Меню Рубрики

Сравнительный анализ англии для детей

Ученик, проанализировав информацию о системах школьного образования Великобритании и России, выявил их сходства и различия и сделал вывод, что Российская система не уступает английской. Более того, был создан проспект об образовании в Великобритании для расширения знаний учеников 5-9 классов по данной теме.

Вложение Размер
sravnenie_sistem_shk_obr.doc 148.5 КБ
prezentatsiya.pptx 1.76 МБ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4

Сравнительный анализ систем школьного образования

Автор: Палишкин Алексей, 5 «А» класс Руководитель: Макух Светлана Сергеевна, учитель иностранных языков

Актуальность данного исследования состоит в том, что в настоящее время, зная характерные черты других наций, мы можем лучше понять политические и общественные взгляды этих стран. Именно поэтому, на мой взгляд, необходимо знакомится с культурой других народов, с их обычаями, характерами для совершенствования международных отношений, да и просто для собственного развития. Мне интересно узнавать что-то новое о жизни, истории и народе Англии.

Цель работы: расширить знания о школьной образовательной системе Великобритании, определить образование в школах Великобритании или России более высокого уровня.

  • Найти информацию об образовании в России и в Англии;
  • Выявить уровень знаний обучающихся (5 классы) об образовании в Англии;
  • Проанализировать полученные результаты;
  • Повести сравнительный анализ школьного образования Великобритании и России.
  • Создать информационный буклет об образовании в Англии.

Объект исследования: образование Великобритании

Субъект исследования: школы

  • Изучение литературы и ресурсов интернет;
  • Проведение анкетирования
  • Анализ результатов.

Выводы: система школьного образования Англии во многом очень близка российской и изучив образование двух стран, нужно отметить что наша система образования ничем не уступает одной из лучших в мире, коей считается английская.

3. Сравнительный анализ школьной системы образования Великобритании и России

Приложение 1. Проспект об образовании в Великобритании

У каждого из нас есть представления о разных странах мира, сформированные по фильмам, книгам и рассказам очевидцев. Эти представления развеиваются или подтверждаются. Всякий образованный человек должен иметь широкий круг знаний в разных областях человеческой жизни. Это не только способствует его становлению, как разносторонне развитой личности, но и делает его интересным собеседником.

Мы живём во времена тесного сотрудничества с разными странами, поэтому необходимо знакомиться с культурой других народов для совершенствования международных отношений и для собственного развития.

Я учусь в пятом классе, на одном из занятий, посвященных образованию в Англии, мы рассматривали школы. Меня заинтересовала данная тема, поэтому при помощи информационных Интернет — источников я решил углубиться в нее и сопоставить образование в Англии с российским. Считается, что английское образование является одним из лучших в мире. Мне захотелось больше узнать о школах Англии и выявить их сходства и различия с русскими чтобы определить образование в каких из них более высокого уровня.

Первым шагом в моем исследовании стало изучение общественного мнения. Я решил провести анкетирование среди учащихся 5 классов. В нем приняло участие: 48 человек.

Были предложены следующие вопросы о школах Англии:

  1. Во сколько лет дети в Великобритании идут в школу?
  2. Обучение в государственной школе платное?
  3. Носят ли английские школьники школьную форму?
  4. Какие каникулы есть у школьников?
  5. Сколько лет дети обучаются в школе?

Анкетирование дало неутешительные результаты. Более 70% учеников затруднились ответить на поставленные вопросы.

Таким образом, делаем вывод, российские школьники имеют очень слабое представление о школьном образовании Великобритании. В связи с этим я подготовил проспект о школах Англии с целью расширить знания учащихся в данном вопросе (приложение).

1. Школьное образование в России

Школьное образование — важный элемент образования в современном обществе, формирующий у ребёнка базовые знания и навыки.

Образование в школе обязательно для всех детей в возрасте от 6,5 до 17-ти лет, что означает прием всех детей, независимо от их уровня знаний и способностей. Академический год в России длится с сентября по май и делится на триместры:

  • I триместр с первого сентября до конца ноября;
  • II триместр с первого декабря до конца февраля;
  • III триместр с начала марта до конца мая.

В нашей образовательной системе предусмотрены каникулы:

  • Осенние – в начале ноября (5 дней);
  • Зимние – с конца декабря до середины января (14 дней);
  • Спортивные – в середине февраля (5 дней);
  • Весенние – в конце марта (6 дней).

В государственных школах обучение является бесплатным. Их финансирование осуществляется государством и управляются они местными образовательными организациями.

Школы в основном смешанные, т.е. мальчики и девочки обучаются вместе. Все государственные школы дневные, т.е. не предполагают проживания на территории школы.

1.1. Государственный образовательный стандарт

Государственный образовательный стандарт (ГОС) — социальная норма образования и образованности, разрабатываемая и вводимая в соответствии с Конституцией РФ. Включает федеральный и национально-региональный компоненты. Федеральный компонент ГОС определяет в образовательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

Главной особенностью отечественной системы образования является её многоуровневость. Практически от рождения и до самого преклонного возраста для каждого гражданина России возможно последовательное получение знаний на следующих ступенях:

  • дошкольное образование;
  • общее образование (начальное, основное, среднее (полное));
  • профессиональное образование (начальное, среднее, высшее);
  • дополнительное образование;
  • послевузовское профессиональное образование (аспирантура, докторантура, повышение квалификации и переподготовка).

Таким образом, государство реализует принцип непрерывного образования — «через всю жизнь».

В зависимости от своего желания и возможностей, любой россиянин может официально получить не одну, а две или более специальности, закрепленные в документах государственного образца об окончании учебных заведений, в том числе и на высшей ступени образования.

Форму получения образования субъект образования (обучающийся) выбирает также по желанию: в образовательном учреждении — это очная, очно-заочная (вечерняя), заочная; форма семейного образования, самообразования, экстерната.

Государство гарантирует ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10 процентов национального дохода. Указом Президента Российской Федерации «О дополнительной поддержке общеобразовательных учебных заведений Российской Федерации» ставится задача повсеместного создания школьных попечительских советов как общественно-государственных органов, стимулирующих приток в школу дополнительных внебюджетных средств и обеспечивающих контроль за их целевым использованием. Примерное положение о Попечительском совете общеобразовательного учреждения разработано Министерством образования России и утверждено правительством РФ 10.12.99. В нем изложены основные функции и направления деятельности совета в рамках школы. Порядок выборов и границы полномочий должны содержаться в уставе школы, учитывающем ее специфику.

Основными задачами развития системы общего образования, сформулированными в Национальной доктрине развития образования и в Федеральной программе развития образования, являются обеспечение равной доступности к образованию и его необходимое качество.

Общее образование включает в себя начальное, основное и среднее (полное). Сейчас продолжительность обучения в средней школе составляет 11 лет: 1 — 4 класс — начальное образование, 5 — 9 класс — основное, 10 и 11 классы обучаются по программе среднего (полного) общего образования. Дети начинают учиться в 6-7 летнем возрасте.

До сих пор сохраняется сеть вечерних общеобразовательных заведений, предназначенных для рабочей молодежи. В последние годы число таких заведений сократилось. Сократилось также количество школ, где обучение ведется в две и более смены.

Школьное образование в России:

Среднее (полное) образование

1.3. Единый государственный экзамен

Единый государственный экзамен (далее — ЕГЭ) предусматривает совмещение государственной (итоговой) аттестации выпускников XI (ХII) классов общеобразовательных учреждений и вступительных испытаний для поступления в вузы.

Результаты ЕГЭ признаются общеобразовательными учреждениями в качестве результатов государственной (итоговой) аттестации, а вузами — в качестве результатов вступительных испытаний.

К сдаче ЕГЭ допускаются выпускники XI (ХII) классов общеобразовательных учреждений, освоившие общеобразовательную программу среднего (полного) общего образования, независимо от формы получения образования. ЕГЭ проводится по следующим общеобразовательным предметам: математика, русский язык, литература, физика, химия, биология, география, история России, обществознание, иностранные языки.

Экзаменационные работы в рамках ЕГЭ оцениваются баллами (по стобалльной системе).

Выпускникам, сдававшим ЕГЭ, выдаются: аттестат о среднем (полном) общем образовании, свидетельство о результатах ЕГЭ.

Аттестат выдается общеобразовательными учреждениями, в которых выпускники обучались на момент сдачи ЕГЭ.

Свидетельство выдается государственным органом управления образованием субъекта Российской Федерации. В свидетельстве проставляются баллы по каждому общеобразовательному предмету, сданному в рамках ЕГЭ. Срок действия свидетельства — 1 год со дня его выдачи.

