Меню Рубрики

Сравнительный анализ подходов в воспитании детей

Теоретическое исследование подходов к воспитанию Дж.Локка и Л.Н Толстого. Практическая работа по исследованию семей с разными стилями воспитания.

Сравнительный анализ результатов воспитания в семьях с разными подходами в воспитании.

Автор — Самсонова Наталья Николаевна.

Проблема воспитания детей стояла остро во все времена. Как не избаловать ребенка? Как вырастить его разносторонне развитым? Как привить моральные и этические качества? Как воспитать полноценную личность? А главное — как не сломать? Как не навредить? Это лишь часть вопросов, на которые любые родители хотели бы знать ответ. Решениями этих вопросов занимались педагоги, философы, психологи, теоретики, практики и просветители. Нам известны такие выдающиеся практики как Я.А.Каменский, Дьюи, Л.Н.Толстой, А.С.Макаренко, Д. Локк и другие. Все они были очень не похожи в идеях воспитания: кто-то предлагал поощрение, кто-то наказание, а кто-то совершенно другое — выбор оставался за родителями, что близко именно им, как, а главное кого они хотят вырастить: мягкую творческую натуру или дисциплинированную организованную личность.

Как уже выше было сказано, что подходов в воспитании было много, сегодня мы рассмотрим два кардинально разных: авторитарный (одним из ярких представителей подхода мы считаем Дж. Локка [1] ) и гуманистический (интересно описан в трудах Л.Н.Толстого [2] ). Попытаемся не только охарактеризовать эти методики в целом, но и провести сравнительный анализ, то есть рассмотреть все плюсы и минусы данных подходов, найти слабые, а главное сильные стороны одной и другой.

Основными понятиями в воспитании по Локку являются — дисциплина, авторитет родителей, наказание и похвала, характер, воля, нравственность. «Здоровый дух в здоровом теле — вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире. Кто обладает и тем и другим, тому остается желать немногого; а кто лишен хотя бы одного, того лишь в малой степени может компенсировать что бы то ни было иное». Безусловно все эти понятия важны при воспитании. Но все не так просто, как кажется на первый взгляд. Д.Локк считал, что душа новорожденного подобна «чистой доске», которая не имеет идей, и то, кем становится человек — это только благодаря воспитанию. Все то, что у человека сформировано в характере в старшем возрасте, было заложено в детстве при помощи воспитания. Толстой же напротив, считал что ребенок уже рожден совершенным и наше воспитание мешает ему развиваться таким, каким он должен вырасти. Все занятия в Яснополянской школе проходили без принуждения, дети сами решали идти в класс или нет и чем там заниматься. Могли начать с математики или рисования, а закончиться все могло историей или письмом. Это категорически недопустимо в наше время. Сейчас и детей в классах больше, да и предметов не так мало. То , что школа была рассчитана в большей степени на крестьян – это значительный плюс, так как обходилась она не так дорого. В свою очередь Д.Локк был сторонником частного , надомного, образования, а такое образование не всем под силу. Зато вот авторитет взрослого у Локка играет чуть ли не ведущую роль, дитя должно воспринимать родителя , да и учителя (воспитателя) как благодетеля, чего не скажешь о школе Толстого. Ученики здесь могли продолжать играть, а то и драться даже в присутствии учителя, когда он уже стоял в классе и начинал образование детей – это явный минус. Что касается наказания , а в частности порки и побоев, здесь и один и другой выступали категорически против, так как это только вызывает у детей агрессию и может повлечь за собой необратимые последствия. Чрезмерная свобода в образовании и воспитании Толстого может привести к другой крайности: к избалованности, хамству, наглости и возвышению ребенка над родителями, поэтому здесь не помешала бы дисциплина и организованность, которая присуща Локку. Организованность, а не теория о том, что с детства каждому ребенку можно привить даже не любимое дело, если делать это постоянно и с определенной периодичностью – это мне кажется не совсем правильно. Хорошие манеры, привычки и правила поведения, их прививание и усовершенствование безусловно нужно и полезно, и в этом Локк бесспорно прав, а Л.Н.Толстой не уделял этому особого внимания. Дети могли во время урока лежать на полу, сидеть на столе или подоконнике – это было нормой для его занятий. Но хорошим манерам нужно обучать с детства и всех. Что касаемо интереса детей и их любознательности — то здесь мнения сошлись. И в одной и другой методиках это более чем приветствуется, поощряется и уважается. Толстой сам не однократно катался с детьми на санках с горки, играл в лапту , отвечал на все вопросы – он действовал исключительно в интересах детей .Локк же напротив, считал что в игре детям нужно предоставлять полную самостоятельность, они сами должны организовывать свой досуг, и без участия взрослых , но если это конечно не наносит вред их здоровью. Разница только в причине , по которой предоставлялась эта свобода. Локк считал, что детям скоро наскучит заниматься бесполезным времяпрепровождением, и они снова приступят к более важным делам, то — есть игра останется игрой и потеряет всякий смысл. Что бы стать добрее, рассуждал Локк, дети должны соревноваться между собой , должны стараться превзойти друг друга в щедрости, милосердии , вежливости и добре .Говорил о том, что еще в детстве ребенка нужно приучать делиться с другими всем тем, что у него есть. С одной стороны это очень хорошо, но с другой стороны щедрость может перерасти в безумную благотворительность, когда человек будет помогать другим в ущерб себе – а это уже минус.

Конечно положительных моментов больше чем отрицательных, и в одной и другой методиках. Толстой считал , что образование не должно вмешиваться в воспитание , но мне все же кажется ,что и то и другое тесно связаны друг с другом, и должны быть направлены на формирование сильной и самодостаточной личности. Сильной не только физически, как у Локка, а сильной, значит свободной , как у Толстого, которой было бы где развернуться и её не сковывали бы установленные рамки. Главная задача у образования — это доступность. Оно для всех, а не для избранных ( по Локку). Главные задачи воспитания, по моему мнению: развивать, раскрывать, показывать, объяснять и направлять, но не в коем случае не бить и не унижать, не приносить себя в жертву своему дитя, идти с ним вместе, быть ему поддержкой и опорой. Чрезмерная свобода, как и жесткие рамки может нанести большой вред. Родители конечно должны быть другом своему ребенку , но не надо забывать , что они в первую очередь родители – это главное, и их авторитет должен быть не преклонен.

