Меню Рубрики

Сказки ушинского для детей с анализом

Константин Ушинский появился на свет в Туле 19 февраля в 1823 году в семье мелкого дворянина — отставного офицера, ветерана войны 1812 года. Биография Ушинского Константина Дмитриевича указывает на то, что свое детство он провел в городке Новгороде-Северском, расположенном в Черниговской губернии, в небольшом родительском имении, куда отец был направлен работать судьей. Его мать умерла очень рано, в то время ему исполнилось 12 лет.

После окончания местной гимназии Константин стал студентом юридического факультета Московского университета. Окончил его с отличием. Через два года он стал исполняющим обязанности профессора камеральных наук в юридическом лицее Ярославля.

Однако его блестящая карьера очень быстро прервалась — в 1849 году. Ушинского уволили за «беспорядки» среди студенческой молодежи, этому поспособствовали его прогрессивные взгляды.

В русской и мировой педагогике имя К.Д.Ушинского занимает особое и значительное место. Помимо громадного вклада в развитие отечественной педаго­гической мысли — он справедливо считается создателем русской народной школы — чрезвычайно важно и сегодня его учение о духовной стороне человеческой жизни, о связи общественного прогресса с состоянием образования. Большую часть своей жизни Ушинский посвятил практиче­ской педагогике. Основное его внимание было сосредоточено на создании русской народной школы, а также на вопросах женско­го образования (несколько лет он служил инспектором Смольно­го института для благородных девиц). В области народного образо­вания Ушинский ориентировался на традиционные ценности жизни народа. В наступлении эпохи капитализма и индустриали­зации он усматривал «грязь» и «разврат». И утверждал, что лишь церковь и школа могут вывести «наш простой народ… в более об­ширную и свободную сферу».

Свою педагогическую практику Ушинский теоретически осмыс­лил в большом двухтомном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868— 1869). Многие выводы этого труда не устарели и сегодня. Также не устарели и отдельные положения его статьи «Родное слово» (1861). Ушинский признавал краеугольным камнем формирования лич­ности нравственное воспитание, развитие «нравственных чувств». Следует воспитывать, считал он, не навязывая ребенку своих убеж­дений, а пробуждая в нем «жажду этих убеждений и мужество к обороне их как от собственно низких стремлений, так и от других».

В предисловии к книге «Детский мир и хрестоматия» (1861) Ушинский писал, что появление этого труда вызвано «современной потребностью». Принципом приобщения детей к основам наук он провозгласил связь между наукой и жизнью. Цель его книги — дать ученикам младших классов по возможности полное представ­ление о мире, которое поможет развитию их мыслительных спо­собностей. Материал располагался по разделам: «Из природы», «Из географии», «Из русской истории», «Первые уроки логики». В приложении-хрестоматии ученик знакомился с «образцами сло­га лучших писателей» — как с классическими произведениями Крылова, Жуковского, Пушкина, Лермонтова, так и с произве­дениями современных авторов — Некрасова, Тургенева, Гонча­рова, Никитина, Майкова и др. В хрестоматию были включены и произведения иностранных авторов.

Второй учебной книгой, созданной Константином Ушинским, было «Родное слово» для детей младшего возраста. Она, как и первая, имела большой успех. Так же как «Детский мир…», «Родное слово» слово сложено на основе фольклора, которому Константин Дмитриевич отводил исключительно важную воспитательную роль, и на луч­ших литературных образцах. Ушинский стремится и здесь дать де­тям систему реальных знаний, сохранить энциклопедическую широту.

Произведения для детей. Ушинский не только обладал педагогическим талантом, но и проявил себя как замечательный детский писатель. Его произведения, помещенные в учебных кни­гах, заключают в себе наглядный моральный урок и несут читате­лям конкретные знания. Например, «Детский мир…» открывается занимательным рассказом «Дети в роще», где говорится о пагуб­ности лени и безответственности. Брат и сестра отправились в шко­лу, но, привлеченные прохладой рощи, устремились в нее, а не в школу. Однако ни муравей, ни белка, ни ручей, ни птичка, к которым обращаются дети, не желают веселиться с ними — все они трудятся. «А вы что сделали, маленькие ленивцы? — говорит им уставшая малиновка. — В школу не пошли, ничего не выучи­ли, бегаете по роще да еше мешаете другим дело делать… Помни­те, что только тому приятно отдохнуть и поиграть, кто поработал и сделал все, что обязан был сделать».

Рассказы «Зима», «Весна», «Лето» и «Осень» дают представле­ние о смене времен года. Простые понятия, ясный язык, спокой­ная интонация — все располагает маленького читателя к воспри­ятию информации, заключенной в этих рассказах.

На полях появляются сначала проталины; но скоро земля, мокрая, про­питанная водою, повсюду показывается из-под снега. Пройдет еще неделя-другая — и снег останется разве где-нибудь в глубоком овраге, куда не заглядывает солнце. Небо становится все синее, а воздух все теплее.

Ушинский никогда не упускает возможности от конкретных описаний обратиться к более высоким материям, к выводам, на­правленным на духовное развитие. Рассказ «О человеке» начина­ется словами: «Я человек, хотя еще и маленький, потому что у меня есть такая же душа и такое же тело, как и у других людей». Далее идет подробное описание человеческого тела, а в конце — напоминание: «Человек одарен прекрасно устроенным телом, одарен жизнью, одарен душой — свободной, разумной и бессмерт­ной, желающей добра и верящей в Творца Вселенной». В хресто­матии дан короткий рассказ об органах человеческого тела, о том, как они перессорились между собой, увидели, что это плохо, и помирились, «стали по-прежнему друг на друга работать — и все тело поправилось и сделалось здоровым и сильным».

В «Детском мире…» в разделе «Из русской истории» напечата­ны рассказы Ушинского о важных исторических событиях. Свои рассказы из истории Ушинский создавал, опираясь на Карамзина и на переложение его «Истории Государства Россий­ского», сделанное Ишимовой.

Особая ценность его рассказов о природе, о животных («Жало­бы зайки», «Пчелки на разведке» и др.) состоит в том, что приро­да в них показана как цельный и прекрасный мир, полный тайн.

Настала весна, солнце согнало снег с полей; в пожелтевшей прошло­годней травке проглядывали свежие, ярко-зеленые стебельки; почки на деревьях распускались и выпускали молоденькие листочки. Вот просну­лась и пчелка от своего зимнего сна, прочистила глазки мохнатыми лап­ками, разбудила подруг, и выглянули они в окошечко: ушел ли снег, и лед, и холодный северный ветер?

Такие рассказы Ушинского, как «Играющие собаки», «Два козлика», «Лошадь и осел», по существу, представляют собой басни. Согласно басенной традиции автор завершает их моральными сен­тенциями. Недаром они вошли в единый раздел Басни и расска­зы в прозе.

Произведения Ушинского о детях (например, «Четыре жела­ния», «Вместе тесно, а врозь скучно», «Трусливый Ваня») отли­чаются тонкой психологичностью и на простых примерах препо­дают детям уроки жизни. Автор тактично подсказывает, от чего в себе надо избавляться, какие недостатки в характере могут ме­шать в дальнейшем. Вот Ваня, оставшись дома один, испугался теста в квашне: оно пыхтит на печи и наводит на мысли о домо­вом. Бросился Ваня бежать, да наступил на кочергу — она его в лоб ударила; а тут еше упал он, запутавшись в оборке от лаптя. Едва привели в чувство взрослые трусливого мальчика. «Четыре желания» — рассказ о другой черте характера — нерешительности. Герой никак не может согласовать свои чувства с разумом: все времена года кажутся ему одинаково прекрасными, и он не спосо­бен решить, какое же из них самое любимое, самое желанное.

Ушинский обрабатывал для детей народные сказки. Он отда­вал им предпочтение даже перед хорошо написанным литератур­ным произведением. Он высоко ценил поэтический мир народно­го творчества, считал сказку лучшим средством для «понимания народной жизни».