2. Школьное образование в Великобритании

Образование в школе обязательно для всех детей в возрасте от 4-5-ти до 16-ти лет. Академический год в Англии длится с сентября по июль и делится на три триместра:

  • Осенний триместр: С начала сентября до середины декабря.
  • Весенний триместр: с начала января до середины или конца марта (в зависимости от дат Пасхальных праздников).
  • Летний триместр: с начала или середины апреля до середины июля.

Также предусмотрены каникулы:

  • Рождественские (2 недели).
  • Пасхальные (2 недели).
  • Летние (6 недель).

В середине каждого триместра запланирован короткий перерыв, называемый half term, который начинается в конце октября, середине февраля и в конце мая соответственно.

В Англии существуют два типа школ: государственные и частные.

Мы рассмотрим государственные школы.

Государственные школы финансируются государством и управляются местными образовательными организациями. Однако многие государственные школы стараются также найти собственные источники финансирования. В этом случае они называются дотационными школами.

В государственных школах образование также является бесплатным.

Школы в основном смешанные. Все государственные школы дневные, т.е. не предполагают проживания на территории школы.

Поскольку дети проводят основное время в школе, им предлагается широкий выбор мероприятий и кружков.

Национальная программа разрабатывается государством и является обязательной для всех школ. В нее входят следующие предметы: английский язык; математика; естествознание; физическая подготовка; технология и дизайн; информатика; иностранные языки; история; география; музыка; искусство.

Национальная программа разделена на 3 этапа, которые называются «Ступенями» и зависят от возраста ребенка:

  • 1-я ступень, от 5 до 7 лет, изучаются все предметы национальной программы кроме иностранного языка;
  • 2-я ступень, от 7 до 11 лет, изучаются все предметы национальной программы кроме иностранного языка;
  • 3-я ступень, от 11 до 17 лет, дети изучают обязательные предметы: математика, английский язык, естествознание, иностранный язык, технологию. В дополнение они обязаны изучать хотя бы один гуманитарный предмет: географию или историю; и один из предметов по искусству: искусство или музыка. В зависимости от школьного расписания дети при желании могут изучать все гуманитарные предметы и предметы по искусству.
  1. Государственные экзамены, сдаваемые в возрасте от 16 лет и старше
  • GCSE — General Certificate of Secondary Education. 2-х годичный курс, начинающийся на 10-м году обучения и заканчивающийся экзаменами в мае/июне на 11-м году обучения. Система баллов: от «A» до «G» («U» — непроходной балл). Если ребенок хочет изучать предмет далее на курсе «A» Level, он должен получить отметку не ниже «C» по этому предмету на экзаменах GCSE. Для экзаменов на GCSE можно выбрать до 10 предметов, но в среднем сдают 6 предметов.
  • GCE «A» Level — General Certificate of Education Advanced Level. 2-х годичный курс, для тех, кто собирается поступать в ВУЗы, начинающийся на 12-м году обучения и заканчивающийся экзаменами в мае/июне на 13-м году обучения. Система баллов: от «A» до «E», балл «N» приравнивается к сдаче экзамена на уровне GCSE, «U» — непроходной балл. Для сдачи экзаменов выбирают 1, 2 или 3 (иногда даже 4) предмета.
  • «AS» Level — годичный курс, результаты которого приравниваются к 1/2 баллов «A» level. Результаты всех вышеуказанных экзаменов сообщаются в третью неделю августа.
  1. Сравнительный анализ школьной системы образования Великобритании и России

В общеобразовательной школе английские дети учатся 11 лет, столько же, сколько и в России. В Англии дети идут в школу (Primary school) с 4-5 лет. Обучение проходит в игровой форме, сидя на ковре. Постепенно детей готовят к полноценному уроку за столом и увеличивают нагрузку. Много подвижных игр. Домашнего задания практически не задают. Если семья имеет низкий доход, то питание в школьной столовой бесплатное. В России дети начинают свое обучение с 6,5 лет. Сразу садятся за парту и начинается полноценное обучение. Многие уверены, что обучаться в английских школах гораздо проще. Школьное обучение в Англии состоит из двух этапов: начальное, именуемое Primary Education и среднее, так называемое Secondary Education. Школьное обучение в России состоит из трех этапов: начальное, основное и среднее (полное).

В государственных школах Великобритании дети обучаются по единой программе, в Российских школах существует выбор образовательных программ (каждая система рассчитана на определенный склад ума, или, иначе говоря, способ восприятия и умственной обработки информации), что позволяет выбрать для ребенка более подходящую систему.

Переход из начальной школы в среднюю как в России, так и в Великобритании не сопровождается тестированием на определение уровня знаний, все ученики равны, классов для одаренных детей в государственных школах не существует.

Что касается системы оценивания, тут имеются различия. Российская система — балльная (от 1 до 5, где 5 — наивысший балл), английская — буквенная (от E до A, где А- наивысший балл).

Длительность уроков в русских школах составляет 35-45 минут, в английских 30-60 минут. Как было ранее отмечено, учебный год в Англии длится дольше, чем в России, разделение же его на триместры характерно для обеих стран. Но, стоит отметить, в некоторых школах России до сих пор сохранилось разделение учебного года на четверти.

Что касается предметов, нужно сказать, что в нашей стране все они обязательны для изучения, в Англии же ученик имеет право на выбор предметов.

Еще оно немаловажное отличие — ношение школьной формы. Для английских учеников это оно из важнейших требований к посещению учебного заведения. Современное правительство Англии полагает, что единая школьная форма играет важную роль в содействии школьному духу: департамент по делам детства, школы и семьи настоятельно рекомендует сохранять единую школьную форму, поскольку она может помочь поддерживать положительное поведение и дисциплину; поощрять в классе сплочённость и школьные идеалы; обеспечить равенство учащимся всех рас и сословий, чтобы каждый чувствовал себя желанным; оградить детей от социального напряжения; способствует хорошим отношениям между различными группами учеников. Школьная форма в России была отменена в 1992 году. Сделано это было для того, чтобы:

  • дать школьникам возможность самовыражения;
  • снять бремя с родителей по приобретению школьной формы.

Это привело к тому, что школьное сообщество быстро расслоилось в соответствии с финансовыми возможностями родителей. С 1 сентября 2015 года вступает в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации». Среди его нововведений – право образовательной организации устанавливать требования к одежде обучающихся.Таким образом, в стране снова на законодательном уровне вводится школьная форма.

Последний аспект, который стоит рассмотреть — получение документа об окончании школы. После получения полного среднего образования, английским выпускникам выдается сертификат типа GSCE, он подобен российскому аттестату, подтверждающему, что ученик обучался 11 лет и успешно сдал экзамены. Но есть важное отличие. Владельцы российского аттестата о полном среднем образовании имеют право подавать документы на поступление в ВУЗы, так как успешная сдача ЕГЭ позволяет сделать это. В сущности, российский документ приравнивается к английскому сертификату типа GCSE. Для получения права на поступление в высшее образовательное заведение в Англии потребуется пройти специальную двухгодичную подготовительную программу A-levels. Таким образом, сертификат типа GCSE не дает право поступления в высшее учебное заведение. В этом состоит его основное отличие от российского аттестата.

Таблица сравнения российских и английских школ:

источник

Анализ сущности и определение наиболее эффективного подхода к образованию. Рассмотрение этапов обучения в британских и российских школах. Признаки классификации школ в Великобритании. Особенности построения системы школьного образования в России.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

«Сравнение образования в Британии и России»

Британская школа, общие положения

Система образования в России

Список использованной литературы

Цель данной работы — определить сущность, состояние и выявить наиболее эффективный подход к образованию.


Актуальность исследования: в настоящее время активно обсуждается новый закон об образовании, который приносит много западного в нашу систему и поэтому крайне важно понимать плюсы и минусы таких изменений.


Мною была выдвинута следующая гипотеза: знание особенностей образования в Британии может помочь оптимизировать учебный процесс в Российских школах.


В соответствии с поставленной целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

1) Рассмотреть этапы обучения в британских и российских школах

2) Определить какой вид образования лучше.

· Школы полного цикла (All-Through Schools) — где обучаются дети всех возрастов от 2 до 18 лет.

· Учреждения дошкольного образования (Pre-Preparatory Schools) — их также называют яслями и детскими садами, для детей от 2 до 7 лет. Здесь учат читать, писать, считать, развивают через игры. Обычно такие школы организуются совместно со школами для младших школьников. (Pre-Schools — возраст учеников от 2 лет 9 месяцев до 4 лет)

· Учреждения для младших школьников (Junior Schools) — для детей от 7 до 13 лет. Здесь дети проходят специальный начальный общий цикл обучения по различным предметам, который заканчивается сдачей экзамена Common Entrance Examination. Успешная сдача такого экзамена — это обязательное условие поступления в старшую школу. (Primary schools — возраст учеников от 4 до 11 лет. Экзамены SATs, проводятся в 2 этапа, на втором и шестом годах обучения. Результаты второго экзамена важны для поступления в Secondary School.)