В рамках этой темы была проведена диагностика на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за помощью, по вопросам воспитания детей и общения с ними. Была использована методика диагностики родительского отношения А.Я.Варга и В.В.Столина». Диагностировались родители из пяти семей, которым необходимо было ответить на 61 вопрос опросника. Одна из этих семей не полная. В ней мальчика воспитывает мама и бабушка. Остальные семьи полные. В одной из полных семей воспитываются девочки – близнецы, в другой старшая сестра и мальчик пяти лет. В третьей воспитывается мальчик, а в четвертой девочка. Детям , за которыми проходило наблюдение, в группе детского сада, по 5 – 6 лет. Диагностика состоит из 5 шкал:

— «Принятие-отвержение». Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку.

— «Кооперация» — социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему.

— «Симбиоз» — шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком.

— « Авторитарная гиперсоциализация» — отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм.

— «маленький неудачник» — о тражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность.

Тестовые нормы проводятся в виде таблиц процентильных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам = 160.

После опроса было выявлено некоторые связи. Если в семье так называемый ребенок «сорванец», который очень конфликтен в общении со сверстниками, агрессивно настроен, то здесь можно говорить об авторитарной гиперсоциализации, то — есть родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии понять его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами. По 4 критерию эти дети набрали: 95,76% ; 83,79%. В этих семьях просматривается и симбиоз – это постоянная тревога за своего ребенка , родитель не предоставляет ему самостоятельности , старается оградить от трудностей жизни и удовлетворить все потребности ребенка. Здесь так же высокий процент 86,63%. Но вот что интересно для этих семей: в семье, где 3 и 4 показатели высокие, но мама одна воспитывает ребенка( без отца), отсюда , наверное, и полный контроль за мальчиком, по критерию принятия – отвержение , показатели низкие(31,01%),мама все же стремится проводить с ребенком много времени, он ей нравится таким, каким есть, она уважает его. У ребенка хоть и случаются приступы агрессии, но в целом он активный и с радостью идет на контакт. А в семье, где есть и папа и мама, но так же высокие 3 и 4 показатели, родители воспринимают своего ребенка плохим, неприспособленным и неудачным, им кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родители испытывают к ребенку злость, досаду, раздражение и обиду. Это подтверждается и наличием высокого балла по 5 критерию. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Такой ребенок очень трудно идет на контакт не только со взрослыми, но и со своими сверстниками, он очень зажат и чувствует себя диким среди ровесников. В семье же , где основным принципом воспитания является полная свобода , низкие показатели были по всем пяти критериям (1-0,63; 2-9,77; 3-19,53; 4-13,86; 5-14,55), в этой семье воспитываются девочки- близнецы. Это говорит о том, что родители уважают своих детей, одобряют их интересы, вместе проводят много времени, высоко оценивают творческие и интеллектуальные способности, они не ограждают своих детей от трудностей, а только помогают с ними справиться, искренне доверяют детям и испытывают за них большую гордость. При наблюдении за девочками в повседневной жизни испытываешь только радость. Они очень легко идут со всеми на контакт, очень открытые, всесторонне развиты, легко находят выход из сложившейся ситуации, я могу отметить только один минус – во время проведения занятий, они могут совершенно спокойно встать и начать заниматься своим делом, но это я думаю можно и подкорректировать.

В завершении можно сделать вывод о том, что гуманистическая методика воспитания Л.Н.Толстого пригодится тем , кто заинтересован в воспитании творческой свободной личности, а подход Д.Локка , как и он сам говорил, для воспитания джентельмена.

  1. Дж.Локк. Сочинения в трёх томах: Т. 3.– М.: Мысль, 1988.– 668 с. – (Филос. наследие. Т.103 ).– С.407-614.
  2. Л.Н.Толстой. Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы// Полн. собр. соч.- М., 1936. – Т. 8. – С. 29-52.

источник

В статье проводится анализ трех основных психологических моделей воспитания детей. Рассматриваются взгляды на воспитание детей авторов, представляющих эти модели. Выявляются основные факторы, влияющие на воспитание ребенка с позиции каждой модели.

Ключевые слова: воспитание детей, модели воспитания, психоаналитическая модель воспитания, бихевиористкая модель воспитания, гуманистическая модель воспитания.

Основной функцией семьи, отличающей ее от иных социальных групп, является рождение и воспитание детей. Как отмечает В. Целуйко [16], важность семьи обусловлена тем, что ни один из известных институтов воспитания не может сравниться с ней по силе своего воздействия на личность.

Читайте также:  Цитомегаловирус у детей результат анализ

В зарубежной психологии существует множество подходов к семейному воспитанию. Выделяют три основные группы подходов к семейному воспитанию: психоаналитическая, бихевиористская и гуманистическая модели. В рамках каждой из этих моделей влияние семьи на воспитание ребенка рассматривается неодинаковым образом.

Так, представители психоаналитического направление психологии (З. Фрейд, Э. Эриксон, К. Хорни, Д. В. Винникотт) считали, что наибольшее значение для формирования личности ребенка имеет ранний период его жизни. Основатель психоанализа З. Фрейд [15] писал, что ребенок появляется на этот свет менее подготовленным, чем большинство представителей животных, поэтому влияние родителей на психическое развитие ребенка является приоритетным. Например, по мнению З. Фрейда, огромное значение для психического здоровья ребенка имеет грудное вскармливание, поскольку грудное молоко является не только самой лучшей пищей для младенца, но и закладывает основы психического здоровья ребенка. Получение ребенком удовольствия от сосания груди закладывает основы доверия в отношении других людей на всю последующую жизнь. Неадекватное удовлетворение потребностей и предъявление требований на ранних стадиях психосексуального развития приводит, как полагал 3. Фрейд, к серьезным отклонениям в развитии личности. Особенное значение для формирования структуры личности ребенка, по мнению З. Фрейда, имеет характер его отношений с родителями в трех-шестилетнем возрасте. Описывая внутриличностный конфликт в данном периоде жизни он сформулировал два основных понятия: Эдипов комплекс (для мальчиков) и Комплекс Электры (для девочек). Для преодоления комплекса, формирования зрелой структуры личности необходима идентификация с родителем собственного пола, присвоение его ценностей и интересов, копирование его манеры поведения. Негативный детский опыт приводит к инфантилизму, эгоцентричности, повышенной агрессивности, что составляет личностные предпосылки к затруднениям в реализации собственной родительской роли, к неприятию собственного ребенка. З. Фрейд считал, что тот опыт, который был получен ребенком в первые годы жизни является определяющим в формировании его личности, что фактически не может быть изменено в процессе его последующей жизни.