В сказке «Мужик и медведь», обработанной Ушинским, хит­рый мужик уговорил медведя, что ему лучше брать вершки от репы, а от пшеницы — корешки; «с тех пор у медведя с мужиком и дружба врозь». В другой сказке — «Лиса и Козел» — Лиса, упав в колодец, уверяет Козла, что она здесь просто отдыхает: «Там, наверху, жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой — сколько хочешь». Козел просто­душно прыгает в колодец, а Лиса «вскочила Козлу на спину, со спины — на рога, да и вон из колодца».

Книги К.Д. Ушинского «Детский мир и хрестоматия» и «Род­ное слово» оказали очень большое влияние как на позднейшие учебные пособия, так и вообще на литературу для детей. Педаго­гические принципы Ушинского использовал Лев Толстой при составлении знаменитых «Азбук».

Однако жизнь этого талантливого человека не была долгой, болезнь забрала у него все силы, он торопился работать и сделать для других как можно больше. В 1867 году он вернулся на Родину из Европы и через несколько лет, в 1871 году (по новому стилю), умер, ему было всего 47 лет.
——————————————————
Рассказы и сказки Ушинского для
детей. Читаем бесплатно онлайн

источник

Константи́н Дми́триевич Уши́нский – русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России, «учитель русских учителей».

К.Д. Ушинский (1823-1870) родился в Туле в дворянской семье. Начальное образование получил дома.

Учился в Новгород-Северской гимназии (в этот небольшой уездный город в Черниговской губернии был назначен судьёй его отец).
В 1844 г. он окончил юридический факультет Московского университета и был назначен исполняющим обязанности профессора кафедры энциклопедии законоведения в Ярославском Демидовском юридическом лицее.
Уже в это время молодой учёный стал задумываться о том, какими методами лучше учить простой народ грамоте. Но его демократические взгляды не разделяло руководство лицея, и молодой педагог был уволен. Пришлось устроиться мелким чиновником в департамент иностранных исповеданий, а также подрабатывать переводами и обзорами печати в журналах.
В 1854 г. он получил место преподавателя русской словесности и географии в Гатчинском сиротском интернате. С этого момента началась его яркая преобразовательская деятельность в педагогике. Она, конечно, вызвала противодействие консерваторов, последовал политический донос. В 1862 г. Ушинский был направлен с семьёй в командировку в Швейцарию для изучения там системы школьного образования. Вернувшись в Россию в 1867 г., Ушинский начал создавать труды по педагогике: «Человек как предмет воспитания», «Опыт педагогической антропологии» и др. Главной задачей воспитания Ушинский считал формирование личности и подготовку человека к самостоятельной жизни. Он понимал, что учить надо так, чтобы у человека появилось желание самостоятельно приобретать новые знания. Ушинский большое значение придавал детскому чтению и работал над составлением книг для чтения: «Детский мир», «Родное слово» (учебник русского языка, выдержавший 157 изданий).

Сказки и рассказы К. Ушинского дидактичны. Но по-другому и быть не могло – писал их педагог с целью воспитания детей. Большинство сказок написано для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Сказки невелики по размеру и имеют определённый источник – русский фольклор. Темы сказок разнообразны и поучительны. Некоторые из них имеют явно выраженный познавательный характер.
Сказки Ушинского написаны простым языком, близким к народному. Он часто вводит в сюжет сказок народные пословицы, поговорки, присказки.
А теперь обратимся к самим сказкам.

Эта трогательная сказка о том, что человек всегда должен быть благодарным за добро, которое ему сделали и всегда быть в ответе за тех, кого приручил. О том, что нельзя нарушать данное слово, иначе можно стать предателем. О том, что добро должно побеждать зло.

У богатого купца Уседома была замечательная лошадь Догони-Ветер – так прозвали её за быстроту ног. «Не было коня быстрее и красивее Догони-Ветра. Никто не смел садиться на Догони-Ветра, кроме самого хозяина, и хозяин никогда не ездил верхом ни на какой другой лошади».
Однажды Уседом ехал вечером по лесу, и на него напали разбойники. Только быстрые ноги Догони-Ветра помогли купцу спастись от смерти. И тогда он пообещал всегда ухаживать за лошадью, что бы ни случилось.
Но в этот день ленивый работник не дал как следует остыть измученному животному и напоил раньше времени. Лошадь заболела, а потом ослепла. Хозяин сначала, как и обещал, ухаживал за ней и жалел её, но постепенно стал забывать о своей спасительнице и даже посчитал, что незачем тратить корм на ненужную лошадь, пусть сама добывает себе корм. И выгнал со двора.

Несчастное животное бродило по городу в поисках пищи и добралось до площади, «где собиралось вече, висел на четырех столбах большой вечевой колокол, по звону которого собирался народ и в который мог звонить каждый, кто считал себя обиженным и требовал от народа суда и защиты». «Слепая, глухая и голодная лошадь случайно набрела на столбы, на которых висел колокол, и, думая, быть может, вытащить из стрехи пучок соломы, схватила зубами за веревку, привязанную к языку колокола, и стала дергать: колокол зазвонил так сильно, что народ, несмотря на то, что было еще рано, толпами стал сбегаться на площадь, желая знать, кто так громко требует его суда и защиты».
Неблагодарного купца обязали содержать лошадь по-прежнему и кормить её до самой её смерти. «Особый человек приставлен был смотреть за исполнением приговора, а самый приговор был вырезан на камне, поставленном в память этого события на вечевой площади. »

Очень короткая сказка о том, как поспорили Ветер и Солнце, кто из них сильнее. Решили проверить свою силу на человеке – снять с него дорожный плащ. Ветер рвал и трепал, но ничего не смог сделать – человек только крепче сжимал руками одежду. А Солнце ласково пригрело, человек согрелся и сам снял плащ.
С помощью ласки и доброты можно добиться гораздо больше, чем силой и гневом.

Эта известная сказка – о двух козликах-упрямцах. Никто не хотел уступить при переходе по бревну через речку. В результате оба упали в неё. Мораль сказки ясна даже маленькому ребёнку: кто-то должен уступить первым, а упрямство – плохое качество.

Сказка «Два плуга» – о значении трудолюбия. От ничегонеделания даже железо ржавеет, а от работы становится ещё краше.

— Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? — спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.
— От труда, мой милый, — отвечал тот, — а если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что всё это время ты пролежал на боку, ничего не делая.

Сказки Ушинского о животных («Лиса и козёл», «Петух да собака», «Плутишка кот», «Лиса и гуси», «Ворона и рак» и др.) повествуют о тех чертах характера, которые присущи и людям: хитрости, смекалке, безалаберности, предусмотрительности, доброте и т.д.

Интересны познавательные сказки Ушинского. Из них дети узнают о повадках животных, их предназначении, причём эти знания представлены очень лаконично и простым разговорным языком. В сказке «Не ладно скроен, да крепко сшит» два героя: зайчик и ёжик. Зайчик считает, что у ёжика очень некрасивое, колючее платье. Ёжик соглашается, но добавляет:

— Но мои колючки спасают меня от зубов собаки и волка; служит ли тебе так же твоя хорошенькая шкурка?
Больше ничего не скажешь. А ребёнку ясно, для чего ёжику колючки.

Из сказки «Лиса Патрикеевна» ребёнок узнает почти всё об этом животном: как она выглядит («у кумушки-лисы зубушки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлете, шубка тепленькая. Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстучек); как она движется («ходит лиса тихохонько, к земле пригинается, будто кланяется; свой пушистый хвост носит бережно, смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает»); какие норы она роет («роет норы, умница, глубокие; много ходов в них и выходов, кладовые есть, есть и спаленки, мягкой травушкой полы выстланы»). А в заключение получит общую характеристику лисы: «Всем бы лисонька хороша была хозяюшка, да разбойница-лиса – хитрая: любит курочек, любит уточек, свернет шею гусю жирному, не помилует и кролика».

Читайте также:  Анализ на аскаридоз у детей расшифровка

Так же легко и просто ребёнок узнаёт о предназначении собаки (сказки «Бишка» , «Храбрая собака» ), коровы (сказка «Коровка» ).