· Учреждения для старших школьников (Senior Schools) — для подростков от 13 до 18 лет. Здесь дети проходят сначала двухгодичное обучение для сдачи экзаменов GCSE, за которым следует ещё одна двухгодичная программа: A-Level либо International Baccalaureate. (Secondary school — образование для детей в возрасте от 11 лет. Grammar school — образование для детей в возрасте от 11 лет по углублённой программе. В этих же школах можно получить подготовку к университету (Sixth Form).

Читайте также:  Анализ воспитания детей в детских домах

· Школы по подготовке к университетам (Sixth Form) — для старших подростков 16-18 лет.

· Смешанные школы — где совместно обучаются и мальчики, и девочки.

· Школы для девочек — где обучаются только девочки. Девочки развиваются физически и эмоционально несколько быстрее мальчиков, и в них им не приходится подстраиваться под «отстающих» одноклассников.

· Школы для мальчиков — где обучаются только мальчики. Соревновательная среда необходима мальчикам для самовыражения и активного развития.

Дошкольное образование можно получить как в государственном, так и в частном учебном заведении. Часто родители отдают детей в ясли в возрасте 3-4 года.

В частных школах в подготовительные (или начальные) классы принимают детей, начиная с 5 лет. Чаще с 4 лет. Иностранные учащиеся поступают в школу с 7 лет (чаще всего в школу-пансионат), а в возрасте 11-13 лет сразу переводятся в средние классы той же частной школы.

Большинство британских детей поступают в государственные начальные школы в возрасте 5 лет, а затем в 11 лет переходят в классы среднего образования той же школы или переводятся в колледж.

Среднее образование в Англии для детей до 16 лет является обязательным. Все государственные и частные школы учат детей с 11 до 16 лет и готовят их к получению GCSE (General Certificate of Secondary Education) — общего свидетельства о среднем образовании, или GNVQ (General National Vocational Qualification) — национального свидетельства о профессиональной квалификации. Большинство иностранных учащихся поступают в британские средние школы в возрасте 11-13 лет. Формирование творческого, уверенного в себе, самостоятельного человека — одна из основных задач британской школы. Дети проходят специальный общий цикл обучения по различным предметам, который заканчивается сдачей экзамена Common Entrance Examination. Успешная сдача такого экзамена — обязательное условие поступления в старшую школу. В 14 до 16 лет школьники целенаправленно готовятся к экзаменам (обычно — по 7-9 предметам) на сертификат о среднем образовании — General Certificate of Secondary Education.

В 16 лет, после завершения обязательного цикла образования, студенты могут либо уйти из школы и начать работать, либо продолжить образование для того, чтобы поступить в университет. Желающим поступить в университет предлагается двухгодичный курс A-levels. После первого года обучения сдаются экзамены A-levels, а после второго — A2-levels. Первый год обучения предполагает обязательное изучение 4-5 предметов, второй 3-4. Обязательных предметов, необходимых к сдаче, нет — все предметы студент подбирает себе индивидуально из 15-20 предложенных школой, тем самым определяя свою специализацию, которой будут посвящены последующие 5-6 лет обучения в университете

После прохождения двухгодичного курса A-levels студенты могут получить либо профессиональное, либо высшее образование. Профессиональное образование (Further educationFE) включает в себя курсы профессиональной подготовки и некоторые курсы для получения высшего образования (степени бакалавра).

• средняя общеобразовательная школа;

В настоящее время в школе представлены три системы начального образования. Все системы направлены на интеллектуальное и нравственное развитие учащихся. Дети теперь могут идти в школу в полные 6 лет. В настоящий момент дети проходят тестирование при зачислении в школу, где проверяется их интеллектуальный уровень. В общей сложности количество часов в неделю у учеников начальной школы составляет от 20 в 1-ом классе до 30 в 4-ом классе. школьный образование обучение великобритания

Общее среднее образование в России включает в себя начальное образование, 5 классов общей средней школы и 2 старших класса средней школы. Итак, в возрасте 10 лет, то есть после начальной школы, дети переходят на младшую ступень средней школы, обучение в которой продолжается 5 лет. Обучаются школьники 6 дней в неделю совместно, дифференциация ведется лишь на уроках труда, а также на уроках физкультуры в старших классах. Количество часов в неделю — 30-36.В 15 лет они заканчивают эту ступень в соответствии с законом и получают аттестат о неполном среднем образовании. Затем они могут либо продолжить свое образование в школе (то есть пройти курс образовательной программы полной школы) и получить по его окончании аттестат о полном среднем образовании, либо поступить в начальные или средние профессиональные училища.

Среди современных типов учебных заведений самыми распространенными в России являются общеобразовательные школы, лицеи и гимназии. Сегодня лицейское образование развивается, прежде всего, в школах с физико-математическим уклоном, деятельность которых инициируется университетами и техническими ВУЗами. Обучение в российский лицеях длится с 1 по 11 класс, то есть все 10 лет учащиеся могут получать образование в рамках одного заведения.

Так сложилось, что понятие «гимназия» ассоциируется в сознании сегодняшних россиян с элитарностью, то есть с тем типом престижных учебных учреждений, где дети получают образование по критериям знатности, богатства, связей, где их подготавливают к работе на руководящих постах в дальнейшем. Многие считают, что такие дети составляют «элиту» современного общества, в основном, «элиту по крови». В результате нововведений в нашей стране, касательно образовательной сферы, в конце обучения выпускники гимназий сдают обязательный единый государственный экзамен (ЕГЭ) по русскому языку; в рамках школы обязательными выпускными экзаменами являются литература, математика, первый иностранный язык (как правило, английский) и 2 предмета по выбору, причем один из них можно сдать «заочно» в конце 10 класса, если в 11 классе этот предмет не преподается (например, география).

На данный момент считается, что обучение в Британских школах более эффективное. Целью Британских школ является всестороннее гармоничное развитие детей. Школьные предметы, спорт и искусство органично объединены в единую программу воспитания и образования детей, которая сформировалась на протяжении десятков лет, прошла испытание временем и продолжает непрерывно совершенствоваться. Все задаются вопросом, почему россияне отправляются учиться в Англию? Подобных причин может быть несколько: престижность иностранного диплома, повышение уровня владения иностранным языком, возможность лучше узнать другую культуру, завести новых друзей и перспективы получить работу. Российским школам родители иногда доверяют не до конца. Особенно старшей школе, где очень часто вызывают сомнения и программы, и качество обучения, и профессионализм некоторых педагогов. Модернизация Российского школьного образования страдает половинчатостью. С одной стороны — советские стандарты образования разрушены, с другой стороны — Российские стандарты не вполне сформированы. Учащиеся перегружены различной непрофильной работой, массой дополнительных заданий и физически не могут изучить весь объём требуемого материала. Никто не задумывается о том, что обучение, порой, гораздо более сложный процесс, чем работа. Т.к. работник использует уже полученные навыки не особенно «напрягаясь» в то время, как ученик обязан осваивать новое практически ежедневно. Кроме того, работник защищается трудовым кодексом РФ, где ему гарантирована сорокачасовая рабочая неделя. Нагрузку учащегося же никто не регламентирует. Обучение в школе занимает около шести часов, плюс такое же время занимает подготовка домашнего задания. Таким образом, мы получаем двенадцатичасовую смену. Такой нагрузки лишены школьники в Великобритании, где количество занятий регламентировано. Занятие физической культурой в Великобритании гораздо более массовое, благодаря этому школьники в этой стране более здоровые. Думается, российской школе, чтобы быть эффективной, необходимо частично вернуться к правилам советской школы. Внедрить образовательный стандарт с учетом уровней умственного развития учащихся. Ограничить учебную нагрузку и внедрить эффективную систему контроля, модернизировав ЕГЭ.

Качество среднего образования устраивает 38% опрошенных: по мнению 35% опрошенных ситуация «нормальная», 3% называют ее «отличной». Довольны школами, как правило, недавние выпускники и жители сел.


При сравнении полученных данных с данными опросов ВЦИОМ двухгодичной давности выяснилось, что за два года, прошедших с последнего опроса на ту же тему, изменилось мнение граждан о том, какие у средней школы есть проблемы. Так, стала реже упоминаться недоступность школьного образования (с 27 до 10%), слабая материально-техническая база (с 15 до 8%), низкая квалификация учителей (с 12 до 8%). Меньше стали граждане беспокоиться и о материальных проблемах педагогов (с 9 до 6%). Это не означает, что недостатков с 2008 года стало меньше, просто на первый план вышли другие проблемы: респонденты чаще стали говорить про нестабильность и недостаточную проработку учебных программ (с 5 до 9%), учительское взяточничество (с 0 до 5%), отсутствие мотивации у учащихся и педагогов (с 1 до 4%) и недостаточное внимание к процессу воспитания школьников (с 1 до 4%).