Э. Эриксон [17] также пришел к выводу, что отношения между родителями и ребенком в первый год жизни являются «краеугольным камнем» формирования здоровой личности. Основы формирования здоровой личности — базовое чувство доверия к миру, автономность,

инициативность. Однако в отличие от З. Фрейда, Э. Эриксон сделал вывод о том, что влияние семьи на формирование личности ребенка не является фатальным, хотя и имеет существенное значение, поскольку, взрослея, человек, испытывает существенное влияние со стороны более широкого социального окружения: соседей, школы, других социальных институтов, общества в целом.

Широкое признание получила точка зрения Э. Фромма на роль матери и отца в воспитании детей, на особенности материнской и отцовской любви. Согласно Э. Фромму [18] значение любви матери и любви отца для ребенка различно. Любовь матери — безусловна и биологически обусловлена, любовь отца — условна — она должна быть заслужена, может быть утеряна, однако ребенок, трудясь, может ее получить. Материнская установка по отношению к ребенку соответствует его собственным потребностям. Младенец нуждается в материнской безусловной любви и заботе. Однако чем старше становится ребенок, тем более он нуждается в любви отца, его руководстве. И если мать продолжает быть для ребенка «домом», из которого он уходит, и в который может в любой момент вернуться, чтобы ощутить чувство безопасности, то отец воплощает жесткую часть матери, которая говорит ребенку «нет» и может настаивать на этом. Он знакомит ребенка с миром и руководит им. Функция материнской любви — обеспечить ребенку безопасность в жизни за счет безусловной любви, функция отцовской любви — научить ребенка справляться с теми трудностями, которые ставит перед ним общество. Как считал Э. Фромм, зрелый человек приходит к тому моменту, когда он сам становится, и своей собственной матерью, и своим собственным отцом, обретая одновременно отцовское и материнское сознание, в их окончательном синтезе состоит основа духовного здоровья и зрелости.

Представительница парижской школы фрейдизма – Франсуаза Дольто [6], исключительно уважительно относилась к личности ребенка, всемерно подчеркивала, что основная трудность в прохождении детьми этапов становления личности — педагогическая неграмотность родителей. Основная задача родителей – установление контакта с ребенком, главным образом – речевого, с момента его рождения, выражение любви к ребенку, стремление его понять, вдумчивое отношение к процессу воспитания.

В работах педагога-психоаналитика Д. В. Винникота [5] отмечается, что именно в родителях, в частности в матери, есть нечто такое, что делает ее идеально подходящей для выхаживания и удовлетворения потребностей своего ребенка на чрезвычайно уязвимой стадии младенчества. Также Д. В. Винникотт полагал, что родители играют важнейшую роль в обеспечении физической и психологической безопасности своего ребенка. Если в первый год жизни основной задачей родителей является создание условий для возникновения у ребенка чувства доверия к миру, то на втором и третьем годах жизни основной задачей родителей становится формирование у ребенка самостоятельности, что становится возможно в том случае, если родители постепенно отделяются от него и дают ему почувствовать себя большим. В результате рядом с личностью родителя формируется независимая полноценная личность ребенка.

Корни трансактного анализа, разработанного Э. Берном [3,4], уходят в психоаналитические теории личности. Автор подчеркивает, что ключ к изменению поведения ребенка лежит в изменении взаимоотношений между ребенком и родителями, в изменении образа жизни семьи. Родители должны сами научиться анализировать социальные взаимосвязи в семье; творчески и весело вовлекать детей в процесс познания себя и других; проявлять уважение к детям, поддерживать в них установку на счастье, удовлетворенность собой и жизнью.

Таким образом, основной задачей родителей, с точки зрения представителей психоаналитического направления является надлежащий уход родителей, в большей степени матери, за ребенком в раннем возрасте, поскольку разнообразие отношений взрослого человека с другими людьми, обусловлено опытом ранних отношений ребенка с родителями. В последующем главная цель воспитания заключается в том, чтобы выявить природу глубинных бессознательных мотивов поведения ребенка, вскрыть его эгоистические

побуждения и направить их в русло альтруистического самовыражения, то есть осуществить сублимацию влечений путем переноса интереса ребенка на другие объекты без изменения побудительного мотива. В этом случае одна из важных задач воспитания состоит в отвлечении ребенка от фантазий, в которых преобладает принцип эгоистического удовольствия, и подключении его к социокультурным ценностям и нормам жизни. Среди требований, предъявляемых к воспитанию психоаналитиками, выделяются следующие: как можно меньше мешать ребенку в его развитии и не вести борьбу против всего естественного; установить с ребенком доверительные отношения, стараться понять мотивы его поведения, открыто выражать любовь к ребенку, не препятствовать проявлению любопытства к сексуальной сфере и удовлетворять это любопытство откровенным образом.

