у которой связаны концы. Двое игроков, стоя ноги врозь, расстягивают резиночку на высоте 15 см, третий прыгает.

Допустивший ошибку меняется местом с тем, кто держит резиночку. Если участник удачно завершит все комбинации, остальные игроки поднимают резинку выше – на уровень коленей.

Примеры Десяточки и Девяточки

источник

Канаков Марк, учащийся 7 класса
Краснодарский край, Ленинградский район, поселок Первомайский

Распространение авторской брошюры «Игры разных поколений» с целью популяризации коммуникативных способностей современных детей и их ЗОЖ.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7 имени И.П.Шевчука поселка Первомайского муниципального образования Ленинградский район

Игра всегда являлась неотъемлемым детским занятием. Еще буквально 10 лет назад подвижные игры на свежем воздухе занимали большую часть детского времени. Современные дети также помнят о существовании активных игр, но как часто они в них играют?

Нет никакого сомнения в том, что современные дети сильно отличаются от детей 20 и 50 лет назад. Нынешние дети растут в совершенно другом, более насыщенном информационном поле. И, они, как губка, впитывают всю ту информацию, которую современный мир нам представляет. Дети перестали играть в уличные игры. Нет больше пряток и салочек.

В XXI веке дети незаметно исчезли из дворов больших городов — теперь они играют в компьютерные игры. Вместе с ними исчезла культура дворовых игр и дворовая социализация (со всеми ее особенностями). Сейчас не видно детей с рогатками и самострелами, поскольку вся детская агрессия остается в интернете. Дети не пишут на партах: а зачем, ведь есть многочисленные социальные сети и форумы. И если малышей еще можно встретить на площадках под присмотром родственников, то школьников не видно почти совсем.

Современные дети играют в современные игры. А что такое современная игра? — это куклы, мишки, «войнушки», только в другой реальности. Планшеты, телефоны и компьютеры — любимые игрушки у маленьких детей. Игровая зависимость, вызванная ими, сопровождается озлобленностью, агрессией. И немудрено, ведь часами отстреливая людей в виртуальном мире, вряд ли станешь добрее.

Виртуальная реальность не должна занимать все свободное время ребенка, не должна провоцировать его на жестокость, развивать в нем агрессию и озлобленность. Это должен быть один из вариантов отдыха, наряду с чтением книг, просмотром мультфильмов, прогулками на свежем воздухе. Во всем должно быть чувство меры. А игры для детей необходимо правильно выбирать!

Таким образом, основная масса современных детей все свободное время проводит возле компьютера. Наблюдая за опустошенными дворами и улицами, оглядываясь назад, хочется больше узнать о тех исчезнувших играх, которые во многом сделали наших бабушек, дедушек, мам и пап такими взрослыми, какие они есть стали.

Предлагаю вашему вниманию тематический сборник, в который вошли игры детей разных поколений. Хотелось бы, чтобы в эти игры играли не только мои сверстники, но и в будущем наши дети и внуки.

Давайте будем беречь традиции русского народа, преумножать и передавать их нашим потомкам!

Цель: развивать способность детей следить за манипуляциями окружающих, действовать быстро и решительно.

Количество игроков: не ограничено.

Место проведения игры: на свежем воздухе.

Реквизит: любой мелкий предмет, монетка, пуговица, колечко.

Правила игры: Игроки садятся в ряд и складывают ладони лодочкой. Водящий держит в кулаке или сложенных ладонях мелкий предмет, например монетку, пуговицу, колечко. По очереди обходит каждого игрока, вкладывая в его «лодочку» свою и произнося считалку: «Я ношу-ношу колечко и кому-то подарю».

Задача водящего — незаметно вложить «колечко» одному из игроков и произнести: «Колечко-колечко, выйди на крылечко!» После этого игрок, которому достался предмет, вскакивает и пытается убежать. Задача остальных участников — задержать убегающего.Если его поймали, он возвращается на скамейку. А если он выскочил, то становится новым ведущим.

Цель: развивать память детей, внимание, смелость и готовность отвечать за свои поступки.

Количество игроков: не ограничено.

Место проведения игры: в эту спокойную игру вполне можно поиграть не только на улице, но и дома.

Правила игры: Каждый игрок выбирает себе имя — название цветка и сообщает его «садовнику»-водящему и другим игрокам. Водящий произносит считалочку: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме. » И называет «имя» (название цветка) одного из игроков. Происходит диалог между водящим и игроком. Игрок произносит название одного цветка из тех, что есть в команде. Участник, чье имя прозвучало, должен откликнуться. Диалог продолжается. Тот, кто ошибся: например, не отреагировал на свое имя, перепутал название цветов, — отдает фант (любую свою вещь). В конце игры фанты разыгрываются. «Садовник» отворачивается, вещь достают и спрашивают водящего: «Что делать этому игроку?» «Садовник» назначает задание (попрыгать на одной ноге, поприседать, спеть, рассказать стихотворение и т.д.) — игрок «отрабатывает» фант и забирает свою вещь.

Цель: развивает физические навыки, умение сохранять равновесие, воспитывает желание играть в команде.

Количество игроков: от 3-5 человек в каждой команде.

Место проведения игры: в эту спокойную игру вполне можно поиграть не только на улице, но и дома.

Игроки делятся на две команды – «слоники» и «всадники». Слоники становятся цепочкой, согнувшись пополам и засунув голову подмышку впереди стоящего. Всадники с разбега по очереди пытаются оседлать «слона».

Задача слоников: устоять под тяжестью всадников. Задача всадников: запрыгнуть как можно ближе к «голове слона».

Если кто-то из всадников не удержался на «слоне» и упал, а также, если все всадники уселись, а «слон» довез их до финиша, то слоники победили. Если «слон» развалился, выиграли всадники.

Цель: Развивать наблюдательность, внимание, сосредоточенность, пространственное мышление, коммуникативные навыки.

Количество игроков: не менее 6-7 человек.

Место проведения игры: удобнее всего организовать данную игру на улице, но возможно и в просторном помещении.

Правила игры: Выбирается два ведущих для игры — «папа» и «мама». «Мама» отходит на 10-15 метров от играющих и отворачивается(подсматривать нельзя). В это время все(кроме «папы»)становятся в круг и берутся за руки(условно создавая нить). «Папа» подходит к кругу и начинает командовать «ниточкой» — одному игроку говорит переступить через пару рук, второму пролезть между ними, третьему «закрутиться» вокруг стоящих рядом и т.п. Важно – ни в коем случае не разжимать руки и запутаться как можно сильнее(получается «клубок», из которого торчат руки-ноги-головы играющих).