Структура системы школьного образования в Российской Федерации. Финансирование образования. Реформирование системы обучения. Индексация бюджетов образовательных учреждений. Изменение численности учащихся в школах. Интернетизация российского образования.

реферат [29,9 K], добавлен 23.05.2014

Характеристика системы образования в Соединенных штатах Америки, Великобритании и Германии (типы школ, система обучения). Рассмотрение методики преподавания истории в школах в каждой из стран (цели и задачи, осуществление преподавания, методы обучения).

курсовая работа [70,7 K], добавлен 14.03.2015

Получение образования по программе бакалавриата и магистратуры. Высшее техническое образование в Великобритании и России. Создание единого европейского пространства высшего образования. Цели Болонского процесса. Подготовка высших инженерных кадров.

курсовая работа [45,5 K], добавлен 19.04.2016

Этапы становления системы образования в России, перспективы ее дальнейшего развития. Развитие школ в системе образования в России и их разновидности, характерные особенности. Необходимость и направления реформирования образовательной системы РФ.

реферат [30,1 K], добавлен 19.09.2009

Становление первых институтов музыкального обучения в XVIII-XIX веках. История создания Петербургской и Московской консерватории. Роль Бесплатной музыкальной школы в системе данного образования. Выдающиеся представители российских музыкальных школ.

презентация [4,6 M], добавлен 25.12.2014

Система школьного образования. Проблемы кадрового обеспечения школ и материально-техническая база в школах БССР. Материально-техническое обеспечение и мероприятия правительства СССР по реформированию системы школьного образования (1960-80-е гг.).

дипломная работа [142,9 K], добавлен 21.02.2011

Управление системой образования. Атлантическая модель высшего образования. Качество обучения, система оценивания знаний. Кембридж – выбор возможностей. Система педагогического образования в Англии. Отношение к образованию, достижения британской науки.

реферат [1,2 M], добавлен 08.02.2011

История формирования высшего образования в России. Основные аспекты высшего образования в Турции. Анализ сходства и различий систем высшего образования в России и Турции. Коммерческая и бюджетная форма обучения. Уровень образования в России и Турции.

курсовая работа [45,8 K], добавлен 01.02.2015

Идеи личностно-ориентированного образования в работах отечественных и зарубежных исследователей, его проблемы и значение в современной системе школьного образования в России. Обучение в школе как элемент личностно-ориентированной системы образования.

курсовая работа [83,9 K], добавлен 01.09.2011

Определение содержания понятия и раскрытие сущности общего образования. Критерий доступности и анализ состояния общего образования современной России. Направления и перспективы развития общего образования в РФ: реформа, модернизация, повышение качества.

контрольная работа [23,6 K], добавлен 16.04.2011

источник

Исследовательская работа «Сравнительная характеристика систем образования в Англии и России.» выполнена ученицей 8 Б класса Майоровой Д. Руководитель: Лазарева Т.А.

Невозможно переоценить важность образования в современном мире. Сейчас образование называют социальным лифтом, оно дает возможность каждому человеку подняться в социальной структуре на то место, которое он заслуживает в соответствии со своим уровнем образования и личными качествами.

Актуальность исследования обусловлена модернизацией системы российского образования, на фоне снижения престижа российского образования среди современных молодых людей.

Цель исследования: изучение системы образования Англии в сравнении с системой образования России.

Предметом исследования выступает сравнительная характеристика систем образования Англии и России.

Задачами исследования является:

обобщение собранного материала по системам образования;

выявление преимуществ и недостатков российского образования по сравнению с английским;

Научная новизна работы заключается в рассмотрении взаимосвязи и сравнении развития образовательной системы Англии и России.

В Великобритании существует система бесплатного образования, которое может получить любой ребенок, независимо от национальности, расовой принадлежности и социального статуса его родителей. Наряду с бесплатными существуют и частные, платные учебные заведения.

Школьное образование в Англии включает в себя два модуля:

Начальное (Primary school) – для детей в возрасте от 4 до 11 лет (до 7 лет – в школе для малышей ( Nursery School ), а с 7 до 11 лет – в младшей школе).

Среднее (Secondary School) – для детей от 11 до 16 лет.

Такое образование (4 — 16 лет) называется Compalsory education

Детство у английских детей очень короткое: в 4-летнем возрасте уже начинается школьная пора. В 4 года, поступая в начальную школу, маленькие ученики начинают основательно заниматься чтением и письмом. Домашние задания задают раз в неделю.

В обучении основной упор делается на умение самостоятельно получать знания и применять их на практике. Дети много занимаются в библиотеках и лабораториях, должны сами помнить о своих домашних заданиях.

Проверка знаний обычно проходит в письменной форме – в виде эссе и проектов. При этом учитель обычно лишь очерчивает какую – то проблему, а ученик вам формулирует тему и подбирает материал.

По окончании начальной школы ученики пишут SATs are National Curriculum Test (экзамен в соответствии с национальным учебным планом по английскому языку и математике) и получают сертификат, свидетельствующий о том, что ученик успешно окончи начальную школу и знает все предметы.

Ученики в Британии изучают одинаковые предметы только первые 9 лет обучения. Затем они выбирают 8-11 предметов на 10-11 годы обучения и изучают их более углубленно.

Заключительные два года английской полной средней школы – переходное звено между высшей и средней школой. Учащиеся разделяются по отделениям. Традиционными являются гуманитарное и естественно – математическое. В конце 11 года обучения ученики сдают очень важный экзамен, чтобы получить сертификат о среднем общем образовании.

По достижении 16 летнего возраста ученик должен сделать важный выбор: остаться в школе еще на два года ( sixth form ); отправиться в колледж для дальнейшего совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков; совмещать учебу с частичной занятостью; прекратить обучение и начать трудовую деятельность.

Желающим поступить в университет предлагается двухгодичный курс A — levels .В первый год обучения учащиеся изучают 5 предметов, а на второй год обучения выбирают лишь 3 предмета, которые им необходимы. После каждого года обучения сдается экзамен. Выпускной экзамен A — levels является вступительным в университет. Свидетельство об окончании учебных заведений профессионального образования признается по всей стране и работодателями и высшими учебными заведениями, и впоследствии позволяют продолжить обучение в университете. Кроме того, здесь же можно получить пред вузовскую подготовку и сдать экзамены A — levels .

1.3.Высшее образование в Англии

Высшее образование британцы получают в трех видах вузов: университетах, университетских колледжах и колледжах высшего образования. В Великобритании всего 89 университетов и 70 Вузов. Все университеты получают государственную финансовую помощь за исключением трех частных институтов. В университеты поступают более 30% выпускников школ.

Высшее образование полностью платное, однако, студенты учатся в долг, который начинают отдавать лишь после получения диплома и устройства на работу с минимальной зарплатой 21 тысяча фунтов (1500000 р) в год. Если этого не происходит, то возвращать долг не нужно. Таким образом, доступ к высшему образованию открыт для всех слоев населения.

В России можно выделить следующие ступени образования:

С 1 января 2014 года вступил в силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Впервые дошкольное образование стало особым уровнем образования. Новый стандарт направлен на развитие дошкольного образования в Российской Федерации.

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не конкретными знаниями, умениями и навыками, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности.

Это первый этап общего образования у детей. Получая начальное образование, дети приобретают первые знания об окружающем мире, навыки в общении и решении прикладных задач. На этом этапе формируется и начинает развиваться личность ребёнка, что подчёркивает его важность для общества и государства.

В течение пяти лет, с 5-го по 9-й класс, школьники учатся в основной школе. Основной курс средней школы даёт базовые знания по главным направлениям наук. В основной школе обучение ведётся по стандартной предметно-кабинетной системе.

Последние два года обучения занимает завершение среднего образования. Основное назначение старших классов — подготовка к поступлению в вуз.

В учебный курс входит дальнейшее изучение части предметов, изучавшихся ранее в основной школе, а также небольшое количество новых дисциплин. В настоящее время делается очередная попытка перехода в старших классах на профильное обучение, когда ученик выбирает направление более углублённого изучения предметов, исходя из собственных склонностей. Набор возможных профилей обучения, предоставляемых школой, может варьироваться.

Успешно закончивший последний этап обучения получает «Аттестат о среднем образовании» — документ, подтверждающий получение знаний в объёме государственного стандарта. В аттестате указываются итоговые оценки по всем изучавшимся предметам.

1.4.Высшее образование в России

Системой высшего образования в России принята пятилетняя (шестилетняя) система двухступенчатого высшего образования.