Представители бихевиористской психологии (Дж. Уотсон, Б. Ф. Скиннер) путем экспериментального изучения появления новых форм поведения у новорожденного младенца, по выражению Дж. Уотсона [13], «живого кусочка мяса, способного давать небольшое число простых реакций», пришли к выводу о том, что психика человека имеет минимум врожденных компонентов, ее развитие зависит в основном от социального окружения и условий жизни, то есть от стимулов, поставляемых средой. Среда ими рассматривалась как непосредственное окружение ребенка, обстановка, складывающаяся из конкретных жизненных ситуаций, которые в свою очередь состоят из наборов различных стимулов и могут быть разложены на цепочки раздражителей. Внешние, средовые воздействия определяют содержание поведения ребенка, характер развития его личности. Поскольку основное воздействие на ребенка оказывается в семье, роль семьи в воспитании личности ребенка является основополагающей. На родителей ложится функция социализации ребенка – то есть превращения его из асоциального гуманоидного существа в полноценного члена человеческого общества, как продвижение от биологического состояния к социальному. По мнению бихевиориста Б. Скиннера [12], свободы воли личности не существует, поведение отдельного человека находится под полным контролем социального окружения. Поэтому главная задача семьи – формирование нужных моделей поведения ребенка, путем положительного подкрепления его поведения, когда оно становится похожим на желательное.

Р. Сире [11] использовал принципы теории научения для анализа влияния родителей на развитие ребенка. По его мнению, мать и отец выступают как основные подкрепляющие посредники, выявляющие поведение, которое необходимо изменить, помогающие усвоить более зрелые формы поведения. А. Бандура [2] особую роль в социализации ребенка отводил научению посредством наблюдения, подражания, имитации, идентификации и путем моделирования. Для него родительское поведение – преимущественно модель для извлечения некоторых общих черт, правил поведения, образец для подражания ребенка в попытках выстроить собственное поведение. Подкрепление необходимо для сохранения поведения, возникшего на основе подражания. Безусловную родительскую любовь этот исследователь категорически отвергал, полагая, что «безусловная» любовь «может сделать детей безвольными и абсолютно не вызывающими симпатии»

Главные идеи организации воспитания, как бихевиоральной (поведенческой) терапии состоят в том, что родители рассматриваются, с одной стороны, как элементы среды, с другой – как агенты социализации и «конструкторы» поведения ребенка. Чтобы модифицировать поведенческие реакции ребенка, надо научиться анализировать поведение в терминах «стимулы», «последствия», «подкрепления», опереться на обусловленное проявление любви к ребенку.

Один из наиболее известных подходов к пониманию воспитания в семье разработан А. Адлером [1], автором индивидуальной теории личности, которая иногда рассматривается как предшественник гуманистической психологии. По А. Адлеру, человек — существо социальное, развитие личности рассматривается в первую очередь через призму социальных отношений. Фундамент личности, или стиль жизни, закладывается и прочно закрепляется в детстве, основан на усилиях, направляемых на преодоление чувства неполноценности, на

компенсацию и выработку превосходства. Основными понятиями семейного воспитания, по Адлеру, являются: равенство, но не тождественность между родителями и детьми, как в области прав, так и в области ответственности; сотрудничество; естественные результаты. Последователем А. Адлера был педагог Р. Дрейкурс [7], который развил и конкретизировал взгляды ученого. Задачи воспитания родителями своих детей он видел в: уважении уникальности, индивидуальности и неприкосновенности детей с самого раннего возраста; понимании детей, проникновении в их образ мышления, умении разбираться в мотивах и значении их поступков; выработке конструктивных взаимоотношений с ребенком; нахождении собственных приемов воспитания с целью дальнейшего развития ребенка как личности.

Известный представитель гуманистического направления в психологии Карл Роджерс [9] считал, что детей нужно любить безусловно – за то, что они есть, а не за то, что они делают. К. Роджерс выделял два уровня родительской любви: любовь – забота о телесном благополучии ребенка и любовь — забота по отношению к внутреннему «Я» ребенка, к его способности принимать индивидуальные решения. К. Роджерс утверждал, что человеку свойственны потребность позитивного отношения, которая удовлетворяется, когда ребенок испытывает одобрение и любовь со стороны окружающих, и потребность самоуважения, которая развивается по мере удовлетворения первой потребности. Роджерс полагал, что цель родителей – научить ребенка постепенно самостоятельно справляться с жизненными трудностями, постепенно передавая ему ответственность за принятие решений. Американский психолог Росс Кемпбелл [8] занимался изучением факторов, влияющих на формирование личности ребенка. В качестве основного фактора он выделял родительскую любовь. Однако, по мнению Кемпбелла, важно не только наличие у родителей любви к ребенку, но и способность выражать эту любовь. Контакт глаз – основное средство передачи своих чувств, в том числе и любви, особенно к детям. Если взгляд родителей постоянно выражает любовь и доброжелательность, ребенок научится также смотреть на людей и на мир. Если родители взглядом стремятся только выразить свое раздражение, ребенок приучится к такой же реакции. Решающим фактором, оказывающим влияние на развитие ребенка, являются взаимоотношения между супругами. По важности они перевешивают все другие отношения, в том числе и отношения между родителями и детьми. То, насколько подлинные душевные узы связывают родителей и детей и то, как ребенок ощущает свое место в мире и свою безопасность, зависит от глубины и искренности отношений, которые сложились между мужем и женой.

Мнение о том, что краеугольным камнем счастливой семьи и как следствие фактором формирования здоровой личности ребенка являются отношения между родителями, разделяет и Вирджиния Сатир [10]. По ее мнению, в настоящее время в современном мире существует два типа семей: зрелая семья и проблемная. Главное, что отличает семью проблемную от семьи зрелой – это атмосфера. Атмосфера проблемной семьи – это неудобство, дискомфорт, холодность: члены семьи очень вежливы друг с другом и каждому очень тоскливо, иногда семейная атмосфера полна скрытности, потому что, как полагает В. Сатир, все источники жизни в такой семье перекрыты. Зрелая семья – это место, где каждый может найти любовь, понимание и поддержку, даже если жизнь за пределами дома складывается не очень удачно. В зрелых семьях царит атмосфера естественности, честности, любви, члены семьи всегда готовы поделиться какими-то своими личными проблемами и радостями и выслушать друг друга, люди в таких семьях часто прикасаются друг к другу, открыто проявляют свою любовь. Родители ощущают себя лидерами-вдохновителями, а не авторитарными руководителями, как в незрелой семье. Соответственно дети, вырастая в зрелой семье, перенимают подобную модель поведения, воспроизводя ее в дальнейшем в своей жизни, и в том числе в семейной жизни. Однако основное условие зрелости такой семьи – все ее члены должны стремиться к тому, чтобы наладить хорошие отношения и установить атмосферу любви, поддержки и уважения.