Дальше все хором кричат считалочку: «Папа ниточку запутал, мама, узел развяжи. »

«Мама» приходит и пытается «распутать ниточку» — командовать игроками, чтобы они менялись местами, переступали обратно через руки, «ныряли» через гущу людей и т.п. Очень важно при этом распутывать так аккуратно, чтобы «узел» не развалился и играющие могли бы продолжать держаться за руки. Особенно интересна ситуации, когда ниточка почти распутана, остается 1-2 человека, но руки-ноги у них закручены так, что «мама» в недоумении начинает снова всех обратно запутывать.

Примечание: Когда играющих не очень много, вполне можно обойтись и без «папы» — игроки «запутываются» самостоятельно.

Цель: развивать вестибулярный аппарат, координацию движений, ловкость, сноровку, внимательность; учить соблюдать правила, уметь проигрывать; формировать понятие о том, что в случае проигрыша можно все начать заново.

Количество игроков: не менее 3-х игроков, при чётном количестве участников играют обычно парами.

Место проведения игры: на свежем воздухе.

Реквизит: бельевая резинка длиной около 2,5 метра, связанная в кольцо.

Правила игры: Участникам игры необходимо пройти несколько уровней:

резиночка на уровне щиколоток держащих;

резиночка на уровне колен;

резиночка на уровне бедер;

резиночка на уровне талии;

резиночка на уровне груди и шеи.

На каждом уровне нужно выполнить определенный набор упражнений: бегунки, ступеньки, бантик, конвертик, кораблик и т.д.

Двоеучастников растягивают резинку, надевая себе на ноги, а третий должен прыгать через нее. В случае удачной попытки, игрок переходит на следующий уровень (высоту). Как правило, активно использовались 4 уровня. Если игрок не прошел уровень или ошибся при выполнении комбинации, он менялся местами со «столбом».

Если игроков четверо, пары меняются местами, когда оба игрока из одной пары поочередно допускают ошибки.

Цель: Способствовать развитию физических качеств: быстроты, ловкости и координации движений, развитию общей и мелкой моторики, пространственной ориентации и внимания; создать хорошее настроение, эмоциональный заряд от участия в развлекательном действии.

Количество игроков: не менее шести человек.

Место проведения игры: на свежем воздухе.

Реквизит: мелки по количеству участников 2-х цветов.

Правила игры: Играющие делятся на две команды («казаки» и «разбойники»). Тут же выбираются «атаманы» и определяется «поле боя» (за его пределами не играют).Участники заранее договариваются друг с другом, в пределах какой территории можно играть, а куда выходить запрещено, например, за территорию школьного двора выходить нельзя. Участники команды «Разбойники» проводят внутреннее совещание и загадывают секретную фразу, которая будет служить паролем. Члены команды «Казаки» отходят в сторону таким образом, чтобы не видеть участников другой команды. Для этого можно пойти внутрь подъезда или спрятаться за углом одного из домов. Разбойники берут мел и рисуют на асфальте большой круг, который знаменует начало движения. Далее от этого круга рисуются стрелки в том направлении, куда команда «разбойников» будет убегать. Стрелки можно рисовать абсолютно на любой поверхности: на дереве, бордюре, скамейке, стене дома. По сигналу команда «разбойников» начинает убегать в соответствии с разметкой стрелок. Впоследствии можно разбойникам разделиться на мини-группы и рисовать стрелки в разных направлениях, чтобы запутать ищущих их казаков. Как правило, время, в течение которого разбойникам нужно успеть спрятаться, ограничено и составляет в среднем 20 минут. Основная задача разбойников – как можно лучше спрятаться. Поэтому чем более запутанными будут нарисованные стрелки, тем сложнее казакам будет найти разбойников. Пока разбойники прячутся, казаки обустраивают у себя «темницу» — место, где они будут впоследствии пытать пойманных разбойников. Для этого очерчивают ее границы, пытаются внешними средствами спрятать ее от посторонних глаз. Далее, ориентируясь по стрелкам, казакам необходимо найти разбойников и привести к себе в темницу, где их начинают пытать (щекотать, подсовывать маленьких насекомых). Однако заранее всем участникам игры следует обговорить правила пыток, чтобы они не были жестокими или обидными. Казак, который поймал разбойника, остается сторожить его в темнице в то время как остальные казаки продолжают охоту за разбойниками. Оставшиеся на свободе разбойники имеют право нападать на темницу и освобождать члена своей команды.

Читайте также:  Анализ причин нарушения развития детей

Основная цель игры – выведать казакам секретный пароль у разбойников. В таком случае казаки считаются победителями. Также если в темнице оказались все разбойники, победа присуждается команде казаков. Как правило, проигравшим игрокам достается по одному щелбану.

Цель: развивать пространственное воображение и восприятие, координацию движения, формировать перекрестные движения, развивать физическую силу и выносливость.

Количество игроков: не ограничено.

Место проведения игры: на свежем воздухе.

Реквизит: мел, бита (любой мелкий предмет, например, камешек).

Правила игры: На асфальте мелом, гипсом или красками рисуются квадратики, называемые классами. Размер квадратов 50*50см (смотри рисунок ниже). Затем над девятым и десятым квадратами рисуется полукруг соединяющий крайние верхние углы, девятого и десятого квадрата. Это котел. Игроки намечают очередь (кто за кем).

Существует несколько варианта этой игры:

«Простые» классики. Прыгаем на одной ноге на 1, потом 2, потом сразу двумя ногами на 3-4, одной на 5, двумя на 6-7, одной на 8, двумя на 9-10, поворачиваемся на 180%, при этом оказываясь вновь двумя ногами на 9-10, и обратно тем же ходом.

Дальше кидаем на 2 квадрат (это — «второй класс») и снова прыгаем сначала. И так далее, кидая биту все дальше и дальше, но всегда начиная прыгать с первого квадрата. На «обратном пути» нужно наклониться и поднять свою биту (если в этот момент игрок стоит на одной ноге, нужно все равно наклониться — тут главное не потерять равновесие). Если не попадаем битой в нужный квадрат, происходит переход хода — прыгает следующий игрок. Выигрывает тот, кто первый «осилит» 10 (десятку). Если бита вдруг попадает в «котел», то сгорает один «класс» (надо будет кидать биту на 1 квадрат меньше, чем до этого «набрали»).

Главное отличие этого варианта в том, что биту нужно «провести» по всем классам — от 1 до 10. Пройденным класс считается после того, как игрок дошел до 10 ячейки вместе с битой.