Основными учреждениями высшего образования являются университеты, институты, академии. Формы обучения: очная, заочная, очно – заочная (вечерняя), экстернат. Студенты поступают на определенную специальность, учебный план которой определяется государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

Читайте также:  Анализ воспитанности детей в семье

До 2009 года поступление в вуз осуществлялось по результатам вступительных экзаменов, а в настоящее время по результатам ЕГЭ. Обучение проводится как на платной, так и на бесплатной основе. Плата за обучение вносится в его процессе.

В большинстве вузов учебный год состоит из двух семестров – весеннего и осеннего и сессий – зимней и летней; практик,летних и зимних каникул.

После последней сессии студенты сдают государственные экзамены и защищают диплом. Выпускники вузов обычно получают диплом, а аспирантам по итогам защиты кандидатской диссертации может быть присуждена учёная степень.

1.5.Различия и сходства высшего образования в Англии и России

В России, как и в Англии, сформирована система высшего образования. Система высшего образования в Англии полностью соответствует Европейской, а в России переход еще полностью не закончен.

С введением ЕГЭ схема поступления в вузы в России стала ближе к британской.

Если в России получить высшее образование можно не только на платной основе, но и бесплатно, то в Англии только на платной основе.

В России высшее образование нацелено прежде всего получение специальности, а в Англии — на получение ученой или докторской степени.

1.6.Преимущества и недостатки образования в Англии и России

Каждая система образования имеет свои преимущества и недостатки. Так,например,безусловными преимуществами российского образования можно считать:

высокое качество преподавания;

большой объем знаний по разным предметам;

высокий уровень естественно-научной и математической подготовки ;

Однако же, возникает справедливый вопрос, нужен ли такой объем знаний обучающимся, пригодится ли он им в будущем. К минусам российского образования можно отнести и тот факт, что в России переход на европейскую систему образования еще полностью не закончен, в связи с чем выпускникам российских вузов, если они хотят устроиться на работу за границу, приходится подтверждать свои дипломы.

Среди преимуществ системы образования в Англии. Можно отметить следующие:

знания по всем дисциплинам даются более сжато, популярно и просто;

ученики могут сами выбирать те дисциплины, которые хотят изучать;

в отношении высшего образования Великобритания традиционно входит в тройку лидеров в международных рейтингах вузов;

обучающиеся имеют возможность обучаться «в долг»;

К минусам же можно отнести, что в Англии слабо распространены такие формы обучения, как заочная и вечерняя

С целью выявления степени удовлетворенности российских подростков системой образования, было проведено анкетирование среди учащихся 5 и 10 классов.

Учащимся 5 классов были заданы следующие вопросы:

1.Хотели бы Вы выбирать предметы в школе?

2.Какие предметы Вы бы выбрали?

3.Какие считаете необязательными?

4.Если бы у Вас был выбор, какую школу Вы бы посещали: частную или общеобразовательную?

Учащимся 10 классов были заданы такие же вопросы, но был еще один дополнительный:

5.Куда бы Вы поехали получать высшее образование: в Англию или остались бы России?

Данные опроса показали, что 23 ученика из 30 хотели бы выбирать предметы.

Большинство учащихся хотели бы изучать следующие предметы: математика, русский язык, литература, иностранный язык, обществознание, биология, искусство. На основе этих данных была составлена диаграмма.

Среди предметов, которые учащиеся считают не обязательными наиболее популярные: ТПК, технология, информатика, география, ОБЖ.

На вопрос «Если бы у Вас был выбор, какую школу Вы бы посещали: частную или общеобразовательную?» чаще всего учащиеся выбирали общеобразовательную школу. На основе этих данных была составлена диаграмма .

На вопрос «Куда бы Вы поехали получать высшее образование: в Англию или остались бы России?» Большинство человек ответили, что хотели бы учиться в России. На основе этих данных была составлена диаграмма (см. прил. 4).

Основываясь на результатах проведенного вопроса, мы можем сделать вывод, что учащиеся вполне удовлетворены системой основного общего образования в России, и хотели бы углубленно изучать определенные предметы, а изучение других предметов свести к минимуму. Что же касается высшего образования, то подавляющее большинство учащихся хотят получить высшее образование в своей стране

В ходе исследования нами были решены следующие задачи:

собран и обобщен материал по системам образования в России и Англии;

выявлены преимущества и недостатки российского образования по сравнению с английским;

проведен социологический опрос, с целью выявления степени удовлетворенности российских школьников системой образования;

Основываясь на собранных данных, нами были сделаны следующие выводы:

система образования в России и в Англии различаются, хотя в их основе лежит классно-урочная форма;

системы образования в России и Англии имеют свои преимущества и недостатки;

российские школьники в целом удовлетворены системой основного общего образования, однако высшее образование предпочли бы получить в своей стране.

Список использованной литературы

Андреев, А.Л. Общество и образование: социокультурный профиль России / А.Л. Андреев // Педагогика. — 2012. — № 6. — С. 20 — 29.

Бордовская Н.В. Педагогика. – СПб: «Питер», 20014. – 284 с.

Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 20013. — 240 с.

Жуков А.Д. Образование в России: Проблемы и решения. – Москва, ЭКМОС, 2010. – 154 с.

Ковалёва, Г.С. Состояние российского образования / Г.С. Ковалёва // Педагогика. — 2009. — № 2. — С. 80 — 88.

Колесников, В.Н. Коммерциализация высшего образования — угроза национальной безопасности России / В.Н. Колесников, И.В. Кучер, В.Н. Турченко // Педагогика. — 2014. — № 6. — С. 99 — 106.

Кузьменко, Н.Е. О модернизации образования в России / Н.Е. Кузьменко, В.В. Лунин, О.Н. Рыжова // Педагогика. — 2010. — № 3. — С. 107 — 116.

Москва, Кремль Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Электронный ресурс] // http://www.kremlin.ru/text/docs/2002/04/57884.shtml

Н.А. Савченко, Инновации в образовании: основания и смысл [Электронный ресурс] // http://www.humanities.edu.ru/db/msg/84210

Н.А. Савченко, Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы [Электронный ресурс] // ttp://www.humanities.edu.ru/db/msg/84211

Невежина М.М. Педагогика. – М., «Риор», 2010. – 125с.

Российская Федерация. Законы / Закон Российской Федерации «Об образовании». — М.: Омега-Л, 2009. — 64 с. — (Законы Российской Федерации).

Старцев И.М. Британская школа// Итоги. – 20010. — № 16. – С. 44 – 52.

Тарасюк Л.Н.,Цейкович К.Н. Образование в Великобритании.//Социально-политический журнал, №3,2009

Наиболее популярные предметы по результатам опроса 5 и 10 классов

Количество учащихся, желающих изучать данный предмет в процентах

источник

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное учреждение города Новосибирска
«Лицей № 136»
Реферат по английскому языку
Сравнительный анализ систем начального образования в Великобритании и России
Выполнила ученица 4А класса — Докучаева Мария
Научный руководитель – Зуева Н.А., учитель высшей квалификационной категории