Читайте также:  День защиты детей праздник анализ

Таким образом, важнейшими понятиями модели семейного воспитания в

гуманистическом направлении психологии являются: проявление искренних, истинных чувств (и позитивных, и негативных) всеми членами семьи; безусловное принятие своих чувств и чувств близких; преданность своему внутреннему «Я». Авторы стремятся вдохновить родителей, укрепить их уверенность в себе и развить умение понимать потребности ребенка и на этом понимании строить воспитательный процесс, что является жизненно необходимыми для воспитания здоровой личности ребенка.

Обобщая вышесказанное, можно заключить, что общим моментом для всех трех моделей семейного воспитания является признание ведущей роли семьи в формировании личности ребенка. В то же время к вопросу о том, какие методы и технологии должны применяться при воспитании ребенка представители каждого из направлений подходят по-разному. Вместе с тем, общность предмета и различие в методах воспитания дают не только повод для сопоставления моделей, но и основания для разработки вопроса о поиске их интегрирующих начал.

источник

Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Контрольная работа по учебной дисциплине
«Теория и методика воспитания»

На тему:
«Сравнительный анализ

факультета социального управления, Педагогики и Психологии

Герасименко Кристина Михайловна

Введение………………………………………………………………. 3
1.Современные концепции воспитания…………………………………………… 4
2.Сравнительный анализ современных концепций воспитания……….………… 6
2.1. Цели концепций…………………………………. ……………………………. 6
2.2. Основные задачи концепций………………. …………………………………. 7
2.3. Основные принципы концепций………………………………………………. 8
Заключение…………………………………………………………………………. 10
Список используемой литературы…………………………………………………. 11

Введение.
Воспитание является одним из важнейших элементов педагогического процесса. Общая социальная функция воспитания стоит в освоении опыта предшествующих поколений, знаний, умений, норм, образцов поведения и т.д. Конкретная же социальная функция воспитания в том или ином сообществе изменяется в ходе истории и определяется соответствующими условиями жизни общества, характером общественных отношений, культурой, ценностными ориентирами. 2

В современном мире одной из прогрессивных и утверждающихся тенденций мирового образовательного процесса стало гуманистическое воспитание. Надо заметить, что направление это охватило и образовательную практику России. Осознание данной тенденции поставило педагогику перед необходимостью пересмотра сложившейся ранее в ней приспособляемости, направленной к определенным личностным параметрам, среди которых наибольшую ценность представляли идейность, дисциплинированность, исполнительность, общественная направленность, коллективизм. Это и было основным содержанием «социального заказа», на который работала педагогическая наука в советский период.

Воспитание предполагает не только формирование личности, но и создание условий для развития индивидуальности. Одной из главных задач воспитания человека является его социальное самоопределение, которое зависит от реализации двух важнейших условий. Первое из них – обеспечение включенности молодых людей в реальные социальные отношения, т.е. возникновение у них личностного состояния по отношению к деятельности, несущее в себе объективный и субъективный компоненты. Объективным компонентом является собственно деятельность личности, субъективным – отношение личности к данной деятельности. Второе условие – самореализация детей в процессе социального взаимодействия. Это условие предполагает предоставление ребенку возможности более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими, когда важны осознание цели и значение деятельности для личного саморазвития, учет осознанности каждым ребенком своего «Я», наличие четких и ясных перспектив в той деятельности, в которую ребенок включается. 2

Воспитание – это целенаправленный процесс формирования личности с помощью специально организованных воздействий в соответствии с определенным социально-педагогическим идеалом. 2
Современные концепции воспитания.
Концепция – это система взглядов на явление, процесс, определенный способ трактовки; основная точка зрения, ведущая идея или замысел; конструктивный принцип развития какой-либо системы. Сегодня в педагогической науке существуют различные концепции воспитания, которые созданы группами ученых, творческими коллективами, отдельными авторами. Концепция разрабатывается с учетом целого ряда условий: географических, национальных, социально-политических, экономических и других.

Целью моей контрольной работы является сравнительный анализ современных концепций воспитания. Я провела анализ трех, на мой взгляд, самых распространенных концепций. Для удобства анализа я составила три таблицы, в которых разобрала каждую концепцию на автора, название, цель концепции, основные задачи и принципы (таблицы представлены ниже). Именно по этим параметрам я и произвела анализ.

1 Автор концепции Бодалев А.А., Новикова Л.И., Малькова З.И.
2 Название концепции Концепция воспитания учащейся молодежи
3 Цель концепции Всестороннее развитие личности
4 Основные задачи воспитания Развитие умений самостоятельно мыслить и чувствовать;

Развитие личной созидательной активности;

Приобщение к культурным ценностям;

Выявление и развитие природных задатков;

Формирование общечеловеческих норм гуманистической морали (доброта, милосердие);

Воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, положительного отношения к труду

5 Принципы Личностный подход;

Гуманизация межличностных отношений;

Опора на чувства воспитанников

1 Автор концепции Газман О.С., Иванов А.В.
2 Название концепции Концептуальные основы содержания деятельности классного руководителя (классного воспитателя)
3 Цель концепции Сформировать гармоническую, всесторонне развитую личность; дать каждому школьнику базовое образование и базовую культуру
4 Основные задачи воспитания Формирование способности у ребенка к культурной самореализации, самоорганизации и самореабилитации
5 Принципы Принцип гуманистической ориентации личности;

Принцип индивидуализации воспитания

1 Автор концепции Таланчук Н.М.
2 Название концепции Системно-ролевая теория формирования личности
3 Цель концепции Формирование гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей
4 Основные задачи воспитания Готовность и способность выполнять социальные роли, взятые в конкретных условиях жизни и деятельности и с учетом этапов развития личности
5 Принципы Гомоцентрический подход;

Принцип социальной адекватности;

Принцип дополнительности образования

Сравнительный анализ современных концепций воспитания.
Цели концепций.