Сказки «Козел» и «Петушок с семьей» рассказывают детям о том, как должны распределяться обязанности в семье. На важность авторитета отца указывает последняя строчка сказки «Козёл»: «Погодите, ужо придет бородатый хозяин – всем вам порядок даст!». В сказке «Петушок с семьёй» петушок является миротворцем, он не любит ссор и тут же устанавливает в семье мир и порядок: «Петя-петушок беспорядков не любит – сейчас семью помирил: ту за хохол, того за вихор, сам зернышко съел, на плетень взлетел, крыльями замахал, во все горло заорал: «Ку-ка-ре-ку!».

Сказка «Жалобы зайки» учит детей доброте и снисходительности к тем, кто слабее и беззащитнее.

источник

Рассказы и сказки К.Д. Ушинского для детей. Педагогический характер, многообразие тематики, познавательное значение.

К.Д. Ушинский (1824—1870) — выдающийся педагог и дет­ский писатель.

Отрочество и юность Ушинского прошли в небольшом городе Новгород-Северске, где он и учился в гимназии. Позднее Ушин­ский окончил Московский университет.

Педагогическая деятельность. В русской и мировой педагогике имя К. Д. Ушинского занимает особое и значительное место. Помимо громадного вклада в развитие отечественной педаго­гической мысли — он справедливо считается создателем русской народной школы — чрезвычайно важно и сегодня его учение о духовной стороне человеческой жизни, о связи общественного прогресса с состоянием образования. Большую часть своей жизни Ушинский посвятил практиче­ской педагогике. Основное его внимание было сосредоточено на создании русской народной школы, а также на вопросах женско­го образования (несколько лет он служил инспектором Смольно­го института для благородных девиц). В области народного образо­вания Ушинский ориентировался на традиционные ценности жизни народа. В наступлении эпохи капитализма и индустриали­зации он усматривал «грязь» и «разврат». И утверждал, что лишь церковь и школа могут вывести «наш простой народ. в более об­ширную и свободную сферу».

Ушинский не только обладал педагогическим талантом, но и проявил себя как замечательный детский писатель. Его произведения, помещенные в учебных кни­гах, заключают в себе наглядный моральный урок и несут читате­лям конкретные знания. Например, «Детский мир. » открывается занимательным рассказом «Дети в роще», где говорится о пагуб­ности лени и безответственности. Брат и сестра отправились в шко­лу, но, привлеченные прохладой рощи, устремились в нее, а не в школу. Однако ни муравей, ни белка, ни ручей, ни птичка, к которым обращаются дети, не желают веселиться с ними — все они трудятся. «А вы что сделали, маленькие ленивцы? — говорит им уставшая малиновка. — В школу не пошли, ничего не выучи­ли, бегаете по роще да еще мешаете другим дело делать. Помни­те, что только тому приятно отдохнуть и поиграть, кто поработал и сделал все, что обязан был сделать».

Рассказы «Зима», «Весна», «Лето» и «Осень» дают представле­ние о смене времен года. Простые понятия, ясный язык, спокой­ная интонация — все располагает маленького читателя к воспри­ятию информации, заключенной в этих рассказах.

На полях появляются сначала проталины; но скоро земля, мокрая, про­питанная водою, повсюду показывается из-под снега. Пройдет еще неделя-другая — и снег останется разве где-нибудь в глубоком овраге, куда не заглядывает солнце. Небо становится все синее, а воздух все теплее.

Ушинский никогда не упускает возможности от конкретных описаний обратиться к более высоким материям, к выводам, на­правленным на духовное развитие. Рассказ «О человеке» начина­ется словами: «Я человек, хотя еще и маленький, потому что у меня есть такая же душа и такое же тело, как и у других людей». Далее идет подробное описание человеческого тела, а в конце — напоминание: «Человек одарен прекрасно устроенным телом, одарен жизнью, одарен душой — свободной, разумной и бессмерт­ной, желающей добра и верящей в Творца Вселенной». В хресто­матии дан короткий рассказ об органах человеческого тела, о том, как они перессорились между собой, увидели, что это плохо, и помирились, «стали по-прежнему друг на друга работать — и все тело поправилось и сделалось здоровым и сильным».

В «Детском мире. » в разделе «Из русской истории» напечата­ны рассказы Ушинского о важных исторических событиях. Свои рассказы из истории Ушинский создавал, опираясь на Карамзина и на переложение его «Истории Государства Россий­ского», сделанное Ишимовой.

Особая ценность его рассказов о природе, о животных («Жало­бы зайки», «Пчелки на разведке» и др.) состоит в том, что приро­да в них показана как цельный и прекрасный мир, полный тайн.

Настала весна, солнце согнало снег с полей; в пожелтевшей прошло­годней травке проглядывали свежие, ярко-зеленые стебельки; почки на деревьях распускались и выпускали молоденькие листочки. Вот просну­лась и пчелка от своего зимнего сна, прочистила глазки мохнатыми лап­ками, разбудила подруг, и выглянули они в окошечко: ушел ли снег, и лед, и холодный северный ветер?

Такие рассказы Ушинского, как «Играющие собаки», «Два козлика», «Лошадь и осел», по существу, представляют собой басни. Согласно басенной традиции автор завершает их моральными сен­тенциями. Недаром они вошли в единый раздел «Басни и расска­зы в прозе».

Произведения Ушинского о детях (например, «Четыре жела­ния», «Вместе тесно, а врозь скучно», «Трусливый Ваня») отли­чаются тонкой психологичностью и на простых примерах препо­дают детям уроки жизни. Автор тактично подсказывает, от чего в себе надо избавляться, какие недостатки в характере могут ме­шать в дальнейшем. Вот Ваня, оставшись дома один, испугался теста в квашне: оно пыхтит на печи и наводит на мысли о домо­вом. Бросился Ваня бежать, да наступил на кочергу — она его в лоб ударила; а тут еше упал он, запутавшись в оборке от лаптя. Едва привели в чувство взрослые трусливого мальчика. «Четыре желания» — рассказ о другой черте характера — нерешительности. Герой никак не может согласовать свои чувства с разумом: все времена года кажутся ему одинаково прекрасными, и он не спосо­бен решить, какое же из них самое любимое, самое желанное.

Ушинский обрабатывал для детей народные сказки. Он отда­вал им предпочтение даже перед хорошо написанным литератур­ным произведением. Он высоко ценил поэтический мир народно­го творчества, считал сказку лучшим средством для «понимания народной жизни».

В сказке «Мужик и медведь», обработанной Ушинским, хит­рый мужик уговорил медведя, что ему лучше брать вершки от репы, а от пшеницы — корешки; «с тех пор у медведя с мужиком и дружба врозь». В другой сказке — «Лиса и Козел» — Лиса, упав в колодец, уверяет Козла, что она здесь просто отдыхает: «Там, наверху, жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой — сколько хочешь». Козел просто­душно прыгает в колодец, а Лиса «вскочила Козлу на спину, со спины — на рога, да и вон из колодца».

Книги К.Д. Ушинского «Детский мир и хрестоматия» и «Род­ное слово» оказали очень большое влияние как на позднейшие учебные пособия, так и вообще на литературу для детей. Педаго­гические принципы Ушинского использовал Лев Толстой при составлении знаменитых «Азбук».

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

источник

Я думаю, все вы наслышаны о том, кто такой Константин Дмитриевич Ушинский – великий русский педагог или, как говорят, «учитель русских учителей», и мне нет нужды о нем рассказывать.

Если же кто-то из вас с ним незнаком либо вообще впервые о нем слышит, то могу вам посоветовать «великую всесильную Википедию» (там вы сможете ознакомиться с его биографией).

А данная статья создана для того, чтобы помочь вам в воспитании детей посредством сказок данного писателя. Да-да, именно писателя, так как пусть он и вошел в историю прежде всего как педагог, но в литературе для детей он тоже оставил свой, довольно таки жирный след.