Суть игры: кидаем биту на квадрат с соответствующим «классом» и дальше выполняем по очереди задания («классы»): Первый — обычный. Прыгаем или ходим как угодно, и перебрасываем биту на следующий квадрат при каждом шаге (прыжке).Второй — кидаем биту на цифру «2» с закрытыми глазами. Дальше прыгаем и ходим как угодно, главное — дойти до 10 квадрата. Третий — «кочерга». Прыгаем на правой ноге, «пиная» биту всегда влево на следующий квадрат. «Переменка» (возможность отдохнуть стоя на 2х ногах) — на 5м квадрате.Четвертый — на левой ноге. Биту «пинаем» все время вправо. «Переменка» (возможность отдохнуть стоя на 2х ногах) — на 6м квадрате.Пятый — прыгаем (не ходим, а именно прыгаем) и пинаем биту двумя ногами одновременно.Шестой — прыгаем и перебрасываем биту через одну клетку (1-3-5-7-9).Седьмой — нельзя смеяться. Все вокруг в это время пытаются насмешить.Восьмой — можно кидать биту из пятого класса (квадрата).Девятый — кидаем биту на «9» и прыгаем с закрытыми глазами. и Десятый — ручеек (т.е. десять раз на одной ноге из первого — в десятый), биту при этом можно не трогать.

Обязательные условия: — если бита не попала в нужный квадрат, переход хода.— с битой в одном классе двумя ногами не стоять (исключение — пятый класс, который полностью прыгался на 2х ногах).

— если попал в «котел», сгорает целый класс — переход хода и дальше нужно начинать с предыдущего уровня.— не топтаться, не передвигать биту, и на черточки не наступать!

(настольная игра своими руками)

Цель: развивать ловкость, умение улавливать ритм движения, улучшение эмоционального настоя играющего.

Количество игроков: 1 игрок.

Место проведения игры: не ограничено.

Реквизит: массивная пуговица (или две), прочная нить.

Правила игры: Возьмите нить длиной около 60 см и пропустите ее через пуговицу, которая имеет два отверстия (смотрите на фото). Завяжите узел на конце нитки, чтобы она образовала круг. Расположите пуговицу по середине нити. Теперь оденьте нить на указательные пальцы и разведите руки, чтобы нить натянулась. Необходимо вращать и раздвигать руки одновременно. Почувствуйте, как пуговица наматывается в одну сторону и, разматываясь, наматывается в другую.

Примечание: Можно использовать 2 пуговицы, они создадут эффект хлопающих ладоней.

Большие, красочные пуговицы работают лучше.

Не тяните слишком сильно, иначе нитка лопнет.

Не подносите вращающуюся пуговицу к волосам. Иначе волосы накрутятся на игрушку, будет больно и придется править прическу.

Цель: развивать внимательность, наблюдательность; упражнять в умении быстро бегать, быть ловким, соблюдать правила игры.

Количество игроков: не менее 6-7.

Место проведения игры: на свежем воздухе.

Правила игры: В начале игры с помощью считалочки выбирается «Монах» и «продавец». Все остальные игроки становятся «красками».

Каждая «краска» по очереди на ушко сообщает свой цвет «продавцу» так, чтобы не услышал «монах». Цвета не должны повторяться.

«Краски» и «продавец» садятся на скамейку, «монах» подходит к ним и заводит диалог с «продавцом».

— За краской— За какой?— За синей (название цвета)

Если такого цвета «продавцу» никто из «красок» не называл, он говорит:

-«Такой краски у нас нет! Скачи по дорожке на одной ножке»

«Монах» прыгает вокруг скамейки на одной ноге, потом возвращается и начинает диалог сначала.

Если названная краска присутствует на скамейке, то «продавец» говорит:

— Есть такая, плати столько-то (обычно величина оплаты — это возраст «краски»). «Краска» срывается со скамейки и убегает. «Монах» в это время хлопает по ладони «продавцу» столько раз, сколько она стоит и бежит догонять «краску».

Если «монах» ее поймал, он приводит «краску» к скамейке, и его спрашивают, что он нарисует.

Надо придумать что-нибудь необычное. После этого «краска» становится «монахом» и игра начинается сначала.

Если «краске» удалось увернуться от «монаха» и она смогла вернуться на скамейку не будучи осаленной, игра продолжается.

Возможен такой вариант догонялок:

Пока «монах» расплачивается с одной стороны скамейки, «краска» занимает место на старте с другой стороны скамейки, далее «продавец» произносит:

«На тебе стакан-лимон, и катись отсюда вон!»

После этого «монах» бежит за «краской» оговоренное заранее количество кругов вокруг скамейки.

Если он осалил ее, то «краска» становится «монахом», если она успела пробежать круги и сесть на скамейку, то игра продолжается.

Цель: развивать пространственное воображение и восприятие, координацию движения, формировать перекрестные движения, развивать физическую силу и выносливость.

Количество игроков: не менее 4-х игроков.

Место проведения игры: на свежем воздухе.

Правила игры: Выбираем водящего. Он берет мяч в руки и становится в центр круга, который образуют остальные игроки. Водящий подбрасывает мяч и называет имя любого игрока (например, «Штандер-Вова»; еще вариация — «Хали-хало Паша»). Тот, чье имя назвали, должен поймать мяч, в это время все остальные разбегаются как можно дальше от него. Как только мяч пойман, игрок кричит: «Штандер-стоп!» (Хали-Хало стоп!). Все замирают на месте.

Игрок с мячом выбирает любого игрока, до которого ему нужно будет дотронуться мячом.

Дальше игрок начинает говорить, сколько и каких шагов ему понадобится для того чтобы достать до игрока.

— гигантские — шаг на весь размах ноги

— человеческие — обычные шаги

— лилипутские — когда пятка одной ноги ставится сразу перед носком другой

— муравьиные — на носочках делают маленькие шажки (один шажок сразу перед другим)

— зонтики — кружок вокруг себя на одной ноге

— верблюжьи — нужно было шагать туда, куда доплюнул.

Например, говорилось: «До Кати 7 гигантских, три зонтика, два лилипутских…» После того, как названы все шаги, игрок с мячом выполняет их и должен кинуть мяч в сторону загаданного игрока. Если игрок мяч поймал или увернулся, водящий снова подкидывает мяч вверх и все повторяется сначала. Если попал, то игрок становится водящим.

Цель: развивать пространственное восприятие, координацию движения, формировать перекрестные движения, развивать физическую силу и выносливость.

Количество игроков: 4 игрока.

Место проведения игры: открытая площадка с ровным твердым покрытием.

Реквизит: большой мяч, нарисованный на асфальте квадрат, разделенный на 4 части, с кругом для подачи посередине.