Одной из фундаментальных проблем педагогики является определение целей воспитания. Спор имеет достаточно давнюю историю. Каждая эпоха, каждое государство ставили свои задачи перед образовательными учреждениями. Цель определялась, исходя из доминирующих идеологических воззрений, и формулировалась в форме социального заказа. Государство и общество рассматривали всегда цель педагогической деятельности как аргументированную заботу о своем будущем. Поэтому формулировка цели, чаще всего, вбирала в себя постулаты, которые, по мнению правящей элиты, обеспечивали бы сохранение существующего строя и системы социальных отношений. В то же время в качестве основных аргументов выдвигалась забота о будущем подрастающего поколения.

Цели воспитания – это ожидаемые изменения в человеке, происходящие под влиянием целенаправленных воздействий педагогов, представления о результате педагогической деятельности.

В зависимости от идеологии отношений, которая устанавливалась в любом обществе, доминировали два основных подхода к определению целей воспитания:

1)при разработке целей учитываются, прежде всего, потребности общества, поэтому требования к воспитанию ребенка опираются на задачи государства, общества, сословия.

2) при определении целей предполагается учет потребностей человека. При этом целью является помощь ему в его социальном становлении, обеспечении его приспособления к существующим социальным условиям и одновременно сохранения своего «Я», развития индивидуальности.

В педагогике постоянно существовало смешение идеальных и реальных целей. Часто в качестве единственных выдвигались идеальные цели, которые не представляли реального результата, достигнутого педагогами.

Цели рассматривались с позиции идеала человека, гармонично развитого, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Гармоническое развитие человека – это идеал, к которому должен стремиться, прежде всего, сам человек. Это ориентир для педагога, на основе которого он определяет содержание своей деятельности.

Гармоничного человека отличает гуманное отношение к людям, к самому себе, высокая нравственность и духовность. При этом надо четко представить себе, что гармонично развитый человек лишь идеал, ориентир для определения реальных целей, которые не противоречат этому идеалу.

Реальные цели формулируются как полностью достижимый результат за определенный промежуток времени. По сути, реальная цель – это цель-результат, и она не может быть отнесена ко всем учащимся. Реальная цель всегда персонифицирована и относится к конкретному ученику. В ней отражаются те изменения в развитии, обученности и воспитанности, которые мы хотим получить в каждом конкретном ученике за определенное время.

Главная цель современной школы – обеспечить каждому учащемуся возможность достойной и полноценной жизни в обществе.

Как было выше сказано: в современном мире одной из прогрессивных и утверждающихся тенденций мирового образовательного процесса стало гуманистическое воспитание. Общепринятой целью в мировой теории и практике гуманистического воспитания был и остается идущий из глубины веков идеал личности, всесторонне и гармонично развитой. Эта цель – идеал – дает статичную характеристику личности. Динамическая же характеристика связана с понятиями саморазвития и самореализации. Именно эти процессы определяют специфику цели гуманистического воспитания – создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с собой и обществом.

В такой цели воспитания аккумулируются гуманистические мировоззренческие позиции общества по отношению к личности и своему будущему. Они позволяют осмыслить человека как уникальное явление природы, признать приоритет его субъективности, развитие которой есть цель жизни. Благодаря такой формулировке цели воспитания появляется возможность переосмыслить влияние человека на свою жизнь, его право и ответственность за раскрытие своих способностей и творческого потенциала, понять соотношение между внутренней свободой выбора личности в саморазвитии и самореализации и целенаправленным влиянием на нее общества. Следовательно, в современной трактовке цели гуманистического воспитания заложена возможность формирования планетарного сознания и элементов общечеловеческой культуры.

Именно поэтому все три концепции своей главной целью ориентированы на формирование гармонической, всесторонне развитой личности. Концепция Газмана О.С. расширяет эту цель до реальной: дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе представить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желание индивида) и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах. Таланчук Н.М. же в своей концепции считает, что цель воспитания заключается в формировании гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей.

Постановка цели определяет и задачи воспитания. Общая цель концепции Бадалева Алексея Александровича, связанная с формированием сознания и самосознания, чувств, воли и поведения учащихся, требует конкретизации с учетом тех трудностей, которые переживает общество. Для сохранения учащейся молодежи как дееспособной части общества, готовой к его возрождению, особое значение имеют следующие задачи:

• философско-мировоззренческая подготовка молодежи, предоставление ей помощи в определении смысла жизни в условиях радикальных социально-экономических изменений, новых форм хозяйствования; формирование самосознания, ценностного отношения к собственной жизни, потребности в ее проектировании и реализации;

• приобщение молодежи к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и культуры своего Отечества, народа, формирование потребности в высоких культурных и духовных ценностях и в дальнейшем их обогащении;

• выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка; реализация их склонностей и способностей в разнообразных сферах человеческой деятельности и общении;

• формирование общечеловеческих норм гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные возможности человека, терпимости по отношению к людям), культуры общения;

• развитие внутренней свободы, способности к объективной самооценке и саморегуляции поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения, готовности и способности к рефлексии;

• воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие гражданской и социальной ответственности как важнейшей черты личности, проявляющейся в заботе и благополучии своей страны, сохранении человеческой цивилизации;

• воспитание положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, развитие потребности в творческом труде; воспитание социально значимой целеустремленности, предприимчивости и деловитости, честности и ответственности в деловых отношениях;

• воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни.

Концептуальные основы содержания деятельности классного руководителя (классного воспитателя) – концепция Газмана Олега Семеновича, задачи которой поставлены следующим образом:

• создать условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желание индивида) и объективные возможности семьи, школы, общественности;

Читайте также:  Цвет глаз у детей анализы

• формирование у ребенка к культуры самоопределения, способности к самореализации, самоорганизации и самореабилитации;

• дать каждому учащемуся базовую культуру – культуру жизненного самоопределения, культуру семейных отношений, экономическую, политическую, правовую, интеллектуальную, нравственную, экологическую, художественную, физическую культуру, культуру общения;

• выработка у школьников позиции творца, преобразователя самого себя.