Новосибирск 2015
Содержание
Введение. Актуальность исследования………………………………3
Определение критериев для сравнения двух систем начального образования – британской и российской………………………. 4-5
Сводная таблица «Начальное образование в Великобритании и в России»………………………………………………………………5-10
Сопоставительный анализ систем начального образования Великобритании и России………………………………………..10-12
Заключение…………………………………………………………….12
Приложение 1. Глоссарий………………………………………………. 13-15
Приложение 2. Таблицы…………………………………………………..16-17
Список использованной литературы……………………………………. 18
Введение
Актуальность исследования
Я – ученица 4-ого класса.
Четвёртый класс – выпускной класс начальной школы: после 4-ого класса мы переходим в 5-ый класс, который является первым годом обучения в средней школе.
Со 2-ого класса я изучаю английский язык. Изучающий иностранный язык должен не только знать язык, но и культуру страны изучаемого языка, то есть знать, как граждане этой страны живут, учатся и работают; чем занимаются в свободное время. Мне стало интересно узнать, как живётся моим сверстникам в Великобритании.
Я решила выяснить, отличается ли их школьная жизнь от моей школьной жизни. Для этого я решила собрать всю возможную информацию о системе начального образования в Великобритании с тем, чтобы сравнить их систему с нашей.
Объект исследования: Система начального образования в Великобритании.
Предмет исследования: Отличительные черты системы образования в Великобритании.
Тема исследования: Сравнительный анализ систем начального образования в Великобритании и России.
Цель исследования: Обнаружить сходства и различия в системах начального образования двух стран.
Задачи исследования:
Определить критерии, по которым будут сравниваться системы начального образования в Великобритании и в России.
Собрать информацию о начальном образовании в Великобритании согласно определённым критериям.
Сопоставить собранную информацию о начальном образовании в Великобритании с информацией из личного опыта исследователя-россиянина и его окружения (членов семьи, педагогов): составить сводную таблицу.
Провести сравнительный анализ полученных данных.
Обобщить результаты наблюдения и сделать вывод о степени схожести двух систем начального образования.
Гипотеза:
Различия существуют, но не существенные.
Определение критериев для сравнения двух систем начального образования – британской и российской
Сначала, с помощью моего научного руководителя, были сформулированы вопросы, ответы на которые я должна была найти, собирая фактический материал о системе начального образования Великобритании. Таких вопросов получилось 30. Вот они:
Во сколько лет начинается школьное обучение?
Готовят ли детей к поступлению в начальную школу? Если «да», то где и как?
Сколько лет длится начальное обучение в этой стране? Делится ли этот период на классы, ступени? Если «да», как они называются?
Какие предметы дети изучают?
Какие отметки они получают?
Кто обучает детей предметам – один учитель или разные учителя?
Как оборудованы классные комнаты?
Носят ли дети школьную форму?
Кто обеспечивает детей учебниками – родители или школа?
Есть ли у детей дневники? Как родители узнают об успехах детей?
В какую внеурочную деятельность вовлекает школа своих учеников?
Какие традиции, обычаи, правила отличают школы этих стран от российской школы?
Задают ли детям домашнее задание? Что именно нужно сделать дома?
Учатся ли ученики начальной школы в одном здании вместе с ребятами старших классов?
Во всех ли школах мальчики учатся вместе с девочками?
Учатся ли вместе со здоровыми ребятами дети-инвалиды, или они учатся отдельно, в специализированных школах?
Есть ли начальные школы-интернаты (школы, куда дети уезжают из семьи на неделю, чтобы жить и учиться, а приезжают домой только на выходные)?
Сами ли ученики ходят из дома в школу и из школы домой, или их приводят/привозят и уводят/увозят родители? Почему?
Сколько времени длится урок в начальной школе?
Сколько уроков в день имеют ребята?
Сколько перемен, как долго они длятся?
Обедают ли дети в школе? Сколько на это отпускается времени?
Дети приносят еду с собой или они питаются в школьной столовой?
Что представляет собой обычный школьный завтрак?
До какого времени дети находятся в школе?
Сколько дней в неделю учатся ученики начальной школы?
Какие каникулы и когда имеют дети? Как долго они длятся?
Получают ли ученики начальной школы награды от школы? Если «да», то за что и какие?
Во сколько лет ученик оканчивает начальную школу? Куда он переходит после окончания начальной ступени обучения?
Формирует ли британский ученик свой «портфель достижений»? Пригождается ли он ему на дальнейших ступенях обучения?
Предполагалось, что эти вопросы послужат критериями сравнения двух систем. Но как показала практика, я не могу использовать все 30 вопросов в качестве критериев, так как мне пока не удалось найти ответы на абсолютно все вопросы. Поэтому я буду сравнивать две системы лишь по тем 20-ти критериям, которые обозначены в таблице.
Сводная таблица «Начальное образование в Великобритании и России»
Критерий Великобритания Россия
Обязательный возраст для начала обучения По закону все британские дети обязаны учиться с 5 лет. По закону все российские дети обязаны учиться в школе с 7 лет.
Приём в школу Некоторые школы принимают детей раз в год: в сентябре. Другие школы принимают еще и второй поток учеников, например, в январе (после рождественских каникул) и иногда третий поток – весной в марте/апреле (после пасхальных праздников). Если школы принимают учеников несколько раз в год, то день рождения ребенка влияет на то, будет ли он зачислен в сентябре или позже. Большое количество школ принимают учеников до того, как дети достигнут обязательного школьного возраста. Правила раннего зачисления отличаются у разных школ. Приём в школу осуществляется один раз в год (в сентябре, с началом учебного года). В школу могут быть приняты дети в возрасте не младше 6-ти с половиной лет (6 лет и 6 месяцев)
Возраст и условия перехода в среднюю школу В государственных школах ученики переходят на следующую образовательную ступень в возрасте 11 лет. В частных школах – в 11-13 лет. При переходе из начальной школы в среднюю в Англии не требуется сдача каких-либо экзаменов или тестов в государственных школах. В частных же, или независимых школах (Private /Independent Schools), ученики сдают общий вступительный экзамен (Common Entrance Examination). В среднюю школу дети переходят, отучившись в начальной школе 4 года, т.е. в возрасте около 11 лет.
Условием перехода в следующий класс (5-ый) является успешное окончание 4-ого класса, т.е. положительная аттестация по всем предметам.
Экзамены или контрольное тестирование. Учебным планом предусмотрены стандартные тесты на успеваемость (Standard Assessment Tasks = SATs), с помощью которых оцениваются знания учеников в течение всего времени обязательного обучения. Тесты проводятся в возрасте семи и одиннадцати лет. SATs являются государственным экзаменом, дополняющим контроль преподавателей и внутренние школьные тесты и экзамены. SATs были введены для стандартизации оценки уровня знаний школьников и привязки их к общей системе баллов. В России дети начальной школы не сдают ни вступительные, ни выпускные экзамены.
Контрольное тестирование (в форме контрольных работ по русскому языку и математике) проходит ежегодно в конце учебного года (годовая контрольная работа).
Учреждения, обеспечивающие подготовку к школе (их обязательность) В каждом районе Лондона, например, существует множество детских центров развития (0-5 лет). – “children’s centres”.
Помимо таких центров существуют Nursery schools (аналог российского садика, только дети здесь находятся всего 3 часа в день) – это центр дошкольного образования для детей от 3 до 5 лет, часто при начальных школах. В этих школах с детьми занимаются квалифицированные учителя, которые готовят их для поступления в начальную школу. Подготовка к школе не является в России обязательной. Она осуществляется в подготовительных группах детского сада или в подготовительных классах при школах. Подготовительные классы при школах — платная услуга. Они работают 1-2 дня в неделю по 2,5-3 часа. Занятия в классах ведут педагоги школы. Задача таких классов развивать детей, готовить их психологически к приходу в школу. Помимо этого, сегодня существует множество детских центров развития с самого раннего возраста.
Традиционный возраст, с которого начинается подготовка к школе 3-4 года – это возраст, в котором английские дети могут (но не обязаны) начинать свое дошкольное обучение.
Государственное дошкольное образование доступно только для детей от трех лет, поэтому ребенок может пойти в Nursery school как в начале осеннего семестра, так и весной или летом (в зависимости от даты, когда ему исполняется 3 года). Ребенок находится в таком дошкольном классе только 3 часа в день, с девяти утра до двенадцати либо с двенадцати до трех. Как правило, подготовка к школе начинается за год до поступления ребёнка в обязательную школу.
Деление начальной школы на ступени (по возрастам и годам обучения) Две ступени: Key Stage 1 (KS1) – возраст 4-6 лет (2 года обучения); Key Stage 2 (KS2) – возраст 7-10 лет (4 года обучения) В России начальная школа не делится на ступени. Она делится по годам обучения на 1-ый, 2-ой, 3-ий и 4-ый классы.
Количество лет, которые ученик проводит в начальной школе Начальное образование (Primary education) составляет шесть лет. Начальное образование составляет 4 года.
Предметы для изучения, их количество Учебный план определяет 2 группы школьников в начальной школе (1-я — 5–7 лет, 2-я — 7–11 лет/ 13 лет – в независимых/частных/ школах) и десять основных/базовых предметов. В учебном плане введены три «главных» предмета: английский язык и литература, математика, иностранный язык. Школьники первой и второй групп должны изучать все главные, а также базовые предметы: технология, история, география, музыка, искусство, физическая культура и современный иностранный язык. В Pre-preparatory (частные школы) изучают английский и математику (обязательные предметы), а также историю, географию, музыку, искусство и технологию (по усмотрению родителей). Начальная ступень Primary school (государственные школы) или Preparatory School (частные школы) — это 7-летний возраст. Ученики последовательно осваивают более десятка обязательных предметов школьной программы. На этом этапе к ранее изучаемым дисциплинам добавляются естественные науки, информационные технологии, дизайн (всего 12 обязательных предметов). + Примечание* Обязательными предметами являются 9 предметов: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, иностранный язык, физическая культура, технология, изобразительное искусство и музыка.
Они составляют 80 % учебной нагрузки. Остальные 20 % представлены дополнительными предметами по усмотрению учебного заведения. Например, информатика, математическое моделирование. Всего не более 12-ти предметов.
Количество учителей В Англии, Уэльсе и Северной Ирландии большинство детей в возрасте от 4/5 до 11 лет обучаются в смешанных классах с детьми того же возраста и с одним учителем на класс. В начальной школе почти все основные предметы, как правило, ведутся одним учителем. Но ряд предметов ведут специалисты, т.е. учителя-предметники.
Количество часов пребывания в школе Минимальное недельное урочное время составляет 21 час для учеников от 5 до 7 лет и 23.5 часа для учеников от 8 до 11 лет (при 5-дневной неделе). Это время не включает ежедневное богослужение, регистрацию и перерывы на обед и уборку. Многие школы предоставляют большее число часов для уроков, чем минимум. При 5-тидневной неделе в первом классе недельная нагрузка составляет 21 час. Во 2-4 классах недельная нагрузка не должна превышать 23 часа (при 5-тидневке) и 26 часов (при 6-тидневке). Таким образом, дети начальных классов находятся в школе 4-5 часов в день.
Время начала занятий Обычно школы открыты с 9 утра, но первый урок начинается в 9.20. Эти 20 минут отводятся для ежедневного богослужения и регистрации. В России занятия в школах начинаются с 8.00 (Новосибирск) или с 8.30. (Москва), если речь идёт о I смене. Но, к сожалению, есть начальные классы, которые вынуждены учиться со II смены. Тогда дети находятся в школе с 13.00 до 18.00.
Время окончания уроков Обычно школы открыты до 3.30/4.00 дня с перерывом на обед в 1 час. Перемена в 15 минут может разделять утреннюю и дневную сессию. I смена: 12.00 – 13.00
II смена: 17.00 – 18.00
Со II смены не могут учиться 1-ые и 4-ые классы.
Продолжительность одного учебного занятия В первый год своего обучения дети изучают чтение, письмо и математику, в среднем по 20 минут в день. К последнему году обучения в начальной школе первой ступни эта цифра увеличивается до 2 часов. Как и во всей системе английского образования, здесь не существует четко закрепленных временных рамок для занятий и программы обучения.
+ Примечание** В России урочная система. Продолжительность урока 40-45 минут. В 1-ом классе в течение I-ого полугодия продолжительность урока 30-35 минут.
Продолжительность учебного года Учебный год длится 38 недель. Он начинается в первых числах сентября и завершается летом, причем сроки окончания учебного года в государственных и частных школах могут различаться. Все государственные школы завершают учебный год ближе к 20 июля, однако частные школы имеют право решать этот вопрос на свое усмотрение, поэтому в них учебный год может заканчиваться в любой день с конца июня до конца июля. Продолжительность учебного года в 1-ом классе – 33 учебные недели (до 25 мая); 2-4 классы – 34 недели (до 28 мая).
Каникулы Учебный год разделен на три семестра (осенний, весенний и летний), в промежутках между которыми ученики отдыхают на каникулах. Английские каникулы между семестрами довольно продолжительные — 2-3 недели (это рождественские и пасхальные каникулы), но существуют и короткие («половинчатые»/ half term holidays) каникулы в середине каждого семестра.