Правила игры: Игра начинается с подачи мяча в круг поля в направление соперника. Подавать можно только по диагонали. Касаний не ограничено. Игрок может отбить мяч «до» и «после» (максимум 1) касания мячом его квадрата. Если игрок отбивает мяч на свой квадрат, ему засчитывается 1 гол. Если мяч упал на линию (между 2-мя игроками) или на круг, мяч подает заново тот игрок, который коснулся мяча последним. Если игрок подал мяч на линию соперника (со стороны аута), то подает мяч игрок, который коснулся мяча последним. Если мяч улетел в аут (за пределы общего квадрата), игроку, подавшему этот мяч, насчитывается 1 очко. Если на квадрат игрока упал мяч и ударился об поле 2 раза, игроку насчитывается 1 гол. Как правило, игра продолжается до 11 голов. Забивать голы можно любой частью тела, кроме рук. Если один из игроков пропустил 11 голов, он выбывает из игры. Когда на игровой площадке остается 2 игрока, они занимают каждый по два квадрата, и играют до тех пор, пока один из них пропустит 7 голов.При игре два на два — игроки, находящиеся по диагонали друг к другу — считаются союзниками и имеют общий счет.

Цель: развивать пространственное восприятие, координацию движения, развивать физическую силу, ловкость, быстроту, выносливость.

Количество игроков: не ограничено.

Место проведения игры: на свежем воздухе.

Реквизит: дощечка и 12 деревянных палочек.

Правила игры: Это усложненный вариант игры в прятки. Нужна дощечка и 12 палочек (не похожий на другие валяющиеся на природе щепки, сучки и веточки). Дощечку кладут на камень, чтобы один конец был приподнят (как качели) – на него выкладывают 12 палочек. По другому концу один из игроков топает ногой, и палочки разлетаются. Пока водящий собирает палочки, все игроки прячутся. Собрав палочки, водящий начинает искать. Если нашел кого-то из игроков, то оба со всех ног бегут к дощечке с палочками. И тут уж кто прибежит первым. Если игрок, которого нашли, то водящий продолжает искать других игроков. А если первым прибежит водящий, то другой игрок сам становится водой, и игра начинается заново.

«Тише едешь, дальше будешь — стоп»

Цель: развивать координацию, умение быстро бегать и реагировать на меняющиеся обстоятельства.

Количество игроков: не ограничено.

Место проведения игры: на свежем воздухе.

Правила игры: Выбирается водящий. Задача водящего — стать спиной к участникам на линии финиша (чем больше будет расстояние между водящим и участниками, тем лучше) и громко произнести: «Тише едешь, дальше будешь — стоп». Пока водящий говорит (а делать он это может в любом темпе, участники стараются как можно дальше убежать по направлению к финишу. Как только водящий замолкает, нужно застыть на месте. Тот, кто не успел остановиться или сделал случайное движение, выбывает из игры. Побеждает тот, кто доберется до линии финиша первым и дотронется до водящего.

(эта игра — разновидность салок)

Цель: развивать умение шустро бегать, быстро соображать и реагировать на происходящее.

Количество игроков: не ограничено.

Место проведения игры: на свежем воздухе.

Правила игры: Участники убегают от водящего . Водящий догоняет игрока и дотрагивается до него — осаливает. Осаленный расставляет руки, а любой другой участник может подбежать, дотронуться до него и «выручить». Задача водящего — не отходить далеко от осаленного и не подпускать к нему никого ни на шаг.

Цель: развивать воображение, спонтанность и артистичность.

Количество игроков: не ограничено.

Место проведения игры: на свежем воздухе.

Реквизит: дощечка и 12 деревянных палочек.

Правила игры: Ведущий отворачивается от игроков и произносит считалочку:

Морская фигура на месте замри!

Пока он говорит, участники хаотично двигаются в любом порядке, изображая руками движения волн. Как только водящий замолкает, нужно замереть в какой-нибудь фигуре. Водящий подходит к одному из игроков и дотрагивается до него. Игрок изображает свою фигуру в движении, а водящий угадывает, что это такое. Игрок, чью фигуру не удалось угадать, сам становится водящим.

Цель: развивать ловкость, координацию движений,

умение уворачиваться от мяча.

Количество игроков: не ограничено.

Место проведения игры: на свежем воздухе.

Правила игры: «Вышибалы» — два игрока — встают с двух сторон площадки. Остальные игроки находятся в центре. Задача «вышибал» — бросая мяч друг другу, попасть в любого из «центральных» игроков. Задача игроков – увернуться от летящего мяча. Тот, в кого попали, выходит из игры. Другие участники могут «спасти» выбывшего игрока, поймав мяч в воздухе (главное условие — не от земли, иначе тоже вылетаешь). Когда в команде «центральных» игроков остается один участник, он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. Если ему удается это сделать, все выбывшие возвращаются на прежние места.

Цель: развивать многозадачность, эрудицию, способность исправлять свои ошибки и двигаться дальше.

Количество игроков: не ограничено.

Место проведения игры: на свежем воздухе.

Правила игры: Первый игрок берет мяч в руки, произносит: «Я знаю одно имя девочки», ударяет одной рукой мячом о землю и называет имя. Потом продолжает с разными вариациями: «Я знаю одно имя мальчика», «Я знаю один цвет», «Я знаю одно животное», «Я знаю один город». Когда все комбинации использованы, игрок произносит те же самые считалки, только уже на счет два: «Я знаю два имени девочки»— и далее по кругу. Игра продолжается до десяти. Если, отбивая мяч, игрок не успел назвать имя или ударить по мячу, ход переходит к другому участнику. Когда мяч, пройдя через всех участников, возвращается к первому игроку, он продолжает играть с той фразы, на которой ошибся. Побеждает тот, кто первым добирается в этой речевке до десятки.

Читайте также:  Анализ причин дтп с участием детей

Цель: развивать чувство юмора, умение внимательно слушать и быстро реагировать.

Количество игроков: не ограничено.

Место проведения игры: на свежем воздухе или в помещении.

Реквизит: дощечка и 12 деревянных палочек.

Правила игры: Все игроки садятся или встают в ряд. Водящий кидает мяч одному из участников и одновременно называет какой-нибудь предмет. Если предмет «съедобный», игрок ловит мяч. Если нет — отбивает. Задача водящего — запутать игрока, например, в цепочке «яблоко-дыня-морковь-картошка» неожиданно произнести «утюг».

Если игрок ошибается и «съедает» «несъедобное», то сам становится водящим. Чем быстрее водящий кидает мяч и называет предметы, тем азартнее и интереснее играть.

Цель: развивать воображение, подбирать синонимы и задавать вопросы, умение нестандартно мыслить, следить за собственной речью, удерживать внимание и быстро находить выход из сложившейся ситуации.