Все его рассказы: реалистические, научно-познавательные, а также сказки отличаются очень сильной дидактикой и имеют педагогический характер. Источником произведений Ушинского является русский фольклор (это пословицы, поговорки, народные сказки и др.). Почему фольклор? Да ведь это те самые произведения, в которых заложена народная мудрость! А именно мудрость и следует передавать детям!

Они написаны для детей дошкольного и самого младшего возраста. Почему? Потому что они невелики по объему. Потому что тематика его произведений разнообразна, а значит, они развивают кругозор ребят. Потому что тематика очень приближена к детской жизни, а значит, они понятны и интересны детям. С художественной точки зрения во всех произведениях сочетается познавательность и поэтичность; есть сюжет, сюжетная занимательность; язык близок к народному, а это значит – прост и доступен детскому восприятию. А это только положительные качества литературы для детей. О критериях хорошей книги для детей вы можете прочитать здесь.

Да что тут говорить, о произведениях Константина Дмитриевича Ушинского для детей положительно отзывался сам Лев Николаевич Толстой! (Ну о нем, я уверена, точно все наслышаны!)))

Итак, об основном я вкратце рассказала. Теперь дело за главным: для чего я это все затеяла.

Хочу сделать краткий анализ многих произведений Ушинского для детей и объяснить, с помощью какого произведения что можно воспитывать у ребенка. А это проще сделать с помощью интересной литературы, а не занудных лекций «о том о сем»!

Начну я со сказок для воспитания, которые написал Константин Дмитриевич Ушинский детям.

— о том, как встретились два козлика при переходе реки и не хотели уступать один одному дорогу, а в итоге оба упали в реку. Написана для того, чтобы высмеять упрямство. Ваш ребенок упрям? Прочитайте с ним эту сказку, посмейтесь вместе над персонажами, а потом спросите у ребенка: «Катя (Слава, Миша и т.д.), а не поступаешь ли ты иногда также?» Пусть ребенок осознает, как выглядит это со стороны.

— о том, как лошадь спасла жизнь своему хозяину и он пообещал всегда за ней ухаживать. А когда она стала не нужна, он забыл о своем обещании и выгнал лошадь на улицу. С помощью этой сказки можно рассказать о том, что дал слово – держи, показать, как противно предательство. Кроме того, можно показать ребенку, что справедливость всегда восторжествует.

— о том, как поспорили они, кто сильнее и пытались снять плащ с человека. Сказка учит тому, что с помощью ласки и доброты можно добиться гораздо большего, чем с помощью гнева.

— о том, как два совершенно одинаковых плуга стали разными: один сверкал, а второй заржавел. Читайте эту сказку специально для того, чтобы воспитывать в детях трудолюбие.

В следующей статье Сказки для воспитания или Ушинский детям (часть 2) вы узнаете, с помощью каких сказок учить детей быть сообразительными, прививать любовь к порядку в семье и др.

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий ? Я ценю ваше мнение!

источник

Рассказы и сказки К.Д.Ушинского для детей. Педагогический характер и образовательно-воспитательное значение произведений

1.Пчелы и мухи. Ушинский Константин Дмитриевич. Рассказ

2.Медведь и бревно. Ушинский Константин Дмитриевич. Рассказ

3.Пчелки на разведках. Ушинский Константин Дмитриевич. Рассказ

4.Лес и ручей. Ушинский Константин Дмитриевич. Рассказ

5.В лесу летом. Ушинский Константин Дмитриевич. Рассказ

6.Орел и кошка. Ушинский Константин Дмитриевич. Рассказ

7.Бодливая корова. Ушинский Константин Дмитриевич. Рассказ

8.Дятел. Ушинский Константин Дмитриевич

9.Ворон и сорока. Ушинский Константин Дмитриевич

10.Гусь и журавль. Ушинский Константин Дмитриевич

11.Два козлика. Ушинский Константин Дмитриевич

12.Козел. Ушинский Константин Дмитриевич

13.Васька. Ушинский Константин Дмитриевич

14.Петушок с семьей. Ушинский Константин Дмитриевич

15.Лошадка. Ушинский Константин Дмитриевич

16.Бишка. Ушинский Константин Дмитриевич

17.Уточки. Ушинский Константин Дмитриевич

18.Не ладно скроен, да крепко сшит (Заяц и ёж). Ушинский Константин Дмитриевич

19.Жалобы зайки. Ушинский Константин Дмитриевич

20.Слепая лошадь. Ушинский Константин Дмитриевич

21.Два плуга. Ушинский Константин Дмитриевич. Притча

22.Ветер и солнце. Ушинский Константин Дмитриевич. Притча

23.Дети в роще. Ушинский Константин Дмитриевич. Рассказ

24.Чужое яичко. Ушинский Константин Дмитриевич. Рассказ

25.Четыре желания. Ушинский Константин Дмитриевич. Рассказ

26.Утренние лучи. Ушинский Константин Дмитриевич. Рассказ

27.Проказы старухи-зимы. Ушинский Константин Дмитриевич. Рассказ

28.История одной яблоньки. Ушинский Константин Дмитриевич. Рассказ

29.Гадюка. Ушинский Константин Дмитриевич. Рассказ

30.Как рубашка в поле выросла. Ушинский Константин Дмитриевич. Рассказ

В педагогической системе великого русского педагога К.Д. Ушинского ведущее место занимает его учение о цели, принципах и сущности воспитания. Важнейшим звеном нравственного совершенствования личности является, как утверждал К.Д. Ушинский, идея народности, которую он обосновал во многих произведениях.

Его произведения, помещенные в учебных книгах, заключают в себе наглядный моральный урок и несут читателям конкретные знания. К примеру, ʼʼДетский мир. ʼʼ открывается занимательным рассказом ʼʼДети в рощеʼʼ, где говорится о пагуб­ности лени и безответственности. Рассказы ʼʼЗимаʼʼ, ʼʼВеснаʼʼ, ʼʼЛетоʼʼ и ʼʼОсеньʼʼ дают представле­ние о смене времен года. Простые понятия, ясный язык, спокой­ная интонация — всœе располагает маленького читателя к воспри­ятию информации, заключенной в этих рассказах. Ушинский никогда не упускает возможности от конкретных описаний обратиться к более высоким материям, к выводам, на­правленным на духовное развитие. Особая ценность его рассказов о природе, о животных (ʼʼЖало­бы зайкиʼʼ, ʼʼПчелки на разведкеʼʼ и др.) состоит в том, что приро­да в них показана как цельный и прекрасный мир, полный тайн.Произведения Ушинского о детях (к примеру, ʼʼЧетыре жела­нияʼʼ, ʼʼВместе тесно, а врозь скучноʼʼ, ʼʼТрусливый Ваняʼʼ) отли­чаются тонкой психологичностью и на простых примерах препо­дают детям уроки жизни. Автор тактично подсказывает, от чего в себе нужно избавляться, какие недостатки в характере могут ме­шать в дальнейшем.Все его рассказы: реалистические, научно-познавательные, а также сказки отличаются очень сильной дидактикой и имеют педагогический характер.