Профессор Таланчук Николай Михайлович подчеркивает: «Вся окружающая нас природа и человек как ее часть существуют и развиваются по закону гармонии, и в том обществе, в котором этот закон соблюдается, личность обретает нужную гармонию. Закон гармонии есть основа человеческой жизни, и лишь исходя из него, из объективного социогенеза, можно понять истинную миссию человека в жизни, цель его воспитания».

Гармония личности — это мера, уровень освоения и выполнения ею системы социальных ролей. Гармоничным может и должен быть человек в любом возрасте: и дитя, и подросток, и юноша, и зрелый человек, и старик. В каждом возрасте существует определенная возможность освоения и выполнения социальных ролей, и мера соответствия этой возможности реальному достижению и есть показатель этой гармонии. Следовательно, воспитание гармонически развитой личности — это не только дальняя перспектива, не только результат, который может быть получен в будущем, но и реальность каждого данного момента.

Поэтому задачи воспитания в интегрированном виде сводятся к формированию у учащихся готовности и способности выполнять социальные роли, взятые в конкретных условиях жизни и деятельности и с учетом этапов развития личности.

Основные принципы концепций.

Бодалев А.А. считает, что жизненные ценности, нравственные нормы и правила только через чувства могут стать собственными ценностями и нормами развивающейся личности. Эмоциональная скудность существующей системы воспитания и гипертрофия рационального делают воспитание неэффективным; преодоление «левополушарного» стиля воспитания может вывести его на более высокий качественный уровень; это означает природосообразность воспитания, которая предполагает обязательный учет половозрастных особенностей учащихся и реализацию последующих принципов:

• определение возможного для данного пола и возраста учащихся уровня развития субъективных личностных свойств, на формирование которых следует ориентироваться;

• опора при их формировании на мотивационно-потребностную сферу учащихся конкретного пола и возраста; преодоление противоречий, характерных для данного возраста и проявляющихся в социальной ситуации развития и в ведущем виде деятельности школьника;

• изучение и воспитание индивидуально-личностных свойств школьника в общей структуре возрастно-половых проявлений;

• построение возрастно-психологической диагностики и коррекции поведения с учетом принятой в науке периодизации возрастов;

• обеспечение взаимосвязи возрастно-половой диагностики, психологической консультации и коррекции;

• единство обучения, воспитания и развития, что требует существенного изменения содержания общего образования, форм и методов обучения;

• национальное своеобразие воспитания, опора в воспитании на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, привычки;

• организация жизнедеятельности учащихся как основа воспитательного процесса;

• гуманизация межличностных отношений. Авторитарность, грубость, насилие над ребенком губят воспитательный процесс и ребенка как личность. Уважительные отношения между педагогами и детьми, терпимость к мнению детей, доброта и внимание по отношению к ним создают психологически комфортную атмосферу, в которой растущая личность чувствует себя защищенной, нужной, значимой, без чего невозможны развитие и саморазвитие ученика, создание благоприятного психологического климата для ребят и их наставников, совершенствование межличностных отношений в учебном заведении, создание ситуации успеха, доверия, соревновательности с целью коррекции этих отношений;

• дифференциация воспитания с целью активизации познавательной и мотивационно-потребностной сферы учащихся, предполагающая отбор содержания, форм и методов воспитания, учет специфических позиций детей и взрослых, прежде всего, родителей и педагогов в воспитательном процессе, во-первых, в соответствии с этническими и региональными культурно-историческими, социально-экономическими и социально-психологическими условиями, во-вторых, в связи с особенностями номинальных и реальных групп, в-третьих, в соответствии с ведущими функциями институтов воспитания, в-четвертых, с учетом уникальности участ-ников воспитательного процесса;

• средовой подход в воспитании включает различные варианты взаимодействия учебного заведения со средой (семьей, внеучебными объединениями, куда включен учащийся), которая весьма противоречива.

Принцип гуманистической ориентации личности в концепции воспитания Газмана О.С. требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Этот принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, атак же обеспечения свободы личности, вероисповедания и мировоззрения, выделение в качестве приоритетных задач заботы о физическом, социальном и психическом здоровье ребенка.

Принцип индивидуализации воспитания предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выведение специальных задач, соответствующих его индивидуальным особенностям, определение особенностей включения детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности как в учебной, так и во внеучебной работе, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.

Заключение.
В конце XX века в нашей стране произошли большие перемены во всех сферах, в том числе в образовании. Суть перемен в образовании состоит в том, что от старой концепции (коммунистическое воспитание) пришлось отказаться, она отражает представления о воспитании несоответствующее сегодняшним требованиям. Однако отказ от старого не привел автоматически к появлению новой концепции, скорее, можно говорить о кризисе образования и воспитания в стране. Его проявление состоит в том, что большинство школ и внешкольных учреждений перестали целенаправленно заниматься воспитательной работой с детьми и подростками. Многие общественные детские и молодежные организации тоже перестали существовать. Молодежь оказалась в моральном вакууме, дезориентированной, лишенной определяющих жизненных идей, притом положение усугубляется сложной социально-культурной обстановкой и агрессивной средой, где одно из ведущих мест занимают средства массовой информации, шоу-культура и… сама молодежная субкультура с многочисленными неформальными объединениями, увлечениями, которые граничат с психическими эпидемиями. И к этим последним можно отнести массовое курение табака и потребление пива. Семья и семейное воспитание тоже находится в кризисе и чаще всего не способны что-то сделать. Таким образом, все ведущие факторы воспитания (семья, школа, улица) оказались не способны эффективно выполнять свои функции. 2

Ни педагогическая теория, ни практика не нашли пока достаточно приемлемых и обоснованных подходов, концепций воспитания в стране. Следствием общего кризиса в стране и в ее системе образования, воспитания явилась дезориентация детей, молодежи. 2

Новое время требует от личности новых качеств. В связи с гуманистическими перспективами возрождения страны, становятся востребованными такие личностные качества как: практичность, динамичность, интеллектуальная развитость, а так же: культурность, интеллигентность, образованность, широта мышления, профессиональная компетентность. Тенденция гуманистического воспитания требует формирования нового менталитета личности, глубоко знающей себя, владеющей собой, самореализующейся. И поэтому данные личностные параметры становятся перспективной линией гуманистического воспитания.