Количество игроков: не ограничено.

Место проведения игры: на свежем воздухе.

Реквизит: дощечка и 12 деревянных палочек.

Правила игры: Цель: Водящий произносит считалку:

Вам барыня прислала кусочек одеяла

После считалки водящий задает игроку самые разные уточняющие вопросы: в чем поедет, на чем поедет, какого цвета будет платье или брюки, как зовут жениха и т. д. Задача игрока — ответить на вопросы, не используя слова «да», «нет», «черный», «белый». Интереснее всего перемешивать простые и сложные вопросы, менять темп речи и интонацию.

«Красное чернило – белое перо»

Цель: развивать умение быть в команде, принимать решение, рассчитывать силы – свои и соперника, выигрывать в ситуации «один против всех»; упражнять мышцы рук.

Количество игроков: две команды с равным количеством человек.

Место проведения игры: на свежем воздухе.

Правила игры: Игроки делятся на две равные команды и становятся друг напротив друга шеренгами, взявшись за руки, на расстоянии 10–15 м. Команды двигаются навстречу, одна из них произносит слова: «Красное чернило, белое перо, вызываем (имя), больше никого».

Цель игры – перетащить в свою команду как можно больше игроков из команды противника.

Цель: развивать ловкость, координацию движений, внимание.

Количество игроков: не ограничено.

Место проведения игры: на свежем воздухе.

Правила игры: Все игроки становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч, отбивая его. Если кто-то из игроков мяч не отбил, он садится на корточки в центр круга («котел»). Игра продолжается.

Любой игрок по желанию может выручить «провинившихся». Для этого он, отбивая мяч, старается попасть им по сидящим в центре круга. «Освобожденный» (тот, кого коснулись мячом) вновь принимает участие в игре.

Сидящие внутри круга стараются поймать летящий мимо мяч. Важно — при этом нельзя вставать с корточек в полный рост, можно только пытаться подпрыгнуть, не вставая в полный рост. Если кому-то из игроков это удалось, то все «наказанные» возвращаются в игру, а игрок, бросавший мяч, занимает их место.

Для игроков помладше — то же самое, но мяч можно не отбивать, а ловить в две руки и быстро! — картошка же горячая, обожжемся) перекидывать следующему игроку. Если кто-то замешкался — тоже идет в круг «провинившихся».

Цель: формирование основ взаимодействия в команде; закрепление умений и навыков ловли и передачи мяча; развитие ловкости, быстроты, координации, развитие чувства дружбы, взаимопомощи, взаимовыручки, коллективизма.

Количество игроков: две команды по 5-12 человек.

Место проведения игры: на свежем воздухе.

Реквизит: бита и небольшой мячик.

Правила игры: На ровной лужайке на расстоянии 15—20 м друг от друга проводили две линии: одна называется «городом», другая — «коном» или «домом». Потом, используя считалку или жребий, определяется бьющий, он становился за чертой города, остальные располагались в поле за коном.

Бьющий подбрасывает мяч и сам же сильно ударяет по нему битой. Полевые игроки, наблюдая за мячом, ждут, когда он пересечет кон, чтобы, не дав ему опуститься на землю, поймать. Если это им удаётся, бьющий идет в поле, а его место занимает игрок, завладевший мячом. Если же полевые игроки, зазевавшись, не успевали поймать мяч, удар повторяется.

Бывает, что бьющий промахивается по мячу. Правила разрешают ему повторить удар. После третьего промаха бьющий уступает свое место другому игроку.

Цель: Обучение в игровой манере ходьбе, внимательности, игре в коллективе; развитие ловкости, гибкости, подвижности, коммуникативных способностей, пространственного восприятия, координации движения, быстроты, выносливости.

Количество игроков: не ограничено (нечетное количество) .

Место проведения игры: на свежем воздухе или в просторном помещении.

Реквизит: дощечка и 12 деревянных палочек.

Правила игры: Все ребята, разобравшись по парам, строятся в одну колонну, повернувшись в затылок друг другу, взявшись за руки и подняв их высоко у себя над головами, образуя тем самым как бы импровизированную арку. Один оставшийся игрок и будет ручейком. Он встает, повернувшись лицом к колонне, а затем, наклонившись немного, идет вперед внутри так называемой арки и выбирает одного из участников, взяв за руку и уводя за собой.

Новая игровая пара встает позади колонны, становясь последней, а игрок, оставшийся при этом без пары, идет к самому началу шеренги и проделывает тот же самый путь, что и предыдущий участник, выбирая себе пару и уводя ее бегом вслед за собой. Игра может продолжаться бесконечно долго до тех пор, пока не надоест ребятам.

Цель: Развитие координации движений и чувства ритма.

Количество игроков: не менее трех.

Место проведения игры: на свежем воздухе.

Правила игры: Дети встают в круг — это рыбки, в центре — рыбак со скакалкой в руках (удочкой). Длина скакалки должна быть больше, чем расстояние от рыбака до любой рыбки. Рыбак низко над землей крутит удочку, а рыбки должны перепрыгнуть через скакалку в тот момент, когда она приближается к их ногам. Сложность игры заключается в расчете времени прыжка. Если прыгнуть раньше или позже, то скакалка запутается вокруг ног, и тогда рыбка считается пойманной и выбывает из игры. Побеждает самый внимательный ребенок — тот, кто дольше всех продержался

Цель: развивать физические качества: ловкость, меткость, координацию движений.

Количество игроков: не ограничено.

Место проведения игры: на свежем воздухе.

Правила игры: Все дети встают в круг и бросают мяч друг другу. Если кто-то из ребят ошибается и упускает мяч, то он отправляется в центр круга и садится на корточки он – «картошка» или «собачка». Постепенно в центре круга таких «картошек» может набраться целый «огород».Правила подвижной игры «Картошка»:• Ловить мяч можно только «на лету», а если мяч ударился о землю, то тот, кто поймает такой мяч или просто дотронется до него, становится «картошкой».• Если никто такой «сгоревший», ударившийся о землю мяч, не поймал и не дотронулся до него, то в круг отправляется игрок, который его бросил.• Если кто-то из игроков попадет по сидящей в кругу «картошке», то они меняются местами.• Игроки-«картошки», находящиеся в кругу, могут пытаться ловить мяч. Но мяч обязательно должен быть пойман «на лету», до его удара о землю. Если кому-то это удалось, то он «выручает» всех. Все «картошки» возвращаются в круг.• Игроки-«картошки» могут выпрыгивать вверх, стараясь достать мяч, но вставать и стоять в полный рост они не имеют права.