источник

  • (0)
  • АУДИО для детей (2)
  • АФИША и ОБЪЯВЛЕНИЯ (2)
  • АФОРИЗМЫ ЦИТАТЫ ПРИТЧИ о детях (3)
  • БЕРЕМЕННОСТЬ. В ОЖИДАНИИ МАЛЫША (2)
  • БИБЛИОТЕКА ДЕТСКАЯ (342)
  • Английский язык для детей (12)
  • АППЛИКАЦИЯ (15)
  • Воспитание и общение (8)
  • Дидактические картинки и карточки (3)
  • Журналы для детей (6)
  • Загадки (1)
  • Книжные серии (22)
  • ЛЕПКА (7)
  • Математика для дошкольников (14)
  • Начальная школа (9)
  • Окружающий мир (8)
  • Опыты и Эксперименты (2)
  • Подготовка к школе (13)
  • Поделки из бумаги Оригами (8)
  • Познавательная литература (15)
  • Развивающие и творческие задания (20)
  • Развитие мелкой моторики (7)
  • Развитие Мышления Внимание Память (19)
  • Развитие речи Чтение Буквари (49)
  • ТЕСТЫ для детей (2)
  • Учимся писать Прописи (26)
  • Учимся рисовать (20)
  • Художественная литература (88)
  • Энциклопедии и справочники (8)
  • ВИДЕОЗАЛ (20)
  • Воспитание и развитие детей (3)
  • Мультфильмы (6)
  • Развивающие видеоуроки и видеоролики (11)
  • ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ (63)
  • ВСЕ О НОВОРОЖДЕННЫХ (1)
  • ГОЛОВОЛОМКИ и ФОКУСЫ (1)
  • ДЕТСКИЕ РАБОТЫ (3)
  • ДЕТСКОЕ ПИТАНИЕ (0)
  • ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ (3)
  • ИГРОТЕКА (159)
  • Игра — драматизация (1)
  • Развивающие игры (70)
  • Дидактические карточки (5)
  • Игры и игрушки своими руками (53)
  • Компьютерные игры (2)
  • Кукольный театр (1)
  • Настольно-печатные игры и лото (19)
  • Пальчиковые игры (5)
  • Подвижные игры (9)
  • Сюжетно-ролевая игра (1)
  • ИСКУССТВО ЖИВОПИСЬ для детей (0)
  • КОПИЛКА РОДИТЕЛЬСКОГО ОПЫТА (52)
  • КРЕАТИВНОСТЬ ТВОРЧЕСТВО ТРиЗ (2)
  • ЛОГОПЕДИЯ (33)
  • Развитие и коррекция речи (19)
  • Советы логопеда (14)
  • МАСТЕР КЛАССЫ (27)
  • МАСТЕРОК (358)
  • Аппликация (41)
  • Аппликация Объёмная (12)
  • Квиллинг (1)
  • Клипарды и картинки (2)
  • Конструирование (2)
  • Лепка (52)
  • Оригами (8)
  • Поделки из бумаги (92)
  • Поделки из природных материалов (8)
  • поделки из различных материалов (88)
  • Рисование (54)
  • МЕТОДИКИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ (11)
  • Методика Монтессори (6)
  • МЕТОДИКА ТЕПЛЯКОВОЙ (3)
  • МУЗЫКА и ПЕСНИ для детей (0)
  • НАВИГАТОР ПО ДНЕВНИКУ (15)
  • НОВОСТИ и АНОНСЫ (1)
  • ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ (19)
  • Дошкольное образование (1)
  • Начальная школа (18)
  • Средняя школа (3)
  • ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ (397)
  • Викторины и Конкурсы (1)
  • Выбор профессии (3)
  • География малышам (1)
  • Готовность к школе (18)
  • Загадки (14)
  • Иностранные языки (11)
  • Карточки обучающие (8)
  • Комплексные занятия (18)
  • Математика (27)
  • Окружающий мир (31)
  • Письмо Прописи Рабочие тетради (23)
  • Почемучка (7)
  • Развивающие задания (41)
  • Развитие Внимания (5)
  • Развитие Мелкой моторики руки (46)
  • Развитие Мышления (27)
  • Развитие Памяти (4)
  • Развитие Речи (39)
  • Сенсорное развитие (12)
  • Смекалочка (1)
  • Тематические недельки (25)
  • Чтение (70)
  • Экономика малышам (11)
  • Этикет малышам (1)
  • ОНЛАЙН ресурсы (16)
  • ОПЫТЫ и ЭКСПЕРИМЕНТЫ для детей (28)
  • Занимательная астрономия (1)
  • Занимательная биология (4)
  • Занимательная геология (1)
  • Занимательная математика (1)
  • Занимательная физика (16)
  • Занимательная химия (5)
  • ОТДЫХ и ПУТЕШЕСТВИЯ для детей (4)
  • ПОЛЕЗНЫЕ ПРОГРАММЫ (1)
  • ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ (6)
  • ПРАЗДНИКИ ПОЗДРАВЛЕНИЯ ПОДАРКИ (162)
  • 23 февраля (19)
  • 8 марта (9)
  • День космонавтики (2)
  • День рождение (17)
  • День учителя (5)
  • Масленица (3)
  • Новый год (92)
  • Пасха (17)
  • ПРЕЗЕНТАЦИИ для детей (0)
  • ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ (17)
  • РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРУШКИ (14)
  • Конструкторы (3)
  • Мобили и подвески (3)
  • Мягкие развивающие игрушки (1)
  • Наборы для творчества (1)
  • Настольные игры (2)
  • Пазлы Сортеры (1)
  • Пирамидки Кубики (1)
  • РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ (53)
  • Внутриутробное развитие (1)
  • от 0 до 1 года (20)
  • от 1 до 2 лет (20)
  • от 2 до 3 лет (8)
  • от 3 до 4 лет (7)
  • от 4 до 5 лет (3)
  • от 5 до 7 лет (3)
  • РАСКРАСКИ (48)
  • Лабиринты (5)
  • Обводилки (2)
  • Раскраски «Сезоны года» (2)
  • Раскраски для малышей (11)
  • Раскраски для праздников (4)
  • Раскраски животных (4)
  • Раскраски здания и дома (1)
  • Раскраски из мультфильмов (1)
  • Раскраски обучающие (4)
  • Раскраски онлайн (4)
  • Раскраски по номерам (2)
  • Раскраски птиц (1)
  • Раскраски растительного мира (4)
  • Раскраски транспорта (2)
  • СЕРИИ книжек Раскрасок (3)
  • СКАЗКОТЕРАПИЯ (42)
  • ССЫЛКИ на дневники о детях (25)
  • ССЫЛКИ на сайты о детях (51)
  • ТЕСТЫ и ДИАГНОСТИКА для детей (3)
  • ТОВАРЫ для детей (0)
  • ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ (4)
  • ФОТОГАЛЕРЕЯ (1)
  • ЭНЦИКЛОПЕДИИ и СЛОВАРИ (0)
Читайте также:  Анализ на астму у детей

Я думаю, все вы наслышаны о том, кто такой Константин Дмитриевич Ушинский – великий русский педагог или, как говорят, «учитель русских учителей».Кроме того, Константин Дмитриевич Ушинский писал детям воспитывающие, научно-познавательные сказки и рассказы.

— о том, как встретились два козлика при переходе реки и не хотели уступать один одному дорогу, а в итоге оба упали в реку. Написана для того, чтобы высмеять упрямство. Ваш ребенок упрям? Прочитайте с ним эту сказку, посмейтесь вместе над персонажами, а потом спросите у ребенка: «Катя (Слава, Миша и т.д.), а не поступаешь ли ты иногда также?» Пусть ребенок осознает, как выглядит это со стороны.

— о том, как лошадь спасла жизнь своему хозяину и он пообещал всегда за ней ухаживать. А когда она стала не нужна, он забыл о своем обещании и выгнал лошадь на улицу. С помощью этой сказки можно рассказать о том, что дал слово – держи, показать, как противно предательство. Кроме того, можно показать ребенку, что справедливость всегда восторжествует.

— о том, как поспорили они, кто сильнее и пытались снять плащ с человека. Сказка учит тому, что с помощью ласки и доброты можно добиться гораздо большего, чем с помощью гнева.

— о том, как два совершенно одинаковых плуга стали разными: один сверкал, а второй заржавел. Читайте эту сказку специально для того, чтобы воспитывать в детях трудолюбие.

— о том, как лиса обхитрила козла и вылезла из колодца. Можно научить ребенка анализировать ситуацию и не давать водить себя за нос. НО! Не стоит учить ребенка, что быть хитрым – очень хорошо, а то потом почувствуете это на себе. Хитрить хорошо только для того, чтобы найти выход из тяжелой ситуации. А еще если обратить внимание на начало сказки, можно показать ребенку, что надо быть внимательным, чтобы не угодить в тяжелую ситуацию.