Руководство частных школ часто продлевает рождественские и пасхальные каникулы, а даты начала и окончания «половинчатых» каникул в частных школах могут варьироваться от школы к школе. Как правило, учебный год в школах России разделён на 4 четверти, хотя есть (Москва) и школы, экспериментирующие с триместрами. В течение учебного года школьники имеют каникулы между учебными четвертями: осенние (9 дней в ноябре); зимние (14 дней в январе); весенние (7 дней в марте). Всего в учебном году 30 каникулярных дней. Правда, у первоклассников есть в феврале дополнительные, 7-мидневные, каникулы.
По окончании учебного года все дети уходят на летние каникулы, которые продолжаются 3 летние месяца.
Оборудование классной комнаты Не существует предписанных учебников для учеников начальных школ.
Учителя могут использовать аудио- и видео оборудование: видео, слайды, аудиозаписи и телевидение в процессе обучения. Большая часть телевизионных компаний распространяют программы для школ.
(Смотреть картинки) Обязательно наличие ученических столов или парт, как правило, двуместных, но бывают и одноместные парты.
Есть учительский стол, классная доска, SMART доска, компьютер с выходом в Интернет, аудио и видео аппаратура; книжные шкафы.
Наличие школьной формы Традиционно дети носят школьную форму. Школьная форма разных школ отличается. По закону все школьники обязаны носить школьную форму.
Тип обучения (раздельный, смешанный) В большинстве государственных школ, особенно начального уровня, смешанные классы, где обучаются как девочки, так и мальчики. В секторе независимого образования (в частных школах) могут встречаться школы «только для девочек» и «только для мальчиков», хотя сейчас все чаще отмечается тенденция к смешанному обучению. Мальчики и девочки обучаются вместе. Хотя, справедливости ради, надо отметить, что некоторые школы экспериментируют с раздельным обучением.
Школьное здание (отдельное, совместно со средней школой) Хотя многие начальные школы в Англии и в Уэльсе предоставляют образование детям в возрасте от 5 до 11 лет, в некоторых областях существуют отдельные школы для учеников 1- ой ступени образования (от 5 до 7 лет) и для учеников 2-ой ступени образования (от 7 до 11 лет). Большинство Nursery schools связаны непосредственно с Primary schools, расположенными неподалеку.
Primary schools (школы начального образования) и Secondary schools (школы среднего образования) располагаются в отдельных зданиях. Как правило, в российских школах все ступени обучения (младшая, средняя и старшая) находятся в одном здании, т.е. дети поступают в первый класс и выпускаются из 11 класса в одном и том же здании.
Примечание*: В Англии следующие обязательные предметы включены в национальную образовательную программу для 1 и 2 ступеней образования:
главные предметы – английский язык, математика, наука (science);
основные предметы — (basic) – технология информации и общения (ТИО), дизайн и технология, история, география, искусство и дизайн, музыка и физкультура (физическое образование).
Примечание**: Все общественные и специальные школы должны проводить уроки математики каждый день в течение 45-60 минут в зависимости от возраста учеников. Рекомендуется: для учеников 1 и 2 классов (от 5 до 7 лет) уроки длятся 45 минут; для учеников 3 и 4 классов (от 7 до 9 лет) – 50 минут; для учеников 5 и 6 классов (от 9 до 11 лет) – 60 минут. Хотя эти рекомендации по проведению уроков правописания и математики не установлены законом, большинство начальных школы Англии на практике следуют именно им.
Сопоставительный анализ систем начального образования Великобритании и России
Как видно из составленной нами таблицы две рассматриваемые нами системы имеют, как сходства, так и отличия.
Схожие черты:
Дошкольное образование не является обязательным, но для его получения в обеих системах существуют структуры, предоставляющие его.
Начальное образование предоставляется в группах, где обучаются, как мальчики, так и девочки. Детей обучает, преимущественно, один учитель на протяжении всех лет обучения в начальной школе.
Обязательными предметами в обеих системах являются родной (государственный) язык и математика; количество и набор изучаемых базовых предметов является практически одним и тем же.
Недельная нагрузка ученика начальной школы в Англии и в России одинаковая.
Школьная форма – обязательный атрибут в обеих странах.
Оборудование классных комнат не имеет существенных отличий.
Переход ученика из начальной школы в среднюю школу происходит в одном и том же возрасте – в возрасте 11 лет.
На этом сходства между двумя системами заканчиваются.
Различия:
В рассматриваемых странах возраст начала обязательного обучения – разный: в Англии – 5 лет, в России – 7 лет.
Приём детей в подготовительный класс в Англии может происходить 3 раза в год, в России – только один раз.
В Англии дети обучаются в начальной школе на протяжении шести лет, в России – четырёх.
В Англии начальная школа делится на две ступени, по завершении которых (в 7 лет и в 11 лет) ученик проходит контрольное тестирование. В России начальная школа не делится на ступени, а контрольное тестирование дети проходят ежегодно в конце каждого года обучения.
В Англии учебный год делится на 3 семестра, в России – на 4 четверти.
В Англии у детей больше каникулярных дней в течение учебного года за счёт коротких, в отличие от рождественских и пасхальных, каникул в середине каждого семестра. Зато у российских школьников длиннее летние каникулы, в силу того, что в Англии учебный год заканчивается в конце июня, а то и в июле, в то время как в России он завершается в конце мая, а начинается в то же время, что и в Англии, т.е. первого сентября.
В Англии начальная и средняя школы находятся в разных зданиях, в то время как в России обе школы размещаются, как правило, в одном помещении.
В силу того, что у начальной школы в Британии есть своё здание, дети учатся в одну смену, в отличие от России, где не все школы могут себе это позволить.
В России строгая урочная система: после 45-тиминутного урока наступает перемена. В Англии нет строгого деления на уроки: занятие по предмету, часто длится 60 минут, а единственная 15-тиминутная перемена существует между утренними и дневными занятиями. Зато английские дети имеют часовой перерыв на обед, за счёт чего они дольше российских сверстников находятся в школе.
Главное отличие британской системы начального образования от российской системы заключается в наличии большего процента частных школ. В частных школах Англии наблюдаются существенные отличия не только от российских школ, но и от английских государственных школ. В частных школах, например, произвольно могут продлеваться каникулы, выпускной возраст увеличивается с 11 до 13 лет. Учебная программа в частных школах не регламентируется государством.
В Британии дети не имеют единых государственных учебников в отличие от России. Содержание обучения и методика преподавания целиком и полностью зависят от учителя. Государство в Британии ограничивается лишь рекомендациями для учителей. В России, напротив, существует перечень допустимых учебников, а содержание и методы обучения и воспитания прописаны в Федеральном Государственном Стандарте образования.
Вывод:
Проведённое исследование показало, что, не смотря на наличие сходных черт, системы начального образования в Великобритании и в России имеют гораздо больше отличий, чем сходства. Наша гипотеза, хотя и предполагала наличие отличий, но не такое значительное. Вывод: система начального образования в Великобритании значительно отличается от российской системы.
Заключение
Настоящее исследование помогло мне больше узнать о культуре народа изучаемого языка. Изучение системы образования в Британии может быть продолжено в последующие годы, тем более потому, что я не останавливалась на отличиях школ в Англии, Шотландии и Северной Ирландии.
Приложение 1
Glossary
MACMILLAN English Dictionary
Nursery school: a school for children between the ages of three and five.
Reception class: a class for children aged four and five who are just starting school.
Primary school: A school for children between the ages of four or five and eleven. In the UK primary schools are sometimes divided into an infant school for the youngest children and a junior school.
Infant: a baby or a very young child.
Infant school: in the UK, a school for children between the ages of four and seven.
Junior school: a school for children between the ages of seven and eleven.
Secondary school: a school for children between the ages of 11 and 16 or 18.
Independent schools = Private schools
Preparatory school = Prep school (informal): in the UK, a private school for children between the ages of 7 or 8 and 11 or 13. It prepares children for a common entrance exam to get into a public school.
Public school: an expensive private school where students usually live as well as study.
Boarding school: a school in which most or all of the students live during the part of the year that they go to lessons.
Oxford Guide to British and American Culture
School uniform: special clothes worn by pupils at a particular school. Wearing school uniform is a British tradition. In most schools pupils have to wear clothes of a particular colour , often navy blue or dark green, but are free to choose the clothes themselves. Other schools, especially private schools, require pupils to wear special clothes which have to be bought from a particular shop. School uniform often includes a special striped tie in the school colours for both boys and girls. At very traditional schools, for example old public schools like Eton, pupils may have to wear very old-fashioned clothes in a style that dates from the 19th century or even earlier.
Глоссарий
Nursery — (аналог российского садика) – это центр дошкольного образования для детей от 3 до 5 лет. В этих центрах с детьми занимаются квалифицированные учителя, которые готовят их для поступления в школу. Справедливости ради стоит отметить, что, также как и в России, в некоторых районах Лондона существует нехватка мест в этих учреждениях. Поэтому начинать думать об устройстве ребенка в Nursery лучше заблаговременно где-то с 2-х лет. Также, есть смысл устроить ребенка в Nursery при Primary School (начальная школа), в которой он в дальнейшем будет продолжать обучение.
Reception — (поступление) – по сути это первый год в начальной школе (для детей от 4 лет). Согласно стандартам образования для этого возраста ELG (Early Learning Goals) детям преподают: личностное, социальное и эмоциональное развитие; язык, литературу и коммуникативные навыки; математику; основы географии; физкультуру; творческое развитие. Этими базовыми знаниями и умениями ребенок должен обладать к 5 годам – окончания первого образовательного этапа (Foundation Stage).
Primary school – школа, дающая обязательное начальное образование детям от 4 до 11 лет. Обычно начальная школа делится на Infant school (для детей от 4-7 лет) и Junior school (от 7-11). Во время обучения в начальной школе ученики сдают два из трех SATS (Standard Assessment Tests) (аналог экзаменов) по окончании 2-го и 6-го годов обучения, соответственно в 7 и 11 лет. Стоит также отметить, что дошкольное и школьное образование в Соединенном Королевстве преимущественно бесплатное (иногда за исключением факультативных занятий типа плавания, театральных кружков и т.д.). В большинстве начальных школ ученики носят школьную форму, разработанную специально для этой школы. Существуют смешанные школы, школы для мальчиков, школы для девочек, а также совсем небольшое количество религиозных школ.
В возрасте 11 лет ученики переводятся в Secondary school (среднюю школу).
Preparatory School — начальная частная школа, где учатся дети от семи до тринадцати лет. История слова «подготовительный» уходит корнями к независимым школам Англии до начала 20 века, чьей изначальной целью была подготовка учеников к поступлению в публичные школы на конкурсной основе – после успешной сдачи общего экзамена в возрасте 11, 12 или 13 лет. Однако сейчас сфера независимого образования в Великобритании существенно увеличилась, и на сегодняшний день школы стали намного более гибко подходить к вопросам удовлетворения потребностей учеников и их родителей. Словосочетание «публичная школа» обычно используется для обозначения старой традиционной школы, такой, как Итон или Харроу, которых в Великобритании насчитывается не так много. Однако в наши дни в Англии существует достаточно большее количество частных школ, а термин «независимая школа» стал более общим – сегодня сектор независимого образования Великобритании насчитывает более 1000 «до-подготовительных» и «подготовительных» школ.
Pre-preparatory School — С четырех — пяти лет, по желанию родителей, дети посещают двухгодичную школу для малышей. Это первая ступень – так называемая подготовка к подготовительной школе (Preparatory School), которая предусматривает изучение всего двух обязательных предметов: математики и английского языка. К базовым предметам по желанию можно добавить географию, историю или музыку.
Приложение 2
Ступени образования
Система школьного образования в Англии имеет значительные отличия от системы образования в России. Схематически ступени школьного образования представлены следующим образом:
Возраст ребенка* Год обучения Название «ключевой стадии» обучения Частная школа Экзамены
5 Year 1 Key Stage 1 (KS1) Pre-Prep
6 Year 2 7 Year 3 Key Stage 2 (KS2) Prep school или Preparatory school 8 Year 4 9 Year 5 10 Year 6 11 Year 7 Key Stage 3 (KS3) Upper Preparatory SchoolCommon Entrance Examination в 11+
12 Year 8
13 Year 9 Senior SchoolCommon Entrance Examination в 13+
14 Year 10 Key Stage 4 (KS4) GCSE/IGCSE (сертификат о среднем образовании)
15 Year 11 Key Stage 4 (KS4) 16 Year 12 A Level или International Baccalaureate Sixth FormA Level или International Baccalaureate
17 Year 13 *Полных лет до 31 августа согласно национальной системе образования в Великобритании
Обязательное образование начинается с 5 лет.
Дошкольное и школьное образование
Таблица, описывающая дошкольное и школьное образование:

Читайте также:  Анализ воспитания детей раннего возраста

Обучение начинается, как и в России, с 1 сентября. Первый столбец – это возраст ребенка на 31 августа. Второй, соответственно, годы обучения. Третий – учебные этапы и четвертый – обозначения школ.
Таблица: Начальное образование в Великобритании
Государственные школы Частные школы
Nursery school: 3 года Pre-Preparatory (Key Stage 1 (KS1): 5-6 лет (Year 1, Year 2)
Primary school: Infant school (Reception class/ 4 года/, Year 1 /5 лет /, Year 2 /6 лет/); Junior school (Year 3 /7лет/, Year 4 /8лет/, Year 5 /9лет/, Year 6 /10лет/) Prep school или Preparatory school (Key Stage 2 (KS2): 7-10 лет (Year 3, 4, 5, 6)
Secondary school: Year 7 /11 лет/ Upper Preparatory School (Key Stage 3 (KS3): 10-13 лет (Year 7, 8, 9)
Список использованной литературы
Образование в Британии: Лингвострановедческий справочник. /Составитель Г. Д. Томахин. М.: Просвещение, 2002.
«Britain in Brief» В.В. Ощепкова, И.И. Шустилова “Просвещение”, 1993.
«In Britain» Michal Vaughan Rees. Издательство “Титул”, 1997.
MACMILLAN English Dictionary for Advanced Learners. International Student Edition.
Oxford Guide to British and American Culture for Learners of English. Oxford: Oxford University Press.
«Spotlight on BRITAIN» Susan Sheerin, Oxford University Press, 1997.
Адреса использованных сайтов
http://www.educationsystems.info/item914.htmlhttp://www.abc-education.ru/steps.htmlhttp://tourism-london.ru/blog/?p=280http://detnadzor.ru/materials/? >

  • rabota.doc
    Размер файла: 112 kB Загрузок: 22

источник