Цель: способствовать формированию умений детей действовать в коллективе; развивать ориентировку в пространстве.

Количество игроков: не ограничено.

Место проведения игры: на свежем воздухе.

Реквизит: колокольчик, повязка на глаза

Правила игры: Дети становятся в круг. Выбирается звонарь и жмурка. Первому вручается колокольчик, а второму завязываются глаза заранее приготовленной повязкой (шарфом, платком).

Жмурка и Звонарь становятся в круг, и второй приговаривает слова в стихотворной форме: «Диги-дон, диги-дон, отгадай, откуда звон». Слова очень простые, но важно, чтобы дети их знали, ведь они отражают суть игры, делают ее фольклором и традицией.

Во время повторения слов, звонарь звонит в колокольчик и уворачивается от Жмурки, которые пытается его поймать с завязанными глазами. Остальные ребята при этом всячески мешают, издавая громкие звуки, кричат, смеются, чтобы сбить «ослепшего» участника с толку и не дать ему добраться до убегающего.

Как только Звонарь пойман, выбираются два других игрока, также встающих в круг и повторяющих те же действия. Развлечение можно продолжать до тех пор, пока не надоест. Задачу можно усложнить, предложив Жмурке взять в руки поясок, которым он должен будет обхватить убегающего, а не просто дотронуться до него.

Цель: способствовать формированию умений детей действовать в коллективе; развивать ориентировку в пространстве, быстроту, смекалку, выносливость.

Количество игроков: две команды от пяти человек.

Место проведения игры: на свежем воздухе.

Игровая площадка делится на две равные части, принадлежащие разным командам. Побеждает та команда, которая первая заберёт знамя соперника и пронесёт его на свою сторону.

На своей стороне игроки касанием руки замораживают игроков команды соперника. Если игрок заморожен, то он стоит по стойке смирно и ждёт, пока товарищ по команде касанием руки не разморозит его. Если игрок сумел преодолеть чужую сторону, то он оказывается за лицевой линией в зоне неуязвимости, где находится чужое знамя. Игрок может находиться в зоне неуязвимости сколько угодно долго. Теперь задача игрока – перебежать со знаменем обратно, а задача защитника – не пропустить его. Если игрок со знаменем заморожен, то он возвращает знамя и встаёт на место заморозки. Если игрок со знаменем сумел вернуться на свою сторону, то он приносит своей команде очко или победу.

Средняя линия площадки – нейтральная зона. Игрок может стоять одной ногой на своей стороне, второй ногой – на чужой. В нейтральной зоне возможны перетягивания игроков. Перетянутый игрок встаёт напротив того места, где его перетянули, на условленном расстоянии от средней линии (три метра или посередине стороны соперника).

Главное правило игры – Честность!

Самые частые нарушения правила №1 связаны с заморозкой и разморозкой игроков: самовольная разморозка, фальстарт при разморозке, вытянутая рука замороженного для ускорения разморозки, замороженный по инерции пробегает дальше, замороженный меняет место заморозки.

В зону неуязвимости может пройти два и более игроков. Так им будет проще пройти защиту. Например, если игроки уберут руки за спину, то защитники не сразу поймут, у кого конкретно в руках знамя, и этим замешательством можно воспользоваться.

Знамя нельзя прятать в одежду.

Знамя нельзя перебрасывать из рук в руки – только передавать.

При пересечении средней линии и линии зоны неуязвимости необходимо внимательно отслеживать, успел ли игрок до осаливания поставить ногу за линию.

Игрок, заступивший за боковую линию, считается замороженным.

Игрок считается перетянутым только, если он потеряет какое-либо соприкосновение со своей стороной. Игрок не перетянут, если он сам не касается своей стороны, но касается товарища по команде, который соприкасается со своей стороной.

В перетягивании может принимать участие несколько игроков. К нему на помощь приходят товарищи по команде. Образовывается «цепочка», взявшихся друг за друга игроков. В таком случае перетянутыми могут оказаться несколько игроков. Приём «цепочка» особенно эффективен, когда применяется отработанно и неожиданно.

Во время перетягивания часто возникает спорная ситуация «отрыв ноги» – один из игроков на мгновение отрывает от пола ногу, теряя единственное соприкосновение со своей стороной. В таком случае игрок считается перетянутым.

Не рекомендуется, чтобы в перетягивании одного игрока участвовало болеетрех игроков с каждой из сторон.

Не рекомендуется выполнять такие приёмы, как подсечка обеих ног игрока и другие жёсткие силовые приёмы.

При перетягивании нельзя использовать посторонние предметы для дополнительной опоры.

При пассивном ведении игры обоих команд судья может объявить «Бездействие» и пригласить на середину по одному игроку от команды для перетягивания до обязательной победы одного из игроков. Команду, ведущую пассивную игру, судья может наказать заморозкой игрока.

Для игры хорошо подходит волейбольная площадка, на которой за лицевыми линиями есть пространство для зон неуязвимости. Линии нападения могут быть линиями перетянутых.

При проведении игры «Знамя» в спортивном режиме для объективного судейства понадобится несколько судей, так как на площадке в разных местах одновременно может происходить несколько событий.

Многие правила: количество игроков, размеры площадки, условия победы, длительность игры – можно изменять.

Цель: развивает ловкость, силу и прыгучесть.

Количество игроков: не ограничено.

Место проведения игры: на свежем воздухе.

Правила игры: На стене рисуется линия (чем выше, тем интереснее) – ниже нее мяч кидать нельзя. Игроки выстраиваются в ряд, друг за другом. Первый игрок кидает мяч, тот ударяется о стенку, отскакивает, ударяется о землю, и в этот момент игрок должен через него перепрыгнуть. Мяч подхватывает следующий игрок, повторяя то же самое, – и так по кругу.

Тот, кто не перепрыгивает мяч, получает в наказание «букву» (л – я – г – у – ш – к – а).Проигравшим становится тот игрок, который раньше всех соберет полное слово. Он– лягушка!

Цель: развивает умение двигаться с разной скоростью, уменьшая и увеличивая темп движения; умение ориентироваться в пространстве; умение совместных действий; упражняет в ходьбе цепочкой.

Количество игроков: не ограничено.

Место проведения игры: на свежем воздухе.

Правила игры: Если играющих меньше 20 человек, то выбираются двое игроков, которые встают друг напротив друга, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота».

Читайте также:  Анализ причин девиантного поведения детей

Если собралось очень много игроков, то выбираются 4 человека, которые встают в круг, берутся за руки и поднимают руки вверх, образуя «двойные ворота» с входом и выходом.