Сказки «Петух да собака», «Плутишка кот», «Лиса и гуси», «Ворона и рак» подходят для тех же целей, что и сказка «Лиса и козел». Так что одной проблеме можно уделить целую неделю. Новая форма, но смысл один. Получается, что истины мы повторяем, но интерес при этом не угасает! А все вы знаете, что Повторенье – мать … Да нет, не печенья, не мученья, а ученья!

В сказке «Петух да собака» рассказывается о том, как эти животные жили у бедных стариков. Но есть им даже нечего было и они решили уйти от хозяев. Пошли петух и собака в лес. На ночь петух взобрался на дерево, а собака закопалась листья. Утром петух, как всегда, приветливо закукарекал солнышку. А это пение услыхала лисица и захотела съесть петуха. Прибежала под дерево и стала его в гости к себе звать. А тот говорит: «Я друга позову». Плутовка обрадовалась, что обед вдвое больше будет и говорит: «Зови!» Прибежала собака и разорвала лисицу.

В сказке «Плутишка кот» рассказывается о хитрости кота, из-за которой все сначала в беду попали, а потом спаслись. Кот часто норовил у хозяев что-либо умыкнуть, за что ему и доставалось. А были еще во дворе козел и баран. Они и говорили, что поделом коту. А тот придумал, что из-за того, что он съел сметану, хозяевам придется козла и барана на еду пустить. Решили они все в лес убежать. Там познакомились с медведем и все вместе спать легли. А ночью к ним волки пришли. Но кот их и тут обхитрил, отправив их к медведю. После этого происшествия все решили домой вернуться, чтобы еще к какую-нибудь беду не попасть.

В сказке «Лиса и гуси» ситуация очень забавная, о том, как гуси лису обхитрили. Она пришла к ним на луг, чтобы съесть, а они ей говорят: «Дай мы напоследок споем!» Лиса разрешила, а гуси как запели так до сих пор поют «га-га-га». Сказка маленькая, и ребенок с удовольствием вместе с вами будет петь гусиную песенку.

Сказка «Ворона и рак» очень похожа на басню «Лиса и ворона», только здесь птицу обманул рак, которым та хотела полакомиться. Рак нахваливал ворону, пока она не согласилась «Ага!» и не раскрыла рот. Сказка тоже очень коротенькая, и ее ребенку будет очень интересно инсценировать

— о том, как старик любил сказки слушать и пустил к себе человека ночевать за то, что тот будет ему всю ночь сказки рассказывать. Там дальше идет такая интересная небылица, а в итоге дед падает с печи. С помощью такой сказки можно объяснить ребенку, что всему свое время: сказки надо слушать в детстве. А дальше можно перейти на то, что во взрослой жизни должны быть уже другие приоритеты. Или к тому, что делу – время, а потехе… В общем, здесь уже на вас работает ваша фантазия.

— о том, как все устроено в семье, как распределены роли между членами семьи. Это глубокий смысл, а читаются эти коротенькие сказочки быстро и легко. Можно показать ребенку, что в семье должен быть мир и порядок, и не надо ссориться. Также показан папин авторитет.

— о том, как курочка предупреждала петушка не есть зеленую смородину, не пить холодную воду, не кататься на тонком льду, а подождать пока смородинка созреет, водичка согреется, а река замерзнет сильнее. Но петушок не слушался и попадал в беду. На примере этой сказки можно показать, что когда мама (папа) что-то не разрешают, на это есть веские причины, что не стоит торопиться там, где лучше подождать. Опять таки поспешишь – людей…

— сюжет знают все! Воспитывается послушание. И этим все сказано.

Сказка «Жалобы зайки».

А ответьте-ка мне сначала на такие вопросы:

Как выглядит заяц? (вставить зайца)

Умеет ли кролик рыть норы? А заяц?

Как заяц спускается с горки?

Где обычно прячутся зайцы?

Если вы не знаете ответа хоть на один из этих вопросов, откуда узнает ответы на них ваш ребенок? Так что, как видите, и вы можете узнать что-то новенькое из сказок Ушинского. А для того, чтобы знать ответы на эти вопросы, не стоит зарываться с носом в нудные энциклопедии! Стоит всего-то прочитать познавательную сказку Ушинского «Жалобы зайки». Правда же, намного интереснее для маленьких деток!? Уверена, что и вам самим понравилось. А как можно-то в интонации поупражняться при чтении!

Сказка «Лиса Патрикеевна»

А если вы прочитаете сказку «Лиса Патрикеевна», то узнаете ответы на следующие вопросы:

Сказка «Не ладно скроен, да крепко сшит»

Из сказки ваши дети узнают, для чего ежику колючки.

Очень короткое, но написанное с любовью и понятно, описание кота для самых маленьких деток – в сказке «Васька».

А из сказки«Бишка» можно будет узнать, чем занимается собака (причем хороша подача: от имени самой собаки!).

Очень веселая сказка«Храбрая собака», из которой мы узнаем, почему лает собака и почему она поджимает хвост.

О корове ребенок узнает из сказки «Коровка». А если из этой сказки выбросить первое предложение, то это уже не сказка вовсе, а загадка! И так можно поступить со многими перечисленными познавательными сказками Ушинского!

Обратите внимание, с какой любовью автор описывает всех героев своих сказок!

Рассказ «Дети в роще»

-читаем для того, чтобы привить детям привычку сначала выполнять свои обязанности, а потом уже гулять.

В данном произведении рассказывается о том, как двое детей – брат и сестра – решили не идти в школу, а погулять в это время в роще. Но никто с ними не хотел играть: ни пчелка, ни ручеек, ни птичка. И все потому, что каждый был занят своим делом: жучку надо было добыть себе обед, пчелке – собирать мед. Скучно стало детям в роще, но все равно с ними никто не играл. А малиновка их даже пристыдила и сказала, что только тем и будет приятно отдыхать и играть, кто сначала поработал да сделал все, что был обязан сделать. И при этом рассказ заканчивается оптимистично.

Рассказ «Вместе тесно, а врозь скучно»

-читаем для того, чтобы научить детей играть вместе и не жалеть друг другу свои игрушки. При этом в данном очень маленьком произведении перед ребятами ставится проблемный вопрос, который провоцирует их на то, чтобы задуматься и самим найти решение проблемы.

Рассказ «Гадюка»

-это учебно-познавательный рассказ, из которого дети узнают о том, какие ужи и какие гадюки. При этом рассказ не сухой и напичканный фактами, а как будто вырванный из жизни. Рассказывается о том, как собака спасла своего хозяина от гадюки. Читатель вместе с рассказчиком будет переживать за судьбу собаки, что, кстати, учит детей сопереживанию, а в конце все будет хорошо. И детки узнают, почему собакам не страшен укус гадюки.

Рассказ «Утренние лучи»

-здесь описывается, как красиво просыпаются все, на кого попадают солнечные лучики, и как ведет себя лентяй, когда такой лучик попадает на него. Понятно, что такой рассказик поможет в борьбе с ленью.

Рассказ «История одной яблоньки»

-читаем детям, чтобы проследить судьбу одной яблоньки: как она в лесу из зернышка от кислой яблони выросла, как ее садовник выкопал и в сад пересадил, как он за ней ухаживал, да как на ней вместо кислых яблок стали расти сладкие. Прочитав этот рассказ, можно прийти к следующему умозаключению: не надо никогда думать, что если родители плохие, то и дети такие же будут, потому что важная роль в формировании ребенка отдается уходу и воспитанию. Этот урок будет полезно усвоить и взрослому человеку, а не только ребенку.

Рассказ «Как рубашка в поле выросла»

-читаем для того, чтобы показать ребятам, как много стараний человек отдает на то, чтобы что-то сделать. И таким образом ребенок осознает ценность труда и научается ценить человеческие старания. А в итоге – бережно относиться к вещам. Более того, в начале рассказа перед детьми опять-таки ставится проблемный вопрос «как рубашка могла на поле вырасти?». Таким образом, ребенка легко заинтересовать и он будет с удовольствием слушать весь рассказ.