Список используемой литературы:

  1. Педагогика. Учебник / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева и др.; Под ред. Л.П. Крившенко. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004 г.;
  2. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2002 г.;
  3. Педагогика в конспектах: Методическое пособие / Под общей ред. В.Б. Успенского. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2002г.;
  4. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 г. – Кн. 2.;
  5. Радугин А.А. Педагогика. Учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Центр, 2002 г.;
  6. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Воспитание учащихся: теория и методика. Ярославль, 2002 г.;
  7. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 г. – Ч.2.

источник

Подходы в воспитании детей позволяют выбрать правильное направление для обучения, становления и развития ребенка, раскрыть его индивидуальные особенности и способности.

Подход в воспитании детей играет важную роль для комфортного и полноценного развития. В дошкольном периоде важную роль играет социальная среда, в которой пребывает ребенок, она напрямую воздействует на него и его развитие.

В современной педагогике активно используют подход воспитания жизнью. В рамках этой методики воспитание и обучение ребенка происходят за счет его собственного опыта, а также с учетом правильных и неправильных поступков. Условия жизни напрямую влияют на личность ребенка.

При воспитании детей дошкольного возраста можно использовать трудовой подход, в состав которого может входить как трудовая деятельность дома, в детском саду и других дошкольных заведениях, так и занятия спортом. Тренировки и спортивные упражнения помогают закалить характер ребенка, воспитать в нем выносливость, силу воли и духа, трудолюбие и терпение.

Современные подходы в воспитании детей заключаются в постепенном прививании ребенку основных жизненных навыков.

При выборе определенных подходов в воспитании детей следует подбирать соответствующее направление – авторитарное, либеральное, демократичное и индифферентное.

Авторитарный подход предполагает воспитание ребенка в жесткости и строгости, безоговорочном подчинении и соблюдении строгих правил. Ребенок находится в пассивном состоянии, он зависит от родителей и не принимает решений. Серьезным недостатком авторитарного подхода в воспитании детей является утрачивание творческого начала и безынициативность, отсутствие самостоятельности и способности к принятию серьезных решений.

Противоположным направлением в воспитании является либеральный подход, в котором важную роль играет личность ребенка. В процессе воспитания отсутствуют запреты, правила и ограничения. В педагогике этот подход называют «методом вседозволенности». Недостатком данного подхода является отсутствие ограничений, которое может привести к эгоизму и избалованности, отсутствию цели в жизни.

Демократичный подход в воспитании детей подразумевает равноправное отношение между родителями и детьми. Решения принимают на семейном совете, а на всех этапах развития ребенок является равноправным участником воспитания, высказывает свое мнение и отстаивает личные интересы.

Индифферентный подход в воспитании детей является методом свободного развития ребенка, в котором родители не принимают участия. Ребенок считается независимой и свободной личностью, которую не следует обременять различными правилами, ограничениями и проблемами. Родители, используя этот подход, не участвуют в жизни ребенка, в его внутреннем и внешнем развитии. В результате такого воспитания у ребенка отсутствуют ориентиры в жизни, он не чувствует поддержки и защиты, а также у него нет духовной связи с родителями. В конечном итоге такого воспитания дети становятся закрытыми и асоциальными.

Для того чтобы ребенок вырос полноценной личностью, подходы в воспитании необходимо выбирать с учетом особенностей ребенка. При воспитании не должно быть большого количества запретов, но родителям и педагогам необходимо быть направляющей и контролирующей стороной.

Наиболее эффективными в педагогике являются индивидуальный и деятельностный подходы в воспитании детей.

Индивидуальный подход в воспитании ребенка представляет собой педагогический процесс, который учитывает индивидуальные особенности, влияющие на поведение и развитие. В этом подходе используют различные методы воспитания (в соответствии с личностью ребенка), направленные на достижение положительных результатов. Ребенок рассматривается как самостоятельная, уникальная и ответственная личность.

При использовании индивидуального подхода в воспитании ребенка открываются скрытые способности и возможности, происходит становление самосознания и самоопределения. Личность ребенка преобладает над коллективом, учитываются ее гуманистические, творческие, интеллектуальные и физические способности.

Преподаватели, использующие индивидуальный подход, высоко ценят ребенка, прививают ему интеллектуальные, моральные и социальные ценности. В этом подходе внимание акцентируется на каждом ребенке, его желаниях и возможностях.

Деятельностный подход в воспитании детей является эффективным методом обучения, в процессе которого ребенок получает, запоминает и использует знания в учебно-познавательной деятельности. Знания ребенку не дают в готовой форме, а организуют учебный процесс таким образом, чтобы ребенок активно и системно развивался и познавал.

В основе деятельностного подхода в воспитании детей лежат следующие дидактические принципы:

  • принцип деятельности, в ходе которой ребенок получает знания, осознает и использует их в различных сферах своей жизни;
  • принцип непрерывности, представляющий собой преемственность на всех уровнях обучения;
  • принцип целостности, который формирует системные и обобщенные знания детей об окружающем мире;
  • принцип психологической комфортности, в рамках которого создаются благотворные условия для познавательной деятельности детей;
  • принцип вариативности, формирующий способности к различным вариантам решения задач;
  • принцип творчества, подразумевающий использование творческого потенциала в образовательном процессе.

Познание деятельностного подхода в воспитании детей рассматривается в широком смысле, а также включает миропознание, личностное становление и самостоятельное определение ребенка. Главную роль в этом подходе играет деятельность детей, в процессе которой находят решения задач. Преподаватели и родители являются корректирующей, поддерживающей и стимулирующей стороной.

источник