Остальные игроки встают цепочкой (берутся за руки или кладут руки на плечи друг к другу) и проходят под воротами. Игроки-ворота напевают:

Золотые ворота пропускают не всегда,Первый раз прощается, второй запрещается,А на третий раз не пропустим вас!

На последних словах ворота резко опускают руки и ловят тех, кто оказался под ними. Пойманные образуют новые «ворота».

Игра заканчивается, когда всех игроков поймают.

Существует вариант этой игры, который называется «Солнце и луна».

Цель: развивает умение двигаться с разной скоростью, уменьшая и увеличивая темп движения; умение ориентироваться в пространстве; умение совместных действий; упражняет в ходьбе цепочкой.

Количество игроков: не ограничено.

Место проведения игры: на свежем воздухе.

Выбирают двух игроков, они отходят в сторонку и так, чтобы никто не слышал, договариваются кто из них будет «Солнцем», а кто «Луной».

Солнце и Луна образуют воротца, остальные игроки образуя цепочку, начинают проходить через ворота.

Это можно делать под музыку или петь любимые песни.

В какой-то момент ворота резко опускаются и ловят игрока, оказавшегося под ними.

Игрока отводят в сторонку и тихонько спрашивают, на чью сторону он хотел бы встать — «Солнца» или «Луны». Когда тот выбрал, ему указывают соответствующего игрока и он встает позади «Солнца» или «Луны».

Далее игра продолжается пока все участники цепочки не будут пойманы и распределены по командам «Солнца» и «Луны».

После этого команды начинают перетягивание (можно перетягивать канат или веревку, можно просто, взявшись за руки).

Цель: развивает воображение, смекалку, умение совместных действий.

Количество игроков: не ограничено.

Место проведения игры: на свежем воздухе или в просторном помещении.

Правила игры: Выбирают водящего — «дедушку Мазая», остальные — «зайцы». Водящий находится на одной стороне площадки. Это его «дом». «Зайцы» размещаются на противоположной стороне площадки в своем «доме», ограниченном чертой. Там они сговариваются по поводу того, что будут представлять перед «дедушкой Мазаем», (например, «собирать грибы в лесу», «купаться», изображать оркестр). Затем идут к водящему и хором говорят: «Здравствуй, дедушка Мазай!».

Тот отвечает: «Здравствуйте, зайчатки! Где вы были, что делали?» Все хором отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем!». И начинают движениями и мимикой изображать задуманное. Водящий старается отгадать, что они показывают, и сообщает об этом. Если отгадает, то все кричат: «Да!» — и убегают к себе в «дом». «Дедушка» ловит их. Если не угадает, все кричат: «Нет!» — и продолжают изображать задуманное.

Когда «дедушка» угадает, все кричать «Правильно!» — и убегают к себе.

Кого «дедушка» поймает, тот идет к нему в «дом». Играют 2-3 раза, после чего выбирают нового «дедушку». И так несколько раз. В заключение отмечаются ни разу не попавшиеся «зайцы».

Цель: развивает умение бросать палку точно в цель, скорость и реакцию движений; развивает умение быстро бегать, воспитывает смелость, выносливость.

Количество игроков: 4-10 человек.

Место проведения игры: на свежем воздухе.

Реквизит: 2-3 металлические банки из под сгущённого молока или любые другие, палки для каждого игрока.

Правила игры: Прежде всего из банок выстраивается пирамида. На земле делалась специальная разметка, несколько напоминающая разметку для игры в «классики», с армейскими званиями (солдат, офицер, генералиссимус и т.д.). Перед игрой нужно было выбрать водящего (банкира), задача которого заключалась в защите банок. Для этого каждый игрок должен был с помощью ноги запустить палку как можно дальше. Тот, кто сделает это хуже всех, становился «на банки». Тот, кто метнул палку дальше всех, открывал игру первым броском по банкам. Попадание по банкам продвигало игрока на одну клетку вперёд. Причем бросать палку с каждой отметки нужно было по-разному.

Игрок, охраняющий банки, ждал, пока остальные метнут палки. Если никто не сбивал их, то водящий должен был осалить своей палкой игроков, стремящихся забрать свои палки после метания и обязательно сбить банки. Если же кто-либо сбивал банки, то все игроки имели право немедленно забирать их с игрового поля. «Банкир» должен был быстро поставить банки на место и прикоснуться свое палкой к любому игроку, чтобы поставить его «на банки». Но такие касания были слишком ощутимые, так как в зависимости от звания коснуться нужно было только до определённой части тела. Например, солдата требовалось осалить по любой части тела, а генерал мог стать «на банки» только после касания пяток. Естественно, «банкир» не пытался сделать это аккуратно, так как хуже всего стоять «на банках». Но, вне зависимости от звания, водящему запрещалось касаться головы игроков.

«Банкир» имел право останавливать палки игроков во время полёта своей палкой, но только после того, как они пролетали над банками. Иногда после броска палки ложились друг на друга, образуя крест. Тот игрок, чья палка ложилась на другую, пропускал ход. Побеждал тот, кто первый дойдет до высшего звания.

Цель: развивает мелкую моторику, ловкость, память, зрительное восприятие, сообразительность; улучшает эмоциональное состояние играющих.

Количество игроков: 2 человек.

Место проведения игры: не ограничено.

Реквизит: тонкая верёвочка или шерстяная нитка длиной 1,5 м.

Правила игры: Возьми тонкую верёвочку или шерстяную нитку длиной 1,5 м. Свяжи концы вместе узелком.

Первый игрок: продень в верёвочную петлю ладони обеих рук, высвободи пальцы и ещё раз обведи верёвкой каждую ладонь. Указательными пальцами обеих рук подцепи верёвочку у середины противоположной ладони (рис. 1). Получилась фигура “колыбелька” (рис. 2).

Второй игрок: подхвати указательными и большими пальцами места скрещивания верёвочки и, поддев снизу параллельные участки, разведи руки, растягивая верёвочку (рис. 3). Получилась фигура “перекрёсток” (рис. 4).

Первый игрок: подхвати указательными и большими пальцами места скрещивания верёвочки и, проведя над параллельными участками, поддень их снизу (рис. 5). Получилась фигура “дорожка” (рис. 6).

Второй игрок: подхвати крест-на-крест мизинцами внутренние параллельные участки верёвочки и немного разведи руки в стороны (рис. 7).

Вставь большие и указательные пальцы обеих рук внутрь образовавшихся верёвочных треугольников и, поддев параллельные участки, разведи руки в стороны, растопыривая большие и указательные пальцы (рис. 8). Получилась фигура “гамак” (рис. 9).