Рассказ «Курица и утята»

-о том, как хозяйка захотела утят вывести и подложила утиные яйца под курицу. А курица высидела утят и растила и однажды ради них чуть не погибла. А смысл в этом произведении таков: если принял кого-то как родного, то и будешь с ним как с родным. И за это сердце будет болеть не меньше. И неважно, что это не твои детки…

Рассказ «Чужое яичко»

Очень похож на рассказ «Курица и утята». И смысл в нем тот же.

Рассказ «Проказы старухи-зимы»

-в интересной, даже сказочной, форме подается нам информация о зиме, о том, как хотела она всех заморозить и у нее это не получалось, да о том, как она «расплакалась» — так, что стало ясно, что и весна недалеко. Описывается, как проводят время зимой птицы, звери, рыбы и люди, и почему им всем зима не страшна. После прочтения для развития мышления можно задать детям вопрос: «А что это за зимние слезы такие?»

Что же, на этом мы с вами и заканчиваем знакомство с творчеством Константина Дмитриевича Ушинского для детей. Но я надеюсь, что за это время вы успели осознать главное: читать детям не только интересно, но и полезно!

В этой рубрике собраны сказки, которые воспитывают или обучают ребенка. Эти сказки можно прописывать вместо таблеток детям, так как они имеют лечебный эффект!

Процитировано 3 раз
Понравилось: 2 пользователям

источник

Наталия Козодаева
Консультация «Произведения К. Д. Ушинского, их место в работе воспитателя ДОУ»

Константин Дмитриевич Ушинский – великий русский педагог или, как говорят, «учитель русских учителей», и мне нет нужды о нем рассказывать.

Читайте также:  Анализ на артрит у детей

Если же кто-то из вас с ним незнаком либо вообще впервые о нем слышит, то могу вам посоветовать «великую всесильную Википедию» (там вы сможете ознакомиться с его биографией).

А данное сообщение для того, чтобы помочь вам в воспитании детей посредством сказок данного писателя. Да-да, именно писателя, так как пусть он и вошел в историю, прежде всего как педагог, но в литературе для детей он тоже оставил свой, довольно таки жирный след.

Все его рассказы: реалистические, научно-познавательные, а также сказки отличаются очень сильной дидактикой и имеют педагогический характер. Источником произведений Ушинского является русский фольклор (это пословицы, поговорки, народные сказки и др.). Почему фольклор? Да ведь это те самые произведения, в которых заложена народная мудрость! А именно мудрость и следует передавать детям!

В каком возрасте стоит читать с детьми произведения Ушинского?

Они написаны для детей дошкольного и самого младшего возраста. Почему? Потому что они невелики по объему. Потому что тематика его произведений разнообразна, а значит, они развивают кругозор ребят. Потому что тематика очень приближена к детской жизни, а значит, они понятны и интересны детям. С художественной точки зрения во всех произведениях сочетается познавательность и поэтичность; есть сюжет, сюжетная занимательность; язык близок к народному, а это значит – прост и доступен детскому восприятию.

О произведениях Константина Дмитриевича Ушинского для детей положительно отзывался сам Лев Николаевич Толстой! (Ну о нем, я уверена, точно все наслышаны)

Вот краткий анализ многих произведений Ушинского для детей который, разъяснит, с помощью какого произведения, что можно воспитывать у ребенка. А это проще сделать с помощью интересной литературы, а не занудных лекций «о том о сем»!

Начну я со сказок для воспитания, которые написал Константин Дмитриевич Ушинский детям.

Сказка «Два козлика»— о том, как встретились два козлика при переходе реки и не хотели уступать один одному дорогу, а в итоге оба упали в реку. Написана для того, чтобы высмеять упрямство. Ваш ребенок упрям? Прочитайте с ним эту сказку, посмейтесь вместе над персонажами, а потом спросите у ребенка: «Катя (Слава, Миша и т. д., а не поступаешь ли ты иногда также?» Пусть ребенок осознает, как выглядит это со стороны.

Сказка «Слепая лошадь»— о том, как лошадь спасла жизнь своему хозяину и он пообещал всегда за ней ухаживать. А когда она стала не нужна, он забыл о своем обещании и выгнал лошадь на улицу. С помощью этой сказки можно рассказать о том, что дал слово – держи, показать, как противно предательство. Кроме того, можно показать ребенку, что справедливость всегда восторжествует.

Сказка «Ветер и Солнце»— о том, как поспорили они, кто сильнее и пытались снять плащ с человека. Сказка учит тому, что с помощью ласки и доброты можно добиться гораздо большего, чем с помощью гнева.

Сказка «Два плуга»— о том, как два совершенно одинаковых плуга стали разными: один сверкал, а второй заржавел. Читайте эту сказку специально для того, чтобы воспитывать в детях трудолюбие.

Сказка «Лиса и козел»— о том, как лиса обхитрила козла и вылезла из колодца. Можно научить ребенка анализировать ситуацию и не давать водить себя за нос. НО! Не стоит учить ребенка, что быть хитрым – очень хорошо, а то потом почувствуете это на себе. Хитрить хорошо только для того, чтобы найти выход из тяжелой ситуации. А еще если обратить внимание на начало сказки, можно показать ребенку, что надо быть внимательным, чтобы не угодить в тяжелую ситуацию.

Сказки «Петух да собака», «Плутишка кот», «Лиса и гуси», «Ворона и рак» подходят для тех же целей, что и сказка «Лиса и козел». Так что одной проблеме можно уделить целую неделю. Новая форма, но смысл один. Получается, что истины мы повторяем, но интерес при этом не угасает! А все вы знаете, что Повторенье – мать … Да нет, не печенья, не мученья, а ученья!

Давайте все же обратимся к сюжету перечисленных сказок: в сказке «Петух да собака»рассказывается о том, как эти животные жили у бедных стариков. Но есть им даже нечего было и они решили уйти от хозяев. Пошли петух и собака в лес. На ночь петух взобрался на дерево, а собака закопалась листья. Утром петух, как всегда, приветливо закукарекал солнышку. А это пение услыхала лисица и захотела съесть петуха. Прибежала под дерево и стала его в гости к себе звать. А тот говорит: «Я друга позову». Плутовка обрадовалась, что обед вдвое больше будет и говорит: «Зови!» Прибежала собака и разорвала лисицу.

В сказке «Плутишка кот» рассказывается о хитрости кота, из-за которой все сначала в беду попали, а потом спаслись. Кот часто норовил у хозяев что-либо умыкнуть, за что ему и доставалось. А были еще во дворе козел и баран. Они и говорили, что поделом коту. А тот придумал, что из-за того, что он съел сметану, хозяевам придется козла и барана на еду пустить. Решили они все в лес убежать. Там познакомились с медведем и все вместе спать легли. А ночью к ним волки пришли. Но кот их и тут обхитрил, отправив их к медведю. После этого происшествия все решили домой вернуться, чтобы еще к какую-нибудь беду не попасть.

В сказке «Лиса и гуси» ситуация очень забавная, о том, как гуси лису обхитрили. Она пришла к ним на луг, чтобы съесть, а они ей говорят: «Дай мы напоследок споем!» Лиса разрешила, а гуси как запели так до сих пор поют «га-га-га». Сказка маленькая, и ребенок с удовольствием вместе с вами будет петь гусиную песенку.

Сказка «Ворона и рак» очень похожа на басню «Лиса и ворона», только здесь птицу обманул рак, которым та хотела полакомиться. Рак нахваливал ворону, пока она не согласилась «Ага!» и не раскрыла рот. Сказка тоже очень коротенькая, и ее ребенку будет очень интересно инсценировать

«Охотник до сказок»— о том, как старик любил сказки слушать и пустил к себе человека ночевать за то, что тот будет ему всю ночь сказки рассказывать. Там дальше идет такая интересная небылица, а в итоге дед падает с печи. С помощью такой сказки можно объяснить ребенку, что всему свое время: сказки надо слушать в детстве. А дальше можно перейти на то, что во взрослой жизни должны быть уже другие приоритеты. Или к тому, что делу – время, а потехе… В общем, здесь уже на вас работает ваша фантазия.