Первый игрок: подхвати указательными и большими пальцами места скрещивания верёвочки и, зацепив параллельные участки сверху, разведи руки в стороны, растопыривая большие и указательные пальцы (рис. 10). Получилась фигура “перекрёсток” при ином положении пальцев (рис. 11).

Далее можно повторять фигуры до бесконечности, начиная с рис.5.

источник

«Сравнительный анализ игр разных поколений»

Прежде чем говорить об играх разных поколений, рассмотрим, а что же такое игра. В свободной интернет энциклопедии Википедия говорится, что игра — вид осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит как в её результате, так и в самом процессе. Также термин «игра» используют для обозначения набора предметов или программ , предназначенных для подобной деятельности.

Игра — форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.

Теперь обратимся к рассмотрению следующего компонента – содержанию игры. Итак, содержание игры – это то, что воспроизводится ребёнком в качестве центрального характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни. В содержании игры выражено более или менее глубокое проникновение ребёнка в деятельность взрослых людей; оно может отражать лишь внешнюю сторону человеческой деятельности – только то, с чем действует человек, или отношения человека к своей деятельности и другим людям, или, наконец, общественный смысл человеческого труда.

Сюжеты детских игр обусловлены социальными условиями жизни – несомненный факт, признаваемый многими. Здесь внутренние законы развития действуют с такой силой, что у детей самых различных стран и эпох, несмотря на все противоположности в окружающих условиях, всегда пробуждаются на определённых ступенях возраста одинаковые инстинкты игры. Так, игры, связанные с бросанием, игры в куклы, игры в войну безусловно выходят из рамок времени и пространства, социального слоя, национальной дифференцировки, прогресса культуры. Специфический материал, над которым упражняются инстинкты движения, попечения, борьбы, может изменяться вместе со средой.

Данные о развитии и жизни ребёнка и его играх на ранних ступенях развития общества чрезвычайно бедны.

Мы не можем непосредственно проследить процесс возникновения игры. Имеющиеся очень скупые данные позволяют наметить лишь в самых общих чертах гипотезу о возникновении игры, установить, и то приблизительно, исторически условия, при которых появилась потребность в этой своеобразной форме жизни ребёнка в обществе.

Положение ребёнка в обществе на самых ранних ступенях развития характеризуется, прежде всего, ранним включением детей в производственный труд взрослых членов общества. Чем на более ранней ступени развития стоит общество, тем раньше включаются дети в производительный труд взрослых и становятся производителями.

При усложнении средств и способов труда и при его перераспределении происходило естественное изменение участия детей в различных видах труда. Дети перестали принимать непосредственное участие в сложных и недоступных для них формах трудовой деятельности. В отношении наиболее важных, но недоступных для детей областей труда перед ними ставится задача возможно более раннего овладения сложными орудиями такого труда. Возникают уменьшенные орудия труда, специально приспособленные к детским возможностям, с которыми дети упражняются в условиях, приближающихся к условиям реальной деятельности взрослых, но не тождественных с ним. То есть это «средство» растёт и совершенствуется вместе с ребёнком (например, нож, лук и т.д.). Говоря о детских играх и игрушках, можно встретить мнения о том, что в куклы девочки играли с самых древних времён, однако если рассмотреть данный вопрос более внимательно, то можно заметить, что кукла выполняет не только роль игрушки, но и в большей мере роль хранительницы семьи, плодородия – её передают по наследству(при этом дарить или отдавать чужим её нельзя). При шитье кукол и нарядов для них девочки приучаются к важному для будущего труду.

На более поздних стадиях первобытнообщинного строя происходило дальнейшее развитие производительных сил, усложнение орудий труда и тесно связанное с этим дальнейшее разделение труда. Усложнение орудий труда и связанных с ними производственные отношения должно было сказаться на положении детей в обществе. Дети постепенно как бы вытеснялись из сложных и наиболее ответственных областей деятельности взрослых. Вместе с тем усложнение орудий труда приводило к тому, что дети не могли овладевать ими путём упражнений с уменьшенными их формами. Возможно, что именно на этой стадии развития общества возникает игрушка в собственном смысле слова, как предмет, лишь изображающий орудия труда и предметы обихода из жизни взрослых. И у детей игра перестаёт быть только соревнованием в силе, ловкости, меткости, выносливости и т.д. она начинает приобретать форму, свойственную и детям нашего времени.

Таким образом, игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребёнка в системе общественных отношений. Она, следовательно, социальна по своему происхождению, по своей природе. Её возникновение связано не с действием, каких – либо внутренних, врождённых инстинктивных сил, а с вполне определёнными социальными условиями жизни ребёнка в обществе. Детство удлиняется. Важно при этом подчеркнуть, что это удлинение происходит не путём надстраивания нового периода развития над уже имеющимися, а путём своеобразного вклинивания нового периода развития, приводящего к сдвигу во времени вверх периода овладения орудиями производства. Возникает такое положение, при котором ребёнка нельзя учить овладению орудиями труда в силу их сложности, а также в силу того, что возникшее разделение труда создаёт возможности выбора будущей деятельности, не определяемой однозначно деятельностью родителей. Появляется своеобразной период, когда дети предоставляются самим себе. Возникают детские сообщества, в которых дети живут хотя и освобождённые от забот о собственном пропитании, но органически связанные с жизнью общества. В этих детских сообществах и начинает господствовать игра.

Итак рассмотрим, как же меняется игра в истории развития человечества:

— появились тяжёлые плуги, которыми дети управлять не в состоянии – появились подобные игры.

— стали строить дома из дерева или камня – появились игры в камнетёсов и строителей.

— начались военные действия – появились игры в войну.

— появились короли и королевы и дети стали в них играть.

— полетел человек в космос и дети стали играть в космонавтов и инопланетян.

— а в 90-х наши дети как не прискорбно играли в коммерсантов и проституток.

— сейчас они играют в банкиров и вымышленных героев, поскольку этого вымышленного в их жизни становится всё больше и больше. Иногда даже взрослые люди теряют связь с реальностью заигравшись в некоторые игры.

— На современном этапе жизни, даже взрослым уже приходится играть в различные игры с целью приобретения различных навыков, необходимых им на работе и вообще в жизни.

Итак сделаем вывод — меняется время, меняется общественный строй, появляются новые технологии, новые профессии, идут войны, человек мечтает о будущем и все эти общественные и личностные изменения сказываются на содержании игр в которые играют дети.

Особая чувствительность игры в сфере человеческой деятельности и отношениям между людьми показывает, что при всём разнообразии сюжетов за ними скрывается принципиально одно и то же содержание – деятельность человека и отношения людей в обществе.

Данная работа подготовлена с опорой на труд Д.Б. Эльконина «Психология игры».

источник