Сказки «Козел» и «Петушок с семьей»— о том, как все устроено в семье, как распределены роли между членами семьи. Это глубокий смысл, а читаются эти коротенькие сказочки быстро и легко. Можно показать ребенку, что в семье должен быть мир и порядок, и не надо ссориться. Также показан папин авторитет.

Сказка «Умей обождать»— о том, как курочка предупреждала петушка не есть зеленую смородину, не пить холодную воду, не кататься на тонком льду, а подождать пока смородинка созреет, водичка согреется, а река замерзнет сильнее. Но петушок не слушался и попадал в беду. На примере этой сказки можно показать, что когда мама (папа) что-то не разрешают, на это есть веские причины, что не стоит торопиться там, где лучше подождать. Опять таки поспешишь – людей…

Сказка «Козлятки и волк»— сюжет знают все! Воспитывается послушание. И этим все сказано.

Попробуйте ответить на такие вопросы: Как выглядит заяц? Умеет ли кролик рыть норы? А заяц? Кто охотится на зайца? Как заяц спускается с горки? Где обычно прячутся зайцы?

Если вы не знаете ответа, хоть на один из этих вопросов, откуда узнает ответы на них ребенок? Так что, как видите, и вы можете узнать что-то новенькое из сказок Ушинского. А для того, чтобы знать ответы на эти вопросы, не стоит зарываться с носом в нудные энциклопедии! Стоит всего-то прочитать познавательную сказку Ушинского «Жалобы зайки».

А если вы прочитаете сказку «Лиса Патрикеевна», то узнаете ответы на следующие вопросы: Как выглядит лиса? Как она ходит? Какие норы она роет? Чем лиса любит питаться?

А из сказки «Не ладно скроен, да крепко сшит» дети узнают, для чего ежику колючки. Очень короткое, но написанное с любовью и понятно, описание кота для самых маленьких деток – в сказке «Васька». А из сказки «Бишка» можно будет узнать, чем занимается собака (причем хороша подача: от имени самой собаки). Очень веселая сказка «Храбрая собака», из которой мы узнаем, почему лает собака и почему она поджимает хвост.

О корове ребенок узнает из сказки «Коровка». А если из этой сказки выбросить первое предложение, то это уже не сказка вовсе, а загадка! И так можно поступить со многими перечисленными познавательными сказками Ушинского! Обратите внимание, с какой любовью автор описывает всех героев своих сказок!

Константин Дмитриевич Ушинский писал детям не только воспитывающие сказки и сказки научно-познавательные, но и рассказы.

Рассказ «Дети в роще» —читаем для того, чтобы привить детям привычку сначала выполнять свои обязанности, а потом уже гулять.

В данном произведении рассказывается о том, как двое детей – брат и сестра – решили не идти в школу, а погулять в это время в роще. Но никто с ними не хотел играть: ни пчелка, ни ручеек, ни птичка. И все потому, что каждый был занят своим делом: жучку надо было добыть себе обед, пчелке – собирать мед. Скучно стало детям в роще, но все равно с ними никто не играл. А малиновка их даже пристыдила и сказала, что только тем и будет приятно отдыхать и играть, кто сначала поработал да сделал все, что был обязан сделать. И при этом рассказ заканчивается оптимистично.

Рассказ «Вместе тесно, а врозь скучно» —читаем для того, чтобы научить детей играть вместе и не жалеть друг другу свои игрушки. При этом в данном очень маленьком произведении перед ребятами ставится проблемный вопрос, который провоцирует их на то, чтобы задуматься и самим найти решение проблемы.

Рассказ «Гадюка» —это учебно-познавательный рассказ, из которого дети узнают о том, какие ужи и какие гадюки. При этом рассказ не сухой и напичканный фактами, а как будто вырванный из жизни. Рассказывается о том, как собака спасла своего хозяина от гадюки. Читатель вместе с рассказчиком будет переживать за судьбу собаки, что, кстати, учит детей сопереживанию, а в конце все будет хорошо. И детки узнают, почему собакам не страшен укус гадюки.

Рассказ «Утренние лучи» —здесь описывается, как красиво просыпаются все, на кого попадают солнечные лучики, и как ведет себя лентяй, когда такой лучик попадает на него. Понятно, что такой рассказик поможет в борьбе с ленью.

Рассказ «История одной яблоньки» —читаем детям, чтобы проследить судьбу одной яблоньки: как она в лесу из зернышка от кислой яблони выросла, как ее садовник выкопал и в сад пересадил, как он за ней ухаживал, да как на ней вместо кислых яблок стали расти сладкие. Прочитав этот рассказ, можно прийти к следующему умозаключению: не надо никогда думать, что если родители плохие, то и дети такие же будут, потому что важная роль в формировании ребенка отдается уходу и воспитанию. Этот урок будет полезно усвоить и взрослому человеку, а не только ребенку.

Рассказ «Как рубашка в поле выросла» —читаем для того, чтобы показать ребятам, как много стараний человек отдает на то, чтобы что-то сделать. И таким образом ребенок осознает ценность труда и научается ценить человеческие старания. А в итоге – бережно относиться к вещам. Более того, в начале рассказа перед детьми опять-таки ставится проблемный вопрос «как рубашка могла на поле вырасти?». Таким образом, ребенка легко заинтересовать и он будет с удовольствием слушать весь рассказ.

Рассказ «Курица и утята» —о том, как хозяйка захотела утят вывести и подложила утиные яйца под курицу. А курица высидела утят и растила и однажды ради них чуть не погибла. А смысл в этом произведении таков: если принял кого-то как родного, то и будешь с ним как с родным. И за это сердце будет болеть не меньше. И неважно, что это не твои детки…

Рассказ «Проказы старухи-зимы» —в интересной, даже сказочной, форме подается нам информация о зиме, о том, как хотела она всех заморозить и у нее это не получалось, да о том, как она «расплакалась» — так, что стало ясно, что и весна недалеко. Описывается, как проводят время зимой птицы, звери, рыбы и люди, и почему им всем зима не страшна. После прочтения для развития мышления можно задать детям вопрос: «А что это за зимние слезы такие?»

Константина Дмитриевича Ушинского читать детям не только интересно, но и полезно!

Консультация «Место проектной деятельности в образовательном процессе в ДОУ» «Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая. Ставя эксперименты, делая.

Использование светового стола для рисования песком в работе воспитателя ДОУ Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Отличие от традиционных форм обучения: Усиливается.

Конспект НОД по речевому развитию. Пересказ художественного произведения К. Д. Ушинского «Лекарство» Конспект занятия (НОД) по речевому развитию. Тема: Пересказ по художественному произведению К. Д. Ушинского «Лекарство». Цель: Закреплять.

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в музыкальной работе с детьми» Роль воспитателя в музыкальной работе с детьми Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду, — следовательно,.

Консультация «Индивидуальный подход воспитателя в работе с родителями» Консультация: «Индивидуальный подход воспитателя в работе с родителями» Как отмечают исследователи Л. Ф. Островская, Е. П. Арнаутова участие.

Конспект интегрированного занятия художественной литературе «Чтение произведения К. Ушинского «Слепая лошадь» МБДОУ №41 Воспитатель: Ясупиева И. С. г. Махачкала 2014 г Конспект интегрированного занятия художественной литературе На тему: Чтение произведения.

Отчет воспитателя средней группы о проделанной работе за декабрь, январь относительно годового плана ДОУ Среднюю группу посещают 26-детей, 9-девочек и 17-мальчиков. Воспитательно-образовательная работа в группе строится на основе создания специальной.

Отчёт воспитателя о проделанной работе по основам безопасности жизнедеятельности детей средней группы ДОУ Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач нашего дошкольного учреждения. С первых дней пребывания ребёнка в детском.

Применении сетевых и дистанционных технологий в работе воспитателя подготовительной группы ДОУ Воспитатель Малыхина М. А. МБДОУ детский сад № 26 «Аленький цветочек» Среди главных задач современного воспитания и обучения детского сада.

Совместная деятельность воспитателя с детьми «Чтение рассказа Ушинского К. Д. «Гадюка» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Совместная деятельность.

источник